Современная архитектура Китая

Проявление идентичности в современной архитектуре Китая Текст научной статьи по специальности « Прочие социальные науки»

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Садриева А.Р., Ахтямова Р.Х.

Последние пару десятилетий Китай стремительно застраивается. Главным действующим лицом на рынке строительства стал девелопер, которым руководит в первую очередь экономическая выгода. Архитекторы с мировыми именами реализуют здесь свои эксперименты. И в этих жестких условиях китайская архитектура ищет свое новое лицо. Но чем сложнее задача, тем элегантнее может быть решение. В статье анализируются основные средства выразительности идентичности и их архитектурная реализация, рассматриваются вопросы: какие же пути выбирают китайские архитекторы для самовыражения, какая архитектура более устойчива к моральному старению.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Садриева А.Р., Ахтямова Р.Х.

Manifestations of identity in modern Chinese architecture

In recent years Chinese cities are growing rapidly. The developer has become a major figure in the construction industry. Money, benefits and profits control the industry now. World-renowned architects realize their experiments here. China is faced with large environmental problems. Moreover, long built skyscrapers have become outdated at the time of completion of construction. Chinese architecture is trying to find its identity in these difficult conditions. Complex problems require ingenious solutions. Where to find these solutions? Maybe the answer will be find in the traditional architecture of the period of China”s Emperors. Or in silence of Chinese garden. At the same time, we must bear in mind the traditional philosophy, respect for nature, lifestyles of the Chinese people. Should we blindly copy these solutions, would they work in our reality? I tried to analyze the main ways of expressing identity in architecture in China and considered examples of their implementation.

Текст научной работы на тему «Проявление идентичности в современной архитектуре Китая»

Садриева А.Р. – студент

Ахтямова Р.Х. – ассистент

Казанский государственный архитектурно-строительный университет

Адрес организации: 420043, Россия, г. Казань, ул. Зелёная, д. 1

Проявление идентичности в современной архитектуре Китая

Последние пару десятилетий Китай стремительно застраивается. Главным действующим лицом на рынке строительства стал девелопер, которым руководит в первую очередь экономическая выгода. Архитекторы с мировыми именами реализуют здесь свои эксперименты. И в этих жестких условиях китайская архитектура ищет свое новое лицо. Но чем сложнее задача, тем элегантнее может быть решение. В статье анализируются основные средства выразительности идентичности и их архитектурная реализация, рассматриваются вопросы: какие же пути выбирают китайские архитекторы для самовыражения, какая архитектура более устойчива к моральному старению.

Ключевые слова: идентичность, современная архитектура Китая, методы выражения идентичности, традиции Китая, китайские традиции в современной архитектуре.

Китай – страна с богатой историей. Много ассоциации и образов приходит на ум при ее упоминании. Чайная церемония, фарфор, графика, удивительная природа. А также дешевая рабочая сила, низкое качество продукции, перенаселенность, экологические проблемы. «Китайский» перестало означать искусство, традиции, конфуцианство, пагоды и стало синонимом дешевых копий, некачественных товаров. Кажется, Китай утратил что-то сокровенное, потерял лицо и стал площадкой для реализации европейских экспериментов и идей.

Может ли страна в течение пару десятилетий утратить свои многовековые традиции? В это сложно поверить. Но, тем не менее, Китай пережил немало исторических и архитектурных потрясений. В 1949 году к власти пришли коммунисты и за 30 лет буквально перестроили Пекин, на смену помпезным дворцам пришли площади нечеловеческого масштаба и типовая жилая застройка. В 80-е гг. пришло новое отношение. После экономической реформы 1978 года Китай стал одержим страстью ко всему новому и прогрессивному.

Урбанизация стала основным способом борьбы с бедностью. Она оказала большое влияние на формирование современного облика Китая. Урбанизация за последние 20-30 лет привела к тому, что 70 % населения на сегодняшний день живет в городах. За последние 20 лет было построено 200 новых городов. В настоящее время стоит задача в ближайшие 16 лет переселить в города от 300 до 400 миллионов крестьян. Ежегодно возводится более 1 млрд. кв. метров жилья, что составляет половину жилищного фонда России [1]. При этом 80 % строительства – это коммерческий продукт, который использует самый банальный архитектурный язык. Но это вполне естественный процесс, характерный для начала рыночных отношений. Вместе с западными инвестициями в Китай приходит интернациональная архитектура. И вот уже житель Нью-Йорка чувствует себя в Гонконге как дома. Глобализация, интернационализм, кажется, что все идет по плану, и планета становится все более похожа и однообразна. Но где-то между статистикой по жилищному фонду и планом застройки нового экономического центра, остался человек, например, житель Пекина, который уже не узнает свой город. Или, что хуже, человек, чей дом снесли для того, чтобы построить новый небоскреб. И этот человек имеет право на идентичность, он значит больше чем статистика или план застройки.

Впервые идея единого архитектурного языка, стирающего границы между странами, была высказана модернистами. Стоит только вспомнить план Вуазен по

реконструкции Парижа. Но даже Ле Корбюзье (который с точностью угадывал «дух места» своих построек) на деле не воплощал эти красивые модернистские стерильные идеи. Мир, а значит, и архитектура состоят из ошибок. Время показало, что универсальный язык архитектуры не способен выполнить свою главною функцию -создать комфортную среду для горожанина каждого города мира. Современная наиболее популярная модель американского города-мегаполиса, бизнес-центра скорее является не языком, а кодом, транслирующим успех. Миру «продали» этот образ как единственно возможный путь для успешного развития. Пучков, опираясь на «облако семиосферы» Юрия Лотмана, описывает культурную среду как матрицу, в которой каждый участок несет свою индивидуальную информацию [2]. Города, «имплантируя» в свою структуру американский образец, разрывает матрицу, контекст и исторически сложившиеся структуры. Идентичность рассматривается как способность города отвечать на общественные запросы, особым индивидуальным способом. И такие способы, что немаловажно, наиболее приспособлены для жизни. Они устойчивы к старению. Социологами городская идентичность воспринимается как часть идентичности человека, а значит, она играет важную роль в формировании его личности. И это второй важный аспект. Идентичность – это потребность человека к комфортной среде, отвечающей его современным запросам и историческому прошлому. В данной работе предлагается рассмотреть различные приемы и способы выражения идентичности, которые, в то же время, соответствуют своей эпохе, не имитируют традиционную архитектуру.

Читайте также:
Тур поездка в Прагу на 5 дней цены на двоих

Индустриальный минимализм, на первый взгляд, отвечает запросам города и его жителей. Но современное городское жилье рассчитано на семьи из трех человек. Это идет в разрез с традиционным китайским укладом жизни, вышедшим из деревни, когда под одной крышей живет сразу несколько поколений семьи. Это нарушает традицию уважения к старшим и солидарности с ними. Жилой комплекс тулоу Ванке в Гуанчжоу китайского архитектурного бюро «Урбанус» находит решение в истоках комплексного жилья Китая [3]. Тулоу – один из видов традиционного жилья с двором, дом-крепость, в котором проживало 500-600 человек, представителей трех-четырех ветвей одного клана. Тулоу бывают квадратными и круглыми в плане. Замкнутая круговая система воспитывает уважительное отношение людей друг другу и равноправие. Занимаемая семьей площадь напрямую зависела от ее размеров. Современный комплекс тулоу Ванке совмещает национальный уклад с европейским модернистским типом многоквартирного дома с галереей-коридором. Так, бюро «Урбанус» вносит в традиционный соседский уклад жизни индивидуальность и приватность, не предусмотренные в конфуцианской системе ценностей.

Другой архитектурной репликой, отсылающей нас к традиционной для китайского жилья высокой плотности, стал бутик-отель на набережной Хуанпу в Шанхае [4]. Отель Уотерхаус расположен в районе, где до недавнего времени преобладали промышленные объекты и nong tang – традиционный для Шанхая 2-3 этажные блокированные дома, выстроенные вдоль узких внутренних проездов. Пятизвездочный отель имеет непритязательный, «обшарпанный» бетонный фасад, который напоминает об истории этого здания. Трехэтажно строение было возведено в 30е годы XX века для военного штаба японской армии. Конструктивистский скругленный бетонный фасад, фиксирующий угол улицы, украшен только прямоугольными аскетичными окнами. Бюро Neri & Hu Design and Research Office решили сохранить это здание, которое могло стать интересным фоном для создания бутик-отеля. Но для того, чтобы уместить девятнадцать предполагаемых номеров и общественные зоны, было необходимо увеличить объем здания еще на один этаж. Для того чтобы надстройка не подавляла историческую часть здания, новый этаж по пластике повторяет старые, но отличается материалом отделки -кортеновой сталью. Благодаря своему благородно-коричневому цвету и бархатистой фактуре ржавый металл прекрасно сочетается со старым бетоном, но при этом остается достижением современных технологий. Но архитекторы пошли дальше, для того чтобы чужеродный новый объем прижился, слился со зданием, они вставили коробку из кортеновой стали внутрь бетонного фасада. Поэтому ржавая сталь фрагментарно просматривается в окнах здания, открывая структуру реконструкции. Для китайской культуры всегда было характерно обнажать суть вещей. В этом проекте контраст нового и старого осознанно подчеркнут и буквально выдвинут на первый план. Что же качается

плотного жилья, то здесь архитекторами был использован следующий прием. В межэтажных перекрытиях расположена система вырезов, которая позволяет гостям видеть тени друг друга. Эффект «присутствия соседа» становится прямой отсылкой к традиционно тесной застройке Китая. Не забыли создатели отеля и об историческом контексте места. Металлический корпус в определенных ракурсах отчетливо напоминает баржи, формирующие пейзаж вод Хуанпу еще в середине прошлого века.

Еще одной важной частью китайской культуры, забытой в последнее время, является тесная связь с природой. По мнению архитектора Ван Шу, в Китае утеряна традиция строительства городов и создания архитектуры, являющейся частью ландшафта. Для китайского мировоззрения очень болезненна потеря гармонии между человеком и его природным окружением. Бороться с силами природы, поворачивать реки вспять вошло в привычку индустриального общества. Но сегодня инновации и технологии, бережное отношение к природе не дань моде, а единственный способ выжить. Такое отношение к архитектуре и дизайну окружающей среды реализует в своих работах архитектурное бюро Turenscape [5]. Из-за быстрого роста городов вся экология оказалась разрушенной, и загрязнение начало идти еще быстрее. Президент компании, доктор Кончжан Ю, стал основоположником так называемого негативно-реверсивного «планирования наоборот». Первое, с чего он начинает работу – это подробное научное гидрогеологическое исследование участка, анализ инфраструктуры, которая уже сложилась в воде. Китай имеет богатую историю ландшафтного дизайна. Китайские сады знамениты по всему миру. Turenscape использует традиции китайского ландшафтного строительства в своих проектах, но эти традиции уже не решают такие актуальные проблемы, как: загрязнение воды и воздуха, засуха и наводнение. Нужен современный масштабный подход. Например, город Тайджоу потратил много денег на строительство канала, пытаясь таким образом решить проблему наводнений [6]. Turenscape предложили им совершенно новый подход – вместо того чтобы запирать реку в бетон, дать воде волю, организовать систему озер, что решило бы проблему наводнения. Политика «невысушивания болот» и «расканализации рек» восходит к самым истокам китайской культуры, где вся природа неприкосновенна и одушевлена – каждая вещь, место и явление имеют своих духов.

Современная комплексная архитектура и местная природная среда гармонично сочетаются в проекте жилого комплекса XishuangbanNa Residence от компании Tokamarch Architects [7]. Архитекторы решили совместить горизонтальность традиционной китайской деревни и вертикальность современного строительства. Основным строительным материалом комплекса станет бамбук, традиционный для китайских деревень. Также архитекторы постарались максимально приблизить жителей комплекса к природе. Для этого на каждом этаже организованы террасы, дворики (также традиционные для китайского жилья). Растения защитят жителей от вредного воздействия среды, а грунт эксплуатируемых крыш станет прекрасным теплоизолятором. Архитекторы попытались переосмыслить традиционную китайскую деревню, вдохнуть в нее новый смысл, приспособить к современным условиям высокой плотности населения. Здание планируется возвести в городе Цзинхун, Китай.

Еще один прием для создания идентичной архитектуры – использование местных материалов. И здесь нет равных архитектору Ван Шу, лауреату Плитцкеровской премии 2012 года [8]. Он часто использует с материалы, сохранившиеся от снесенных домов, как правило, это кирпич и черепица. Творчество этого архитектора внесло немалый вклад в формирование новой архитектуры Китая. Он вместе с женой основал мастерскую под названием Amateur Architecture Studio, что означает «любительская архитектурная студия». Однако это не об уровне профессиональности архитектора. Такая формулировка выражает философию Ван Шу. Для него «любительский» – любящий свое дело, преданный ему мастер. Именно ремесленники, любители архитектуры, используют и сохраняют народные техники строительства. Для Ван Шу было важно перенять этот опыт. Он много работал любителями. Для ремесленных архитекторов до сих пор характерна спонтанность работы, это помогает находить для каждой задачи индивидуальное решение, основанное на традиции. Одно из самых масштабных сооружений архитектора – исторический музей в Нинбо. Стены сооружения выполнены из камня и кирпича из снесенных во время строительного бума построек. По словам Ван Шу, образ музе был найден и сформирован за

Читайте также:
Отель My Hotel Apollon 3* в Праге

одну ночь. При этом такому быстрому появлению предшествовали долгие размышления и исследования. Такой подход корнями уходит в буддийские традиции. Ван Шу удается создавать сооружения, абсолютно точно улавливающие характер места своего расположения. Он не стремится громко выразиться в своих работах. Каждая его постройка тихо занимает свое место и становится его неотъемлемой частью. Возможно, поэтому его фамилия осталась мало замеченной среди таких громких гигантов, строящих в Китае, как Заха Хадид, Норман Фостер и Рем Колхас. Но мне кажется, что постройки Ван Шу гораздо более устойчивы к моральному старению, чем потрясающие воображение небоскребы. Его архитектура находится вне времени. Ван Шу всегда напоминает, что жизнь важнее проектирования. Поэтому он называет свои постройки домами, подчеркивая таки образом особое место человека в своей архитектуре.

Систематизировав вышерассмотренные примеры, можно выделить несколько направлений, характерных для развития современной самобытной архитектуры Китая. Во-первых, обращение к традиционным формам организации жилья. Это, преимущественно, сыхэюань, одно- двухэтажная застройка, расположенная по периметру квадратного двора, тулоу – круглый дом-крепость, также с внутренним двором, а также дяолау, дом-башня и фанза, деревенский дом. В структуре этих построек, их планировке, конструкциях отражены многовековые традиции, уклад жизни. Так, для Китая характерно уважение к старшим и проживание нескольких поколений вместе. При этом общинный тип жилья не подразумевает наличие личного пространства. Поэтому типовые жилые строения не могут цитироваться буквально, все его принципы должны адаптироваться соответственно потребностям современного человека.

Во-вторых, использование традиционных материалов. Здесь в первую очередь речь идет о дереве и бамбуке – исторически самые распространенные материалы. Бамбук формирует каркас здания, при этом стены не несут нагрузки. Также дерево значительно устойчивее к землетрясениям, чем другие материалы. Использование дерева не только дань традициям строительства, но и ответ современным требованиям зеленых стандартов. Дерево поглощает углекислый газ в процессе жизнедеятельности и консервирует его, превращаясь в постройку. В то время как в процессе производства многих других строительных материалов углекислый газ выделяется в атмосферу. Тем не менее, в погоне за традициями не стоит забывать о современных технологиях. Например, создание клееной древесины помогло увеличить стойкость к огню и воздействию микроорганизмов, а также минимизировать отходы древесины при производстве. В то же время, значительная часть истории архитектуры Китая связана с бетоном и кирпичом, например, районы нонг-танг обладают удивительной атмосферой и укладом жизни. Это, безусловно, не повод закрывать глаза на антисанитарию и трущобные условия, но можно использовать эти материалы для создания по-настоящему комфортных для проживания в наше время мест.

В-третьих, переосмысление отношения к природе и общественным пространствам. И здесь идет речь о возвращении к самым истокам. Не к высаживанию прекрасных роз по фен-шуй, а к отношению к природе как к чему-то сакральному, откуда вытекает ее однозначное преимущество перед человеком. В китайской культуре природе отдавалось центральное место. Это ее отличительная особенность от Европы и Запада, которые попеременно ставили в центр то Бога, то Человека. Учитывая современную экологическую ситуацию Китая, бережное отношение к природе их единственный путь к благополучному будущему. В то же время, это прекрасная возможность оживить современные мегаполисы общественными зонами, парками.

Вопрос идентичности, как мне кажется, лежит не в плоскости эстетических принципов архитектуры. Гораздо важнее принципы, на которых архитектура была построена веками. Они выработались под воздействием климата, ландшафта, культурной и религиозной, политической ситуации в стране. Отдельные регионы Китая, и даже каждая улица, имеют свой неповторимы дух. Дух места. Никто не решится точно сказать, из чего он складывается. Архитектура и дизайн среды должен строиться сообразно этому гению. Это понимали люди, живущие в этих прекрасных местах и строившие себе дома. И они из поколения в поколение искали и оттачивали идеальные формы и принципы организации пространства для жизни. Современные архитекторы должны деликатно и с уважение относиться к этому наследию.

Направления развития идентичной архитектуры Китая

10 самых красивых зданий Москвы

Вчера я показал вам 10 самых уродливых зданий Москвы. Конечно, это был субъективный рейтинг, основанный лишь на моем хорошем вкусе. Критиковать всегда проще, критика объединяет людей. “Смотри, какое говно!” – и вот уже у тебя за спиной выстраивается поддакивающая толпа, которая словно чайки повторяет: “Да-да-да-да!” А вот с хорошей архитектурой намного сложнее.

Хорошей архитектуры в России практически нет. У нас выросло несколько поколений, который вообще не представляют, что такое архитектура. Последний качественный всплеск был 100 лет назад, во время расцвета искусства авангарда. И всё. После 30-х – тишина. Сталинский ампир я не считаю качественной архитектурой, но это тот шрам, который украшает город. Однако на смену ему пришла борьба с украшательством, потом брежневское монументальное говно, а потом было не до архитектуры, есть было нечего.

Так что в эстетическом плане русскому человеку остается ностальгировать по дореволюционной классике и послереволюционному модерну. Может быть, поэтому у нас так любят пародии на классическую архитектуру?

Здесь надо сделать отступление. Человек идет по городу, видит Большой театр или какую-то усадьбу – глазу хорошо и приятно, и вот человек решает построить себе дом в таком стиле. Классическая архитектура кажется простой и понятной. Все стили изучены. Вот вам готика, а вот барокко. Спутать невозможно. Вот вам ионический ордер, а вот дорический. Всё понятно как в конструкторе “Лего”. Казалось бы, берешь учебник и строишь. Как только архитектору кажется, что все понятно, капкан захлопывается. Всё. Качественно проектировать в классическом стиле могут единицы. Это как играть классическую музыку: невероятно сложно, необходим огромный опыт и практика. Классика не прощает ошибок. Малейшая ошибка в пропорциях – и всё развалится. Именно поэтому из семени благих намерений (“сделать красиво”) почти наверняка появится на свет очередной уродец.

Читайте также:
Как купить промо билеты Аэрофлот

Каждой эпохе соответствует свой архитектурный стиль. Был модерн, был конструктивизм, был тот же сталинский ампир. Это отражение эпохи. Была архитектура застоя и «архитектура денег» лихих 90-х. В этом смысле даже лужковское говно имеет право на существование. Конечно, не в том количестве, в котором оно раскидано по городу. Сегодня мы имеем дело с архитектурой высоких технологией. Новые материалы, технологии и компьютерные программы позволяют строить немыслимые ранее конструкции. Небоскребы ставят рекорды по высоте, здания поражают невозможностью формы. И это прекрасно. Архитектура должна идти в ногу со временем, а не тиражировать пародии на успехи прошлого.

Но тут мы сталкиваемся ещё с одной проблемой. Многие годы в России вообще не было нормального архитектурного образования. Главный архитектурный ВУЗ страны, МАрхИ, чуть не прикрыли за неэффективность. Они даже молебен заказывали, чтобы лицензии не лишиться. Качество образования там крайне низкое. Знаю, так как сам учился. На весь ВУЗ всего несколько крутых архитекторов, которые действительно могут чему-то научить. В основном же молодые ребята попадают в руки старых маразматичных пердунов, которые как пауки держатся за свои места, при этом научить ничему не могут. Получить хорошее образование удается единицам. И эти единицы оказываются потом в мире, где нет заказчика. Да, мало вырастить хорошего архитектора, надо еще вырастить хорошего заказчика, у которого будет вкус. Так что травка надежды только начала пробиваться через глухую бетонную крышку совка. Возможно, наши дети будут строить прекрасные современные здания, а пока любой успех в архитектурном плане больше похож на чудо, чем на закономерность.

Сегодня я сделал подборку самых красивых зданий Москвы. У вас наверняка будет свое мнение на этот счет. Знаю, что многие из отмеченных мной строений не пользуются успехом у москвичей. Но мне они нравятся! Не согласны? Кидайте свой список в комменты!

1. Dominion Tower Захи Хадид

России обычно не везёт с реализацией проектов мировых звёзд архитектуры, но есть несколько исключений. Одно из них – офисный центр Dominion Tower Захи Хадид, который в конце прошлого года всё-таки достроили на Шарикоподшипниковской улице.

Заха Хадид – одна из лучших архитекторов в мире. Почти все её проекты гениальны. К сожалению, совсем недавно она умерла. Хорошо, что в Москве есть здание, построенное по ее проекту.

Это семиэтажное здание с офисными помещениями и паркингом на 251 место. Центр облицован композитно-алюминиевыми панелями, которые меняют цвет в зависимости от угла зрения и освещённости. Этажи здания как будто небрежно наброшены друг на друга. Описывая здание, представители Zaha Hadid Architects говорили об “идее пространственного полёта”.

Это похоже на игру дженга, стопку книг или торт со съехавшими коржами. По первоначальному замыслу “вылет” этажей друг относительно друга должен был достигать 20 метров, но из-за российских строительных норм его пришлось урезать до 8.

Архитектурое бюро “Элис” адаптировало идею Хадид к суровой российской действительности. Возможно, из-за этого Dominion Tower получился намного скромнее, чем большинство зарубежных проектов Хадид и чем её проект нового здания Экспоцентра, которое так и не было построено.

Девелопер ставил перед Хадид задачу спроектировать здание, которое “через 50 лет не будет выглядеть устаревшим”. Справилась ли с этим лауреат Притцкеровской премии, решайте сами.

Сейчас в здании гордо сидит Фонд содействия реформированию ЖКХ.

2. Жилой дом Copper House

Это, наверное, один из первых необычных домов в Москве, за который не стыдно. Небольшой аккуратный жилой комплекс авторства Сергея Скуратова появился в Бутиковском переулке в 2004 году. Это три кубических шестиэтажных здания, “оторванных” от земли за счёт консольных выносов.

Дома облицованы панелями из патинированной меди, которые придают им характерный зеленоватый цвет. Как выразился основатель девелопера Rose Group (именно эта компания строила комплекс) Борис Кузинец, этот оттенок – “архитектурная инверсия цвета травы”.

Из интервью Скуратова:

Я вот знаю, что ни один мой дом не принес никому вреда, – но я открываю блоги и читаю там, что пишет какая-то девочка: «Copper House, конечно, хороший дом, но зачем его покрасили в такой отвратительный зеленый цвет?» Ей отвечают: «Дура, это патинированная медь». «А что такое патинированная медь?» – «Это как когда на Пушкина голуби какают». А она: «Это ж сколько голубей погубили!»

Стоит напомнить, что дом стоит в самом центре Москвы. Хороший пример, как можно грамотно вписать современную архитектуру в историческую среду.

3. “Дом на Мосфильмовской”

Это ещё одна известная работа Сергея Скуратова. Тот редкий случай, когда новое здание в Москве становится узнаваемой частью её современного облика.

Забавно, что Лужкову “Дом на Мосфильмовской” сразу не понравился, и небоскрёб даже попытались объявить “самостроем” и урезать его высоту, а то и вовсе разобрать. Но в 2010 году Лужков ушёл, и здание уцелело.

Комплекс состоит из двух корпусов: 53-этажного (213 метров) и 34-этажного (132 метра). Когда о комплексе говорят москвичи, они подразумевают прежде всего башню. О том, что второй корпус – тоже часть “Дома на Мосфильмовской”, знают в основном те, у кого не получилось купить квартиру в башне и кто стал искать запасной вариант.

Небоскрёб получил премию на АРХ-Москве 2005, а в 2006 году был номинирован на первую национальную архитектурную премию Buildings Awards. Кроме того, здание вошло в топ-5 небоскрёбов мира по версии Emporis.

Читайте также:
Волюбилис, Марокко — подробная информация с фото

Великолепная работа! Легкий и изящный небоскреб отлично смотрится на панораме Москвы.

4. Комплекс “Москва-Сити”

Вообще, мне очень нравится комплекс “Москва-Сити”. Главная его проблема в том, что его поставили, не продумав транспортную инфраструктуру. Но если рассматривать его с архитектурной точки зрения, то большинство небоскребов очень крутые.

Особенно удался комплекс “Город Столиц”, вот эти две башни:

10 необычных зданий Москвы

Многим известно, что в заграничных городах существуют постройки, на которые приходят посмотреть специально, к примеру, на творения Гауди в Барселоне. Но и в российской столице есть весьма необычные здания. Их посещение не всегда внесено в программу стандартных экскурсий, но поверьте, повидать их действительно стоит.

  1. Здание президиума РАМН
  2. Дом Перцова
  3. Театр Красной Армии
  4. Ажурный дом
  5. Дом-яйцо
  6. Особняк Арсения Морозова
  7. Театр El Cetera
  8. Дом с колоннами
  9. Дом Мельникова
  10. УСЗ «Дружба»

Даже если вы далеки от архитектуры, эти здания вас поразят. Будучи в Москве, обязательно найдите их на карте и отправляйтесь взглянуть на них.

Здание президиума РАМН

«Золотые мозги» – название отражает и внешний вид, и внутреннее содержание здания. Научную академию строили целых 20 лет под руководством Ю. П. Платонова. Сегодня его золотистую верхушку из бронзы, металла и стекла можно видеть издалека и гордиться российскими архитекторами и русскими учеными.

Дом Перцова

На Пречистенской набережной высится дом, как будто сошедший со страниц русских сказок. При этом архитектурный стиль не русский – остроконечные башенки и фасад из красного кирпича вызывают ассоциации скорее с Европой. Дом создан в 1905–1907 годах по эскизам Сергея Малютина, автора русской матрешки, а проектировал его инженер Перцов. Малютин действительно совместил исконно русские элементы и основы западноевропейской архитектуры. Русский дух выражен в декоре – мозаичные изображения солнца, персонажей из былин, дивных растений, труба в виде совы. Внутри здание выглядит не менее затейливо.

Театр Красной Армии

Особенность здания – форма пятиконечной звезды, символа Красной Армии. Здание появилось в 40-х годах, его авторы – Каро Алабян и Василий Симбирцев. Направление лучей не случайно – четыре из них указывают на крупные транспортные развязки столицы, а пятый луч смотрит в направлении центра. Говорят, что яркий цвет крыши и направленность углов сыграли печальную роль в Великую Отечественную войну, так как стали ориентировкой для немецких бомбардировщиков. Сегодня в здании находится «Центральный академический театр Красной Армии».

Ажурный дом

Дом с изысканным фасадом больше бы подошел для улиц Италии. Но его создали в Москве, притом в советские времена, в 1940-х годах. Архитектор Андрей Буров хотел подарить изысканное жилье простым советским гражданам, но началась война, и в доме ютилось по нескольку семей в одной квартире. Впрочем, знаменитости в доме тоже жили, но уже позже, к примеру, писатель Константин Симонов. Сегодня можно полюбоваться на ажурные решетки на фасаде и причудливые балконы, а вот внутри длинные коридоры и 18 квартир на этаже.

Дом-яйцо

В 90-х годах архитектор Сергей Ткаченко создавал проект роддома в Палестине, и запланировал фасад в форме яйца, как символ рождения на свет. Но ввиду различных обстоятельств здание появилось в Москве. Выглядит оно как шедевр эпохи Возрождения и скорее навевает ассоциации с яйцом Фаберже.

Особняк Арсения Морозова

Немыслимое сочетание средневековых стилей не портит это помпезный особняк. Дом для купца Морозова в 1894 году построил Виктор Мазырин. Узорный фасад, витые колонны, необычная форма и балконы – все блистает роскошью. В советское время особняк оценили, его не один раз реставрировали, использовали для иностранных посольств и совсем недавно открыли здесь Дом приемов Правительства РФ.

Театр El Cetera

Это современное сооружение, название которого переводится как «тому подобное». Но выглядит здание на московской улице, напротив, как нечто особенное. Полукруглый фасад с колоннами и выступами, напоминает то ли цирк, то ли средневековый театр. Здесь действительно находится театр под началом Александра Калягина. Очевидцы утверждают, что здание с различных ракурсов может выглядеть совершенно по-разному. Постройку сравнивают с актером, который все время меняет свой имидж.

Дом с колоннами

Современный элитный дом был построен в 2007 году, и сразу стал привлекать внимание. Задумка создателей оказалась весьма интересной – стройные колонны, напоминающие древесные стволы. Впечатление усилено деталями – на верхушке каждой колонны растет настоящее растение. Фасад выполнен из дорого природного камня. Наполнение дома также весьма недешевое – просторные квартиры, и все что надо для роскошной жизни – бассейн, тренажерный зал, зимний сад.

Дом Мельникова

Здание представляет собой нонсенс – советское частное владение, выполненное в совершенно не советском стиле. Это личный особняк архитектора Константина Мельникова, и получил он разрешение на частное строительство практически на Арбате, лишь за счет того, что хотел внедрить инновационную систему в СССР. Дом выглядит весьма сюрреалистично – два цилиндра как будто вросли друг в друга, и в целом образуют восьмерку. Фасад здания более привычен, а вот сзади полукруглая стена с шестиугольными окнами напоминает декорацию для съемки фантастического фильма. Долгое время в доме жил сам архитектор и его потомки, но сегодня это собственность Музея архитектуры и пускают сюда только в рамках экскурсии.

УСЗ «Дружба»

Здание в форме морской звезды особенно эффектно выглядит сверху. Его построили к знаменитой Олимпиаде 1980 года. Сегодня оно красуется на набережной Москвы-реки и время от времени используется для спортивных соревнований.

Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен и ставьте палец вверх!

Самые необычные дома Москвы

Москва – это город десятков тысяч достопримечательностей, среди которых – исторические памятники, шедевры архитектуры, уникальные современные строения, красивейшие парки. Но есть в столице дома, которые выделяются даже на фоне такого феноменального разнообразия.

Дом-паровоз

Дом-паровоз – здание в стиле конструктивизма, построенное на месте Государева Житного двора – складского комплекса XVII в., в который свозились продовольственные запасы со всей страны. Отсюда и второе название «Дома-паровоза» – Запасный дворец.

Читайте также:
Поездка на поезде: как провести 2-3 дня в дороге

Удивительно, но авангардное строение было построено в 1760 году, и его стены помнят времена наполеоновского нашествия. Конечно, «Дом-паровоз» выглядел тогда совсем не так, как сейчас.

Это был квадратный комплекс из четырех корпусов и расположенной в центре двора церкви. Корпуса и подвальные помещения использовались для хранения зерна, мяса, овощей, рыбы.

Запасный дворец – одно из немногих в столице казенных строений, уцелевших после страшного пожара 1812 г. Согласно легенде, в здании были размещены раненые солдаты, причем, как русские, так и французские. После изгнания Наполеона из Москвы, во дворце жили оставшиеся без крова москвичи.

После революции столичные власти передали здание Народному комиссариату путей сообщения. В 1932 г. архитектор-конструктивист И. Фомин начал радикальную переделку дворца. Строители увеличили этажность здания до пяти, выровняли фасады, убрали лепнину и украшения, с окон удалили каменные наличники. Со стороны Садовой-Черногрязской улицы к комплексу пристроили башню с часами. Высота башни составила 9 м. В результате все черты Запасного дворца исчезли, и перед москвичами предстал дом, очень похожий на паровоз. Так его и прозвали в народе.

В настоящее время в здании располагаются офисы РЖД.

Адрес: Новая Басманная ул., дом 2/1, стр. 1.

Дом-яйцо

Дом-яйцо – относительно молодая достопримечательность столицы: спроектировано это необычное здание было в 1998-2001 гг., построено – в 2003-ем. Реализацией необычной идеи занималась целая группа талантливых архитекторов: С. Ткаченко, В. Чулкова, С. Ануфриев, О. Дубровский, Г. Николашина и другие.

За 15 лет с момента постройки Дом-яйцо стал важным туристическим объектом столицы, вошел в список самых необычных зданий не только Москвы, но и всего мира.

Строение в виде выкрашенного в красный цвет яйца пристроено к восьмиэтажному дому. Здание очень нарядное и праздничное, на него невозможно не обратить внимание.

Столичные власти далеко не сразу согласились на постройку Дома-яйца: высказывались мнения, что эпатажное сооружение разрушит архитектурный облик улицы Машкова, на которой расположено много доходных домов начала XX в.

Площадка под строительство была очень маленькая, и перед архитекторами стояла задача создать что-то небольшое, но яркое, запоминающееся. По словам архитектора С. Ткаченко, идея о создании Дома-яйца пришла к нему во время посещения музея Карла Фаберже.

Стены здания построены из утепленного кирпича толщиной в 640 мм, облицовка выполнена из керамической плитки малинового цвета, крыша покрыта медными листами.

В техническом плане Дом-яйцо – это четырехэтажное здание с общей площадью внутренних помещений в 342 кв. м. Под домом обустроена подземная стоянка на 4 автомобиля. Со стоянки в квартиру можно попасть на лифте.

На первом этаже Дома-яйцо находится прихожая, холл, кладовые, сауна и тренажерный зал. Второй отдан под комнату прислуги, столовую и кухню. Здесь же находится санузел площадью в 45 кв. м.

Третий этаж – это две спальни площадью по 25 кв. м. с индивидуальными туалетами и лоджиями; на четвертом этаже находится 57-метровая гостиная с куполообразным потолком высотой в 4,5 м. Купол расписан в стилистике Ренессанса.

В настоящее время (2018 г.) Дом-яйцо выставлен на продажу. Стоимость этого чуда архитектурной мысли фантастическая – 356 млн. руб.

Адрес: г. Москва, ул. Машкова, 1/1

Дом-комод

Уникальное здание в центре Москвы. Немного похожий на комод старинный особняк – единственный в столице представитель стиля расстреллиевское барокко. Это очень красивое, гармоничное строение с интересной историей.

Дом-комод был возведен в 1766 г. Заказчиком выступил граф М. Апраксин, представитель влиятельной российской династии. История не сохранила имени архитектора, но, очевидно, что это был ученик великого архитектора Растрелли. Дому присуща пышность, нарядность, фасад обильно украшен лепниной, колоннами, углы здания скруглены.

Внешне Дом-комод напоминает уменьшенную копию Зимнего дворца. Для Москвы такие архитектурные формы нехарактерны: в Белокаменной уже к середине XVIII в. полностью доминировал стиль классицизм.

В 1772 г. особняк приобрели князья Трубецкие, к фамилии которых москвичи тут же добавили приставку: «Трубецкие-Комод». В доме князей давались уроки танцев, которые посещали юный Саша Пушкин и его сестра Ольга. В гости к Трубецким неоднократно приходил Ф. И. Тютчев.

В 1861 г. наследник разорившегося рода был вынужден продать дом Московскому университету. Руководство учебного заведения разместило в здании 4-ю мужскую гимназию, выпускниками которой были многие знаменитости: авиатор Н. Жуковский, режиссер театра К. Станиславский, академики А. Шахматов и П. Виноградов, предприниматель С. Морозов и т.д.

В советское время Дом-комод был превращен в коммуналку. Расселение квартир и комнат было произведено только в 1946 г. Первый этаж здания занял НИИ геофизических методов разведки, второй – Дом пионеров Бауманского района Москвы. Дом пионеров посещала будущая поэтесса Б. Ахмадулина.

В наше время Дом-комод полностью отреставрирован в соответствии с рисунками и чертежами XVIII в. В особняке снимают офисы различные учреждения.

Адрес: ул. Покровка, д. 22.

Чайный дом

Чайный дом – частичка древнего Китая в центре Москвы. Это красивое и оригинальное здание, в котором в XIX в. размещался чайный магазин Перлова.

Династия чаеторговцев Перловых – самая известная в России. Первую партию чая Перловы доставили в империю в 1807 г.

В 1875 г. владелец компании Сергей Васильевич Перлов приобрел на Мясницкой улице Москвы небольшой участок. По поручению предпринимателя известный архитектор Роман Клейн построил трехэтажный дом в стиле Ренессанс.

Китайские черты зданию были приданы гораздо позднее, в 1895 г.: Москва в то время готовилась к приезду из Цинской империи видного гостя – наместника и миллиардера Ли Хунчжана. Планировалось, что сановник остановится в доме Перлова.

Декоратор Карл Гиппиус провел грандиозную работу, превратив рядовой для Москвы особняк в здание, которым гордилась бы и столица Поднебесной. Фасад был украшен восточным орнаментом, статуями драконов и змей, изогнутыми балкончиками. Материалы для отделки закупались в Цинской империи.

В центральной части крыши была установлена башня-пагода – непременный элемент китайской архитектуры. Правда, в итоге Ли Хунчжан остановился в другом доме и не увидел результатов труда Гиппиуса, зато Москва получила одно из самых необычных и красивых зданий.

Читайте также:
Самолет Ан-218: фото, характеристики

После революции Чайный дом некоторое время использовался в качестве жилого, затем его по каким-то причинам забросили. В 1990 г. архитектурный памятник представлял собой жалкое зрелище.

В середине 90-х начались работы по реставрации Чайного дома. В наше время здание полностью восстановлено, в нем находятся крупнейший в Москве чайный магазин и кондитерская.

Адрес: ул. Мясницкая, д. 19.

Испанское подворье

Особняк Морозова на Воздвиженке имеет и второе название «Испанское подворье». Этот замок стабильно входит в перечни самых необычных зданий Москвы. Архитектурный облик Испанского подворья был настолько смелым и революционным для XIX в., что сразу после постройки пресса призывала снести особняк, чтобы не портить ансамбль улицы. Даже в одном из романов Льва Толстого, «Воскресении», содержатся жесткие выпады в адрес дома Морозова.

В наше время произошла переоценка здания, и Испанское подворье считается архитектурным шедевром, похожим на сказочные дворцы.

Особняк был построен в 1899 г. по заказу промышленника Арсения Морозова. Строительством занимался архитектор В. Мазырин, в поисках вдохновения изъездивший весь юг Европы. В Португалии зодчий увидел средневековый замок Пена, который оставил в его душе неизгладимое впечатление. Возвратившись в Россию, Мазырин создал проект уникального дома в невероятном для нашей страны мавританско-испанском стиле.

Вход в дом расположен между двух округлых башен, украшенных ажурными карнизами, ракушками, лепниной, витыми колоннами. Декор придает зданию удивительный колорит: кажется, что этот дворец должен находиться в солнечном Мадриде, а не в заснеженной Москве. Мазырин подошел к строительству творчески, он создал много декоративных элементов, никогда ранее не употреблявшихся, кроме того, архитектор разбавил неомавританский стиль модернистскими и классическими компонентами.

Внутренние интерьеры полностью отражают представление эксцентричного миллионера Морозова о красоте. Залы потрясают обилием золота, статуй, лестниц в готическом стиле, люстр и вазонов в стиле ампир. Некоторые помещения убраны в стиле барокко, другие – в арабском или китайском стилях.

Арсений Морозов был в восторге от своего нового дома, но прожил он в нем недолго. В 1908 г. промышленник скончался от заражения крови.

После революции здание ненадолго заняли бездомные, затем – артисты бродячего цирка. В 30-е годы Испанское подворье занимало посольство Японии, в 40-е – Англии, а в 50-е – Индийское посольство.

В 1959-ом г. в особняке разместился Дом дружбы народов, в котором проходили встречи иностранных гостей, показы зарубежных фильмов.

В 2003 г. дом был полностью отреставрирован. С 2006 г. Испанское подворье является собственностью Правительства РФ, в нем располагается Дом приемов. Здесь проходят международные встречи, пресс-конференции, заседания и т.д.

Адрес: улица Воздвиженка, д. 16.

Римский дом

Москва – город, вобравший в себя множество культур и архитектурных тенденций. Чтобы ощутить себя на улочках Рима, необязательно ехать в Вечный город. В Москве, во 2-ом Казачьем переулке, стоит дом, построенный в классической итальянской манере.

Здание переменной этажности с мансардами, балкончиками, портиками и колоннадами возвел современный российский архитектор М. Филиппов.

Полукруглый дом образует типично итальянский дворик с круглой лужайкой, лавочками и статуями в древнеримском стиле.

Несмотря на молодость, здание стало важной достопримечательностью.

Адрес: 2-й Казачий пер., 4, стр. 1.

Дом-улей (Дом Мельникова)

Одно из самых удивительных и необычных зданий мира. Дом-улей построил по собственному проекту известный советский архитектор Константин Мельников. Мастер планировал жить в этом особняке с семьей, а также разместить в нем мастерскую.

Дом Мельникова – ярчайший пример авангарда в архитектуре, строение, которое изучают в архитектурных школах по всему миру.

Здание состоит из двух соединенных цилиндров, при взгляде со стороны Арбата оно напоминает Пизанскую башню. Сразу обращают на себя внимание необыкновенные окна ромбовидной формы. Окна (которых ровно 108) покрывают дом плотно, как ячейки пчелиного улья. Именно с этим связано народное название строения.

Мельников утверждал, что круглая форма – наилучший способ сэкономить строительный материал. Вход в здание расположен в малом цилиндре со стороны Кривоарбатского переулка. Над входом – огромное окно с надписью «Константин Мельников. Архитектор».

Внутри Дом-улей поражает продуманностью и удобством интерьеров. Всего в доме 13 комнат, верхний этаж представляет собой единое пространство, в котором и размещалась мастерская Мельникова. Между этажей жители дома перемещались с помощью винтовых лестниц.

Чтобы добиться от советской власти разрешения на возведение частного дома, архитектор пошел на хитрость: он заявил, что его строение станет образцом для домов грядущей эпохи коммунизма.

В наше время (2018 г.) Дом-улей находится в ненадлежащем состоянии. Специалисты бьют тревогу: в стенах архитектурного памятника появились трещины, наблюдается проседание фундамента.

Адрес: Кривоарбатский пер., 10.

Самый длинный дом в Москве

На Варшавском шоссе находится колоссальное строение, которое иногда называют «лежачим небоскребом». Длина этого невероятного дома – 978 м. Если бы дом мог принять вертикальное положение, его этажность составила бы 390 этажей.

Самое длинное в столице здание принадлежит научно-производственному объединению НИЦЭВТ, созданному на базе советского конструкторского бюро, собравшего первый в СССР компьютер «Стрела».

Строительство «лежащего небоскреба» началось в 1969 г., завершилось в 1970-ом. Конструкция здания отличается особой прочностью и надежностью. Величина дома поражает воображение: только на одной стороне строения расположено 1650 окон. Здание протянулось на три автобусные остановки. Сотрудники рассказывают, что в советское время, чтобы попасть из одного отдела в другой, их коллеги совершали поездку на автобусе.

В наше время в «лежачем небоскребе» находятся офисы многих компаний и фирм.

Адрес: г. Москва, Варшавское шоссе, 125

Дом-кольцо

В Москве есть два дома в виде кольца. Среди москвичей их называют «старшее кольцо» и «младшее кольцо». Строительство многоэтажек столь необычной формы связано с требованием властей Советского союза к архитектурным бюро страны: создавать в Москве как можно больше оригинальных зданий.

Эта концепция привела к появлению сталинских высоток, но их строительство было дорогим и хлопотным делом. В 70-е годы архитектор Е. Стамо решил придать необычный вид обычным панельным многоэтажкам, выполнив их в форме круга.

Читайте также:
Цена билета на самолет Москва – Киев

В 1972 г. на улице Нежинской был возведен первый такой дом. Сооружение получилось грандиозным: 26 подъездов, 913 квартир. По сути дела, это был целый микрорайон внутри микрорайона. Внутренний двор Дома-кольца по размерам соперничал с футбольным полем.

Жить в необычном здании считалось престижно и удобно. В Доме-кольце находились аптека, магазины, салон красоты, швейное ателье. В принципе, жильцы могли вообще не выходить в город, оставаясь в пределах своего дома и двора.

Проект был признан успешным и, в 1979 г., накануне Олимпиады, началось строительство второго дома. Количество квартир в «новом кольце» достигало 936. Дом разместился у подножия Поклонной горы. Место было выбрано исключительно удачно: с высоты можно было сполна оценить необычность архитектурной задумки.

Стамо и его товарищи были готовы продолжать возведение Домов-колец, но столичные власти сочли концепцию исчерпанной. История показала, что чиновники были правы, и кольцеобразные дома стали уникальной достопримечательностью города.

Адрес «старшего дома»: ул. Нежинская, 13.

Адрес «младшего дома»: ул. Довженко, 6.

Москва пешеходная: 10 зданий с необычной историей

Москва – удивительный город с богатой архитектурой. Многие ругают ее за отсутствие определенного стиля, но, может, как раз в этом изюминка российской столицы. Здесь старый храм может стоять среди современных высоток, а готическое здание выделяться на фоне построек в стиле классицизма.

Ежедневно мы проходим мимо огромного количества таких сооружений и даже не подозреваем об их необычной истории. Охватить их все разом не получится, поэтому сетевое издание m24.ru выбрало десяток архитектурных находок, историю строительства которых вы могли не знать.

Доходный дом Исакова на Пречистенке

Сегодня это многоквартирный жилой дом на Пречистенке. Построили его в 1904–1906 годах по проекту архитектора Льва Кекушева. Здание входит в число лучших московских построек модерна и является образцом данного стиля начала ХХ века. Оно славится выразительным фасадом и богатым декором.

Еще в 1812 году здесь был двухэтажный классический каменный дом с садом и парочкой служебных помещений. Такая картина не менялась на протяжении века. И вот в начале 1900-х годов старую постройку снесли, а на ее месте возвели 5–6-этажный доходный дом.

Самое удивительное в сооружении то, что при его строительстве архитектор Кекушев стремился к максимальной асимметричности и использовал для этого все возможности участка.

Его задумка удалась: выходящая во двор часть здания имеет шесть этажей, а выходящая на улицу – только пять. Парадная лестница разделяет здание на переднюю и заднюю части, которые смещены относительно друг друга на пол-этажа в высоту. Благодаря этому войти в квартиру можно было с любой лестничной площадки. Оконные переплеты на каждом этаже имеют свой рисунок. Боковые фасады дома попроще, а фасады, выходящие во дворики, совсем без декора.

Плоские дома на Пресненском валу

Фото: m24.ru/Михаил Сипко

На Пресненском валу, недалеко от станции метро “Улица 1905 года”, раскинулись “плоские” дома – под номерами 36 и 38. Конечно, на самом деле, это самые обычные здания, на первый взгляд даже ничем не примечательные. Однако угол между лицевой и боковой сторонами обоих домов так мал, что с определенных ракурсов здания кажутся совсем плоскими.

Двухподъездный жилой дом №36 построен в 1910 году. По одной из версий, отведенный под строительство земельный участок был такой формы, что архитектору пришлось одну из сторон дома сделать в виде скошенного угла. Когда смотришь на него с правильной стороны, возникает иллюзия, что дом нарисован на листе фанеры чем-то подпираемой сзади.

38-ой дом выглядит пообъемнее. Правда, глядя на его фасад, кажется, будто заднюю часть постройки чем-то отрезали. Даже сейчас, когда здание постарело и приобрело несколько запущенный вид, выглядит оно необыкновенно.

Усадьба Лукутиных

Усадьба Лукутиных, или, как ее еще называют, дом трех эпох, не совсем обычное здание. Построено оно было в XVIII веке в Вишняковском переулке. Тогда это был трехэтажный дом, которым владел известный купец Лукутин – создатель производства знаменитых расписных шкатулок, изготавливаемых по сей день.

В 1910 году владелец захотел превратить здание в доходный дом, и по его заказу архитектор Петр Ушаков надстроил еще один этаж. Таким образом, классическая усадьба стала четырехэтажным жилым зданием. И уже в наше время, в 1980-е годы, в доме надстроили еще пять этажей.

Так и получилось, что в обычной усадьбе срослись сразу три эпохи: XVIII век, начало ХХ века и конец ХХ столетия. И если внимательно присмотреться к зданию, можно разглядеть все этапы его архитектурного роста.

Храм Христа Спасителя

Фото: m24.ru/Юлия Иванко

Храм Христа Спасителя – самый большой собор Русской православной церкви, вмещающий до десяти тысяч человек. Имеет он и богатую историю.

Построили собор 130 лет назад. Он был возведен в 1883 году, как храм-памятник, посвященный Отечественной войне 1812 года. Торжественная закладка его состоялась на Воробьевых горах в октябре 1817 года, но проект не был осуществлен из-за возникших проблем, связанных с непрочностью почвы. В 1825 году Николай I приказал приостановить все работы, и строительство прекратилось.

Через семь лет император утвердил новый проект храма и лично выбрал для него место – на берегу Москвы-реки. Храм строился почти 44 года, и с 1883 года в соборе начались регулярные богослужения. Там проходили коронации, отмечались всенародные праздники и юбилеи. Например, 500-летие со дня смерти преподобного Сергия Радонежского, 100-летие Отечественной войны 1812 года, 300-летие Дома Романовых.

В начале 1920-х годов собор захватили обновленцы, а через почти десяток лет, в 1931 году, его закрыли. По решению советского правительства 5 декабря того же года храм взорвали. Сохранилась лишь часть наружных белокаменных барельефов, позже вмонтированных в стену Донского монастыря.

На месте сооружения планировалось построить Дворец советов. Однако планы осуществить так и не удалось из-за Великой Отечественной войны. По ее окончании фундамент здания использовали для открытого плавательного бассейна, получившего название “Москва”.

Читайте также:
Горнолыжный курорт Майрхофен, Австрия: трассы, скипассы…

В сентябре 1994 года столичное правительство решило воссоздать Храма Христа Спасителя, вернув ему прежний вид. За неполные шесть лет собор построили. В 2000 году все внутренние и внешние отделочные работы были завершены.

Ажурный дом

Ажурный дом, расположенный на Ленинградском проспекте, сразу бросается в глаза. И здание это интересно по нескольким причинам. Во-первых, это один из первых жилых домов из крупных бетонных блоков заводского изготовления.

Во-вторых, интерес вызывает его внешний вид. Неспроста дом получил название ажурного. Дело в том, что его фасад состоит из узорчатых решеток. Ажурные блоки сгруппированы по два, тем самым обогащая композицию строения. Еще одно название, присвоенное зданию за экзотичность – “дом-аккордеон”.

Сооружение должно было стать образцом будущего стандартного жилья для обычных советских людей. Предполагалось, что строиться такие дома будут быстро и недорого, но при этом не будут выглядеть типично.

Возвели ажурный дом на месте одной из хозяйственных построек Московского ипподрома, на пересечении с Беговой аллеей. Узорчатые решетки на здании выполнены из бетона и прикрывают собой кухонные лоджии. За основу ажура послужили эскизы известного живописца Владимира Фаворского по растительной тематике. Правда, жильцы жалуются, что из-за этих орнаментов в квартирах темновато.

Интересно, что эта архитектурная деталь была призвана не только украсить дом, но и спрятать от посторонних глаз личные вещи жильцов. Например, развешенное на лоджиях белье. Все-таки улица, где стоит здание, всегда считалась одной из центральных.

Фасад дома по цвету напоминает мрамор, однако это не было первоначальной задумкой архитектора. Дело в том, что ровный цвет бетонного покрытия получить не удалось, поэтому в бетон во время его заливки в формы добавили краситель. Разводы все равно остались, но в новой цветовой гамме они смотрелись как дорогой камень.

Необычной в доме была и планировка. Первый этаж был отведен под социальные объекты для обслуживания жильцов, а вот сами квартиры располагались на этажах, начиная со второго. Правда, воплотить в жизнь все задуманное помешала война в 1941 году. Подвалы здания превратились в бомбоубежища, а квартиры, рассчитанные на одну семью, стали коммуналками.

Как известно, ажурный дом типовым так и не стал. После войны средств на восстановление страны не хватало, и об украшениях фасадов пришлось забыть. А затем на смену крупноблочному строительству пришла технология панельного производства.

Дом на ножках

Дом на ножках, построенный на Беговой улице в 1979 году, относится к стилю брутализма. Его основная особенность, которая сразу бросается в глаза – полное отсутствие первого этажа, а вместо него – 40 железобетонных опор, которые в народе прозвали просто ногами. Отсюда и необычные названия – Дом на ножках, Дом-сороконожка и Дом-осьминог.

Архитектор Андрей Меерсон строил его как 16-этажную гостиницу для участников Олимпийских игр 1980 года. Правда, по технологическим причинам остановились на 13 этажах и двух технических ярусах. А когда строительство завершилось, туда и вовсе заселили работников авиационного завода “Знамя Труда”.

Двадцать пар мощных железобетонных опор, на которых держится дом, сужаются книзу. А каждый последующий этаж как бы поставлен на предыдущий внахлест с выступом, из-за чего визуально дом расширяется кверху. Этот эффект достигнут благодаря тому, что плиты положили под углом.

Есть предположение, что такая конструкция создана по задумке архитектора, чтобы рядом не скапливался смог и выхлопные газы. Якобы дом приподняли, таким образом создав своеобразную форточку, которая позволила воздуху свободно циркулировать. Правда, эту версию ставят под сомнение. Так, сегодня жильцы используют пространство под ножками всего лишь для парковки своих автомобилей.

Северный речной вокзал

Фото: ТАСС/Марина Лысцева

Это один из двух речных вокзалов Москвы. Расположен он на берегу Химкинского водохранилища. Его построили одновременно с Каналом имени Москвы в 1937 году. Интересный факт – возвели его еще до заполнения Химкинского водохранилища, то есть, на суше.

Вокзал, построенный в стиле сталинского ампира не только объект культурного наследия, но и один из символов Москвы.

Здание выполнено в форме двухпалубного парохода, который как бы держит путь в направлении пяти морей. Мачтой корабля стала башня, увенчанная 24-метровым шпилем. А плоская крыша и арки только усиливают сходство с лайнером.

По идее, осенью шпиль можно сложить, а весной, когда открывается движение по каналу имени Москвы, вернуть на прежнее место. Правда, такую возможность практически не используют – за все годы шпиль прятали лишь несколько раз. Например, в 1941 году, чтобы он не служил ориентиром для немцев.

Не все знают, что пятиконечная звезда на шпиле здания до этого красовалась на башне Московского кремля – Спасской. Установили ее там 24 октября 1935 года. она была изготовлена из нержавеющей стали и красной меди. Знак серпа и молота был выложен горным хрусталем, аметистами, александритами, топазами и аквамаринами.

Постепенно из-за осадков самоцветы тускнели, теряя свой вид. Поэтому уже через полтора года было решено заменить звезду на рубиновую. А вот звезду из самоцветов поселили на шпиле здания вокзала.

Часы, размещенные на башне Речного вокзала, по легенде были сняты с Храма Христа Спасителя. Часам порядка 200 лет, и они считаются одними из самых старых в столице.

Точно известно, что на башне они появились в 1937-м, в год завершения строительства самого вокзала. Весь их механизм создан вручную, но несмотря на это, в 1996 году их перевели на работу от электродвигателя, избавив тем самым сотрудников вокзала от необходимости каждые два дня их заводить. А вместе со старым механизмом со здания сняли колокола.

10 зданий Москвы, архитекторы которых были оригиналами

В нашей столице есть много необычных и странных домов. Взять хотя бы особняк Мельникова или круглые дома на Довженко и Нежинской. Глядя на такие здания, хочется невольно спросить: «О чём думал архитектор, когда его проектировал?»

Читайте также:
Все об отдыхе в Щелкино на Азовском море

Природный талант в сочетании с оригинальным чувством прекрасного порой приобретает весьма причудливые формы. Мы собрали десятку архитекторов с нестандартным мышлением, которым удалось воплотить свои задумки в жизнь.

архитекторов Олега Дубровского и Сергея Ткаченко

В Москве немало странных домов, но большинство их них построили много веков назад. А на улице Машкова — здание относительно новое, его построили в 2002 году. Некоторые ещё называют его или . И правда, дом на Машкова настолько сильно отличается ото всех остальных, что можно посчитать одно его наличие провокацией.

и в самом деле похож на пасхальное яйцо или на одно из драгоценных яиц Фаберже. Сам дом представляет собой вытянутую сферу с многочисленными украшениями. Цокольный этаж дома — белый, остальные этажи отделаны красной плиткой. Архитекторам Ткаченко и Дубровскому пришлось попотеть, чтобы выбить разрешение на строительство своего удивительного дома в Москве. В итоге они, не дождавшись разрешения, начали осуществлять свой проект, но потом получили документы. По словам Ткаченко, он вместе с коллегой хотел сделать такой необычный дом в Москве, чтобы ни у кого не было похожего и чтобы о нём долго говорили. Так и вышло. Когда строительство на Машкова закончилось, нашлось много недовольных его видом. Дом даже назвали одним из символов лужковской архитектуры.

Немало кривотолков у современников вызвал и ещё один из самых необычных домов Москвы — доходный дом Филатова.

Дом под рюмкой авторства Валентина Дубовского

Доходный дом купца Якова Филатова на Остоженке по праву считается одним из самых необычных домов Москвы. Он был построен в 1904 году архитектором Валентином Дубовским и является ярким образчиком стиля модерн в архитектуре. Примечателен этот дом оригинальной деталью на крыше, которая похожа на перевёрнутую рюмку.

По легенде, Филатов любил выпить и чуть не пропил своё состояние. Поэтому когда он собрался строить доходный дом, он попросил архитектора разместить на крыше здания огромную перевёрнутую рюмку. Мол, всё, баста, с алкоголем покончено. Правда это или нет, никто не знает. Зато известно, что недавно старинную «рюмку» на крыше заменили. Причём новая отличается меньшей изящностью. Хорошо, что во время ремонта дом большого Дубовского не стали сильно менять. Поэтому любой желающий может посмотреть на лепнину в виде водорослей, павлиньих хвостов, рыбьих голов, морских чудищ и обнимающихся русалок.

Ещё одним большим оригиналом оказался автор особняка Саввы Морозова — Фёдор Шехтель.

Особняк Саввы Морозова, построенный Шехтелем

Известный предприниматель Савва Морозов в 1893 году решил построить собственный дом в Москве. Да такой, чтобы аналогов ему не нашлось ни в московской архитектуре, ни в другой. Недолго думая, он обратился к Фёдору Шехтелю, который уже строил дачу для Морозова. И тот не подвёл заказчика, построив одно из самых необычных зданий Москвы.

Шехтель не побоялся смешать несколько стилей в одном доме, и вышло у него это просто прекрасно. В особняке Морозова на Спиридоновке причудливо сочетаются детали модерна и готики: стрельчатые арки, невысокие башенки и лепнина в виде фантастических существ. Сегодня в морозовском особняке находится дом приёмов Министерства иностранных дел.

Кажется, любовь к оригинальным зданиям была у мужчин рода Морозовых в крови. Правнук Саввы Тимофеевича тоже обитал в одном из самых необычных жилых домов Москвы.

Особняк Арсения Морозова архитектора Мазырина

Арсений Морозов бизнесом семьи не занимался, предпочитая путешествовать. В одной из поездок он встретился с архитектором Виктором Мазыриным, которому и поручил построить дом в Москве. Занятно, но для поиска вдохновения Мазырин вместе с Морозовым отправились на южное побережье Европы. Там они побывали во дворце Пена в Синтре и поняли, каким должен быть особняк.

Виктор Мазырин построил на Воздвиженке дом в псевдомавританском стиле, как позже назвали его другие архитекторы. В этом удивительном здании Москвы архитектор объединил черты готики, восточного стиля, мавританского и ренессанса. Мазырин украсил дом колоннами и башенками, а стены фасада украсил ракушками. Современники не поняли замысла Мазырина и стали в шутку называть дом Арсения Морозова «домом дурака». Много позднее его признали настоящим памятником архитектуры и одним из самых необычных зданий Москвы. Сейчас в особняке проводятся приёмы правительства России.

Не менее примечателен и дом Кекушевой на Остоженке, похожий на средневековый замок в миниатюре.

Архитектор Кекушев, построивший дом мечты для любимой жены

Дом на Остоженке архитектор Лев Кекушев построил для своей жены. Внешне он напоминает небольшой замок, будто бы переместившийся из Средних веков. Сочетание красного и белого кирпича, асимметричность композиции, шатровая башенка — слывший несколько странным вкусом Кекушев сумел всё это объединить в одном здании.

Интересна и внутренняя планировка этого оригинального дома. Все помещения сгруппировались вокруг главной лестницы, примыкающей к крыльцу главного входа. А спальни для себя и своей супруги Кекушев организовал в мансардах. Интересно, что в 2017 году провели реставрацию особняка на Остоженке, во многом восстановившую его прежний вид при хозяевах.

Леонова и Щукина

В Первом Хвостовом переулке стоит один из представителей интересной архитектуры Москвы. Это , который создали архитекторы Александр Щукин и Михаил Леонов в 1997 году. Несмотря на то, что здание построено относительно недавно, кажется, как будто оно стояло на этом месте много веков.

Щукин и Леонов спроектировали одно из самых удивительных зданий Москвы. Их построен в оригинальном стиле, который часто идентифицируется как русское узорочье. Именно в таком стиле были построены терема купцов и бояр в Средневековой Руси. Но совсем впадать в средневековье не стали. При строительстве использовали современные материалы, а внутри дома установлена современная техника. Сейчас считается одним из самых необычных жилых домов Москвы.

Архитекторы Буров и Блохин, ставшие авторами «Ажурного дома»

На Ленинградском проспекте можно увидеть весьма оригинальный дом. Москва знала немало выдающихся архитекторов, но одними из самых больших оригиналов можно назвать Андрея Бурова и Бориса Блохина. Вместе они попытались внести новое в блочные дома и, надо сказать, преуспели.

Читайте также:
Адриатический шарм Дубровника

На первый взгляд дом Бурова не кажется таким уж необычным. Но стоит присмотреться, как вся его красота раскрывается. Фасад этого необычного здания Москвы в стиле украшен необычными вставками. Окна, выходящие на общую для жильцов лестницу, прикрыты бетонными решётками с растительным орнаментом. Собственно поэтому дом и назван «Ажурным». Несмотря на материал, эти решётки кажутся сделанными из настоящего кружева.

Сказочным кажется и «Римский дом», будто бы и в самом деле привезённый из Древнего Рима.

«Римский дом» архитектора Михаила Филиппова

В 2005 году во Казачьем переулке закончилось строительство необычного жилого дома Москвы — «Римского дома». Проект этого, вполне современного, но кажущегося древним жилого комплекса принадлежит мастерской под управлением архитектора Михаила Филиппова. Его по праву называют одним из самых необычных архитекторов Москвы.

«Римский дом» имеет все отличительные черты древнеримской архитектуры: портики, колонны, полукруглую форму самого здания. А в его внутреннем дворе расположена уменьшенная копия типичного римского двора. Оригинальный дом Москвы авторства Филиппова даже получил премию «Дом ». И если кажется, что «Римский дом» оказался в настоящем, перенесясь из прошлого, то дом «Стольник» явно явился из далёкого будущего.

Элитный дом «Стольник» архитекторов Савина, Лабазова и Чельцова

Один из представителей необычной архитектуры Москвы притаился в Малом Левшинском переулке. Дом «Стольник», построенный в 2003 году, сильно выделяется среди исторических зданий своей формой и материалами. А всё потому, что его авторы Савин, Лабазов и Чельцов, работающие в бюро , не побоялись думать нестандартно.

В доме «Стольнике» всего девять этажей, зато каких! Этот странный дом с плавными изгибами фасада, отделанного итальянским гранитом, и гармоничностью общей формы уникален. Кажется, что жить в таком доме немного жутковато, но тем не менее все квартиры в нём раскуплены известными людьми, оценившими оригинальную задумку бюро .

Одним из недавно построенных и очень оригинальных домов Москвы является и дом «Парус» на улице Гризодубовой.

Дом «Парус» Бокова и Бориса

Дом «Парус» по проекту и Бокова построили всего за три года. И это несмотря на то, что проект дома отличался большой, можно даже сказать, феноменальной экстравагантностью. Этот необычный дом Москвы и правда похож на парус, только лежащий на боку.

Архитектура «Паруса» весьма необычна, что неудивительно, ведь известен своим оригинальным вкусом. Дом «Парус» представляет собой дугу, которая плавно переходит в окружность. По краям этот необычный жилой дом Москвы уже, чем в центральной части. Примечательно, что особенностей постройки квартиры в нём отличаются от стандартных. Архитекторам пришлось разработать 22 различных планировки. Дом «Парус» получил хорошие отзывы от архитектурных критиков и даже был удостоен награды «Дом года».

Самые необычные здания в Москве

Москва – город, где смешались различные архитектурные стили и решения. В статье приведены примеры самых необычных зданий российской столицы.

Дом Мельникова в Кривоарбатском переулке

Является всемирно известным памятником советского авангарда, «иконой конструктивизма». Был построен в конце 1920-х годов архитектором Константином Мельниковым для своей семьи. С 2014 года здесь функционирует музей.

Особняк Арсения Морозова на улице Воздвиженка

Здание было построено в 1899 году по проекту Виктора Мазырина. Особняк примечателен нетипичной для Москвы стилизацией под неомавританский стиль. В настоящий момент там размещается Дом приёмов Правительства РФ.

Дом авиаторов на Беговой улице

В народе – «дом на ножках», «дом сороконожка». 13-этажный жилой дом, построенный в 1978 году в стиле брутализм по проекту архитектора Андрея Меерсона. Изначально строение создавалось как гостиница для гостей Олимпиады 1980 года, но было отдано под заселение работникам завода «Знамя Труда». Главной отличительной чертой дома являются сорок, сужающихся книзу, железобетонных опор, благодаря которым первый этаж находится на высоте четвёртого.

Чайный дом на Мясницкой

Возведён в 1893 году архитектором Романом Клейном. Через несколько лет подвергся перестройке Карлом Гиппиусом в псевдокитайском стиле, чем и стал примечателен. Продажа чая, изначально осуществляемая на первом этаже здания, продолжается там и по сей день.

Круглый дом на Нежинской улице

Проект здания в форме кольца был создан архитектором Евгением Стамо и инженером Александром Маркеловым. Идея воплотилась в жизнь в 1972 году, в 1979 появился идентичный дом на улице Довженко.

«Лежачий небоскреб» на Варшавском шоссе

Самое длинное здание столицы. В 720-метровом доме расположен офис и производство Научно-исследовательского центра электронной вычислительной техники, также другие компании. Строение растянулось почти на три автобусных остановки.

Дом на Тульской

Именуемый в народе дом-корабль – ещё одно длинное строение, занимающее на улице Тульской более чем 400 метров. Был построен в 1981 году в стиле брутализм. На верхних этажах находятся двухуровневые квартиры, считавшиеся в СССР элитным жильём.

Башня «Восток» комплекса «Федерация»

Расположена в международном деловом центре «Москва-Сити». Является столичным рекордсменом, но уже не по длине, а по высоте. Размер небоскрёба составляет 374 метра, что делает его вторым по высоте в Европе после питерского «Лахта-центра». В комплексе размещены офисы и жилые апартаменты.

Dominion Tower на Шарикоподшипниковской улице

Один из красивейших современных объектов Москвы, офисный центр, спроектированный талантливым архитектором мирового масштаба Захой Хадид.

Дом-коммуна на Орджоникидзе

Выдающийся памятник конструктивизма. Задумывался как воплощение идеи о домах-коммунах, для которых характерно обобществление быта. Построен в 1930 году по проекту Ивана Николаева.

Дом-коммуна на Орджоникидзе считается устоявшимся названием. Однако его фактическим адресом является 2-й Донской проезд, д. 9.

Дом-яйцо на улице Машкова

Здание, построенное в 2002 году, примечательно своей нестандартной формой. Данный объект является символом так называемого «Лужковского стиля», характерного для Москвы периода 1992-2010 годов. Большое число архитекторов оценивают данное течение как лишённое вкуса и какой-либо ценности.

Видео: 10 самых необычных домов Москвы

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: