Самолет Ту-22М3: технические характеристики, фото

Ту-22М3 — гроза авианосцев

В современных реалиях, когда отношения между Россией и США обострились на фоне внешнеполитических противоречий, выросла роль использования оперативно-тактической авиации, способной нести крылатые ракеты, к примеру, модернизированных самолетов Ту-22М3М. Сегодня можно найти бесконечное количество как баек, так и реальных историй про то, как летчики на подобных самолетах с помощью грамотного использования боевых возможностей своих машин преодолевали наземные и морские системы ПВО США, Японии и других стран, которые противостояли на мировой арене сначала СССР, а затем и России.

В 1986 году два самолета из состава 2-й морской ракетоносной авиадивизии Черноморского флота во время проведения совместных учений на территории Болгарии незаметно для натовских самолетов пересекли сразу две границы государств, которые входили в этот военный блок. Тренировка экипажей осуществлялась в рамках совместных учений Варшавского договора.

Самое интересное заключалось в том, что два Ту-22М, оснащенные ракетами для уничтожения авианосных группировок в Средиземноморье, на 13 градусов изменили свой курс и «проверили» две границы с Турцией и Грецией, после чего благополучно возвратились назад в Болгарию. Уже после этого полета пилоты рассказывали о том, что в районе населенного пункта Драма в Греции была попытка перехватить их истребителями F-15. Экипажи даже могли визуально видеть натовские самолеты. Но перехватчики прошли в эшелоне существенно выше советских машин, которые совершали полет ниже уровня гор. Они остались невидимыми для иностранных летчиков, которым и в голову не могло прийти, что тяжелые ракетоносцы пролетели на небольшой высоте между гор. Советскими летчиками была проделана ювелирная работа.

В те годы советская дальняя авиация совершала большое количество полетов, в том числе и над авианосными соединениями противника. Летчики ракетоносцев Ту-22М2, Т-22М3 и Ту-95МР фотографировали в 1985 году американские авианосцы: «Энтерпрайз», «Мидуэй», «Корал-Си». Самолеты снимали авианосцы, выполняя проход над их палубой на высоте в 1000 метров. Как правило, американские истребители «Томкэт» F-14 подвисали под люками аэрофотоаппаратов, но они все равно брали на снимках все: и истребитель, и корабли, и даже волны.

Летчик Ту-22М3 Николай Баранов рассказал на страницах сайта телеканала «Звезда» об одном интересном полете, когда бомбардировщик Ту-22М3 имитировал посадку на палубу авианосца. Пара советских самолетов — на ведомом две ракеты X-22, предназначенные для уничтожения авианосцев и других кораблей, на ведущем две X-28 с пассивными ГСН для поражения корабельных и наземных РЛС — встретила над морем американский палубный истребитель. Эта встреча подсказала пилотам, что невдалеке находится авианосная группа. Командир ведущего Ту-22М3 принял решение проверить на практике тактику вероятного противника, а также снять самолеты на палубе авианосца. Обнаружить в Японском море авианосную группу противника и вскрыть ее систему ПВО, было довольно сложной задачей. Американцы хорошо маскировали подобные группы «в тени» многочисленных островов, поэтому даже с воздуха при помощи РЛС их было довольно трудно обнаружить, к тому же работающие радары позволяют кораблям быстрее обнаружить самолеты и подготовить для них достойную встречу.

Несмотря на это наши пилоты, доказав свой профессионализм, смогли, до последнего момента не обнаружив себя, найти авианосец противника. После чего на их перехват вылетели истребители. Один из них подлетел так близко, что было видно улыбку на лице американского летчика. Он подмигнул командиру и показал брюхо своего самолета с ракетами «воздух-воздух». На это советские ракетоносцы повертели своими спаренными пушечными установками. Казалось бы, на этом «обмен любезностями» и закончится, но американский пилот решил пошутить. Он с улыбкой на лице начал предлагать советским ракетоносцам садиться на борт авианосца. В это время внизу находился многоцелевой «Китти Хок», на палубе которого стояли противолодочные самолеты, истребители, разведчики — велись полеты.

Стоит отметить, что Ту-22М3 — машина не маленькая. Размах крыла самолета составляет порядка 35 метров, по ширине практически палуба авианосца. Да и запас топлива на борту — под 50 тонн. При этом внизу два американских истребителя не могут прорулить к началу взлетной полосы, в спешке один другому просто перекрыл дорогу. Скорее всего, суета возникла после того, как на горизонте появились советские Ту-22М3. Однако сделать качественные снимки организации полетов им мешает F/A-18, сопровождающий наши машины и заходящий снизу под фотоаппарат. Поэтому советские летчики тоже решают «пошутить» и начинают имитировать посадку на палубу.

Читайте также:
Фото Ханского Дворца (91 фото)

Как и положено при настоящей посадке, выпускаются шасси и закрылки, самолет снижается. Имитация это или нет, понять трудно, если ты не находишься в кабине сажаемого на палубу громадного ракетоносца. Американцы уже начали представлять, что произойдет, если такая махина приземлиться на палубу. Ту-22М3 просто снес бы все самолеты и людей с палубы, повредил надстройку и командный пункт. А пожар от столкновения при наличии на борту 50 тонн керосина и двух мощных ракет, каждая из которых весит по 5 тонн, пришлось тушить бы не один день. Имитация посадки удалась. Рассматривая потом сделанные снимки, можно было рассмотреть ту панику, которая возникла на борту авианосца. Справедливости ради стоит отметить, что эта история больше похожа на армейскую байку. А в сети можно найти другой ее вариант, в котором фигурируют самолеты Ту-95. Сделанные с борта самолета снимки не рассекречены, как неизвестны и имена пилотов, выполнявших данный заход.

Стоит отметить, что практика облета боевых судов продолжает выполняться. Так, 17 октября 2000 года в облете еще одного американского авианосца типа «Китти Хок» участвовало уже 4 российских самолета: два самолета-разведчика Су-24МР и два прикрывающих их истребителя-перехватчика Су-27 из состава 11-й армии ВВС и ПВО. Данные события произошли в Корейском проливе, о них журналистам рассказал генерал-полковник Анатолий Наговицын — бывший заместитель начальника Генштаба ВС РФ. По его словам, встреча американских палубных самолетов с российскими истребителями была «максимально приближена к боевой».

Нельзя не отметить, что тогда американцы проводили свои военно-морские маневры всего в 300 км от российского берега, что само по себе трудно было расценивать, как дружественный к нашей стране акт. Поэтому действия российской авиации были правомерны и вполне оправданы. Результаты проведенной воздушной разведки были отличными. Российские самолеты-разведчики Су-24МР совершили несколько заходов на авианосец, фотографируя его с воздуха. На снимках была зафиксирована паника на борту корабля: моряки даже спешно рубили шланги, которые соединяли авианосец с танкером снабжения, который закачивал на его борт топливо.

Американские истребители F/A-18 смогли подняться в небо только после второго захода, однако Су-27 быстро увели их в сторону от корабля, совершив отвлекающий маневр, что позволило Су-24МР выполнить еще несколько пролетов над американским кораблем. Как потом говорили, некоторое время спустя на авианосец по электронной почте пришло письмо, в котором было две фотографии палубы корабля, сделанных с борта русских самолетов. Стоит отметить, что самолеты морской авиации США и России достаточно часто выполняют облеты боевых кораблей, которые находятся в нейтральных водах. По этой причине действия четвертки российских самолетов при облете авианосца типа «Китти Хок» не вызвали никакой негативной реакции со стороны американской официальной администрации.

Сегодня в планах боевой подготовки военно-морских летчиков есть раздел, который посвящен отработке различных приемов по преодолению ПВО кораблей противника. Верхом совершенства считается преодоление мощной системы ПВО американской авианосной группы. Удается такое очень редко — стоит отдать должное американцам, которые очень грамотно строят защиту своих авианесущих средств. Но, как говорится, и на старуху бывает проруха.

Ту-22М3

Ту-22М3 (по кодификации НАТО Backfire-C) — дальний сверхзвуковой ракетоносец-бомбардировщик, обладающий изменяемой геометрией крыла. По своей компоновочно-конструктивной схеме Ту-22М3 представляет собой цельнометаллический низкоплан с двумя ТРДДФ, которые расположены в задней части фюзеляжа. Самолет отличает наличие крыла изменяемой в полете стреловидности и стреловидное хвостовое оперение. Ту-22М3 обладает трехопорным шасси с передней опорной стойкой. В конструкции планера самолета широко используются титановые и алюминиевые сплавы, жаропрочные и высокопрочные стали, а также неметаллические конструкционные материалы. На вооружении российских ВВС находится около 40 готовых к выполнению полетов самолетов данного типа. При этом до 2022 года на КАПО планируется провести модернизацию 30 Ту-22М3.

Речь идет о модификации самолета Ту-22М3М, которая отличается обновленной авионикой, средствами связи. При этом на борту самолета имеется комплекс бортового оборудования — цифровая специализированная вычислительная подсистема СВП-24-22 (разработчик и производитель ОАО «Гефест и Т»). Данная система в состоянии обеспечить одиночное наведение самолета на цель с перенацеливанием уже в полете, а также групповую атаку цели ракетоносцами соединения с различных произвольных направлений. Бортовое оборудование на новой элементной базе расширяет номенклатуру используемых самолетом вооружений и позволяет применять современные образцы высокоточного оружия. Помимо всего прочего проводится комплекс работ по продлению ресурса самолетов до 40 лет. Детальная информация о проводимых в рамках модернизации Ту-22М3М работах является закрытой. Самолет Ту-22М3М был принят на вооружение ВВС России 4 июля 2014 года.

Читайте также:
С каким телефоном не пускают в самолет

Сверхзвуковой ракетоносец-бомбардировщик Ту-22М3 в состоянии совершать полеты на скорости до 2300 км/ч на дальность до 7000 км. Максимальная боевая нагрузка — 24 000 кг, нормальная — 12 000 кг. Основным оружием самолета являются крылатые ракеты X-22 и аэробаллистические ракеты Х-15. Самолет в состоянии нести до 3-х управляемых противокорабельных ракет X-22М, обладающих максимальной скоростью 3700 км/ч и дальностью до 480 км. Тактических ударных аэробаллистических ракет Х-15 самолет может нести до 10 штук. Шесть из них находятся в специальной барабанной ПУ внутри фюзеляжа, а еще четыре на крыльевых узлах подвески (2х2). Назначение данной ракеты — поражение стационарных площадных целей — баз ВВС и ПВО, РЛС, командных пунктов, военно-промышленных объектов. Гиперзвуковая ракета развивает в полете скорость до 5М и в состоянии поражать цели на удалении в 60-300 км.

В настоящее время в России проходят испытания новой ракеты X-32. Разработка ракеты, которая предназначалась для замены X-22, началась еще в 1980-е годы в МКБ «Радуга». Конструктивно ракета выполнена по нормальной аэродинамической схеме и полностью подобна прототипу X-22. Дальность действия данных ракет была доведена до 1000 км. А скорость полета по информации различных источников составляет от 4000 км/ч до 5400 км/ч. Боеголовка новой противокорабельной ракеты умнее своей предшественницы, она в состоянии сама идентифицировать цель, отбирая наиболее важную. Благодаря высокой скорости полета перехватить эту ракету очень трудно. По информации телеканала «Звезда» ракета в состоянии выдержать очередь из 20-мм зенитно-артиллерийской системы «Вулкан-Фаланкс», попадание одной ракеты AIM-7 «Спэрроу» или 2-3 ракет типа AIM-9 «Сайдвиндер».

Ту-22М3 довольно часто называют в прессе «убийцей авианосцев», но говорить так не совсем корректно. Один самолет данного типа против полноценной АУГ, борьба с которыми его основное предназначение, не воин. Правильнее называть убийцей авианосцев группу подобных машин. Использование ракетоносцев Ту-22М3 по целям типа АУГ предполагает действие большой группы машин составом до полноценного полка по разнообразным схемам — от обычного фронтального удара с одного направления, до разведения самолетов на три группы с выстраиванием их в две волны по дальности и с использованием в авангарде групп уже запущенных ракет самолетов-постановщиков помех. Распределение целей в ордере между крылатыми ракетами производилось операторами самолетов по согласованию с самолетом ведущего. При этом в ударе по авианосной группе использовались самолеты не только с ракетами X-22М, но и X-22МП (противорадиолокационные). При поражении авианосца вероятного противника (вывод из строя надолго или потопление) задача авиационной группы считалась выполненной.

Ту-22М3М — ещё одна «длинная рука» России

На Казанском авиационном заводе им. Горбунова — филиале ПАО «Туполев» (КАЗ) готовят к первому полёту первый модернизированный ракетоносец-бомбардировщик Ту-22М3М.

До 2022 года через в цехах КАЗ пройдут обновление до 30 самолётов Ту-22М3. На них заменят авионику, продлят ресурс планера до сорока календарных лет и будет выполнен комплекс работ по установке оборудования под ракету Х-32 (изд. 9-А-2362) — глубоко модернизированную ракету Х-22 с большей дальностью и новой помехозащищённой ГСН, способной работать в условиях применения противником средств РЭБ.

Но ещё более важным аспектом модернизации, чем обновление вооружения бомбардировщика, будет возвращение на самолёт аппаратуры дозаправки в воздухе, которую с машин линейки Ту-22М в своё время убрали под давлением американцев при подписании договора СНВ-2.

Работы над Ту-22М начались в 1965 году и декларировались как глубокая модернизация Ту-22. В ходе развития проекта общего у них осталось только тактическое назначение. Характеристики нового бомбардировщика-ракетоносца подгонялись под решение двух основных задач: нанесение ударов по стратегическим целям в пределах континента и поражение авианосных ударных групп и соединений. Постановление Совета Министров СССР от ноября 1967 года обязывало спроектировать дальний носитель ракеты типа X-22. Максимальная скорость оговаривалась 2300-2500 км/ч, дальность полёта на дозвуковых скоростях — 7000 км, длина разбега и пробега не должна была превышать 1600 метров.

Результаты испытаний в 1969 году обозначили необходимость дальнейшей модернизации: Ту-22М показал дозвуковую дальность полёта — 4140 км, максимальную скорость — 1530 км/ч и длину разбега — 2600 м, что, конечно, не могло удовлетворить ни ВВС, ни ОКБ.

Читайте также:
Отдых в Техасе 2022 - цены и достопримечательности

В декабре 1969 года было принято решение по модернизации Ту-22М в Ту-22М1. К 1973 году в Казани построили 9 самолётов, но в строевые части они так и не поступили — основные характеристики оказались ниже требуемых. Крупной серией решили строить дальнейшее развитие темы — Ту-22М2. Головная машина серии взлетела 7 мая 1973 года, а испытания и доводки проводились до 1975-го. По сравнению с версией М1, лётные характеристики изменились мало. Тем не менее в августе 1976 года самолёт приняли на вооружение Дальней авиации и авиации ВМФ. Всего до окончания серийного производства в 1983 году в Казани построили 211 самолётов Ту-22М2.

Чтобы обеспечить заданные ещё в 1967 году параметры модернизация машины была продолжена. Она привела к созданию версии бомбардировщика Ту-22М3. Его первый полёт состоялся 20 июня 1977 года, а с 1978-го «тройку» запустили в серийное производство. По лётно-техническим характеристикам Ту-22М3 значительно превосходил Ту-22М2: максимальная скорость — 2000 км/ч, потолок — 13,3 тыс. м, дальность — 6800 км, боевая нагрузка — до 24 т, суммарная боевая эффективность по сравнению с предшественником увеличилась в 2,2 раза. Но из-за множества доработок официально машину приняли на вооружение только в марте 1989 года. Всего в Казани построили 268 таких самолётов. Производство прекратили в 1993 году (тогда же, когда и Ту-160), предположительно, под давлением США. По неофициальным данным, сегодня в строю имеется 62 ракетоносца Ту-22М3.

На модернизацию Ту-22М3 повлияла война в Сирии. 17 ноября 2015 года 12 Ту-22М3 (вместе с Ту-95МС и Ту-160М) нанесли свой первый удар по ИГИЛ (организация запрещена в России). Ту-95МС и Ту-160М работали крылатыми ракетами, не заходя в воздушное пространство Сирии. А усиленная эскадрилья Ту-22М3, действовавшая с авиабазы в Моздоке, применяла обычные авиабомбы. Тогдашний командующий Дальней авиацией Анатолий Жихарев сообщал: «В ходе выполнения ударов самолёты Ту-22М3 за один вылет, продолжавшийся 5 часов 20 минут, преодолели расстояние 4510 километров».

Чтобы понимать, на что способен этот бомбардировщик, приведём сравнение: одним ударом свободнопадающими бомбами Ту-22М2 перепахивал площадь, эквивалентную 35 футбольным полям — это без малого 250 000 кв. м! Возможности прицельного оборудования позволяли попасть с 10-километровой высоты одиночной бомбой в отдельный дом.

Осенью 2017 года появилась информация, что завершена разработка документации на Ту-22М3М, на Казанском авиазаводе идёт подготовка производства для ремонта и модернизации бомбардировщиков, находящихся в строевых частях ВКС.

Комплекс бортового радиоэлектронного оборудования Ту-22М3М будет абсолютно новым и унифицированным с Ту-160М2. Это касается всей авионики, включая навигационно-прицельный комплекс, самолёт получит стеклянную кабину с многофункциональными дисплеями. Силовая установка обновлённого бомбардировщика будет идентичной Ту-160М2 — это новые двигатели НК-32-02 самарского ПАО «Кузнецов». Однако это утверждение вызывает сомнения, т.к. двигатель ещё только запускается в производство, и хватит ли мощностей у самарцев на одновременный выпуск двигателей и для Ту-160М2, и для Ту-22М3М.

Не нарушит ли Россия международных договоренностей, установив на Ту-22М3М аппаратуру дозаправки в воздухе? В ответе на запрос «БИЗНЕС Online» на авиазаводе аккуратно обошли эту тему.

«Договор СНВ-2 сейчас не действует, и мы вольны поступать в отношении Ту-22М3, как посчитаем нужным, — полагает главный редактор журнала „Арсенал Отечества“ Виктор Мураховский. — Действующий договор — СНВ-3. По этому поводу там ничего не говорится. В договоре определяется количество носителей и количество ядерных боевых частей. Система зачётов такая: один дальний бомбардировщик засчитывается как один носитель и одна ядерная боевая часть».

Самолёт ждёт ещё одно интересное новшество. Оно не столь прогрессивно, как появление стеклянной кабины или аппаратура для заправки в воздухе, зато эффектно с точки зрения своего рода идеологии воздушного боя и авиаэстетики. С Ту-22М3М уберут кормовую пушечную установку.

«На сегодня это архаизм, — констатирует Мураховский. — Сегодня ближний воздушный бой и перехват истребителями с помощью стрелково-пушечного вооружения — это ретростиль. Поэтому, конечно, надо пушку убирать, но усиливать при этом самолёт современным комплексом радиоэлектронного подавления. Возможно, это не конкретно комплекс „Витебск“ будет, а что-то адаптированное под Ту-22М3: ведь масса пушки с боекомплектом достаточно большая, поэтому вместо нее вполне можно сделать достаточно мощную станцию радиоэлектронного и оптико-электронного подавления».

Таким образом, «второе дыхание» бомбардировщика Ту-22М3 по своему эффекту может оказаться посильнее возобновления производства «Белого лебедя». Преимущество новой «тройки» хотя бы уже в том, что она есть, а Ту-160М2 ещё только начинает строиться.

Читайте также:
Автобус 859: Расписание Маршрут, Москва Общественный наземный транспорт.

Наши заокеанские «друзья» будут впечатлены, когда Ту-22М3 получит аппаратуру, потенциально делающую машину ещё одной «длинной рукой» России.

Ту-22М3

Галерея Ту-22М3

Ту-22М (классификация НАТО: Backfire) — советский/российский сверхзвуковой бомбардировщик, разработанный в ОКБ Туполева в конце 1960-х.

История Ту-22М3

К середине 1960-х годов потребность в большей универсальности боевых самолетов разных типов стала очевидной. Однорежимные бомбардировщики, летающие либо только на сверхзвуке, либо на дозвуковой скорости не отвечали этим требованиям — был нужен новый, многорежимный самолет, способный работать в большом диапазоне дистанций, высот и скоростей. В то же время, в моду стала входить технология изменяемой стреловидности, вполне удачно вписывающаяся в новые концепции.

Работа над проектом такого дальнего ударного самолёта началась в ОКБ Туполева в 1965 году. Поначалу работа велась без финансирования из государственного бюджета на инициативных началах и позиционировалась исключительно как глубокая модернизация самолёта Ту-22К. На этом этапе проектирования шли разработки конструкции, уже опробованной на самолётах Ту-22 с размещением двигателей над фюзеляжем по обеим сторонам киля. Переделки касались практически только крыла будущего самолёта. Однако к 1967 году по ряду технических причин конструкция Ту-22М была полностью пересмотрена и прототип нового бомбардировщика потерял сходство с самолётом-предшественником.

28 ноября 1967 года вышло Постановление Правительства СССР о создании модификации Ту-22К — Ту-22КМ с двигателями НК-144-22 и крылом изменяемой стреловидности. Не смотря на то, что Ту-22М был, фактически, новым самолетом, на политическом уровне он позиционировался, как глубокая модификация. В основном, это делалось для представления проекта, как самого экономически эффективного.

Ту-22М0

В 1967 году Совет Министров СССР выпустил постановление о проектировании самолета Ту-22КМ с крылом изменяемой стреловидности и двумя двигателями НК-144. Тем самым было положено начало официальной стадии разработок серии Ту-22М. Самолеты должны были выпускаться в Казани (КАЗ им. Горбунова).

Первый самолёт Ту-22М0 был построен к середине 1969 года, и 30 августа он совершил свой первый полёт. Параллельно с испытаниями в Казани шло производство серийных самолётов Ту-22М0. До конца 1972 года было построено 9 единиц Ту-22М0, пять из которых применялись для переподготовки экипажей бомбардировщиков.

В ходе лётных испытаний выяснилось, что основные лётные данные нового самолёта оказались даже хуже, чем у Ту-22К, и нужно провести большой объём работ по его модернизации. Командование ВВС требовало усовершенствовать лётно-технические характеристики самолёта и его бортовое оборудование. В декабре 1969 года на втором этапе доводки Ту-22М принимается решение по модернизации Ту-22М0 в Ту-22М1.

Ту-22М1

С 1970 года в ОКБ Туполева велось проектирование самолёта Ту-22М1 с учётом опыта разработок и испытаний Ту-22М0.

В ходе модернизации удалось снизить массу планера и улучшить аэродинамические характеристики. Существенные изменения претерпели конструкция воздухозаборников, механизация и геометрия крыла, система оборонительного вооружения и схема окраски.

Летом 1971 года на Казанском авиационном заводе была завершена постройка первого Ту-22М1 с двигателями НК-144-22. До конца 1972 года на КАЗ построили девять самолётов типа Ту-22М1.

В строевые части ВВС СССР Ту-22М1 не поступал. В крупной серии решено было строить Ту-22М2 — дальнейшее развитие Ту-22М1 с двигателями НК-22.

Ту-22М2

Ту-22М2 планировалось строить с улучшенными двигателями НК-23, однако все серийные машины получили НК-144-22. Массу самолёта предполагалось снизить приблизительно на 1400—1500 кг. Бортовое оборудование ТУ-22М2 было структурировано в несколько взаимосвязанных бортовых систем.

Велась активная работа по улучшению аэродинамических качеств самолёта (особенно в полётах на малых высотах с целью преодоления ПВО противника). В целом, лётно-технические характеристики самолёта остались на уровне Ту-22М1.

Первый построенный на Казанском авиационном заводе Ту-22М2 совершил полёт 7 мая 1973 года (испытания и доводки продолжались вплоть до 1975 года).

В августе 1976 года Ту-22М2 был принят на вооружение Авиации ВМФ и Дальней авиации. Серийное производство Ту-22М2 продолжалось вплоть до 1983 года. За это время было построено 211 Ту-22М2.

Ту-22М3

В январе 1974 года ВПК при Совете Министров СССР принял решение по дальнейшей модификации Ту-22М2 под двигатели НК-25. В новой модификации самолёта, получившей название Ту-22М3, были установлены более мощные и экономичные двигатели НК-25 с электронной системой управления. Была изменена конструкция воздухозаборников, вертикальный канал которого стал располагаться под углом к фюзеляжу (по аналогии с МиГ-25). Полностью изменена система электроснабжения самолёта.

Читайте также:
Защитное сооружение Древнего Рима — Адрианов Вал

Первый опытный Ту-22М3 совершил первый полёт 20 июня 1977 года.

Последний самолёт Ту-22М3 построен в 1993 году. Всего на Казанском авиационном производственном объединении было построено 268 Ту-22М3.

Видео Ту-22М3 : Видео рулений, взлетов и посадок бомбардировщиков Ту-22М3

Существуют другие неосновные модификации самолета:

  • Ту-22М3М — самолет с частично модернизированным навигационным бортовым радиоэлектронным оборудованием и возможностью использования высокоточного оружия класса воздух-поверхность.
  • Ту-22М4 — модернизация с установкой новых двигателей НК-32 и с изменением воздухозаборников двигателей.
  • Ту-22М5 — Проект. Начало разработки в 1997 году. Была выполнена модификация обводов крыла, улучшение местной аэродинамики и качества внешних поверхностей с целью снижения ЭПР.
  • Ту-22М3Р — модификация в варианте самолета-разведчика и постановщика помех.
Конструкция Ту-22М3

Самолёты серии Ту-22М выполнены по нормальной аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана с крылом изменяемой стреловидности. Конструкция выполнена в основном из алюминиевых сплавов, а также стали и магния. Крыло состоит из неподвижной части и поворотных консолей. Крыло переставлялось от 20° до 65°. Механизация крыла включает предкрылки, трёхсекционные двухщелевые закрылки, трёхсекционные интерцепторы, элероны отсутствуют.

Самолёт имеет фюзеляж типа полумонокок и трёхопорное убирающееся шасси с носовой стойкой. Силовая установка состоит из 2 ТРДДФ НК-25 для Ту-22М3.

Самолет Ту-22МЗ предназначен для ведения боевых действий в оперативных зонах сухопутных и морских театров военных действий с целью уничтожения подвижных и неподвижных, радиолокационно-контрастных и площадных, видимых и невидимых целей (объектов) ракетами и бомбами днем и ночью в простых и сложных метеорологических условиях. Самолет обеспечивает выполнение следующих задач:

  • нанесение ударов тремя ракетами типа Х-22 в диапазоне высот полета носителя от 1000 м до практического потолка по радиолокационно видимым и невидимым целям;
  • поражение 10 ракетами типа Х-15 наземных целей с заранее известными (запрограммированными) координатами;
  • выполнение прицельного бомбометания свободнопадающими неуправляемыми боеприпасами в диапазоне Н от 200 м до практического потолка (максимальная бомбовая нагрузка 24 000 кг);
  • выполнение оптической, тепловой, радиолокационной, радиационной и других видов разведки (самолет Ту-22МР).

Самолёт может нести три противокорабельные крылатые ракеты Х-22, свободнопадающие бомбы или морские мины разного калибра, общей массой до 24 тонн. Возможно расположение бомб и на внешней подвеске под каналами воздухозаборников.

На вооружении

Россия — 150 Ту-22М3, по состоянию на 2012 год. Боеспособен 41. В феврале 2012 года подписан контракт на модернизацию 30 Ту-22М3 до уровня Ту-22М3М.

Боевое применение Ту-22М3

Ограниченно применялся в конце Афганской войны (в 1988-1989 годах), а также на раннем этапе Первой войны в Чечне.

В ходе Войны в Южной Осетии в августе 2008 года группа Ту-22М3 наносила прицельные авиационные удары по складам боеприпасов грузинской армии, бомбардировала аэродромы и скопления войск в Кодорском ущелье. По официальной версии, один самолёт Ту-22М3 был сбит в результате применения средств ПВО Грузии на высоте примерно 6000 м.

Ту-22М3

Бомбардировщик средней дальности с изменяемой геометрией крыла

Ту-22М3 создан в ОКБ ММЗ “Опыт” А. Н. Туполева, главные конструкторы Б. Е. Леванович и позже А. Ю. Коренев. Разработка оптимизированной для полетов на сверхзвуковой скорости модификации самолета Ту-22М начата по решению ВПК при Совмине СССР в январе 1974 г.

В конструкции самолета Ту-22М3 изменены воздухозаборники, установлены новые двигатели НК-25, модернизировано оборудование и обновлен комплекс вооружения.

Первый полет Ту-22М3 совершил 20 июня 1977 г. и после проведения испытаний в 1978 г. начато серийное производство самолета на Казанском авиазаводе. В 1977-1979 годах проведены совместные государственные испытания Ту-22М3 с новыми ракетами Х-22МП с пассивными ГСН, предназначенными для поражения работающих наземных и корабельных РЛС. В 1979 г. проведены совместные испытания комплекса К-22МП с ракетой Х-22МП и комплекс рекомендован к принятию на вооружение. Государственные испытания Ту-22М3 завершены в 1981 г.

Ту-22M3 (начало 2000-х годов)

В 1981 г. Ту-22М3 начали поступать в Дальнюю Авиацию ВВС СССР. В 1981-1984 годах проведены работы по доработке комплекса вооружений Ту-22М3 – самолет выполнил программу дополнительных испытаний в варианте с расширенными боевыми возможностями – в том числе с оснащением аэробаллистическими ракетами Х-15 в противорадиолокационном варианте. Начиная с 1984 г. в серийном производстве на КАПО в Казани остается только Ту-22М3 и производство модификации Ту-22М2 прекращено полностью.

В доработанном виде Ту-22М3 официально принят на вооружение ВВС СССР в марте 1989 г. Всего КАПО выпущено 268 экземпляров Ту-22М3.

Ту-22М3 в ВВС России

По состоянию на 2017 г. 62 самолета Ту-22М3 в ходят в состав не менее четырех полков Дальней Авиации ВВС России. В 2017 г. ведется подготовка модернизации строевых Ту-22М3 по стандарту Ту-22М3М.

Конструкция самолета

Самолет является низкопланом классической аэродинамической схемы с крылом изменяемой геометрии, боковыми сверхзвуковыми воздухозаборниками, двумя двигателями и внутренним отсеком для вооружения. Так же самолет оборудован внешними узлами подвески. Штанга дозаправки по проекту должна была быть убирающейся со скрытым размещением в носовой части фюзеляжа, но по договору ОСВ-2 штанги дозаправки на самолетах Ту-22М были демонтированы.

Двигательная установка

2 х ТРДДФ НК-25 ОКБ КМЗ “Труд” главного конструктора Н.Д.Кузнецова. Тяга двигателя – 14300 кг (номинал), на форсаже – 25000 кг.

Читайте также:
8 особенностей родины танго

На фото: Кабина пилотов Ту-22М3 и рабочие места штурмана и оператора вооружения (2010 г., Виталий Кузьмин)

Ту-22М3 с авиабомбами на многозамковых балочных держателях
(с сайта Минобороны РФ)

Модификации:

Ту-22М3 (1977 г.) – бомбардировщик, модифицированный Ту-22М2.

Ту-22МП (1980-е годы) – проект и опытный самолет постановщик помех на базе бомбардировщика Ту-22М3.

Ту-22МР (1985 г.) – самолет-разведчик, созданный на базе Ту-22М3. Состоит на вооружении ВВС России.

Ту-22М4 (1991 г.) – опытный модифицированный бомбардировщик Ту-22М3. Работы по созданию самолета не были завершены.

Ту-22М3М (2009 г.) – бомбардировщик, модификация Ту-22М3 с обновленным оборудованием и комплексом вооружения. До 2022 г. по стандарту Ту-22М3М планируется модернизировать не менее 20 самолетов Ту-22М3.

masterok

Мастерок.жж.рф

Хочу все знать

Помните мы пару месяцев назад среди других интересных самолетов мы подробно рассматривали модификацию ТУ – 22. Blinder, а сегодня вот появилась новость по еще одной модификации ТУ – 22. Давайте почитаем:

Самолеты дальней авиации ВВС России Ту-22М3 привлекли к уничтожению морских целей. Как сообщил “Известиям” источник в главкомате ВМФ России, дальние бомбардировщики-ракетоносцы Ту-22М3 успешно поразили учебные цели во время учений на Северном флоте. Теперь их вернут к выполнению одной из основных боевых задач для самолетов данного типа — это уничтожение с воздуха кораблей противника, в первую очередь авианосцев.

— Раньше эти самолеты были в составе морской авиации ВМФ. Но в 2011 году их передали в ВВС. Теперь “сухопутные” летчики стали выполнять морские задачи уже в новом качестве, — пояснил представитель в главкомате ВМФ.

При этом в Главном штабе ВВС “Известиям” пояснили, что под противокорабельные задачи будут заточены все имеющиеся на вооружении Ту-22М3 — около 40 машин.

— Фактически этот самолет и разрабатывался как “убийца авианосцев”. Просто после распада СССР эти задачи отошли на второй план и вообще у флота авиация была как падчерица.

Напомним, что Ту-22М был создан в 1969 году, в разгар холодной войны с США, как носитель сверхзвуковой ракеты Х-22 (“Ха”-22, а не “Икс”-22), предназначенной для поражения американских авианосцев. Для поиска массивного корабля на водной глади в ракету была встроена система самонаведения по радиоконтрастной цели. Через несколько лет ракету доработали для уничтожения наземных целей.

Однако до 2012 года противокорабельная функция самолетов практически не использовалась — последние стрельбы по морским целям проводились в 1989 году. Поэтому все летчики Ту-22М3, в том числе и те, кто перешел вместе с самолетами из ВМФ в ВВС, учатся “работать” по кораблям противника с нуля.

— До 2012 года у пилотов нашей авиационной группы не было даже теоретических навыков полета над морем. Мы отрабатывали удары только по наземным целям. Сейчас мы уже умеем ориентироваться и искать корабли противника. В апреле этого года отрабатывали пуски ракет Х-22Н по надводным целям, — рассказал “Известий” один из пилотов Ту-22М3.

По словам летчика, с начала 2012 года Ту-22М3 каждый месяц совершают учебное патрулирование над Японским и Баренцевым морями.

— В дальнейшем предполагается, что дальняя авиация будет работать против военно-морских целей противника комплексно и сразу всеми типами своих самолетов. Ту-22М3 будут охотиться за кораблями, а стратегические ракетоносцы Ту-95 и Ту-160 — уничтожать порты и военно-морские базы, — пояснил “Известиям” представитель главного командования ВМФ России.

По его словам, Ту-22М3 может обнаруживать и наносить удар по кораблям противника в радиусе 2 тыс. км от своего аэродрома, а Ту-95МС и Ту-160 с новыми крылатыми ракетами Х-101 смогут уничтожить даже хорошо защищенную военно-морскую базу противника на расстоянии до 10 тыс. км от места пуска. У надводных и подводных сил ВМФ такой возможности нет, если не считать ядерное оружие, которое в локальных конфликтах применяться не будет.

Читайте также:
Авиакомпания ЮВТ Аэро: официальный сайт

По мнению главного редактора профильного издания “Взлет” Владимира Щербакова, самолеты дальней авиации ВВС в несколько раз увеличат боевые возможности ВМФ России.

— В ВМФ СССР уничтожать корабельные группировки противника в дальней морской зоне должны были подводные лодки и ракетоносная авиация. Сейчас подводный флот значительно сократился и не может решать эти задачи. После передачи морских ракетоносцев из ВМФ в ВВС России бомбардировщики дальней авиации остались единственным элементом, который может решать эту задачу, — пояснил “Известиям” Владимир Щербаков.

По данным британского справочника Military Balance, на вооружении ВВС России сейчас находится 16 самолетов ТУ-160, 32 Ту-95МС (из них около 60 на хранении), а также 115 бомбардировщиков Ту-22М3, из которых способно летать только 40. (ссылка)

Посмотрим на этот самолет подробнее:

В январе 1974 года ВПК при Совете Министров СССР принимает решение по дальнейшей модификации Ту-22М2 под двигатели НК-25. В ходе проработки возможных путей модификации ОКБ, основываясь на своих наработках, предлагает не ограничиваться только заменой двигателей, а провести дополнительные улучшения в конструкции и аэродинамике самолета.

В результате 26 июня 1974 года вышло Постановление Совета Министров СССР П 534-187, определявшее развитие Ту-22М с двигателями НК-25, с улучшенной аэродинамикой планера, со сниженной массой пустого самолета и с улучшенными тактическими и эксплуатационными характеристиками. Новая модификация Ту-22М получила официальное обозначение Ту-22МЗ.

Помимо применения НК-25, по предложению ОКБ провело следующие конструктивные мероприятия значительно изменившие самолет. Заменили воздухозаборники с вертикальным клином на воздухозаборники с горизонтальным клином. Увеличили максимальный угол отклонения поворотной части крыла до 65З, убрали в контур обтекателя гидравлические агрегаты узла поворота. Ввели новую удлиненную носовую часть фюзеляжа с измененной штангой топливозаправки. Заменили спаренную двухпушечную кормовую установку на однопушечную с улучшенной аэродинамической формой.

Облагородили съемные узлы, уплотнили щели, заменили обтекатели и т.д. Провели мероприятия по снижению массы пустого самолета: облегчили основные стойки шасси (перешли на другой тип колес, отказались от раздвижной системы средней пары колес), ввели облегченный стабилизатор и укороченный руль направления, конструкцию средней части крыла сделали неразъемной, перешли на титан в конструкции противопожарных перегородок и хвостовых стекателей, изменили тип теплоизоляции и герметиков, ниппельные стыки труб заменили на паяные, заменили гидронасосы и генераторы на более легкие, отказались от тяжелых и громоздких однофазных электромашинных преобразователей, перешли на более теплостойкие электропровода, облегчили агрегаты СКВ, элементы изготовлявшиеся штамповкой и литьем стали делать с минусовыми допусками. Все мероприятия по уменьшению массы, даже с учетом увеличившейся массы новых двигателей, должны были обеспечить общее снижение массы пустого самолета на 2300-2700 кг.

Важным отличием Ту-22МЗ от предыдущих модификаций стало использование в системе электроснабжения бесконтактных генераторов постоянного тока и интегральных гидромеханических приводов-генераторов переменного тока стабильной частоты, применение которых, помимо снижения массы агрегатов, позволило поднять надежность энергосистемы и качество бортового электропитания. Провели изменения в элементах навигационного комплекса. Рассматривали вопросы по расширению вариантов ударного вооружения и модернизации РЭП. В результате всех проведенных улучшений в конструкции самолета его летно-тактические характеристики наконец должны были достичь значений, соответствующих требованиям постановления 1967 года. Слаженная работа всех подразделений ОКБ и серийного завода позволила в кратчайшие сроки провести глубокую модернизацию самолета и подготовить к летным испытаниям первый опытный Ту-22МЗ, который совершил первый полет 20 июня 1977 года. После выполнения программы летно-доводочных испытаний Ту-22МЗ с 1978 года запускается в серийное производство. До 1983 года Ту-22МЗ строится параллельно с Ту-22М2, а начиная с 1984 года в серии идет только Ту-22МЗ. Всего на Казанском авиационно-производственном объединении (КАПО) построили 268 Ту-22МЗ. Серийное производство было завершено в 1993 г.


Кликабельно

Испытания первых Ту-22МЗ показали, что по своим летно-тактическим характеристикам самолеты новой модификации значительно превосходят Ту-22М2: максимальная скорость увеличилась до 2000-2300 км/ч, тактические радиусы действия — на 14-45 % в зависимости от режима полета. Суммарная боевая эффективность Ту-22МЗ возросла по сравнению с Ту-22М2 в 2,2 раза. Совместные государственные испытания Ту-22МЗ завершились в 1981 году и самолет был рекомендован к принятию на вооружение. С 1981 по 1984 годы самолет проходил дополнительный комплекс испытаний в варианте с расширенными боевыми возможностями. Новые системы вооружения потребовали дополнительного времени на их доводку и испытания, поэтому в окончательном виде Ту-22МЗ официально принимается на вооружение только в марте 1989 года.

Читайте также:
Фото Ханского Дворца (91 фото)

Помимо основных вариантов дальнего ракетоносца-бомбардировщика вооруженного бомбами и ракетами Х-22М. ОКБ подготовило и передало в производство несколько модификаций Ту-22М, отличавшихся от базовых составом вооружения и оборудования. Введение в состав прицельного комплекса аппаратуры разведки и целеуказания позволило довооружить Ту-22М противорадиолокационными ракетами. Еще в 70-е годы применительно к Ту-22М2 начались работы по оснащению самолета аэробаллистическими ракетами малой дальности типа Х-15. В 80-е годы эти работы увенчались успехом — Ту-22МЗ получил вариант ракетного вооружения с Х-15 на фюзеляжной многопозиционной катапультной установке и на крыльевых катапультных установках.

В декабре 1985 года начались летные испытания дальнего самолета-разведчика Ту-22М3Р, спроектированного на базе Ту-22М3. Новый разведчик предназначался для замены в строевых частях самолетов Ту-22Р. Самолет-разведчик, предназначенный для для действий на сухопутных и морских ТВД, оснащался современным комплексом разведывательного оборудования, который в сочетании с высокими летными качествами самолета-носителя, обеспечивал значительное увеличение эффективности воздушной разведки. В оборудование входили РЛС бокового обзора, размещенная в гондоле под фюзеляжем, система радиотехнической разведки, тепловизионная разведывательная система, а также средства фоторазведки. В 1989 году самолет-разведчик под обозначением Ту-22МР передали в серийное производство. Построено или переоборудовано в разведывательный вариант из бомбардировщиков Ту-22М3 12 самолетов. Аналогичным образом с 1994 г. модернизируется в самолеты-разведчики и часть бомбардировщиков Ту-22М2.

Для замены самолетов-постановщиков помех Ту-22ПД, в 70-е годы была предпринята попытка создания постановщика на базе Ту-22М. В ходе этих работ переоборудовали в постановщик серийный Ту-22М2. Самолет, получивший обозначение Ту-22МП, проходил испытания, но в серию и на вооружение не передавался из-за недоведенности комплекса РЭП. Как отмечалось выше, на Ту-22МЗ предполагалось устанавливать двигатели НК-32, тем самым улучшить его характеристики. Для испытаний новой силовой установки переоборудовали один из серийных Ту-22МЗ, но до установки новых двигателей дело не дошло, в дальнейшем эта машина использовалась в качестве летающей лаборатории для испытаний новых образцов оборудования и вооружения. В 1992 году ОКБ совместно с ЛИИ и ЦАГИ на базе одного из первых серийных Ту-22МЗ создало летающую лабораторию Ту-22МЛЛ, предназначенную для проведения широкого круга натурных летных аэродинамических исследований.

Помимо перечисленных построенных вариантов Ту-22М в ОКБ прорабатывались несколько проектов модификаций и модернизацией самолета, работы по которым не вышли из начальных стадий проектирования. В 1972 ОКБ для авиации ВМФ подготовило техническое предложение по кардинальной модернизации Ту-22М. Проект получил обозначение «45М». Согласно проекта, «45М» должен был оснащаться двумя двигателями НК-25 и по своей аэродинамической компоновке в какой-то степени напоминал американский разведчик SR-71, ударное вооружение — две ракеты Х-45. Существовали проекты создания на базе различных модификаций Ту-22М дальнего перехватчика Ту-22ДП (ДП-1), способного бороться не только с ударными самолетами на больших удалениях от защищаемых объектов, но и с самолетами ДРЛО, соединениями транспортных самолетов («рейдеры»), а также выполнять ударные функции.

Описание
Конструкция ОКБ им. А.Н.Туполева
Обозначение Ту-22М3 («45-03»)
Тип Многорежимный дальний ракетоносец-бомбардировщик
Первый полет 20 июня 1977
Принятие на вооружение 1983
Объем выпуска 268
Экипаж, чел 4
Геометрические и массовые характеристики
Длина самолета, м 42,46
Высота самолета, м 11,05
Размах крыла, м x = 20 град 34,28
x = 65 град 23,3
Площадь крыла, м 2 x = 20 град 183,57
x = 65 град 175,8
Взлетная масса, кг максимальная 124000
со стартовыми ускорителями 126000
нормальная 112000
Посадочная масса, кг максимальная 88000
нормальная 78000
Масса топлива, кг 53550
Силовая установка
Число двигателей 2
Двигатель ДТРДФ НК-25
Тяга двигателя, кгс максимальная 14500
форсажная 25000
Удельный расход топлива на дозвуке, кг/кгс*час 0,76
Летные данные (расчетные)
Скорость, км/ч (М=) максимальная 2000-2300
макс. у земли 1050
крейсерская 930
взлетная 370
посадочная 285
Практический потолок, м 13300
Дозвуковая дальность полета, км 7000
Радиус действия с боевой нагрузкой 12 т, км на сверхзвуковой скорости 1500-1850
на дозвуковой скорости у земли 1500-1650
на дозвуковой скорости по смешанному профилю 2410
Длина разбега, м 2000-2100 (370)
Длина пробега, м 1200-1300
Вооружение
Крылатые ракеты 1-3 Х-22М
Аэробаллистические ракеты 10 Х-15
Бомбовая нагрузка, т нормальная 12
максимальная 24
Оборонительное пушка ГШ-23 23 мм
Читайте также:
Отдых в Техасе 2022 - цены и достопримечательности

Настоящее Ту-22М3.

В строю ВС Российской Федерации находятся около 165 бомбардировщиков-ракетоносцев дальнего действия. Большая часть находится на длительном хранении. Еще 3 самолета имеется в ВВС Индии. Украинские Ту-22М3 были ликвидированы при выполнении Украиной обязательств по отказу от ядерного оружия.
Перспективное будущее – создание коммерческого проекта для вывода на орбиту малых спутников и другого оборудования, и создание перспективного проекта для вывода на заданную высоту новейших гиперзвуковых аппаратов.
Использование сегодня на вооружении Ту-22М3 возможно благодаря отработанной годами системе эксплуатации, в которую входит:
-обеспечение живучести – поставка техсредств, средств НО, ГСМ, ЗиП, боезапаса, дополнительных материалов для успешного проведения работ по обслуживанию и боевому применению самолета;
– радиотехническое обеспечение полетов в заданном районе;
– остальные виды обеспечения для поддержания самолета в полной боеготовности.

Ту-22М3 может быть передислоцирован с основной базы на оперативный аэродром, вооружение может быть перемещено в неснаряженном виде, внутри самолета. Снаряжение самолета на оперативном аэродроме выполняется с помощью мобильного оборудования обслуживания самолетов дальнего действия и техаптечек, которые используют ИТС при совершении перебазирования.

Это позволяет использовать Ту-22М3 в любом заданном районе.
Конструкторские работы по модернизации бомбардировщика-ракетоносца Ту-22М3 практически никогда не прекращались.
Настоящие работы по продлению срока эксплуатации данных самолетов на ближайшие 25 лет являются работами по модернизации Ту-22М3.

Самые высокие дамбы мира (25 фото)

Дамба Лунтань – большая бетонная дамба на реке Хонгшуи в Китае. В высоту достигает 216.5 метров. Эта огромная гидроэлектростанция была окончательно запущена в 2009 году и состоит из 9 гидрогенераторов.

Дамба Каньона Глен

Названная по имени долины Каньона Глен – красочной серии ущелий, большая часть которой теперь находится под водой, дамба создала второе по величине искусственное озеро в США. Высота дамбы составляет приблизительно 219 метров.

В 219 метров высотой, Дворжак – третья самая высокая дамба в США и самая высокая прямоосная дамба в Западном полушарии.

Дамба Контра в Швейцарии

Известная также как Дамба Верзаска или Локарно, Контра – арочная дамба на реке Верзаска в Швейцарии.

Плотина Гувера в Аризоне

Плотина Гувера – одна из самых известных и узнаваемых в мире, а также самая посещаемая туристами. Некогда известная как Плотина Боулдер – это бетонная дамба в Черном Каньоне реки Колорадо, на границе между американскими штатами Аризоны и Невады.

Дамба Луццоне в Швейцарии

Обладая самой высокой искусственной отвесной стеной в мире на одной из ее сторон, дамба Луццоне достигает 225 метров в высоту.

Бетонная гравитационная дамба через реку Сутлеж около границы между Пунджаб и Химачал-Прадеш в северной Индии.

Дамба Карун 4 в Иране

Дамба арочного типа на реке Карун в Иране. Главная цель строительства Карун 4 – источник электропитания и борьба с наводнениями.

Созданная не только для выработки электроэнергии, но также и для борьбы с наводнениями, навигации, туризма и рыболовства, Дамба Shuibuya составляет 233 метра в высоту.

Эта арочная дамба на реке Сулак – самая высокая дамба такого типа в России, с высотой в 232.5 метра.

Плотина Эль Кахон, Гондурас

Официально известная, как Центральная гидроэлектростанция имени Франсиско Морасана, эта дамба расположена в Западном Гондурасе. Её высота составляет 226 метров, а длина – 282 метра.

Дамба Оровилля, Калифорния

В 230 метров высотой, эта насыпная дамба была построена на Реке Физер в Калифорнии и является самой высокой в США.

Плотина Эртан в Китае

Эта дамба 240 метров высотой величественно возвышается над рекой Ялонг, притоке реки Янцзы в провинции Сычуань, юго-западный Китай.

Расположенная на реке Енисей, около Саяногорска в России, эта дамба – крупнейшая электростанция в стране и шестая по величине гидроэлектростанция в мире.

Гэс Мика в Канаде

Эта дамба высотой 243 метра перекрывает реку Колумбия в 135 километрах к северу от Ревелстоука, Канада.

Плотина Деринер в Турции

Названная в честь Ибрагим Деринера, который умер во время работ по строительству, будучи главным инженером исследовательской группы, дамба расположена на реке Сорух в 3 милях к востоку от Артвина, Турция.

Дамба Laxiwa 250 метров высотой построена на Желтой реке в провинции Кингай, в северо-западном Китае.

С горой Блан де Шельон на заднем фоне, дамба Мовуазен сформировала одноименное озеро в швейцарский Альпах. Высота плотины составляет 250 метров.

Эта многоцелевая насыпная дамба из скал, камней и земли построена на реке Бхагирати около города Тери в Уттараканде, Индия. Высота её составляет 261 метр.

Читайте также:
Кто такие иностранные агенты в России

Дамба Вайонт в Италии

Вышедшая из использования дамба к северу от Венеции, Италия. В 1963 году произошел оползень с прорывом дамбы, повлекший за собой приблизительно 2000 смертей.

Дамба Ингури в Грузии

Эта гидроэлектрическая дамба на реке Ингури в Грузии – вторая по высоте бетонная дамба дугового типа в мире.

Бетонная гравитационная дамба на реке Диксенс в Швейцарии, высотой в 285 метра, является самой высокой плотиной подобного типа в мире.

Плотина Сяовань в Китае

Сяовань – арочная дамба на реке Меконг в Китае. Её основная цель состоит в том, чтобы обеспечить гидроэлектроэнергию.

Дамба Нурекской ГЭС

Нурекская дамба на реке Вахш в Таджикистане – в настоящее время самая высокая дамба в мире, с высотой в 300 метров.

Топ 10 самых больших плотин

Плотины появляются повсеместно не только благодаря старанию тружеников-бобров, но и в результате естественных катаклизмов: землетрясений, наводнений, оползней. Не так давно человек сам приблизился к природе и постепенно начал превосходить её по масштабам плотин. С целью выработки электроэнергии по всей земле раскинулись заградительные сооружения самых больших ГЭС. Они поражают размерами и конструкцией, с помощью которой сдерживают невероятные объемы воды.
1 Плотина на Сарезском озере


Список возглавляет естественная плотина, которая образовалась в 1991 году после 9-балльного землетрясения в горах Памира (Таджикистан). Её высота в 567 метров и это самая большая плотина, он превосходит все природные и искусственные в мире. Сам водоем, сдерживаемый ею, образовался из-за проливных дождей и назван в честь затопленного поселения Сарез.

2 Нурекская ГЭС


Размер плотины ГЭС впечатляет и она заслуженно получает второе место. Её высота равна 304 метра, что является мировым рекордом среди подобных построек. Строительство началось ещё при СССР. А сегодня это грандиозное сооружение символизирует былую силу великой державы.

3 ГЭС Сяовань


Для создания этой ГЭС было потрачено 3.9 миллиардов долларов, а её высота составляет 292 метра. Строительство плотины заняло всего лишь 8 лет. На сегодняшний день она является одним из самых дорогих и значимых сооружений, построенных на территории Китайской Народной Республики.

4 Гранд Диксенс


Этот гидроэнергетический комплекс был возведён в бассейне реки Рона. Чтобы обуздать величественную мощь потоков в горах Швейцарии, инженерам пришлось сильно постараться. Сооружение имеет усиленную конструкцию, а его высота составляет 285 метров.


Данная плотина, расположена на реке Ингури, которая протекает среди старых гор Кавказа. Её высота составляет 226 метров, что является второй по величине плотиной, расположенной на территории бывшего СССР.

6 Плотина Вайонт


Арочная, бетонная плотина, возведённая на горе Монте Ток вблизи провинциального городка Беллуно, в Италии. Плотина имеет высоту 261.6 метра, а толщина стен составляет всего 3.9 метр, и именно поэтому ей был присвоен титул самой изящной плотины в мире. На данный момент считается заброшенной.

7 Плотина Мавосин


Эта сказочная плотина расположилась между двумя горами Швейцарии – Грам-Конбен и Ла-Ринте. Сдерживаемое водохранилище Мавосин выглядит как настоящее горное озеро: обладает лазурным цветом и кристальной чистотой. Первоначальная высота платины достигала 237 метров, но затем было достроено ещё 13, итого – 250 метров.

8 ГЭС Деринер


Деринер является высочайшей платиной Турции. Она находится на реке Чорох и возвышается на 249 метров. Строительство плотины началось в 1998 году, однако водный резервуар был заполнен только в 2012 году. Общая стоимость постройки составила 2 млрд. долларов.

9 Саяно-Шушенская ГЭС


Не только высокая плотина(245 метров), но и самая мощная ГЭС во всей России, которая находится на реке Енисей. Её строительство заняло 32 года. В 2009 году на станции произошла техногенная авария, которая унесла жизни 75 людей. В результате водного прорыва были затоплены почти все гидроагрегаты. Завершение восстановления ГЭС планируется на 2014 год.

10 ГЭС Карун-4


Карун-4 – новая ГЭС Ирана, строительство которой торжественно завершилось в 2011 году. Высота ее плотины составила 230 метров. Наряду со своими действующими предшественниками – Карун-1, Карун-2 и Карун-3 – эта ГЭС занимает место в списке крупнейших станций в мире.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: