По Китаю, с севера на юг. О Китайской Стене, Великой и «ужасной»
Что надо знать о Великой Китайской Стене, прежде чем туда забраться или краткий курс истории Китая
«Кто не дойдёт до Великой стены, тот не герой» сказал в свое время председатель Мао, имея в виду, конечно, кто не дойдёт до великой цели. Но это можно понимать и буквально. Ведь Великая Китайская Стена не просто самое грандиозное оборонительное сооружение в мире, это история Китая, которую невозможно понять, не побывав на этой Стене. Ни одно описание Китая не обходится без упоминания Стены, и я упомяну, и даже начну, ибо именно со Стены я и начал свое личное открытие Поднебесной.
Действительно: история Стены это история Китая. Ведь только представьте, ее строительство началось в III веке до нашей эры. Это была эпоха Воюющих царств, времена правления императора Цинь Ши-хуанди из династии Цинь. Начало строительства Стены это начало объединения империи в единое целое из множества отдельных княжеств. Конечно, новое государство нуждалось в защите от набегов врагов, в частности кочевого народа хунну. Это главное назначение стены, но не единственное. Стена стала границей великой китайской цивилизации, крайней северной точкой нахождения китайского мира, призванной оградить граждан Поднебесной от ассимиляции с варварами с их кочевым образом жизни.
В последующие столетия, особенно в период власти династии Хань (с 206 г. до н. э. по 220 г. н. э.) Стену продолжали строить, расширять на запад. Тогда построили множество сторожевых башен для защиты торговых караванов от нападения враждующих кочевников.
О сохранности Великой Китайской Стены заботились все последующие правители. И только двум династиям до Стены не было никакого дела, на то были серьезные причины. Во-первых, абсолютно не нужна была Стена императорам династия Юань. Ведь ее основали монголы. Великая Китайская Стена не выполнила своей основной функции, не защитила в 13 веке китайский мир от набегов кочевников с севера. Чингисхану удалось преодолеть Стену, он сделал это с помощью военных инженеров и пехоты в огромных количествах. Вот вам и неприступное оборонительное сооружение!
Не спасла Стена Китай и от второго, и как оказалось, последнего масштабного нашествия «варваров». В 17-м веке китайская аристократия, воюя с повстанцами, представляющими движение «желтых повязок», впустила многочисленные маньчжурские племена в страну. Их вожди захватили власть. Они основали в Китае новую династию — Цинь, которая стала последней императорской династией Китая. И при монгольской, и при маньчжурской династиях императоров Стена потеряла свое оборонительное назначение. Защищаться было не от кого, все уже были здесь. Императоры этих династий контролировали земли и южнее и севернее Стены.
Между монгольской династией Юань и маньчжурской династией Цин была китайская реконкиста. Монголы, которые правили Китаем до 1368 года, были изгнаны династией Мин (1368–1644). И с этого времени, и в истории Китая и в истории Стены была открыта новая страница. Ведь современный вид Великая Китайская Стена получила именно в годы правления этой династии. Практически все участки Стены, дошедшие до наших времен, были сооружены как раз в то время. Для строительства своей Стены династия Мин выделила около 1 миллиона человек. Именно тогда земляные насыпи заменили кирпичи, а некоторые участки были отстроены заново. Были установлены сторожевые башни, часть которых сохранилась и до наших дней. Основным назначением этих башен было оповещение о наступлении врага. Так ночью оповещение о тревоге передавалось от одной башни к другой с помощью разожженного огня, днем с помощью дымов. Огромный размах строительство приобрело в период правления императора Ваньли (1572–1620). И многие считали, что это именно он, а не Цинь Ши-хуанди, возвел это грандиозное сооружение.
Увы, как оборонительное сооружение стена показала себя плохо. Оказалось, что для крупного завоевателя стена не является преградой. Помешать противнику могут только люди, а вот с людьми на стене были проблемы. Вот опять же маньчжуры, захватившие власть в Китае в 17-м веке. Их династия Цин преодолела сопротивление защитников Стены из-за предательства китайского полководца У Саньгуя, открывшего ворота Шаньгуанской заставы Великой Китайской Стены для завоевателей. Этот поступок привел к падению династии Мин и воцарению в Пекине маньчжурской династии Цин.
За три столетия пребывания Цин у власти к сооружению относились с большим пренебрежением, Великая стена была практически разрушена под влиянием времени. Только маленький ее участок, проходящий близ Пекина — Бадалин — сохранялся в порядке — его использовали, как «ворота в столицу».
И только в 20-м веке Стену начали восстанавливать. Наиболее масштабно с 1984 года, когда по инициативе Дэн Сяопина была принята специальная программа, стала привлекаться финансовая помощь китайских и иностранных компаний, а также частных лиц.
Теперь, немного проникнувшись историей китайского мира, можно и на Стену подняться. А нет, давайте еще послушайте про некоторые интересные факты и даже мифы про Великую Китайскую Стену.
Некоторые интересные факты и даже мифы про Великую Китайскую Стену
Сначала давайте разберемся, насколько длинна Великая Китайская Стена, которая выходит из Желтого моря и уползает прямо в пески пустыни Гоби, протянувшись через весь Северный Китай. Тут у меня такая информация. Самые оптимистично настроенные китайские измерители Стены насчитали как то 21 196 километров, но мировое сообщество это цифру не признало. Если измерить протяженность по прямой линии, проведенной между конечными точками Стены то получиться 2 450 километров. Однако, нужно учитывать, что стена не идет нигде прямо: она то изгибается, то поворачивает. Так вот, с учетом всех этих изгибов и поворотов, официально признали следующую длину — 8 851 километр и 800 метров.
Но археологические раскопки ведутся и в наши дни, ученые находят новые места. Например, недавно нашли участок длинной в 290 километров, начало стены расположено в провинции Ляонин на горе Ху Шан, а заканчивается в провинции Ганьсу на перевале Цзяюй. Правда участок стены построен из грунта, от стены практически ничего почти не осталось, а последние остатки от строения пропадут в ближайшем будущем, но все же. Так что, будем считать вопрос о длине Великой Китайской Стены еще открытым.
Второй очень важный вопрос, который волнует миллионы (вернее миллиарды), видна ли Стена из космоса. Ведь многие именно так и утверждают, что это единственный рукотворный объект, который оттуда виден. Я разобрался с этим вопросом, докладываю. С Луны не видно, это точно, факт. С орбитальной станции, невооруженным глазом тоже. Вернее НАСА сообщает так: «Стена едва различима с орбиты, и только при идеальных сопутствующих условиях. Впрочем, она видна не более, чем прочие искусственные сооружения»
Китайцы, как вы понимаете НАСА не поверили и послали в космос своего человека. Увы, большое разочарование. Ян Ли Вень, первый китайский космонавт, признал с грустью, что не смог разглядеть это монументальное сооружение, как ни старался, а он старался. Но ведь это и понятно, Стена то длинная, но ширина Стены совсем не космических масштабов, всего- то метров 6. Это все и объясняет. Но есть и хорошая новость. Стена отчетливо видна на снимках со спутника и очень хорошо видна с самолета. По этому вопросу все.
Но остались и другие вопросы. Например, этот очень страшный вопрос. «Правда ли -спрашивают некоторые с ужасом — что субстанция, используемая для скрепления камней была замешана на порошке из человеческих костей, и что погибших на стройке хоронили прямо в самой стене, чтоб сделать конструкцию прочнее?» Что касается раствора для укладки каменных блоков Стены, то применялась клейкая рисовая каша с примесью гашеной извести и никакого костяного порошка в нем нет. Однако, людей при строительстве Стены погибло великое множество и это доказанный факт. Говорят не меньше миллиона. Великая Китайская Стена самое длинное укрепление в мире и по совместительству является еще и самым длинным кладбищем. О количестве похороненных здесь строителей можно только догадываться. Многих прямо здесь закапывали в стену и продолжали строительство на их костях. Их останки находят и в наши дни. Неясно до сих пор, являлись ли они ритуальными жертвами, или же таким способом просто хоронили умерших рабочих.
И на десерт, еще интересный факт, связанный со строительством Великой Китайской Стены. Одна легенда гласит, что большой огненный дракон прокладывал путь для рабочих, указывая, где нужно строить стену, а строители следовали по его следам. Вот это, истинная правда! Именно так все и было!
О том, как мы покоряли Великую Китайскую Стену
Мы знали, что рядом с Пекином есть несколько участков Стены, которые можно посещать туристам. Самый близкий к столице, и самый популярный участок Стены называется Бадалин (помните, я про него рассказывал). Но некоторые отзывы советовали другой участок называемый Мутяньюй. Там и туристов поменьше и места живописнее, утверждали эти отзывы, и мы им поверили. И правильно сделали. Отзывы не врали, тем более, что и китайский национальный комитет по оценке достопримечательностей присудил этому месту высшую категорию ААААА, это как пять звезд в гостиничном бизнесе.
На Мутяньюй для посещения открыт участок стены длиной 2250 м, включающий в себя 22 сторожевые башни. Башни пронумерованы от 1 до 22 с востока на запад. Оказалось, что этот участок стены самый плотный по количеству построенных башен на один километр. Для удобства предлагаю схему.
Участок Стены Мутяньюй построен на гребне хребта, высота которого от 500 метров до одного километра. На вершину хребта до Стены можно подняться пешком, там есть две пешие тропы, которые от подножия хребта и до Стены состоят из ступенек и проходят по лесному массиву (сам подниматься не пробовал, думаю это утомительно, ведь еще надо будет долго бродить по Стене, но видел, что народ идет), а можно и на фуникулере. Причем фуникулера два. Я выбрал фуникулер, который представляет собой закрытые четырехместные кабинки на канатной дороге.
Этот фуникулер поднимает от подножия до башни #14. Видите, эта башня примерно посередине участка, что очень удобно. Стоимость подъема 60 юаней, а если вместе со спуском то 80 юаней. Там есть и другой фуникулер, на котором не кабинки, а подвешенные на канате двухместные сиденья. Он поднимает в район башни #6. Рядом с этой башней устроен стальной желоб длиной 1580 метров, спускающийся от стены обратно к подножию хребта, по которому можно скатиться обратно вниз на одноместных тележках. Стоимость билета спуска в этом желобе я не помню, ибо на нем не спускался, но ее легко будет узнать в кассах. Независимо от способа подъема-спуска на Стену, нужно отдельно приобретать входной билет стоимостью 45 юаней (билет надо сохранять до окончания посещения).
Что делать, поднявшись на Стену? Просто гулять, представляя события давно минувших дней. А Стена в этом месте была построена в 6-м веке, во времена северной династии Ци. Но перестроена и укреплена для усиления защиты расположенного здесь стратегически важного прохода на Пекин, значительно позже во время правления, уже знакомой нам, династии Мин. Именно тогда для постройки этого участка Стены были использованы гранитные блоки, которые делали уникальную конструкцию (7–8 метров вышиной и 4–5 метров шириной) практически нерушимой. Участок Мутяньюй оснащен парапетами и амбразурами для отражения атак противника, причем как с северной, так и с южной стороны. При этом амбразуры не традиционно круглые, а выполнены в форме арок.
Китайская Стена – Какой Участок Выбрать
Великая Китайская Стена – знаковое место Поднебесной, обязательное для посещения во время поездки в Китай. Какой участок Китайской стены лучше посетить?
Чтобы получить максимальное удовольствие от путешествия, мы советуем учесть 3 пункта: 1) Тщательно выбрать участок Великой Китайской Стены в зависимости от вашей физической подготовки и интересов; 2) Посетить Великую Китайскую Стену весной или осенью, чтобы застать самые живописные пейзажи и комфортную погоду, а также избежать толпы; и 3) Всерьёз подумать о профессиональном экскурсоводе.
Мы в China Highlights поможем спланировать путешествие по Великой Китайской Стене, предоставим услуги частного гида на русском и ответим на любые вопросы – для этого просто отправьте бесплатный запрос.
Великая Китайская Стена – Когда лучше ехать
Лучшее время для посещения Великой Китайской Стены в районе Пекина – весна и осень. Вам удастся избежать как изнуряющей летней жары и большого скопления туристов, так и зимних морозов.
Весной (с апреля по май) в горах близ Пекина прохладно/тепло, вокруг всё зелено, распускаются цветы – пейзажи вдоль Великой Китайской Стены в это время года прекрасны.
Осень (с сентября по ноябрь) – лучшее время для пешего туризма: погода здесь ясная и позволяет увидеть, как Великая Китайская Стена, извиваясь, устремляется вдаль. Горы вокруг окрашены в красный, золотой, жёлтый, коричневый цвета и контраст с приглушёнными оттенками самой Стены придаст особое очарование вашей прогулке.
Великую Китайскую Стену также можно посетить летом или зимой, если эти даты больше подходят для вашего путешествия. Но будьте готовы к тому, что лето – самый пик туристического сезона, когда популярные участки Стены переполнены толпами туристов. В это время года стоит изнуряющая жара, а иногда бывают и сильные ливни. Зимой на Великой Китайской Стене холодно и даже морозно, зато и не многолюдно.
Узнайте подробнее о разных временах года в этом регионе и о том, когда Лучшее время для поездки на Великую Китайскую Стену.
Китайская стена – Какой участок выбрать
Длина Великой Китайской Стены впечатляет: её территории протянулись по девяти провинциям Поднебесной. Пять наиболее рекомендуемых участков Стены расположены недалеко от столицы Китая, города Пекина.
В таблице ниже вы найдёте ключевую информацию по каждому из пяти районов, это поможет вам определиться с тем, какой участок Китайской стены выбрать.
Участки Великой Китайской Стены рядом с Пекином:
Участок | Как далеко от Пекина (на автомобиле) | Пейзажи (баллы, макс.5) | Необходимая физ. подготовка (баллы, макс.5) | Скопление туристов (баллы, макс.5) | Степень реконструкции | Кому подходит |
---|---|---|---|---|---|---|
Цзиньшаньлин | 2,5 часа | 5 | 3 | 2 | Часть восстановлена, часть дикая | Обычным туристам |
Симатай (Сыматай) | 2 часа | 4 | 4 | 3 | Дикий участок | Обычным туристам |
Цзянькоу | 2,5 часа | 5 | 5 | 1 | Дикий участок | Подготовленным опытным туристам |
Мутяньюй | 1,5 часа | 4 | 2 | 4 | Полностью восстановлен | Обычным туристам, детям, туристам преклонного возраста |
Бадалин | 1,5 часа | 4 | 2 | 5 | Восстановлен | Людям с ограниченными возможностями здоровья |
Великая Китайская Стена – Как добраться
Как добраться до Китайской стены из Пекина? Прямых автобусов или поездов до Великой Китайской Стены не ходит, чтобы доехать, придётся делать пересадки. Помните о том, что иностранцам бывает непросто пользоваться общественным транспортом, так как редко кто в Китае говорит на английском языке.
В туристических автобусах вам будет гарантирован “опыт китайского тура”, когда вас, вместе с толпой остальных туристов, будут перевозить с места на место. Проделав такой долгий путь до Поднебесной, вполне понятно желание прогуляться по Китайской стене в своём ритме, послушать рассказ гида на русском языке и т.д. Узнайте, Почему ещё туристы предпочитают туры с China Highlights.
Пример тура для вашего вдохновения:
- Однодневный Тур на Великую Китайскую Стену:Индивидуальный тур на русском языке
- Пеший Тур по Китайской Стене:6 участков Стены за 6 дней в сопровождении профессионального гида
Людям с ограниченными возможностями здоровья
Участки Бадалин, Мутяньюй и перевал Цзюйюнгуань Великой Китайской Стены лучше других приспособлены для туристов в инвалидных колясках. Здесь у вас будет возможность увидеть по крайней мере часть Китайской стены в низовьях долины.
- На участке Бадалин в инвалидных колясках возможен подъём по пандусам до первой северной смотровой башни. Забронировать подъём на лифте следует заранее.
- Участок Мутяньюй оборудован пандусами и канатной дорогой, воспользоваться которой смогут и туристы в инвалидных колясках. Поднявшись до 14-й смотровой башни, вы сможете насладиться прекрасными пейзажами Великой Китайской Стены.
- Перевал Цзюйюнгуань расположен в низовьях долины, туристы в инвалидных колясках смогут исследовать эту часть Китайской стены.
Если рассматривать другие районы Великой Китайской Стены, для максимального комфорта мы советуем области с ровным рельефом местности, такие, как Шаньхайгуаньский Проход на восточном побережье и участок Цзяюйгуань в пустыне на западе Китая.
Китайская Стена – Где поесть
На восстановленных участках Стены много отелей и ресторанов, где можно остановиться и отведать блюда китайской кухни. Возможно, рестораны на Великой Китайской Стене не соответствуют стандартам Пекина, но всё же здесь вы сможете попробовать местные блюда.
На диких участках Стены нет ни ресторанов, ни отелей. Поэтому, если вы планируете прогулку по Китайской стене, лучше взять с собой что-то из еды.
Великая Китайская Стена – Чем ещё заняться
Прогуляться по известному символу Поднебесной спешит каждый, кому посчастливилось побывать в Пекине. Мы рады рассказать о том, чем заняться на Великой Китайской Стене кроме обычного посещения популярных участков.
К примеру, вы можете прогуляться вечером по участку Симатай (Simatai) — единственному отрезку Китайской стены, открытому для посещения в тёмное время суток! Кроме подсветки, которая придаёт окружающим пейзажам особое очарование, вы увидите огни Водяного городка Губэй у подножия гор.
А ещё на диком участке стены можно заночевать в палатке под открытым небом или устроить пикник прямо на Великой Китайской Стене!
Великая Китайская Стена – Интересно знать
Приезжайте в Китай и прогуляйтесь по Китайской стене! Ниже вы найдёте полезную информацию и примеры туров, а если у вас есть своё видение тура – просто отправьте бесплатный запрос, и вам ответит ваш личный консультант по туризму.
Стройка тысячелетий. Ежедневно Великую китайскую стену посещают порядка 100 тысяч туристов
Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. Почти каждая страна имеет свой особый символ, который известен всему миру. Для Узбекистана – это Регистан, для России – Кремль, для Франции – Эйфелева башня. При этом каждый из этих символов уже давно живет собственной жизнью, становясь частью литературных и художественных произведений, кинофильмов, песен и еще много чего. В Поднебесной таким символом давно стала Великая китайская стена.
Не случайно, что любой житель этой страны знает известное высказывание Мао Цзэ Дуна: «Кто не побывал на Великой китайской стене, тот не может считаться настоящим мужчиной». Правда сегодня эта страсть захватила весь мир, ведь все без исключения путешественники знают, что приехать в Китай и не увидеть это знаменитое архитектурное сооружение, сродни полному провалу.
Немного истории
Одна из китайских легенд гласит, что место, где предстояло возвести стену, рабочим указал гигантский дракон, пройдя вдоль границ Поднебесной. С этим также связана извивающаяся форма уникального архитектурного сооружения, которая повторяет силуэт парящего дракона.
Стена тянется от Ляодунского залива Желтого моря через Северный Китай в пустыню Гоби. Длина из одного конца в другой – около двух с половиной тысяч километров, а если учесть и различные ответвления – то и все шесть с половиной тысяч, а по некоторым данным, и восемь с половиной тысяч километров. Толщина стен составляет 5-8 метров, а высота – в среднем 6-7 метров.
Примерно в III веке до нашей эры началось строительство первых участков стены, которые тогда предназначались для защиты от хунну – кочевого народа, обитавшего в степях к северу от Китая. Однако в современном понимании Великая китайская стена появилась при императоре Цинь Шихуанди, объединившем под своей властью разрозненные китайские земли.
Строительство стены заняло примерно десять лет. Ввиду отсутствия дорог и источников чистой воды, а также трудностей с подвозом продовольствия, стройка была крайне тяжелой. Одновременно на строительстве были задействованы до 300 тысяч человек, а всего к стройке привлекли до двух миллионов китайцев. Голод, болезни, непосильный труд убивали десятки тысяч строителей.
До периода Цинь Шихуанди стену строили из самых примитивных материалов, в основном с помощью трамбовки земли. Между щитами из прутьев или тростника прессовали слои глины, гальки и других местных материалов. Иногда использовали кирпичи, но не обожженные, а высушенные на солнце. В период Цинь на некоторых участках начали применяться каменные плиты, которые укладывались вплотную друг к другу по слоям земли.
Сохранившиеся до нашего времени участки Великой китайской стены были построены при династии Мин (1368–1644 годы). В этот период строили в основном из кирпича и блоков, благодаря чему конструкция стала более крепкой и надежной. За это время стена пролегла с востока на запад от заставы Шаньхайгуань на берегу Желтого моря до заставы Юймэньгуань на границе провинций Ганьсу и Синьцзян-Уйгурского автономного района.
Уникальный объект
Что бы ни говорили современные строители, с точки зрения оборонной стратегии стена была сделана весьма толково. По ней вместе могли передвигаться по пять человек в ряд, так что она была и хорошей дорогой, что было крайне важно при необходимости переброски войск. Под прикрытием зубцов охранники могли скрытно подбираться к тому участку, где враги планировали напасть. Кстати, проход в стене нельзя было открывать ни в коем случае без специального разрешения из столицы.
Сигнальные башни были расположены таким образом, что каждая из них находилась в зоне видимости двух других. Какие-то важные сообщения передавались либо барабанным боем, либо дымом, либо огнем костров. Весть о вторжении кочевников с самых дальних рубежей можно было передать до Пекина через систему сигнальных башен за сутки – это немыслимая скорость для тех времен. Не стоит также забывать, что стена играла важную психологическую и консолидирующую роль. Ею обозначили границу империи, границу цивилизации в отличие от варварского мира кочевников.
Новое дыхание стена обрела в 1984 году, когда по инициативе Дэн Сяопина стартовал масштабный проект по ее реконструкции. В 1987 году Великая китайская стена была включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Сегодня объект, строительство которого за всю историю, по мнению ряда специалистов, отняло около одного миллиона жизней, принимает ежегодно до 40 миллионов туристов. Поэтому не удивительно, что стена окружена множеством легенд и мифов. Одна из самых известных – грустная, но романтичная история любви, появившаяся во времена династии Цинь.
Однажды молодой человек по имени Лян Фаньци покинул место строительства Великой китайской стены и спрятался в одном из частных садов. Там он повстречался с очень красивой девушкой Мэн Цзян Нюй. Молодые люди сразу понравились друг другу. Через некоторое время они поженились. Однако оставление места строительства в те времена было серьезным проступком. Ляна Фаньци стали искать. Его нашли, схватили и возвратили на стройку.
Мэн Цзян Нюй ждала своего мужа день и ночь. Уже наступила зима, а Лян Фаньци все не возвращался. Не дождавшись его, девушка пришла к месту строительства стены. Но Ляна Фаньци нигде не было. Позже девушка узнала правду, ее любимый умер, а его тело стало частью одного из участков стены. Убитая горем Мэн Цзян Нюй оставалась у стены, проливая слезы день и ночь.
Слезы девушки были так горьки, и их было так много, что стена в том месте, где они падали, потеряла свою прочность. Горе Мэн Цзян Нюй было таким безутешным, что духи Великой стены были тронуты. Они позволили участку стены длиной в 400 километров обрушиться и раскрыть ее тайну. Перед девушкой открылась страшная картина: внутри стены покоились сотни наполовину истлевших человеческих тел. Мэн Цзян Нюй сделала надрез на своей руке и позволила крови капать на тела погибших. Она пролила уже много драгоценной жидкости, когда вдруг над одним из тел ее кровь стала не капать, а течь струей. Это был ее любимый. После этого девушка похоронила своего мужа, а сама утопилась.
На протяжении веков во всех районах Китая ставили спектакли и писали оперные произведения по мотивам этой легенды. В память о Мэн Цзян Нюй даже строили храмы.
Своими глазами
Можно прочитать десяток статей или посмотреть сотню видеороликов, но магнетизм Великой китайской стены по-настоящему прочувствуешь только побывав здесь. Она однозначно большая и грандиозная, и кажется, что обычному человеку с первого раза даже трудно будет полностью осознать ее величие и масштаб. Но попытаться, конечно, стоит. Поэтому не случайно, что организаторы отвезли делегацию узбекских журналистов сюда в первые дни пресс-тура. Именно в этом месте и начинаешь понимать, насколько велик Китай и его трудолюбивый народ.
При этом интересно, что нас отвезли не на самый популярный участок стены у иностранных туристов, где есть фуникулер и можно забраться на вершину не тратя сил. Мы отправились туда, куда любят ездить отдыхать сами местные жители. Здесь чувствуется более настоящий и исторический характер этого грандиозного сооружения: и сама по себе стена гораздо уже, чем на образцово-показательных участках, и травой, и деревьями поросла, и сигнальные башни выглядят не новоделом, а по-настоящему полуразрушенными.
Часто она буквально просто идет по хребтам – с одной стороны обрыв, с другой тоже головокружительная пропасть, а по ней бежит эта самая стена. Периодически грандиозное сооружение забирается на такие высоты, что дух захватывает, а ноги отказываются дальше идти – не зря китайцы употребляют глагол «подниматься», описывая путешествие по стене. Чаще всего это не ровная стена, а большие ступени, так как иначе горные хребты не покорить.
Ходить здесь достаточно сложно: подъемы крутые, проходы узкие, камни периодически выскальзывают из-под ног, смотреть надо очень внимательно, чтобы не слететь вниз. Но, с другой стороны, все дышит стариной, что и приятно. И главное, что стена вьется вдаль по хребтам гор до самого горизонта. Нам удалось покорить только три так называемых форта-башни, последний из которых располагался примерно на середине первой горной гряды. Дальше идти просто не было сил, да и одежду было впору выжимать. При этом китайские туристы спокойно и деловито шагали дальше, куда-то в высоту, скрытую туманом.
Великая Китайская стена: история создания, протяженность и интересные факты
Из курса школьной истории многие из нас знают о том, что Великая Китайская стена – самый большой архитектурный памятник. Ее протяженность равняется 8,851 км. Высота грандиозного сооружения варьируется от 6 до 10 метров, а ширина колеблется между отметками в 5 и 8 метров.
Китайская стена на карте Китая
История создания Великой Китайской стены
В Северном Китае еще в 3 веке до нашей эры часто случались столкновения китайского народа с хунну. Этот исторический период был назван «эпохой Воюющих Царств».
Тогда же и началось строительство Великой Китайской стены. Главная роль, которую отвели каменной конструкции, заключалась в том, что она должна была обозначить границы Китайской Империи, и объединить разрозненные провинции и области в единую территорию.
В центре китайских равнин то и дело возникали новые торговые пункты и города. И враждующие между собой и с другими соседние народы грабили и разоряли их с завидной регулярностью. В постройке стены властители той эпохи видели решение этой проблемы.
Во время правления императора Цинь Шихуанди из династии Цинь было решено бросить все силы на продолжение строительства стены. В этом масштабном историческом проекте участвовала большая часть населения, и даже армия императора.
Строили Китайскую стену во время правления данного императора 10 лет. Рабы, крестьяне, люди со средним достатком положили свои жизни, чтобы возвести конструкцию из глины и камня. Сами работы по возведению были осложнены отсутствием подъездов и дорог к некоторым участкам строительства. Люди испытывали нехватку в питьевой воде и еде, умирали от эпидемий без врачей и лекарей. Но строительные работы не прекращались.
Сначала стена строилась силами 300 тысяч человек. Но под конец ее возведения число работников достигло 2-х миллионов. Вокруг Китайской стены ходило много легенд и сказаний. Однажды императору Цинь донесли, что строительство стены прекратится после смерти человека по имени Вано. Император приказал отыскать такого, и убить его. Бедный работник был замурован в основание стены. Но строительство продолжалось еще очень долго.
Китайская стена делит Китай на юг фермеров и север кочевых народов. Во времена правления династии Мин стену укрепляли кирпичом, и возводили на ней сторожевые башни. При императоре Ваньли многие части стены перестраивались или строились заново. В народе эту стену люди именовали «земляным драконом». Потому что ее основания были высокими земляными насыпями. И ее цвета соответствовали такому названию.
Великая Китайская стена начинается в городе Шанхай-гуань, один из ее участков проходит рядом с Пекином, и заканчивается в городе Цзяюй-гуань. Данная стена в Китае является не только национальным достоянием, но и настоящим кладбищем. Кости закопанных там людей находят и сегодня.
Как оборонное сооружение эта стена показала себя не с лучшей стороны. Пустые ее участки не могли остановить врага. А для тех мест, которые охраняли люди, ее высоты не хватало, чтобы качественно отбивать атаки. Ее небольшая высота не могла полноценно защитить местность от варварских набегов. Да и ширины конструкции явно не хватало, чтобы разместить на ней достаточное количество воинов, способных полноценно сражаться.
Бессмысленная для обороны, но полезная для торговли стена все же продолжала строиться. Для ее возведения люди насильно уводились на работу. Разбивались семьи, мужчины теряли жен и детей, а матери сыновей. На стену могли отправить за малейшую провинность. Чтобы набрать туда людей проводились специальные призывы, подобные тому, как набирают воинов для армии. Люди роптали, иногда организовывались бунты, которые подавлялись армией императора. Последний бунт стал последним. Ведь после него правлению династии Мин пришел конец, и стройка остановилась.
Нынешнее правительство Китая ввело ряд штрафов за порчу достопримечательности. Это пришлось сделать из-за того, что многие туристы стремились увезти с собой кусочек Китайской стены. И естественные процессы ее разрушения только ускорялись от таких варварских действий. Хотя в 70-е годы стену предлагалось разрушать намеренно. Из-за сложившегося тогда политического мировоззрения, стена воспринималась, как пережиток прошлого.
Из чего строили Великую стену?
До правления династии Цинь стройматериалы для стены применялись примитивные: глина, земля, галька. После этого периода стали строить из кирпичей, обожженных на солнце. А также из больших каменных глыб. Стройматериалы брали там же, где проходило строительство. Раствор для камней делали из рисовой муки. Эта клейковина достаточно надежно скрепляла глыбы разной формы между собой.
Китайская стена даже использовалась, как дорога. По своей структуре она неоднородна. Имеет разную высоту, граничит с горными ущельями и возвышенностями. Высота ее ступеней в некоторых местах достигает 30 см. Иные ступени имеют высоту всего 5 см. Подниматься на Китайскую стену довольно удобно, но спуск может стать рискованным приключением. И все из-за такого устройства ступеней.
Многие туристы, побывавшие на стене, отметили такую ее особенность. Казалось бы, нет ничего проще, чем спускаться вниз по ступеням. Но парадокс состоит в том, что спуск по ступенькам разной высоты отнимает больше времени, чем подъем по ним же.
Отношение китайцев к данному сооружению
В разные периоды строительства и реконструкции стены люди поднимали восстания, так как их силы были на исходе. Стражники легко пропускали врага через стену. А в некоторых местах охотно брали взятки, чтобы не лишиться жизни при набегах противников.
Люди поднимали бунты, не желая строить бесполезную конструкцию. Сегодня в Китае стене придают совсем иное значение. Несмотря на все провалы, трудности и неудачи, возникавшие при строительстве, стену считают символом стойкости китайского народа.
Современные китайцы относятся к стене по-разному. Кто-то испытывает при виде нее священный трепет, кто-то запросто может бросить мусор возле этой достопримечательности. Большинство же испытывают к ней умеренный интерес. Но на групповые экскурсии на стену китайцы ездят также охотно, как и иностранные туристы.
Мао Цзэдун в своей книге писал, что тот, кто не побывал на Великой стене, не может называть себя истинным китайцем. На небольших участках стены ежегодно устраиваются марафоны бегунов, проводятся экскурсии, ведутся исследовательские работы и реконструкции.
Китайская стена: факты, мифы и поверья
Среди обилия информации о главной китайской достопримечательности, довольно популярен миф о том, что Китайскую стену видно даже с Луны. На самом деле, этот миф давно развенчан. Ни один астронавт так и не смог отчетливо лицезреть эту стену ни с орбитальной станции, ни с ночного спутника земли.
В 1754 году появилось первое упоминание о том, что Великая Китайская стена настолько масштабна, что ее единственную видно с Луны. Но космонавтам так и не удалось рассмотреть это сооружение из камней и земли на снимках.
В 2001 году Нил Армстронг также опроверг слухи о том, что Китайскую стену можно увидеть с орбиты Земли. Он заявил, что никто из других космонавтов не смог отчетливо увидеть данную конструкцию на китайской территории.
Кроме споров о видимости стены с орбиты, вокруг этой достопримечательности существует немало слухов и легенд. Ужасная легенда о том, что раствор для строительства замешивали из измельченных человеческих костей, также не подтвердилась. Основой для раствора служила рисовая мука.
Еще один миф гласит, что когда один фермер погиб при строительстве стены, его жена так долго плакала на ней, что часть конструкции обрушилась, обнажив останки погибшего. И женщина смогла похоронить мужа со всеми почестями.
О строительстве данного объекта ходили разные слухи. Некоторые утверждали, что прокладывать колею для стены людям помогал настоящий огнедышащий дракон, который своим пламенем плавил пространство для облегчения строительных работ на нем.
Помимо прочего, есть легенда и о самом строительстве. В ней говорится, что когда к главному архитектору подошли и спросили, сколько изготавливать кирпичей. Он назвал число «999999». После завершения строительных работ один кирпич остался, и хитрый архитектор приказал вмонтировать его над одним из входов в сторожевую башню для привлечения удачи. И сделал вид, что все так и задумывалось.
Рассмотрим достоверные факты о Великой Китайской стене:
- Объект внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО;
- Некоторые участки стены были уничтожены современниками, потому что возникла потребность в местах для нового строительства;
- Это искусственное сооружение является самым длинным в мире;
- Достопримечательность не отнесена к чудесам Древнего мира;
- Еще одно название Китайской стены – «Фиолетовая граница»;
- Для всего мирового сообщества стену открыл в 1605 году европеец Бенту де Гойс;
- Кроме защитных функций, конструкцию использовали для введения государственных пошлин, контроля за переселением народов и учета внешней торговли;
- Многие известные политики и актеры посещали данную достопримечательность;
- Сторожевые пункты стены использовались, как маяки;
- На стене даже сегодня организовываются ночные и вечерние экскурсии;
- На эту конструкцию можно забраться пешком и на фуникулере;
- В 2004 году стену посетили 41,8 миллиона иностранных туристов;
- Простая тачка, повсеместно используемая на стройке, была изобретена при строительстве стены;
- Заключительная битва на этом сооружении состоялась в 1938 году между китайцами и японцами;
- Наивысшая точка стены расположена рядом с городом Пекином на 5000 метров выше уровня моря;
- Этот объект – самое популярное направление туризма в Поднебесной;
- Строительство легендарной стены было закончено в 1644 году.
Поддерживать такой огромный архитектурный объект в презентабельном виде почти невозможно. Что влияет на Великую Китайскую стену сегодня?
Почему разрушается наследие предков?
На протяжении трех императорских «царств» подряд Китайская стена строилась и неоднократно перестраивалась. Ее возводили при правлении династий Цинь, Хань и Мин. Каждая династия привносила что-то новое в облик сооружения, предавая возведению конструкции новый смысл. Строительство завершилось в эпоху правления Мин. Возведение стены послужило одним из поводов к масштабному восстанию, в ходе которого последний представитель династии был свергнут с трона.
На сегодняшний день, даже современные строительные технологии и инновации не могут остановить разрушение огромного сооружения. Некоторые участки стены обваливаются сами из-за воздействия ливней, солнца, ветров и времени.
Другие же разбирают местные жители, чтобы использовать материалы для строительства деревень. Наносят урон стене и туристы. Нередко встречаются отрезки стены, изрисованные граффити. Из сооружения вытаскиваются камни и другие части.
Кроме того, некоторые отрезки Великой Китайской стены находятся так далеко от городов и населенных пунктов, что следить за их состоянием просто некому. Да и затратное для экономики дело никак не вписывается в современный китайский бюджет.
Великая стена производит впечатление органично вписанного в ландшафт сооружения. Она как бы сливается с деревьями, холмами и степями вокруг, никак не нарушая красоту мест, где она пролегает. Ее краски – это оттенки земляные и песчаные оттенки. Если смотреть со стороны, то создается впечатление, что сооружение, как хамелеон, подстраивается под все оттенки зелени вокруг, и растворяется среди древесных палитр местной растительности.
Эта достопримечательность имеет множество каналов и ответвлений. Ее история полна тайн, трагедий и загадок. А сама конструкция не отличается инженерными изысками. Но тот смысл, который заложен в этот символ сегодня, позволяет сказать, что китайский народ не знает себе равных в труде и упорстве. Ведь для возведения данного сооружения понадобились тысячелетия и миллионы человеческих рук, возводящих стену камень за камнем.
Самостоятельная экскурсия на Великую Китайскую стену
Заметка с подробной информацией как самостоятельно добраться до Великой Китайской стены участка Цзиньшаньлин. Достопримечательность входит в список самых интересных мест Пекина.
Адрес на карте (google maps)
GPS координаты
Часы работы / Расписание
16 марта – 15 ноября
6.00 – 18.00
16 ноября – 15 марта
7.00 – 17.00
Стоимость
16 марта – 15 ноября
65 юаней
16 ноября – 15 марта
55 юаней
Общая информация
Для туристов открыты несколько специальных мест для посещения Великой Китайской стены. В этой статье будет описано, как самостоятельно добраться на одну из самых интересных и удалённых мест Великой Китайской стены. Сначала коротко о каждом из мест.
Стена Бадалин (Badaling / 八达岭长城)
Хорошо отреставрированный и восстановленный участок стены. Находится ближе всего к Пекину. Здесь самое большое количество туристов. Из-за массовости достопримечательности впечатление об этом месте самое скромное, а иногда и отрицательное.
Стена Цзюйюнгуань (Juyongguan / Juyong Pass / 居庸关长城)
Находится рядом с Бадалином, два участка примыкают друг к другу. Имеет все те же отрицательные моменты что и Бадалин.
Стена Мутяньюй (Miyun / 慕田峪长城)
Этот участок стены находится дальше Бадалина и поэтому пользуется чуть меньшей популярностью. В то же самое время он тоже неплохо отреставрирован, но древности в нём больше, чем в Бадалине.
Стена Сыматай (Simatai / 司马台长城)
До 2011 года Сыматай был одним из самых интересных участков. В 2011 году он был закрыт на несколько лет и в 2014 году был снова открыт.
По отчётам тех кто был там раньше и посетил недавно: стена поменялась, стала более отреставрированной и более туристической. Рядом построили город по старому образцу (Gubei Water Town), который возможно будет кому-то интересным, но не несёт историческую ценность. Если перефразировать словами людей ищущих настоящих приключений древности – место испортили.
И всё-таки по сравнению с предыдущими Сыматай является более интересным местом.
Стена Цзиньшаньлин (金山岭长城)
Участок стены на другом конце от Сыматая. Раньше можно было дойти от Сымытая до Цзиньшаньлиня по стене. По воспоминаниям людей проходивших такой поход, это была одна из самых интересных пешеходных прогулок.
Сейчас участок посередине между Цзиньшаньлинем и Сыматаем закрыт в целях безопасности, чтобы стена не разрушилась под туристами.
На мой взгляд это даже плюс, потому что до Цзиньшаньлиня теперь не доходят туристы из отреставрированного Сыматая. В результате на самом Цзиньшаньлине меньше народу.
Участок Цзиньшаньлинем находится дальше всех и наименее популярен, а значит это наш выбор.
Впечатление о Цзиньшаньлине
Посещение состоялось в декабре месяце. В это время года туристов здесь практически нет. Я видел лишь пару человек. Стена почти полностью принадлежит вам. Это очень классное ощущение, когда ты ходишь по стене в одиночестве или в компании своих друзей. Кроме того можно сделать отличные фотографии без людей.
Как самостоятельно добраться до Цзиньшаньлиня
1. Доезжаем до метро Dongzhimen. Выходим по указателям на Bus Transfer Hall. Выходы в метро нумеруются по латинскому алфавиту, к автобусной части выходят выходы C, E, F, G.
Так выглядит вход к автобусному терминалу
2. Садимся на ускоренный автобус 980 идущий до города Миюн (Miyun).
Автобус проезжает примерно 80 км. По времени около 1 часа 20 минут.
Стоимость поездки 20 юаней. Деньги нужно бросить в специально отверстие в автобусе перед входом.
Выход к автобусам 980 внутри вокзала
Проходим внутрь и видим два одинаковых автобуса. Первый автобус (самый дальний на фото) – ускоренный, он идёт с минимумом остановок. Второй автобус едет дольше. Садиться нужно на первый.
3. Выходим на первой или второй остановке в городе Миюнь (Miyun).
Ускоренный автобус 980 делает несколько остановок в Пекине, затем едет без остановок до города Миюнь и там уже делает остановки. Надо выйти на первой или второй. Я вышел на второй остановке. Место остановки на карте google maps.
Рядом с выходом на этих остановках ждут таксисты (без опознавательных знаков). Они сами к вам подбегут. Показываем на китайском языке надпись Цзиньшаньлин (金山岭长城) и торгуемся.
У меня получилось сторговаться на 300 юаней. Выгодно ехать в компании, тогда разделённая сумма не будет казаться большой. В стоимость поездки входит путь туда-обратно. Вас привезут на место и увезут, когда вы закончите осматривать достопримечательность.
Дорога свободная, но протяжённая. Расстояние от остановки в Miyun до Цзиньшаньлиня 70 км. Путь на машине в одну сторону занимает также около 1 часа 20 минут.
Первая и вторая остановка на карте
Ради экспериментов нужен лишний день, который не жалко потратить. На месте разобраться не так-то просто. Отъехав от Пекина подальше про английский язык можно забыть. На остановках все надписи на китайском.
Типичная ситуация. Пытаюсь оплатить проезд на автобусе. Не понимаю, что от меня хотят. Английский никто не знает. Один дядька, который сидит впереди что-то вспомнил из англоязычной речи и кричит мне фифти. Благодарю его и достаю пятьдесят юаней. Потом оказывается, что под фифти он имел ввиду двадцать.
4. По приезду надо договориться с таксистом, когда он вас заберёт обратно. Мой водитель совершенно не знал английский. После 5 минут бесполезного объяснения, что у меня не работает сим карта, я ему нарисовал схему по которой он должен меня забрать. Можете подготовить что-то подобное заранее.
Я рассчитывал на 4-5 часов, но мне не хватило. Когда я вернулся к 16.20, мой водитель ждал меня на стоянке, в одиночестве, под закат дня.
За пять с половиной часов я обошёл все участки стены, не делая долгих остановок, но много фотографируя. Если, в летнее время, например устраивать ещё что-то вроде пикника, можно добавить ещё час времени. Таким образом, если хотите всё обойти неспешно, то это 6 часов.
Общая карта пути. Зелёный это путь автобуса. Синий путь такси.
Стоянка для машин в Цзиньшаньлине
Билетная касса и проход
В летний сезон работают кабинки поднимающие к стене. В моё присутствие подъёмники уже не работали.
После покупки билета и прохода через турникеты нужно повернуть налево. Это и будет началом пути в гору к стене. Отсюда примерно через 20-30 минут вы подойдёте к ней.
К вам может увязаться так называемый саппорт – женщина оказывающая поддержку в дороге. Мне пришлось её чуть ли не силой прогонять.
Поднявшись на стену увидел возвращающихся туристов. Среди них как раз была такая женщина. То ли эти трое не поняли, что можно гулять без неё, то ли не знали как от неё отвязаться. Завидев меня она также предложила свои услуги.
Открестившись от них, я оказался на восточной стене в одиночестве. Следующие два часа я не встретил ни одного человека. Такому благоприятному случаю способствует не только удалённость, но скорее всего и время года.
Чтобы не городить всё в одну статью я создал отдельную заметку о прогулке по стене Цзиньшаньлин.
Великая китайская стена (長城)
Великая Китайская Стена (Ваньли-чанчэн) – одно из самых известных сооружений не только Китая, но и всего мира. Она входит в список Всемирного Наследия Юнеско, является одним из семи новых чудес света, входит в список 1001 места на земле, которое нужно посетить прежде, чем умрешь, а также включено в тысячи других списков. Великая Китайская Стена – самое длинное сооружение, построенное человеком, ее длина по одним данным почти 9000км, по другим – 6500км. Великая Китайская Стена также и самое длинное кладбище в мире: более миллиона человек, участвующих в ее строительстве, погибли и похоронены в ней. Ежегодно более 40млн туристов приезжают в Китай, чтобы своими глазами увидеть Великую Китайскую Стену.
История строительства Великой Китайской стены
Великая Китайская стена была построена во время правления нескольких китайских династий. Строительство стены началось в VII веке до нашей эры. Но ее внешний вид сформировался лишь при первом императоре династии Цинь (221-210 года до нашей эры), который объединил Китай. Цинь Шихуанди, который также создал и знаменитых Терракотовых воинов, объединил уже существующие бастионы, построил смотровые башни с сигнальными огнями, чтобы во время предупреждать столицу Сиань о нападении врагов.
Строительство Великой Китайской стены продолжилось во время правления династии Хань, при ней стена продвинулась до пустыни Гоби, во времена династий Тан и Сун стена не продвинулась дальше. При династии Мин строительство Великой Китайской стены продложилось – валы, которые раньше были просто утрамбованы землей, были облицованы кирпичом. В строительстве принимали участие подневольные бедные земледельцы, солдаты, арестанты. Многие погибли при строительстве от истощения и переутомления, они были похоронены здесь же в стене.
Основным назначением Великой Китайской стены была охрана Северной части Китая от набегов кочевников и враждебных племен. Но со временем стена перестала быть преградой для кочевых варварских племен, многие из них основали свои царствующие династии в Китае, например, Цин (маньчжуры). На смену Великой Китайской стене пришли новые передовые методы и приемы защиты.
Великая Китайская стена сегодня
Великая Китайская стена поражает своими размерами. Сегодня открытые для посещения туристов участки стены были перестроены и отреставрированы. Именно поэтому у многих туристов создается ложное впечатление о нынешнем состоянии Великой Китайской стены. В большинстве своем, стена выглядит очень обветшалой и местами почти полностью разрушенной.
Для того, чтобы посетить Великую Китайскую стену совсем необязательно ехать в Пекин, можно совершить экскурсию из Шанхайгуаня, где стена подходит прямо к морю, или из Цзяюйгуаня на западе Гуаньсу, а также в других местах.
Из Пекина в Бадалин
Самый простой и популярный способ попасть на Великую Китайскую стену – это однодневная экскурсия из Пекина в Баладин, расположенный в 70 км к северо-Западу от китайской столицы. На этом участке стены изредка можно встретить смотровые башни и ворота. Этот участок Великой Китайской стены был построен во времена династии Мин. Если туристический участок отреставрирован и приведен в порядок, то, чем дальше на восток страны, тем больше Великая Китайская стена становится похожей на развалины. Некоторые участки стены очень круто уходят вверх почти вертикально, поэтому для этой экскурсии лучше выбрать удобную обувь с нескользящей подошвой.
Как правило, в Бадалине огромное количество туристических автобусов, масса всевозможных торговцев, которые предлагают свои товары по завышенным ценам – это самый посещаемый отрезок Великой Китайской стены. Людей здесь не просто много. Если вы не любите толпы туристов, то лучше всего отправиться сюда зимой, но учтите, что зимой в Пекине холодно, поэтому не забудьте взять теплую зимнюю одежду. Заказать экскурсию в Бадалин можно почти во всех гостиницах Пекина, просто обратитесь на стойку регистрации. Если экскурсии в составе туристических групп не для вас, то до стены можно доехать на автобусе от Цяньмэнь, которые отправляются утром.
Из Пекина в Мутяньюй
Еще один туристический участок Великой Китайской стены находится в 90 км к северо-востоку от Пекина. Этот участок стены был отреставрирован специально, чтобы снизить «туристическую нагрузку» с участка в Бадалине. Длина стены здесь всего чуть больше 1,5 километров. Автобус в Мутяньюй также как и в Бадалин отправляется утром от Цяньмэнь. Подняться к стене можно пешком или на специальном фуникулере.
Из Пекина в Сыматай
В 110 километрах севернее Пекина находится еще один участок Великой Китайской стены. По мнению многих туристов, именно здесь можно увидеть настоящую стену. Ведь она отреставрирована здесь лишь частично. Иногда она слишком круто поднимается вверх почти вертикально, а местами заканчивается пропастью. Сюда можно добраться на такси или арендованной машине. Здесь гораздо меньше туристов, как раз именно потому, что сюда гораздо сложнее добраться.
Великая Китайская стена – это то сооружение, которое непременно нужно увидеть своими глазами, это поистине одно из чудес света, которое сохранилось до наших дней.
Вардавар (Вартавар): водный праздник Армении в 2022 году
Вардавар является одним из самых любимых в народе летних праздников в Армении.
Его в столице и областях страны ждут с нетерпением все от мала до велика, ведь в этот день детям разрешается беспрепятственно обливать водой всех, кого вздумается, а взрослые могут снова вернуться в детство хотя бы на день.
Праздник Вардавар приходится на разные даты, в этом году его будут отмечать в воскресенье, 23-го июля.
Преображение Господне, или Вардавар, отмечается через 14 недель после Пасхи и входит в число пяти главных праздников Армянской Апостольской Церкви наряду со Святым Рождеством и Крещением, Святым Христовым Воскресением, Успением Пресвятой Богородицы и Воздвижением Животворящего Креста Господня.
Празднику Вардавар предшествует неделя поста, а на следующий за ним понедельник отмечается Мерелоц – день поминовения усопших.
Название праздника, по всей видимости, имеет корень “вард” (по-армянски – роза) и восходит к древней традиции омовения розовой водой, которая впоследствии была заменена обычной.
В дохристианской Армении Вардавар связывали с богиней любви и красоты Астхик и любовью богини и бога Ваагна. Даря розы и разливая розовую воду, Астхик сеяла любовь по всей армянской стране, а бог огня Ваагн, вечно борясь со Злом, охранял и защищал эту любовь.
Местом Преображения Господня в христианстве традиционно считается израильская гора Фавор. Согласно Библии, Иисус Христос вместе со своими апостолами Петром, Иаковом и Иоанном поднимается на гору помолиться. Во время молитвы Иисус преображается перед ними: “И просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет” (Мтф. 17:2, Мк. 9:2, Лк. 9:29).
На глазах у удивленных апостолов Иисус разговаривал с ветхозаветными пророками Моисеем и Илией. В Евангелии от Луки, в частности, отмечается, что говорили они о событиях последних дней жизни Иисуса в Иерусалиме (Лк. 9:31).
В день Вардавара в народе, помимо обливания водой, также принято выпускать голубей, что символизирует Всемирный потоп, спасение семьи Ноя и голубя, которого Ной трижды выпускал с ковчега.
По другой традиции в этот день принято украшать одежду и волосы цветами, что символизирует радость в день Преображения Иисуса Христа.
По уже устоявшимся правилам, в день Вардавара принято обливать водой всех случайных прохожих. Это своего рода привествие, когда в ход идут любые подручные средства – ведра, кружки, ковши, бутылки и даже водяные пистолеты. И обиды тут нет никакой, напротив, считается, что вода в этот день обладает целительными свойствами. Поэтому если вас облили, то это только пойдет вам на пользу и на удачу.
Традиционно на Вардавар совершается матах, то есть воздается жертва милосердия. В писании сказано, что, готовя в этот день еду, «не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых», а зови на пир страждущих. «И блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных” (Лук.14:12-14).
Таким образом, матах либо совершается в виде благотворительной трапезы, либо мясо принесенного в жертву животного или птицы раздается нуждающимся.
Десертный стол в этот день традиционно украшают запеченные на огне яблоки, иногда с добавлением орехов, корицы, гвоздики, и национальная армянская выпечка – назук.
В этом году в день Вардавара, согласно метеопрогнозам, практически на всей территории страны будет жарко.
В Араратской долине, в Ереване и в низовьях Сюника в воскресенье днем ожидается плюс 38-39 градусов (температура воздуха будет выше нормы на 5-7 градусов).
До 28-33 градусов тепла будет в Ширакском марзе и горных районах Вайоцдзорской области, а в горных районах Котайка и Арагацотна ожидается 25-30 градусов тепла.
В Арцахе температура воздуха в воскресенье прогреется до 34-37 градусов.
Как видно, погода благоволит к ожидающим праздника Вардавар, а посему запасайтесь ведрами и бутылками для обливания и смело выходите на улицы.