Пльзеньский вояж. Часть третья: Пльзень
В предыдущих двух отзывах о поездке по Чехии в 2016 году я писал о пивоварнях Пльзеня и о пльзеньском зоопарке. Наступило время показать и сам Пльзень таким, каким я его увидел. Кому-то это может показать смешным, но когда я стал писать первые отзывы об этом городе, самым главным вопросом для меня стал вопрос: а какого же ты рода, город Пльзень? Где я, собственно, был? В ПльзенИ или в ПльзенЕ? Ведь не секрет, что названия любого города имеют какой-то свой род: мужской или женский. И если при упоминании Москвы или Санкт-Петербурга, вряд ли у кого возникнет подобный вопрос, то города с окончанием на мягкий знак могут быть как мужского, так и женского рода. Мне не сразу удалось найти правильный ответ в отношении города Пльзень. И как оказалось, Пльзень — мужского рода. Так что, были мы и смотрели достопримечательности ПльзенЯ, а не ПльзенИ (и в интернете можно увидеть неправильное склонение этого названия).
В этой поездке по Чехии, Пльзень был нашей базой, из которой мы совершали наши «вылазки» по близлежащим (и не очень…) местам. Я уже писал, что хотел назвать цикл материалов о поездке — «Пльзеньский край». Но «край» в Чехии — это название админстративно-территориальной единицы Чехии. Мы же в ходе этой поездки, помимо Пльзеньского края, побывали и в Карловарском крае, и в Южночешском крае. Поэтому и цикл я назвал — «Пльзеньский вояж». Пльзень — это четвёртый по величине город Чехии. Ну и раз я упомянул про админстративно-территориальное устройство Чехии, думаю, все поймут, что Пльзень является административным центром Пльзенского края. Но бог, с ними, с этими сухими фактами. Ведь нас — туристов, в первую очередь, интересуют достопримечательности того или иного места. А они в Пльзене есть, но напишу о них чуть позже. Хоть Пльзень и крупный, по чешским меркам, город, но он всё же мелковат для того, чтобы иметь свой международный аэропорт. Но, несмотря на отсутствие своего аэропорта, добраться до Пльзеня не представляет ни малейшей трудности. Лично мы добирались до него через Прагу. Из Праги в Пльзень идут автобусы компании «Студент Агенси» (следуют каждый час, время в пути — час, стоимость проезда 100 крон) и поезда от главного ж/д-вокзала Праги (следуют каждый час, время в пути — 1 час 37 минут). Каким транспортом добираться — дело вкуса. Я где-то читал, что дорога поездом — более интересная (разумеется, для тех, кто смотрит в окошко, а не спит…), но более продолжительная по времени. Нам было гораздо удобнее ехать на автобусе (наш отель в Пльзене находился ближе к автовокзалу, чем к ж/д-вокзалу). К тому же, из пражского аэропорта быстрее доехать до Зличина, чем до главного ж/д-вокзала (Зличин — район Праги, откуда и отправляются в Пльзень автобусы «Студент Агенси»). В свою очередь, в Зличин из аэропорта каждые 30 минут следуют автобусы № 100, время в пути — 18 минут).
Упомяну про один интересный момент (может, кому и пригодится). Но автобус — всё же не поезд, посадочных мест гораздо меньше. Поэтому, мы заранее оформили билеты на сайте компании. А вот тут, конечно же, возникает вопрос: а на какое время брать билет? Сколько уйдёт времени на прохождение таможенного контроля и получение багажа? На практике я знаю, что в Праге времени уходит мало…. И всё же? А вдруг рейс задержат? Мы выбрали некоторое компромиссное решение: билеты оформили на 12.00 (заявлено время прилёта в Прагу — 9.25). На деле, в Зличине мы оказались намного раньше запланированного времени на двенадцатичасовой рейс. И мы без проблем поменяли билеты на предыдущий рейс в кассе компании «Студент Агенси» (на автостанции в Зличине).
Пльзень встретил меня не очень приятной погодой — было пасмурно и шёл небольшой дождь. Сразу после заселения в отеле и небольшого перекуса, я отправился выполнять намеченную программу на этот день. Кстати, я всё пишу то «мы», то «я»…. На самом деле мы с женой были в этой поездке по отдельности, с разницей в две недели. Мне было гораздо легче — роль первопроходца выпала жене. Проживали мы буквально в шаговой доступности от пльзеньской синагоги. Вот вам и первая достопримечательность, но речь о ней пойдёт позже. Я же направился, в первую очередь, в другое место. Есть такое расхожее выражение у военных — территория не взята, пока по ней не ступила нога пехотинца. Так и для меня — «город не взят», если я не побывал на смотровой площадке (если таковая имеется…). В Пльзене такая смотровая площадка есть. На главной городской площади — площади Республики (náměstí Republiky) находится собор Святого Варфоломея (Katedrála sv. Bartoloměje). И на высоте 62 метров этого собора имеется смотровая площадка, откуда открывается замечательный вид на город. Жаль, правда, что любоваться городом с этой высоты пришлось в такую пасмурную погоду. Просто, несмотря на то, что попасть на смотровую площадку можно в любой день недели с 10.00 до 18.00, в моём плотном графике поездки, это был, фактически, единственный момент, когда я мог там побывать
Пльзень
Туры на Новый год по всему миру
Горящие туры по всему миру
Название города говорит само за себя — Пльзень является родиной знаменитого чешского пива Пилзнер, которое здесь варят со дня основания. Обилие пивных ресторанов и кафе, обязательный для посещения музей пивоварения, и даже наличие на улице автоматов, продающих баночное пиво (разумеется, при условии предъявления в месте специального сканера документа о наступлении совершеннолетия покупателя), однозначно заявляют о том, что вы находитесь в «пивной столице» Чехии. При этом город, основанный в 13 веке, сохранивший свой средневековый колорит и вместивший следы всех последующих исторических периодов, и по настоящее время является промышленным, культурным и административным центром Западной Богемии.
Как добраться до Пльзеня
Из Праги до Пльзеня ходит несколько прямых автобусов: от ст. метро Zlicin, в пути 1 час и с автобусной станции Praha, в пути 1 час 40 минут. Кроме того, сюда можно добраться на автобусе из Карловых Вар (1,5 часа, 8 отправлений в день).
Поезда до Пльзеня отправляются ежедневно с 4:00 до 23:30 с центрального вокзала Праги (Praha — Hlavni nadrazi CD), отправление каждый час, в пути 1,5 часа. От Ческе-Будеёвице удобнее добираться на поезде (1,5 часа), чем на автобусе (2,5 часа). Кроме того, Пльзень находится на ж/д линии Прага — Мюнхен.
Туристические офисы информации
В Пльзене работают два официальных туристических центра, один из которых находится на центральной площади, Náměstí Republiky 41 — главный офис, вход слева от Ратуши, тел. +420 378 035 330.
Второй — на центральной железнодорожной станции (Nádražní 102). Здесь вы получите информацию о предстоящих культурных событиях, а также обзаведетесь бесплатной картой города.
Транспорт
Историческая часть города довольно компактна, поэтому передвигаться по ней лучше всего пешком. Однако развитая сеть общественного транспорта (трамваи, троллейбусы и автобусы) позволит добраться до любого пункта назначения. Билеты можно купить в табачных киосках и магазинах, а также в автоматах на остановках (есть не везде).
Популярные отели Пльзеня
Кухня и рестораны Пльзеня
Рестораны Пльзеня, без сомнения, являются гастрономическим раем для любителей хорошего пива и соответствующих закусок, традиционных для чешской кухни. Во многих барах города, а также на самой пивоварне, можно попробовать некоторые сорта (нефильтрованное, непастеризованное), которые не встретишь больше нигде.
Но и разнообразить меню труда не составит — в городе внушительное количество кафе, ресторанов и закусочных предлагающих средиземноморскую, мексиканскую, индийскую, японскую кухни. Адептам здорового питания можно рекомендовать ресторан органической еды Slunecnice zdrava vyziva s. r. o. или ресторан Vegetka с вегетарианским меню.
Стоит посетить самый большой ресторан города — Na Spilce (U Prazdroje 7, тел.: +420 377 062 755), в котором могут усесться одновременно 550 человек.
Другие неплохие рестораны: Plzenska basta (Riegrova 5) с традиционной кухней, старейший в городе U Salzmannu (Prazska или Na Parkane (Veleslavinova 4), где можно попробовать то самое нефильтрованное Pilsner Urquell.
Шоппинг и магазины
В историческом центре вас ждут антикварные лавки, бутики модной одежды, а также магазины, где можно приобрести богемское стекло. Всевозможные сувениры продаются в информационном центре, а также в музее пивоварни. В городе есть несколько крупных торговых центров, большинство которых находится в пригороде на основных магистралях, за исключением Plzeň Plaza, который расположен непосредственно в центре города. Помимо шоппинга центры приглашают посетить кинотеатры, кафе и рестораны, детей можно развлечь в игровых зонах и комплексах.
На главной площади Пльзеня практически в любое время года вы застанете праздничные ярмарки в лучших традициях старой Европы — пасхальная (в марте-апреле), рождественская (в ноябре-декабре), ко дню Св. Валентина (в феврале), ко дню Св. Варфоломея (в августе), и многие другие.
Развлечения и достопримечательности Пльзеня
Знакомство с городом рекомендуем начать со смотровой площадки готического Кафедрального собора св. Варфоломея (62 м), расположенного на площади Республики, с высоты которой открывается впечатляющий вид. Башня собора (102,6 м) явилась заключительным монументальным аккордом в ходе строительства средневекового Пльзеня, она и по сей день является самой высокой в Чехии. Согласно городской легенде прикосновение к ангелу на ограде собора приносит удачу, правда, возможно для этого придется выстоять длинную очередь из охотников за счастьем.
Пройдитесь по историческому центру, который представляет собой пестрое полотно, «вплетающее» в себя здания и монументы всех возможных архитектурных эпох: неподалеку от собора располагается «представительница» Ренессанса — городская Ратуша (XVI), памятник стиля барокко — здание епископства, здание Музей западной Чехии — поздний ренессанс, здание большой синагоги — мавро-романский стиль 19 века.
Главная современная достопримечательность города, привлекающая наибольшее количество туристов — Музей пивоварения. Помимо посещения самого музея, организуются экскурсионные туры на пивоварни Pilsner Urquell или Gambrinus, находящиеся на территории завода Plzensky Prazdroj.
На территории музея располагается начало экспозиции таинственного Пльзенского исторического подземелья. Пронизывающая весь исторический центр система подземных ходов и коридоров, является крупнейшей в центральной Европе. Спустившись в катакомбы, вы увидите выставку археологических находок, а также реплику системы средневекового городского водопровода.
Башня Святого Варфоломея
Экскурсия на пивоварню Pilsner Urquell
В ходе экскурсии можно понаблюдать за процессом производства пива Pilsner Urquell, остающимся неизменным с 1842 года. Исторический экскурс, просмотр фильма о секретах производства пива, посещение современной линии разлива, и, конечно, дегустация пива прямо из бочек в погребах пивоварни не оставят равнодушным ни одного любителя пенного напитка.
Тур можно зарезервировать заранее, в этом случае экскурсия будет проведена на русском языке. Туры без резервации доступны на чешском, английском и немецком языках. Продолжительность экскурсии — 1 час 40 минут.
Экскурсия на пивоварню Gambrinus
В августе 2010 года открыла свои двери для посетителей пивоварня Gambrinus, основанная в 1869 году. Здесь также можно проследить за процессом пивоварения в действии, познакомиться с ингредиентами, технологией, методами контроля качества производства, увидеть интерактивное представление «Gambrinus Arena» и насладиться вкусом пива в ходе дегустации. Из отрицательных моментов :на данный момент экскурсионная программа доступна только на чешском языке.
Посетить пивоварни могут все желающие, достигшие 18 лет. Более юные туристы допускаются в сопровождении взрослых, но не более 5 человек на одного сопровождающего. Участвовать же непосредственно в дегустации, понятно, смогут только перешагнувшие этот возрастной рубеж.
Музеи Пльзеня
И родителям и детям будет интересен Музей марионеток, а любителям острых ощущений нельзя пройти мимо Музея Привидений, оба расположены на площади Республики.
Другие музеи города: Западночешский музей, Этнографический музей Пльзеньского региона, городская художественная галерея, галерея Masne kramy, художественная галерея Jiri Trnka.
События
Ежегодно в октябре в городе проводится крупнейший и один из старейших пивных фестивалей Чехии — Pilsner Fest. Он является своеобразным финалом целого ряда всевозможных пивных празднеств. Фестиваль ежегодно начинается разливом бесплатного пива, так называемого «Пильзенской двенадцатки». На главной площади проходят концерты, а в музее пива проходят костюмированные представления.
Еще один интересный фестиваль, In The Streets, проходит в первой половине августа. В это время в центре города ставятся несколько сцен, на которых устраивают музыкальные и театральные представления.
Пльзень – не только «Пилзнер Урквелл»
Не знаю, как другие, но мы с супругой, планируя очередную поездку на заслуженный отдых, оказываемся перед дилеммой. Можно вернуться еще раз туда, где все понравилось и убедить себя, что «от добра — добра не ищут». Или, вспомнив фразу из песни Трофима «в мире столько мест, где я еще ни разу не был», искать новые варианты. В пользу первой точки зрения, кроме прочего, был и такой довод. Насколько интереснее будет повторное посещение города или туристического объекта, но уже с новым багажом знаний о нем. Действительно, ведь наши самостоятельные экскурсии страдают серьезным недостатком – информационным голодом. Позже, уже дома, рассматривая фотографии и, пытаясь идентифицировать увиденные достопримечательности по сведениям из путеводителей и справочников, узнаешь много интересного о местах недавнего пребывания.
В Марианских Лазнях мы отдыхали 5 или 6 раз. Но это не было простым повторением уже пройденного. Экскурсии из Лазней по Чехии и соседним странам, обычно не повторяются. Вот если только, в близлежащие города. В Пльзень, например, ездили два раза. Один из вариантов чешских «электричек»
Как добраться до города Плзень
От Марианских Лазней до Пльзени 50-55 км, т.е. на поезде, типа наши электричек, время в пути около 1 часа. Стоимость билета, в зависимости от поезда, порядка 100 крон (курс примерно 100 крон = 4 евро). Билет лучше покупать туда и обратно – «с поворотом». Плзень
Важно! Прежде чем отправляться в путь стоит выяснить на ресепшене расписание поездов из Пльзени и определиться каким будет ваш первый шаг по прибытии в столицу пивоварения.
Кто-то может сказать, а не проще было бы взять тур и не проводить все эти разведывательные мероприятия. Не проще. Дело даже не деньгах, хотя разумная экономия еще никому не помешала. Серьезные туристические агентства стараются избегать таких маленьких маршрутов. А ехать, как у нас уже случалось, лишь бы с кем-то не хотелось. Железнодорожный вокзал в Пльзени
Пльзень — крупный железнодорожный узел с солидным вокзалом. В первую поездку, мы решили не экспериментировать, а спустившись на привокзальную площадь, взяли такси и через10 минут (за 100 крон) оказались в центре города на площади Республики. В следующий раз, купив в газетном киоске билеты (1 поездка – 8 крон) и пройдя до трамвайной остановки 100-150 метров мы за 12-15 минут по маршруту №1 добрались туда же. Как возвращаться на вокзал, думаю понятно. И еще небольшая ремарка. Мы побывали в Пльзени дважды. Поэтому, в каких-то моментах рассказа, с точки зрения хронологии, могут быть небольшие погрешности.
Статья по теме: Неизвестная Чехия. Замок Локет на реке Огрже: заметки туриста
Пльзень, четвертый по величине город современной Чехии, был заложен и начал строиться в 1295 году по указу короля Вацлава II на месте слияния четырех рек в одну – Бероунку. Планировка и строительство города в корне отличались от практики, сложившейся в те годы. По обычной схеме создание городов происходило постепенно: вокруг крепости (замка, монастыря) возникали посадов, цеховые кварталы, сельские поселения, что приводило к получению статуса города В случае с Пльзенью, сразу стали строить город. Король, как говорится в чистом поле, обозначил главную площадь и направления улиц. Эта площадь, и по сей день соответствует былому названию – Рыночная. На ней ведется активная торговля. хотя теперь она переименована в площадь Республики. Причину такого решения местных властей выяснить не удалось.
Архитектура города Плзень
Зато, можно смело сказать, что у людей, создавших и сохраняющих архитектурный ансамбль площади и, ближайших к ней, улиц чувство прекрасного на должном уровне. Одна из самых больших площадей Европы (193 х 139 метров), она стала местом размещения зданий различного назначения, всевозможных стилей, многоцветия фасадов. Наконец, будучи местом развлечений и проведения праздников, площадь Республики достойно сохраняет и культовые объекты. Фотоколлаж — это скромная попытка хотя бы помочь коллегам представить размеры и общий вид площади
А вот основания для критики современных дизайнеров получились неплохо. На трех углах площади разместили зачем-то три несуразных фонтана. Где-то мне удалось прочитать – это фигуры собаки, верблюда и ангела. Странные ассоциации родились у автора. Два вопроса не давали мне покоя. Как остальные посетители площади это воспринимают? Меня вряд ли кто убедит в правоте создателя этого «шедевра». А ответ на вопрос: зачем эта троица оказалась в Пльзени – я получил во время второго посещения города. Оказывается, все они присутствуют на гербе города.
Четвертый угол площади занимает Чумная колонна, которую венчает скульптура Девы Марии. Подобные колонны или столбы можно встретить во многих городах Европы. Они ставились в знак благодарности за победу над эпидемией чумы.
Доминирует над площадью, да и над городом в целом самый высокий (102 м) в Чехии храм, Святого Варфоломея. Желающим предоставляется возможность не только войти в храм, но и подняться на смотровую площадку, разместившуюся на высоте 62 метра. Мой порыв совершить такое восхождение был пресечен прагматичным арифметическим расчетом. 62 метра или 301 ступенька – это примерно 20 этаж дома современной постройки. А для меня выше пятого – этажей не бывает. Поэтому продолжаю о том, что можно увидеть «не отрываясь от коллектива». Пльзеньское архитектурное «ассорти»
Представьте коробку с конфетами ассорти и женщину-сладкоежку, которая неустанно борется за поддержание порядка буквально везде и во всем. Разные форма, начинка, фантики сильно разочаруют её? Думаю, что она смирится с такой шоколадно-карамельной эклектикой. Так и на главной площади Пльзени. Первое слегка негативное впечатление о кажущейся хаотичности застройки по периметру площади, быстро переходит в восторженное знакомство с красивейшими зданиями. Разные архитектурные стили, этажность, цветовая гамма фасадов, способы отделки и декора, барельефы старинные гербы на стенах, различные башенки и флюгеры. Всего не перечислишь. Но красиво… Городская Ратуша
Пльзеньская Ратуша признана одной из самых красивых среди аналогичных зданий чешских городов. Нынешний вид она приобрела в 1559 г. Построено здание было в начале XVI век, но сильно пострадало от пожара. К его восстановлению приступили только через четверть века. Все эти годы руководители города бились над принятием решения — восстанавливать старое здание или строить новое. То же ведь работа, тем более, если учесть, что ни на один из вариантов денег в казне не было. Сейчас в помещение ратуши проходят торжественные мероприятия, встречи важных для города гостей, церемонии бракосочетания. Любой турист бесплатно может войти в здание и познакомиться с его интерьером.
У Красного сердца
У белого единорога
Владельцы некоторых зданий не ограничивались однотонными, даже яркими, фасадами. Для наружной росписи приглашали специалистов-художников, работающих в технике сграффито. Тематика чаще всего характеризовала внутреннее содержание здания. Например, интерес туристов не перестает вызывать дом «У Красного сердца». На его фронтоне изображены фрагменты рыцарских турниров. В XIV веке здесь размещалась приходская церковь рыцарей Тевтонского ордена.
Или вот ещё. Дом «У Белого единорога», в котором уже более 350 лет действует аптека, старейшая в Пльзеньском крае. Фасад дома расписан цветами и листьями лекарственных растений.
Что можно посмотреть в городе Плзень
Естественно, что повторное посещение города дает возможность более или менее планомерно знакомиться с ним. Еще в первый раз я заметил, что старая часть города как-то своеобразно и не слишком откровенно, но отделена от остальной городской застройки. Объяснение, как оказалось, простое – Кржижиковы сады. Их появление связано с началом XIX века, когда было решено на месте бывшей крепостной стены создать садово-парковую зону. Разработать концепцию ансамбля поручили местному инженера и изобретателю (раньше он создал поющие фонтаны в Праге) Франтишеку Кржижику. Вилла «Городская беседа»
Очень органично вписавшись в городские кварталы, сады как раз и стали своеобразной разделительной полосой между исторической и остальной частями города. В то же время, не имея четких границ в виде каких-нибудь изгородей, они выступают объединительной составляющей. Тенистые аллеи сада местами проходят вдоль набережной реки Бероунки, около величественного здания Музея Западной Богемии, очень красивого дворца с необычным названием «Городская Беседа». Совсем рядом и другие достопримечательности города. Одним словом, гуляя по старым кварталам Пльзени, не замечаешь, как оказываешься в тени деревьев около пруда, где плавают здоровущие (килограмма по 1,5-2) золотые рыбы (рыбками их не назовешь) или неожиданно сталкиваешься с каким-то необычным артефактом.
Вдоль набережной реки Бероунки
Завершая рассказ о своих впечатлениях от Пльзени, прихожу к выводу, что придется ехать туда в третий раз. Ведь в музее пива мы так и не побывали.
Для оформления статьи использованы личные фото-архивы автора
Если Вам понравилось наше повествование или Вы хотите связаться с автором статьи, оставляйте комментарии к публикации, и он Вам обязательно ответит. Возможно, Вы сами хотите рассказать о своих туристических открытиях, читателям нашего он-лайн путеводителя будет очень интересно узнать о том, что Вы увидели, и что Вам показалось интересным! Оставляйте комментарии, вопросы, рассказывайте о впечатлениях о путешествиях, предлагайте темы для новых обзоров и статей!
Для тех, кто хочет читать наши новости в мобильной версии, оперативно следить за публикациями, подписывайтесь на наш канал в Яндекс-Дзен
Александр Лунькин
Хобби — туризм, фото-охота. В прошлом — военный, в настоящем, турист с действующей степенью к.н.н. , по жизни оптимист. Люблю активный отдых, здоровый образ жизни и наблюдать мир с разных его сторон. Готов поведать читателям нашего путеводителя о тех местах, где побывал, а рассказать есть о чём.
Пльзень
Пльзень (Чехия) – самая подробная информация о городе с фото. Главные достопримечательности Пльзени с описанием, путеводители и карты.
Город Пльзень (Чехия)
Пльзень – крупнейший город Западной Чехии и административный центр Пльзенского края. Расположен в месте слияния четырех рек: Мже, Радбуза, Углава и Услава, которые объединяются в реку Бероунка. Пльзень считается столицей Западной Богемии и один из центров чешского пивоварения, а также входит в пятерку крупнейших и важнейших городов Чехии.
Пльзень представляет собой старинный город с интересной архитектурой и достопримечательностями. Но также это крупный промышленный, экономический и образовательный центр. Это один из богатейших городов Чехии. Здесь были основаны компания Шкода и завод по производству пива Пилснер.
Панорама города
Город расположен в холмистой местности среди лесов и полей. Климат умеренный, но немного прохладнее и суше, чем остальной части Чехии. Осадков за год выпадает менее 600 мм. Лето тёплое, зима прохладная. Заморозки начинаются уже с ноября. Зимой возможны как довольно продолжительные морозы, так и оттепели.
- История
- Как добраться
- Шопинг и покупки
- Достопримечательности
О городе
- Население – более 170 тыс. человек.
- Площадь – 137 км².
- Валюта – чешская крона.
- Язык – чешский.
- Время – UTC+1, летом UTC+2.
История
Пльзень была основана королем Вацлавом II (сыном Пржемысла Отакара I) в 13 века. Интересно, что Пльзень сразу планировали и строили как город. Поэтому здесь много прямых улиц и просторных площадей, а центральная площадь является вообще самой большой в Западной Европе.
Панорама города
Благодаря удачному расположению вблизи торговых путей в Нюрнберг и Регенсбург из столицы Чехии – Праги, город быстро рос и развивался. В 14 веке Пльзень являлась третьим по величине городом чешского королевства после той же Праги и Кутна-Горы.
В 15 веке Пльзень становится одним из центров сопротивления гуситам, которые осаждали город три раза, но так и не взяли. В годы Тридцатилетней войны город был взят немецкими войсками и дважды отбивался от шведов. В 17 веке архитектуру Пльзени захватили идеи барокко. Поэтому в историческом центре города так много барочных зданий.
Сейчас Пльзень – современный крупный промышленный, коммерческий, культурный центр Чехии и Западной Богемии, а также мировой центр пивоварения. Здесь варят знаменитый вид пива Пильзнер, который назвали в честь города. Это современный город, один из самых богатых в Чехии. Он отлично подойдет для любителей гастрономического туризма и “пенного напитка”. Общественный транспорт представлен автобусами и трамваями.
Как добраться
Ближайший международный аэропорт расположен в Праге. Столица Чехии расположена примерно в 90 км. Из Праги в Пльзень можно добраться на поезде и автобусе с главного вокзала или станции Смихов. Поезда идут каждый час. Также город связан железнодорожным и автобусным сообщением с Мюнхеном и Ческе-Будеёвице. Существует вариант лететь на самолёте в Мюнхен, а оттуда на поезде можно добраться в Пльзень. Поезда из столицы Баварии ходят четыре раза в день. На авто лучший и самый быстрый способ добраться в Пльзень двигаться по автомагистрали D5 Нюрнберг – Прага.
Пльзень
Шопинг и покупки
Как и в любом достаточно крупном городе в историческом центре Пльзени расположено много магазинов. Имеется несколько крупных торговых центров и сетевых супермаркетов.
Главным напитком является знаменитое пиво Пилснер, которое здесь можно попробовать практически везде. Другое известное местное пиво Гамбринус.
Достопримечательности
Главные достопримечательности Пльзени – это старинные площади и улицы исторического центра, собор св. Варфоломея (самый высокий в Богемии). Если Вы любите мистику и подземные приключения, то обязательно посетите обширные средневековые подземелья города. И, конечно, одной из главных достопримечательностей Пльзени является пиво. Здесь расположен всемирно известный завод «Pilsner Urquell» . Поблизости от города расположен красивый замок – Орлик-над-Влтавой.
Пльзеньские подземелья (Plzeňské historické podzemí) – обширные средневековые подземелья под домами исторического центра. Протяженность подземелий более 20 километров. Заложены подземелья были в конце 13 века.
Адрес: Veleslavínova 58/6 301 00 Plzeň
Как добраться: Трамвай – 1 2 4, Náměstí Republiky.
Пльзеньский пивоваренный завод «Pilsner Urquell» (Pilsner Urquell Brewery) – всемирно известный завод, выпускающий пиво марки Pilsner Urquell. Для гостей города предлагается интересная экскурсия по заводу. Вы узнаете об уникальном методе варения пива «Pilsner Urquell», идентичный тому, который в 1842 г. внедрил Йозеф Гролл. Можно посмотреть новый разливочный цех производительностью 120 000 бутылок в час, а также «сердце пивоваренного предприятия» – современный варочный цех 2004 г. Любителей истории заинтересует модель пивоваренного завода конца XIX в., варочный цех 30-х лет прошлого века, а также исторические подвалы, в которых до сегодняшнего дня пиво «Pilsner Urquell» производится тем же традиционным методом, что и во времена первого пивовара.
Пльзеньский пивоваренный завод «Pilsner Urquell»
Адрес: U Prazdroje 7 304 97 Plzeň
Стоимость: 199 CZK
Как добраться: Трамвай – 1 2 4, Anglické nábřeží. Автобус – 28 13, Prazdroj.
Ратуша в городе Пльзень построена в середине 16 века. В здании сохранился старинный интерьер. Сейчас здесь располагается мэрия города.
Адрес: nám. Republiky,301 00 Plzeň
Как добраться: Трамвай – 1 2 4, Náměstí Republiky.
Собор Святого Варфоломея (Katedrála svatého Bartoloměje) – кафедральный собор и главная достопримечательность Пльзени. Построен в 14 веке в стиле готики и является высочайшим религиозным сооружением всей Богемии и одним из самых высоких церковных сооружений Чехии (высота 102 метра). До середины 16 века собор был под духовным управлением Тевтонского ордена.
Собор Святого Варфоломея
Одна из святынь собора и объект паломничества — статуя Пльзенской Девы Марии. Автор данной скульптуры неизвестен, а ее создание относят к 1390 году. Скульптура вытесана из песчанистого мергеля. В настоящее время скульптура украшает углубление в главном алтаре.
Преодолев 301 ступеньку, можно попасть на смотровую площадку, расположенную на высоте 62 метров. Со смотровой площадки открывается шикарный вид на город и даже можно разглядеть Шумавские леса.
Адрес: nám. Republiky,301 00 Plzeň
Как добраться: Трамвай – 1 2 4, Náměstí Republiky.
Черная башня (Černá věž) – готическая водонапорная башня начала 16 века в городе Пльзень. Она была частью старых укреплений города и обеспечивала жителей водой до начала 20 века.
Черная башня
Как добраться: Трамвай – 1 2 4, Náměstí Republiky.
Большая синагога (Velká synagoga) – массивное здание с восточными элементами. Является одной из крупнейших синагог Европы. Построена в конце 19 века. Во время второй мировой войны была сильно разрушена. Восстановлена в 1998 году.
Адрес: Sady Pětatřicátníků 35/11 301 37 Plzeň
Как добраться: Трамвай – 1 2 4, Sady Pětatřicátníků. Автобус – 20 27 28 34 41 56 N3, Sady Pětatřicátníků.
Императорский дом (Císařský dům) – старинное здание начала 17 века. Назван так в честь императора Рудольфа II. Одно из самых старых сохранившихся зданий города. К нему вплотную примыкает городская ратуша.
Императорский дом
Адрес: nám. Republiky,301 00 Plzeň
Как добраться: Трамвай – 1 2 4, Náměstí Republiky.
Чумной столб (Марианский столб) – колонна в Пльзене, построенный в благодарность от избавления от чумы. Колонна увенчана позолоченной копией скульптуры Девы Марии из собора Святого Варфоломея. Построен в конце 17 века.
Адрес: nám. Republiky,301 00 Plzeň
Как добраться: Трамвай, автобус – Náměstí Republiky.
Музей Западной Богемии (Západočeské muzeum) – крупный региональный музей в городе Пльзень, основанный в 1878 году. Здание было сильно повреждено во Вторую мировую войну. Реконструкцию провели только в 80-е годы 20 века.
Музей Западной Богемии
Адрес: Kopeckého sady 357/2 301 00 Plzeň 3
Как добраться: Трамвай – 1 2 4, Náměstí Republiky.
Все за сегодня
Политика
Экономика
Наука
Война и ВПК
Общество
- Культура
- История
- Религия
- Спорт
- Россия глазами иностранцев
ИноБлоги
Подкасты
Мультимедиа
- Фото
- Инфографика
- ИноВидео
- ИноАудио
Общество
Почему Россия так невероятно огромна
Все страны разные, есть совсем маленькие, как, скажем крошка-Монако, площадь которого составляет всего два с небольшим квадратных километра, а это меньше большинства городов. Но здесь речь скорее идет об исключении из правил. Давайте рассмотрим страну побольше, скажем, Бельгию, чья площадь более 11 000 км2. Есть страны еще больше, та же Франция имеет площадь около 550 000 км2. У нас в Соединенных Штатах все ощутимо крупнее, и площадь одного штата может превышать площадь целой Франции. Например, Техас занимает 695 000 квадратных километров. Все 48 континентальный штатов Америки огромны, как минимум по европейским меркам. В совокупности они занимают порядка восьми миллионов км2. В общем, размеры у всех стран разные, в среднем он составляет вот столько. Здесь мы видим вторую по площади страну на планете — Канаду, а теперь взглянем на крупнейшую.
Россия просто огромна, ее площадь двое превосходит размер континентальной части США и составляет 17 миллионов квадратных километров. Это одна восьмая всей обитаемой территории Земли и почти вдвое превосходит следующую за ней в списке страну. Просто потрясающе.
Россия является частью Европы, она имеет морскую границу с Турцией и тянется дальше до Китая и Северной Кореи, имея с ними обширную границу. Далее ее территория идет вверх и достигает точки, из которой буквально можно вплавь добраться до Америки, если, конечно, вы умеете плавать. Плыть там километра четыре.
Да, Россия огромна, колоссальна. Но не так давно она таковой не была. По факту, в сравнении с другими империями и их владениями, Россия представлялась мелкой сошкой. Вот об этом-то я и хочу рассказать.
Тысячу лет назад Россия представляла собой группу славянских народов в Восточной Европе, имеющих растущее и процветающее общество. Но была у них одна серьезная слабость, а именно равнинные луга, которые под силу пересечь любой армии, стремящейся к завоеванию и разорению чужих земель. В то время здесь свирепствовали группы конных воинов-монголов, которые шли в основном по этому пути через степи и равнины Азии с целью расширения собственных территорий. 40 тысяч вооруженных луками монголов на лошадях добрались в конце концов и сюда, к славянским народам России. Они осуществляли нашествия на города, поджоги и порабощение населения. Я бы и сам испугался, если бы в мой город въехало 40 тысяч конных монголов.
Итак, монголы захватили здесь власть и сильно подорвали общественный строй славянских племен. Они разрушили все хоть как-то связанные друг с другом города. И люди оказались вынуждены платить монголам дань, хоть их империя и находилась на другом краю света. Но был в этих землях один набирающий силу город, который был готов дать отпор врагу. Назывался он Московией (так в тексте. — Прим. ИноСМИ.), а позже стал Москвой. То был центр торговли мехами, которые так ценились в Европе. В Москве учились пользоваться порохом, ружьями и различными пришедшими из Европы технологиями, так что они были готовы сражаться с монголами, чья империя росла так стремительно, что одолеть их было очень трудно. Москва в итоге оказалась зажата между ее «клешнями».
И пошла на ответные меры. Благодаря вырученным за меха деньгам и умению обращаться с порохом она разгромила монголов и вытеснила их далеко на восток. То, что было Московией, превратилось в Российскую империю, которая заявляла, что более никому не позволит нападать на нее исподтишка. В Европе над этим посмеивались, приговаривая: вы что не понимаете, что от нападения вас смогут защитить только горы, реки и моря?
А русские такие в ответ: «Да ну? Как у вас в Европе что ли?» И Москва, которая была до этого просто городом, начала превращаться Российскую империю и расширилась аж до этих самых гор, достигнув в скором времени приличных размеров. Горы для защиты, торговля мехами, богатства и технологии — все это замечательно, но погодите-ка, а что это за зеленый просвет между горами, откуда вторгались монголы? В этой естественной границе огромная дыра, равнины да степи, которые легко можно миновать и направиться прямиком к Москве.
Контекст
El Periódico: угрозы экосистеме Байкала нарастают
Англичанин о селе в Дагестане: «Найти здесь место для ночлега в туристический сезон — удача» (The Independent)
Hürriyet: «вакцинный тур» с прогулкой по Москве. Какова цена вопроса?
Мне одному кажется, что это было попыткой скомпенсировать монгольские нашествия? Итак, они шли на восток, пока не достигли Тихого океана на самом краю света. И не остановились на достигнутом, а продолжили свой путь. А ведь это же так далеко от изначальной отправной точки — Москвы. Правительство отправляло все новые экспедиции, не вполне осознавая, что же именно их участники делают так далеко и что именно захватывают, ведь связь поддерживать было невозможно. И им ничего не оставалось, кроме как надеяться на лучшее.
Когда какой-то русский мужик отправился в поход и завоевал глухой город на Дальнем Востоке, в Москве сказали, мол, никто не знает, почему это было сделано и с какой целью, но «есть все-таки что-то эротическое в происходящем на границах нашей империи». Эротическое? Разве это слово имеет более одного, основного, значения?
Но вот что самое интересное для меня лично во всем этом российском империализме, который так сильно отличается от большинства тех, в изучение которых я углублялся. Когда русские находили какое-либо племя, народ или культуру, которые сильно отличались своим образом жизни, поначалу они пытались с ними договориться и убедить присоединиться к Российской империи. Если люди отказывались подчиняться, их быстро и предсказуемо подчиняли насильно. А многие племена и не сопротивлялись вовсе, сочтя присоединение к растущей империи выгодным. Так что особых конфликтов не возникало, и в процессе своего становления империя охватила множество культур, которые сохранили свою идентичность и свой язык, несмотря на удаленность от Москвы.
Сегодня Россия состоит из 85 регионов, 22 из которых фактически называются республиками, которые обладают собственными официальным языком и законодательным органом, то есть по большому счету независимы от России во всем, кроме международной политики. Это как 22 страны внутри одной большой, каждая со своим уникальным стилем.
Первую остановку сделаем в Республика Саха. Она расположена далеко на востоке и имеет обширные территории — 3.1 миллиона км2. Внушительно. Находится она в часовом поясе, опережающем Москву на 6 часов. Люди здесь совершенно не похожи на Путина, поскольку их предки не были жителями исконной московской Руси. Говорят они на своем северо-сибирском тюркском языке. Столица республики — Якутск, самый холодный из больших городов на Земле, где средняя температура держится на уровне — 8 градусов по Цельсию. Регион этот полон гигантских то ли дыр, то ли шахт. На республику приходится 25 процентов от мировой добычи алмазов.
Следующая остановка — Дагестан, граничащий с Азербайджаном и Грузией. Его климат сильно отличается от стереотипного российского — здесь сухо и жарко, а люди, помимо русского, говорят на 13 различных официальных языках. Есть еще и множество неофициальных. 83 процента местного населения считают себя мусульманами, что опять же нехарактерно для России, но и это тоже Россия.
Рядом находится Чечня, еще одна республика внутри РФ, довольно самостоятельная с точки зрения политики и культуры. Независимость здесь провозгласили в 1990-х, в результате чего возникли мятежи, началась война с терактами, погибло много людей. Но рассуждать о том, какое отношение к этому имеет Путин и его приход к власти, я не стану. Я в конце концов делаю географический видеоролик о культурном разнообразии, границах и истории.
Возвращаемся к Дагестану, где так много языков и людей, которые отличаются от традиционного представления о России. Ну и нельзя не упомянуть местную моду.
Следующая республика расположена прямо в горах, тех самых, которые мы упоминали чуть ранее, говоря о естественных границах, а именно — в Уральских, и это республика Коми. Отличается она тем, что здесь нет никаких покрытых льдом московских улиц. Это место славится своими природными красотами. Помимо пейзажей, именно здесь располагался ГУЛАГ, тюрьмы советских времен, где творились ужасные вещи. Местные скальные образование уникальны, но, если верить легенде, взбираться на них не стоит, иначе от человека отвернется удача. Но, разумеется, сюда толпами приезжают иностранцы и делают всякие глупости, не в силах устоять перед соблазном покорить какую-нибудь вершину.
Так, надо упомянуть еще парочку республик. Калмыкию, например. Достаточно одного взгляда на это место и этих людей, чтобы понять, насколько они отличаются от традиционных представлений о России. И все же они — тоже ее часть, хотя она была довольно жестока по отношению к этим людям, пытаясь стереть их культуру. И все же они устояли.
Последняя республика, о которой я хочу рассказать, — Тува. Туда недавно ездил Путин. Здесь «русскости» очень мало, ведь населяющие республику люди ближе к монголам, говорят на языке тюркской группы, тувинском.
Это Россия. Пока русские искали естественную границу и охотились за пушным зверем, страна разрослась до невероятных размеров, охватывая все попадавшиеся на пути народы и культуры.
Если бы я не ограничился лишь кратким обзором истории этой огромной страны, данный видеоролик длился бы пятнадцать часов. Российская история сложна, ее можно сравнить с «Игрой престолов. Россия столь разнообразна, она представляет собой мозаику культур и языков, а я рассказал лишь о некоторых вещах. Вы наверняка подумали, почему же он не упомянул то-то и то-то? Пишите в комментариях, что вы знаете о других частях России, об их наиболее интересных или удивительных отличиях от той России, которую мы себе представляем.
Я был очарован Россией, когда некоторое время назад мы делали видео о Навальном, а теперь я все глубже и глубже погружаюсь в эту страну, в то, откуда она взялась и что представляет собой сегодня. Сам я там никогда не был, но очень хотел бы съездить. Хотя меня туда, наверное, и не пустят за то видео с Навальным… Не задумывался об этом.
Комментарии подписчиков
Man Ray
Российская империя такая: «Мы построим стену, чтобы не пускать монголов. Они же за нее и заплатят».
Bucket List Travellers
После этого видео хочется поехать посмотреть Россию! Но, похоже, это займет изрядное количество времени.
Zeemas
Они продолжали идти на восток только чтобы узнать, как далеко смогут зайти? Это так по-русски, хотя они тогда и русскими-то еще не были.
SHIMNA KT
Вы только представьте на минутку, что однажды Россия была одновременно европейской, азиатской и североамериканской страной.)
My Name Is Andong
Потрясающее видео! Меня всегда интересовала Карелия, потерянный скандинавский народ. В наши дни она входит в список упомянутых автономных республик, но советскую эпоху пережило не так много из ее самобытной культуры.
Kiun B
Обожаю ваши видео! Спасибо, что показали, насколько Россия разнообразна. Я родом из Республики Саха, в настоящее время живу в Китае. Представляюсь всегда сибирячкой. Мне кажется, разрыв между западной и восточной частями России слишком велик. Прожив в Москве несколько лет, я не чувствовала себя как дома, а некоторые вообще считали меня китаянкой. Честно говоря, здесь в Китае мне куда комфортнее, ведь якуты имеют азиатские черты лица. Еще раз спасибо!
Ricardo Morales Escobar
Было бы интересно узнать о повседневной жизни в Калининградской области и ее отличиях от основной части.
Strangelove Strangelove
Я из республики Саха. Самое забавное, что шестичасовой полет из Якутска в Москву обнуляется из-за разделяющих два города 6 часовых поясов, то есть если вы, например, вылетели в 10 утра, то приземлитесь тоже в 10 утра.
Nathaniel E
Я изучаю российскую политологию и могу сказать, что каждый касающийся этой страны аспект заслуживает отдельного курса и отдельной книги.
NiteStorm324
Забавный факт: Норвегию и Северную Корею разделяет всего одна страна.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Турист туристу рознь: почему россиян не пускают в Италию
Возобновление регулярного авиасообщения, приостановленного в связи с пандемией COVID-19 в 2022 году, еще не означает открытого пути в страны ЕС для российских туристов. Полеты в Италию были восстановлены еще в июне текущего года — число рейсов “Аэрофлота” (который, впрочем, летать в Рим не переставал, осуществляя грузопассажирские перевозки) на летний период было увеличено почти до допандемийного уровня. Однако путешественники из РФ пользоваться ими так и не могли. При этом недавний переход на зимнее расписание с сокращением рейсов по маршруту Москва — Рим — Москва до одного в день (правда, семь дней в неделю) говорит скорее о том, что никаких туристических поездок в Италию как минимум до будущей весны так и не предвидится.
Несмотря на то что сейчас также летают чартерные рейсы в некоторые малые города страны, в самолет просто не пускают еще в самой России без “уважительной” причины (по рабочей необходимости, для лечения, ухода за родственниками, учебы). Въезд по туристической визе не предусмотрен — их просто не выдают в итальянских консульствах. Не играет роли даже то, что прибывающие россияне обязаны соблюдать 10-дневный карантин.
РФ продолжает оставаться в списке стран, из которых туристов не принимают по условиям режима чрезвычайной ситуации. Его действие было продлено в средиземноморском государстве до конца 2022 года. При этом Италия открылась для европейцев (это хотя бы понятно — одна экономическая зона), а также американцев, канадцев и японцев.
Туристозамещение
Возвращение, пока очень осторожное, американских туристов стало своего рода подачкой итальянскому турбизнесу, который оказался на грани банкротства, грозящего обвалом экономики (на туризм приходится до 15% ВВП). Ведь сами американцы не пошли на зеркальные меры и уже 18 месяцев остаются недоступны для европейских туристов. Хотя координатор по борьбе с пандемией в Белом доме Джефф Зиентс 20 сентября и заявил об открытии границ для путешественников со всего мира в первых числах ноября, этого еще нужно дождаться.
Для Италии иностранные туристы необходимы главным образом в городах искусств — Риме, Флоренции, Венеции. Так почему же не дают приезжать россиянам, несмотря на настоятельные требования представителей сектора? До пандемии Италию посещали более миллиона россиян ежегодно — например, в 2019 году количество туристов из РФ составляло 1,3 млн. Россияне традиционно находились в первом десятке заграничных гостей по объемам расходов. Но нынешние итальянские власти, видимо, решили, что могут обойтись без их финансовых вливаний.
Официальная причина, которую неоднократно можно было услышать с высоких трибун, — непризнание российских вакцин в ЕС. Министр здравоохранения Роберто Сперанца не скрывает, что “Рим подчиняется выбранной ЕС линии” и что “признание Европейским агентством лекарственных средств (ЕМА) “Спутника V” в значительной степени облегчило бы доступ туристов”. Италия при этом не собирается идти по примеру некоторых других европейских стран, которые открыли границы для россиян, привитых “Спутником V”. При этом в самой Еврокомиссии неоднократно уточняли, что у каждой отдельной страны есть право на собственный выбор, правда, который они могут сделать на свой страх и риск.
Тем временем “Спутник V” уже используется почти в 60 странах мира, в том числе в Сан-Марино — государстве, которое со всех сторон окружено Италией. Но все привитые этой вакциной автоматически оказываются дискриминированными в Европе. Так, российские дипломаты в Италии, вакцинированные “Спутником V”, вынуждены на постоянной основе делать тесты на наличие вируса у них в организме.
Известно, что российский препарат проходит процедуру постепенной экспертизы в ЕМА с 4 марта 2022 года. Почему одобрение вакцин от американских Pfizer и Moderna или весьма спорной AstraZeneca (от шведско-британской компании) заняло считаные недели, а “Спутник V” простаивает месяцами — вопрос уже риторический. Даже итальянский премьер Марио Драги на пресс-конференции по завершении саммита ЕС в июне предположил, что российская вакцина, возможно, никогда не будет одобрена.
Стоит, конечно, отметить, что сегодня страна обеспечена “угодными” единой Европе вакцинами, что также объясняет потерю интереса к российской вакцине. Как это произошло в тех регионах средиземного государства (например, Кампании), главы которых еще весной заключили предварительные контракты на закупку “Спутника V”.
Таким образом, о том, чтобы Италия “ослушалась” Брюсселя и в одностороннем порядке признала “Спутник V” или хотя бы смягчила требования к вакцинированным этим препаратом, речи не идет. Если в истории с антироссийскими санкциями Рим хотя бы проявлял заинтересованность в их отмене и говорил, что “работает с партнерами”, то по вакцине из РФ нет никакого ощущения, что Италия хотя бы кулуарно добивается ее одобрения.
С приходом Марио Драги, бывшего главы Европейского центрального банка, на пост премьера ориентиры заметно изменились. В момент очередного политического кризиса в разгар пандемии функционер с безупречной репутацией был призван для осуществления двух главных задач: завершение кампании по вакцинации и освоение €209 млрд, которые Италия получила от Еврокомиссии на восстановление своей экономики. Эта сумма — наиболее крупная из специально созданного соответствующего фонда, и, получив ее, Рим взял на себя некие, в том числе и политические, обязательства. Здесь напрашиваются определенные параллели с послевоенным планом Джорджа К. Маршалла (программа помощи Европе после Второй мировой войны), когда получатель в итоге попал в зависимость от благодетеля.
Видится мне и другая параллель — с самой Россией и импротозамещением: введение продэмбарго в ответ на европейские санкции стало большим толчком для развития собственного сельхозпроизводства. В некотором роде так же сейчас и в Италии: многие поняли, что слишком ориентировали экономику на туризм, и сейчас занялись укреплением и развитием других отраслей.
Но главное, стала очевидна смена общего политического ориентира (которая, вероятно, начала происходить давно, но пандемия значительно ускорила этот процесс). Россия остается, безусловно, важным рынком для итальянского бизнеса, но с политической точки зрения наблюдается явное охлаждение, причем вполне взаимное.
Пропуск во все двери
На развязку без ЕМА или хотя бы Всемирной организации здравоохранения (которая, несмотря на нейтральный статус, тоже с признанием “Спутника V” как-то не торопится) в вопросе туризма надеяться сложно.
При этом в Италии все более широко используют систему “грин-пассов” — ковид-сертификата, который, хоть формально и учитывает факт выздоровления от ковида и отрицательный результат теста на коронавирус (даже по экспресс-технологии), в основном имеет смысл и удобен при наличии вакцинации. А соответствующий QR-код можно получить только с шифром признанных в ЕС и Италии вакцин.
Последнее расширение действия “грин-пассов” касается трудовой сферы. Следующим шагом, как отмечают эксперты, вполне может стать общественный транспорт. Более того, в стране не исключают и введения обязательной вакцинации, даже несмотря на то, что на добровольной основе привилось почти 80% итальянцев старше 12 лет. В средиземноморском государстве самого феномена антипрививочников практически не существуют, их выступления носят эпизодический характер, а акции собирают не более пары тысяч человек в крупнейших городах. “Грин-пасс”, который призван подтолкнуть неопределившихся (по приблизительным оценкам, это до 10 млн человек) к вакцинации, вызывает больше нареканий из-за своего принудительного принципа, ограничивающего свободу, ставит вопрос о нарушении неприкосновенности личных данных. Но и против него звучат лишь отдельные голоса.
Сейчас все же Италия, по которой пандемия COVID-19 ударила полтора года назад первой в Европе, считается одним из положительных примеров борьбы с ней.
Площадь Италии в сравнении с регионами России
Италия стала единым государством в 1861, когда региональные государства полуострова, наряду с Сардинией и Сицилией, были объединены при Короле Викторе ЭММАНУЭЛЬ II.
Эра парламентского правительства подошла к концу в начале 1920-ых, когда Бенито МУССОЛИНИ установил Фашистскую диктатуру. Его союз с Нацистской Германией привел к поражению Италии во Второй мировой войне.
Демократическая республика заменила монархию в 1946.
Италия была учредителем НАТО и Европейского Экономического Сообщества (ЕЭС). Италия присоединилась к Экономическому и Валютному союзу в 1999.
В настоящий момент среди основных проблем: незаконная иммиграция, организованная преступность, коррупция, высокий уровень безработицы, низкий экономический рост, и низкие доходы населения и технические стандарты южной Италии по сравнению с преуспевающим севером.
География Италии
Местоположение:
Южная Европа, полуостров, простирающийся в центр Средиземного моря, к северо-востоку от Туниса
Географические координаты:
42 50 N, 12 50 E
Общая площадь: 301 340 кв. км
Место страны в мире: 71
суша: 294 140 кв. км
вода: 7 200 кв. км
Сухопутные границы:
Общая протяженность: 1 899.2 км
Граничащие страны: Австрия 430 км, Франция 488 км, Папский престол (Ватикан) 3.2 км, Сан-Марино 39 км, Словения 199 км, Швейцария 740 км
Береговая линия:
Климат:
Альпийский на севере; жаркий, сухой на юге
Ландшафт:
главным образом гористый; небольшие равнины, прибрежная зона – низменность
Критические точки:
Самая низкая точка: Средиземное море 0 м.
Самая высокая точка: Монблан (Монти Биэнко) де Курмэер 4 748 м. (вторичный пик Монблана)
Природные ресурсы:
уголь, ртуть, цинк, поташ, мрамор, барит, асбест, пемза, флюорит, полевой шпат, пирит (сера), природный газ и запасы сырой нефти, рыба, пахотная земля
Землепользование:
пахотная земля: 26.41 %
постоянные зерновые культуры: 9.09 %
другое: 64.5 % (2005)
Орошаемая земля:
27 500 кв. км (2003)
Пресноводные возобновимые ресурсы:
175 куб. км (2005)
Пресноводное (внутреннее/индустриальное/сельскохозяйственное) использование:
общее количество: 41.98 куб. км/ соответственно (18 %/37 %/45 %)
на душу: 723 куб. м./(1998)
Природные катаклизмы:
оползни, лавины, землетрясения, вулканические извержения, наводнение; понижение земли в Венеции
Демография Италии
58 126 212 (оценка июля 2009)
Место страны в мире: 23
Структура возрастов:
0-14 лет: 13.5 % (мужчин 4,056,156/женщина3 814 070)
15-64 года: 66.3 % (мужчин 19,530,696/женщин 18 981 084)
65 лет и более: 20.2 % (мужчин 4,903,762/женщин 6 840 444) (оценка 2009)
Срединный возраст:
Общее население: 43.3 года
мужчин: 41.8 года
женщин: 44.8 года (оценка 2009)
-0.047 % (оценка 2009)
Место страны в мире: 207
8.18 рождений/ 1,000 человек (оценка 2009)
Место страны в мире: 221
Миграция населения:
2.06 мигранта /1,000 население (оценка 2009)
Место страны в мире: 41
Урбанизация:
городское население: 68 % общего числа населения (2008)
прирост урбанизации: годовой показатель на 0.4 % (2005)
Соотношение полов:
при рождении: 1.07 мужчин / женщину
менее чем 15 лет: 1.06 мужчин / женщину
15-64 года: 1.03 мужчин / женщину
65 лет и: 0.72 мужчин / женщину
общее число населения: 0.96 мужчин / женщина (оценка 2009)
От всего населения: 80.2 года
Место страны в мире: 18
мужчина: 77.26 лет
женщина: 83.33 года (оценка 2009)
0.4 % (оценка 2007)
Место страны в мире: 82
ВИЧ/СПИД – люди, живущие с ВИЧ/СПИДОМ:
150 000 (оценка 2007)
Место страны в мире: 36
ВИЧ/СПИД – смертельные случаи:
1 900 (оценка 2007)
Место страны в мире: 62
Религии:
Католики 90 % , другие 10 % (включают Протестантские и еврейские сообщества и растущее иммигрантское сообщество мусульман)
Языки:
Итальянский (государственный), немецкий язык (части Trentino-альта область Адидже преобладающе немецкий разговор), французский язык (маленькое Франкоговорящее меньшинство в Валл д’Эоста), словенский язык (словенско-говорящее меньшинство в области Триеста-Gorizia)
Расходы на образование:
Место страны в мире: 87
Государственное устройство Италии
Название страны: Республика Италия
Тип государственного устройства:
Столица : Рим
географические координаты: 41 54 N, 12 29 E
Административные округа:
- Абруццо
- Апулия
- Базиликата
- Калабрия
- Кампания
- Эмилия-Романья
- Лацио
- Лигурия
- Ломбардия
- Марке
- Молизе
- Пьемонт
- Тоскана
- Умбрия
- Венето
и 5 автономных областей
- Фриули-Венеция-Джулия
- Сардиния
- Сицилия
- Трентино-Альто-Адидже
- Валле-д’Аоста
Независимость:
17 марта 1861 (создано и объявлено Королевство Италии; Италия окончательно объединена в 1870)
Национальный праздник:
День республики, 2 июня (1946)
Конституция:
принята 11 декабря 1947, вступила в силу 1 января 1948; исправлена много раз
Исполнительная власть:
глава государства: президент Джорджио НЭПОЛИТЭНО (с 15 мая 2006)
глава правительства: премьер-министр Сильвио БЕРЛУСКОНИ (с 8 мая 2008)
Законодательная власть:
двухпалатный парламент состоит из Сената (315 мест) и Палаты Представителей (630 мест
Судебная власть:
Конституционный суд (из 15 судей: одна треть, назначенная президентом, одна треть, избранная парламентом, одна треть, избранная обычными и административными Верховными Судами)
Экономика Италии
Экономика – краткий обзор:
У Италии дифференцированная индустриальная экономика, которая разделена на развитый индустриальный север, во власти частных компаний, и развивающийся, зависимый от благосостояния населения, сельскохозяйственный юг, с высоким уровнем безработицы.
Итальянскую экономику составляет в значительной степени изготовление высококачественных товаров народного потребления, произведенных маленькими и предприятиями среднего размера, многими из них находящейся в собственности семьи.
В Италии также есть значительная теневая экономика, которая составляет целых 15 % ВВП.
Итальянское правительство изо всех сил пыталось ограничить правительственные расходы, но чрезвычайно высокий государственный долг Италии остается выше 115 % ВВП, дефицит бюджета превысил 5 % в 2009, поскольку затраты на обслуживания долга страны повысились.
$1,76 триллиона (оценка 2009)
Место страны в мире: 11
$1,848 триллиона (оценка 2008)
$1,867 триллиона (оценка 2007)
ВВП (по официальному обменному курсу):
$2,114 триллиона (оценка 2009)
-4.8 % (оценка 2009)
Место страны в мире: 187
1.5 % (оценка 2007)
30 300$ (оценка 2009)
Место страны в мире: 44
31 800$ (оценка 2008)
32 100$ (оценка 2007)
ВВП – состав секторов:
сельское хозяйство: 2.1 %
услуги: 72.9 % (оценка 2009)
24.95 миллионов (оценка 2009.)
Место страны в мире: 24
Рабочая сила – по секторам экономики:
сельское хозяйство: 4.2 %
услуги: 65.1 % (2005)
7.5 % (оценка 2009.)
Место страны в мире: 75
6.8 % (оценка 2008.)
Бюджет:
доходы: $960,1 миллиарда
расходы: $1,068 триллиона (оценка 2009)
Государственный долг:
115.2 % ВВП (оценка 2009)
Место страны в мире: 7
105.8 % ВВП (оценка 2008)
0.6 % (оценка 2009.)
Место страны в мире: 36
3.4 % (оценка 2008.)
11.34 % (31 декабря 2008)
Место страны в мире: 78
10.93 % (31 декабря 2007)
Темп роста промышленного производства:
-12 % (оценка 2009)
Место страны в мире: 149
289.7 миллиард кВтч (оценка 2007)
Место страны в мире: 14
Электроэнергия – потребление:
315 миллиардов кВтч (оценка 2007)
Место страны в мире: 13
Электроэнергия – экспорт:
3.431 миллиарда кВтч (оценка 2008)
Электроэнергия – импорт:
43 миллиарда кВтч (оценка 2008)
162 200 баррелей/день (оценка 2008)
Место страны в мире: 46
Нефть – потребление:
1.639 миллиона баррелей/день (оценка 2008)
Место страны в мире: 15
667 100 баррелей/дни (оценка 2008)
Место страны в мире: 24
Нефть – импорт:
2.205 миллиона баррелей/день (оценка 2008)
Место страны в мире: 10
406.5 миллион баррелей (1 января 2009 оценка)
Место страны в мире: 51
9.255 миллиардов куб. м. (оценка 2008)
Место страны в мире: 43
Природный газ – потребление:
84.88 миллиарда куб. м. (оценка 2008)
Место страны в мире: 8
210 миллионов куб. м. (оценка 2008)
Место страны в мире: 40
Природный газ – импорт:
76.86 миллиардов куб. м. (оценка 2008)
Место страны в мире: 4
94.15 миллиарда куб. м. (1 января 2009 оценка)
Место страны в мире: 54
– $55,44 миллиардов (оценка 2009)
Место страны в мире: 188
– $78,03 миллиардов (оценка 2008)
Экспорт:
$369 миллиардов (оценка 2009)
Место страны в мире: 8
$546,9 миллиардов (оценка 2008)
Экспорт – предметы потребления:
технические продукты, текстиль и одежда, машины, автомашины, транспортное оборудование, химикаты; пища, напитки и табак; полезные ископаемые, и цветные металлы
Экспорт – партнеры:
Германия 12.7 %, Франция 11.2 %, Испания 6.5 %, США 6.2 %, Великобритания 5.2 % (2008)
Импорт:
$358,7 миллиардов (оценка 2009)
Место страны в мире: 9
$546,9 миллиардов (оценка 2008)
Импорт – предметы потребления:
технические продукты, химикаты, транспортируют оборудование, продукты энергетики, полезные ископаемые и цветные металлы, текстиль и одежда; пища, напитки, и табак
Импорт – партнеры:
Германия 15.9 %, Франция 8.5 %, Китай 6.2 %, Нидерланды 5.3 %, Ливия 4.6 %, Россия 4.2 % (2008)
$NA (31 декабря 2009 оценка)
$105,3 миллиардов (31 декабря 2008 оценка)
Долг – внешний:
$2,328 триллиона (31 декабря 2008)
Транспорт Италии
Аэропорты:
Место страны в мире: 43
Аэропорты – с твердыми взлетно-посадочными полосами:
общее количество: 101
более чем 3 047 м.: 9
2 438 – 3 047 м.: 30
1 524 – 2 437 м.: 17
914 – 1 523 м.: 32
менее чем 914 м.: 13 (2009)
Аэропорты – с грунтовыми взлетно-посадочными полосами:
общее количество: 31
1 524 – 2 437 м.: 1
914 – 1 523 м.: 11
менее чем 914 м.: 19 (2009)
Вертолетные станции:
Трубопроводы:
газ 17 558 км; нефть 1 241 км (2009)
Железные дороги:
Общая протяженность: 19 729 км
Место страны в мире: 15
стандартная колея: 18 317 км шириной 1.435 м. мера (электрифицированных 12 458 км)
узкая колея: 123 км шириной 1.000 м. мера (электрифицированных 123 км);
1 058 км шириной 0.950 м. мера (электрифицированных 151 км);
231 км шириной 0.850 м. мера (2008)
Шоссе:
общее количество: 487 700 км
Место страны в мире: 12
С твердым покрытием: 487 700 км (включает 6 700 км скоростных автомагистралей) (2005)