История создания пассажирского лайнера “Конкорд”
25 июля 2000 г. произошла катастрофа пассажирского сверхзвукового трансатлантического лайнера “Конкорд”, спроектированного совместно Францией и Великобританией.
История создания сверхзвукового пассажирского самолета берет свое начало в середине 1950-х гг., когда английская фирма “Бристоль” (Bristol, в 1960 г. вошла в состав корпорации British Aircraft Corporation, ВАС) и французская Sud-Avation (SNCASE, в 1970 г. вошла в состав государственного объединения Aerospatiale, SNIAS) начали самостоятельные исследования по созданию сверхзвукового пассажирского самолета (СПС, SST). Во Франции работы велись по проекту “Супер Каравелла”, а в Великобритании – ВАС-223.
В начале 1960-х гг. наработки по этим проектам показали, что стоимость разработки такого самолета выходила за рамки финансовых возможностей любой отдельно взятой западной авиационной фирмы. Поэтому 26 октября 1962 г. правительства Франции и Великобритании подписали финансово-экономическое соглашение о совместных работах по проектированию, постройке и испытанию сверхзвукового пассажирского самолета “Конкорд” (фр. Concorde – “согласие”). Днем раньше было подписано соглашение между английской фирмой ВАС и французской Sud-Avation о создании совместного франко-британского консорциума.
Англичане брали на себя 2/3 работ по двигательным установкам, а французы – примерно 60% всех работ по планеру и его системам. При этом фирмы взяли на себя обязательства организовать и координировать работы десятков фирм Франции и Англии, которые примут участие в разработках.
Разработку реактивных двигателей “Олимп” 593 для этого самолета вели двигателестроительные фирмы Rolls-Royce (“Роллс-Ройс”; Великобритания) и SNECMA (“Снекма”; Франция).
В 1966 г. проектирование самолета было закончено. Для “Конкорда” была выбрана аэродинамическая схема “бесхвостка” с низкорасположенным треугольным крылом с непрерывно меняющимся по размаху углом стреловидности: от очень большого у корня (75-85 градусов) до средних значений в концевой части (50-65 градусов), получившим название “оживального”.
Использование “оживального” крыла снижало смещение аэродинамического фокуса при преодолении “звукового барьера”, но для сохранения равновесного состояния самолета в этот момент топливо перекачивалось в специальные балансировочные баки. Этой цели служили четыре балансировочных бака (в передних околофюзеляжных частях крыла с максимальной стреловидностью) и бак в хвостовой части фюзеляжа (за задней кромкой крыла). Всего же топливная система самолета включала 17 кессонных топливных баков, расположенных в крыле и в фюзеляже. Их емкость составляла 119 786 л. Топливо в самолете использовалось также для охлаждения конструкции.
Конструкторы лайнера придумали оригинальное решение для соединения крыла с фюзеляжем самолета. Конструкцию крыла разбили по размаху на секции, каждая из которых состояла из отсека фюзеляжа и примыкающей к нему части крыла. В результате отпала нужда в установке тяжелых соединительных узлов.
Фюзеляж самолета состоял из восьми секций и носового конуса, отклонявшегося вниз при рулении и на взлетно-посадочных режимах для улучшения обзора из кабины летчиков. Ввиду значительной длины фюзеляжа и относительно больших углов атаки во время взлета и посадки “Конкорд” был снабжен высоким шасси (около 3,5 м), в результате чего ось самолета находится на высоте 5,4 м над поверхностью земли.
Около 85% объема фюзеляжа “Конкорда” занимала гермокабина. В кабине размещались два пассажирских салона, передний и задний, задний салон немного длиннее переднего. В пассажирском салоне размещалось 118 пассажирских кресел по схеме “2+2”. В поперечном сечении фюзеляж имел форму неправильного овала, вытянутого вниз, с максимальной шириной (по пассажирской кабине) 2,63 м.
В передней части гермокабины, непосредственно за кабиной экипажа и отсеками оборудования, находился тамбур основного входа, от переднего салона его отделял отсек с небольшим гардеробом и туалетом. Между салонами располагался тамбур второго входа, а также еще два туалета, размещенные по бортам кабины. Заднюю часть кабины занимал отсек с кухонным блоком, служащий также тамбуром запасного выхода. Так как средний выход вел на крыло самолета, для посадки и высадки пассажиров использовался передний выход.
Шасси “Конкорда” были разработаны известной фирмой “Испано Сюиза”. Носовая двухколесная стойка убиралась разворотом вперед, основные стойки с четырехколесными тележками – разворотом к фюзеляжу. Для предотвращения повреждений хвостового конуса при случайном касании взлетно-посадочной полосы в хвосте установили предохранительную пяту со спаренными пневматиками небольшого диаметра.
На самолете было установлено четыре форсированных одноконтурных реактивных двигателя Бристоль “Олимпус” 593В, которые располагались в двух спаренных подкрыльных гондолах.
Каждый из четырех двигателей производил около 19 тонн тяги, и взлетную скорость в 362 км/час “Конкорд” набирал всего за 30 секунд.
“Конкорд” был снабжен тремя независимыми гидравлическими системами – двумя основными и одной аварийной. Они обеспечивали работу гидроусилителей управляющих поверхностей, выпуск и убирание шасси, управление передними колесами во время маневрирования на земле, взлета и посадки, опускание и подъем передней части фюзеляжа, работу топливных насосов балансировочной системы и регулирование входных и выходных устройств двигательной установки.
Основным конструкционным материалом “Конкорда” стал алюминиевый сплав RR58. Кроме этого, в конструкции самолета были использованы сталь, титан, никелевые сплавы.
Строительство двух опытных образцов “Конкорда” (001 строился во Франции, а 002 – в Великобритании) началось в феврале 1965 г. Опытный самолет “Конкорд” 001, построенный во Франции, совершил первый полет 2 марта 1969 г., британский “Конкорд” 002 взлетел в Бристоле 9 апреля. После этих двух опытных образцов были построены два предсерийных “Конкорда” и два для статических испытаний и испытаний на усталость.
По мере развития самолета от опытного образца до серийного он подвергся значительным изменениям, в результате чего изменились не только габариты, масса и характеристики, но и стоимость программы и цена самолета.
За 14 лет работ на создание самолета было затрачено более 1200 млн фунтов стерлингов. Поэтому и стоимость серийного экземпляра составила 60 млн долларов, а не 10 млн долларов, как рассчитывали.
Летно-технические характеристики “Конкорда”:
Размах крыла ‑ 25,56 м
Площадь крыла ‑ 358,25 кв. м
Максимальная взлетная масса – 185000 кг
Масса пустого снаряженного самолета – 78698 кг
Крейсерская скорость ‑ 2179 км/ч (М=2,04)
‑ сверхзвуковая ‑ 2179 км/ч (М=2.04)
‑ дозвуковая ‑ 970 км/ч
Перегоночная дальность ‑ 7500 км
‑ на сверхзвуке – 6470 км
‑ на дозвуке – 4900 км
Практический потолок – 18288 м
Экипаж ‑ 3‑4 человека
Полезная нагрузка ‑ 144 пассажира или 12700 кг груза.
В 1976 г. “Конкорды” начали регулярные коммерческие рейсы с пассажирами на борту. Английские сверхзвуковые лайнеры летали из Лондона в Бахрейн, а французские по маршруту Париж – Рио-де-Жанейро. С мая 1976 г. “Конкорды” начали регулярные полеты в Вашингтон.
Эксплуатация “Конкордов” с самого начала не приносила прибыли. Самыми удачными были заполненные трансатлантические рейсы. В первые годы расходы на сверхзвуковые лайнеры брали на себя правительства Франции и Великобритании. Но билеты все равно были слишком дороги, в результате чего все рейсы, кроме трансатлантических, были свернуты.
Чтобы преодолеть расстояние между Европой и Америкой, “Конкорду” сначала требовалось 4 часа, потом – около 3. В феврале 1996 г. “Конкорд” долетел из Лондона в Нью-Йорк за 2 часа 52 минуты 59 секунд.
За 20 лет эксплуатации лайнеров “Конкорд” (с 1976 по 1996 г.) было перевезено 3,7 млн пассажиров при налете 200 тысяч часов. “Конкордами” летали королева Великобритании Елизавета Вторая, королева-мать Елизавета, музыканты Пол Маккартни и Мик Джаггер, актеры, спортсмены, политики. В эксплуатации лайнеры считались надежными машинами.
Первая и единственная катастрофа “Конкорда” произошла 25 июля 2000 г. вскоре после взлета из парижского аэропорта Шарль-де-Голль. Комиссия, расследовавшая причины катастрофы “Конкорда”, пришла к выводу, что причиной трагедии стала отвалившаяся деталь американского аэробуса “Дуглас ДК-10”, который взлетел с той же полосы перед “Конкордом”. Специалисты установили: острый кусок металла, обнаруженный при тщательном осмотре взлетно-посадочной полосы, пробил шину французского самолета, что привело к ее взрыву и пожару двигателей.
Во время взлета лайнера керосин, вытекавший из пробитого бака, вспыхнул от форсажной струи двигателя. В результате перегрелся и отказал ближайший к месту возгорания двигатель. Командир экипажа лайнера попытался разогнать самолет на трех двигателях и посадить его на полосу ближайшего аэропорта Ле Бурже, но отказал второй двигатель на поврежденном крыле.
Охваченный пламенем самолет потерял скорость, медленно перевернулся через правое крыло и врезался в ресторан небольшого отеля “Хотелиссимо”, расположенного в предместье Парижа Гонесс. На трехсотметровую высоту взметнулось черное грибовидное облако дыма.
В последний момент летчики все же успели отвернуть от домов Гонесса, но дотянуть до безлюдного поля уже не смогли. Погибло 113 человек: все, кто был на борту – 100 пассажиров и девять членов экипажа, а также четверо постояльцев отеля. Еще 12 человек на земле получили ранения.
С пожаром удалось справиться лишь через полтора часа. От самолета почти ничего не осталось. Ресторан, на который упал “Конкорд”, тоже выгорел полностью. Относительно малое число жертв на земле объяснялось тем, что в момент катастрофы посетителей в ресторане было немного.
После этого случая эксплуатация лайнеров была приостановлена для изучения причин происшествия и технической модернизации.
В 2001 г. модернизированный “Конкорд” возобновил полеты, однако катастрофа 2000 г. значительно снизила прибыльность рейсов. Авиакомпаниям так и не удалось вернуть прежнее доверие к лайнеру, прежде считавшемуся самым надежным в мире.
К тому же к числу эксплуатационных недостатков самолетов этого типа относится высокий уровень шума и расхода топлива. При полете на сверхзвуковых скоростях возникает мощный акустический удар в момент преодоления самолетом скорости звука, который считается недопустимым для заселенных территорий.
В связи с ростом стоимости обслуживания и снижением пассажирооборота в 2003 г. эксплуатация самолетов была прекращена.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Обзор сверхзвукового пассажирского самолета Конкорд
Самолет Конкорд — ранее эксплуатируемый сверхзвуковой пассажирский авиалайнер. Был создан в результате слияния двух производителей (французского и британского) пассажирских авиалайнеров. Британо-французский пассажирский сверхзвуковой самолет Конкорд эксплуатировался с 1976 до 2003 года. За все время создано 20 единиц техники.
История создания
Сразу же после появления военных сверхзвуковых самолетов авиастроители во всем мире начали задумываться о создании пассажирского авиалайнера, крейсерская скорость которого была бы выше скорости звука. Франция и Англия обладали соответствующими программами. Во Франции была программа Super-Caravelle в сотрудничестве авиакомпаний Sud Aviation и Dassault, в Великобритании — программа Bristol, которая разрабатывалась Bristol Aeroplane Company.
Из-за высокой стоимости разработки британская компания BAC решила, что нужно искать партнеров. Bristol Aeroplane Company предложила французской авиакомпании Sud Aviation совместную разработку сверхзвукового пассажирского судна. Достичь договоренности удалось не сразу. Переговоры велись на правительственном уровне. В итоге договор был заключен в 1962 году.
С небольшим перевесом большая часть работ доставалась французской стороне. Британия была ответственна за разработку двигателя авиалайнера, отдельных частей планера и некоторой электроники. Конечный проект Конкорда предоставлен в 1966 году. Первый прототип самолета завершен в 1969 году.
Прототип Конкорда, хранящийся в музее
Помимо BAC и Sud Aviation, в разработке и создании авиалайнера участвовали следующие компании:
- Messier;
- Hispano-Suiza;
- Rolls-Royce;
- Dassault;
- SNECMA.
Первый прототип проходил испытания до 1971 года. После этого началась эксплуатация предсерийных самолетов. В ходе проведения различных тестов удалось значительно превысить скорость звука.
История эксплуатации
История использования Конкорда началась в самом начале 1976 года, когда компании Arospatiale, Sud Aviation, BAC создали первый коммерческий авиалайнер. Заявки на приобретение авиалайнера начали поступать еще на этапе проектирования. Изначально планировалось создание 74 единиц авиалайнера, однако нефтяной кризис и удешевление стоимости билетов на дальнемагистральные полеты заставили отказаться от широкомасштабного перехода на сверхзвуковые самолеты.
Первый полет был совершен компанией British Airlines. Авиалайнер выдвинулся из Лондона в Бахрейн. Буквально в тот же день был открыт рейс Париж-Дакар, который выполнялся французской авиакомпанией Эйр Франс. Полет Конкордов осуществлялся по следующим направлениям:
- Лондон — Нью-Йорк;
- Париж — Нью-Йорк;
- Лондон — Барбадос.
Практически весь период эксплуатации прошел без происшествий. На самолете летала королева Великобритании Елизавета 2, президент Франции, а также другие политики и первые лица государств.
В середине 2000 года произошла катастрофа. Конкорд потерпел крушение под Парижем. После детального расследования названа причина: наезд на металлическую деталь на взлетно-посадочной полосе, повреждение топливного бака и оголение проводки. Из-за крушения Конкорда во Франции экипаж и все пассажиры, находящиеся на борту, погибли. Самолет упал на здание отеля. Четыре человека, находившиеся в здании, погибли.
После 2000 года эксплуатация авиалайнера продолжилась. Заключительные 3 года использования самолета отмечены рядом инцидентов. В 2002 произошло отключение секции руля и утечка топлива. Из-за ряда причин в 2003 году принято решение о прекращении эксплуатации.
После прекращения использования Конкорда в мире не осталось эксплуатируемых сверхзвуковых пассажирских авиалайнеров. Оставшиеся самолеты хранятся в музеях и экспонируются на различных выставках. Большая часть машин находится во Франции и Великобритании. Также Конкорд можно встретить в США и Германии.
Производство
Производством, как и разработкой, занимались Французские и Британские компании. Окончательная сборка самолета совершалась в Тулузе или в Бристоле. За создание центральной части фюзеляжа, крыла, радиооборудования и навигационной системы была ответственна компания Sud Aviation. Передняя и хвостовая часть фюзеляжа, система управления двигателем, кислородное оборудование и противопожарная система создавались компанией British Aircraft Corporation. Двигатели для самолета создавала компания Роллс-Ройс. Сопла двигателей — SNECMA.
Двигатели Rolls-Royce для Конкорда
За весь период создано 16 серийных и 4 предсерийных самолета (включая прототипы). На каждом из заводов было построено по 10 единиц авиалайнеров. Первый серийный Конкорд сошел с конвейера в 1973 году, последний — в 1980 году.
После появления пассажирского сверхзвукового авиалайнера у некоторых компаний появилось желание создать сверхзвуковой сверхкомфортный бизнес-джет, но осуществить эту задачу никто не смог.
Конкорд использовался официальными лицами как административный самолет. Авиалайнер использовался Елизаветой 2, Валери Жискаром и Франсуа Миттераном.
Технические характеристики
Лайнер обладает передовыми летно-техническими характеристиками даже по сегодняшним меркам. Основные параметры авиалайнера:
- масса пустого — 78700 кг;
- предельная взлетная масса — 187700 кг;
- пассажировместимость — от 92 до 100 человек (зависит от производителя);
- экипаж из 3 человек;
- крейсерская скорость Конкордов — 2150 километров в час;
- дальность полета — 6470 км;
- длина — 56,24 м;
- высота — 12,19 м;
- размах крыла — 25,57 м.
Благодаря четырем двигателям летные характеристики самолета намного лучше, чем у любого другого пассажирского авиалайнера. Сравняться с ними мог только советский сверхзвуковой Ту-144. При необходимости Конкорд мог разогнаться до 2330 километров в час. Такой показатель превышает значение скорости звука в 2,2 раза. Авиалайнер позволял преодолевать огромные расстояния за очень короткий промежуток времени. Высокая скорость полета считалась главным преимуществом Конкорда.
Конструкция самолета
Лайнер обладает уникальной конструкцией. При проектировании использовалась аэродинамическая схема, которая именуется бесхвосткой. Крыло на авиалайнере расположено низко. Главной задачей при разработке проекта было создать конструкцию, которая длительный период времени могла использоваться для полетов на сверхзвуковых скоростях.
Чтобы придать фюзеляжу и другим элементам судна достаточную прочность в основном использовался алюминиевый сплав. Помимо этого, применялась сталь и титан. Некоторые элементы выполнены из никелевого сплава.
Планер
К планеру летательного аппарата выдвигались особые требования. При создании фюзеляжа инженеры остановились на выборе жаропрочных алюминиевых сплавов. Внешняя оболочка фюзеляжа становилась основной частью несущего элемента.
Планер разделяется на переднюю, среднюю и хвостовую секцию. В передней части располагается конусовидный обтекатель. Также там находится дополнительное остекление, управляемое гидравлической системой и используемое для защиты основного остекления при сверхзвуковом полете.
Крыло
Крыло обладает оживальной формой и расположено в нижней части фюзеляжа. По размаху крыла изменяется угол стреловидности. Изменение происходит от корня к краю. У самого корня угол — 80%, у краев — 60%. Крылья отличаются ярко выраженной геометрической круткой законцовок.
Силовая установка
Основой силовой установки стали двигатели от Роллс-ройса. На самолет устанавливались турбореактивные форсажные двигатели Olympus 593. Установка состояла из четырех двигателей. Особенностью каждого из них считается присутствие форсажной камеры. Для работы силовой установки требовалось авиационное топливо А1.
Двигатели Конкорда оборудованы системой реверсирования и соплами, которые можно регулировать. Реверсирование позволяло создавать обратную тягу, которая равнялась 40% от номинальной. Серийные двигатели обладали следующими характеристиками:
- тяга без форсажа — 142 кН;
- форсированная тяга — 161 кН;
- вес — 3175 килограмм.
Двигатели обладают несколькими режимами работы и способны быстро разгонять самолет до крейсерской скорости после набора необходимой высоты.
Шасси
У Конкорда трехстоечное шасси. Задние стойки состоят из двух пар колес. Передняя стойка состоит из двух колес и обладает гидравлической системой для управления авиалайнером на взлетно-посадочной полосе. При необходимости могут использоваться резервные механизмы для убирания шасси.
Система торможения дисковая с гидравлическим приводом. Для управления торможением используется электронная система. Стоит отметить, что для предотвращения удара задней части самолета использовалась дополнительная стойка шасси.
Основные системы
Главными системами самолета считаются:
- топливная;
- гидравлическая;
- электрическая;
- механическая.
Конкорд обладает 17 топливными баками. Система состоит из основных и балансировочных емкостей для авиационного топлива. Также самолет имеет 3 гидравлические, 2 электрические и 1 механическую систему управления различными элементами.
Для создания необходимого климата на борту самолета используется система кондиционирования, состоящая из 4 отдельных блоков.
Продвинутая авионика позволяла использовать авиалайнер при неблагоприятных условиях, выполнять заход и саму посадку в автоматическом режиме.
Пассажирский салон
Салон представляет собой герметическую кабину. Около 84% фюзеляжа занимает пассажирский салон. Предполагались разные планировки. Конкретное исполнение зависело от авиакомпании, которая заказывала самолет. Британские авиалинии использовали авиалайнеры с пассажировместимостью 100 человек, а французские — 92 человека.
Салон самолета для большинства пассажиров не предлагал ничего сверхъестественного. Использовались достаточно комфортабельные, но маленькие сиденья. Примерно такие же сиденья применялись на дозвуковых авиалайнерах того времени. Время полета на Конкорде на средние дистанции было существенно сокращено, поэтому человек не успевал почувствовать дискомфорт при перелете.
Двигательная установка
На прототипах и предсерийных образцах использовалась иная двигательная установка. Первоначальный и предсерийный вариант обладал ухудшенными характеристиками и малой надежностью. Двигатели Конкорда расположены попарно в подкрыльных гондолах.
Прочность конструкции
Для полета на сверхзвуковых скоростях требуется особая конструкция (тонкое крыло, длинный и тонкий фюзеляж и т. д). На этапе проектирования инженеры думали о том, как придать конструкции прочность. Для решения поставленной задачи основные элементы самолета были сделаны не из отдельных деталей, а являлись монолитными отливками. Малое количество соединений значительно повышало прочность авиалайнера.
Шасси и тормоза
Из-за особой конструкции требовалось разгонять самолет до высоких скоростей, чтобы осуществить взлет, поэтому к шасси и тормозам тоже выдвигались особые требования. Авиалайнер взлетал на скорости 400 километров в час. Стойки шасси должны были выдерживать большие нагрузки, а тормоза позволять прерывать взлет на любой скорости с минимальным тормозным путем.
Для авиалайнера использовались укрепленные шасси и тормоза с полностью электронной системой управления. Стойки и тормозная система стали прорывом для своего времени.
Проблемы создания сверхзвукового пассажирского самолета
Среди главных требований авиакомпаний и пассажиров находится безопасность и выгодность авиалайнера. При создании сверхзвукового авиалайнера конструкторы сталкиваются со следующими проблемами:
- сложности в выборе аэродинамической схемы, которая бы позволяла получить высокое аэродинамическое качество, хорошие взлетно-посадочные характеристики и комфортабельный салон;
- проблемы в создании двигателя, который бы был экономичным и позволял разгоняться до крейсерской сверхзвуковой скорости;
- сложности в достижении высокой прочности всей конструкции.
Так или иначе, вышеперечисленные проблемы были решены разработчиками Конкорда. Самолет успешно эксплуатировался в течение десятилетий и даже считался флагманом пассажирской авиации.
Почему перестали выпускать самолет?
Главная причина прекращения использования самолета — экономическая невыгодность. Количество выпущенных Конкордов оказалось маленьким из-за появления возможности перелета на дальние расстояния за относительно небольшие деньги на дозвуковых пассажирских самолетах в 70-х. Сразу же после начала эксплуатации сверхзвуковой авиалайнер начал приносить убытки и желающих его приобрести оказалось немного, поэтому уже в 1980 году с завода вышел последний Конкорд.
После прекращения производства авиалайнер эксплуатировался еще 23 года. Вопросы о прекращении использования возникли после катастрофы в 2000 году. Экономическая невыгодность, старение самолетов и множество других причин заставили авиакомпании принять решение о прекращении эксплуатации. Последние полеты Конкорда состоялись в конце 2003 года.
Конкорд представляет собой культовый самолет, который без происшествий эксплуатировался на протяжении десятилетий. Высокая стоимость эксплуатации авиалайнера не позволяла авиакомпаниям получать прибыль. Несмотря на это, Конкорд войдет в историю как один из первых успешно использованных сверхзвуковых пассажирских авиалайнеров.
Конкорд: самолёт, который обогнал время
Человечество испокон веков стремилось подняться в небо: в древности греки складывали мифы об Икаре, чьи скреплённые воском крылья расплавило солнце, а уже в XV веке Леонардо да Винчи создавал опережающие время чертежи летательных аппаратов. В XVIII веке от земли оторвался воздушный шар, а начало XX века ознаменовалось взлётом первого в мире самолёта. С тех пор учёным удалось преодолеть звуковой барьер, так что уже в 70-е годы прошлого века из Лондона в Нью-Йорк на самолёте Конкорд можно было долететь не за восемь часов, как сейчас, а примерно за три.
Эпоха сверхзвуковой коммерческой авиации была короткой, но очень яркой. Всё благодаря Конкорду – самолёту, слоган которого непрозрачно намекал на то, что в пункт «Б» вы прибудете раньше, чем покинете пункт «А». «Arrive before you leave». Разница во времени и сверхзвуковая скорость на протяжении 30 лет позволяли «путешествовать во времени» тем счастливчикам, которым билет на Конкорд был по карману. Впервые этот чудо-самолёт, который даже по сегодняшним меркам считается жемчужиной гражданского авиастроения, взмыл в воздух 2 марта 1969 года, а 23 октября 2003-го авиакомпания British Airways осуществила последний полёт в истории сверхзвуковой коммерческой авиации. Журнал Afisha.London вспоминает эру Конкордов и разбирается, почему же наступил её закат.
Сверхзвуковая гонка
Конкорд (Concorde – от французского «concorde», в переводе на русский «согласие» или «гармония») – амбициозный совместный проект Великобритании и Франции, название которого было подобрано крайне удачно. Соглашение на разработку сверхзвукового пассажирского авиалайнера было подписано двумя государствами в 1962 году, а уже в 1969-м в Тулузе состоялся первый тестовый полёт. Однако британцы и французы всё-таки чуть-чуть отстали в сверхзвуковой гонке и уступили пальму первенства Советскому Союзу, который провёл испытательный полёт своего Ту-144 буквально на два месяца раньше – 31 декабря 1968 года. Как и Конкорд, Ту-144 был прорывом в гражданском авиастроении, и именно этот самолёт впервые в истории пассажирской авиации преодолел звуковой барьер. Только вот советский Ту-144 прослужил совсем недолго, а точнее всего несколько месяцев (если говорить о коммерческой авиации), Конкорд же перевозил пассажиров со сверхзвуковой скоростью на протяжении 30 лет. Интересно то, что оба лайнера потерпели свои единственные крушения в Париже, и именно эти крушения и повлекли за собой закат сверхзвуковой коммерческой авиации.
После подписания соглашения страны приступили к разработке и строительству этого крайне сложного с технической точки зрения самолёта: на создание экземпляра, пригодного к тестовому полёту, ушло семь лет. Преодоление звукового барьера и последующее движение на сверхзвуковой скорости требуют соблюдения ювелирной точности при конструировании воздушного судна. Например, лишь одна из проблем, с которыми сталкивается любой самолёт, движущийся на скорости выше скорости звука, – это то, что во время такого полёта выделяется слишком много тепла, из-за чего фюзеляж увеличивается на 6-10 дюймов. Соответственно, конструкция самолёта должна обеспечивать безопасность при таком расширении. Казалось бы, раз военные самолёты уже успешно достигали сверхзвуковых скоростей, значит и построить такое же судно, только пассажирское, не должно составить особого труда. Только вот военным самолётам не нужно лететь на сверхзвуковой скорости в крейсерском режиме – на такой скорости они, как правило, лишь совершают небольшие «скачки». А вот в случае и с Конкордом, и с Ту-144 было необходимо добиться крейсерской сверхзвуковой скорости.
Подписание соглашения по проекту «Конкорд». Фото: PA
Сбывшиеся мечты и горькие разочарования
Во время производства две страны разделили обязанности: Франция поставляла фюзеляжи, а Великобритания – мощные двигатели Rolls-Royce. В общей сложности Конкорды прошли около 5 000 часов тестирований, прежде чем первые пассажиры поднялись на борт. На сегодняшние деньги проект обошёлся примерно в £8 млрд., что повлекло за собой огромные финансовые потери – строительство и тестирование Конкордов так и не окупились. Всё могло сложиться иначе, если бы около 200 заказов на сверхзвуковые пассажирские лайнеры от разных стран и авиакомпаний, сделанные после успешных испытаний Конкорда, не были отозваны из-за нефтяного кризиса 1973 года. Тогда цены на топливо выросли в два раза, а при том, что часовой расход топлива у Конкорда – 25 000 кг (для сравнения, у Airbus A320 часовой расход составляет 2 600 кг топлива), цена одного полёта превысила все мыслимые пределы. Из-за столь неудачного стечения обстоятельств было построено только 20 самолётов, 14 из которых между собой поделили авиакомпании British Airways и Air France.
Фото: Museum of Flight
И вот, 2 марта 1969 года на аэродроме в Тулузе «Прототип 001» наконец-то оторвался от земли. Первый тестовый полёт Конкорда длился всего 29 минут, а скорость самолёта не превышала 480 км/ч. Затем, через месяц, 9 апреля, на аэродроме Филтон в Бристоле взлетел второй прототип, который провёл в воздухе ещё меньше – около 22 минут. Звуковой барьер Конкорд преодолел 1 октября 1969 года, но первых пассажиров он перевёз ещё только через 7 лет. Два сверхзвуковых пассажирских самолёта «Concorde» одновременно взлетели 21 января 1976 года: борт British Airways направился из аэропорта Хитроу в Бахрейн, а борт Air France – из аэропорта Париж-Орли в Бразилию с остановкой в Сенегале. Это были первые коммерческие полёты с пассажирами на сверхзвуковой скорости.
С тех пор регулярные полёты Конкордов продолжались на протяжении 30 лет. Всё это время благодаря сверхзвуковой коммерческой авиации пересечь Атлантический океан можно было в два раза быстрее, чем сейчас: обычному самолёту требуется около 8 часов, а Конкорду – всего три с половиной. 7 февраля 1996 года Конкорд и вовсе преодолел расстояние между Лондоном и Нью-Йорком за 2 часа 52 минуты 59 секунд – это было абсолютным рекордом. Опять же, сравним Airbus A320 с Конкордом: максимальная крейсерская скорость первого – 840 км/ч, а второго – 2 160 км/ч, что в два раза больше скорости звука.
Макмиллан против де Голля
Существует интересная легенда о названии Конкорда, временно претерпевшего небольшие изменения, которые, тем не менее, грозили международным скандалом. Изначально было задумано, что новые британо-французские сверхзвуковые пассажирские самолёты будут называться «Concorde»: с буквой «e» на конце, на французский манер. Однако поговаривают, что премьер-министр Великобритании Гарольд Макмиллан однажды обиделся на президента Франции Шарля де Голля, который не встретился с ним во время визита в Лондон из-за простуды. В ответ на это Макмиллан убрал «e» из «Concorde», и самолёт стал называться на английский манер – «Concord». Затем британский пилот Тони Бенн инициировал возвращение «e», так что самолёт вновь превратился в «Concorde».
Шарль де Голль и Гарольд Макмиллан в Сассексе, 1961 год. Фото: PNA Rota/Getty Images
Эксклюзивный клуб
Полёт на Конкорде был крайне дорогим удовольствием, что неудивительно, учитывая количество необходимого топлива и его стоимость. Однако помимо непревзойдённой скорости, сверхзвуковой авиалайнер также предлагал изумительный сервис. На самом деле, за 30 лет эксплуатации очень немногим довелось побывать пассажирами легендарного Конкорда, но те, кто оказался среди счастливчиков, отмечают, что это было поистине эксклюзивным опытом и что, находясь в кабине самолёта, они чувствовали принадлежность к какой-то эксклюзивной группе. Тут и там встречаются ремарки об исключительности опыта полёта на Конкордах: на сверхзвуковых самолётах летали знаменитости, члены британской королевской семьи, политики и богатейшие люди планеты. Побывавшие на борту Конкорда отмечают, что у них было ощущение, будто они попали в общество сильных мира сего.
Кабина Конкорда. Фото: Suzanne Plunkett/CNN
В том, что Конкорды были популярны среди успешных бизнесменов и прочих деятелей, нет ничего удивительного – за один день можно было слетать из Лондона в Нью-Йорк и обратно, что особенно актуально для бизнес-путешественников. Однако при колоссальных ценах на билеты и эксклюзивной клиентуре Конкорды значительно уступали самым простым современным пассажирским самолётам в удобстве. Они были очень маленькими и вмещали всего 100 человек: салон был узким и просто крошечным по сегодняшним меркам. С каждой стороны прохода было по два сиденья, а туалеты были совсем малюсенькими. Также отсутствовало разделение по классам – все были равны, и кабина делилась лишь на переднюю и заднюю часть, между которыми был туалет. Всё это компенсировалось тем, что на протяжении непродолжительного полёта пассажиров непрерывно угощали шампанским и изысканной едой. Люди с радостью вспоминают те полёты, будто тогда они побывали в будущем. Например, любопытная история от одного пассажира:
Когда самолёт преодолел звуковой барьер, на меня вылился весь мой напиток. В результате стюардесса отвела меня в кабину пилота и сообщила ему о произошедшем: передо мной извинились и подарили мне целую бутылку вина «Concorde»!
Однако помимо роскошного сервиса Конкордам было, ещё чем удивить. Вид из иллюминаторов этих самолётов не сравнится с тем, что можно наблюдать из обычных пассажирских лайнеров. Дело в том, что Конкорды летали практически в два раза выше стандартных самолётов, а всё из-за невозможного шума и звукового удара, которые причиняли неудобство всем, кто находился на земле. Звуковые удары приводили даже к тому, что у людей разбивались окна! Чтобы избежать этого, Конкорды летали на высоте 20 000 метров. В связи с этим, тем немногим пассажирам, из чьих иллюминаторов не были видны громадные крылья самолёта, довелось любоваться изгибом земли — зрелищем, доступным лишь военным лётчикам и, собственно, космонавтам. Некоторые пассажиры также отмечали, что видели саму грань между светлой и тёмной сторонами планеты.
Закат сверхзвуковой пассажирской авиации
В то время как коммерческие полёты на сверхзвуковой скорости были удобны многим пассажирам, у них было и множество отрицательных качеств. Самое очевидное из них – неподъёмные цены на авиабилеты, однако были и технические характеристики, которые вызывали беспокойство. Конкорды были невероятно шумными как во время взлёта, так и непосредственно на протяжении полёта. Те, кто жил в окрестностях Хитроу и аэропорта имени Шарля де Голля, до сих пор вспоминают рёв двигателей Конкордов, который не спутаешь ни с чем. Более того, при взлёте пассажиров буквально вжимало в спинки сидений, и какие-либо передвижения по салону были попросту невозможны. Также не стоит забывать о вышеупомянутом звуковом ударе – явлении, которое происходит, когда транспортное средство преодолевает звуковой барьер. Громкий хлопок от ударной волны, чем-то напоминающий звук взрыва, даже может повредить барабанные перепонки, что, правда, случается крайне редко. В связи с этим большая часть полётов осуществлялась над водой.
Однако ничто из этого не послужило причиной прекращения эксплуатации Конкордов – эра сверхзвуковой коммерческой авиации прекратилась из-за крушения одного из самолётов в Париже в 2000 году. Это была единственная авария за всю историю использования Конкордов, но она стала решающим фактором. Самолёт упал после взлёта из аэропорта Шарль-де-Голль, в результате чего погибли все 109 человек, находившиеся на борту, а также ещё 4 человека на земле.
Фото: Getty Images
Катастрофа произошла по несчастному стечению обстоятельств: от только что взлетевшего самолёта оторвалась титановая пластина, на которую наехал Конкорд во время разгона на взлётной полосе. Пластина проткнула шину самолёта, и 4-киллограммовая часть покрышки ударила в левое крыло, что повредило топливный бак и электропровод. В итоге произошла утечка топлива, а в связи с поражением проводки случилось короткое замыкание, что привело к неизбежному возгоранию. Конкорд начал гореть ещё на земле, но остановить взлёт уже было слишком поздно. Хоть история и не любит сослагательного наклонения, эта катастрофа могла иметь ещё более разрушительные последствия – перед взлётом Конкорда приземлился самолёт Boeing 747, на борту которого был президент Франции Жак Ширак. В какой-то момент терпящий крушение Конкорд и Boeing 747 разделяло всего 6 метров.
После этой аварии полёты Конкордов были приостановлены; в 2001 году их возобновили, но сверхзвуковые пассажирские лайнеры настигли очередные неприятности – нагрянула Иракская война. Самолёты, которым необходимо особенно дорогостоящее топливо в больших количествах, вновь оказались под ударом: цена эксплуатации Конкорда грозила взлететь до £100 млн. Это было началом конца. Сначала от Конкордов отказалась Франция, а затем и Великобритания. Последний коммерческий полёт Конкорда состоялся 23 октября 2003 года – его осуществляла авиакомпания British Airways.
Всего Конкорды совершили чуть меньше 50 000 полётов, а на сверхзвуковой скорости полетали 2,5 млн пассажиров. Возобновление эксплуатации Конкордов рассматривалось не раз, но затраты слишком велики; к тому же такие самолёты требуют особых условий для осуществления взлёта и посадки, и дополнительного обучения пилотов. Сейчас взглянуть на Конкорды можно в авиационных музеях, в Великобритании это можно сделать, например, на Аэродроме Филтон в Бристоле, в Имперском Военном Музее в Даксфорде и в Национальном Музее Полёта в Шотландии.
Фото на обложке: единственный снимок Конкорда, летящего на сверхзвуковой скорости Mach 2 (2 172 км/ч). Фото было сделано в апреле 1985 года Эдриеном Мередитом с истребителя «Торнадо».
Пассажирский сверхзвук. Чем отличался “Конкорд” от Ту-144
Автор фото, Getty Images
Свой первый полет Concorde выполнил с выпущенными шасси
Ровно полвека назад, 2 марта 1969 года в 15 часов 40 минут 11 секунд на аэродроме в Тулузе у самого начала взлетно-посадочной полосы сверхзвуковой пассажирский самолет Concorde, прогревший к тому моменту свои двигатели, вывел их на полную мощность и тронулся с места.
Он уже несколько раз совершал пробежки по этой полосе, но теперь ему предстояло впервые подняться в воздух.
Самолет c серийным номером 001 пробежал мимо трибуны с гостями и журналистами, и когда колеса его шасси оторвались от взлетно-посадочной полосы, на ней раздались дружные аплодисменты. Впрочем, их было едва слышно – воздух был заполнен ревом четырех реактивных двигателей.
- Последний сверхзвуковой “Конкорд” сдали в музей
- Реанимация Concorde: как поднять в небо списанный самолет?
- Почему США так и не построили свой аналог Concorde
Первый полет длился 27 минут на сравнительно небольшой скорости 500 километров в час, при выпущенных шасси. Спустя месяц после этого полета свой первый полет в Великобритании совершил авиалайнер Concorde 002.
А за два месяца до первого взлета Concorde на аэродроме в Летно-исследовательском институте имени Громова в подмосковном Жуковском прошел первый полет Ту-144 – самолета, который внешне был похож на Concorde как брат-близнец. Из-за внешнего сходства советский самолет вскоре получил на Западе прозвище “Конкордски”.
Автор фото, Polikashin/TASS
Ту-144 перед первым полетом
Эти полеты знаменовали собой окончание гонки, которую вполне можно было бы сравнить с “космической” – Европа в лице Великобритании и Франции соревновалась с Советским Союзом за право считаться первой, кто смог создать сверхзвуковой пассажирский самолет.
Однако обогнавший соперников на старте СССР так и не смог построить самолет, который достиг бы заявленных параметров по дальности, а, главное, экономичности. В результате, отлетав на линии Москва-Алма-Ата всего несколько месяцев, Ту-144 сошел с дистанции. А отставший от него на два месяца Concorde прослужил до 2003 года.
Большая политическая гонка
Идея строительства такого самолета появилась сразу после того, как военные научились преодолевать скорость звука.
Однако для того, чтобы создать сверхзвуковой пассажирский самолет, потребовалось создать множество новых технологических решений – настолько он отличался от военных проектов.
Дело не только в безопасности – бомбардировщик, например, не летит на сверхзвуковой скорости все время, он разгоняется только на определенных этапах полета, пассажирский же самолет должен лететь на такой скорости большую часть времени, которое он находится в воздухе. Для этого ему были нужны новые двигатели.
Когда в сверхзвуковую гонку включился СССР, то, разумеется, источником новых технологий стали не только научно-исследовательские институты, но и спецслужбы. Это состязание было не столько экономическим, сколько политическим.
Однако прямых доказательств того, что СССР мог скопировать Concorde, не существует.
- Авиация будущего: пассажирские дроны, сверхзвук и биодизайн
- Как построить гиперзвуковой авиалайнер
- Первый в мире авиалайнер с термоядерным реактором: как скоро?
“Скажем так, задачи перед разведорганами ставились, потому что это несколько облегчает работы по разработке. И на Западе, и у нас. Это единые проблемы. Какие-то вещи пытались получить по “Конкорду”. Какие-то вопросы были. Их передавали в соответствующие службы. И эти службы выполняли соответствующие задачи”, – рассказал в документальном фильме Би-би-си директор музея конструкторского бюро имени Туполева Владимир Ригмант.
“Насколько я помню, какое-то количество наших представителей. Как бы дипломатических. Выдворили из Франции. Такое что-то было. Это работа, а не шпионаж”, – рассказал он.
Во время работы над Concorde ходили слухи о дипломатах и инженерах, которые якобы посещали заводы в составе делегаций, надев ботинки на каучуковой подошве, чтобы собрать крупицы металлической стружки и узнать состав сплава, который использовали при строительстве самолета.
Однако, как написал в своей статье советский металловед, создатель сплавов и сподвижник Андрея Туполева Иосиф Фридляндер, на самом деле конкуренты и соперники зачастую работали вместе.
“В ВИЛС [Всероссийский институт легких сплавов – Би-би-си] прошло совещание с французскими авиаметаллургами. Мы направили во Францию слитки и плиты из [сплава] АК4-1 и от них получили слитки и плиты из сплава AU2GN. И вот теперь обсуждались результаты исследования. Практически AU2GN и АК4-1 одинаковы. Сплав АК4-1, как и французский AU2GN, при хорошей жаропрочности имеет низкую вязкость разрушения”, – пишет он.
Статья “Разные судьбы” была опубликована на сайте ВИАМ и написана в 2001 году. Речь в ней идет о сплавах, которые разрабатывались для самолетов Concorde и Ту-144.
Как бы то ни было, два самолета оказались действительно очень похожи внешне, но и различий между ними тоже было много.
Схема и крыло
И Ту-144, и Concorde сделаны по одной аэродинамической схеме “бесхвостка”. У него отсутствовало горизонтальное хвостовое оперение, которое создавало бы лишнее сопротивление и мешало двигаться на скорости в два маха.
Автор фото, Getty Images
Свои проекты были у американцев, причем характеристики Boeing-733 обещали быть еще более впечатляющими
Оба самолета получили дельтавидное крыло малого удлинения очень сложной формы – если посмотреть на оба самолета спереди, то видно, что законцовки крыла опущены вниз, а само оно изогнуто особым образом. Такое крыло распрямлялось на сверхзвуковых скоростях.
Технологически и по форме крыло Concorde отличалось от Ту-144. Его форма была более обтекаемой, с более плавными обводами. Крыло Ту-144 больше напоминало по форме крыло военного самолета – оно было немного угловатым.
Автор фото, Getty Images
Форма крыла Concorde могла быть самой разной – вот все варианты, которые рассматривали конструкторы
Конструкторы Concorde, как рассказал инженер по сертификации самолета Доминик Берже, сначала тоже думали о более грубых формах.
“Изначально крыло было слегка треугольным. Как у “Миражей” [истребителей Mirage с дельтавидным крылом – Би-би-си], но это не сработало. Так что нам пришлось все переделывать, увеличивать законцовки крыла, менять передние кромки, реактивные сопла. Это была целая авантюра, невероятный полет фантазии”, – сказал он.
Носовой конус и крылышки
Оба самолета были оснащены носом, отклоняющимся вниз. Это было нужно, чтобы пилоты в кабине видели полосу во время взлета и посадки.
Дело в том, что планер обоих самолетов был рассчитан на полет на скорости, в два раза превышающей скорость звука. К сожалению, на такой скорости самолет находится в других физических условиях, и поэтому создать универсальный планер почти невозможно.
Автор фото, Getty Images
Во время посадки носовой обтекатель Concorde отклонялся вниз, открывая пилоту обзор
При взлете и посадке и Concorde, и Ту-144 были вынуждены увеличивать “угол атаки” – задирать нос самолета. Это помогало удержать его в воздухе, но при этом двигатели работали на большей мощности.
Единственный способ как-то увидеть полосу – убрать носовой обтекатель, который нужен для сверхзвукового полета. Обе стороны придумали (или кто-то у кого-то подсмотрел) одинаковое решение – немного опустить нос.
Однако конструкторы Ту-144 придумали техническое решение, которое помогло им отчасти решить проблему положения самолета при посадке. Впереди в верхней части фюзеляжа у Ту-144 при взлете и посадке выдвигались небольшие крылышки. Они выполняли роль горизонтального оперения, но главное – направляли воздушный поток под крыло.
Автор фото, VLADIMIR YATSYNA/TASS
Те самые “крылышки” Ту-144, помогавшие ему при взлете и посадке
Это позволяло самолету заходить на посадку с меньшим углом атаки, с меньшей мощностью двигателей и, соответственно, меньшим шумом.
“Эта деталь “Конкордского” была продумана просто отлично, и я думаю, если бы второе поколение Concorde было построено, они бы внедрили этот элемент”, – рассказал Джон Хатчисон, пилот Concorde.
Двигатели
Самым сильным местом Concorde и самым слабым местом Ту-144 были двигатели. Это самая главная часть самолета – и она отличалась кардинально.
Главной задачей моторов в сверхзвуковом пассажирском самолете было поддерживать скорость, в данном случае – на уровне двух и более махов – в течение долгого времени.
Concorde после посадки – обратите внимание на сложную изогнутую форму крыла
Именно продукт британской фирмы Rolls-Royce и французской Snecma Olympus 593 позволил Concorde совершать регулярные пассажирские рейсы на скорости более двух тысяч километров в час и на расстояние более семи тысяч километров на высоте в 18 тысяч метров.
Olympus 593 был создан на базе двигателя Olympus 22R, которым оснащались британские военные самолеты, в том числе и стратегический бомбардировщик Avro Vulcan. Это был одноконтурный реактивный двигатель, воздушный поток в котором удалось разогнать до высокой скорости.
При этом Concorde в своем полете использовал форсаж только при взлете. В режиме форсажа в специальную камеру, расположенную в задней части двигателя, впрыскивается дополнительное топливо, и это создает дополнительную мощность.
И если Olympus 593 позволял самолету лететь на сверхзвуковой скорости без превращения обычного двигателя практически в ракетный, то двухконтурный НК-144 советского лайнера мог разгонять его до двух махов только на форсаже.
Рочестер
Рочестер – небольшой, но славный городок на реке Медуэй, недалеко от Лондона. Он известен как любимый город Чарльза Диккенса, фигурирующий во многих его произведениях. Туристов более всего привлекают местные замок и собор XII-XIII вв. Запоминающейся станет прогулка по Хай-стрит – яркой улице, будто бы сошедшей с экранов фильма о Средневековье.
Немного истории
Город Рочестер в течение многих веков имел в Англии большое стратегическое значение благодаря своему положению вблизи слияния рек Темза и Медуэй. Так, замок Рочестер был возведен, чтобы охранять переправу. Средневековый период ознаменовался строительством нынешнего собора взамен прежнего, стоявшего здесь с VII в., и возведением двух замков. Во время Первой и Второй мировых войн авиастроительная компания “Short Brothers” разрабатывала здесь торпедные самолеты и бомбардировщики. К 1984 году из-за снижения военно-морской мощи Великобритании была закрыта верфь в соседнем с Рочестером Чатеме, что привело к безработице и оттоку населения. Сейчас ситуация улучшилась, в городе проживает около 65 тыс. человек, очень гостеприимных и жизнерадостных.
Где находится Рочестер?
Город расположен в излучине реки Медуэй, недалеко от места ее впадения в Северное море. Это место считается самым низким и удобным для переправы. Город относится к территории графства Кент и находится примерно в 50 км от Лондона. Рочестер и его соседи, Чатем и Джиллингем, Струд и ряд соседних деревень образуют единый большой городской район, известный как «города Медуэй» с населением около 250 тыс. человек.
Когда лучше ехать в Рочестер?
Город имеет океанический климат, похожий на большую часть южной Англии. Находясь недалеко от слияния Темзы с Северным морем, он расположен относительно близко к континентальной Европе, а потому он менее облачный, более сухой и менее подвержен ветрам и дождям, чем западные регионы Британии. Лето здесь теплое, но, как правило, не жаркое, зима прохладная, но температура почти никогда не опускается ниже 0 °С. Рочестер очень живописен благодаря огибающей его реке. Здешние сады цветут буйным цветом, а буквально в 4 км от города начинается территория района выдающейся природной красоты «Кент-Даунс».
Что посмотреть в Рочестере?
Чарльз Диккенс жил и работал в этом районе, и сейчас многие магазины и предприятия имеют связанные с ним названия, а здания и места, описанные в его романах, хорошо обозначены и любимы туристами. Город невелик, но здесь есть, что посмотреть и чему удивиться:
- Рочестерский собор был местом поклонения с VII в., но нынешнее здание датируется XIII в. Это величественное сооружение соединяет в себе два стиля – норманский и готический. Здесь часто проводятся концерты, выставки и другие мероприятия.
- Замок Рочестер признан в Англии одним из лучше всего сохранившихся образцов норманнской архитектуры. Он был ареной многих конфликтов, но к XVII в. пришел в запустение. В ХХ в. город превратил его в общественный парк, и сегодня он является гордым напоминанием об истории Рочестера.
- Краеведческий музей «Гилдхолл» расположен в историческом здании 1697 года. Потрясают его шикарные интерьеры и сама коллекция, рассказывающая об истории Медуея, начиная с каменного века.
- «Дом шести бедных путешественников» – благотворительный приют XVI в., описанный Диккенсом. К услугам гостей восстановленные небольшие спальни Елизаветинского периода и милый садик на заднем дворе.
- Реставрационный дом – место, где ночевал Карл II накануне его коронации.
- Ворота Чертси были когда-то частью стены, которая отделяла собор от остальной части города. Изготовленная из узорчатого камня, она датируется началом XV в. В романе Диккенса «Тайна Эдвина Друда» это дом мистера Джаспера.
- Хай-стрит. Эта улица, обрамленная газовыми фонарями, сказочно красива. Сотни лет архитектуры были сохранены – от причудливых консольных домов Тюдоров и коттеджей с флюгерами до рядов таунхаусов XVII-XVIII вв.
- Чатемская верфь, хотя и находится чуть в отдалении, но ее история неразрывно связана с Рочестером. Это лучшая сохранившаяся верфь парусной эры в мире. Здесь вы можете посетить три корабля-музея.
- Музей гугенотов расскажет о том, какую роль сыграли они в культуре Англии, привнеся в нее новые знания, навыки и ремесла, такие как шелкоткачество, часовое, оружейное и ювелирное дело.
Отели Рочестера
Гостиниц в городе немного, в основном преобладают уютные гостевые дома в историческом центре. Как правило, завтрак включен в стоимость, которая составляет в среднем $35-40 за ночь. Туристы выбирают отели:
- Royal Victoria & Bull Hotel 2*;
- St George 2*;
- Gordon House 2*;
- King Charles 3*;
- Greystones B&B 4*.
Где поесть в Рочестере?
Абсолютно все рестораны, кафе и закусочные расположились вдоль Хай-стрит. Здесь вы найдете и уличную еду, и тихие семейные таверны, и множество пабов:
- Golden Lion;
- Eagle Tavern;
- Crown;
- Topes;
- Rochester Coffee Company.
Что купить в Рочестере?
Хай-стрит славится своими многочисленными антикварными магазинами. Здесь большой выбор бутиков, сувенирных лавок, магазинов винтажной одежды, хендмэйда и тканей. Букинистических магазинов много на Baggins Book Bazaar возле Музея Гилдхолл.
Фестивали Рочестера
Люди здесь умеют веселиться, рады устроить праздник по любому поводу и пригласить гостей. Самые заметные события города:
- Фестиваль трубочистов вырос из небольшого собрания местных танцоров до одного из крупнейших в мире праздников такого рода. Он начинается 1 мая и продолжается в течение майских выходных.
- Фестиваль Диккенса проводится в последние выходные мая. Это путешествие по местам писателя в традиционных викторианских костюмах или в образе его персонажей, сопровождаемое ярмарками.
- Замковые концерты проходят в середине июля. Это зажигательная классическая музыка и красочные фейерверки.
- Диккенсовский Рождественский фестиваль – смесь между летним праздником и традиционной европейской рождественской ярмаркой.
Как добраться?
От лондонских вокзалов “Charing Cross”и “Victoria” всего 1 час пути на поезде до Рочестера.
Побережье Северного Кента
Широко распространено мнение, что северная часть Кента – это живописная пустошь в культурном отношении. Это предубеждение проистекает из того факта, что большинство туристов бросают лишь беглый взгляд на этот район, направляясь в сторону портов Ла-Манша и обратно. Однако этот регион также имеет свои достопримечательности Англии, до которых легко добраться из Лондона. Есть ряд исторических мест в Рочестере (Rochester) и Чатеме (Chatham), двух из пяти «городов на Мидуэй», именуемых так потому, что они группируются вокруг реки Мидуэй (другие три города – Студ, Джиллингем и Рейнем). В то же время прибрежные курорты Витстабл (Whistable), Маргит (Margate) и Бродстэрс (Broadstairs) привлекают всё больше отдыхающих из столицы.
Прибрежный город Рочестер в Англии
Рочестер (Rochester), самый симпатичный из городов на Мидуэй, был основан римлянами, которые построили крепость на месте нынешнего замка, на северо-восточном конце Хай-стрит. Часть тех укреплений сохранилась до нашего времени. В 1077 году Вильгельм I передал Гандальфу (архитектору Белой башни и лондонского Тауэра) епархию Рочестера и поручил укрепить оборонительные сооружения на самом северном мосту через реку Мидуэй, на Уолтинг-стрит. Воздвигнутый в результате замок остаётся одним из лучших сохранившихся образцов норманнской военной архитектуры в Англии, с мощной 30-метровой главной башней, господствующей над городом.
Полы во внутренней части не сохранились, но тем лучше просматривается интерьер. Замок имеет три квадратных башни и одну цилиндрическую – юго-западную башню, которая была перестроена после падения во время осады 1215 года, когда побеждённый король Иоанн в конце концов вырвал замок из-под власти архиепископа. Внешние стены и две башни сохранили свои коридоры и спиралевидные лестничные колодцы, тем самым предоставляя доступ к самым высоким стенам с бойницами. Фундамент соседнего собора также проектировал Гандальф, но за последние 900 лет здание было сильно перестроено.
Однако множество норманнских черт архитектуры сохранилось, особенно на западном фронтоне собора, с его башнями в форме карандаша, декоративными арками, богатым резным порталом и тимпаном над дверным проёмом. Круглые норманнские арки, украшенные зигзагообразными линиями и сделанные из красивого кайнозойского камня медового цвета, также заполняют неф. Некоторые прекрасные картины уцелели после распада, а именно, изображение «колеса Фортуны» (XIII век) на стенах хоров (уцелела только половина росписи). Показанное как однообразный механический труд, это глубокое проникновение в тяжёлый изнурительный неустанный труд средневековой жизни.
В соборе некогда хранилась рака с останками Святого Уильяма Пертского, набожного булочника из Шотландии, который в 1201 году отправился паломником на Святую землю, но добрался только до Рочестера, где его ограбили и убили. Монахи Рочестера, завидовавшие славе гробницы Святого Томаса Бекета в близлежащем Кентербери, использовали кончину Уильяма как предлог для создания роскошной усыпальницы. И действительно, дополнительное финансирование собора поступило от пожертвований паломников, чтивших гробницу канонизированного булочника, которая уже давно исчезла. Приятно прогуляться по главной улице Рочестера, Хай-стрит (High Street), которая представляет собой наполовину пешеходную зону и на которой расположены старинные магазины, кафе и пабы.
Многие из них размещены в привлекательных старинных зданиях с деревянными каркасами и ставнями. Здесь провёл свои молодые годы самый известный житель Рочестера, Чарлз Диккенс. Правда, нельзя сказать, что это место нравилось ему – оно фигурирует как «Мадфог» (буквально «Грязь и туман») в «Мадфогских записках» и как «Даллборо» (буквально «Скучный город») в произведении «Путешественник не по торговым делам». Многие здания фигурируют в его романах: отель Royal Victoria and Bull в конце Хай-стрит упоминается в «Записках Пиквикского клуба» и в «Больших надеждах». Действие его последней, неоконченной книги «Тайна Эдвина Друда» происходит в этом городе.
Прибытие и размещение в Рочестере
Железнодорожная станция Рочестера, регулярно обслуживающая поезда с лондонских станций Чаринг-Кросс, Лондон-бридж и Виктория, находится в юго-восточном конце Хай-стрит. Туристическое бюро расположено на полпути по Хай-стрит, напротив собора (95 High Street). Здесь вы можете присоединиться к экскурсии по городу (Пасха-сентябрь среда, суббота, воскресенье и государственные праздники в 14.15).
Что касается размещения, вы можете провести ночь с призраками героев Диккенса в старинном Royal Victoria and Bull Hotel (16-18 High Street) или в шикарном Gordon House Hotel в доме № 91. Среди неплохих пансионов можно назвать Greyling House (54 Saint Margaret’s Street; кредитные карты не принимаются). Ближайший молодёжный хостел находится в Кэпстон-фарм (Диллингем, 2 мили юго-восточнее Чатема). Чтобы добраться туда автобусом, садитесь на № 114 от автовокзала Чатема и выходите у паба Waggon at Hale.
Рочестер имеет большой, хотя и не особенно примечательный выбор кафе и ресторанов. На Хай-стрит вы найдёте итальянские кафе: скромное семейное Casa Lina под № 146 (закрыто по воскресеньям и понедельникам) и более дорогое Don Vincenzo под № 108. Кафе Cumin Club, расположенное в доме № 188, предлагает блюда индийской кухни в современной обстановке. Что же касается пабов, то Coopers Arms на Сент-Маргарет-стрит, которая идёт вверх между замком и собором, предлагает хорошие ланчи в своей пивной, расположенной в саду. Более модный паб, City Wall Bar (122 High Street), имеет хорошее меню для ланча.
Прибрежный город Чатем в Англии
Чатем (Chatham) (менее 2 миль к востоку от Рочестера) не имеет обаяния своего соседа и, в сущности, представляет собой довольно мрачное место. Главной его достопримечательностью являются верфи, которые были первоначально основаны Генрихом VIII и некогда служили главной базой Королевского флота. Многие суда были построены, размещены и дислоцированы здесь. Они имели военное превосходство во всём мире, начиная со времён Тюдоров и до конца Викторианской эпохи.
Хорошо защищённый порт, находящийся близко как от Лондона, так и от моря, с илистой береговой полосой, покрываемой водой при приливе (она удерживала корабли во время строительства), быстро расширялся и ко времени правления Карла II стал крупнейшей морской базой Англии. Эпоха кораблестроения бесславно закончилась, когда в 1984 году верфи были закрыты и вскоре после этого вновь были открыты как туристская достопримечательность.
Историческая верфь (Historic Dockyard) занимает широкую площадку размером в 32 гектара на расстоянии 1 мили к северу от города, если идти по Док-роуд. Это не очень приятная пятнадцатиминутная прогулка от центра Чатема, или короткая поездка на автобусе (расписание уточните в турбюро в Рочестере). Добравшись, воспользуйтесь автобусом, чтобы оглядеть окрестности. За мрачной стеной вы найдёте ряд очаровательных, интересных в историческом и культурном отношении зданий, восходящих к началу XVIII века.
Кроме 15 исторических шлюпок Королевского общества спасения на водах, там есть «Галерея деревянных стен», где вы можете почувствовать себя подмастерьем на верфях XVIII века. Здесь также находится подводная лодка «Оцелот», последний военный корабль, построенный в Чатеме, команда которого жила в неимоверно стеснённых условиях – главное устрашающее средство для тех, кто боится замкнутого пространства. Здесь размещается также реконструированный сторожевой корабль Викторианской эпохи «Баклан». Однако главная часть выставки – это канатная мастерская, включающая комнату, где делали канаты длиной в четверть мили. Это самая длинная комната в стране.
Расположенный к востоку от верфей, вверх по Вуд-стрит, Королевский инженерный музей (Royal Engineers Museum) посвящён универсальному строительному корпусу, иначе именуемому «подрывники», которые участвовали в строительстве лондонского Альберт-Холла, а также многочисленных сооружений военного времени. С годами музей приобрёл несколько предметов, связанных с подрывниками, в том числе карту Ватерлоо и шёлковую мантию генерала Гордона. Менее интересен форт Амхерст (Fort Amherst), который находится ближе к центру города, в нижней части Док-роуд.
Построенный в середине XVIII столетия, но так и не опробованный в действии, форт был расширен военнопленными в эпоху Наполеоновских войн. Система туннелей форта была восстановлена, включая Центр управления гражданской обороны времён Второй мировой войны. Лучшее время для приезда – по воскресеньям летом, когда обычно проводится военный парад. Всё лето совершаются круизы по реке Мидуэй от Исторической верфи последнее британское паровое судно Kingswear Castle, построенное в 1924 году. Маршрут проходит мимо замка Апнор (Upnor Castle) – мрачной военной крепости XVI века, построенной на реке для защиты флота Елизаветы I.
Прибрежный город (курорт) Витстабл в Англии
Особенности почвы и солёность воды сделали Витстабл (Whitstable) благоприятным местом обитания для устриц. Ещё древние римляне на своих пирах поедали местные морские деликатесы. В Средние века производство выросло до таких масштабов, что устриц стали экспортировать во всю Европу, и они были так дешёвы и в таком изобилии, что их считали едой бедняков – как заметил Диккенс, «где устрицы, там и бедность». Однако вся индустрия пришла в упадок в XX веке – из-за загрязнения и, отчасти, сильного шторма в 1950-х годах, который разрушил все фермы.
Хотя в этом районе снова стали разводить устриц (преимущественно более быстрорастущие тихоокеанские формы, сменившие местные разновидности), Витстабл теперь больше зависит от своего торгового порта, рыбного промысла и прибрежного туризма. В то же время мелкое судостроение и слегка богемная атмосфера сделали это место одним из немногих приятных уголков на побережье Северного Кента, куда жители Лондона любят приезжать на один день. Когда вы идёте по оживлённой улице Уитстабла Хай-стрит, вам и в голову не придёт, что вы находитесь всего в двух шагах от моря.
Здесь нет специального места для прогулок или эстрады, как, например, в Тэнкертоне, восточной окраине Уитстабла, или в Херн-Бей (6 миль далее на восток). Следуйте знакам на верхнем конце Хай-стрит, и вы придёте в ту часть города, которая выходит на море. Это очень приятный, тихий морской берег, на котором стоят несколько красивых коттеджей. Большинство приезжает в Витстабл отведать местных устриц. Вы можете увидеть один из последних уцелевших деревянных устричных ялов Уитстабла, «Фейворит» (построенный в 1890 году, когда в гавани стояло примерно 150 таких ялов), 10 минут ходьбы на запад вдоль Айленд-Уолл, в конце Харбор-стрит.
Дабы узнать что-нибудь новое об истории мореплавания, посетите Музей и галерею Уитстабла. Музей размещается в бывшем Форестерс-Холле, о чём возвещает его яркий вход на Оксфорд-стрит. Несколько витрин посвящено подводному плаванию, кроме них имеются несколько хороших фотографий и старый фильм о славном прошлом города. Ещё в 1830 году в Витстабл была проведена одна из первых в Британии железнодорожных линий, по которой ездили пассажирские поезда – «Линия крабов и береговичков», которая через туннель в полмили длиной (самый длинный в то время) соединяла город с Кентербери, находящимся в 10 милях южнее.
Остатки этой железной дороги сохранились и по сей день. Нынешний вокзал Уистебла находится в 5 минутах ходьбы по Кромвель-роуд на восток от Оксфорд-стрит, которая является южным продолжением Хай-стрит. Туристическое бюро расположено рядом с музеем (7 Oxford Street). В поисках жилья на берегу моря попробуйте обратиться в Copeland House (4 Island Wall; кредитные карты не принимаются) западнее Хай-стрит, с садом, который упирается в пляж. Отель Continental (29 Beach Walk), в стороне от северного конца Харбор-стрит, также предлагает жильё в деревянных рыбацких избах в центре города.
Или попытайтесь устроиться в гостеприимном пансионе The Cherry Garden (62 Joy Lane; кредитные карты не принимаются) с восхитительным садом в 10 минутах ходьбы по Сизэлтер-роуд. В поисках кемпинга вам лучше всего направиться в Seaview Caravan Park (закрыто ноябрь-март), который стоит на берегу рядом с Херн-Бей, но он может быть переполнен. Богатой рыболовецкой истории Уитстабла соответствует большой выбор заведений питания – от множества точек на Хай-стрит и Харбор-стрит, торгующих рыбой с жареным картофелем, до чрезвычайно популярного ресторана Royal Native Oyster Stores.
Последний является одним из лучших ресторанов в городе, где главное блюдо из рыбы стоит от 16 £, а полдюжины устриц обойдётся в 15,50 £ (The Horsebridge; закрыто по воскресным вечерам и в понедельник). Можно также пойти в расположенный напротив Pearson’s Crab and Oyster House, который имеет бар внизу и более дорогой ресторан наверху. На пути в город находится ресторан Giovanni’s (49-55 Canterbury Road; закрыто по воскресным вечерам и в понедельник).
Он по праву считается одним из лучших итальянских ресторанов в графстве. Tea and Times (36 High Street) предлагает хороший английский завтрак с настоящим кофе. Хорошее питьё и прекрасную атмосферу можно найти в Old Neptune, который одиноко стоит на берегу. Другой отличный местный паб, Wall Tavern, находится по адресу 82 Middle Wall. Витстабл больше всего оживлён во время местного Фестиваля устриц, который проводится ежегодно в последние две недели июля. На нём можно не только испробовать всевозможных ракообразных, но и послушать джаз и посмотреть на шествия.
Рочестер
Небольшой городок Рочестер в графстве Кент словно переносит своих гостей из XXI столетия в средневековье.
Узенькие мощеные улочки, по обе стороны которых стоят старинные дома, дают толчок воображению: кажется, сейчас из-за угла появится рыцарь в сияющих доспехах, восседающий на белоснежном жеребце, а из дверей ближайшей лавочки выскочит улыбчивая девушка в длинной юбке и с тяжелой корзиной овощей в руках. Сохраняет дух прежних времен и сам уклад жизни: огород невероятно тихий и уютный, сложно поверить, что совсем неподалеку, всего в 43 километрах, бурлит жизнь в деловом, никогда не спящем Лондоне.
Особой атмосферностью могут похвастаться, пожалуй, местные пабы. Большинство из них располагаются там же, что и сто лет назад, и сохранили свой изначальный вид. Конечно, их не раз реставрировали, сюда проведено электричество и канализация, но в целом хозяевам удалось сохранить в своих заведениях, если так можно выразиться, дух старых пивных. Пиво, кстати, у многих также свое, поэтому стоит зайти в несколько пабов и сравнить достижения местных мастеров изготовления пенного напитка.
Первые поселения на территории современного Рочестера датируются серединой I века нашей эры — тут пустила корни римская колония. За время их пребывания здесь было построено немало земляных и каменных укреплений, появлялись дома, жизнь налаживалась. Однако в V веке римляне покинули территорию Великобритании — с тех пор началась история английского Рочестера. В 604 году был заложен первый, пусть и совсем небольшой собор. К концу X века здесь появился мост, соединяющий берега реки Медуэй, а в конце XI — начале XII веков возвели два здания, которые до сих пор являются визитными карточками города — Рочестерский собор и Замок. Укрепления появились очень своевременно — уже в XIII веке войска Иоанна Безземельного осадили город. Впрочем, крепкие стены и отвага местных солдат не спасли Рочестер от захвата — он был взят через два месяца. После здесь воцарилось спокойствие. Из крепости поселение превратилось в тихий провинциальный городок у реки. Конечно, случались там и пожары, и эпидемии, однако в целом жизнь текла своим чередом.
В наше время Рочестер полюбился туристам. Во-первых, здесь можно отдохнуть от городской суеты и шума, хоть на время сбежать от реальности. Во-вторых, он целиком и полностью — одна большая достопримечательность. Банальная, на первый взгляд, прогулка по улицам принесет массу впечатлений. Чем не повод посетить город, которым более сотни лет назад восхищался еще Чарльз Диккенс.
Рочестерский собор
Гордостью Рочестера смело можно назвать Соборную церковь Христа и Девы Марии, которую возвели еще в конце XI века.
Величественное белокаменное здание, в архитектуре которого сплелись готический и нормандский стили, на первый взгляд, больше напоминает укрепленный замок, чем дом божий: башни с острыми шпилями, массивные стены, деревянные, окованные железом ворота, которые не так просто распахнуть. Единственный хрупкий элемент — роскошная композиция витражей над входом. Впрочем, если вспомнить, что ранее в церковь приходили не только для молитв, но и в поисках убежища, все становится на свои места. От собора веет древностью. Конечно, его реставрировали и ремонтировали не раз, но постарались максимально сохранить вид, подаренный ему архитекторами более девяти веков назад.
Внутри изящество поразительно сочетается со скромностью. Почти все оформлено белым камнем и мрамором. Деревянные стулья для прихожан, кафедра для проповедника — все сдержанно, можно сказать, минималистически.
Сразу выделяется самый яркий элемент интерьера — старинный орган. Прямо под дивным инструментом располагается помещение, где репетирует хор учеников Королевской школы. Если вам посчастливилось прийти в собор во время их урока — не пожалейте времени, послушайте. Дети поют очень красиво и душевно, а акустика храма создает ощущение, что это звучит хор ангелов.
Рочестерский замок
Первый замок здесь был возведен еще в конце XI века.
И уже в скором времени стал штаб-квартирой заговорщиков: после смерти в 1087 году Вильяма Завоевателя владения покойного короля согласно завещанию были разделены между его сыновьями: Нормандией стал править Роберт, а Англию получил Вильям по прозвищу Рыжий. Первый собрал вокруг себя немало поддерживающих его вельмож и задумал захватить власть в стране. В том же году новоявленный король Англии осадил, а позже и захватил город, во время чего замок сильно пострадал.
В 1127 году крепость в свое распоряжение получил архиепископ Кентерберийский и по приказу короля Генриха I укрепил строение четырьмя угловыми башнями. Уже 1215 году цитадель сдержала двухмесячную осаду, а позже и обстрел, которым руководил лично король Джон. Даже подкоп и сожжение одной из башен не дали результатов — защитники укрылись за внутренними стенами и продолжили обороняться. В итоге город все равно был взят, но по куда более банальной причине — у местных воинов заканчивались пища и вода. Через каких-то полвека только-только восстановленный замок вновь потерпел серьезные разрушения — на сей раз в семейном конфликте, когда королева Изабелла воевала со своим супругом, Эдуардом II.
Следующую реставрацию крепость пережила при Эдуарде III, который вложил в ремонт стратегически важного объекта собственные средства. А позже приказал дополнить крепость бастионом, которая защищала бы мост на северо-западе. Произошло это после восстания Уота Тайлера, которое и обнаружило слабое место в укреплении.
В дальнейшем замок пришел в упадок.
Рочестер никто не штурмовал, и ремонтировать его особого смысла следующие короли не видели. В XIX веке его даже хотели снести, посчитав, что восстановление влетит в копеечку. Но вскоре и от этой идеи отказались — разрушить замок оказалось немногим дешевле. В конце XIX — начале XX века его все же отреставрировали, однако от былой силы и величия мало что осталось.
Древние стены замка влекут туристов: взглянуть вблизи на цитадель до сих пор хотят многие. Впрочем, даже обветшалая, крепость выглядит внушительной и крепкой. Главная башня площадью более 400 м² имеет высоту 34 метра, ее окружают толстые стены толщиной 4 метра. Строение выглядит будто бы заброшенным, однако здесь есть чем восхититься: арки, колонны, винтовые лестницы. Впрочем, очень быстро иллюзия покинутости пропадает — тут и там удобные мостики-переходы для посетителей, множество указателей. Можно подняться на самый верх башни, и полюбоваться видом на окрестности.
Как добраться
Рочестер расположен всего в 50 км от Лондона, что делает посещение городка очень удобным. Путь на автомобиле по дороге А2 займет около часа. Путь из столицы Англии на поезде составит от получаса до 60 минут.
Досуг
Рочестер — очень спокойный город, и уклад жизни его обитателей мало чем отличается от того, что царил здесь века назад, однако тут тоже умеют развлекаться.
Так, в мае проходит традиционное шествие трубочистов, которое уже давно стало визитной карточкой города. Представители этой славной, но редкой в наши дни профессии, съезжаются со всей Англии, чтобы принять участие в параде. Помимо прохождения по главной площади в программе танцы, выступления певцов и артистов, конкурсы для детей и взрослых.
Дважды в год, в январе и июле, здесь проходит фестиваль Диккенса. Писатель очень любил этот город, и часто выбирал его местом своих повествований. Кроме того, прозаик искренне мечтал, что после смерти упокоится здесь, у стен знаменитого замка. Не сложилось — тело Чарльза Диккенса лежит в Лондоне, в Вестминстерском аббатстве. Однако каждое лето и зиму в Рочестере вспоминают писателя, чествуют его, устраивая ярмарку. Карусели, угощения, веселые конкурсы, а главное состязание — на лучший костюм среди детей. Чтобы было проще судить, ребят делят на три группы по возрасту: до 5 лет, от 5 до 9, от 10 до 15. Основное условие — это должно быть одеяние диккенсовской эпохи.
Летом также проводится немало концертов местных музыкантов. Все события происходят под стенами Рочестерского замка. Невероятно удобная площадка позволяет разместиться всем желающим. Хватает места даже на сцену.
Отели
Тем, кто привык к роскошному отдыху, вынуждены сообщить плохую новость: пятизвездочных отелей на территории Ротчестера просто нет, что, впрочем, совсем не повод отчаиваться.
Отель Bridgewood Manor — Qhotels получил оценку 4 звезды. Элегантное здание из красного кирпича располагается в 15 минутах езды от центра города. Гостям предлагаются комфортабельные номера на одного или нескольких человек. Здесь к услугам постояльцев бесплатный Wi-Fi, телевизор, чайник, телефон. Симпатичный внутренний дворик с ухоженным садом идеален для утренней чашки кофе или чая (раз уж вы в Англии). Также на территории отеля есть спа-салон и тренажерный зал. Так что если вы привыкли начинать день на беговой дорожке, а завершать расслабляющим массажем — не придется отказываться от своих маленьких слабостей.
Трехзвездочный Premier Inn Rochester находится всего в трех километрах от центра города. Расположен он в современном здании из светлого кирпича. Комфортабельные комнаты выполнены в одном стиле (разнится лишь количество и размер кроватей). Каждый номер оснащен телевизором и телефоном. На тумбочке вы найдете электрочайник.
Отель Gordon House Hotel может похвастаться всего двумя звездами и расположением в самом центре города. Старое кирпичное здание гостиницы вынырнуло словно из прошлых веков. Не волнуйтесь, внутри вас ждет вполне современный дизайн: в номерах удобные кровати, письменный стол, телевизор и даже камин, а пообедать можно в местном ресторане или заказать еду в номер.
Рестораны
TOPES Restaurant привлекает гостей своим внешним видом. Узкое здание, отделанное белыми панелями, располагается в центре города и выглядит невероятно колоритно и атмосферно. Внутри — деревянные стены и пол, небольшие столики и радушно встречающий гостей персонал.
В меню — европейская и британская кухня. И раз уж вы оказались в Англии, стоит обратить внимание именно на местные блюда — одних пудингов в меню не меньше десятка. Их, кажется, готовят из всего: овощей, фруктов, творога, каш, хлеба, мяса. А еще восхитительная телятина, баранина под соусами, рыбные и сладкие пироги… Отдельного восхищения заслуживают, как ни странно, блюда из яиц. Что делают с ними повара — секрет, но даже банальная яичница тут невероятно вкусна. К блюдам предлагаются алкогольные и безалкогольные напитки, а бар здесь обширен и разнообразен. Единственный минус — позавтракать в TOPES Restaurant не удастся: ресторан открывается в полдень и работает до полуночи.
Если предпочитаете экзотику — добро пожаловать в Thai Four Two, ресторан тайской кухни. Атмосферное местечко: на стенах многочисленные буддистские статуи, в воздухе витает легкий запах благовоний. Повара удивят приготовленными по местным рецептам креветками, говядиной, курицей и рыбой. Огромный выбор супов, легких, в меру острых и при этом невероятно сытных.
The Golden Lion — J D Wetherspoon — атмосферное место.
Это небольшая пивная, однако выбор солодового напитка и закусок к нему — огромен. Можно представить, что именно здесь века назад сидели прежние жители Рочестера, расслабляясь после тяжелого дня за кружкой пива. Даже равнодушные к этому напитку люди признают — здесь умеют его варить.
Шопинг
При покупке сувениров из Рочестера лучше всего обратить внимание на меленькие магазинчики, подобные Mini Mi.
Милые безделушки: шкатулочки, бижутерия, расписные чайники и тарелки, открытки на память — все это можно найти здесь. Francis Iles Galleries представляет собой местную арт-галерею, где стоит полюбоваться произведениями местных художников, и даже купить что-нибудь на память. Впрочем, цены тут довольно высоки, видимо, именно в расчете на туристов.
Oxfam Shop наверняка очарует любителей книг, так как предлагает не только новинки, но и букинистические редкие издания — вот уж где настоящая сокровищница таких раритетов.