Юлиус Фучик – чехословацкий журналист Герой

Фучик, Юлиус

Ю́лиус Фу́чик (чеш. Julius Fučík , 23 февраля 1903 — 8 сентября 1943) — чехословацкий журналист, литературный и театральный критик, публицист, активист чехословацкой компартии, Музыкант, композитор

Содержание

Биография

Юлиус Фучик родился 23 февраля 1903 года в Праге, столице Чехии, находившейся тогда в составе Австро-Венгрии. Учился на философском факультете Пражского университета. С 1921 года — член компартии Чехословакии и с 1920-х годов один из редакторов печатных органов компартии Чехословакии — газеты «Руде право» («Rudé právo»), журнала «Творба» («Tvorba»).

В 1930 году и в 1934—1936 годах Фучик в качестве журналиста посещал СССР, в частности Ташкент. На основании полученных от посещения СССР впечатлений им была написана книга «В стране, где наше завтра является уже вчерашним днём» (1932) и значительный цикл художественных очерков.

Юлиус Фучик был убеждённым антифашистом, а во время Второй мировой войны — деятелем Движения Сопротивления. В период немецкой оккупации Чехословакии им были опубликованы под псевдонимом цикл патриотических статей и эссе. С 1941 года Фучик являлся членом нелегального ЦК компартии Чехословакии и руководил подпольными изданиями компартии.

В апреле 1942 года он был арестован гестапо. Находясь в пражской тюрьме Панкрац, он написал самую известную свою книгу «Репортаж с петлёй на шее» (чеш. Reportáž psaná na oprátce , в русском переводе известна также как «Слово перед казнью»), в которой появилась знаменитая строчка: «Люди, я любил вас. Будьте бдительны!» (чеш. Lidé, měl jsem vás rád. Bděte! ). В 1945 году эта книга была опубликована и позднее переведена на 70 языков мира. Книга является документально-художественным свидетельством о борьбе антифашистского подпольного движения Сопротивления в Чехословакии во время Второй мировой войны. Эта книга также является изложением размышлений Фучика о смысле жизни и о мере ответственности каждого человека за судьбы мира. За эту свою книгу Юлиус Фучик был посмертно в 1950 году удостоен Международной премии Мира.

Летом 1943 года Юлиус Фучик заключён в концлагерь в Германии, подвергнут пыткам и в 1943 году казнён в печально известной берлинской тюрьме Плётцензее на гильотине. К казни Фучика приговорила Народная судебная палата Роланда Фрейслера, впоследствии «судившая» участников заговора 20 июля.

Образ Фучика и последующие поколения

В период существования советского блока имя Фучика было окружено культом и превращено в идеологический символ, в Чехословакии знакомство с его жизнью и книгой стало обязательным для школьников, но после падения социализма он утратил популярность и даже официально развенчивался (так, станция пражского метро «Фучикова» была переименована в «Надражи Голешовице»).

После бархатной революции появились попытки пересмотра оценки личности Фучика с отрицательной точки зрения: появились сведения о том, что он сотрудничал с гестапо, а достоверность тайных записок из Панкрацкой тюрьмы была поставлена под сомнение [1] . В 1991 году в Праге было основано «Общество памяти Юлиуса Фучика». Журналист Ян Йелинек, основатель общества, сообщил, что его целью является «защита исторической правды, не только Фучика, но и других чешских патриотов, которые боролись за построение социалистического общества». По его словам, невиновность Фучика доказана уже давно: ещё в 1994 году группа историков, возглавляемая доцентом Франтишеком Яначеком, исследовав документы гестапо, обнаружила, что в протоколах нет свидетельств предательства Фучиком кого-либо из антифашистов. Авторство «Репортажа с петлёй на шее» также было подтверждено экспертизой рукописи в криминалистическом институте [1] .

Память

  • В Советском Союзе в некоторых городах, например, в Москве, во Фрунзе (ныне город Бишкек, столица Киргизии), в столице УзбекистанаТашкенте, где Фучик жил в 30-е годы XX века, его именем были названы улицы.
  • В Ташкенте также был музей Юлиуса Фучика, а в Бишкеке его именем назван парк в западной части города. Однако, например, вскоре после обретения Узбекистаном независимости и в связи со сменой государственной идеологии улица его имени в Ташкенте была переименована.
  • Есть улица Юлиуса Фучика в Казани (Республика Татарстан), в городе Измаил, в Киеве (Соломенский район), в Ереване (Армения), в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Туле, Иркутске, Екатеринбурге, ТюмениЧебоксарах, Днепропетровске, Запорожье, Ужгороде, Пятигорске, Таганроге, подмосковной Балашихе, Ростове-на-Дону, Орске (Оренбургская область), Шахтах, поселке Ленинском Красноармейского района Самарской области (бывший Самаро-Марьевский зерносовхоз), поселке городского типа Рамонь Воронежской области.
  • В Первоуральске установлен памятник Юлиусу Фучику.

Телевидение и кино

  • «Дорогой бессмертия» — фильм-спектакль по книге Юлиуса Фучика «Слово перед казнью», в основу положен спектакль Ленинградского театра имени Ленинского комсомола. Режиссёры — Андрей Чигинский и Георгий Товстоногов. Роль Юлиуса Фучика исполняет Иннокентий Смоктуновский. Премьера на телевидении — 1957 год.

Цитаты

«Мы говорим на разных языках, но нет никакой разницы в нашей крови — крови и воле пролетариата».(Репортаж с петлёй на шее)

«Люди, я любил вас, будьте бдительны!».

«Об одном прошу тех, кто переживёт это время: не забудьте! Не забудьте ни добрых, ни злых. Терпеливо собирайте свидетельства о тех, кто пал за себя и за Вас».

«Смотреть на людей со сломленной совестью ещё страшнее, чем на избитых».(Репортаж с петлёй на шее)

«Самое страшное, что могут с вами сделать друзья — предать. Самое страшное, что могут с вами сделать враги — убить. Бойтесь равнодушных. С их молчаливого согласия в мире происходят самые ужасные вещи!»

Человек не становится меньше от того, что ему отрубят голову.

Литература

  • Юлиус Фучик. Репортаж с петлёй на шее: Пер. с чеш. В. Андрянов, З. Грабица. Люди из «Репортажа». — М.: Мол. гвардия, 1981.
  • Василий Филиппов «Юлиус Фучик». Жизнь замечательных людей, Молодая гвардия, 1986 г.
  • Юлиус Фучик «О Средней Азии» Пер. с чеш., составление и предисловие О.Малевича, 1960
  • Яков Резник «Рассвет над Влтавой» — Изд. 3-е, перераб. и доп. — Свердловск : Сред.-Урал. кн. изд-во, 1966. — 338. : ил. ; 21 см. — 50000 экз. — (в пер.) [2]
Читайте также:
Авиапарк Уральских авиалиний

См. также

  • Международный день солидарности журналистов — отмечается в день казни Фучика.

Примечания

  1. 12Чеканова, АсяЮлиус Фучик — жизнь после смерти. Radio Praga. radio.cz (13.09.2008). — Стенограмма радиопередачи.. Архивировано из первоисточника 21 февраля 2012.Проверено 12 ноября 2008.
  2. Резник Яков Лазаревич

Ссылки

  • Юлиус Фучик, — биография, сочинения в проекте «Новые старые книги»
  • Завоевание северного полюса

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Научно-исследовательский институт физики Одесского национального университета имени И. И. Мечникова
  • Кому на Руси жить хорошо

Полезное

Смотреть что такое “Фучик, Юлиус” в других словарях:

Фучик Юлиус — (Fucik) Фучик (Fucik) Юлиус (1903 1943) Чешский писатель, журналист, общественный деятель. 1927 1938 редактор ряда изданий КП Чехословакии. В 1930, 1934 1936 находился в в качестве корреспондента газеты Руде право СССР. 1942 арестован гестапо.… … Сводная энциклопедия афоризмов

Фучик Юлиус — См. также Фучик, Юлиус (композитор) Юлиус Фучик Julius Fučík Дата рождения: 23 февраля 1903 … Википедия

Фучик Юлиус — (Fučík) (1903 1943), чешский журналист и общественный деятель. В 1927 1938 редактор ряда изданий КПЧ. В 1930, 1934 1936 в СССР (корреспондент газеты «Руде право»). В 1942 арестован гестапо. Казнён в берлинской тюрьме Плётцензе. Записки в тюрьме… … Энциклопедический словарь

Фучик Юлиус — Фучик (Fučik) Юлиус (23.2.1903, Прага, ≈ 8.9.1943, Берлин), деятель чехословацкого коммунистического движения, писатель, критик, журналист. Национальный герой ЧССР. Член КПЧ с 1921. Учился на философском факультете Пражского университета. С 20 х… … Большая советская энциклопедия

ФУЧИК Юлиус — ФУЧИК (Fučík) Юлиус (1903—43, казнен в фаш. тюрьме Плётцензе), чешский писатель, критик, журналист. Нац. герой ЧССР. Чл. КПЧ с 1921. Док. худож. кн. «Репортаж с петлей на шее» (создана в 1942 в пражской тюрьме Панкрац, опубл. 1945, п. — … Литературный энциклопедический словарь

Фучик, Юлиус (композитор) — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. Юлиус Фучик … Википедия

Фучик — Фучик, Юлиус См. также Фучик, Юлиус (композитор) Юлиус Фучик Julius Fučík Дата рождения … Википедия

Юлиус Фучик — См. также Фучик, Юлиус (композитор) Юлиус Фучик Julius Fučík Дата рождения: 23 февраля 1903 … Википедия

Фучик Ю. — См. также Фучик, Юлиус (композитор) Юлиус Фучик Julius Fučík Дата рождения: 23 февраля 1903 … Википедия

ФУЧИК (Fucik) Юлиус — (1903 43) чешский журналист и общественный деятель. В 1927 38 редактор ряда изданий КПЧехословакии. В 1930, 1934 36 в СССР (корреспондент газеты Руде право ). В 1942 арестован гестапо. Казнен в берлинской тюрьме Плетцензе. Записки в тюрме Панкрац … Большой Энциклопедический словарь

Юлиус Фучик — о писателе

Информация

Биография

Ю́лиус Фу́чик — чехословацкий журналист, литературный и театральный критик, публицист, активист чехословацкой компартии.

Юлиус Фучик родился 23 февраля 1903 года в Праге, столице Чехии, находившейся тогда в составе Австро-Венгрии. Учился на философском факультете Пражского университета. С 1921 года — член компартии Чехословакии и с 1920-х годов один из редакторов печатных органов компартии Чехословакии — газеты «Руде право» («Rudé právo»), журнала «Творба» («Tvorba»).

В 1930 году и в 1934—1936 годах Фучик в качестве журналиста посещал СССР, в частности Ташкент. На основании полученных от посещения СССР впечатлений им была написана книга «В стране, где наше завтра является уже вчерашним днём»…

Ю́лиус Фу́чик — чехословацкий журналист, литературный и театральный критик, публицист, активист чехословацкой компартии.

Юлиус Фучик родился 23 февраля 1903 года в Праге, столице Чехии, находившейся тогда в составе Австро-Венгрии. Учился на философском факультете Пражского университета. С 1921 года — член компартии Чехословакии и с 1920-х годов один из редакторов печатных органов компартии Чехословакии — газеты «Руде право» («Rudé právo»), журнала «Творба» («Tvorba»).

В 1930 году и в 1934—1936 годах Фучик в качестве журналиста посещал СССР, в частности Ташкент. На основании полученных от посещения СССР впечатлений им была написана книга «В стране, где наше завтра является уже вчерашним днём» (1932) и значительный цикл художественных очерков.

Юлиус Фучик был убеждённым антифашистом, а во время Второй мировой войны — деятелем Движения Сопротивления. В период немецкой оккупации Чехословакии им были опубликованы под псевдонимом цикл патриотических статей и эссе. С 1941 года Фучик являлся членом нелегального ЦК компартии Чехословакии и руководил подпольными изданиями компартии.

Читайте также:
Рабство в Мавритании существует до сих пор

В апреле 1942 года он был арестован гестапо. Находясь в пражской тюрьме Панкрац, он написал самую известную свою книгу Репортаж с петлей на шее (чеш. Reportáž psaná na oprátce, в русском переводе известна также как «Слово перед казнью»), в которой появилась знаменитая строчка: «Люди, я любил вас! Будьте бдительны!».

Панкрацких веровок Юлиус Фучик избежал. Высший судья дал ему время исполнить его писательский долг. Волей случая Фучику удалось то, что не удалось никому – написать книгу прямо в нацистских застенках и передать ее на волю в целости и сохранности. Случай явился к журналисту в подобии… надсмотрщика СС Адольфа Колинского, который при ближайшем рассмотрении оказался борцом антифашистского сопротивления. Каждый день «липовый» надсмотрщик приносил Фучику чистую бумагу и карандаш, а вечером забирал готовый текст и выносил его за пределы тюрьмы. Последняя страница была дописана заключенным 9 июня 1943 года, за день до отправки его в Берлин.

В 1945 году эта книга была опубликована и позднее переведена на 70 языков мира. Книга является документально-художественным свидетельством о борьбе антифашистского подпольного движения Сопротивления в Чехословакии во время Второй мировой войны. Эта книга также является изложением размышлений Фучика о смысле жизни и о мере ответственности каждого человека за судьбы мира. За эту свою книгу Юлиус Фучик был посмертно в 1950 году удостоен Международной премии Мира.

Летом 1943 года Юлиус Фучик заключён в концлагерь в Германии, подвергнут пыткам и в 1943 году казнён в печально известной берлинской тюрьме Плётцензее на гильотине. К казни Фучика приговорила Народная судебная палата Роланда Фрейслера, впоследствии «судившая» участников заговора 20 июля.

В период существования советского блока имя Фучика было окружено культом и превращено в идеологический символ, в Чехословакии знакомство с его жизнью и книгой стало обязательным для школьников, но после падения социализма он утратил популярность и даже официально развенчивался (так, станция пражского метро «Фучикова» была переименована в «Надражи Голешовице»).

После бархатной революции появились попытки пересмотра оценки личности Фучика с отрицательной точки зрения: появились сведения о том, что он сотрудничал с гестапо, а достоверность тайных записок из Панкрацкой тюрьмы была поставлена под сомнение. В 1991 году в Праге было основано «Общество памяти Юлиуса Фучика». Журналист Ян Йелинек, основатель общества, сообщил, что его целью является «защита исторической правды, не только Фучика, но и других чешских патриотов, которые боролись за построение социалистического общества». По его словам, невиновность Фучика доказана уже давно: ещё в 1994 году группа историков, возглавляемая доцентом Франтишеком Яначеком, исследовав документы гестапо, обнаружила, что в протоколах нет свидетельств предательства Фучиком кого-либо из антифашистов. Авторство «Репортажа с петлёй на шее» также было подтверждено экспертизой рукописи в криминалистическом институте.

Юлиус Фучик – чехословацкий журналист Герой

Так называется самое известное произведение Юлиуса Фучика, чешского журналиста, коммуниста, героя движения Сопротивления, имя которого носит одна из казанских улиц.

В 2013 году исполняется 110 лет со дня его рождения и 70 лет со дня смерти.

Об одном прошу тех, кто переживет это время: не забудьте!

Не забудьте ни добрых, ни злых.

Терпеливо собирайте свидетельства о тех, кто пал за себя и за вас.

Юлиус Фучик

Для многих имя Юлиуса Фучика стало символом беззаветного служения родине и человечеству, символом оптимизма, силы и мужества.

Юлиус Фучик родился в Праге, в семье рабочего-токаря. Рано обнаружились его литературные способности. Еще будучи студентом училища, он выпускал рукописные журналы, а в пятнадцать лет начал свой трудовой путь в периодической печати.

Поступив на философский факультет Пражского университета, Фучик активно участвовал в общественной и политической жизни. В 1921 году вступил в ряды Коммунистической партии Чехословакии.

С этого момента и до конца жизни деятельность его неразрывно была связана с коммунистическим движением. В 20-е годы Фучик он редактировал журналы «Авангард» и «Творба», сотрудничал в центральном органе КПЧ – «Руде право». В журналах и газетах печатались его многочисленные очерки и статьи на политические и литературные темы.

В 1930 году Фучик во главе рабочей делегации был направлен в Советский Союз. Из-за отказа чехословацкого правительства выдать визу на выезд делегатам пришлось пересекать границу нелегально.

Находясь в Советском Союзе, Фучик побывал в Средней Азии, Ленинграде, Москве и многих других местах. По возвращении в Чехословакию написал книгу «В стране, где завтра означает уже вчерашний день» (1932), в которой с восторгом рассказывал о том, что увидел в СССР.

В 1934-1936 годах Фучик снова побывал в Советском Союзе как корреспондент «Руде право». Репортажи и очерки Фучика об СССР можно выделить в особую группу. Фучика поразил трудовой подъем, энтузиазм народных масс. Фучик писал о том, что идеи Ленина получили огромное распространение во всем мире, отмечал мудрую политику Сталина, а голод, насильственную коллективизацию и репрессии будто даже не заметил.

Читайте также:
Уровень урбанизации стран Азии

После оккупации Чехословакии немецко-фашистскими войсками, когда компартия ушла в подполье, Фучик перешел на нелегальное положение. В 1941 году он был избран в состав Центрального Комитета. В течение двух лет успешно руководил подпольной коммунистической печатью: издавал журналы, редактировал газеты, писал статьи.

Литературное наследие Фучика очень разнообразно. Литературно-критические статьи Фучика имели большое значение для развития чешской литературы. Связывая прошлое с настоящим, они звали к борьбе с реакцией, прокладывали пути для прогрессивных писателей.

Наряду с литературными статьями большой интерес представляют статьи и очерки Фучика на политические темы. Они посвящены стачкам и забастовкам чехословацких трудящихся, разоблачению произвола властей и защищающих его буржуазных журналистов. Он остро критиковал социал-демократов.

Многие статьи Фучика были направлены против фашизма. В «Открытом письме министру Геббельсу», распространенном как подпольная листовка, Фучик от лица всей чешской интеллигенции обращал к Геббельсу такие слова:

«Мы, чешские музыканты, артисты, писатели, инженеры, мы, кому насильно закрыла рот ваша цензура, мы, чьи руки связаны вашим террором, мы, чьи товарищи испытывают нечеловеческие страдания в ваших тюрьмах и концентрационных лагерях. Мы, чешская интеллигенция, отвечаем вам, министр Геббельс! Никогда – слышите вы? – никогда мы не изменим революционной борьбе чешского народа, никогда не пойдем к вам на службу, никогда не будем служить силам мрака и порабощения!»

Особым оптимизмом проникнута статья Фучика «Под знаменем коммунизма», которая вышла в январе 1942 года:

«Ныне, в дни беспощадной борьбы, когда полыхают огни войны, мы не менее ясно видим перспективу подлинного спокойствия и настоящего, прочного мира, ясно предвидим расцвет и счастье свободных народов Европы и всего земного шара, видим нарождающийся новый мир».

С гордостью он отмечал, что в это тяжелое для всех время из всех партий Чехословацкой республики только одна-единственная Коммунистическая партия сражается с фашизмом.

В апреле 1942 года, когда нацисты начали кроваво мстить чешским патриотам за покушение на фашистского правителя протектората Чехии и Моравии Рейнхарда Гейндриха, Фучик был арестован и заключен в пражскую тюрьму Панкрац. Поначалу он отказывался давать какие-либо показания. Однако когда реальная угроза ареста нависла над тремя известнейшими чешскими поэтами – Ярославом Сейфертом, Витезславом Незвалом и С.К. Неуманном, Фучик сделал самый рискованный шаг в своей жизни – рассказал гестаповским следователям мифическую версию своей нелегальной деятельности, чтобы отвести угрозу от своих друзей.

Больше тринадцати месяцев пробыл чешский писатель и журналист в гестаповских застенках в ожидании смертного приговора. Гитлеровские палачи подвергали его мучительным пыткам.

Однако даже, находясь в таком заточении, Фучик не терял присутствия духа. В фашистской тюрьме он написал свое наиболее значительное произведение – «Репортаж с петлей на шее». Помощь в написании книги журналисту оказал тюремный надзиратель, чех по национальности – Адольф Колинский. Он «добровольно» завербовался в СС, чтобы помогать своим соотечественникам. Фучику, которого знал по публикациям в газете «Руде право», он предложил написать «что-то для будущего». Но Фучик не сразу ему доверился, считая, что человек в униформе – провокатор. Прошло полгода, прежде чем журналист ему поверил.

Каждый день Колинский приносил Фучику бумагу и карандаш, а исписанные листки тайком выносил из тюрьмы. Последняя страница была дописана заключенным 9 июня 1943 года, за день до отправки его в Берлин.

Жена писателя, Густа Фучикова, находившаяся в заключении в концентрационном лагере, после освобождения встретилась с Колинским. Ей удалось собрать тюремные записки мужа, спрятанные у разных людей. Их она и издала отдельной книгой в 1946 году.

«Репортаж с петлей на шее» знакомит читателей с антифашистской борьбой в оккупированной Чехословакии. Рассказывая о себе, о своем аресте, писатель одновременно ведет повествование о тех людях, которые находились рядом с ним.

Фучик воспел необыкновенную силу воли подпольщиков, их исключительное мужество, веру в правоту своего дела. Раскрывая тему жизни в тюрьме, писатель создал много ярких образов. Это были и заключенные, и надзиратели.

Яркий образ «папаши» – шестидесятилетнего учителя Иозефа Пешека. «Ночами он бодрствовал надо мной и белыми холодными компрессами отгонял подходившую смерть, – пишет Фучик. – Он самоотверженно удалял гной из моих ран и ни разу не подал вида, что слышит гнилостный запах, исходивший из тюфяка. Он стирал и чинил жалкие лохмотья рубашки, которая стала жертвой первого допроса, а когда она окончательно развалилась, натянул на меня свою.

Рискуя получить взыскание, он принес мне маргаритку и стебелек травы, сорвав их во дворе во время получасовой утренней прогулки. Когда меня уводили на новые допросы, он провожал меня ласковым взглядом, а когда я возвращался, прикладывал новые компрессы к моим новым ранам. Он ждал моего возвращения с ночных допросов и не ложился спать, пока не укладывал меня, заботливо укрыв одеялом».

Несмотря на то, что люди находятся в тюрьме и ждут смерти, их сердца проникнуты духом борьбы, уверенностью в грядущей победе. Так, заключенные отметили день 1 Мая своеобразной маевкой: они имитировали удары молотом и серпом: «Чуточку воображения – и товарищи поймут: серп и молот».

Читайте также:
Сколько лететь до Туниса из Самары

Временами Фучик делает отступления, возвращаясь к прошлому, пытается объяснить причины своего ареста и ареста других. Отдельные главы его книги являются художественными рассказами о соратниках. Необыкновенным лиризмом, огромной нежностью проникнуты высказывания писателя о жене Густе, боевом друге его суровой жизни.

Не все находили мужество быть до конца верными своему долгу. Тяжелые испытания фашистской тюрьмы оказывались не под силу слабовольным людям. Этих испытаний не выдерживает связной Фучика – Мирек. Он выдал явки, имена товарищей, расшифровал захваченные бумаги.

Но таких предателей, как Мирек, было ничтожно малое количество.

В «Репортаже…» создана целая галерея тюремных надзирателей. Писатель воссоздает отталкивающие образы гестаповцев Зандера, Фридриха, Иозефа Бема. В то время как в камерах заключенные были связаны между собой чувством дружбы, взаимопомощи, надзиратели жили в атмосфере предательства, слежки, доносов.

Среди них тоже встречались разные люди. Вот надзиратель по кличке «Самаритянин», заменявший тюремного фельдшера. Это отъявленный нацист, выбивающий зубы заключенным и заставляющий их глотать полную ложку соли или песка как универсальное средство от всех болезней.

Но и среди надзирателей встречались люди, взявшееся за эту работу, чтобы помочь заключенным. Таков полицейский Ярослав Гора, человек прекрасной, чистой души, Адольф Колинекий, чех, который выдал себя за немца, чтобы попасть в надзиратели.

Последние страницы репортажа посвящены работе подпольного ЦК Коммунистической партии Чехословакии, членом которого был Фучик. Рассказывая о партийной работе в условиях фашистского террора, автор подчеркивал несокрушимость партии. Падал боец, но на его место становились двое, трое…

Отличительными чертами «Репортажа с петлей на шее» является необыкновенная искренность и лиризм, пронизывающий все произведение. Очень просто, без всякой рисовки ведет Фучик свой рассказ. В нем звучит неистребимая любовь к жизни, к людям.

Всегда, в любых условиях, в жизни и на пороге смерти, Фучика не покидало чувство уверенности в правоте своего дела, в неминуемом поражении фашизма, в грядущей победе коммунизма. Все это делало «Репортаж с петлей на шее» подлинно героическим произведением.

Ситуация, в которой вел свои записи Фучик, была пограничной между жизнью и смертью, с туго затянутой петлей на шее. Но вот что удивительно: даже в столь безвыходном положении он сохранял не только стойкость духа под пытками, но и невероятно зоркий и цепкий взгляд профессионала. Он мог бы пафосно обличать фашизм и собственных палачей, но предпочел иронию, которая в его ситуации обрела убийственный характер.

Но не все воспринимали Юлиуса Фучика как героя. В период после проведения «бархатной» революции, когда чехи избавлялись от коммунистических идолов, был пущен слух о сотрудничестве Фучика с гестапо. Засомневались и в достоверности тайных записок из Панкрацкой тюрьмы.

Вернуть доброе имя национальному герою помогла группа независимых историков, которая доказала непричастность чешского журналиста к фашистам и, проведя криминалистическую экспертизу, развенчала слух о неподлинном авторстве «Репортажа с петлей на шее».

8 сентября 1943 года по приговору берлинского суда Юлиус Фучик был казнен. Благодарное человечество почтило память мужественного человека, зафиксировав эту дату в календаре как Международный день солидарности журналистов. Фучик умер, как и жил – настоящим большим человеком, коммунистом.

Источники информации:

В.Н. Богословский, Н.И. Кравцов, А.И. Лозовский «Литература Чехословакии, Болгарии и Польши: 1927-1945» (1984)

«Высокая игра» Юлиуса Фучика». РИА-Новости

Сергей Ильченко. «Уроки профессионального мужества». «Невское время».

Производственная практика в редакции 2013 года

Рыцарь коммунизма Юлиус Фучик. Как писался «Репортаж с петлей на шее»

Знаменитый чешский публицист, активист чешской коммунистической партии Юлиус Фучик родился 23 февраля 1903 года в Праге. Назвали мальчика в честь его дяди, композитора и теперь уже полного тезки.

Окончив философский факультет Пражского университета, Фучик стал ярым коммунистом, активным разработчиком концепции социалистического реализма, боровшегося за теории Карла Маркса и Фридриха Энгельса. В 1920-е годы Юлиус становится главным редактором сразу двух коммунистических изданий — газеты «Руде право» и журнала «Творба». Он мечтает побывать в Стране Советов, чтобы после рассказать всем на родине, как прекрасен коммунизм. Отправляясь в командировку в СССР, Юлиус даже представить себе не мог, что останется на советской земле на 2 года. Вернувшись в Прагу, он написал серию одухотворенных очерков и книгу «В стране, где наше завтра является уже вчерашним днем».

Чтобы избежать преследований за свои взгляды в родной стране, где неожиданно начали набирать обороты настроения в поддержку фашизма, Юлиус отправился в деревню. Там он наконец-то заключил брак с девушкой, которую давно любил, — Аугустой Кодеричевой. К сожалению, насладиться семейным счастьем и покоем ему так и не пришлось. В 1939 г. на территории Чехии, оккупированной фашистской Германией, начали преследовать коммунистов. Юлиус ушёл в подполье вместе с единомышленниками-оппозиционерами и начал писать антифашистские очерки, призывавшие чехов вступить в жестокую борьбу с Третьим Рейхом.

Гестапо, желая уничтожить участников чешского сопротивления, сумело внедрить в подполье информатора. Семерых коммунистов, среди которых был Юлиус Фучик, схватили и бросили в тюрьму для политических преступников Панкрац в Праге. Именно в нацистских застенках публицист напишет раздирающую своей откровенностью и драматизмом книгу «Репортаж с петлей на шее». Это гениальное антифашистское творение опубликовали в Чехии в 1945 году и перевели впоследствии на 70 языков мира.

Читайте также:
Топ самых раскошных королевских резиденций

Создать «Репортаж с петлей на шее» Фучику помог. надзиратель. Каждое утро он приносил журналисту бумагу и карандаш. А вечером забирал написанное и уносил из тюрьмы.

Для послевоенного Запада, где со зверствами гестапо столкнулось гораздо меньше повстанцев, чем на территории СССР, эта книга стала откровением. Всё, что ему пришлось пережить, Фучик описывает до мельчайших деталей: «Кто еще, кроме тебя, в Центральном Комитете? Где ваши радиопередатчики? Типографии? Говори! Говори! Говори!» Теперь я могу более хладнокровно считать удары. Болят только искусанные губы, больше ничего я уже не ощущаю. «Разуть его!» В ступнях боль еще не притупилась. Это я чувствую. Пять, шесть, семь. Кажется, что палка проникает до самого мозга. Два часа. Прага спит. «Говори! Говори!» Провожу языком по деснам, пытаюсь сосчитать, сколько зубов выбито. Никак не удается. Двенадцать, пятнадцать, семнадцать? Нет, это меня «допрашивают» столько гестаповцев. Некоторые, очевидно, уже устали. А смерть всё еще медлит».

Избитый до полусмерти, он и тогда продолжал верить в идею коммунизма и победу СССР над гитлеровской Германией.

После освобождения Чехословакии от фашизма были вскрыты тайные сейфы тюрьмы Панкрац. Там хранились и стенографии, бесстрастно зафиксировавшие разговор гестаповца и коммуниста Юлиуса Фучика.

«Неужели ты не понимаешь? Всё кончено. Вы проиграли. Вы все. — Проиграл только я. — Ты еще веришь в победу коммуны? — Конечно. — Он еще верит? — спрашивает по-немецки начальник отдела. — Он еще верит в победу России? — Конечно, иного исхода не может быть».

Он работал над своей великой книгой правды год. Последние слова Фучик написал 9 июня 1943 года, за день до перевода в другую тюрьму в Берлине: «Об одном прошу тех, кто переживет это время: не забудьте! Не забудьте ни добрых, ни злых. Терпеливо собирайте свидетельства о тех, кто пал за себя и за вас».

8 сентября того же года Фучика казнили. Когда рыцаря коммунизма вели на эшафот, он пел «Интернационал». Другие несчастные, ожидавшие казни, услышав его, подпевали Юлиусу Фучику из своих камер на разных языках.

Впоследствии день казни Фучика 8 сентября сделали Днем солидарности журналистов.

Эмиграция в США из Германии в 19 и 20 веках

Накануне гражданской войны немцы составляли крупнейшую после ирландцев группу иммигрантского населения США — 31,5%. Как говорилось выше, их жило там, по данным переписи 1860 г., 1 301 136 человек, или 4,1% всего населения страны. В переписи учтены, разумеется, только немецкие иммигранты первого поколения, причем не особенно точно. Людей переселявшихся из многочисленных немецких государств, да еще в значительной части через французские и английские порты, было особенно трудно учитывать. Вероятно, число иммигрантов-немцев было в действительности выше, чем по данным переписи.

Иммиграция немцев в США

Немцы в заметных количествах селились на территории США еще с XVII в., и к гражданской войне значительная часть потомков ранних немецких колонистов ассимилировалась. Однако середина XIX в. дала небывалый до той поры рост немецкой иммиграции. Только за десятилетие 1851—1860 гг. в США вселилось 951 667 выходцев из Германии, преимущественно в первую половину этого десятилетия. Наивысший рост был достигнут в 1854 г., когда в страну приехало более 200 тыс. немцев. Таким образом, подавляющее большинство живших в США к началу гражданской войны немцев прибыло туда в предшествовавшие 10—15 лет.

Массовая немецкая иммиграция этого периода была частью огромной волны переселенцев, двигавшейся в те же годы из Европы в Америку, и вызывалась, в основном, причинами того же порядка. Людские массы выталкивались процессами капиталистического развития европейских стран. Для Германии, где эти процессы проходили замедленно и особенно уродливо, рост эмиграции был связан с периодом революции 1848 г. Брожение масс в предреволюционный период частично находило выход в эмиграции, а неудача революции, ее незавершенность усилили тенденцию к выселению.

Кто уезжал из Германии в США

Основной контингент немецких эмигрантов составляли разорявшиеся крестьяне, ремесленники, рабочие. В конце 40-х и в начале 50-х годов сельское хозяйство юго-западной Германии, откуда эмиграция в Америку имела уже двухвековую традицию, поразили неурожаи. Неурожаи были в Баварии и Бадене. В Вюртемберге случился неурожай винограда. Не уродился картофель. Все это обостряло до чрезвычайности нужду крестьянства, и без того обремененного долгами и непосильными платежами, ухудшало положение городских ремесленников и рабочих. Германское ремесло и мануфактуру давила конкуренция английских фабричных товаров, особенно тканей. Это лишало заработка и заставляло эмигрировать многих немецких квалифицированных рабочих и ремесленников. И действительно, в начале 50-х годов количество квалифицированных рабочих, эмигрировавших в Америку, увеличилось.

Однако большинство эмигрантов составляли крестьяне. В южной и западной Германии эмиграция принимала по временам массовый характер: целые деревни снимались с мест. Подобные вещи происходили и на севере: из Мекленбурга в 50-х годах массами выселялись крестьяне. Отмена личной крепостной зависимости облегчила крестьянскую эмиграцию; частичная отмена феодальных повинностей, притом за выкуп, стимулировала ее, так как выкупные платежи и тяжелая задолженность разоряли крестьян. Интенсивнее всего этот процесс происходил в юго-западной Германии, районе мелкого землевладения, откуда главным образом и шла крестьянская эмиграция. Однако в 50-х годах возросла эмиграция сельскохозяйственного населения из северной Германии — в результате капиталистического развития крупных поместий этой области.

Читайте также:
Альтернатива Турции: пляжные курорты России 2022

В отличие от ирландских беженцев, немецкие крестьяне-эмигранты далеко не всегда бывали разорены. Они с большим или меньшим трудом распродавали свое хозяйство, не сулившее им в Германии выгод, и в Америку приезжали с некоторыми средствами, что давало им возможность сразу осесть на земле. Исследователи указывают, что германские эмигранты брали с собой в 1848—1854 гг. от 10 до 35 фунтов стерлингов на человека, т.е. очень немалые суммы. «Нью-Йорк дейли трибюн» сообщала: «Эмиграция из Германии в нашу страну сильно увеличивается. Капитаны судов, прибывших недавно в Нью-Йорк, утверждают, что все их пассажиры привезли деньги, звонкой монетой или векселями, от 250 до 400 долларов, каждый». Конечно, точность всех подобных выкладок весьма относительна, да и деньги распределялись очень неравномерно. Среди эмигрантов встречались богатые люди, захваченные по тем или иным причинам «модой» на эмиграцию. С другой стороны, многие не имели средств на выезд и выселялись за счет местных правительств, общин, благотворительности. Государство поощряло эмиграцию бедняков, как и в Ирландии и в Англии того времени, и вообще старалось путем эмиграции избавиться от нежелательных элементов. Американские газеты периода массовой немецкой иммиграции пестрят заметками об организованном вывозе из Германии преступников. «Записи эмигрантской полиции показывают особенно большое количество преступлений на германских судах, — писала «Нью-Йорк дейли трибюн». — На ограбление во время переезда в нашу страну чаще жалуются мэру немцы, чем уроженцы любой другой страны». Нью-йоркская комиссия по эмиграции жаловалась в государственный департамент на вызов германскими государствами в США преступников, и американским консулам в германских портах было предписано сообщать о подобных случаях департаменту. Консулам надлежало следить за вывозом не только преступников, но и нищих (paupers). В Цинциннати, — как сообщала «Нью-Йорк дейли трибюн», — «прибыло на одном и том же судне около 60 немецких пауперов. С родины в Новый Орлеан их отправило правительство, а власти Нового Орлеана переправили их в Цинциннати. Ни у кого из них нет ни гроша, многие безнадежно больны».

Американские власти и американские газеты, вероятно, раздували подобные случаи особенно в эти годы, отмеченные травлей иностранцев. Однако из Германии в США действительно попадало большое количество деклассированных, которых щедро выделяло общество, пропитанное феодальными пережитками и страдавшее от недостаточности развития капитализма. Отнюдь не всегда такие элементы эмигрировали с благословения правительства. В США бежали, например, дезертиры — солдаты и моряки — да и вообще люди, спасавшиеся от воинской повинности.

Велика была доля интеллигенции в германской эмиграции, относительно больше, чем в ирландской. Литераторы, журналисты, адвокаты, врачи, ученые, не находящие себе применения, недовольные общественной обстановкой, покидающие родину, — это тоже было характерно для отсталой и раздробленной Германии. Неудача революции 1848 г. вызвала эмиграцию среди революционной интеллигенции. Значительная часть этих беглецов осела в США и сыграла там крупную роль. От Преследований реакции бежали и многие рядовые участники революции, но об их судьбе известно гораздо меньше. От этих «нежелательных элементов» власти тоже пытались иногда избавиться знакомыми средствами. Пленным рядовым повстанцам 1849 г. баденское правительство, например, предложило выслать их в Америку за свой счет, но на это согласились немногие.

Массовая эмиграция в середине XIX века

Массовая эмиграция стала возможной в середине XIX в. благодаря появлению железных дорог. По железнодорожным линиям Германии и Франции шли особые эмигрантские поезда, перевозившие пассажиров в порты отплытия за особо низкую плату и с особо малыми удобствами. При этом французские поезда везли в Гавр главным образом немецких эмигрантов — из западных областей Германии. В Гавр прибывали суда с американским хлопком, который шел на хлопчатобумажные фабрики Эльзаса. Обратным рейсом эти суда забирали эмигрантов и доставляли их в Новый Орлеан. В Гавре скоплялись такие массы немецких эмигрантов, что он выглядел скорее немецким, чем французским городом. Превращение эмигрантов в массовый груз было очень прибыльным делом. Корреспондент «Нью-Йорк дейли трибюн» сообщал в 1852 г., что в Техасе ожидают прибытия 13 судов с переселенцами из Германии, и ликовал по поводу приезда «приличных эмигрантов», а также по поводу того, что хлопок можно будет обратным рейсом вывезти дешевле.

Главным германским эмиграционным портом стал Бремен. Туда ввозили американский табак, который перерабатывался на месте и затем развозился по всей стране. Судовладельцы нуждались в прибыльном обратном грузе, и торговцы табаком, странствуя по Германии, вербовали эмигрантов, преимущественно из северных областей, на обратный рейс до Балтимора. Другой крупный немецкий порт, Гамбург, не имел прочных торговых связей с Америкой, и поэтому оттуда эмигранты чаще всего переправлялись в английские порты. «Нью-Йорк дейли трибюн» отмечала, что большинство — 70 с лишним тысяч немцев, прибывших за 1851 г. в Нью-Йорк, отплыло из Гавра, Бремена, Антверпена и Гамбурга, многие из Лондона и Ливерпуля.

Читайте также:
Может ли банкрот выезжать за границу в 2022 году

К переезду в Америку побуждали многих письма осевших там родственников и соседей, книги об Америке, написанные немецкими авторами. Непосредственно вербовали эмигрантов американские организации. Национальное общество немецкой эмиграции, помогавшее прибывшим Америку немцам, имело отделения в Германии. Даже американское общество по распространению религиозных брошюр послало в Бремен своего представителя с двойной целью — раздавать брошюры и информировать эмигрантов.

Сложности немецких переселенцев

Что ждало немецких переселенцев после долгого, мучительного, рискованного переезда через океан? Опасности и невзгоды новой жизни начинались для них с первого же шага по американской земле. На берегу их подстерегала целая свора «раннеров», т.е. зазывал, которые брались доставлять эмигрантов на ночлег, на железную дорогу, на пароход, улаживать их денежные дела, доставать для них работу и т. д., и при этом самым беспощадным образом обманывали их. Это был широко разветвленный промысел, в котором участвовали хозяева гостиниц и постоялых дворов, фирмы-работодатели и даже капитаны океанских кораблей. В 1854 г. (год наивысшей немецкой иммиграции) газеты сообщали, что капитаны судов, привозящих немецких иммигрантов, входят в соглашения с зазывалами и не пускают пассажиров на берег, пока те не появятся.

Плутни были в этих делах не исключением, а правилом. Американские газеты начала 50-х годов изобилуют сообщениями о них. «Не проходит и дня, — писала «Нью-Йорк дейли трибюн», чтобы у множества бедных немецких эмигрантов, приезжающих в наш город, имея немногим более, чем нужно для проезда, в места назначения на Дальнем Западе, не выманивали псе имущество свои же соотечественники, которые действуют в качестве зазывал…»

То же бывало и у ирландцев и других национальностей, но немецкий раннерский промысел развился, быть может, более, потому что у немцев можно было больше поживиться. Кроме того, многие из них не задерживались в портах прибытия, а отправлялись дальше, и тут открывался простор для махинаций с билетами. У иммигрантов брали деньги на покупку билетов и ничего не давали взамен, брали гораздо больше положенного, похищали билеты, купленные в Европе у агентов американских железнодорожных компаний и т. д. Жульничество зазывал было настолько систематическим, что немецкое население Олбени, например, протестуя против обмана иммигрантов, особенно немцев, предлагало завести в портах добровольную немецкую полицию. Это казалось тем более уместным, что зазывалы терроризировали своих противников. На одного члена комиссии по эмиграции, который пытался устраивать иммигрантов организованным путем, который одновременно был и председателем немецкого благотворительного общества, неоднократно нападали зазывалы, и он вынужден был ходить с револьвером. Городской же полиции обычно на месте не оказывалось.

Эмиграция в США из Германии

Накануне гражданской войны немцы составляли крупнейшую после ирландцев группу иммигрантского населения США — 31,5%. Как говорилось выше, их жило там, по данным переписи 1860 г., 1 301 136 человек, или 4,1% всего населения страны. В переписи учтены, разумеется, только немецкие иммигранты первого поколения, причем не особенно точно. Людей переселявшихся из многочисленных немецких государств, да еще в значительной части через французские и английские порты, было особенно трудно учитывать. Вероятно, число иммигрантов-немцев было в действительности выше, чем по данным переписи.

Иммиграция немцев в США

Немцы в заметных количествах селились на территории США еще с XVII в., и к гражданской войне значительная часть потомков ранних немецких колонистов ассимилировалась. Однако середина XIX в. дала небывалый до той поры рост немецкой иммиграции. Только за десятилетие 1851—1860 гг. в США вселилось 951 667 выходцев из Германии, преимущественно в первую половину этого десятилетия. Наивысший рост был достигнут в 1854 г., когда в страну приехало более 200 тыс. немцев. Таким образом, подавляющее большинство живших в США к началу гражданской войны немцев прибыло туда в предшествовавшие 10—15 лет.

Массовая немецкая иммиграция этого периода была частью огромной волны переселенцев, двигавшейся в те же годы из Европы в Америку, и вызывалась, в основном, причинами того же порядка. Людские массы выталкивались процессами капиталистического развития европейских стран. Для Германии, где эти процессы проходили замедленно и особенно уродливо, рост эмиграции был связан с периодом революции 1848 г. Брожение масс в предреволюционный период частично находило выход в эмиграции, а неудача революции, ее незавершенность усилили тенденцию к выселению.

Кто уезжал из Германии в США

Основной контингент немецких эмигрантов составляли разорявшиеся крестьяне, ремесленники, рабочие. В конце 40-х и в начале 50-х годов сельское хозяйство юго-западной Германии, откуда эмиграция в Америку имела уже двухвековую традицию, поразили неурожаи. Неурожаи были в Баварии и Бадене. В Вюртемберге случился неурожай винограда. Не уродился картофель. Все это обостряло до чрезвычайности нужду крестьянства, и без того обремененного долгами и непосильными платежами, ухудшало положение городских ремесленников и рабочих. Германское ремесло и мануфактуру давила конкуренция английских фабричных товаров, особенно тканей. Это лишало заработка и заставляло эмигрировать многих немецких квалифицированных рабочих и ремесленников. И действительно, в начале 50-х годов количество квалифицированных рабочих, эмигрировавших в Америку, увеличилось.

Читайте также:
Как добраться до Ейска на самолете из Москвы

Однако большинство эмигрантов составляли крестьяне. В южной и западной Германии эмиграция принимала по временам массовый характер: целые деревни снимались с мест. Подобные вещи происходили и на севере: из Мекленбурга в 50-х годах массами выселялись крестьяне. Отмена личной крепостной зависимости облегчила крестьянскую эмиграцию; частичная отмена феодальных повинностей, притом за выкуп, стимулировала ее, так как выкупные платежи и тяжелая задолженность разоряли крестьян. Интенсивнее всего этот процесс происходил в юго-западной Германии, районе мелкого землевладения, откуда главным образом и шла крестьянская эмиграция. Однако в 50-х годах возросла эмиграция сельскохозяйственного населения из северной Германии — в результате капиталистического развития крупных поместий этой области.

В отличие от ирландских беженцев, немецкие крестьяне-эмигранты далеко не всегда бывали разорены. Они с большим или меньшим трудом распродавали свое хозяйство, не сулившее им в Германии выгод, и в Америку приезжали с некоторыми средствами, что давало им возможность сразу осесть на земле. Исследователи указывают, что германские эмигранты брали с собой в 1848—1854 гг. от 10 до 35 фунтов стерлингов на человека, т.е. очень немалые суммы. «Нью-Йорк дейли трибюн» сообщала: «Эмиграция из Германии в нашу страну сильно увеличивается. Капитаны судов, прибывших недавно в Нью-Йорк, утверждают, что все их пассажиры привезли деньги, звонкой монетой или векселями, от 250 до 400 долларов, каждый». Конечно, точность всех подобных выкладок весьма относительна, да и деньги распределялись очень неравномерно. Среди эмигрантов встречались богатые люди, захваченные по тем или иным причинам «модой» на эмиграцию. С другой стороны, многие не имели средств на выезд и выселялись за счет местных правительств, общин, благотворительности. Государство поощряло эмиграцию бедняков, как и в Ирландии и в Англии того времени, и вообще старалось путем эмиграции избавиться от нежелательных элементов. Американские газеты периода массовой немецкой иммиграции пестрят заметками об организованном вывозе из Германии преступников. «Записи эмигрантской полиции показывают особенно большое количество преступлений на германских судах, — писала «Нью-Йорк дейли трибюн». — На ограбление во время переезда в нашу страну чаще жалуются мэру немцы, чем уроженцы любой другой страны». Нью-йоркская комиссия по эмиграции жаловалась в государственный департамент на вызов германскими государствами в США преступников, и американским консулам в германских портах было предписано сообщать о подобных случаях департаменту. Консулам надлежало следить за вывозом не только преступников, но и нищих (paupers). В Цинциннати, — как сообщала «Нью-Йорк дейли трибюн», — «прибыло на одном и том же судне около 60 немецких пауперов. С родины в Новый Орлеан их отправило правительство, а власти Нового Орлеана переправили их в Цинциннати. Ни у кого из них нет ни гроша, многие безнадежно больны».

Американские власти и американские газеты, вероятно, раздували подобные случаи особенно в эти годы, отмеченные травлей иностранцев. Однако из Германии в США действительно попадало большое количество деклассированных, которых щедро выделяло общество, пропитанное феодальными пережитками и страдавшее от недостаточности развития капитализма. Отнюдь не всегда такие элементы эмигрировали с благословения правительства. В США бежали, например, дезертиры — солдаты и моряки — да и вообще люди, спасавшиеся от воинской повинности.

Велика была доля интеллигенции в германской эмиграции, относительно больше, чем в ирландской. Литераторы, журналисты, адвокаты, врачи, ученые, не находящие себе применения, недовольные общественной обстановкой, покидающие родину, — это тоже было характерно для отсталой и раздробленной Германии. Неудача революции 1848 г. вызвала эмиграцию среди революционной интеллигенции. Значительная часть этих беглецов осела в США и сыграла там крупную роль. От Преследований реакции бежали и многие рядовые участники революции, но об их судьбе известно гораздо меньше. От этих «нежелательных элементов» власти тоже пытались иногда избавиться знакомыми средствами. Пленным рядовым повстанцам 1849 г. баденское правительство, например, предложило выслать их в Америку за свой счет, но на это согласились немногие.

Массовая эмиграция в середине XIX века

Массовая эмиграция стала возможной в середине XIX в. благодаря появлению железных дорог. По железнодорожным линиям Германии и Франции шли особые эмигрантские поезда, перевозившие пассажиров в порты отплытия за особо низкую плату и с особо малыми удобствами. При этом французские поезда везли в Гавр главным образом немецких эмигрантов — из западных областей Германии. В Гавр прибывали суда с американским хлопком, который шел на хлопчатобумажные фабрики Эльзаса. Обратным рейсом эти суда забирали эмигрантов и доставляли их в Новый Орлеан. В Гавре скоплялись такие массы немецких эмигрантов, что он выглядел скорее немецким, чем французским городом. Превращение эмигрантов в массовый груз было очень прибыльным делом. Корреспондент «Нью-Йорк дейли трибюн» сообщал в 1852 г., что в Техасе ожидают прибытия 13 судов с переселенцами из Германии, и ликовал по поводу приезда «приличных эмигрантов», а также по поводу того, что хлопок можно будет обратным рейсом вывезти дешевле.

Читайте также:
Фотографии горы Мак-Кинли

Главным германским эмиграционным портом стал Бремен. Туда ввозили американский табак, который перерабатывался на месте и затем развозился по всей стране. Судовладельцы нуждались в прибыльном обратном грузе, и торговцы табаком, странствуя по Германии, вербовали эмигрантов, преимущественно из северных областей, на обратный рейс до Балтимора. Другой крупный немецкий порт, Гамбург, не имел прочных торговых связей с Америкой, и поэтому оттуда эмигранты чаще всего переправлялись в английские порты. «Нью-Йорк дейли трибюн» отмечала, что большинство — 70 с лишним тысяч немцев, прибывших за 1851 г. в Нью-Йорк, отплыло из Гавра, Бремена, Антверпена и Гамбурга, многие из Лондона и Ливерпуля.

К переезду в Америку побуждали многих письма осевших там родственников и соседей, книги об Америке, написанные немецкими авторами. Непосредственно вербовали эмигрантов американские организации. Национальное общество немецкой эмиграции, помогавшее прибывшим Америку немцам, имело отделения в Германии. Даже американское общество по распространению религиозных брошюр послало в Бремен своего представителя с двойной целью — раздавать брошюры и информировать эмигрантов.

Сложности немецких переселенцев

Что ждало немецких переселенцев после долгого, мучительного, рискованного переезда через океан? Опасности и невзгоды новой жизни начинались для них с первого же шага по американской земле. На берегу их подстерегала целая свора «раннеров», т.е. зазывал, которые брались доставлять эмигрантов на ночлег, на железную дорогу, на пароход, улаживать их денежные дела, доставать для них работу и т. д., и при этом самым беспощадным образом обманывали их. Это был широко разветвленный промысел, в котором участвовали хозяева гостиниц и постоялых дворов, фирмы-работодатели и даже капитаны океанских кораблей. В 1854 г. (год наивысшей немецкой иммиграции) газеты сообщали, что капитаны судов, привозящих немецких иммигрантов, входят в соглашения с зазывалами и не пускают пассажиров на берег, пока те не появятся.

Плутни были в этих делах не исключением, а правилом. Американские газеты начала 50-х годов изобилуют сообщениями о них. «Не проходит и дня, — писала «Нью-Йорк дейли трибюн», чтобы у множества бедных немецких эмигрантов, приезжающих в наш город, имея немногим более, чем нужно для проезда, в места назначения на Дальнем Западе, не выманивали псе имущество свои же соотечественники, которые действуют в качестве зазывал…»

То же бывало и у ирландцев и других национальностей, но немецкий раннерский промысел развился, быть может, более, потому что у немцев можно было больше поживиться. Кроме того, многие из них не задерживались в портах прибытия, а отправлялись дальше, и тут открывался простор для махинаций с билетами. У иммигрантов брали деньги на покупку билетов и ничего не давали взамен, брали гораздо больше положенного, похищали билеты, купленные в Европе у агентов американских железнодорожных компаний и т. д. Жульничество зазывал было настолько систематическим, что немецкое население Олбени, например, протестуя против обмана иммигрантов, особенно немцев, предлагало завести в портах добровольную немецкую полицию. Это казалось тем более уместным, что зазывалы терроризировали своих противников. На одного члена комиссии по эмиграции, который пытался устраивать иммигрантов организованным путем, который одновременно был и председателем немецкого благотворительного общества, неоднократно нападали зазывалы, и он вынужден был ходить с револьвером. Городской же полиции обычно на месте не оказывалось.

Иммиграция в США: от колониального периода до наших дней

Колониальный период

Наиболее длительной по времени волной миграции в США был период освоения новых земель. Эпоха колонизации Нового света началась в середине 17-го века и длилась вплоть до войны за независимость. Основными странами – донорами мигрантов были Великобритания со всеми своими землями (Ирландией, Шотландией, Англией и Уэльсом), страны Северной Европы (Швеция, Дания, Нидерланды), Германия, Франция. Мигранты из разных стран предпочитали размещаться в разных колониях, которые впоследствии стали отдельными штатами.

Причинами, побуждавшими первых переселенцев в США покидать свою родину и уезжать за океан, были разные ситуации экономического, политического, социального и религиозного характера. В Западной Европе продолжалась промышленная революция, породившая масштабные миграционные процессы. Кроме того, религиозные притеснения протестантов и гугенотов также способствовали их желанию переехать подальше от плохой жизни.

Первые мигранты занимались земледелием, будучи наемными работниками. Впоследствии им удавалось получить небольшой надел земли и заниматься своим делом. Несмотря на очень тяжелые условия работы , их жизнь можно было считать более успешной, чем на родине.

Массовый период миграции

Несмотря на большую длительность колониального периода миграции, численность новоприбывших была не очень большой. Массовой волной миграции считается вторая, которая продолжалась с начала 19-го века до конца столетия. За этот период в США приехали более 15 миллионов новых жителей из разных стран Европы.

Иммиграция того периода характеризовалась большим ареалом стран-доноров. В первую очередь это Ирландия и Германия (вернее, земли, которые впоследствии станут Германией), Швеция, Польша, Франция, Италия, Англия. Кроме того, в южные штаты хлынул поток мексиканцев, а в северные начали перебираться канадцы. В середине 19-го века Америку открыли для себя китайцы, сформировав первую волну иммиграции.

Переселенцы того периода занимались сельским хозяйством, активно продвигаясь на запад континента и осваивая новые земли. Часть иммигрантов останавливалась в стремительно растущих городах — Нью-Йорке, Бостоне, Филадельфии и других.

Читайте также:
Крепость Св. Иоанна - достопримечательность Котора #2

Основными причинами второй волны иммиграции в США можно назвать активное освоение Среднего Запада и открытие порта в Нью-Йорке. Кроме того, США переживали экономический подъем: бурное развитие промышленности требовало новых рабочих. С другой стороны, в Европе, только отошедшей от наполеоновских войн, появилась масса молодых людей, ищущих свое место в жизни. При этом стремительная индустриализация и переход сельского хозяйства на другие принципы не требовали большого количества рабочей силы. Естественно, что молодое государство за океаном манило многих своими возможностями.

Характерным является расселение новых жителей компактными группами. Средний Запад, ставший к середине 19-го столетия самым плодородным регионом мира, стал новым домом для целых общин из Дании, Норвегии, Швеции, Богемии и Германии. Кстати, в этот период появились первые признаки недовольства и даже враждебности со стороны старожилов к иммигрантам. Причина такого отношения связана с религией — иммигранты-католики из Ирландии вызвали недовольство протестантов, составлявших на тот период большинство населения США.

Еще одним негативным фактором того времени было резкое неприятие китайцев, также устремившихся в Соединенные Штаты в поисках счастья. Впервые для США был принят закон «Об исключении китайцев» в 1882 году. Это была политика ограничения.

Третий период иммиграции в США

Очередная волна миграции в США началась вскоре после Гражданской войны и продолжалась до Великой американской депрессии. Эта волна характеризуется новыми источниками миграции, а также постоянным совершенствованием средств перемещения через океаны. Мощные и вместительные пароходы перевозили мигрантов в большем количестве и за меньшее время, чем старинные парусники.

Источниками миграции того периода были страны Южной и Восточной Европы: Италия, Греция, Румыния, Венгрия, Польша и другие. Волна индустриализации добралась и сюда, что породило такую же необходимость в поисках рабочих мест для огромного количества людей. За указанный период из Европы в США переехало свыше 25 миллионов человек, что стало самой масштабной волной миграции с момента колонизации Америки. Этот период характеризуется волной миграции из России, растерзанной Гражданской войной и предшествовавшей сменой политического строя.

Отличием данной волны миграции от предыдущей является тот факт, что вся масса людей оседала в городах, став основной рабочей силой для зарождавшихся отраслей промышленности — автомобильной, сталелитейной, химической и так далее. Именно эти люди стали причиной экономического подъема США и становления государства в качестве промышленного гегемона.

Эта волна иммигрантов также столкнулась с негативным к себе отношением со стороны людей, живших здесь несколько поколений. Причем ксенофобия стала организованной, была создана Лига за ограничение иммиграции в США. Такой ограничительный закон был принят в 1921 году под названием «Закон о национальном происхождении». Была ограничена общая численность иммигрантов, а также введены ограничения по национальному признаку. В привилегированном положении оказались выходцы из стран Северной и Западной Европы, а под запретом — жители Азии и Южной Европы.

Последняя эпоха иммиграции

Принятый в 1920-е годы закон об ограничении иммиграции не распространялся на страны Западного полушария. Вплоть до 1965 года иммигранты из стран Карибского бассейна, Мексики, других стран Южной Америки успели буквально наводнить некоторые штаты . Кроме того, знаковыми были волны миграции евреев из предвоенной Германии, венгров после событий 1956 года, кубинцев с залитого кровью острова. Но при этом закон об ограничении иммиграции действовал, обрастая ужесточающими поправками.

В 1965 году наступил большой перелом в законодательстве об иммиграции. Закон Харта – Селлера полностью менял принципы квотирования по национальному признаку. Квоты были заменены на категории по семейному или родственному признакам, а также по профессиональным навыкам. США приветствовали иммигрантов, имевших навыки в необходимых профессиях. Кроме того, приоритет получили иммигранты, имевшие родственников в США.

Изначально при помощи этого закона удалось изменить вектор иммиграции в сторону европейских стран, но впоследствии жители Кореи, Индии и других азиатских государств буквально хлынули в США. К новому тысячелетию объем иммиграции достиг уровня 1900 года. Таким образом иммигранты снова стали основной силой, формирующей нацию.

Выходцы из СССР и России в течение 20-го века постоянно пополняли число жителей США. Советский период ознаменовался массовым выездом интеллигенции, после распада СССР в США хлынул большой поток людей, покинувших родину в поисках лучшей жизни.

Начало 21-го века характеризуется дебатами в обществе о принятии законов, ужесточающих иммиграцию. Американцы видят в новых жителях угрозу для своего уклада и образа жизни, неприятие своих правил и знаменитой американской мечты .

Существует и противоположное мнение — о положительном влиянии иммиграции на развитие американской экономики и общества в целом.

В настоящее время тройка стран – лидеров по количеству мигрантов в США выглядит следующим образом: Мексика, Китай, Индия. Всего мигранты составляют 13% от общего числа жителей Соединенных Штатов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: