Стоимость бензина в Катаре и странах Ближнего Востока

Стоимость бензина в Катаре и странах Ближнего Востока

Ближневосточные страны имеют достаточно невыгодное физико-географическое положение, ведь львиную долю их территории занимают пустыни. Большинство из них являются довольно богатыми, поскольку здесь сосредоточены большие запасы нефти. Не исключение и Катар. Цены на бензин в Катаре в 2022 году более низкие, чем общемировые.

Цена 1 литра бензина в Катаре в 2022 году (в расчет взят период с января по апрель) – 1,64 катарских риала (QAR), что эквивалентно 0,45 долларам США или 29,17 российским рублям. В среднем цена этого топлива по миру за этот же промежуток времени составляет 5,45 QAR или 1,5 USD.

Сжиженный углеводородный газ в Катаре для автомобилей не используется.

Сравнение цен на бензин в Катаре с другими странами Ближнего Востока

Сравнение цен на топливо в Катаре и других странах

Название государства Среднее значение цены на топливо за 2022 год (в апреле) в долларах США
Бахрейн 0,53
Иордания 1,41
Иран 0,29
Ирак 0,63
Йемен 1,58
Катар 0,51
Кувейт 0,34
ОАЭ 0,57
Оман 0,56
Саудовская Аравия 0,56

Почему в Катаре такие низкие цены на бензин

Стоимость бензина в этой стране сравнительно низкая, но выше, чем в Иране и Кувейте. Это объясняется экономической развитостью и стабильностью государства.

Нефтяное месторождение здесь впервые было обнаружено в 1940 году. С этого момента добыча и переработка нефти, а также ее экспорт стали составлять основу экономики страны. Первый танкер с нефтью был отправлен в 1949. Газовое месторождение было разведано в 1997 году. В 2019 Катар стал третьей в мире страной по добыче природного газа и 26 – по нефти.

Крупнейшие экспортеры топлива в страны ЕС

На фоне получения сверхдоходов от нефти и реализации сжиженного газа власти приняли решение об отмене подоходного налога для всех категорий населения. К тому же безработица здесь снижена до рекордного значения в 0.1%.

Поездка на автомобиле в Катаре: что нужно знать

Специфика организации дорожного движения в этой стране значительно отличается от российской.

Некоторые правила дорожного движения

  1. Движение правостороннее.
  2. Налогов на транспорт нет.
  3. Платные дороги отсутствуют.
  4. Разговаривать по телефону во время движения нельзя.
  5. В городах можно ехать со скоростью не более 60 км/ч, а на загородных дорогах и магистралях – до 120.
  6. В крови водителя должно быть 0,0 промилле алкоголя.

Наказания за нарушения ПДД

К нарушениям законодательства, регламентирующего дорожное движение в этом мусульманском государстве очень серьезное отношение. Крупные штрафы предусмотрены даже за самое незначительное отклонение от требований ПДД. Вот пример допустимых штрафных санкций:

  1. $54 – использование мобильного телефона во время вождения.
  2. $800 – проезд на красный свет.
  3. $270 – игнорирование сигналов регулировщика.

Парковки

Все паркинги в стране преимущественно платные, всего их около 70. Первые 2 часа стоянки обходятся в 2 QAR за каждые 60 минут, 3 и 4 – по 3, а 5 и последующий – по 5 QAR.

Заключение

Катар – это одна из стран Ближнего Востока, где бензин стоит сравнительно дешево. Такая ценовая политика связана с экономической стабильностью государства. Штрафы за нарушение ПДД здесь одни из самых крупных в мире.

Ваш комментарий отправлен и будет опубликован на сайте после модерации

Поделитесь своим мнением Прямо Сейчас.

Visasam.ru – это портал о самостоятельных путешествиях, эмиграции и жизни в России и заграничных странах. Авторами сайта являются опытные путешественники и миграционные юристы. На нашем портале вы узнаете о поездках, оформлении визы, получении ВНЖ, ПМЖ и гражданства из первых рук.

Сколько стоит бензин в Венесуэле

Поездка в Турцию на автомобиле через Грузию

Сколько стоит бензин в Турции

ПДД при путешествии по Европе и правила перевозки детей

Цена на бензин в Финляндии

Аренда скутера на Гоа

  • Абхазия
  • Австралия
  • Австрия
  • Азербайджан
  • Албания
  • Аргентина
  • Армения
  • Бахрейн
  • Беларусь
  • Бельгия
  • Болгария
  • Бразилия
  • Великобритания
  • Венгрия
  • Венесуэла
  • Вьетнам
  • Германия
  • Гонконг
  • Греция
  • Грузия
  • Дания
  • Доминикана
  • Египет
  • Израиль
  • Индия
  • Индонезия
  • Иордания
  • Иран
  • Ирландия
  • Исландия
  • Испания
  • Италия
  • Казахстан
  • Камбоджа
  • Канада
  • Катар
  • Кипр
  • Киргизия
  • Китай
  • Коста-Рика
  • Куба
  • Латвия
  • Ливан
  • Литва
  • Люксембург
  • Македония
  • Малайзия
  • Мальдивы
  • Мальта
  • Марокко
  • Мексика
  • Молдова
  • Монако
  • Монголия
  • Нидерланды
  • Новая Зеландия
  • Норвегия
  • ОАЭ
  • Польша
  • Португалия
  • Россия
  • Румыния
  • Саудовская Аравия
  • Северная Корея
  • Сербия
  • Сингапур
  • Словакия
  • Словения
  • США
  • Таджикистан
  • Таиланд
  • Танзания
  • Тунис
  • Туркменистан
  • Турция
  • Узбекистан
  • Украина
  • Филиппины
  • Финляндия
  • Франция
  • Хорватия
  • Черногория
  • Чехия
  • Чили
  • Швейцария
  • Швеция
  • Шри-Ланка
  • Эстония
  • ЮАР
  • Южная Корея
  • Япония

Номер государственной регистрации товарного знака на сайте Федеральной Службы по интеллектуальной собственности РФ 734897

Cвидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 80064 выдано федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 31.12.2020

Главный редактор: Соколов Б.А., электронная почта: info@visasam.ru Фактический адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Красная Пресня, 24. Телефон: +74951284185

Редакция не несет ответственности за размещенную рекламу, мнения, предложения об услугах и работе, оставленные в комментариях читателями. Информация на сайте предоставлена для ознакомления.

Пользователь сайта visasam.ru гарантирует, что размещение представленных им материалов не нарушает права третьих лиц (включая, но не ограничиваясь авторскими правами), не наносит ущерба их чести и достоинству.

Используя и читая сайт, Вы соглашаетесь с тем, что сохраняются и используются cookies на Вашем устройстве.

Сколько стоит жизнь в Катаре Зарплата, позволяющая покупать алкоголь, цены на импортные продукты и развлечения среди пустыни

Катар — государство на Аравийском полуострове, которое часто называют одной из богатейших стран мира, при этом отмечая и высокую покупательную способность жителей. Здесь находятся большие запасы нефти и природного газа, экспорт которых и приносят Катару большую часть дохода. Но бюджет страны пополняют не только топливные деньги. Благодаря удачному расположению Катар стал перевалочным пунктом для туристов, совершающих длительные перелеты из одной части света в другую. Местные авиалинии иногда предлагают путешественникам не только дождаться следующего рейса в новом комфортабельном терминале, но и бесплатно остановиться в отеле в Дохе и познакомиться с культурой страны. В 2022 году Катар принимает Чемпионат мира по футболу. Помимо туристов, государство стремится привлечь бизнес и даже установило для компаний единую налоговую ставку в 10 %. Мы узнали у создателя телеграм-канала «Оазис в пустыне» Константина Елистратова, сколько в Катаре можно зарабатывать и на что придется потратиться.

Читайте также:
Погода в Праге в мае 2022 в Чехии отзывы туристов
1 200 катарских риалов
7 000–20 000 катарских риалов

(127 100–363 300 рублей)

от 25 000 катарских риалов

Переезд

До переезда я работал в гостинице в Москве и во время одной из смен просто помог гостю, который, как выяснилось, был генеральным менеджером одного из катарских отелей. Он предложил мне прислать ему резюме и отправиться работать в Катар. Из плюсов страны — комфортная погода восемь месяцев в году (остальные четыре месяца очень жарко) и достойный уровень оплаты. Благодаря тому, что работодатель оплачивает еду, транспорт и жилье, можно откладывать крупные суммы. Так что сейчас я работаю на ресепшене большого отеля в Дохе.

Никаких сложных формальностей и бюрократических проволочек при переезде не было. Нужно было только сдать анализы на ВИЧ и гепатит, сделать флюорографию, подписать контракт и ждать авиабилеты. Вид на жительство оформляют уже на месте, и это не занимает много времени. Снова сдаешь те же самые анализы и ждешь примерно три недели.

На правила и вежливость на дорогах все плюют, даже европейцы

В Катаре для меня непривычно все, начиная от погоды и заканчивая отсутствием алкоголя. Я не видел здесь агрессивно настроенных мусульман, к тому же в Катар стекается множество трудовых мигрантов, в основном из Индии, Непала, Египта, Ливана, с Филиппин, и страна уже превратилась в мультирелигиозное и мультикультурное место. Но традиции здесь все же соблюдают. На национальные одеяния местных быстро перестаешь обращать внимание, зато всегда поражает катарский стиль вождения. На правила и вежливость на дорогах все плюют, даже европейцы, которые считаются культурными и аккуратными водителями.

Катар — будущий бизнес-центр Ближнего Востока, и приезжают сюда в основном либо по делам, либо транзитом. Стоит понимать, что пляжного отдыха тут нет, отелей с пляжами всего пара штук. Один русскоязычный гость приехал с семьей и каждый день на протяжении двух недель жаловался мне, что в Катаре скучно и очень дорого. И с ним не поспоришь. Транзитных туристов в Дохе много. На пару дней они найдут чем заняться и что посмотреть, а оставаться дольше уже не стоит.

Доходы местных

Несмотря на то что страна богатая, нельзя сказать, что абсолютно у всех здесь огромные зарплаты. Зато компании, нанимающие иностранцев, обычно оплачивают все: страховку, транспорт, жилье и еду. Потому все заработанное может уходить в копилку. Минимальная заработная плата — 1 200 риалов (21 800 рублей). Столько получают горничные, дворники, мусорщики и другие люди, выполняющие низкоквалифицированную работу

Средний доход — от 7 до 20 тысяч риалов (127 100–363 300 рублей). Такой заработок уже дает возможность не только тратить деньги на все необходимое, но и откладывать. Это зарплата менеджеров среднего звена, супервайзеров, ассистентов, администраторов, то есть тех, кто может управлять работой нескольких человек или небольшого отдела, но не умеет рулить целым бизнесом и не попал в самые денежные сферы: финансы, нефть и газ. Высокий доход начинается от 25 тысяч и может доходить до 80 тысяч риалов (454 100–1 453 400 рублей). Столько получают менеджеры и зарубежные специалисты. Конечно, больше всего платят в нефтегазовой отрасли, но также хорошо зарабатывают преподаватели, врачи и инженеры.

Все, кто здесь работает, — приезжие. Катарцы не работают в принципе — просто нет смысла. По местным законам любой бизнес должен иметь акционера-катарца с долей в 51 %. По фиктивным договорам у них есть такой процент, но в реальности они получают 10 % компании просто из-за своей национальности.

Катарцы не работают в принципе — просто нет смысла

Главное отличие от России — шестидневная рабочая неделя. Причем в контракте прописан только один выходной, но не указано, на какой именно день он выпадает. Вообще, все трудовые отношения здесь регулируются контрактом. Если меня, например, уволят, то должны будут купить билет домой, так как несут за меня ответственность, иначе работодатель получит штраф. Если я сам захочу уволиться, нужно подать письменное заявление, купить билеты и попрощаться, но кто-то не может уехать из Катара из-за контракта с прописанным временем работы. В некоторых контрактах даже указано, что человеку закрывают въезд в страну на несколько лет, если он не отработал положенное время.

Жилье

Покупка небольшой студии — от 1 000 000 риалов (18 167 600 рублей)

Аренда жилья — от 5 000 риалов (90 800 рублей) в месяц

Иметь собственное жилье здесь практически невозможно: право покупки есть только у катарцев, за исключением района Перл, где экспатам разрешено приобретать недвижимость, но стоить она будет безумных денег. Самый дешевый вариант — студия в 70 квадратных метров — обойдется минимум в миллион риалов (18 167 600 рублей), и это не считая комиссионных и прочих сопутствующих трат. Нормальные квартиры с двумя-тремя комнатами стоят от 2 до 3,5 миллиона риалов (36 335 200–63 586 600 рублей). В стоимость обычно входит паркинг и все плюсы кондоминиума: бассейн, тренажерный зал, круглосуточные консьерж- и клининг-службы.

Читайте также:
Все об отдыхе в Таррагоне, Испания в 2022 году

Обеспеченные люди ездят в пустыню погонять по барханам на джипах и пожарить барбекю

Почти все жилье здесь берут в аренду — цены на приличное жилье начинаются от 5 тысяч риалов (90 800 рублей) в месяц и доходят до бесконечности. У съемной квартиры те же плюсы: бассейн, зал, паркинг. В большинстве случаев жилье предоставляет компания.

Местные обычно живут на виллах и в квартирах. У них также есть аналог наших дач — трейлеры в пустыне. Трейлером это можно назвать условно — по сути, это небольшие дома с полным лакшери-комплектом внутри и обслугой в квартале, состоящем из таких домов. Вечерами или в выходные обеспеченные люди ездят в пустыню погонять по барханам на джипах и пожарить барбекю и останавливаются в этих трейлерах.

Транспорт

Проездной на автобус — 30 риалов (545 рублей)

Поездка на такси — 50 риалов (900 рублей)

Доха — это город, рассчитанный на автомобили, потому в большинстве случаев все ездят либо на собственном транспорте, либо на том, который предоставляет работодатель. Хотя общественный транспорт тоже есть. Скоро должны открыть метро, а пока можно пользоваться автобусами. Автобусная сеть покрывает весь город, есть удобное приложение для планирования маршрутов. Проезд стоит от 2,5 до десяти риалов (45–180 рублей), можно купить за 30 риалов (545 рублей) транспортную карту, и тогда за почти любой маршрут можно будет платить около трех риалов (54 рубля). В автобусах работают кондиционеры, стекла затонированы, так что транспорт отлично приспособлен к местному климату, а вот автобусные остановки — нет: зачастую это просто столб со знаком остановки, нет даже крыши.

Автомобилей очень много, пробки постоянно, а в часы пик вообще невозможно никуда добраться

Все равно выходит проще ездить на такси. Цены сравнимы с ценами на такси в Санкт-Петербурге. Из аэропорта в центр можно добраться за 50 риалов (900 рублей). Uber здесь работает, но еще есть местный аналог Kareem с примерно такими же ценами.

Дороги прекрасные, асфальт в отличном состоянии и во время жары не плавится. Автомобилей очень много, пробки постоянно, а в часы пик вообще невозможно никуда добраться. При этом градостроители везде впихивают шоссе и развязки (урбанисты сошли бы с ума), но трафику это не помогает. Пешеходных переходов, как и нормальных тротуаров, практически нет.

Продукты

Корзина продуктов на неделю на одного — от 250 риалов (4 500 рублей)

Я обычно покупаю все в сети супермаркетов Carrefour. Практически все продукты здесь импортные. Марокканские помидоры стоят около восьми риалов (145 рублей) за килограмм, местные огурцы — четыре риала (72 рубля), картошка — 4,5 риала (80 рублей), бананы из Эквадора — 5,5 риала (100 рублей), яблоки из Италии — от восьми риалов (145 рублей). Пара кусков рибай-стейка, которые остается только пожарить, будет стоить около 40 риалов (720 рублей), целая курица — около 20 риалов (360 рублей), батон хлеба — порядка трех-четырех риалов (54–72 рубля). В неделю обычно трачу от 250 риалов (4 500 рублей), но это при условии, что меня кормит работодатель.

Спиртное можно покупать только тем, у кого зарплата выше 4 тысяч риалов (72 600 рублей), есть разрешение от работодателя и иностранный паспорт. Причем продается алкоголь в одном государственном магазине, там же есть запрещенная в Катаре свинина. Так как местные тоже хотят расслабляться, для них в супермаркете есть табак для кальяна от 15 риалов (270 рублей) за упаковку.

Связь

Мобильный интернет — от 30 риалов (540 рублей)

В стране действуют два сотовых оператора — Vodafone и Ooredoo. Первый больше ориентирован на европейцев, второй — на местных и остальных мигрантов. Зоны покрытия и цены примерно одинаковые. Пакет интернета на один гигабайт стоит 30 риалов (540 рублей), 2,5 гигабайта — 60 риалов (тысяча рублей), четыре гигабайта — 80 риалов (1 450 рублей). Но все эти пакеты действуют только в течение определенного периода: например, гигабайт нужно потратить за 14 дней. Безлимит за 200 риалов (3 600 рублей) только называется так, а на деле ограничения все же есть — 35 гигабайт. При этом во многих общественных местах работает бесплатный Wi-Fi.

Катаре не работают видеозвонки, заблокирована примерно половина сайтов, в основном из-за порнографии

Местное ведомство — аналог нашего Роскомнадзора — здесь трудится вовсю. В Катаре не работают видеозвонки, заблокирована примерно половина сайтов, в основном из-за порнографии. Нельзя просто так зайти на «ВКонтакте», так как там находятся небезопасные материалы. Потому постоянно приходится пользоваться VPN. Единственное исключение, где ничего не заблокировано, — это сети Wi-Fi в международных отелях, а то западные партнеры не поймут.

Развлечения

Обед в фастфуде — 25 риалов (450 рублей)

Бокал пива — порядка 40–50 риалов (720–900 рублей)

Проход на семейный пляж — бесплатно

Поскольку местные не работают, то ходить по ресторанам и отелям — это практически национальное хобби. Также катарцы любят выехать в пустыню на сафари, побродить по торговым центрам. В кино можно сходить за 20–40 риалов (360–720 рублей). Здесь есть театр, но показывают там обычно фильмы, работает Музей исламского искусства, филармония, где часто с гастролями выступают коллективы со всего мира, билет стоит 125–500 риалов (2 200–9 000 рублей). В Katara Cultural Village проходят бесплатные концерты и выставки. Пока что в Катаре нет больших арен для выступления международных звезд, да и культурные традиции не позволяют их сюда привозить. Так что концерты если и бывают, то только знаменитостей местного уровня.

Читайте также:
В конце остается лишь получить визу

Спортивные мероприятия устраивают часто, и они довольно увлекательны. В Дохе проходят соревнования по теннису, мотогонкам, футбольная лига Катара и азиатская Лига чемпионов. Цены небольшие, билет на финал теннисного турнира обойдется в сумму от 70 риалов (1 200 рублей). На футбол можно сходить за 20–50 риалов (360–900 рублей).

Несмотря на запрет алкоголя, бары и клубы здесь забиты под завязку теми, кому все же разрешено выпивать

Цены на фастфуд здесь сравнимы с российскими. Обед в «Макдоналдсе» обойдется в 25 риалов (450 рублей). В местных ресторанах поесть можно за 50 риалов (900 рублей) на одну персону, естественно, без алкоголя. Ужин в хорошем ресторане будет стоить от 100 риалов (1 800 рублей) с человека. Именно кальянных тут практически нет, в основном кальяны подают в ресторанах.

Несмотря на запрет алкоголя, бары и клубы здесь забиты под завязку теми, кому все же разрешено выпивать. Конечно, наценка на алкоголь есть, но люди с высокими зарплатами ее особо не замечают. Пиво стоит где-то 40–50 риалов (720–900 рублей), но можно оставить в баре за вечер все 400 риалов (7 200 рублей), как я недавно сделал. Бары также есть в отелях, причем продажа спиртного приносит гостиничным сетям неплохой доход.

Пляжей хоть и немного, но они есть. Например, в том же районе Перл или в отелях продаются проходки на собственный чистый пляж. В Перле за пропуск нужно заплатить 50 риалов (900 рублей), а в отеле уже 100 риалов (1 800 рублей), но можно попытаться пробраться бесплатно. Если поймают — просто заплатишь за визит. А так бесплатные пляжи находятся минимум в 30 километрах от Дохи и являются семейными, то есть мне в одиночку туда прийти не получится.

Из развлечений могу также назвать прогулки в центре города, катание на доу — небольшой лодке-яхте, поездки к границе с Саудовской Аравией, где есть внутреннее море, барханы и дюны, по которым можно покататься на внедорожнике. Можно отправиться на искусственный остров Banana Island, но это очень дорого. А вообще времени на отдых особо нет. Всего один выходной, который обычно уходит на всякие бытовые дела и сон.

Кроме США: в России самый дорогой бензин среди крупных нефтедобытчиков

Бензин дорожает по всему миру. Среди крупных нефтедобывающих стран Россию по его цене опережают только США, где стоимость моторного топлива резко выросла весной вместе с ценами на нефть. Государства Персидского залива при этом уже «дышат в спину» России и впервые в истории их цены на бензин максимально приблизились к общероссийским. Налоговый маневр правительства, однако, может привести к тому, что цены на бензин в течение следующих 6 лет снова «уйдут в отрыв», сравнявшись уже с европейскими.

По данным GlobalPetrolPrices, 28 мая Россия занимала 30-е место в рейтинге стран с самым дешевым бензином ($ 0,72 или 44,9 руб за литр А-95). Дешевле всего моторное топливо стоило в Венесуэле — $ 0,01 или 60 копеек за литр по курсу Центробанка. Следом шел Иран ($ 0,28 или 17,2 рубля) и Судан ($ 0,34 или 20,9 рубля). Самый дорогой бензин продавали в Норвегии ($ 2,05 или 126,4 рубля), Гонконге ($ 2,14 или 131,9 рубля) и Исландии ($ 2,17 или 133,8 рубля).

Среди стран, которые входили в СССР, Россия уступала в мае по цене бензина Туркмении ($ 0,43 или 26,5 рубля), Казахстану ($ 0,53 или 32,7 рубля), Узбекистану ($ 0,54 или 33,3 рубля), Киргизии ($ 0,67 или 41,3 рубля) и Белоруссии ($ 0,68 или 41,9 рубля). Более дорогое моторное топливо продавали только на Украине ($ 1,13 или 69,7 рубля) и в Прибалтике (от $ 1,28 или 80 рублей).

Сегодня более дешевый, чем в России, бензин продают во всех крупных нефтедобывающих странах, кроме США. В Соединенных Штатах стоимость литра топлива на конец мая зафиксировали в $ 0,86 или 53 рубля в переводе на литры. Хотя еще год назад она была чуть-чуть дешевле российского и составляла $ 0,63 или 38,8 рубля. Как сообщало уже EADaily, США обогнали по добыче нефти Саудовскую Аравию, однако рост мировых цен на нефть привел к тому, что цены на бензин в стране побили трехлетний максимум. Свое возмущение этим выразил даже Дональд Трамп. Президент США заявил, что при рекордных запасах нефти цены на «черное золото» являются искусственно завышенными и это неприемлемо.

В странах Персидского залива цены на моторное топливо регулируются властями и они всегда были одними из самых низких. Падение стоимости нефти в последние годы, однако, ударило по бюджетам ближневосточных монархий и за последний год они серьезно пересмотрели цены на бензин и дизельное топливо. Так, министерство энергетики Объединенных Арабских Эмиратов объявило, что с 1 июня цены на бензин, например, марки А-95 составят на АЗС страны уже $ 0,69 или 42,5 рубля за литр. Хотя год назад они были на треть ниже и не превышали $ 0,50 или 30,8 рубля за литр.

С началом лета выросли цены на моторное топливо и в Катаре. Компания Qatar Petroleum опубликовала прайс-лист, в котором сказано, что бензин Premium с 1 июня подорожает до $ 0,55 или 33,9 рубля. В июле прошлого года, как указывает издание The Peninsula, цена данной марки моторного топлива была более чем на 20% ниже.

Читайте также:
Высшие учебные заведения в Гданьске

Еще больше выросли цены на моторное топливо в Саудовской Аравии. Если до конца прошлого года бензин А-95 стоил $ 0,24 или 14,8 рубля, то с 1 января 2018 года он подорожал более чем в два раза — до $ 0,54 или 33 рублей за литр.

Таким образом, цены на бензин в странах Персидского залива, кроме Ирана, впервые в истории максимально приблизились к российским.

Напомним, что в мае цены на моторное топливо в России резко пошли вверх. Среди причин эксперты называют рост акцизов, цен на нефть, низкий курс рубля, и увеличение экспорта российского бензина. По их мнению, выборы президента в марте были сдерживающим фактором, поэтому в апреле и мае и произошел резкий скачок.

Сегодня, 1 июня, правительство снизило акцизы на моторное топливо, как и анонсировало, и обещало не повышать их с 1 июля. Взамен нефтяные компании согласились остановить рост цен на бензин и дизельное топливо. Глава «Роснефти» Игорь Сечин передал предложения президенту России Владимиру Путину по стабилизации цен. Главная нефтяная компания страны предлагает временно ограничить экспорт топлива, прекратить налоговый маневр и ввести обратные акцизы для некоторых НПЗ.

Как отмечали EADaily эксперты, цены на бензин сейчас могут прекратить рост. Однако правительство по-прежнему планирует налоговый маневр до 2024 года, во время которого отменят экспортные пошлины на нефть, но увеличат НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых). Таким образом, налоговая нагрузка по нефти ляжет на «скважину» и выровняются внешние и внутренние цены на нефть. «Для России это и хорошо и плохо. Вырастут сборы налогов и это плюс для страны, где много бюджетников. Однако, цены на нефть для внутреннего и внешнего рынка выровняются, и, соответственно, должны вырасти цены на бензин внутри страны. Защитного же механизма против повышения внутренних цен в правительстве пока не выработали. По крайней мере, о нем не говорят», — сказал ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Игорь Юшков.

Стоимость бензина в Европе в сентябре 2022 года

Ориентировочные цены на бензин и дизельное топливо в европейских странах по состоянию на середину сентября 2022 года. Информация обновляется 2 раза в месяц.

Данные собираются из различных источников: официальные правительственные веб-сайты, сайты топливных компаний. Имейте в виду, что цены на топливо внутри страны могут сильно различаться.

Таблица цен на топливо в Европе

В таблице приведены средние цены по Европе на бензин и дизельное топливо и их изменения по сравнению с предыдущим обновлением. Чтобы упростить сравнение, цены в таблице приведены в евро. Цены в местной валюте можно посмотреть на отдельной вкладке.

Более подробную информацию по изменению цен на бензин можно посмотреть, кликнув по названию соответствующей страны.

Цены на бензин в Европе в евро
Страна Бензин 95 Бензин 98 Дизель
1 Австрия € 1.32 (- 0.01) € 1.49 (- 0.01) € 1.26 (+ 0.01)
2 Азербайджан € 0.80 (+ 0.08) € 0.95 (+ 0.16) € 0.40
3 Албания € 1.20 (+ 0.01) € 1.15
4 Андорра € 1.25 (+ 0.03) € 1.31 (+ 0.02) € 1.07 (+ 0.01)
5 Армения € 0.83 (+ 0.03) € 0.87 (+ 0.03) € 0.80 (+ 0.03)
6 Беларусь € 0.71 (+ 0.01) € 0.76 (+ 0.01) € 0.71 (+ 0.01)
7 Бельгия € 1.61 (+ 0.02) € 1.70 (+ 0.01) € 1.62 (+ 0.03)
8 Болгария € 1.16 € 1.38 € 1.16
9 Босния и
Герцеговина
€ 1.16 € 1.21 (+ 0.02) € 1.12 (+ 0.02)
10 Великобритания € 1.57 € 1.60 (+ 0.01) € 1.60
11 Венгрия € 1.28 (- 0.03) € 1.34 € 1.30 (+ 0.02)
12 Германия € 1.62 (- 0.01) € 1.95 (+ 0.03) € 1.43 (+ 0.03)
13 Греция € 1.70 (+ 0.02) € 1.88 (+ 0.02) € 1.41 (+ 0.02)
14 Грузия € 0.84 (+ 0.03) € 0.86 (+ 0.03) € 0.79 (+ 0.04)
15 Дания € 1.64 € 1.77 € 1.45 (+ 0.05)
16 Ирландия € 1.54 € 1.43
17 Исландия € 1.49 € 1.43 (+ 0.02)
18 Испания € 1.43 (+ 0.01) € 1.57 (+ 0.01) € 1.29 (+ 0.03)
19 Италия € 1.72 (+ 0.03) € 1.91 (+ 0.01) € 1.57 (+ 0.02)
20 Кипр € 1.31 (+ 0.01) € 1.37 (+ 0.01) € 1.34 (+ 0.03)
21 Латвия € 1.30 (- 0.01) € 1.36 (- 0.01) € 1.19 (- 0.02)
22 Литва € 1.28 (+ 0.02) € 1.41 (- 0.01) € 1.17 (+ 0.02)
23 Люксембург € 1.37 (+ 0.02) € 1.47 (+ 0.02) € 1.28 (+ 0.04)
24 Северная
Македония
€ 1.19 (+ 0.04) € 1.22 (+ 0.03) € 1.01 (- 0.01)
25 Мальта € 1.34 € 1.49 € 1.21
26 Молдавия € 1.01 (+ 0.04) € 1.06 (+ 0.08) € 0.82 (+ 0.04)
27 Нидерланды € 1.98 (+ 0.02) € 2.06 (+ 0.02) € 1.63 (+ 0.04)
28 Норвегия € 1.61 (+ 0.04) € 1.71 (+ 0.04) € 1.51 (+ 0.03)
29 Польша € 1.25 (- 0.01) € 1.28 (- 0.04) € 1.22 (+ 0.01)
30 Португалия € 1.75 (+ 0.01) € 1.79 (+ 0.02) € 1.56 (+ 0.02)
31 Румыния € 1.18 (+ 0.02) € 1.20 (+ 0.02) € 1.16 (+ 0.02)
32 Сербия € 1.37 € 1.46 € 1.39 (+ 0.01)
33 Словакия € 1.42 € 1.57 (+ 0.02) € 1.28 (+ 0.01)
34 Словения € 1.27 (+ 0.01) € 1.46 (+ 0.03) € 1.31 (+ 0.03)
35 Турция € 0.77 (- 0.02) € 0.82 (- 0.03) € 0.72 (- 0.02)
36 Украина € 0.96 (+ 0.03) € 1.02 (+ 0.03) € 0.91 (+ 0.04)
37 Финляндия € 1.72 (+ 0.02) € 1.81 (+ 0.02) € 1.54 (+ 0.04)
38 Франция € 1.60 (+ 0.03) € 1.68 (+ 0.03) € 1.50 (+ 0.05)
39 Хорватия € 1.47 (+ 0.04) € 1.55 (+ 0.03) € 1.41 (+ 0.04)
40 Черногория € 1.39 (+ 0.01) € 1.39 € 1.21 (+ 0.02)
41 Чехия € 1.33 (+ 0.01) € 1.35 € 1.24 (+ 0.01)
42 Швейцария € 1.60 (- 0.01) € 1.66 € 1.64 (+ 0.02)
43 Швеция € 1.65 (- 0.01) € 1.73 (- 0.01) € 1.80 (+ 0.05)
44 Эстония € 1.46 € 1.51 € 1.23
45 Россия € 0.59 (+ 0.01) € 0.68 (+ 0.01) € 0.59 (+ 0.01)
Цены на бензин в Европе в местной валюте
Страна Бензин 95 Бензин 98 Дизель
Австрия
Азербайджан AZN 1.60 (+ 0.15) AZN 1.90 (+ 0.30) AZN 0.80
Албания ALL 145.00 ALL 140.00
Андорра
Армения AMD 470.00 AMD 490.00 AMD 450.00
Беларусь BYN 2.08 (+ 0.03) BYN 2.22 (+ 0.03) BYN 2.08 (+ 0.03)
Бельгия
Болгария BGN 2.27 (+ 0.01) BGN 2.69 BGN 2.27 (+ 0.01)
Босния и
Герцеговина
BAM 2.27 BAM 2.37 (+ 0.04) BAM 2.19 (+ 0.04)
Великобритания GBP 1.35 GBP 1.37 GBP 1.37
Венгрия HUF 455.60 (- 2.30) HUF 476.50 (+ 9.40) HUF 462.30 (+ 15.80)
Германия
Греция
Грузия GEL 3.07 (+ 0.09) GEL 3.15 (+ 0.07) GEL 2.87 (+ 0.09)
Дания DKK 12.19 DKK 13.18 DKK 10.79 (+ 0.40)
Ирландия
Исландия ISK 225.50 (+ 1.73) ISK 216.45 (+ 4.33)
Испания
Италия
Кипр
Латвия
Литва
Люксембург
Северная
Македония
MKD 73.00 (+ 2.00) MKD 75.00 (+ 2.00) MKD 62.00 (- 0.50)
Мальта
Молдавия MDL 20.92 (+ 0.80) MDL 21.95 (+ 1.56) MDL 16.85 (+ 0.61)
Нидерланды
Норвегия NOK 16.20 NOK 17.19 NOK 15.26
Польша PLN 5.78 (+ 0.08) PLN 5.91 (- 0.05) PLN 5.62 (+ 0.15)
Португалия
Румыния RON 5.84 (+ 0.09) RON 5.94 (+ 0.09) RON 5.74 (+ 0.09)
Сербия RSD 161.40 (+ 0.50) RSD 171.90 (+ 0.50) RSD 163.40 (+ 1.50)
Словакия
Словения
Турция TRY 7.76 TRY 8.36 TRY 7.30
Украина UAH 30.01 (+ 0.33) UAH 31.92 (+ 0.31) UAH 28.49 (+ 0.59)
Финляндия
Франция
Хорватия HRK 10.99 (+ 0.28) HRK 11.66 (+ 0.29) HRK 10.56 (+ 0.28)
Черногория
Чехия CZK 33.67 (+ 0.18) CZK 34.30 (+ 0.10) CZK 31.52 (+ 0.34)
Швейцария CHF 1.73 (- 0.02) CHF 1.80 CHF 1.77 (+ 0.01)
Швеция SEK 16.74 (- 0.15) SEK 17.54 (- 0.15) SEK 18.22 (+ 0.40)
Эстония
Россия RUB 50.25 (- 0.05) RUB 57.99 (+ 0.03) RUB 50.06 (- 0.04)

На тепловой карте ниже можно наглядно увидеть в какой стране топливо дешевле. Зелёный цвет означает дешёвое топливо, красный более дорогое.

Бензин 95 в Европе

Средняя цена по Европе за последние две недели увеличилась на € 0.01 и составляет € 1.33.

Бензин АИ-95 является самым распространённым видом бензина в Европе и встречается на каждой заправке.

Самые большие цены наблюдаются в Нидерландах, Португалии и Италии. В этих странах она 25-30% больше, чем в среднем по Европе.

Бензин 98 в Европе

Средняя цена по Европе за последние две недели увеличилась на € 0.02 и составляет € 1.42.

Бензин АИ-98 намного меньше распространён в Европе и встречается далеко не везде. А в некоторых странах количество предложений сильно ограничено.

Самые большие цены можно встретить в Нидерландах, Германии и Италии. Разница со среднеевропейской ценой в этих странах может достигать 35-40%.

Дизель в Европе

Средняя цена по Европе за последние две недели увеличилась на € 0.03 и составляет € 1.24.

Дизельное топливо, также как и бензин марки АИ-95, широко распространено в Европе и встречается на каждой заправке.

В некоторых странах оно значительно дешевле бензина. Например, в Нидерландах разница в цене между дизельным топливом и бензином марки АИ-95 достигает 20-25%.

В тоже время, примерно в четверти европейских стран дизельное топливо дороже бензина.

Динамика изменения средних цен на топливо

Ниже представлена динамика изменения средних цен в Европе на бензин за последние годы.

Вы можете выбрать нужный временной диапазон на графике, выделив его мышью или включить/выключить соответствующий график, кликнув по его названию внизу.

А им все Доха Как конфликт Саудовской Аравии и Катара скажется на нефтяных ценах

Саудовская Аравия и еще несколько мусульманских стран объявили о разрыве дипломатических отношений с Катаром. Это самое сильное обострение политической ситуации в регионе Персидского залива, быть может, с 2003 года, когда американцы вторглись в Ирак. Но как ни удивительно, нефтяной рынок отреагировал довольно вяло. Вопреки ожиданиям, цены на нефть даже немного снизились. Большинство экспертов уверены, что если котировки и подрастут, то незначительно.

Ближневосточный раскол

Через несколько дней после визита президента США Дональда Трампа на Ближний Восток Саудовская Аравия и ее ближайшие союзники, включая Египет, Бахрейн и ОАЭ (впоследствии к ним присоединились крошечные и совсем не нефтяные Мальдивы), разорвали дипломатические отношения с эмиратом Катар, ограничили вещание глобального катарского телеканала «Аль-Джазира» и ввели прочие санкции против небольшого соседа.

Материалы по теме

Союз медведя и верблюда

Основная претензия к эмирату — попытки Катара заигрывать с Ираном. Эмир Шейх Тамим бин Хамад аль-Тани на прошлой неделе разместил в местном новостном агентстве свои комментарии по поводу иранской проблемы, благосклонные к тегеранскому режиму. В Эр-Рияде это восприняли как подрыв устоев, хотя в Катаре опубликованные речи главы государства опровергли и списали все на хакерскую атаку.

Совсем уж громом среди ясного неба или разворотом на 180 градусов события 5 июня не стали, поскольку конфликт тлел между странами уже несколько лет. Как бы то ни было, обострилась радикально, и в течение одного дня семь мусульманских стран (и присоединившиеся к ним Мальдивы) отозвали своих дипломатов из Дохи. По любым меркам, это полномасштабный политический кризис. У которого вполне могут быть экономические последствия, если учитывать, что основные участники конфликта обеспечивают около четверти мирового производства нефти.

Катар уже не беспокоит

Нефтяной рынок обычно весьма чувствителен к различным политическим событиям в Ближневосточном регионе. В конце XX века каждое израильско-палестинское обострение или любой другой конфликт на этих землях нервировал трейдеров. Безопасность поставок из этого ключевого региона подвергалась сомнению, и цены на нефть немедленно росли.

Но в последнее время рынок реагирует на ближневосточные неприятности гораздо спокойнее. Собственно, в двух ключевых государствах региона — Сирии и Ираке — уже много лет бушует полноценная гражданская война, но на биржевых котировках это особо не сказывается. Как объясняет партнер консалтингового агентства RusEnergy Михаил Крутихин, участники рынка теперь в большей степени ориентируются на факты.

«Никто же не перегораживал поставки из Персидского залива, а поставки самого Катара на мировой рынок не превышают двух процентов от общего производства. Участники рынка просто смотрят на эти показатели. В целом, думаю, в последние годы на биржах меньше обращают внимания на политические факторы — можно, допустим, сравнить с нападением арабских стран на Израиль в 1967 году или с войной Судного дня. Тогда это по-настоящему влияло на цены, сейчас — в меньшей степени», — отметил он в беседе с «Лентой.ру».

Действительно, на бирже ICE в Лондоне нефть не только не выросла в цене, но даже немного подешевела, опустившись ниже отметки в 50 долларов за баррель. Частично это объясняется тем, что несмотря на все политические пертурбации, вероятность настоящего военного конфликта между арабскими странами Залива минимальна. Кроме того, нефтяной рынок сейчас должен учитывать множество факторов, и каждый способен уравновесить дипломатическое обострение вокруг Катара. «Нефтяной рынок очень сложный. Такое обострение всегда неприятно, но по моему прогнозу, цены на нефть останутся примерно на том же уровне в обозримом будущем», — отметил член комитета Госдумы по энергетике Виктор Зубарев.

Следует учесть, что доля арабских стран в мировой нефтедобыче в последние годы несколько снизилась благодаря заметному росту производства в Иране после снятия с него санкций, поступательному наращиванию поставок на мировой рынок из России, а также сланцевому буму в США. Арабские государства по-прежнему важное звено в мировой нефтяной цепочке, но их значение все же уменьшилось.

Скрытая угроза

Опасность для нефтяного рынка, впрочем, может возникнуть. К примеру, недавно страны ОПЕК и примкнувшие к ним независимые поставщики (в том числе и Россия с Мексикой) сумели договориться о продлении ограничений на добычу на следующие девять месяцев. Благодаря этому цены вновь стабилизировались у относительно комфортной для большинства производителей отметки в 50 долларов за баррель. Между тем политический скандал способен привести к утрате доверия между участниками соглашения. С другой стороны, пока все эти страны верны принципам разделения политики и нефтяных поставок. Даже находящиеся в состоянии холодной войны друг с другом Иран и Саудовская Аравия смогли достичь компромисса в этом вопросе.

Материалы по теме

«США действуют наперекор ОПЕК»

Как отмечает руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник, пока биржи ведут себя достаточно спокойно, несмотря на очень плотный новостной фон. По его словам, потребуется какое-то время, чтобы инвесторы «переварили» и осознали сообщения с Ближнего Востока. В будущем возможен подъем цен до 60 долларов за баррель — если ситуация продолжит обостряться.

«Да, по сути, начался очередной конфликт на Ближнем Востоке, но это долгоиграющий фактор. В разы, конечно, котировки не поднимутся, но к 60-долларовым рубежам могут прийти при эскалации. Саудовская Аравия, в конце концов, не просто так вооружалась в последние годы. Кроме того, непонятно что будет в Йемене, особенно если гражданская война, теперь локализованная, выйдет за периметр страны», — оценил он перспективы.

В то же время колебания цен на нефть, по его мнению, не должны сильно повлиять на курс рубля (а ведь именно об этом думают россияне, когда следят за мировыми нефтяными котировками). Пасечник отметил, что сейчас рубль «отвязался от барреля» и гораздо больше зависит от действий регуляторов. Что возвращает нас к российским новостям, инфляции и ожиданиям очередного снижения ставки от Эльвиры Набиуллиной.

В Саудовской Аравии в 2,27 раза повышены цены на бензин с 24 до 54 центов за литр

С 1 января 2018 года в Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратах введен налог на добавочную стоимость в размере 5% от стоимости товара.

Исключение составят медицинские услуги, проезд на общественном транспорте и финансовые услуги.

В Саудовской Аравии доходы от НДС в 2018 году оценивают в 21 миллиард долларов, в ОАЭ – в 3 миллиарда долларов.

В Бахрейне, Кувейте, Омане и Катаре планируют ввести НДС не раньше 2019 года.

Также в Саудовской Аравии в 2,27 раза повышены цены на бензин с 24 до 54 центов за литр и введены налоги на табак и сладкие напитки. В ОАЭ помимо НДС введен налог на туристов и повышены тарифы за проезд по платным дорогам.

При этом обе страны не намерены в обозримом будущем вводить подоходный налог.

Комментарии

ОБХОДЯ ЗАПРЕТЫ КСА

теперь стало выгодно. сегодня слили с трубоукладчика 40 литров соляры, залили в рабочую тойоту, купили за 70 руб фактуру у пакистанца на заправке, на сэкономленные деньги перекусили местной шаурмой.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии

Пропала планета. (ц) ;-)

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии

Вы нерыночно используете новые возможности: сливайте соляру сразу пакистанцу на заправке. И не 40 литров. :)

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии

так пакистанцы только заправляют машины и бумажки выписывают, даже за 50% не купит соляру. А контора по чеку налик возвращает 100%.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии

Доворуетесь до установки тахографов с дачиками уровня топлива, затем перевода на газ, затем все разорятся и сбудется арабская поговорка:

Мой дед ездил на верблюде, мой отец ездил на телеге, я езжу на автомобиле, мой сын летает на реактивном самолете. А мой внук будет ездить на верблюде.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии

Флажок у вас арабский, имя полное, IP – смотрите, доиграетесь там, без рук можно остаться (или какие там наказания за это).

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии

Вангую я скорые показательные расправы над понаехавшими гастарбайтерами, вздумавшими обмануть монарха! Видеонаблюдением оборудованы все заправки. Дальше дело только за просмотром записей. Ленивые дурни.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии

Вот есть разноска и дизтоплива это практически не коснулось

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии

У всех Новый год со своими подарками под елкой)))

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии

Конец сказке. Следующий шаг – драматическое снижение социалки. Ждёмс.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии

Как там с акциями верблюдопроизводителей ?

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии

Так и до революции не далеко

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии

лучше бы принцев и принцесс сократили до одного

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии

Воспринимайте эту кучу как розовые пластиковые карточки с кошельками в английских банках. Смысл резать карточки ? Можно их сделать недействительными скажем с 11.02.2018

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии

сэкономить на обслуживании

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии

Если сравнивать Россию и ОАЭ, то боюсь, сравнение будет не в нашу пользу))) Пока наши олигархи и чиновники заворожённо смотрят на Запад, Восток развивается усиленными темпами, причём, для хорошей жизни собственного населения. То, что в Дубае сделали за 40 с лишним лет, у нас не сделано и за столетия! Посмотрите с какой скоростью там возводятся дома, парки, какова система метро, как люди, используя систему шлангов, озеленяют пустыню! Парк цветов, Арабская Венеция- это нечто! Такое ощущение, что там подход стоящих у власти – возвеличить свою страну, в то время, как наши чиновники настроены в большей степени на личное обогащение(

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии

Если сравнивать Россию и ОАЭ, то боюсь, сравнение будет не в нашу пользу

Причины, по которым душевой доход в ОАЭ выше российского, разжёваны уже 100500 раз. И совсем не по причинам “личного настроя стоящих у власти“.

Может, достаточно этих нелепых агиток?

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии

Каких агиток? Я лишь высказываю своё мнение! Чтобы двигаться дальше, в правильном направлении, нужно снять шоры и увидеть мир, во всём его многообразии! Нужно уметь замечать чужие успехи, чтобы ,хотя бы частично, перенести их в нашу жизнь! Посмотрите, на Дубайском городском ( бесплатном) пляже Вы можете встретить представителей всех стран ЕС) Да, наши -молодцы, что договорились с ОАЭ и у нас нет виз! А горящая путёвка стоит 600$ в 4* отель с завтраками, по сравнению с 1700-2000$ оплаченными в тот же отель белорусами! Сейчас, тем, кто любит путешествовать у нас открыты большие возможности! Можно отдохнуть очень бюджетно, при этом получив массу впечатлений, и перенеся что- то новое в наш быт, чтобы улучшить жизнь здесь, в нашей стране, хотя бы в пределах своего дома.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии

А что, острова-пальмы в Дубае уже допилили до проектной мощности? Откуда бабосиков привалило?

Всё это конечно же хорошо, всякие там красивые дома, метро и парки. Кто ж будет спорить? Мы не спорим. Но имеются кое-какие нюансы. Вся эта красота имеет смысл только в том случае, если под ней имеется некая экономическая база. Если вся экономика Эмиратов, Дубая, Катара и КСА базируется на экспорте нефти и газа, и кроме экспортных доходов в бюджет не поступает ни шиша, то в чём смысл этой красоты? Ну да, после того, как их шарахнуло нефтяным ценником, эмиры и шейхи призадумались. В Катаре, помнится, местный пахан просил население чего-нибудь поработать. Ну, там бизнес какой-нибудь замутить. Народ ни черта из его речей не понял, дальше сидят в тенёчке и чешут пятками живот. В КСА тоже объявили программу развития до 2030 года. Но что-то не очень верится. Они там не работают и не собираются. Кто будет реализовывать эту программу? Снова западные компании? Те самые, что роют им метро, разбивают парки, строят дома? Те самые, что бурят им нефть?

Короче, весь смысл моего опуса в том, что Ближний Восток попал в очень нехорошую ситуацию. Там народ развращён халявой и отказываться от неё не намерен. Точно та же ситуация на Западе. Только там халява прёт не из-под земли, а из неконтролируемой эмиссии ничем необеспеченных денег. Как только краник с халявой иссякнет — а ведь даже дети знают, что халява не бывает вечной — вся их сладкая беззаботная жизнь аккуратно накроется тазиком. Так что я бы не стал сильно радоваться за успехи ближневосточных монархий, как и за самих монархов. Редкая монархия устоит перед голодными толпами.

Говорите, что в России всё плохо? Воруют? Факт, воруют. При этом и заводы строят, и спутники в космос запускают, и сельское хозяйство поднимают. И армия ездит на своих собственных танках, а не на импортных. Всё познаётся в сравнении. Даже коррупция и воровство.

Конец нефтяной эры арабского мира близок

Бюджеты арабских стран больше не складываются. Алжиру необходимо, чтобы цена на нефть марки Brent, мирового эталона, поднялась до $157 за баррель. Для Омана нужна цена $87. Ни один арабский производитель нефти, за исключением крошечного Катара, не может сбалансировать свои бухгалтерские счета по текущей цене, около $40, пишут в The Economist.

Поэтому некоторые предпринимают решительные шаги. В мае правительство Алжира заявило, что сократит расходы вдвое. Новый премьер-министр Ирака, одного из крупнейших производителей нефти в мире, хочет отказаться от правительственных зарплат. Оман изо всех сил пытается найти деньги после того, как рейтинговые агентства оценили его долг, как «мусорный» (прим. кредитный рейтинг ниже инвестиционного уровня). Дефицит ВВП Кувейта может достичь 40%, что является самым высоким уровнем в мире.

COVID-19 привел к резкому падению цен на нефть до рекордно низкого уровня, поскольку люди перестали передвигаться, чтобы ограничить распространение вируса. С возобновлением торговли цена снова пошла вверх, хотя до пика спроса могут пройти долгие годы.

Но не дайте себя обмануть. Мировая экономика отказывается от ископаемого топлива. Избыток предложения и растущая конкурентоспособность более чистых источников энергии означают, что нефть может оставаться дешевой в обозримом будущем. Недавние потрясения на нефтяных рынках не являются отклонением от нормы — это взгляд в будущее. Мир вступил в эру низких цен и ни один регион не пострадает больше, чем Ближний Восток и Северная Африка.

Арабские лидеры знали, что заоблачные цены на нефть не продержатся вечно. Четыре года назад Мухаммед бин Салман, фактический правитель Саудовской Аравии, разработал план под названием «Видение-2030», направленный на то, чтобы снизить зависимость экономики от нефти. У многих его соседей есть свои версии. Но «2030 стал 2022 годом», — отмечает консультант принца Мухаммеда. По данным МВФ, доходы от нефти на Ближнем Востоке и в Северной Африке, где производится больше нефти, чем в любом другом регионе, упали с более чем $1 трлн в 2012 году до $575 млрд в 2019 году. Ожидается, что в этом году арабские страны заработают около $300 млрд на продаже нефти, что недостаточно для покрытия своих расходов. С марта они сокращают расходы, собирают налоги и берут взаймы. Многие арабские страны тратят наличные средства, предназначенные для финансирования реформ.

В странах, не являющихся производителями нефти, также будет ощущаться кризис. Они уже давно полагаются на своих нефтяных соседей в том, что касается трудоустройства их граждан. В некоторых странах денежные переводы составляют более 10% ВВП. Торговля, туризм и инвестиции в некоторой степени повысили уровень благосостояния отдельных стран. Тем не менее, по сравнению с другими регионами, на Ближнем Востоке один из самых высоких в мире показателей безработицы среди молодежи. Нефть финансирует непродуктивные экономики, поддерживает сомнительные режимы и вызывает нежелательное иностранное вмешательство. Таким образом, конец этой эры не должен быть катастрофическим, если он приведет к реформам, которые поспособствуют созданию более динамичной экономики и эффективных правительств.

Безусловно, на этом пути будут сложности. Например, самые богатые производителей нефти в регионе, которые могут справиться с низкими ценами в краткосрочной перспективе — Катар и Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ). Эти страны имеют огромные фонды национального благосостояния. Саудовская Аравия, крупнейшая экономика региона, имеет валютные резервы на сумму $444 млрд, которых достаточно, чтобы покрыть двухлетние расходы государства по текущему курсу.

Но все они сильно пострадали от пандемии, а также от низких цен на нефть. И они давно перерасходовали бюджет. В феврале, до того, как коронавирус вспыхнул в Персидском заливе, МВФ предсказал, что страны Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива — Бахрейн, Кувейт, Оман, Катар, Саудовская Аравия и ОАЭ — исчерпают свои резервы (в размере $2 трлн) к 2034 году. С тех пор Саудовская Аравия потратила не менее $45 млрд. Если так будет продолжаться в течение еще шести месяцев, это ослабит привязку саудовского рияла к доллару. Девальвация сильно ударит по реальным доходам в стране, которая импортирует почти все. Чиновники обеспокоены. «Мы сталкиваемся с кризисом, которого мир никогда не видел в современной истории», — говорит министр финансов Мухаммед аль-Джадаан.

В попытке сбалансировать бюджет Саудовская Аравия приостановила выплату надбавки на стоимость жизни государственным служащим, повысила цены на бензин и утроила свой налог с продаж. Даже в этом случае дефицит бюджета может превысить $110 млрд в этом году (16% ВВП). Могут последовать дополнительные налоги — возможно, на бизнес, доход и землю. Но повышение налогов чревато дальнейшим падением рынка, по которому и так ударил коронавирус.

Королевство надеялось, что рост религиозного и развлекательного туризма хотя бы частично компенсирует снижение доходов от продажи нефти. Теперь это кажется фантастикой. Священный город Мекка закрыт для иностранцев с февраля. В прошлом году ежегодный хадж собрал 2,6 млн паломников; в этом году он был ограничен тысячью. «Королевство застряло в нефтяной зависимости, из которой ему нужно выбраться, чтобы выжить», — отмечает Фарук Сусса из банка Goldman Sachs.

Тем не менее, некоторые видят и положительные стороны потрясений в нефтедобывающих государствах. Страны Персидского залива производят самую дешевую нефть в мире, поэтому они получат свою долю на рынке, если цены останутся низкими. Когда эмигранты сбегут, местные жители смогут занять их рабочие места. А борьба за влияние в регионе может убедить некоторые страны ускорить реформы. Рейтинговые агентства высоко оценивают повышение налогов в Саудовской Аравии как шаг к превращению экономики, основанной на ренте, в продуктивную. Чтобы получить новые доходы, арабские лидеры говорят о волне приватизации. Королевство недавно объявило о продаже крупнейшей в мире опреснительной установки в Рас-эль-Хайре. Но в данный момент инвесторы, кажется, более склонны выводить свои деньги из региона, чем вкладывать.

Между тем общественное недовольство растет. Саудиты бормочут о новых налогах, которые больше всего ложатся на бедных. «Почему MBS не облагает налогом богатых?», — пишут в соцсетях, называя принца Мухаммеда по инициалам. «Почему он не продает свою яхту и не живет, как мы?», — спрашивает мать четверых детей из региона, где принц строит еще дворцы. В Ираке чиновники, разгневанные сокращением заработной платы, поддержали протестное движение, стремящееся свергнуть всю политическую систему. В Алжире протестующие возвращаются на улицы, где доход граждан упал с $5600 в 2012 году до менее $4000 на сегодняшний день. Правители региона больше не могут позволить себе покупать лояльность населения.

Протесты уже возобновились в Ливане, где пандемия временно остановила месячные демонстрации против коррупции и коллапса экономики. Ливан не является производителем нефти (хотя и надеется им стать). Его кризис, в результате которого ВВП может сократиться более чем на 13% в этом году, является следствием разрушения экономического порядка после гражданской войны, слишком зависимого и раздутого финансового сектора. Но спад в Персидском заливе только усугубил ситуацию. Долгосрочное падение цен на нефть принесет больше неудобств арабским странам, которые даже не добывают нефть.

Денежные переводы из богатых энергоресурсами государств — это спасательный круг для всего региона. Более 2,5 млн египтян, что составляет почти 3% населения этой страны, работают в арабских странах, экспортирующих много нефти. В других странах эти цифры еще больше: 5% из Ливана и Иордании, 9% из палестинских территорий. Деньги, которые они отправляют на родину, составляют значительную часть экономики их стран. По мере падения доходов от нефти будут падать и денежные переводы. Будет меньше рабочих мест для иностранцев и меньшая зарплата для тех, кто найдет работу.

Это нарушит общественный договор в государствах, которые рассчитывали на эмиграцию для поддержки безработных граждан. Каждый год около 35 тыс. ливанцев заканчивают университеты; в ливанской экономике занято всего 5 тыс. из них. Большинство ищут работу за границей. Нынешняя ситуация ускорила утечку мозгов. Египет раньше поставлял в Персидский залив неквалифицированную рабочую силу. В 1980-х годах более одной пятой мигрантов, работавших в Саудовской Аравии, были неграмотными. Сегодня у большинства есть среднее образование; удвоилась доля выпускников вузов. Египет сейчас борется с COVID-19 отчасти из-за того, что ему не хватает врачей: с 2016 года эмигрировало более 10 тыс. человек, многие из них — в Персидский залив.

При меньшем количестве возможностей в нефтедобывающих государствах многие выпускники могут уже не эмигрировать. Но в их родных странах не может быть хорошей жизни. Врачи в Египте зарабатывают всего 3000 фунтов ($185) в месяц, что составляет малую часть того, что они зарабатывают в Саудовской Аравии или Кувейте. Избыточное количество безработных выпускников — главная причина социальных волнений. Добавьте к этому, возможно, приток соотечественников, вынужденных возвращаться домой, когда у них заканчиваются контракты. Многие не хотят этого делать, поскольку такие эмираты, как Дубай и Катар, предлагают не только хорошо оплачиваемую работу, но и первоклассные услуги и относительно честное управление. Опрос Gallup, опубликованный в январе, показал, что только 10% египетских мигрантов в богатых районах Персидского залива хотят вернуться.

Пострадают и предприятия. Производители нефти являются крупными рынками для других арабских стран. В 2018 году они взяли 21% экспорта из Египта, 32% из Иордании и 38% из Ливана. Конечно, фирмы могут искать других торговых партнеров. Египет уже экспортирует в Италию и Турцию больше, чем в какую-либо арабскую страну. Но то, что он там продает — нефтепродукты, металлы и химикаты — как правило, создает мало рабочих мест для египтян. Страны региона закупают более трудоемкие товары, такие, как сельскохозяйственные культуры, текстиль и потребительские товары. Более половины телевизоров, экспортируемых из Египта, попадают в группу Персидского залива. Фармацевтическая промышленность Иордании, которая производит более 10% всего своего экспорта и поддерживает десятки тысяч рабочих мест, направляет почти три четверти своего экспорта арабским производителям нефти.

Также они будут принимать меньше состоятельных туристов. В Ливане туристы из трех стран — Кувейта, Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратов — составляют около одной трети от общего объема туристических расходов. Большинство туристов приезжают в Египет из Европы, но туристы Персидского залива остаются дольше и тратят больше денег в ресторанах, кафе и торговых центрах. Эти страны могут искать доходы в других местах, но им будет трудно заменить богатых. Саудовцы проводят лето в Каире или Бейруте, потому что эти города близки, культурно знакомы и говорят на одном языке. Словенцы или сингапурцы вряд ли поступят так же.

Это своего рода историческая случайность, когда страны Персидского залива выросли и стали центрами силы и влияния на Ближнем Востоке. На протяжении веков они были заводью, которая поддерживалась паломничеством и торговлей жемчугом. Правители региона находились в великих старых арабских столицах: Каир и Дамаск вели войны против Израиля и возглавили призыв к арабскому национализму. Бейрут был финансовым и культурным центром.

У этих старых сил, которые сейчас находятся в упадке, непростые отношения с вновь прибывшими. В записи, просочившейся в 2015 году, президент Египта Абдель-Фаттах ас-Сиси высмеивал богатство Персидского залива. Он посоветовал своему советнику запросить у саудовцев финансовую помощь в размере $10 млрд, и эта просьба была встречена смехом. «Ну и что? У них денег, как риса», — пошутил Сиси в ответ.

Они проявляли щедрость, хотя и избирательно. Кувейт, Саудовская Аравия и ОАЭ предоставили Египту помощь на сумму около $30 млрд после 2013 года, когда г-н Сиси сверг избранное исламистское правительство. Суннитское руководство Ливана давно является клиентом стран Персидского залива. Рафик Харири, возглавивший страну после гражданской войны, заработал состояние в качестве подрядчика в Саудовской Аравии. Его сын Саад, который также занимал пост премьер-министра, имеет саудовское гражданство. За последнее десятилетие Персидский залив дважды выручал Иорданию.

Однако в последние годы финансирование начало иссякать. Отчасти это связано с политическими спорами. Если смотреть из Эр-Рияда или Абу-Даби, многие арабские государства, которые они когда-то субсидировали, теперь выглядят как плохие инвестиции. Саудовцы разочарованы тем, что г-н Сиси не послал войска для поддержки вторжения в Йемен и что более молодой г-н Харири был слишком терпим к «Хезболле», шиитскому ополчению и политической партии, поддерживаемой Ираном. Их уменьшающаяся щедрость также отражает их уменьшающееся состояние. Египет не получал денег годами. Никто из стран Персидского залива, похоже, не хочет спасать Ливан. Иордании пришлось просить о получении пятилетнего пакета помощи на сумму $2,5 млрд от Персидского залива в 2018 году, что составляет половину того, что она получила в 2011 году. Все это не обязательно плохо: многие арабы оценили меньшее иностранное влияние в своих странах. Но это усилило финансовое давление на их собственные правительства, имеющие долги.

Это также может предвещать более широкие изменения в политике региона. В течение четырех десятилетий США следовали «доктрине Картера», согласно которой она будет использовать военную силу для поддержания свободного потока нефти через Персидский залив. Однако при президенте Дональде Трампе эта доктрина начала ломаться. Когда в сентябре крылатые ракеты и беспилотники иранского производства врезались в нефтяные объекты Саудовской Аравии, США почти не моргнули. Батареи противоракетной обороны «Пэтриот», которые он разместил в королевстве несколько недель спустя, уже выведены. За пределами Персидского залива Трамп был еще менее вовлечен, почти игнорируя хаос в Ливии, где Россия, Турция и ОАЭ (и это лишь некоторые из них) борются за контроль.

Ближний Восток, менее важный для мировых энергетических поставок, будет менее важен для США. Россия может заполнить вакуум в отдельных местах, но ее региональные интересы ограничены, например, ее решимость сохранить свой средиземноморский порт в Тартусе в Сирии. Страны Ближнего Востока не желают — и, вероятно, не могут — расширить сферу безопасности на Аравийский полуостров. Китай пытался держаться подальше от политики региона, преследуя только экономические выгоды: контракты на строительство в Алжире, концессии в Египте, широкий спектр сделок в Персидском заливе.

Однако, поскольку арабские государства становятся беднее, характер их отношений с Китаем может измениться. Это уже происходит в Иране, где американские санкции свели на нет доходы от нефти. Чиновники обсуждают долгосрочную инвестиционную сделку, которая позволит китайским фирмам развивать все, от портов до телекоммуникаций. Сделка оформлена как «стратегическое партнерство», но критики опасаются, что она может оставить Китаю контроль над инфраструктурой, которую он строит, как это было в некоторых азиатских и африканских странах. Падение доходов от нефти может навязать эту модель арабским государствам — и, возможно, осложнить то, что осталось от их отношений с США.

Спросите молодых арабов, где они хотели бы жить, и, скорее всего, они выберут Дубай. Опрос в 2019 году показал, что 44% респондентов считают ОАЭ идеальной страной для эмиграции. Они часто выражают восхищение контрастом со своей страной. Несмотря на все свои недостатки, Дубай (и его соседи) предлагают что-то необычное в этом регионе: полиция честна, дороги хорошо заасфальтированы, электричество бесперебойно.

В условиях краха экономики Ливана все говорят об эмиграции. Однако в Персидском заливе мало рабочих мест. «Дубай всегда был спасением», — говорит одна женщина. «Теперь мы как будто в ловушке, у нас нет запасного плана». Молодые люди во всем регионе испытывают одинаковые опасения. Египет может чувствовать себя страной, рушащейся под собственной тяжестью; Иордания постоянно находится в кризисе. Спустя почти десять лет после того, как тунисский продавец фруктов зажег искру арабской весны, разочарование, вызвавшее ее, сохраняется. Конец нефтяной эры может принести изменения. Но сначала это принесет разрушения.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: