Толедский собор – один из наибольших храмов Испании

Кафедральный собор Святой Марии

Над средневековыми крышами старого Толедо возвышается Кафедральный собор Святой Марии — воплощение силы и могущества католической веры. Посетите музеи собора, особенно интересны картинная галерея и комната мантий священников.

Кафедральный собор Святой Марии (Catedral Primada Santa María de Toledo)

Собор Святой Марии Толедской (Catedral Primada Santa María de Toledo) или его еще называют Толедский собор (Catedral de Toledo) – это один из главных католических храмов Испании, резиденция епископа Толедского. С какого времени ведет свою историю первый христианский храм Толедо? Точно не установлено. Об этом нет летописных упоминаний. Считается, что он был построен на месте явления Богородицы святому покровителю города – Идельфонсу.

История строительства собора

Первую церковь на этом месте построили римляне. В V—VI вв. ее перестроили вестготы и назвали в честь Святой Марии. Позже арабы снесли христианскую церковь и на ее фундаменте возвели Соборную мечеть.

В 1085 году строение вновь перешло в руки христиан, но вскоре его снова снесли. Только в 1226 году, по указу Фернандо III, было начато строительство Кафедрального собора.

Собор Святой Марии возводился более двух веков: с 1226 по 1493 гг. Разработал проект храма архитектор Мартинер, а руководил первыми этапами работ Петрус Петри. В XIV веке Родриго Альфонсо занимался обустройством внутреннего двора; в 1418 году Алвар Мартинес строил западный фасад. В 1460 году зодчий Педро де Алала приступил к завершающему этапу строительства.

Здание изначально планировали возводить в готическом французском стиле, но работы слишком затянулись. Уже в процессе строительства храм приобрел черты испанской готики с присутствием черт мудехара. Мавританское влияние ощущается в многолопастных и подковообразных арках. Своей близостью к зальному типу собор напоминает мечеть.

Толедский собор — это один из шести крупнейших христианских храмов Европы и одно из высочайших зданий Толедо. Грандиозный собор взметнулся на 44 метра. Высота Северной башни — 90 метров. На ней установлен колокол «Кампанья-Горда» (1753 г.) весом 17 т.

В 1986 году Кафедральный собор был признан объектом исторического наследия и занесен в реестр ЮНЕСКО.

Главный фасад

Главный фасад, фото viajeblogevasion

Главный фасад Толедского собора обращен к площади Аютамьенто. На нем три готических портала: Ада, Прощения и Страшного Суда. Все порталы украшены скульптурным декором библейской тематики. Фасад был реконструирован в 1787 году зодчим Эухенио Дуранго.

Северный фасад

Портал Часов (Puerta del reloj), фото viajeblogevasion

Портал Часов — это северный вход в собор. На фронтоне над воротами изображены сцены жития Иисуса и Богоматери (работы Хуана Алемана). Над ними, в верхней части тимпана, можно увидеть сцену успения Богородицы. Фасад был создан в XIII веке, а часы на нем установлены с XVI века.

Южный фасад

Портал львов (Puerta de los leones)

Самый современный портал носит название Портала львов. Он был создан в XVI веке и находится на Южном фасаде. Фасад украшен богатой каменной резьбой. Львов можно увидеть на верхушках колонн у самого входа.

Клуатр

Клуатр, фото viajeblogevasion

Галереи клуатра (открытого двора) перекрыты готическими сводами. На стенах сохранились фрески, изображающие сцены из жизни святых Эладия, Евгения, Касильды (работа Байе), и две фрески кисти Маэльи о мученичестве Леокадии и Святого Дациана.

Внутреннее убранство

Толедский собор славится своим богатым внутренним убранством. Площадь основного зала составляет больше 7000 м². В церкви пять нефов (включая поперечный трансепт). Своды храма поддерживают массивные колонны. Вдоль внутренних нефов тянутся огромные витражи. В здании семьсот витражных окон, через которые внутрь проникают разноцветные солнечные лучи. Для увеличения освещенности в XVIII веке мастером Нарсисо Томэ было создано огромное прозрачное барочное окно — Транспаренте.

Главный зал храма заканчивается просторной апсидой. Вдоль всех стен протянулись часовни с красивейшим и многообразным декором.

Главная капелла

Алтарь Толедского собора

Стены Главной капеллы богато украшены резьбой. В левой части расположена усыпальница кардинала Педро Мендосы в стиле испанского Ренессанса. Здесь же в часовне похоронены кастильские короли — Санчо III, Санчо IV, Альфонсо VII Император. Ажурная решетка закрывает вход в капеллу.

Позднеготическое ретабло (алтарь) Главной капеллы, созданное в 1498-1504 гг., — жемчужина собора. Выполнено оно из позолоченного дерева. Состоит из 7 вертикальных частей. Центральная часть находится над дарохранительницей. Ретабло украшено скульптурами святых и сценами на евангельские сюжеты.

Под алтарем находится небольшая крипта с часовней.

Хоры, фото santiago sanz romero

В центральной части главного нефа расположены хоры. Здесь заседал епископский Совет, состоящий примерно из 140 церковных служителей. Хоры поделены на 2 яруса и украшены скульптурами, орнаментами и рельефами. На хорах установлены два органа. Резные скамьи с изображениями библейских сцен и исторических сражений изготовлены в ренессансном стиле. Над убранством хор трудились мастера: Родриго де Алеман, Фелипе Бигарни и Алонсо Берругете. Хоры защищены решеткой в стиле платереско (1548 г.)

Капелла Святого Причастия

Еще ее называют капеллой Девы Марии Старинной, т.к. алтарь венчает статуя Девы Марии из дерева (ХII в.), стоящая на позолоченном троне.

Часовня Святого Ильдефонса

Самая примечательная из капелл собора — часовня Святого Ильдефонса. В ней погребен архиепископ и кардинал Хиль Альварес де Альборнос. Саркофаг его стоит на шести фигурах львов, он окружен двадцатью двумя статуями святых. На мраморном ретабло (XVIII в.) изображено явление Девы Марии Святому Ильдефонсу (работа знаменитого Вентуры Родригеса).

Другие часовни

Капелла Новых Королей (1531-1534 гг.) была построена как усыпальница королей.
Капелла Сантьяго (1435-1440 гг.) — усыпальница рода де Луна со звездчатым сводом и позолоченным золотым алтарем.
Капелла Транспаренте (1729—1732 гг.) уникальна способом освещения.
В Мосарабской капелле совершаются богослужения по вестготскому и испанскому (мосарабскому) обряду.
Главная ценность капеллы Сан-Блас — фрески.

Читайте также:
Рост медицинского туризма в РФ

Ризница

Ризница, фото Jose Luiz

В ризнице храма устроена картинная галерея, где можно увидеть полотно Эль Греко «Эсполио» и ряд работ Тициана, Веласкеса, Ван Дейка и Гойи. Выставлены здесь и другие произведения искусства, старинные культовые предметы и церковные облачения, украшенные драгоценными камнями.

Сокровищница

Дароносица, фото tom@thomaslong.net

Сокровищница находится под главной башней собора. В этом месте планировалось устроить фамильную усыпальницу. Но позднее организовали сокровищницу, где разместили ювелирные изделия, подаренные храму. В экспозицию включена 2,5-метровая дароносица. На самом деле их 2. Золотая дароносица с драгоценными камнями и жемчугом Изабеллы Католической, древняя весом 17 кг, помещена в центр серебряной (позже позолоченной) большой дарохранительницы (160 кг).

Храм сегодня является действующим. В нем проводятся богослужения. В это время вход в Кафедральный собор бесплатный. В другое время храм работает как музей.

Главный собор Испании

Кафедральный собор Святой Марии считается главным собором страны. Готический собор построен на месте вестготской церкви V–VI века, которую мавры в период своего господства использовали как мечеть. При длине 120 м, ширине 60 м и высоте 44 м, собор до сих пор является одним из крупнейших в Испании. В оформлении собора участвуют картины Эль Греко, Караваджо, Тициана.

В 1226 году началось строительство современного здания собора, продолжавшееся до 1493 года. Собор был выстроен в готическом стиле с очевидным французским влиянием, что и понятно, так как стройка началась под руководством французского архитектора Мартине. В соответствии с проектом 88 колонн и 72 свода образовали 5 нефов. В XIV веке при архиепископе Педро Тенорио архитектором Родриго Альфонсо к северной стене собора был пристоен клуатр и часовня святого Власия, а в XV веке при архитекторе Альваре Мартинесе было закончено строительство западного фасада и башни.

Завершил строительство собора в 1493 году «великий кардинал» Педро Гонсалес де Мендоса. Дальнейшие изменения в соборе касались только интерьера.

Город рос, и со временем окружающие строения скрыли перспективу собора, нивелировали истинные размеры собора, а холмистый рельеф Толедо мешает оценить величие здания. Хорошо открыт для обзора разве что лишь главный (западный) фасад, выходящий на центральную площадь города с дворцом архиепископа и зданием мэрии.

Главный вход на фасаде XV века называется «Пуэрта-дель-Пердон» (Ворота прощения). Считалось, что каждый кающийся, прошедший этими воротами, получает прощение грехов…удобно, можно и не каяться. Вот только через этот вход уже давным-давно не пускают, открывают лишь для особо важных случаев, таких как торжественный вход в собор нового архиепископа. На тимпане ворот изображена сцена вручения Богородицей своей ризы Святому Ильдефонсу.

В северной, самой старой стене собора XV века, находятся «Пуэрта-дель-Релох» (Ворота часов). Их называют ещё ярмарочными, поскольку они находятся в конце улицы, где в старину устраивались ярмарки. Тимпан портала представляет сцены из земной жизни Христа. Через эти ворота можно зайти в собор, причём бесплатно, но только на небольшую площадку, откуда кроме общего вида интерьера ничего не разглядишь.

А заходят по билетам через южный портал «Пуэрта-де-лос-Леонес» (Ворота Львов) , это самые новые ворота собора, они созданы в 1460–1466 годах.

Главная капелла собора до XVI века состояла из двух частей с отдельными сводами, благодаря кардиналу Хименесу де Сиснерос была обьединена и расширена

На создание позднеготического ретабла капеллы ушло шесть лет, с 1498 по 1504 год

Выполнено из позолоченного дерева и стало одним из последних примеров этого стиля в Кастилии. Ретабло разделено на семь вертикальных частей, в четырёх скульптуры на евангельские сюжеты, в двух находятся статуи святых, широкая центральная расположена над дарохранительницей.

Боковые стены Главной капеллы богато украшены резьбой. Здесь также находится усыпальница кардинала Педро Мендосы, а также королей Альфонсо VII Императора, Санчо III и Санчо IV.

В центральной части собора рядом с Главной капеллой расположены двухярусные соборные хоры. Деревянные сиденья нижнего яруса украшают 54 барельефа с эпизодами взятия Гранады работы Родриго Алемана (1495 год)

верхний ярус украшают изображения библейских сцен работы Алонсо Берругете и резьба Фелипе Бигарни. Ограждает хоры решётка в стиле платереско.

Ризница построена в конце XVI века, состоит из нескольких комнат, которые несут сейчас уже функцию картинной галереи. Можно видеть картины Эль Греко, Караваджо, Тициана, Ван Дейка, Гойи, а также средневековые литургические одеяния. Свод центрального зала ризницы украшен фреской Луки Джордано «Взятие Пресвятой Девы Марии в небесную славу»

Капелла Новых Королей была построена между 1531 и 1534 годами как усыпальница королей династии Трастамара. Здесь похоронены несколько королей вместе с их жёнами.

Капелла Сантьяго или Святого Иакова находится между капеллами Новых Королей и Сан-Ильдефонсо. Её построил могущественный дворянин Альваро де Луна между 1435 и 1440 годами в качестве будущей фамильной усыпальницы. Капелла со звездчатым сводом выполнена в готическом стиле. В центре капеллы — мраморные саркофаги Альваро де Луна и его супруги, остальные его родственники захоронены по бокам капеллы.

Капелла святого Ильдефонса находится прямо на главной оси собора. В связи с тем, что Святой Ильдефонс особо почитаем в Толедо, это была первая капелла в соборе, находится на этом месте с основания в XIII веке. Была построена по заказу архиепископа и кардинала Хиля Альвареса де Альборноса, как место упокоения для него и членов его семьи. Мраморное ретабло изображает неизменный сюжет — вручение Богородицей своей ризы Святому Ильдефонсу.

Читайте также:
Туры на футбол в Испанию (Барселона) из Москвы, цены

Южнее капеллы Сан-Ильдефонсо можно найти Зал капитулов, построенный по инициативе кардинала Хименеса де Сиснерос. Состоит из 4 помещений, в стиле готики, сочетающейся со стилем мудехар. Интерьер основного зала выполнен из позолоченного дерева, а на стенах развешаны портреты всех толедских архиепископов.

Капелла Транспаренте, созданная в 1729–1732 годах известным испанским мастером барокко Нарсисо Томе, пожалуй наиболее впечатляющая в соборе, считается шедевром испанского барокко

Центральная скульптура Девы Марии с Младенцем окружена мраморными скульптурами и бронзовыми украшениями. Уникальность капеллы — в способе её освещения. В своде пробили круглое окно, причём таким образом, чтобы луч света падал по центру капеллы на её дарохранительницу. Пространство вокруг самого окна изображает библейские темы.

Капелла Тела Христова более знакома как Мосарабская капелла, поскольку она предназначена для совершения богослужений по мосарабскому обряду, который был постепенно вытеснен стандартным для католиков римским обрядом после Реконкисты. Кардинал Хименес де Сиснерос возродил этот обряд на основе сохранившихся мосарабских литургических книг и добился от папы Юлия II разрешения на его использование. Мосарабские службы и по сей день проводятся в капелле Тела Христова. Вход в часовню преграждает решётка с гербом кардинала Хименеса де Сиснерос. На фресках стен капеллы видны сцены взятия Орана кардиналом де Сиснеросом, а мраморный алтарь с бронзовой декорацией изображает Деву Марию с Младенцем.

Сокровищница расположена в северо-западной части собора зеркально по отношению к мосарабской капелле и точно под главной башней собора. В этом месте кардинал Хуан Пардо де Тавера планировал организовать капеллу — фамильную усыпальницу, однако позднее здесь была организована сокровищница.

Ещё нигде не видел в куче такого количества золота, бьющего в глаза, как на этой дароносице, созданной в XVI веке ювелиром Энрике де Арфе. Она 2,5 метра в высоту, состоит из 5 600 отдельных деталей, скреплённых 12500 винтами. Если долго рассматривать, то наверное можно найти все 250 статуэток, но на это ни у кого не хватает терпения. Венчает дароносицу крест с бриллиантами. А весит это творение 201 кг! После дароносицы на остальные экспонаты в сокровищнице уже обращают мало внимания.

Толедский собор – один из наибольших храмов Испании

Обновлено: 10 Янв, 2022

Толедский собор, входящий в список самых знаменитых объектов Кастилии, является не только лучшим образцом позднеготической архитектуры, но и одним из самых богатых музеев Испании.

Общие сведения

Кафедральный собор Святой Марии в Толедо, который также называют 4 кафедрой примаса Испании, является не только самой известной достопримечательностью города, но и главным католическим храмом страны. Территория, на которой расположено это величественное сооружение, всегда так или иначе была связана с религией. Поначалу здесь стояла древнеримская базилика, затем – православная церковь вестготов, а после – мусульманская мечеть, разрушенная во время очередного сражения с христианами.

Что касается самого храма, его строительство, начавшееся в 1226 году по инициативе короля Фернандо III, продлилось более двух веков и закончилось только в 1493. В настоящее время собор в Толедо, расположенный в старой части города, является действующей католической церковью. Но если во время богослужений попасть в нее можно совершенно бесплатно, то в остальное время она исполняет роль музея, за вход в который придется заплатить определенную сумму.

В 1986 г. Catedral Primada был признан объектом исторического наследия и внесен в реестр ЮНЕСКО. Несмотря на то, что неровный рельеф местности и плотная городская застройка не позволяют оценить всю грандиозность этого сооружения, цифры скажут сами за себя. Длина собора составляет не менее 120 м, ширина достигает 60, а высота – 44, что сделало его не только самым высоким зданием города, но и помогло войти в ТОП-6 наибольших христианских святилищ Европы.

Архитектура

Несмотря на то, что Кафедральный собор в Толедо (Испания) представляет собой один из лучших образцов готики, в его присутствуют черты и других архитектурных стилей, появившихся в самые разные временные периоды.

Главный фасад Catedral Primada, выходящий на площадь Аютамьенто и включающий в себя здания городской мэрии и архиепископского дворца, был создан еще в середине 15 ст. Он имеет три портала – Ада, Страшного Суда и Прощения. Как ни странно, но в декоративном оформлении первого, который также именуют Воротами пальм, нет ни одной душераздирающей сцены. Единственным его украшением является растительный орнамент, напоминающий о тех времен, когда в день Входа Господня в Иерусалим сквозь Портал Ада проходила процессия с пальмовыми листьями. А вот название вторых ворот полностью себя оправдывает – на них присутствует множество сцен, посвященных именно этой теме.

Что касается последнего портала, центрального, с ним связано одно давнее поверье, согласно которому каждый, кто пройдет сквозь эти ворота, может рассчитывать на отпущение всех грехов. Внешняя конструкция Пуэрта-дель-Пердон выполнена в виде готической арки с шестью дугами и скульптурным изображением сцены, на которой Богородица вручает свою ризу Св. Ильдефонсу. В настоящее время Портал Прощения открывают только для торжественного входа архиепископа и других особых случаев.

Северный вход в Кафедральный собор Толедо обозначен Порталом Часов, выполненном еще в первой половине 13 столетии. Фронтон этих ворот украшен рельефными изображениями, повествующими о жизни Христа и Девы Марии, а пространство над главной аркой – огромными часами, установленными 300 лет спустя. Вершину Пуэрта-дель-Релох венчает 90-м башня, старинный купол которой весит не менее 17 тонн. По причине того, что эта часть храма находится в самом конце бывшей торговой улицы, эти ворота нередко называют ярмарочными. В настоящее время вход в Catedral Primada через Портал Часов остается абсолютно бесплатным, однако ничего, кроме небольшой обзорной площадки, вы здесь не увидите.

Читайте также:
Виды и способы оформления страховки в Германии

А вот самым новым сооружением комплекса можно назвать Портал Львов, созданный во второй половине 16 ст. и расположенный на южной стороне здания. Главным отличием этих ворот считается богатая каменная резьба и огромные колоны, увенчанные мраморными фигурами львов. На данный момент Пуэрта-де-лос-Леонес является центральным входом в помещение церкви – ним пользуются не только туристы, но и верующие, пришедшие на богослужения.

Помимо этого у Кафедрального собора Св. Марии есть еще несколько порталов, 2 из которых ведут в клуатр, небольшой отрытый двор с перекрытыми галереями и старинными фресками, изображающими сцены из жизни великомучеников.

Внутреннее убранство

Catedral Primada славится не только красивой архитектурой, но и необычайно богатым внутренним убранством, в оформлении которого принимали участие лучшие мастера Испании. Основной зал церкви, площадь которого равняется 7 тыс. кв. м., состоит из 5 нефов, стены которых украшают 700 витражей и старинный транспаренте, огромное барочное окно, выполненное из прозрачного стекла в первой половине 18 ст.

Одним из самых красивых уголков храма считается центральная капелла, вход в которую закрыт искусной ажурной решеткой, а стены отделаны многочисленными резными узорами. Главной жемчужиной этого места является древнее позднеготическое ретабло, выполненное из позолоченного дерева и состоящее из 7 вертикальных отсеков. Четыре из них украшены сценами из Святого Писания, еще 2 – скульптурными изображениями известных библейских святых. Под самой широкой частью находится дарохранительница, священный сосуд, в котором хранятся Святые Дары. А еще здесь расположена усыпальница, ставшая последним пристанищем для местного кардинала и нескольких королей.

Рассматривая Кафедральный собор Святой Марии в Толедо внутри, невозможно не заметить уникальные двухъярусные хоры, расположенные в самом сердце главного нефа. Верхняя часть этого сооружения декорирована изображениями библейских сцен, а вот нижняя заставлена позолоченными деревянными стульями, поверхность которых покрыта барельефами на историческую тематику. Когда-то здесь заседал церковный совет, помогающий эпископу в управлении епархией. Ныне стоит 2 органа, отличающихся необычайно чистым звучанием.

Не меньшего внимания заслуживает и соборная ризница, в стенах которой хранятся церковные облачения, отделанные драгоценными камнями, предметы религиозного культа, датируемые 15-16 ст., и художественные полотна, написанные выдающимися испанскими художниками – Ван Дейком, Эль Греко, Франциско Гойи, Диего Веласкесом и Вечеллио Тицианом. Еще одним важным элементом собора является древняя сокровищница, обустроенная под центральной башней и содержащая не только огромное количество ювелирных изделий, подаренных храму простыми прихожанами, но и гигантскую золотую дароносицу, украшенную жемчугом Изабеллы Католической и помещенную в еще более громадную дарохранительницу.
Далеко не последнее место в Толедском соборе в Толедо занимают и многочисленные часовни, самой знаменитой среди которых считается Капелла Св. Причастия или Старинной Девы Марии. Центральным элементом этого места является роскошный ренессансный алтарь с позолоченным троном и деревянной статуей Богородицы, датируемой серединой 12 ст. Что касается других часовен, каждая из них исполняет роль усыпальницы для тех или иных исторических личностей – епископов, королей, кардиналов и т. д.

Правила посещения

В Кафедральном соборе в Толедо действуют определенные правила, придерживаться которых должен каждый посетитель:

  1. Перед входом в храм нужно выключить мобильные телефоны.
  2. Внутри храма и музеев нельзя проводить фото- и видеосъемку.
  3. Под запрет попадают и микрофонные усилители, лазерные указки и прочее оборудование.
  4. В соборе очень хорошая акустика, поэтому старайтесь не шуметь и как можно тише разговаривать.
  5. Проносить с собой еду и напитки нельзя, однако рядом с церковью есть несколько кафе, поэтому голодными вы точно не останетесь.
  6. Ни в коем случае не прикасайтесь руками к произведениям искусства – каждый из них защищен особой системой сигнализации, поэтому ваши действия точно не останутся без внимания охраны.
  7. Помимо всего прочего на всей территории комплекса ведется видеонаблюдение, так что ведите себя прилично.
  8. Отправляясь в Толедский собор, позаботьтесь о соответствующей одежде. Она должна быть максимально скромной и закрытой.

Практическая информация

  • Catedral Primada, расположенный по адресу Calle del Cardenal Cisneros 1, 45002.
  • Открыт для посещения с 1 января по 30 июня. Часы работы: пн. – пт. с 10:00 до 14:00.
  • Стоимость комплексного билета составляет 12,50€. Воспользоваться ним можно 1 раз и только в день покупки. Все вырученные деньги идут на содержание храма и его музеев.
  • Более подробную информацию ищите на официальном сайте комплекса — www.catedralprimada.es.

Расписание и цены на странице указаны на январь 2022.

Полезные советы

Собираясь посетить Толедский собор, возьмите на заметку несколько важных советов:

  1. На знакомство с главной католической церковью страны стоит выделить не менее 3-4 часов.
  2. Чтобы сделать прогулку более интересной и познавательной, возьмите аудиогид (есть на русском языке, входит в стоимость билета). И не забудьте захватить с собой паспорт или водительские права – их придется сдать в залог.
  3. Зимой одевайте теплее – здание очень большое и в нем довольно свежо.
  4. Catedral Primada красив в любое время суток, но наибольшее впечатление он производит с наступлением вечера, когда на его фасадах включается яркая подсветка.
  5. Собираясь на экскурсию, запаситесь достаточным количеством наличных – карты здесь не принимают.

Интерьер Толедского собора смотрите в этом видео:

Автор: Ольга Шейко

Обновлено: 4 Окт, 2019 Эллора, Индия – небольшой торговый поселок, который, возможно,…

Читайте также:
Фото Дарвиновского музея (112 фото)

Обновлено: 10 Дек, 2019 Кадис, Испания – один из самых живописных городов…

Обновлено: 2 Янв, 2022 Кальпе, Испания – популярный морской курорт, известный не…

Обновлено: 14 Мар, 2019 Зальцбургский собор – главный религиозный объект города, расположившийся…

Толедский собор – один из наибольших храмов Испании

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

  • Recent Entries
  • Archive
  • Friends
  • Profile
  • Memories

Главный католический собор Испании: собор Святой Марии в Толедо

Кафедральный собор Святой Марии – католический собор в Толедо, являющийся 4 кафедрой примаса Испании, а следовательно – главным 4 собором в стране. В 1986 г. Толедский собор был включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, но заслуживает он внимания не только как образец позднеготической средневековой архитектуры, но и как яркий пример испанского католического менталитета.

Собор построен на месте вестготской церкви V-VI вв. (первое упоминание о ней относятся к 587 г.), которая была переосвещена после перехода вестготского короля Реккареда I из аринства в христианство. С этого момента Толедо обрел епископскую кафедру и стал религиозным центром вестготского королевства. Службы в соборе Толедо проходили по мосарабскому обряду, основному литургическому обряду вестготской Испании.
После завоевания города мусульманами в 711 г. собор был превращён в мечеть, а кафедра толедского епископа была перенесена в церковь Санта-Мария-де-Альфизен, которая до сегодняшнего дня не сохранилась.
В 1085 г. Толедо был отвоёван у мавров королём Леона и Кастилии Альфонсо VI, при этом одним из условий капитуляции мавров было обещание не преследовать мусульман и сохранить их культовые здания. Однако после восстановления в городе епископской кафедры (за которой папа римский признал статус примаса) мечеть была переосвящёна как христианский храм, однако вплоть до XIII в. здание собора – бывшей мечети оставалось нетронутым.

После победы христиан в битве при Лас-Навас-де-Толоса, ключевой в ходе испанской Реконкисты, король Альфонсо VIII пришел к выводу о необходимости построить в Толедо грандиозное здание нового собора. Однако, лишь после его смерти, уже при короле Фернандо III и толедском архиепископе Хименесе де Рада старое здание собора было разрушено, и началось строительство современного собора, продолжавшееся с 1226 по 1493 гг.

Собор был выстроен в готическом стиле – изначально под очевидным французским влиянием, однако строительство затянулись, и уже в процессе возведения храм приобрёл черты национального зодчества (с вкраплением стилей платереско и мудехар). Специалисты отмечают, что мавританское влияние сказалось в применении подковообразных и многолопастных арок в структуре собора, подчеркивая, что храм напоминает мавританскую мечеть своей шириной и близостью к зальному типу.

Завершено строительство собора было при архиепископе Педро Гонсалесе де Мендоса, прозванного «великим кардиналом». Дальнейшие изменения в соборе касались только интерьера – так в XVI в. собор был украшен целым рядом выдающихся произведений искусства. Кардинал Хименес де Сиснерос выступил инициатором создания великолепного ретабло главной капеллы. Об этом – чуть ниже.

Кафедральный собор Толедо является одним из крупнейших в Испании: его длина – 120 м, ширина – 60 м, высота — 44 м.
Высота колокольной башни собора составляет 90 м. Колокол «Ла Горда» был изготовлен для храма в 1753 г. и весит 17 тонн.

Изначально планировалось строительство симметричной южной башни, но в XVI в. на её месте была построена мосарабская капелла с куполом.

Собор Святой Марии гордо возвышался над среднивековым городом и представлял собой гордость всех жителей города – истинных католиков. Однако со временем окружающие строения постепенно скрыли истинные размеры собора.
Теперь нужно долго петлять по улочкам исторического центра Толедо, чтобы неожиданно “открыть” для себя Собор, выходя на неровную – в геометрическом отношениии – центральную площдаь, на которой храм соседствует с муниципалитетом.

Неровный рельеф исторического центра Толедо также мешает адекватно оценить грандиозные размеры здания.
Фотографировать собор так, чтобы полностью вместить здание в кадр, также довольно сложно.

Для обзора хорошо открыт лишь западный фасад собора, выходящий на площадь Аютамьенто, куда выходят также дворец архиепископа и здание мэрии города.(представлено ниже).

Собор насчитывает 5 нефов, образованных 88 колонами и 72 сводами.
Главный фасад Толедского собора находится с его западной стороны. Слева от него располагаеться колокольня, состоящая из двух частей: нижняя – квадратная в плане – построена по проекту Альвара Мартинеса, а верхняя – восьмиугольная – создана Ханнекином из Брюсселя.
Главный фасад собора создан в XV веке и незначительно перестроен в XVIII. Он имеет три портала, которые украшены скульптурным декором библейской тематики. Главный портал, расположенный в центре, носит название “Пуэрта-дель-Пердон” (“Ворота прощения”), что связано с поверьем, будто каждый кающийся, прошедший через эти ворота, получит прощение грехов. В настоящее время эти ворота почти всегда закрыты и открываются лишь для особо важных случаев, например, для торжественного входа в собор нового архиепископа.

“Ворота прощения” были созданы в XV в. по проекту Альвара Мартинеса. Вход в собор оформлен в виде готической арки с шестью архивольтами. На тимпане ворот изображена сцена вручения Богородицей Своей ризы Святому Ильдефонсу.

Два других портала называются “Ворота Страшного суда” (южный) и “Ворота ада” (северный).На “Воротах страшного суда” изображена сцена Страшного суда”, давшая воротам название, а на “Воротах ада” представлен лишь растительный орнамент, поэтому их второе название – “Ворота пальм”.

Площадь основного зала собора Толедо составляет больше 7000 м². Главная капелла собора (Capilla Mayor) расположена в центральной части собора. Стену главной капеллы украшает грандиозный заалтарный образ — ретабло, один из самых больших в Испании. Заказчиком ретабло был кардинал Испании Франсиско Хименес де Сиснерос, которого считают покровителем Христофора Колумба.

Читайте также:
Фото городов Ватикана (0 фото) в хорошем качестве

Позднеготическое ретабло капеллы выполнено из лиственницы, раскрашено и позолочено. На его создание ушло шесть лет: оно создавалось с 1498 по 1504 гг. Над созданием ретабло работал целый ряд мастеров, общее руководство которыми осуществляли Энрике Эгас и Педро де Гумьель. Ретабло разделено на семь вертикальных частей, при этом его широкая центральная расположена над дарохранительницей. Четыре части слева и справа содержат скульптуры на евангельские сюжеты сюжеты, ещё две – более узкие, по бокам ретабло – содержат статуи святых.
Боковые стены Главной капеллы справа и слева от ретабло богато украшены резьбой. В левой части капеллы находится усыпальница кардинала Педро Мендосы, состоящая из саркофага и резных фигур вокруг него (автор неизвестен), которая считается одним из наиболее ранних примеров испанского Ренессанса. В Главной капелле похоронены также короли Альфонсо VII, Санчо III и Санчо VI

Центральную часть главного нефа собора занимают хоры. В этом помещении, отделенном от основного пространства собора, заседал епископский Совет, который помогал епископу в управлении епархией.

Скульптурное оформление помещения Совета выполнено в 1538-1543 гг. Филиппом Бургундским и Алонсо Берругете.

По трем сторонам помещения располагается два ряда сидений по 70 мест в каждом. Верхний ряд, предназначен для высокопоставленных представителей и выполнен по проекту архитектора Алонсо де Коваррубиаса.Этот ряд представляет из себя ниши с колоннами из красного мрамора и алебастровыми скульптурами внутри.

Над ними располагается галерея скульптур из мрамора.

Нижний ряд составляют деревянные сидения, на которых заседали представители рангом пониже – каноники, – украшенные рельефной резьбой на спинках и подлокотниках.

Резные скамьи содержат ихображения мистических существ и исторических сражений и изготовлены в готическом и ренессансном стиле.

Ризница (сакристия) собора построена в конце XVI в. и состоит из нескольких комнат, которые в настоящее время используются как картинная галерея, в экспозиции которой представлены картины Эль Греко, Караваджо, Тициана и других знаменитых художников.

Свод центрального зала ризницы украшен фреской Луки Джордано «Взятие Пресвятой Девы Марии в небесную славу».

Зал капитулов находится в юго-восточной оконечности собора. Он был построен по инициативе кардинала Хименеса де Сиснерос и состоит из 4 помещений (основной зал, две боковые комнаты и входная комната).

Интерьер основного зала капитулов выполнен из полихромного и позолоченного дерева.
Все стены заполнены портретами всех толедских архиепископов: от самых первых – до самого последнего.

Капелла Транспаренте находится на задней стороне Главной капеллы и считается шедевром испанского барокко. Капелла была создана в 1729-1732 гг. известным испанским мастером барокко Нирсисо Томе.

Алтарь капеллы окружён мраморными скульптурами и бронзовыми украшениями. В центре расположена скульптура Девы Марии с Младенцем.

Уникальной особенностью капеллы является способ её освещения, из-за которого она получила своё имя «Транспаренте» (прозрачная). Напротив капеллы в своде пробито круглое окно, причём место его расположения выбрано таким образом, чтобы луч света от окна падал по центру капеллы.

Пространство вокруг окна богато декорировано статуями и фресками на библейские темы.

Сокровищница Толедского собора расположена в северо-западной его части. В этом месте кардинал Хуан Пардо де Тавера планировал организовать фамильную усыпальницу, однако позднее здесь была организована сокровищница.
В настоящее время здесь открыта выставка старинной литургической утвари и предметов искусства.

Главным шедевром экспозиции сокровищницы служит гигантская дароносица, созданная в XVI в. ювелиром Энрике Де Арфе, которая имеет 2,5 метра в высоту. Дароносица состоит из 5 600 деталей, которые скрепляют 12500 винтов; её украшают 250 статуй из позолоченного серебра и эмали. Венчает дароносицу крест с бриллиантам. На изготовление дароносицы пошло 18 кг золота и 183 кг серебра. Дароносица весит около 200 кг, и ежегодно в праздник Тела Христова с ней совершаются торжественные процессии.

Толедский кафедральный собор, сочетающий в себе различные стили испанской архитектуры – от мудехара до Ренессанса – производит очень неоднозначное впечатление, но – грандиозное и праздничное. Различия помещений, представляющих разные аспекты культового средневекового здания, словно переводят от одной идеи христианства к другой.
Величие и даже помпезность помещений и предметов интерьера и культа сочетается с праздничным настроением и своебразной исронией, что особенно заметно в зале капитулов по портертам последних толедских еписковов и в этой замечательной “белой” скульптуре Девы Марии с младенцем – посмотрите на их довольные лица, так не сочетающиеся со страдальческими ликами традиционного средневековья.

Адрес Кафедрального собора: Толедо, C. Cardenal Cisneros, 1.
Вне проведения служб действующий в настоящее время собор работает как музей.
Время работы музея: понедельник -суббота: 10:00 – 18:00, воскресенье: 14:00 – 18:00.
Музей не работают 1 января и 25 декабря.
Вход – 11 EUR .

Толедский собор: Хоры в свете и тьме истории церкви

Путеводители уговаривают: хоры нужно непременно посмотреть, там такая резьба по дереву в ренессансном стиле умопомрачительная, и скульптуры из мрамора тоже очень хороши

Кафедральный собор Святой Марии — католический собор в Толедо. ХОРЫ, где заседал Епископский совет из 140 церковников разных степеней достоинства. Хоры занимают центральную часть главного нефа собора. Толедский собор Святой Марии. Стена, по испанскому обычаю выгораживающая хоры в пространстве собора. По главной оси собора над стеной возведен тимпан — скульптурное завершие. В Толедском соборе есть все: строгость готического храма, изыски декора в стиле платереско (подобии ювелирному искусству), серый камень с соседних гор, мрамор, привезенный издалека, золото, драгоценные камни… Также на хорах справа и слева от центральной оси расположены два орган, точно, в ренессансном стиле. На свободно стоящем в хорах алтаре установлена скульптура Девы Марии (XIV век) в романском стиле, известная как «Белая Дева» (Virgen Blanca). Фрагмент каменной статуи «Белая Дева» (Virgen Blanca). 1500 год. Пюпитр в виде орла, удерживающего решетку, на которую укладываются произносимые тексты. Орел — геральдический символ из королевских гербов. Здесь его появление свидетельствует об единстве государства и церкви. Хоры состоят из двух ярусов сидений — верхнего и нижнего. Верхний ярус предназначен для высокопоставленных представителей. Завершен в 1543 году. Украшен изображениями библейских сцен работы Алонсо Берругете и Фелипе Бигарни. Ряд ниш с колоннами из красного мрамора выполнен по проекту архитектора Алонсо де Коваррубиаса. Над нишами располагается галерея скульптур из мрамора, изображающих библейские сцены. Проход на верхний ярус сидений, предназначенных для высокопоставленных представителей Государственного совета, принимающих участие в решениях Совета епископов. Какого рода решениях?

Читайте также:
Как найти работу русским врачам в Саудовской Аравии

Вопрос, какие заседания проходили в хорах Толедского собора, в котором находилась кафедра примаса Испании, засел в сознании. Примас (лат. primas — первенствующий), в Римско-католической Церкви — почётный титул церковного иерарха в стране, обладающего высшей духовной юрисдикцией над прочими епископами страны.

Просто восхищаться изумительной резьбой по дереву я уже не могла. Глаз искал, за что можно зацепиться и раскрутить клубок из вопросов: что, зачем и почему…

Хоры. Проход на верхний ярус. В нижнем ярусе расположены деревянные сиденья, верхняя часть которых украшена щитами с рассказом о войне Католических королей с Гранадским эмиратом. Низ уснащен фантастическими химерами, часто устрашающими.

Католические короли — устоявшееся наименование двух испанских монархов—супругов: королевы Изабеллы I Кастильской (1451—1504) и короля Фердинанда II Арагонского (1452—1516), свадьба которых в 1469 году положила основу объединению королевств Арагона, Кастилии и Леона. А объединение, в свою очередь, привело к созданию современной Испании.

Хоры. В нижнем ярусе расположены сиденья из древесины, что состоят из трех частей различного рода.декорировки. Верхняя часть — рассказ о войне Католических королей с Гранадой.

Фердинанд и Изабелла открыли новую главу в истории Испании. Стремясь к завершению реконкисты на Иберийском полуострове, они приступили к завоеванию мусульманского Гранадского эмирата. Серия военных кампаний, известная как Гранадская война, началась с нападения на Альхама-де-Гранаду. . Город пал под натиском андалузских войск в 1482 году. . Через 10 лет после множества кровопролитных битв Гранадская война закончилась тем, что в 1492 году эмир Боабдиль передал ключи от Альгамбры кастильским солдатам.

Над сиденьями нижнего яруса установлены доски, на которых вырезано 54 барельефа с историческими сценами завоевания Гранады, так называемыми, Католическими королями. Автор — Родриго Алемана (1495 год)

Фердинанд и Изабелла приказали изгнать из Испании всех мавров и евреев. Переход в католицизм позволял избежать изгнания, однако между 1480 и 1492 годами сотни сменивших религию (марранов и морисков) были обвинены в тайном соблюдении обрядов их прежней религии и арестованы, заключены в тюрьмы, подвергнуты пыткам и во многих случаях казни на костре, как в Кастилии, так и в Арагоне.

Католические короли решили ввести инквизицию в Кастилии и запросили разрешения у папы Сикста IV. 1 ноября 1478 года Инквизицию в королевстве Кастилия была учреждена.

Рельефы над креслами нижнего яруса, рассказывающие о завоевании Гранады Католическими королями. Автор барельефов — Родриго Алемана (1495 год)

Во время правления Католических королей и в дальнейшем Инквизиция активно преследовала людей за такие преступления как иудаизм, ересь, протестантизм, богохульство и многожёнство.

В 1492 году Фердинанд и Изабелла приказали создавать закрытые кварталы для иноверцев, которые впоследствии получили название «гетто». В итоге в 1492 году по Альгамбрскому декрету испанские евреи получили от королей четыре месяца для того, чтобы перейти в католицизм или покинуть Испанию. Десять тысяч евреев эмигрировали из Испании в Португалию, Северную Африку, Италию и Османскую империю.

Собор Св. Марии. Хоры. Кресла нижнего яруса. Спинки, обтянутые тисненной кожей. Тоже шедевр. В верхней тяге человечек поит чем-то дракончика…

Есть описание введения инквизиции в Толедо, принадлежащее очевидцу событий Себастьяну де Ороско. И декорировка хоров Кафедрального собора, и учреждение Священной инквизиции по датам совпадают…

Инквизиция была учреждена в Кастилии в 1478 году. В мае 1485 года она впервые объявилась в Толедо – крупном, отстроенном из камня городе, гордо возвышающемся над бурными водами Тахо. В величественной панораме города господствовал королевский дворец, по унаследованному от мавров обычаю называемый алькасаром. Именно здесь по приказу Торквемады оазместилась Святая инквизиция.

Собор Св. Марии. Хоры. Сиденья нижнего уровня. Третья часть декорировки, спрятанная под откидной доской. Барельеф — муж и жена о чем-то судачат или что-то замышляют.

Папская булла гласила… «Во славу дел спасителя нашего Иисуса Христа и ради торжества Его святой католической веры да известно будет идущим за нами, что в мае 1485 года Святая Инквизиция, ведущая борьбу с пороком ереси, была направлена в славный город Толедо нашими просвещенными монархами – доном Фердинандом и доньей Изабеллой…»

Толедцы приготовились сопротивляться введению инквизиции в своем городе и выработали план: вооруженные заговорщики должны дождаться хода процессии «новообращенных» и, когда она двинется в Кафедральный собор, перебить инквизиторов и их сторонников. Сделав это, они собирались закрыть ворота города и защищать Толедо от Святой церкви.

Собор Св. Марии. Хоры. Сиденья нижнего уровня. Третья часть декорировки, спрятанная под откидной доской. Барельеф, изображающий драку детишек — этакую круговерть без конца и без начала…

Читайте также:
Почему акулы боятся дельфинов: интересно знать

Прекрасное стратегическое положение города могло позволить упорно удерживать Толедо до достижения желаемых условий капитуляции, которые обеспечили бы повстанцам гарантии от каких бы то ни было наказаний, а городу – свободу от Святой палаты. И однако, в целом подобный план, безусловно, был неразумным, причем, до такой степени, что вряд ли мог осуществиться в действительности. Заговор раскрыли. Процессия прошла по улицам без происшествий.

Неутомимый Торквемада приказал обнародовать новое распоряжение: все, кто знал что-нибудь о ком-либо из еретиков или вероотступников, обязаны (под страхом отлучения или объявления их самих еретиками) выдать инквизиторам имена преступников в течение шестидесяти дней.

Собор Св. Марии. Хоры. Сиденья нижнего уровня. Третья часть декорировки, спрятанная под откидной доской: барельефы на сказочные, мифологические или житейские сюжеты.

«Многие мужчины и женщины добровольно явились для дачи свидетельских показаний». Аресты начались незамедлительно и велись с беспрецедентной активностью. И вот уже в Толедо языки пламени лижут вязанки хвороста, сложенные у позорных столбов, ибо первые жертвы уже попали в руки нетерпеливых следователей веры.

Собор Св. Марии. Хоры. Сиденья нижнего уровня. Химеры устрашающего вида, что снуют по креслам то тут, то там.

Результатом саморазоблачений стало первое великое аутодафе в Толедо, проведенное в первое воскресенье Великого поста 1486 года. Прощеные грешники от семи приходов – семьсот пятьдесят мужчин и женщин – составили процессию и были приговорены к наказанию, известному как «позор, бесчестье», которое, будучи унизительным для христиан, было столь пагубным для чести еврея (и мавра также), что он скорее предпочел бы умереть. Оно состояло в том, что как мужчины, так и женщины должны были пройти по улицам босыми, обнаженными до пояса, с непокрытыми головами.

Собор Св. Марии. Хоры. Сиденья нижнего уровня с многочисленными химерами различного рода — племени.. Печальный слоник, по-моему, играющий в мяч.

Во главе процессии вслед за белым крестом шествовали по двое члены братства Святого Петра-мученика – соратники Святой палаты, – одетые в черное, с белыми крестами Святого Доминика поверх плащей. За ними следовало полчище полуобнаженных кающихся грешников, к чьим душевным мукам добавлялись и физические: погода стояла столь сырая и холодная, что им разрешили надеть сандалии, чтобы они были в состоянии идти.

Собор Св. Марии. Хоры. Сиденья нижнего уровня с многочисленными химерами различного рода — племени.. Здесь, по-моему, человечек размышляет о чем-то грустном, или плачет, закрыв лицо ладонью. От стыда за перенесенный позор?

Среди кающихся грешников было много именитых горожан Толедо, много людей знаменитых и уважаемых, вынужденных подвергнуться глубочайшему позору, участвуя в этом шествии по улицам, заполненным толпами людей, которые приехали в Толедо со всех близлежащих районов страны.

Свидетель событий сообщает, что стенания этих несчастных сливались в протяжный громкий вой. Но они, очевидно, не трогают его, ибо он считает, что их горе вызвано скорее позором шествия, чем раскаянием в преступлении против Господа.

Собор Св. Марии. Хоры. Сиденья нижнего уровня с многочисленными химерами различного рода — племени.. Кто-то кого-то догоняет, кто-то от кого-то уползает…

Процессия проследовала по главным улицам города и, в конце концов, приблизилась к Кафедральному собору. У главного входа стояли два капеллана, которые осеняли чело кающегося крестом, сопровождая это словами: «Прими знак креста, который ты отверг и который, впав в заблуждение, ты предал».

Внутри собора были сооружены два широких помоста. Кающиеся взошли на один из них, где их ожидали инквизиторы. На другом возвышался алтарь, увенчанный зеленым крестом инквизиции. Едва кающиеся вошли в собор, праздная толпа заполонила все пространство между помостами, началась месса и прозвучала проповедь.

В заключение выступил нотариус Святой палаты и зачитал длинный список кающихся. Каждый из них откликался на свое имя и выслушивал обвинение. Затем последовало объявление о назначенном наказании. Они обязаны были участвовать в процессиях каждую из шести последующих пятниц, обнаженные до пояса, босые, с непокрытыми головами; им надлежало поститься каждую из этих пятниц; их лишали до конца дней права занимать государственные должности, приходы, иметь почетные профессии, носить украшения из золота, серебра и драгоценных камней, а также ткани высокого качества. И еще: сдать «милостыню» в размере пятой части от всего их имущества на нужды Священной войны против неверных в Гранаде.

С какой бы стороны и в каком бы смысле мы ни рассматривали инквизицию, в ней всегда можно найти только ЧУДОВИЩНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ.

Толедский собор Святой Марии. Центральный неф с хорами
в перспективе, обильно украшенный во славу Церкви.
И Святой церкви тоже, просуществовавшей в фанатично-религиозной Испании до 1880 года, то есть четыре столетия.

При Филиппе II — яром гонителе всего «нечистого» по мировоззрению и крови — в Толедо работали великие художники, с помощью своего искусства уходившие от реальности в БУДУЩЕЕ, что представляло собой не действительность, а МЕЧТУ И НАДЕЖДУ НА СВЕТ И ДОБРО…

И однако, об ужасающих химерах человеческого сознания, что прячутся во тьме хоров Толедского собора, я теперь никогда не смогу позабыть, еще и потому что они — вечно живые сущности человеческой природы…

Leave a Reply Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

8 древнейших кафедральных соборов Испании

На протяжении многих веков Испания была опорой для католической церкви, а испанцы сохраняли фанатическую набожность (в этом они, быть может, уступают только итальянцам). Представители церкви были чрезвычайно могущественными и авторитетными людьми. Они принимали важные решения, которые влияли на все стороны жизни страны: политику, культуру, традиции, быт и много другое. И мы знаем о том, что почти четыре века здесь вершила свою власть «святая инквизиция», отправившая на костер сотни людей.

Читайте также:
Колизей в Риме — сквозь тысячелетия в наши дни

Немые свидетели ушедших времен

Потрясающие соборы Испании – немые свидетели не только тех страшных страниц европейской истории, но и многих грандиозных событий. Они видели королевских особ, выдающихся деятелей разных эпох и простых людей, приходивших сюда со своими радостями и горестями. Многие из храмов были построены в глубокой древности римлянами или вестготами, потом перестроены в мечети арабами и после Реконкисты преобразованы в католические святыни. Некоторые из них были беспощадно разграблены Наполеоном, а потом восстановлены прихожанами. У каждого храма, большого и маленького, своя неповторимая, удивительная судьба.

Собор в Сантьяго-де-Компостеле, ХI век

В Средние века он был одним из самых значительных в Европе и третьей святыней в мире после Иерусалима и Рима. Представители всех классов общества прибывали сюда поклониться усыпальнице святого Иакова (по-испански Сантьяго).

На западной стороне фасада храма находится знаменитый Портик славы, построенный между 1168 и 1188 годами. Позже при строительстве нового фасада некоторые его элементы были убраны и помещены в кафедральный музей. Портик состоит из трех этажей: склеп, символизирующий земную жизнь, собственно портик, представляющий символ небесного Иерусалима, и галерея, освещаемая весь день благодаря окнам-розам. Это своеобразная картина эволюции от человеческого начала к божественному миру. Портик включает в себя более 200 резных фигур и считается истинным шедевром испанской скульптуры романской эпохи.

Собор в Сарагосе, XII век

По образному выражению Папы Иоанна Павла II, этот собор – «мать всех испаноязычных народов». Базилика Богоматери Пилар – главная христианская святыня Сарагосы и одно из «Двенадцати сокровищ» Испании, где хранится статуэтка Богоматери Пилар.

Легенда о происхождении этой огромной базилики насчитывает около двух тысяч лет. Согласно преданиям, холодной декабрьской ночью 40 года н. э. Дева Мария явилась Святому Иакову, который тогда находился в Сарагосе, и вручила ему небольшой столб из яшмы, чтобы построить часовню (эта маленькая колонна до сих пор стоит внутри капеллы). Через год после этого события здесь была построена часовня в честь Богородицы – первая в истории христианства, посвященная Деве Марии. В VIII веке на этом месте арабы возвели мечеть.

В 1118 году, когда Сарагоса была освобождена от мусульман войсками короля Альфонсо I, здесь была построена церковь в романском стиле, уничтоженная пожаром в 1434 году. На ее месте впоследствии возникло новое здание, которое представляет собой комбинацию различных архитектурных стилей, таких как готика, барокко, рококо и классицизм. Последние башни были построены в 1907 и 1961 годах.

Внутри собор украшен замечательными фресками кисти самого Франсиско де Гойи . Одно из главных сокровищ собора Девы Пилар – алебастровый алтарь работы испанского архитектора и скульптора Дамиана Формента (1480–1540), выполненный им в 1509–1512 годах, а также хоры.

Собор в Бургосе, XIII век

Постройка этого собора , относящегося к числу лучших готических соборов Европы, проводилась на месте стоявшего здесь когда-то романского храма. На протяжении веков над его возведением трудились, сменяя друг друга, несколько поколений архитекторов (испанских, французских, немецких), вследствие чего здание имеет некоторое сходство с другими центрально-европейскими и французскими соборами. Испанский король Филипп II называл храм «Творением ангелов», а его гигантская аркада на долгие годы стала атрибутом храмов испаноязычного мира; особенно часто этот элемент можно встретить в Южной Америке.

Многие помещения строились во времена Ренессанса и барокко, в XIV–XVII веках, поэтому здесь много позолоты, пышной каменной резьбы, алтарей, скульптур и прочих сокровищ. В 1919 году в соборе были захоронены испанский национальный герой Сид Кампеадор и его жена донья Химена.

В 1984 году ЮНЕСКО объявила Бургосский собор объектом Всемирного наследия.

Собор в Толедо, XIII век

По преданию, на это место, где сейчас стоит собор, Дева Мария явилась святому Ильдефонсу. Поэтому в 587 король вестготов одобрил строительство небольшой базилики Санта-Мария-дель-Реаль . В VIII веке Толедо оказался во власти арабов, которые достаточно быстро перестроили христианский храм в мечеть.

Несколько веков спустя, отвоевав у захватчиков город, христианский король Альфонсо VI изгнал мусульман и адаптировал здание для использования в качестве христианской церкви. Первый камень нынешнего собора был заложен в 1226 году по указу короля Фернандо III Святого . Строительство затянулось на многие годы, архитекторы менялись, и собор, первоначально спланированный как готический, приобрел типичные испанские особенности: декоративность, элементы мавританского влияния и гармоничные пропорции вместо устремленного вверх «классического» готического храма.

Пожалуй, одна из главных достопримечательностей храма – это его сокровищница. Здесь открыта выставка, в которой представлена церковная утварь, епископские посохи , ценная дароносица из золота, серебра и драгоценных камней ( рубинов, изумрудов и сапфиров) массой более 200 кг, созданная в XVI веке мастером Энрике де Арфе. Ризница храма используется как картинная галерея, на стенах которой представлены бесценные полотна на религиозные темы: произведения Караваджо, Эль Греко, Веласкеса, Гойи, Тициана, Ван Дейка и других живописцев.

Собор в Кордове, XIII век

Мескита (Mezquita) – это совершенно невероятное, грандиозное сооружение, построенное в самом сердце Великой мечети Кордовы, датируемой VIII веком. В свою очередь, арабы на этом месте разрушили древний храм вестготов для создания собственной святыни, украшенной 1293 колоннами, 1445 светильниками и 280 люстрами.

Читайте также:
Минимальная зарплата по всему миру

Когда Кордова была отвоевана христианами, то храм, как христианскую старинную святыню, решили очистить от мусульманского наследия с помощью преобразований. Однако король Карл V, посетив работы по перестройке мавританской мечети в собор, глубоко раскаялся: «Я не знал, что мечеть была так прекрасна и мы разрушили что-то уникальное, чтобы построить что-то, что может быть построено в любом другом месте» .

Площадь комплекса составляет 25 000 кв. м., величественный собор как бы спрятан за «лесом» из 856 колонн, которые выполнены из мрамора, гранита, яшмы и оникса.

Мескита, считающаяся святыней различных культур, также внесена в списки Всемирного наследия человечества .

Собор в Леоне, XIII век

Кафедральный собор Санта Мария-де-ла-Регла, также известный как Пулькра Леонина, или Дом Света, – главный в городе. Он был построен на месте древнеримских терм II века, которые в XI веке по приказу короля Ордоньо II были превращены во дворец. Строительство самого собора началось в середине XIII века и было окончательно завершено к концу XVI века. Его изысканные витражи площадью около 2000 кв. м считаются самыми красивыми в мире. Большая их часть, датируемая XIII–XV веками, – настоящая редкость для средневековых готических церквей.

В соборе работает музей, в котором хранится большая коллекция религиозных произведений искусства – почти 1500 экспонатов, включая 50 романских скульптур Девы Марии (одна из них достаточно необычная, представляющая собой изображение беременной Марии), начиная от античности и до XVIII века. Здесь также хранятся голландские триптихи, старинные библии и многочисленные манускрипты, в том числе первый манускрипт на леонском языке.

Собор Леона является одним из трех главных соборов на паломническом Пути Святого Иакова наряду с соборами Бургоса и Сантьяго-де-Компостелы.

Собор в Валенсии, XIII век

Этот собор построен на месте бывшего римского храма Дианы (богини плодородия, флоры и фауны), который сначала принадлежал римлянам, а затем вестготам. Придя сюда, арабы полностью снесли здание. Основная часть христианского собора была построена в период с XIII по XIV век. Как и во многих других городах, здесь строительство также затянулось на несколько столетий, и поэтому в архитектурном облике собора органично сочетаются сразу несколько стилей, что делает его одним из ценнейших объектов мировой архитектуры.

Посетителей храма особенно привлекает капитульный зал с капеллой Санто-Калис. В ней хранится главная святыня собора – Чаша Грааля (Santo Cáliz), которую в 1436 году король Альфонсо даровал храму. Она представляет собой сосуд из зеленого агата, декорированный камнями и жемчугом. Этой чаше более 2000 лет. Католическая церковь признала ее подлинной святыней.

В алтарной части можно увидеть великолепные ренессансные фрески. Боковая дверь храма ведет в соборный музей (Museo Catedral de Valencia). Там хранятся полотна Хуанеса и Масипа, две картины Гойи и произведения других художников Возрождения.

Собор в Севилье, XIV век

Это самый большой в мире готический собор. В те времена, когда Севилья была одним из важнейших городов Аль-Андалуса (мусульманской империи), на этом месте стояла мечеть (1172–1248). 23 Декабря 1248 года город был захвачен христианской армией, мечеть была освящена и перестроена для использования в качестве христианского собора.

В мрачной тени собора хранится немало реликвий и сокровищ, в том числе картины Мурильо, Веласкеса, де Сурбарана и Гойи. Существует легенда о том, что крест собора сделан из первого золота, привезенного Колумбом из Америки, а в соборе захоронены останки мореплавателя. Красивейшее место этого собора – «Апельсиновый дворик» («Patio de los Naranjos»), использовавшийся для омовения двор бывшей мечети, который украшают десятки апельсиновых деревьев, наполняющих волнующим ароматом все пространство.

В наше время этот собор – самый посещаемый культурно-исторический памятник в Севилье: сюда приезжает более миллиона туристов ежегодно.

Теперь самые популярные статьи о жизни в Испании и полезные лайфхаки от инсайдеров вы сможете прочитать на нашей странице в «Яндекс.Дзен». Подписывайтесь!

Центр услуг в Испании

Центр услуг для жизни и бизнеса «Испания по-русски» – это Ваш гид в мире индивидуального туризма. Организация туров, маршрутов, поездок, билеты на различные события, экскурсии с лучшими гидами, организация праздников. Услуги для взыскательных клиентов.

Курортный комплекс Терме Чатеж в Словении

Обновлено: 5 Апр, 2022

В сотне километров от столицы Словении, города Любляна, находится совсем небольшой городок, Чатеж-об-Сави. Он широко известен благодаря курорту Терме Чатеж (Словения) – одному из самых масштабных в государстве и популярных в Европе.

Основным источником здоровья в Терме Чатеж является вода термальных источников, поднимающаяся из глубины 300-600 метров, и имеющая температуру +42 — +63°C. В состав этой целебной воды входит железо, натрий хлорид, водородный карбонат, калий.

На территории Терме Чатеж обустроен масштабный термальный комплекс, площадь которого превышает 12 300 м². Территорию в 10 000 м² заняли открытые бассейны, заполненные минеральной водой, – это Летняя Ривьера. На остальных 2 300 м² располагается Зимняя Ривьера, где обустроены крытые бассейны. В состав комплекса в городе Чатеж-об-Сави входят гостиницы, медцентр, салоны красоты, спортзалы, релаксационные зоны.

Терме Чатеж в Словении, как видно на фото, очень привлекательное место для восстановления здоровья. Курорт, окружённый лесом Горьянцы, находится на берегу речки Сава, в месте её объединения с речкой Крка. Климатические условия в здешней местности субальпийские, благодаря чему принимать посетителей здесь могут круглогодично.

Как лечат в Чатеж-об-Сави

Диагностика и лечебные процедуры в Терме Чатеж проводятся в медицинском центре, располагающем новейшей аппаратурой. В этом центре работают опытные врачи разных направленностей.

Читайте также:
Сколько лететь до Кипра из Казани

Специалисты медцентра обеспечивают наиболее результативное в Словении лечение болезней и восстановление органов опорно-двигательного аппарата после травм и операций. По результатам, полученным в ходе обследования, пациентам составляют программу индивидуального лечения или восстановления.

Программы разработаны таким образом, чтобы восстановление происходило постепенно и при наименьших нагрузках, чтобы уменьшить вероятность последующих рецидивов заболевания.

Лечение проводят с использованием классических и современных методик бальнеотерапии, термотерапии, гидротерапии, механотерапии, магнитотерапии, электротерапии. С пациентами занимаются инструктора по физической культуре и кинезиологи, профессиональные мастера массажа.

Медицинский центр в Чатеж-об-Сави в Словении специализируется на реабилитации больных с ревматологическими заболеваниями:

  • дегенеративным и воспалительным артрозом,
  • ревматизмом,
  • ревматоидным и метаболическим артритом,
  • анкилозирующим спондилитом,
  • ювенильным полиартритом.

Лечебный курс, направленный на восстановление здоровья людей с ревматологическими заболеваниями, предусматривает индивидуальные занятия по лечебной физкультуре, процедуры магнитной и ультразвуковой терапии, бальнеотерапию в бассейнах, парафиновое обёртывание, сеансы ручного и гидромассажа, трудотерапию. Чтобы добиться позитивного результата и закрепить его, курс должен продолжаться как минимум месяц.

Термы Чатеж входит в число лучших словенских курортов, где проводят эффективное лечение пациентов с неврологическими заболеваниями, с ДЦП и рассеянным склерозом, перенёсших инсульт. Курс по реабилитации предусматривает занятия активной и пассивной физкультурой, прохождение процедур для возобновления мышечного тонуса (массажи, электро- и бобат-терапия), процедуры гидротерапии.

Курорт в Чатеж-об-Сави предоставляет идеальные условия для восстановления пациенток, перенёсших операции на груди. В лечебной программе используется гидротерапия, лечебная гимнастика, электротерапия, массажи, лимфодренаж – эти методики позволяют разработать и сделать более подвижными плечевые суставы, провести профилактику предотвращения лимфедемы. Целью активного лечебного курса является не только физическое восстановление, но и улучшение психического состояния пациенток.

Что касается стоимости пребывания и лечения на курорте Терме Чатеж в городе Чатеж-об-Сави в Словении, то на разные виды процедур она существенно разнится. Например:

  • цены на кинезиотерапию составляют от 10€ до 51€;
  • манипуляции по гидротерапии обойдутся в сумму от 11€ до 34€;
  • самыми дешёвыми будут процедуры по электро- и термотерапии: от 7€ до 25€.

Более выгодными в финансовом отношении являются стандартные лечебно-оздоровительные курсы, стоимость которых начинается от 150€. Изучить цены на услуги, предлагаемые в медицинском центре, можно на сайте www.terme-catez.si/ru/catez/2112.

На заметку! О другом оздоровительном курорте Словении — Рогашка Слатина — читайте на этой странице.

Отели Терме Чатеж

На территории Терме Чатеж в городе Чатеж-об-Сави есть превосходно оборудованный кемпинг, доступны гестхаусы и 3 отеля: «Терме», «Топлице» и «Чатеж».

Самый хороший отель в городе об-Сави – это 4-звёздочный «Терме», стоящий в самом центре курортной зоны. Стоимость размещения в нём составляет от 85€ до 170€ в сутки. За эти деньги гарантированы завтрак, плавание в бассейне, отдых в сауне, занятия в спортзале, 2 входа в день в Летнюю или Зимнюю Ривьеру.

Комфортный 4-звёздочный отель «Топлице» находится неподалёку от Летней и Зимней Ривьеры. За сутки пребывания в «Топлице» нужно отдать от 90€ до 190€. В эту сумму включён полупансион, посещение тренажёрного зала, 2 входа в день в Летнюю или Зимнюю Ривьеру.

«Чатеж» – 3-звёздочный отель, сооружённый с учётом возможностей людей, имеющих проблемы с органами опорно-двигательного аппарата. Сутки нахождения в отеле будут стоить от 91€ до 150€. В эту сумму вошёл полупансион, плавание в бассейне, 1 вход в Зимнюю или 2 входа в Летнюю Ривьеру. Более подробно познакомиться со всеми услугами, предлагаемыми в отелях Чатеж-об-Сави, и расценками на них, можно на сайте www.terme-catez.si/ru. Забронировать проживание можно с помощью формы ниже.

Чем заняться на досуге

В Словению, в частности, в город Чатеж-об-Сави, на курорт Терме Чатеж, едут как для лечения, так и для интересного времяпровождения.

На территории курортного комплекса отдыхающие получают много возможностей провести время с пользой и удовольствием. Здесь есть искусственное озеро, где можно поплавать, покататься на лодках, заняться рыбной ловлей. Гости курорта могут провести время в парках развлечений, на крытых катках, разнообразных водных аттракционах, также они могут заняться велосипедным спортом, большим и настольным теннисом, гольфом. Могут отправиться в клуб «Термополис», где регулярно организовывают вечера танцев и проводят концертные программы.

Отдельного внимания заслуживает «Парк Саун», в котором есть всё для истинных ценителей банной релаксации. В парке работают аромасауна, финская и индийская сауны, есть сауна с инфракрасным освещением. Настоящий эксклюзив – это хрустальная сауна, в которой организм эффективно обогащается отрицательными ионами.

Чатеж-об-Сави расположен близ границы с Хорватией и всего в 45 минутах езды от ее столицы, города Загреб. Добраться к нему можно самостоятельно на авто или с экскурсией. Какие достопримечательности посмотреть в Загребе описано в этой статье с фото.

В зоне Терме Чатеж (Словения), предназначенной для курортного пребывания, есть замок «Мокрице» с богатым винным погребом, конференц-залом «Барбара», игровым полем для гольфа, 200-летним парковым насаждением и расположенной над ним уютной террасой.

Видео: краткий обзор курорта Чатеж в Словении, как выглядят отели и СПА, что можно поесть и как развлечься, а также вид на городок с воздуха.

Автор: Ирина Ковалёва

Обновлено: 2 Авг, 2022 Одним из самых живописных и популярных курортных мест…

Обновлено: 18 Янв, 2022 Марибор (Словения) – второй по значимости и величине…

Обновлено: 19 Июн, 2018 Город Рогашка Слатина (Словения) – это бальнеологическая здравница….

Обновлено: 24 Мар, 2022 Недалеко от столицы Словении Любляны, всего в 55…

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: