Самые религиозные места в мире – Топ-10, фото

Топ-10 потрясающих церквей и соборов

Церкви и соборы — это гораздо больше, чем просто святые места. В то время как миллионы людей ходят в эти места в поисках утешения и умиротворения, существует огромное количество тех, кто посещает их ради безупречной и восхитительной архитектуры. Подобно другим достопримечательностям, существует веская причина их популярности.

Эти архитектурные сооружения сбивают с толку и задают новый стандарт того, что может впечатлить до безмолвия. Вы больше не будете смотреть на эти чудеса человеческой истории только как на “церкви” — вы увидите их как прекрасные сооружения, которыми они и являются. Перед вами — 10 красивейших церквей и соборов мира!

10. Соляной собор Сипакиры, Колумбия

фото: listverse.com

Начнём с одного из наиболее уникальных соборов — соляного собора Сипакиры (Catedral de Sal de Zipaquirá). Этот собор расположен на глубине 600 футов (183 м) и построен на бывшей соляной шахте. Всё правильно, всего 2 века назад в этом районе велась коммерческая разработка месторождения.

Сначала это было маленькое святилище, в котором шахтёры молились перед отправкой в опасный спуск в шахту. С тех пор оно превратилось в грандиозное зрелище, каким является сегодня. Голубой свет освещает большие пещеры, как будто внутри есть небольшое озеро.

Однако у собора было нелёгкое начало, и некоторые строительные проблемы мешали его завершению. Но их преодолели, и теперь Соляной собор Сипакиры ежегодно посещает более 600.000 человек.

9. Кафедральный собор в Бразилиа, Бразилия

фото: listverse.com

Далее следует Кафедральный собор Бразилиа (Cathedral of Brasília), представляющий собой потрясающую рукотворную работу, разработанную знаменитым архитектором Оскаром Нимейером (Oscar Niemeyer).

Здание состоит из 16 изогнутых бетонных колонн, которые начинаются у земли и встречаются наверху, символизируя руки, воздетые к небу. Колонны соединены между собой витражным стеклом, приобретая впечатляющий вид.

Каким бы большим собор ни казался, в нём есть только одно главное помещение, украшенное религиозными фигурами и местом для молитв. Это невероятное произведение искусства, и очень удивительно, что в его разработке принял участие всего один человек.

Хотя это был очень крупный проект, его фактическое строительство длилось гораздо дольше, чем планировалось из-за слишком большого количества строительных проектов в тот период, растянувшись на 12 лет.

8. Храм Василия Блаженного, Москва, Россия

Этот собор — один из тех, которые вы наверняка видели если не вживую, то на фотографиях точно. Собор Василия Блаженного — безумно большое и прекрасное сооружение. Он также является одним из старейших соборов в этом списке, поскольку был построен ещё в 1500-х годах.

Вместе с возрастом также приходит много истории. Храм Василия Блаженного был построен по повелению Ивана Грозного в честь военной победы. Он был возведён всего за 6 лет, чего не смогла сделать ни одна церковь из этого списка. Собор Василия Блаженного является достопримечательностью России и несомненно выделяется своей потрясающей архитектурой.

7. Миланский собор, Италия

фото: listverse.com

Миланский собор (Duomo di Milano) главенствует в этом списке как один из наиболее “обычно” выглядящих соборов. Хотя это совсем не значит, что он не великолепен сам по себе. Несмотря на то, что он, возможно, построен в стиле многих соборов, бывших до него, Миланский собор выделяется своими размерами, а также историей.

Если вы подумали, что 1500-е годы были очень давно, то этот собор ещё на 200 лет старше. Правильно, строительство этого собора началось ещё в 1300-х годах. Над этим проектом трудилось много соавторов — на самом деле так много, что первоначальный “автор” неизвестен.

Более шести веков это здание строилось и продолжает строиться, являясь значительной частью итальянской истории. Глядя на 30-метровые потолки и потрясающие колонны, просто не верится, чтобы мы, люди, смогли когда-либо такое создать.

6. Аббатство Мон-Сен-Мишель, Нижняя Нормандия, Франция

фото: listverse.com

Углубляясь в историю ещё дальше, мы встречаем церковь аббатства Мон-Сен-Мишель (Mont-Saint-Michel Abbey). Удивительно видеть, как такое произведение искусства выдерживает испытание временем, поскольку история этой церкви началась ещё в 708 году. Эта церковь была очень популярным местом, которое посещали тысячи паломников и даже некоторые короли.

Церковь также в значительной степени ответственна за наши средневековые знания, поскольку на протяжении долгих лет в ней хранились многие документы и рукописи, дающие нам прекрасные первоисточники прошлого. Она служила не только святым местом, но также использовалась в качестве оборонительного сооружения во время войн. Замок практически остался в своём первоначальном состоянии.

Сегодня состояние сооружения аббатства Мон-Сен-Мишель постоянно поддерживается, представляя собой зрелище, которым наслаждается множество людей. Если вам хочется увидеть прекрасную аутентичную архитектуру, то это определённо то место, которое нужно посетить!

5. Собор Святой Софии

фото: listverse.com

Собор Святой Софии (Ayasofya) — это сооружение размером почти в небольшой городок. На протяжении времени эта церковь сменила много владельцев, будучи ценным владением Византии, Оттоманской империи, а теперь и Турции.

Рядом с церковью даже находится много гробниц, в которых покоятся члены королевской семьи. У собора было много разных “владельцев”, поэтому неудивительно, что с течением времени его предназначение также менялось. Изначально это была церковь, затем её переделали в мечеть, затем сделали музеем, а в прошлом году она вновь стала мечетью.

Это потрясающее произведение искусства, которое окунает в атмосферу того времени, когда было построено. Возведённый ещё раньше, чем его предшественники в этом списке, собор Святой Софии начинает свою историю в 324 году, и это невероятно, что он существует уже так долго.

Читайте также:
Что стало с самолетами «Трансаэро»

Очевидно, что на восстановление и содержание этого любимого многими сооружения было потрачено много работы и усилий. Это прекрасная часть истории, заслуживающая большого признания!

4. Собор Святого Павла, Лондон, Великобритания

фото: listverse.com

Собор Святого Павла (St. Paul’s Cathedral) — ещё одно произведение искусства с богатой историей. Расположенный в Лондоне, он является главным украшением города, и без него британская столица была бы совсем другой.

Это огромное сооружение, которое служит святым местом для всех христиан. Самая последняя реконструкция этого собора началась в конце 1600-х годов — после того, как его предшественник сгорел во время Великого лондонского пожара.

По-прежнему оставаясь собором, это также очень популярная туристическая достопримечательность, известная своей великолепной архитектурой и прекрасными фресками на потолке. В одной из колонн также есть встроенная часовая башня, а вход в собор напоминает древние готические сооружения. Даже если вы не интересуетесь святыми местами, этот собор обязательно нужно посетить, если вы когда-нибудь будете в Лондоне!

3. Кёльнский собор, Германия

фото: listverse.com

Кёльнский собор (Kölner Dom) захватывает дух. Наивысшая точка этого собора находится на высоте 515 футов (157 м), что невероятно практически для любого сооружения, не говоря уже о самом здании, в которое можно войти.

Хотя сегодня это — великолепное здание, известное по всему миру, его начало было весьма непростым. Видите ли, строительство этого гиганта началось ещё в 1200-х годах, а спустя два столетия остановилось из-за отсутствия интереса к его стилю на ближайшие 400 лет. Возведение собора продолжилось в середине XIX века и было завершено в 1880 году.

Здание также столкнулось с некоторыми трудностями, поскольку попало под бомбардировку во время Второй мировой войны, но каким-то образом ему удалось выстоять. Из-за своих огромных размеров это сооружение требует постоянных охранительных мер от непогоды и в первую очередь от загрязнения окружающей среды, поэтому на площадке у собора находится постоянная реставрационная контора.

В дополнение к тому, что Кёльнский собор теперь является знаковой достопримечательностью Германии, он также служил важным местом паломничества для верующих Европы.

2. Собор Святого Вита, Прага, Чехия

фото: listverse.com

Собор Святого Вита (Katedrála svatého Víta, Václava a Vojtěcha) является крупнейшим и важнейшим религиозным учреждением Праги. Возвести его тоже было немалым подвигом: строительство началось в начале 1300-х годов и было завершено полностью в 1600-х годах. Причиной столь продолжительного строительства являются гуситские войны.

С тех пор главные изменения вносились примерно до 1929 года, а сейчас вносятся лишь незначительные изменения, а также осуществляется общее техническое обслуживание. В состав этого собора входит королевский склеп, в котором захоронена знать своего времени.

Кроме того, здесь короновались короли и королевы, и думать, что однажды можешь прогуляться по тем же местам, где ступала их нога — удивительно! Словом, этот собор был главной достопримечательностью на протяжении всего времени и остаётся ею по сей день.

1. Собор Святого Марка, Венеция, Италия

фото: listverse.com

Собор Святого Марка (Basilica di San Marco) считается самым значимым религиозным храмом Венеции. Огромные размеры этого сооружения должны говорить о его важности, поскольку оно действительно гигантское. Собор был построен Византийской империей, и его целью было продемонстрировать мощь, которой они обладали, что им и удалось.

Будучи построенным в том виде, в каком мы его знаем сегодня, к концу 1100-х годов, этот храм приближается к своему тысячелетию, что представляет собой истинное свидетельство мастерства людей, которые его воздвигли. Это действительно гигантское здание площадью более 4000 кв. метров, украшенное мозаикой. Для посетителей собора вход бесплатный, и от такого предложения нельзя отказываться, если вы когда-нибудь будете в Венеции.

Самые завораживающие святые места в мире

Варанаси: вечный огонь

Индия

Хорошую религию придумали индусы,
Что мы, отдав концы, не умираем насовсем.

Высоцкий

Варанаси — важнейший из семи Сапта Пури, священных городов Индии. По легенде, он появился по воле Шивы, а сейчас богу-разрушителю поклоняются в золотом храме Каши Вишванатх, в который стремится попасть каждый индуист.

Другой сакральный объект притяжения — Ганг, река жизни и смерти. Паломники спускаются по лестницам-гхатам, совершают ритуальные омовения и пьют священную воду: считается, что Ганг смывает болезни, несчастья и грехи. Но предел мечтаний для индуиста — после смерти быть кремированным в Варанаси на берегу Ганга. Это значит освободиться от круговорота перерождений и достичь вечного блаженства. На двух из 87 гхатов погребальные костры горят днем и ночью — зрелище это поражает даже издалека. Атмосферное и не такое шокирующее действо — огненная церемония Ганга Аарти, которую проводят каждый вечер на гхате Дасашвамедх.

Кайлас: тибетская пирамида

Тибетский автономный район, Китай

Гора Кайлас стоит вдалеке от суетного мира, в труднодоступном высокогорье Тибета. Сама она похожа на пирамиду, грани расположены по сторонам света, а трещины на южной стене складываются в свастику, древний сакральный символ. Кайлас считают священным сразу в четырех религиях. Индуисты верят, что на вершине горы живет бог Шива со своей женой Парвати. Буддисты называют ее обителью Будды в форме гневного божества Чакрасамвары. Согласно традиции бон, на Кайлас спустился с небес основатель этой религии Шенраб Миво. В джайнизме Кайлас почитают как место, где достиг освобождения первый тиртханкара.

Паломников Кайлас тянет, как магнитом, но не для восхождения на вершину — это было бы святотатством. Вокруг горы совершают «кору» — ритуальные обходы. При этом буддисты и индуисты идут по часовой стрелке, а джайны и бонцы — им навстречу.

Читайте также:
Голландский архитектор придумал дома-шары

Церковь Лас-Лахас: как в сказке

Город Ипиалес, Колумбия

Базилика Лас-Лахас похожа на сказочный замок, построенный в каньоне реки. Первое впечатление не обманывает: за неоготическими башенками, высокими окнами и стрельчатыми арками скрывается чудесная история. В середине XVIII века индианка Мария Муэсэс как обычно возвращалась домой из деревни Ипиалес со своей глухонемой дочерью Розой. В пути их застала непогода — п��ишлось укрыться в пещере, про которую говорили, что она населена духами. Представьте себе удивление и счастье Марии, когда ее дочь отчетливо крикнула, что видит женщину с младенцем на руках. Так был открыт нерукотворный лик Богородицы, к которому потянулись паломники в надежде избавиться от недугов.

Современный собор на этом месте строили аж 33 года и закончили в 1949-м. Алтарь расположили так, чтобы на нем оказался лик Девы Марии. А на пути к храму появилась целая стена с благодарностями от исцелившихся пилигримов.

Золотой храм: знакомство с сикхами

Город Амритсар, Индия

Золотой храм в Амритсаре — главное святилище сикхизма, самостоятельной и оригинальной религии. Сикхи не признают аскезы, неравенства и сложных ритуалов и медитируют, чтобы достичь слияния с единым Богом. Узнать сикхов легко по тюрбанам и длинной бороде, а еще они всегда носят кинжал, гребень для волос, стальной браслет и нижнее белье качера.

В Золотом храме кристально чисто, спокойно и фантастически красиво — как будто это сон, а не путешествие по взаправдашней Индии. Любой может зайти внутрь, разувшись и прикрыв голову платком, а потом пообедать в бесплатной столовой. Вечером приятно устроиться на мраморном берегу озера и смотреть, как зефирные и золотые здания загораются в алых закатных лучах.

Бахайские сады: как в раю

Хайфа, Израиль

В Хайфе по склону горы Кармель «струятся» роскошные висячие сады, в которые стремятся попасть все бахаи. Последователи этой религии убеждены, что люди обладают равными возможностями, бог един, а все вероучения исходят из одного источника. Они почитают Авраама, Моисея, Будду, Заратустру, Кришну, Христа и Мухаммеда, а также основателя бахаи – Бахауллу – и Баба, который предсказал его появление.

Усыпальница Бабы стоит на самом верху садов в Хайфе, а 18 сказочно красивых террас под ней символизируют его учеников. Учитывая верхний уровень, всего террас — 19, а это настолько сакральное число для бахайцев, что у них даже год состоит из 19 месяцев по 19 дней.

Пагода Шведагон: сокровище Мьянмы

Город Янгон, Мьянма (Бирма)

99-метровый колокол, весь покрытый настоящим золотом, — вот что такое пагода Шведагон. Главное святилище Мьянмы поражает, с какой стороны ни посмотри. Кроме золотых пластин, пагоду украшают тысячи рубинов, сапфиров и топазов, а еще 4531 бриллиант, самый большой из которых — размером с грецкий орех. Центральная пагода окружена множеством пагод поменьше, все они блестят и переливаются на солнце — божественные чертоги над мирским Янгоном.

Внутри Шведагона замуровано 8 волосков Будды Шакьямуни и вдобавок реликвии трех предыдущих Будд. Приобщиться к святому месту помогают гиды: они вычисляют, в какой день недели вы родились, и показывают, как правильно полить водой покровителя своего дня. Плюсы в карму обеспечены.

Мекка: душа ислама

Саудовская Аравия

Слово «Мекка» — нарицательное для всех. Но увидеть священный город удается только мусульманам: остальным въезд запрещен. В 571 году в Мекке родился будущий пророк Мухаммед. В пещере рядом с городом он получил первое божественное откровение, а к 630-му вместе со своими сторонниками из Медины превратил Мекку в религиозный центр ислама.

Главной святыней стал черный камень Кааба, который почитался еще в доисламскую эпоху, а молиться с тех пор нужно по направлению к Мекке. Сегодня Хадж — то есть паломничество в Мекку — должен совершить каждый мусульманин при условии, что ему позволяют здоровье и доход.

Соловецкие острова: на краю света

Архангельская область, Россия

Соловецкие острова состоят из контрастов, в ответе за которые — сама история. В древние времена здесь кто-то построил спиральные лабиринты из камней, сложил курганы и дольмены — до сих пор непонятно зачем. В XV веке на Соловках впервые появились православные монахи, тогда же был основан монастырь, который со временем стал служить и приграничной крепостью.

С начала XVIII века в монастырских стенах томились узники — в том числе первый граф Толстой и князь Василий Долгоруков. Но самый ад пришелся на 1923–1933 годы, когда тысячи человек окончили свои дни в Соловецком концлагере. Сейчас исторические постройки восстановлены и даже включены в список ЮНЕСКО, в церквях идут службы. Но до сих пор чувствуется, что это не просто тихая обитель посреди суровой северной природы, а место на грани жизни и смерти, где страшно от тайн и недосказанных историй.

Гора Хуашань: аттракцион для экстремалов

Провинция Шэньси, Китай

Хуашань — одна из Пяти священных гор Китая по даосской традиции. Пяти каменным исполинам издавна поклонялись простолюдины и императоры. Эти горы, овеянные самыми удивительными легендами, считаются обиталищами духов, символизируют центр мира и единство Китая. Если взглянуть на карту, они складываются в фигуру, ориентированную по сторонам света, на западе которой лежит Хуашань, «цветущая гора». Поднимаются на нее на фуникулере, либо пешком, заглядывая по пути в даосские храмы.

Читайте также:
Лучшие пляжи Бодрума и окрестностей

Вершина горы Хуашань разделена на пять пиков: в даосизме цифра 5 имеет сакральный смысл. Под южным, который неспроста зовется Пиком падающего гуся, открыта «тропа смерти». Вы когда-нибудь ходили по узким доскам, прибитым к отвесной скале?

Стена плача: молитва длиной 2000 лет

Иерусалим, Израиль

В 586 году до нашей эры вавилоняне сожгли Первый Иерусалимский храм, созданный царем Соломоном, — главное святилище для всех евреев. Через шесть с половиной столетий римляне уничтожили Второй храм, который царь Ирод достроил всего за 6 лет до этого. Уцелела лишь часть стены, но не самого храма, а укрепленной Храмовой горы, на которой он стоял. С тех пор Западная стена, или Стена Плача, стала важнейшей святыней иудаизма: к ней приходят, чтобы поплакать и помолиться, к ней обращают просьбы, с ней связывают надежды. И не устают верить в то, что на прежнем месте будет воздвигнут Третий Иерусалимский храм, который объединит еврейский народ.

Гора Фудзи: мечта поэта

Остров Хонсю, Япония

Тихо, тихо ползи,
Улитка, по склону Фудзи
Вверх, до самых высот!

Кобаяси Исса в переводе В. Марковой

Идеальная коническая форма горы Фудзи испокон веков вдохновляла японских поэтов и художников. А таящаяся внутри опасность добавляла остроты и заставляла относиться к горе с почтением, ведь Фудзи — это действующий вулкан, который в последний раз извергался в 1707 году.

Горе поклонялись с древности: синтоисты считали Фудзи обителью богов, даосы искали на ней эликсир бессмертия, а буддисты и последователи сюгэндо медитировали на вершине. Сейчас на Фудзи поднимаются в июле и августе, когда исчезает снежная шапка, путь туда-обратно по хорошей тропе занимает 8–12 часов. Наверху можно не только ощутить себя истинным японцем, но и заглянуть в синтоистский храм Хонгу Сэнгэн, которому Фудзи официально принадлежит с 1609 года.

Монастыри Метеоры: парящие в воздухе

Город Каламбака, Греция

На краю Фессалийской равнины в Греции из земли вздымаются высоченные песчаниковые столбы. Это и само по себе удивляет, но вдобавок на вершинах расположились монастыри. Они буквально парят в воздухе, оправдывая свое название: Μετέωρα с греческого —— «зависшее между небом и землей».

Первые монахи-отшельники взобрались на эти скалы в IX веке и жили в полной изоляции. Несколькими веками позже на труднодоступной верхотуре построили 24 монастыря, из которых 6 до сих пор действуют и открыты для туристов. Сейчас к ним ведут ступеньки, сооруженные в XX веке, а как добирались до верха средневековые монахи, остается только догадываться.

Собор Святого Петра: шедевр Ренессанса

Ватикан, Рим, Италия

Один из самых впечатляющих, богатых и больших храмов мира — собор Святого Петра в Ватикане — нужно увидеть хотя бы раз в жизни. Его воздвигли в XVI веке на месте ветхой базилики IV века, под которой по преданию находилась могила апостола Петра. За 120 лет строительства в собор вложили душу несколько поколений ярких мастеров, включая Донато Браманте, Микеланджело Буонарроти, Карло Мадерну и Джованни Лоренцо Бернини. Базилика потрясает миллионом деталей: вот мраморная «Пьета» Микеланджело, вот мозаика Джотто, а вон бронзовый балдахин Бернини — между шедеврами можно ходить часами. Если осилите 551 ступеньку (или 320, если часть проехать на лифте), поднимитесь на купол — там вы не вспомните ни одного слова, кроме Belissimo!

Такцанг-лакханг: монастырь на отвесной скале

Город Паро, Бутан

На высоте 321-этажного дома на крутой скале над рекой «повис» монастырь, мимо которого пролетают хищные птицы. Это Такцанг-лакханг, или Паро Такцанг, — самый знаменитый монастырь Бутана, буквально «гнездо тигрицы». Его построили в XVII веке на месте пещеры, в которой девятью веками раньше медитировал Падмасамбхава — великий индийский учитель, принесший в страну буддизм. По преданиям, он примчался сюда верхом на тигрице и провел в пещере 3 года, 3 месяца, 3 дня и 3 часа, чтобы победить демонов. Когда туман укутывает горы, кажется, что Такцанг-лакханг стоит на облаках, а вы – на краю света.

9 самых святых и важных мест для религиозного мира

Религия давно играет центральную роль в человеческом истории. Организованная религия в той или иной форме существовала почти с самого начала цивилизации. Независимо от того, что кто-то думает о конкретных заявлениях, сделанных определенной верой, невозможно спорить о влиянии религии.

Сегодня миллиарды людей строят свою жизнь вокруг религиозных учений и считают различные места по всему миру священными. Мы составили список самых важных религиозных мест мира.

Девять самых важных религиозных мест на Земле.

Базилика Святого Петра, Ватикан (католицизм)

Базилика Святого Петра в Ватикане — самая большая церковь в мире. Частично спроектированный Микеланджело, он является лучшим из существующих образцов архитектуры эпохи Возрождения. Несмотря на то, что на самом деле он не является католическим собором самого высокого ранга (отличием Архибазилика Святого Иоанна Латеранского в Риме), собор Святого Петра часто считается величайшей церковью в христианском мире. Великолепные выставленные произведения искусства захватывают дух. Стоять рядом с балдахином Бернини, когда солнечные лучи падают с небес, — это не что иное, как источник трепета. Отдельно от экскурсии по музеям Ватикана и Сикстинской капелле посетители могут самостоятельно исследовать базилику Святого Петра; однако вам наверняка захочется увидеть все эти необычные места.

Стена Плача, Иерусалим (иудаизм)

Самым святым местом иудаизма является Храмовая гора в Иерусалиме, где стоял Второй Храм, пока не был разрушен в 70 году нашей эры. Западная подпорная стена храма сохранилась с того времени и считается самым важным местом для собраний и молитв. Еврейские религиозные указы в настоящее время запрещают верующим входить на саму Храмовую гору отчасти для того, чтобы евреи неосознанно проходили через Святое Святых. На большой открытой площади на вершине Храмовой горы доминируют Купол Скалы и мечеть Аль-Акса, которые являются одними из самых значительных религиозных объектов в исламе. Третьея святыня ислама после мечети аль-Харам в Мекке и Мечети Пророка в Медине.

Читайте также:
Перепланировка студии в однокомнатную квартиру - в 2022 году, согласование вариантов, комната, проект помещения

Великая мечеть Мекки, Саудовская Аравия (ислам)

Согласно исламской традиции, верующие должны молиться пять раз в день лицом к Каабе, кубовидной конструкции, расположенной в центре Великой мечети в Мекке. Считается мусульманами земным домом Бога, Кааба и окружающая его Великая мечеть — самые святые места в исламе. Ожидается, что однажды в течение своей жизни все мусульмане, которые могут это сделать, совершат ежегодное паломничество хаджа в Мекку. Великая мечеть, разросшаяся на протяжении веков, сегодня является самой большой в мире. Он также содержит колодец Замзам, который считается божественным источником воды. Посетителям, не являющимся мусульманами, не разрешается въезжать в Мекку под страхом штрафа или депортации из Саудовской Аравии. Город Медина на севере открыт для посетителей и содержит второе по величине место ислама — мечеть с могилой пророка Мухаммеда.

Храм Бахауллы, Акко, Израиль (Вера Бахаи)

Популярная, хотя и в значительной степени неизвестная на Западе, вера бахаи учит открытости и инклюзивности. Приверженцы находят внутреннюю ценность во всех религиозных верованиях и стремятся к гармонии между всеми народами. Святыня Бахауллы в Акко, Израиль, считается самым священным местом Веры Бахаи. Останки Бахауллы, считающегося основателем веры, хранятся в святыне. Подобно мусульманам, которые молятся в сторону Каббы, верующие бахаи во время молитвы обращены лицом к Храму Бахауллы. Храм расположен в идиллическом саду к северу от центра Акко. По территории проводятся экскурсии с гидом, а также посещение центра для посетителей с информацией о Вере бахаи. Приезжающие паломники часто также посещают Всемирный центр бахаи в Хайфе, где находятся основные административные здания.

Храм Гроба Господня, Иерусалим (христианство)

Расположенная в христианском квартале Иерусалима, Храм Гроба Господня, по мнению большинства христианских конфессий, содержит два самых святых места христианской веры: место, где был распят Иисус, и гробницу, где он был похоронен и воскрес. Оба места исторически находились под открытым небом, только позже была построена церковь, чтобы укрыть их. Каждый год сюда приезжают множество паломников, особенно во время Страстной недели перед Пасхальным воскресеньем. Согласно традиции, последние четыре так называемых Крестовоздвиженских поста происходили в стенах современной церкви. Богато украшенный Алтарь Распятия стоит на скале, где, как говорят, умер Иисус. Храм Гроба Господня открыт ежедневно. Входной платы нет; однако будьте готовы постоять в большой очереди.

Храм Каши Вишванатх, Варанаси, Индия (индуизм)

Храм Каши Вишванатх в Варанаси, Индия, посвящен индуистскому божеству Шиве. Считающийся одним из самых важных храмов индуизма, он расположен на западном берегу реки Ганг. Варанаси — важное место паломничества индусов. Каждый год миллионы людей решаются искупаться в реке. Священные воды — это источник духовного очищения, который, как считается, уносит грех. Путешествуя по узким и многолюдным улочкам Варанаси, вы попадете в храм Каши Вишванатх. В магазинах по пути продаются самые разные артефакты (сувениры). Золотые купола храма ярко сияют на солнце. Ночью искусственное свет, освещает храмовый комплекс ослепительной цветовой гаммой.

Золотой храм, Амритсар, Индия (сикхизм)

Золотой храм в Амритсаре считается самым важным религиозным храмом сикхизма. Безупречный храм построен из белого мрамора и покрыт сусальным золотом. Он расположен в центре большого искусственного пруда, окруженного пешеходной дорожкой. Сверкающий белый мрамор на окружающих зданиях и дорожках отражает почти божественное сияние в солнечные дни. На рассвете и в сумерках красноватые угли бросают все в завораживающий свет, подчеркивая золотой внешний вид храма. Ежедневные церемонии в храме привлекают множество паломников и посетителей. Близлежащий Центральный музей сикхов содержит множество экспонатов и экспозиций сикхской культуры. Найдите время, чтобы исследовать бесчисленные извилистые улочки Амритсара, где вы сможете познакомиться с местной культурой Пенджаби.

Великий храм Исэ, Исэ, Япония (синтоизм)

Синтоизм зародился в Японии, и его приверженцы находят духовность во всем. Синтоистские святилища создают гармоничную среду, подходящую для медитации и созерцания. Великий храм Исэ многими считается самым значительным храмом религии. Посвященный богине солнца Аматэрасу, он имеет деревянный каркас, характерный для синтоистской архитектуры. Посетители часто отмечают чувство спокойствия и умиротворения, которое, кажется, пронизывает это место. Приверженцы синтоизма считают Великий Храм Исэ важным местом паломничества, и каждый должен посетить его хотя бы раз в жизни.

Храм Махабодхи, Бодх-Гая, Индия (буддизм)

В господствующем буддизме Будда считается фигурой, достойной подражания, а не божеством. В Бодх-Гая, недалеко от берега реки Фалгу, находится одно из самых важных мест буддийского паломничества. Именно здесь, согласно буддийским писаниям, Сиддхаттха Готама, первый Будда, достиг просветления, сидя в тени дерева Бодхи. Потомок этого дерева растет сегодня в храме Махабодхи, привлекая множество паломников, жаждущих увидеть место, где сидел Будда. Храмовый комплекс, признанный объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО, имеет сложную пирамидальную структуру, пруд и сады. Территория имеет отчетливую духовную ауру, и любому, кто ее посещает, сразу становится понятно, почему они считаются таким особенным местом.

Великие религиозные объекты, являются яркими примерами того, как давно человечество стремилось понять мир и свое место в нем. Слишком часто, разные взгляды на религию являются источником конфликтов, споров или войн. Вам не нужно придерживаться какой-то одной веры или вероисповедания, чтобы оценить всю красоту и величие этих мест.

Читайте также:
Валаам: все о святынях и достопримечательностях

Продано! Топ10 самых религиозных городов мира

Религия играет огромную роль в жизни большинства людей на земле. Она может объединять и приносить мир и гармонию большим группам людей, но также может вызывать и негативные чувства у других. Представляем вам список 10 городов, которые за историю своего существования стали очень важными для своих религий.

Мекка, Саудовская Аравия

Ме́кка — город в западной Саудовской Аравии, около 100 км от Красного моря. Является центром паломничества для мусульман. Немусульманам в Мекку въезд запрещён.

Мекка — священный город мусульман. В 630 году, усилив свою позицию, мусульмане мединской общины во главе с пророком Мухаммедом вошли в Мекку, город сдался без боя, жители приняли ислам. Мекка со священной Каабой была превращена в религиозный центр, и мусульмане стали молиться лицом в сторону Мекки, где бы они ни находились.

В центре Мекки находится Мечеть Аль-Харам с Каабой.

В настоящее время в Мекке ведётся строительство самого массивного в мире комплекса башен-небоскрёбов Абраж аль-Баит.

13 ноября 2010 года открыт надземный метрополитен Мекки — первый в стране, обеспечивает высокопровозные перемещения по городу и к местам ритуальных обрядов паломников хаджа (долина Муздалифа и гора Арафат), сооружён при помощи Китая.

Лха́са — городской округ в Тибетском автономном районе КНР, административный центр автономного района, бывшая столица независимого Тибетского государства. То, что часто называют «городом Лхаса» (историческая столица Тибета) — это современный район Чэнгуань городского округа Лхаса. Лхаса является также традиционной резиденцией Далай-ламы. Буквально в переводе с тибетского «лхаса» означает «место богов».

По легендам, второй император Тибета Сонгцэн Гампо (Srong-brtsan Sgam-po), живший в первой половине VII века, сделал Лхасу своей столицей. Но документы того времени говорят, что столица Тибета тогда постоянно перемещалась. В центре города ещё тогда был построен монастырь Джоканг, который и сейчас является главным местом паломничества в Лхасе.

Город стал расти и процветать после основания трёх крупных монастырей школы гелуг в результате деятельности ламы Цонкапы и его учеников в XV веке. Это монастыри Ганден (Dga’-ldan), Сера (Se-ra) и Дрепунг (‘Bras-spung).

Далай-лама V Лобсанг Гьяцо (Blo-bzang-rgya-mtsho) (1617—1682), подчинил Тибет и перенёс в Лхасу свой административный центр. Потом он начал строить дворец Потала, строительство было завершено через несколько лет после его смерти. С этого времени Лхаса стала полноценной политической столицей Тибета.

Европейцы проникали в Лхасу редко. К 1951 году половина города состояла из монахов, общее население было около 25 000 человек. Дополнительно около 15 тысяч человек населяло окрестные монастыри. К 2000 году население выросло до 200 000.

Вифлее́м — город в Палестинской автономии, на территории Западного берега реки Иордан, в исторической области Иудея, столица провинции Вифлеем; центр паломничества и туризма. Расположен примерно в 8 км к югу от Иерусалима и в настоящее время фактически граничит с ним.

Вифлеем это священный для христиан город, второй по значимости после Иерусалима, потому что здесь, согласно Евангелию (Лк.2:4-7, Мф.2:1-11), родился Иисус Христос. В городе проживает одна из старейших христианских общин в мире, хотя в последние годы её численность сократилась вследствие эмиграции.

Здесь, согласно Библии, родился и был помазан на царство Давид.

Варана́си — главный город одноименной области в северо-восточной Индии (штат Уттар-Прадеш) — город, имеющий для индусов такое же значение, как Ватикан для католиков, средоточие брахманской учёности. Считается святым городом для буддистов и джайнистов, наиболее святым местом в мире в индуизме (как центр Земли в индуистской космологии). Один из старейших городов мира и, возможно, старейший в Индии.

Согласно легендам, город был основан богом Шивой около 5 000 лет назад и поэтому Варанаси является одним из наиболее важных мест паломничества в Индии. Варанаси входит в семерку священных городов индуизма. Много индуистских писаний, таких как Ригведа, Сканда-пурана, Рамаяна и Махабхарата упоминают его.
Изображение Беранеса в 1890 году.

Считается, что возраст Варанаси составляет около 3 000 лет. Город был важным коммерческим и индустриальным центром благодаря производству муслина и шелка, парфюмерии, изделий из слоновой кости и скульптуры. Во времена Гаутамы Будды (родился ок. 567 г. д. н. э.) Варанаси был столицей царства Каши. Выдающийся китайский путешественник Сюаньцзан описывал его как центр религиозной, образовательной и художественной деятельности отмечая, что город простирался более чем на 51 км вдоль западного берега Ганги.

Ватика́н— карликовое государство-анклав (самое маленькое государство в мире) внутри территории Рима, независимое от Италии. Своё название государство получило от названия холма Mons Vaticanus, с латинского vaticinia — «место гаданий». Статус Ватикана в международном праве — вспомогательная суверенная территория Святого Престола, резиденции высшего духовного руководства римско-католической церкви. Суверенитет Ватикана не является самостоятельным, а проистекает из суверенитета Святого престола. Ватикан — лишь местонахождение престола Римского папы, папского двора и его обслуживающего персонала.

Дипломатические миссии иностранных государств аккредитуются при Святом Престоле, а не при городе-государстве Ватикан. Иностранные посольства и представительства, аккредитованные при Святом Престоле, ввиду малой территории Ватикана размещены в Риме, так что, например, в столице Италии может находиться её собственное посольство.

Читайте также:
Преимущества и значение иммиграции в Португалию

Святой Престол (не Ватикан) является постоянным наблюдателем при ООН с 1964 года. В июле 2004 года права миссии Святого Престола при ООН были расширены. Кроме того, с августа 2008 года Ватикан начал сотрудничество с Интерполом на постоянной основе.

Всемирный административный и духовный центр религии бахаи находится на севере Израиля. Он является также местом паломничества бахаи со всего мира. В городе Хайфа на склонах горы Кармель располагаются так называемые «сады бахаи», включающие Усыпальницу Баба, которую жители называют «Храмом Бахаи», и обрамляющие её террасы, а также комплекс административных зданий, образующих дугу: здание Международного центра обучения, резиденция Всемирного Дома Справедливости, Центр изучения текстов и Международный архив
Ха́йфа — третий по величине город Израиля и второй по величине морской порт, лежит на склонах горы Кармель.

Солт-Лейк-Сити — столица и самый населённый город штата Юта (США). Название часто сокращается до Солт-Лейк (Salt Lake) или даже S.L.C. Первоначально назывался Great Salt Lake City (Город у Великого Солёного озера).
24 июля 1847 первые колонисты-мормоны, во главе с Бригамом Янгом, организовали поселение в районе Большого Солёного озера, впоследствии ставшее городом.

Город начинал строиться по плану, разработанному Джозефом Смитом как образ идеального города — «Град Сион», который использовался практически для всех новых мормонских поселений (англ. Plat of the City of Zion).

В Солт-Лейк-Сити расположена международная штаб-квартира Церкви Иисуса Христа Святых последних дней — основателей города, около 50 % жителей — мормоны; одно из прозвищ города — Священный город святых.

Иерусали́м — столица Государства Израиль. Иерусалим, в прошлом столица древнего Иудейского царства, с 1950 года официальная столица Израиля, в нём находятся все правительственные учреждения. Тем не менее, израильский суверенитет над восточной частью города не признан значительной частью международного сообщества.

Иерусалим — это древний ближневосточный город, лежащий на водоразделе между Средиземным и Мёртвым морями, на высоте 650—840 м. Один из древнейших городов мира — его возраст более 3500 лет. Иерусалим является центром двух религий — иудаизм и христианства. Немаловажное значение Иерусалим имеет и для ислама и являет собой смешение памятников истории, культур и народов с огромным количеством достопримечательностей.

Иерусалим имеет совершенно особый статус для приверженцев авраамических религий как место расположения святынь иудаизма, христианства и ислама. Святынями для евреев является Храмовая гора и западная стена Иерусалимского храма — Стена плача («Ко́тель»); для мусульман — мечети на Храмовой горе (религиозный архитектурный комплекс Аль-Харам аль-Шариф), а для христиан всех конфессий — Храм Воскресения Христова (Храм Гроба Господня) и множество церквей, возведённых там, где ступала нога Иисуса.

Пу́шкар — город в округе Аджмер в штате Раджастхан, Индия. Расположен в 14 км к северо-западу от города Аджмера. Пушкар является одним из священных мест паломничества в индуизме. Его часто называют «тиртхарадж» — царь всех мест паломничества. Пушкар таже пользуется большой популярностью среди западных туристов.

Город расположен на берегах священного озера Пушкар. Средняя высота города над уровнем моря составляет 510 метров. Пушкар является одним из древнейших городов Индии. Дата его основания неизвестна, но индуистские предания ассоциируют появление города с творцом Вселенной Брахмой. Говорится, что Брахма, с целью получить даршан Вишну, совершал в этом месте суровые аскезы в течение 60 000 лет.

В Пушкаре расположено много индуистских храмов. Большинство древних храмов были разрушены мусульманами и впоследствии восстановлены. Наиболее известным является храм Брахмы, построенный в XIV веке. Это один из немногих храмов в мире, посвящённых этому божеству. На берегах озера Пушкар расположены 52 гхата, где паломники принимают омовение в священном озере. Пушкар также известен тем, что ежегодно здесь проходит известная ярмарка верблюдов.

Медина, Саудовская Аравия

Меди́на — город в районе Хиджаз в западной части Саудовской Аравии.

Ранее Медина называлась Ясриб, но потом она стала называться Madīnat an-Nabī (ﺍﻟﻨﺒﻲمدينة «город пророка») или al-Madīnah al-Munawwarah («просвещённый город» или «блистательный город»), а краткая форма «Медина» означает просто «город». Медина — второй священный город ислама, после Мекки.

Её религиозное значение велико из-за присутствия в ней святыни пророка Мухаммада у мечети пророка, известной как купол пророка или «зелёный купол», построенного рядом с домом Мухаммада. Его дом позднее стал частью мечети, когда её надстроил халиф из династии Омейядов Абд аль-Малик.

В Медине скончался пророк Мухаммад в 632 г.

Первая мечеть ислама также находится неподалёку от Медины и называется Мечеть Аль-Куба.

Многочисленные мечети в обоих городах являются целью паломничества большого количества мусульман. Немусульманам запрещено находиться в городе.

Авиация России

Гражданская авиация, пассажирские и боевые самолеты и вертолеты России, новости и история российской и советской авиации.

Вертикально-взлетающая амфибия Роберто Бартини — ВВА-14

15 ноября 1960 года в Соединённых Штатах Америки была принята на вооружение двухступенчатая твёрдотопливная баллистическая ракета «Polaris A-1», предназначенная для размещения на атомных подводных лодках. В ответ на это коллектив конструкторов под руководством Роберта Бартини во второй половине 1960-х годов разработал противолодочный самолёт-амфибию ВВА-14. 4 сентября 1972 года эта удивительная машина поднялась в небо, но после смерти конструктора в 1974-м, работы над аппаратом стали сворачиваться и примерно через два года были прекращены. С тех пор прошло много времени. Один из двух опытных образцов амфибии разрезали и утилизировали, а единственный сохранившийся прототип этого необычного самолёта в настоящее время находится в Центральном музее ВВС в Монино.

Жертва вандализма, полуразобранный и разграбленный он сиротливо ютился в поле, скрытый от глаз за гигантами Ан-22, Ту-114 и Ил-76. В 2009 году группа энтузиастов начала работы по восстановлению ВВА-14, с хроникой работ группы можно ознакомиться в соцсети ВКонтакте .

С выходом на боевое патрулирование в начале 60-х годов американских атомных ПЛ, вооруженных баллистическими ракетами «Поларис», СССР оказался практически беззащитен. Лодки в подводном положении подходили к нашему побережью, могли в любой момент произвести ракетный залп, нанести колоссальные разрушения и уйти неуязвимыми. Всё это требовало немедленного и эффективного ответа. Борьба с атомными ПЛ с целью предотвращения ракетно-ядерных ударов становится одной из приоритетных задач поставленных перед ВМФ. В этой связи резко повышается роль и значение противолодочной авиации, способной эффективно бороться с подводными лодками противника.

Для поиска и противодействия американским атомным подлодкам авиаконструктор Роберто Бартини предложил создать самолёт, которому не нужна бы была взлётно-посадочная полоса и он был бы приспособлен к длительному полёту над поверхностью воды, по его мнению, амфибия была бы идеальной машиной для решения таких задач.

В 1962 году в таганрогском Центральном конструкторском бюро морского самолётостроения группой Бартини был разработан проект амфибии МВА-62. Опытно-конструкторские работы в ЦАГИ и постройка МВА-62 показали успешные результаты: амфибия совершала полёт на скоростях, близких к скоростям обычного самолёта, при этом поднимаясь выше, нежели суда на воздушной подушке или на подводных крыльях.

Изучая проблему повышения мореходности гидросамолётов Бартини предложил новую концепцию взлёта и посадки на воду. Он предложил пойти нетрадиционным путём, садясь и взлетая на водную поверхность вертикально. Предложенная Бартини катамаранная схема гарантировала устойчивость на плаву даже при волнении до 4-5 баллов, что позволяло использовать такую машину в открытом океане.

Амфибия МВА-62 была выполнена по схеме «бесхвостка» с подъёмными двигателями расположенными в центроплане и маршевым двигателем расположенным в задней части центроплана на пилоне. Для обеспечения плавучести на концах центроплана имелись убираемые в полёте поплавки. Управление на больших скоростях осуществлялось при помощи аэродинамических рулей, на малых — при помощи струйных рулей. Именно МВА-62 послужила прототипом для разработки более крупного противолодочного самолёта-амфибии ВВА-14.

Название ВВА-14 образовано из сокращения “вертикально-взлетающая амфибия”, а число “14” отражает количество двигателей – два маршевых двухконтурных Д-30М тягой по 6800 кгс, установленных рядом в гондолах сверху центроплана и 12 подъёмных ТРДД РД-36-35ПР тягой по 4400 кгс. Подъёмные двигатели устанавливались попарно с наклоном вперед в отсеке фюзеляжа с открывающимися вверх створками воздухозаборников для каждой пары двигателей и нижними створками с решётками, отклонение которых могло регулироваться.

11 ноября 1965 года вышло Постановление Совета Министров СССР и ЦК КПСС № 935-320 «О создании новых авиационных средств борьбы с ракетоносными подводными лодками» в котором шла речь о начале полномасштабных работ по ВВА-14. За постановлением последовал приказ МАП № 371 от 26 ноября 1965 года и тактико-технические требования, утверждённые 7 июня 1966 года Главкомами ВВС и ВМФ.

ВВА-14 должен был стать частью авиационного противолодочного комплекса состоящего из собственно самолёта, поисково-прицельной системы «Буревестник», противолодочного оружия и системы заправки топливом на плаву. Расчётная дальность полёта должна была обеспечить поиск и уничтожение подводных лодок противника находящихся от места вылета на расстоянии 1200-1500 км. Закладывалось строительство трёх экземпляров машины, начало заводских испытаний первой – в IV квартале 1968 года.

Постройку ВВА-14 планировалось вести на опытном заводе № 938 ОКБ Н.И.Камова, но поскольку камовцы не располагали специалистами, знакомыми со спецификой тяжёлого самолётостроения, в 1968 году Бартини назначается главным конструктором по теме ВВА-14 вновь созданного ОКБ при таганрогском Государственном опытном заводе морского самолётостроения №86. Одновременно вышло решение комиссии президиума СМ СССР по военно-промышленным вопросам № 305 от 20 ноября 1968 года и приказ МАП № 422 от 25 декабря 1968 года о разработке технического проекта самолёта ВВА-14 на Таганрогском машиностроительном заводе (сейчас ТАНТК им. Бериева).

В 1970 году Бартини назначен Главным конструктором по теме ВВА-14, но фактически работами по проекту руководил заместитель главного конструктора Николай Погорелов, т.к. Бартини жил в Москве и в Таганроге бывал наездами.

“ВВА-14 была летающей лодкой, которая должна была взлететь с воды или вертикально, а затем лететь как обычный самолёт на высоте, – рассказывает историк авиации Андрей Совенко, который в 2005 году встречался с Николаем Погореловым. – По словам Погорелова, Бартини был провидцем, обладавшим необычным умом и характером. Казалось, что он не из своего времени, а из какой-то другой эпохи. Некоторые даже назвали его пришельцем. Без сомнения, Бартини оставил след в советском авиастроении. Однако он прославился в основном своими идеями и концепциями, и лишь немногие из них действительно стали реальностью”, – говорит Совенко.

Планировалось построить три опытных ВВА-14. В производство запустили одновременно два экземпляра самолёта – «1М» и «2М».

Первый опытный самолёт «1М» был выполнен без подъёмных двигателей и предназначался для отработки и доводки аэродинамики и конструкции на всех режимах полёта, кроме вертикального взлёта и посадки. На нём прошли исследования устойчивости и управляемости, отрабатывалась маршевая силовая установка и самолётные системы. Для обеспечения взлёта и посадки с ВВП, на самолёте устанавливалось шасси велосипедной схемы с управляемой передней опорой с двумя колёсами.

ВВА-14 имел очень необычный вид. Фюзеляж с кабиной пилотов переходил в центроплан, по бокам которого располагались два огромных отсека с поплавками и системой их наддува, стреловидное горизонтальное и вертикальное оперение было разнесено, как это принято сегодня на истребителях. Отъёмные части крыла крепились к кессону центроплана. За оригинальность конструкции самолёт получил прозвище «Фантомас».

“У этого самолёта не было подъёмных двигателей или какого-либо оборудования для поиска подводных лодок. Он предназначался только для изучения характеристик горизонтального полёта и испытаний систем самолёта. Всего с 1972 по 1975 год он выполнил 107 полётов с налётом свыше 103 часов, – говорит Андрей Совенко. Странная внешность принесла амфибии ещё одно прозвище “Змей Горыныч”, в честь дракона из русских народных сказок. – При взгляде на него с земли, ВВА-14 вызывал вполне понятные ассоциации со змием Горынычем: у него тоже было, так сказать, три головы, а также относительно небольшие крылья”, – поясняет историк.

Первый полёт ВВА-14 выполнил 4 сентября 1972 года с экипажем в составе лётчика-испытателя Ю.М.Куприянова и штурмана-испытателя Л.Ф.Кузнецова. Полёт, продолжавшийся почти час, показал, что устойчивость и управляемость машины в воздухе в пределах нормы и ничуть не хуже, чем у традиционных самолётов. Лётные испытания первого этапа завершились к лету 1973 года. Их результаты подтвердили, что оригинальная аэродинамическая схема с крылом-центропланом вполне жизнеспособна, а маршевая силовая установка и основные системы работают надёжно и обеспечивают выполнение испытательных полётов.

На второй опытной машине «2М» должны были изучаться и отрабатываться переходные режимы и режимы вертикального взлёта и посадки с земли и воды, подъёмная силовая установка, системы струйного управления, автоматика и другие системы, связанные с вертикальным взлётом и посадкой. Но подъёмные двигатели так и не были установлены на почти готовый самолёт, потому что подходящий тип двигателя так и не был разработан.

По планам, после отработки основных технических вопросов на «1М» и «2М» наступала очередь третьего экземпляра ВВА-14. На нём должны были быть испытаны комплексы специального оборудования и вооружения, а также отработанно боевое применение.

Роберто Бартини попытался вдохнуть новую жизнь в ВВА-14, превратив его в экраноплан с поддувом воздуха от дополнительных двигателей под центроплан – тип летательного аппарата, который использует эффект экрана, скользя в нескольких метрах над поверхностью воды на высокой скорости. Начатые в этом направлении работы привели к созданию экспериментального экранолёта 14М1П. Полученные в результате испытаний данные послужили основой для разработки других подобных самолётов, сделав СССР бесспорным лидером в этой области. Однако, как показал дальнейший опыт применения экранопланов, это направление морского самолётостроения было тупиковым, и проект ВВА-14 до конца так и не был реализован.

“Я думаю, что советские военные очень быстро поняли, что эффективность ВВА-14 как противолодочного самолёта была бы низкой. Он мог нести только очень небольшое количество ракет, и технические проблемы создания такого необычного транспортного средства были очень велики. В конечном счёте военные полагались на более обычные самолёты для выполнения этой работы”, – продолжает Андрей Совенко.

После прекращения программы ВВА-14, самолёт «1М» закатили в цех на переоборудование в экспериментальный экранолёт 14М1П, собранный планер машины «2М» отвезли на дальний край заводской стоянки, третий экземпляр вертикально взлетающей амфибии так и не начали строить. После того как первый опытный экземпляр ВВА-14 был выведен из эксплуатации, его перевезли по рекам Дон, Волга, Москва на барже из Таганрога в подмосковный городок Лыткарино. На берегу Москва-реки он был оставлен без присмотра, частично разрушился, частично разобран вандалами. В 1987 году вертолётом его доставили в Монино в Центральный музей ВВС, где самолёт остаётся сильно поврежденный по сей день.

“Действительно, некоторые фрагменты первоначального прототипа находятся в Монино уже 33 года, в виде металлолома. Почему администрация музея не примет мер по восстановлению этого очень интересного самолёта, я не знаю”, – удивляется Совенко.

Директор музея Александр Зарубецкий в интервью телеканалу CNN Travel рассказывал, что несколько компонентов самолёта пропали без вести.

“В 2012 году представители Таганрогского авиазавода, где строился ВВА-14, обещали помочь в поиске запасных частей для ВВА-14, но нехватка финансирования не позволила реализовать эти пожелания, – говорит он. – если бы финансирование было обеспечено, стоимость реставрации составила бы около 1 миллиона 200 тыс. долларов, и заняла бы от одного до двух лет, если бы выполнялась авиационными специалистами непосредственно в музее”.

ВВА-14 мог бы стать действительно уникальным самолётом, но он не был полностью достроен и испытан.

“Он мог взлететь и приземлиться как горизонтально, так и вертикально, как на суше, так и на воде. Он мог бы долго оставаться на плаву как корабль и вести противолодочную войну. И конечно, он мог бы летать и как обычный самолёт, – считает Андрей Совенко. – Эта универсальность была его самым необычным и выдающимся качеством. Однако ВВА-14 так и не достиг своего полного потенциала”.

Андрей Величко,
для сайта “Авиация России”

Амфибия ВВА-14: чем закончилась попытка совершить революцию в авиастроении

Проекты летательных аппаратов, которые создавали в Советском Союзе, часто поражали воображение. Иной раз и вовсе задумываешься о том, как такая конструкция могла летать? Могла. И летала. Сегодня Telegram-канал «Крылья войны» расскажет об интересном летательном аппарате, который похож не то на динозавра, не то на черепаху. Называется он ВВА-14.

Отец удивительной машины

Вместе с ним работали тысячи отечественных специалистов. «С ним», а не «у него» — он всегда поправлял при таких оговорках. Ко всем он относился с одинаковым уважением, будь то слесарь, начальник цеха или министр. Роберт Людвигович Бартини. Создатель самолета-амфибии ВВА-14. Он уехал из фашистской Италии в СССР, где стал известным авиаконструктором. В разные годы с ним были связаны: Ильюшин, Яковлев, Антонов и другие. На счету Бартини было более 60 завершенных проектов самолетов, отличающиеся своей оригинальностью, а всем известный конструктор ракетно-космических систем Сергей Королев называл его своим учителем. Своим наставником его считали и другие авиаконструкторы.

Карьера вчерашнего итальянца в Советском Союзе началась на научно-опытном аэродроме ВВС (бывшее Ходынское летное поле, ныне аэродром Чкаловский). Бартини возглавлял группу, которая занималась проектами гидросамолетов. Там он предложил проект истребителя «Сталь-6» и морского бомбардировщика МТБ-2, но, когда его группа была включена в состав ЦКБ, Бартини уволили за критику создаваемой организации. В том же 1930 году по рекомендации Михаила Тухачевского Роберт Бартини был назначен главным конструктором ОКБ НИИ Гражданского воздушного флота. К сожалению, знакомство с Тухачевским позже сыграло злую шутку с конструктором.

Через три года после назначения на должность, на созданном Бартине истребителе «Сталь-6» был установлен мировой рекорд скорости — 420 км/ч. На базе этой машины был создан «Сталь-8», но проект был закрыт, так как не соответствовал тематике гражданского авиастроения. Уже тогда Бартини проявил себя как дальновидный конструктор, который предлагал самые смелые идеи. Он создал такие машины как 12-местный пассажирский самолет «Сталь-7» с крылом «обратная чайка», спроектировал дальний арктический разведчик (ДАР), бомбардировщик ДБ-240.

Этот самолёт более известен под названием Ер-2 — его заканчивал другой главный конструктор Владимир Ермолаев, так как Бартини был арестован НКВД. Ему предъявлялись обвинения в связи с «врагом народа» маршалом Тухачевским и в шпионаже в пользу Бенито Муссолини, от режима которого, Бартини, собственно, и бежал в СССР. Он был приговорен к 10 годам лишения свободы и 5 лет в «поражении в правах». Бартини был отправлен в закрытое ЦКБ-29 тюремного типа, где принимал участие в создании бомбардировщика Ту-2. По своей просьбе он был переведен в группу заключенного Дмитрия Томашевича в бюро 101 и это тоже сыграло с ним злую шутку, так как в 1941 году всех, кто работал с конструктором Туполевым освободили. Сотрудники бюро «101» освободились только после войны.

В 1944-1946 годах Бартини работал над проектами транспортных самолетов Т-107 и Т-117. Самолет Т-117 удалось закончить лишь на 80% — Иосиф Сталин посчитал, что использовать на транспортнике двигатели, необходимые для бомбардировщиков Ту-4 — это непозволительная роскошь, и проект свернули. Позднее Бартини начал работу над новым тяжелым военно-транспортным и десантным самолетом Т-200. Проект даже был утвержден, но самолет так и не был построен. Впоследствии многие наработки по этому проекту были использованы при разработке самолетов Антонова. Затем Роберт Бартини работал в ОКБ гидроавиации Бериева. В 1952 году его командировали в Новосибирск, где он был назначен начальником отдела перспективных схем СибНИА — Сибирского научно-исследовательского института авиации им. Чаплыгина. Там он представил проект сверхзвуковой летающей лодки-бомбардировщика А-55. Проект сначала отклонили, так как обозначенные характеристики показались нереальными. Помог Сергей Королев, обосновавший проект экспериментально.

В 1957 году Бартини откомандировали из СибНИА в ОКБС МАП в Подмосковье. Здесь он разработал 5 проектов самолетов различного назначения. В 1961 году он предложил проект сверхзвукового дальнего разведчика с ядерной силовой установкой. Как раз в этот период карьеры у него родилась еще одна идея — создание самолета-амфибии, который бы мог взлетать вертикально и позволял охватить транспортными операциями большую часть Земли. «Первой ласточкой» стал небольшой самолет Бе-1, испытания которого проводились в 1961-63 годах.

В 1968 году коллектив Роберта Бартини переехал на завод им. Димитрова в Таганрог, который специализировался на гидросамолетах. Здесь в КБ Бериева велись работы над концепцией «безаэродромных самолетов». Были построены 2 противолодочных самолета ВВА-14. Этот проект стал последним в жизни Бартини, скончавшегося в 1974 году в возрасте 77 лет…

Кто ты такой, ВВА-14?

ВВА-14 — это вертикально взлетающая амфибия с четырнадцатью двигателями. Экспериментальный советский аппарат создавался как способный взлетать и садиться на воду, как обычный самолет и как самолет с вертикальным взлетом и посадкой. Его разработке предшествовали многолетние исследования главного конструктора Бартини. 11 ноября 1965 года вышло Постановление ЦК КПСС и Совмина СССР N”935-320 «О создании новых авиационных средств борьбы с ракетоносными подводными лодками», в котором велась речь о начале разработки ВВА-14.

Необходимо было создать не просто летательный аппарат, а целый авиационный противолодочный комплекс, в который должны были войти поисково-прицельная система «Буревестник», оружие, а также система заправки топливом на плаву. Комплекс должен был обнаруживать и уничтожать подводные лодки противника как самостоятельно, так и при взаимодействии с другими силами ВМФ. Рассматривалось создание поисково-ударного, поискового и ударного вариантов ВВА-14.

ВВА-14 был выполнен по схеме катамарана и имел прямоугольный центроплан с прямыми консолями, в котором располагались 12 подъемных двигателя, а сверху 2 маршевых. Для взлета и посадки на воду использовалось пневматическое взлетно-посадочное устройство (ПВПУ). Самолет мог взлетать и садиться на воду, используя надувные поплавки, которые находились в специальных отсеках и надувались при посадке. При этом аппарат имел и колесные шасси для эксплуатации его и на сухопутных аэродромах. Техническая сложность ВВА-14 требовала решения многих новых проблем, над которыми работали ученые ведущих институтов. Так как поступление двигателей затягивалось и испытания пришлось начать при наличии только маршевых двигателей. Осенью 1972 года экипаж в составе летчика-испытателя Юрия Куприянов и штурмана Льва Кузнецова выполнили первый полет с «самолетными» взлетом и посадкой. В целях соблюдения секретности, на ВВА-14 была нанесена ливрея авиакомпании «Аэрофлот».

Испытания проходили успешно. Было выполнено 107 полетов с общим налетом 103 часа и достигнута максимальная скорость 260км/ч. В 1974 году на ВВА-14 было установлено ПВПУ и летом 1975 года был совершен первый полет с выпуском и уборкой ПВПУ. Его конструкция оказалась необычайно сложной и требовала доводки. Летные испытания показали, что целесообразнее использовать экранный эффект. Поэтому первый самолет ВВА-14-1М, для которого так и не были изготовлены подъемные двигатели, было решено переделать и установить в его носовой части два двигателя для того, чтобы использовать аппарат как экраноплан. Он получил обозначение 14М1П. Эти работы были выполнены уже после смерти Бартини. Испытания машины проходили в Таганрогском заливе, но не получили дальнейшего развития. Машина проигрывала новой технике. На вооружение поступили серийные Бе-12, Ил-38 и Ту-142. Испытательные полеты с надутыми поплавками в 1975 году были последними для уникального ВВА-14.

Ненужный самолет

Экспериментальный самолет ВВА-14 так и не осуществил вертикальный взлет. Сейчас сохранившийся корпус в версии экранолета стоит в Музее авиации в подмосковном Монино, а корпус второго прототипа, который никогда не летал, доживает свои дни в ТАНТК им. Г. М. Бериева в Таганроге (Ростовская область). В настоящее время проводится реставрация первой машины силами волонтеров, что не может не радовать. Ведь этот летательный аппарат — прекрасный образец смелой конструкторской мысли, хоть инженерам не удалось до конца воплотить все идеи. ВВА-14 — это часть нашей и мировой авиационной истории, которая должна быть обязательно сохранена для демонстрации всем любителям авиации.

Данная статья является исключительно мнением автора и может не совпадать с позицией редакции.

Невероятный ВВА-14: вертикально взлетающая амфибия из СССР

В самом начале 1960-х годов перед Советами остро встал вопрос безопасности государства. Обстановка меж двух держав и без того была напряженной, а тут еще американцы вооружились до зубов атомными подлодками специальной постройки типа «Джордж Вашингтон», которые оснащались двухступенчатыми твердотопливными баллистическими ракетами UGM-27A Polaris A-1.

Примерно в это же время известный авиаконструктор Роберт Людвигович Бартини, эмигрировавший в 1922 году в СССР из Италии, разрабатывает «Теорию межконтинентального транспорта земли». Она включала в себя оценку транспортной производительности судов, самолетов и вертолетов и была не только и не столько инженерной, сколько научной и даже философской. В результате многолетнего исследования Бартини определил, что оптимальным транспортным средством является амфибийный аппарат, способный взлетать подобно вертолету (или с использованием воздушной подушки), имеющий грузоподъемность больших судов, и обладающий скоростью и технической оснащенностью самолетов. Словом, авиаконструктор задумал построить идеальный и практически невидимый для радаров аппарат для обнаружения и уничтожения атомных подводных лодок.

Первым проектом конструктора в этом русле был опытный гидросамолет МВА-62. Результатами испытаний МВА-62 были довольны и инженеры, и партийные чины: амфибия совершала полет на скоростях, близких к скоростям обычного самолета, при этом поднимаясь выше, нежели суда на воздушной подушке или на подводных крыльях. Бартини дали зеленый свет на постройку полноценного продукта для серийного производства.

На ТАНКТ Бериева, куда Роберт Людвигович перебрался для воплощения в жизнь своего проекта в 1968 году, запланировали постройку трех аппаратов. Первому предстояло отработать все сценарии взлета и посадки (на воду, на сушу, пересеченную местность) и протестировать передвижение в режиме экраноплана. На втором аппарате планировали испытать вертикальный взлет и посадку. Третий должен был уметь и то, и другое, плюс обнаруживать подводные лодки и в целом иметь весь запланированный функционал.

Все шло по плану, первый образец вертикально-взлетающей амфибии или ВВА-14 был построен в 1972 году, а 4 сентября этого же года состоялся его первый полет в акватории Таганрогского залива Азовского моря. Этот и последующие 107 полетов ВВА-14 показали — аппарат годен и полностью соответствует техзаданию. ВВА-14 представлял собой высокоплан с поплавковым взлетно-посадочным устройством. Конструкция была выполнена из алюминиевых сплавов с антикоррозионным покрытием из кадмиевых сталей. В носовой части фюзеляжа размещена трехместная кабина экипажа. В случае аварийной ситуации кабина отделялась от фюзеляжа, что обеспечивало спасение экипажа всех режимах полета без использования катапультных кресел. За кабиной экипажа размещался отсек силовой установки с дюжиной подъемных двигателей и отсек вооружения. В движение ВВА-14 приводила пара маршевых двухконтурных двигателей Д-30М тягой по 67 кН, установленных рядом в гондолах сверху центроплана.

Следом по плану шта отработка вертикального взлета. И тут начались проблемы. Теоретически, на аппарат планировались к установке 12 подъемных турбовентиляторных РД-36-35ПР тягой по 43 кН, но на практике Рыбинское КБ моторостроения, которое назначили ответственным за разработку этих моторов, затягивало строительство агрегатов. В 1974 году понимая, что обещанные двигатели ВВА-14 так и не получит, Бартини решает переделать свое детище в экранолет — то есть аппарат, способный функционировать и в режиме экраноплана, и в режиме самолета. Эта машина имела последнюю модификацию 14МП1. Бог с ним, с вертикальным взлетом: все, финишная прямая — еще чуть-чуть и ВВА-14 пойдет в серию.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: