Центральный федеральный округ
Список городов ЦФО:
- Алексеевка
- Белгород
- Бирюч
- Валуйки
- Грайворон
- Губкин
- Короча
- Новый Оскол
- Старый Оскол
- Строитель
- Шебекино
- Брянск
- Дятьково
- Жуковка
- Злынка
- Карачев
- Клинцы
- Мглин
- Новозыбков
- Почеп
- Севск
- Сельцо
- Стародуб
- Сураж
- Трубчевск
- Унеча
- Фокино
- Александров
- Владимир
- Вязники
- Гороховец
- Гусь-Хрустальный
- Камешково
- Карабаново
- Киржач
- Ковров
- Кольчугино
- Костерёво
- Курлово
- Лакинск
- Меленки
- Муром
- Петушки
- Покров
- Радужный
- Собинка
- Струнино
- Судогда
- Суздаль
- Юрьев-Польский
- Бобров
- Богучар
- Борисоглебск
- Бутурлиновка
- Воронеж
- Калач
- Лиски
- Нововоронеж
- Новохопёрск
- Острогожск
- Павловск
- Поворино
- Россошь
- Семилуки
- Эртиль
- Вичуга
- Гаврилов Посад
- Заволжск
- Иваново
- Кинешма
- Комсомольск
- Кохма
- Наволоки
- Плёс
- Приволжск
- Пучеж
- Родники
- Тейково
- Фурманов
- Шуя
- Южа
- Юрьевец
- Балабаново
- Белоусово
- Боровск
- Ермолино
- Жиздра
- Жуков
- Калуга
- Киров
- Козельск
- Кондрово
- Кремёнки
- Людиново
- Малоярославец
- Медынь
- Мещовск
- Мосальск
- Обнинск
- Сосенский
- Спас-Деменск
- Сухиничи
- Таруса
- Юхнов
- Буй
- Волгореченск
- Галич
- Кологрив
- Кострома
- Макарьев
- Мантурово
- Нерехта
- Нея
- Солигалич
- Чухлома
- Шарья
- Дмитриев
- Железногорск
- Курск
- Курчатов
- Льгов
- Обоянь
- Рыльск
- Суджа
- Фатеж
- Щигры
- Грязи
- Данков
- Елец
- Задонск
- Лебедянь
- Липецк
- Усмань
- Чаплыгин
- Апрелевка
- Балашиха
- Бронницы
- Верея
- Видное
- Волоколамск
- Воскресенск
- Высоковск
- Голицыно
- Дедовск
- Дзержинский
- Дмитров
- Долгопрудный
- Домодедово
- Дрезна
- Дубна
- Егорьевск
- Жуковский
- Зарайск
- Звенигород
- Ивантеевка
- Истра
- Кашира
- Климовск
- Клин
- Коломна
- Королёв
- Котельники
- Красноармейск
- Красногорск
- Краснозаводск
- Краснознаменск
- Кубинка
- Куровское
- Ликино-Дулёво
- Лобня
- Лосино-Петровский
- Луховицы
- Лыткарино
- Люберцы
- Можайск
- Мытищи
- Наро-Фоминск
- Ногинск
- Одинцово
- Ожерелье
- Озёры
- Орехово-Зуево
- Павловский Посад
- Пересвет
- Подольск
- Протвино
- Пушкино
- Пущино
- Раменское
- Реутов
- Рошаль
- Руза
- Сергиев Посад
- Серпухов
- Солнечногорск
- Старая Купавна
- Ступино
- Талдом
- Фрязино
- Химки
- Хотьково
- Черноголовка
- Чехов
- Шатура
- Щёлково
- Электрогорск
- Электросталь
- Электроугли
- Юбилейный
- Яхрома
Город федерального значения Москва
- Москва (административный центр ЦФО)
- Московский
- Троицк
- Щербинка
- Болхов
- Дмитровск
- Ливны
- Малоархангельск
- Мценск
- Новосиль
- Орёл
- Касимов
- Кораблино
- Михайлов
- Новомичуринск
- Рыбное
- Ряжск
- Рязань
- Сасово
- Скопин
- Спас-Клепики
- Спасск-Рязанский
- Шацк
- Велиж
- Вязьма
- Гагарин
- Демидов
- Десногорск
- Дорогобуж
- Духовщина
- Ельня
- Починок
- Рославль
- Рудня
- Сафоново
- Смоленск
- Сычёвка
- Ярцево
- Жердевка
- Кирсанов
- Котовск
- Мичуринск
- Моршанск
- Рассказово
- Тамбов
- Уварово
- Андреаполь
- Бежецк
- Белый
- Бологое
- Весьегонск
- Вышний Волочёк
- Западная Двина
- Зубцов
- Калязин
- Кашин
- Кимры
- Конаково
- Красный Холм
- Кувшиново
- Лихославль
- Нелидово
- Осташков
- Ржев
- Старица
- Тверь
- Торжок
- Торопец
- Удомля
- Алексин
- Белёв
- Богородицк
- Болохово
- Венёв
- Донской
- Ефремов
- Кимовск
- Киреевск
- Липки
- Новомосковск
- Плавск
- Советск
- Суворов
- Тула
- Узловая
- Чекалин
- Щёкино
- Ясногорск
- Гаврилов-Ям
- Данилов
- Любим
- Мышкин
- Переславль-Залесский
- Пошехонье
- Ростов
- Рыбинск
- Тутаев
- Углич
- Ярославль
Центральный федеральный округ (ЦФО) (по материалам справочника сайта Президента России kremlin.ru/catalog/glossary, от 15.04.2017):
Включает в себя 18 субъектов Российской Федерации — Белгородскую область, Брянскую область, Владимирскую область, Воронежскую область, Ивановскую область, Калужскую область, Костромскую область, Курскую область, Липецкую область, Москву, Московскую область, Орловскую область, Рязанскую область, Смоленскую область, Тамбовскую область, Тверскую область, Тульскую область, Ярославскую область. Центр округа — город Москва.
Площадь — 652,7 тыс. кв. км (3,8% от территории России). Население — 37,3 млн человек (25,5% жителей страны).
Местоположение ЦФО — центр Европейской части России.
На территории округа берут начало такие крупные реки Европы как Волга, Дон, Днепр.
Главное природное богатство округа — железные руды Курской магнитной аномалии (КМА) — самого мощного в мире железорудного бассейна. Она расположена в пределах Курской, Белгородской и Орловской областей.
Лидирующими отраслями в промышленном комплексе ЦФО являются машиностроение и металлообработка. Здесь развиты ракетно-космическая промышленность, авиастроение, электронная и радиопромышленность, железнодорожное машиностроение. Важной отраслью является химическая промышленность. Регион производит до 30% продукции лёгкой промышленности в стране.
Состав Центрального федерального округа
Содержание статьи
- Состав Центрального федерального округа
- Где центр России
- Какие города находятся в Западной Сибири
Общая информация о ЦФО
Словосочетание «Центральный федеральный округ» вошло в лексикон жителей страны в мае 2000 года, когда в соответствии с указом Президента вся территория страны была разделена на «укрупненные регионы» — федеральные округа. Первым полномочным представителем президента в СФО стал Георгий Полтавченко, занимавший этот пост с 2000 до 2011 год.
Центральный федеральный округ занимает на карте относительно небольшое место — его площадь всего 650 205 км2 (для сравнения — у Дальневосточного округа этот показатель равен 6 952 555 км2). Зато ЦФО является «абсолютным лидером» по населению. Здесь проживает около 40 миллионов человек — почти четверть всего населения страны.
К особенностям ЦФО также можно отнести очень высокий процент городского населения — в 320 городах, расположенных на территории округа, проживает 80% жителей ЦФО.
Состав Центрального федерального округа и его столица
В состав ЦФО входит 18 субъектов Российской федерации: семнадцать областей и один город федерального подчинения — Москва. Крупнейший мегаполис страны, где по официальным данным проживает более 12 миллионов человек (около 30% всего населения ЦФО), является административным центром округа. Именно здесь располагаются органы власти округа.
Аппарат полномочного представителя президента в ЦФО «прописан» в самом центре Москвы (Никольский переулок, дом 6). В том же здании располагаются московские представительства еще нескольких округов.
Какие области входят в ЦФО
Список областей, относящийся к Центральному федеральному округу, таков:
- Белгородская область— один из приграничных регионов: на юге и западе области проходит граница России и Украины. Крупнейшие города области — Белгород и Старый Оскол упоминаются в летописях еще с XVI века. Белгородский район относится к индустриально-аграрным: он знаменит своими плодородными черноземами и месторождениями железной руды, относящимися в Курской магнитной аномалии.
- Брянская область— еще одна приграничная территория, причем она «примыкает» сразу к двумя государства, гранича с Украиной на юге и Республикой Беларусь на западе. Областная столица, Брянск, была основана в X-XI веке, и название ее изначально звучало как «Дебрянск» (от окружающих город густых лесных дебрей). Одна из ярких природных достопримечательностей региона — биосферный заповедник «Брянский лес».
- Владимирская область, средоточие достопримечательностей знаменитого Золотого кольца России. На ее территории располагаются знаменитые древние города России — это не только центр области, Владимир, но и Суздаль, Гусь-Хрустальный, Муром, Александров и многие другие.
- Воронежская область. Административный центр района — город Воронеж — является вторым по численности населения городом ЦФО: здесь проживает чуть более миллиона человек.
- Ивановская область— самая «компактная» из всех областей, входящих в состав округа, ее площадь составляет 21 437 км2. Это признанная «текстильная столица» России, родина знаменитых ивановских и шуйских ситцев, а два города области — Иваново и Плёс —входят в состав Золотого кольца.
- Калужская область— она невелика как по площади (около 30 тыс км2), так и по количеству населения (чуть больше миллиона), однако считается одним из самых экономически развитых регионов страны, лидируя по темпам роста промышленности и доходов населения.
- Костромская область — вторая по площади среди субъектов СФО, при этом самая малонаселенная, здесь живет около 650 тысяч человек. Древняя Кострома, основанная еще в XII веке, считается официальной родиной Снегурочки. Она также входит в маршруты Золотого кольца.
- Курская область, «соловьиный край России», известна своими плодородными черноземами и уникальным месторождением железных руд — Курской магнитной аномалии. На сельском хозяйстве и добыче железа и базируется экономика региона. Туристов привлекают сюда военно-исторические маршруты, проходящие по местам сражений на Курской дуге.
- Липецкая область по территории невелика (около 24 тыс. км2). Это самый «миниатюрный» из всех черноземных регионов России, при этом именно здесь производится почти треть отечественных плодоовощных консервов. Здесь активно развивается культура и промышленность, на территории региона создана особая федеральная экономическая зона, признанная одной из лучших инвестплощадок Европы.
- Московская область(также ее иногда называют «столичным регионом») находится на втором месте по населенности как в ЦФО, так и в России в целом, уступая только столице. Ее население — около 7.5 миллионов человек. «Полуофициальным» административным центром области считается Красногорск, где расположен Дом правительства региона.
- Орловская область — индустриально-аграрный регион, многие населенные пункты которого входят в список исторических поселений. В их числе и столица области, город Орёл — он начинался с крепости, основанной еще Иваном Грозным для охраны южных границ страны.
- Рязанская область — старопромышленный регион с богатейшей историей. Количество памятников культуры, архитектуры и археологии на территории области исчисляется тысячами. Знамениты эти места и памятниками природы, наиболее известными из которых являются Окский заповедник и Мещёрский национальный парк.
- Смоленская область, граничащая с Белоруссией, находится на западе России. Ее административный центр, Смоленск, считается одним из древнейших городов страны — впервые он упоминается в летописях в 863 году. Смоленская область знаменита своими сырами и молочной продукцией, и по объему производства этой продукции занимает первое место в федеральном округе.
- Тамбовская областьвходит в число черноземных районов, знаменитых своими природными богатствами. Здесь развито сельское хозяйство и пищевая промышленность. Это район с богатыми культурными традициями: на его территории насчитывается более 1300 культурно-исторических памятников, заметное место среди которых занимают православные храмы и монастыри.
- Тверская область по площади занимает первое место в ЦФО (84 201 км2). Это один из самых известных туристических регионов страны, привлекающий и своими природными красотами (Селигер, истоки Волги и система верхневолжских озер, так называемое Московское море — Иваньковское водохранилище), и старинными русскими городами, такими, как Тверь, Тожок или Вышний Волочёк.
- Тульская область считается одним из наиболее экономически развитых регионов центральной части страны. Среди наиболее известных промышленных предприятий региона — Тульский оружейный завод (работающий уже более трехсот лет) и кондитерская фабрика «Ясная поляна», где выпекаются легендарные тульские пряники.
- Ярославская область также входит в число наиболее развитых с промышленной точки зрения регионов России (здесь работает более 300 предприятий федерального масштаба), известна она и своими культурными и природными достопримечательностями. Исторический центр Ярославля внесен в список культурного наследия ЮНЕСКО, и наряду с еще двумя городами района, Ростовом Великим и Переславлем-Залесским входит в Золотое кольцо.
Что еще может означать ЦФО
В средствах массовой информации аббревиатура ЦФО в подавляющем большинстве случаев обозначает именно Центральный федеральный округ. Иногда может использоваться и такой вариант, как ЦФОРФ (две последние буквы в таком случае означают «Российской федерации»).
Однако для сокращения ЦФО возможны и другие варианты расшифровки. Так, в бухгалтерских документах или управленческом учете ЦФО будет означать «центр финансовой ответственности»; финансисты могут сокращать таким образом «центр фондовой операции», а в структурах МВД аббревиатура используется для обозначения ведомственного «Центра финансового обеспечения».
“Денег нет, но так было классно!” Театр кукол едет на “Золотую маску”
Театр кукол – островок детства, который иногда пускает к себе выросших детей, чтобы те тоже смогли окунуться в безмятежные дни, где все поймут и простят. В Карелии театр кукол существует уже более 80 лет и давно перестал быть местом, куда можно прийти только ребенком или с ребенком. В Международный день кукольника «Петрозаводск говорит» узнал о закулисной жизни главных героев спектаклей, поговорил с актерами «Железа», которые в апреле могут получить «Золотую маску», и выяснил, почему в этом сезоне зрителям не стоит ждать премьер.
«Волк и заяц, тигры в клетке – все они марионетки. » В театре кукол все дышит, смеется, строит глазки, короче говоря, оживает «в ловких и натруженных руках». Каждый из персонажей – неповторимое произведение художника, созданное под конкретного актера и для одного-единственного спектакля. Если представление убирают из театральной афиши, то все задействованные персонажи отправляются на заслуженный отдых. Культурный конвейер беспощаден к производителям доброго и вечного.
– А сколько всего кукол находится в вашем хранилище?
– Трудно сказать. Точной цифры не скажу,– отвечает нам заслуженная артистка Карелии Людмила Терентьева. Актриса показывает нам Мальвину, которая «работает» в театре столько же, сколько сама Людмила Васильевна. – Спектакль «Буратино» шел очень долго, а эту куклу водили два человека. Конечно, раньше она была посветлее, пластичнее, волосы – поголубее…
Мальвину в 1968 году сделал главный режиссер и художник театра Юрий Минаев. Знаменитый «минаевский гапит» – легкий и удобный каркас, который позволяет приводить куклу в движение, – по достоинству оценен актерами российских театров.
Еще одно поколение кукол создано причудливым воображением художника Христины Георгиевны Скалдиной. Вот ковш, вот мочалка, а вот – солонки. Все вместе – герои спектакля по мотивам национальных сказок «Карельский сувенир». С ним театр еще в советское время впервые выехал на гастроли в Финляндию. В Хельсинки представление сняли местные телевизионщики, и говорят, что телепостановку можно до сих пор застать на финских экранах телевизоров.
Непосредственно в здании с волшебными стражами на крыше на проспекте Карла Маркса живут далеко не все куклы. Большая их часть находится на складах театра в разных частях города. На складе оказались и куклы с декорациями относительно недавнего хита театра кукол Карелии – спектакля «Железо». Сказка для взрослых о Вене с Зиной и их “Запорожце” идет уже второй сезон, и душевная история об этом совершенно обычном, но в то же время исчезающем примере семейных отношений оценили в Москве. В апреле спектакль едет в столицу, чтобы представить «Железо» в рамках главной театральной премии страны «Золотая маска». «Железо» Бориса Константинова номинировано в четырех номинациях, в том числе и за актерскую работу дуэта Любови Бирюковой и Дмитрия Будникова.
– Когда мы репетировали этот спектакль, то казалось, что творческий процесс не закончится никогда. Многое из того, что было придумано, не вошло в этот спектакль. «Железо» идет час, а мы нарепетировали на два, но у всего есть свои рамки, – вспоминает исполнитель роли Вени заслуженный артист Карелии Дмитрий Будников.
Успех «Железа» как у критиков, так и у зрителей, которые уже второй сезон обеспечивают аншлаг в зале, возможно, связан с той вовлеченностью творческого коллектива в работу над спектаклем. Он стал, по сути, квинтэссенцией зафиксированной импровизации актеров и семейных историй режиссера и художника. Как рассказывает директор театра Любовь Васильева, у «Железа» не было написанного сценария, а первоначально Борис Константинов собирался ставить совсем другую историю. Само “Железо” могло и вовсе получить название «Гараж» или «Ожившие вещи».
– От нас в этом спектакле остались имена, какие-то сцены мы с Димой тоже вместе придумали, и это понравилось режиссеру: «Этот текст хороший – запиши, а это – уберите». Борис Константинов прекрасно знал, про какое время и про каких героев он ставит этот спектакль, – рассказала заслуженная артистка России Любовь Бирюкова, исполнившая роль Зины, трудолюбивой и терпеливой супруги немного безответственного, но доброго Вени.
– Мне кажется, что главное в этом спектакле – человеческие отношения, которые сегодня исчезают. Всем бы хотелось прожить всю жизнь вместе. Да, у наших героев нет детей, но они любят друг друга. Это самые обыкновенные люди, которые не совершили никакого глобального поступка. Этот автомобиль стал их ребенком, их котенком, другом, надеждой. Он стал их жизнью. При этом у Вени характер чисто мужской, лидерский, а она покладистая и добрая. Такой я стараюсь ее делать. Мне кажется, этим спектакль тоже подкупает зрителя. Здесь женщина – это женщина. Нет размытых понятий, которые мы сегодня видим в жизни.
– Но ведь жалко ее…
– Да, вы знаете, ее жалеют. Хотя я изо всех сил стараюсь, чтобы этого чувства у зрителя не возникало. Но ведь и его жалеют! Диме удалось найти в Вене сильные мужские качества и в то же время трогательные, когда мужчину становится безумно жалко.
– Есть и еще один фактор успеха у этого спектакля. Все мы люди большой ностальгии, – отметил Дмитрий Будников. – Как бы хорошо ни жили, все равно говорим: «А помнишь, как в 80-х классно было. Денег не было, но как классно! А сейчас все есть, но все плохо». Наверное, через 20 лет будем так же вспоминать 90-е.
– Такая история могла бы произойти сегодня?
Театральная мозаика Карелии
К Году театра в России Национальный архив Республики Карелия подготовил виртуальную выставку «Театральная мозаика Карелии» о театрах нашего края. Основу экспозиции составляют документы и фотографии из фондов театров, органов власти, личных фондов деятелей театрального искусства Карелии, изданий, находящихся на хранении в КУ НА РК.
Театр дореволюционный
Первые спектакли были поставлены в Петрозаводске уже в начале XIX века. Это был век театра домашнего, театра любительского. В постановках принимали участие в основном местные чиновники и члены их семей, а сборы от спектаклей шли на благотворительность. Основу репертуара составляли водевили, шуточные оперетки и классические произведения. В 1872 г. по инициативе губернатора Г.Г. Григорьева на месте современного Национального театра Республики Карелия было построено деревянное здание театра и подарено Петрозаводскому благотворительному обществу. В 1877 г. образовалось Петрозаводское общество любителей музыкального и драматического искусств, способствовавшее развитию любительского театра.
В 1906 г. Комитет попечительства о народной трезвости построил на ул. Пушкинской деревянное здание Народного дома, в котором разместился первый профессиональный театр. Выходец из заонежских крестьян антрепренер И.Ф. Савельев привез в Петрозаводск труппу профессиональных артистов. Открытие театра Народного дома состоялось 26 декабря (по старому стилю) 1906 г., была показана пьеса «Каширская старина». Здание Народного театра сгорело в 1910 г. и, сыграв несколько спектаклей на разных площадках, последняя труппа театра распалась.
В 1912 г. в Петрозаводске были построены сразу два театра – Летний и «зимний»: Летний театр в общественном саду и новое каменное здание Петрозаводского благотворительного общества взамен пришедшего в негодность и сгоревшего в 1906 г. деревянного. В Петрозаводске появилась труппа профессиональных артистов, в которой работали такие известные в будущем режиссеры, как Б.Ф. Дауговет и Б.А. Бертельс. 4 декабря 1912 г. состоялось торжественное открытие здания Петрозаводского благотворительного общества, показана пьеса А.Н. Островского «Волки и овцы» в исполнении труппы драматических артистов. На следующий год в этом же здании разместился кинотеатр «Триумф». В последующие годы столичные режиссеры и профессиональные артисты приезжали в Петрозаводск в основном в летние сезоны и ставили спектакли в Летнем театре. В летний сезон 1916 г. в городе впервые работал Н.В. Петров, будущий создатель Народного театра драмы Петрозаводска.
В конце XIX – начале XX веков в Петрозаводске и уездах продолжает действовать любительский театр, устраиваются народные спектакли. Круг любителей драматического искусства и непрофессиональных исполнителей расширился: чиновники, купцы, мещане, земские служащие и даже крестьяне. Сбор от спектаклей шел на благотворительные цели.
Театры 1918 – середины 1920-х гг.
Советская власть сразу обратила внимание на театр как на мощнейшее средство идеологического воздействия и просвещения народа. В Петрозаводске почти одновременно открылись несколько театров: Народный театр драмы, Передвижной народный театр, театр Мурманской железной дороги, Камерно-музыкальный театр. Не все из них оказались жизнеспособными. Особое значение для развития театрального искусства Карелии имело открытие 6 июня 1918 г. (в газетных публикациях встречаются две даты открытия Народного театра — 5 и 6 июня, в афише – 6 июня) Народного театра драмы под руководством молодого режиссера Александринского театра Н.В. Петрова. В этот день в здании театра «Триумф» была показана пьеса М. Горького «На дне». В летний сезон в Петрозаводске играли актеры Александринского театра, среди которых блистали Е.П. Корчагина-Александровская и Н.С. Рашевская. После окончания успешного летнего сезона Народный театр драмы был принят на государственное финансирование. 18 ноября при театре была открыта Студия театрального искусства. Осенью 1919 г. Народный театр драмы возглавил Ю.Н. Юрьин. Тогда же театр стал выезжать в гастрольные поездки по уездам, а в январе 1920 г. был переименован в Губернский театр драмы. В сезон 1921-1922 г. главным режиссером театра стал режиссер Александринского театра Н.В. Смолич. В труппу вошли артисты центральных театров, в т.ч. один из старейших актеров Александринского театра Н.П. Шаповаленко.
В марте 1921 г. при финской секции Карполитпросвета был образован Карельский театр. В состав труппы вошли финны-революционеры, эмигрировавшие из Финляндии. Возглавил коллектив актер и руководитель любительских театров Финляндии Виктор Линден. Осенью 1922 г. дело В. Линдена продолжила Санни Нуортева, жена наркома просвещения Карельской трудовой коммуны, будущего председателя ЦИКа АКССР А.Ф Нуортева, организовав любительский театр «Карельская сцена». Спектакли финноязычной труппы проходили в здании театра (кинотеатра) «Красная звезда» на углу пр. К. Маркса и Онежской набережной.
Кроме театров Петрозаводска в годы Гражданской войны действовали театры в уездах и уездных центрах – Олонце, Пудоже, Вытегре, Повенце.
После окончания войны из-за тяжелейшего экономического положения прекратилось финансирование профессиональных театров. Губернский театр драмы был переведен на самоокупаемость. Получая лишь разовые дотации от местной власти, театр не раз приостанавливал свою деятельность, и в 1926 году был закрыт.
Театры довоенного периода (конец 1920-х — 1940 гг.)
В конце 1920-х гг. улучшение финансового положения республики позволило возобновить работу профессионального драматического театра в Петрозаводске. 1 мая 1929 г. в помещении кинотеатра «Триумф» показом пьесы В.М. Киршона «Рельсы гудят» состоялось открытие весеннего сезона театра драмы, а осенью Карельский государственный театр драмы начал работать на постоянной основе (с 1932 г. – Карельский государственный театр русской драмы).
Тогда же стало возможным приступить к осуществлению мер по созданию национального профессионального театра. В 1928 г. на курсы режиссерского отделения Ленинградской художественной (театральной) студии был направлен Р.Я. Нюстрем, преподаватель Карельского егерского батальона, писатель, участник любительского финноязычного театрального коллектива. Годом позже в Ленинграде начала обучение специально отобранная группа талантливой молодежи республики. Осенью 1932 г. выпускники Карельской студии (позднее Карельский драматический техникум) Ленинградского театрального техникума объединились с национальной труппой актеров под руководством Кууно Севандера, уже работавшей с начала года при Карельском государственном драматическом театре. Сформированная из числа финнов, приехавших в АКССР из США и Канады, национальная труппа прошла трехмесячное обучение в Ленинграде осенью 1931 г. Художественным руководителем объединенного коллектива был назначен Р.Я. Нюстрем, директором Кууно Севандер. В октябре 1932 года состоялся показ первого спектакля Карельского государственного национального драматического театра по драме Бориса Лавренева «Разлом» в исполнении объединенной труппы театра. Пережив репрессии 1937-1938 гг., театр стал работать в форме студии, а после окончания Зимней войны был восстановлен как Государственный Финский драматический театр.
Карельский государственный театр русской драмы и Карельский государственный национальный драматический театр регулярно выезжали в гастрольные поездки по республике для «более широкого обслуживания населения». В 1936 г. артисты Карельского государственного национального драматического театра совершили тысячекилометровый лыжный культурно-просветительный поход по районам республики.
В конце 1920-х гг. новое развитие получил любительский театр. В 1927 г. в Петрозаводске возникла рабочая театральная мастерская (РАТЕМАС), позднее реорганизованная в ТРАМ – Театр рабочей молодежи. Отсутствие специальной профессиональной подготовки актеры-любители компенсировали злободневными сюжетами и новыми сценическими формами. Именно в ТРАМе зародился будущий кукольный театр. В 1935 г. для «усиления художественного воспитания детей и подростков» ТРАМ был реорганизован в театр юных зрителей (ТЮЗ) из которого вскоре выделилась группа кукловодов. 15 декабря 1935 г. состоялась первая профессиональная кукольная постановка – спектакль «Рис» по пьесе Р.М. Ландиса. После ликвидации в 1937 г. ТЮЗа кукольники работали при Карельском государственном театре русской драмы, а с 1938 г. Петрозаводский театр кукол стал самостоятельным учреждением.
В 1930-е гг. в республике работали колхозно-совхозные театры, которые с успехом гастролировали по населенным пунктам и предприятиям в районах. В Медвежьей Горе действовал Центральный театр Беломорско-Балтийского комбината, основу штата которого составляли заключенные. Репертуар театра включал драматические спектакли и оперные постановки. В январе 1941 г. театр был передан в ведение Комитета по делам искусств при СНК КФССР, а на его базе вскоре образован Республиканский театр музыкальной комедии.
Театры в годы Великой Отечественной войны и послевоенного десятилетия
С началом Великой Отечественной войны театры республики закрывались или эвакуировались. В эвакуации театральные коллективы ставили спектакли, гастролировали по стране с концертами и театральными постановками. Вкладом в дело Победы стали для артистов выступления в составе фронтовых концертных бригад на передовой, шефские концерты и спектакли для воинских частей армии и флота, госпиталей.
После освобождения Петрозаводска в городе уцелело лишь одно театральное здание – бывший «Триумф», в котором разместился Театр русской драмы КФССР. Государственный Финский (Национальный) драматический театр (с 1950 г. Государственный Карело-Финский драматический театр) первые послевоенные годы находился в Олонце, а в 1950 г. вернулся в Петрозаводск, получив здание на ул. Гоголя – довоенный Дом крестьянина. Петрозаводский театр кукол работал на разных площадках города до середины 1950-х гг., пока наконец не обосновался в здании дореволюционной постройки по соседству с «Триумфом». Для выступлений артистов в парке отдыха в летний сезон был построен новый Летний театр взамен разрушенного в годы войны.
Первый театральный сезон был открыт в Петрозаводске уже 16 сентября 1944 г. Республиканский театр музыкальной комедии представил зрителям комическую оперу Оффенбаха «Перикола». Но из-за отсутствия материальной базы театр был закрыт в начале 1949 г.
В 1952 г. на пл. Кирова началось строительство нового театрального здания по проекту архитектора С.Г. Бродского.
Театры второй половины ХХ века
В 1955 г. было закончено строительство театрального здания на площади Кирова в Петрозаводске по проекту архитектора С.Г. Бродского. Распоряжением Совета Министров СССР от 20 мая и Совета Министров КФССР от 16 июня 1955 г. Театр русской драмы был реорганизован в Государственный музыкально-драматический театр КФССР (с 1956 г. КАССР). Разместился театр в новом здании. Зрителям стали доступны не только драматические спектакли, но и музыкальные. Музыкальная труппа открыла сезон 5 ноября 1955 г. опереттой И. Дунаевского «Вольный ветер». В последующие годы театр радовал зрителей многообразием музыкальных жанров: классические оперетты и оперы, современные оперетты и комические оперы, музыкальные сказки и музыкальные комедии — преддверие мюзиклов. В 1956 г. балетом-комедией «Соперницы» П.Л. Гертеля началась история карельского балета, в которой было немало ярких событий и имен. 27 марта 1959 г. состоялась премьера первого национального балета “Сампо” на музыку Г.-Р.Н. Синисало в постановке И.В. Смирнова. Летом того же года балет был с успехом показан на Декаде карельского искусства и литературы в Москве. В 1985 г. публике была представлена новая редакция балета. Сценическая жизнь «Сампо» перешагнула рубеж столетий, получив заслуженное признание нескольких поколений зрителей. 29 апреля 1968 г. постановлением Совета Министров Карельской АССР Музыкально-драматический театр был разделен на Музыкальный и Русский драматический театры республики. Два театра продолжили свою деятельность под одной крышей. Драматическая труппа театра, а с 1968 г. Государственный Русский драматический театр КАССР с высоким мастерством исполнял спектакли по произведениям русской и зарубежной классики, современных советских и зарубежных писателей. В 1973 г. была показана инсценировка И.М. Бацера в постановке И.С. Ольшвангера «В подвалах отеля «Мажестик» (Четыре дня из жизни комиссара Мегрэ)» по произведению Ж. Сименона. Актер К.В. Пилипенко с тончайшим психологизмом сумел передать образ известного сыщика. Спектакль прошел с огромным успехом. А сам писатель Ж. Сименон, узнав о спектакле в Петрозаводске, прислал К.В. Пилипенко телеграмму со словами дружественной поддержки. В 1982 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР за заслуги в развитии театрального искусства Государственный Русский театр драмы был награжден орденом Знак почета. Преемником Государственного Русского театра драмы в ХXI веке стал профессиональный негосударственный авторский театр “Ad Liberum”, продолживший традиции высокого театрального искусства старейшего театра драмы республики.
В середине 1950-х гг. после переезда Театра русской драмы в новое здание, старейшее театральное здание Петрозаводска на проспекте К. Маркса было предоставлено Государственному Финскому драматическому театру. В 1961 г. начинается реконструкция здания по проекту архитектора С.Г. Бродского. Проект предусматривал объединение Государственного Финского драматического театра и Петрозаводского театра кукол, находившегося в соседнем здании, в единый архитектурный комплекс. В связи с затянувшейся реконструкцией и объединением в 1963 г. Финского и Русского драматических театров с целью экономии под общее руководство, Государственный Финский драматический театр не только временно лишился сцены, но и собственной материальной базы. Это побудило актеров Е.С. Томберг, С.А. Туорила, Д. Карпову, писателей и драматургов республики обратиться с открытым письмом о судьбе театра в Министерство культуры СССР. Наконец в 1965 г. режиссерским дебютом Т. Хайми — спектаклем «Куллерво» открылось новое здание театра. Кроме традиционно исполняемых спектаклей по мотивам эпоса «Калевала», по произведениям русской и зарубежной классики, пьес советских авторов, в последующие годы в репертуаре театра появляются спектакли по произведениям писателей Карелии. За спектакль по произведению А. Тимонена «Примешь ли меня, земля карельская?» создатели постановки были награждены в 1972 г. Государственной премией РСФСР им. К.С. Станиславского. Спектакль транслировался по Центральному телевидению СССР, а в Финляндии состоялась радиопостановка спектакля.
Ближайшим соседом Государственного Финского драматического театра стал Петрозаводский театр кукол. В здании 1859 года постройки до революции располагалась гауптвахта, Алексеевская библиотека, кинотеатр «Сатурн». В советское время до Великой Отечественной войны размещалась телефонная станция и кафе, после войны до 1955 г. – ансамбль «Кантеле». Работа театра кукол в здании началась одновременно с его реконструкцией в 1955-1956 гг. – созданием пристройки для стационарного театра со зрительным залом на 125 мест. После реконструкции 1961-1964 гг. по проекту С.Г. Бродского здание театра кардинально изменило свой облик. В 1953 г. в театр пришел Ю.И. Андреев, с которым связана более чем полувековая эпоха в истории театра. Актер, режиссер, учившийся у С.В. Образцова, драматург, Ю.И. Андреев поставил более пятидесяти спектаклей. Спектакль театра 1974 г. «Карельский сувенир» получил широкое признание не только на родине, но и за рубежом, а куклы к спектаклю художника Х.Г. Скалдиной заслужили бронзовую медаль ВДНХ. Большим успехом театра в 1980-е гг. стал спектакль «Картины Калевалы» в оформлении Т.Г. Юфы.
В 1980-х гг. в Петрозаводске появился еще один театр, который стал неотъемлемой частью театральной Карелии. Театр «Творческая мастерская» возник по инициативе актеров. 23 февраля 1985 г. восемь ведущих актеров Русского драматического театра КАССР (О.А. Белонучкин, Л.Ф. Живых, Е.Ю. Бычкова, В.И. Мойковский, Л.В. Зотова, Г. Б. Залогин, Г.М. Москалева, Т.В. Румянцева) показали на сцене Дома актеров Союза театральных деятелей Карелии поставленный своими силами литературный спектакль по повести Б. Васильева «Завтра была война». Спектакль, который игрался почти без декораций, имел огромный успех, актеров стали приглашать СТД Москвы и Ленинграда. В 1988 г. был создан карельский филиал Всероссийского объединения «Творческие мастерские» Союза театральных деятелей РСФСР. 16 ноября 1988 г. на сцене Национального театра КАССР состоялась премьера спектакля «Плаха» по роману Ч. Айтматова. Этот день считается официальной датой рождения нового театра, который возглавил народный артист Литвы И.П. Петров, уже работавший ранее в театрах Петрозаводска. В период становления театр «Творческая мастерская» не раз менял свой статус, став с 1992 г. государственным учреждением. Впереди у театра были новые победы и борьба за существование, творческий поиск и неизменная любовь зрителей.
В 1960-е — 1970-е гг. в районах республики и Петрозаводске были образованы популярные у зрителей, радующие свои мастерством знаменитые народные театры Сортавалы, Пудожа, Олонца, Беломорска, Калевалы, театр-студия “МОНТЕС” в Петрозаводске и другие негосударственные театры. В ХXI веке театральные традиции любительских и негосударственных театров республики получили новую жизнь и новое развитие. К сожалению, документы негосударственных, любительских, народных театров за вторую половину ХХ века не поступали на хранение в Национальный архив Республики Карелия.
Музыкальный и Русский драматический государственные театры республики
Государственный Финский драматический театр КАССР (с 1991 г. Национальный театр Республики Карелия)
Что посмотреть в Петрозаводске за один день
В Петрозаводске много зелени, воды и чистый воздух.
Здесь можно выйти из дома и через пять минут оказаться на берегу Онежского озера, второго по величине в Европе, или в настоящем лесу — город им окружен. Туристы часто оказываются в Петрозаводске проездом, когда едут путешествовать по Карелии: в сплавы по рекам, походы по национальным паркам, на рыбалку.
Петрозаводск основал Петр I в 1703 году, в один год с Санкт-Петербургом. Но, в отличие от Петербурга, в Петрозаводске нет выдающихся архитектурных памятников. Вместо дворцов Петр строил здесь оружейный завод — отсюда и название города. Однако заводская, рабочая история города ушла в прошлое. Сейчас петрозаводчане считают свой город интеллигентным и гордятся местными театрами и вузами.
Я выросла и жила в Петрозаводске до 2013 года. Сейчас тоже часто там бываю. Я много раз показывала родной город его гостям и сама люблю по нему бродить. В этой статье расскажу, что интересного можно увидеть в городе за несколько часов.
Наша пешая прогулка начнется на проспекте Ленина — главной улице города — и закончится в Национальном музее. По пути увидим несколько парков, главные площади города, набережную Онежского озера — ее парадную и непарадную часть, театры и Музей изобразительных искусств Карелии.
Как увидеть мир за копейки
Расскажем в нашем новом телеграм-канале для бережливых путешественников Чемодан.
Подпишитесь, чтобы не пропустить лучшие статьи о поездках по миру, России и жизни за рубежом.
Как добраться. Большинство путешественников приезжают в Петрозаводск поездом. Из столиц сюда ходят фирменные поезда: № 18 «Москва — Петрозаводск» и № 12 «Санкт-Петербург — Петрозаводск». Московский поезд — двухэтажный, в нем нет плацкартных вагонов. Билет стоит от 1499 Р , отправляется ежедневно в 21:05 с Ленинградского вокзала. Время в пути — около 12 часов.
Петербургский поезд попроще. Он едет 7 часов, плацкарт стоит от 700 Р . Отправление каждый день в 23:20 с Ладожского вокзала.
Вообще, из Санкт-Петербурга удобнее добираться на «Ласточке»: она отправляется из Петербурга каждый день в 6:32 и 18:00, в дороге проведете 5 часов. Билет стоит от 980 Р . Если едете вечером в пятницу или в субботу, советую покупать билет на «Ласточку» заранее: в эти дни она забита под завязку.
стоит билет на «Ласточку» из Санкт-Петербурга в Петрозаводск
Еще в Петрозаводске останавливаются поезда, следующие в Мурманск или, наоборот, из Мурманска в Москву или Санкт-Петербург. Цена билета на мурманских поездах из Москвы — от 1290 Р , из Санкт-Петербурга — от 787 Р .
Из Москвы в Петрозаводск летает «Победа». Билет на прямой рейс стоит от 998 Р . На момент написания статьи, в начале 2022 года, аэропорт Бесовец реконструируется. Новое здание еще строится, а действующий терминал совсем небольшой. Пассажирам выдают багаж прямо на улице, с грузовой тележки, а на подходе к зданию все время грязь.
Из аэропорта в центр можно добраться на автобусах № 100, 112, 117А, проезд стоит 59 Р . Такси до проспекта Ленина — начальной точки нашего маршрута — обойдется примерно в 400 Р . В Петрозаводске работают приложения «Яндекс-такси» и Rutaxi.
Маршрут
Проспект Ленина — начальная точка нашего маршрута. Он начинается на площади Гагарина, где стоит железнодорожный вокзал. Если встать посередине площади, вы увидите перспективу проспекта и озеро, к которому он ведет.
Проспект Ленина — главный в Петрозаводске. Основная застройка здесь — «сталинки» и современные торговые центры, но есть и дореволюционные деревянные строения, похожие на финские здания. Туристы часто удивляются такому соседству и спрашивают, почему их не снесут. Могли и снести, если бы общественность города не отстояла.
Фонтан «Молекула», который мы увидим на Студенческом бульваре, через квартал от вокзала, — один из символов города. Из-за необычной конструкции на его фоне любят фотографироваться и местные, и туристы, а детям нравится лазить по нему. Через дорогу находится главный карельский вуз — Петрозаводский государственный университет, поэтому на скамейках вокруг фонтана всегда сидят студенты.
Парк 50-летия Пионерской организации никто из местных так не называет. Чаще всего говорят: «Пойдем в Ямку». Но надо иметь в виду, что Ямок в городе две, поэтому, если вам назначили встречу в Ямке, уточняйте, в какой именно. О втором парке с таким же народным названием я расскажу дальше. А называют их так потому, что оба расположены в низине, в пойме рек.
Парк 50-летия Пионерской организации находится чуть в стороне от Студенческого бульвара, в пойме реки Неглинки. С улицы вы спускаетесь как бы в зеленый и тихий котлован. Здесь много деревьев, жирные утки и ажурные мостики, которые любят снимать фотографы, а молодожены здесь вешают традиционные замки.
Набережная Онежского озера считается главной достопримечательностью Петрозаводска. Всех гостей города в первую очередь ведут сюда. Во время белых ночей в мае — июле, когда даже ночью светло как днем, набережная никогда не спит. Круглосуточно здесь гуляют люди, а музыканты устраивают по вечерам джем-сейшны . В 2019 году в ротонде поставили пианино, и на нем мог играть любой желающий.
В последнюю субботу июня здесь проходят мероприятия, посвященные Дню города. В прежние годы это была обычная пьянка на газонах набережной, поэтому многие петрозаводчане старались сбежать в этот день из города. Но в последнее время праздник становится все более культурным, с театрализованными представлениями, когда сами жители переодеваются в наряды былых эпох.
Зимой, во время фестиваля «Гиперборея», набережная превращается в бесплатную выставку снежных и ледовых скульптур. В 2022 году праздник пройдет 4—8 февраля. Обычно скульптуры очень красивые.
В целом Онежская набережная благоустроена: здесь красивая брусчатка, есть скамейки, вайфай, спортивная площадка с тренажерами. Но главное, чем она знаменита, — это необычные скульптуры, в разные годы подаренные Петрозаводску городами-побратимами. Благодаря им Онежскую набережную называют музеем под открытым небом.
Самая известная и фотографируемая композиция — «Рыбаки»: два металлических старца, похожих на белых ходоков из «Игр престолов», забрасывают в озеро невод. Самые красивые фото с рыбаками получаются на закате, а самые необычные — в холодную погоду и шторм на озере. Тогда вода на лицах и телах старцев застывает сосульками.
Большинство скульптур обзавелись народными названиями, а изначальные уже никто из местных не помнит. Например, несколько женщин, соединяющих руки, — подарок из норвежского города Му-и-Рана . Авторы назвали памятник «Место встречи», но среди петрозаводчан он известен как «Слет лесбиянок». «Спящую красавицу» называют «Мечтой маньяка», «Тюбингенское панно» — «Набором отверток».
Если пойти по набережной влево от проспекта Ленина у вас за спиной, вы выйдете к кварталу исторической застройки. К сожалению, из него до сих пор не сделали что-то вроде Татарской слободы в Казани. В целом район сейчас выглядит неопрятно. Тем не менее можно погулять там и посмотреть на симпатичные деревянные домики.
Правая часть набережной упирается в парк культуры и отдыха. Это старейший парк в городе, но, на мой взгляд, этим его достоинства исчерпываются. Сейчас сюда можно прийти летом с детьми покататься на аттракционах, но большинство из них довольно простые и устаревшие. Еще в правой части набережной находится речной вокзал, откуда отходят пассажирские теплоходы «Кометы» на остров Кижи. Подробнее я расскажу об этом в разделе «Детали».
Если после прогулки будет недостаточно видов на озеро, съездите на другую, непарадную набережную Онеги — набережную Варкауса. Она нравится мне больше всего.
Это улица элитной застройки в Петрозаводске с прямым выходом к озеру. Там мало людей, нет благоустройства и красивые незаезженные виды. Летом на песке или в тени деревьев можно устроить пикник — практически в центре города, но при этом на природе, у озера. Именно такими возможностями Петрозаводск и прекрасен.
Площадь Кирова, к которой вы подниметесь от Онежской набережной, можно назвать культурным сердцем города. Здесь находятся сразу три театра — Музыкальный, Национальный и Театр кукол, а также Музей изобразительных искусств.
Музыкальный театр я люблю за балеты, которые ставит здесь Кирилл Симонов. Это титулованный хореограф, лауреат главной премии России «Золотая маска». Он ставит спектакли на сценах Мариинского и Большого театра, в Лондоне и Токио, поэтому каждый новый балет в Музыкальном театре Карелии — большое событие для города. При этом билет на симоновский спектакль в Петрозаводске стоит от 150 Р .
В Национальном театре ставят пьесы на русском, финском, карельском и вепсском языках. Когда постановка не на русском, зрители слушают перевод в наушниках, как, например, в спектакле «Хаос» по пьесе финского драматурга Мики Мюллюахо. В Театре кукол мне очень нравятся спектакли для взрослых — «Железо» и «Сад».
В Музее изобразительного искусства небогатая постоянная экспозиция, но периодически проходят интересные выставки. Например, осенью 2019 весь город постил в соцсетях яркие и очень милые картины бурятского художника Зорикто Доржиева, который выставлялся в петрозаводском музее. А зимой открылась выставка эпатажного Никаса Сафронова.
Лично мне больше нравятся выставки местных художников. Например, летом я попала на выставку картин Тамары Юфы, автора иллюстраций к карело-финскому эпосу «Калевала».
Вход на временные выставки стоит от 150 Р , для пенсионеров — от 100 Р , для школьников и студентов — от 50 Р , для дошкольников — от 40 Р . Стоимость входа на интересующую вас выставку можно посмотреть на сайте музея. В каждое последнее воскресенье месяца в музей могут бесплатно попасть дети, учащиеся до 18 лет и вузовские студенты-очники, а в каждое предпоследнее воскресенье месяца — инвалиды II группы. Для многодетных семей бесплатный вход по субботам.
Парк Онежского тракторного завода — еще одна Ямка, — на мой взгляд, одно из самых уютных мест в городе. Парк находится в пойме реки Лососинки. Туда нужно спускаться по довольно длинной лестнице — и ты будто попадаешь в совсем другое время и пространство. Шум улицы почти не слышен, очень тихо и спокойно, журчащая речка, огромные деревья, множество уток.
Именно отсюда начинался Петрозаводск: здесь, в глубине парка, находятся здания Онежского тракторного завода. Изначально его построили на месте того самого оружейного завода, ради которого был основан город. В одном из помещений завода сейчас расположена Галерея промышленной истории Петрозаводска.
Это редкий музей, где экспонаты можно трогать руками: там пушки и ядра 18—19 веков и машины, которые выпускал завод в 20 веке. Экскурсии проводят бесплатно, но по предварительной записи. Записаться можно в любой день, кроме понедельника, по телефону +7 (8142) 67-22-99 с 11:00 до 17:00 или оставить заявку в группе музея во Вконтакте.
Национальный музей Карелии находится на площади Ленина, или Круглой, как ее называют горожане. Мне музей кажется очень интересным. Здесь 3 этажа и 22 зала — и это только постоянные экспозиции. Выставки показывают историю Карелии от первобытных времен и Средневековья до эпохи царского завода, лесорубов и горняков.
Мне как человеку с филфаком в анамнезе больше всего нравится зал, посвященный русским былинам и эпосу «Калевала». «Калевала» для карелов и финнов — как «Илиада» для греков, «Энеида» для итальянцев, «Старшая Эдда» для исландцев. Это руны о сотворении мира глазами наших предков, отсюда родом карельские и финские национальные легенды и герои.
Кроме фотографий и других документов, памятных бюстов и предметов интерьера в зале «В краю рун и былин» можно увидеть национальные музыкальные инструменты. Самый известный из них — кантеле. Это музыкальный символ Карелии. Он напоминает русские гусли. Еще один необычный инструмент — йоухикко, на котором играют смычком. Для моего слуха звук отвратительный, примерно как у шотландской волынки.
Входной билет на все постоянные экспозиции музея стоит 300 Р , для студентов и пенсионеров — 150 Р , для дошкольников и школьников — 60 Р , детям до 3 лет — бесплатно. Второе воскресенье каждого месяца — день бесплатного посещения для всех, а каждую субботу — свободный вход для многодетных семей. Полуторачасовая экскурсия по музею стоит 1500 Р для группы до 30 человек.
стоит билет в Национальный музей Карелии
Детали
Еда. От площади Ленина по коротенькому проспекту Энгельса можно выйти на проспект Ленина. На пересечении улиц есть несколько заведений, где можно подкрепиться.
В кафе «Дежавю» можно поесть быстро и дешево: салат «Русский» стоит 75 Р , уха — 70 Р , говядина по-строгановски — 150 Р . В пивном доме «Нойбранденбург» сытно: там колбаски от 280 Р , свиные ребрышки от 320 Р . Я советую попробовать «Сокровище Траутенберга» — большой драник с начинкой из курицы, грибов и овощей за 420 Р .
На углу Ленина и Энгельса находится «Карельская горница» — ресторан национальной кухни. На мой вкус, это исключительно туристическое место. Там стилизованный под карельскую избу интерьер и бешеные, по меркам петрозаводских заведений, цены: салат из свежих овощей — 390 Р , лохикейто, традиционный карело-финский сливочный суп с красной рыбой, — 465 Р , жареная ряпушка с пюре — 490 Р . Зато в ресторане можно отведать медвежатину, оленину, лосятину и вкусные самодельные настойки.
Блюда карельской кухни по приемлемым ценам можно попробовать в «Ягеле», который находится чуть выше по Ленина. Там лохикейто стоит 350 Р , ряпушка по-карельски — 210 Р , калитка, традиционный карельский пирожок из ржаного теста с разными начинками, — 90 Р .
Прямо у вокзала находится пекарня «Беккер» — одна из точек местной сети. Пекарня у вокзала хороша тем, что работает круглосуточно. Всегда можно купить с собой в поезд кофе, морс, сэндвич или калитку. Кофе здесь стоит от 50 Р , калитка от 32 Р .
Погода. Климат Петрозаводска похож на питерский, но без чрезмерной сырости. Зимой, когда в Санкт-Петербург слякоть, в Петрозаводске, скорее всего, будет лежать снег. Но здесь так же сумрачно зимой.
Лучше всего приезжать в Петрозаводск летом. Особенно мне нравится здесь в июне, когда белые ночи, полно зелени, по всему городу цветет сирень и яблони.
parashutov
parashutov
МУЗЕИ КУКОЛ В ПЕТРОЗАВОДСКЕ (Часть I.)
Недавно, благодаря друзьям, посетил прекрасную сказочную Карелию. И в первый же день приезда побывал в двух Музеях кукол! Зная, что среди моих лирушных друзей есть и профессиональные куклоделы, и любители кукол, спешу поделиться с вами своими впечатлениями.
Первый музей называется “Дом кукол”. Организатором и вдохновителем этой художественной галереи стала петрозаводская художница, мастер по изготовлению кукол Татьяна Калинина. После ее смерти галерея стала носить имя создательницы и была превращена в музей.
Несколько слов о создателе музея:
Татьяна Павловна Калинина (1954-2001) родилась в г. Тукумс Латвийской ССР. Закончила Ивановский химико-технологический техникум (1970-1974), отделение художественного оформления и колорирования тканей, специальность художник-колорист. Работала художником по декору, мастером производственного обучения, художником-постановщиком, художником по гобелену и росписи. С 1976 года участвовала в выставках, была принята в молодежное объединение Союза художников СССР. В 1986 году Калинина переехала в Петрозаводск. Организовала там гобеленовую мастерскую, выполняла заказы на монументальные панно, работала в малой текстильной пластике, выступила в качестве художника-постановщика в театре-студии «Лестница» и Петрозаводском театре кукол (1998 -1999), сотрудничала с ансамблями народной песни «Зоряйне» и «Русь» (г. Владимир), выполняя фольклорные костюмы, декорации и маски. С 1990 года Т. Калинина – член Союза художников России. Татьяна Калинина широко известна как график, живописец и скульптор. В июне 1999 года Татьяна Калинина открыла художественную галерею «Дом Куклы», для галереи, ставшей впоследствии музеем, Калинина создала несколько коллекций авторских кукол, выполненных в различных техниках. За создание «Дома Куклы» Татьяна Калинина стала лауреатом республиканской премии «Человек года».
В Доме кукол три зала – постоянная экспозиция, выставочный зал и выставка кукол разных авторов вкупе с магазином-салоном. Центром Дома является экспозиция авторских кукол Татьяны Калининой «Кижские домовые», где посетитель может окунуться в атмосферу карельских сказок и мифов. Вот какие персонажи обитают в этом уютном зале.
Веселая компания: (слева направо) Кикимора (шишимора) – дух болота, Русалка, которая на русском Севере считалась утопленницей, Водяной из реки Невы, Судовой – дух судна, корабля, покровитель и защитник моряков, и Леший. Автор Т.Калинина
Амбарник. Этот домовёнок живет в амбаре, где хранится зерно. Является людям в образе маленького ребенка с серым лицом и огромными глазами. Амбарник двулик. Несмотря на вызывающий жалость внешний вид, этот дух очень скуп, любит одиночество и не желает соседствовать с другими духами. Автор Т.Калинина
Шаманка, которая умеет общаться с духами и с их помощью лечит болезни и управляет природными стихиями. Именно с этой куклы и началось создание коллекции “Кижские домовые”. Автор Т.Калинина
Домовой. Часто его представляют то кошкой, то маленьким лохматым существом без рук и ног. Этот в виде старичка с бородой, напоминающего внешним видом хозяев дома. Увидеть домового можно лишь 1 раз в году на Пасху. Автор Т.Калинина
Банник. Автор Т. Калинина
Гнетка – хранитель родовой информации. Знает судьбу каждого из членов семьи. Живет как большая лохматая собака под кроватью хозяина дома. Сам лохматый, а ладошки голые и горячие. Лицо скрыто. Приходит по ночам, чтобы посредством снов рассказать человеку о его судьбе. Он садится на грудь и давит на человека, гнетет его. Пугаться его не следует, т.к. у него нет дурных намерений.
Автор Т. Калинина
Дивик (придуман автором от слова диво, дивный). Это потомок Дива – духа-защитника людей. Дивики разные, так же как и люди. Некоторые из них живут в цветах, деревьях и камнях. Эти существа, находясь рядом с человеком, забирают из него негативные эмоции (печаль, зависть, злоба, раздражение, ревность, обиды), мелкие неприятности, а взамен отдают хорошее настроение. Автор Т. Калинина
Во втором зале представлены куклы, выполненные Татьяной Калининой, другими мастерами по ее эскизам и другие авторские работы.
Фольклорная кукла. Автор Т. Калинина
Баба Яга. Причем, говорящая! Только подойдешь к ней, старушка приветствует тебя и приглашает в гости. Автор Борис Кудрявцев по эскизам Т. Калининой
Пушкин Автор Т. Калинина
Баба-Яга и воронье дерево.
Куклы и декорации к спектаклю «Муха». Автор Борис Кудрявцев
Ну, а третий зал – выставочный, где постоянно проходят выставки. На этот раз художественная галерея «Дом Куклы» имени Татьяны Калининой представляла выставку – дуэт Алексея и Людмилы Тищенко из Санкт-Петербурга.
Алексей Тищенко (род. 1958) в 1980 году окончил художественно-реставрационное училище. Работал реставратором, художником по интерьерам, последние годы много занимается анимацией: работал в качестве аниматора над фильмом “Карлик Нос “, с 2003-2011-ведущий аниматор в “Смешариках”, готовил новые проекты в качестве режиссёра. С 2011-художник-постановщик на сериале “Ангел Бэби”. Основное увлечение в свободное время – живопись. На выставке представлены работы разных лет, мне приглянулся из всех работ триптих «Три богатыря».
Людмила Тищенко (Зайцева) (род. 1960) в 1982 году окончила художественно-графический факультет Педагогического института им. Герцена в Ленинграде. Преподавала живопись в художественной школе и частых студиях, постепенно куклы из увлечения стали основным занятием. Работы мастера находятся в Саянской картинной галерее, в музее кукол в Санкт-Петербурге, в галерее «Дом Куклы» и в частных коллекциях в различных странах.
Людмила Тищенко Вдвоем.
Людмила Тищенко Русалки.
Людмила Тищенко Встреча.
Людмила Тищенко Девушка с коромыслом.
Людмила Тищенко Дочки-матери.
Людмила Тищенко Полёт.
В одной из витрин увидел куклу в карельском национальном костюме XIX века. Спросил, не продается ли. Девушка, которая нас встречала, объяснила, что это музейный экспонат, но если хотите, можно сделать авторскую копию. В результате, через два дня нам привезли прямо в гостиницу замечательную смешную карелку, которая теперь живет в нашей коллекции кукол в национальных костюмах. Только вот фамилию автора я не удосужился спросить.
Государственный театр кукол республики Карелия, Петрозаводск
Внимание: возможны отмены мероприятий и изменения в режиме работы организаций в связи с угрозой распространения коронавируса.
Сообщить об ошибке:
Что необходимо исправить (только факты): *
(адрес, телефон, возраст, список услуг и т.д.)
* Все тексты описаний в Справочнике подготавливаются редакцией KidsReview.ru на основании предоставленной Вами информации в соответствии с политикой и тематикой сайта и согласованию не подлежат.
Государственный театр кукол республики Карелия – это один из старейших театров кукол России, дата открытия театра – 15 декабря 1935 года. В программе спектакли для зрителей с одного года: спектакль “Ладушки” на основе детских потешек, “Три поросенка”, “Сказка о глупом мышонке”, “Скверный мальчишка”, “Снежная королева” и др.
Отзывы читателей
Архив (0)
Перед тем как оставить комментарий, ознакомьтесь с нашими правилами.
Статьи
Государственный театр кукол республики Карелия в Петрозаводске, фото (27)
Фото Государственного театра кукол республики Карелия, расположенного в Петрозаводске по адресу пр. Карла Маркса д. 19.