Адрианов вал. Как на диких холмах Британии возводилось чудо римской фортификации
Древняя римская стена, проходящая через Северную Англию, во многом олицетворяла новую идеологию императора Адриана. Правивший с 117 по 138 год нашей эры, Адриан отказался от постоянных завоеваний и экспансий. Римская империя должна была остановить территориальный рост. В некоторых провинциях граница проходила вдоль дороги или реки, охраняемой фортами и башнями. В Африке и в Германии создавались фортификационные линии, которые преграждали путь варварским племенам.
Британская граница была более сложной, чем другие стены, в том числе и в Германии. Вдоль Адрианова вала были воздвигнуты 17 фортов, которые опирались на линию укреплений на римской территории, на систему баз снабжения и военные лагеря. И вся эта система строилась с расчетом на отражение набегов северных кельтов, которые держали римское население в Британии в постоянном напряжении. Британские племена не сразу приняли романизацию. Они продолжали обрабатывать землю по-старому и, вероятно, воевали друг с другом. Жить у границы среди племен бриттов римлянину было очень некомфортно и даже рискованно. Можно было лишиться не только собственности, но и жизни в одночасье.
Император Рима Адриан — римская бронза
Сначала Адрианов вал был просто земляным, его укрепляли нарезанным дерном. Хорошего камня не хватало. Местный красный песчаник слишком легко крошился. Во втором веке все же римляне выстроили каменную стену. С северной стороны стену прикрывал глубокий ров. Перед ним на некоторых участках находились три ряда волчьих ям, утыканных на дне острыми кольями.
Толщина стены по большей части составляла до десяти римских футов (около трех метров). Каждые три мили отмечались башнями, в которых располагались караульные солдаты, несшие службу на патрулировании своего участка. Задачей приграничных воинских контингентов было удержание укрепления до подхода главного отряда. Поэтому очень важно было подать сигнал об атаке или выдвигающихся варварах с помощью костра, послать конного курьера в тыл.
Римляне в Британии
Конечно, никакая укрепленная римская граница не могла бы остановить массы бриттов, решивших перейти рубеж империи. Однако наличие прочного барьера, подкрепленного военной силой, обеспечивало психологическое сдерживание потенциального врага. Примечательно, что последовавшие за Адрианом императоры не отказались от концепции оборонительных рубежей. Каждый из последователей Адриана регулярно ремонтировал и восстанавливал стены. По причинам, которые археологи не полностью понимают, преемник Адриана, Антонин Пий, захватил низменную Шотландию и построил аналогичную стену. Римлские гарнизоны удерживали эту линию около двух десятилетий, прежде чем стена Адриана была вновь введена в строй и оставалась северной границей провинции Британия (даже несмотря на то, что военные кампании проводились к северу от нее).
Вал Адриана в Британии
В начале третьего века император Север вел войну в Шотландии, но не удерживал территорию. Он так тщательно отремонтировал стену Адриана, что археологи XIX века полагали, что построил ее именно он. Спустя столетие, когда император Констанций Хлор проводил кампанию на севере, стена Адриана оставалась линией границы. Никто не может сказать, почему эти императоры так и не аннексировали земли, за которые они сражались.
Что случилось со стеной в конце римского периода, не совсем понятно. Функция пограничного укрепления была сведена к нулю. Не исключено, что на стену пограничные войска перестали обращать внимание, поскольку изменилась сама концепция охраны границ. Главная тяжесть легла на военные лагеря и на форты. Окончательно Адрианов вал был заброшен римлянами к 6-му веку.
Император Адриан. Римский мрамор
Пограничные укрепления Древнего Рима
Многие величественные средневековые замки и огромные крепости XVII–XIX столетий выросли на месте древнеримских укреплений. Но что же представляли собой сами фортификационные сооружения Древнего Рима в период его расцвета? Лагеря легионов и оборонительные линии опоясывали всю империю, защищая её от вражеских вторжений и играя роль плацдармов для наступательных действий. А вот фортификационные сооружения, размещённые во внутренних провинциях, имели скорее статусный, чем оборонительный характер.
Укреплённый полевой лагерь
Одним из наиболее распространённых типов древнеримских укреплений был полевой лагерь, обозначавшийся словом castra. Существовали стационарные зимние (castra stativa и castra hiberna) и летние лагеря (castra aestiva), последние обычно строились вечером после дневного перехода.
По мнению французского исследователя Яна Ле Боэка, не существует ни точно воспроизведённого прототипа постоянного лагеря, ни стандартной схемы постройки, характерной для всей империи. Английский историк Джек Ландер выявил, что даже в отдельных регионах империи эволюция укреплений не шла по одному и тому же пути. В этой статье мы выделим общие черты, которые были присущи всем древнеримским укреплениям.
К местоположению лагеря существовали строгие требования — оно должно быть со всех сторон хорошо защищённым, удобным для обороны, а также иметь источник воды.
Основой всех римских укреплений являлась система fossa – agger – vallum (ров – насыпь – вал). Часто встречались два и три рва, что зависело прежде всего от степени военной угрозы. Изначально, в правление Юлиев-Клавдиев, все укрепления на границах строились при помощи дёрна, земли и дерева. С приходом к власти Флавиев в 69 году и постепенным установлением постоянных позиций легионов началось строительство крепостей из кирпича или камня. При этом старые укрепления зачастую разбирали, а на их месте возводили новые. Эти сооружения строились по всей империи и были очень просты, единственным нововведением поздней республики и ранней империи стала подъёмная решётка на воротах. До наших дней дошло описание такого лагеря времён императора Адриана, написанное римским автором по имени Арриан:
«Сама же крепость, где размещаются 400 отборных воинов, мне показалась весьма сильной по природным свойствам местности и расположенной в месте, очень удобном для защиты тех, кто плавает вдоль берега. Вокруг стены проведён широкий двойной ров. Прежде стена была земляная, и на ней стояли деревянные башни, но теперь и стена, и башни сложены из обожжённого кирпича; стена стоит на прочном фундаменте, на ней размещены военные машины, одним словом, она снабжена всем необходимым для того, чтобы никто из варваров не мог даже приблизиться к ней, не говоря уже о невозможности угрожать осадой находящемуся в ней гарнизону. А так как и сама гавань должна представлять безопасное убежище судам, а все места вне укрепления населены отставными военными и некоторыми другими торговыми людьми, то я решил от двойного рва, опоясывающего стену, провести ещё один ров до самой реки, который окружит гавань и дома, находящиеся за стеной».
Постоянный лагерь
В I веке постоянные лагеря обычно строились по прямоугольному типу, изредка — в форме квадрата. Полибий, древнеримский автор II века до н. э., утверждал, что в республиканскую эпоху римляне строили свои походные лагеря квадратом. Во II веке н. э. теоретическое соотношение длины и ширины составляло 3/2 (его рекомендовал Псевдо Гигин, написавший трактат об устройстве лагеря), в реальности же лагеря часто имели иные пропорции: Эль-Касбат — 5/4, Ламбезис — 6/5.
По традиции лагерь имел четверо ворот, которые размещались в стенах и обычно защищались с боков прямоугольными или квадратными башнями. Изначально башни не выносились за стены для флангового обстрела атакующего противника, лишь со временем, когда лагеря начали возводиться как постоянные долговременные укрепления, закрепился такой тип фортификации. Типичным для крепостей I–II веков было внутреннее расположение угловых башен (предвратные башни частично выступали за крепостную стену).
Как сообщают многие древние авторы, постройка лагеря начиналась с организации его внутреннего пространства. С помощью специального инструмента (groma) в лагере проводились основные дороги (via principalis и via praetoria), делившие его на три части. Вдоль этих «улиц» располагались ряды построек. На претории размещалось специальное здание, в котором хранились знамёна (aedes signorum) и сбережения солдат. Выделялось отдельное здание для канцелярии, рядом с которым располагались склады оружия (arnamentaria).
Бо́льшую часть лагеря занимали жилища. Ближе к центральной площади располагались дома офицеров. Центурионы и солдаты жили в общих П-образных или прямоугольных одноэтажных казармах, разделённых на комнаты (в каждой из них проживало 8 человек). По краям казармы размещались более просторные квартиры центурионов, наименее удобные жилища отводились воинам вспомогательных частей и прислуге. В больших лагерях, где размещались легионы, строились многочисленные сооружения, необходимые для повседневной жизни — больницы, склады, мастерские и бани. Известно, что в каждом большом лагере, где размещался легион, имелись мастерские (fabrica) по производству оружия и кирпичей. Склады предназначались прежде всего для хранения запасов продовольствия и использовались не только при осаде лагеря, но и являлись базами снабжения воюющих армий.
Изначально в одном месте концентрировалось несколько легионов, но уже к концу I века они постепенно рассредоточиваются — это носило в первую очередь политический характер и не давало собрать слишком много сил в руках одного полководца.
Постоянные лагеря занимали территорию площадью от 17 до 50 га:
Количество легионов
Конец правления Траяна – начало правления Адриана
Регенсбург (Castra Regina)
Определить площади лагерей ауксилариев сложнее из-за разнообразия таких подразделений. Большинство учёных сходится на том, что «тысячная» кавалерийская ала занимала площадь от 5 до 6 га, «пятисотенная» — около 4 га, «тысячная» когорта — около 3 га, «пятисотенная» когорта — около 1,5 га.
Формирование римской системы укреплений
Древнеримские укрепления постепенно сформировали единую сеть, что положило начало созданию лимеса — системы коммуникаций и оборонительных сооружений на границах империи. В завоёванных провинциях в первую очередь охранялись стратегически важные объекты: крупные дороги, речные переправы и городские центры. Кроме того, создавалась цепь постов, с которых велось наблюдение за передвижениями варваров.
В эпоху Флавиев началось широкомасштабное строительство укреплений и создание надёжной системы охраны границ. В то же время прекратились крупномасштабные завоевания на всех фронтах империи, и воинские части получили постоянные места дислокации. Вспомогательные когорты и алы размещались на границах в укреплённых фортах и лагерях на расстоянии 8–10 км друг от друга. Многочисленные дороги, проложенные вдоль границ, обеспечивали скорую переброску войск с одного участка обороны на другой. Легионы были размещены в крупных крепостях и привлекались для ведения значительных операций на территории противника.
Во второй половине I и во II веке на отдельных участках границы стали возникать системы земляных валов с частоколами и рвами (со временем их начали строить и из камня). В это же время деревянные укрепления легионов и вспомогательных частей перестраиваются в каменные. Наиболее известными из таких сооружений являются Германский лимес (от Бонна до Регенсбурга), укрепления в Дакии и Нижней Мезии, Адрианов вал и 175-километровая Ретийская стена, построенная при императоре Коммоде (180–192 годы). Зачастую эти укрепления проходили по берегам крупных рек, например, — Дуная и Рейна.
Германский лимес протянулся вдоль границ Верхней Германии и Реции на расстояние примерно 550 км — главной его задачей было сдерживание нападений германских племён на стратегически важный участок Декуматских полей. Вклиниваясь между провинциями Верхняя Германия и Реция, не укреплённые территории создавали серьёзную угрозу внутренним землям империи. Эту проблему начали решать при императоре Клавдии, который возвёл в верховьях Дуная линию крепостей — Ристиссен, Эмеркинген, Минген, Эннетак, Ирцигхофен. Около 74 года в Бадене были проведены дороги, соединившие крупные римские базы (лагеря легионов) на Верхнем Рейне — Аргенторат (Страсбург) и Виндониссу (Виндиш) с Роттвайлем.
После войн Домициана против хаттов была построена дорога от Майнца (Могонциака) к реке Нидда. Специально для защиты этой стратегически важной дороги была возведена цепь укреплений в южных предгорьях Тавн. Линию таких же укреплений при Домициане провели через горы Оденвальд к реке Рейн. Вслед за этим была построена новая дорога от Роттвайля до Файмингена, где она соединилась с дорогой, ведшей от Майнца, и достигла Дуная. Дороги соединили крупнейшие легионные лагеря Верхней Германии и Реции, остриё клина Декуматских полей было срезано постройкой сети оборонительных сооружений.
При Траяне (98–117 годы) линия Оденвальда, заканчивавшаяся у Верта (на Майне), была продолжена до Вимпфена (на Неккаре) и Каннштадта. Граница в Реции была перенесена на север на линию Гунценгаузена, которая у Лерха примкнула к германской линии укреплений. При Адриане Пограничная линия шла из Геннингена через долину реки Лана и истоки реки Эмс на восток, где у Цугмантеля начиналась дорога к Майнцу. Затем она достигала Бюцбаха и поворачивала к Майнцу, который пересекала у Гросс-Кротценбурга. Затем укрепления шли по Майну, где у Мильтенберга начинался вал с палисадом, тянувшийся до Лерха. При Адриане также был построен палисад вокруг Реции и упразднены крепости на Нижнем Майне — Фридберг и Хиддернхейм. Примерно в 155 году император Антонин Пий передвинул границу с линии Оденвальд – Неккар далее на восток. По линии Валлдюрн – Лерх на протяжении 80 км был возведён четырёхметровый вал с частоколом и ров шириной 6 м и глубиной до 3 м. Недалеко от вала размещались небольшие лагеря и наблюдательные башни.
Ретийская стена протянулась на расстояние в 175 км по линии от Лерха до Гингейма (на Дунае). При императоре Коммоде (180–192 годы) вместо деревянных укреплений были выстроены оштукатуренные каменные стены высотой до 2,5 м и толщиной до 1 м.
Адрианов вал в Британии был построен в 122–128 годах и соединил берега залива Солвей и устье реки Тайн. Каменная стена имела в длину 117 км, достигала высоты в 3,5 м и толщины в 2,5 м. Внешняя и внутренняя поверхности стены были облицованы массивными каменными глыбами, а пространство между ними заполнялось бутом и известью. Севернее стены тянулся ров, имевший 3 м в глубину и 10 м в ширину. Южнее стены была проложена дорога, защищённая двумя параллельными насыпями. Между стеной и насыпями на расстоянии одной мили друг от друга размещались укреплённые форты, в которых находились гарнизоны численностью от 8 до 16 человек. По всей длине стены располагались лагеря когорт, из которых в случае опасности можно было быстро перебрасывать силы на угрожаемые участки. В общей сложности в укреплениях располагалось 10 000–12 000 бойцов. В 140–141 годах в 160 км к северу от Адрианова вала был построен вал Антонина Пия, но он не имел такого значения и вскоре был оставлен.
Абсолютно иная защитная система сложилась на востоке — влияние на неё оказали другие природные условия. В Сирии и близлежащих регионах римлянам противостояло мощное Парфянское государство. Кроме того, боевые действия можно было вести на ограниченной территории, так как пустыня являлась серьёзной преградой для большой армии. Поэтому все крупные сражения происходили в долинах рек Тигр и Евфрат или на горных плато. Такое положение обусловило иную стратегию размещения укреплений и вооружённых сил — оборона носила преимущественно очаговый характер.
В целом древнеримские укрепления были весьма просты и в случае долгой планомерной осады вряд ли могли бы устоять. При обороне главная ставка делалась на профессионализм защитников крепости, а также дороги, обеспечивавшие скорую переброску подкреплений. Римляне предпочитали встречать врага в поле, а не отсиживаться за крепостными стенами. При любой возможности они старались переносить боевые действия на территорию противника, поэтому римские лагеря предназначались не столько для обороны, сколько для размещения войск и хранения необходимых припасов.
- Ливий Тит. История Рима от основания города / Пер. с лат. под ред. М. Л. Гаспарова и Г. С. Кнабе, т. I-III. М., 2002
- Полибий. Всеобщая история в сорока книгах / Пер. с греч. Ф. Г. Мищенко, т. I-III. М., 1890-1899
- Флавий Иосиф. Иудейская война / Пер. с греч. Я. Л. Чертка. СПб., 1900
- Цезарь Гай Юлий. Записки Юлия Цезаря / Пер. и коммент. М. М. Покровского; Гай Саллюстий Крисп. Сочинения / Пер., статья и коммент. В. О. Горенштейна. М., 2001
- Дион Кассий. Dio’s Roman History: In Nine Volumes / With an English Translation by E. Cary, on the Basis of the Version of H. B. Foster. London; New York, 1914-1927
- Ле Боэк Я. Римская армия эпохи ранней империи / Пер. с фр. М., 2001
- Маклаюк А. В. Армия римской империи. Очерки традиций и ментальности. Н. Новгород., 2000
- Садовская М. С. Римский форт Виндоланда. К вопросу о романизации Британии в I в. н.э. // Из истории античного общества. Горький, 1988
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Много всяких бородатых древностей мы уже осмотрели с вами, давайте осмотрим и еще одну.
Вал Адриана («Стена Адриана»; англ. Hadrian’s Wall, лат. Vallum Hadriani) — оборонительное укрепление длиною 120 км, построенное римлянами при императоре Адриане в 122—126 гг. для предотвращения набегов пиктов и бригантов с севера. Пересекает северную Англию от Ирландского (залив Солуэй-Ферт) до Северного (крепость Сигидунум (Segedunum) у реки Тайн) морей у границы с Шотландией. Наиболее выдающийся памятник античности в Великобритании.
В 122 император Адриан (76–138) отдает приказ о возведении грандиозной стены в Северной Британии, которая должна была очертить границы Империи, и уберечь ее от набегов варварских племен. Работами по строительству руководил наместник римской Британии Платорий Непот. В 126 было завершено возведение Адрианова вала, который простирался от моря до моря на 117 км (80 римских миль) от р.Солуэй (на западе) до р.Тайн (на востоке).
Согласно одной из версий, план по сооружению вала принадлежал императору Адриану: предполагалось, что стена будет состоять из каменной (длиной ок. 112 км и толщиной ок. 3 м) и земляной частей (толщиной ок. 6 м). При строительстве эти параметры были изменены: высота каменной стены 6 м, толщина – ок. 2,5 м. Участок земляного вала высотой был почти 4м и толщиной в основании 6 м. Через каждую милю (римская миля) возвышались т.н. мильные форты (16 фортов), где размещался гарнизон. Через 1300 м были построены сторожевые башни, а примерно через 500 м стояли вышки для сигнализации. Вдоль вала был вырыт ров.
В конце 2 в. значение Адрианова вала несколько уменьшилось, но уже в 205–207 по приказу императора Септимия Севера (146–211) стену восстанавливают, и она вновь является важным оборонительным сооружением вплоть до 3 в. Весь 4 в. варварские племена теснили римлян с территории Британии. В 400 последний римский гарнизон покинул Адрианов вал.
Адрианов вал – один из крупнейших фортификационных и культурных памятников римской цивилизации на территории римских колоний.
Вал был построен из камня и торфа в самом узком месте острова (от современного Карлайла до Ньюкасла). Длина — 117 км, ширина — 3 м, высота — 5-6 м. На востоке это была каменная стена, на западе — дерновый вал. По всей длине вала через определенные промежутки стояли наблюдательные башни, а за ними располагалось 16 фортов, с обеих сторон шли рвы.
Наиболее известным из укреплений располагавшихся вдоль стены является каструм Верковициум (Vercovicium) сейчас известный как Римская крепость Хаузестедс (Housesteads).
После того как был построен вал Антонина, за Адриановым валом никто не следил, и он постепенно разрушался. Но в 208 году император Север приказал оставить Антонинов вал и укрепить вал Адриана, установив по нему границу римских владений. Пикты несколько раз пробивали в валу проходы, и римляне в конце концов в 385 году оставили его разрушаться.
В настоящее время неплохо сохранившиеся развалины фортов ещё можно видеть в Нортумберленде около Хаусстедса, Грейт-Честерса и Виндоланды.
Редьярд Киплинг посвятил Адрианову валу стихотворение «Песня римского центуриона»:
Этот вал, к построению нового вала во времена Антония Пия (Антониевых вал), был северным рубежом Римской империи.
Стена Адриана была построена из камней разных размеров: от современной кирпича до огромных глыб. Большая часть вала сохранились до нашего времени, особенно средний отрезок, находящийся среди впечатляющего ландшафта. Адрианов вал — любимое туристическое место в Северной Англии. 1987 года его провозглашен памятником Всемирного наследия ЮНЕСКО. С вала открывается прекрасный вид на прилегающую местность.
Известно, что завоевание Британии еще в середине I в. до н.э. начал Юлий Цезарь, но пробыл он здесь недолго, и только через 100 лет императору Клавдию удалось добиться большего успеха. Страна покорилась относительно легко, но северная ее часть — Каледония (современная Шотландия) продолжала оказывать сопротивление римским легионам. Местные племена пиктов постоянно совершали набеги на их военные лагери — лимесы. Именно поэтому во II в. император Адриан решил обезопасить северную границу империи, возведя здесь неприступный защитный вал, своего рода «китайскую стену».
В 2009 году стену Адриана планируется осветить на всем её протяжении, от побережья до побережья. Для этого стена, длина которой составляет 117 километров, будет оборудована 500-ми группами лампочек. Сделать это планируется в воскресенье 13-го марта. Лампочки будут размещены с 250-метровым интервалом друг от друга. Стена будет освещена от первого камня в Воулсенде на северо-востоке до последнего в Боунес-он-Солвей в Камбрии, сообщает интернет-издание destinations.ru.
Проект приурочен к британской неделе туризма, которая состоится в 2010-м году. Ожидается, что подсвечивание вала станет её центральным событием. Линда Таттиетт, руководитель центра культурного наследия, занимающегося вопросами, связанными с Валом Адриана, отмечает: «Совместно с местными жителями мы хотели сделать что-то действительно необычное, дабы оживить самую длинную и самую великую часть культурного наследия Великобритании, а также привлечь к Валу Адриана внимание. Что могло стать более захватывающим, чем линия света, которая будет простираться от камня до камня, освещая этот восхитительный объект мирового наследия?»
Проект осуществляется при участии Джона Фаркухэр-Смита, который был техническим директором восьмиминутной церемонии передачи «эстафетной палочки» Лондонской Олимпиаде 2012 на закрытии Олимпийских Игр, прошедших в 2008-м году в Пекине. Он также принимал участие в организации футбольного матча, прошедшего зимой в 200-х милях к северу от Северного Полярного Круга. Джон Фаркухэр-Смит говорит следующее: «Я рад, что стал директором этого необычного проекта. Создать линию света, простирающуюся от одного конца Англии к другому — действительно уникальная возможность. Наша цель состоит в том, чтобы потрясти воображение общественности проектом, который раскроет весь масштаб и красоту Стены Адриана и сельской местности, деревень и городов, вдоль которых она тянется».
Ожидается, сто после проведения подсветки, операторская группа снимет на камеру стену с вертолета, а картинка при этом будет транслироваться на гигантских экранах, установленных в местах проведения крупнейших празднований, посвященных валу Адриана.
Кликабельно 8000 рх
Давайте я вам напомню что нибудь еще из древностей: вот например Легендарный меч в камне или вот например Как строили Стоунхендж (Stonehenge). Посмотрите еще на Античный Эфес
Словом и копьём. Пограничные укрепления Древнего Рима (2 статьи)
Пика своего могущества римская армия достигла в I-II веках н. э. Римские легионеры и ауксиларии огнём и мечом расширяли пределы империи, не раз вступая в кровавые схватки с самыми разными противниками.
Как правило, сражению предшествовала воодушевляющая речь полководца, после чего войска вступали в бой. Сражение начинали отряды, вооружённые луками, пилумами (дротиками) и пращами, а также катапульты и баллисты. Обстрел метательным оружием имел целью не столько нанести урон противнику, сколько расстроить его ряды и подготовить атаку тяжёлой пехоты. Во времена расцвета Римской империи легионная артиллерия была весьма многочисленной — на легион приходилось 55 карробаллист (по одной на центурию) и 10 онагров (по одному на когорту). Первыми открывали огонь метательные машины, стрелявшие на наибольшее расстояние, затем, по мере приближения врага, в бой постепенно вступали лучники, пращники и прочие застрельщики (в период ранней империи такие отряды могли состоять из специализированных подразделений).
Подразделения лучников представляли отдельные когорты, о чём сохранилось немало свидетельств.
Если враг оказывался стойким и упорным, в бой вступала тяжёлая пехота — в первой линии могли находиться как легионеры, так и когорты ауксилариев. Битва представляла собой столкновение двух линий, непосредственно вовлечёнными в которое оказывались лишь бойцы, стоявшие в первых рядах. На то, что строй был един и дисциплинирован, указывают многочисленные источники. Есть несколько вариантов того, какое пространство занимал легионер во время битвы. Полибий пишет о том, что на одного бойца приходилось 6 футов по фронту его отряда, Вегеций утверждает, что каждый легионер занимал пространство лишь в 3 фута — судя по всему, речь идёт о характеристиках свёрнутого и развёрнутого построений.
Перед началом атаки воины выкрикивали боевой клич и бросали во врага пилумы, которыми были вооружены легионеры и многие когорты ауксилариев. Устройство римского пилума позволяло при попадании в щит противника оставить последнего без защиты. Застревая в щите, пилум делал невозможным его применение, и враг вынужден был бросать щит. Во время сражения не всегда происходило сближение, и у врага было достаточно времени, чтобы подобрать прилетевшие дротики и метнуть их обратно. Поэтому конструкция римских пилумов была рассчитана так, чтобы при попадании в щит они ломались пополам и не могли быть использованы повторно. С учётом того, что у большинства варваров хорошо вооружены были лишь первые ряды, такая атака приводила к замешательству, останавливала и нарушала строй перед столкновением. Иногда залп дротиков мог привести к бегству врага — потери от него были невелики, но существенно влияли на боевой дух варваров. В идеале после броска пилумов римляне должны были начинать энергичную рукопашную атаку, не позволяющую противнику сплотить ряды.
Продолжительность битвы, как правило, была небольшой — известны лишь исключительные случаи, когда она шла весь день. При этом стоит отметить, что целый день длилось не рукопашное сражение, а дистанционные бои. Вопреки расхожему мнению о том, что римляне в первую очередь стремились к рукопашной схватке, битвы зачастую сводились именно к бою на расстоянии с использованием разнообразного метательного оружия — стрел, дротиков и пращ.
Рукопашный бой
Если же враг выдерживал обстрел и сам атаковал, то римляне, упёршись щитами и подперев их плечами, напирали на него, наиболее сомкнув две первые шеренги. В это время третья и четвёртая шеренги продолжали метать дротики.
Римляне пришли к выводу, что более практично использовать несколько боевых линий, а не формировать одно глубокое построение, считавшееся нормой для других древних армий. Несколько линий можно было использовать по-разному, включая широкомасштабное тактическое маневрирование войсками из вспомогательных линий — именно это произошло в битвах на Метавре, на Великих равнинах, при Заме, при Киноскефалах, во втором сражении при Херонее и при Фарсале.
Впрочем, первостепенной целью системы с множеством линий было обеспечение механизма замены уставших и ввода в бой подкреплений. Ливий прямо описывает этот процесс в манипулярном легионе, хотя анахронически помещает его в более ранний контекст. Цезарь упоминает, как свежие когорты сменяли уставшие в битвах при Илерде и Фарсале. Древние авторы неоднократно утверждали, что возможность замены уставших бойцов свежими являлась преимуществом, дававшим римлянам возможность взять верх над врагом равной или даже превосходящей численности, однако выстроенным в одну линию.
Сражаясь против преимущественно пеших армий, римские военачальники старались взять инициативу в свои руки и атаковать первыми, выбрав слабое место во вражеских боевых порядках. Тяжёлая пехота наносила массированный удар, пользуясь глубиной построения и возможностью заменять уставших в первых рядах. В ходе рукопашной атаки задние ряды напирали на передние, пытаясь смять и нарушить строй противника. Во время передвижения тренированность римлян и деление строя на небольшие части не позволяли распадаться линии легиона.
Штандарты и знамёна
Сплочённость во время манёвров обеспечивали знамёна (орлы, signa, vexilla), за которыми воины должны были постоянно следить. Ещё со времён военных реформ Мария единство римской армии скрепляли именно хранители воинских святынь: знамён (signum) и орлов (aquila), а в дальнейшем — изображений императоров (imago). Находясь во время сражения в первых рядах, они поднимали дух воинов, заставляли их более мужественно сражаться, преодолевая самое отчаянное сопротивление варварских дружин. С воинскими знаками была связана и религиозная жизнь легионеров — святыни обожествляли, верили в их сверхъестественные силы. В I-III веках главное место в армейской религиозной жизни занимали культы императоров и верховных римских божеств. Наконец, как сообщает военный историк начала IV века Флавий Вегеций Ренат, боевые знамёна во время сражения служили ориентирами для рядового состава, являясь одной из разновидностей немых сигналов, подаваемых офицерами своим подчинённым.
Многие римские полководцы умело использовали веру солдат в символы военной мощи Рима для достижения победы. Аппиан сообщает, как в сражении под Орхоменом конные орды Митридата VI стали теснить легионеров, которые оробели перед сильным противником. Тогда командующий войсками Сулла, схватив легионного орла, увлёк воинов в атаку и разгромил врага. Известно, что подобным образом не раз поступал и Цезарь.
По свидетельству Вегеция, главным знаком всего легиона являлся орёл, которого нёс орлоносец (аквилифер). В случае потери святыни воинская часть расформировывалась. На нижнем Дунае так произошло во время дакийских войн императора Домициана (86-87 годы н. э.), когда префект претория Корнелий Фуск во главе V легиона Жаворонков попал в засаду в Карпатских горах, лишившись и головы, и армии. Лишь через двадцать лет победоносные воины Траяна смогли вернуть гордый символ римского могущества. Можно предполагать, что все знаменосцы были хорошо проверенными, мужественными людьми с большой выслугой лет. Цезарь в «Записках о гражданской войне» рассказывает о подвиге одного из своих орлоносцев в битве при Диррахии. Уже лишившийся помощи офицеров (которые погибли), тяжелораненый и теряющий силы, он до конца не отпускал своего орла, протянув его лишь приближающимся знакомым кавалеристам со словами:
«Я много лет, пока был жив, добросовестно охранял его; с той же верностью теперь, перед смертью, возвращаю его Цезарю. Заклинаю вас, не допустите воинского бесславия, которого до сих пор не случалось в войске Цезаря! Доставьте Цезарю его целым!»
Тацит в одном из своих произведений даёт подробное описание хода сражения у Граупийских гор. В нём затрагиваются все аспекты боя:
«Сначала, пока противники не сошлись вплотную, бой вёлся ими на расстоянии, и бритты при помощи своих огромных мечей и небольших щитов упорно и вместе с тем ловко или перехватывали пущенные нашими дротики, или отбивали их на лету, одновременно осыпая нас градом стрел, пока Агрикола не обратился, наконец, к четырём когортом батавов и двум тунгров, призвав их пустить в ход мечи и вступить в рукопашную схватку, в чём благодаря длительной службе в войске они были опытны и искусны, и что давало им перевес над врагами, ибо лишённый острия меч бриттов непригоден для боя, в котором враги, столкнувшись грудь с грудью, вступают в единоборство. И вот батавы стали обрушивать удары своих мечей на бриттов, разить их выпуклостями щитов, колоть в ничем не прикрытые лица и, сокрушив тех, кто стоял на равнине, подниматься, сражаясь, по склону холма, а остальные когорты, соревнуясь с ними и поддержанные их натиском — рубить всех попадавшихся им на встречу; и, торопясь довершить победу, наши оставляли за собой легкораненых и даже невредимых врагов. Между тем, и отряды конницы, после того, как колесницы бриттов были обращены в бегство, ринулись на неприятеля, с которым дрались наши пешие. И хотя они своим появлением вселили в него ещё больший страх, всё же из-за плотных скопищ врага и неровности местности их порыв вскоре выдохся; и всё происходившее здесь меньше всего походило на боевые действия конницы, ибо с трудом удерживавшихся на склоне всадников теснили, к тому же, тела сбившихся в беспорядочную кучу коней. И нередко неведомо как затесавшиеся в эту суматоху колесницы, а также перепуганные, оставшиеся без всадников кони наскакивали на них, как кого заносил страх, и сбоку, и спереди. Тогда те из бриттов, которые, не участвуя в битве, всё ещё занимали вершины холмов и, стоя в бездействии, насмехались над малочисленностью римского войска, стали понемногу спускаться с возвышенностей и обходить побеждающих с тыла, в чём они и успели бы, если б Агрикола, именно этого и опасавшийся, не бросил на наступающего противника четыре конных отряда, прибережённые им на случай возможных в сражении неожиданностей; и чем яростнее враги набегали на них, с тем большим ожесточением были отбиваемы и обращаемы в бегство».
Можно предположить, что это сражение шло по строго продуманному плану римского полководца. Удар пехоты, как обычно, начался с правого фланга и был скоординирован с атакой конницы во фланг вражеской армии. Конница римлян нанесла поражение вражеской пехоте и стала основным творцом победы. В этом сражении наблюдается несоразмерное количество пехоты и конницы по сравнению с другими сражениями римской армии — на 8000 пехотинцев, принявших участие в сражении, приходилось 5000 кавалеристов. Судя по ходу боя, практически вся конница состояла из контариев (легко одоспешенных копьеносцев). Этот факт косвенно подтверждается тем, что конница вступила в рукопашную схватку, а не вела бой на расстоянии.
Горе побеждённым
После того, как противник прекращал сопротивление и пускался в бегство, начиналось его преследование, в ходе которого проигравший нёс намного бо́льшие потери, чем во время битвы. Обычно преследование велось с привлечение пехоты и конницы, очень осторожно в связи с опасностью засад. Затем на более дальние дистанции, когда враг рассеивался, преследовать бегущих отправлялась одна конница. Уничтожение врага продолжалось до наступления темноты.
Убедившись в поражении вражеской армии, римские солдаты приступали к разграблению её обоза — этим занималась одна часть войска, в то время как другая стояла на страже. После этого происходил организованный раздел добычи.
Главными факторами успеха римской армии были отличное качество подготовки командиров и рядовых, широкое использование различных знамён и воинских реликвий, высокий боевой дух, умелое тактическое построение и маневрирование в бою, а также инициатива во время боевых действий — стремление навязать прямой бой и атаковать первыми.
Источники и литература:
- Арриан. Тактическое искусство / Пер. с греч. Н. В. Нефёдкина. М., 2004
- Арриан. Диспозиция против Аланов / Пер. с греч. Н. В. Нефёдкина. М., 2004
- Ливий Тит. История Рима от основания города / Пер. с лат. Под ред. М. Л. Гаспарова и Г. С. Кнабе, т. I-III. М., 2002
- Оносандр. Наставления военачальникам / Пер. с греч. СПб., 1828
- Полибий. Всеобщая история в сорока книгах / Пер. с греч. Ф. Г. Мищенко, т. I-III. М., 1890-1899
- Тацит Корнелий. Анналы. Малые произведения. История / Издание подготовили А. С. Бобович, Я. М. Боровский, Г. С. Кнабе и др. М., 2003
- Фронтин Секст Юлий. Стратегемы (военные хитрости). – ВДИ, 1946, №1
- Цезарь Гай Юлий. Записки Юлия Цезаря / Пер. и коммент. М. М. Покровского; Гай Саллюстий Крисп. Сочинения / Пер., статья и коммент. В. О. Горенштейна. М., 2001
- Ле Боэк Я. Римская армия эпохи ранней империи / Пер. с фр. М., 2001
- Разин Е. А. История военного искусства. т. 1. СПб., 2000
- Коннолли П. Греция и Рим. Эволюция военного искусства на протяжении 12 веков: Энциклопедия военной истории: Пер. с англ. М., 2001
- Вэрри Дж. Войны античности от Греко-персидских войн до падения Рима. Иллюстрированная история / Пер. с англ. М., 2004
Путь святого апостола Иакова
![]() |
Святой Иаков Алфеев апостол XIII век, Греция Патмос, монастырь св. Иоанна Богослова |
Если бы вы спросили средневекового пилигрима из Европы, направляющегося на Святую Землю, куда он держит путь, то он бы непременно вам ответил, что идет в Сантьяго-де-Компостела взять благословение на предстоящее долгое путешествие у апостола Иакова, покровителя всех паломников и странников.
И сегодня в Европе весьма часто можно встретить необычно одетых путников с рюкзаком на спине и посохом в руках, которые ищут дорогу, отмеченную каменной ракушкой.
Сантьяго-де-Компостела – город, расположенный на северо-западе Испании и являющийся столицей автономного сообщества Галисия, – можно найти еще не на всякой карте. Но в этом маленьком по современным меркам городе, где население не превышает и 100 тысяч человек, хранится величайшая христианская святыня – мощи апостола Иакова, старшего брата апостола Иоанна Богослова.
«И, пройдя оттуда немного, Он увидел Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, также в лодке починивающих сети; и тотчас призвал их. И они, оставив отца своего Зеведея в лодке с работниками, последовали за Ним» (Мк. 1: 19–20), – так святой апостол и евангелист Марк описывает призвание Христом Иакова и Иоанна, простых рыбаков из Галилеи, названных Господом «сынами громовыми» (см.: Мк. 3: 17) за свой порывистый нрав и горячий темперамент.
Впоследствии именно Иакову, Иоанну и Петру Спаситель неоднократно открывал Свое Божественное достоинство и силу: они присутствовали при воскрешении дочери начальника синагоги Иаира (см.: Мк. 5: 37–43; Лк. 8: 51–56), при исцелении тещи апостола Петра в его доме (см.: Мк. 1: 29–31), при беседе о разрушении храма (см.: Мк. 13: 3), были свидетелями Преображения Христова на горе Фавор (см.: Мк. 9: 2), сопровождали Спасителя в Гефсиманском саду, перед тем как Его схватили стражники, посланные первосвященниками и книжниками.
По Воскресении Господнем и по принятии Святого Духа в Сионской горнице все апостолы по жребию разошлись по разным странам для проповеди Евангелия. Церковное предание гласит, что Иаков Зеведеев отправился свидетельствовать о Христе в далекую Испанию. Основав там христианские общины, святой Иаков вернулся в Иерусалим, где в 44 году (по некоторым данным – между 41 и 44 гг.) первым из апостолов принял мученическую смерть через отсечение головы по приказу царя Агриппы I, внука Ирода Великого (см.: Деян. 12: 1–2).
Дальнейшая история содержится во множестве не вполне согласных друг с другом народных преданий. По самой известной версии, изложенной историком Гонорием Августодунским [1] , два ученика апостола – Афанасий (Атанасио) и Феодор (Теодоро), положив тело учителя в лодку, отправились по морю искать место для его достойного погребения. Через несколько дней никем не управляемое судно чудесным образом прибило к берегам Галисии – самой западной области испанской провинции. Поднявшись вверх по реке Улья до небольшого кельтского города Ирия Флавия (современный Падрон), ученики стали просить знатную женщину по имени Атия (в устном предании – Лупа) дать разрешение похоронить апостола Иакова в этих землях. Желая погубить чужеземцев, та отправила их к местному языческому правителю, который бросил христиан в темницу. Но Ангел Господень вывел их невредимыми из заточения. Пораженные этим чудесным событием, царь и многие его приближенные уверовали во Спасителя и помогли погрести тело апостола Христова в усыпальнице Атии. Позднее там же были похоронены сами Атанасио и Теодоро.
Как свидетельствуют раскопки, обнаружившие достаточно обширное кладбище рядом с апостольской гробницей, некоторое время здесь существовало небольшое монашеское поселение. Но к концу II века гробница постепенно пришла в запустение. Прилежащие территории заросли лесом. И святое место надолго оказалось сокрытым и недоступным для паломников.
Лишь в первой половине IX века некий монах-отшельник по имени Пелайо обнаружил гробницу, увидев в поле странное сияние, которое и привело его к ковчегу с нетленными мощами апостола Иакова. О своей находке он незамедлительно сообщил епископу Ирии – Теодомиру. Уже к 830 году на гробнице апостола и его учеников появилась первая часовня, которую сменили затем два каменных собора. А само место обретения мощей получило название Компостела, что в переводе с латыни означает «Поле звезды». С этого момента к святой гробнице потянулся непрерывный поток паломников со всей Европы.
Святой апостол Иаков в непростой для Испании период, переживавшей арабское завоевание, стал восприниматься и почитаться как небесный покровитель и защитник страны. Таковым его считают испанцы и по сей день, трепетно относясь к хранимой в Сантьяго-де-Компостела святыне.
Средневековые хроники свидетельствуют о многочисленных чудесах и явлениях апостола испанским воинам во время изгнания мусульман с Пиренейского полуострова, вошедшего в историю под названием Реконкиста [2] . Неслучайно девизом рыцарей, сражавшихся против мавров, были слова «Святой Иаков! Испания, к атаке!» («¡Santiago y cierra, España!»), ставшие призывом объединиться против врагов.
![]() |
Рака с мощами св. ап. Иакова Зеведеева |
В конце X века Сантьяго-де-Компостела был завоеван известным арабским полководцем Аль-Мансуром, повелевшим разорить город, снять колокола с Компостельского собора, перелив их в лампы для мечети в Кордобе, но саму гробницу арабы не тронули.
В конце XI века король Альфонсо VI приказал на месте разрушенного маврами храма построить новый величественный собор из гранита. И 21 апреля 1211 года собор был торжественно освящен епископом Педро Муньисом.
К XII веку постепенно сложились и основные паломнические маршруты в город святого Иакова, которые формировались под влиянием ряда важных факторов: опорными пунктами на пути пилигримов были монастыри, являвшиеся в то время крупными экономическими, политическими и культурными центрами. «Камино де Сантьяго» (так в Испании называют паломничество к могиле святого апостола Иакова) оказал огромное влияние на распространение культурных достижений в Средневековье и в настоящее время включен в число памятников всемирного наследия ЮНЕСКО.
Сегодня «Путь святого апостола Иакова» представляет собой целую серию маршрутов разной сложности и разной продолжительности: от нескольких десятков до нескольких сотен километров.
Насчитывается как минимум шесть разновидностей пути: французский (camino francés), северный (camino del norte), первоначальный (camino primitivo), английский (camino inglés), португальский (camino portugués) и Виа-де-ла-Плата (via de la plata). По другим подсчетам таких путей около 15.
Самыми древними путями в город апостола Иакова были первоначальный и северный пути, поскольку к IX веку практически весь Иберийский полуостров был под властью Кордовского халифата и единственными безопасными маршрутами были маршруты, пролегавшие через прибрежные северные территории.
Во время Реконкисты, по мере отвоевания земель у арабов, складываются и другие паломнические пути. Самым известным и наиболее популярным сегодня маршрутом является французский, общая протяженность которого составляет около 800 километров. Его популярность объясняется тем, что, несмотря на свою продолжительность, это наиболее простой по рельефу путь, где к тому же почти не бывает плохой погоды, в отличие от северных маршрутов с их пересеченной местностью и частыми дождями. Кроме того, развитие французского пути было связано с поддержкой, оказываемой ему папой Римским и многими христианскими королями, которые совершали по этой дороге паломничество в Сантьяго-де-Компостела. Маршрут начинается во французских Пиринеях в местечке под названием Сан-Жан-Пье-де-Порт и далее после Ронсевальского ущелья проходит по таким старинным испанским городам, как Памплона, Логроньо, Бургос, Леон, Асторга, Понферрада.
Вы можете пройти весь этот путь пешком, и на это уйдет от двух недель до месяца, а можете проехать его на лошади или на велосипеде. Каждый выбирает для себя маршрут по силам.
На каждом из маршрутов пилигрим найдет хорошо развитую инфраструктуру приютов для странников, или, как их называют в Испании, альбéргов (albergues). Ориентирами для путников, следующих в Сантьяго-де-Компостела, служат указатели с изображением ракушки, которая является древним символом, эмблемой апостола Иакова, считающегося покровителем всех паломников.
Сегодня поездка к мощам святого апостола Иакова, или, как его называют в Испании, Сантьяго, является одним из самых популярных паломнических маршрутов во всей Европе. И дело не только в безусловной общехристианской ценности хранимой в Компостельском соборе святыни. Притягательность этого пути состоит еще и в том, что в своем классическом варианте он совершается пешком. Прежде чем прикоснуться к святыне, паломник проходит десятки километров, преодолевает препятствия непогоды и трудности маршрута.
При современных технических средствах и возможностях человек может в считанные часы самолетом или поездом добраться до любого предела земли и своими глазами увидеть то, о чем он раньше читал или слышал, не прилагая при этом больших физических усилий. «Путь святого апостола Иакова», пожалуй, один из немногих маршрутов, который помогает человеку почувствовать себя древним пилигримом, в труде и духовном сосредоточении готовящимся к встрече с великой святыней.
Приведенные выше рассуждения побуждают нас задуматься о такой важной составляющей жизни верующего человека, как совершение паломничества.
![]() |
Кафедральный Собор в Сантьяго-де-Компостела |
Очевидно, что паломничество – общерелигиозная, широко распространенная практика, свидетельствующая о нашем глубинном желании приблизиться к горнему, стать ближе к точкам соприкосновения божественной реальности и дольнего мира.
Вместе с тем оно способно даровать верующему сердцу сопереживание событиям глубокой древности, когда Господь, дивный во святых Своих, действующий Своей благодатной силой, являл чудеса и знамения, определял видимым образом ход истории человечества.
В этом отношении почитание апостолов – самовидцев и служителей Слова – являет замечательный образец проявления христианского благоговения перед Искуплением, совершенным Спасителем, и благовестническим подвигом Его ближайших учеников.
В контексте христианского миропонимания паломничество традиционно рассматривалось не просто как сакральный акт, но как акт богослужебный, литургический. Парадигматичным в этом отношении было поклонение святыням Святой Земли. Как справедливо отмечает один из исследователей, Палестина «мыслилась алтарем единого храма (сотворенного Богом мира), в котором постоянно совершалась литургия от проскомидии до Евхаристии во всей возможной лишь в мистическом пространстве и времени целокупности и единомоментности этого священного действа. Так что не священнодействия литургии постепенно сменялись, следуя своим порядком перед взором неподвижного богомольца (как в храмовой литургии), а, напротив, паломник перемещался от одного топоса к другому, постепенно приближаясь к апофеозу Бескровной Жертвы, переживая не воспоминания об известных событиях, но сами эти события, в буквальном смысле прикасаясь к ним через прикосновение к священным объектам… Поэтому и паломники не путешествовали по Палестине, как современные туристы, а, собравшись буквально со всего света, день и ночь переходили от алтаря к алтарю и соответственно участвовали в этом богослужении – собственно, литургисали. Поэтому хождение, если говорить об идее жанра, – отнюдь не путешествие, ведь невозможно считать путешествием перемещение служителя в алтаре реального храма во время священнодействия» [3] .
![]() |
Сегодня «Путь святого апостола Иакова» представляет собой целую серию маршрутов разной сложности и разной продолжительности: от нескольких десятков до нескольких сотен километров |
В соответствии с этим и всякое паломничество своим центром имело совершение Божественной службы у святынь, связанных с личностью, жизненным путем и духовным подвигом угодника Божия.
Прямым следствием этого явилась практика создания храмов или, по крайней мере, часовен, в которые помещались реликвии и где собственно и происходило молитвенное поклонение.
С литургическим почитанием святынь сливалась традиция совершения Евхаристии на честных останках святых. Исторически данное явление оказалось зафиксированным в Православной Церкви в форме антиминсов – особых платов, как правило с изображением положения во гроб Христа Спасителя и содержащих часть мощей. Показательно, что непременным атрибутом антиминса является подпись епископа, его освятившего. Само наличие подписи воспринимается как делегирование архиереем священнику права совершения литургии в определенном храме.
В соответствии со всем вышесказанным необходимо отметить, что православный паломник, решивший предпринять путешествие к мощам святого апостола Иакова, без сомнения, столкнется с одной существенной трудностью на своем пути: фактическим отсутствием литургического содержания паломничества. В результате возникает необходимость вписывания подвига «хождения к святыне» в контекст инославной религиозной традиции. Паломничество проходит по маршрутам, сформировавшимся в эпоху католического средневековья, в соответствии с традициями западного христианства. Для православного же человека это ставит непростую задачу: совершить акт почитания древней христианской святыни, не поколебав свою конфессиональную идентичность, или, проще говоря, не отступив от канонических норм и святоотеческой традиции, не погрешив против вероучения.
Очевидно, что для многих наших соотечественников таковая задача представляется трудной, а зачастую и неразрешимой.
![]() |
Дорога св. апостола Иакова – знаки на пути |
Еще одной из серьезных проблем, стоящих на пути православного паломника к древней святыне, является удаленность места и, как следствие, дороговизна пути. Вся совокупность трат на поездку (оформление визовых документов, оплата билетов на самолет, трансфер по стране, проживание на месте и т.п.) составляет еще одну не менее существенную проблему, которую приходится преодолевать тому, кто решится поклониться мощам «самовидца и служителя Слова».
Тем не менее, невзирая на все трудности и препятствия, сегодня все большее количество наших соотечественников готовы предпринять труд и благоговейно почтить святыню. Многие православные христиане русской духовной традиции, бывая в Испании, ищут возможности прикоснуться к древней реликвии.
Несомненно, развитию православного паломничества способствует появление на Иберийском полуострове церковных общин, как пребывающих в лоне Московского Патриархата, так и иных братских Поместных Церквей.
К счастью, сегодня великая православная святыня – честные мощи апостола Иакова – становятся более доступными для православных христиан из России и иных стран Русского мира. Богу содействующу, процесс этот будет развиваться, свидетельствуя о продолжении миссии ученика Христова – быть ловцом человеков (ср.: Мф. 4: 19), которую он Промыслом Вседержителя осуществляет и поныне.
При написании статьи использованы следующие источники:
Парсегова Г. Камино-де-Сантьяго (Путь св. апостола Иакова). Самое необычное путешествие по Испании. М., 2012.
Путь Святого Иакова
Добрый вечер! Хочу поделиться своими впечатлениями о самостоятельном путешествии пешком по северу Испании, так называемом Камино де Сантьяго. Может быть мой опыт кому-нибудь поможет. Во-первых, хочу начать свой рассказ о том, как я узнала о пути. В апреле 2015 купила тур в Пинеду де Мар под Барселоной. Стала в инете изучать отзывы об Испании и случайно нашла информацию о поломническом пути. До этого я даже не представляла, что существуют маршруты в Сантьяго де Компостелу. Я сразу загорелась идеей пройти пешком по французскому маршруту. Узнав, что визу мне дали на пол-года, я стала готовиться к путешествию: купила авиабилеты, приобрела необходимые вещи. Правда, только в пути я поняла, что подготовилась на слабую тройку.
Распечатала маршрут, где были обозначены населённые пункты, высоты, километраж, альберге — приюты для поломников(хостелы) и т. д. Но, к сожалению, перед поездкой из-за недостатка свободного времени, я плохо ознакомилась с маршрутом. Предлагалось проходить ежедневно до 32 км, т. е. каждый деь был расписан. На всякий случай, я прибавила два дня запаса в пути и два дня в Мадриде на обратном пути. Я рассчитала свои расходы из расчёта 15 евро в день + расходы на билеты. Могу сказать, что я почти уложилась. Собираясь в путешествие, немного изучила несколько фраз на испанском. Языковая подготовка у меня нулевая (английский — несколько слов из школьной программы), но это меня не пугало. Жестами, мимикой можно общаться, главное — улыбаться и быть дружелюбной.
Итак, день первый. Авиаперелёт в Мадрид, поезд до Памплоны. Билет на поезд-электричку (3,5 ч езды) обошёлся в 79 евро. Это дорого. Прибыв в Памплону я нашла альберге, но мест не было, так как я приехала около 20–00. Пришлось искать хостел или отель. В хостеле сняла двухместный номер со всеми удобствами за 30 евро. Утром при помощи служащих альберге купила креденсиаль- паспорт пилигрима, который необходим для ночёвки в альберге и получения грамоты о прохождении пути. С рюкзаком за плечами, бутылкой воды и багетом хлеба я пошла по стрелкам и указателям-ракушкам в свой путь. Впереди меня шагали другие пилигримы, я их обгоняла, потом они меня. Силы были, но после двух часов пешком ноги стали болеть.
Сразу хочу сказать, что проблемы с ногами у меня давно, но я думала, что смогу ежеднево проходить до 30 км нормально. Как я ошибалась! Подъёмы мне давлись с трудом, не хватало дыхания. Вначале, шла я неправильно, из-за чего у меня на третий день заболела нога вверху. Но таблетки от боли помогали. Вокруг красота природы, селения, виноградники, небо с облаками. Я радовалась этой красоте и преодолевала километр за километром. Поднимаясь в гору, я ощущала силу ветра, холод и лучи солнца. Спина была мокрая от рюкзака, плечо болело от тяжести. Но предвкушение новых ощущений, заставляло меня продолжать путь. В первый день я прошла чуть больше, чем в маршруте, и остановилась в первом на моём пути муниципальном альберге.
Последнее фото — альберге в Пуэнто ла Рейна.
Ранним утром, позавтракав, я тронулась в путь. Остановка назначена в Эстелле (22 км). Созерцание полей, неба, возвышенностей и селений с историческими базиликами 12–16 веков — вот то, что мне хотелось увидеть в этом путешествии. Часто, проходя мимо таких же пилигримов как и я, произносила: «Бон камино», в ответ звучало тоже самое пожелание хорошего пути. Пилигримы со всех стран дружелюбно улыбаются, они готовы помочь, ведь это почти одна семья. Очень мало пилигримов из России. Когда я давала паспорт для регистрации в альберге, то видела и слышала удивление от оспитальеров (служащих альберге). Росийские пилигримы в Испании в диковинку. Много испанцев, французов, немцев, бразильцев, корейцев. Встречались канадцы, американцы, англичане, японцы. Я разговаривала в пути с аргентинкой, датчанином, итальянкой, бельгийкой, чехом, поляком, француженками и шведкой. В общем, путь Сантьяго, раскручен, о нём знают даже в далёкой Японии. А вот для России это новинка.
Отношение окружающих ко мне было всегда хорошим, даже несмотря на языковой барьер, я общалась со всеми. Когда на протяжении нескольких дней тебе приходится ночевать в одном альберге, встречаться в пути с попутчиками, то они для тебя становятся как родные. Особенности здоровья у всех разные, кто-то проходит в день 20 км, кто-то все 40. Из-за этого некоторых ты теряешь из виду. После 12 дней пути из-за сильных болей в коленях мне пришлось проехать на поезде до Леона 40 минут (это 2 дня пешком), естественно, что мои спутники остались позади. Как их мне не хватало, как я скучала по ним, как я хотела их всех увидеть. Увидела только шестерых в Сантьяго де Компостеле.
Второй день пути прошёл нормально, ноги почти не болели, усталости не было.
В третий день идти предстояло около 30 км до Торрес дел Рио. Вначале я хотела описать весь иаршрут, но думаю, что эти только утомлю. Всю информацию можно найти в интернете с описанием самого маршрута, всех населённых пунктов, альберге и т. д. Я выложу фото и дам несколько советов. Во-первых, при подготовке необходимо правильно подобрать рюкзак- он должен быть туристическим обязательно. У меня был обычный, что повлияло на моё самочувствие (плечи болели, спина была мокрой). Во-вторых, обувь- старые кроссовки пришли в негодность через пять дней пути по горам и тропам. Купила китайские недорогие — их хватило до конца пути. Одна молодая испанка дала мне совет — женские гигиенические толстые прокладки вставлять между двумя стельками для компрессии. Это очень удобно и ноги не так болят. Её совету следовала не только я. В-третьих, спальник нелбходим, так как во многих муниципальных альберге не было одеял, а ночами было холодно. Многие шли с палками и посохом- с ними удобнее. Я была без этих предметов.
Я с собой брала кружку и кипятильник, который очень пригодился. В Галиссии в муниципальных альберге отсутствует посуда вообще. В Портомарине я предложила кофе одному молодому англоязычному парню (он ел всухомятку). Когда он увидел мой кипятильник, то не мог оторвать глаз — у них их просто нет.
Что касается медикаментов, то эластичный бинт обязателен (не менее 2шт), обезбаливающее. Я видела, что все пилигримы использовали специальные кремы для ног до и после с едким запахом. Я с собой брала только феброфид (он мне помог). При венозной недостаточности компрессионные гольфы, крем и таблетки. Вообщем, набор таблеток и мазей обязательно. Лейкопластыри я привезла почти все назад. Водянки и мозоли почти у всех пилигримов.
Перед поездкой внимательно ознакомьтесь с маршрутом и километражом. Мне тяжело давались подъёмы, а равнина легко. Хотя, пройдя более 5 часов почти без отдыха и ровная дорога казалась некончаемой. Не надо выходить слишком рано (6ч) — темно, тем более одной. Дождаться других пилигримов и идти за ними. Я три раза направлялась в другую сторону, потеряв стрелки из виду. Два раза теряла по часу, а это 5 км пути. Но один раз прошла 30 км в другом направлении. Этот случай запомню надолго. Не знаю как, но сбилась с пути и пошла по другому маршруту не францез. В итоге, около 6 ч пути потрачены впустую, жара, страх остаться на улице (в альберге мест может не быть), отсутствие карты и незнание языка сделали своё дело. В ужасе со слезами на глазах, после разговора с велосипедистом об указателях и направлении, я возвращалась по трассе к населённому пункту, откуда можно было уехать до Какабелоса — места очередного ночлега, но до него 30 км, а до автобуса 6 км. Я шла, ругая себя за упрямство, ведь ту же самую ошибку я повторяла третий раз. Говорят, что в пути происходят чудеса, что Святой Яков (Сантьяго) помогает в пути когда сил больше не остаётся.
В этот день со мной произошло чудо и Сантьяго и Бог помогли мне. Они послали мне спасителя. Так вот, пройдя два километра рядом с трассой, с нехваткой питьевой воды и окончательно уставшая, я стала впадать в депрессию, но шла вперёд. Вдруг передо мной затормозила чёрная иномарка с тонированными стёклами. Колёса наехали на бурдюр, я опешила. Прошло мгновение, дверь со стороны водителя открылась и вышел он — мой спаситель- велосипедист, у которого я спрашивала дорогу. Авольфо — так он представился позже, любезно предложил довести меня до Какабелоса абсолютно бесплатно. Моей радости не было конца. Он тоже проходил, вернее проезжал на велосипеде, путь Сантьяго. Через 30 минут он высадил меня недалеко от альберге. Я поблагодарила его и мы простились. Вот такое чудо со мной произошло на пути. После этого я не выходила одна рано из альберге в путь.
По поводу финансов: я брала наличку. Мне хватало и 10 евро в день. Муниципальные альберге -5-6 евро, частные до 12 евро. На питание тратилось от 3 до 15 евро. В кафе я не завтракала, не обедала и не ужинала, за исключением трёз раз. Ужин для пилигримов стоит от 9 до 12 евро. В дорогу покупала хлеб, томаты, сыр, шоколад. Обязательно в дорогу надо брать шоколад — он придаёт сил. Питьевую воду пополняла в источниках населённых пунктов или в кафе (просила питьевую воду — наливали). От воды плохо не было, отравлений в дороге тоже не было. Билеты на автобус и поезд покупала по банковской карте. В супермаркетах больших городов тоже пользовалась картой.
Ещё один совет, обязательно берите беруши, хотя они иногда не помогали. У многих пилигримов были брюки, превращающиеся в шорты. Вес за спиной (рюкзак) не более 7 кг.
Зачем неверующие идут 800 километров до Сантьяго
Весной на дорогах Испании появляются необычные путешественники. Нагруженные рюкзаками, эти вполне современные люди идут пешком, игнорируя вполне доступный транспорт. В наши дни Каминго-де Сантьяго или Путь Святого Иакова мечтают пройти люди со всего света. Это паломничество, но не все из идущих являются истинно верующими.
- Святые мощи
- Прощение грехов
- Путь преодоления
Зачем даже неверующие люди готовы идти 800 км пешком до Сантьяго-де-Компостела?
Святые мощи
Паломнический Путь Святого Иакова появился в 19 веке. Но легенда гласит, что Апостол Иаков умер много веков назад. Его тело погрузили в лодку и отпустили в океан. Но спустя 800 лет лодка с мощами святого снова появилась у берегов Испании. В ней лежали нетленные мощи Иакова, время почти не повредило им. Хотя вся лодка была облеплена ракушками, поэтому ракушка теперь — это символ паломнического пути.
Церковь святого построили в городе Сантьяго-де-Компостела, недалеко от того места, где нашли мощи в лодке. И вот, с 19 века, сюда не зарастает тропа поклонения.
Прощение грехов
В те времена шли войны, и воинам часто в видениях являлся Святой Яков. Он сулил им землю, очищенную от мавров и прочей нечисти, и вдохновлял на победу.
То, что пройдя 800 км до церкви, и поклонившись святым мощам, можно очиститься от грехов — заявил сам Папа Римский. 8 веков странствий тела Святого Иакова по океанам — 800 км пути. С тех пор и идут паломники именно пешком, выдерживая испытания погодой, усталостью и голодом.
Путь преодоления
Конечно, современные паломники мало похожи на тех людей, которые шли к Сантьяго-де-Компостела в 19-м веке. Сегодня вдоль пути настроили гостиниц, закусочных, и можно даже поехать на велосипеде. Есть те, кто спокойно облегчает себе участь и пользуется всеми этими благами. Кто-то отправляется в паломничество лишь для того, чтобы встряхнуться, привести организм в тонус и испытать себя.
Но для большинства людей — Камино-де-Сантьяго — это все же духовный путь. Современные паломники добровольно отрекаются от всех благ цивилизации, тащат тяжелый рюкзак и идут пешком. Довольствуются походным питанием и ночуют в общих палаточных лагерях. Жертвы современной жизни, слишком интенсивной и беспощадной, хотят разобраться в себе, воспитать силу духа, и сделать то, чего не делали ни разу.
По отзывам прошедших путь до Сантьяго — они обретают веру, возможно, и не такую строгую, как имели их предки, но все же очень нужную. Веру в себя, веру в помощь Вселенной и любовь к людям, которая рождается во время движения в большом человеческом потоке, где все объединены одной целью.
Паломничество можно совершать в любое время года, но самые популярные сезоны — это поздняя весна и ранняя осень. В это время еще нет изнуряющей испанской жары, можно наслаждаться красотами природы и вдыхать пропитанный солью воздух.
Среди тех, кто идет по пути к Сантьяго-де-Компостела много европейцев, но немало и людей из других стран — американцев, австралийцев, жителей Южной Америки и даже корейцев. Среди отважных паломников можно встретить и немало россиян.
Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен и ставьте палец вверх!