Спас на Крови — православный собор в Санкт-Петербурге

Гид по Петербургу

Что посмотреть и куда сходить в Культурной Столице

Спас на Крови – Собор Воскресения Христова в Санкт-Петербурге

Соборы и Храмы

Спас на Крови или Собор Воскресения Христова — праздничный и яркий, будто сказочный терем — храм на набережной канала Грибоедова в Санкт-Петербурге. Вопреки внешнему облику он ознаменовывает мрачное, трагическое событие в истории России – убийство императора Александра II. Взрыв бомбы, которую метнул под ноги царю революционер-террорист Игнатий Гриневицкий, оборвал его жизнь. В память о невинно пролитой крови собор именуют Спасом на Крови. Мемориальный храм выстроили с привлечением пожертвований, собранных по всей стране.

История возведения и названия

Покушение на Александра II, закончившееся смертью императора, было осуществлено 1 марта 1881 года. А уже на следующий день вступивший на престол Александр III провозгласил намерение увековечить память об убиенном отце, воздвигнув на месте трагедии храм.

Первоначально, по проекту Леонтия Бенуа, была сооружена временная часовня. Освятили ее через полтора месяца после гибели Александра II. Просуществовала она до 1883 года – начала строительства храма.

Возведению собора предшествовал конкурс архитектурных проектов. В течение двух лет на рассмотрение Александру III было представлено несколько разработок.

После отклонения многих из них император утвердил проект, созданный русским архитектором Альфредом Парландом в соавторстве с настоятелем Троице-Сергиевой пустыни архимандритом Игнатием

Летом 1883 года архитектурная разработка получила одобрение императора, окончательно утвержден проект был в мае 1887 года после некоторых доработок.

Спас на Крови

Комиссия по строительству, собранная в конце марта 1883 года, на первом же своем заседании одобрила предложение архимандрита Игнатия об освещении памятного храма в честь Светлого Воскресения Христова. Спас – самый распространенный эпитет, которым именуют Спасителя Иисуса Христа.

Именно поэтому за храмом, освященным во имя Воскресения Христова, и возведенным на месте кровопролития, закрепилось название Спас на Крови

Строительство

Почти четверть века – 24 года понадобилось, чтобы воздвигнуть великолепное сооружение с богатым, уникальным декором. При строительстве собора с целью укрепления грунта, подверженного размытию водами канала, впервые было воплощено передовое для своего времени­ строительное решение — сооружено гидроизоляционное бетонное основание под фундамент вместо традиционных свай. Также разработали проекты по оснащению храма паровым отоплением, электрическим освещением и молниезащитой.

Храм освятили в августовский день 1907 года в праздник Преображения Господня в присутствии Николая II и членов императорской семьи

Описание и архитектура собора

Путешественников, которые недостаточно знакомы с историей, или тех, кто впервые видит Спас на Крови, удивляет его внешнее сходство с храмом Василия Блаженного, расположенным на Красной площади в Москве. Экскурсоводов часто спрашивают — не один ли архитектор является автором этих двух соборов.

Сравнение с храмом Василия Блаженного

Архитектурные особенности

Имеющий в своем основании четыре опоры, Спас – четырехстолпный храм.

завершают полукруглые кокошники, оформленные мозаичными иконами

Самый высокий — центральный восьмигранный шатер — расположен в окружении луковичных глав. В его основании находятся окна продолговатой формы, обрамленные наличниками – кокошниками

Колокольня

Мемориальные доски

В углублениях цоколя храма закреплены 20 памятных досок со своеобразной летописью жизни Александра II.

Покрытые позолотой надписи, высеченные на красном граните, повествуют о важных событиях жизни императора и официальных событиях его царствования

  • рождение и бракосочетание
  • провозглашение наследником и восшествие на престол
  • манифесты, указы, уставы
  • перечень реформ
  • внешнеполитические достижения

Одна из 20 досок посвящена истории создания Спаса на Крови. Она описывает событие, которому посвящено строительство храма, время заложения и освящения, а также сообщает, что собор был выстроен на всенародные пожертвования.

Наружное оформление фасадов

Воплощая в жизнь пожелания Александра III, создавая отделку храма, Парланд старался применить наиболее яркие и насыщенные декоративные элементы, присущие «русскому стилю» в архитектуре.

Облик собора отличается обилием деталей и богатой палитрой

  • цветные кирпичи, гранит, позолоченная медь, эмаль
  • ажурные арки
  • резные мраморные наличники
  • мозаичные панно с евангельскими сюжетами и изображениями святых

Русский стиль в архитектуре храмов и соборов — очень сложное абстрактное понятие. Лев Масиель-Санчес объясняет феномен русского стиля, но не надейтесь, что после просмотра его монолога всё станет кристально понятным:

Оформление фасадов Спаса на Крови доверили мастерам частной мозаичной мастерской художников Фроловых.

Площадь мозаики на фасадах храма превышает 400 квадратных метров

Внутреннее убранство

Внутреннее убранство Спаса на Крови поражает своим великолепием. Чтобы избежать разрушающего воздействия влажного климата города на Неве, при оформлении интерьера также использовали не живопись, а мозаику. Стены и своды храма, а также сами иконы — все это мозаичная кладка из полудрагоценных самоцветных камней.

Мозаика

Ее общая площадь при оформлении Спаса на Крови составила более 7000 квадратных метров – и это одна из крупнейших в Европе экспозиций из мозаики

Эскизы создавались талантами многих мастеров. Среди них русские художники-живописцы, члены Императорской Академии Художеств:

  • Виктор Васнецов – прославленный мастер религиозной живописи
  • Андрей Рябушкин – автор с самобытным русским стилем, использовавший приемы академической школы
  • Николай Харламов – создатель самой масштабной композиции – образа благословляющего Христа Вседержителя в окружении серафимов, расположенного под сводом главного купола
  • Василий Беляев — автор самого большого количества мозаик Спаса на Крови
  • Михаил Нестеров – по эскизам которого создавались иконы для центральной алтарной перегородки

Сюжеты для оформления собора сразу писались с тем расчетом, что они будут воплощены в мозаике

В работе над ними принимали участие художники, придерживающиеся разных стилей: академической живописи, модерна, византийской иконописи. Поэтому композиции интерьера вышли разноплановыми. Среди тематик мозаичной кладки выделяются:

  • растительные орнаменты
  • ветхозаветные сюжеты
  • изображения земных деяний Иисуса Христа, сцены его страданий, Распятия и Воскресения
  • образы апостолов, святых и мучеников

Образцы по эскизам изготовила мастерская Фроловых. Главным создателем мозаичного убранства Спаса на Крови считается Владимир Фролов

Особый декоративный эффект мозаик достигается за счет усиления основного фона, четких границ оттенков Солнечный свет, проникая внутрь храма через окна, освещая мозаичные иконы и отражаясь от них, наполняет пространство мягким свечением

Каменное убранство

Помимо мозаики в оформлении интерьера храма использовали полудрагоценные камни всевозможных пород:

  • мрамор
  • яшма
  • порфир
  • лабрадорит
  • орлец
  • порфир

Пол выложен мраморными плитами итальянской работы. Верхнее покрытие толщиной 5 мм представляет собой мозаичный узор из геометрических фигур. Разрушенное за годы существования храма оно было впоследствии отреставрировано.

Центральный иконостас — еще один образец камнерезного искусства и одна из главных достопримечательностей

Перед другими двумя иконостасами, северным и южным, расположены киоты, выполненные из цветных камней – ярко-розового родонита, яшмы, порфира. Когда-то эти места для особо почитаемых икон были заполнены реликвиями. Сейчас они все утрачены, кроме двух сохранившихся мозаичных композиций: молящийся Александр Невский и «Воскресение Христа».

Здесь, под резным шатром из уральских самоцветов, который венчает четыре яшмовые колонны, укрыты бережно сохраненные при строительстве камни булыжной мостовой, на которые пролилась кровь Александра II, и часть решетки канала

Но, к сожалению, за годы существования это уникальное сооружение оказалось практически полностью­ разрушенным. Его восстановили в ходе реставрации храма. Сюда, на место гибели императора, люди несли и продолжают нести цветы.

Читайте также:
Образец заполнения декларации о доходах госслужащих

История существования в датах

После своего возведения Спас на Крови был недоступен для массового посещения прихожан. Здесь проводились отельные богослужения памяти Александра II.

Краткую историю храма можно описать перечнем дат. Вот некоторые из них, наиболее значимые:

  • 1930 – вышло постановление Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета о закрытии Спаса на Крови
  • годы ВОВ – в помещении храма был организован морг, куда свозили тела погибших от голода и холода жителей блокадного Ленинграда
  • послевоенные годы – собор существовал в качестве склада для декораций Малого оперного театра
  • 1968 – храм взят под охрану Государственной инспекцией по охране памятников
  • 1970 – Спас на Крови стал филиалом музея «Исаакиевский собор»
  • 1997 – храм открыт для посетителей после долгой реставрации
  • 2004 – отслужена первая, после более чем 70-летнего перерыва, литургия

Интересные факты и легенды

Спас на крови – единственный православный храм Санкт-Петербурга, в котором просят не зажигать свечи – огонь может закоптить уникальные мозаики.

История его существования окружена многими событиями, порой загадочными

Несокрушимый

Спас на крови приобрел славу несокрушимого собора: его неоднократно планировали уничтожить, но каждый раз этому препятствовали различные обстоятельства. В 1941 году даже успели просверлить в стенах храма отверстия для заложения взрывчатки. Взорвать собор помешала начавшаяся Великая Отечественная война: все специалисты-взрывники были срочно отправлены на фронт.

«Мир вам»

Храм не пострадал даже во время фашистских авиационных налетов. Единственную авиабомбу обнаружили случайно во время реставрации в 1961 году – она застряла и 20 лет пролежала не взорванной в главном куполе собора

как будто прямо на руках Спасителя, держащего евангельский текст «Мир вам»

«Спас на картошке»

После прорыва блокады Ленинграда собор шутливо именовали «Спас на картошке» – в это время он служил овощехранилищем. В этом названии была своеобразная горькая ирония: мерзлая картошка спасала выживших ленинградцев от голодной смерти.

Символика цифр

Высота храма составляет 81 метр. Эта же цифра – 81 – год трагической гибели Александра II. Второй по высоте купол Спаса на Крови — колокольня — возвышается на 63 метра. Столько же лет было императору на момент его смерти.

Подводные Кресты

После того, как с приходом большевиков к власти в России стали повсеместно закрываться храмы, угроза уничтожения нависла и над Спасом на Крови. По легенде, чтобы уберечь от переплавки святыню собора — кресты с купола, их тайно сняли и укрыли на дне канала Грибоедова. Впоследствии во время начавшейся реставрации их никто не мог найти. Совет поискать их на дне канала дал реставраторам проходивший мимо незнакомец, который, возможно, вовсе не являлся случайным прохожим. Кресты были найдены водолазами именно там, где он указал.

«Мечтаю снять леса со Спаса на крови…»

Это строки из песни Александра Розенбаума.

Его, как и других творческих людей, храм вдохновлял, даже будучи окруженный строительными лесами.

Восстановительные работы, начавшиеся в 1971 году, затянулись на два десятилетия, и реставрируемый собор стал привычной картиной для жителей Петербурга. А в середине 80-х годов родилась легенда, гласившая, что советская власть в стране продержится до тех пор, пока вокруг Спаса на Крови стоят строительные леса.

Легенда оказалась пророческой: леса разобрали накануне августовского путча 1991 года – государственного переворота, с которым закончилась советская эпоха

Загадочная икона

Экскурсоводы, рассказывая историю храма, часто упоминают о некой таинственной иконе, хранящейся под его сводами. Никто не знает, существует ли она на самом деле, но ходит легенда о том, что на ней в определенные моменты можно заметить проявляющиеся цифры — судьбоносные для истории России даты.

Так когда-то на иконе были замечены цифры: 1917 – год революционного коммунистического переворота, 1941 – год начала Великой Отечественной войны, 1953 – год смерти Иосифа Сталина.

Мистически настроенные любители тайн верят, что на иконе можно увидеть и другие неясные цифры, возможно несущие пророчество о других будущих поворотных датах в истории страны.

Информация для посещения

Адрес

набережная канала Грибоедова, 2Б

Метро

От станции «Невский проспект» около 10 минут пешком по набережной канала Грибоедова.

Режим работы на 2022 год

Храм открыт для посетителей ежедневно, кроме среды, с 10-00 до 18-00

В туристический сезон, с конца апреля до донца сентября, посетить Спас на Крови можно до 22-30. Планируя посещение, стоит помнить о том, что кассы заканчивают работу на полчаса раньше.

Экскурсии

В храме можно посетить тематические экскурсии: с рассказами об истории и архитектуре храма, об уникальной мозаичной коллекции Спаса на Крови и художниках – создателях эскизов, о христианской символике икон и библейских сюжетах, которые они иллюстрируют.

Стоимость посещения

Цена биле­тов для осмотра храма:

  • взрослые — 350 рублей
  • студенты, пенсионеры — 100 рублей
  • учащиеся 7 – 18 лет — 100 рублей
  • дети до 7 лет — бесплатно

Посещения в летний туристический сезон в вечернее время — с 18:00 до 22:30 —

Купить электронный билет можно на сайте Государственного Музейного Комплекса «Исаакиевский собор»

Богослужения

В храме ежедневно проходят службы:

  • утренняя Божественная Литургия — 7:30
  • Всенощное Бдение — 18:00

Расписание служб на предстоящий месяц можно узнать на официальном сайте

Музей камня

В часовне-ризнице храма организован Музей камня. Здесь действует выставка, на которой представлены образцы горных пород, цветных поделочных камней, использовавшихся в убранстве Спаса на Крови. Выставлены экспонаты и фотографии, повествующие о воссоздании элементов декора и исторического убранства храма:

  • Царских врат, которые были утрачены в послереволюционные годы XX века
  • мозаичных образов афонских святых, украшающих иконостас
  • наружных дверей Спаса на Крови, которые являлись настоящим произведением ювелирного искусства
Читайте также:
Принстон, США — все о городе с фото

Осмотреть коллекции Музея можно с 10-00 до 18-00, купив билет:

  • 100 рублей — для взрослых
  • 50 рублей – для студентов и пенсионеров
  • Учащиеся 7 – 18 лет могут посетить его бесплатно

Купить электронный билет можно на сайте Государственного Музейного Комплекса «Исаакиевский собор»

Спас на крови – удивительная история и обзор архитектуры и убранства храма

Собор Спас на крови в Санкт Петербурге

В Санкт-Петербурге, у самого края набережной канала Грибоедова (до 1923 года Екатерининского канала), отражаясь в его водах, рядом с Михайловским садом высится уникальное по красоте здание храма Воскресения Христова.

Значение храма

Храм знаменует мрачное событие в истории России – убийство императора Александра II. Несмотря на это, собор – не памятник смерти, а мемориал, дающий надежду на жизнь. Праздничный и яркий, будто сказочный терем, в память о невинно пролитой крови собор именуется Спасом на Крови.

Пестрым хороводом глав и живописным силуэтом, ярким многоцветным убранством и древнерусскими формами собор вступает в неожиданный контраст с окружающей архитектурой, вселяя в людей радость и веру в лучшее. На фоне строгих зданий Северной столицы собор кажется игрушкой.

Царь-освободитель

Самодержец и реформатор Александр II оставил добрую память в народе как царь-освободитель, отменив в 1861 году в России крепостное право. Освобождение от рабства и гражданские права получили 23 миллиона крестьян.

Преобразования в стране и реформы, проводимые императором, шли непросто. За «виновником» трудностей, императором Александром II, началась охота: на царя было организовано 8 террористических покушений. Последнее – на набережной Екатерининского канала – стало роковым для монарха.

1 марта 1881 года народовольцы взорвали карету возвращающегося домой императора. После взрыва царь не пострадал и вышел из поврежденной кареты посмотреть на тех, кто покушался на его жизнь. В это время никем не замеченный террорист Игнатий Гриневицкий кинул бомбу, оторвавшую царю ноги. Через несколько часов государь скончался.

Во время нападения на императора 17 человек были ранены, двое погибли на месте. Террорист Гриневицкий умер в больнице от ран через несколько часов после смерти Александра II. Организаторов теракта приговорили к смертной казни через повешение.

Возведение собора

Цареубийство потрясло всю страну, люди молились за душу императора и поддерживали идею увековечить память о мученике.

Вступивший на престол сын и преемник убитого царя Александр III повелел в память об отце возвести на месте трагедии храм-памятник, храм-покаяние.

Собор построен по проекту потомка выходцев из Шотландии родившегося в Петербурге архитектора Альфреда Александровича Парланда и настоятеля Троице-Сергиевой пустыни архимандрита Игнатия. Проект выполнен в «русском стиле» и вобрал в себя архитектурные особенности церквей Москвы и Ярославля XVII века.

6 октября 1883 года император Александр III лично заложил первый камень в основание храма, который строили как искупительную жертву для увековечивания памяти царя-освободителя.

Казна выделила на строительство 3 миллиона 600 тысяч серебром, шли пожертвования от учреждений и императорской фамилии, должностных лиц, средства поступали со всей России. Стоимость строительства 4 миллиона 600 тысяч рублей.

Специальную комиссию по строительству храма Спаса на Крови возглавил Великий князь Владимир Александрович, младший сын погибшего царя. Храм строили 24 года (1883-1907годы). Александр III лично контролировал ход строительства, высказывая пожелания и замечания.

При сооружении храма перед архитектором стояла особая задача: участок мостовой, на котором пролилась кровь Александра II, оставить нетронутым и включить в пространство храма. Поэтому здание построили прямо у кромки набережной. Великая княгиня Екатерина Михайловна, владелица Михайловского дворца, безвозмездно отдала под строительство храма часть Михайловского сада.

Около храма появилась выложенная брусчаткой площадь. Михайловский сад отделяет от площади храма бронзовая кованая ограда с виртуозно выполненным растительным орнаментом в виде цветочных композиций. В саду под строительство храма вырубили деревья, посаженные при Петре I.

6 августа 1907 года, в день праздника Преображения Господня, храм освятили в честь Светлого Воскресения Христова при участии Николая II, внука убитого императора, и членов его семьи. В апреле 1908 года освятили часовню-ризницу, стоявшую рядом с собором, – хранилище икон, поднесенных народом в память о трагической кончине Александра II. Содержание собора взяло на себя государство.

Так в Санкт-Петербурге появился необычный храм, построенный в неорусском стиле и вызывающий споры и пересуды. Храм получил много восторженных оценок, но были люди, считавшие собор художественным убожеством, архитектурным уродством, которое надо взорвать.

Архитектура и описание строения

По исполнению Спас на Крови напоминает собор Василия Блаженного в Москве, но это уникальный и самобытный храм. Внешний вид здания – собирательный образ русского православного храма, праздничный и яркий.

Архитектурные особенности

Четырехугольное здание увенчано стройным шатром высотой 81 метр (год гибели императора), с 9 нарядными главами, с 63-метровой колокольней (возраст Александра II на момент покушения).

Пять из девяти куполов Спаса покрыты эмалированными медными пластинами, цветной узор которых не повторяется, еще четыре – позолоченной медью.

Разновеликие главки храма с девятью живописно скомпонованными куполами создают неповторимую асимметричную группу, которая делает собор узнаваемым в России. В основании восьмигранного шатра на стене – 8 продолговатых окон с резными наличниками в форме кокошников.

Вверху сужающегося шатра прорезаны 8 выступов с окошками. Шатер завершает фонарь, увенчанный луковичной главкой с крестом. Главка, покрытая белой, желтой и зеленой эмалью в виде обвивающих ее полосок, смотрится нарядно. Вокруг шатра – 4 луковичных купола, покрытые цветной эмалью, с разными рисунками.

С западной стороны к храму примыкает 63-метровая колокольня, сооруженная на месте смертельного ранения императора. Ее купол самый большой из всех глав собора. Под колокольней, на месте убийства царя, установлено «Распятие с предстоящими» – уникальный крест выполнен из гранита и мрамора. На кресте в окружении икон – распятый Спаситель.

На кресте колокольни установили золоченую корону в знак того, что самый большой вклад в строительство внесло императорское семейство. Звонница с восемью арочными проемами, которые разделены колоннами.

Читайте также:
Лучшие санатории Германии: стоимость

Каменное убранство

При строительстве храма применяли передовые технологии того времени. Чтобы вода из канала не проходила под здание, для укрепления грунта под площадью храма сооружено гидроизоляционное бетонное основание.

Стены фасада облицованы долговечным эстляндским мрамором, глазурованным кирпичом, цветными плитками. Цокольная часть собора покрыта сердобольским гранитом. В нишах установлены 20 памятных досок из красного гранита, на которых золочеными буквами обозначены дела императора Александра II.

В оформлении внешнего вида храма Спаса на Крови впервые применено наружное декорирование здания мозаикой. Гербы русских городов, губерний и уездов, расположенные с трех сторон колокольни и выложенные мозаикой – главное украшение фасада собора.

Воплощая в жизнь пожелание Александра III, при отделке храма архитектор Парланд использовал яркие, насыщенные декоративные элементы, присущие русскому стилю в архитектуре.

В облике собора – богатая палитра:

  • цветные кирпичи, гранит;
  • позолоченная медь, цветная эмаль;
  • ажурные арки и изразцы;
  • резные мраморные наличники с мозаичными вставками;
  • мозаичные панно с евангельскими сюжетами и изображением святых;
  • фронтоны-кокошники.

Купола и башни покрыты декоративными узорами. Белые арки на фоне красного кирпича смотрятся по-особому. Шатровые перекрытия отделаны цветной черепицей и увенчаны золочеными двуглавыми орлами.

Входы храма – нарядные сдвоенные крыльца, стенки которых украшают мозаичные картины на тему страстей Христовых. Над главным шатром – золоченый крест. При отделке храма выполнено 7065 квадратных метров мозаичных покрытий. К работе для создания эскизов привлечено 30 живописцев.

20 пород мрамора из России и Италии, золотая смальта и горный хрусталь, полудрагоценные и драгоценные камни, золото и серебро использованы при отделке 81-метрового здания. Полная электрификация собора, который освещается 1689 лампами, позволила разглядеть все детали шедевра.

Северная сторона фасада украшена мозаикой «Воскресенье», на южной – панно «Христос во славе», с запада фасад украшен мозаикой «Спас Нерукотворный», с востока – «Спас Благословляющий». Над окном колокольни – мозаичная икона небесного покровителя императора, Александра Невского, далее – изображения небесных покровителей членов императорской фамилии.

Внутреннее убранство собора

Облик храма подчиняется главной задаче – увековечиванию покаяния и памяти народа о невинно убиенном царе-освободителе. При оформлении интерьера храма Спаса на Крови архитектор использовал не живопись, а мозаику, выложенную по эскизам талантливых художников, членов Императорской Академии Художеств.

Стены от пола до потолка, своды храма и иконы – мозаичная кладка из полудрагоценных самоцветных камней. Евангелийские мозаичные сюжеты, созданные Владимиром Фроловым, выглядят удивительно живо. Через окна внутрь храма проникает солнечный свет, освещая иконы и отражаясь от них, наполняет пространство мягким свечением.

В центральной части собора – мозаичные иконы, отображающие земной путь Иисуса Христа от Рождества до чудесных деяний, сотворенных при земной жизни. Над алтарем на золотом фоне – две иконы «Спас в силе» и «Христос во славе».

При открывании царских врат из серебра, украшенных эмалью, – в золотом сиянии образ Иисуса Христа, подающего святые дары и склонившихся перед ним апостолов Петра и Павла. Над иконостасом – мозаичные иконы «Вознесение Христово» и «Сошествие Святого Духа», выложенные по эскизам художника Беляева.

В полусфере центрального свода, перед алтарем, расположена икона «Преображенье Господне». Христос предстоит перед учениками в золотом божественном сиянии, его окружают пророки Илия и Моисей, рядом ученики – апостолы Петр, Иаков, Иоанн.

На внутренней поверхности центрального свода – икона «Христос Вседержитель», выполненная в византийской традиции: лаконичная по цвету и рисунку.

Мозаичное убранство храма дополняет пол, выложенный красочным орнаментом из 10 сортов итальянского мрамора в виде 45 мозаичных ковров, узоры на которых не повторяются.

Сень и иконостас – гордость храма

Помимо мозаики в оформлении интерьера храма использованы полудрагоценные камни:

  • уральская яшма;
  • мрамор;
  • порфир;
  • лабрадорит;
  • орлец;
  • порфир;
  • змеевик;
  • горный хрусталь;
  • топазы.

Спас на Крови – единственный православный храм, где просят не зажигать свечи: огонь закоптит уникальные мозаики. По-особенному торжественно с оттенком светлой грусти смотрится убранство сени над местом смертного ранения императора. Сень – резной шатер из драгоценных самоцветов, который поддерживают четыре колонны из яшмы.

Здесь хранятся фрагменты Екатерининского канала с булыжной мостовой, тротуарные плиты и решетка, неизменно сохраненные с того времени, как на них пролилась кровь Александра II. Напротив – окно, через которое льется свет на памятное место. Над окном – икона «Новозаветная Троица», по обеим сторонам окна изображение ангела-хранителя царя и его небесного покровителя Святого благоверного князя Александра Невского.

Золотистый тон стены придает трагическому месту особый мягкий свет. Распятие, установленное здесь, всегда покрыто красными гвоздиками. На отделку сени потрачено почти столько же средств, сколько на создание остального храма.

Центральный иконостас, выполненный по проекту архитектора Парланда, – мастерство итальянских камнерезов. В центре – царские врата, украшенные резными кокошниками, с тремя крестами из горного хрусталя. По бокам – три резных колонны, каждая – с неповторимым узором.

Солея иконостаса и резные скамьи вдоль стен выполнены из зеленого мрамора. Справа и слева от царских врат – иконы по рисункам Васнецова «Богоматерь» и «Спаситель». Алтарная перегородка – из итальянского мрамора разных оттенков от красно-коричневого до нежно-желтого, кажется искусно вырезанной из дерева.

Драматические годы Спаса на Крови

Собор не планировался для массовых посещений, прихожане приходили по пропускам. Здесь ежедневно читали проповеди, служили панихиды, проводили отдельные богослужения памяти Александра II, но не крестили и не венчали: храм не являлся приходским. После революции при храме Воскресения Христова организовали приход, а в октябре 1930 года закрыли и решили разобрать.

Великая Отечественная война приостановила разрушение храма. Во время ленинградской блокады собор стал моргом, сюда привозили погибших от голода, холода и ранений ленинградцев.

После 1945 года в бывшем храме, арендованным Малым театром, хранили декорации к спектаклям. В 1956 году принято решение взорвать храм, которое отложили на неопределенное время.

В 1961 году в центральном куполе обнаружили немецкий фугасный снаряд массой 150 кг, пролежавший в стропилах 18 лет на руке Спасителя. Операция, во время которой при помощи лебедки снаряд извлекли, а сапер Виктор Демидов его обезвредил, потребовала мастерства, самообладания и мужества.

Читайте также:
Отдых в Никарагуа: стоит ли пересекать океан

В 1968 году храм стал филиалом музея «Исаакиевский собор», что и спасло его от уничтожения. С 1971-1997 годы шли восстановительные и реставрационные работы. Русские и советские реставраторы совершили профессиональный и гражданский подвиг, возродив из запустения храм- памятник, разделивший с народом времена величия и гонений.

19 августа1997 года, ровно через 90 лет после освящения, музей-памятник «Спас на Крови» открылся для посетителей. С 23 мая 2004 года, со дня нового освящения, в храме Воскресения Христова проводятся регулярные богослужения.

В память о трагической кончине Александра II каждый год 14 марта проводится архиерейское богослужение и поминальная лития по убиенному императору. Храм-музей работает ежедневно, кроме среды. Время пребывания в храме не ограничено. Во время службы экскурсии не проводятся.

Видео: загадки храма

Спас на Крови

Ежедневно с 10:00 до 18:00, ср – выходной.
Вечерние программы музея: с 18:00 до 21:30 (с 1 мая по 30 сентября, выходной день – среда).

  • История
  • Архитектура
  • Интерьер и мозаика
  • Режим работы
  • Расписание богослужений
  • Цены на билеты
  • Экскурсии
  • Правила посещения
  • Как добраться

Спас на крови (Храм Воскресения Христова) в Санкт-Петербурге — православный мемориальный храм-музей, воздвигнутый на месте покушения на российского императора Александра II Освободителя. Этот действующий девятиглавый собор, вмещающий 1600 человек, является символом города и одной из главных его достопримечательностей.

История храма Воскресения Христова

1 марта 1881 года Александр II был смертельно ранен при взрыве бомбы, брошенной народовольцем Игнатием Гриневицким. После смерти императора депутаты Городской думы обратились к Александру III с просьбой увековечить память погибшего, в результате чего началось строительство церкви Спас на Крови.

Авторами проекта выступили архитектор Альфред Парланд и настоятель Троице-Сергиевой пустыни архимандрит Игнатий (Иван Малышев). Они создали собор в «истинно русском стиле», сохранив место трагедии внутри храма. Фрагмент решетки канала, несколько плит и булыжников, обагренных кровью Александра II, составляют композицию, скрытую сенью, которую можно увидеть при посещении храма.

Торжественная закладка церкви состоялась 6 октября 1883 года. Строительство с применением передовых для своего времени инженерно-строительных технологий продолжалось 24 года. Освящение собора состоялось 19 августа 1907 года.

Архитектура собора

Спас на Крови в Санкт-Петербурге — это уникальный памятник русской церковной архитектуры, сочетающий в себе стили московского и ярославского зодчества XVI — XVII веков. Его высота достигает 81 метра.

Основу композиции собора составляет компактный пятиглавый объем, завершенный с восточной стороны тремя полуциркульными апсидами, а с западной — массивной столпообразной колокольней. Восьмигранный шатер является местом центральной главы. Пять центральных глав покрыты цветной эмалью по медным листам, а небольшие луковичные главки и центральная глава Спаса на крови имеют традиционное золоченое покрытие. Благодаря этим деталям храм Воскресения Христова, часто сравнивают с московским храмом Василия Блаженного.

Для строительства был использован красно-коричневый кирпич, а стены украшены ярким сложным декором. В цокольной части стен храма размещены 20 гранитных досок, рассказывающих о деяниях Александра II как царя-реформатора и царя-освободителя. На нижнем ярусе колокольни располагаются 134 герба российских областей и губерний, жители которых пожертвовали средства на строительство храма.

Спас на Крови на панорамах Google: внешнее убранство

Интерьер и мозаика Спаса на Крови в Санкт-Петербурге

Собор Воскресения Христова является крупнейшим памятником русского мозаичного искусства. Его коллекция считается крупнейшей в Европе. Площадь поверхностей, украшенных мозаикой, превышает 7000 кв. м. Для ее создания использованы уральские и алтайские поделочные камни, цветной итальянский мрамор и тысячи самоцветов.

Мозаикой украшены не только стены и колонны храма, пол собора, выполненный из мрамора, представляет собой 45 мозаичных ковров, узоры на которых не повторяются.

Иконостас Спаса на Крови славится уникальным цветовым подбором мрамора: градация коричневых оттенков напоминает резьбу по дереву. Мозаика для украшения храма производилась в мастерской В. А. Фролова, а эскизы для нее создавали более 30 художников, среди которых В. М. Васнецов, В. В. Беляев и Н. Н. Харламов.

Убранство храма сильно пострадало после его закрытия в 1930 году, в течение 50 лет памятник не отапливали и использовали в качестве склада для театральных декораций. Реконструкция началась лишь в 1977 году и продолжалась до 1995 года.

Спас на Крови на панорамах Google: интерьер

Режим работы Спаса на Крови

  • Основное рабочее время храма: с 10:00 до 18:00 (среда — выходной день).
  • Вечерние часы работы музея: с 18:00 до 21:30 (с 1 мая по 30 сентября, среда — выходной день).

Расписание богослужений в храме Воскресения Христова (Спас на крови)

  • Божественная литургия — 7:20;
  • Всенощное бдение — 18:00.

Цены на билеты в храм Спас на Крови в Санкт-Петербурге в 2022 году

  • Полная стоимость — 350 рублей;
  • Владельцы международных карт ISIC — 200 рублей;
  • Посетители от 7 до 18 лет — 100 рублей;
  • Пенсионеры РФ и Республики Беларусь — 100 рублей;
  • Студенты (курсанты), аспиранты, адъюнкты, ординаторы, ассистенты-стажеры образовательных организаций РФ и Республики Беларусь — 100 рублей;
  • Входной билет в вечернее время — 400 рублей;
  • Аудиогид на русском, английском, немецком, французском, итальянском, испанском, финском, китайском, корейском, японском языках — 200 рублей;
  • Комплексный билет в храм Спас на Крови и Музей камня — 450 рублей.

Экскурсионное обслуживание на русском языке:

  • Экскурсионное обслуживание одного посетителя при условии присоединения к экскурсионной группе (для лиц, обладающих правом бесплатного посещения музея) — 50 рублей;
  • Экскурсия для группы от 1 до 5 человек — 600 рублей;
  • Экскурсия для группы от 6 до 20 человек — 1000 рублей;
  • Экскурсия для группы от 21 до 30 человек — 1500 рублей.

Экскурсионное обслуживание на иностранном языке:

  • Экскурсия для группы от 1 до 5 человек — 1000 рублей;
  • Экскурсия для группы от 6 до 20 человек — 2000 рублей;
  • Экскурсия для группы от 21 до 30 человек — 3000 рублей.

Билеты и аудиоэкскурсии

Тематические экскурсии

  • Евангельские сюжеты в мозаиках Спаса на Крови (45 минут) — 400 рублей. В ходе экскурсии посетители знакомятся с коллекцией мозаики собора, ее персонажами, тематикой и христианской символикой;
  • Архитектура и наружное убранство Спаса на Крови (45 минут) — 400 рублей. Храм является уникальным памятником «русского стиля» рубежа XIX — XX веков. Познакомится с элементами декора наружных стен и великолепными куполами вы сможете на данной экскурсии;
  • Мозаика Спаса на Крови (45 минут) — 400 рублей. Экскурсовод расскажет не только о мозаике собора, но и о художниках, создавших этот уникальный объект, их технике и технологии мозаичного набора.
Читайте также:
Отдых в Мали в 2022 году - цены и достопримечательности

Лица, имеющие право на бесплатное посещение музея:

  • герои Советского Союза, Российской Федерации и Полные Кавалеры Ордена Славы;
  • многодетные семьи (три и более ребенка до 18 лет);
  • организованные группы детей и молодежи, отдыхающих в лечебно-оздоровительных учреждениях;
  • лица до 18 лет, студенты (курсанты), аспиранты, адъюнкты, ординаторы, ассистенты-стажеры ВУЗов Российской Федерации и Республики Беларусь — третий четверг каждого месяца;
  • инвалиды Великой Отечественной войны и боевых действий на территории других государств;
  • участники Великой Отечественной войны;
  • воины-интернационалисты и участники боевых действий;
  • лица, награжденные медалью «За оборону Ленинграда» и/или знаком «Житель блокадного Ленинграда»;
  • бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания в период ВОВ;
  • инвалиды I, II группы, дети инвалиды, и сопровождающее (инвалида I или II группы, либо ребенка- инвалида) лицо;
  • военнослужащие срочной службы;
  • лица, обучающиеся в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования с дополнительной образовательной программой, имеющей целью военную подготовку несовершеннолетних граждан (в частности, учащиеся суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкальных училищ, кадетских (морских кадетских) корпусов);
  • дети до семи лет (право бесплатного посещения распространяется только на ребенка);
  • штатные сотрудники музеев Министерства культуры РФ, члены ИКОМ (Международный совет музеев), члены Творческого союза музейных работников Санкт-Петербурга и Ленинградской области, члены Союза музеев России;
  • организованные группы лиц, находящихся в государственных социальных учреждениях.

Правила посещения Спаса на Крови в Санкт-Петербурге

В храме запрещено:

  • приносить в собор холодное и огнестрельное оружие, легковоспламеняющиеся, взрывчатые, ядовитые и пачкающие предметы;
  • посещать храм в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
  • приносить чемоданы, дорожные сумки, большие рюкзаки, снасти, лыжи, воздушные шары;
  • кататься на велосипеде, самокате, роликовых коньках и кроссовках с колесами;
  • употреблять еду и напитки;
  • заходить за ограждения и в служебные помещения, облокачиваться на стойки, колонны и витрины храма;
  • делать надписи и объявления;
  • оказывать услуги экскурсионного характера без согласования с администрацией;
  • шуметь, петь, танцевать, слушать музыку и играть на музыкальных инструментах;
  • курить и мусорить на территории музея;
  • находиться в соборе с животными;
  • оставлять детей дошкольного возраста без присмотра взрослых;
  • производить фотосъемку со вспышкой во время экскурсии.

Как добраться

Спас на Крови находится в историческом центре города по адресу: Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, д. 2б, литер А.

До храма очень легко добраться на общественном транспорте. Самым удобным вариантом является поездка на метро (линия 2). От станции «Невский проспект» (выход на канал Грибоедова) необходимо пройти всего около 7 минут.

Маршрут от ст. «Невский проспект» до собора на карте — Google Maps

Также можно добраться до Спаса на Крови на автобусах: № 3, 7, 22, 24, 27, 191 (ост. «Невский проспект») и троллейбусах: № 1, 5, 7, 10, 11, 22 (ост «Невский проспект»).

Чтобы заказать такси воспользуйтесь мобильными приложениями: Яндекс.Такси, Maxim, Uber или Gett.

Если арендовать автомобиль, то дорога от аэропорта Пулково займет около 40 минут.

Маршрут от аэропорта до собора Спас на Крови на карте — Google Maps

Спас на Крови внутри: видео

Спас на Крови с высоты: видео

Спас-на-крови: режим работы и стоимость билетов в 2022 году

Спас-на-крови, или собор Воскресения Христова на Крови, был построен в 1907 году. Он был сооружен как памятник царю Александру II, которого смертельно ранили в марте 1881 года, на том же месте где и возвышается храм. Для строительства потребовалось 24 года, ныне же церковь имеет статус музея.

Посещение собора Спас на Крови в Санкт-Петербурге – обязательная часть туристического маршрута в Северной столице. Ведь примечателен не только внешний вид храма, но и его внутреннее убранство, над созданием которого работали более 30 художников, включая Васнецова, Нестерова, Беляева и других. Коллекция мозаик, которые украшают стены собора, является одной из самых крупных в Европе.

Режим работы собора Спас на Крови

Музей «Спас на Крови» работает с 10:30 до 18:00 ежедневно, кроме среды.

Во время школьных каникул, за исключением летних, а также в дни государственных праздников, кроме 1 января, музей работает без выходных.

С середины июля до конца сентября музей работает и вечером, с 18:00 до 21:30, но без экскурсионного обслуживания. Точные даты начала сезона вечерних программ меняются каждый год, поэтому необходимо уточнять информацию перед посещением.

Кассы закрываются за 30 минут до закрытия музея.

В соборе по выходным дням проводятся богослужения в 7:30 и 18:00, актуальное расписание можно узнать на официальном сайте.

Цена билета в собор Спас на Крови

Стоимость стандартного билета для посещения музея – 350 рублей. Держатели удостоверения ISIC – 200 рублей. Льготный билет – 100 рублей. По нему музей могут посетить дети от 7 до 18 лет, студенты и учащееся в России и Беларуси. А также пенсионеры, женщины, старше 55 лет, и мужчины, старше 60 лет, имеющие гражданство России или Беларуси.

Для того чтобы купить билеты в храм Спас на Крови по льготной цене необходимо представить кассиру подтверждающих право на льготу документов. В противном случае работники музея могут отказать в продаже такого билета.

Для посещения собора и Часовни-музея можно приобрести комплексный билет, его стоимость – 350 рублей.

Билет для посещения Спаса на Крови в вечернее время, в период, когда это опция предоставляется, стоит 400 рублей. Льготы не распространяются на вечернее посещение.

Бесплатно музей могут посетить Герои СССР и РФ, члены многодетных семей России и Беларуси, дети до 7 лет, инвалиды I и II групп с сопровождающим.

Каждый третий четверг месяца для несовершеннолетних школьников, а также других учащихся – билеты в спас на крови в Санкт-Петербурге бесплатны.

Будьте внимательны, приобрести входной билет можно только за полную стоимость. Льготные билеты приобретаются в кассах музея. [/su_note]

Экскурсии и цены

Для посещения музея разработано несколько обзорных программ. Экскурсии в Спасе на Крови позволят познакомиться с его архитектурой, историей и достопримечательностями.

Читайте также:
Время полета Москва – Норвегия

Цена экскурсий в собор Спас на Крови – 400 рублей. Продолжительность любой программы – 45 минут.

Спас на Крови: снаружи и внутри

Экскурсия начнется на площади искусств, откуда вы пройдетесь вместе с гидом в музей, по дороге узнав о жизни XIX века в Петербурге. В соборе вы увидите знаменитые мозаики и резные иконостасы. Гид расскажет вам об истории храма с момента основания до современных дней, о его тайнах и императоре, которому был поставлен этот памятник. После осмотра Спаса на Крови, вы отправитесь к Марсову полю, где узнаете о Российской Империи в период революции.

Тип: групповая, пешеходная.

Продолжительность: 2 часа.

Стоимость: 590 рублей.

Евангельские сюжеты в мозаиках храма

Мозаики собора – одна из его главных достопримечательностей. Сюжеты, воплощенные на стенах собора рассказывают о 277 христианских персонажах, а количество изображенных стен насчитывает 68 сюжетов. На экскурсии гости поближе познакомятся с впечатляющими мозаиками.

Мозаика храма-памятника «Спас на крови»

На этой экскурсии гости узнают не только о сюжетах и героях мозаик собора, но и узнают об истории мозаичного ансамбля. Гид расскажет о том, как и кем создавались эскизы, о мастерах, создававших произведения искусства, а также нюансы техники создания таких рисунков.

Архитектура и наружное убранство

Экскурсия познакомит гостей с удивительным собором, выполненным в русском стиле. Они смогут увидеть его со всех сторон, а программа не оставит незамеченной ни единую деталь внешнего и внутреннего убранства.

Правила посещения

На территории музея нельзя заходить за ограждения, а также прикасаться к элементам внутреннего убранства. С собой нельзя проносить и употреблять напитки или еду, проезжать на велосипеде, роликах и других средствах передвижения. Исключение составляют только лица с ограниченными возможностями здоровья.

Лица, находящиеся в состоянии опьянения не допускаются в музей. С собой нельзя брать чемоданы и другие крупные сумки.

Фотосъемка может осуществляться только без использования специализированной техники, в том числе монопода, и без вспышки.

Как добраться

Спас на Крови располагается на набережной канала Грибоедова, 2а.

Ближайшая станция метро – «Невский проспект».

Рядом расположены остановки общественного транспорта «Летний сад», где останавливается трамвай №2, а также автобусы №46 и 49, маршрутка № К-76.

Добраться можно от остановки «Площадь искусств», на ней останавливаются маршрутки К-107 и К-289. До остановки «метро Невский проспект» можно добраться на автобусе № 191, троллейбусах №1, 7, 10 или 11.

Официальный сайт храма: http://spas.spb.ru/

История храма

Возвести памятник на месте нападения на императора было решено уже на следующий день. Сначала это была небольшая часовня, которая простояла до 1883 года. Собор возводилась на собранные со всех губерний пожертвования.

С самого начала, как и Исаакиевский собор, храм был на государственном содержании, а не на деньги прихода. В нем проходили только проповеди и службы в честь погибшего императора.

После революции 1917 года собор перестали финансировать, и даже хотели разобрать. Однако начавшаяся война эти планы были отложены. В долгие дни блокады в соборе размещался морг, а после войны здесь хранили декорации оперного театра. С 1968 года он начал охраняться как государственный памятник, и только в 1997 году открылся для посетителей.

Что посмотреть

Главная ценность собора – мозаика. Она украшает не только стены, но и своды с куполами. Здесь можно увидеть драгоценные самоцветы и другие необычные породы. Обратить внимание следует на иконостас, украшенный полудрагоценными камнями, а также на иконы, выполненные по эскизам Нестерова и Васнецова.

Храм Спаса на Крови в Санкт-Петербурге

Красивейший мемориал с непростой историей. Храм Спаса на Крови в Санкт-Петербурге овеян множеством городских легенд и загадок. Чего он только ни перенес на своем веку.

Это крупнейший памятник русского мозаичного искусства. Мастера использовали богатую коллекцию самоцветов. Одно только покрытие пяти глав собора ювелирной эмалью заняло площадь 1000 квадратных метров.

Девятикупольный храм построен в нехарактерном для Петербурга стиле русского зодчества. Не зря часто отмечают сходство между Спасом на Крови и Храмом Василия Блаженного: многие композиционные приемы и формы церквей созданы по примеру Москвы и Ярославля 17 века.

С момента трагической гибели Александра II и основания собора в память о его мученической смерти место прочно вошло в городской фольклор. А реставрацию с ее строительными лесами, занявшую целых 25 лет, отразили в творчестве Булат Окуджава и Александр Розенбаум.

Адрес: Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, 2б

Координаты: 59.940037, 30.328930

Режим работы: 10:30-18:00, ежедневно (выходной – среда)

История

Все произошло 1 марта 1881 года на набережной Екатерининского (сейчас — Грибоедова) канала. Террористы, члены организации «Народная воля», убили императора самодельными метательными снарядами. Они надеялись, что гибель царя приведет к социальным преобразованиям и разожжет революцию.

Место гибели царя-освободителя сразу же приобрело особое значение: участок оградили забором уже в тот же день вечером. Тогда же был выставлен часовой.

Храм Спаса на Крови в Санкт-Петербурге возводили 14 лет. При его строительстве применили самые передовые технологии того времени: здание было полностью электрифицировано. Всего свет давали 1689 электроламп. Собор оснастили и молниезащитой. Громоотводами служили кресты центральной главки и колокольни. Строительство храма обошлось в 4,6 миллиона рублей.

Интересные факты

  • Пропорции собора выбраны неслучайно. Высота одного из куполов — 81 метр, что символизирует год смерти царя. Другого — 63 метра, это возраст, в котором он погиб.
  • «Спас на картошке» — так неофициально прозвали храм. После снятия блокады тела захоронили, и до конца войны здание приспособили под картофелехранилище. До тех пор там находился морг. Именно туда свозили тела погибших от голода и артобстрелов горожан.
  • После мемориал стал складом декораций Малого театра оперы и балета имени Мусоргского. В какой-то момент хранилище загорелось, пожар почти уничтожил уникальный мозаичный узор. Позже при обследовании храма в центральном куполе обнаружили застрявший там со времен войны немецкий фугасный снаряд. Во время артобстрела он пробил свод купола и увяз в перекрытии свода, чудом не взорвавшись. 240-миллиметровый снаряд массой около 150 килограммов, никем не замеченный целых 20 лет.
Читайте также:
Каменец, Беларусь — все о городе с фото

Что посмотреть

Внутри можно увидеть место, где было совершено убийство. Справа у самого входа есть небольшой каменный купол. Под ним — огороженный фрагмент бывшей Екатерининской набережной. Там взорвана карета Александра II. Сохранены камни булыжной мостовой, на которые пролилась царская кровь, и часть решетки канала.

Над внутреннем убранством храма работали Виктор Васнецов, Михаил Нестеров, Павел Беляев и другие известные мастера.
Фото: Олег ЗОЛОТО, «КП»-Санкт-Петербург»

Хотя изначально входившие в декор самоцветы уже утрачены, внутреннее убранство храма и сейчас представляет едва ли не главную ценность Спаса на Крови, а это более 7000 квадратных метров. Над эскизами работали Виктор Васнецов, Михаил Нестеров, Андрей Рябушкин, Павел Беляев и другие мастера Академии художеств.

Существует легенда о том, что одна из икон предсказывает будущее России. Если смотреть на нее долго и внимательно, то можно обнаружить даты поворотных моментов в отечественной истории. Например, Октябрьская революция, Великая Отечественная война, смерть Сталина. Но правда ли это — доказательств нет.

Храм Спаса на Крови в разное время года

Цены на билеты в зависимости от сезона в Спасе на Крови не меняются. Особый тариф есть для иностранцев. Количество посетителей летом в несколько раз превышает число зимних туристов, впрочем, как по всему Санкт-Петербургу.

С 1 мая по 30 сентября с 18:00 до 22:30 в музее проводятся вечерние экскурсии «Спас на Крови в белые ночи». Выходной день — среда.

Собор вмещает около 1600 человек, так что в любое время года места хватит для всех желающих.

Где сделать красивое фото

Особенно красив собор в ясную погоду, когда синева неба подчеркивает яркие цвета эмали куполов. Откуда открывается лучший вид на храм Спаса на Крови в Санкт-Петербурге:

  • Марсово поле
  • Мало-Конюшенный мост
  • Набережная канала Грибоедова
  • Итальянский мост
Билет для взрослых 350 руб.
Билет для детей До 7 лет — бесплатно
От 7 до 18 лет — 100 руб.
Билет для студентов России и Белоруссии 100 руб.
Билет для пенсионеров России и Белоруссии 100 руб.
Билет для иностранных студентов (необходимо предъявить карту ISIC) 200 руб.
Вечерняя экскурсия 400 руб.

Цены в храме Спаса на Крови в Санкт-Петербурге указаны на 2022 год.

История храма Спаса на крови

История храма Спаса на крови считается одной из судьбоносных для России. Поэтому архитекторы старались создать особый, исконно русский стиль, отличающийся от остальных.

Необычайно оригинальный храм Спаса на крови фото в Питере которого указывают на то, что достопримечательность представляет собой яркий образец исконно «русского стиля», сигнализирует о зарождении на территории России приблизительно в 1830 годах во времена заката классицизма, а также начала популярности эклектики. Национальное возрождение России тогда подразумевалось, как укрепление православного древнего духа, превозносившего по-настоящему чистую христианскую веру, а также полное возвращение к патриархальному укладу. Церковная постройка грани девятнадцатого – двадцатого веков сегодня является популярной туристической достопримечательностью России.

Перед тем как ознакомиться с историей храма Спаса на крови, стоит немного узнать о его внешнем облике. Силуэт храма вырастает прямо над водной гладью известного канала Грибоедова. Его светящийся золотом, многогранной мозаикой, а также красочной эмалью свод стоит на четырех опорах, которые представляют собой столбы. Поверх него находится пять глав, среди которых выделена средняя шатровая, а также луковичные по бокам. Место по центру занято 8-мигранным шатром, который представляет собой ярко выраженный высотный доминант. Именно он визуально создает впечатление своеобразной нацеленности вверх. Купол шатра по габаритам значительно уступает куполам на боковых главах и того, что на колокольне, из-за чего создается впечатление, что шатер разрезает небесное пространство. Поэтому обычно несложно узнать, где находится храм Спаси на крови, поскольку изящное строение видно издалека.

История Спаса на крови

Праздничный вид строения еще ни о чем не говорит, ведь построено оно на месте одного из самых главных трагических происшествий российской истории, на месте, где был смертельно ранен Александр II во время теракта, совершенного народовольцем И.И. Гриневицким. когда он направлялся на парад войск на Марсово поле. Тогда Россию потрясло это трагическое происшествие. Великий храм на этом месте был воздвигнут по приказу Александра III, сына убитого Царя, народом он стал называться «Спас на крови». Внутри этой церкви должны были регулярно совершать службы по убиенному, она считается важным местом собрания паломников, где они молились о душе Александра II.

Благодаря традиции русского зодчества церковные сооружения строили, как память о важных исторических событиях. Представители «русского стиля» старались воссоздать национальный исконно русский стиль, который был укоренен древнерусским зодчеством, а также народным искусством, глубочайшими традициями самобытности народа. Внешний вид храма Спаса на крови в Питере буквально завораживает.

Знаменитые архитекторы Питера А.И. Томишко, И.С.Китнер, В.А. Шретер, и. С. Богомолов участвовали в первом конкурсе по созданию проекта. Проекты были поданы на рассмотрение в «византийском стиле», который не отвечал характеру требуемого «русского церковного творчества». Александр III не выбрал ни одного из них, выразив пожелание построения храма в русском вкусе и, чтобы его создание служило своеобразной метафорой приближения Петербурга к заветам, диктованным старомосковской Русью. Постройка должна была символизировать единство Царя и государства, народа и его непоколебимой веры, напоминая потомкам о династии Романовых, стать памятником самодержавию России.

По результатам второго конкурса высокое одобрение получила совместная работа архимандрита Игнатия (И. В. Малышева), настоятеля Троице- Сергиевой пустыни под Питером, и архитектора А.А. Парланда. Этот проект больше всего понравился новому императору, удовлетворив все его требования. После того, как Парланд внес корректировки, значительно изменив начальный облик церкви, проект был в 1887 году утвержден. Архимандрит Игнатий внес предложение освятить будущий храм- памятник во имя Воскресения Христова. если рассматривать фото храма Спаса на крови в Питере, можно понять, что тут четко прослеживается идея заключалась в глубоком осмыслении преодоления смерти, утверждая связь между смертью Александра II и жертвой Спасителя в искуплении. место ранения, повлекшего за собой смерть самодержца- освободителя, должно было восприниматься как «Голгофа для России». Собор Воскресения Христова торжественно заложили 6 октября 1883 года в присутствии императорской четы: Александра III и Марии Федоровны, и митрополита Исидора, который составил план церемониала. В честь этого внутрь основания будущего престола заложили закладную доску с выбитой специально для этого печатью. Император Александр III заложил лично первый камень. Обагренные кровью фрагмент решетки канала, часть булыжной мостовой и гранитные плиты предварительно сняли, упаковав внутрь ящиков, занесли для хранения в часовню на Конюшенной площади.

Имеются также интересные факты о храме Спаса на крови которые необходимо знать. Строительство храма началось раньше утверждения окончательного проекта. Его строительство заняло 24 года, а смета составила 4 606 756 рублей. Из них 3 100 000 рублей выделила казна, остальное пожертвовали императорская, государственные учреждения, частные лица.

Близость канала вносила свои коррективы в строительство, значительно усложняя его. Для этого впервые, вместо привычной всем забивки металлических свай, применили в строительной практике Питера под фундамент бетонное основание. Кирпичные стены возвели на сплошном мощнейшем фундаменте, приготовленном из путиловской цельной плиты. Кроме того, они были оформлены красно-коричневым кирпичом, привезенным из Германии, детали из белого мрамора получили особое внимание. Наружная облицовка отличалась своей высокой декоративностью, невероятной сложностью выполнения. Особую красоту придают затейливые поливные изразцы, многоцветная декоративная черепица, произведенная фабрикой Харламова. В 1894 году были сведены купола, в 1896 Петербургским Металлическим заводом были выполнены каркасы девяти глав собора из металлоконструкций. Главы были покрыты четырехцветной ювелирной эмалью, произведенной по специальной рецептуре фабрикой Постникова и не имеющую аналогов русской архитектуры. Площадь их покрытия составляет тысячу квадратных метров, что, по сути, считается беспрецедентным случаем для истории зодчества России.

Читайте также:
Принстон, США — все о городе с фото

Крест, высота которого составляет 4,5 метра, был водружен на центральную главу церкви Спаса на крови в Санкт-петербурге торжественно в 1897 году, после чего митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Палладий сразу же совершил отдельный молебен, освятив его. После этого строительство продолжалось еще десять лет, которые заняли преимущественно отделочные работы, укладка мозаики. Также были учтены следующие моменты:

  1. Колокольня высотой 62,5 метра стоит на месте непосредственного смертельного ранения Александра II, поэтому ей отводится особая роль. Над ее луковичной частью был установлен высокий крест, увенчанный императорской короной.
  2. Под золотым навесом, со стороны запада колокольни, находится Распятие из мрамора с образом спасителя, выложенного мозаикой, отмечающего снаружи храма место трагедии, повлекшей за собой смерь царя.
  3. Ниже карниза поверхность колокольни покрыта рисунками гербов городов, а также губерний, где скорбящие сопереживали об убийстве Царя-Освободителя всю Россию.

Войдя во внутрь храма Спаса на крови в СПБ, посетитель сразу оказывается недалеко от места ранения Александра II, то есть с той частью набережной, которая выделена шатровой сенью из яшмы, представляющей собой шатер с восемью гранями, поддерживаемый четырьмя колоннами. Большая часть его убранства состоит из натуральной алтайской и уральской яшмы, роскошного балюстрада, изысканные вазоны и цветы из камня поверх шатра выполнены из родонита с Урала. За решеткой из золоченного металла, украшенной императорской короной, видно булыжную мостовую, плиты тротуара и решетку канала – место, где замертво упал Царь-Освободитель. Возле памятного места проводят панихид люди приходя туда, молились, продолжают молятся о упокоении его души. Основные события царствования, эпизоды его судьбы высечены на досках из гранита красного цвета внутри ниш ложной аркады, которая размещена понизу стен фасадного полотна.

Оба крыльца объединены под одним шатром. Они прикомпонованы к колокольне со стороны севера и юга, а также представляют собой парадные входы. Двуглавые орлы венчают покрытые разноцветной черепицей шатры, в тимпанах крылец – композиции из мозаики, выполненные по оригинальным эскизам В.М. Васнецова «Страсти Христовы»

Созданный архитектором А. Парландом уникальный храм Спаса на крови в СПБ, объединил все лучшие качества арсенала зодчества допетровской Руси. Как следствие, необыкновенная элегантность и множество декора. Спас на крови, исключительно благодаря театральному красочному декору, выглядит как настоящий цветок. который расцвел на болотистой почве Петербурга. Облик его выделяется неукротимым изобилием ярчайших деталей, изысканной палитрой всевозможных отделочных материалов, колоритом, переливами, откликами мозаик, эмалей, изразцов, разноцветной черепицы.

Спас на Крови (Собор Воскресения Христова) в Санкт-Петербурге

Величественный храм Спаса на Крови, или собор Воскресения Христова, – православный храм, построенный в память императора Александра II. Его архитектурной ценности и мозаичной коллекции практически нет равных во всей Европе. Отличается собор и богатой историей, и таинственными событиями и моментами, делающими его интересным для посещения и изучения. Можно назвать храм Спаса на Крови местом, обязательным для включения в экскурсионную программу туристов. Ведь после его посещения каждый откроет для себя нечто удивительное и вдохновляющее…

Почему храм решили построить именно на этом месте?

История собора Спас на Крови тесно связана с серьезными реформами в стране и нарастающим революционным настроением. Самодержавие все больше провоцировали недовольство, даже не смотря на отмену крепостного права императором Александром II. На фоне этих волнений в 70ые годы XIX столетия формируется организация «Народная воля», которой суждено существенно изменить уклад Российской Империи.

Главной задачей «Народной воли» было свержение монархии. И, следовательно, убийство царя. Ценой многих жертв и усилий, они смогли достигнуть своей цели.

На императора Александра II «Народная власть» смогла совершить несколько покушений. И последним, достигшим цели, стало его убийство 1 марта 1881 г. на набережной Екатерининского канала. Император получил смертельное ранение от бомбы, брошенной Н. Русаковым. После его отвезли в Зимний дворец, где император Александр скончался.

Императору было предсказано, что именно восьмое покушение приведет его к гибели. Шесть раз ему удавалось избежать смерти в седьмой – бомба повредила только карету. Вышедший император мог избежать смерти, но он задержался на месте, распоряжаясь относительно случившегося. В этот момент к его ногам была брошена еще одна бомба – восьмое покушение стало роковым.

Реакция, не оправдавшая ожидания…

«Народная власть» предполагала, что после убийства царя народ поднимется и выйдет свергать остатки монархии. Но люди, напротив, переживали за семью императора и стремились попасть на место его гибели. Верующие хотели помолиться за смерть императора Александра и людей, которые его сопровождали.

Читайте также:
Детский отдых в Крыму 2022, выбираем детские лагеря

В результате трагедия, столь похожая на библейские времена и смерть Иисуса, создала другую идею. Сын императора Александра II – Александр III издал указ увековечить память отца храмом на месте его убийства.

И уже 17 апреля 1881 года, в день рождения Александра ІІ, была освящена деревянная часовня, спроектированная Леонтием Николаевичем Бенуа. Часовня просуществовала до начала возведения храма — 1883 года.

Планирование и возведение собора Воскресения Христова на Крови

Масштабный конкурс проектов храма был объявлен в городе Петербурге в середине 1881 года. В нем участвовали многие известные российские и другие европейские архитекторы:

  1. А. Л. Гун, И. С. Китнер, Л. Н. Бенуа, И. С. Богомолов, но лучшим был признан проект А. И. Томишко в русско-византийском стиле «Отцу Отечества».
  2. Император Александр III не был вдохновлен ни одним из предложенных вариантов, так как в них было слишком много «европейского».
  3. Позже стартовал новый конкурс, завершившийся в 1882 году, был представлен 31 проект. Дмитрий Суворов также принимал участие.

Однако проект, который понравился царю, был представлен вне рамок конкурса. Автором работы стал настоятель Троице-Сергиевой пустыни архимандрита Игнатий и архитектор Альфред Парланд.

После некоторых доработок Александр утвердил проект Спаса на Крови в мае 1887 года.

Строительство православной святыни

Оттачивание проекта собора Воскресения Христова проходило более 3 лет, однако основание было заложено в конце 1883 года. Над доработками трудилась целая команда архитекторов, которую возглавлял младший сын императора Александра II – Великий князь Владимир Александрович.

Сложные и объемные мозаичные работы в храме затормозили строительство почти на 10 лет.

В процессе строительства собора Спаса на Крови использовались передовые технологии, за счет чего постройка стала одним из самых современных задний в Питере и России. Вот некоторые факты:

  • новый храм был полностью электрифицирован;
  • для освещения использовали 1689 лампочек;
  • сумма строительства – 4,6 млн. рублей;
  • максимальная высота здания – 81 м;
  • вместительность – 1600 человек;
  • собор признан памятником русской архитектуры.

Построенный собор освятили в августе 1907 года в день Преображения Господня. Выполнил его митрополит Антоний.

Судьба Спас-на-крови после революции

После освящения настоятелем храма назначили профессора П. И. Лепорского. До 1917 года собор функционировал в штатном режиме, но не был открыт для массовых посещений. После Октябрьской революции судьба спаса-на-крови много раз складывалась не лучшим образом:

  • после 1917 г. финансирование спаса-на-крови остановилось;
  • через некоторое время служащие в храме обратились к жителям Петербурга и смогли наладить систему пожертвований и сборов для содержания собора;
  • в 1919 году власти решили сделать собор приходским и столкнулись с возражениями настоятеля, так как Спас на Крови всегда был закрыт для прихода;
  • в январе 1920 г. Спас на крови всё же был передан новому приходу;
  • 1922 году сменился настоятель, им стал Николай, епископ Петергофский;
  • Спас на Крови долго сопротивлялся большевистскому режиму, став центром оппозиции Русской православной церкви;
  • активная антикоммунистическая деятельность стала причиной закрытия храма в октябре 1930 года;
  • в 1931 году власти постановили, что храм нужно разобрать, но обстоятельства вынудили их отложить это решение.

Великая Отечественная война не дала разрушительным планам сбыться. Во время блокады Ленинграда собор сослужил особую службу, став моргом.

С 1945 в закрытом храме складировали декораций Малого театра.

С начала XX века территория вокруг была реконструирована.

В 60ые годы Спас на Крови получил государственную защиту, а в 1970 в нем был открыт филиал музея «Исаакиевский собор». Это событие навсегда исключило риск разбора православного храма. Однако аварийное состояние, вызванное безжалостным обращением с художественным убранством в послереволюционное время, требовало реставрации.

Реставрировали храм с конца 80-ых годов до конца 90-ых. Лишь в конце XX века 1997 году работы полностью завершились, и собор был снова открыт для посещений. В мае 2004 г. здесь была проведена первая торжественная литургия за 70 лет. В 2014 году состоялась официальная регистрация прихода собора Воскресения Христова на Крови.

Архитектурные особенности собора Спаса на Крови

Собор выполнен в пятиугольной ассиметричной форме, вытянутой по оси с запада на восток. При разработке проекта А. Парланд руководствовался традициями 17 столетия, однако во многом привнес новизну в декор, форму и архитектуру спаса-на-крови:

  • основное здание дополнено тремя алтарными апсидами с востока с малыми куполами;
  • многочисленные фигурные наличники, кокошники, изразцы, разноцветная черепица;
  • на западе находится двухъярусная столпообразная колокольня с крупным куполом;
  • входные двери смещены к северо-западному и юго-западному направлению;
  • При строительстве впервые в России был использован фундамент вместо традиционных свай;
  • Снаружи здания мозаика делает акцент на его главных элементах;
  • девять глав собора. Часть глав имеют позолоченное покрытие, а часть эмалевое.

Памятник посвящён российскому самодержавию, это подтверждают элементы: увенчанный короной крест и двуглавые орлы.

Внешняя отделка фасадов сочетает огромное количество материалов: мрамор, гранит, кирпич, мозаика и керамика разного происхождения. Стены облицованы цветными фарфоровыми и керамическими кирпичами.

По периметру фасада собора установлено 20 темно-красных гранитных досок, на которых золочеными буквами выбиты деяния императора Александра II.

Купола храма

Главный купол собора выполнен в луковичной форме и покрыт цветной ювелирной эмалью. аналогичный купол находится на центральном шатре. На апсидах установлены купола с медными позолоченными листами.

Спас на Крови видимо схож с Московским собором Василия Блаженного благодаря разноцветному хороводу куполов. В архитектурном плане храмы очень сильно разные. Узор глав не повторяется.

Мозаика фасадов

На фасаде храма уместилось около 400 кв. м. мозаичных полотен в русской технике с гербами и узорами народов. Многие мозаики созданы художником Васнецовым

Центральные стены и своды занимают картины земной жизни Христа, выложенные мозаикой.

Внутреннее убранство

При обустройстве собора были учтены ошибки, допущенные при строительстве убранства многих других храмов. Так, живопись в соборе решили заменить мозаикой из-за ее долговечности и устойчивости.

Мозаичное покрытие внутри храма составило почти 7 000 кв. м.

Большую часть мозаики для собора изготовила частная фирма Фроловых, выигравшая объявленный конкурс по поиску исполнителей. Часть икон была изготовлена в немецкой фирме «Пулл и Вагнер», а остаток мозаики выполнена Академия художеств.

Мозаичная коллекция занимает более семи тысяч квадратных метров площади храма.

Читайте также:
Каменец, Беларусь — все о городе с фото

Среди выдающихся личностей, работавших над мозаичным убранством:

  • мозаисты: Батюшков, Петров, Баранов, Кузнецов;
  • художники: Рябушкин, Бодаревский, Кошелев, Харламов, Васнецов.

Мозаика была выполнена в византийском, русском и модернистском стиле.

Иконостас Спас на Крови
Автор Название и особенности
Васнецов «Богоматерь» и «Спаситель». Характеризуются спокойными тонами и четкостью. Изготовлены Академией художеств прямым методом набора.
Нестеров «Св. Александр Невский». Икона с ярким национальным колоритом в красивой серебристо-голубой расцветке. Мозаика южного киота изображает Христа в белой накидке.
Рябушкин «Брак в Канне Галилейской», «Хождение по водам». Мозаика расположена на северной стене, отличаются ярким древнерусским стилем и индивидуальностью.
Харламов «Пантократор» и другие мозаика в центре залов. Создают яркий образ Христа в византийском стиле.

Сень – место, где был смертельно ранен император Александр II. Она находится чуть ниже уровня основного пола и выполнена по рисунку Альфреда Александровича Парланда. Сень первой появилась на территории Спаса на крови в 1907 году. Она состоит из 4 колонн с капителями и каменным навесом.

Памятное место имеет подлинные плиты и булыжники тротуара, обагренные царской кровью, часть решетки Екатерининского канала и перила набережной, где упал император Александр II.

Сень – 14-метровое сооружение по образу и подобию “царских мест” XVII века

Украшена святыми покровителями Романовых. По углам стоят яшмовые вазы, а над антаблементами возвышаются 24 кокошника. Пирамида оснащена крестом из 112 топазовых камней. Внутри сень облицована мозаикой из ляпис-лазури.

Легенды и тайны Спаса на Крови

За свою более чем вековую историю собор Спас на Крови «оброс» таинственными легендами и традициями. У каждой из них есть неповторимая история.

Спас на Крови – единственный храм в Питере, в котором нельзя зажигать свечи. Копоть может нанести непоправимый вред уникальным мозаичным полотнам.

Вот несколько загадочных фактов про великий храм Спас-на-крови:

  • до сих пор собор называют несокрушимым, так как грозные планы советской власти по разбору всегда прерывались чудовищными обстоятельствами;
  • ни одна фашистская бомба не попала в храм, но в 1961 году здесь обнаружили не взорвавшийся снаряд в куполе собора;
  • название «Спас на картошке» храм получил, когда во время блокады мерзлый картофель хранился в части собора, не выступавшей в роли морга;
  • для защиты крестов с куполов служители храма ночью перенесли их на дно канала Грибоедова, иначе их могли переплавить.

Еще одна, пожалуй, самая удивительная легенда Спаса на Крови – наличие пророческой иконы. Она спрятана от глаз посетителей, но экскурсоводы часто рассказывают о ее присутствии. По их словам, время от времени на иконе проявляются пророческие цифры. Так, на ней были замечены года 1917 и 1941, а позже – 1953, год смерти Сталина.

Режим работы храма: часы, цены, экскурсии

Режим работы Спаса на Крови зависит от времени года. Точное расписание и часы посещения на праздники можно узнать на официальном сайте, так как они могут меняться.

По средам экскурсии в Спас на Крови не проводятся. Выходной Музея камня – каждая вторая среда месяца.

В стандартном режиме Собор Воскресения Христова работает по следующей схеме:

  • с 10:00 до 18:00 собор открыт для посещений, кассы работают до 17:30;
  • с 1 мая по 30 сентября Спас на крови можно посетить до 21:30, однако экскурсионное обслуживание прекращается в 18:00;
  • киоск с полиграфией и сувенирами также работает до 21:30.

Часовня при храме Спаса на Крови работает с 10:00 до 18:00. С 1 мая по 30 сентября музей работает без выходных. В дни школьных каникул музейные объекты работают без выходных.

Богослужения

Точное расписание богослужений в соборе выкладывают на сайте по месяцам. Утренняя литургия начинается в 7:30, вечерняя – в 18:00. Расписание может изменяться в зависимости от праздников.

Экскурсионные программы

В храме можно заказать экскурсии по собору нескольких видов:

  • рассказ об истории и уникальных событиях в храме;
  • знакомство с мозаичной коллекцией Спаса на Крови и художниками, которые работали с момента строительства и участвовали в реставрации;
  • экскурс в особенности архитектуры храма.

В связи с распространением COVID-19 храм работает в режиме ограничения количества посетителей. В местах скопления людей стоят защитные экраны, а на входе и выходе каждый может воспользоваться дезинфицирующими средствами.

В Музее камня, который расположен в часовне ризнице храма, действует выставка с образцами материалов, использованных при строительстве. Также выставлены экспонаты, связанные с историей декора собора.

Цены на посещение и экскурсии

Купить билет можно в кассе или на сайте ГМК «Исаакиевский собор». Цены на билеты нужно уточнять там же, так как они могут меняться:

  • взрослый – 350 рублей;
  • вечерний – 400 рублей;
  • билет для студентов и пенсионеров при предъявлении удостоверения – 100 рублей;
  • школьники до 18 лет – 100 рублей;
  • дети до 7 лет – бесплатно.

Цены на посещение Музея камня – 100 рублей для взрослых и 50 рублей для студентов и пенсионеров. Дети от 7 до 18 лет могут войти в музей бесплатно.

Музей-памятник Спас на Крови – один из самых ценных объектов питерской культуры и архитектуры. Внутреннее и внешнее убранство собора считаются одними из самых богатых не только в России, но и в Европе. Приезжая в СПб по делам или на отдых, посетить это место стоит каждому. Ведь ни одно фото не способно передать шедевральности и атмосферы храма.

Как добраться до Спаса на Крови

Рядом с храмом расположена станция метро «Невский проспект». Музей-памятник Спас-на-крови находится справа от бывшего Екатерининского канала. Рядом расположен между Михайловским садом и Конюшенная площадь. Выходить нужно на канал Грибоедова.

Адрес: Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, 2Б, лит. А.

Добраться до храма можно на городских маршрутках, как: №3, 7, 22 и 27. А также на троллейбусах №1, 5, 7, 10, 11 и 22. Рядом с Конюшенной площадью. Мимо достопримечательности проезжает и экскурсионный автобус Hop on Hop off.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: