Сасовское летное училище гражданской авиации

Славная история, надежная репутация

В 2018 г. одному из ведущих и старейших учебных заведений России – Сасовскому имени Героя Советского Союза Г.А. Тарана летному училищу Гражданской Авиации – филиалу федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования “Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева” – исполняется 75 лет.

С 2005 г. училище возглавляет кандидат педагогических наук, Почетный работник среднего профессионального образования, отличник Аэрофлота Евгений Смольников. Он окончил Рижский Краснознаменный институт инженеров гражданской авиации. В Сасовском летном училище работает с 1982 г.: начальник базы ЭРТОС, заместитель начальника училища по учебной работе. Под его руководством Сасовское летное училище успешно развивается, укрепляется его материально-техническая и учебная база, улучшается качество подготовки специалистов для гражданской авиации России. В 2011 г. за большой личный вклад в развитие учебного заведения Е.В. Смольников Указом Президента России награжден медалью Ордена “За заслуги перед Отечеством” 2-ой степени. В 2015 г. Е.В. Смольников избран депутатом Рязанской областной Думы.

“АС”: Евгений Вильевич, Сасовское летное училище хорошо известно в авиационном сообществе. Напомните, пожалуйста, кратко историю вашего учебного заведения.

Е.С.: История Сасовского летного училища ГА началась в 1943 г., когда Приказом начальника ГУ ГВФ № 634 от 2 марта 1943 г. на базе 111-й Исиль-Кульской, 74-й Шадринской авиаэскадрильи, а также части летного состава 71-й Янаульской авиационной эскадрильи в мае была создана Исиль-Кульская авиашкола первоначального обучения ГВФ. 11 октября 1945 г. Приказом начальника ГУ ГВФ № 0238 было принято решение перебазировать Исиль-Кульскую авиашколу в г. Сасово. С этого времени школа стала именоваться Сасовской авиашколой первоначального обучения пилотов ГВФ.

В июне 1947 г. Постановлением Совета Министров СССР авиашколу переименовали в Сасовское летное училище гражданской авиации. 3 января 1949 г. Постановлением Совета Министров № 18 в целях увековечивания памяти трагически погибшего Героя Советского Союза Григория Алексеевича Тарана, за успехи в деле подготовки кадров, Сасовскому летному училищу ГВФ было присвоено имя Героя Советского Союза Г.А. Тарана.

В июле 2009 г. училище реорганизовано в филиал Ульяновского высшего летного училища гражданской авиации (институт).

За прошедшие годы училищем подготовлены более 22 тыс. пилотов гражданской авиации для авиакомпаний СССР и РФ. Хотел бы отметить о большом вкладе училища в подготовке пилотов для иностранных государств. Училище успешно окончили более тысячи человек из 48 стран, в том числе из Монголии – 205 человек, Вьетнама – 179, Болгарии – 120, Кубы – 62, Афганистана – 50, Кампучии – 40 и т. д. Некоторые выпускники занимают руководящие посты в авиакомпаниях своих стран.

Сегодня профессию пилота получают в училище 51 иностранный гражданин из Республики Беларусь, Киргизии, Таджикистана, Украины, Армении, Молдовы, Узбекистана.

“АС”: Каков уровень преподавательского и летного состава училища сегодня?

Е.С.: У нас трудятся опытные пилоты, техники, преподаватели и другие специалисты. Среди них – три Заслуженных работника транспорта России, три Заслуженных пилота России, 9 Почетных работников среднего профессионального образования. Три пилота училища награждены медалью Нестерова, 33 работника – отличники Аэрофлота и воздушного транспорта.

В учебном отделе училища работают 13 штатных преподавателей, все с высшим образованием. Семь из них имеют высшую квалификационную категорию, а три преподавателя – 1 квалификационную категорию.

В летной службе училища работают 46 пилотов, большая часть которых имеют высшее образование. У нас оборудованы три компьютерных класса, в каждом из них – 20 рабочих мест с современными компьютерами.

“АС”: Евгений Вильевич, как организован в училище учебный процесс, в том числе, с использованием тренажерных комплексов?

Е.С.: Прежде всего, хотел бы отметить, что обучение ведется на современных воздушных судах (ВС): самолетах Cessna-172S и Л-410 УВП Э-20.

Теоретическое обучение проходит в 38 учебных аудиториях. Общая площадь учебных корпусов – 7212,5 м2.

У нас оборудованы три компьютерных класса, в каждом из них – 20 рабочих мест с современными компьютерами.

Училище готовит юношей и девушек по специальности “Летная эксплуатация летательных аппаратов”. Учебный налет составляет 150 ч на самолетах Cessna-172S, Л-410 УВП Э-20.

В 2017 г. в новом тренажерном центре установлен и введен в эксплуатацию новый комплексный тренажер самолета Л-410 УВП Э-20 и два тренажера самолета Cessna-172S.

В процесс организации теоретических занятий активно внедряются технические средства обучения (ТСО). В настоящее время учебная база располагает: 76 компьютерами, двумя серверами, 12 интерактивными досками, 11 документ-камерами, 17 видео-проекторами, лингафонным кабинетом, графическим планшетом, пятью маркерными досками, комплектом сетевого оборудования, 18 ЖК-телевизорами.

Развивая наземную инфраструктуру, в июне 2012 г. закончен первый этап реконструкции ИВПП аэродрома Сасово с асфальтобетонным покрытием. Длина ВПП – 1500 м, ширина – 42 м. В период 2015-2018 гг. продолжена реконструкция ИВПП, завершены работы по строительству еще одной РД и МРД с искусственным покрытием.

С 2014 года в училище началась эксплуатация самолета первоначального обучения Cessna-172S. Сейчас наш авиационный парк состоит из 36 самолетов данного типа.

Важное значение мы придаем развитию социальной сферы. Для улучшения условий проживания курсантов в 2012-2017 гг. произведен капитальный ремонт трех общежитий. В них созданы все необходимые условия для полноценного отдыха и дополнительных занятий. В декабре 2013 г. завершен капитальный ремонт курсантской столовой на 250 посадочных мест.

В училище созданы хорошие условия для занятий спортом: реконструирован тренажерный зал, функционирует Ледовый дворец в Сасово, где курсанты и работники училища имеют возможность круглогодично заниматься хоккеем. Каждый находит себе занятие в Культурно-досуговом центре, где работают разнообразные студии, мастерские, кружки и т. д.

Читайте также:
Travel Service Airlines: официальный сайт

“АС”: Евгений Вильевич, Вы опытный педагог и руководитель. Какие проблемы, на Ваш взгляд, в том числе на федеральном уровне, следует решить для совершенствования подготовки летного состава?

Е.С.: Из опыта работы в летном учебном заведении в течение 35 лет хотел бы отметить, что существуют несколько основных проблем подготовки пилотов в учебных заведениях нашей страны.

1.Необходимо определить “инструмент” подготовки, т. е. на каком ВС следует готовить пилотов в учебных заведениях гражданской авиации. Какой будет первоначальный тип ВС – однодвигательный и выпускной тип – двухдвигательный. В свое время в качестве однодвигательного использовались Як-18, потом Ан-2, далее снова Як-18, затем – Cessna-172S, DA-40. И сегодня мы опять “ищем” самолет. Отечественного, к сожалению, нет, с зарубежными – мы никак не можем определиться по различным причинам (эксплуатационным, экономическим, политическим), и поэтому не всегда понятен выбор воздушного судна. То же самое с выпускным типом: то Ан-2, то Л-410, то снова Ан-2, потом Л-410, DA-42 и опять идет речь о выборе более экономичного ВС. Это одна из главных проблем учебных заведений сегодня.

Хронически не хватает финансовых средств для поддержания летной годности имеющихся ВС (как выпускного, так и первоначального обучения). Считаю, что именно на федеральном уровне должен быть решен вопрос о ВС первоначального и выпускного типа с учетом всех требований: эксплуатационных, экономических, возможностей длительного технического сопровождения, политических.

Следует, по моему мнению, сформировать группу специалистов для изучения мирового опыта и статистики использования ВС в учебных заведениях для подготовки пилотов и определения типов ВС, необходимых для подготовки в современных условиях на долгосрочный период. Не должно быть и многотипности, существующей сегодня.

2.О специалистах, которые занимаются подготовкой в учебном заведении: это – пилот-инструктор и преподаватель. Качество подготовки в теоретическом и практическом аспектах зависит от того, что умеют и могут дать преподаватель и инструктор. Они должны быть высококвалифицированными и опытными специалистами и иметь стаж работы в предприятиях гражданской авиации, крупных авиакомпаниях, опыт полетов не только на региональном, но и международном уровне. Пилоты-инструкторы и преподаватели должны постоянно держать связь с авиакомпаниями и повышать свой профессиональный уровень, внедрять новые методы. Сегодня заработная плата инструкторов в учебных заведениях позволяет лишь, в лучшем случае, привлекать на работу вчерашних выпускников летных училищ, не имеющих опыта полетов. Более того, в течение трех лет, получив опыт работы с курсантами и налет, эти инструкторы зачастую покидают учебные заведения и идут работать в авиакомпании.

Низкая заработная плата, по сравнению с ведущими авиакомпаниями, не позволяет привлечь для осуществления учебного процесса опытных, высококвалифицированных преподавателей и пилотов-инструкторов.

3.Для совершенствования подготовки пилотов в летных учебных заведениях необходима современная, постоянно обновляющаяся учебная материально-техническая база: передовые оборудованные учебные классы, высокоскоростной интернет, процедурные тренажеры, учебный материал самого современного уровня.

На мой взгляд, если летное училище – государственное учебное заведение, и считается, что необходимо осуществлять подготовку пилотов для страны именно на государственном, а не на частном уровне, то следует “свои учебные заведения” оснащать по последнему слову техники, создать современную базу обучения с соответствующим финансированием. Это позволит привлечь в училище для работы по подготовке пилотов лучших из лучших.

“АС”: Многие выпускники Сасовского летного училища добились больших успехов, стали известными руководителями, удостоены высоких наград. Расскажите, пожалуйста, о некоторых из них.

Е.С.: Мы по праву гордимся своими выпускниками, среди которых были руководители управлений МГА СССР и территориальных управлений ГА. И сегодня многие наши выпускники работают в федеральных авиационных структурах, возглавляют авиакомпании и авиапредприятия. Около ста выпускникам училища присвоены звания “Заслуженный пилот СССР” и “Заслуженный пилот России”. В разные годы из стен училища вышли: дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР В.М. Комаров; Герой Советского Союза, летчик-космонавт Л.С. Демин; Герой Советского Союза, командир самолета Як-40 И.А. Кашин; Герой Советского Союза, выпускник 1987 г. Дмитрий Беляев, Герой России А.А. Титлов. Высокого звания Героя Социалистического труда удостоены наши выпускники И.М. Зырянов, И.Т. Хохлов, Ю.А. Южаков, Н.М. Белобородов.

Выпускник Сасовского летного училища, Герой России, Заслуженный летчик-испытатель Российской Федерации Рубен Татевосович Есаян многие годы возглавляет Летно-испытательный центр ГосНИИ ГА, является заместителем генерального директора института.

Попечительский совет училища возглавляет наш выпускник 1953 г., Заслуженный пилот СССР, один из первых освоивший самолет Ил-62, Николай Иванович Павленков. Его большой летный и управленческий опыт, в том числе, заместителя начальника Управления летной службы МГА СССР и председателя Комиссии по воздушному транспорту Межгосударственного авиационного комитета и сегодня востребован при решении актуальных вопросов в деятельности нашего учебного заведения.

На примерах ярких личностей знаменитых выпускников Сасовского летного училища мы стремимся воспитывать наших курсантов ответственному отношению к летной профессии, требующей глубоких знаний и уверенных навыков пилотирования современного воздушного судна.

В год 75-летия Сасовского летного училища хотел бы поздравить всех выпускников разных лет, сегодняшних курсантов и работников нашего учебного заведения и поблагодарить их за большой вклад в развитие родного училища и отечественной гражданской авиации.

“АС”: Евгений Вильевич, благодарю Вас за интересное интервью. От имени редакции журнала “АвиаСоюз” и от себя лично поздравляю Вас с юбилеем училища.

Читайте также:
Все об отдыхе в Измире

Как стать пилотом? Что нужно для поступления в летное училище? Гражданская авиация

Почти каждый из мальчишек когда-то мечтал стать космонавтом. Это почетно, интересно и нравится девочкам! С возрастом мы перестали мечтать о космосе, мечты стали более приземленными, а век капитализма пропагандирует не ученье и свет, а заработок на YouTube, в Tik Tok, машину подороже, да забор повыше. Мечтающих о космосе становится все меньше: ведь черная бездна она где-то там, далеко, а вот инстаграм и трендовые шмотки совсем рядом. Прибавим сюда колоссальный труд, который необходимо приложить, чтобы выучиться на летчика, потом на летчика-космонавта, пройти отбор и, возможно, попасть в число тех немногих, кто отрывался от Земли на несколько сотен километров (на данный момент таких счастливчиков чуть более 500).

Спустимся немного ближе к земле. На уровень 2-15 км от нее. Это первая ступень всех, кто решил связать свою жизнь с авиацией. Сразу стоит разделить военного летчика и пилота гражданской авиации. Первый — человек военный, летает только на военных самолетах, вертолетах и учится в соответствующих учебных заведениях. Второй — гражданский, кто хочет летать для личных или коммерческих целей. Разделить просто: тот, кто взлетает на истребителе с авианосца — военный летчик (или просто «летчик»), тот, кто гордо шагает по аэропорту в компании красивых бортпроводниц — пилот гражданской авиации. Сегодня поговорим, именно, о нем.

Как же стать пилотом? Два пути: платный и бесплатный, точнее бюджетный. Вы можете пройти обучение в частной школе, в училище или в университете. Отличия — срок и стоимость. В частных школах получить первое свидетельство PPL (Private Pilot License) можно через 2 месяца за 10-15 тысяч долларов. В училище — 2 года 10 месяцев за 3,5-4 млн. рублей или за счет бюджета, если прошли по конкурсу и получаете среднее профессиональное образование впервые. В университете — 4-5 лет за 4-4,5 млн. рублей или за счет бюджета, если прошли по конкурсу и получаете высшее образование впервые. Я выбрал второй путь, поскольку он быстрее, я не получал среднее профессиональное образование за счет бюджета, а высшее имею. После окончания можно работать пилотом в авиакомпаниях или заниматься частными перевозками пассажиров и грузов.

Для начала необходимо соответствовать требованиям к кандидатам летного училища: отменное здоровье, образование не ниже среднего, успешная сдача физ.подготовки и профотбора. Готовиться к поступлению лучше начинать заранее, так как в настоящее время профессия пилота становится востребованной и количество абитуриентов растет с каждым годом. С 1 апреля можно начинать проходить ВЛЭК. Это врачебно-летная экспертная комиссия (подробнее в моей статье), которая проверяет здоровье будущего пилота. Вообще стоит иметь в виду, что ВЛЭК придется проходить часто, поскольку это самая базовая вещь для профессии пилота. Потому лучше заранее изучить требования и оценить свою годность. Проверять будут и в училище, и в авиакомпании. Если у Вас есть заболевание или ограничение, с которым путь в авиацию закрыт, то лучше сэкономить время и деньги. Когда справка ВЛЭК о годности на руках, можно приступить к прохождению профотбора (иногда профотбор проходят в процессе сдачи мед.комиссии). Профессиональный отбор — это ряд тестов, не требующих особых навыков или знаний, его может сдать любой среднестатистический человек, окончивший среднюю школу. Тестирование длится 3-4 часа. Вам подробно объясняют задачу, дают время на ее выполнение. Не лишним будет потренироваться, чтобы не тратить время на осмысление заданий. Например, на этом сайте можно набить руку в прохождении тестирования. Профотбор можно пройти по месту прохождения ВЛЭК, а также непосредственно в летном училище. Задания приблизительно одинаковые везде. Также можно профотбор пересдать, если результат не столь высок. Ходит легенда, будто есть централизованная база со всеми результатами, но это не так: подаете документы в разные училища, можете сдавать в каждом заново. Максимальный бал — 60, проходной — 43. Тест несложный, кстати, интересный. Следующий этап предоставление документов, если Вы это еще не делали. Стандартный пакет: аттестат за 11 класс, справка-выписка ВЛЭК, военный билет, либо приписное свидетельство, заявление на поступление, анкета о себе и родственниках, результаты или заявление на профотбор. У Вас примут документы и поставят в график сдачи вступительных испытаний по физкультуре. В зависимости от училища они могут быть следующими: бег на 100 м на время, бег на 1 км на время, бег на 3 км на время, подтягивание на перекладине (зачет/не зачет), разгибание рук в упоре лежа (зачет/не зачет), поднимание ног к перекладине из виса (зачет/не зачет), подъем туловища из положения лежа (зачет/не зачет) и др. Если не сдан хотя бы один норматив, то претендент выбывает из конкурса. Нормативы несложные для подготовленного, занимающегося спортом человека. Рекомендую потренироваться пару месяцев. После подачи документов и сдачи всех вступительных испытаний остается ждать приказа зачисленных на обучение курсантов.

Что влияет на вероятность поступления за счет бюджетных средств?

Воздушная яма

Разбившимся под Ярославлем самолетом Як-42 управлял командир воздушного судна Андрей Соломенцев. Он закончил Сасовское имени героя Советского Союза Тарана Г. А. летное училище гражданской авиации.

Корреспондент “РГ” отправился в Сасово, чтобы понять, на чем и как учат летать будущих пилотов.

Если посмотреть на Сасово с высоты птичьего полета, то увидишь несколько улиц, железнодорожную ветку, трубы асфальто-бетонного завода и излучину реки Цна. А в этой излучине, на огромном травяном летном поле крохотные самолетики. Они стоят двумя группками. Вокруг той, что поменьше, суетятся техники и курсанты в ярких жилетах. Вокруг той, что побольше, – мертвая тишина. Только ветер треплет разорванную перкаль на крыльях.

Читайте также:
Подробная карта Киргизии

Это кладбище отслуживших свое учебных самолетов. И с каждым годом вторая стоянка растет.

До 1990-х годов училище стабильно выпускало по 500 квалифицированных пилотов. 88 выпускников получили звание “Заслуженный пилот СССР”. Есть даже Герои Советского Союза. Например, командир Як-40 Иван Кашин. Звание он получил 1973-м, когда над Брянском четверо террористов захватили его самолет.

Но в 1990-е училище попало в “воздушную яму”: вместо 500 человек на курс подавали документы от силы 25. Не обновлялись самолеты. Летчики-инструкторы разбежались на заработки по частным авиакомпаниям.

Сейчас – дело другое. За партами сидят 300 курсантов. План набора на 2012 год – 150. На 2014-й – 200. Училище потихоньку становится на крыло. Финансирование увеличилось в 3 раза. Строится асфальтобетонная взлетно-посадочная полоса. Поступили новые отечественные компьютерные тренажеры. Государство обещает закупить современные учебно-тренировочные машины. Но так ли все гладко, как рассказывает мне руководство училища?

Первым делом поменяйте самолеты

Мне выдали ядовито-желтый светоотражающий жилет, как у дорожной полиции. Это чтобы курсанты по недосмотру не задавили меня при рулении и посадке – атрибут обязательный во всех аэропортах мира. Я попал на летное поле в пересменок. Самолеты садились один за другим, чтобы заправиться и сменить экипажи.

– Сегодня полеты выполняются на двух типах самолетов – Ан-2 и Як-18Т, – рассказывает замдиректора училища по летной подготовке Евгений Егоров. – Есть еще два Л-410 с новейшей “стеклянной” кабиной. “Стеклянная” – это значит, что все приборы на мониторах, как в “Боинге”. Но на них курсанты летают только “выпускные” 40 часов из 150, положенных по норме ИКАО. Остальное время – на первоначальном самолете.

“Кукурузники” лихо заруливали на стоянку. Тут же поднимались капоты, и техники со стремянок ныряли в черное чрево древних машин. Подъезжал бензовоз. На крыле со шлангом – хрупкая девчонка. Минута – и бак полный. Третьекурсница Настя Игнатишина в летном комбинизоне вытирает платочком закопченный носик.

– На чем мечтаешь летать? – спрашиваю Настю.

– Конечно, на “Боинге”, – не задумываясь, отвечает она. – На чем же еще?

Забираюсь в “кукурузник”. На месте командира – молоденький курсант. После зачитывания вслух технологической карты (помните, как в фильме “Экипаж” перед взлетом) звучит команда: “От винта!”. “Аннушка” после короткой пробежки взмывает в воздух. Делаем учебный круг. Мягко садимся в положенном месте, “на пятерку”. Я и не сомневался, что корреспондента посадят в самолет к отличнику.

Идем вдоль стоянки “живых” самолетов. И тут выясняется, что живы они условно. Есть такое понятие: коэффициент исправности воздушных судов. Так вот, для “Яков” он редко бывает больше 50 процентов. Не намного лучше с “кукурузниками”.

– Ан-2 – прекрасная машина, – рассказывает Евгений Егоров. – И в штопор не сваливается, и для посадки нужно футбольное поле. “Невзирая на межу, я и в поле посажу” – наша поговорка. Но расход бензина – 2 литра в минуту. Это прорва. А бензин особый – авиационный, по 80 рублей за литр. Что тут говорить, морально устаревшая техника.

А с Як-18Т “новейшей” 36-й серии вообще неразбериха. С необходимыми комплектующими проблема. Перестали их в России производить. Зарубежные аналоги выходят из строя. Ремонтирорваться просто негде. Вибрация из-за нового трехлопастного винта слишком высока. Ломается датчик тахометра из Казани. Многолетняя переписка со смоленским авиазаводом ни к чему не приводит. Именно потому я предпочел прожорливую старушку “Аннушку” ломучему спортивному “Яку”.

– А есть ли нормальные современные отечественные машины для обучения курсантов? – спрашиваю директора училища Евгения Смольникова.

– Таких машин нет. Обещали нам “Рысачка”, на МАКСе его показывали. Не произвел он на нас, мягко говоря, впечатления.

– Недавно принято решение закупать “Цессны”, как во всем мире.

. В общежитии N 2 (бывшей казарме) царил армейский порядок. Курсанты жили по четыре человека в просторной комнате. У всех – ноутбуки с интернет-модемами. Над заправленными кроватями – плакаты с “боингами”, “эйрбасами” и прочей зарубежной летательной техникой. Надо ли говорить, что третьекурсник Александр Горюнов тоже мечтает о “Боинге”? И желательно о “767”-м. Там зарплата ого-го!

– Где хочешь летать?

– ВИМ-Авиа, они сейчас расширяются. Им пилоты во как нужны! – мечтает курсант. – У меня папа пилот, мама стюардесса. Так что информация верная. Но это только после армии. Забирают весной.

– Из Сасово иногда забирают в подводный флот. У нас шутят: появился новый род войск – подводная авиация.

– А в сельхозавиации нет желания полетать?

Курсант только улыбается в ответ.

– У меня желание выучить английский на 4-й уровень (это специальный авиационный термин ИКАО. Переговоры в воздухе на международных линиях должны вестись на отличном английском). Вот и зубрю глаголы.

Выяснилось, что зарплата у командира воздушного судна в большой авиакомпании иногда доходит до полумиллиона рублей. На кораблях поменьше – 150-200 тысяч. Санавиация и местные авиалинии не рулят.

Иллюзия полета

На тренажерном корпусе кумачовый транспарант: “Авиационные тренажеры – мощное средство для улучшения, ускорения и удешевления подготовки пилотов!”. Пока бригада техников монтирует питерские тренажеры с огромными мониторами в специальном зале, будущие пилоты осваивают азы на древних комплексах 50-х годов. Кабина точь-в-точь как у Ан-2. Перед дверью табличка: “В грязной обуви не входить!”. Кругом – чистота и порядок. Только вот стекла матовые, как будто за бортом туман. Ни мониторов, ни проекторов.

Читайте также:
Описание и часы работы минского метрополитена со схемой

– Здесь курсанты учатся взлетать и садиться только по приборам, – говорит пилот 1-го класса, инструктор по тренажерам Владимир Багров. – Пройдемте в другую комнату. Там стоит кое-что посовременнее.

Посовременнее – это тренажер родом из подмосковного Жуковского. По бокам фрагмента кабины Як-18 с приборами и штурвалами – экраны. На них можно смоделировать любую ситуацию. Даже пожар. Поле в программе родное, сасовское. Так что проблем с ориентировкой у курсантов быть не должно. Сажусь в командирское кресло. Пристегиваюсь. Справа – инструктор Багров. Запускаем двигатель. Штурвал на себя. Взлетаем. На пятой минуте полета, увлекшись местными компьютерными пейзажами, сваливаюсь в штопор. Отчаянно работаю педалями. Двигатель ревет! Иллюзия полная. И тут все вокруг погасло. В голове пронеслось: неужели конец? Оказалось, во всем Сасово отрубили электричество.

– Евгений Вильевич, – спрашиваю директора училища, – а вы чувствуете ответственность за выпускников, которые с “кукурузников” пересаживаются на большие суда?

– Ну а как иначе? Каждый полетный день провожу здесь, пока последний самолет не приземлится и не поступит рапорт. Но вы поймите, Ан-2 и Як-18 – это всего лишь парта первоклассника. Курсант на нем впервые поднимается в воздух. Гагарин тоже учился летать на Яке, а не на “Востоке”. Это потом, когда мы пилота выпускаем, авиакомпания должна его обучить на свой тип воздушного судна. Кстати, погибший командир Як-42 после Сасово закончил Ленинградскую академию воздушного транспорта. Но кто совершает трагические ошибки в воздухе? Юнцы? Нет! “Оперившиеся” пилоты. Наши выпускники все выполняют все четко, как “раз-два-три”. Когда человек полетает, появляется уверенность: это хорошо, но если безответственная самоуверенность, вот тогда может случиться непоправимое. А насчет техники. В следующем году должны закупить 10 машин “Цессна-172”. На них учатся и в Америке, и в Европе. Они и экономичны, и надежны. Так что с технической базой у нас в скором времени все будет на мировом уровне. А вот что делать с кадрами?

Оказалось, государство сейчас вкладывает огромные деньги в Сасовское училище. И не только на закупку тренажеров и американских самолетов. Строится новая столовая. Повсюду идет ремонт. Бюджет училища в два раза превышает бюджет города Сасово. Но ставки у летчиков-инструкторов остаются прежние. То есть мизерные – средняя зарплата до 20 тысяч рублей в месяц. Где эти 20 тысяч и где 200 тысяч в большой авиации? Понятно, что текучка инструкторов просто угрожает учебному процессу.

– У меня со всеми выплатами и сверхурочными выходит 20 тысяч, – делится летчик-инструктор Илья Кузяев. – Я заключил контракт сразу после окончания училища на три года. Должен их отработать иначе штраф – 500 тысяч рублей. Я сам сасовский. Если бы получал хотя бы вдвое больше, остался бы работать здесь. А так, кончится контракт – пойду переучиваться на “Боинг”. Английский вот усиленно штудирую.

Напоследок я зашел в учебные классы. Там курсанты тщательно изучали устройства двигателей тех же “Аннушек” и “Яков”. Поршневые! Это – в сверхзвуковой-то век! Третьекурсницы Валерия Шевченко и Анастасия Чикало сами не знают, зачем им карбюратор с падающим потоком или двухбаллонная система пневматического запуска ЯК-18. Но из программы слов не выкинешь. Инструкторы говорят: “Нельзя летать, не зная, что происходит с техникой”. Девчонки настроились серьезно: мечтают стать командирами трансатлантических судов. Разговорились. Тут спрашивают меня:

– А вы не испугаетесь лететь, если узнаете, что в командирском кресле женщина?

Я задумался. Летаю часто – журналистские командировки по нашей необъятной стране невозможны без авиации. К женщинам за рулем автомобиля отношусь настороженно, хотя статистика говорит, что слабый пол внимательнее на дороге. Наверное, и в воздухе. Но одно знаю твердо: разница между “кукурузником” и “Боингом” приблизительно такая же, как между “Окой” и “БелАЗом”. И, конечно, я буду в тревоге, если в левом кресле окажется совсем “зеленый” пилот, только вчера слезший с допотопного “кукурузника”, которого из-за нехватки квалифицированного персонала недоучили, который из-за устаревших тренажеров “путает педали”.

Воздушная яма

Разбившимся под Ярославлем самолетом Як-42 управлял командир воздушного судна Андрей Соломенцев. Он закончил Сасовское имени героя Советского Союза Тарана Г. А. летное училище гражданской авиации.

Корреспондент “РГ” отправился в Сасово, чтобы понять, на чем и как учат летать будущих пилотов.

Если посмотреть на Сасово с высоты птичьего полета, то увидишь несколько улиц, железнодорожную ветку, трубы асфальто-бетонного завода и излучину реки Цна. А в этой излучине, на огромном травяном летном поле крохотные самолетики. Они стоят двумя группками. Вокруг той, что поменьше, суетятся техники и курсанты в ярких жилетах. Вокруг той, что побольше, – мертвая тишина. Только ветер треплет разорванную перкаль на крыльях.

Это кладбище отслуживших свое учебных самолетов. И с каждым годом вторая стоянка растет.

До 1990-х годов училище стабильно выпускало по 500 квалифицированных пилотов. 88 выпускников получили звание “Заслуженный пилот СССР”. Есть даже Герои Советского Союза. Например, командир Як-40 Иван Кашин. Звание он получил 1973-м, когда над Брянском четверо террористов захватили его самолет.

Читайте также:
Автобус 674: Расписание Маршрут, Москва Общественный наземный транспорт.

Но в 1990-е училище попало в “воздушную яму”: вместо 500 человек на курс подавали документы от силы 25. Не обновлялись самолеты. Летчики-инструкторы разбежались на заработки по частным авиакомпаниям.

Сейчас – дело другое. За партами сидят 300 курсантов. План набора на 2012 год – 150. На 2014-й – 200. Училище потихоньку становится на крыло. Финансирование увеличилось в 3 раза. Строится асфальтобетонная взлетно-посадочная полоса. Поступили новые отечественные компьютерные тренажеры. Государство обещает закупить современные учебно-тренировочные машины. Но так ли все гладко, как рассказывает мне руководство училища?

Первым делом поменяйте самолеты

Мне выдали ядовито-желтый светоотражающий жилет, как у дорожной полиции. Это чтобы курсанты по недосмотру не задавили меня при рулении и посадке – атрибут обязательный во всех аэропортах мира. Я попал на летное поле в пересменок. Самолеты садились один за другим, чтобы заправиться и сменить экипажи.

– Сегодня полеты выполняются на двух типах самолетов – Ан-2 и Як-18Т, – рассказывает замдиректора училища по летной подготовке Евгений Егоров. – Есть еще два Л-410 с новейшей “стеклянной” кабиной. “Стеклянная” – это значит, что все приборы на мониторах, как в “Боинге”. Но на них курсанты летают только “выпускные” 40 часов из 150, положенных по норме ИКАО. Остальное время – на первоначальном самолете.

“Кукурузники” лихо заруливали на стоянку. Тут же поднимались капоты, и техники со стремянок ныряли в черное чрево древних машин. Подъезжал бензовоз. На крыле со шлангом – хрупкая девчонка. Минута – и бак полный. Третьекурсница Настя Игнатишина в летном комбинизоне вытирает платочком закопченный носик.

– На чем мечтаешь летать? – спрашиваю Настю.

– Конечно, на “Боинге”, – не задумываясь, отвечает она. – На чем же еще?

Забираюсь в “кукурузник”. На месте командира – молоденький курсант. После зачитывания вслух технологической карты (помните, как в фильме “Экипаж” перед взлетом) звучит команда: “От винта!”. “Аннушка” после короткой пробежки взмывает в воздух. Делаем учебный круг. Мягко садимся в положенном месте, “на пятерку”. Я и не сомневался, что корреспондента посадят в самолет к отличнику.

Идем вдоль стоянки “живых” самолетов. И тут выясняется, что живы они условно. Есть такое понятие: коэффициент исправности воздушных судов. Так вот, для “Яков” он редко бывает больше 50 процентов. Не намного лучше с “кукурузниками”.

– Ан-2 – прекрасная машина, – рассказывает Евгений Егоров. – И в штопор не сваливается, и для посадки нужно футбольное поле. “Невзирая на межу, я и в поле посажу” – наша поговорка. Но расход бензина – 2 литра в минуту. Это прорва. А бензин особый – авиационный, по 80 рублей за литр. Что тут говорить, морально устаревшая техника.

А с Як-18Т “новейшей” 36-й серии вообще неразбериха. С необходимыми комплектующими проблема. Перестали их в России производить. Зарубежные аналоги выходят из строя. Ремонтирорваться просто негде. Вибрация из-за нового трехлопастного винта слишком высока. Ломается датчик тахометра из Казани. Многолетняя переписка со смоленским авиазаводом ни к чему не приводит. Именно потому я предпочел прожорливую старушку “Аннушку” ломучему спортивному “Яку”.

– А есть ли нормальные современные отечественные машины для обучения курсантов? – спрашиваю директора училища Евгения Смольникова.

– Таких машин нет. Обещали нам “Рысачка”, на МАКСе его показывали. Не произвел он на нас, мягко говоря, впечатления.

– Недавно принято решение закупать “Цессны”, как во всем мире.

. В общежитии N 2 (бывшей казарме) царил армейский порядок. Курсанты жили по четыре человека в просторной комнате. У всех – ноутбуки с интернет-модемами. Над заправленными кроватями – плакаты с “боингами”, “эйрбасами” и прочей зарубежной летательной техникой. Надо ли говорить, что третьекурсник Александр Горюнов тоже мечтает о “Боинге”? И желательно о “767”-м. Там зарплата ого-го!

– Где хочешь летать?

– ВИМ-Авиа, они сейчас расширяются. Им пилоты во как нужны! – мечтает курсант. – У меня папа пилот, мама стюардесса. Так что информация верная. Но это только после армии. Забирают весной.

– Из Сасово иногда забирают в подводный флот. У нас шутят: появился новый род войск – подводная авиация.

– А в сельхозавиации нет желания полетать?

Курсант только улыбается в ответ.

– У меня желание выучить английский на 4-й уровень (это специальный авиационный термин ИКАО. Переговоры в воздухе на международных линиях должны вестись на отличном английском). Вот и зубрю глаголы.

Выяснилось, что зарплата у командира воздушного судна в большой авиакомпании иногда доходит до полумиллиона рублей. На кораблях поменьше – 150-200 тысяч. Санавиация и местные авиалинии не рулят.

Иллюзия полета

На тренажерном корпусе кумачовый транспарант: “Авиационные тренажеры – мощное средство для улучшения, ускорения и удешевления подготовки пилотов!”. Пока бригада техников монтирует питерские тренажеры с огромными мониторами в специальном зале, будущие пилоты осваивают азы на древних комплексах 50-х годов. Кабина точь-в-точь как у Ан-2. Перед дверью табличка: “В грязной обуви не входить!”. Кругом – чистота и порядок. Только вот стекла матовые, как будто за бортом туман. Ни мониторов, ни проекторов.

– Здесь курсанты учатся взлетать и садиться только по приборам, – говорит пилот 1-го класса, инструктор по тренажерам Владимир Багров. – Пройдемте в другую комнату. Там стоит кое-что посовременнее.

Читайте также:
Карта Далата на русском языке

Посовременнее – это тренажер родом из подмосковного Жуковского. По бокам фрагмента кабины Як-18 с приборами и штурвалами – экраны. На них можно смоделировать любую ситуацию. Даже пожар. Поле в программе родное, сасовское. Так что проблем с ориентировкой у курсантов быть не должно. Сажусь в командирское кресло. Пристегиваюсь. Справа – инструктор Багров. Запускаем двигатель. Штурвал на себя. Взлетаем. На пятой минуте полета, увлекшись местными компьютерными пейзажами, сваливаюсь в штопор. Отчаянно работаю педалями. Двигатель ревет! Иллюзия полная. И тут все вокруг погасло. В голове пронеслось: неужели конец? Оказалось, во всем Сасово отрубили электричество.

– Евгений Вильевич, – спрашиваю директора училища, – а вы чувствуете ответственность за выпускников, которые с “кукурузников” пересаживаются на большие суда?

– Ну а как иначе? Каждый полетный день провожу здесь, пока последний самолет не приземлится и не поступит рапорт. Но вы поймите, Ан-2 и Як-18 – это всего лишь парта первоклассника. Курсант на нем впервые поднимается в воздух. Гагарин тоже учился летать на Яке, а не на “Востоке”. Это потом, когда мы пилота выпускаем, авиакомпания должна его обучить на свой тип воздушного судна. Кстати, погибший командир Як-42 после Сасово закончил Ленинградскую академию воздушного транспорта. Но кто совершает трагические ошибки в воздухе? Юнцы? Нет! “Оперившиеся” пилоты. Наши выпускники все выполняют все четко, как “раз-два-три”. Когда человек полетает, появляется уверенность: это хорошо, но если безответственная самоуверенность, вот тогда может случиться непоправимое. А насчет техники. В следующем году должны закупить 10 машин “Цессна-172”. На них учатся и в Америке, и в Европе. Они и экономичны, и надежны. Так что с технической базой у нас в скором времени все будет на мировом уровне. А вот что делать с кадрами?

Оказалось, государство сейчас вкладывает огромные деньги в Сасовское училище. И не только на закупку тренажеров и американских самолетов. Строится новая столовая. Повсюду идет ремонт. Бюджет училища в два раза превышает бюджет города Сасово. Но ставки у летчиков-инструкторов остаются прежние. То есть мизерные – средняя зарплата до 20 тысяч рублей в месяц. Где эти 20 тысяч и где 200 тысяч в большой авиации? Понятно, что текучка инструкторов просто угрожает учебному процессу.

– У меня со всеми выплатами и сверхурочными выходит 20 тысяч, – делится летчик-инструктор Илья Кузяев. – Я заключил контракт сразу после окончания училища на три года. Должен их отработать иначе штраф – 500 тысяч рублей. Я сам сасовский. Если бы получал хотя бы вдвое больше, остался бы работать здесь. А так, кончится контракт – пойду переучиваться на “Боинг”. Английский вот усиленно штудирую.

Напоследок я зашел в учебные классы. Там курсанты тщательно изучали устройства двигателей тех же “Аннушек” и “Яков”. Поршневые! Это – в сверхзвуковой-то век! Третьекурсницы Валерия Шевченко и Анастасия Чикало сами не знают, зачем им карбюратор с падающим потоком или двухбаллонная система пневматического запуска ЯК-18. Но из программы слов не выкинешь. Инструкторы говорят: “Нельзя летать, не зная, что происходит с техникой”. Девчонки настроились серьезно: мечтают стать командирами трансатлантических судов. Разговорились. Тут спрашивают меня:

– А вы не испугаетесь лететь, если узнаете, что в командирском кресле женщина?

Я задумался. Летаю часто – журналистские командировки по нашей необъятной стране невозможны без авиации. К женщинам за рулем автомобиля отношусь настороженно, хотя статистика говорит, что слабый пол внимательнее на дороге. Наверное, и в воздухе. Но одно знаю твердо: разница между “кукурузником” и “Боингом” приблизительно такая же, как между “Окой” и “БелАЗом”. И, конечно, я буду в тревоге, если в левом кресле окажется совсем “зеленый” пилот, только вчера слезший с допотопного “кукурузника”, которого из-за нехватки квалифицированного персонала недоучили, который из-за устаревших тренажеров “путает педали”.

Банки Польши

Найти Банк

Популярные города:

  • Варшава
  • Краков
  • Вроцлав
  • Познань
  • Лодзь
  • Гданьск
  • Щецин
  • Быдгощ
  • Люблин
  • Белосток
Название Адрес Контакты(Телефон, e-mail) Сайт
Narodowy Bank Polski ul. Świętokrzyska 11/21 00-919 Warszawa 22 185 10 00
listy@nbp.pl
www.nbp.pl
PKO Bank Polski SA Warszawa, ul.Puławska 15 800 302 302 www.pkobp.pl
Bank Handlowy w Warszawie SA Warszawa, ul.Senatorska 16 (22) 657-72-00, 692-50-23 www.citihandlowy.pl
ING Bank Śląski SA ul. Sokolska 34, 40-086 Katowice 32 357 00 69 https://www.ing.pl/
Bank BPH Gdańsk, ul.Płk.Jana Pałubickiego 2 (56) 610-76-50, 610-76-60(12) 618-75-67, 618-75-63, (58) 300-70-79 bph.pl
Bank Zachodni WBK SA al. Jana Pawła II 17, 00-854 Warszawa 1 9999 www.bzwbk.pl
Bank Gospodarstwa Krajowego Warszawa, Al.Jerozolimskie 7 801 598 888, 22 475 8888 www.bgk.com.pl
mBank SA Warszawa, ul.Senatorska 18 801 300 800 www.mbank.pl
Bank Millennium SA Warszawa, ul.Stanisława Żaryna 2A 801 331 331, +48 22 598 41 14 www.bankmillennium.pl
Bank BPH SA Katowice, ul.Topolowa 6 +48 58 300 75 00, 801 889 889 bph.pl
Bank Pekao SA Warszawa, ul.Grzybowska 53/57 (22) 59 12 232 www.pekao.com.pl
HSBC Bank Polska SA Warszawa, Rondo ONZ 1 www.hsbc.pl
Bank Pocztowy SA Bydgoszcz, ul.Jagiellońska 17 (22) 328-76-43, 328-76-65, 328-74-87, 328-76-49 www.pocztowy.pl
Eurobank SA Wrocław, ul.Świętego Mikołaja 72 (71) 795-55-00, 795-55-01 www.eurobank.pl
Bank Ochrony Środowiska SA Warszawa, ul.Żelazna 32 801 355 455 www.bosbank.pl
Mercedes-Benz Bank Polska SA Warszawa, ul.Gottlieba Daimlera 1 www.mercedes-benz-bank.pl
SGB-Bank SA Poznań, ul.Szarych Szeregów 23A +48 22 515 31 50, 800 207 606 (
call.center@sgb.pl
www.sgb.pl
RBS Bank (Polska) SA Warszawa, ul.1 Sierpnia 8A www.rbs.com/rbs.html
PLUS BANK SA aleja Stanów Zjednoczonych 61a, 04-028 Warszawa 801 44 55 66 , +48 61 8 461 461 www.plusbank.pl
Raiffeisen Bank Polska SA ul. Grzybowska 78 00-844 Warszawa + (48) 22 578 56 02 www.raiffeisen.pl
Societe Generale S.A. Branch in Poland Warszawa, ul.Marszałkowska 111 www.societegenerale.com/en/home
Bank PBP SA Warszawa, ul.Domaniewska 39A
Pekao Bank Hipoteczny SA Warszawa, ul.Domaniewska 39A +48 22 852 19 37 www.pekaobh.pl
Deutsche Bank Polska SA Warszawa, al.Armii Ludowej 26 +48 22 579 9000 www.db.com/poland/
Bank BPS ul. Grzybowska 81, 00-844 Warszawa 801 321 456 www.bankbps.pl
Credit Agricole Bank Polska SA Wrocław, pl.Orląt Lwowskich 1 +48 71 35 49 009 www.credit-agricole.pl
Idea Bank SA Warszawa, ul.Przyokopowa 33 www.ideabank.pl
FCE Bank Polska SA Warszawa, ul.Taśmowa 7 (22) 608-69-00, 608-69-01, 608-69-05, 608-69-03 www.fcebank.pl
Santander Consumer Bank SA Wrocław, ul.Strzegomska 42c 71 358 22 20, 195 00 www.santanderconsumer.pl
VOLKSWAGEN BANK POLSKA SA Warszawa, Rondo ONZ 1 (22) 538-70-00, 538-78-88 www.vwbank.pl
FCA-Group Bank Polska SA Warszawa, al.Wyścigowa 6 (22) 607-48-00, 607-48-01, 607-48-49, 607-48-55 www.fcabank.pl
mBank Hipoteczny SA Warszawa, al.Armii Ludowej 26 (22) 579-75-00, do 01, 579-75-89 www.mhipoteczny.pl
Toyota Bank Polska SA Warszawa, ul.Postępu 18B 801 900 700, +48 22 488 5550 www.toyotabank.pl
DNB Bank Polska SA Warszawa, ul.Postępu 15c (22) 524-10-00, 524-10-01 www.dnb.pl
Bank of Tokyo-Mitsubishi UFJ (Polska) SA Warszawa, ul.Emilii Plater 53 www.bk.mufg.jp/global/
Banque PSA Finance SA Oddział w Polsce Warszawa, pl.Bankowy 2 www.banquepsafinance.com/
Svenska Handelsbanken AB SA Oddział w Polsce Warszawa, ul.Wołoska 22 +48 (22) 381 73 00
handelsbanken.pl@handelsbanken.se
www.handelsbanken.pl
Sygma Bank Polska SA Warszawa, ul.Suwak 3
BPI Bank Polskich Inwestycji SA Warszawa, ul.Przyokopowa 33
Nykredit Realkredit A/S SA Warszawa, ul.Królewska 16 www.nykredit.pl
BNP PARIBAS SA Warszawa, ul.Suwak 3 801 321 123, +48 22 134 00 00 www.bnpparibas.pl
Danske Bank Polska SA Warszawa, ul.Emilii Plater 28 +48 22 33 77 100 www.danskebank.pl
Skandinaviska Enskilda Banken AB (SA) Warszawa, ul.Złota 59 +48223958200 www.seb.pl
Banco Mais S.A. (SA) Oddział w Polsce Warszawa, ul.Domaniewska 39A www.bnf.bank
CAIXABANK SA Warszawa, ul.Prosta 51 (22) 306-12-00, 306-12-29 www.caixabank.es
Elavon Financial Services ną odpowiedzialnością) Oddział w Polsce Warszawa, ul.Puławska 17 (22) 381-30-03, 381-38-10 www.elavon.com/
BNP Paribas Securities Services SKA Oddział w Polsce Warszawa, pl.Europejski 6 (22) 386-11-00, 386-11-01
HAITONG BANK, S.A. Warszawa, ul.Złota 59 (22) 347-40-00, 347-40-99 www.haitongib.com
Getin Noble Bank SA Warszawa, ul.Przyokopowa 33 +48 664 919 797 www.getinbank.pl
Alior Bank Warszawa, ul.Łopuszańska 38D +48 12 370 70 00
kontakt@alior.pl
www.aliorbank.pl
Aareal Bank Aktiengesellschaft (Spółka Akcyjna) Warszawa, Rondo ONZ 1 (22) 544-90-60, 544-90-69 www.aareal-bank.com
Citibank Europe PLC (Publiczna Spółka Akcyjna) Warszawa, ul.Chałubińskiego 8 (22) 690-44-00, 690-44-01 www.citibankeurope.pl
Ikano Bank AB SA Oddział w Polsce Warszawa, ul.Postępu 21B (22) 431-56-00, 431-56-99 bank.ikano
Nordea Bank AB SA Łódź, al.Marszałka Edwarda Śmigłego-Rydza 20 (42) 298-15-01, 298-15-05 www.nordea.pl
UBS Limited Warszawa, Al.Ujazdowskie 51 (22) 525-84-15, 525-84-16, 525-84-18 www.ubs.com
J.P. Morgan Europe Limited Sp. z o.o. Warszawa, ul.Emilii Plater 53 (22) 528-66-95, 528-66-27 www.jpmorgan.com
Bank of China Poland Warszawa, ul.Zielna 41/43 (22) 417-88-88, 417-87-77 www.bankofchina.com/pl/pl
Vanquis Bank Limited (spółka z ograniczoną odpowiedzialnością) Warszawa, Al.Jana Pawła II 23 (22) 653-85-14
Industrial and Commercial Bank of China (Europe) S.A. (Spółka Akcyjna) Warszawa, pl.Trzech Krzyży 18 (-) 881 236 588 www.icbc.com.cn/ICBC/sy/
Saxo Bank Warszawa, ul.Nowy Świat 7/15 (22) 275-55-70 www.home.saxo/pl-pl/
RCI Banque SA Warszawa, ul.Marynarska 13 (22) 541-13-00, 541-13-01 www.rcibanque.com.pl
EUROCLEAR Bank Kraków, ul.Puszkarska 7H (12) 363-97-10 www.euroclear.com
Intesa Sanpaolo SA Warszawa, ul.Książęca 4 (22) 265-57-00, 265-57-99, 265-57-98 www.intesasanpaolo.com
Western Union International Bank Warszawa, Al.Jana Pawła II 29 (22) 653-70-00, 653-70-28, 653-70-99 www.business.westernunion.pl
DZ BANK AG Deutsche Zentral-Genossenschaftsbank, Frankfurt am Main Spółka Akcyjna Warszawa, pl.Piłsudskiego 3 (22) 505-70-00, 505-74-42 www.dzbank.com
PKO Bank Hipoteczny SA Gdynia, ul.Jerzego Waszyngtona 17 (22) 521-57-50 www.pkobh.pl
TF BANK AB (Spółka z ograniczoną odpowiedzialnością) Gdańsk, Al.Grunwaldzka 103A (22) 521-57-50(22) 274-29-44, (58) 881-31-16 www.tfbank.pl

На сайте представлен исчерпывающий список банков Польши. Указаны адреса, по которым находятся банковские отделения, время их работы, телефоны горячей линии. На соответствующей странице приведены и контакты банков. К ним относятся телефонные номера офисов, координаты электронной почты, адреса, по которым находятся официальные сайты финансовых организаций.

Полный список банков Польши

На сегодняшний день существуют филиалы и отделения 67 банков. Такие сведения являются актуальными на 06 Октября 2022 года. Обновление списка банков Польши происходит ежедневно.

Услуги банков Польши

В списке банков находятся финансовые организации, которые предоставляют

  • открытие вкладов;
  • оформление ипотеки и различных кредитов.
  • разнообразные услуги по микрозаймам в Польше.

Список банков Польши позволяет:

  • посмотреть позицию финансовой организации в рейтинговой таблице;
  • подобрать выгодный для себя курс для обмена валюты;
  • прочесть информацию о рефинансировании, кредитных картах;
  • подобрать привлекательное предложение по кредиту в Польше с относительно низкой процентной ставкой.

Другая информация

Страница сайта со списком банков Польши – своеобразный агрегатор информации и новостей. За счёт того, что в одном месте собран максимум полезной информации, исчезает необходимость в поиске крупиц полезных сведений на других порталах.

Сайт perevody-deneg.ru использует файлы cookie для анализа поведения посетителей на сайте. Это помогает нам сделать сайт лучше.

Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.

Какие есть польские банки и в каком лучше открыть счет для иностранцев? Рейтинг лучших в Польше

Автор: Дмитрий Константинович

Дата обновления: 18.05.2021

Современность предлагает множество инновационных решений, в том числе и в сфере финансов. Одни из них представляют небывалый интерес, а без других и вовсе уже невозможно обойтись. К последним, несомненно, относятся и банковские услуги. Сложно прожить без счета, карточки, интернет-банкинга и прочих услуг, но одно дело, когда пользуетесь ими дома, и совсем другое, когда оказываетесь в новой, малознакомой стране.

Сегодня многие выбирают для туризма, жизни или работы Польшу. Обзору банков этой страны и будет посвящен материал. Какой польский банк выбрать? Как не потерять деньги? Где самые лучшие условия для иностранцев? Давайте обо всем по порядку.

Параметры выбора

Что интересует потенциального вкладчика прежде всего? Надежность, удобство, доступность. Рассмотрим эти и другие параметры отдельно.

Надежность

Первое, что нужно от финансового учреждения – надежность. Никто не хочет, чтобы его средства пропали. Конечно, сейчас не 1990-ые, но подстраховаться стоит.

На наш взгляд, для определения надежности стоит обращать внимание на:

  1. Возраст банка. Чем старше учреждение, тем меньше шансов на мошенничество. При этом не так важно в условном 1991 году появился банк или работает с XIX века – главное, поменьше доверия «конторам», внезапно выплывшим в «прошлом месяце» и обещающим огромные проценты.
  2. Инфраструктура. Сколько у банка отделений? Сколько банкоматов? Есть ли возможность пополнения через АТМ? Согласитесь, ответы на эти вопросы скажут не только о комфортности использования счета, но и подчеркнут надежность: банк с 1000 отделений очевидно менее склонен к «подвохам», чем «супер мощное финучреждение» с одним банкоматом на Воеводство.
  3. Владельцы. Речь не идет о конкретных фамилиях. Достаточно официальной информации. В век глобализации финансовые учреждения часто объединяются, сливаются. Очевидно, что если владельцем является крупная международная корпорация, надежность банка повышается.

Список и рейтинг надежности

Разумеется, рейтинг – это также показатель надежности. Однако не во всем. Рейтинг также может указывать на уровень комфорта, прибыльность и другие параметры.

Публикуют рейтинги различные организации. К примеру, можно обратиться к порталу www.bankier.pl, ежемесячно издающему собственные ТОПы по выгодности ведения личных счетов. Вот так, к примеру, выглядят данные августа 2017 года:

Банк Счет Содержание счета Содержание карты
1 Bank BGŻ Konto Optymalne 0,00 zł
BNP Paribas
Idea Bank Konto Idealne
mBank eKonto standard
Nest Bank Nest Konto
Orange Finanse Konto Osobiste
Volkswagen Bank Polska Konto osobiste e-direct
2 Raiffeisen Polbank Wymarzone Konto Osobiste 0,00 zł 0,00-3,00 zł
3 Zachodni WBK Konto Godne Polecenia 0,00-4,00 zł
Inteligo Konto Inteligo 0,00-4,00 zł
4 BOŚ Bank EKOkonto bez Kosztów 0,00-5,00 zł
5 Alior Bank Konto Internetowe 0,00-6,00 zł
T-Mobile Usługi Bankowe Konto Freemium 0,00-6,00 zł
6 Getin Bank Konto Getin Up 0,00-6,99 zł
7 ING Bank Śląski Konto z Lwem Direct 0,00-7,00 zł
8 Deutsche Bank Polska dbNET 0,00-8,00 zł
9 Plus Bank Konto PLUS 0,00-9,00 zł
10 Toyota Bank Konto Jedyne 0,00-2,49 zł 0,00 zł
11 Bank Pocztowy Bliskie Konto Pocztowe 0,00-5,00 zł
12 Bank BPS iKonto 0,00-5,00 zł 3,00 zł
13 Bank Pekao Eurokonto Mobilne 0,00-5,99 zł 0,00-3,99 zł
14 PKO Bank PKO Konto za Zero 0,00-6,90 zł 0,00-6,90 zł
15 Bank Millennium Konto 360° 0,00-8,00 zł 0,00-7,00 zł
16 eurobank Konto Active 0,00-9,00 zł 0,00-4,90 zł
17 Credit Agricole Bank Polska Konto PROSTO-oszczędzające PLUS 0,00-9,90 zł 0,00-7,99 zł
18 Citi Handlowy Citi Priority 0,00-30,00 zł 0,00 zł

Легко заметить, что в лидеры, вместе с именитыми банками, вырвались и новички, т.к. недавно находясь на рынке, предлагают выгодные условия.

Комфортность обслуживания в польском банке

Удобство будет определяться и условиями ведения счета, и доступностью отделений/филиалов.

Но все это так или иначе уже рассматривалось в других параметрах.

Поэтому здесь укажем на два оставшихся, но очень важных:

  1. Возможность открытия счета иностранцем. Согласитесь, без этого все остальное становится совершенно неважным.
  2. Наличие интернет-банкинга. Это неоспоримое удобство, без него сегодня сложно обслуживать счет, переводить средства и т.п. Также стоит обратить внимание на мобильные приложения. Даже если будущий клиент не собирается им пользоваться – наличие интернет-банкинга говорит о том, что банк вкладывается в ПО, хочет быть современным, привлекать новых клиентов, что опять же говорит в пользу его надежности.

Какие банки есть? Крупнейшие и малоизвестные

Теперь от общего к частному. Обзор будет проведен по выбранной нами процедуре – сначала расскажем о банках, с которыми имеется опыт общения, а потом упомянем и о других. Это не значит, что первые однозначно лучше вторых – опробовать услуги всех учреждений невозможно, да и не нужно.

Каждый из описанных банков входит в категорию надежных. Все оказывают услуги интернет-банкинга. Все работают с иностранцами. Различаются только условия открытия и содержания счетов, карт и т.п.

ING Bank Śląski

Банк работает с конца 1980-х. Ранее входил в монопольные структуры Нацбанка Польши. Сегодня является частью международной группы ING. Четвертый по значимости банк РП. Более 400 отделений.

Больше информации о банке и способах открытия счета для иностранцев читайте в этой статье.

Millennium (Миллениум)

Дата образования – 1989 год. В результате долгих слияний и поглощений, вошел в структуры крупного португальского финансового холдинга. С 2003 известен под своим нынешним названием – Bank Millennium. Один из первых котирует свои акции на Варшавской бирже.

Множество отделений и банкоматов на территории Польши. Имеет телефонных консультантов, говорящих на русском и украинском языках.

Больше информации о банке, открытии, проверке счета и способах закрытия читайте в другом нашем материале.

Pekao Bank

Один из старейших банков – образован в 1929 году. Первый, кто начал работать на фондовом рынке. В настоящее время является частью крупной финансовой группы UniCredit.

Второй по величине активов. Имеет более 1000 филиалов по РП. Работать с валютными счетами можно и за границей, во всех отделениях UniCredit.

Больше информации о банке, условиях открытия и обслуживания доступны здесь.

PKO Bank

Еще один польский банк с многолетней историей – работает с 1919 года. Под названием PKO Bank известен с середины ХХ века.

Входит в ТОП-2000 самых крупных кампаний планеты. Один из лидеров в финансовой сфере в восточной части Европы. Имеет в Польше свыше 1 300 отделений и 3 000 банкоматов и является государственным.

Больше информации о банке вы сможете найти на этой странице нашего сайта.

Bank Zachodni WBK

Год образования – 2001. Является передовым банком по качеству инновационных услуг. Обладает самым высоким уровнем роста. Входит в финансовую группу Santander Group.

Больше информации о банке и предоставляемых ним услугах читайте тут.

Alior Bank (Алиор)

Работает с 2008 года. Четвертый по количеству отделений в Польше. Самый динамично развивающийся банк. Неоднократный призер международных премий в области банковского дела.

Raiffeisen Polbank (Райффайзен)

Представитель крупнейшей европейской финансовой группы Raiffeisen. На польском рынке с 1991, но под нынешним названием с 2013 года. Много отделений, удобно обслуживаться в других странах Европы по валютным (не в злотых) счетам.

Bank BGŻ BNP Paribas

Изначально словацкий банк, но разросшийся до мирового уровня. Представлен в 75 странах мира. Работает с 1992 года (входящий в его состав Bank BGŻ – с 1991). Имеет выгодные предложения для бизнеса и физических лиц. В большинстве отделений есть консультанты со знанием украинского языка. В структуру группы входит и украинский УкрСиббанк.

Idea Bank (Идея банк)

На рынке с 1991 года. Основная деятельность – работа с бизнесменами. Очень удобные инструменты для начинающих предпринимателей. Имеет и внушительный пакет предложений для частных лиц. Есть филиалы в Украине.

Credit Agricole Bank Polska (Агриколь)

Открыт в Польше в 1991 году. Входит в международную структуру Crédit Agricole. Является лидеров в Польше по потребительскому кредитованию. Под нынешним названием известен с 2011 года, после ребрендинга LUCAS Bank.

Bank Handlowy (Citi)

Старейший банк Польши – работает с 1870 года. Ныне входит в крупнейший мировой холдинг Citi. Уверенно расположен в первой десятке польских банков по уровню активов.

Сравнение открытия и обслуживания личных счетов

Мы не ставим задачей описать все имеющиеся банки Польши. Поэтому указанные данные следует воспринимать как обобщенные, ориентировочные, а конкретные условия уточнять непосредственно в банках перед открытием счета.

Остальные условия у всех примерно равны, но могут незначительно отличаться:

  • интернет-банкинг — 0 zł;
  • онлайн-перевод в злотых — 0 zł;
  • пользование банкоматами банка — 0 zł;
  • банкоматами других банков – 0-5 zł.

Все указанные параметры действуют внутри Польши. Для использования за границей существуют другие, менее выгодные, тарифы.

Как перевести деньги на счет для иностранцев?

Пополнить свой счет можно в специальных банкоматах вашего банка, предназначенных для приема наличных. Как правило внутри одного банка такие операции бесплатны.

Перевести средства со счета другого польского банка можно через интернет-банкинг или в отделении. За эту транзакцию могут взять комиссионные. Размер зависит от деталей, но в среднем составляет около 5 zł.

Для перечисления денег из-за границы, в большинстве случаев, достаточно знать номер счета и имя получателя. Банковское ПО само подберет остальные данные. В редких случаях могут попросить адрес. Комиссионные по этой операции выше и могут быть взяты обоими банками (отправителем и получателем). К тому же возникают значительные затраты на конвертацию, если счета в разных валютах.

Перевод за границу

Вывод денег за границу Польши аналогичен предыдущей операции. Произвести ее можно в отделении банки или через интернет. Некоторые банки имеют встроенные в ПО пользователей интерфейсы платежных систем Вестерн Юнион, SWIFT и т.п. О платежных системах подробнее можно найти в этом материале.

Как закрыть счет в РП и можно ли это сделать находясь в Украине?

Так как многие банки берут деньги за содержание счета и карты, если по ним не осуществляется операций, неиспользуемые услуги лучше аннулировать. Сделать это просто: при личном посещении, заказным письмом или через интернет.

Есть два главных момента, которые необходимо помнить:

  1. Баланс счета должен быть положительным (тогда остаток будет выведен) или равен нулю. Закрыть с отрицательным балансом нельзя, а задолженность будет только расти.
  2. Закрытие счета происходит через 30 дней после получения банком уведомления. Необходимо следить, чтобы на этот период хватило средств (если иного не предусмотрено правилами банка).

Итого: в каком банке лучше открыть счет для перевода?

Выбирать банк и конкретный счет нужно на основании личных требований. Если средства будут зарабатываться и тратиться в Польше, лучше обращать внимания на выгодные правила внутреннего пользования. Если необходим систематический вывод средств за границу, выбирайте банки, интегрированные с платежными системами и выставляющими наиболее адекватные условия.

Украинцу

Переводы для украинцев, возможно, будут наиболее интересны (на данный момент) при использовании уже упомянутой связки Кредо Банк (Украина) и PKO Bank Polski (РП).

Белорусу

Гражданам Беларуси стоит обратить внимание на предложение местного Белгазпромбанка: счет открывается в злотых, и карта может быть использована в Польше.

Но выгоднее будет подобрать соответствующий польский банк и переводить деньги на эту карту без потерь на конвертацию.

Какие польские банки лучшие для граждан России

О работе с безналичными злотыми в российских банках на данный момент ничего не известно. Все операции по переводам осуществляются с помощью международных платежных систем. Однако туристы могут спокойно расплачиваться за товары и услуги в РП рублевыми картами, через конвертацию валют.

Высчитывайте необходимые выгоды, не теряйте деньги понапрасну. Мы можем рассказать вам о нюансах польского финансового рынка, можем порекомендовать на что обратить внимание, но принять решение сможете только вы и никто другой!

Список банков Польши

В списке представлены государственные, кооперативные и акционерные банки, зарегистрированные в Польше. На 16 марта 2012 года в стране банковскую деятельность осуществляли 71 банка.

Местные банки

  • Alior Bank
  • Bank BPH
  • Bank Polskiej Spółdzielczości
  • Bank DnB NORD Polska
  • Bank Gospodarki Żywnościowej
  • Bank Gospodarstwa Krajowego
  • Bank Handlowy
  • Bank Millennium
  • Bank of Tokyo-Mitsubishi UFJ Polska
  • Bank Ochrony Środowiska
  • Bank Pekao
  • Bank Pocztowy
  • Bank Zachodni WBK
  • BNP Paribas Bank Polska
  • BRE Bank Hipoteczny
  • BRE Bank
  • Credit Agricole Bank Polska
  • Deutsche Bank PBC
  • Deutsche Bank Polska
  • Dexia Kommunalkredit Bank Polska
  • DZ BANK Polska
  • Euro Bank
  • FCE Bank Polska
  • Fiat Bank Polska
  • FM Bank
  • Get Bank
  • Getin Noble Bank
  • HSBC Bank Polska
  • Idea Bank
  • ING Bank Śląski
  • Invest Bank
  • Kredyt Bank
  • Mercedes-Benz Bank Polska
  • Meritum Bank ICB
  • Nordea Bank Polska
  • Pekao Bank Hipoteczny
  • Polbank EFG
  • Polski Bank Przedsiębiorczości
  • PKO Bank Polski
  • Rabobank Polska
  • Raiffeisen Bank Polska
  • RBS Bank (Polska)
  • RCI Bank Polska
  • Santander Consumer Bank
  • SGB-Bank
  • Toyota Bank Polska
  • Volkswagen Bank Polska

Филиалы иностранных банков

  • Aareal Bank
  • Banco Espirito Santo de Investimento
  • Banco Mais
  • Banque PSA Finance
  • BNP Paribas
  • BNP Paribas Securities Services
  • Caixabank
  • Citibank Europe
  • Credit Suisse
  • Credit Agricole Corporate and Investment Bank
  • Danske Bank
  • Elavon Financial Services
  • Ikano Bank
  • J.P. Morgan Europe
  • Nordea Bank
  • Nykredit Realkredit
  • Skandinaviska Enskilda Banken
  • Societe Generale
  • Svenska Handelsbanken
  • Sygma Banque
  • UBS

Ссылки

Австрия • Азербайджан¹ • Албания • Андорра • Белоруссия • Бельгия • Болгария • Босния и Герцеговина • Ватикан • Великобритания • Венгрия • Германия • Греция • Грузия¹ • Дания • Ирландия • Исландия • Испания • Италия • Казахстан² • Кипр¹ • Латвия • Литва • Лихтенштейн • Люксембург • Республика Македония • Мальта • Молдавия • Монако • Нидерланды • Норвегия • Польша • Португалия • Россия² • Румыния • Сан-Марино • Сербия • Словакия • Словения • Турция² • Украина • Финляндия • Франция • Хорватия • Черногория • Чехия • Швейцария • Швеция • Эстония

Азорские острова • Аландские острова • Гернси • Гибралтар • Джерси • Остров Мэн • Фарерские острова • Шпицберген • Ян-Майен

Республика Абхазия¹ • Республика Косово • Приднестровская Молдавская Республика • Турецкая Республика Северного Кипра¹

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Список банков Гонконга
  • Банки Украины

Полезное

Смотреть что такое “Список банков Польши” в других словарях:

Список существующих валют — содержит информацию о валютах, де юре или де факто используемых в различных государственных или территориальных образованиях мира, в том числе с неопределённым международным статусом (валюты, вышедшие из обращения, и валюты не существующих сейчас … Википедия

Список центральных банков — Содержание 1 Азия 2 Африка 3 Европа 4 Северная … Википедия

Список глав государств в 1926 году — В списке перечислены лидеры государств по состоянию на 1926 год. В том случае, если ведущую роль в государстве играет коммунистическая партия, указан как де юре глава государства председатель высшего органа государственной власти, так и де факто… … Википедия

Список знаков валют — Обзорная статья о знаках (символах) валют Знаки валют Об отдельных знаках см. статьи Символ рубля, Символ доллара, Символ евро, Символ фунта, Символ драма, Символ драхмы, Символ денария, Символ риала, Символ рупии, Символ иены, Символ… … Википедия

Национальный банк Польши — Национальный банк Польши … Википедия

Европейская система центральных банков — Европейский союз Эта статья часть серии … Википедия

Википедия:Проект:Армения/Список известных армян в Список известных армян — Это служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Данное предупреждение не ус … Википедия

Bank BPH — Тип Акционерное общество Лицензия № 10600005[1] Участие в ССВ участвует … Википедия

Bank Pekao — Тип … Википедия

Bank Handlowy — w Warszawie Тип Акционерное общество Участие в ССВ участвует[1] Листинг на бирже WSE … Википедия

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: