Турецкий язык: история, диалекты, особенности

Турецкий язык

На турецком языке говорят более 77 миллионов человек. Большинство из них проживает в Турции, где турецкий — это государственный язык и родной язык для 90 процентов населения. Он также является языком бытового общения в регионах, которые когда-то находились под властью Османской империи, например в Болгарии.

Турецкий язык относится к языкам тюркской группы алтайской языковой семьи. Это самый западный в географическом плане из языков тюркской группы, которые распространены на территории Средней Азии. В близком родстве находятся азербайджанский, казахский, киргизский, татарский, туркменский, узбекский, уйгурский языки, а также многие другие языки на территории от Балкан по всей Средней Азии вплоть до северо-запада Китая и западной части Сибири.

Так называемые «турецкие» языки, на которых говорят в регионах между Монголией и Турцией, следует называть тюркскими, а термин «турецкий» — употреблять только применительно к государственному языку Турции. Тем не менее достаточно часто все эти языки называют турецкими, различая их в соответствии с географией распространения (например, турецкий язык Азербайджана).

Диалекты турецкого языка

Турецкий язык имеет несколько диалектов, которые можно разделить на две крупные группы: западную и восточную. Единственный представитель западной группы — дунайский диалект. Восточную группу образуют диалекты: адрианопольский, газиатепский, динлерский, караманский, разградский, румелийский, эскишехирский и диалект Урфы. Современный литературный турецкий язык основывается на стамбульском диалекте Анатолии.

Краткий обзор лингвистических особенностей

Как и все тюркские языки, турецкий – язык, для которого характерно выражение грамматических функций путем присоединения различных суффиксов к основе слова. Отдельные суффиксы имен существительных выражают род и число, однако при этом в турецком языке нет понятия грамматического рода. Существительные имеют шесть падежей: именительный (основной), родительный, винительный, дательный, местный (или локатив) и отделительный (аблятив).

Количество выражается при помощи суффикса множественно числа – имеется разделение на «ты» и «вы», а именно возможность употребления формы 2-го лица множественного числа при обращении к человеку как знак уважения.

Ударение в слове турецкого языка в изолированной позиции приходится на последний слог, однако в речи размещение ударения усложняется, особенно в глаголах.

История

Современный турецкий язык произошел от огузского языка восточных турецких племен, населявших Среднюю Азию и вытесненных уйгурскими, а также тюркскими племенами на запад в VIII—X веках. Во второй половине XV — XVI веке сформировался раннетурецкий язык. В XVII — первой половине XIX века (период, вошедший в историю как золотой век Османской империи) — среднетурецкий язык. Оба эти языка существенно отличались от разговорного языка своего времени.

В конце XIX — начале XX века пантюркисты издавали газеты и журналы на турецком языке, постепенно очищая его от заимствованной лексики, хотя этот язык еще существенно отличался от современного турецкого. Младотурки вели пропаганду нового языка. После провозглашения Турецкой Республики в 1923 году турецкий язык был признан государственным, и в стране началась реформа по замене персидских и арабских слов исконными турецкими, что продолжается до настоящего момента. Письменность турецкого языка, изначально основанная на арабской вязи, была переведена на латиницу по указу первого президента Турецкой Республики Кемаля-паши, убежденного, что только таким образом можно обеспечить развитие страны и турецкого языка.

Современный литературный турецкий язык в большинстве своем состоит из турецких слов, проявляется влияние со стороны диалектов анатолийской группы.. Письменный язык представляет собой дополнение разговорного, а уровень грамотности населения Турции очень высок.

Читайте также:
Фото Ханского Дворца (91 фото)

Статья подготовлена в бюро устных переводов Prima Vista, Москва.

При копировании не забудьте разместить ссылку на наш сайт.

Турецкий язык

Турецкий язык

Общие сведения о турецком языке

Турецкий язык (Türk dili, Türkçe) — официальный язык Турции, относящийся к юго-западной (или западно-огузской) подгруппе тюркских языков

Турецкий язык – государственный язык Турецкой республики

Страны, в которых турецкий язык имеет официальный статус

Турция, Республика Кипр, Турецкая Республика Северный Кипр

Страны, в которых турецкий язык имеет статус регионального языка

Босния и Герцеговина, Косово, Македония, Ирак, Румыния

Страны, где распространён турецкий язык

Турция, Германия, Болгария, Македония, Кипр, Северный Кипр, Греция, Азербайджан, Косово, Румыния

В меньшей степени турецкий язык распространён в Ираке, Иране, Туркменистане, Узбекистане, Казахстане, Киргизии, Таджикистане, Боснии и Герцеговине, Ливане, Венгрии, Сербии, Сирии, Иордании, Австралии, Великобритании, Дании, Франции, Нидерландах, Швеции, Швейцарии, Канаде, Лихтенштейне, Норвегии, Саудовской Аравии, Греции, Бельгии, Австрии, Франции, Нидерландах, США

Турецкий язык является родным для турок-месхетинцев, проживающих в Казахстане, России, Турции, США, Украине, Грузии, Азербайджане, Киргизии, Узбекистане

Языки, наиболее близкие к турецкому

Наиболее близкими к турецкому в лексическом, фонетическом и синтаксическом отношении являются балкано-тюркский диалект гагаузов, распространённый на территории современных Молдавии, Румынии и Болгарии и южный диалект крымско-татарского языка. Несколько дальше отстоят азербайджанский и туркменский языки

Диалекты турецкого языка

Существует множество диалектов турецкого языка, основу турецкого литературного языка сегодня образует стамбульский диалект. Кроме того, в турецком языке различают ряд других диалектов

Всего на турецком языке в мире разговаривают 88 миллионов человек

Актуальный Турецкий словарь, опубликованный в 2005 году, содержит 104481 слово. Большой Турецкий словарь, включающий термины, названия, имена, фразы, содержит 616 767 слов и выражений

История Турецкого языка

Современный турецкий язык происходит от огузского языка — языка восточных тюркских племён, когда-то населявших Среднюю Азию и заселивших к XI—XIII векам Анатолийский полуостров

Литературный турецкий язык начал складываться на рубеже XV—XVI веков на основе староанатолийско-тюркского языка, который, в свою очередь, восходит к среднеазиатско-тюркскому языку, принесённому в Малую Азию сельджуками и сильно разбавленный элементами народно-разговорного языка смешанного тюркского населения Анатолии

В течение последних нескольких веков турецкий язык подвергся существенному влиянию персидского и арабского языков, в связи с чем количество заимствованных из этих языков слов достигало временами 80 % турецкой лексики

До XX века существовал литературный язык Османской империи, достаточно сильно отличавшийся от разговорной турецкой речи — османский язык

Пантюркисты в конце XIX — начале XX вв. издавали журналы и газеты на языке, постепенно очищавшемся от заимствований, хотя и отличном от современного турецкого языка. Новый язык пропагандировали младотурки

Реформа турецкого языка

До 1928 года алфавит турецкого языка состоял из букв персидско-арабского письма. В 1928 году Мустафа Кемаль Ататюрк в целях модернизации Турции заменил арабские буквы на латинские с небольшими изменениями

На сегодняшний день арабский алфавит практически не используется

В 30-е гг. прошлого века начался процесс замены иноязычных заимствований исконными турецкими словами. Этот процесс продолжается и в наши дни, хотя в турецком языке всё ещё можно встретить слова персидско-арабского происхождения наряду с их синонимами, сконструированными из тюркских корней

В 20 веке появились новые понятия из европейских языков, в первую очередь из французского

Читайте также:
17 лайфхаков для туристов в США

Для ретюркизации и модернизации турецкого языка в 1932 было создано активно действующее и сейчас государственное «Турецкое лингвистическое общество» («Türk Dil Kurumu»)

Принцип, которым руководствуется Общество в свей деятельности – пуризм (arıtçılık), то есть концепция, согласно которой турецкий язык должен быть очищен от иноязычных заимствований

Одним из важнейших шагов на пути демократизации Турции были реформа алфавита (в четвёртый год Турецкой Республики) и реформа языка (в девятый год Турецкой Республики)

Реформа языка — это деятельность по развитию турецкого языка, как способного самостоятельно обслуживать науку, технику и искусство

Вкратце о турецком языке

Турецкий язык, как и все тюркские языки, по морфологической типологии относится к агглютинативным языкам, в которых ведущим способом словообразования и словоизменения является аффиксация, т.е. присоединение к корню или основе слова в строго определенном порядке специальных аффиксов

Словарный состав турецкого литературного языка состоит из двух больших разделов: слова тюркского корня и слова заимствованные

Заимствованные слова по источнику заимствования представлены арабскими, персидскими, итальянскими, греческими, французскими, немецкими, английскими, русскими и другими языками

statin

statin

‭Всю вторую половину 19 и начало 20 века в Османской империи кипели страсти по поводу улучшения языка. (Напомню, с середины 19 века официальным языком империи был османский язык, состоящий на 70-80, а по отдельным оценками на все 90 процентов, из заимствований из арабского и персидского языков.) Закончились споры уже в республиканской Турции языковой реформой 1928 года, после которой был создан, по-сути, абсолютно новый турецкий язык.

‭Письменность была переведена на латинский афавит. Писать по-турецки арабскими буквами, под страхом тюремного заключения, запрещено законодательно.

‭Громадные изменения претерпела лексика. Число “исконно турецких” слов в последние 50-60 лет увеличилось с прежних 10-15 процентов до нынешних 75-80 процентов . Причем за “исконно турецкие” слова зачастую являются наскоро состряпанными неологизмами.

‭Профессор Оксфордского университета Джефри Льюис в лекции “Турецкая языковая реформа. Катастрофический успех”, произнесенной в институте Ярринга в Швеции в 2002 году ( http://www.turkishlanguage.co.uk/jarring.htm ) , в частности говорит:

‭“. ‬ безграничная энергия Кемаля Ататюрка, а также его полномочия как президента Республики, побудили его начать этническую чистку языка. В 1928 году он изменил алфавит: арабо-персидскую письменность заменил на латиницу.

Два года спустя, он написал короткое предисловие к книге об истории и потенциале языка, в которое включил эти роковые слова: “Турецкий народ, который знает, как защитить свою территорию и свою возвышенную независимость, должен освободить свой язык от иностранного ига “.(. )

Предписывались три метода получения необходимых слов, призванных сделать турецкий язык независимым от иноязычной лексики: изучить ресурсы разговорный язык, собрать нужные слова, найденные в старых текстах, и, если необходимо, создать новые слова из существующих корней и суффиксов.

В октябре 1932 года начался сбор слов. Каждый провинциальный губернатор председательствовал в коллекционном комитете. В течение года более 35000 слов было записано. Между тем, ученые, в поисках слов вышедших из употребления или никогда не использовавшихся в Турции, переворошили словари тюркских языков и более 150 старинных текстов. Их “улов” за год составил 90.000 слов. В 1934 году результаты обоих мероприятий были опубликованы в книге под названием Tarama Dergisi. (. )

Журналисты писали свои статьи на османском языке, а затем передал их в специальные комиссии (ikameci). Ikameci открывали свою копию Tarama Dergisi и заменяли слова из османского языка эквивалентами выбранными из этой книги. В то же самое время, в офисе другой газеты, другая комиссия выбирала другие эквиваленты, оказавшиеся теми же слова из османского языка.

Читайте также:
Сколько стоит перелет Челябинск — Сочи

В тот момент Ататюрк решил, что реформа вступила в тупик, и что разумнее было бы сохранить в языке все иностранные слова, для которых не было найдено турецких синонимов, обеспечив их турецкой этимологией.(К примеру, старое слово “цивилизация” – “medeniyet”. Оно арабского происхождения.Но дело было представлено так, будто арабы заимствовали его у турок).

Однако, многие из реформаторов вместо того, чтобы изобретать этимологию для обреченных арабских и персидских слов, честно пытался найти чистого турецкие аналоги для них, и сделали несколько грубых ошибок. Например, не было турецкого эквивалента арабскому “Маариф” – “образование”. Реформаторы заменили его словом “Egitim” которое, якобы, происходит от древнего глагола eğitimek – воспитывать. Но глагола eğitimek никогда не существовало. Это было неправильное истолкование глагола igidimek – накормить (людей или животных). Но это не помешало “Egitim” стать современным турецким словом для обозначение понятия “образование”. (. )

Многие неологизмы были правильно построены из турецких корней и суффиксов. Например “altyapı” – “потенциал”, заменившее французский enfrastrüktür . Но слишком много неологизмов, однако, не были построены правильно. (. )

Среди них неологизмы составленные лично Ататюрком для геометрии. (До 1937 года турецкие школьники все еще ​​изучали геометрию по османским техническим терминам. Изменения начались зимой 1936/7, когда Ататюрк написал небольшую книгу об элементах геометрии, опубликовав ее анонимно ). Для замены арабских названий фигур: треугольник, пятиугольник и т.д, он придумал новые слова: добавив к соответствующей цифре недавно изобретенный суффикс – «ген». Так «треугольник» стал «üçgen». Но «отец турок» не учел, что для многих поколений крестьян в Анатолии слово «üçgen» могло означать только «три паровых поля». (. )

Новые технические термины были разработаны и для друрих отраслей науки, хотя не все они сегодня используются на практике. Например, врачи предпочитают термины из английского или французского языков. (. )

Позвольте подвести итог, назвать четыре причины, по которым реформы стали катастрофическими. Во-первых: реформаторы не ликвидировали разрыв между интеллигенцией и не интеллектуалами – они сделали все, чтобы создать новый разрыв. Во-вторых: язык обеднел, не нашлось турецкой замены для всех арабских и персидских слов, преданных забвению. Эти потери влияет на каждого турка, который при разговоре или письме, ищет слова, чтобы выразить свои чувства, но не находит их, потому что слова мертвы, как этрусский язык. В-третьих, многие из произведенных замен – далеко не чисто турецкие. В-четвертых: большинство турок в возрасте до 50 лет отрезаны от литературных трудов 1920-х и 1930-х годов, одного величайших периодов своей литературы. “Перевод на современный турецкий”, что вы увидите в книжных магазинах не может заменить реальные первоисточники.”

ТУРЕЦКИЙ ЯЗЫК

ТУРЕЦКИЙ ЯЗЫК, один из тюркских языков; относится к огузской группе. Поскольку слова со значением ‘тюркский’ и ‘турецкий’ во многих языках звучат сходно, турецкий язык иногда называют «анатолийско-турецким» (по древнему названию полустрова Малая Азия – Анатолия). До кемалистской революции 1918–1923 и провозглашения Турции республикой язык назывался османским, по названию Османской империи; по конституции 1924 он называется Tьrk dili. В русскоязычной специальной литературе до 1930-х годов использовался также термин «османско-турецкий язык», а саму тюркскую языковую семью называли турецкой или турецко-татарской. Распространен в Турции (государственный язык), на части острова Кипр (один из официальных языков), в Сирии, Ираке, Ливане и некоторых других странах; значительная турецкая община имеется в Германии. В бывшем СССР, по данным переписи 1989, проживало 207,5 тыс. турок, из которых 189 тыс. считали турецкий родным языком. Крупнейший по числу говорящих (около 45 млн. человек) представитель тюркской языковой семьи. Выделяется анатолийская (малоазийская) и европейская (румелийская) группы диалектов.

Читайте также:
Фото Голливуд Боула (41 фото)

В фонетике для турецкого языка характерно наличие -j- на месте некоторых шумных согласных в родственных тюркских языках; различие глухих и звонких согласных в начале слова; в морфологии – особые формы настоящего времени, причастия прошедшего времени, сохранение древнетюркской формы имени действия и др.

Лексика и грамматика турецкого языка испытала сильное влияние арабского и персидского языков; литературный язык 16–18 вв. был насыщен арабскими и персидскими лексическими заимствованиями, тюркской фактически оставалась лишь грамматика. Вытеснение большинства арабо-персидских заимствований и замена их на исконно тюркские слова произошла уже в 1930-е годы и была результатом активной языковой политики, проводившейся в жизнь созданным в 1932 по инициативе президента Ататюрка Турецким лингвистическим обществом. Начиная с 15 в., в основном в связи с деятельностью генуэзцев и венецианцев в восточном Средиземноморье, в турецкий язык проникают итальянские заимствования. Тем же временем датируются и некоторые заимствования из греческого языка, нередко сопровождавшие усвоение турками элементов культуры и социальных учреждений Византийской империи. С 18 в., в результате культурного и политического влияния Франции, в турецкий язык попадают французские слова, а после Второй мировой войны – заимствования из английского языка.

Литературный турецкий язык существовал с 13 по 15 вв. в форме староанатолийско-тюркского языка. Формы существования литературного языка во второй половине 15–16 вв. и в 17 – первой половине 19 вв. (последний период известен как «золотой век» османской литературы) называются, соответственно, раннетурецким и среднетурецким языками; они сильно отличались от разговорного языка соответствующих исторических периодов. Новый турецкий язык складывается в первой половине 19 – первой четверти 20 вв. на основе европейской группы диалектов; в настоящее время наблюдается влияние на литературный язык диалектов анатолийской группы. Письменность на турецком языке до 1928 существовала на арабской основе (возникла под влиянием восточнотюркского караханидско-уйгурского языка, использовавшегося в качестве письменного в 11–13 вв. на территории современных Средней Азии и Казахстана). В 1928 в ходе кемалистских реформ был принят алфавит на латинской основе с некоторыми дополнительными буквами.

Первую европейскую грамматику турецкого языка в 1533 составил Ф.Аргенти, секретарь флорентийского консульства в Стамбуле; первое описание турецкого языка на арабском языке принадлежит Бергамалы Кадри (1530). Первые описания турецкого языка в России были выполнены О.И.Сенковским и А.Казем-беком (19 в.). Фундаментальные работы в области турецкого языка были принадлежат А.Н.Самойловичу, А.Н.Кононову, Р.Лизу, Р.Андерхиллу, Дж.Льюису и др. исследователям.

Севортян Э.В. Фонетика турецкого литературного языка. М., 1955
Кононов А.Н. Грамматика современного турецкого литературного языка. М. – Л., 1956
Иванов С.Н. Курс турецкой грамматики, ч. 1–2. Л., 1975–1977
Турецко-русский словарь. М., 1977
Проблемы современной тюркологии. – В кн.: Новое в зарубежной лингвистике, вып. XIX. М., 1987
Кононов А.Н. Турецкий язык. – В кн.: Языки мира. Тюркские языки. М., 1997

Читайте также:
Отдых в Техасе 2022 - цены и достопримечательности

Транспорт Франции: новая жизнь античных дорог

На французских землях первая транспортная система появилась более двух тысячелетий назад. Хозяйничавшие в те времена в Галлии римляне построили несколько дорог, пересекавших страну с юга на север и с востока на запад, сохранившихся до сих пор. Современный транспорт Франции намного эффективнее римских колесниц, а транспортный комплекс является одним из самых развитых среди стран “Большой семерки”. Французам и без того есть чем гордиться, но их транспорт вызывает особое уважение.

  1. Общие сведения
  2. Пройдите социологический опрос!
  3. Публичный транспорт
  4. Французские автобусы
  5. Трамвайное и троллейбусное сообщение
  6. Таксомоторы
  7. Автопрокат
  8. Французское метро
  9. Экспресс Иль-де-Франс
  10. Авиационное сообщение
  11. Железные дороги
  12. Водный транспорт
  13. Аренда велосипедов
  14. Как сэкономить на проезде в Париже
  15. Выводы
  16. Транспорт во Франции: Видео

Общие сведения

Франция активно развивает все современные виды транспорта. Плотность автодорог (146 км на 100 кв. км) считается одной из самых высоких в мире. Общая их протяженность превышает 960 тыс. км. А это говорит о том, что автомобильный транспорт здесь в приоритете.

Как во всей континентальной Европе, в стране принято правостороннее движение. Дороги делятся на следующие виды:

  • автотрассы – с обязательным наличием заправок через каждые 50 км, бетонной разделительной полосы, отсутствием светофоров, пешеходных переходов и ограничением скорости движения 130 км/ч;
  • национальные – с ограничением скорости 90 км/ч, а при наличии бетонной разделительной полосы – 110 км/ч;
  • департаментского значения – местные с максимальным ограничением скорости 90 км/ч.

Главные транспортные пути Франции, как правило, платные.

Порядка полусотни французских городов связаны высокоскоростными железнодорожными линиями со скоростью движения свыше 300 км/ч. Франция считается лидером Евросоюза по внедрению современных и инновационных типов поездов.

Железнодорожная сеть — самая протяженная в Западной Европе (длиной около 30 тыс. км). Общий объем грузооборота превышает 40 млрд т-км.

В стране успешно развивается авиатранспорт благодаря 295 аэропортам с асфальтированными или бетонными взлетно-посадочными полосами.

Национальный авиаперевозчик Air France является одним из крупнейших в мире. География его перелетов перекрывает практически все уголки планеты.

Страна располагает 89 морскими портами, из которых крупнейшими являются Марсель, Гавр и Дюнкерк. Под Ла-Маншем между Францией и Великобританией действуют железнодорожный и автомобильный туннели.

Пройдите социологический опрос!

Публичный транспорт

Общественный транспорт во Франции в основном представлен автобусным междугородним сообщением, пригородными поездами, городскими автобусными линиями и такси.

В Париже, Лионе, Марселе, Лилле, Тулузе и Ренне имеется метро.

В некоторых городах возрождается использование трамвая, позабытого с 30-х годов прошлого века, а в Руане даже ходит подземный скоростной.

На горнолыжных курортах доступен «ски-бас», проезд на которых с местным лыжным абонементом бесплатный. В некоторых местечках есть возможность передвигаться на гужевом транспорте: санях и упряжках.

Французские автобусы

Автобусы в населенных пунктах Франции ─ идеальный вид транспорта для передвижения. Большое число линий, остановок в самых интересных местах и движение строго по расписанию позволяют планировать маршруты и быстро знакомиться с достопримечательностями. Транспортные средства современны и комфортабельны.

Обычно расписание включает график движения с 6.30 утра до 20.30 вечера. В крупных центрах автобусы прекращают ходить позднее.

В частности, в Париже запоздавший турист может рассчитывать на маршруты NOCTAMBUS, работающие с 01.00 до 05.00 утра в пределах четырех зон.

В Марселе большинство автобусов работает до 21.00. Сеть Fluobus обслуживает городские транспортные магистрали до 00.30.

Читайте также:
Фото Санкт-Петербургского монетного двора (14 фото)

Автобус безальтернативен, если нужно добраться из городка в городок без пересадок, характерных для поездок на поезде.

Проездные и билеты можно купить в многочисленных табачных лавках, которые даже распознают издали по вывескам в виде билета, на станциях метро и у водителей.

Стоимость проезда зависит от времени суток, зоны и управляющей компании. В Париже она варьируется в пределах 1,9–11 евро за одноразовую поездку. Ночной маршрут стоит от 2,7 до 16,1 евро с человека.

Недельные проездные Navigo Semaine обходятся от 20,4 евро для 1-2 зон, до 34,4 евро для зон 1-5. С тарифами можно ознакомиться на сайте оператора ─ компании RATP .

В других городах тарифы отличаются. Например, в том же Марселе универсальный билет на одну поездку стоит 1,5 евро, а купить его можно у водителя или даже в кафе.

Вход в автобус возможен только через переднюю дверь. Билет компостируется при входе. Все остановки по требованию. В салоне доступна схема маршрута. На остановках размещены панно с указанием времени прибытия следующего автобуса.

Трамвайное и троллейбусное сообщение

Современные трамвайные или легкорельсовые сети работают в Париже, Лионе, Орлеане, Гренобле, Лилле, Тулузе, Руане, Монпелье, Сент-Этьене, Бордо, Страсбурге и Нанте.

Трамвайные линии открываются в Дижоне, Гавре, Туре и Форт-де-Франс. Здесь используются современные и комфортабельные вагоны местной компании Alstom. Билеты стоят и продаются так же, как автобусные.

Особенности транспортной сети Франции удивляют. Например, троллейбус сохранился только в Лионе. Здесь он ходит с 05.00 до 24.00, с интервалом 8-10 минут (максимум 12). Одноразовый билет стоит 1,9 евро, но с картой Lyon City Card многоразовые поездки обходятся существенно дешевле.

Таксомоторы

Такси всегда доступно на специальных (обозначенных синей вывеской с надписью TAXIS) стоянках. Машину можно остановить рукой при условии, что она свободна: белый фонарь «TAXI» на крыше зажжен, а счетчик с флажком у ветрового стекла поднят. Если поблизости нет места стоянки, таксист не остановится.

Оплата всегда по счетчику. Тариф такси включает 2,5 евро за посадку плюс от 60 центов за км днем (тариф A), и 1–3 евро ночью и в выходные дни (тариф B). За багаж берут 1–2 евро.

Вне города расценки примерно на 40 % выше, поскольку оплачивается дорога обратно. Время ожидания оценивается примерно как 20 евро в час, а чаевые составляют 10 %.

Лучше пользоваться услугами операторов, заказывая машину по телефону или через мобильные приложения.

Автопрокат

Найти прокатные компании можно в каждом аэропорту и у большинства вокзалов. Их могут посоветовать и в гостиницах. Стоимость услуг зависит от класса машины и прокатного сервиса. В целом они среднемировые.

Один из лучших сервисов автопроката во Франции, который доступен на русском языке .

Для аренды автомобиля необходимо иметь водительское удостоверение международного образца и кредитную карточку (для некоторых моделей, к примеру, Mercedes Е класса, – 2 кредитные карточки). Водитель должен быть старше 21 года (для некоторых моделей и классов авто старше 23 лет) и иметь опыт вождения не меньше года.

В момент заключения договора с банковской карты снимут депозит, который равен всей сумме аренды. Оплачивать услуги проката автомобилей во Франции необходимо после того, как вы возвращаете транспортное средство.

Французское метро

Метро имеется в Париже, Лионе, Марселе, Лилле, Тулузе и Ренне. Самое большое – парижское. Оно же характеризуется самой высокой плотностью и загруженностью линий (возможно, и в мире). Работает с 05.30 до 01.40.

Читайте также:
Япония — страна современности и традиций

В час пик время ожидания не превышает 2 минут. В пятницу, субботу и перед праздничными днями метро открыто до 02.00.

Проезд стоит 1,9 евро. Билеты и проездные на весь общественный транспорт продаются на каждой станции в кассах и автоматах, на станциях электричек RER, в аэропортах, на стойках информации для туристов, в табачных и газетных киосках. О видах и возможностях проездных билетов в Париже можно узнать на сайте общественного транспорта города .

Экспресс Иль-де-Франс

Пять линий электропоездов RER или Reseau Express Regional соединяют центр Парижа с пригородами. Именно они удобнее всего для поездок в аэропорты имени Шарля де Голля и Орли.

Стоимость проезда ─ 1,9 евро. Автоматы и билетные кассы расположены на станциях. Если маршрут выходит за пределы города, требуется билет, действительный для всего региона Иль-Де-Франс.

Авиационное сообщение

Все крупные французские города имеют международные аэропорты. Самые оживленные – парижские: имени Шарля де Голля (25 км от города) и Орли (14 км от Парижа). Это крупнейшие авиационные узлы в Европе.

Международные аэропорты есть в Бордо, Лионе, Марселе, Ницце, Страсбурге и Тулузе.

Железные дороги

Железнодорожный транспорт во Франции имеет большое значение, особенно скоростной. Почти 16 тыс. км путей электрифицировано.

Перевозки осуществляются главным образом национальной компанией SNCF, которая эксплуатирует высокоскоростную железнодорожную сеть TGV длиной 2,6 тыс. км. Стоимость проезда внутри страны не превышает 100 евро. Заказать билет можно на сайте компании .

Водный транспорт

Сеть природных и технологических водных путей Франции является крупнейшей в Европе. Морской транспорт Франции ежегодно перевозит свыше 15 млн пассажиров. В Великобританию, Ирландию и на Корсику ходят паромы из Дувра, Марселя, Ниццы и Тулона.

Прогулки по Сене на речных трамвайчиках организовывают несколько компаний.

Аренда велосипедов

В крупных городах неплохо развита сеть велопроката. В Париже работают две компании:

  • Vélib’ Autolib ; стоимость услуги от 1,7 евро в сутки и 10 – в неделю;
  • Vélos Bleus : прокат стоит от 1 евро в день, 5 – в неделю и порядка 18 евро – в месяц.

Аренда оплачивается картой (с чипом EMV) в специальном автомате. Со счета удерживаются 150 евро залога, которые потом возвращаются.

Как сэкономить на проезде в Париже

Если говорить о реальной экономии, то лучше передвигаться пешком либо на велосипеде. Аренда машины выгоднее, чем такси. Если хочется расслабиться и не переплатить за общественный транспорт, стоит позаботиться о транспортных картах или проездных длительного пользования.

Все основные парижские достопримечательности расположены в первой зоне. Для осмотра достаточно приобрести Carnet – комплект из десяти билетов t+ стоимостью 14 евро.

Тем, кому меньше 26 лет, на выходные есть смысл купить Youth Ticket Weekend. Все пять зон становятся доступны на два дня всего за 8,95 евро.

Если есть желание выехать в Версаль или подальше от центра, выгоднее суточный билет Ticket Mobilis.

Для поездки в Диснейленд лучше приобрести Tickets for MLV Cressy Disney в автомате в метро за 7,6 евро.

Специально для туристов разработан билет Paris Visite стоимостью 38,35 евро, рассчитанный на 1-5 дней и получение скидок на посещения некоторых музеев.

Читайте также:
Зеленый мыс Батуми: стоимость и маршрут до ботанического сада, отдых на оздоровительном пляже, история и фото удивительного курорта

Выводы

Франция очень красива, но столь же и дорога. В прямом смысле слова. Великолепные транспортные возможности сочетаются с невиданной для нас дороговизной. Основные виды транспорта Франции обходятся недешево. Но это Европа, мекка для туристов со всего мира и с этим придется мириться.

С другой стороны, желание сэкономить вполне нормально. Перед поездкой стоит ознакомиться подробнее со всеми вариантами, купить карту, путеводители, побывать на сайтах транспортных компаний и посоветоваться с только что вернувшимися соотечественниками.

Транспорт во Франции: Видео

Транспорт Франции: новая жизнь античных дорог

ТРАНСПОРТ ВО ФРАНЦИИ

Франция является страной ЕС с самой высокой плотностью автомобильных дорог. Их сеть имеет протяженность свыше 950 тыс. километров. По количеству скоростных магистралей она занимает 2-е место в Европе. В настоящее время транспортная сеть Франции обладает высочайшими показателями плотности покрытия: 146 км автомобильных дороги и 6.2 км железнодорожных путей на 100 км2. Застройка транспортной сети во Франции происходит по принципу паутины с Парижем в центре.

Основой транспортной отрасли во Франции служат грузовые перевозки, осуществляемые в первую очередь трубопроводами и железнодорожным транспортом. Пассажирские перевозки внутри страны осуществляются, в основном железнодорожным и автомобильным транспортом, а международные – авиационным, которому в последнее время существенную конкуренцию оказывает железнодорожный транспорт (после появления высокоскоростных поездов).

Железные дороги Франции обслуживают более 310 млн. пассажиров по основным линиям, 85 млн. пассажиров – по скоростным линиям «ТЖВ» (TGV) и 530 млн. пассажиров по транспортной сети региона Иль-де-Франс. Общая протяженность железнодорожной сети – 29 370 километров. Она включает в себя, среди прочего, 14 176 км электрифицированных линий и 12 132 железнодорожных путей с двойными (или более) полотнами. Основные объемы транспортировки грузов и пассажиров сосредоточены на основных линиях: 30% от всей железнодорожной сети (8900 км) используются при перемещении 78% от объема грузо- и пассажиропотока. В свою очередь 46% (13 600 км) сети железных дорог используются при транспортировании всего 6% всего объема перевозок.

Железнодорожный транспорт Франции: подвижной состав TGV

В 2017 г. количество единиц подвижного состава железнодорожного транспорта во Франции составило 8 тыс. 280 шт. (включая электровозы, локомотивы «ТЖВ»). Для сравнения в 2016 данный показатель составлял 8 тыс. 250 шт. Небольшое увеличение единиц подвижного состава связывается с заменой устаревающих единиц.

В настоящее время Национальное общество железных дорог Франции (SNCF) и основной поставщик подвижных составов – компания «Альстом» (Alstom) исследуют новые технологии для скоростного наземного транспорта. В частности, рассматривается возможность дальнейшего развития системы «ТЖВ» в новой форме – AGV. Планируется, что двигатели на поездах нового типа будут устанавливаться под каждым вагоном, благодаря чему отпадет потребность в локомотивах. Однако практические НИОКР в данном направлении практически полностью остановились из-за плачевного состояния концерна Alstom. В 2016 г. правительство Франции было вынуждено выделить средства на закупку вне конкурса нескольких партий подвижного состава у производителя для загрузки его мощностей и избежания массовых сокращений на основном локомотивостроительном предприятии страны.

В сентябре 2017 г. стало известно, что Alstom станет ядром нового создаваемого концерна Siemens-Alstom, в который войдут Siemens и Siemens Mobility. Концерн Siemens получит более 50% акций создаваемого предприятия.

Отдельного внимания заслуживает план транспортного развития парижской агломерации «Большой Париж». Общая стоимость расходов на строительство кольцевой автоматической линии метро оценивается в 35 млрд. евро. Новая линия общей протяженностью 200 км. под названием «Гран Пари Экспресс», предусматривающая строительство 70 новый станций, должна была быть сдана в эксплуатацию в 2024 – 2025 г.г.

Читайте также:
С каким телефоном не пускают в самолет

Существенную роль в пассажирских перевозках Франции выполняют метрополитены. Старейший метрополитен Франции возведен в Париже. Во второй половине ХХ века линии метро были построены в других, наиболее крупных, городах Франции: в Лилле, Лионе, Марселе, Тулузе и Ренне.

В целом, на протяжении 2017 г. во Франции намечалась относительно положительная тенденция в железнодорожной системе Франции. В частности, за последние три года число пассажиров пригородных электричек упало на 30 млн., а скоростных поездов – на 102 млн., однако 2017 г. стал переломным и число пассажиров начало расти. Такой отток связан, в первую очередь, с сокращением доли автомобильного транспорта – как личных автомобилей, так и автобусных перевозок в центральном регионе страны.

В марте 2017 г. Национальное общество французских железных дорог объявило о дальнейшем падении прибыли и росте операционных издержек. Руководство группы рассчитывало на рост прибыли в 2017 г. на 2% за счет своих подразделений «SNCF Infra», занимающегося эксплуатацией и управлением железными дорогами, и филиала «Keolis». Остальные подразделения корпорации, кроме оператора грузовых перевозок «Geodis», будут постепенно сокращать свою деятельность. Четвёртый год подряд снижалась операционная прибыль подразделения корпорации «SNCF Voyages», занимающегося международными перевозками в основном высокоскоростными поездами «ТЖВ». В 2011 г. доходность этого подразделения выросла на 14%, в 2012 г. – 12,8%, в 2013 г. она опустилась на 10%, в 2014 г. – на 5 %.

В целом железнодорожная отрасль Франции по состоянию на 2017 год характеризуется высокой стоимостью эксплуатации соответствующей инфраструктуры, что на фоне амортизации подвижного состава постепенно приводит к снижению её рентабельности и росту долгов.

Транспортная система Франции: порт в Марселе

Крупнейшие порты Франции, осуществляющие грузоперевозки: Марсель (4-е место среди морских портов Европы) и Гавр (6-е место среди европейских морских портов). В 2017 году особое внимание французских властей было обращено на обеспечение экологической составляющей работы этих транспортных узлов. С 2022 г. Международной морской организацией (IMO) будут введены повышенные требования в области эмиссии парниковых газов морскими транспортными судами. Однако французы хотят пойти ещё дальше и уже до указанного срока ввести повышенные портовые сборы с транспорта, не соответствующего перспективным требованиям в области выбросов.

По данным Объединения французских аэропортов (UAF), общее число пассажиров, обслуженных в 2017 г. аэропортами Франции (включая находящиеся в заморских территориях), составило 162 млн. человек, в том числе 43 млн. – по внутренним линиям и 119 млн. – по международным линиям. Основной трафик пришелся на регион Иль-де-Франс, обслуживший 87 млн. пассажиров, в том числе 73 млн. – на внешних линиях.

Твой Путеводитель

  • Топ 10 мест все
    • Шамони
    • Ущелье дю Вердон — сказка наяву
    • Сен-Тропе — лучший курорт Французской Ривьеры
    • Лес и замок Фонтенбло
    • Эйфелева башня – достопримечательность Парижа
    • Загадки и сокровища Нотр-Дам де Пари
    • Диснейленд в Париже
    • Версальский дворец — рукотворный памятник
    • Музей Лувр — место, где Гёте коротал свои дни
    • Мон-Сен-Мишель — ангельская обитель
  • Узнай о Франции больше все
  • Достопримечательности все
    • Замки, дворцы (12)
    • Зоопарки (1)
    • Клиники (1)
    • Клубы, концертные площадки (1)
    • Курорты (9)
    • Магазины и ТРЦ (3)
    • Музеи (12)
    • Памятники (2)
    • Памятники архитектуры (6)
    • Парки развлечений (1)
    • Парки, сады (6)
    • Площади (2)
    • Порты (2)
    • Театры (8)
    • Фестивали, праздники, шоу (5)
    • Храмы, соборы, мечети (5)
    • Экскурсии (6)
    • Экстрим (1)
  • Планирование поездки во Францию все
    • Транспорт (2)
  • Города и регионы все
    • Антиб
    • Бордо
    • Бретань
    • Бургундия
    • Долина Луары
    • Канны
    • Корсика
    • Куршевель
    • Лангедок-Руссильон
    • Лилль
    • Лимузен
    • Лион
    • Лурд
    • Марсель
    • Монпелье
    • Нант
    • Ницца
    • Нор-Па-де-Кале
    • Нормандия
    • Париж
  • Советы все
    • Советы (17)
  • Кухня Франции все
    • Рецепты (16)

Самое популярное на сайте

  • Маяки во Франции — земные чистилища
  • Герб и флаг Франции
  • Достопримечательности Франции: что посмотреть в первую очередь
  • Транспортная система Франции
  • ТОП известных поэтов Франции
  • История возникновения Парижа
  • Туалеты на территории Франции
  • Версальский дворец – рукотворный памятник
  • Традиции Франции
  • Валюта Франции
Читайте также:
Река Бия — вторая по величине река Алтая

Транспортная система Франции

Во Франции существует несколько видов транспорта:

  • автодорожный
  • морской
  • железнодорожный
  • авиационный

Железнодорожный транспорт Франции – самый популярный из всех видов. Среди членов Европейского Союза страна занимает первое место в сфере скоростного железнодорожного транспорта. Хотя железнодорожный транспорт не из дешевых, его преимуществом всегда являлись скорость и комфорт, что очень ценят французы.

В связи с наплывом туристов со всего мира также быстро развивается авиационный транспорт. У страны есть собственная крупная компания, имеющая название «Air France».

Морской транспорт Франции развивается не так быстро, как другие. Хотя у страны 89 морских портов, но их грузообороты невелики. Самый крупный порт, Марсель, перевозит лишь 50 млн т.

Среди других видов транспорта Франции очень распространены метро и трамваи. Метро есть в Париже, Лионе и Марселе. Первое из них было открыто в 1900 году. Про особенности метро Парижа вам будет интересно узнать тут. Трамваи же интересны тем, что являются одним из самых старых видов транспорта страны. Его активное развитие выпало на вторую половину XIX – первую половину XX века. После войны казалось, что этот вид транспорта постепенно исчезнет. Но, в 1970 году по причине нефтяных ударов и перегрузки центров городов, возникает новая волна развития этого вида транспорта. В 1985 году во Франции появляется первая в мире сеть современных трамваев, которая начинает активно работать в восьми крупных городах страны, в 2000 году число городов, которые пользуются услугами трамвая, увеличивается до девятнадцати.

Оригинальные французские законы о транспорте

1) Если Вы собираетесь путешествовать по Франции на летающей тарелке, то Вам следует знать закон французского правительства, согласно которому запрещается сажать или парковать такой вид транспорта в виноградниках на всей территории государства. Так что, владельцы летающих тарелок, настоятельно рекомендуем: будьте внимательны во время парковки своего транспортного средства!

2) Также интересен факт, касающийся контроля над безбилетным проездом пассажиров. Во Франции практически нет контролеров, но штрафы за безбилетный проезд непомерно высоки. Поэтому человек, желающий проехать «зайцем», очень рискует не только репутацией, но и своим материальным состоянием.

Транспорт Франции очень разнообразен: от старинного трамвая до современного самолета. Каждый из них имеет положительные и отрицательные стороны. На чем путешествовать во Франции – выбирать Вам!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: