Самостоятельная поездка в Лаос. К чему готовиться

Как самостоятельно поехать в Лаос? Мастер-класс

Сегодня мастер-класс по Лаосу, точнее по Лаосской Народно-Демократической Республике. Самостоятельно? В Лаос? Обязательно сделайте все прививки по списку вашего терапевта, возьмите таблетки от малярии (от нее нет прививок) и напишите завещание (от лихорадки денге нет ни таблеток, ни прививок).

Лаос – страна приветливая во всех смыслах, здесь радушные люди, легковизовый въезд, невысокие цены и нет моря, что в переводе с языка опытного путешественника означает потрясающие возможности в исследовании самобытной страны без чувства стыда за распоясанных туристов-соотечественников, которые отрываются на знаменитых курортах Юго-Восточной Азии, как в последний раз.

Отсутствие моря оставляет Лаос в тени туристической славы, наедине с историями про болезни и прочие ужасы. Как будто все малярийные комары Таиланда и Вьетнама решили не тревожить нескромный туристический быт популярных направлений и приняли твердое решение жить на стороне соседнего Лаоса, дабы не мешать русским туристам наслаждаться отдыхом. В общем, чтобы пролить свет знания, будет честным сказать, что вышеперечисленные опасности проявляются во всех регионах Юго-Восточной Азии, и Лаос не обязан отдуваться один за всех.

По факту пребывания, эта одна из самых удивительных и безопасных стран региона (при разумном подходе, разумеется). К слову, моя любимая страна в Юго-Восточной Азии.

Как поехать в Лаос самостоятельно?

Для граждан РФ предполагается безвизовый въезд на срок до 15 дней, что вполне достаточного для небольшого путешествия по стране. В частности, я проехала от границы с Китаем до Таиланда, потратив аккурат все дни, но признаться уже жалела, что не оформила визу на месяц, так как страна тянула изучать ее глубже. Такая виза оформляется тоже легко с простым набором документов, так что первый плюс в копилку Лаоса добавлен.

По климатическим сезонам Лаос синхронен с севером Таиланда: летом дожди, осенью-зимой – хорошо, весной может быть слишком жарко. Но, как и везде в тропиках, путешествовать хорошо в любое время, кроме, пожалуй, сезона дождей.

В гест-хаусах, хостелах, мини-отелях или «не мини» отелях, кому нравится. В немногочисленных городах, через которые проходят интересные туристические тропы – жилья достаточно. Что любопытно, туризм тут развивается относительно недавно, от силы около 15 лет, а в некоторых районах и того меньше. Так что можно найти много «свежих», только что построенных, гест-хаусов с отличными номерами за крайне приятные деньги. Судите сами – за 10-15 долларов можно снять номер очень хорошего качество практически в центре Луанг Прабанга – главного туристического центра страны, а знатоки и дешевле находят. В популярных городах ничего бронировать не надо – выбор жилья большой, морского берега у страны нет – так что поток туристов всегда в разумных пределах.

Популярные направления

Лаос – многообразен. На севере потрясающие треки в первобытных джунглях, на юге – красивейшее место 4000 островов, в центре охраняемый ЮНЕСКО городок Луанг Прабанг с сотней будийских храмов, длинными колоннами монахов по утрам и размеренным Меконгом, а по пути в столицу хиппи-деревня Ванг-Вьенг с галлюциногенными грибами на каждой вывеске и тюбингом (катание по реке на автомобильной шине), который и без расширителей сознания немного «поработает» с вашим мировоззрением. А я бы на вашем месте помыла слонов. Где как не в Лаосе? Знаете как это… Трехметровая детина заходит в воду с вами на спине и начинает проливаться, радуясь, что вы тоже участвуете в процессе. Главное, крепче держитесь, это, слава богу, не зоопарк.

Туристы «спокойные» достойно переезжают в специально для них приготовленных микроавтобусах. А вот туристы «отчаянные» как-то попробовали местный автобус без кондиционера с севера в Луанг Пробанг по 9-ти часовому маршруту. Знаете, автобус был ни причем, но такого дорожного серпантина вы, возможно, никогда в жизни не преодолевали. Покружит так, что вы запомните поездку на всю жизнь. Будет, что рассказывать внукам.

Как и в любой стране Юго-Восточной Азии (включая Таиланд, который давно уже стал «дачей» во многих умах), здесь имеет смысл регулярно мыть руки, пить чистую питьевую воду только из бутылок и регулярно пользоваться спреем от комаров, особенно в ночное время. Бояться укусов не стоит, но и давать себя съедать тоже. Разумное использование превентивных мер будет вполне достаточно.

Итого, выбираете удобный способ заезда в страну, например, можно пересечь границу по земле прямо из Таиланда, на границе получаете штамп о въезде на 15 дней и вперед по интересным городам в зависимости от того, где у вас будет въезд. Это может быть круговой маршрут или же линейный до следующей границы. Стоит отметить, что характерной чертой Лаоса является сладкая лень. Здесь хочется «висеть» целую вечность, никуда не ходить и ничего не смотреть, только созерцать закат каждый вечер на берегу Меконга где-нибудь в Луанг Прабанге. Посему Лаос очень показан всем трудоголикам или активным путешественникам, которым пора сделать передышку в пути.

Лаос, лаосцы и мы. Луангнамтха — ЛуангПрабанг — Вьентьян.

Лаос — страна миллиона слонов и белого зонта.

Лаос — государство в Юго-Восточной Азии, в центре Индокитайского полуострова. Без выхода на море.Краткая история: В 14-17 веках здесь было государство Лансанг. В 1893 году эти земли перешли во владение Франции и стали частью Французского Индокитая. В 50-х годах 20 века в Северном Лаосе к власти пришли коммунисты, в 1975 году подчинившие себе Лао.

  • Столица Лаоса: Вьентьян (лао: Wieng Jan ວຽງຈັນ) .
  • Официальный язык: лаосский.
  • Валюта: лаосский кип (курс на 10.10.2011 г. 1 рубль равен 250 лаосских кип ).
  • Этнические группы: лао — 50%, кхмеры — 25%- , тайцы — 14%, мяо и яо — 10%, вьетнамцы, китайцы.
  • Население Лаоса — всего 6 миллионов.
  • Мы проехали самостоятельно по Лаосу: от границы с Китаем до столицы Лаоса, оттуда свернули во Вьетнам.

Наш автобусный пробег по Лаосу: Луаннамтха — Луанг Прабанг — Вьетнян — Лао Бао.

Первое, что вы будете слышать в Лаосе со всех сторон — «Сабай ди», что обозначает «Здравствуйте!» Интересно, что прямой перевод «ты живой».

Из Китая мы приехали в городок Луангнамтха (LuangNamTha), что переводится, как «широкая долина реки Тха». Городок маленький, деревушка — деревушкой, три улицы в два ряда. Первое впечатление — весенние, ярко-зеленые рисовые поля и деревянные избушки на курьих ножках. Из-за наводнений и оползней, тут большинство домов строят на сваях. Они выглядят, как картинки из русских сказок.

Читайте также:
Что взять на Байкал из еды, сколько денег, какие вещи?

Все две ночи, что мы ночевали в этом чудном месте, мы жили, похоже, в самой популярной точке сбора на деревне. По ночам мы слушали лаосское караоке. Песни пелись, буквально, под нашими окнами.

Оказывается, что вы думаете нужно лао для счастья? Попеть караоке и выпить рисовой водки. Эту страсть мы наблюдали повсеместно. Происходит это в самых ожидаемых или неожиданных местах. Мы находили певунов в бескрайних рисовых полях, где посреди поля неожиданно возникала простая кафешка с соломенной крышей, зато с караоке с сильнейшем динамиком. Песни разносились на километры вокруг.

Что мы делали в Луангнамтха?

Взяли в ренту скутер и разъезжали на нём по всей округе. Заезжали в разные этно-деревни, там и заночевать можно, пообщаться с местным народом. Целые туристические группы приезжают сюда посмотреть на простую сельскую жизнь в рисовых полях, и заодно, по джунглям полазить. Целый туристический бизнес по просмотру этно-деревень вырос. Хотя люди в деревнях действительно живут, это не театр. Рис выращивают, танцы танцуют и песни поют

Подпишись на наш инстаграм @BALIOPEN

Иэх! Хорошо то как, у нас на деревне.

Забрались на гору, на ступу Ват Бан Луанг Кхон

Едем по Лаоскому бездорожью…

С Лунгнамтха на автобусе (10 часов и 110 тыс. кип) мы доехали до Луанг Прабанга. Автовокзал в 10 км от города, приехали в 8 утра, купили билеты, сели. Через 15 минут — автобус весь заполнен был, так что приезжайте на вокзал пораньше.

Луанг Прабанг (Luang Pra Bang) — в переводе с лао «Королевский Будда».

Был столицей Лаосского государства 600 лет. ЛуангПрабанг оказался очень тихим городком, с удивительным сочетанием французской архитектуры, буддийских храмов и монастырей. Город находится на левом берегу мутновато-желтой реки Меконг, которая пересекает весь Лаос.

Вот они какие — ЛуангПрабанг и река Меконг

По реке Меконг можно уплыть в Тайланд

ЛуангПрабанг с высоты горы Пу си

Стою на вершине горы Пу си и смотрю на ЛуангПрабанг. Красота то какая вокруг.

Храм на горе Пу Си

Ииэх, хорошо в стране Лаоской жить!

ЛуангПрабанг атмосферный. Совершенно расслабленный, спокойный, чистый, тихий. Город храмов, монастырей, каменистых улочек. Везде встречаются монахи под зонтиками. В этом небольшом городке более 30-ти храмов и монастырей, а общее население города всего 50 тыс.человек. Детей тут отдают учиться не в школу, а в монастырь.

Здесь много построенных во французском стиле домов и вилл. Французы имели власть с 1893- 1946г. И до сих пор, они тут частые гости.

Местные жители очень дружелюбные и улыбчивые, расслабленные и неторопливые. После Китая, как бальзам на душу. Конечно, здесь туристов любят, ведь они главная надежда на светлое будущее.

Мы любили посидеть на бережку мутновато-желтой реки Меконг.Романтика.

Гуляем по улочкам, дворикам, чувствуем атмосферу.

На улочках ЛуангПрабанга частенько можно встретить такие ретро машинки.

И даже есть музей

На этой лавочке мы любили есть французские багеты с сыром по утрам

В ЛуангПрабанге на улицах можно встретить или монахов или туристов:)

Монахи тут очень доброжелательные, улыбаются и не прочь сфотографироваться… Как им не надоедает?

А этих монахов мы застукали(случайно, конечно) за курением .. так-так!

В ЛуангПрабанге можно увидеть много будийских статуй

«Все будет хорошо,только спокойствие» — обещает нам вышеуказанный товарисч!

«Нужно почаще расслабляться, или, не напрягаться вообще и все будет гуууд» — шепчет этот персонаж во сне.

А этот говорит «И никаких сидений на коленях, нашли тут кумиров, встаньте, встаньте, дети мои. Главный авторитет находится внутри вас самих»

Древние постройки, похожие на Аюттайские в Тайланде

Интересная картинка из храмика, что был у подножия горы Пу Си .. взаимоотношения огненоголовых и людей-землян?

Утром, можно прямо по дороге купить себе мягкие горячие вафли с шоколадом внутри, испеченные прямо на наших глазах. Здесь мы опять пьем фруктовые шейки и соки, которые готовят везде и повсеместно. Еще, что характерно, очень лаосцы освоили приготовление французских багетов. Разрезают хрустящую булку и фаршируют ее огурцами, помидорами, сыром, зеленью и острым соусом. Мм-м! Очень вкусно…

Вегетерианские спринг роллы, какая удача!И вкусный соус к ним!

Мы познакомились здесь с немцем Ихо, который путешествует два месяца, и после Лаоса возвращается домой, чему нисколько не рад. Вместе с ним, приехав сюда поздно вечером, мы нашли жилье в Луанг Прабанге. А утром, прогулявшись по городу, мы поняли, что весь город представляет из себя смесь монастырей и отелей. Можно найти жилье на разный бюджет. Мы поселились в гесте «Merry». Уютное местечко с wi-fi и приятными хозяевами. (60000 лаосских кип или 250 руб).

Наша комнатка в ЛуангПрабанге, с балкончиком и видом на Пу си:)

Живя в этом городке, мы много гуляли, наблюдали новые мысли, ощущения. Общались с новыми друзьями из Германии и Израиля, на темы внутренней свободы, осознанности. Мы видим, насколько сейчас мир открыт нам всем, множество возможностей приходит и каждый имеет столько моментов выбора из того, что сам создавал в недавнем прошлом. Вокруг много открытых дорог и дверей. И мы сами открыты на все радиусы вокруг, выбираем и проживаем тот опыт, который интересен и уместен на данный момент. Сейчас удивительное время…

Просто уютная фотка. Вернее, не просто фотка, а фотка из ЛуангПрабанга)

После ЛуангПрабанга, мы сели на автобус и поехали во Вьентьян. Кстати, билеты можно брать у тур.агентств. А можно приехать на вокзал и купить билеты сразу там, без комиссии. Автобусы до Вьентьяна и ВенгВьянга идут почти каждый час — 130 тыс. кип vip bus и 110 local bus. Ехать от 8-15 часов, как повезет :))

Самое сильное впечатление, которое осталось у меня от посещения Лаоса, как не странно, это передвижение на автобусе между городами. Мы ехали по 10-15 часов сидя, но всё это время, я не могла оторваться от окна. Дорога была горная, мы поднимались высоко в горы и наблюдали в окошко потрясающие виды. Как будто весь путь нам включали канал Discavery.

Читайте также:
Дома в Сербии выставляют на продажу с большой скидкой

Ярко-зеленые луга, пушистые облака, причудливые горные утесы и скалы, из-за которых, казалось, сейчас вылетят драконы. Все это было похоже на ожившие картинки древних легенд. Горы и скалы казались такими причудливыми, что в сознании рождались, как иллюстрации к книге, картины спящих людей, великанов, которые вдруг начинали просыпаться и вставали в полный рост. Казалось, они удивленно смотрели по сторонам: «Как же так случилось, что мы долго спали?»

А вокруг, из-за скал, вылетали драконы, и происходила между ними битва. Проснувшиеся великаны вытаскивали свои сияющие мечи и рассекали пространство вокруг себя. Драконы, крича, метались из стороны в сторону и падали, поверженные, вниз. И вокруг все начинало сиять радужным светом. И порабощенные земли оживали и расцветали яркими цветами….

Горы, где жили драконы..

Да, кстати, в горах живут лаосцы. То тут, то там, встречались бамбуковые домики на курьих ножках, прямо около дороги с одной стороны и около пропасти с другой. Иногда это деревня 5-10 домишек, детки играют около обрывов, без присмотра родителей. Как их занесло в такие выси, как они тут живут? Где спят, что едят? Выращивают рис и кабачки на склонах, любуются закатами перед сном?

Вах! Какие горы в Лаосе зеленые!

Горная дорога иногда достаточно опасна. Автобус едет еле-еле, потихоньку поворачивая на сложных участках дороги. С одной стороны скалы, с другой пропасть с проплывающими облаками. Иногда встречались оползни, там проезжали крайне медленно. В одном месте, уже в равнине, мы долго стояли, упали столбы с проводами.

Когда вам скажут, что ехать от одной точки Лаоса до другой всего десять часов, это еще ни о чем не говорит.

Упали столбы с проводами и пришлось нам часок постоять подождать починки

Наш автобус ЛуангПрабанг — Вьентян

Приехали в столицу Лаоса — Вьентьян (Vientiane), что в переводе обозначает «Сандаловый город»

Мы приехали ночью. Автовокзал (как всегда в Лаосе) находился за 10 км. от города. Пришлось нам с группкой европейцев договариваться с рикшами, которые радостно запросили по 40000 кип с каждого (вечер, дождь, мировая таксистская мафия :)), и только после долгих переговоров сбавили до 20 000, дальше торг не шел. Женщины из Австралии сдались, устали. Пришлось сдаться и нам.

Доехали и пошли искать жилье с парнем из Голландии, который собирался уже на следующий день уехать из Вьентьяна, в Таиланд, по коридору дружбы. Парень читал непременный атрибут европейца-путешественника — бумажный экземпляр Lonely Planet. Мы бродили по улицам с отелями, мест не было. Кругом шла активная ночная жизнь. Толпы европейцев пили явно не чай. Из-за всего этого у нас было странное ощущение иной реальности. Только что, еще час назад — горы, драконы, великаны. А тут раз, и такой материальный мир.

Наутро, обойдя центр Вьентьяна, мы поняли, что городок ничем примечательным не отличается. Только монастыри и храмы украшают его. А так очень шумным и дорогим он кажется, после ЛаунгПрабанга. Кругом туристы. Здесь перевалочный пункт: Лаос-Таиланд.

Постоянно накрапывал дождь и портил всю картину.

Набережная во Вьентьяне( не путать с Вьетнамом), на другом берегу уже Тайланд..

Направо пойдешь — в родной Лаос попадешь, налево пойдешь — в заморский Тай попадешь.

Гуляем по дворикам Вата Сисакета, Ват Сисакет построили при короле Чао Ану в 1818 году

И в Wat Si Saket живут улыбчивые монахи

В Лаосе очень любят выращивать цветы в горшках

Заросшая мхом ступа стоит и грустит немного, отчего же? ( хокку)

Мы вдруг поняли, что очень хотим на море. Срочно. На море! Купаться. Лежать на песочке. Устали мы от передвижения, от ночных автобусов, от перемены пространства. Сколько уже километров намотано. С драконами сражаемся также, нуждаемся в выходных. Неожиданно для себя, мы пошли и купили билеты на автобус во Вьетнам, в Хюэ.

Вечером того же дня мы сели на автобус слиппер и двинулись в сторону Вьетнама.

Жесткая кровать, зато подушки с трогательными мишками

Ну все, ту-ту, и мы уехали в неизведанный нами Вьетнам, до встречи в следующем репортаже. Безусловно любим всех наших читателей, друзей и вообще….

А тут чуть-чуть справки, если кто-то зарулит в Лаос — пути отступления. Из Лаоса можно выехать в Таиланд, Китай, Вьетнам:

Погранпереходы Лаос — Таиланд:

  • Саваннакхет (Savannakhet)
  • Вангтао (Vang Tao)
  • Хуайсай (Huay Sai)
  • «Мост Дружбы» Вьентьян (Vientian)
  • Тхакхаэк (Tha Kaek)

Погранпереход Лаос — Китай через:

Погранпереходы Лаос — Вьетнам через:

  • Дан Саван (Dan Savan)
  • Нампао (Nam Phao)
  • Намкан (Nam Kanh)
  • На Мео (Na Meo);

Искупаться со слоном, сплавиться по Меконгу и еще 11 причин побывать в Лаосе

Мы собрали 13 лучших занятий в Лаосе, которые помогут увидеть мир с другой стороны.

Сплавьтесь на лодке по Меконгу

A post shared by Matt Sherwood (@itsmattsherwood) on Nov 2, 2017 at 11:36am PDT

Двухдневный круиз по великой азиатской реке Меконг пополнит копилку самых атмосферных поездок в вашей жизни. Деревянные лодки слоубоут, под завязку набитые бэкпекерами, крестьянами и мешками с рисом, скользят по маршруту Луангпхабанг — Хуайксай с ночевкой в деревеньке Пакбенг. Скучно не будет: пока одни фоткают соломенные лачуги и рисуют туманные холмы, остальные заливают в себя «Бирлао» и кутят на палубе с новыми знакомыми.

Мимо больших лодок-улиток со свистом проносятся мотопироги, курсирующие по тому же маршруту. Шесть часов фанаты экстрима мчатся по Меконгу, одной рукой придерживая рюкзак, а второй – шлем на голове. Снимков на память не сделаете, зато друзья с открытыми ртами будут слушать о приключениях в стиле Индианы Джонса.

Из приграничного Хуайксая можно прямиком по мосту Дружбы попасть в соседний Таиланд.

Накормите завтраком монахов

A post shared by Curiosity – Learning (@boonyaritboonthoeng) on Feb 18, 2018 at 10:23pm PST

Читайте также:
Ездить в Австралию будет проще

В Луангпхабанге трепетно относятся к буддизму: ужинать и обедать можешь сам, но завтраком нужно поделиться с монахами. Каждое утро в 5:30 вдоль главной дороги выстраиваются горожане с корзинками клейкого риса и завернутыми в пальмовые листья сладостями. Молча собрав подношение в чаши, юные послушники в оранжевых робах цепочкой отправляются на завтрак. Чтобы не мешать древнему обряду, наблюдайте со стороны и выключите звук щелчка на фотоаппарате.

Подсмотреть за буднями лаосских монахов можно на улице Сисавангвонг, где расположено несколько буддийских монастырей. На берегу Меконга сияет цветными мозаиками знаменитый храм Ват Сиенгтхонг, где позолоченные змеи наги охраняют королевский катафалк. Ближе к вечеру поднимитесь на священную гору Пху Си и смотрите, как закат золотит изогнутые крыши лаосских храмов.

Подрейфуйте на надувной ватрушке посреди идиллии

A post shared by R.O.A.D (@justbeyondthefear) on Dec 3, 2016 at 2:08am PST

Когда наверху раздавали неземные красоты, лаосская деревенька Вангвиенг отхватила больше всех. Отодвиньте занавеску в отеле и ахните при виде шикарных карстовых холмов, рисовых полей и быстрой речки Намсонг. Самое популярное развлечение тут – тюбинг или, по-простому, речной сплав на автомобильной шине в окружении открыточных пейзажей. На берегу теснятся бары с холодным пивом — не удивительно, что четырехкилометровый сплав растягивается на полдня.

Любители пощекотать нервы плавают на ватрушке под темными сводами пещеры Тамнам. Здесь, держась за спасительную веревку, вы почувствуете себя в лабиринте Минотавра. Кстати, не во всех подземельях Вангвиенга придется мокнуть: чтобы исследовать дикую пещеру Голубой лагуны, вам понадобятся только фонарик и чуть-чуть смелости.

Больше интересного:

Загляните в гигантские кувшины

Недалеко от города Пхонсаван лежат на земле тысячи каменных кувшинов в человеческий рост. До сих пор непонятно, кто оставил после себя исполинские горшки – древние короли или великаны, устроившие пирушку с рисовым виски лао-лао. Еще и историки подбрасывают дровишек в огонь: мол, найденные украшения и кости указывают на то, что кувшины служили погребальными урнами.

Гуще всего усыпана артефактами Первая площадка, где сохранилось более двухсот кувшинов во главе с шеститонным Царем. Заходить за кирпичики с надписью MAG опасно: во времена тайной войны американские самолеты щедро засыпали долину с воздуха бомбами. В окрестностях Пхонсавана полно воронок от многочисленных взрывов и пещер, где местные прятались от налетов.

Искупайтесь в водопадах плато Болавен

На горном плато Болавен ревут водопады и шелестят бескрайние плантации кофе. Арендуйте мотоцикл в Паксе и покатайтесь по лаосским дорогам несколько дней, тормозя у самых крутых точек. Если времени в обрез, можно совершить марш-бросок к знаковым водопадам на пути к Паксонгу. Первым пунктом в чек-листе станет Тад Фэйн, который низвергается со 120-метровой высоты. Через пару километров журчит ступенчатый Тад Юанг, где можно искупаться в прохладном озере. Тад Чампи не такой высокий и мощный, зато сюда редко заглядывают туристические группы.

В Паксонге стартуют два круговых маршрута до Паксе. Большой круг захватывает провинцию Секонг с ее кофейными полями, а маленький уходит на север к водопадам Тад Ло. Составить свой план поездки поможет подробная карта плато Болавен от блогеров Frog Travelers.

Отдохните на речных островах

В Лаосе моря нет, зато есть целых четыре тысячи островов Сипадон посреди Меконга. Добраться на главный курорт Дон-Дет можно только на деревянной пироге из деревеньки Накасанг. На берегу все переходят в режим безделья: целыми днями валяются в гамаке и фоткают буйволов в реке, а по вечерам расслабляются в барах. Чтобы развеяться, возьмите речную экскурсию к каскадным водопадам Кхон шириной в десять километров.

Первыми речной курорт Дон-Дет оценили французы: они же построили мостик на соседний остров Дон-Хот и оставили там старинный паровоз. На севере этого острова бурлят валы на каменистых порогах, а с юга можно поглазеть на редких ирравадийских дельфинов. Те, кому мало увидеть мелькающие спинки, подплывают к дельфинам поближе на лодках и пересаживаются на каяки.

Копните прошлое Вьентьяна

Французы хозяйничали во Вьентьяне всего 50 лет, а наследили на века вперед. Колониальное прошлое столицы Лаоса чувствуется в архитектуре, хрустящих багетах и улицах с названиями на «рю». Возьмите в отеле велосипед и прокатитесь к «брату» Триумфальной арки — мемориалу Патусай, который по иронии судьбы построили в честь независимости от Франции. Поднимитесь на смотровую: с крыши открывается прекрасный вид на деловой квартал города.

Там, где раньше заседали французские власти, разместился Лаосский национальный музей. Сразу видно, что у руля здесь коммунисты: революционными картинами и бюстами вождей забиты два этажа. Долгое время на гербе страны красовались серп и молот, пока их не сменила золотая ступа Тхат-Луанг.

Главная лаосская святыня сложена из священных камней и увенчана изогнутым шпилем. Когда обойдете ее по периметру, купите птичку в деревянной клетке, поднимитесь на смотровую, загадайте желание и выпустите птицу в небо. По легенде, тут хранятся мощи Будды, поэтому осенью возле ступы Пха Тхатлуанг принято чистить карму на красочном фестивале.

Познакомьтесь с народами акха и яо

В северной провинции Луангнамтха живет около 20 народностей, которым нет дела до последнего «Айфона». Каждый день забот по горло: выращивать рис, ткать цветастые платки, плести корзины. Чтобы побывать в гостях у прекрасных людей, которые знают о жизни главное, будьте готовы полдня карабкаться по горным тропам и пробираться сквозь джунгли. Хорошего гида можно отыскать в столице Луангнамтха.

Местные жители будут польщены, если вы заговорите на лаосском. Чтобы поздороваться, скажите «сабайди», а чтобы поблагодарить за вкусную еду — «коптьай».

Если лень далеко идти, покатайтесь на велосипеде по живописной околице. Соломенные домики на сваях — точь-в-точь избушки на курьих ножках. Готовьтесь к тому, что местные переполошатся при виде иностранца, ведь для них вы сказочный персонаж. Волноваться не о чем: прием вам окажут волшебный.

Зауважайте кхмерских строителей

Руины кхмерского города Ват-Пху недалеко от Паксе напоминают культовый Ангкор в Камбодже. Тысячу лет назад у подножия горы с верхушкой-фаллосом крепла могучая цивилизация, но, как это часто бывает, она канула в Лету.

Чтобы изучить наследие кхмеров в тишине, лучше приехать в Ват-Пху рано утром. Официально вход на руины открывается в 8:00, но за небольшую плату пускают раньше.

Каменная дорога вдоль почерневших от времени развалин приведет вас к крутой лестнице. Наверху украшенные изваяниями храмы, остатки библиотеки и священный скальный источник. Не нужно читать путеводители: вся история комплекса записана на разбросанных там и сям гигантских валунах. Сперва древние кхмеры почитали индуистских богов и приносили им жертвы на камне в форме крокодила, потом ударились в буддизм и поклонялись отпечатку Будды. В разгар дня возьмите небольшую паузу, чтобы отдохнуть в тени и заснять руины с высоты: с вершины холма древний город выглядит еще невероятнее.

Читайте также:
Фотографии Дивногорье

Едем в Лаос

Дизайнер и автор 34travel Арсений Чубич отправился на зимовку в Юго-Восточную Азию и делится рецептами готовых поездок по странам региона. О том, как путешествовать по Вьетнаму, Арсений уже рассказывал в одном из выпусков нашей рубрики «Полуфабрикат». Следующий пункт маршрута – Лаос. Как добраться, что посмотреть, где тусоваться и сколько захватить на все это денег – ищи ответы в подробном практическом материале.

Лаос, пожалуй, наименее популярное направление во всей Юго-Восточной Азии. У этой страны нет выхода к морю, поэтому туризм здесь только начинает развиваться, в отличие от тех же Вьетнама или Таиланда. Лаос впечатляет своей природой: страна с большего «сидит» на сельском хозяйстве, потому здесь сложно наткнуться на огромные заводы и мегаполисы, которые занимали бы значительную часть территории страны. Все наоборот. Лаос – это огромное количество деревень с местными, которые живут в глиняных домах на сваях и работают на рисовых полях в горных долинах. А еще Лаос – это реки, водопады и джунгли. Потому, если ищешь место подальше от обезумевших мегаполисов и хочешь побыть наедине с собой – тебе в Лаос.

Есть несколько способов добраться до Лаоса. Можно долететь до Вьентьяна – столицы страны. В таком случае весь мой маршрут нужно проезжать наоборот. Второй способ (которым я и воспользовался) – прилететь во Вьетнам, там добраться до города Сапа, пересечь границу на севере и постепенно продвигаться южнее.

С погодой в Лаосе все просто: год делится на два сезона. С октября по март здесь ясно, а с апреля по сентябрь – сезон осадков. При этом Лаос идеален для всех, кто хочет отдохнуть от морозов – тепло здесь круглый год.

Беларусам нужна виза для поездки в Лаос – ее ставят прямо на границе. Кроме фотографии, паспорта и подготовленных броней (которые могут попросить показать) при себе ничего иметь не надо. Платить за визу лучше в долларах, заранее подготовив нужную сумму без сдачи, иначе тебе поменяют все в местные кипы по очень плохому курсу. Также возьмут деньги за штамп, чекин на границе, проверку документов и проверку температуры. Сборов столько, что после прохождения границы остается легкое ощущение того, что тебя развели на деньги.

Одежды пригодится минимум: шорты, несколько маек, головной убор и подходящую обувь, если любишь подниматься в горы. Обязательно захвати средство от комаров – в Лаосе есть риск подхватить малярию. Можно даже заранее сделать прививки. Также не забудь солнцезащитный крем: поскольку воды, чтобы охладить организм поблизости нет, а в реках рискуют плавать только местные, защищать себя от солнечных лучей нужно сильнее, чем обычно. К слову, я за пару часов умудрился получить солнечный удар такой силы, что несколько дней температура тела держалась в пределах 40 градусов.

Дни 1-4. Нонг Хяо

Пройдя границу на севере Лаоса, я сел в автобус и отправился в Нонг Хяо (Nong Khiaw) – совсем крохотную деревню, в которой всего несколько улиц. После того, как я начитался статей о Лаосе, свой опыт в стране хотелось начать именно с такого места. В центре деревни течет река, вокруг горы. Везде стоят крохотные хостелы или бунгало. Я забронировал при помощи сервиса Agoda бунгало по $ 5 за ночь.

В деревне немало интересных закоулков и заведений. А еще есть две классные обзорные площадки, подъем на каждую из которых займет примерно часа два. Зато оттуда открывается вид на 20 километров вдаль. Подниматься туда лучше с утра или на закате, но важно правильно рассчитать время: если стемнеет, пока наслаждаешься видом, идти через джунгли назад придется с фонариком – тот еще опыт. С утра от моста отправляются лодки, и отплыв на одной из них можно посмотреть на долину реки. Кстати, там же, возле центрального моста, местные продают самые дешевые фрукты во всей деревне. Интересным будет и поход к водопадам, но учти, что в Луанг-Прабанге они будут гораздо круче.

Дни 5-9. Луанг-Прабанг

Луанг-Прабанг (Luang Prabang) – довольно крупный город на севере страны с населением около 50 тысяч человек. Он очень нарядный и даже чересчур по-европейски модный. На центральной улице Sisavangvong road, которая пересекает весь город, полно кафе в скандинавском стиле с местной выпечкой и бургерных в одноэтажных домах колониального периода. После шести часов вечера движение на улице перекрывают, и до полуночи здесь проходит ежедневный ночной маркет. Лучше места для лаосского шопинга не найти. Вручную сделанные открытки, украшения, одежда с местными узорами, майки со слонами и прочий локальный мерч, море риса, банановых пончиков, блинов, багетов, кексов, рыбы, фруктов и овощей – сложно пройти мимо.

Обязательная программа в Луанг-Прабанге – подъем на гору в центре города, на которой находится главный городской храм. Забираться туда лучше часов в 5 вечера, чтобы занять место поудобнее и «посадить» солнце. После заката можно заглянуть в бар Utopia – лучшее по мнению местных и приезжих заведение в городе. Локация у бара идеальная – вид на реку и горы, правда, свободные места в заведении заканчиваются очень быстро. А еще имей в виду: бары в Лаосе закрываются в полночь. Но этому есть решение! После 12 часов все отправляются за город в огромный «ангар» с боулингом. Все по классике жанра: уйма дорожек, пиво, пицца и музыка из прошлого. Страницы в интернете у заведения нет, но найти его просто: лови тук-тук и говори: «bowling» – тебя доставят в нужное место. Заведение работает до утра, и там тусуется чуть ли не весь город.

Читайте также:
Сколько лететь до Анталии из Волгограда

Не поленись посетить водопады Луанг-Прабанга, где можно поплавать и посидеть под скалами, с которых стекает вода. Находятся водопады в джунглях. Туда есть возможность добраться на арендованном байке или на маршрутке, которую легко поймать в городе либо забронировать в хостеле (это даже удобнее). Водопады окружены целым заповедником, где есть даже приют для медведей, которые после спасения от браконьеров не приспособились к жизни на воле.

Также есть возможность съездить в приюты для спасенных слонов, где с животными разрешают прогуляться по джунглям, покормить их и даже вместе поплавать. Кстати, большинство из таких приютов против того, чтобы на слонах катались.

Дни 10-14. Ванг Вьенг

Ванг Вьенг (Vang Vieng) входит в список самых популярных направлений для хиппи во всей Юго-Восточной Азии. Этот город – прекрасное завершение всего путешествия по Лаосу. Концентрация отчаянно путешествующей молодежи здесь просто зашкаливает. В Ванг Вьенге я советую останавливаться в хостеле, чтобы было проще знакомиться. Город довольно шумный, но при этом все очень расслабленные. Вокруг все те же магические горы и реки.

Днем можно попробовать местные развлечения. К примеру, взять каяк или тюбинг и сплавиться вниз по реке. Еще одна хорошая идея – арендовать велосипед и отправиться на источники, где можно попрыгать в воду прямо с деревьев. Вся информация об этих услугах есть в городе на каждом углу, исследуй ее внимательно, чтобы найти самые дешевые опции. Ванг Вьенг – подходящее место и для тех, кто увлекается скалолазанием. В городе есть много офисов, которые с радостью организуют такой досуг. А если тебе интересны пещеры – можно арендовать мопед и рвануть туда.

Вечером отправляйся исследовать центральные улицы, переполненные барами и клубами. Советую заглянуть в бар Space (кстати, в интернете он называется иначе, но все в городе знают его как Space Bar), где играют электронную музыку.

Лаос только начинает наверстывать упущенное в туризме, поэтому местные, понявшие фишку, загибают цены. В Лаосе все дороже, чем в том же Вьетнаме. Главный козырь здесь – торг. Овощи и фрукты покупай только на рынках, а сигареты, к примеру, только в супермаркетах, а не у местных в городе. Цены порой отличаются в три-четыре раза. На городских маркетах местным все продают дешевле, потому не стесняйся скидывать цену. Это касается и тук-туков – они обычно наглеют больше всех. И не ленись исследовать новое, поскольку одинаковых сервисов в городах навалом, но цены очень отличаются. Особенно это касается каких-либо туров, аренды велосипедов, мопедов или лодок.

В Лаосе довольно хорошо налажено транспортное сообщение между городами. Передвигаться можно на автобусах, маршрутках и лодках. Цены зависят от времени в пути: маршрутки обычно на пару часов быстрее, потому и стоят немного дороже. Если есть свободное время, отправься на лодке из Луанг-Прабанга в Ванг Вьенг – это, пожалуй, самый захватывающий опыт, который мне довелось пережить в Лаосе. Лодки отходят с утра и сплавляются в сумме часов восемь, и все эти восемь часов ты плывешь по реке среди гор и джунглей. Потрясающе!

Все об отдыхе в Лаосе

Дикий, недорогой, экзотический, необычный — так можно охарактеризовать Лаос. Здесь нет моря или океана. Но зато здесь очень много древних храмов, которые затерялись в джунглях, сохранился уникальный уклад жизни, необыкновенные по красоте горные пейзажи.

Отдых в Лаосе — необыкновенный и всегда интересный. Несмотря на то, что эта страна — одна из самых бедных, достопримечательностей здесь хватает. А с 2007 года россияне могут находиться в Лаосе без визы, если ваше пребывание не превысит двух недель. Этого вполне достаточно, чтобы хорошо отдохнуть, попутешествовать и насладиться прелестями дикой и загадочной страны. Спланируйте поездку в Лаос в 2022 году!

Общая информация о Лаосе

Перед путешествием в эту древнюю и экзотическую страну стоит больше узнать о ней.

Краткая историческая справка

Вообще, древние племена жили в этой местности очень давно. Кхмеры, таи, лао — многие экзотические народы обитали на этой территории. Примерно в 12 веке в Лаосе появилось подобие государственности, а точней, нескольких образований. А вот в веке 14 Лаос стал объединенным государством — с этого периода обычно и рассматривают его историю.

Государство Лансанг, а именно так назывался тогда нынешний Лаос, было не очень прочным. В 18 веке власть контролировалась могущественным Сиамом, а в конце 19 века Лаос колонизировали французы в рамках образования Французского Индокитая.
Продолжились набеги и в 20 столетии. Так, во время Второй мировой территория Лаоса отошла к японцам. Но в середине прошлого столетия Лаос наконец-то стал независимым.

Благополучие длилось недолго. В стране началась гражданская война с интервенцией в лице американцев и вьетнамцев. Эта война нанесла огромный урон экономике страны, ее населению и природе, поскольку на Лаос велись атаки с воздуха посредством бомбардировок.

К концу прошлого столетия монархия окончательно была уничтожена. Король отрекся от престола, и власть в стране перешла к Народно-революционной партии Лаоса. Так страна стала республикой. Одно время страна шла по социалистическому пути, но к настоящему времени есть подвижки в сторону либерализации и демократизации: разрешены частные предприятия, устанавливаются дипломатические отношения со странами, с которыми ранее был конфликт.

Сейчас Лаос является бедной страной. Неверная политика нанесла урон экономике, пусть сейчас она медленно идет вверх. Проблемы в Лаосе касаются инфраструктуры, промышленности. Но несмотря на это, в Лаосе для путешественника найдется и прекрасная природа, и интересные достопримечательности.

Краткая географическая справка

Лаос находится на юго-востоке Азии, имеет границы с Таиландом, Вьетнамом, Камбоджей, Китаем, Мьянмой. Столица государства — Вьентьян. Государство не имеет выхода к морским просторам. В Лаосе много лесов, холмов и гор, протекает река Меконг. Города Лаоса — в основном небольшие по размерам и численности населения.

Читайте также:
Как правильно подобрать селфи палку для телефона?

Лаос на карте

Климат Лаоса

Климат Лаоса — муссонный, субэкваториальный. Год четко разделен на сезон дождей (период с мая по октябрь) и сухой сезон (период с ноября по апрель). Самые высокие температуры в среднем в апреле и мае: жара стоит до 35 градусов тепла, а в мае еще и влажно. В декабре и январе температура в среднем составляет 20 градусов тепла. Немного иная ситуация — в горных районах: там много осадков, бывают заморозки.

Таким образом, если ехать в долину — лучше делать это в ноябре — феврале, а посещать горы — в ноябре — июле.

Безопасность в Лаосе

Несмотря на кровавую историю, Лаос является сейчас достаточно безопасной страной. Менталитет местного населения не померк после вторжений и бедствий, уровень криминала не стал критически высоким. Стоит помнить об основных правилах поведения, которые помогут путешественнику избежать опасности в Лаосе:

  • остерегаться неблагоприятных районов: воровство все-таки есть;
  • носить с собой ксерокопию документов;
  • основные ценности оставлять в отеле;
  • стараться не путешествовать близ границы с Камбоджей без достойного сопровождения;
  • избегать опасных зон: в стране остались неразминированные поля;
  • иметь при себе препараты для профилактики против малярии;
  • пить только бутилированную воду.

К сожалению, из-за истории Лаоса, полной бедствий, сейчас для туристов недоступна прекрасная и загадочная Долина Кувшинов, которая находится на рассмотрении для внесения в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Эта долина — большая площадь, покрытая тысячами каменных сосудов, происхождение и назначение которых до сих пор не установлено. По некоторым легендам, здесь жили великаны, по мнению ученых, кувшины — это сосуды для воды или погребения усопших. Но в настоящее время можно посетить лишь малую часть этой долины, обязательно стоит делать это с грамотным проводником и ни в коем случае не посещать опасные, закрытые зоны.

Виза в Лаос для россиян

Недавно власти Лаоса приняли полезное для россиян решение: если человек хочет посетить страну с туристическими целями на срок, не превышающий 30 дней (ранее срок составлял меньшее количество суток), виза не потребуется. Стоит лишь оформить медицинскую страховку — для собственного же спокойствия. При пересечении границы россиянину достаточно показать документы, обратные билеты, указание на место проживания. Лишь только, если срок пребывания превысит 30 дней, потребуется предварительное оформление визы в дипломатических учреждениях Лаоса.

Как добраться до Лаоса и путешествовать по стране

Напрямую до Лаоса — не получится. Самые популярные и удобные варианты — через Вьетнам или Таиланд. Время непосредственно в полете составит около 10 часов. Выбирая туристический ноябрь, удобный и для долины, и для гор, при предварительном бронировании можно достать билет в один конец от 20000 рублей.

Как было уже сказано, в Лаосе — большая беда с транспортной инфраструктурой. Есть лишь малый участок железной дороги. Можно путешествовать по воздуху, в стране есть более 20 аэропортов и недорогая национальная авиакомпания. А по реке Меконг ходят пассажирские суда: катера, яхты, лодки.

С автодорогами все чуть лучше. В стране есть и общественный транспорт, и такси. Стоимость поездки стоит обговорить заранее. Между всеми значимыми населенными пунктами есть возможность путешествовать экономно — на автобусе. Автобусы бывают традиционного вида, пикапы, грузовики. Характерный транспорт Востока — «тук-тук» — являет собой мотороллер с пассажирскими местами. Можно арендовать машину с водителем, кстати, занятно, но это обойдется дешевле (около 2500 рублей за сутки).

Отельная инфраструктура Лаоса

Так как Лаос еще поднимает свою экономику и не является крайне популярной туристической страной, отельная база здесь уже, чем в том же Таиланде. Однако туристы из Европы давно присмотрелись к этой стране именно из-за ее — пока еще — тишины, и поэтому найти жилье в Лаосе не составит труда.

Большая часть отелей находится на уровне трехзвездочных. Но есть и отели выше и ниже категорией. Отличие лаосских отелей — исключительная доброжелательность персонала. Достаточно неплохой, выше среднего, отель в столице Лаоса при раннем бронировании обойдется примерно в 3000 рублей за сутки на одного человека. Хостел можно найти по шокирующей цене в 300 рублей за ночь. Вполне можно найти пристойные варианты в пределах 2000 рублей в сутки. Конечно, есть в Лаосе и апартаменты, и виллы — особенно в крупных городах или природных местах, которые более всего ценят туристы.

Достопримечательности Лаоса

Хоть туризм в Лаосе и находится пока что в некотором зачаточном состоянии, посмотреть здесь есть на что. И скучать не придется. Лучше ехать через проверенную турфирму с профессиональным гидом. Попасть на территорию многих заповедников можно только после оформления соответствующих разрешений. Самостоятельно вам это сделать вряд ли удастся. Однако в любом случае стоит заранее узнать об основных достопримечательностях этой загадочной страны.

Вьентьян

Столица Лаоса находится у главной водной артерии страны. В отличие от многих других столиц, жизнь здесь весьма размеренная и даже не сразу поймешь, что это — главный город страны. Передвигаться по столице удобно на такси или на велосипеде, аренда которых здесь очень распространена. За сутки проката велосипеда вы заплатите менее 100 рублей.

В окрестностях столицы государства расположен интереснейший Будда-парк. Это скульптурный парк, в котором посетители увидят более двухсот статуй божеств буддизма и индуизма.

Из храмов столицы стоит отметить ступу Пха Тхатлуанг, которая является символом страны и даже находится на гербе Лаоса. Этот буддийский храм был основан в 16 веке, затем разрушен и отреставрирован. Золотое здание с множеством ступеней и священных камней понравится всем любителям экзотической архитектуры. Осенью близ храма проводится фестиваль Пха Тхатлуанг, включающий в себя ритуальное шествие, танцы, музыку, фейерверки.

Другие храмы столицы — Ват Пхра Кео. Здесь ранее находилась великолепная статуя Изумрудного Будды, но впоследствии реликвия была захвачена сиамцами и перевезена в Бангкок. В храме Ват Симыанг, по легенде, обитает дух чистой женщины, защитницы города и покровительницы удачи. Ступа Тат-Дам не имеет дверей, а храм Ват-Си-Сакет содержит в себе около 7000 изображений Будды.

Читайте также:
Работа врачом в Африке для русских в 2022 году

Можно посмотреть и на места, связанные и более современной историей: Триумфальную арку, посетить Лаосский национальный музей, в основном посвященный революции. Через Вьентьян проходит мост тайско-лаосской дружбы, установленный после налаживания отношений между государствами.

Луангпрабанг

Еще один интересный город Лаоса — Луангпрабанг. Атмосфера в городе напоминает начало прошлого столетия, а еще он практически целиком вписан в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

В древней столице находится более 30 буддийских монастырей, поэтому встретить на улице монаха весьма легко. Несмотря на соблюдение традиций, город старается стать привлекательней для туристов и за счет более современных вещей: поездки на слонах, походы на байдарках.

Однако же, нельзя оставить в стороне древние красоты. Храмовый комплекс Ват Сиентонг покоряет своим изяществом, изгибами, мозаиками с изображениями красочных животных, панно, колоннами. Интересен и Королевский дворец, прежде всего тем, что каждый вечер в театре при нем показывают спектакли на темы лаосской истории, посетить такое шоу можно всего за 500 рублей.

Обязательно стоит подняться на священную гору Пхуси. На нее можно добраться разными путями, в том числе, пологим и удобным для неспортивных путешественников. С вершины холма открывается великолепный вид на город и окрестную природу, особенно, если вы взойдете на Пхуси на закате или рассвете.

Поблизости от города находится природная достопримечательность Лаоса: водопады Куанг Си. Это целый каскад водопадов, в которых можно даже искупаться. Близ источников находится заповедник, посвященный черным гималайским медведям, а также традиционные поселения на сваях. Это отличное место, чтоб погрузиться в уклад жизни лаосцев и приобрести сувениры, изготовленные руками местных мастеров.

Еще одно чудо природы — пещеры Пак У. Добраться до них можно лишь по воде, примерно за полчаса. Проплывая внутри пещер, туристы видят и своды камней, и статуи Будды, привезенные сюда паломниками.

Паксе

Город Паксе расположен на юге государства Лаос. В принципе, центр города можно обойти пешком за несколько часов. Город интересен обилием зданий в колониальном стиле.

В Паксе расположен Музей провинциальной истории, а также несколько храмов. Ват Луанг находится в историческом центре городка, он небольшой, но состоит из множества интересных декоративных элементов. Ват Пхабат чем-то напоминает игрушку, но весьма искусно созданную. Интересно, но в Паксе есть и христианская церковь.

Плато Болавен

Южная достопримечательность природы Лаоса. Плато Болавен — прекраснейшее место на высоте около 1000 метров над уровнем моря. Главными объектами для посещения являются водопады, которых здесь около 27! Каскады, невысокие и широкие водопады, высокие и полноводные… самые разные. Гуляя по парку по проложенным тропинкам, вы наверняка сделаете множество прекрасных снимков.

Вблизи плато можно также посетить чайные и кофейные плантации. Экскурсии на них платные, но вы познакомитесь с технологией выращивания этих напитков, насладитесь дегустацией и просто приятно проведете время с местными жителями.

4000 островов

Эта область расположена недалеко от Паксе. Река Меконг здесь разливается вокруг нескольких тысяч небольших островков. В основном они все необитаемы, зато здесь можно посмотреть на дельфинов, покататься на каяке, увидеть некоторых представителей сельской фауны.

Кухня и шопинг в Лаосе

Основа лаосской кухни — это рис. В него добавляют мясо или рыбу (на углях), зелень и овощи. Рис бывает нескольких видов: белый, жареный, в шариках. Много в Лаосе едят супов, причем популярны и тайские, и вьетнамские супы — ведь страны-то рядом. Из экзотических блюд можно рискнуть и попробовать квашеную колбасу сом-мо, острый суп лам, рисовые десерты с кокосом.

Шопинг в Лаосе — это посещение местных рынков. Крупные магазины здесь не так интересны, да и брендов особых нет. А вот с рынка можно увезти домой в подарок или для себя такие диковинки:

  • ткани;
  • картины на религиозную тематику;
  • фигурки слонов;
  • изделия из дерева;
  • кофе.

Покупая сувениры, помните, что вывозить из Лаоса изображения Будды строжайше запрещено. Исключения составляют только дешевые сувенирные копии. Покупая статуэтку, стоит точно убедиться в том, что это не антиквариат и взять у продавца специальное разрешение на вывоз.

В общем и целом, все самое основное о Лаосе можно сформулировать так: традиции, спокойствие, дружелюбие. Да, тут нет пляжей и моря, но ведь отдых в горной местности, в маленьких городках со свежим воздухом также будет на пользу, а осмотр действительно красивых храмов согреет душу путешественника. Задумайтесь о том, чтоб посетить Лаос в 2022 году — хотя бы в рамках совмещенного с иными странами тура.

Лаос в программе «За кадром»:

Технические характеристики самолета Ту-22М3

Самолет Ту-22М3 — это боевой ракетоносный бомбардировщик, перемещающийся на сверхзвуковой скорости, созданный в 1960-х годах на замену Ту-22М2. В данной модели ракетоносца были учтены все недочеты предшественников серии, что позволило усовершенствовать его атакующие и оборонительные характеристики. Ключевым отличием от самолетов-предшественников стал набор различных функций от атаки и слежки до защиты авианосца.

Размах крыльев самолета достигает 35 метров, вместимость топливных баков — 50 тонн. Это гигантская машина, способная переносить на себе бомбы, ракеты различных видов и прочее оружие. Ракетоносец способен подниматься до высоты больше 10000 километров, а его мощности хватит, чтобы «сравнять горы с землей». Неудивительно, что настолько удачная и обороноспособная модель боевого самолета не только не ушла из эксплуатации, но и будет использоваться еще в течение как минимум 20-30 лет.

История конструирования Ту-22М3

Ту-22М3 был одной из дальнейших модификаций в линейке Ту-22 М. Создание новых самолетов было продиктовано необходимостью появления в военной авиации более легких, скоростных и многофункциональных бомбардировщиков. Изменения должны были коснуться конструкции крыльев, двигателей и систем атаки и обороны.

В начале 1974 года было принято решение о создании Ту-22М3. В новом ракетоносителе планировалось внедрить современные двигатели, снизить взлетную массу, усовершенствовать бортовую систему и сконструировать новую прицельную систему. Машина получила ряд преобразований:

  1. Новые двигатели под электронным управлением.
  2. Воздухозаборники отделились от крыльев, что позволило увеличить скорость полета.
  3. Полностью обновленная система электроснабжения.
  4. Новые элементы бортового комплекса обороны.
  5. Общая реконструкция корпуса и частей самолета.
Читайте также:
Геленджик – - Как С Добром Добраться! Маршрут проложить

С 1977 началось производство Ту-22М3. В последующие два года после набора испытаний модель полностью замещает предыдущую версию Ту-22М2. Окончательная версия готового авианосца была принята в конце 1980-х годов. В 1993 производство техники этой серии завершилось. Последний экземпляр вследствие неспособности заказчика произвести оплату был превращен в памятник. Всего за годы существования модели из-под конвейера вышло 268 единиц техники под этим названием.

Часть самолетов (70 машин) находилась под контролем ВВС России. Еще более 80 принадлежало ВМФ, который в 2011 году передал имеющиеся в исправном состоянии бомбардировщики в распоряжение Военно-воздушных Сил Российской Федерации.

В настоящее время существуют проекты по использованию и развитию данной модели. Разрабатываются дальнейшие модификации, в том числе экспортные вариации. В планах внедрения находится амбициозный проект по использованию Ту-22М3 для запуска небольших спутников прямо на орбиту. Это значительно повысит экономическую эффективность внедрения малых спутников на орбиту, снизив ее стоимость на 20-30%.

Комплексы работ по улучшению Ту-22М предполагают продлить время его использования на 40 лет при внедрении усовершенствованных особенностей конструкции.

Характеристики самолета

Технические характеристики Ту-22М3 следующие:

Конструкция Ту-22М3

По своим характеристикам самолет Ту-22М3 получился гораздо мощнее зарубежных представителей данного класса по дальности полета, развиваемой скорости, и грузоподъемности. Секрет конструкции машины заключался в особенностях строения стреловидных крыльев, которые способны менять свою геометрическую форму. Крыло самолета состоит из недвижимой части и оперения из легких алюминиевых сплавов. Элементы оперения меняют свою направленность в зависимости от скорости движения машины.

Облегченная конструкция снизила вес пустой машины, при этом увеличив ее грузоподъемность.

Двигатели

Мощные двигатели нового поколения способны выработать колоссальную мощность. Пилотирование бомбардировщиком осуществляется с помощью системы электроснабжения или гидромеханикой при выходе первой со строя. Топливные баки расположены в разных местах всего корпуса самолета. На один летный час Ту-22М3 требуется работа 51 человеко-час работы инженеров и оборудования.

Кабина пилотов

Кабина пилотов оснащена развитым набором оборудования. Комплекс для пилотирования и навигации позволяет машине самостоятельно добираться до заданной точки маршрута. В самолете присутствуют радиолокационная станция и система радиоэлектронного подавления, которые отвечают за разведывательные мероприятия, установку помех и оповещение в случае обнаружения машины радарами. Инфракрасная станция призвана обнаружить приближение ракет к авианосцу.

Внешне Ту-22М3, фото и видео которого имеются в открытом доступе, впечатляет мощностью, плавностью движения и строением крыльев и корпуса.

Боевой комплекс

Боевой комплекс самолета может включать в себя ракеты «воздух-земля» в количестве трех штук, баллистические ракеты, рассчитанные на наземные цели, в числе десяти экземпляров и бомбы обычного или ядерного плана массой до 12 тонн. Кроме этого, машина снабжена скорострельной пушкой, призванной служить для обороны авианосца.

Самолет оборудован мощным световым оснащением. Снизу корпус окрашен в белый цвет, а по бокам и сверху — в серый и зеленый. Это своего рода камуфляж для улучшения скрытности ракетоносца. В 1990-х популярность среди членов экипажей получила окраска борта в виде ярких устрашающих фигур.

Для контроля за состоянием полета на борту установлены бортовые самописцы и средства видеофиксации. Все единицы авиатехники обязательно снабжены системой добровольного и принудительного катапультирования, которое осуществляется по направлению вверх с защитным шлемом на лице. Самолет покидается в следующем порядке: оператор, штурман, летчик, командир. Решение о принудительном катапультировании принимает командир корабля.

Для вылета из кабины над водной поверхностью в наличии имеется надувная лодка с запасом необходимых медикаментов и продуктов питания.

Самолет оснащен современной системой кондиционирования и очистки воздуха и средствами пожаротушения. Наличие этого оборудования жизненно важно в условиях боевых вылетов и учений на сверхзвуковой скорости.

Эксплуатация и экспорт

В разные периоды службы бомбардировщиков возникали сообщения о возможном экспорте Ту-22М3 в другие страны, однако большинство из них не имеют официального подтверждения. Иран планировал закупить семь единиц техники для проведения воздушных миссий в условиях назревающего военно-политического конфликта. Правительство РФ опровергло данную информацию.

В 2013 году в сеть просочилась информация о покупке Китаем двадцати пяти самолетов, что также не получило точного подтверждения. До этого велись переговоры о поставке машин в Индию, а также предоставлении нескольких экземпляров в лизинг. Однако по различным причинам решения не были воплощены в реальность.

В годы своего существования с момента запуска бомбардировщики Ту-22М3 располагались в различных городах СССР, России и стран СНГ. После распада Советского Союза техника была отозвана из Беларуси в Россию. В Украине машины эксплуатировались до 2003—2006 годов, после чего были уничтожены. Один экземпляр Ту-22М3 находится в музее в качестве экспоната. На сегодняшний день рабочие самолеты дислоцируются в Калужской, Мурманской, Рязанской и Иркутской областях.

В настоящее время в России на ходу имеются 62 единицы Ту-22М3. Некоторая часть техники в настоящее время списана или содержится на хранении.

Самолет несет важное стратегическое значение в развитии оборонного комплекса Российской Федерации. Его непревзойденные характеристики позволяют поддерживать преимущество военной авиации своего государства.

Боевые операции с участием Ту-22М3

Самолеты Ту-22М3 принимали активное участие в различных боевых операциях и воздушных миссиях государства. Ракетоносцы впервые были задействованы при выводе войск из Афганистана. В 1994 году авианосцы наносили удары по дислокациям боевиков в Чечне.

В 2008 году в операциях в Южной Осетии были задействованы бомбардировщики Ту-22М3. Там же произошел инцидент, где одна из единиц техники была сбита противником. В 2017 году авианосцы Ту-22М3 участвовали в атаке террористических организаций в Сирии.

Потери Ту-22М3

По причинам, не связанным с боевыми действиями, всего было потеряно около 22 единиц авианосцев. Большая часть происшествий связана с неполадками в работе двигателей и оборудования. Один самолет был сбит противником в рамках миссии в Осетии.

Ту-22М3 — заоблачная месть холодной войны

Ту-22М3 – дальний бомбардировщик, модификация известного в Советском Союзе стратегического бомбардировщика Ту-22. Можно сказать, что авиация стратегического назначения получила качественный скачок в своем развитии по мере ухудшения советско-американских отношений.

По своей сути, обе сверхдержавы постоянно развивали свой ядерный потенциал. Но для доставки смертельного груза на территорию врага требовались соответствующие технические возможности.

Читайте также:
Фото Петропавловский собор в Казани (35 фото)

Так на свет появился Ту-22, который был призван противостоять лучшим американским аналогам, В-58 и А-5.

Прозванный среди пилотов «шилом» за схожую форму, Ту-22 вобрал в себя все самые современные и опережающие время технологии, позволив СССР долгое время на равных соперничать с США в стратегической авиации.

Но его история не была безоблачной. Первые образцы самолетов были настолько ненадежными, что аварии и катастрофы неотступно следовали за самолетами Ту-22. Доходило до того, что бывали случаи, когда пилоты отказывались взлетать на этих стратегических бомбардировщиках.

  1. История создания
  2. Конструкция и технические характеристики
  3. Модификации бомбардировщика и участие в войнах
  4. Заключение
  5. Видео

История создания

Сразу после окончания Второй Мировой войны было создано ядерное оружие. Со временем встал вопрос и о способах его доставки на территорию врага. Так начиналась знаменитая гонка вооружений холодной войны.

Две противоборствующие стороны, флагманы того времени в области военных разработок – США и СССР, положили начало стратегической авиации.

Поначалу советская сторона заметно отставала от американских коллег. Само создание самого смертоносного оружия человека – ядерной бомбы, случилось позже, чем в США. Средство доставки оружия, которое использовали в Союзе – был дальний бомбардировщик Ту-4.

Но эффективно выполнять стратегические задачи эти самолеты практически не могли. Используемые поршневые двигатели, не могли обеспечить высокую скорость полета, и относительно небольшая дальность беспосадочной работы не гарантировали 100% возможность нанесения ядерного удара по территории противника.

Но технологии развивались, и вскоре позволили совершить большой шаг в становлении стратегической авиации. Уже в 50-х годах 20 века «стратеги» достигли и преодолели скорость звука.

В те времена сверхзвуковой полет на большой высоте гарантировал выполнение всех боевых задач. Средства ПВО ни одной из стран не располагали возможностями уничтожить такие объекты. А, это означало практически 100% вероятность доставки ОМП и проигранную войну.

На удачные модели американских ВВС: В-58 и палубный А-5 «Виджилент» СССР ответил стратегическими бомбардировщиками Мясищева и Туполева: М-50 и Ту-22.

Создание многорежимных сверхзвуковых бомбардировщиков потребовало от конструкторов введения в авиастроение новых технологий, материалов и зачастую революционных решений.

Сконструированные на тот момент самолеты давно ушли в историю, но тем не менее именно на их базе и опыте созданы современные самолеты, занявшие достойные места в «ядерной триаде»

Жизненный отсчет для самолетов Ту-22 начинался в 1954 году. Гениальный конструктор Андрей Николаевич Туполев разработал сразу два проекта качественного улучшения существующих на тот момент бомбардировщиков Ту-16.

В ходе анализа, долгих обсуждений, был выбран вариант Ту-22, который уже в 1958 году впервые поднялся в воздух. Самолет имел классическую компоновку, с достаточно интересным, но тем не менее несколько неудачным на тот момент размещением двигателей.

Они были установлены поверх фюзеляжа, в хвостовой части самолета, прямо под килем. Эта компоновка и создала проблемы в дальнейшем, при эксплуатации на строевых аэродромах.Производством нового самолета занялся Казанский авиационный завод.

На испытаниях Ту-22 выяснилось, что не все получилось гладко. Бомбардировщик не выдавал прогнозируемые результаты по максимальной скорости и дальности полета. Так, скорость полета составляла до 1450 км/ч, хотя изначально предполагалось достичь 1500-1600 км/ч. Дальность полета тоже была ниже прогнозируемой.

Несмотря на недостатки, Ту-22 продолжают дорабатывать, и в 1962 году начинают поставлять в боевые части дальней авиации, для несения службы.

Принятие Ту-22 на вооружение в экономическом плане пробило достаточно большую брешь в бюджете министерства обороны. Режимы посадки и взлета нового бомбардировщика потребовало реконструкции части аэродромов стратегической авиации, так как для посадки Ту-22 требовалось не менее 3-х километров ВПП.

Но все эти недостатки меркнут по сравнению с главным минусом машины. С самого начала испытательных полетов, выяснилось, что Ту-22 терпит аварию за аварией из-за отказов техники и приборов, а также различных поломок и неисправностей.

Существуют статистические данные, согласно которым до 1975 года было потеряно более 70 машин. Для сравнения, до 1990 года было изготовлено 311 машин. Получается, что около 20% из них имели аварийные приземления.

Доработать машину и избавиться от частых отказов смогли только к 1970 годам двадцатого века. Но и после аварии продолжались, хоть и в меньших количествах.

Ту-22 получил плохую славу одного из самых ненадежных самолетов в истории российской авиации. Были известны случаи, когда пилоты попросту отказывались подниматься в воздух на этом самолете.

Но такие отказы были связаны не только с высокой аварийностью, но и с большой сложностью самолета в управлении. Экипаж Ту-22 не подразумевал наличие второго пилота и штурмана, что для таких тяжелых машин было не самым лучшим решением.

И без того трудное управление становилось еще более напряженным из-за того, что на каждого члена экипажа ложились дополнительные обязанности. В действительности, летать на таких самолетах могли только летчики первого класса.

Ту-22 отличался высокой скоростью взлета и посадки.

На тот момент не существовало ни одного эффективного тренажера, на котором можно было отработать эти важные процессы. Поэтому внедрение машин в войска сопровождалось частыми авариями. Гибли люди, выходили из строя полосы аэродромов и техника.

Высокие скорости при посадке несли в себе очень большую нагрузку на шасси. Известно, что были случаи, когда одна из колесных стоек складывалась, и АДД теряла и самолет, и обученный экипаж.

Эргономика кабины также оказалась далека от совершенства. Многие рычаги и тумблеры были расположены так далеко, что до них приходилось тянуться, при этом частота их использования зачастую была очень высокой.

В итоге члены экипажа достаточно быстро уставали при долгом перелете, внимание притуплялось, что также отрицательно влияло на аварийность машины.

Массу нареканий получили неудачно расположенные двигатели. На высоких скоростях машина часто теряла контроль, становилась неуправляемой. В полете сильно нагревалась и деформировалась обшивка самолета из-за очень больших температур.

Ко всему этому можно добавить очень большие сложности с обслуживанием бомбардировщика. Для полета требовалась длительная подготовка, которая в стандарте занимала 3.5 часа.

А для предварительной подготовки всех систем самолета мог уйти целый рабочий день. Двигатели располагались на очень большой высоте, поэтому любая поломка устранялась дольше, чем на других самолетах.

Читайте также:
Работа врачом в Африке для русских в 2022 году

Но все эти многочисленные ошибки позволили создать принципиально новую машину, Ту-22М. Несмотря на похожее имя, новый самолет сильно отличался от предшественника. Разработчики учли многие неудобства и изменили конструкцию самолета таким образом, чтобы сделать один из лучших образцов стратегической авиации мира.

Конструкция и технические характеристики

Пожалуй, самым главным отличием дальнего сверхзвукового бомбардировщика Ту-22М3 является изменяемая геометрия крыла. Обусловлено такое свойство, прежде всего, тем, что авиация стратегического назначения современного образца должна обладать возможностью выполнять боевые задачи на разной высоте и скоростях (дозвуковых и звуковых).

Известны случаи, когда советские пилоты творили настоящие чудеса, выполняя на такой большой машине настолько низкий по высоте полет, что его не замечали средства радиолокационной защиты вероятного противника.

Так, в 1986 году во время крупных учений советского флота и авиации в Черном море, два бомбардировщика незаметно дважды пересекли границы стран блока НАТО.

Изменять стреловидность крыла Ту-22М3 может прямо во время полета.

При постройке Ту-22М3 применяются сплавы титана и алюминия, которые обеспечивают высокую сопротивляемость большим температурам. Таким образом, получилось избежать огромного количества отказов, которые случались на предшественнике – Ту-22.

На сегодняшний день на службе ВВС России находится 40 самолетов типа Ту-22М3. Планируется, что до 2022 года будет обновлено 30 из них до модификации «Ту-22М3М». Новые модели получат самую современную электронику, средства связи и последние образцы вооружения.

Фюзеляж самолета представляет собой полумонокок. По аэродинамической компоновке он имеет форму, приближенную к классической. Внутри него расположены пять отсеков. Носовая часть отдана под кабину пилотов.

После располагается радиолокационная станция, которая закрывается колпаком, способным пропускать радиоволны.

Третий отсек – место для стойки шасси и топливных баков. Также, в четвертом отсеке присутствуют дополнительные баки с топливом и бомбоотсек. Пятый отсек поместил в себе двигатели. Воздухозаборники двигателей расположены по бокам фюзеляжа.

Двигатели на новых самолетах заменены на усовершенствованную модель РД-7М2.

Эти двигатели более надежны чем ранее устанавливающиеся на самолет, кроме того имеют значительные резервы для модернизации и достаточную тяговооруженность.

Ту-22М3М опирается на три стойки шасси. Для сокращения тормозного пути при посадке с большим грузом или недостаточной длине взлетно-посадочной полосы аэродрома, предусмотрена парашютная система торможения.

Контейнер установлен снизу двигателей и при посадке выбрасывает два крестообразных парашюта.

Экипаж размещается в гермокабине Ф-2, с системами индивидуального катапультирования в виде кресел КМ-1М. Выброс кресла производится вверх и доступен от 350 метров высоты.

На самолете предусмотрено как индивидуальное, так и принудительное катапультирование. Последнее возможно по решению командира корабля: у него для этих целей специальный тумблер.

Технические характеристики стратегического бомбардировщика Ту-22М3:

Максимальная скорость 2300 км/ч
Беспосадочный перелет До 6800 км
Масса самолета с боевой нагрузкой 124 т

Крылатые ракеты Х-22 или аэробаллистические Х-15 – основное вооружение бомбардировщиков. Например, на борту размещается не более 10 ракет Х-15. Шесть из них закрепляются в специализированном барабане внутри фюзеляжа, четыре – размещаются под фюзеляжем и на пилонах центроплана.

Свое прозвище «убийца авианосцев» Ту-22М3 получил за способность нести на борту противокорабельные заряды Х-22М, которые при скорости до 3700 км/ч достигают целей на расстоянии в радиусе 480 км.

В этом случае под фюзеляжем, на месте бомбоотсека, в полуутопленном виде, размещается одна ракета типа Х-20, и на пилонах подвешивается две ракеты Х-22

Модификации бомбардировщика и участие в войнах

Ту-22 – дальний бомбардировщик, который послужил базой для организации работы самолетов-разведчиков и самолетов радиоэлектронной борьбы.

Самолет прошел боевое крещение, хоть конфликты, в которых он участвовал, и носили характер региональных. Самолет поставлялся на экспорт, и нес службу в странах Африки и Ближнего Востока.

На стороне советских войск Ту-22 был задействован во время Афганского конфликта.

Задачи авиаполков вооруженных Ту-16 и Ту-22 свелись к ковровым бомбардировкам. Это как психологическое воздействие на мятежников, так и уничтожение рассеянных групп боевиков на труднодоступной местности. Так Ту-22 широко применялись во время Панжерских операций ОКСВА.

Именно после этого конфликта руководство поняло, что Ту-22 – узкоспециализированный самолет. Уже тогда поступившие на вооружение США системы БИУС «Иджис» с ЗУР типа «Стандарт»(SM-1/2) позволили надежно защитить авианосные ударные соединения от атаки бомбардировщиков типа Ту-16 и Ту-22, но в тоже время даже «Иджис» не смог бы предотвратить массированный налет Ту-22 вооружённых Х-22.

Сегодня службу в российских частях продолжает Ту-22М3. Но в ближайшем будущем планируется полноценная замена и усовершенствование существующих машин. Речь идет о Ту-22М3М, которые будут укомплектованы по самым современным стандартам.

Отличительной чертой самолетов станет новейшая система радиолокационной борьбы. Кроме прочего, новые модификации будут оснащаться последними видами крылатых ракет.

Заключение

Ту-22М3 прославился в отечественной и зарубежной прессе под именем «убийца авианосцев». Действительно, можно говорить о том, что в России традиционно был сделан большой упор на развитие стратегической авиации.

И если США имеют большой авианесущий флот, то логично предположить, что в противовес нужно было создавать силы, способные наносить непоправимый вред крупным соединениям кораблей. Такая непростая задача легла на плечи дальнего бомбардировщика Ту-22М3.

Но, если быть честным до конца, то нельзя говорить о способности одного самолета уничтожить целый авианосец. Во-первых, флагманский корабль всегда охраняется усиленными мерами.

Помимо самолетов, он обеспечивается мощной противовоздушной обороной и и истребительной авиацией. Но вот большой по численности отряд самолетов Ту-22М3 способен эффективно противостоять авианосным ударным соединениям противника.

В целом, можно говорить, что Ту-22М3 и его модификации внесли весомый вклад в ядерные тактические силы страны.

Его служба не была с самого начала безупречной, но годами усовершенствований и трудов конструкторы смогли добиться практически идеального сочетания технологичности и высокой скорости полета.

Можно смело говорить, что Ту-22М3 – эффективный бомбардировщик, который способен нанести серьезный удар военным и промышленным точкам противника. Поэтому его роль в силах ядерного сдерживания переоценить сложно.

Видео

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: