Самые большие аэропорты мира, интересные факты

Вылет разрешен: самый большой аэропорт

Аэропорты мира ежедневно встречают и провожают миллионы пассажиров. Самолет сегодня — наиболее быстрый, удобный и безопасный транспорт. Крупные города, не справляясь с растущим пассажиропотоком, расширяют действующие аэропорты или вкладываются в строительство новых.

Представляем рейтинг самых больших аэропортов в мире по площади и пассажиропотоку. Расскажем и о крупных российских воздушных воротах.

Рейтинг по миру

Величина воздушной гавани — понятие относительное. Ряд экспертов считают, что площадь аэропорта следует рассматривать как основной параметр, другие настаивают на величине пассажиропотока.

Количество пассажиров, проходящих через одну воздушную гавань, может меняться по разным причинам:

  • сезонность;
  • погодные условия;
  • политическая ситуация и т.д.

Именно поэтому оценку величины пассажиропотока для авиации принято выставлять за год, вычисляя средний показатель. Примечательно, что развитые страны закладывают в проект любого международного аэропорта пассажиропоток равный десяткам миллионов человек в год. Это говорит о том, что гражданская авиация будет развиваться активными темпами.

Сводная таблица статистики грузовых перевозок в аэропортах мира от Airport Council International

Статистикой пропускной способности воздушных ворот мира, площади занимаемой территории, отчетов о проделанной работе и строительства новых аэропортов занимается международное агентство Airport Council International. Они выбрали самый большой аэропорт в мире на 2019 год.

По площади

Аэропорты начали появляться в XX веке в Европе. Сегодня это большие комплексы для обслуживания воздушных перевозок. На территории располагаются следующие объекты:

  • взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки;
  • пассажирские терминалы;
  • терминалы по приему грузов;
  • места для стоянки и заправки судов и так далее.

Даже аэропорты местного значения занимают территорию большой площади. Для взлета и посадки самолетов с размахом крыла в 15-24 метра требуется полоса, превышающая километр. Рассмотрим 10 аэропортов мира, которые являются самыми большими по территории.

Название Код Страна Город Площадь, км 2
Король Халид RUH Саудовская Аравия Эр-Рияд 776
Аэропорт Денвера DEN США Денвер 137,27
Форт-Уэрт/Даллас DFW США Даллас 69,7
Пудун PVG Китай Шанхай 33,5
Руасси — Шарль-де-Голль CDG Франция Париж 32
Мадрид-Барахас имени А. Суареса MAD Испания Мадрид 30
Суварнабхуми BKK Таиланд Бангкок 29,8
Аэропорт О’Хара ORD США Чикаго 26
Международный аэропорт Каира CAI Египет Каир 25,5
Шоуду PEK Китай Пекин 23,3

Крупнейшая по площади воздушная гавань была открыта в 1983 году. Ее размеры связаны с тем, что на аэродроме базировалась запасная площадка для посадки американского многоразового космического шаттла. Сегодня проект закрыт.

Вид на здание аэропорта в Эр-Рияде со стороны летного поля

Наиболее важным параметром оценки воздушных ворот города является пассажиропоток. Статистику подсчитывают ежегодно, учитывая вылеты, прилеты и тех, кто прибыл транзитом.

По пассажиропотоку

Загруженность воздушной гавани — важный показатель. Сегодня 2 миллиона человек в год не считается значительным, а ведь эта цифра еще 10 лет назад казалась для работников крупных портов огромной.

Рассмотрим самые загруженные аэропорты по регионам. Ниже представлен ТОП-10 наиболее загруженных аэропортов мира на 2019 год.

Хартсфилд-Джексон Атланта (ATL)

Из года в год занимает лидирующие позиции среди аэропортов мира по количеству принятых, отправленных, транзитных пассажиров. Открыт в 1926 году в штате Джорджия, сегодня имеет собственную станцию метро.

Вид на Хартсфилд-Джексон с высоты птичьего полета

Аэровокзал оснащен 196 выходами, за год через Хартсфилд-Джексон Атланту прошло свыше 104 миллионов человек. На сегодняшний день это самый большой аэропорт в мире.

Шоуду (PEK)

Второй по размерам воздушный порт Китая, имеет три взлетно-посадочные полосы. Он располагается на северо-востоке столицы страны, Пекина. Аэровокзал состоит из трех терминалов.

Пассажиропоток резко увеличился в 2008 году. К настоящему времени он превысил 90 миллионов человек в год.

Из аэропорта Шоуду совершается 1100 рейсов в день

Дубай (DXB)

Международный аэропорт находится в Дубае, открыт был в 1960 году, но прошел модернизацию в 2001-ом. Спустя 7 лет пропускная способность хаба увеличилась в 10 раз. Имеет две взлетно-посадочные полосы, три терминала высокого класса обслуживания.

В 2018 году количество пассажиров возросло до 90 миллионов.

Терминал дубайского международного аэропорта

Токио Ханеда (HND)

Число авиаперевозок в Японии растет, увеличивается и пассажиропоток. При том, что Ханеда обслуживает преимущественно внутренние рейсы, загруженности может позавидовать любой международный порт на территории СНГ. Имеет 4 взлетно-посадочные полосы.

Годовой пассажиропоток к началу 2019 года составил 86 миллионов.

Основное назначение аэропорта — внутренние рейсы в и из Токио

Лос-Анджелес (LAX)

Четыре современные ВПП позволяют главному воздушному хабу Калифорнии обслуживать десятки миллионов рейсов в год. Для комфорта пассажиров работают 9 терминалов. Рейсы выполняются по островам Тихого океана, городам США, в Латинскую Америку, Европу, Азию.

С наступлением темноты зажигаются огни аэропорта Лос-Анджелеса

Годовой пассажиропоток достиг 85 миллионов человек.

О’Хара Чикаго (ORD)

Один из самых крупных хабов США был открыт в 1944 году. Американцы называют его самым комфортабельным и удобным. Чикагский воздушный порт принимает рейсы из 60 стран мира, является базовым для авиакомпании United Airlines. Бесперебойная круглосуточная работа возможна при наличии 6 ВПП и 5 терминалов.

Число перевезенных пассажиров превысило 80 миллионов.

Чикагский аэропорт возводился в годы Второй мировой войны

Хитроу (LHR)

Лондонский Хитроу — самый загруженный в Европе. Через него проходят рейсы из Азии в Атлантику, грузы. Оснащен 5 удобными терминалами, двумя ВПП. Здесь обслуживаются 90 авиакомпаний со всего мира. Из всех совершаемых рейсов лишь 11% приходятся на внутренние перевозки.

Рассчитан на обслуживание 45 миллионов пассажиров в год, однако, в 2018-ом эта цифра достигла 78169000.

Гонконг (HKG)

Имеет неофициальное название Чхеклапкок, оно олицетворяет имя острова, на котором построен хаб. Гонконгский аэропорт — лидер по количеству обслуживаемых грузовых рейсов, работает круглосуточно. Имеет 2 ВПП, 2 пассажирских терминала. На территории порта располагается центр деловой авиации.

Пропускная способность на сегодняшний день показала, что 73 миллиона перевезенных пассажиров — не предел.

Вид на остров, где расположены воздушные ворота Гонконга

Пудун (PVG)

Шанхайский Пудун — новейшая воздушная гавань на берегу Восточно-Китайского моря. Три взлетно-посадочные полосы и два терминала были открыты в 1999 году. Полосы строились таким образом, чтобы в будущем принимать самолеты большой вместимости. Китай испытывает на себе стремительный рост пассажиропотока и грузооборота.

Аэропорт Пудун славится развитой инфраструктурой

В 2018 году было обслужено 70 миллионов пассажиров.

Шарль-де-Голль (CDG)

К 70 миллионам пассажиров вплотную приблизился и аэропорт Парижа имени Шарля де Голля. По количеству ежегодно обрабатываемого груза уступает только воздушному хабу во Франкфурте. Это главный узел для функционирования национального перевозчика Air France. Имеет 4 ВПП, две из них превышают 4000 метров в длину.

Количество обслуженных граждан со всего мира достигло 69,5 миллионов.

Статистика самых загруженных хабов на 2017 год по версии Bloomberg поможет сравнить показатели

ТОП-5 по России

Авиаперевозки в России активно развиваются несмотря на наличие явных проблем. Представляем рейтинг самых больших воздушных хабов России на начало 2019 года. Показатели указаны в таблице ниже. Из представленной информации можно узнать, какой аэропорт в Москве самый большой.

Шереметьево (SVO)

Шереметьево — самый крупный воздушный хаб Москвы и России в целом. Он занимает первое место сразу по двум параметрам. В прошедшем году пассажиропоток увеличился на 15,6%. Соединяет столицу с Северной Америкой, Азией, Северной Африкой.

Терминал D был открыт в 2009 году

Расположен в Химкинском районе Москвы, имеет развитую инфраструктуру, связан со столицей автобусными маршрутами и аэроэкспрессом, который двигается без остановок. На территории расположено 6 терминалов, 2 ВПП, еще одна строится.

Носит имя русского поэта Александра Пушкина.

Пулково

Главные воздушные ворота Северной столицы, Санкт-Петербурга. Базовый хаб для авиакомпании «Россия». Оснащен двумя современными взлетно-посадочными полосами, был произведен ремонт и построен новый пассажирский терминал. За последние 10 лет годовой поток пассажиров увеличился в 2 раза.

За необычный дизайн аэровокзала петербуржцы прозвали Пулково «пять стаканов»

Внуково

Оснащенный тремя пассажирскими терминалами, «Внуково» входит в тройку наиболее используемых в России. 80% пассажиропотока обеспечено базовыми для порта авиакомпаниями:

  • «Победа»;
  • «ЮТэйр»;
  • «Россия».

Соединен со столицей отдельным железнодорожным маршрутом. Отсюда выполняются рейсы в Европу, Латинскую Америку, страны Азии.

В 2015 году здесь снимались сцены из нового российского фильма «Экипаж»

Домодедово

Список был бы не полным без третьего столичного хаба. Расположен в 45 километрах от Москвы. Оснащен двумя ВПП, расположенными далеко друг от друга. Это позволяет производить одновременно взлет и посадку, что недоступно для бортов, обслуживающихся в трех других столичных аэропортах.

Пассажирский терминал один, его площадь 135000 м 2 . Статус международного был получен в 1992 году, до этого обслуживались внутренние рейсы.

Вид на аэропорт Домодедово

Кольцово

Аэропорт Екатеринбурга «Кольцово» — один из старейших в России, сегодня модернизирован. Пассажиропоток в 2018 году вырос на 13%. Соединен с центром Екатеринбурга железнодорожной веткой. Имеет две современные ВПП, способен принимать все типы самолетов кроме двухпалубного Airbus A380.

Внешний вид главных воздушных ворот Екатеринбурга

Соединяет сердце Сибири с европейскими, азиатскими и российскими городами. Ниже представлена сравнительная таблица объектов.

Наименование порта Площадь, км 2 Пассажиропоток на 2018 год, млн. человек
Шереметьево 480 45,84
Пулково 450 18,12
Внуково 270 21,48
Домодедово 135 29,4
Кольцово 80 6,103

Примечательно, что по версии Airport Council International лучшим хабом Европы признан аэропорт города Сочи (AER).

Самый крупный в Европе

Самым большим по занимаемой площади аэропортом Европы является парижский хаб имени Шарля де Голля, о котором говорилось ранее. Примечательно, что футуристический дизайн терминала пришелся по вкусу режиссеру советского киноромана «Экипаж», Александру Митте, и ряд сцен снимался здесь.

Оснащен двумя железнодорожными станциями, автобусными линиями, которые связывают воздушные ворота с центром Парижа.

Самый крупный аэропорт Европы и Франции отличается необычным дизайном

Самые большие аэропорты в США

Авиасообщение между городами США прекрасно развито. Пассажиропоток одного города может превышать статистические данные целой страны в Восточной Европе. Развита малая авиация. Рассмотрим 3 самых крупных по площади порта.

Денвер

Крупнейший аэропорт США, расположен в одноименном городе штата Колорадо. Открыт сравнительно недавно, в 1995 году. На его территории построена бетонная полоса для посадки и взлетов рекордной длины — 4877 метров. Считается одним из самых функциональных в мире. Среди местных жителей о размерах аэропорта ходят легенды. Считается, что под ним расположены секретные бункеры.

Размеры аэропорта Денвера, построение ВПП в виде свастики, обилие необычных картин и скульптур делает его не только самым большим в США, но и самым странным

Даллас

Основные воздушные ворота штата Техас. Оснащен пятью терминалами и грузовым портом. Функциональность обеспечивают сразу 6 ВПП разного размера. Имеется возможность расширения до 13 терминалов. Издание Air Cargo World называло аэропорт Далласа лучшим в мире.

Входит в 20-ку самых загруженных портов мира

О’Хара

Воздушная гавань Чикаго до 2005 года считался самым загруженным портом в мире. Такое положение увеличило количество задержек рейсов на всех направлениях, поэтому правительство штата настояло на сокращении рейсов.

Чем вас могут удивить самые большие аэропорты в мире?

Некоторые аэропорты мира впечатляют не только размерами, но и тем, что можно найти на их территории.

“Терминал” — американская трагикомедия режиссера Стивена Спилберга. Герой фильма, Виктор Наворски, прилетает в Нью-Йорк из вымышленной страны Кракожии. По сюжету во время перелёта происходит военно-политический переворот, и страна прекращает официально существовать: американская виза Виктора аннулируется и он не может пройти паспортный контроль. Тем временем, обратные рейсы отменяют, и так герой остаётся жить в аэропорту.

Фильм сняли по мотивам реальной истории беженца Мехрана Карими Нассери, которого выслали из Ирана за участие в протестах. Когда он получает статус политического беженца, то направляется в Великобританию. Он добирается туда через Францию, и там у него крадут дипломат с документами. Череда событий приводит к тому, что он не может выбраться из аэропорта Шарль де Голль. Огромный аэропорт стал его пристанищем на 18 лет: словно в отдельном городе, в нём было всё, что позволяет жить там столько времени.

Informburo.kz собрал интересные факты о самых больших аэропортах мира и их территориях.

Аэропорт Шарль де Голль

Париж, Франция

Крупнейший аэропорт Франции, пассажиропоток по данным за 2017 год 69,4 миллиона человек — это 10-й показатель в мире. Ежедневно он обслуживает более 150 тысяч пассажиров. Площадь 32,38 км².

Аэропорт известен своим футуристичным дизайном с наклонными стеклянными галереями, по которым перемещаются между разными уровнями. Здание спроектировал французский архитектор Поль Андрё, который также работал над терминалами аэропортов Шанхая, Манилы, Джакарты, Брунея, Абу-Даби, Дубая, Каира.

Аэропорт Шарль де Голль любят кролики, которых туда привлекает травяное покрытие: персонал вынужден постоянно их ловить. В этом аэропорту рок-группа U2 сняла видеоклип на песню Beautiful Day, а фотографии здания использовала группа The Alan Parsons Project для оформления альбома «I Robot». Здесь также снимались некоторые сцены фильмов «Экипаж» и «Дознание Пилота Пиркса», а во франко-британском фильме “История любви” (Décalage horaire) — это основное место действия.

Международный аэропорт Куала-Лумпур

Куала-Лумпур, Малайзия

Расположен в 50 км от города, пассажиропоток — 34 млн человек, и эта цифра продолжает расти. Это крупнейший аэропорт Юго-Восточной Азии.

Аэропорт состоит из 3 терминалов, основной из них — пятиуровневый. Его построили в 1999 году, а в 2005, 2006 и 2007 годах он становился победителем в номинации лучшего терминала в мире. Остальные терминалы покрыты крышей в виде множества шатров, башни-опоры в виде конусов подсвечиваются вечером, внутри расположены стеклянные скоростные лифты и движущиеся дорожки. Два терминала соединяет автоматизированная система транспортировки: она работает без управления машинистом и называется аэропоездом. Футуристичный облик здания — заслуга японского архитектора Кисё Курокава. Среди его проектов: Японо-Германский центр в Берлине, новое здание музея Ван Гога в Амстердаме, а также генеральные планы нескольких городов, в том числе — план реконструкции столицы Казахстана.

Аэропорт Куала-Лумпур знаменит и своим временным жителем — Хасаном аль-Контаром, который предпочёл жить в транзитной зоне вместо того, чтобы воевать. Хасан аль-Контар — сириец, он работал в Дубае, когда на его родине в 2011 году началась война. Когда срок его рабочей визы истёк, он решил не возвращаться домой, чтобы не участвовать в сражениях. В марте 2018 года его депортировали в Малайзию, а Камбоджа, Малайзия, Турция и Эквадор отказали ему во въезде. Он прожил 208 дней (больше 8 месяцев) в аэропорту Куала-Лумпур, где спал под лестницей, мылся в туалете для инвалидов и питался тем, что ему жертвовали пассажиры. Пока Лори Купер, консультант по связям со СМИ из канадского города Вистлер, не помогла ему получить статус беженца и переселиться в Канаду.

Хитроу

Лондон, Великобритания

Крупнейший международный аэропорт, пассажиропоток по данным за 2017 год 78 миллионов человек — 7-й показатель в мире, и первый в Европе. Аэропорт уже настолько переполнен, что нередки задержки рейсов. Состоит из 5 пассажирских терминалов и 1 грузового. Взлётно-посадочные полосы ориентированы так, что самолёты взлетают прямо над городом. Аэропорт расположен низко над уровнем моря (25 метров) и потому часто окутан туманом.

Место расположения Хитроу, стали использовать для нужд авиации во время Первой мировой войны. В 1930-х здесь находился военный аэродром, на котором собирали и испытывали военные самолёты. В 1943 году аэродром отдали министерству авиации и начали строить здесь взлётно-посадочные полосы, для чего использовали землю, принадлежавшую приходскому священнику из Хармонсворса. Название аэропорту дали по деревне Хит Роу (Heath Row), на месте которой сейчас построен Терминал 3. После окончания Второй мировой войны Хитроу передали в пользование гражданской авиации: с 1946 года это полностью гражданский аэропорт.

На территории аэропорта есть священники и служители англиканской, католической, шотландской церквей, ислама, сикхизма, индуизма и иудаизма. Молитвенные комнаты есть в каждом терминале, и есть даже Часовня Святого Георгия, расположенная в подземном бункере. А ещё здесь огромное количество бутиков: Хитроу не получает никаких денег от государства — это коммерческий аэропорт, который управляется частной компанией. Он зарабатывает деньги на своё обслуживание самостоятельно. Для этого в аэропорту стараются максимально ускорить время прохождения регистрации и контроля безопасности, а к посадке часто можно пройти только через длинную вереницу магазинов.

Ханеда

Токио, Япония

Международный аэропорт Токио, один из двух крупнейших в городе. Ханэда принимает почти все внутренние рейсы в Токио и из него. По объёму пассажиропотока — 4-й в мире, обслуживает 85,4 миллиона человек.

Аэропорт открыли в 1930 году на небольшом участке суши у залива. В 1945 году его заняли оккупационные войска США, и Японии в 1952 вернули часть аэропорта, получившую название Международный аэропорт Токио. Оставшуюся часть базы вернули в 1958 году. Из-за растущего пассажиропотока аэропорт постоянно увеличивали и достраивали. Часть Токийского залива засыпали, и на насыпях построили несколько взлётно-посадочных полос и 2 терминала (всего в аэропорту их 3). Дальше расширять уже не рискнули — тогда в городе появился второй аэропорт Нарита, который стал обслуживать преимущественно международные рейсы.

Все 3 терминала управляются частной компанией Japan Airport Terminal, а остальная инфраструктура принадлежит японским властям. В здании Терминала 1 расположены шестиэтажный ресторан и торговая зона в центральной части, а также большая смотровая площадка на крыше. В Терминале 2 — открытый ресторан на крыше, шестиэтажная торговая зона с магазинами и ресторанами, а также отель Haneda Excel Tokyu Hotel на 387 номеров. В терминале есть три стеклянных лифта, два из них — с внешней стороны здания. Терминал 3 маленький и ничего подобного там нет, он используется для обслуживания чартерных международных рейсов.

Международный аэропорт Дубай

Дубай, Объединённые Арабские Эмираты

Крупнейший гражданский аэропорт ОАЭ с третьим в мире показателем пассажиропотока в 88,2 млн человек. Расположен всего в 4 км от исторического центра города Дубай.

Официально аэропорт открылся в 1960 году: в него входил небольшой пассажирский терминал, три площадки для стоянок самолётов и взлётно-посадочная полоса длиной 1800 метров на уплотнённом песке. Аэропорт несколько раз расширяли и достраивали, и к 2001 году он стал включать в себя три пассажирских терминала, два крупных грузовых терминала, выставочный центр из трёх больших залов, центр по ремонту и обслуживанию авиационной техники и прочие помещения под сервисные подразделения и службы перевозок. Расширение аэропорта продолжают и сейчас, потому что пассажиропоток только растёт: в планах строительство Терминала 4, продолжают строить Цветочный центр в качестве перевалочной базы для импорта и экспорта цветов.

На территории аэропорта расположены четыре отеля, бассейны, душевые кабинки, СПА, а также здесь можно взять в пользование электромобили и бесплатные детские коляски. Внутри он похож скорее на большой торгово-развлекательный центр. В правительстве страны обсуждается проект установки сканеров для сетчатки глаз, которые также будут собирать и другие биометрические данные.

Самый большой аэропорт в мире: топ 10

Воздушный транспорт является самым молодым способом передвижения. Но, несмотря на это, он уже сумел зарекомендовать себя с положительной стороны. Его популярность растёт с каждым годом. Этому способствует ряд характерных преимуществ.

Аэропорт Хартсфилд-Джексон в Атланте ‒ самый большой в мире

Преимущества и недостатки передвижения самолётом:

  1. Высокая скорость передвижения, которая позволяет за короткое время преодолевать большие расстояния;
  2. Путешествие самолётом менее утомительно по сравнению с поездом или автобусом из-за существенного сокращения времени пребывания в пути;
  3. Для самолётов характерным является высокий уровень обслуживания пассажиров: к их услугам еда, напитки, просмотр фильмов, пресса и другие развлечения;
  4. Создаются максимально комфортные условия пребывания в салоне, удобные сидения дают возможность хорошо отдохнуть и поспать;
  5. Создаётся романтическое настроение красивыми видами из иллюминатора;
  6. Билеты легко можно забронировать по телефону или при помощи Интернета в наиболее удобное время;
  7. Самолётом есть возможность добраться в места, недоступные для наземного транспорта.

Наряду с этим существуют и некоторые недостатки, главным из которых можно назвать высокую стоимость билетов. Определённый дискомфорт вызывает процедура регистрации и досмотра багажа, иногда возникает необходимость пересадки, в плохую погоду рейсы отменяются, некоторые люди не могут находиться в полёте из-за состояния здоровья. Имеет место турбулентность, вызывающая страх.

Аэропорт и его значение

Использование воздушного транспорта без авиаузлов невозможно. Здесь происходит процесс посадки и высадки пассажиров, ожидание рейса, регистрация, сдача багажа. Аэропорты мира стремятся обеспечить высокий уровень обслуживания своих клиентов, предлагают большое количество разнообразных услуг. Отличаются аэропорты друг от друга и своими размерами. Авиаузел может быть крупным и не очень. Располагаются они, как правило, вблизи больших городов.

Основными критериями определения величины аэропорта можно назвать:

  • Площадь взлётно-посадочного комплекса;
  • Размеры пассажиропотока;
  • Величину грузооборота.

Ежегодно различными организациями определяется рейтинг 10 самых больших аэропортов мира. Учитываются все показатели, но больше всего внимания уделяется размерам пассажиропотока и грузооборота, ввиду того, что занимаемые площади могут быть использованы не по максимуму. А вот показатели востребованности дают точную характеристику и определяют место аэровокзала в рейтинге. Рассмотрим топ 10 самых востребованных в 2017 году авиаузлов, а также узнаем, какой самый большой аэропорт в мире.

X Международный авиаузел Даллас/Форт-Уэрт

Аэропорт Даллас построен в Техасе, США, между двумя населёнными пунктами Форт и Уэрт. Отсюда идёт ещё одно его название. Он имеет в своём распоряжении огромные площади: семь полос для взлёта и посадки и дополнительно площадку для вертолётов. Это обеспечивает ему четвёртое место в рейтинге наибольших по площади авиаузлов. По размеру пассажиропотока он стоит на десятом месте.

Аэропорт Даллас обслуживает более 130 внутренних рейсов и 35 международных, пассажиропоток равен примерно 60 млн человек. Большая часть его деятельности связана с транспортировкой грузов, что не мешает ему развиваться в направлении обслуживания пассажиров.

IX Международный аэропорт Шарля-де-Голля в Париже

Расположен в 25 км от Парижа, является основным авиаузлом Франции, строительство было закончено в 1974 году. Был назван в честь политика Шарля де Голля. Каждый день авиаузел обслуживает 1400 рейсов, имеет четыре полосы для взлёта и посадки, в течение года пропускает примерно 60 млн. человек. В рейтинге ему принадлежит девятая позиция.

На его площади расположено много развлекательных заведений, в которых можно интересно провести время в ожидании своего рейса. Это магазины, бары и кафе. Эксплуатацию аэропорта осуществляет компания Aeroports de Paris, которая также занимается двумя другими авиаузлами Парижа.

VIII Международный аэропорт Сукарно Хатта, Джакарта

На острове Ява недалеко от Джакарты находится ещё один из крупнейших авиаузлов в мире международный аэропорт Сукарно Хатта. Это главный авиаузел Индонезии, назван в честь первого президента страны ‒ Сукарно и первого вице-президента ‒ Хата.

Аэропорт Сукарно Хатта

Есть две полосы для взлёта и посадки, способные принимать все разновидности самолётов. Отличается аэропорт стремительным развитием и пунктуальностью. Поток пассажиров растёт из года в год, более восьмидесяти процентов рейсов отправляются без задержки и принимаются без опоздания.

Аэропорт имеет неофициальное название Ченгкаренг, с его территории осуществляются рейсы по всей стране и за рубеж. Наибольшее число направлений расположено в Азии, имеются также рейсы в такие страны, как Австралия, Турция, Нидерланды.

VII Международный аэропорт Лос-Анджелеса

Перечисляя значимые аэропорты мира, стоит вспомнить ещё один авиаузел США, который расположен на Восточном побережье возле Лос-Анджелеса. В его распоряжении находится четыре полосы для взлёта и посадки, девять терминалов. Пассажиропоток –примерно 60 млн. людей в год. Строение здания аэропорта представляет собой особую конструкцию, делающую его очень удобным для посетителей.

Рейсы выполняются по таким направлениям, как Европа, Азия, Америка. Имеется также грузовой терминал и площадка для вертолётов.

VI Аэропорт Хитроу, Лондон

Самым востребованным аэропортом в Европе считается Лондонский Хитроу, который соединяет город со 170 аэропортами всего мира. Наиболее насыщенным является Нью-Йоркское направление. Аэропорт имеет всего две полосы, но благодаря хорошей слаженности в работе, его производительность очень высока.

Аэропорт Хитроу, Лондон

Определённый дискомфорт у работников и клиентов вызывает расположение аэропорта на высоте всего лишь 25 метров над уровнем моря, что для характерных туманов над Лондоном делает часто взлётные полосы совершенно невидными.

Важно! Выйдя из самолёта, необходимо следовать знакам прибытия. Это даст возможность легче сориентироваться на большой площади и сэкономить время.

V Аэропорт Ханэда, Токио

Токио обслуживается двумя авиаузлами, одним из которых является Ханэда. Большая часть международных рейсов осуществляется на другом авиаузле. Но, несмотря на это, Ханэда имеет пассажиропоток свыше 60 млн. человек в год. Ей принадлежит пятая позиция в списке мировых лидеров. Причём это происходит в основном за счёт внутренних рейсов. Международные перевозки производятся по направлению в Париж, Шанхай, Франкфурт, Гонолулу, Гонконг и Сеул.

Дополнительная информация. На территории аэропорта есть отель, ещё несколько расположены поблизости.

IV Международный аэропорт О’Хара в Чикаго

В 29 км к северо-западу от Чикаго находится международный аэропорт О’Хара. Он по праву занимает четвёртую позицию в списке самых крупных авиаузлов мира.

До недавнего времени занимал первое место, но были получены некоторые ограничения из-за часто случающихся задержек рейсов. Имеет 7 полос для взлёта и посадки, некоторые из которых пересекаются, что не даёт возможность применять их одновременно.

Аэропорт является одним из самых любимых для большинства посетителей. Здесь обслуживание пассажиров находится на высочайшем уровне: работают четыре сектора и девять залов. Предусмотрена дальнейшая модернизация и расширение возможностей аэровокзала.

Дополнительная информация. На территории аэродрома часто происходят съёмки фильмов и развлекательных шоу. Наиболее популярный из них – «Один дома».

III Международный аэропорт Дубай

Третье место в рейтинге аэропортов мира с наибольшим числом посетителей принадлежит стремительно развивающемуся аэропорту Дубай. Это наиболее значимый гражданский авиаузел в Объединённых Арабских Эмиратах. К нему можно доехать за 10 мин от центра города.

В его распоряжении две взлётно-посадочные полосы, пассажиропоток составляет около 60 млн. пассажиров в год. Принадлежит крупнейшей авиакомпании Emirates, имеющей в своём пользовании максимальное количество самолётов Boeing777.

Имеется четыре терминала для людей и одно карго. Действуют медицинский пункт, помещения для детей и верующих, хорошо отрегулировано транспортное сообщение с городом.

II Международный аэропорт Шоуду в Пекине

Второе место в мире принадлежит китайскому авиаузлу Шоуду. Он был первым в Китае, его открыли в 1958 году, три раза реконструировали. Самый мощный в Азии. Посетителям предоставляется более 80 точек питания. Причём власти тщательно следят за тем, чтобы стоимость продуктов была такая же, как и городе.

Аэропорт Шоуду в Пекине

Имеет три терминала, взлётно-посадочную полосу, рассчитанную на приём лайнеров любых размеров, в том числе Аэробуса А380. Аэровокзал постоянно модернизируется и повышается уровень обслуживания клиентов.

Обратите внимание! Посадочные талоны всем пассажирам необходимо получить в терминале 3С, а уже затем международные пассажиры идут на посадку в терминал 3Е, а местные ‒ в 3D.

Между зданиями терминала осуществляются быстрые перевозки при помощи автобусов, которые отходят от места отправки каждые 10 минут с 8 утра до 8 вечера и каждые 20 минут в остальное время, а именно с шести утра и до десяти вечера. С Пекином аэропорт связан скоростной дорогой, по которой за 40 мин можно добраться до центра мегаполиса.

I Международный аэропорт Хартсфилд-Джексон в Атланте

Самый большой международный аэропорт в мире разместился в США на расстоянии немного больше 10 км километров от столицы штата Джорджия ‒ Атланты. Он является лидером по пассажиропотоку, также ему принадлежит ведущее место по количеству взлётов и посадок. Первенство аэропорту принадлежит с 2007 года, а пассажиропоток составляет более 90 млн. пассажиров в год.

Аэропорт Хартсфилд-Джексон, Атланта

Авиаузел имеет пять полос для взлёта и посадки, что обеспечивает безопасность посадки и взлета нескольким воздушным суднам одновременно. Рейсы выполняются практически во всех направлениях. Это юг и север Америки, Азия, Африка, Европа. Носит название в честь своего основателя – Уильяма Хартсфилда и бывшего мэра-англоамериканца ‒ Мейнара Джексона. Большая часть всего трафика осуществляется внутри страны, так как американцы отдают предпочтению воздушному транспорту.

Крупнейший аэровокзал имеет развитую инфраструктуру, посетители могут воспользоваться обменными пунктами, магазинами, отелями, кафе, детскими зонами. Есть два терминала ‒ Северный и Южный, где пассажиры могут сдать или получить багаж. Между терминалами обустроена открытая площадка, на территории которой разместились скамейки для отдыха, различные арендаторы, банк. Дальше находится контрольно-пропускной пункт, предприятие по сдаче машин в аренду и станция перевозок MARTA.

Площадь терминалов равна более 500000 кв. м и сформирована из таких составляющих:

  • Северный терминал служит для регистрации пассажиров и приобретения проездных документов;
  • Южный терминал выполняет аналогичные функции в противоположной части здания;
  • Залы A, В, С, D, Е позволяют выходить на внутренние рейсы;
  • Зал Т служит для получения багажа;
  • Международный терминал осуществляет регистрацию пассажиров, реализацию проездных документов и выход на международные рейсы.

Залы и терминалы соединяются друг с другом подземной системой передвижения пассажиров. Одиннадцать поездов, состоящих из четырёх вагонов, ходят каждые 2 мин. Для любителей тут движущиеся тротуары.

Видео

Крупнейшие аэропорты мира в условиях конкуренции постоянно стремятся к повышению качества обслуживания и привлечения максимального количества посетителей.

Самые большие аэропорты мира: Топ-10

Еще сто лет назад мало кто из людей мог себе представить, что наиболее популярным в мире будет именно воздушный транспорт. Большинство пассажиров предпочитают сегодня пользоваться услугами проверенных компаний, направляющих свои суда в самые крупные аэропорты планеты. Иногда полет на самолете является единственной возможностью достичь другой страны или труднодоступной местности. Современные аэровокзалы иногда напоминают кишащий людьми муравейник, в котором миллионы людей сходятся и расходятся по различным направлениям, что в итоге и определяет общий пассажиропоток в каждой из небесных гаваней. Среди огромных залов и терминалов можно потеряться, найти свою любовь или встретить старого друга, однако для каждого, кто летит на дальние расстояния, немаловажным является комфортабельность аэровокзала, возможность отдохнуть, поесть и связаться с близкими и родными. Предлагаем вам топ самых больших аэропортов мира, рейтинг которых мы представим в порядке возрастания.

10. Международный аэропорт Шарль-де-Голль, Франция

Объем годового пассажиропотока – 72,2 млн. чел. Aéroport de Paris-Charles-de-Gaulle считается наиболее удобным в Европе пересадочным узлом. На территории воздушных ворот построена железнодорожная станция, от которой курсируют поезда в любую точку страны. Название аэровокзал получил в честь основателя Пятой Республики легендарного французского лидера Шарля-де-Голля. Месторасположение аэропорта – в 25 км от столицы Франции, территория пункта охватывает несколько коммун. В здании предусмотрены три терминала, первый и второй сначала были рассчитаны на прием внутренних рейсов, однако, иногда принимают пассажиров и с международных судов. Третья зона регистрации отведена для тех, кто совершает перелет на чартерах или лоукостерах. Поскольку местность, где построен аэропорт очень травянистая, из окон иллюминаторов можно частенько наблюдать зайцев и кроликов, которых периодически отстреливают для того, чтобы популяция млекопитающих не разрослась слишком сильно.

9. Международный аэропорт Пудун, Шанхай, Китай

Ежегодный пассажиропоток – 74 млн. чел. Аэропорт был открыт в 1999 году. Аэропорт является главным хабом для China Eastern Airlines и Shanghai Airlines. Три взлетно-посадочные полосы и два терминала с трудом справляются с загрузкой, поэтому в плане развития аэропорта стоит строительство еще одного терминала и двух взлетно-посадочных полос. Из аэропорта до метро курсируют сверхсовременные высокоскоростные поезда на магнитном подвесе. Они развивают скорость до 430 км/ч, что позволяет преодолеть расстояние в 30 км чудь больше, чем за 7 минут.

8. Международный аэропорт Гонконга, Китай

Ежегодный пассажиропоток – 74.5 млн. чел., удаленность от города – 34 км. Неофициальное название – Аэропорт Чхеклапкок, такое необычное имя аэровокзал получил по аналогии с одноименным искусственным островом, на котором и возведены воздушные ворота в 1998 году. Общая стоимость строительных работ – 20 млрд. USD. По некоторым рейтингам Hong Kong International Airport считается наиболее комфортабельным на планете, а терминалы распланированы таким образом, чтобы пассажирам было максимально удобно. Прилетевших сюда впервые поражает обилие указателей, по которым не составит труда попасть в любой терминал, магазин или комнату отдыха. Внутри огромного здания имеются три станции шаттлов, благодаря которым перемещаться в любое направление можно легко и быстро. За считанные минуты вы сможете попасть из зоны вылета в зал регистрации и обратно, так как скорость шаттла более 60 км/час, особенно приятно для пассажиров то, что путешествие на «корабле» совершенно бесплатно.

7. Аэропорт Хитроу, Лондон, Великобритания

Ежегодный пассажиропоток – 80,1 млн. человек. «London Heathrow Airport» – наиболее загруженный авиаузел в Европе, находится на западе Лондона, а его полосы расположены таким образом, что взлет и посадка самолетов осуществляется непосредственно над Лондоном. Еще одной особенностью воздушных ворот является низкое расположение над уровнем моря (всего 25 метров) и постоянные туманы, из-за которых ВПП иногда плохо просматриваются. Хитроу сотрудничает с 90 авиакомпаниями, которые охватывают 170 направлений по всей планете. Прибывающие сюда путешественники отмечают развитость инфраструктуры: в здании оборудованы комнаты отдыха, есть даже места для молитв, где можно уединиться или побеседовать со священнослужителем любой конфессии. Для удобства пассажиров предусмотрены салоны красоты, рестораны, сауны, бесчисленное множество магазинов. Добраться до Лондона можно на скоростном экспрессе всего за 15-20 минут.

6. Аэропорт О’Хара, Чикаго, США

Ежегодный пассажиропоток – 83,3 млн. человек. «O’Hare International Airport» относится к разряду гражданских и располагается в 7 км от города Чикаго, Иллинойс, является хабом для United Airlines. Семь взлетно-посадочных полос из асфальта и асфальта в комбинации с бетоном имеют длину 2268 м до 3962 метров. Период строительства аэроузла приходится на годы Второй Мировой войны – 1942-43. Изначально здесь планировалось размещение завода авиакомпании «Дугласы», позже тут расположились склады ВВС, где были представлено множество экспериментальных самолетов. Несмотря на то, что Douglas со временем переехали, власти города решили дать аэропорту вторую жизнь. Первые коммерческие рейсы О’Хара принял в середине прошлого века, а пиковая нагрузка пришлась на 1994 год, когда ежедневно здесь садились и взлетали до 1000 воздушных судов.

5. Международный аэропорт Ханэда, Токио, Япония

Пассажиропоток – 87,1 млн. чел. Аэроузел считается вторым в Азии после воздушных ворот, расположенных в столице Китая. Изначально проект международного аэропорта Токио создавался из расчета, что прием рейсов будет осуществляться исключительно внутри страны, однако сегодня международные авиакомпании становятся желанными гостями на местных взлетно-посадочных полосах, которых тут насчитывается четыре. Здание аэропорта разделено на три уровня и напоминает космический объект. Первый этаж выглядит обыкновенно, второй возведен в виде круглой башни, каркас которой сделан из металла, а стены из стекла необычного оттенка, а венчает сооружение плоский диск. Всего на территории находится три терминала, для людей с ограниченными возможностями оборудованы дополнительные подъемники и установлены специальные кресла возле каждого пункта регистрации.

4. Международный аэропорт Лос-Анджелеса, США

Пассажиропоток – 87,5 млн. чел. в год. Гражданский «Los Angeles International Airport» располагается в штате Калифорния, в 27 км от «города Ангелов». Неофициальное название – «подкова» аэропорт получил за то, что его терминалы расположены в виде литеры «U». До места регистрации пассажиров перевозят комфортабельные шаттлы. Четыре взлетно-посадочные полосы выложены из бетона и имеют длину от 2.720 м до 3.685 м. Лос-Анджелеский аэропорт является хабом для авиакомпании United Airlines, ежедневно диспетчеры принимают суда со всех частей планеты: Латинской Америки, Европы, Среднего Востока, Азии и Океании.

3. Международный аэропорт Дубаи, ОАЭ

Пассажиропоток – 89,2 млн. Единственный восточный аэроузел, который вошел в топ 10 самых больших аэропортов мира и является крупнейшим гражданским аэровокзалом ОАЭ. Небесный причал находится всего в четырех км от центральной части Дубай и способен принимать и отправлять более 20 млн. тонн грузов ежегодно. Год открытия – 1960, возведение инфраструктуры обошлось государству в 5.5 млрд. USD, а в 2001 году было принято решение об увеличении количества терминалов, как грузовых, так и пассажирских. Дополнительно на территории аэропорта расположились ремонтные мастерские, выставочные центры, служба перевозок. Менее, чем за шесть лет аэропорт Дубай передвинулся по количеству перевезенных людей с 15 места на третье. Воздушные ворота являются хабом для национальной авиакомпании Emirates Airline. ВПП всего две – 4 км и 4.5 км, обе асфальтные. Самым загруженным маршрутом является путь в Бахрейн.

2. Международный аэропорт Пекин Столичный, Китай

Ежегодный пассажиропоток – 101 млн. чел. Местоположение от центра Пекина – 20 км, второе название аэропорта – Шоуду, время работы – круглосуточно. Аэровокзал является узловым для крупнейшей воздушной компании Китая – Air China. Открытие воздушных ворот состоялось в 1958 году, при этом вся инфраструктура включала в себя только лишь небольшое здание, где располагались терминалы. В 1980 году аэровокзал расширили, следующая модернизация произошла в 1999 году, так как прежней площади для постоянно увеличивающегося пассажиропотока не хватало. В 2007 году была открыта еще одна взлетно-посадочная полоса и сегодня их функционирует три, длиной от 3.2 км до 4.55 км, все трассы асфальтные. Ежедневно аэропорт принимает минимум 1100 рейсов со всего мира. Поскольку Шоуду связан с линией метро, добраться сюда из Пекина не составляет труда, а при желании до ближайшей станции вас довезет комфортабельный автобус.

1. Аэропорт Хартсфилда-Джексона, Атланта, США

Ежегодный пассажиропоток – 107.4 млн. чел, площадь территории 5.8 млн. квадратных футов, количество сотрудников – 55 тысяч. Аэроузел находится в 11 км от Атланты, и именно эти воздушные ворота являются самыми большими в мире, несмотря на то, что большинство рейсов – внутренние. Такая ситуация объясняется тем, что добраться из одного города США в другой зачастую дешевле и быстрее по воздуху. Авиакомпании предлагают осуществить перелеты в 260 направлений, в том числе в 54 страны и 83 города. Уникальность аэропорта состоит в том, что на его взлетно-посадочные полосы могут одновременно садиться три самолета. Всего аэровокзал располагает пятью взлетными полосами из бетона, и одной вертолетной площадкой. Транспортный узел является хабом для Delta AirTrain. Свое развитие воздушный гигант начал с 1925 года, когда на заброшенном аэродроме было решено создать новейший аэропорт. Первые пассажиры отправились в рейс уже через три года, а до этого самолеты взлетали и приземлялись исключительно с грузами и почтой. В ближайшее время планируется увеличение пассажиропотока до 120 млн., тогда, по мнению многих экспертов, вопрос, какой самый большой аэропорт в мире будет снят минимум на ближайшее десятилетие.

Руки в Ноги. Подписывайтесь на нашу группу Вконтакте и читайте все наши статьи первыми!

Факты о сверхзвуковом пассажирском авиалайнере “Конкорд” (10 фото + видео)

Ту-144 стал первым сверхзвуковым пассажирским самолетом в мире, а свой первый испытательный полет он совершил 31 декабря 1968 года. Этот удивительный авиалайнер стал настоящим технологическим прорывом в отечественной авиации. Советую вам почитать далее 10 самых познавательных фактов о “Конкорде”, которые известны далеко не каждому из вас. Очень интересно.

В начале 1960-х годов Великобритания и Франция решили совместными усилиями создать сверхзвуковой пассажирский самолет, которому дали название «Конкорд». Лайнер должен был развивать скорость полета 2200–2300 километров в час. Прожектеры рассчитывали, что перелет «Конкорда» из Европы в Америку должен был занимать три часа вместо семи-восьми на обычных самолетах. О британо-французском проекте доложили генеральному секретарю ЦК КПСС Никите Хрущеву, и тот эмоционально поставил задачу: «Мы должны сделать свой советский ультразвуковик, при этом летать он должен быстрее “Конкорда”». Вся работа была поручена Андрею Николаевичу Туполеву. Самолету присвоили марку Ту-144, строиться он должен был на Воронежском авиазаводе, а его появление на свет раньше «Конкорда» стало важнейшей политической задачей СССР. Советские авиаконструкторы справились с задачей: Ту-144 стал первым в мире сверхзвуковым самолетом, который использовался для перевозки пассажиров. Первый испытательный полет этот советский лайнер совершил 31 декабря 1968 года, на два месяца раньше «Конкорда» — своего знаменитого конкурента.

Самолет сочетал огромное количество передовых разработок и конструкторских решений. Например, убирающееся на время полета переднее горизонтальное оперение (ПГО), которое позволяло существенно увеличить маневренность и уменьшить скорость при посадке. Снижение посадочной скорости до приемлемых значений в 350–400 километров в час осуществлялось уникальным для гражданских самолетов способом: при помощи отклоняемого носка фюзеляжа и выпускаемого переднего крыла. В полете на сверхзвуковой скорости рекомендовалось не пользоваться элевонами — управление осуществлялось изменением тяги двигателей. Самолет не имел реверса тяги двигателей, но имел мощные вентиляторы тормозов в шасси. Первоначальное гашение скорости при посадке, по усмотрению командира экипажа, осуществлялось выпуском тормозного парашюта.

ОБВИНЯЛСЯ В ПЛАГИАТЕ

«Конкорд» и Ту-144 были похожи почти как две капли воды. Создатели «Конкорда» обвинили КБ Туполева в краже многих технических решений. Однако доказать это так и не удалось. Надо сказать, что, несмотря на внешнее сходство, самолеты все-таки довольно сильно отличались. Так, ТУ-144 был значительно больше по размерам своего западного «двойняшки»: советский лайнер мог взять на борт до 150 пассажиров, а «Конкорд» — не более 128. Причем, несмотря на свои габариты, Ту-144 был значительно маневреннее, и ему требовалось для взлета гораздо меньшая по размеру взлетная полоса, чем «Конкорду».

ПРЕОДОЛЕЛ БАРЬЕР В 2 МАХА

Ту-144 также является первым в истории пассажирским авиалайнером, преодолевшим звуковой барьер, это произошло 5 июня 1969 года на высоте 11 тыс. метров. Следующий символический рубеж в 2 Маха самолет преодолел 25 мая 1970 года, совершив полет на высоте 16,3 тыс. метров со скоростью 2150 километров в час.

ПОТЕРПЕЛ ДВЕ АВАРИИ

3 июня 1973 года на престижном авиасалоне Ле-Бурже в присутствии 300 тыс. зрителей Ту-144 совершал показательный полет. Согласно одной из версий происшествия, в это время к нему на минимальное расстояние подлетел французский самолет-разведчик «Мираж-3», который проводил съемку «русского авиачуда». Чтобы избежать столкновения, советский экипаж совершил слишком рисковый маневр, самолет перешел в пике и через несколько мгновений развалился в воздухе на глазах у зрителей. Фрагменты самолета упали на жилые районы: было разрушено пять домов и еще 20 повреждено. В катастрофе погибли все шесть человек на борту Ту-144, а также восемь человек на земле, включая трех детей. Еще 25 человек на земле получили ранения.
23 мая 1978 года модернизированный Ту-144 совершал испытательный рейс. На борту из-за неисправности топливной системы произошло возгорание, и экипаж принял решение совершить вынужденную посадку — в открытом поле, недалеко от подмосковного Егорьевска. Шесть человек из восьми членов экипажа спаслись. После жесткой посадки авиалайнер почти полностью сгорел.

БЫЛ ЛАБОРАТОРИЕЙ В ВОЗДУХЕ

В первой половине 1990-х годов модифицированный Ту-144 использовался НАСА в качестве летающей лаборатории для изучения вопросов аэроакустики и аэроупругости, создания базы данных по тепловому состоянию силовой установки на больших скоростях, отработки вопросов устойчивости и управляемости, оценки влияния земной поверхности на взлетно-посадочных режимах. Выбор в пользу Ту-144 (а не «Конкорда») Американское космическое агентство сделало благодаря большей максимальной скорости полета российского лайнера.

Очень существенным недостатком был огромный шум в салоне самолета. Шум исходил от двигателей и от системы кондиционирования. Дело в том, что на сверхзвуковых скоростях обшивку самолета нужно было охлаждать от перегрева, система охлаждения создавала значительный шум. Так, на практике рядом сидящие пассажиры слышали друг друга только в том случае, если они разговаривали криком, в задней части самолета шум был невыносимым.

В скорости полета два авиалайнера, оставляя далеко позади скорость звука и множество воздушных конкурентов, шли на примерно равных позициях. И все же в крейсерской скорости разработка КБ Туполева обошла «Конкорд»: в опытных образцах Ту-144 она доходила до 2,3 тыс. километров в час, в серийном — на сотню меньше. В полетах же «Конкорда» на сверхзвуке крейсерская скорость составляла 2,15 тыс. километров в час.

В вопросе количества пассажиров, которое мог перевозить самолет, преимущество вновь на стороне отечественной разработки. В некоторых модификациях Ту-144 могло летать более 150 пассажиров за рейс. В «Конкорде» же было несколько теснее: предельное количество пассажиров в туристической (самой «многолюдной») конфигурации составляло 144 человека. Но эта модификация практически не применялась, в реальности же эти самолеты были рассчитаны примерно на 100 человек.

Высота, на которой у летательного аппарата остается избыток тяги для нового подъема при постоянной горизонтальной скорости, то есть практический потолок, у Ту-144 также выше, чем у «Конкорда»: 20 тыс. метров против 18,3 тыс.

Самолет “Конкорд” – Aérospatiale – BAC Concorde

Конко́рд (ориг. Aérospatiale-BAC Concorde) – британско-французский пассажирский сверхзвуковой самолет. Вместе с советским Ту-144 относится к категории сверхзвуковых самолетов, эксплуатируемых в коммерческих целях.

Начало истории «Конкорда» датируется 1962 годом, когда произошло слияние двух программ проектирования пассажирского сверхзвукового самолета. Французскую сторону представляла компания Sud Aviation, английскую – компания BAC. Реактивные двигатели для силовой установки самолета создавались совместными усилиями французской фирмы SNECMA и британской Rolls-Royce. За всю историю были выпущены 20 таких моделей, 9 из них проданы во владение авиакомпаний Air France и British Airways, еще 5 машин переданы этим авиакомпаниям по символической цене.

Первый прототип «Конкорда» был поднят в воздух в 1969 г., а начиная с 1976 г. его уже эксплуатировали в пассажироперевозках.

На учете авиакомпаний Air France и British Airways числилось по 7 самолетов. Их эксплуатация составила долгих 27 лет, за которые были перевезены регулярными и чартерными рейсами более 3 млн пассажиров.

25.07.2000 г. произошла катастрофа при вылете самолета «Конкорд» из аэропорта «Шарль де Голль» (Париж). В результате падения самолета погибли 113 человек. Рынок авиаперевозок сверхзвуковыми пассажирскими лайнерами существенно сократился после 11 сентября 2001 года. Эти два события стали причинами, по которым «Конкорды» в 2013 году полностью сняли с эксплуатации.

Производство

Изготовление «Конкорда» полностью было разделено между английской и французской сторонами. Оно выглядело следующим образом:

BAC (англ.) – изготовление передней части фюзеляжа вместе с носовым опускаемым обтекателем, хвостовой части фюзеляжа вместе с вертикальным оперением, производство внешних элевонов, воздухозаборников двигателей, электрических систем, кислородного оборудования, топливной системы, системы управления двигателями и их контрольного оборудования, противопожарной системы, воздуховодов системы наддува и кондиционирования, антиобледенительных систем.

Sud Aviation (фр.) – изготовление центральной части фюзеляжа, основной части крыла, кромки крыла, внутренних элевонов, гидросистемы, системы управления, навигационной системы, автопилота, радиооборудования, установки наддува и кондиционирования.

Rolls-Royce (англ.) – производство двигателей.

SNECMA (фр.) – изготовление форсажных камер, сопел двигателей и системы реверса тяги.

Hispano-Suiza (исп.) – изготовление основных стоек шасси.

Dassault (фр.) – производство законцовок крыла.

Messier (фр.) – выпуск носовых стоек шасси.

Окончательной сборкой «Конкордов» занимались одновременно на двух заводах – в Филтоне и Тулузе.

Первый серийный самолет этой модели был поднят в воздух 6.12.1973 г. в Тулузе. Английский серийный вариант впервые взлетел 14.02.1974 г., если не считать прототипов и предсерийных вариантов, в серию вошли 16 «Конкордов». Первые две машины, № 201 и 202, не были переданы в коммерческую эксплуатацию, их использовали для тестирования и прохождения сертификации. Если считать вместе с прототипами, всего были выпущены 20 экземпляров самолета (по 10 на завод), а также некоторое количество запасных деталей к ним. После этого производство свернули. Последний самолет покинул пределы завода в Филтоне 9.06.1980 г.

Конструкция самолета

«Конкорд» выполнен по схеме «бесхвостка», имеет низко расположенное треугольное крыло. Самолет создан для проведения длительных крейсерских полетов на сверхзвуковых скоростях. Главный конструктивный материал, используемый в материале «Конкорда», – это сплав алюминия RR58. Также в конструкции применялись никелевые сплавы, титан и сталь.

Планер

Фюзеляж выполнен по типу полумонокока. Поперечное сечение формы неправильного овала с расширенной верхней частью. Фюзеляж изготовлен из жаропрочных алюминиевых сплавов. Его длина в прототипах составляла 56, 24 м, в предсерийных вариантах – 58,84 м, серийных моделях – 61,66 м. В ширину фюзеляж «Конкорда» максимум достигал 2,9 м.

В фюзеляже можно выделить переднюю секцию с остеклением и кабиной экипажа, среднюю секцию, сделанную вместе с центральной частью крыла, и хвостовую секцию конической формы, сделанной вместе с килем. Передняя и средняя секции герметизированы. В хвостовой секции находится балансировочный топливный бак, багажное отделение и отсек с оборудованием кислородной системы и кондиционирования.

Во время полета вследствие теплового разогрева поверхности фюзеляж мог удлиниться на 24 см.

Носовая часть фюзеляжа занята обтекателем в виде конуса, который отклонялся вниз для обеспечения пилотам лучшей видимости на посадке и взлете, при рулении. В обтекателе находится дополнительное подвижное остекление, которое прикрывает кабину управления во время сверхзвукового полета.

Управление обтекателем и дополнительным остеклением велось из кабины пилотов по гидроприводу. В случае выхода из строя этого оборудования кабина была оборудована перископами для выполнения аварийной посадки.

Крыло

Крыло в «Конкорде» овальной формы, треугольное, угол стреловидности непрерывно меняется по размаху крыла. У законцовок крыла угол стреловидности составляет около 60°, у корня крыла – 80°. Крыло с ярко выраженной геометрической круткой законцовок.

Его конструкция кессонного типа, многолонжеронная. Крыло в основном состоит из жаростойких алюминиевых сплавов. Также здесь употребили высокоразмерные фрезерованные панели. Обшивка имеет толщину 1,5 мм.

«Конкорд» стал особенным тем, что изготавливался не отдельно из фюзеляжа и крыла с центропланом, а из набора поперечных секций. Одной части крыла отвечала соответствующая часть фюзеляжа, далее секции стыковались одна с другой. Использование такого подхода помогало облегчить вес конструкции.

Механический состав крыла состоял из шести относительно больших элевонов, общей площадью 32 м². Другие варианты механизации крыла разработчиками не рассматривались. Вертикальное оперение самолета по конструкции аналогично крылу. Имеет двухсекционный руль направления, с независимым приводом нижней и верхней секции.

Силовая установка

В состав силовой установки «Конкорда» входят четыре ТРДФ Olympus 593 совместного производства Rolls-Royce и SNECMA, которые размещаются попарно в подкрыльевых гондолах на расстоянии полуразмаха консолей крыла. Расположение двигателей сделано с учетом совпадения среза сопла с задней кромкой крыла.

Olympus 593 – представляет собой сильно модифицированную версию ТРД Bristol Siddeley Olympus 301, который применяли на бомбардировщиках Avro Vulcan. Двигатель двухвальный, одноконтурный. В каждой из двух компрессорных секций имеется по 7 ступеней, турбины двигателя – одноступенчатые.

Компрессор обладает степенью сжатия 11,7:1. Такое высокое сжатие на крейсерских скоростях заставляло последние четыре ступени компрессора работать в экстремальном температурном режиме. Из-за этого возникла необходимость изготовления компрессора из никелевых сплавов, ранее используемых только в лопатках турбин. Двигатель потреблял авиационное топливо марки А1.

Для коммерческой авиации стало новинкой использование автоматической электронной аналоговой системы управления двигателями. Каждый из моторов оснащается двумя идентичными системами управления: основной и резервной.

Двигатели «Конкорда» отличались от применяемых на других авиалайнерах (за исключением НГК-144А на Ту-144) наличием форсажной камеры. В режиме форсажа наблюдался небольшой прирост тяги до 10%, которая использовалась для взлета, преодоления звукового барьера и набора крейсерской скорости (М=1,7). Крейсерский полет не требовал включения форсажа. Это благоприятно отображалось на экономии топлива и дальности полета «Конкорда».

Каждый двигатель комплектовался отдельным плоским воздухозаборником с горизонтальным регулируемым клином и прямоугольным сечением. Воздухозаборник оснащался системой слива пограничного слоя и сложной кинематикой дополнительных створок. Во время крейсерского режима (М=2,0) воздух, проникающий внутрь воздухозаборников, тормозился системой создаваемых скачков уплотнения. Здесь его скорость составляла около M=0,45, а давление в это время возрастало в 7 раз. Сопоставляя эти данные, можно утверждать, что суммарная степень повышения давления компрессора и воздухозаборника составляла 80 к 1. Воздухозаборники имеют гидравлическую механизацию и электронное, автоматическое, аналоговое управление.

Двигатели оснащены системой реверса тяги и регулируемыми соплами. Система реверса ковшового типа позволила производить обратную тягу в процентном отношении 40% от номинальной. Створки реверсной системы выступают также регулируемыми инжекционными вторичными соплами двигателей. Заднюю часть каждого из пакетов двигателей занимают вертикальные теплошумоотражатели. Они оснащаются законцовками, отклоняемыми внутрь. Во время взлета эти законцовки «сплющивают» выхлопную струю моторов, что немного подавляет уровень шума. Также основные сопла каждого двигателя комплектуются набором из 8 лопатообразных шумоподавителей. Их приводили в строй во время пролетов густозаселенных регионов на дозвуковой скорости.

Регулируемое сопло двигателя, система шумоподавления и реверса имеют пневматическую механизацию с электронным управлением.

Ради облегчения взлетного веса конструкторы «Конкорда» не стали утяжелять его вспомогательной силовой установкой. В ней не было необходимости, ведь данный самолет эксплуатировали на хорошо подготовленных аэродромах с постоянным доступом внешнего электрического и воздушного снабжения.

Пуск моторов пневматический. На земле их запуск происходил от наземного источника ВВД, в полете происходил перезапуск двигателей путем отбора воздуха высокого давления от работающих моторов.

Шасси

Шасси самолета «Конкорд» трехопорное, с носовой стойкой. Поскольку взлет и посадка машины происходили на больших углах атаки, стойки шасси сделали необычно больших размеров – около 3,5 м в высоту. Благодаря этой особенности двери размещались примерно на той же высоте, что и у крупногабаритного «Боинга» 747. На основных опорах шасси находилось по две пары колес, размещающихся друг за другом и убирающихся внутрь фюзеляжа поворотом. В передней стойке имеется гидравлический привод разворота, позволяющий проводить управление аппаратом на земле. К опорам шасси прикреплены композитные водоотражатели, которые предотвращают проникновение воды в воздухозаборники моторов. Стойки шасси оборудованы гидравлическими механизмами уборки, причем за уборку шасси отвечает одна основная гидросистема, а в выпуске можно использовать также резервную.

Самолет «Конкорд» оснащен дисковой тормозной системой с гидроприводом от двух независимых друг от друга гидравлических систем. За управление тормозами отвечает электронная аналоговая система с антиблокировочной функцией. «Конкорд» – первый в мире авиалайнер, оснащенный такой системой.

Охлаждение тормозных дисков в основных стойках шасси обеспечивается работой электровентиляторов, которые встроены в ступицы колес.

Во избежание механического повреждения при посадке и взлете хвостовую часть оснастили дополнительной наклонной хвостовой стойкой шасси с двумя пневматиками. Уборка этой стойки происходит внутрь фюзеляжного отсека поворотом назад.

Concorde
сверхзвуковой пассажирский самолет

Описание самолета. «Конкорд» представляет собой построенный по схеме «бесхвостка» низкоплан с оживальным, поперечно изогнутым крылом удлинения 1,82, изготовленным с применением профилей относительной толщины 3-2,15%. Каждая консоль крыла оснащена трехсекционными элевонами общей площадью 32,0 м 2 . Управление по курсу обеспечивается классическим вертикальным оперением с двухсекционным рулем направления.
Габариты серийного самолета увеличились, в первую очередь это – длина фюзеляжа (с 56,24 м у опытного образца и 58,84 м у предсерийного самолета до 61,66 м у серийного самолета).
Фюзеляж выполнен в виде цилиндрической конструкции с относительно малым поперечным сечением. Ввиду значительной длины фюзеляжа и относительно больших углов атаки во время взлета и посадки (около 18°) «Конкорд» снабжен высоким шасси, в результате чего ось самолета находится на высоте 5,4 м над поверхностью земли (двери самолета находятся на такой же высоте, как и у самолета «Боинг» 747). Для увеличения видимости из кабины пилотов во время взлета и посадки носовая часть фюзеляжа может опускаться (5° при взлете и 17,5° при посадке). При полете со скоростью М=2,2 носовая часть самолета нагревается до 130°, в результате чего длина фюзеляжа в полете может увеличиться на 24 см.
Планер рассчитан на небольшие перегрузки (+2,5 / -1,0), в связи с чем скорости снижения и маневра самолета ограничены. Для изготовления планера использовались главным образом жаропрочные сплавы алюминия. Из сплавов титана и стали выполнены элементы двигательной установки, обшивка руля направления и некоторые части шасси.
Наиболее интересные результаты в процессе создания СПС были получены при усталостно-тепловых испытаниях его планера, проведенных в Тулузе во Франции и в Фарнборо в Англии. По данным летных испытаний было известно, что носок крыла СПС мог нагреваться до 135°С при перепаде температур за цикл в 15 мин на величину до 145° С. В Тулузе эти испытания были начаты в 1972 г. в термокамере с 35 000 кварцевыми нагревателями общей мощностью в 30 000 кВт. Регулируемый нагрев воспроизводил полетный термический режим нагружения. Одновременно планер самолета нагружался механическим путем посредством силовозбудителей через рычажную систему подвески. Эти испытания и доработки позволили фирмам назначить технический ресурс для планера в 45000 летных часов (на 15000 больше, чем у Ту-144), что означало 12-15 лет эксплуатационной жизни самолета. В целом же, по техническим характеристикам, «Конкорд» почти не уступает Ту-144, который весил на 10000 кг больше.
Для обеспечения минимальной массы самолета выбрана конструкция планера, соответствующая принципу равнопрочности всех ее элементов. Кроме того, большая часть конструкции выполнена методом фрезерования целых панелей (как и планер Ту-144), что позволило исключить множество соединений, предотвратить деформацию обшивки и изменение формы профиля в полете. Технологическое разделение планера также отличается от традиционного: конструкция разделена на секции, каждая из которых состоит из части фюзеляжа и прилегающей к нему части крыла. Это облегчает соединение лонжеронов крыла с силовыми шпангоутами фюзеляжа. Обшивка крыла выполнена из монолитных, предварительно напряженных панелей, в результате чего достигнуто уменьшение массы планера приблизительно на 20% (по сравнению с традиционными конструкциями).
Важной особенностью СПС «Конкорд» явилось использование основной электрической системы управления самолетом. Жесткая механическая связь оставалась в резерве. Такое решение было новинкой для самолетов гражданской авиации. Для повышения надежности работы систем СПС имел три независимые гидравлические системы: две основные и одну аварийную. Эти системы обеспечивали работу гидроусилителей рулевых поверхностей, выпуска и уборки шасси, управление передними колесами при маневрировании на земле, опускание и подъем передней части фюзеляжа, топливных насосов балансировочной системы самолета и регулирование входных и выходных устройств двигателей.
Шасси – трехстоечное, со спаренными передними колесами и четырехколесными тележками на главных стойках. Давление в пневматиках колес передней стойки составляет 1,23 МПа, а главных 1,26 МПа.
Двигательная установка. Четыре турбореактивных двигателя «Олимп» 593 совместной разработки фирм Rolls-Royce и SNECMA расположены в попарно в двух подкрыльных гондолах таким образом, что срез сопел находится в плоскости задней кромки крыла. Основная задача форсажных камер сводится к увеличению тяги во время взлета и при переходе самолета через скорость звука. Конструкция реверсов тяги обеспечивает во время посадки тормозную силу, равную 45% взлетной тяги.
На предсерийных самолетах 01 и 02, а также на первых серийных были установлены двигатели «Олимп» 593Mk602 с форсажной тягой 17260 кгс. На последующих самолетах предполагалось использовать двигатели 593Mk621 со статической тягой увеличенной до 18100 кгс.
Топливная система включает 17 кессонных топливных баков, расположенных в крыле и в фюзеляже. Их емкость составляет 119786 л. Топливо используется также для изменения положения цента тяжести самолета во время перехода через скорость звука и для охлаждения конструкции. Этой цели служат 4 балансировочных бака ( в передних околофюзеляжных частях крыла с максимальной стреловидностью) и 1 бак в хвостовой части фюзеляжа (за задней кромкой крыла).

Описание
Разработчик BAC-Aerospatiale
Обозначение Concorde (Конкорд)
Тип Cверхзвуковой пассажирский самолет
Модификация Серийный
Летный экипаж, чел. 4
Число пассажиров, чел. шаг кресел – 86 см 125
шаг кресел – 81 см 144
Геометрические и массовые характеристики
Длина самолета, м 62,10 (62,74)
Высота самолета, м 11,40 (11,32)
Размах крыла, м 25,56
Площадь крыла, м 2 358,25
Удельная нагрузка на крыло (максимальная), кг/м 2 517
Удлинение крыла 1,82
Длина салона, м 39,3
Ширина салона, м 2,64
Высота салона, м 1,95
Максимальная взлетная масса, кг 185 000 (181 400)
Максимальная масса при посадке, кг 111130
Масса пустого, кг 78698 (79300)
Грузоподъемность, кг 12700 (11340)
Силовая установка
Число двигателей 4
Двигатель ТРДФ «Олимп» 593Mk.602
Тяга двигателя, кгс крейсерская 4550
максимал 14750
форсаж 17260
Тяговооруженность 0,37
Емкость топливных баков, л 119786
Расход топлива двигателя л/ч 28250
удельный, кг/кгс*ч 1,19
Максимальное соотношение массы самолета к форсажной тяге, кг/даН 2,73
Летные данные
Дальность полета, км с нагрузкой 8845 кг (M=2,05 на высоте 16 км) 4500 (5110)
пустой (M=2,02) 7500 (6580)
на дозвуке 4900
Максимальная скорость полета на высоте, км/ч (М=) 2179 (2,04)
Крейсерская скорость, км/ч (М=) на высоте 15600 км 2146 (2,02)
дозвуковая 970
Взлетная скорость, км/ч 324
Посадочная скорость, км/ч 300
Практический потолок, м 19202
Высота крейсерского полета, м 16764 – 18288
Разбег, м 1510
Взлетная дистанция, м 3410
Посадочная дистанция, м 2220

Источники информации:

  1. «Энциклопедия вооружений» / «Кирилл и Мефодий», 1998 – CD-ROM /
  2. «Сверхзвуковые самолеты» / Э.Цихош /
  3. «Летательные аппараты нетрадиционных схем» / П.Бауэрс, 1991 /
  4. «Развитите самолетов мира» / Р.И.Виноградов, А.Н.Пономарев, 1991 /
  5. «Цель – 2001 год» / В.Анисимов,И.Волк, 1991 /
  6. CONCORDE Site
  7. Concorde SST
  8. Concord ( Flugzeug )
  9. NOVA Online Supersonic Spies

Copyright © 1998-2022 =SB=
© Все права на фотографии и информацию принадлежат их авторам.
© All rights on the images and information reserved to their authors.

Читайте также:
Виза в США стоит в старом паспорте: что делать
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: