Технические характеристики вертолета Ка-226

Многоцелевой вертолет Ка-226: плюсы и минусы

Винтокрылый летательный аппарат великое творение человечества.

Еще в далеком 1965 году, под руководством великого советского авиаконструктора Николая Ильича Камова (14.09.1902 – 24.11.1973) был создан вертолет Ка-26. Первый полет на нем был выполнен 24 мая 1965 года лётчиком-испытателем В. И. Громовым. Построенный по схеме «Летающее шасси» конструктивно он представлял собой вертолёт двухвинтовой соосной схемы с 4-х опорным колёсным шасси и 2-мя поршневыми 9-ти цилиндровыми звездообразными двигателями с воздушным охлаждением М-14В26 общей мощностью 650 л.с. Двигатели и главный редуктор Р-26 разработаны Воронежским Опытно-Конструкторским Бюро Моторостроения.

В зависимости от востребованности за кабиной пилотов могли устанавливаться разные типы подвески: пассажирская или грузовая кабина, лебедка, оборудование для авиационно-химических работ. Данная винтокрылая машина в силу удачных и смелых решений которые были применены при ее разработке, оказалась очень востребована как в СССР, так и за рубежом в большинстве своем на производстве авиационно – химических работ.

В связи с такой потребностью отечественных и зарубежных заказчиков, ОКБ Камова на базе Ка-26 в 1984 году начало разрабатывать новую модификацию Ка-126, но уже с одним газотурбинным двигателем ТВ-0-100 Омского Моторостроительного Конструкторского Бюро, мощностью 720 л.с. и новым усовершенствованным двухступенчатым, планетарным, с зубчатыми передачами главным редуктором ВР-126М. Первый полет на опытном образце был выполнен летчиком-испытателем ОКБ Г. Исаевым в октябре 1987 года. Далее на базе Ка-126 разработали экспортную модификацию Ка-128 под французский газотурбинный двигатель “Ариэль ID1” мощностью 730 л.с.

Исторически сложилось так, что в 90-е годы произошел «развал» СССР, что непосредственно отразилось на вертолетах Ка-26 и Ка-126, в итоге первый закончил свой жизненный цикл в 2001-2002 годах ввиду полной выработки ресурса, а производство второго прекратилось.

Вертолет, о котором пойдет речь, был так же создан в ОКБ Камова и явился последователем Ка-26 и Ка-126.

Многоцелевой вертолет Ка-226 предназначен для перевозок пассажиров (грузов) в пассажирской (транспортной) кабине и других авиационных работ.

В теории Ка-226 должен был обеспечивать высокую безопасность полетов по причине предполагаемой установки на него двух ГТД, а также низкий уровень шумности при полетах и выполнении посадок в населенных пунктах.

Сравним модификации вертолета Ка-226, их технические данные, для понимания, насколько же специалисты ОКБ Камова продвинулись в своей работе за годы жизни (2002 – по н.в.) своего «детища». На просторах интернета огромное количество статей, восхваляющих возможности данного вертолета, но вы нигде не найдете обратной (фактической) стороны медали, для объективности сложившейся картины рассмотрим и ее.

Ка-226 – двухдвигательный вертолет с ГТД Rolls-Royce Allison 250-С20 R/2(SР) взлетной мощностью по 450 л.с. и номинальной по 380 л.с. (масса двигателя 78 кг, при размерах: высота 589 мм, ширина 528 мм, длина 986 мм) каждый, в паре с главным редуктором ВР-226. Максимальная взлетная масса 3400 кг. Созданный, как и его предшественники по схеме «Летающее шасси». Вертолет имеет соосную схему несущих винтов. Несущая система состоит из двух трехлопастных винтов одинакового диаметра, вращающихся в противоположных направлениях с одинаковой частотой.

1. Геометрические размеры

Диаметр винта – 13 м, Длина – 8,58 м, Ширина носовой части – 1,60 м, Ширина хвостовой части – 3,2 м, Высота – 4,18 м, База шасси – 3,43 м, Колея передних шасси – 0,98 м, Колея основных шасси – 2,56 м.

2. Управление

В управлении вертолетом применены комбинированные агрегаты управления КАУ-165.

3. Система энергоснабжения вертолета

Обеспечивает электропитание бортовых потребителей постоянным током напряжением 27 В, переменным однофазным током напряжением 115 В, переменным трехфазным током напряжением 36 В;

Источники электроэнергии постоянного тока: – два стартер-генератора P/N 524-070К;
– аккумуляторная батарея 20НКБН-40-ТД-1 или 20FP38H1CT-R.
– внешний источник постоянного тока подключается через разъем ШРАП-500К;

Источники электроэнергии переменным током:

– два преобразователя 531-011-А.
– два преобразователя ПТС-250АМ.

4. Приборное оборудование

– СЭИ-226
– бортовое устройство регистрации БУР-ЛКВ

5. Пилотажно-навигационное оборудование

– система воздушных сигналов СВС-В2-226;
– указатель скорости УСВИЦ-250;
– вариометр ВР-30;
– авиагоризонт АГР-81;
– барометрический высотомер ВМЦ-10;
– система полного и статистического давления;
– магнитный указатель курса КИ-13;
– индикатор навигационный плановый ИНП-Р;
– курсовая система МКС-1В;
– основная и резервная малогабаритные гировертикали МГВ-4В;
– часы авиационные ЧАМ-В.

6. Радиосвязное оборудование опциональное (устанавливается по заказу потребителя).

7. ПОС винтов(подготовлен) и ППД (электрическая), стекол(воздушно-тепловая).

8. Система обогрева и вентиляции стандартная.

Ка-226 Т – двухдвигательный вертолет с ГТД Arrius 2G1 взлетной мощностью 580 л.с. (705 л.с на чрезвычайном режиме) разработки фирмы «Turbomeca» в паре с главным редуктором ВР-226Н. Внешне конструкция вертолета полностью соответствует Ка-226. Применение французских двигателей позволило увеличить взлетную массу и грузоподъемность вертолета и существенно улучшить его летные характеристики, в первую очередь высотность и скороподъемность. Статический потолок составляет 4600 м, практический – 6100 м. Благодаря более мощной силовой установке максимальная взлетная масса вертолета возросла с 3400 до 3600 кг (с внешней подвеской – до 3800 кг).

Читайте также:
Автобус 690 Как С Добром Добраться!

1. Геометрические размеры вертолета.

Диаметр винта – 13 м, Длина – 8,73 м, Ширина носовой части – 1,60 м, Ширина хвостовой части – 3,22 м, Высота – 4,18 м, База шасси – 3,44 м, Колея передних шасси – 0,99 м, Колея основных шасси – 2,56 м.

2. Управление

В управлении вертолетом по всем каналам применены комбинированные агрегаты управления КАУ-165М.

3. Система энергоснабжения вертолета.

Обеспечивает электропитание бортовых потребителей постоянным током 27 В, переменным током напряжением 115/200 В, 115 В, 36 В и частотой 400 Гц. Источники электроэнергии постоянного тока:

– два стартер-генератора Р/N 524-070К;
– аккумуляторная батарея 20НКБН-40-ТД-1 или 20FP38H1CT-R;
– резервная аккумуляторная батарея 20VRED;
– внешний источник постоянного тока подключается через разъем ШРАП-500К;

Источники электроэнергии переменного тока:

– генератор 3-х фазного переменного тока ГТ30ПЧ8В;
– два статических преобразователя 531-011-А;
– трансформатор ТС310СО4Б;
– резервный преобразователь ПТС-250АМ.

4. Приборное оборудование

– 2 многофункциональных индикатора ИМ-14-1Н;
– 2 многофункциональных индикатора ИМ-16-3Н;
– бортовое устройство регистрации ЗБН-Ансат с закрепленным на нем ПАМ-6к.

5. Пилотажно-навигационное оборудование

– вычислитель воздушных сигналов ВВС-226; – вариометр ВР-30;
– авиагоризонт АГР-81; – высотомер механический с цифровым выходом ВМЦ-10;
– система полного и статистического давления; – магнитный указатель курса КИ-13;
– курсовая система LCR-100 и датчик магнитного курса КМТ-112; – указатель скорости УСВИЦ-250;
– пульт управления ПУ-226-1 системы САУ-32-226МС;
– пульт управления генератора цифровых карт;
– часы авиационные ЧАМ-В-3С. 6.Радиосвязное оборудование опциональное (устанавливается по заказу потребителя).

7. ПОС винтов и ППД (электрическая), стекол(воздушно-тепловая) + омывание спиртом.

8. Система обогрева и вентиляции стандартная.

А теперь проведем сравнение и сделаем выводы

Удалось ли ОКБ после выполнения такой огромной работы, избежать старых «болезней» присущих вертолету Ка-226 и сделать вертолет Ка-226Т технологичным и более удобным в эксплуатации?

При сравнении становится понятным, что отличия вертолета Ка-226 и Ка-226Т заключаются в замене двигателей «Allison» на более мощный «Arrius», редуктора ВР-226 на ВР-226Н, установке второй гидросистемы, вместо пневматической, доработке энергосистемы, переработки эргономики кабины экипажа, инсталляции иного современного приборного оборудования.

Говоря техническим языком у любой авиационной техники есть плюсы и минусы конструкции. Несомненным плюсом Ка-226 и его модификации Ка-226Т является то, что геометрические размеры фюзеляжа одинаковы и не выходят за площадь ометаемую винтом, благодаря чему вертолет может уместиться на любой небольшой площадке, ограниченной препятствиями, даже таких, которые принято называть «колодец», что очень ценится при полетах в населенных пунктах. Минусом же является высокая колонка НВ, что создает большое профильное сопротивление, которое в конечном счете влияет на невозможность достижения заявленной максимальной скорости, приводит к повышенному расходу топлива на скоростях более 160 км/ч и высокому уровню вибраций в пассажирской (транспортной) кабине.

Фюзеляж вертолета остался идентичным, а с ним остались и старые проблемы, трещины крепления хвостового оперения. Стоит отметить неудобство открывания и закрывания капотов, а также их плохую регулировку. Направляющие сдвижной двери транспортной кабины делаются из материала, который априори коррозируется, есть случаи частичного разрушения коррозией подкосов основных стоек шасси.

Главные опоры шасси довольно часто грешат так называемым «проседанием» из-за не герметичности амортизаторов.

Редуктор ВР-226, крайне ненадежный агрегат, ввиду просчетов в конструкции и применяемых материалов, с низким ресурсом (в начале эксплуатации равным всего 50 часам). Заклинение редуктора на висении, по причине разрушения главной шестерни произошел с вертолетом Ка-226, авиации ОВД в 2015 году (наработка редуктора всего 156 часов. ). Так же, имели место быть случаи прекращения вращения вентилятора охлаждения воздушно-масляных радиаторов, по причине разрушения элементов привода вращения вентилятора, внутри редуктора. Достаточно много случаев возникновения серьезных авиационных происшествий, в том числе с поломкой вертолета по причине ненадежности данного изделия. На вертолете Ка-226Т редуктор заменен на ВР-226Н, осталось дождаться и посмотреть, как он себя проявит.

Двигатели вертолета Ка-226 Rolls-Royce Allison 250-С20 R/2(SР) разработки 60-х годов прошлого столетия, не отличается высокой надежностью и экономичностью, случаи отказа одного двигателя из-за разрушений элементов регулятора оборотов свободной турбины, достаточно часто имели место быть.

Кабина экипажа имеет большую площадь остекления, что обеспечивает хороший обзор и несомненно является большим плюсом, но и без минусов здесь тоже не обошлось. Левая дверь кабины экипажа вертолета Ка-226Т запирается (от несанкционированного доступа) снаружи ключом специальной ключевой вставки, правая дверь кабины экипажа запирается изнутри фиксатором. На остеклении дверей кабины экипажа имеются сдвижные форточки. Не совсем понятно для чего запирать двери, если сдвижные форточки не имеют внутренних фиксаторов, очень легко открываются снаружи и дают доступ к открытию дверей изнутри! Наверняка это какая-то особая задумка производителя.

Система энергоснабжения доработана под применение ПОС, как и прежде ОКБ не удается избавиться от импортных комплектующих в своих системах, что при возникновении неисправностей становится головной болью эксплуатанта, как при нахождении машины на гарантии, так и вдвойне при ее окончании.

На вертолете Ка-226 установлена гидравлическая система для питания комбинированных агрегатов управления КАУ-165 и пневматическая система, предназначенная для торможения колес основных опор шасси, снижения усилий на рычаге управления общим шагом при отказе гидросистемы и зарядки шин колес, на Ка-226Т установили две гидравлические системы, одна из которых предназначена для питания КАУ-165М, а вторая для торможения колес основных опор шасси и стопорения фиксатора рычага общего шага. Виден прогресс, будем надеяться, что данное изменение в конструкции оправдает себя.

Читайте также:
Отели Патонга с хорошим рейтингом – выбираем лучший

С выводами все довольно просто.

Проблемы, которые описаны выше, далеко не все, которые присутствуют на данных вертолетах. Не рассмотрена проблема лопастей, стеклопластиковых панелей, эксплуатационной документации, которые являются достаточно серьезными. Руководство АО «Камов» вяло реагирует на извещения эксплуатантов о проблемах и недостатках Ка-226, все «детские болезни» до сих пор не устранены, а ведь вертолет достаточно давно находится в эксплуатации. А если АО «Камов» не хочет работать, для чего с ними сотрудничать? Видимо по этой причине многие эксплуатанты теперь обратили свой взор на вертолеты «АНСАТ».

Вертолет Ка-226 Двигатели. Размеры. История. Вес. Дальность полета

Ка-226 — российский многоцелевой вертолёт, разработанный ОКБ Камова. Первый полёт совершил 4 сентября 1997 года. Ка-226 представляет собой модернизацию хорошо зарекомендовавшего себя вертолёта Ка-26. Предназначен для перевозки 6 пассажиров или 1350 кг груза (в том числе и на внешней подвеске).

Вертолет Ка-226Т – видео

Еще в далеком 1965 году, под руководством великого советского авиаконструктора Николая Ильича Камова (14.09.1902 – 24.11.1973) был создан вертолет Ка-26. Первый полет на нем был выполнен 24 мая 1965 года лётчиком-испытателем В. И. Громовым. Построенный по схеме «Летающее шасси» конструктивно он представлял собой вертолёт двухвинтовой соосной схемы с 4-х опорным колёсным шасси и 2-мя поршневыми 9-ти цилиндровыми звездообразными двигателями с воздушным охлаждением М-14В26 общей мощностью 650 л.с. Двигатели и главный редуктор Р-26 разработаны Воронежским Опытно-Конструкторским Бюро Моторостроения.

В зависимости от востребованности за кабиной пилотов могли устанавливаться разные типы подвески: пассажирская или грузовая кабина, лебедка, оборудование для авиационно-химических работ. Данная винтокрылая машина в силу удачных и смелых решений которые были применены при ее разработке, оказалась очень востребована как в СССР, так и за рубежом в большинстве своем на производстве авиационно – химических работ.

В связи с такой потребностью отечественных и зарубежных заказчиков, ОКБ Камова на базе Ка-26 в 1984 году начало разрабатывать новую модификацию Ка-126, но уже с одним газотурбинным двигателем ТВ-0-100 Омского Моторостроительного Конструкторского Бюро, мощностью 720 л.с. и новым усовершенствованным двухступенчатым, планетарным, с зубчатыми передачами главным редуктором ВР-126М. Первый полет на опытном образце был выполнен летчиком-испытателем ОКБ Г. Исаевым в октябре 1987 года. Далее на базе Ка-126 разработали экспортную модификацию Ка-128 под французский газотурбинный двигатель “Ариэль ID1” мощностью 730 л.с.

Исторически сложилось так, что в 90-е годы произошел «развал» СССР, что непосредственно отразилось на вертолетах Ка-26 и Ка-126, в итоге первый закончил свой жизненный цикл в 2001-2002 годах ввиду полной выработки ресурса, а производство второго прекратилось.

Вертолет, о котором пойдет речь, был так же создан в ОКБ Камова и явился последователем Ка-26 и Ка-126.

Назначение

Многоцелевой вертолет Ка-226 предназначен для перевозок пассажиров (грузов) в пассажирской (транспортной) кабине и других авиационных работ.

В теории Ка-226 должен был обеспечивать высокую безопасность полетов по причине предполагаемой установки на него двух ГТД, а также низкий уровень шумности при полетах и выполнении посадок в населенных пунктах.

Сравним модификации вертолета Ка-226, их технические данные, для понимания, насколько же специалисты ОКБ Камова продвинулись в своей работе за годы жизни (2002 – по н.в.) своего «детища». На просторах интернета огромное количество статей, восхваляющих возможности данного вертолета, но вы нигде не найдете обратной (фактической) стороны медали, для объективности сложившейся картины рассмотрим и ее.

Модификации

Ка-226

Двухдвигательный вертолет с ГТД Rolls-Royce Allison 250-С20 R/2(SР) взлетной мощностью по 450 л.с. и номинальной по 380 л.с. (масса двигателя 78 кг, при размерах: высота 589 мм, ширина 528 мм, длина 986 мм) каждый, в паре с главным редуктором ВР-226. Максимальная взлетная масса 3400 кг. Созданный, как и его предшественники по схеме «Летающее шасси». Вертолет имеет соосную схему несущих винтов. Несущая система состоит из двух трехлопастных винтов одинакового диаметра, вращающихся в противоположных направлениях с одинаковой частотой.

В управлении вертолетом применены комбинированные агрегаты управления КАУ-165.

Система энергоснабжения вертолета

Обеспечивает электропитание бортовых потребителей постоянным током напряжением 27 В, переменным однофазным током напряжением 115 В, переменным трехфазным током напряжением 36 В;

Источники электроэнергии постоянного тока: – два стартер-генератора P/N 524-070К;

– аккумуляторная батарея 20НКБН-40-ТД-1 или 20FP38H1CT-R.
– внешний источник постоянного тока подключается через разъем ШРАП-500К;

Источники электроэнергии переменным током:

– два преобразователя 531-011-А.
– два преобразователя ПТС-250АМ.

– СЭИ-226
– бортовое устройство регистрации БУР-ЛКВ

– система воздушных сигналов СВС-В2-226;
– указатель скорости УСВИЦ-250;
– вариометр ВР-30;
– авиагоризонт АГР-81;
– барометрический высотомер ВМЦ-10;
– система полного и статистического давления;
– магнитный указатель курса КИ-13;
– индикатор навигационный плановый ИНП-Р;
– курсовая система МКС-1В;
– основная и резервная малогабаритные гировертикали МГВ-4В;
– часы авиационные ЧАМ-В.+++

Читайте также:
Оформление визы в Индию для граждан Узбекистана

Ка-226А

Обозначение первой версии вертолёта, разработанной по заказу МЧС России. Был выпущен опытный вертолёт. В дальнейшем, из-за отказа МЧС России от закупки вертолёта, программа была закрыта. Опытный вертолёт послужил основой для отработки и сертификационных испытаний базового Ка-226.

Ка-226АГ

Версия вертолёта для эксплуатанта «Газпром авиа». Был выпущен опытный вертолёт. В дальнейшем от обозначения версии отказались и эксплуатанту передавалась базовая версия вертолёта. Производство планировалось на ПО «Стрела», город Оренбург.

Ка-226Т

Двухдвигательный вертолет с ГТД Arrius 2G1 взлетной мощностью 580 л.с. (705 л.с на чрезвычайном режиме) разработки фирмы «Turbomeca» в паре с главным редуктором ВР-226Н. Внешне конструкция вертолета полностью соответствует Ка-226. Применение французских двигателей позволило увеличить взлетную массу и грузоподъемность вертолета и существенно улучшить его летные характеристики, в первую очередь высотность и скороподъемность. Статический потолок составляет 4600 м, практический – 6100 м. Благодаря более мощной силовой установке максимальная взлетная масса вертолета возросла с 3400 до 3600 кг (с внешней подвеской – до 3800 кг).

В управлении вертолетом по всем каналам применены комбинированные агрегаты управления КАУ-165М.
3. Система энергоснабжения вертолета.

Обеспечивает электропитание бортовых потребителей постоянным током 27 В, переменным током напряжением 115/200 В, 115 В, 36 В и частотой 400 Гц. Источники электроэнергии постоянного тока:

– два стартер-генератора Р/N 524-070К;
– аккумуляторная батарея 20НКБН-40-ТД-1 или 20FP38H1CT-R;
– резервная аккумуляторная батарея 20VRED;
– внешний источник постоянного тока подключается через разъем ШРАП-500К;

Источники электроэнергии переменного тока:

– генератор 3-х фазного переменного тока ГТ30ПЧ8В;
– два статических преобразователя 531-011-А;
– трансформатор ТС310СО4Б;
– резервный преобразователь ПТС-250АМ.

– 2 многофункциональных индикатора ИМ-14-1Н;
– 2 многофункциональных индикатора ИМ-16-3Н;
– бортовое устройство регистрации ЗБН-Ансат с закрепленным на нем ПАМ-6к.

– вычислитель воздушных сигналов ВВС-226; – вариометр ВР-30;
– авиагоризонт АГР-81; – высотомер механический с цифровым выходом ВМЦ-10;
– система полного и статистического давления; – магнитный указатель курса КИ-13;
– курсовая система LCR-100 и датчик магнитного курса КМТ-112; – указатель скорости УСВИЦ-250;
– пульт управления ПУ-226-1 системы САУ-32-226МС;
– пульт управления генератора цифровых карт;
– часы авиационные ЧАМ-В-3С. 6.Радиосвязное оборудование опциональное (устанавливается по заказу потребителя).

Ка-226ТГ

Обозначение проекта модификации вертолёта Ка-226 разрабатываемой в интересах «Газпром». Особенностью вертолёта является возможность его применения в условиях Крайнего Севера. Конструктивно близок к модели Ка-226Т.

Ка-226ТМ

Обозначение проекта модификации вертолёта Ка-226Т для базирования на кораблях береговой охраны Пограничной службы ФСБ России — с 2015—2022 гг. планируется закупить 10 вертолётов Ка-226ТМ.

Сравнение и сделаем выводы

Удалось ли ОКБ после выполнения такой огромной работы, избежать старых «болезней» присущих вертолету Ка-226 и сделать вертолет Ка-226Т технологичным и более удобным в эксплуатации?

При сравнении становится понятным, что отличия вертолета Ка-226 и Ка-226Т заключаются в замене двигателей «Allison» на более мощный «Arrius», редуктора ВР-226 на ВР-226Н, установке второй гидросистемы, вместо пневматической, доработке энергосистемы, переработки эргономики кабины экипажа, инсталляции иного современного приборного оборудования.

Говоря техническим языком у любой авиационной техники есть плюсы и минусы конструкции. Несомненным плюсом Ка-226 и его модификации Ка-226Т является то, что геометрические размеры фюзеляжа одинаковы и не выходят за площадь ометаемую винтом, благодаря чему вертолет может уместиться на любой небольшой площадке, ограниченной препятствиями, даже таких, которые принято называть «колодец», что очень ценится при полетах в населенных пунктах. Минусом же является высокая колонка НВ, что создает большое профильное сопротивление, которое в конечном счете влияет на невозможность достижения заявленной максимальной скорости, приводит к повышенному расходу топлива на скоростях более 160 км/ч и высокому уровню вибраций в пассажирской (транспортной) кабине.

Фюзеляж вертолета остался идентичным, а с ним остались и старые проблемы, трещины крепления хвостового оперения. Стоит отметить неудобство открывания и закрывания капотов, а также их плохую регулировку. Направляющие сдвижной двери транспортной кабины делаются из материала, который априори коррозируется, есть случаи частичного разрушения коррозией подкосов основных стоек шасси.

Главные опоры шасси довольно часто грешат так называемым «проседанием» из-за не герметичности амортизаторов.

Редуктор ВР-226, крайне ненадежный агрегат, ввиду просчетов в конструкции и применяемых материалов, с низким ресурсом (в начале эксплуатации равным всего 50 часам). Заклинение редуктора на висении, по причине разрушения главной шестерни произошел с вертолетом Ка-226, авиации ОВД в 2015 году (наработка редуктора всего 156 часов. ). Так же, имели место быть случаи прекращения вращения вентилятора охлаждения воздушно-масляных радиаторов, по причине разрушения элементов привода вращения вентилятора, внутри редуктора. Достаточно много случаев возникновения серьезных авиационных происшествий, в том числе с поломкой вертолета по причине ненадежности данного изделия. На вертолете Ка-226Т редуктор заменен на ВР-226Н, осталось дождаться и посмотреть, как он себя проявит.

Читайте также:
Белград 2022, Сербия — все о городе с фото и видео

Двигатели вертолета Ка-226 Rolls-Royce Allison 250-С20 R/2(SР) разработки 60-х годов прошлого столетия, не отличается высокой надежностью и экономичностью, случаи отказа одного двигателя из-за разрушений элементов регулятора оборотов свободной турбины, достаточно часто имели место быть.

Медицинский вертолет Ка-226

Кабина экипажа имеет большую площадь остекления, что обеспечивает хороший обзор и несомненно является большим плюсом, но и без минусов здесь тоже не обошлось. Левая дверь кабины экипажа вертолета Ка-226Т запирается (от несанкционированного доступа) снаружи ключом специальной ключевой вставки, правая дверь кабины экипажа запирается изнутри фиксатором. На остеклении дверей кабины экипажа имеются сдвижные форточки. Не совсем понятно для чего запирать двери, если сдвижные форточки не имеют внутренних фиксаторов, очень легко открываются снаружи и дают доступ к открытию дверей изнутри! Наверняка это какая-то особая задумка производителя.

Система энергоснабжения доработана под применение ПОС, как и прежде ОКБ не удается избавиться от импортных комплектующих в своих системах, что при возникновении неисправностей становится головной болью эксплуатанта, как при нахождении машины на гарантии, так и вдвойне при ее окончании.

На вертолете Ка-226 установлена гидравлическая система для питания комбинированных агрегатов управления КАУ-165 и пневматическая система, предназначенная для торможения колес основных опор шасси, снижения усилий на рычаге управления общим шагом при отказе гидросистемы и зарядки шин колес, на Ка-226Т установили две гидравлические системы, одна из которых предназначена для питания КАУ-165М, а вторая для торможения колес основных опор шасси и стопорения фиксатора рычага общего шага. Виден прогресс, будем надеяться, что данное изменение в конструкции оправдает себя.

Тактико-технические характеристики Ка-226

– Первый полёт: 4 сентября 1997 года
– Начало эксплуатации: 2002 год

Стоимость Ка-226

– $4,2 млн (экспортная, 2007 год)

Экипаж Ка-226

Вместимость Ка-226

– 4-7 пассажиров (в зависимости от установленного модуля)

Габаритные размеры Ка-226

– Диаметр несущего винта: 13,00 м
– Длина фюзеляжа: 8,10 м
– Высота с вращ. винтами: 4,15 м

Вес Ка-226

– Масса нормальная взлётная: 3100 кг
– Максимальная взлётная масса: 3400 кг

Двигатели Ка-226

– Тип двигателя: 2 х ТВлД Allison 250-С20R/2
– Мощность: 2 х 450 л. с.

Скорость Ка-226

– Крейсерская скорость: 195 км/ч
– Максимальная скорость: 210 км/ч
– Скороподъёмность: 636 м/мин

Дальность полёта Ка-226

Статический потолок Ка-226

– 4100 м (Вне влияния земли)
– 4600 м (В зоне влияния земли)

Практический потолок Ка-226

Технические характеристики вертолета Ка-226

Вертолет Ка-226 — это мультифункциональная машина, созданная ОАО «Камов». Летательный аппарат применяется для широкого спектра целей. Совокупность свойств судна превратили Ка-226 в одну из лучших машин своего рода.

Особенности Ка-226

Технические характеристики вертолета Ка-226 делают его маневренным и точным в управлении.

Машина способна долго висеть в воздухе и легка в использовании. Неприхотливость судна и возможность объемного вооружения расширяют сферы его применения. Машина отличается экономичностью, экологичностью и высоким уровнем безопасности полета. Аппарат оснащен современным комплексом полетного и навигационного оборудования.

Среди областей применения судна встречается военная авиация, медицина, чрезвычайные ситуации и перевозка грузов. На различных фото вертолета Ка-226 можно наблюдать несколько вариантов окраса машины в зависимости от сферы его применения. Различаются следующие разновидности судов:

  1. Пассажирский. Создан для перевозки до 7 человек.
  2. Транспортный. Машина этой модификации может транспортировать до тонны груза. Негабаритные грузы перевозятся на специальной платформе, крепящейся к судну.
  3. Медицинский. Имеются две разновидности данных судов. Первая предназначена для эвакуации больных, вторая служит для экстренной реанимации до двух пострадавших. В соответствии с предназначением вертолета он оснащается необходимым набором медицинского оборудования.
  4. Полицейский. Может перевозить до шести человек. Вертолет удобен для воздушного наблюдения за пространством и обнаружения нарушителей, а также регулирования дорожного движения в зоне видимости.
  5. Поисково-спасательный. Вертолет этого плана служит для поиска и эвакуации пострадавших людей. Точность зависания в воздухе гарантирует успех операции.

Устройство вертолета Ка-226

В машине расположены два двигателя на основе электронного управления. Посадка и взлет осуществляются при неисправности или выходе из строя одного из них. Конструкция вертолета предполагает соосную систему винтов. В машине нет рулевого винта, что улучшает маневренность судна и позволяет безопасно управлять вертолетом на малых площадках и небольших авианосцах.

Вертолет надежен в полетах в ночное время и при неблагоприятных погодных условиях. Температура эксплуатации варьируется в диапазоне от 50 0 ниже нуля до +50 С. Судно способно пролетать не только над сушей, но и над крупными водоемами. Модель техники может храниться вне ангара.

Судно сконструировано по принципу модульного построения, что облегчает создание его модификаций. В оригинальной модели имеется один минус — небольшая крейсерская скорость, составляющая 195 км/час.

Масса модели колеблется в пределах от 3100 до 3400 кг. Вертолет способен бесперебойно преодолевать до 600 километров. Он рассчитан на 1—2 членов экипажа и от 4 до 9 пассажиров. Длина машины составляет более 8 метров с винтом диаметром в 13 метров Высота судна — 4,15 метра.

Использование вертолета Ка-226

Ка-226 успешно эксплуатируется с 2002 года. Среди его пользователей в гражданской сфере числится корпорация «Газпром», ГУВД и клинические больницы, а также МЧС. Сорок единиц техники служат на базе ВВС России.

Читайте также:
Брецель – национальный крендель Германии

Две единицы модели находятся на территории Украины. Одна из них была конфискована в пользу АТО, вторая приобреталась Львовским медицинским центром медицины катастроф, но пока не использовалась по назначению.

В конце 2015 года Россия заключила договор с Индией, предусматривающий поставку 40 Ка-226. Помимо этого, на территории Индии будет создано совместное предприятие, где будет осуществляться сборка еще 160 единиц вертолетов. Срок действия контракта начнется в 2018 году. При необходимости число машин будет увеличено вдвое.

За годы применения судна оно дважды попадало в авиационные происшествия. Оба раза обошлись мелкими повреждениями и аварийной посадкой.

Многоцелевой вертолет Ка-226 (Россия)

Многоцелевой вертолет Ка-226 выпускается в нескольких модификациях и предназначен для перевозки шести– восьми человек либо 1350 кг груза, включая размещенный на внешней подвеске. Министерству обороны России поставляется версия Ка-226.80.

Начиная с 2015 г. планируется закупка модификации Ка-226ТМ для размещения на кораблях боевой охраны пограничной службы — ФСБ РФ.

Особенности

Основной принципиальной особенностью компоновки вертолета считается модульность конструкции. Данное техническое решение обеспечивает быстрое переоснащение машины для решения тех или иных конкретных задач. Сменить модуль можно непосредственно на аэродроме в течение 30 мин. При этом снимается часть оборудования и монтируется дополнительная аппаратура целевого назначения. Она крепится к специальным стыковочным узлам на пятом силовом шпангоуте (центральном), хвостовых балках, носовой части, основных опорах шасси.

На вертолете установлены два современных газотурбинных двигателя (ГТД), новое бортовое оборудование и несущие винты с лопастями, имеющими полужесткое торсионное крепление. Эти лопасти изготовлены из композиционных полимеров и позволяют значительно увеличить тягу.

Сохранив все достоинства своего предшественника, вертолета Ка-126, новая машина приобрела более высокие показатели транспортной производительности и топливной эффективности. Армия получила универсальное «летающее шасси» для перевозки практически любых видов грузов, грузоподъемное, надежное и неприхотливое к условиям эксплуатации.

Конструкция

Как и все машины ОКБ Камова, Ка-226 изготовлен по соосной схеме и имеет два трехлопастных винта. Планер машины произведен из алюминиевых сплавов с применением сотовых панелей. Центральный силовой отсек фюзеляжа используется для крепления к нему двух хвостовых балок, изготовленных из углепластика.

Фюзеляж вертолета включает кабину пилота, центральный отсек, две хвостовые балки и оперение. Кабина пилота более эргономична, оснащена новым бортовым оборудованием, которое позволяет пилотировать машину круглосуточно в любых метеоусловиях. Фонарь кабины обладает увеличенной площадью остекления, что значительно улучшает обзор. Конструктивно съемная транспортная кабина обеспечивает, в зависимости от варианта применения, установку энергопоглощающих кресел, загрузку носилок через заднюю часть кабины, использование лебедки через дверной проем большого размера, оборудованный сдвижной дверью, а также транспортировку грузов на внешней подвеске.

Силовая установка смонтирована над центральным отсеком и состоит из двух двигателей повышенной мощности. Их наличие перевело эту машину в класс вертолетов с высоким уровнем безопасности, а это позволяет применять его при полетах над водой, в городской черте, при проведении спасательных работ и т. п. При отказе одного из них второй обеспечивает Ка-226 полет с набором высоты. Топливо находится в четырех мягких ТБ. Конструктивно предусмотрена подвеска двух дополнительных ТБ по бокам фюзеляжа.

Бортовое оборудование и системы представлены новейшими отечественными средствами связи и пилотажно-навигационным оборудованием, скомпонованным по-новому. В его состав входят автоматический радиокомпас, лазерная курсовертикаль, радиовысотомер, работающий на малых высотах, барометрический высотомер. Для непосредственного пилотирования используются вариометр, указатель скорости, резервные авиагоризонты и система электронной индикации последнего поколения.

В экспортном варианте существует техническая возможность укомплектования вертолета оборудованием иностранного производства. По требованию заказчика на Ка-226 могут устанавливаться БРЛС, гиростабилизированный тепловизор и иные системы.

Вертолет имеет четырехопорное неубирающееся шасси с масляно-пневматической амортизацией. В штатном варианте Ка-226 управляет один пилот, но в кабине предусмотрено второе рабочее место.

Конструкция вертолета обеспечивает аэродинамическую симметрию. Машина проста в управлении (по сравнению с одновинтовыми моделями). Отсутствие рулевого винта делает ее менее чувствительной к изменениям направления и силы ветра, а также позволяет успешно маневрировать в непосредственной близости от преград. Педальный (плоский) разворот машина выполняет и в горизонтальном полете, и в режиме зависания. При этом отсутствуют ограничения на скорость и величину отклонения педалей, а высота полета не меняется. На статическом потолке развороты вправо и влево также можно выполнять без потери высоты. Вертолетам с рулевым винтом подобный маневр недоступен. Такая конструкция особенно важна при работе в горах (на больших барометрических высотах), при повышенной температуре воздуха, когда значительно снижается мощность двигателей.

Новый вертолет сертифицирован по транспортным категориям В и А МАК АП-29 (норм летной годности) и FAR29 и допускается для проведения визуальных полетов, а также полетов с использованием приборов в сложных и простых метеоусловиях круглосуточно. Машина прошла сертификацию по американским стандартам и допущена без ограничений для эксплуатации во всех государствах мира.

Небольшие габариты Ка-226 позволяют перемещать его на большие расстояния самолетами военно-транспортной авиации, железнодорожным и автомобильным транспортом.

Читайте также:
Фото Алтайского заповедника (57 фото)

Многоцелевой вертолет Ка-226 (Россия)

Многоцелевой вертолет Ка-226 выпускается в нескольких модификациях и предназначен для перевозки шести– восьми человек либо 1350 кг груза, включая размещенный на внешней подвеске. Министерству обороны России поставляется версия Ка-226.80.

Начиная с 2015 г. планируется закупка модификации Ка-226ТМ для размещения на кораблях боевой охраны пограничной службы — ФСБ РФ.

Производство

Производится на Кумертауском авиационном производственном предприятии (КумАПП).

  • Индия Индия — в декабре 2015 года был подписан контракт на поставку 200 Ка-226Т для вооружённых сил Индии[5]. Соглашение предусматривает создание в Индии совместного предприятия с участием холдингов «Ростеха» («Рособоронэкспорта» и «Вертолётов России») и индийской корпорации Hindustan Aeronautics Limited (HAL). Согласно условиям контракта, Россия должна поставить 40 вертолётов, а остальные 160 единиц будут собраны в Индии[6]. Сборку вертолётов в Индии планируется начать в 2022 году[7]. Заказ может быть увеличен до 400 вертолётов.

Разработка

Двухтурбинная версия удачной с поршневым двигателем Камов Ка-26, ( Камов Ка-126 — версия с одной турбиной) Ка-226 был первоначально анонсирован в 1990 году. Первоначально разработанный в соответствии с требованиями Министерства помощи при бедствиях России, самолет совершил первый полет 4 сентября 1997 года. Сертификация на российские АП-29 «А» и « Транспортная категория В »присвоена 31 октября 2003 года. Ка-226 запущен в производство на ОАО« Мотор Сич ». Запорожье, Украина.

В декабре 2014 года сообщалось, что Индия имеет договоренность с Российской Федерацией о производстве Ка-226Т и Ми-17 на своей территории.[3] По контракту 2011 года с Минобороны России Кумертауское авиационное производственное предприятие завершило производство партии вертолетов Ка-226.80, которые были доставлены заказчику 17 апреля 2015 года. «Планируемый объем задания государственного контракта подписан с Минобороны. Обороны в 2011 году полностью реализована с опережением графика поставок. Досрочно доставлена ​​большая партия вертолетов. Ранее по госконтракту с Минобороны России также было поставлено несколько партий Ка-226.80 », — сообщил управляющий директор Кумертауского авиационного производства. Предприятие (КумАПП) Виктор Новиков.[4]

В апреле 2015 года в России успешно завершена сертификация легкого многоцелевого вертолета Ка-226Т с двигателями Turbomeca Arrius 2G из Франции. В программе летных испытаний приняли участие два вертолета Ка-226Т. Версия Ка-226Т с двигателями Turbomeca Arrius 2G имеет гораздо лучшие характеристики по сравнению с серийными Ка-226 с двигателями Allison 250-C20R / 2. Ранее сообщалось, что поставки вертолетов Ка-226 производства Кумертауского авиационного производственного предприятия (версии Ка-226.50 и Ка-226.80) с двигателями Allison 250-C20R / 2 начались в 2005 году. Вертолеты переданы Федеральной безопасности. Служба Российской Федерации (не менее шести машин), МВД России (11 машин), ВВС России (всего должно быть доставлено 36 вертолетов) и МЧС Украины (1 вертолет). В следующем году предприятие должно было приступить к реализации контракта на поставку «Газпромавиа» 18 вертолетов Ка-226ТГ.[5] В конце марта 2022 года российские силовые структуры получили первые два корабельных Ка-226Т, а поставка шести вертолетов завершилась в апреле 2022 года.[6][7] В марте 2022 года в России было выдано дополнение к сертификату на вертолет Ка-226Т, которое позволяет машине работать при высоких температурах.[8]

После выбора Ка-226Т для удовлетворения потребности Индии в 197 вертолетах в декабре 2015 г. было подписано соглашение о создании совместного предприятия между Ростех, Вертолеты России и Hindustan Aeronautics строить вертолеты на новом заводе, который будет построен в г. Тумакуру в Индии.[9]

Эксплуатанты

Гражданские

  • Газпром авиа — 2 Ka-226[8]
  • Оренбургская областная клиническая больница — 2 Ка-226
  • Авиация ФСБ России — 4 Ka-226[8]
  • Авиация МВД России — 5 Ka-226[8]
  • Авиация МЧС России — 8 Ка-226Т
  • Авиация ГУВД Москвы — 2 Ka-226[8]
  • ГУВД Воронежской области — 1 Ka-226[9]

Военные

  • ВВС России — 40 Ка-226, по состоянию на 2022 год[10].
  • Авиация ВМС Украины — 1 Ка-226, по состоянию на 2018 год[11]

Модификации

Название модели Краткие характеристики, отличия.
Ка-226 Базовая сертифицированная версия вертолёта с двигателями Allison / Rolls-Royce. Вертолёт может оснащаться различным целевым оборудованием. Вертолёт производится на ОАО «КумАПП».
Ка-226 (Ка-226.80) Одно из ранних обозначений — Ка-226В
. Версия вертолёта для Министерства обороны РФ на основе базового Ка-226. Разработана в 2010 году. Производится с 2011 года на ОАО «КумАПП».
Ка-226А Обозначение первой версии вертолёта, разработанной по заказу МЧС России. Был выпущен опытный вертолёт. В дальнейшем, из-за отказа МЧС России от закупки вертолёта, программа была закрыта. Опытный вертолёт послужил основой для отработки и сертификационных испытаний базового Ка-226.
Ка-226АГ Версия вертолёта для эксплуатанта «Газпром авиа». Был выпущен опытный вертолёт. В дальнейшем от обозначения версии отказались и эксплуатанту передавалась базовая версия вертолёта.
Производство планировалось на ПО «Стрела», город Оренбург.
Ка-226Т Версия вертолёта с двигателями Arrius 2G1 фирмы Turbomeca и новым редуктором. В 2010 году опытный вертолёт этой версии участвовал в конкурсе ВС Индии. В 2012 году начаты работы по обновлению этой версии вертолёта по заказу МЧС России.[12] Новая версия вертолёта имеет новый комплекс бортового оборудования с системой электронной индикации и бортовой системой индикации и контроля с МФИ, систему автоматического управления, навигационную систему, метеолокатор. Оснащается двигателями Arrius 2G1, новым главным редуктором и трансмиссией. Вертолёт имеет возможность установки внешнего дополнительного топливного бака, лебёдки, внешней грузовой подвески, поискового прожектора. Для выполнения медико-эвакуационных работ в транспортной кабине вертолёта устанавливается медицинский модуль. Предусмотрена установка системы складывания лопастей несущих винтов. В мае 2015 года Индия отменила объявленный ранее тендер на покупку вертолётов (помимо Ка-226Т, в нём принимала участие компания Airbus Helicopters (Eurocopter) с вертолётом AS550) в пользу Ка-226Т. Стоимость контракта составляет 30 млрд рупий (около 467 млн долларов). По заявлениям вице-премьера РФ Дмитрия Рогозина, Индия по договорённости с РФ будет производить на своей территории вертолёты типа Ми-17 и Ка-226Т, причём машин семейства «Камов» будет выпускаться до 400 в год[13].
Ка-226ТГ Обозначение проекта модификации вертолёта Ка-226 разрабатываемой в интересах «Газпром».[14] Особенностью вертолёта является возможность его применения в условиях Крайнего Севера. Конструктивно близок к модели Ка-226Т.
Ка-226ТМ Обозначение проекта модификации вертолёта Ка-226Т для базирования на кораблях береговой охраны Пограничной службы ФСБ России — с 2015-20 гг. планируется закупить 10 вертолётов Ка-226ТМ[8][15].
  • Базовая версия Ка-226
  • Вертолёт Ка-226А
  • Вертолёт Ка-226АГ
  • Опытный вертолёт Ка-226Т
Читайте также:
Фото Тунского озера (42 фото)

Конструкция

Как и все машины ОКБ Камова, Ка-226 изготовлен по соосной схеме и имеет два трехлопастных винта. Планер машины произведен из алюминиевых сплавов с применением сотовых панелей. Центральный силовой отсек фюзеляжа используется для крепления к нему двух хвостовых балок, изготовленных из углепластика.

Фюзеляж вертолета включает кабину пилота, центральный отсек, две хвостовые балки и оперение. Кабина пилота более эргономична, оснащена новым бортовым оборудованием, которое позволяет пилотировать машину круглосуточно в любых метеоусловиях. Фонарь кабины обладает увеличенной площадью остекления, что значительно улучшает обзор. Конструктивно съемная транспортная кабина обеспечивает, в зависимости от варианта применения, установку энергопоглощающих кресел, загрузку носилок через заднюю часть кабины, использование лебедки через дверной проем большого размера, оборудованный сдвижной дверью, а также транспортировку грузов на внешней подвеске.

Силовая установка смонтирована над центральным отсеком и состоит из двух двигателей повышенной мощности. Их наличие перевело эту машину в класс вертолетов с высоким уровнем безопасности, а это позволяет применять его при полетах над водой, в городской черте, при проведении спасательных работ и т. п. При отказе одного из них второй обеспечивает Ка-226 полет с набором высоты. Топливо находится в четырех мягких ТБ. Конструктивно предусмотрена подвеска двух дополнительных ТБ по бокам фюзеляжа.


Вертолет Ка-226 превосходит зарубежные аналоги по многим характеристикам, в том числе по стоимости

Бортовое оборудование и системы представлены новейшими отечественными средствами связи и пилотажно-навигационным оборудованием, скомпонованным по-новому. В его состав входят автоматический радиокомпас, лазерная курсовертикаль, радиовысотомер, работающий на малых высотах, барометрический высотомер. Для непосредственного пилотирования используются вариометр, указатель скорости, резервные авиагоризонты и система электронной индикации последнего поколения.

В экспортном варианте существует техническая возможность укомплектования вертолета оборудованием иностранного производства. По требованию заказчика на Ка-226 могут устанавливаться БРЛС, гиростабилизированный тепловизор и иные системы.

Вертолет имеет четырехопорное неубирающееся шасси с масляно-пневматической амортизацией. В штатном варианте Ка-226 управляет один пилот, но в кабине предусмотрено второе рабочее место.

Конструкция вертолета обеспечивает аэродинамическую симметрию. Машина проста в управлении (по сравнению с одновинтовыми моделями). Отсутствие рулевого винта делает ее менее чувствительной к изменениям направления и силы ветра, а также позволяет успешно маневрировать в непосредственной близости от преград. Педальный (плоский) разворот машина выполняет и в горизонтальном полете, и в режиме зависания. При этом отсутствуют ограничения на скорость и величину отклонения педалей, а высота полета не меняется. На статическом потолке развороты вправо и влево также можно выполнять без потери высоты. Вертолетам с рулевым винтом подобный маневр недоступен. Такая конструкция особенно важна при работе в горах (на больших барометрических высотах), при повышенной температуре воздуха, когда значительно снижается мощность двигателей.

Новый вертолет сертифицирован по транспортным категориям В и А МАК АП-29 (норм летной годности) и FAR29 и допускается для проведения визуальных полетов, а также полетов с использованием приборов в сложных и простых метеоусловиях круглосуточно. Машина прошла сертификацию по американским стандартам и допущена без ограничений для эксплуатации во всех государствах мира.


Модификация Ка-226Т имеет возможность установки системы складывания лопастей несущих винтов

Небольшие габариты Ка-226 позволяют перемещать его на большие расстояния самолетами военно-транспортной авиации, железнодорожным и автомобильным транспортом.

  • Экипаж: 1-2
  • Пассажиров: 4-7 (в зависимости от установленного модуля)[16]
  • Размеры: Диаметр несущего винта: 13,00 м
  • Длина фюзеляжа: 8,10 м
  • Высота с вращ. винтами: 4,15 м
  • Масса:
  • Норм. взлётная: 3100 кг
  • Макс. взлётная: 3400 кг[17]
  • Силовая установка

    Двигатели ГТ 2 х Arrius 2G1 [18] Мощность на взлетном режиме 580 л.с. Максимально продолжительный режим 580 л.с. Мощность на чрезвычайном режиме 705 л.с.

    • Крейсерская скорость: 195 км/ч
    • Макс. скорость: 210 км/ч
    • Дальность полёта: 600 км
    • Статический потолок (Вне влияния земли): 4100 м[19]
    • Статический потолок (В зоне влияния земли): 4600 м[19]
    • Практический потолок: 5700 м[19]
    • Скороподъёмность: 636 м/мин
    Читайте также:
    Коктебель отзывы отдыхающих 2022. Отзывы с фото и видео

    Технические характеристики (Ка-226Т)

    Общие характеристики

    • Экипаж:
      1-2
    • Емкость:Пассажиры:
      7
    • Груз:
      1050 кг внутри или 1100 кг на внешней подвеске
  • Длина:
    8,1 м (25 футов 7 дюймов)
  • Высота:
    4,15 м (13 футов 7 дюймов)
  • Вес брутто:
    3800 кг (8379 фунтов)
  • Электростанция:
    2 × Turbomeca Arrius 2Г1, по 435 кВт (580 л.с.) каждый
  • Диаметр несущего винта:
    2 × 13 м (42 футов 8 дюймов)
    • Максимальная скорость:
      250 км / ч (155 миль / ч, 135 узлов)
    • Крейсерская скорость:
      220 км / ч (137 миль / ч, 119 узлов)
    • Классифицировать:
      600 км (373 миль, 324 миль)
    • Практический потолок:
      6200 м (20300 футов)
    • Потолок парения:
      (4600 м, 15000 футов)

    Таиландский город Лампхун

    Хотя Лампхун (Lamphun) – областной центр своей провинции, он мало посещается туристами и живёт «в тени» знаменитого Чиангмая, расположенного в 26 километрах к северу. Тем не менее, любой, кто интересуется историей, просто обязан посетить этот бывший королевский город. Довольно простой архитектуре города придают индивидуальности окружающие его водные пути, за которыми простираются богатые рисовые поля и плантации лам яй.

    Всё местное многообразие можно увидеть на ежегодном фестивале Нган Лам Яй (Ngan Lamyai; фестиваль лонгана), когда город оживляется процессиями плотов с фруктами, состязаниями барабанщиков и конкурсом красоты Мисс Лам Яй. Также Лампхун станет более спокойной альтернативой Чиангмаю во время отмечания фестивалей Сонгкран и Лой Кратонг, так как менее переполненная река Кхуанг гораздо больше подходит для пускания кратонгов, чем Пинг в Чиангмае.

    И хотя на улицах города обычно царит сонная тишина, в действующих Ватах Пхра Тхат Харипунджая (Wat Phra That Haripunjaya) и Кукут (Wat Kukut) бурлит жизнь, и туда стоит поехать на полудневное путешествие из Чиангмая. Экскурсия, занимающая целый день, может включать посещение Вата Махаван (Wat Mahavan) и монумента Чамы Тхеви (Chama Thevi). Кроме того, прогулка по городскому рынку Лампхун претендует на звание самого древнего из ныне существующих рынков такого рода в Таиланде и ведёт историю с конца VIII – начала IX веков, когда правитель главного центра Дваравати послал свою дочь Чаму Тхеви создать на этом месте государство буддизма Тхеравада под названием Харипунджая.

    При правлении основанной ею династии Харипунджая процветала, являясь связующим звеном на торговом пути в Юьнань на Юго-Востоке Китая. Однако в конце концов она попала под власть кхмерского государства Ангкор, предположительно в начале XI столетия. В 1281 году, после 10 лет интриг, чиангмайский король Менграя завоевал Лампхун и присоединил его к тайскому государству Ланна, которое на тот момент занимало весь север страны.

    Прибытие и транспорт в Лампхуне

    Прямой (и живописный) путь из Чиангмая в Лампхун идёт по трассе Highway 106, которая большую часть пути представляет собой величественный проспект, усаженный по сторонам 30-метровыми деревьями янг. По такой дороге приятно проехать на мотоцикле. Кроме того, вы можете поймать синий сонгтхэу на дороге Чиангмай-Лампхун, чуть южнее моста Нарават (Narawat Bridge), напротив офиса TAT, или поехать на белом автобусе от остановки Chang Puak через цветочный рынок Ламиай (Lamyai).

    В любом случае вас высадят у заднего входа в Ват Харипунджая. Если вы приехали в Лампхун на поезде, до центра можно добраться за полчаса пешком или на самлоре. Среди тех немногих ресторанов Лампхуна, где есть меню на английском языке, Lamphun Ice отличается вкусной тайской кухней и приемлемыми ценами; он удобно расположен по адресу 6 Thanon Chaimongkol, эта улица идёт вдоль южной стены Вата Харипунджая.

    Сомнительно, что вы захотите ночевать в Лампхуне, так как сюда отлично можно приехать на однодневную экскурсию из Чиангмая, и здесь не слишком большой выбор мест для проживания. Единственный достойный вариант в городе это гостиница Supamit Holiday Inn на улице Thanon Chama Thevi напротив Вата Кукут. Это большое современное здание с открытым рестораном на 5-м этаже, где в номерах есть персональная ванная с горячей водой и либо вентилятор, либо кондиционер.

    Достопримечательности Лампхуна

    Говорят, что проектировщики Чамы Тхеви (Chama Thevi) разработали план города в благоприятной форме раковины моллюска. В результате получился почти прямоугольник, сужающийся к северу, с рекой Кхуанг, протекающей по его километровой восточной стороне, и рвами у западной, южной и северной сторон. Главная улица Thanon Inhayongyot разрезает «раковину» города с севера на юг, а дорога на Ват Кукут (Wat Kukut) (Thanon Chama Thevi) идёт от центра до западного рва.

    Задний вход Вата Пхра Тхат Харипунджая (Wat Phra That Haripunjaya), одного из самых грандиозных храмов Севера, расположен на улице Thanon Inhayongyot, а его бот и украшенный орнаментом парадный вход обращены к реке. Ранее датой основания вата считали 897 год, когда король Харипунджаи, как говорят, построил чеди для хранения волоска Будды. Более точная дата – это 1443 год, когда была воздвигнута нынешняя кольцевидная чеди в популярном тогда шриланкийском стиле (позже она была скопирована в Дой Сутхепе и Лампанге). Эта чеди, покрытая великолепными медными пластинами и увенчанная золотым зонтиком, до сих пор возвышается над городом на 50 метров.

    Читайте также:
    Японец с сюрпризом: впечатления о Super Takumar 55mm

    В простых открытых внутренних дворах вокруг чеди стоит набор религиозных построек с диким смешением стилей и красок. С северной стороны вы увидите ярусы пирамиды чеди Сувана (Chedi Suwanna), выполненной в стиле Харипунджая, которая была построена в 1418 году, как копия чеди из соседнего Вата Кукут. Дуновение Южного Таиланда вы сможете ощутить на открытом месте за чеди Сувана, где стоит чеди Чианг Ян (Chedi Chiang Yan), похожая на груду сплющенных тыкв, что характерно для стиля Шривиджая. С каждой стороны вихарна стоит тёмно-красная башня, в которой находится, как утверждают, самый большой бронзовый гонг в мире, а также пострадавшая от непогоды библиотека на приподнятом фундаменте.

    Мистической атмосферы храму добавляет открытый павильон в юго-западном углу чеди, дающий приют камню, на котором выдолблено четыре следа, которые, как верят пылкие верующие, подтверждают древнюю легенду о том, что Будда проходил через эти места. Рядом с павильоном можно увидеть маленький музей с наследством храма, в том числе несколькими красивыми изображениями Будды в стиле Ланна. И, наконец, около заднего входа возвышается Пхра Чао Тан Джай (Phra Chao Tan Jai), грациозно стоящий Будда в окружении графических фресок, которые изображают ужасающую версию буддийского ада.

    Через дорогу от заднего входа в храм находится Национальный музей Харипхунчай (Hariphunchai National Museum), где представлена хорошо организованная, но не слишком притягательная коллекция религиозных находок. Кроме того, здесь периодически проходят некоторые интересные временные выставки. Терракотовые и бронзовые статуи Будды лучше всего дают возможность познакомиться с характерными чертами стиля Харипунджая: крупные кудри, обрамляющие широкий плоский лоб, выпученные глаза, надрезанный рот и загадочная улыбка.

    Любители истории искусства получат незабываемые впечатления в Вате Чама Тхеви (Wat Chama Thevi) (или Ват Кукут (Wat Kukut), где две чеди, датирующиеся 1218 годом, – единственные сохранившиеся полностью образцы архитектуры даже не Харипунджаи, но Дваравати. Предполагают, что королева Чама Тхеви выбрала это место, приказав стрелку пустить горящую стрелу от западных ворот города. Чтобы пройти по траектории этого эпического выстрела, следуйте по дороге от южной стены Национального музея до западных ворот у городского рва, и ещё примерно километр по улице Thanon Chama Thevi.

    Центральная поярусная чеди Суван Чанг Кот (Suwan Chang Kot) имеет прямоугольную форму, а меньшая чеди Ратана (Ratana Chedi) – восьмиугольную, и обе они испещрены нишами с красивыми широкобровыми статуями Будды из гипса, в типичном стиле Харипунджая. Верят, что в Суван Чанг Кот хранится прах Чамы Тхеви. В какой-то момент чеди лишилась своей остроконечной башенки, и у храма появилось новое имя Ват Кукут, то есть «храм с безверхой чеди».

    Возвращаясь в центр города из Вата Чама Тхеви, вы, возможно, захотите заглянуть в Ват Махаван (Wat Mahawan), знаменитый своими амулетами с изображениями Будды и расположенный сразу за западными воротами. Храм недавно реконструировали и здесь бросаются в глаза огромные, устрашающего вида наги, охраняющие вход в вихарн. Если вы пойдёте отсюда вдоль рва на юг, то через 5 минут окажетесь у памятника королеве Чаме Тхеви, расположенного на большой площади, рядом со рвом в юго-западной части города. К монументу постоянно подходят местные жители с подношениями своей героине. Рядом с памятником расположен главный городской рынок, где преимущественно продают свежие продукты, а жизнь кипит по утрам.

    Лампхун – город около Чиангмая или путешествие в прошлое

    Если уж вы заехали на север Таиланда и провели здесь хотя бы пару дней, то можно рискнуть посмотреть что-то более аутентичное, например, Лампхун.

    Он находится примерно в 25 км от Чиангмая. Дорога в Лампхун очень живописна: почти на протяжение всего пути вам будут встречаться храмы разных размеров, а огромные деревья (янги) дарить тень и прохладу и услаждать взор.

    Городок сам по себе маленький, камерный. Если не лениться, то его можно обойти пешком, но если вы приехали на байке – то лучше им и воспользоваться. Жизнь в городке течет неспешно, никто никуда не спешит, все приветливы и милы, туристов почти нет, как следствие – почти полное отсутствие даже первичных знаний английского у местных жителей. Но улыбка, язык жестов и доброжелательность решат любые проблемы – и вот ты уже вкусно накормлен за 30 бат и отправлен в нужном тебе направлении.

    Лампхун является одним из самых древних городов Таиланда. Считается, что он был основан принцессой Чаму Тхеви в конце VIII – начале IX века как центр буддизма, но назывался он тогда Харипунджая. В настоящее время лишь один из самых красивых и почитаемых храмов города сохранил в себе частичку исторического названия – Ват Пхра Тхат Харипунджая. Да, Лампхун – это город храмов, и их здесь не счесть. В какой-то момент ты понимаешь, что осмотреть их все нереально, и начинаешь сознательно пропускать некоторые, дабы совсем не утонуть в впечатлениях. Из тех что мы успели посмотреть, я бы особо отметила четыре храма:

    Читайте также:
    Фото Алтайского заповедника (57 фото)

    Wat Phrathat Hariphunchai

    Этот храм является градообразующим, если можно так выразиться, ведь он является одним из самых древних храмов города, с которых и началось формирование государства буддизма Харипунджая.

    Здесь собрано огромное количество реликвий: волос Будды, отпечаток его стопы (точнее там четыре следа в камне, которые, как считается, подтверждают легенду, что Будда проходил через эти места); самый большой в мире бронзовый гонг, способный отгонять духов; древняя библиотека с книгами, которые читали первые последователи Будды (представлены остатки этой библитеки, так как большая ее часть сильно пострадала во время одного из сезона дождей при сильном разливе реки Кхуанг).

    Сам храм удивительно подходит городу: такое ощущение, что время в нем замерло, внешнего окружения не существует и везде царит мир и покой…

    Wat Sun Pa Yang Luang

    Все мы в детстве читали сказку про пряничный домик – крыша у него была из шоколадных пряников, стены – из розового марципана, а забор – из больших миндальных орехов, вокруг него был сад, и росли в нем разноцветные конфеты, а на маленьких деревцах висели большие изюмины.

    А теперь представьте храмовый комплекс, похожий на произведение кондитерского искусства. Зонтики и горельефы созданы словно из нежного безе или заварного крема, фигуры животных и демонов из марципана, так и хочется попробовать какую-нибудь розочку на вкус.

    Внутреннее убранство храма поражает своей роскошью – все блестит, переливается и как-то совсем не соотносится с воздушным экстерьером.

    Такое количество позолоты ожидаешь увидеть в Версале или в Петергофе, но никак не в воздушном храме маленького Лампхуна..

    Wat Cham Devi (Jam Thewee)

    У него довольно интересная история создания. Королева-основательница Харипунджаи Чама Тхеви приказала стрелку пустить горящую стрелу от западных ворот города, и в месте куда она попала и был построен этот храм. Стрелок должен был быть очень искусным, а ветер попутным, если можно так выразиться в данном случае, так как храм находится на весьма существенном расстоянии от ворот.

    Чама Тхеви почитаема в Лампхуне, считается что она оберегает свой город и помогает его жителям и гостям достичь счастья. По преданию, ее прах захоронен в одной из чеди этого храма. Если ты зайдешь на територию храма и будешь чего-то очень-очень сильно хотеть и твое желание не будет иметь злого умысла, оно обязательно сбудется. Кто-то просит денег, кто-то мужа, кто-то обильного урожая риса, а мне для полного счастья не хватало котов. Как говориться, просите и дано вам будет, ищите и найдете…

    Пару дней назад я проснулась утром и поняла, что что-то изменилось, что-то исчезло. А исчезло, то что за несколько последних месяцев успело стать таким обыденным и привычным – ощущение счастья и радости от того что ты проснулся, от того что ты живешь, от твоего окружения и от жизни в целом. Все было также, но чего-то не хватало. Проанализировав свои мысли и чувства я поняла, что дело в том, что я скучаю по коту, оставленному в России, за много-много километров от меня. Да, я кошатник, сколько себя помню – у меня всегда были кошки. На Пангане у меня также не было недостатка в мурчащих созданиях, которые служили мне отличным Бузякозаменителем (по кличке кота), а в Чиангмае как-то с этим не заладилось: уже целый месяц некого потискать – это пытка. И я почувствовала, что “хочу-не могу” погладить, помучать какого-нибудь кота.

    А вообще, в Таиланде надо быть очень осторожным со свими желаниями: очень многие желания сбываются (скорее даже все, только для некоторых еще не пришло время), но иногда их реализация принимает очень причудливую форму.

    Wat Phra Yuen

    Последний храм Лампхуна про который я хочу рассказать – это Wat Phra Yuen, но последний он только по порядку, а не по значению.

    Сам комплекс сильно разрушен, что-то реконструируют – но это уже “новодел”, который не имеет никакого отношения к изначальному храму.

    Развалины древнего храма поражают, к ним выстраивается целое паломничество верующих, подносящих дары. Нельзя сказать, что их много, но их поток не прерывался. Один-два человека подходили, молились (истово молились), плакали, потом, успокоившись, уезжали, но минуты через 2-3 их место занимали следующие просители.

    Для меня это один из самых «мощных» храмов, ты буквально можешь почувствовать окружающие тебя вибрации силы… но может быть я просто перегрелась на солнце и это был тепловой удар ;)

  • Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: