ЯК-152: технические характеристики, фото

Як-152: когда легко и в бою, и в учении

Як-152 – это российский поршневой одномоторный учебно-тренировочный самолет (УТС), предназначенный для ранних стадий обучения пилотов. «Сто пятьдесят второй» — это не просто учебный самолет, а составная часть тренировочного комплекса Як-130, в который еще входит компьютерный класс, процедурный тренажер и средства контроля.

Планируется, что с помощью комплекса Як-130 курсанты летных училищ смогут получить навыки начальной школы пилотирования, освоить навигацию, обучиться групповым полетам и фигурам высшего пилотажа. Самолет дает возможность начинающим пилотам отточить технику управления по приборам, посадку с использованием аэродромных систем, действие во время нештатных ситуаций.

По замыслу разработчиков УТС Як-152 в будущем должен полностью заменить заслуженный Як-52, который несколько десятилетий служил «учебной партой» многим поколениям летчиков. Планируется, что для подготовки пилотов российских ВКС в будущем будут использоваться два самолета: поршневой Як-152 – для получения начальных навыков пилотирования и реактивный Як-130 – для их дальнейшей шлифовки.

Учебно-тренировочный самолет Як-152 создан конструкторами ОКБ им. Яковлева, а серийное производство этой машины будет налажено на мощностях ПАО «Корпорация Иркут». Ее первый полет состоялся в сентябре 2016 года, широкой публике самолет был продемонстрирован на выставке МАКС-2017. В настоящее время проводятся летные испытания учебной машины.

Планируется, что до конца нынешнего года корпорация «Иркут» сможет выпустить пять Як-152, из которых три машины будут переданы ВКС РФ, а еще две – использованы для завершения испытаний. В 2020 году авиастроители планируют изготовить уже десять УТС Як-152.

В 2016 году российское МО выразило желание закупить 150 самолетов этого типа. Эксперты считают, что общая потребность российских военных в подобной машине составляет от 250 до 300 единиц. А ведь есть еще и аэроклубы ДОСААФ, да и просто частные любители авиации, которые могут позволить себе приобрести подобную «игрушку».

К Як-152 уже проявили интерес и за рубежом, пока, правда, речь идет о Ближнем Зарубежье. Между «Иркутом» и обществом ДОСААФ Республики Беларусь подписано рамочное соглашение на поставку этих самолетов. Есть информация, что Як-152 для тренировки своих будущих военных пилотов хочет закупить Казахстан.

В целом же, разработчики машины смотрят в будущее с большим оптимизмом, они считают, что Як-152 будет пользоваться высоким спросом на мировом рынке.

История создания

История учебно-тренировочного Як-152 началась еще двадцать лет назад, примерно в середине последнего десятилетия прошлого века. В это время конструкторы ОКБ им. Яковлева работали над созданием реактивного учебного самолета Як-УТ – будущего Як-130. Появилась идея создать «в пару» к учебно-боевому реактивному самолету более легкий поршневой УТС, на котором можно получать начальные навыки пилотирования и проводить отбор летчиков. Машину довольно быстро можно было создать на базе двухместного поршневого самолета Як-54, производство которого было налажено на Саратовском авиазаводе.

Первоначально новая машина получила обозначение Як-54М, но потом она была переименована в Як-152. По-видимому, создатели самолета таким образом хотели показать ее преемственность с легендарным УТС Як-52 – одним из самых популярных тренировочных самолетов в мире. Однако этот проект так и не дождался своей реализации.

В Советском Союзе существовала эффективная двухуровневая система подготовки будущих пилотов. Она начиналась в многочисленных клубах ДОСААФ, где летчики получали значительный опыт полетов на простейших поршневых самолетах и только потом пересаживались на более сложные и дорогие реактивные. Развал СССР практически полностью уничтожил систему ДОСААФ, поэтому военных летчиков теперь приходилось обучать сразу на реактивных самолетах.

В 2001 году Министерство обороны РФ объявило конкурс на разработку нового поршневого УТС для нужд военных. Кроме ОКБ им. Яковлева, в нем приняло участие и конструкторское бюро имени Сухого со своей машиной Су-49. Военное ведомство хотя и объявило конкурс, но денег на разработку новых машин не выделило, поэтому работы велись за счет внутренних ресурсов авиастроителей.

Изначально конструкторы ОКБ им. Яковлева хотели пойти по самому простому пути – модернизировать проверенный и хорошо известный УТС Як-52. Поставить на него новый комплекс навигационно-пилотажного оборудования, улучшенный фонарь кабины, двигатель М-14Х. Кроме того, модернизированный самолет имел бы увеличенный запас топлива и новую систему эвакуации экипажа.

В 2004 году Як-52М отправился в первый полет, а уже через год машина успешно прошла государственные испытания. Серийное производство УТС планировали наладить на авиаремонтном заводе №308, что в городе Иваново. Разработчики рассчитывали только в России реализовать от двухсот до восьмисот машин. Однако планам этим так и не довелось сбыться – о самолете забыли надолго.

Помощь российским авиастроителям пришла с неожиданной стороны: в 2006 году наработками ОКБ им. Яковлева заинтересовались китайцы. Им нужен был поршневой УТС, поэтому вскоре между конструкторским бюро и китайской стороной был заключен контракт. Результатом совместной работы стало создание УТС L-7. Его производство было налажено китайской компанией Hongdu. В 2010 году этот учебный самолет был впервые продемонстрирован публике на авиасалоне в Чжухае.

Российское оборонное ведомство вспомнило о яковлевском поршневом самолете сравнительно недавно – в 2014 году. На государственном сайте закупок появилось объявление о начале конкурса, а затем между Министерством обороны и ОКБ им. Яковлева был подписан контракт на создание учебно-тренировочного комплекса. Сумма его составила 300 млн рублей. Конструкторским работам было присвоено наименование «Птичка ВВС». В сентябре того же года состоялось заседание макетной комиссии, а уже в октябре в СМИ появилась информация, что техническая документация на самолет готова. Первый полет новой машины планировался на 2015 год, в том же году должны были завершиться предварительные испытания самолета. Однако эти сроки выдержаны не были: первый полет Як-152 состоялся только через год.

В начале 2017 года замдиректора службы по военно-техническому сотрудничеству К. Бирюлин заявил, что испытания «сто пятьдесят второго» завершатся летом текущего года. Минобороны со своей стороны подтвердило готовность приобрести 150 новых самолетов подобного типа. Однако в то же время еще в сентябре в ЦАГИ продолжались прочностные испытания Як-152.

Описание конструкции

Что же представляет собой самолет Як-152? Каковы особенности его конструкции и основные характеристики?

Читайте также:
Требуются учителя Английского языка в Китай

Як-152 – это одномоторный двухместный моноплан, который выполнен по классической схеме с низкорасположенным крылом и однокилевым хвостовым оперением. Машина имеет трехопорное убирающееся шасси с передней стойкой. Самолет оснащен современным дизельным двигателем RED A03T V12 с двенадцатью цилиндрами.

В конструкции машины использованы композитные материалы.

Самолет имеет цельнометаллический фюзеляж типа полумонокок с усилением в виде четырех лонжеронов. Крыло самолета снабжено выдвижными закрылками. Оно крепится к фюзеляжу в четырёх точках, расположенных на задней стенке и лонжероне.

Разработчики заявляют, что срок эксплуатации Як-152 будет составлять не менее тридцати лет. Эксперты считают, что ресурс машины составляет не менее 10 тыс. часов или 30 тыс. посадок. Максимальная скорость самолета – 500 км/ч, его потолок – 4 тыс. метров, а дальность полета – 1,5 тыс. км.

Як-152 отличается небольшой длиной разбега и пробега, что в сочетании с колесами шасси низкого давления обеспечивает его надежную эксплуатацию даже грунтовых аэродромах. Шасси самолета убирается и выпускается с помощью электрических приводов, а торможение производится за счет гидравлической системы.

Силовая установка машины состоит из дизельного 12-цилиндрового двигателя RED A03T V12 с мощностью 500 л. с. Самолет оснащен трёхлопастным винтом МTV-9 с изменяемым шагом.

Экипаж самолета состоит из двух летчиков: курсанта и инструктора. Они размещаются в двухместной кабине по схеме «тандем». Комплекс бортового оборудования, который установлен в кабине Як-152, позволяет обучающимся получить необходимые им навыки работы с современным пилотажно-навигационным оборудованием и прицельным, а познакомиться со средствами радиосвязи.

Впереди находится место курсанта, сзади него размещается инструктор. Управление самолетом может осуществляться из любой кабины как из второй, так и из первой. Кабины не являются герметичными, но они оборудованы системами обогрева и вентиляции.

Вся необходимая полетная информация выводится на два ЖК-индикатора, управление самолетом осуществляется с помощью центральной ручки. В случае возникновения нештатной ситуации летчики могут покинуть машину, воспользовавшись системой катапультирования СКС-94М. Она обеспечивает спасение экипажа на всех диапазонах скоростей машины, от 70 до 400 км/ч.

Огромным плюсом Як-152 является возможность его безангарного хранения. Этим он выгодно отличается от многих других машин подобного класса. Если к этому добавить еще и нетребовательность УТС к качеству аэродромов, возможность летать в любую погоду, днем или ночью, а также прекрасные летно-технические характеристики, то можно разделить оптимизм его создателей относительно хороших перспектив Як-152 на мировом рынке.

Также следует признать, что использование для обучения будущих летчиков двух самолетов – поршневого Як-152 и реактивного Як-130 – это весьма хорошая идея, которая сможет облегчить процесс подготовки и значительно удешевить его. Обе машины имеют унифицированное цифровое поле кабины, поэтому освоить более сложный Як-130 после занятий на «сто пятьдесят втором» будет гораздо легче.

Made in Russia: учебно-тренировочный Як-152 (8 фото)

Новый поршневой учебно-тренировочный Як, планировался для обучение пилотов в комплексе с новым реактивным учебным Як-130. Для выработки у курсантов правильных моторных и психологических навыков летчиков расположили друг за другом, при этом расположив приборы в кабине пилотов аналогично Як-130.

К сожалению, о самолете надолго забыли, когда осваивали с большими трудностями Як-130. К самолету вернулись лишь в 2006 году и то по инициативе Китая. По контракту 2006 года с китайской стороной был разработан китайский учебно-тренировочного самолета Hongdu L-7 (CJ-7) основой для которого послужил проект самолета Як-152.

Як-152 продолжит ветвь эволюционного развития знаменитого семейства учебно-тренировочных самолетов КБ им. А. С. Яковлева, началом которой послужил самолет АИР-9. Что же из себя представляет Як-152?

Як-152 – двухместный одномоторный моноплан классической аэродинамической схемы с низкорасположенным крылом, убирающимся трехопорным шасси с носовым колесом. Уборка и выпуск шасси осуществляется электроприводами, торможение колес с помощью гидравлики.

Конструкция планера – цельнометаллическая. Обшивка рулей и элеронов выполнена из композитных материалов. Фюзеляж – цельнометаллический полумонок, усиленный четырьмя лонжеронами.

Аэродинамическая компоновка крыла, формы в плане и профилировка выбраны из условия обеспечения функций самолета первоначального обучения и пилотажного. Неразъемное однолонжеронное крыло набрано из двояковыпуклых асимметричных профилей и снабжено элеронами и выдвижными закрылками, улучшающими взлетно-посадочные характеристики. На задней кромке элеронов имеются пластинчатые неуправляемые триммеры. Несущая поверхность крепится к фюзеляжу в четырех точках, расположенных на лонжероне и задней стенке.

Изначально для проекта Як-152 был выбран отечественный двигатель М-14Х, мощностью 360 л.с., но по заданию МО РФ в связи с отсутствием в России авиадвигателя необходимой мощности (500 л.с.), на Як-152 предполагается установка авиадизеля иностранного производства, работающего на авиационном керосине, а именно дизельный двигатель немецкого производства RED A-05 с воздушным винтом с изменяемым шагом MTV-9. Тем не менее макетная комиссия в сентября 2014 года предложила рассмотреть возможность установки на самолет Як-152 альтернативного двигателя для снижения степени риска проекта в целом (скорее всего имеется упомянутый выше М-14Х).

Согласно данным ОКБ Яколвева самолет имеет взлетный вес 1320 кг, мощность двигателя – 360 л.с., максимальная скорость – 500 км/ч, скорость сваливания – 100 км/ч, эксплуатационная перегрузка – +9/-7 g, максимальный запас топлива – 200 кг, максимальная дальность полета – 1000 км, длина разбега – 175 м, длина пробега – 360 м, ресурс – 10000 часов, календарный срок эксплуатации – 30 лет.

Согласно заданию на проектированию самолет имеет: максимальная скорость горизонтального полета – 300-320 км/ч, максимальная высота полета – 4000 м, скороподъемность у земли 9 м/с, длина разбега – 300 м, пробега – 450 м, дальность полета – 1400 км.

Самолет Як-152 не требует ангарного хранения, может базироваться на грунтовых площадках, выполнять полеты в простых и сложных метеоусловиях днем и ночью. Кроме военных летных училищах, демилитаризованный Як-152 возможно будет эксплуатировать в аэроклубах для подготовки летчиков-спортсменов. Самолет позволяет обучению техники пилотирования, в том числе групповым полетам, фигурам высшего пилотажа, выполнению штопора и вывода из него, полетам по приборам.

Як-152: конструкция, создание и применение


Як-152 может найти себе работу не только в летных училищах, но и в строевых частях. Фото Анны Зверевой

В настоящее время продолжаются летно-конструкторские испытания нового учебно-тренировочного самолета Як-152. После этого он будет предъявлен на государственные, цель которых – подтвердить соответствие требованиям главного заказчика. Давайте разберемся, что это за машина и нужен ли армии винтовой учебный самолет сейчас, в эпоху реактивной авиации?

Читайте также:
Карта Нгерулмуда, где находится Нгерулмуд на карте мира

Унаследованная Россией советская система подготовки экипажей фронтовой авиации рассчитана на пять лет обучения, включающие трехгодовую летную практику с налетом порядка 200 часов – все на реактивных учебно-боевых самолетах L-39 и двухместных вариантах истребителей и штурмовиков. Хотя и отлаженная, подобная система считается затратной, поэтому ее хотят «оптимизировать» путем внедрения в комплекс подготовки на первоначальном этапе обучения сравнительно дешевого винтового Як-152. Для сравнения: стоимость летного часа легкого самолета с поршневым двигателем составляет около 200 долл., а у L-39 – 3 тыс.!

Свой первый полет L-39 совершил в далеком 1968 году. По состоянию на 2016 год на вооружении оставалось 150 единиц этой техники. Было принято решение заменить их новейшими Як-130, общая потребность в которых составляет 250 машин, из которых более 100 уже находятся в войсках.

Однако Як-130 – довольно сложный и дорогой самолет. Видимо, по этой причине он используется лишь на этапах базовой и повышенной подготовки, а первоначальная продолжает вестись на L-39. Так будет продолжаться, пока «элке» не найдется подходящая замена. Вот на эту роль и претендует Як-152.

Родословная

Согласно описанию производителя – корпорации «Иркут», Як-152 представляет «самолет первоначальной подготовки и профессионального отбора летчиков на ранней стадии обучения». Предполагается, что на этой машине курсанты будут осваивать технику пилотирования одиночного самолета и в составе группы, навигацию, полет по приборам, выполнение штопора и вывод из него, простой и сложный пилотаж. Трехопорное шасси с носовой стойкой дает возможность отработать приемы выполнения взлетно-посадочных операций, которые пригодятся при переходе на реактивную технику.

Далее производителем сообщается, что информационно-управляющее поле кабины Як-152 унифицировано с самолетом Як-130. Более того, оба типа включены в состав некоего «учебного комплекса» наряду с процедурным тренажером, учебным компьютерным классом и средствами объективного контроля.

Как следует из выступлений руководителей «Иркута», Як-152 специально проектировался в пару к Як-130. Работа началась на рубеже веков, отталкиваясь от опыта ранее созданных ОКБ им А.С. Яковлева тренировочных машин легкого класса. Кстати, буквенно-цифровой индекс нового самолета как бы намекает, что он идет за Як-52, в свое время – основным самолетом в системе ДОСААФ.

Звездообразный мотор

Як-52, а также Як-18 и ряд спортивных самолетов ОКБ долгое время оснащались звездообразными поршневыми двигателями семейства АИ-14/М-14. Поначалу на него и ориентировался главный конструктор Як-152 Александр Драч. Ведь на рубеже веков реальной альтернативы не было, особенно по цене. Хотя ведущие западные производители давно перешли со звездообразных двигателей на рядные с водяным охлаждением и все шире применяют турбовинтовые, у более «отсталого» по компоновке отечественного мотора-долгожителя имеются свои плюсы.

Первый – высокая надежность. Наиболее заметной она была в ходе международных соревнований спортивной авиации. Часто наблюдаемая в перерывах между полетами картина: русские возились в основном с приборами и оборудованием, иностранцы же открывали капоты для проверки и настройки силовой установки: сильно форсированные моторы часто капризничали.

Второй – двигатель обладал неплохим соотношением развиваемой мощности к массе. Если первоначальный АИ-14 выдавал 240 л.с., то М-14Х уже 360, а его форсированные варианты – до 450. Затем предлагался вариант М-9Ф с усовершенствованной системой впрыска топлива, который при наличии платежеспособного спроса были готовы выпускать в Воронеже.

Системный кризис отечественной авиации, сопровождавшийся резким снижением темпов выпуска самолетов, включая модели для «малой авиации», привел к ситуации, когда выпускать «малолитражные» моторы оказалось невыгодным. Воронежский механический завод прекратил серийный выпуск М-14 четверть века тому назад. Некоторое время авиастроителей спасал производственный и складской задел, а также рынок силовых агрегатов, бывших в употреблении. К настоящему времени и этот ресурс практически исчерпан.

Звездообразный мотор порой еще можно увидеть на выставочных стендах воронежских предприятий, однако шансы на возобновление его серийного производства малы.

Дизельная альтернатива

Отечественные моторостроители заняты разработкой полностью новых силовых установок для «малой авиации», которые бы значительно превзошли лучшие иностранные образцы серийного выпуска. Ведь на стороне заморских фирмачей – низкие цены и технические риски, доступность запчастей и сервиса.

Надежды подавали дизельные силовые агрегаты на основе лучших достижений автопрома. Несколько европейских фирм разработали авиационные варианты силовых агрегатов марки «Мерседес-Бенц». Они нашли применение, в частности, на самолетах DA-42 (используются ВКС России в качестве учебных) и на турецких беспилотных летательных аппаратах Anka-S, которые сегодня воюют в Сирии и Ливии.

Уроженец России Владимир Райхлин спроектировал современный дизельный мотор специально для применения на летательных аппаратах. Существенное снижение массы достигнуто применением алюминиевых деталей сложной формы. Изготовить их оказалось делом непростым, и изобретатель обратился к европейским компаниям. Для серийного производства моторов создана германская фирма RED (Raikhlin Engine Developments) в Аденау. Изготовлено некоторое количество моторов RED A03, A05 и других моделей для наземных и летных испытаний и БПЛА тяжелого класса. А также на опытные Як-152.

Идут упорные разговоры о локализации их производства в России. Но сложность заключается не только в алюминиевых деталях. Современные моторы сильно компьютеризованы, с большим количеством цифровых датчиков, системой передачи/обмена данными, печатными платами малого размера для них и т.п. Если всерьез говорить о полной локализации, то все эти комплектующие тоже должны производиться на нашей территории.

У многих современных моторов есть проблема – они прекрасно ведут себя в начале эксплуатации, но по мере исчерпания календарного и моторесурса начинается деградация свойств и характеристик. И главное даже не в увеличении расхода топлива и масла, а в непрогнозируемом поведении различных сенсоров и других высокотехнологичных элементов аппаратуры управления двигателем, особенно контактирующих с топливом, маслом, воздушным потоком и т.д.

Менеджеры по продажам могут, конечно, уверять, что, мол, все это ерунда и «фирма веников не вяжет». Вот только правильные ответы даст лишь длительная эксплуатация в войсках. А она – серьезный экзамен для любой техники, что германского, что отечественного происхождения.

Читайте также:
Как найти работу врача и медсестры в Финляндии

Сравнение

Как и любой тип силовых агрегатов, дизель имеет сильные и слабые стороны, определяющие круг его применения. Специалисты ОКБ им. А.С. Яковлева выполнили расчеты по Як-152 с М-14Х и RED A03T в комплектации с трехлопастным винтом изменяемого шага MTV-9 диаметра 2,5 м. Поскольку дизельный вариант выдает большую (на 100 л.с.) мощность, скорость в горизонтальном полете оказалась выше – 380 против 335 км/ч, а взлет можно выполнить с большим весом – 2125 против 1400 кг. При сохранении дальности на отметке 1500 км (запас топлива одинаков – 200 кг), вариант с RED может нести дополнительную полезную нагрузку – до 550 кг. Это дает возможность создания учебно-боевого варианта с четырьмя узлами подвески бомб и неуправляемых ракет под крылом.

Соответственно руководство «Иркута» приняло решение строить опытные экземпляры в комплектации с 12-цилиндровым V-образным дизельным двигателем. К настоящему времени готово три самолета, первый облетан осенью 2016 года и с тех пор неоднократно демонстрировался на салонах МАКС и МВТФ «Армия». Заводские испытания завершились после выполнения более 200 полетов, в начале 2020 года приступили к летно-конструкторским.

Между тем Hongdu Aviation Industry Group Ltd. (HAIG) продолжает тестировать L7, что дает возможность сравнить летно-технические и эксплуатационные качества двух машин. Выясняется, что дизельное исполнение двигателя кое в чем уступает. За счет меньшего веса поршневой вариант обретает лучшую «летучесть». Начальная скороподъемность у него – 11 против 8 м/с у дизеля, разбег на взлете – 200 против 300 метров. Поскольку посадочная скорость значительно снижена, с 145 до 115 км/ч, пробег сократился с 450 до 250 метров. Разница – значительная, причем она будет весьма чувствительна на этапе первоначальной подготовки молодых авиаторов. Вариант с М-14 лучше и для спортсменов: при сохранении предельной скорости на отметке 500 км/час (определяется аэродинамикой и прочностью планера), максимальная эксплуатационная перегрузка – девять единиц против пяти.

Турбовинтовые конкуренты

Насколько нам известно, Як-152 рассматривался только в комплектации с поршневыми двигателями. Между тем на рубеже веков несколько десятков стран мира приобрели турбовинтовые учебные самолеты для основной подготовки военных летчиков. Особой популярностью пользуются бразильский Embraer Tucano и швейцарские Pilatus PC-7/9/21. Хотя турбовинтовой двигатель в производстве и обслуживании заметно дороже поршневого, самолет получается более скоростным, а по динамическим качествам (приемистость/разгон и др.) более приближенным к реактивному.

Стоимость летного часа Tucano составляет порядка 1 тыс. долл., что дороже, чем у поршневых машин, но гораздо дешевле реактивного L-39. Здесь, однако, следует помнить, что пропеллер создает не только силу, но и крутящий момент, который нужно компенсировать отклонением элеронов и руля направления. Отклик на движение сектором газа тоже разный. Словом, управление винтовым и реактивным самолетами на уровне инстинктов серьезно отличается. И этот факт считается потенциально опасным для тех курсантов, которые выпускаются с минимальной нормой (30 летных часов) и, став военными летчиками, затем мало летают в строевых частях.

Выходит, что целесообразность возврата к винту ставится под вопрос. Если во главе угла экономия, то на деле она получается лишь при особо тщательном подходе к составлению программ подготовки курсантов. Так, чтобы те получили не просто достаточное количество летных часов, но и качество подготовки. С расчетом, что многие продолжат карьеру не в винтовой, а именно в реактивной авиации. Вместе с тем турбовинтовые самолеты лучше поршневых работают как средство поддержания класса и восстановления навыков строевых летчиков.

Применение

Легкий учебный самолет нужен не только для обучения курсантов летных училищ, подобная техника вполне подойдет и на другие роли. Самолет-фильтр (screener) можно задействовать на вступительных экзаменах для оценки физических и умственных качеств абитуриентов. Следующее применение – летные клубы и ДОСААФ. Третий пункт – восстановление навыков строевых военных летчиков, которые после перерыва в месяц-два (отпуск, болезнь и другие причины) возвращаются к полетам. Связанная задача – повышение реального налета экипажей фронтовой, военно-транспортной и бомбардировочной авиации, а также офицеров с образованием летчика, временно занятых, например, на штабной работе.

Согласно действующим положениям, минимальный годовой налет военных пилотов не должен опускаться ниже 40–80 часов в зависимости от рода авиации. Конечно, только лишь легким самолетом тут не обойтись, но его использование снизит расход топлива и темп выбирания ресурса дорогостоящей боевой техники. Здесь Як-152 выглядит привлекательно как за счет низкой стоимости летного часа, так и кабиной летчиков, «как у Як-130», что дает обучающемуся возможность восстановить/поднять свои навыки работы с БРЭО и в контуре «человек–машина».

Цели использования самолета для поддержания класса и восстановления навыков интересны тем, что различия в технике пилотирования винтовым и реактивным самолетом здесь не столь важны, как для курсантов летных училищ. Как правило, состоящий на службе в течение долгого времени военный летчик имеет достаточный налет на реактивных машинах, и «перебить» его начальные навыки и отработанные инстинкты сложно. Вместе с тем единое информационное поле кабины Як-152 и Як-130 дает возможность восстановить навыки работы с бортовой аппаратурой с меньшими финансовыми затратами за счет налета часов на гораздо более дешевом и экономичном винтовом самолете.

Следующий пункт – полеты на предельно малых скоростях вблизи области срыва, а также отработка навыков выхода из штопора. Если что-то пойдет не так, летчик и инструктор смогут спастись: на Як-152 установлены легкие катапультные кресла, в свое время разработанные и испытанные на спортивных самолетах Су-29КС/М, выпуск которых, кстати, прекращен… Может, вместо него будет использоваться близкий по параметрам Як-152?

Таким образом, новый «Як» вполне может найти себе работу в Вооруженных силах, причем не только и не столько в летных училищах, но и в строевых частях, а также центрах переподготовки летного состава.

Владимир Карнозов

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Читайте также:
Фотографии горы Сент-Хеленс

Учебно-тренировочный Як-152 “Птичка ВВС”

Проект самолета Як-152 разрабатывался собственными силами КБ им А. С. Яковлева в 90е годы на базе двухместного Як-54. На момент создания самолет получил обозначение Як-54М. Предпосылкой к созданию самолета послужило отсутствие подготовки летного состава на поршневых самолетах аэроклубами ДОСААФ. В СССР существовала двухступенчатая система подготовки пилотов на реактивные самолеты. Первая ступень – это были аэроклубы и учебные центры ДОСААФ, где будущие пилоты получали большой опыт полетов на поршневых самолетах и планерах. С развалом СССР, аэроклубы ДОСААФ практически полностью прекратили подобное обучение. Обучение военных летчиков велось сразу на реактивных учебно-тренировочных самолетах.

Новый поршневой учебно-тренировочный Як, планировался для обучение пилотов в комплексе с новым реактивным учебным Як-130. Для выработки у курсантов правильных моторных и психологических навыков летчиков расположили друг за другом, при этом расположив приборы в кабине пилотов аналогично Як-130.

К сожалению, о самолете надолго забыли, когда осваивали с большими трудностями Як-130. К самолету вернулись лишь в 2006 году и то по инициативе Китая. По контракту 2006 года с китайской стороной был разработан китайский учебно-тренировочного самолета Hongdu L-7 (CJ-7) основой для которого послужил проект самолета Як-152.

ВВС России вернулись к поршневому учебно-тренировочному Як-152 лишь недавно. ОКБ им. А. С. Яковлева в 2014 году победило в конкурсе на создание учебно-тренировочного комплекса первоначальной летной подготовки летчиков на базе учебно-тренировочного самолета первоначальной подготовки Як-152 для нужд МО РФ. Конструкторским работам был присвоен шифр “Птичка ВВС”. Стоимость контракта – 300 млн рублей. Технический проект был разработан до 30 апреля 2014 года. Рабочая конструкторская документация до 30 сентября 2014 года (17 октября в СМИ прошли сообщения о том, что что завершена разработка конструкторской документации на Як-152). В конце сентября 2014 года состоялась макетная комиссия самолета, фотографии с которой представлены в качестве иллюстраций данной статьи. Первый полет самолета запланирован на осень 2015 года. До 30 октября 2015 года в Иркутске должны изготовить два летных, один для статических и один для ресурсных испытаний, экземпляров нового самолета. Кроме четырех Як-152 должны еще изготовить процедурный тренажер. До 30 октября 2015 года самолет должен пройти предварительные испытания и быть предъявлен на Государственные испытания, которые должны пройти до 30 сентября 2016 года в ЛИИ им. Громова. Принять на вооружение “Птичку ВВС” должны до 25 ноября 2016 года.

Як-152 продолжит ветвь эволюционного развития знаменитого семейства учебно-тренировочных самолетов КБ им. А. С. Яковлева, началом которой послужил самолет АИР-9. Что же из себя представляет Як-152?

Як-152 – двухместный одномоторный моноплан классической аэродинамической схемы с низкорасположенным крылом, убирающимся трехопорным шасси с носовым колесом. Уборка и выпуск шасси осуществляется электроприводами, торможение колес с помощью гидравлики.

Конструкция планера – цельнометаллическая. Обшивка рулей и элеронов выполнена из композитных материалов. Фюзеляж – цельнометаллический полумонок, усиленный четырьмя лонжеронами.

Аэродинамическая компоновка крыла, формы в плане и профилировка выбраны из условия обеспечения функций самолета первоначального обучения и пилотажного. Неразъемное однолонжеронное крыло набрано из двояковыпуклых асимметричных профилей и снабжено элеронами и выдвижными закрылками, улучшающими взлетно-посадочные характеристики. На задней кромке элеронов имеются пластинчатые неуправляемые триммеры. Несущая поверхность крепится к фюзеляжу в четырех точках, расположенных на лонжероне и задней стенке.

Изначально для проекта Як-152 был выбран отечественный двигатель М-14Х, мощностью 360 л.с., но по заданию МО РФ в связи с отсутствием в России авиадвигателя необходимой мощности (500 л.с.), на Як-152 предполагается установка авиадизеля иностранного производства, работающего на авиационном керосине, а именно дизельный двигатель немецкого производства RED A-05 с воздушным винтом с изменяемым шагом MTV-9. Тем не менее макетная комиссия в сентября 2014 года предложила рассмотреть возможность установки на самолет Як-152 альтернативного двигателя для снижения степени риска проекта в целом (скорее всего имеется упомянутый выше М-14Х).

Для эксплуатации на небольших грунтовых аэродромах предусмотрены опоры шасси с пневматиками низкого давления. Управление самолета сдвоенное, позволяющее пилотировать одним из членов экипажа как из первой, так и из второй кабины. Две негерметичные кабины располагают пилотов по схеме “тандем”. Обе кабины оснащены системами обогрева и вентиляции забортным воздухом. Переднее место предназначено для ученика, заднее – для инструктора. На самолете установлено современное пилотажно-навигационное, радиосвязное и прицельное оборудование. Работа с оборудованием самолета Як-152 позволит осуществить плавный переход к работе со сложным пилотажно-навигационным и специальным оборудованием самолета Як-130. Размещение органов управления самолетом и основных приборов бортового оборудования выполнено по принципу максимально возможного приближения к самолету Як-130. Для аварийного покидания самолета установлена система катапультирования СКС-94М.

Согласно данным ОКБ Яколвева самолет имеет взлетный вес 1320 кг, мощность двигателя – 360 л.с., максимальная скорость – 500 км/ч, скорость сваливания – 100 км/ч, эксплуатационная перегрузка – +9/-7 g, максимальный запас топлива – 200 кг, максимальная дальность полета – 1000 км, длина разбега – 175 м, длина пробега – 360 м, ресурс – 10000 часов, календарный срок эксплуатации – 30 лет.

Согласно заданию на проектированию самолет имеет: максимальная скорость горизонтального полета – 300-320 км/ч, максимальная высота полета – 4000 м, скороподъемность у земли 9 м/с, длина разбега – 300 м, пробега – 450 м, дальность полета – 1400 км.

Самолет Як-152 не требует ангарного хранения, может базироваться на грунтовых площадках, выполнять полеты в простых и сложных метеоусловиях днем и ночью. Кроме военных летных училищах, демилитаризованный Як-152 возможно будет эксплуатировать в аэроклубах для подготовки летчиков-спортсменов. Самолет позволяет обучению техники пилотирования, в том числе групповым полетам, фигурам высшего пилотажа, выполнению штопора и вывода из него, полетам по приборам. Как дальше будет проходить разработка нового учебно-тренировочного Яка, мы увидим в ближайшее время. Продолжение следует.

Шоппинг в Сингапуре

Если и есть в Сингапуре национальное развлечение, то это шоппинг. В даунтауне полным-полно огромных торговых центров и бутиков; представители различных этнических сообществ предлагают свои товары на уличных рынках и в специальных лавках. Большинство магазинов открыто ежедневно с 10.00 до 21.00 (по выходным они иногда работают дольше). Почти везде принимаются к оплате кредитные карты. Торговаться в больших магазинах не принято, а на улицах и рынках можно. Многие магазины предоставляют услугу доставки купленного товара в любую страну морским путем. Решив ею воспользоваться, требуйте письменного подтверждения покупки и приобретайте морскую страховку, если ваша кредитная карта ее не покрывает.

Читайте также:
Карта Пунта-Каны, где находится Пунта-Кана на карте мира

Цены на многие товары в Сингапуре такие же, как в западных странах, и даже выше. Однако с последней недели мая начинается Большая сингапурская распродажа, которая продолжается в июне и июле (Great Singapore Sale; www. greatsingaporesale.com.sg), — и вот тогда можно получить действительно большие скидки.

Шоппинг без налогов

Налог на товары и услуги (GST) составляет 7% и включается в цену большинства покупок; однако этого можно избежать, если вы совершаете покупки на сумму, равную или больше 100 сингапурских долларов в магазинах, участвующих в программе Tourist Refund Scheme (TRS). Этой программой руководят два центральных агентства: «Global Blue Singapore Pte Ltd» (тел.: 6225-62-38; www. global-blue.com) и «Premier Tax Free (Singapore) Pte Ltd» (тел.: 6293-38-11; www. premiertaxfree.com). Ищите магазины со стикерами «Tax Free Shopping» и «Premier Tax Free». Заполните ваучер на свои покупки. Перед отъездом заверьте его в таможенной службе аэропорта, а затем представьте вместе с покупками на стойке «Global Blue» или «Premier Tax Free». Вы можете выбрать: получить наличные, или чек, или перевод на карту/банковский счет. Стойки возврата «Global Blue» есть также в даунтауне, в торговых центрах «Funan DigitaLife Mall», «Wisma Atria», «Centrepoint» и «Sim Lim Square».

Где покупать

Центральный район

В Центральном районе много торговых центров и супермаркетов. Один из крупнейших — «Suntec City Mall» (Temasek Boulevard, 3; www.sunteccity.com.sg). Он поделен на четыре зоны: в одной продаются промышленные товары, в трех других — продукты и предметы роскоши. Французский гипермаркет «Carrefour» (01-197/221; тел.; 6333-68-68) предлагает по умеренным ценам бакалею, одежду и электронику. В его центре находится Фонтан изобилия, считающийся самым большим в мире; его струи не «выстреливают» вверх, как обычно, а падают вниз: китайцы верят, что вода — символ богатства, и арендаторам захотелось, чтобы она лилась потоками прямо к ним, в торговый центр. В числе других торговых центров этого района — «Millenia Walk» (Raffles Boulevard, 9; www.milleniawalk.com) и «Marina Square» (Raffles Boulevard, 6; www.marinasquare. com.sg). В торговом центре «The Shoppes», расположенном в «Marina Bay Sands», побалуйте себя шоппингом класса люкс — здесь можно приобрести изделия мировых брендов, таких, как «Chanel», «Burberry», «Fendi», «Gucci», «Hermes» и «Yves Saint Laurent».

Высококлассные арт-галереи и бутики есть также в пассаже «Raffles Hotel Shopping Arcade» (North Bridge Road, 328), а в музее отеля «Raffles» можно купить сувениры. Торговый центр «Raffles City Shopping Centre» (North Bridge Road, 252; www.rafflescity.com.sg) примыкает к «Suntec City Mall» и соединен с ним крытой галереей, представляющей собой тоже торговый центр — «CityLink Mall» (Raffles Link, 1; www.citylinkmall.com).

В доме № 39 по Стэмфорд-роуд находится «Stamford House» с арт-галереями и модными бутиками местных дизайнеров. А вот сеть магазинов при музеях «The Museum Shop By Banyan Tree» (www.museumshop.com.sg), специализирующихся на подарках и культурных сувенирах: магазин при Национальном музее (Stamford Road, 93), при Сингапурском художественном музее (Bras Basah Road, 71) и при Музее азиатских цивилизаций (Empress Place, 1).

Два торговых центра, где много магазинов, торгующих компьютерами и электроникой: «Funan DigitaLife Mall» (North Bridge Road, 109; www.funan.com.sg) и «Sim Lim Square» (Rochor Canal, 1; www.simlimsquare.com.sg).

В районе Бугис находится стеклянный супермолл «Bugis Junction» (Victoria Street, 200; www.bugisjunctionmall.com.sg); напротив — уличный рынок «Bugis Street market».

Очард-роуд

Очард-роуд — еще одна торговая улица даунтауна, известная своими торговыми центрами класса люкс. Самый впечатляющий — «ION Orchard» (Orchard Turn, 2; www.ionorchard.com); здесь более 300 магазинов одежды, товаров для развлечений, еды и напитков.

Над станцией метро Somerset располагается супермаркет «313@Somerset» (Orchard Road, 313; www.313somerset.com.sg), где есть все, чтобы удовлетворить страсть к еде и модной одежде. В нескольких метрах от него — торговый центр «Orchard Central» (Orchard Road, 181; www.orchardcentral. com.sg): в нем множество частных магазинчиков и кафе. Рекомендуем также «Knightsbridge» (Orchard Road, 270; www. knightsbridge.com.sg), крупнейший филиал сети «Topshop/Topman» за пределами США и Великобритании.

Лучшие из торговых центров «старшего поколения»: «Wisma Atria» (Orchard Road, 435; www.wismaonline.com), известная своими модными бутиками; «Ngee Ann City» (Orchard Road, 391; www.ngeeanncity.com.sg) с японским супермаркетом «Takashimaya»; «Paragon» (Orchard Road, 290; www. paragon.com.sg) с многочисленными роскошными бутиками и «Centrepoint» (Orchard Road, 176; www. centrepoint.com.sg), давно любимый сингапурцами.

В «Far East Plaza» (Scotts Road, 14) можно недорого купить модную повседневную одежду. Два популярных национальных гиганта: «Tangs» (Orchard Road, 320; www.tangs.com) с полюбившимися всем секциями модной одежды, декоративной косметики и товаров для дома и «Robinsons», старейший в Сингапуре супермаркет на территории торгового центра «Centrepoint».

Настоящий «остров сокровищ» для любителей дизайнерской модной одежды и косметики — «DFS Galleria» (Scotts Road, 25; www.dfsgalleria.com); здесь действуют скидки дьюти-фри. Чуть подальше находится «Tanglin Shopping Centre» (Tanglin Road, 19; www.tanglinsc.com), где самый большой выбор персидских ковров, старинных карт и азиатского антиквариата.

Чайнатаун

Этнические сообщества Сингапура предлагают покупателю большой выбор необычных товаров. В Чайнатауне прежде всего нужно назвать «Yue Hwa Emporium» (Ей Tong Sen Street, 70; тел.: 6538-42-22; www.yuehwa.com.sg), торговый центр, в котором продаются исключительно китайские и тайваньские товары: одежда, все для дома и произведения искусства. «People’s Park Centre» (Upper Cross Street, 101) битком набит китайскими торговцами, жаждущими поторговаться; а в «People’s Park Complex» (Park Road, 1) продаются ткани и повседневная одежда.

Маленькая Индия

По Маленькой Индии можно побродить в поисках браслетов, золотых украшений, шелковых сари и индийских специй. В торговом центре «Little India Arcade» (Serangoon Road, 48) более 50 магазинчиков, а в близлежащем «Tekka Centre» (Buffalo Road, 665) есть продуктовый рынок и множество магазинчиков, продающих сари, батик и украшения из металла. «Mustafa Centre» (Syed Alwi Road, 145; тел.: 6295-58-55; www.mustafa.com.sg) — большой круглосуточный гипермаркет, популярный благодаря низким ценам на электронику, бакалею и одежду.

Читайте также:
Стоит ли переезжать в Туапсе на ПМЖ в 2021 году
Пригороды

«VivoCity» (HarbourFront Walk, 1; www.vivocity.com.sg) — торгово-развлекательный центр с большими торговыми площадями, кинотеатром, гипермаркетом и прекрасным книжным магазином «PageOne».

В пригородных магазинах практически такой же выбор товаров, как и в даунтауне, но зачастую по более низким ценам. Торговый центр «Century Square» (Tampines Central, 5/2; www.centurysquare.com.sg) расположен рядом со станцией метро Tampines; «Junction 8» (Bishan Place, 9; www. junction8.com.sg) — рядом со станцией Bishan, а «1ММ» (Jurong East Street, 21; www.imm.sg) — напротив станции Jurong East.

Специализированные магазины

Антиквариат и ремесленные изделия

Если вы ищете предметы буддийского искусства или старинные вещи, посетите магазин «Lopburi Arts & Antiques» (Tanglin Place, 01-03/04, Tanglin Road, 91; тел.: 6738-38-34). Здесь можно договориться о доставке и получить сертификат подлинности. Несколько антикварных магазинов есть в «Tanglin Shopping Centre» (Tanglin Road, 19), в том числе «Antiques of the Orient» (02-04; тел.: 6734-93-51; www.aoto.com.sg), «Akemi Gallery» (02-06; тел.: 6735-63-15; www.akemigallery.com), «Hassan’s Carpets» (01-02; тел.: 6737-56-26; www.hassanscarpets.com), «Naga Arts & Antiques» (01-49; тел.: 6235-70-84; www.nagaarts.com) и «Renee Hoy Fine Arts» (01-44; тел.: 6235-15-96). Рядом находится магазин «Antiquity Hands of the Hills» (Tudor Court, Tanglin Road, 141; тел.: 6735-53-32), где продают гималайские и тибетские товары. Возле Ботанического сада расположен торговый центр «Dempsey Road» (Tanglin Village), где много магазинчиков, торгующих стариной и азиатскими коллекционными вещами. «Kwok Gallery» (03-01 Far East Shoppmg Centre, Orchard Road, 545; тел.: 6235-25-16) с 1918 г. торгует подлинными китайскими товарами ручной работы.

Книжные магазины

Лидеры книжной торговли в Сингапуре — сети магазинов «Kinokuniya» (03-09/10/15 Ngee Ann City, Orchard Road, 391; тел.: 6737-50-21; 03-50 Liang Court, River Valley Road, 177; тел.: 6337-13-00; 03-09/12 Bugis Junction, Victoria Street, 200; тел.: 6339-17-90; www.kinokuniya.com.sg) и «PageOne» (02-41/42 VivoCity, HarbourFront Walk, 1; тел.: 6272-08-22; www.pageonegroup.com). Маленький независимый магазин «Select Books» (03-15 Tanglin Shopping Centre, Tanglin Road, 19; тел.: 6732-15-15; www.selectbooks.com.sg) предлагает широкий выбор сингапурских и южноазиатских книг.

Ателье

В ателье «Coloc Tailor» (02-29 Raffles Hotel Arcade, North Bridge Road, 328; тел.: 6338-97-67; www.coloc.com.sg) вам сошьют костюм за 24 часа. В «Gentlemen Quarters» (03-13 OUB Centre, Raffles Place, 1; тел.: 6532-55-26) можно заказать доставку в страну проживания. Ателье «Pimab’s» (Boat Quay, 32В; тел.: 6538-64-66; www.pimabs.com) руководит местный дизайнер Лесли Чиа; здесь по умеренной цене шьют на заказ мужскую одежду.

Гарантии возврата денег

Магазины в аэропорту Чанги дают двойную гарантию. Первая относится к цене. Если вы обнаружили, что заплатили в аэропорту больше, чем тот же товар стоит в гипермаркетах даунтауна или в магазине из предлагаемого списка, то вам вернут деньги в размере, вдвое превышающем разницу в цене (при условии, что вы представите письменное подтверждение покупки). Вторая гарантия проще. Если вы купили товар, а потом передумали, вам полностью вернут деньги и не зададут ни одного вопроса — при условии возвращения товара и предъявления чека в течение 30 дней. Вы можете сделать это, даже покинув Сингапур; расходы по пересылке вам также возместят. Для уточнения деталей процедуры свяжитесь с менеджером магазина в аэропорту, где вы совершили покупку, или с руководством Гражданской авиации Сингапура: caas_changi_airport_shopping@caas.gov.sg, или зайдите на сайт www.changiairportshopping.com.

Защита прав потребителей

В Сингапуре есть несколько возможностей исправить недобросовестность продавцов. Вы можете изложить свои жалобы по телефону, позвонив на горячую линию Министерства туризма Сингапура (тел.: 1800-736-2000; в Сингапуре звонок бесплатный), или обратиться в суд по мелким правонарушениям (Havelock Square, 1, 1-й этаж, Subordinate Courts; тел.: 6435-59-46; www.smallclaims.gov.sg). И наконец, если претензии предъявляются вскоре после покупки, их выслушают и примут решение прямо на месте.

Контроль качества

Магазины с логотипом «CaseTrust» (СТ) признаны честными и надежными Сингапурской ассоциацией потребителей.

ШОППИНГ В СИНГАПУРЕ

В этой статье постараюсь рассказать все про шоппинг в Сингапуре: где и что покупать, что не покупать, какие торговые центры самые лучшие, развенчаю некоторые мифы, а так же будут советы и лайфхаки.

Из этой статьи вы не узнаете, что привезти в подарок из Сингапура, полный список сувениров из этой страны и что можно привезти себе кроме нового iPhone, вы найдете по ссылке, с ценами и рекомендациями.

Шоппинг в Сингапуре

Это одна из национальных гордостей и конечно же главное развлечение местных жителей, которые гордятся своими «великими» распродажами известными во всем мире.

Европейские туристы, включая нас с вами, часто имеют ошибочное представление и ожидания от шоппинга в Сингапуре.

Важный момент: В Сингапуре вы не найдете азиатского дешевого шоппинга как в Китае, Индии или в Тае. Тут отличный шоппинг, часто с большими скидками, но на брендовые и люксовые вещи, и на качественную электронику.

В этом городе в одном из первых во всем мире появляются новые коллекции, новинки, лимитированные серии и так далее.

Один из сотен торговых центров Сингапура

Имейте ввиду: если вы хотите купить крупногабаритный товар в Сингапуре, например диван от Gucci за много денег, то прямо в магазине можно оформить доставку «морем» к вам домой. Магазин возьмет все хлопоты по оформлению товара на себя.

Режим работы магазинов в Сингапуре

Все магазины и торговые центры работают с 9-00 или 10-00 до 21-00 или 22-00. Так же в стране нет понятия как перерыв или закрыт на обед. Это касается всех фирменных ТЦ и магазинов крупных брендов.

Важно знать: торговые лавки в Чайнатауне или LittleIndia работают как хотят, когда хотят. У них нет режима работы и открываются и закрываются они тогда когда это нужно хозяину или продавцу.

Шоппинг в Сингапуре: все о скидках и распродажах

В Сингапуре есть праздники или уже устоявшиеся периоды, когда по всему городу стартуют массовые скидки и распродажи. Итак, если вы еще только планируете вашу поездку на шоппинг в Сингапур, то ниже ориентировочные даты глобальных распродаж:

  • Европейский новый год и католическое рождество. Сезон скидок начинается ориентировочно за две недели до рождества и длится еще неделю после европейского нового года.
  • Китайский новый год. Распродажи и скидки стартуют за две недели до праздника и длятся еще 2 недели после.

Важно знать: каждый год дата китайского нового года разная. Уточняйте эту информацию заранее. В 2020 — это 25 января, в 2021 — 12 февраля, а в 2022 — 1 февраля.

  • Так же, скидки и распродажи проходят в межсезонье, когда магазины распродают летние или зимние коллекции. Хотя — это больше дань европейским традициям, так как в Сингапуре понятие лета или зима весьма условно. И как следствие, скидки редко превышают 30%.
  • Но есть одна распродажа, о которой вы, как шоппоголик, просто обязаны знать. Great Singapore Sales — Великая Сингапурская распродажа.
    • Ее ждут весь год
    • Скидки достигают 90%
    • Жители Сингапура в течении всего года составляют списки, что им нужно, что бы все это купить на Великой распродаже.
    • Ежегодно старт этой распродажи переносится на несколько дней, но ориентир такой: старт в середине июля и финиш в середине августа.
Читайте также:
не дают визу в ОАЭ: принчины отказа

Великая Сингапурская распродажа — одно из явных плюсов для посещения Сингапура. Подробно про плюсы и минусы в Сингапуре для туристов, читайте по ссылке.

The Shoppes один из самых больших ТЦ Сингапура, со своей рекой и гондолами

Торговые центры, рынки и дьютифри Сингапура: карта

Ниже будет список самых крупных торговых центров и рынков Сингапура. В каждом из них при желании можно провести весь день. Они огромны, а изобилие магазинов, брендов и бутиков просто зашкаливает.


Важно знать: в Сингапуре более 100 крупных торговых центров, они везде и повсюду. Иногда кажется, что этот город один сплошной торговый центр.

  • Suntec City Mall — огромный ТЦ относительно в центре города. Прямо в ТЦ расположен Фонтан Богатства, внесенный в книгу рекордов Гиннесса. Станции метро: Esplanade (оранжевая ветка) или Promenade (синяя ветка) и далее по навигационным стрелкам даже не поднимаясь на поверхность. Более 350 брендовых магазинов со всего мира.
  • The Shoppes — еще один мега гигант сингапурской торговли, который не меньше предыдущего. В The Shoppes есть даже своя река с гондолами и гондальерами и можно покататься. Преимущество этого ТЦ в том, что он расположен в самом центре и является частью самого известного отеля Marina Bay Sands. Из номера отеля, можно практически в тапочках попасть в торговый центр.
    • Станция метро — Bayfront (синяя ветка).
    • Так как ТЦ расположен в самом, что ни наесть центре и рассчитан на состоятельных постояльцев отеля, то и цены и бренды тут соответствующие. Но на минус 1 этаже расположен большой и относительно дешевый фудкорт всех азиатских кухонь.
  • Hilton и Forum — два ТЦ под одной крышей при очень элитном отеле, название которое всем ясно :). Расположен ТЦ на знаменитой улице Orchard, про которую будет информация совсем скоро. Станция метро — Orchard (красная ветка). Тут представлены только премиум бренды, а так же огромный магазин игрушек.
  • Vivo City — футуристическая архитектура и огромное количество магазинов масс-маркета с приемлемыми ценами. ТЦ расположен на побережье, напротив острова Сентоза. Именно со второго этажа этого ТЦ каждые 5 минут отправляется монорельсовый беспилотный поезд на остров Сентоза. Станция метро — Vivo City (оранжевая или фиолетовая ветки)

Один из лучших ТЦ Сингапура с вменяемыми ценами и брендами масс-маркета

  • Orchard street — главная торговая улица города. По обе стороны, на всем протяжении это одни сплошные бутики и торговые центры. Тут есть все: от istore до gucci. Можно пропустить любой торговый центр из указанных выше, но Орчард стрит пропустить нельзя. Великая ежегодная распродажа стартует именно тут.

Орчард стрит. Главная улица для прогулок и шопинга в Сингапуре.

  • Lau pa Sat — рынок в центре Сингапура, недалеко от Marina Bay Sands. Сегодня — это один из самых больших фудкортов, где представлены сотни точек местного фастфуда и стритфуда. А так же это продуктовый базар, гже можно купить фрукты или интересные деликатесы. Отмечу, что цены на фудкорте приемлемы, а на продукты на базаре довольно высокие. Рынок работает 24 часа в сутки.
  • Sungei Road Thieves — самый крупный блошиный рынок Сингапура. Люди приносят свои вещи на продажу и продают их прямо на улице, как у нас в 90-х. Помимо того, что здесь можно найти б/у одежду и обувь, тут так же есть старинные часы, мебель, столетние элементы декора, книги и журналы прошлого века и прочие винтажные вещи. Станция метро — Jelan Besar (синяя ветка). Работает ежедневно до 18-00.
  • Bugis Night Market — ночной арабский рынок. Расположен на синей линии метро Bugis. Как раз таки тут можно найти недорогую одежду, технику, множество подделок на знаменитые бренды, дешевые сувениры и просто перекусить в одной из точек местного стритфуда.

Блошинный рынок Сингапура

TAX Free в Сингапуре

Любой уважающий себя шопоголик знает что такое возврат TAX Free. А если не знаете, могу кратко, но доходчиво объяснить.

Возврат TAX Free есть во многих странах мира. Этот процесс еще называют возврат VAT (возврат ватов). VAT — по-нашенскому, это НДС — налог на добавленную стоимость. Если вы в какой-либо стране сделали покупку для личного пользования и вывозите ее за пределы этой страны, то вас освобождают от уплаты этого налога.

В магазине вы покупаете товар по полной цене с НДС, как и все люди, а при пересечении границы или в аэропорту вам возвращают этот НДС и вот уже вы купили товар по хорошей цене.

Читайте также:
Велосипедный туризм для начинающих - первое путешествие

Во всех странах мира, включая Сингапур, этот процесс направлен на стимулирование продаж для иностранцев не проживающих в этой стране.

Вернемся к Сингапуру, при единовременной покупке от 100 SGD (около 80 $) практически в любом магазине города вам выпишут бумагу для возврата TAX Free, только нужно об этом сказать продавцу. Это бесплатно.

Останется только предъявить покупку и чек и выписанную бумагу в аэропорту Сингапура и вам вернут деньги любым удобным для вас способом: или наличными сразу (в сингапурских долларах) или на вашу карту в течении 7 дней.

Важно знать: в отличии от многих стран, НДС в Сингапуре всего 7% (это не 20 и не 25% как у нас). А при возврате удерживается небольшая комиссия. И если вы выбираете возврат наличными, то получите около 5,5% от суммы покупки, а если возврат на карту то всего 5%.

В аэропорту Чанги пункты возврата Ватов есть в 1 и 2 терминале.

Отдельно рекомендую прочитать статью про дьюти фри Сингапура.

В заключение: шоппинг в Сингапуре — это не дешевое удовольствие. Тут не найти майки по доллару, а шорты по 3. Тут исключительно брендовые и дизайнерские вещи. Но если попадете на распродажу, то вашему счастью не будет предела.

Сладких цен вам на Gucci и Louis Vuitton!

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ: Ниже список ссылок, которые помогут сэкономить деньги при организации самостоятельного путешествия в Сингапур:

  • Перелет:Aviasales — крупнейший агрегатор авиабилетов. Дешевые билеты из Москвы и не только.
  • Проживание:
    • Hotelook — один из лучших поисковиков по отелям Сингапура.
    • Trivago — его основной конкурент. Выбор, именно в Сингапуре, больше, а цены плюс минус одинаковые. Ищите и там и там, бронируйте -где дешевле.
  • Вход на достопримечательности:Klook — билеты на все достопримечательности Сингапура со скидкой. Отличный ресурс.
  • Расширенная страховка:Insurance — расширенная медицинская страховка в ЮВА и Сингапур.
  • Прокат авто:EconomyBookings и RentalCars — два крупнейших ресурса на выбор по прокату авто в Сингапуре.
  • Экскурсии на русском языке и нетолько:Sputnik8 и Tripster — два крутых ресурса с индивидуальными гидами.
  • Такси и траснферы:Intui — самый дешевый и официальный трансфер из аэропорта в отель. Дешевле и быстрее, чем ловить такси на месте.

Шоппинг в Сингапуре

Шоппинг в Сингапуре — одно из главных национальных развлечений. В одном только городе Сингапуре более 70 торговых центров, кроме того, здесь много этнических сообществ, которые предлагают свои товары в специальных лавках и на уличных рынках. В Сингапуре нет дешевого азиатского шоппинга, как в Таиланде или Китае, зато здесь в числе первых появляются технические новинки и много молодых дизайнеров, которые производят весьма оригинальную одежду и ювелирные украшения.

В большинстве местных магазинов и торговых центров можно рассчитываться как сингапурскими долларами, так и американскими, кое-где принимают и японские йены. Прямо в магазине можно оформить доставку товара морским путем.

Время работы магазинов

Большинство магазинов в Сингапуре открыто каждый день с 10:00 до 21:00. По выходным многие из них не только не закрываются, но и работают на пару часов дольше.

В сетевых супермаркетах и крупных торговых центра не понятия «перерыв на обед». Частные же лавки работают по такому расписанию, какое придет в голову их хозяину. Обычно они закрываются не раньше 21:00, но могут не открыться вовсе или распахнуть двери ближе к обеду.

Распродажи

Распродажи в Сингапуре приурочены к крупным национальным праздникам, в первую очередь это китайский и европейский Новый год. За пару недель до дня икс магазины снижают цены до 30-40 % и сохраняют эти скидки еще две недели после праздника. В качестве дани европейской моде сингапурские магазины распродают коллекции со скидками на стыке сезонов — зимой и летом, но самая щедрая распродажа в стране — это Great Singapore Sale. «Великая Сингапурская распродажа» обычно стартует в начале июня и продолжается до середины августа (точные даты каждый год «плавают»). Скидки достигают 80-90 %, особенно ближе к концу самого масштабного в стране дисконтного сезона, кроме того, в торговых центрах часто проводятся лотереи с разными ценными призами.

Что покупать в Сингапуре?

Одежда и обувь

В местных торговых центрах полно европейских брендов, но покупать их здесь бессмысленно — они в Сингапуре намного дороже, чем в России и Европе. Лучше обратите внимание на изобилие одежды от азиатских дизайнеров — из Сингапура, Индии, Малайзии, Китая, Кореи, Таиланда, Японии и других стран, большинство из которых в Европе не представлены. Импортозамещение местные власти горячо поддерживают, поэтому молодых кутюрье разной степени талантливости в Сингапуре в последнее время появилось много.

Вполне достойны местные бренды Carrie K., Elohim by Sabrina Goh, The Mindful Company и Womb, там можно создать себе целый инопланетный образ или ограничиться странными аксессуарами.

Магазин модной одежды Xi (расположен в торговом центре Paragon) — это одежда сложного кроя, сочетание азиатских этнических мотивов и современного дизайне. Например, платье-рубашка обойдется здесь примерно в 200 SGD.

Сингапурский бренд Raoul известен и за пределами страны, это более лаконичная и строгая одежда, но все же с этническими мотивами и необычных расцветок. В бутике 77th Street продается яркая молодежная одежда, в YSI — оверсайз, объемные шифоновые платья и пиджаки словно с мужского плеча, а в Coral Isle — женская и мужская одежда из натурального льна.

Из менее модного и более традиционного — в Сингапуре издавна и до сих пор продается очень качественный батик. В старину в этой технике расписывали только шелковые ткани, сегодня же в ход идет хлопок и бамбук. Купить батик можно на уличных рынках и в некоторых кварталах, например, на улице Haji Lane — там много всего колоритного азиатского и этнического, местами на грани китча, особенно если речь идет об одежде и украшениях.

На рынке Чайнатауна продается традиционная национальная китайская одежда: облегающие платья «чёнсам» (сheongsam) и хлопковые рубашки с вышитыми китайскими иероглифами «саронг кебайя» (удлиненные приталенные блузы, которые носят стюардессы Singapore Airlines).

Читайте также:
Онлайн регистрация на рейс авиакомпании «Икар»

Ювелирные украшения

Сингапур знаменит своими золотыми орхидеями и фиолетовым золотом. Первые выпускает ювелирная компания Risis: живые цветы орхидей обрабатываются специальным раствором с медью, которая помогает сохранить форму цветка, а затем покрываются 24-каратным золотом. Цены на золотые орхидеи начинаются от 60 SGD.

Фиолетовое золото — это абсолютный сингапурский эксклюзив, патент на его производство имеют только две ювелирные компании в стране: Lee Hwa Jewellery и Goldheart, их фирменные бутики есть в торговых центрах Ion Orchard, Vivo City и Suntec City Mall. Фиолетовый оттенок получается благодаря добавлению в золото сплава алюминия с палладием; таким образом, готовое золото в 19 карат содержит около 80 % чистого золота и примерно 20 % алюминия и других металлов. Цены на этот ювелирный эксклюзив в Сингапуре существенно выше, чем на желтое и белое золото. Небольшой кулон обойдется в сумму от 500 SGD, а колье — примерно в 5000-7000 SGD.

Косметика

В сингапурских торговых центрах есть мультибрендовые косметические магазины, где представлены все популярные мировые марки — от масс-маркета до класса люкс: L’Oreal, Maybelline, Garnier, Olay, Chanel, Dior и пр. Цены примерно такие же, как в России и Европе, но есть нюансы: именно в сингапурских косметических бутиках первыми появляются новинки и лимитированные коллекции, а также здесь всегда большой выбор средств с отбеливающим эффектом (это местный тренд), многие из которых не доезжают до России.

Большой выбор азиатской косметики представлен в универмаге BHG, бутике The Face Shop, а для быстрых покупок на каждом углу есть Watsons и Guardians.

Техника и электроника

В Сингапуре можно выгодно купить технику, но далеко не всю. В первую очередь, здесь стоит обратить внимание на продукцию Apple — именно в Сингапуре в первую очередь появляются все новинки, и цены на новые модели айфонов падают быстро. Официальные представители компании в стране — магазины EpiCentre.

В Сингапуре располагаются исследовательские центры компании Lenovo, поэтому новинки этого бренда по невысоким ценам тоже быстро поступают в продажу, то же касается ноутбуков и планшетов Acer. А вот на фотоаппараты у официальных дилеров цены довольно высокие; на «сером» рынке нужно быть очень внимательными: вам могут продать товар с неполной комплектацией. Вообще, на «сером» рынке много вполне качественного товара, но выбирать его надо уметь. Если ваших познаний в технике хватит, чтобы протестировать гаджет перед покупкой, велика вероятность купить отличную рабочую технику по цене на 50-70 % ниже рыночной.

Большой выбор смартфонов и ноутбуков в торговом центре Funan Digitalife Mall, но фотоаппаратуру там покупать не рекомендуется — цены на нее слишком завышены. Еще один популярный гипермаркет техники — Best Denki; большой выбор японской электроники в торговом центре Ngee Ann City.

Гастрономические сувениры

Из Сингапура традиционно везут специи, чтобы дома повторить шедевры местной кухни. Они продаются на рынках и в супермаркетах, на развес или уже упакованными в герметичные пакеты или банки, цены от 10 SGD. В местных аптеках или на рынках можно купить китайские целебные травы от разных недомоганий — бессонницы, нервного истощения, простуды и др. Перед покупкой лучше проконсультироваться с врачом или хотя бы с фармацевтом.

Самые интересные сингапурские деликатесы — копченая свиная грудинка с ароматом кофе, острые соусы (в частности, Chilli crab paste) и, разумеется, сладости. Практически в каждом супермаркете продают кокосовый джем «кайа», который готовят из кокосового сиропа, сахара, яиц и листьев пандануса, и в зависимости от количества этих листьев цвет джема может быть зеленым или коричневым.

Алкоголь в Сингапуре непопулярен, но известен один национальный напиток — коктейль Singapore Sling («Сингапурский командир»). По легенде, впервые его приготовил бармен из отеля Raffles Hotel Singapore 5* для девушки, которую угостил офицер. В составе коктейля джин, ликеры куантро и бенедиктин, вишневый бренди, сок гренадина, ананаса и лайма. Сегодня этот коктейль не только подают в барах, но и продают бутилированным.

Из безалкогольных напитков популярен чай, особенно культовым считается чай производства TWG Tea 1837 г. Всего компания производит более 800 сортов чая, среди которых есть редкие и коллекционные.

Торговые кварталы Сингапура

Самый масштабный шоппинг в Сингапуре — в торговых центрах, и в центральном районе города расположены крупнейшие из них: Suntec City Mall, Millenia Walk, The Shoppes в отеле Marina Bay Sands, Raffles Hotel Shopping Arcade в одноименном отеле и пр. Шоппинг здесь преимущественно дорогой: люксовые бренды, галереи местных модных дизайнеров и бутики при музеях.

Орчард-роуд (Orchard road) — самая известная торговая улица в городе, там много торговых центров и монобрендовых бутиков (преимущественно класса люкс), в том числе один из самых популярных ТЦ в стране ION Orchard.

Чайнатаун — китайский квартал в Сингапуре. Здесь торгуют одеждой из шелка и хлопка, ювелирными украшениями, китайским чаем, снадобьями китайской медицины, и все это по очень низким по местным меркам ценам.

Маленькая Индия — индийский квартал. По сравнению с китайским он менее ухоженный и организованный, но зато здесь можно купить настоящие индийские специи, недорогие украшения из золота, серебра и меди в национальном стиле и традиционную одежду. Также здесь есть продуктовый рынок и самый дешевый в городе гипермаркет.

Еще один любопытный торговый квартал — Голландский поселок, там очень колоритные, стилизованные под старину магазины, где продается антиквариат, музыкальные сувениры и предметы искусства, а также много типичных голландских пабов и интересного стритфуда.

Торговые центры

  • Suntec City Mall — торговый центр футуристического вида, здание представляет собой несколько башен. Здесь более 300 магазинов преимущественно класса люкс, есть свой выставочный центр для разных мероприятий. Адрес: Singapore, Temasek Boulevard, 3.
  • The Shoppes at Marina Bay Sands — один из самых популярных в Сингапуре торговых комплексов, расположен при одноименном отеле. ТЦ ориентирован на состоятельных клиентов, в первую очередь постояльцев отеля, так что бренды здесь представлены в основном элитные. Адрес: Singapore, Bayfront Ave, 10.
  • Торговая галерея в отеле Hilton — еще один ТЦ при шикарном отеле, ассортимент соответствующий: Paul Smith, Gucci, Valentino, Giorgio Armani и пр.
  • Far East — здесь большой выбор модной одежды, в том числе от местных дизайнеров. Кроме того, здесь находятся один из лучших в городе ювелирных салонов House of Hung, где можно купить бриллианты высочайшего качества, и галерея фарфора Kwok, в которой можно приобрести редкий фарфор, старинные резные изделия из слоновой кости и необычные нефритовые скульптуры. Адрес: Singapore, Orchard Rd, 545.
  • Vivo City — торговый центр в морском стиле, здесь много модных бутиков разных ценовых категорий. Помимо магазинов, в этом молле есть кинотеатр с самыми комфортными креслами в городе, на крыше — Sky Park с бассейном и детская площадка, а также здесь регулярно проводятся зрелищные шоу. Адрес: Singapore, Harbourfront Walk, 1.
  • OG Orchard Point — один из самых оживленных торговых центров в городе, ассортимент стандартный: одежда, обувь, аксессуары, косметика, цены по местным меркам сравнительно невысокие. Адрес: Singapore, Orchard Rd, 160.
  • Centrepoint — популярный среди местных ТЦ. Здесь есть все, от недорогой одежды до экзотических азиатских сувениров. Адрес: Singapore, Orchard Rd, 176.
  • Raffles City Shopping Centre — еще один популярный торговый комплекс, ассортимент стандартный, а помимо магазинов здесь есть салоны красоты, несколько отелей (в том числе Swissotel The Stamford), конференц-центр. Если вы предъявите посадочный талон и паспорт, можно получить дополнительную скидку во все магазины (приходить лучше утром, так как количество скидок каждый день ограничено). Адрес: Singapore, North Bridge Rd, 252.
  • Forum — торговый центр, известный своим магазином игрушек R. Адрес: Singapore, Orchard Road, 583.
  • The Paragon — много магазинов местных дизайнеров и неплохой выбор азиатской косметики. Адрес: Singapore, Orchard Road, 290.
  • Ngee Ann City — более 130 магазинов на 7 этажах, как масс-маркет, так и класса люкс, также здесь расположен популярный в городе супермаркет Takashimaya. Адрес: Singapore, Orchard Road, 391.
  • Delfi — здесь большой выбор одежды и аксессуаров от местных брендов, а также можно приобрести отличный хрусталь от производителей Waterford Crystal и Wedgwood China. Адрес: Singapore, Orchard Road, 402.
Читайте также:
Велосипедный туризм для начинающих - первое путешествие

Аутлеты в Сингапуре

В часе езды от Сингапура есть расположен крупнейший в Юго-Восточной Азии аутлет Johor Premium Outlets. Он находится на территории Малайзии, но из Сингапура за масштабным шоппингом ездят именно сюда. Среди представленных брендов — Adidas, Armani Outlet, Burberry, CK Calvin Klein, DKNY, Ermenegildo Zegna, Michael Kors, Nike, Salvatore Ferragamo, Timberland и др. Круглый год можно рассчитывать на скидки от 20 до 70 % в зависимости от бренда. Доехать до аутлета можно на автобусе или на маршрутном такси.

IMM Building — аутлет в черте города Сингапура, он не такой большой, как Johor Premium Outlets, но на популярные бренды с круглогодичными скидками здесь рассчитывать можно. Здесь представлены марки Paul Smith, Marc by Marc Jacobs, DKNY Jeans, Adidas, Max Mara, Calvin Klein, Crocs, Converse и пр. Добраться до аутлета можно на метро до станции Jurong и далее на бесплатном автобусе до торгового комплекса.

Рынки Сингапура

  • Фестивальный рынок Лау Па Сат (Lau pa Sat) — самый популярный рынок в городе, раньше он был известен под именем Телок Айер (Telok Ayer). Он был построен в 1825 г., тогда рынок был целиком деревянным и торговали здесь в основном свежей рыбой. С тех пор рынок много раз перестраивали, в 1894 г. он стал каменным, а в 1973 г. его признали историческим объектом. Сегодня рынок Lau pa Sat — не только самый большой в городе продуктовый базар, но и модный фудкорт, где можно перепробовать все местные деликатесы. Рынок работает круглосуточно и без выходных.
  • Sungei Road Thieves — блошиный рынок, где торгуют как подержанной бытовой техникой и поношенной одеждой, так и настоящими раритетами: старинным столовым серебром, книгами и журналами 20 века, дисковыми телефонами, винтажной одеждой, обувью и ювелирными украшениями. Рынок работает с 9:00 и до захода солнца.
  • Clarke Quay — еще один блошиный рынок, помимо старинных вещей здесь можно купить сувениры ручной работы: самодельных кукол, бижутерию и пр.
  • Bugis Night Market — колоритный восточный ночной базар неподалеку от Арабского квартала. На прилавках можно найти экзотические овощи и фрукты, недорогую одежду, разные экзотические сувениры и подделки под известные бренды (иногда весьма искусные). Сюда ходят не столько за покупками, сколько тусоваться, выпить пива и перекусить, а также посмотреть на выступления заклинателей змей, жонглеров и других уличных артистов.
  • Tanglin — традиционный базар, который открывается каждую первую и третью субботу месяца рядом с Садом орхидей. Там торгуют подержанной керамикой и золотом, обувью, сумками и другими товарами, бывшими в употреблении.

Tax free

В Сингапуре можно вернуть НДС в размере 7 %. Для этого нужно потратить на покупки не менее 100 SGD одним чеком, заполнить на кассе специальный бланк и предъявить его вместе с паспортом в аэропорту перед вылетом на родину не позднее, чем через 2 месяца с момента покупки. Деньги можно получить наличными или на карту (за зачисление на карту взимается небольшой процент).

В аэропорту Чанги пункты возврата расположены в терминалах 1 и 2, а также в зале вылета рядом с таможней. Также офисы возврата есть в торговом центре Funan DigitaLife (в офисе справочной службы на 2 этаже) и в торговом центре Sim Lim Square (в офисе справочной службы на 1 этаже).

Есть возможность вернуть НДС и по приезде в Россию, например, в офисах банка ВТБ.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: