Самолет МиГ-21: фото, характеристики, вооружение

Самолёт МиГ 21

Основным самолётом советской Фронтовой авиации на протяжении двух десятилетий был надёжный и прочный МиГ 21. Разрабатывая эту машину, конструкторы создали ряд опытных самолётов, на которых проверялись технические решения окончательного проекта и собрана бесценная научная информация. Результат правильных технических поисков, воплощённых в МиГ 21 доказан успешным ведением боевых действий этим самолётом в разных частях мира.

История создания

Согласно техническому заданию НИИ ВВС СССР 1953 года в ОКБ Микояна вышло предложение о разработке лёгкого сверхзвукового истребителя, необременённого БРЭО, с одним турбореактивным двигателем, обладающего небольшим запасом горючего, у которого огневая мощь и продолжительность полёта принесены в жертву его превосходным лётным качествам.

МиГ 21 и МиГ 35

От нового истребителя требовалось, чтобы он успешно противостоял штатовским самолётам «сотой» серии и их реактивным бомбардировщикам.

После осмысления и переработки технического задания стало ясно, что новая машина этим параметрам не соответствует и решили создать лёгкий истребитель, вооружив его только пушками, чтобы он днём совместно с земным наведением обеспечивал местную противовоздушную оборону.

Было построено два опытных образца – один с треугольным крылом (Е 4), второй со стреловидным (Е 2). Их оснастили устаревшими двигателями, новые проходили стадию обкатки. Морозным февральским днём 1955 года совершил первый полёт Е 2, позднее 16 июня того же года оторвался от бетонной полосы и выполнил пробный полёт Е 4.

ОКБ Микояна остановилось на варианте с треугольным крылом, оснастив двигателем большей мощности Р-9И. Разработали новый опытный образец Е 5, который в январе 1956 года впервые поднялся в воздух. Была выпущена небольшая серия этих прототипов так и не переданных на испытания по причине создания к тому времени машины с двигателем Р-11Ф-300 и получившей обозначение Е 6.

В мае 1958 года этот вариант истребителя впервые попробовал воздух и был допущен к госиспытаниям. После их успешного прохождения началось производство серийных машин под индексом МиГ 21Ф. Немного позднее в 1960 году выпустили МиГ 21Ф 13, на который установили ракеты К-13.

Модификации МиГ 21

МиГ 21 на протяжении всех лет существования постоянно дорабатывался, МиГ 21Ф 13 сменил перехватчик МиГ 21П. Установив на машину новый радиолокационный прицел и повысив запас топлива, выпустили серию с индексом МиГ 21ПФ, а затем истребитель с усовершенствованным оборудованием и вооружением, с иным фонарём кабины получил обозначение МиГ 21ПФМ.

Постепенно обозначился отход от концепции лёгкого истребителя – вес машины возрастал, усложнялось оборудование и вооружение. Второе поколение семейства 21-х в 1964 году оборудовали новой радиолокационной станцией «Сапфир-21» и пушкой ГШ-23Л, машину обозначили как МиГ 21С. Для ВВС Советского Союза самолёт оснастили новой силовой установкой Р-13-300 и она получила название МиГ 21СМ.

Самая лучшая и совершенная модификация представлена третьим поколением МиГов. Этот вариант получил обозначение МиГ 21 бис и стал единственным в этом поколении. На нём стояла усовершенствованная РЛС «Сапфир-21М», доработанное прицельное оборудование, а вооружение усилили новой ракетой Р-13М. Для ВВС машины оснастили оборудованием для захода на посадку вслепую – системой «Полёт-ОИ», а самолёты противовоздушной обороны получили комплект аппаратуры наведения «Лазурь-М».

Технические характеристики МиГ 21 бис в 1972 году улучшены за счёт установки на машину нового двигателя Р-25-300. Лётные параметры истребителя стали сопоставимы с американским F 16, уступая ему в авионике и боевой нагрузке.

Модернизированный в 1993 году МиГ 21 93 разработан для размещения современного ракетного вооружения, новой электрической системы управления и бортовой мощной РЛС «Копьё». Эти машины шли на экспорт и замену старых МиГ 21, которые имелись во многих странах за рубежом.

Многие иностранные фирмы, в частности, израильские и индийские предлагали свои услуги по доработке, установке новейшего оборудования и вооружения этого легендарного самолёта.

Описание конструкции

По аэродинамической компоновке МиГ 21 – это самолёт со средним расположением крыла треугольной формы и традиционным хвостовым оперением. В носовой части машины расположен многорежимный воздухозаборник с центральным телом, внутри которого установлена бортовая радиолокационная станция. Антенна РЛС закрыта подвижным конусом с продольным ходом. Перемещается конус с помощью гидропривода и фиксируется в трёх положениях: убран (нормальное), частично выдвинут (скорость 1,5м) и полностью выдвинут (скорость более 1,9м).

На наиболее распространённой модификации МиГ 21МФ, ниже створок дополнительного забора воздуха установлены аэродинамические гребни, исключающие попадание раскалённых газов в воздухозаборники при стрельбе из пушки. Под крылом на фюзеляже находятся створки ниши основных стоек шасси с колёсами диаметром 800 мм, позволяющих эксплуатировать машину с плохо подготовленных полос.

На нижней поверхности фюзеляжа расположены три тормозных щитка, открывающихся с помощью гидроцилиндров вперёд по полёту. Выпуск щитков не сказывается на балансировке самолёта. В цилиндрическом контейнере, размещённом под основанием киля, находится тормозной парашют.

МиГ 21 компоновочная схема

МиГ 21 оснащён турбореактивным двигателем ТРДДФ Р-25-300 с новым пятиступенчатым компрессором высокого давления и форсажной камерой. На расходе топлива доработка практически не сказалась, а использование титановых сплавов вместо стали, даже снизило массу силовой установки.

В МиГ 21 кабина у более поздних модификаций стала более эргономичной, оснащена новой авионикой, пилот сидел в катапультном кресле «ноль-ноль» КМ-1. Обзор задней полусферы был улучшен с помощью нескольких зеркал заднего вида, закреплённых на арке фонаря кабины.

Радиопрозрачный обтекатель на вертикальном хвостовом оперении скрывает антенну станции предупреждения об облучении, подающую сигнал лётчику, если самолёт захвачен лучом радара противника. На вершине киля установлена антенна системы опознавания свой – чужой. Над рулём направления находится стекатель статического электричества и аэронавигационный огонь.

Характеристики МиГ 21 (общие для всех модификаций)

Маневренный самолёт МиГ 21, характеристики которого приведены ниже, выпущен в огромном количестве – 11496 единиц и принят на вооружение многими странами мира. Массовое производство значительно снизило цены на этот истребитель, например, боевая машина пехоты была дороже, чем МиГ 21МФ.

  • Размах крыла – 7,15 м
  • Площадь крыла – 22,95 м
  • Длина самолёта – 14,10 м
  • Двигатель – ТРДДФ Р-25-300
  • Тяга на форсаже – 6850 кгс
  • Тяга максимальная без форсажа – 4100 кгс
  • Вес пустого самолёта – 5460 кг
  • Максимальный взлётный вес – 10100 кг
  • Запас топлива – 2750 кг
  • Наибольшая скорость на высоте – 2230 км/ч
  • Скорость у земли – 1300 км/ч
  • Скорость крейсерского полёта – 1000 км/ч
  • Наивысшая скороподъёмность – 235 м/с
  • Практический потолок – 19000 м
  • Дальность полёта с ПТБ – 1470 км
  • Дальность полёта без ПТБ – 1225 км
  • Максимальная перегрузка – 8,5 g
  • Экипаж – 1 чел
  • Стрелковое вооружение – 23-мм пушка ГШ-23Л
  • Точки подвески – 5
  • УР «воздух-воздух» – Р-3С, Р-3Р, Р-13М, Р-13М1, Р-60, Р-60М
  • УР «воздух-поверхность» – Х 66
  • Неуправляемые ракеты – калибр 57 и 240 мм
  • Бомбы – общим весом до 1000 кг
Читайте также:
Аренда авто в Мадриде: все тонкости и особенности услуги

Интересные факты

В 1966 году иракский лётчик Мунир Редфа пошёл на сговор с израильтянами и согласился угнать МиГ 21. Случай представился 15 августа 1966 года в половине восьмого утра, взлетев Мунир набрал высоту, а затем резко снизился и прижавшись к земле, промчался над Ираком и службы ПВО его не засекли. Над Израилем перебежчика ждал «Мираж» и сопроводил на аэродром посадки.

Неизвестно, как сложилась бы шестидневная арабско-израильская война, если бы не были раскрыты тайны новейшего советского истребителя и другой военной техники, поставляемой Советским Союзом в арабские страны. Эта операция носила медицинское название «Пеницеллин».

Недавний случай с поставками МиГ 21 в Хорватию с Украины. На модернизированные советские самолёты поставили старые запчасти. Украина получила за ремонт семи МиГ 21 и продажу ещё пяти 13 миллионов евро, но, как оказалось, пять самолётов не подлежат эксплуатации из-за некачественного ремонта.

После взлёта с аэродрома в провинции Хама в Сирии сбит МиГ 21 сирийских ВВС. По одним источникам пилот катапультировался и расстрелян в воздухе боевиками во время спуска на парашюте. Сирийские же источники утверждают, что самолёт упал по техническим причинам и лётчик благополучно приземлился. Во всяком случае, это первая потеря сирийских ВВС в этом году.

По данным 2004 года, индийские МиГ 21 «Бизон» сокрушили со счётом 9:1 американских асов на F 15 и F 16 в показательных боях. Наш славный ветеран МиГ 21 претерпев множество модификаций не только выигрывал показательные бои, но и принимал участие во множестве локальных войн и конфликтов, где зарекомендовал себя достойным бойцом.

МиГ-21 – Многоцелевой истребитель

Многоцелевой истребитель КБ А. И. Микояна — один из лучших самолетов своего класса. Первый полет на этом истребителе был совершен 28 мая 1958 г. (летчик-испытатель — Герой Советского Союза В. А. Нефедов). В том же году началось серийное производство истребителя второго поколения. За четыре с лишним десятка лет, со дня поступления боевого самолета в части и до сегодняшнего дня, он стоит на вооружении не только в стране его создания, но также во многих других странах. МиГ-21 производился по лицензии на заводах Чехословакии (в 1962-1966 гг.), в Индии (в 1966-1969 гг.), в Китае (с 1964 г.). Самолет, выпущенный в Китае, имел обозначение «Хиан» F7. Боевые действия в Корее (19501953 гг.) показали большие возможности советских МиГов в воздушных боях с сильным воздушным противником, сражавшимся на современных самолетах американского производства.

Проводимый анализ показал, что советский истребитель МиГ-15 наряду с преимуществами имел недостатки по сравнению с самолетами «Сейбр». Уже с 1954 г. началась работа по разработке нового современного перспективного истребителя, конструкция которого позволяла бы модернизировать боевую машину в процессе эксплуатации.

Накопленный годами опыт КБ А. И. Микояна способствовал его коллективу успешно и своевременно решить одну из важнейших задач государственного уровня.

Прототипом самолета МиГ-21 являлись опытные образцы самолетов со стреловидным и треугольным крылом собственного КБ: Е-2, Е-4/1, Е-4/2, Е-5, Е-6, Е-50/1, Е-50/3, Е-7.

История создания самолета МиГ-21

Данный аппарат поистине можно назвать наиболее известным и выдающимся истребителем, который относится ко второму и в дальнейшем к третьему поколению. Данная машина наиболее активно использовалась в 60-70-х годах прошлого века.

Данный самолет изготовлен из алюминия и его сплавов, причем практически все соединения производились с помощью заклепок. Фюзеляж аппарата имел нормальную схему строения. На нем были низко расположены крылья, которые имели стреловидную форму. Весь корпус представлен как полумонокок, который оснащен четырьмя лонжеронами.

При проектировке конструкторами были созданы два аппарата с обозначением МиГ-21, которые имели существенные отличия между собой. Первый, как говорилось ранее, имел стреловидные крылья и обозначался еще как Е-2, а вторая машина имела треугольные крылья и обозначалась шифром Е-4. Как ни странно, такие отличия были из-за того, что на то время конструкторы не могли точно высчитать, с каким крылом самолет сможет достичь максимальных скоростей, и они решили это проверить на практике.

Новый истребитель был очень похож на своего предшественника, а именно на самолет МиГ-19. Основным отличием было то, что новый аппарат был оснащен одним двигателем, профиль крыла стал тоньше. Новый воздухозаборник был регулируемый, что позволило оптимизировать работу двигателя. Все это послужило тому, что самолет мог развивать максимальную скорость в 1700 км/ч. Нужно отметить, что данные скоростные характеристики в то время были уже недостаточными. Также конструкторы увидели недостаток в управлении данной машины, поскольку при маневрах на больших скоростях задирала нос и уходила в штопор. Эта проблема была решена за счет установки на крыльях аэродинамических гребней.

Читайте также:
Самостоятельная поездка в Гонконг. Цена, опыт, отзывы, советы.

Конструкторы также прибегли к замене двигателя на более мощный, что позволило добиться больших скоростей полета на самолете Е-2, и максимальная скорость составила 1900 км/ч. Аппарат с обозначением Е-4 тоже имел ряд недостатков, которые пришлось исправлять конструкторам. Несмотря на все, главной задачей было увеличение скорости полета, даже руководство поддерживало данную позицию. Именно в 60-70-х годах шла очень активная гонка вооружений между Союзом и США. Для того чтобы показать всю свою мощь, данные страны активно участвовали в военных конфликтах в разных точках земного шара.

Нужно отметить тот факт, что данный проект развивался очень долгое время, поскольку модернизацию самолета МиГ-21 проводили еще в 1989 году. При данных усовершенствованиях на самолете было установлено более современное оборудование, что смогло значительно повысить боевые качества аппарата. После данных улучшений эта машина смогла не уступать в качествах иностранным аналогам.

Самолет типа МиГ-21 можно по праву назвать самой массовой машиной, которая изготовлялась серийно на протяжении 28 лет вплоть до 86 года. Она стояла на вооружении во множестве стран мира.

Модификации истребителя МиГ-21

За все долгое время изготовления данной машины конструкторы проводили доработки и усовершенствования. За счет этого выделяют три поколения данного аппарата.

Первое поколение являет собой самолет, который обозначался как МиГ-21Ф. Этот фронтовой истребитель изготовляли с 1959 года. Он имел достаточно мощное вооружение, которое было представлено двумя 30-миллиметровыми пушками типа НР-30, которые были расположены на пилонах крыльев. Самолет имел неуправляемые ракеты типа С-5, их было 32 штуки. Силовая установка была представлена двигателем типа Р-11Ф, который на форсаже выдавал мощность в 5740 кгс.

Этот самолет изготовляли только год, и было построено 83 аппарата. К этому поколению также относят модификацию МиГ-21Ф-13, которая выпускалась до 65 года. Она отличалась более мощным двигателем и тем, что в комплекс вооружения входили управляемые ракеты.

Второе поколение представлял истребитель МиГ-21П. Он был создан как всепогодный перехватчик. На него было установлено более качественное локационное оборудование и система наведения типа «Лазурь». Силовая установка была точно такой же, как и на предыдущей модели. Отличалось вооружение, которое было представлено двумя управляемыми ракетами класса К-13.

Еще одной машиной данного поколения является модификация МиГ-21ПФС, или, как его обозначали, изделие 94. Его особенностью стала новая система, которая проводила сдув с закрылков пограничного слоя. Эта система позволила выполнять вылеты с грунтовых аэродромов. Специально для этой системы конструкторы усовершенствовали двигатель, а именно проработали систему отбора потока воздуха от компрессора. Все это сократило разбег при взлете до 480 метров.

К данному поколению относятся экспортные аппараты и самолет-разведчик, который на пилонах нес контейнеры с разведывательной аппаратурой.

К третьему поколению относят машины МиГ-21, которые начали изготовлять с 65 года. Машины типа МиГ-21С имели качественно новую систему бортового оборудования под обозначением «Сапфир-21». Оно имело возможность обнаружения цели противника на расстоянии в 30 километров.

Вооружение тоже было усовершенствовано и представлено ракетами класса Р-3Р, которые были оснащены радиолокационной головкой, что позволяло производить самонаведение снаряда. Самолет имел и крупнокалиберные пушки, как на предыдущих моделях. Также в состав вооружения входили неуправляемые ракеты, которые крепились на подкрылках. Здесь же можно было устанавливать и дополнительные топливные баки. На самолетах данного поколения был более совершенный автопилот класса АП-155, который мог держать машину ровно и горизонтально в соотношении с осями. Аппараты данного класса изготовлялись вплоть до 68 года.

Кроме выше упомянутых аппаратов разных поколений, конструкторское бюро Микояна изготовило множество самолетов типа МиГ-21 для более специальных задач. Были выпущены как учебные машины, так и экспериментальные. Все это послужило тому, что данная модель истребителя является качественной боевой машиной, которая востребована во всем мире.

МиГ-21. Боец без правил

– зам. начальника лётной службы ОКБ Сухого, полковник запаса Сергей Богдан.

– из истории “Красных орлов”, испытания МИГов в США

Угловая скорость крена (rate of roll) – это не спроста. Важнейший параметр, от которого зависит быстрота выполнения “бочки”, т.е. возможность ухода из-под атаки. Дикое превосходство в воздушном бою! Впрочем, обо всем по порядку.

Впервые с уважаемым я познакомился в Самаре. В тот день удалось не только постоять рядом, но даже посидеть в его небольшой кабине. Значит, вот – ручка управления самолетом (РУС), удобная, из ребристой пластмассы. В нее встроены кнопки управления оружием. Левая ладонь сжимает ручку управления двигателем, прямо под ней пульт управления закрылками. Взгляд ищет пять основных пилотажных приборов: авиагоризонт, компас, спидометр, вариометр, высотомер. Нашел!

Прямо впереди темнеет круглый иллюминатор “Сапфир’а”. Может быть здесь, на тусклом стекле когда-то проецировались отметки от “Миражей” и “Фантомов”, но сейчас прибор отключен. Некогда грозный воздушный корабль теперь спит под вечерним небом – тем, которое ему пришлось когда-то защищать. Но, пора – внизу у лестницы стоят другие желающие посидеть в кабине настоящего МиГ-21. Последний раз окидываю взглядом симпатичную синюю кабину и покидаю кресло пилота.

И швец и жнец

Поводом рассказа о МиГе стал извечный спор об “универсальном самолете”. Как обычно, началось все с критики легендарного “Фантома”, который по мнению спорящих, задумывался, как совершенный истребитель-бомбардировщик, а в результате получился плохой истребитель и плохой бомбардировщик. Далее, был спор о боевой нагрузке – сколько тонн бомб и различных видов целевой нагрузки можно подвесить под крыло легкого истребителя – что б тот не превратился в неповоротливый “утюг”.

Объединив два спора, можно констатировать одно – создание “универсального самолета” в эпоху реактивной авиации есть не мечта, а реальность. Ураганная тяга реактивного двигателя позволяет даже самым легким истребителям поднимать в небо такое кол-во бомб, которое 70 лет назад не поднимала даже четырехмоторная “Летающая крепость” с размахом крыла 31 метр. И здесь возникает такая несправедливость: универсальный “Фантом” и якобы неуниверсальный МИГ. Как же так? Ведь самыми яркими страницами в боевой карьере МиГ-21 были Вьетнам, Ближний Восток и. Афганистан.

Читайте также:
Карта Уаи-О-Тапу, где находится Уаи-О-Тапу на карте мира

9 января прикрывали очередную колонну из Термеза на Файзабад. Шел мотострелковый полк, с грузовиками и техникой, с головы и хвоста прикрытые “броней”. Колонна прошла Талукан и направлялись в сторону Кишима. Растянувшись, колонна образовала зазор в километр, где не было ни “брони”, ни огневых средств. Туда и ударили мятежники.

Из нашего чирчикского полка первыми подняли пару командира звена капитана Александра Мухина, находившегося в готовности № 1 у своего самолета. За ним вылетела группа руководства. Азарт был велик, всем хотелось повоевать, отметиться в деле. Возвратившись, командиры сразу меняли самолет, пересаживаясь в ожидавшие подготовленные истребители. Остальным приходилось довольствоваться тем, что сидели в кабинах в готовности, ожидая очереди. Летчики прилетали возбужденные, рассказывали прямо как в кино про Чапаева: стреляли НУРСами из блоков УБ-32 по толпе кавалерии и пеших душманов, практически на открытой местности. Нарубили они тогда порядочно.

НУРСы – это еще не все. Помимо функций штурмовиков и самолетов огневой поддержки, МиГи использовались в качестве настоящих бомбардировщиков. И ничего, что у “малышей” не было даже простейших бомбардировочных прицелов. В условиях гор сложные прицельные комплексы теряли свою эффективность, и на первый план выходило летное мастерство и знание местности. Неприцельному бомбометания также способствовал сам характер боевых действий:

Предстояло нанести удар в Парминском ущелье рядом с Баграмом. Зарядка самолетов составила по четыре бомбы ОФАБ-250-270. Атаку надо было выполнять по указаниям авианаводчика, цель – огневые точки по склонам гор.

После постановки задачи я спросил у комэска: “А как бомбы сбрасывать?”. Он мне объяснил, что главное держать боевой порядок и смотреть на него. Как только у него бомбы сойдут, то и мне сбрасывать с задержкой “и р-раз. “, потому что с первого захода и в первой в жизни атаке я все равно не найду, куда целиться, тем более, что удар мы должны наносить по “предполагаемым” огневым точкам. А задержка нужна, чтобы бомбы легли с рассеиванием: нет смысла класть все восемь штук в одно место, пусть эти две тонны накроют большую площадь, так надежнее.

Истребители типов МиГ-21ПФМ, МиГ-21СМ, МИГ-21бис составляли основу ударной авиации 40-й армии вплоть до лета 1984 года, когда их сменили более современные МиГ-23. Но даже с появлением полноценных истребителей-бомбардировщиков и штурмовиков особой конструкции (Су-25), они продолжали использоваться для нанесения ударов по позициям моджахедов до самого конца войны. Пилоты любили “двадцать первые” за их стремительность и малые размеры – в атакующий МиГ-21 было предельно сложно попасть из ДШК с земли.

За чрезвычайную “шустрость” и маневренность, МиГ-21 в Афганистане получил прозвище “веселый”. Команда на вызов истребителей с КП так и звучала открытым текстом: “Звено “веселых” поднять в заданный район”.

О напряженном графике боевой работы МИГ-21 говорит такая статистика: за время пребывания в Афганистане общий налет истребителей 927-го иап составил 12 000 часов с выполнением примерно 10000 боевых вылетов. Средний налет на самолет равнялся 400 часам, на летчика приходилось от 250 до 400 часов. В ходе бомбоштурмовых ударов было израсходовано порядка 16000 авиабомб разных типов калибра 250 и 500 кг, 1800 реактивных снарядов С-24 и 250 000 патронов к пушкам ГШ-23. Притом, что 927-й иап не единственный, кто летал на МиГ-21. Интенсивность боевой работы летчиков-истребителей была на треть выше, чем в истребительно-бомбардировочной авиации и опережала даже штурмовиков, уступая по напряженности только экипажам вертолетов.

Отдельно стоит отметить работу 263-й эскадрильи тактической разведки, летавшей на МиГ-21Р. Только за первый год войны самолеты этого типа выполнили над афганскими горами 2700 боевых вылетов с целью выяснения результатов авиаударов по позициям моджахедов, контроля за состоянием дорог и тактической обстановки в горах. Разведчики комплектовались подвесными контейнерами с комплектом самой современной на тот момент аппаратуры (аэрофотосъемка, телекамеры с прямой трансляцией сигнала на наземный КП в режиме реального времени). Кроме этого, в состав оборудования МиГ-21Р входил микрофон, куда летчик надиктовывал свои впечатления в полете.

Помимо своих прямых обязанностей, разведчики не стеснялись “грязной работы” – вылетая на задание, брали с собой ПТБ и парочку кассетных бомб. Пилоты МиГ-21Р лучше других ориентировались в горах, часто летали на “свободную охоту” и, не теряя времени, самостоятельно атаковали обнаруженные караваны с оружием.

Суперистребитель

Побоище в горах Афганистана лишь часть боевой истории МиГ-21. За пеленой пыли и красного от крови песка проступает не менее героическая страница в судьбе этого самолета. Воздушные бои!

Как правило, наиболее популярны истории об участии МиГ-21 в войне во Вьетнаме. Жаркие схватки с “Фантомами”, “Стратофортрессами” и “Тандерчифами” – увы, за красивой легендой скрывается скучная обыденность. МиГ-21 не мог быть серьезным противником ВВС США, в силу своей малочисленности в рядах авиации ДРВ. Основной угрозой в воздухе были вьетнамские МиГ-17. И это не шутка! Янки было чего опасаться – маленький, предельно верткий самолетик с мощнейшим пушечным вооружением представлял реальную угрозу на дозвуковых скоростях, в ближнем воздушном бою. Впрочем, основной потерь американской авиации были даже не серебристые МиГи, а обычные Калашниковы и ржавые ДШК партизан (75% самолетов были сбиты из стрелкового оружия).

МиГи воевали по всему миру – Ближний Восток, Африка, Южная Азия. Индийские пилоты на МиГ-21 лихо расправились с пакистанскими и иорданскими “Старфайтерами” во время Индо-пакистанской войны 1971-го года. Ближний Восток, напротив, не стал ареной триумфа “двадцать первых” – арабские и советские летчики (операция “Римон-20”) проиграли большую часть боев, став жертвой лучшей подготовки противника. Особый интерес представляют воздушные схватки МиГ-21 с истребителями четвертого поколения во время войны в Ливане (начало 80-х). Был ли шанс у пилотов сирийских МиГов против современных F-15 и F-16?

Читайте также:
Пермский музей авиации

Шанс есть всегда! Это убедительно доказали пилоты секретной 4477-й эскадрильи ВВС США, летавшие на самолетах “вероятного противника”. Благодаря преданности наших бывших друзей и союзников, в Штаты попало около двух десятков МиГ-21 разных модификаций. В том числе четыре новеньких китайских J-7 (копия МиГ-21) прямо с завода-изготовителя. Янки поставили все трофейные машины “на крыло” и провели сотни учебных воздушных боев со всеми типами боевых самолетов ВВС и авиации Военно-морских сил. Выводы были предсказуемы: ни в коем случае не вступать в ближний воздушный бой. Бить МиГ издалека ракетами или сразу убегать.

Все пилоты 4477-й, летавшие на МиГ-21, отмечали высокую угловую скорость крена и великолепную горизонтальную маневренность, в которой с МиГом не мог сравниться ни один истребитель, вплоть до появления F-16. По поводу “Фантомов” – тактика оказалась простой: перевести МиГ в набор высоты и заложить с макс. перегрузкой правый вираж. Через пару секунд F-4 окажется под огнем пушек МиГа.

Но особенно удивительно выглядели результаты схваток МиГ-21 с непобедимым “Орлом”. Несмотря на колоссальное отставание в авионике и ракетном оружии, пилоты 4477-й зачастую одерживали победы над ничего не подозревающими пилотами F-15.

– рассказы ветеранов 4477-ой эскадрильи о боях “пара на пару” с F-15

Конечно, простым сирийским пилотам такое было вряд ли по силам. В кабинах МИГов сидели летчики экстра-класса, налетавшие тысячи часов на советских и американских боевых самолетах. Они знали все тонкости и слабые места оппонентов – и били без промаха.

Как известно, лучшая похвала – похвала от твоего противника:

– безоговорочное мнение пилотов 4477-ой эскадрильи

В статье приведены цитаты из книги В.Марковского “Жаркое небо Афганистана” и отрывки истории о “красных орлах” М. Никольского

Истребитель МиГ-21

МиГ-21 можно встретить в расцветке и под флагами самых разных стран. Неудивительно для самого массового реактивного истребителя

История создания истребителя МиГ-21

9 сентября 1953 года ОКБ А.И.Микояна и П.О.Сухого, специальным постановлением, было предписано разработать новые истребители, рассчитанные на скорости далеко выходящие за пределы скорости звука. И Микоян и Сухой в итоге подготовили проекты самолетов весьма схожих по внешнему виду.

Проект Микояна был признан более оптимальным в производстве. Проектированием, постройкой, испытаниями и доводкой будущего истребителя МиГ-21 руководил А.Г. Брунов (с марта 1957 года главный конструктор самолетов-истребителей).

Первый прототип МиГ-21 (Е-1) имел стреловидное крыло и проектировался под двигатель АМ-11 конструкции А.А.Микулина. Однако сроки поджимали, АМ-11 готов не был, поэтому его пришлось заменить на АМ-9Б от МиГ-19. Получившийся прототип назвали Е-2, он поднялся в небо 14 февраля 1955 (летчик-испытатель Г.К.Мосолов).

Одновременно с этим шло проектирование ещё одного самолета (Е-5), уже с треугольным крылом, но (по тем же причинам) с тем же АМ-9Б в качестве двигателя. Эта модель (переименованная в Е-4) взлетела 9 января 1956 года (лётчик-испытатель В.А.Нефёдов).

За счет рациональной конструкции многорежимного воздухозаборника, даже с теми же двигателями, что МиГ-19, новый истребитель развил фантастическую скорость, «выжав» на 700 км/ч больше, чем предшественник. Треугольное крыло также одержало убедительную победу над стреловидным. С этого момента Е-5 стал официально называться МиГ-21, а после завершения испытаний в 1957 году, получил долгожданный двигатель АМ-11 (или Р-11Ф-300 («изделие 37Ф»)), новую модификацию прототипа (Е-6 или МиГ-21Ф), и поднялся в воздух 20 мая 1958 года (В.А.Нефёдов).

Нареканий к самолету практически не было — началась подготовка к серийному производству, которое началось в 1959 году на Горьковском авиазаводе.

Чертеж истребителя МиГ-21

Самолет получился действительно уникальным — обладая самыми передовыми характеристиками, он изначально стоил по авиационным меркам «копейки», а учитывая, что производство машины продолжалось с 1959 по 1985 год, себестоимость машин последних серий обходилась… дешевле, чем производство БМП-1! Таким результатом до сих пор не моет похвастаться ни один боевой самолет в мире. «Летающий Калашников» — эпитет наиболее полно описывающий саму суть МиГ-21. Он до сих пор состоит на вооружении различных стран, его «реплики» до сих пор находятся в производстве, обеспечивая истребителю славу самого массового послевоенного самолета.

В обширном семействе МиГ-21 насчитывается 4 поколения, и машины первых серий отличаются от последних (по меткому выражению пилота МиГ-21) также, как «Ньюпор, от Як-3«.

Всего было произведено (вместе с лицензионными): 11496 истребителей МиГ-21, в СССР производился на заводах:

  • №21 в Горьком (5278 самолетов)
  • №30 «Знамя Труда» в Москве (3203 самолетов)
  • №31 в Тбилиси (1677 самолетов).

В разные годы истребитель состоял на вооружении: Анголы, Алжира, Афганистана, Бангладеша, Болгарии, Венгрии, Вьетнама, Гвинеи, ГДР, Египта, Замбии, Индонезии, Йемена, Индии, Ирака, Конго, Камбоджи, Китая, КНДР, Кубы, Лаоса, Ливии, Мадагаскара, Мали, Мозамбика, Монголии, Польши, Румынии, Сербии, Сирии, Танзании, Уганды, Финляндии, Хорватии, Чехословакии, Эфиопии, Югославии. И это не считая страны входившие в состав СССР.

Конструкция истребителя МиГ-21

Истребитель МиГ-21 это одноместный однодвигательный среднеплан с треугольным крылом (стреловидность 57° по передней кромке) и цельноповоротным горизонтальным оперением. Фюзеляж типа полумонокок, в носовой части расположен многорежимный воздухозаборник с управляемым конусом посередине. Снизу фюзеляжа установлен подфюзеляжный гребень.

Шасси трёхопорное с носовой стойкой.

От модификации к модификации менялись диаметр носовой части фюзеляжа, размеры закабинного гаргрота, конструкция фонаря, размещение штанги ПВД, состав оборудования и вооружения, устанавливались различные двигатели.

Характеристики МиГ-21бис

Характеристики приведены для МиГ-21бис

Модификации истребителя МиГ-21

  • Е-1 — истребитель с треугольным крылом и двигателем АМ-9Б (проект). Разработан в 1954 году.
  • Е-2 — опытный истребитель со стреловидным крылом и двигателем АМ-9Б. Вооружение состояло из 2 пушек НР-30. Первый полёт 14 февраля 1955 года (лётчик-испытатель Г.К.Мосолов).
  • Е-2А («изделие 63», МиГ-23 — первый с таким обозначением) — фронтовой истребитель с двигателем АМ-11. Изготовлена опытная партия на Горьковском авиазаводе №21.
  • Е-4 — опытный истребитель с треугольным крылом и двигателем АМ-9Е (АМ-9И). Первый полёт 16 июня 1955 года.
  • Е-5 — прототип с треугольным крылом (57° по передней кромке) и двигателем АМ-11. Первый полёт 9 января 1956 года.
  • Е-6 — прототип с двигателем Р-11Ф-300. Изготовлено 3 самолёта. Первый полёт 28 мая 1958 года (лётчик-испытатель В.А.Нефёдов).
  • Е-6В — летающая лаборатория. В 1963 году изготовлено 2 самолёта.
  • Е-6Т-3 — опытный самолёт с ПГО.
  • Е-6У-1 — прототип учебного истребителя. Отличался двухместной кабиной. Вооружение состояло из одного 12,7-мм пулемёта. Первый полёт 17 октября 1960 года (лётчик-испытатель П.М.Остапенко).
  • Е-7Н — носитель ядерного оружия. Разработан на базе МиГ-21С.
  • Е-7/8 — протоип разведчика. Разработан на базе МиГ-21ПФ.
Читайте также:
Типы виз и размер консульского сбора

МиГ-21 в воздухе

  • Е-8 (МиГ-23 — второй с таким обозначением) — опытный самолёт на агрегатах МиГ-21ПФ. На самолёте установлен двигатель Р-21Ф-300 конструкции Н.Мецхваришвили. Полностью переделан фюзеляж. Особенностями самолёта были ПГО и подфюзеляжный воздухозаборник. В 1962 году изготовлено 2 самолёта.
  • Е-33 — рекордный вариант МиГ-21У. Женщины-спортсменки Н.Проханова, Л.Зайцева, С.Е.Савицкая установили на нём ряд мировых рекордов.
  • Е-50 — опытный истребитель со стреловидным крылом и ракетным ускорителем С-155. Первый полёт 9 января 1956 года. Построено 3 самолёта.
  • Е-66 — рекордный. 31 октября 1959 года лётчик Г.К.Мосолов на участке 15-25 км достиг средней скорости 2388 км/ч.
  • Е-66А — доработанный рекордный. 28 апреля 1961 года Г.К.Мосолов достиг динамического потолка 34714 м.
  • Е-66Б — рекордный. Представлял собой серийный истребитель без вооружения и части оборудования. На самолёте было установлено 2 твердотопливных ускорителя. Осенью 1974 года С.Е.Савицкая установила на нём ряд мировых рекордов.
  • М-21 — радиоуправляемая мишень. Разработана совместно с ОКБ КАИ и ЛИИ. В мишени переоборудовались выработавшие ресурс самолёты. С них снимались РЛС, прицел, радиостанция, кислородное оборудование и т.д.; устанавливались автоматическая система управления с автопилотом АП-17 и рулевыми машинками, кассета с ИК-ловушками, регистрирующая ппаратура.
  • М-21М — маневрирующая радиоуправляемая мишень.
  • МиГ-21бис (Е-7бис, «изделие 75») — последняя серийная модификация истребителя. На самолёте установлен двигатель Р-25-300. Вооружён пушкой ГШ-23 и ракетами Р-60. В 1972-1974 годах на Горьковском авиазаводе изготовлено 2030 самолётов. Для стан Варшавского договора выпускалось «изделие 75А», для Ближнего Востока — «изделие 75Б», отличавшиеся составом оборудования. Поставлялся в Финляндию. Выпускался по лицензии в Индии.
  • МиГ-21И (самолёт-аналог, «изделие 21-11») — опытный с оживальным крылом. В 1967 году изготовлено 2 самолёта. Использовался при создании сверхзвукового лайнера Ту-144. Второй экземпляр в настоящее время экспонируется в музее ВВС в Монино.
  • МиГ-21И (второй с таким обозначением) — модернизированный. Разработан в 1992 году. На самолёте установлены бортовая ЦВМ, РЛПК «Копьё», некоторое оборудование самолётаМиГ-29. В состав вооружения входят ракеты Р-27Р1, Р-27Т1, Р-60М, Р-73Э.
  • МиГ-21М (Е-7М, «изделие 96») — экспортный вариант МиГ-21С. Отличался встроенной спаренной пушкой ГШ-23Л и 4 пилонами для ракет Р-3. Выпускался на московском заводе «Знамя Труда» в 1968-1971 годах. Поставлялся в страны Ближнего Востока. С 1973 года выпускался по лицензии в Индии.
  • МиГ-21МТ («изделие 96Т») — экспортный вариант МиГ-21СМТ. В 1971 году завод «Знамя Труда» выпустил небольшую партию.
  • МиГ-21П (Е-7) — перехватчик для авиации ПВО. Отличался передней частью фюзеляжа большего диаметра. На самолёте установлена РЛС РП-21. Разработан в 1958 году. Изготовлено 3 опытных образца.
  • МиГ-21ПД («23-31», «изделие 92») — опытный самолёт с дополнительным подъёмным двигателем. В 1966 году переоборудован серийный МиГ-21ПФМ (удлинён фюзеляж на 1 м и установлен двигатель РД-36-35).
  • МиГ-21ПФ (Е-7/4, «изделие 76») — модернизированный перехватчик. Отличался форсированным двигателем Р-11Ф2-300. Выпускался на авиазаводах в Горьком с 1961 года и Москве c 1962. С 1964 года выпускался его экспортный вариант для стран Варшавского договора.
  • МиГ-21ПФ-В (МиГ-21ПФЛ) — экспортный перехватчик для Вьетнама. Отличался составом оборудования.
  • МиГ-21ПФМ (Е-7М, «изделие 77») — модернизированный вариант МиГ-21ПФС. Отличался составом оборудования. Выпускался с 1963 года.
  • МиГ-21ПФМ («изделие 94») — доработанный. Установлена модернизированная РЛС РП-21М, изменён состав оборудования. Всвязи с установкой нового катапультируемого кресла изменена конструкция фонаря. Выпускался в 1964-1965 годах на Горьковском авиазаводе. Поставлялся в страны Варшавского договора.

Раскраска советских истребителей МиГ-21 состояла из отсутствия окраски. А от кого им было камуфлироваться?

  • МиГ-21ПФС (Е-7СПС) — перехватчик с системой сдува пограничного слоя. Отличался двигателем Р-11Ф2С-300.
  • МиГ-21Р (Е-7Р, «изделие 94Р») — тактический разведчик. Выпускался в 1965-1971 годах на Горьковском авиазаводе. Поставлялся в Египет.
  • МиГ-21С (Е-7С, «изделие 95») — истребитель с увеличенным запасом топлива и РЛС РП-22 «Сапфир». Выпускался в Горьком в 1965-1968 годах.
  • МиГ-21СМ («изделие 95М», «изделие 15») — модернизированный истребитель с двигателем Р-13-300. Увеличен состав вооружения. Выпускался в Горьком в 1968-1974 годах.
  • МиГ-21СМТ («изделие 50») — самолёт с увеличенным запасом топлива. Выпускался в Горьком в 1971-1972 годах.
  • МиГ-21У (Е-6У, «изделие 66») — учебный вариант МиГ-21Ф-13. В Тбилиси в 1962-1966 годах изготовлен 181 самолёт. Экспортный вариант выпускал завод «Знамя Труда» в 1964-1968 годах.
  • МиГ-21УМ (Е-6УМ, «изделие 69») — учебный вариант МиГ-21ПФМ. Выпускался в Тбилиси с 1971 года. Изготовлено 1133 самолёта. Поставлялся на экспорт.
  • МиГ-21УС (Е-6УС, «изделие 68») — учебный вариант МиГ-21С. Выпускался в Тбилиси в 1966-1971 годах. Изготовлено 347 самолётов. На экспорт выпускалось «изделие 68А» (до 1970 года).
  • МиГ-21Ф (Е-6, «изделие 72») — первый серийный вариант истребителя. Вооружён 2 пушками НР-30. В 1959-1960 годах выпущено 99 самолётов.
  • МиГ-21Ф-13 (Е-6Т, «изделие 74») — серийный истребитель, вооружённый 1 пушкой НР-30 и ракетами К-13 (Р-3С). Выпускался в 1960-1962 годах на авиазаводах №21 (606 самолётов) и «Знамя Труда», а также по лицензии в Китае и Чехословакии. Поставлялся в Польшу, ГДР и Финляндию.
  • МиГ-21ФЛ — экспортный вариант перехватчика МиГ-21ПФМ («77»). В 1966-1968 годах выпускался на заводе «Знамя Труда». Поставлялся в Индию, Ирак и другие развивающиеся страны. В 1966-1973 годах выпускался по лицензии в Индии фирмой ХАЛ.
  • МиГ-21ФМ(«изделие 96Ф», «изделие 98») — экспортный вариант МиГ-21СМ. Выпускался в Москве в 1970-1975 годах и в Горьком с 1975 года. Поставлялся в страны Ближнего Востока и Финляндию.
  • МиГ-21-93 — модернизированный.
  • МиГ-21-2000 — модернизированный Румынией совместно с Израилем.
  • J-7 — китайский вариант МиГ-21Ф-13.
Читайте также:
Как купить медицинскую страховку в Занзибар

Боевое применение истребителя МиГ-21

Первая победа на МиГ-21 была одержана 10 марта 1964 года, когда в районе Магдебурга (ГДР) был сбит американский разведчик RB-66. В дальнейшем, истребитель МиГ-21 участвовал практически во всех локальных конфликтах второй половины 20-го века. Среди них особо стоит отметить:

  • Война во Вьетнаме (1966-1968 г.г.) — МиГ-21 серьезно «попортил крови» американским пилотам. Если появление МиГ-17 во Вьетнаме привело к тому, что американские истребители-бомбардировщики F-105 «Тандерчиф» впервые с 1943 года вынуждены были «одеть» камуфляж, то МиГ-21 были таким же опасным противником для F-4 Phantom II. За два года МиГ-21 совершили около 1300 боевых вылетов, одержав 165 воздушных побед, при потере 65 самолётов. При этом стоит отметить, что американская группировка ВВС в регионе, минимум в 6 раз превосходила вьетнамскую. Во Вьетнаме же появились и первые асы МиГ-21, среди которых был и абсолютный чемпион Нгуен Ван Кок, имевший на счету от 11 до 13 сбитых самолетов противника.
  • Арабо-израильский конфликт (1966-1970 г.г.) — ввиду плохой подготовки арабских пилотов (и в целом невысокой интенсивности боев в воздухе), основную тяжесть войны приняли два полка советских истребителей МиГ-21. Тем не менее, второй наиболее результативный ас МиГ-21 появился в то же время — им стал Бассам Хамшу, сбивший 7 самолетов противника.
  • Индо-пакистанский конфликт (1971 г.) — 8 побед индийских МиГ-21 над Пакистанскими истребителями, при потере 1 своего самолета.
  • Ирано-иракская война (1980-1988 г.г.) — данные о потерях и победах одержанных на МиГ-21 сильно разнятся и колеблются от 30 до 50 машин, по обоим направлениям.

Истребитель МиГ-21 заходит на посадку

Кроме отмеченных выше войн, истребитель применялся также:

  • Египетско-ливийской войне (1979 г.)
  • Эфиопо-сомалийской войне (1977-1978 г.г.)
  • Афганской войне (1979-1989 г.г.)
  • Гражданская война в Югославии (1992-1995 г.г.)
  • Военная операция Шри-Ланка против «тамильских тигров» (1998 г.)
  • Эфиопо-эритрейская война (1998-2000 г.г.)
  • Гражданская война в Сирии (с 2014 г.)

и в многочисленных инцидентах на границах стран имеющих на вооружении МиГ-21: СССР, Китай, Куба, Ирак, Сирия и т.п.

Всего на МиГ-21 летало 16 асов с числом побед больше 5, и, что примечательно, среди них не было ни одной русской фамилии. Как известно, мы люди мирные, а официальных войн СССР ни с кем не вел, если не считать войну в Афганистане. Однако сам характер той войны и не предполагал воздушных боев. Учитывая, что в мире до сих пор насчитывается как минимум 2000 исправных самолетов этого типа или являющихся репликой МиГ-21, список асов может быть продолжен.

Источник: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет, а также книга Современные истребители (Левин М.А., Ильин В.Е.) издательства Хоббикнига, 1994 г.

МиГ-21

Галерея МиГ-21

МиГ-21 (по классификации НАТО: Fishbed) – советский многоцелевой истребитель, разработанный ОКБ Микояна и Гуревича в середине 1950-х годов. Выпускался в СССР с 1959 по 1985 годы. Самый массовый сверхзвуковой самолет в мире, считается одним из лучших боевых самолетов Холодной войны и одним из ее символов.

История МиГ-21

В середине 1950-х годов ОКБ МиГ проводило обширные исследования в рамках программы создания истребителя на замену МиГ-19. Рассматривались 2 концепции, по которым были созданы 2 прототипа: Е-2 со стреловидным крылом и Е-4 с треугольным.

Первым, в 1954 году взлетел Е-2. Самолет разогнали до 1700 км/ч. Е-2А с новым двигателем разогнали до 1900 км/ч. Е-4 с треугольным крылом взлетел в 1956 году. Вследствие длительных испытательных работ и модификаций самолет удалось разогнать до 2000 км/ч. Разработчики склонялись к Е-4 с треугольным крылом, учитывая еще и то, что Е-2 был, фактически, переработанным МиГ-19. Дальнейшие модернизации Е-4 довели до версии Е-6, разогнанный до 2 МАХов, который, в итоге и стал истребителем МиГ-21.

Стоит отметить, что в то время концепция маневренного боя считалась мертвой и стратеги принимали главной характеристикой истребителя скорость, а главным оружием должны были быть ракеты. Именно под эту концепцию и создали МиГ-21. В США так же работали над скоростной машиной. F-104 Starfighter стал венцом гонки скоростей. Его прямое, но короткое крыло было таким тонким, что среди летчиков разошлось поверье, что о его края можно было порезаться. Действительно, на огромных скоростях самолеты были хороши, но на малых эти машины оказались почти неуправляемыми. Старфайтер и вовсе первое время называли «летающим гробом» из-за огромного количества катастроф.

Конструкция МиГ-21

МиГ-21 выпускался в огромных количествах в течение долгого времени подвергался такому количеству модификаций, что их можно условно поделить на 3 поколения.

Первое поколение

  • МиГ-21Ф выпускался в 1959-1960 годах (83 единицы). Самолет имел две встроенные пушки и два пилона для подвески вооружений. Двигатель Р-11Ф-300 на форсаже давал 5,74 тс тяги.
  • МиГ-21Ф-13 выпускался в 1960-1965 годах. Появилась возможность подвешивать на пилонах ракеты воздух-воздух Р-3С. За счет удаления одной пушки был увеличен топливный бак, плюс, под фюзеляжем можно было подвесить топливный бак. Двигатель Р-11Ф2-300 на форсаже давал 6,12 тс тяги
Читайте также:
Гора Йештед (Jested)

Второе поколение

  • МиГ-21П – был выпущен небольшой партией в 1960 году. Впервые был оснащен радиолокатором и оборудованием для командного управления боем истребителями. Основываясь на концепции скоростного ракетного боя, самолет был лишен пушек, однако, эта концепция была разрушена во время войны во Вьетнаме.
  • МиГ-21ПФ – модификация МиГ-21П, выпускался с 1961 года. В отличие от версии «П», оснащался более мощным двигателем Р-11Ф2-300, локатором и прицелом.
  • МиГ-21ПФС – модификация версии «ПФ», выпускавшийся в 1961-1965 годах.. Военные хотели, чтобы МиГ-21 можно было легко эксплуатировать с грунтовых аэродромов. Для этого применялся ряд технических решений. Были доработаны двигатели с отбором воздуха от компрессора. В выпущенном положении к нижним поверхностям закрылков подавался отобранный от компрессора воздух. В итоге, пробег сократился до 480 м. На самолёте могли устанавливаться два стартовых ускорителя для сокращения длины разбега.
  • МиГ-21ФЛ – экспортная версия МИГ-21ПФ для Индии. Оснащался упрощенным оборудованием и двигателем. Поставлялся в 1964-1968 году. Так же в Индии было налажено лицензионное производство.
  • МиГ-21ПФМ – производился в 1964-1968 годах. Вьетнамская война показала, что скоростной бой с исключительным применением ракет себя не оправдал. На МиГ-21ПФМ вернули пушечное оружие. Так же появилась возможность устанавливать несколько видов ракет воздух-воздух. Бортовое оборудование было модернизировано.
  • МиГ-21Р – разведывательный вариант МиГа-21. Под фюзеляжем на специальном обтекаемом держателе устанавливались сменные контейнеры с разведывательным оборудованием.

Видео МиГ-21 : Видео демонстрационных полетов МиГ-21 на авиашоу в Румынии, 2013 год

Третье поколение

  • МиГ-21С – стал самолетом «третьего поколения» модификаци. Начало ему дала новая РЛС «Сапфир-21», значительно улучшившая боевые характеристики. Но главное — она позволяла применять новые ракеты Р-3Р (К-13Р) с полуактивной радиолокационной головкой самонаведения и увеличенной дальностью пуска. Это меняло тактику применения самолёта: если раньше, пустив радиоракету РС-2-УС, летчик был вынужден повторять все манёвры цели, чтобы вести её лучом станции РП-21 вплоть до момента поражения, то теперь от него требовалось лишь «подсвечивать» цель с помощью «Сапфира», предоставляя ракете самой гоняться за противником. Так же, в отличие от старых моделей, новый МиГ-21 имел уже 4 пилона для оружия. Новый автопилот АП-155 позволял не только сохранять положение машины относительно трёх осей, но и приводить её к горизонтальному полету из любого положения с последующей стабилизацией высоты и курса.
  • МиГ-21СН – вариант серии «С», способный нести авиационную атомную бомбу. Выпускался с 1965 года.
  • МиГ-21СМ стал дальнейшим развитием МиГ-21С. На нём был установлен более мощный двигатель Р-13-300 с тягой форсаже — 6,49 тс.
  • МиГ-21М представлял собой экспортную модификацию истребителя МиГ-21С. Он так же имел 4 подкрыльевых пилона и такой же двигатель Р-11Ф2С-300, но оборудование было упрощено.
  • МиГ-21МФ — модификация МиГ-21СМ для поставок на экспорт и, практически, от него не отличался.
  • МиГ-21СМТ и МиГ-21СМТ представляли собой модификации истребителей «СМ» и «МФ» с увеличенным запасом топлива и более мощным двигателем Р-13Ф-300.
  • МиГ-21бис — последняя и наиболее совершенная модификация из всего огромного семейства «двадцать первых», выпускаемых в СССР. Главным новшеством стал двигатель Р-25-300, который развивал тягу на чрезвычайном форсаже — 7,1 тс. На самолёте также были модернизировали бортовое оборудование. Самолет выпускался в СССР вплоть до 1985 года.

Боевое применение МиГ-21

Боевое крещение МиГ-21 получил во время Вьетнамской войны. Там его основным противником был американский F-4 Fantom. Со своим прямым конкурентом F-104 Starfighter МиГ-21 так в бою и не встретился. Тем не менее, истребитель отлично показал себя в бою, Высокая скорость и маневренность сделали МиГ-21 серьезной проблемой, для ВВС США. Именно в то время концепция неманевренного ракетного боя провалилась, стоив американцам большого количества самолетов.

В середине 1960-х МиГ-21 попал в арсеналы арабских государств и тут же оказался на передовых арабо-израильских войн. Там их противниками выступали истребители F-4 Fantom и Mirage III.

В начале 1970-х МиГ-21 ВВС Индии принимали участие в пограничных конфликтах этой страны с Пакистаном. Самолет снова показал себя весьма эффективным в борьбе с довольно пестрой пакистанской авиационной группировкой, уничтожив большое количество самолетов.

В течение всего времени службы МиГ-21 успел поучаствовать в множестве других конфликтов, среди которых: Египетско-ливийская война, война в Анголе, Эфиопо-Сомалийская война, приграничные конфликты КНДР и Южной Кореи, война в Афганистане, Ирано-Иракская война, Балканские войны, Азиатские военные компании

На вооружении

Всего в СССР, Чехословакии и Индии было выпущено 11 496 МиГ-21. Чехословацкая копия МиГ-21 производилась под названием S-106. Китайская копия МиГ-21 выпускалась под названием J-7 (для НОАК), а её экспортная версия F7 продолжает выпускаться и в настоящее время. По состоянию на 2012 год в Китае было выпущено около 2500 J-7/F-7. МиГ-21 самый массовый реактивный самолет в мире — благодаря массовости производства, отличался очень низкой себестоимостью: МиГ-21МФ, например, стоил дешевле, чем БМП-1.

На данный момент МиГ-21 значительно устарел, но до сих пор стоит на вооружении ряда государств, в основном, стран Третьего мира.

Миг-21 — самый распространенный сверхзвуковой самолет в истории

В середине 50-х годов прошлого века ОКБ Микояна и Гуревича вело активную работу над созданием современного самолета, который можно было выпускать в массовом производстве. Итогом усилий большого коллектива стал Миг 21, который стал самым распространенным самолетом в истории человечества.

В общей сложности, самолет этой модели выпускался в период с 1959 по 1985 годы. Некоторые его модификации находились в массовом производстве даже в 2017 году. В процессе эксплуатации МиГ-21 модернизировался и улучшался: повышались его летно-технические характеристики и функциональные возможности, изменялось вооружение. Хорошие боевые показатели, маневренность и выносливость снискали ему заслуженную популярность: самолеты этой серии принимали участие в различных военных конфликтах по всему миру.

  1. География массового производства
  2. Характеристики аппарата
  3. Модификации МиГ-21
Читайте также:
Как сэкономить деньги на покупке авиабилетов

География массового производства

В массовом производстве МиГ-21 выпускался в СССР, Чехословакии, Индии и Китае – всего было выпущено 11 496 экземпляров. В Советском Союзе эта модель самолета имела базовое название Миг. Чехословацкая модель получила название S-106; китайская – J-7. Серийное производство экспортной версии в Китае было приостановлено совсем недавно – в 2017 году. Всего в этой стране было выпущено около 2 500 самолетов.

Прототипом модели МиГ-21 послужил самолет модели Е-6. Данная модель была усовершенствована и преобразована согласно современным требованиям. В период массового производства постоянно улучшались ее эксплуатационные характеристики и велись работы по повышению надежности и безопасности.

Характеристики аппарата

Базовой моделью самолетов этого типа является модель Миг-21Ф. Машина имеет хорошие технические и летные характеристики, положительно влияющие на летные и боевые качества: масса пустого самолета – 5 460 кг, с топливом, боекомплектом и экипажем – до 10 100 кг; на высоте развивает предельную скорость 2 230 км/ч (последние модели – до 10 000 км/ч), у земли – 1 300 км/ч. Дальность полета – от 1 240 км до 2 100 км (в зависимости от количества топливных баков).

Самолет имеет фюзеляж сигарообразного сечения с усеченными краями и снабжен турбореактивным двигателем Р11Ф-300 на первых моделях. Впоследствии на более поздних версиях самолета устанавливались моторы Р13Ф-300 и Р-25-300. Имеются 12 топливных баков (в некоторых модификациях – 13); общий объем топливной системы — 2 160 литров, с подвесными дополнительными баками – 2 650 литров. Самолет оборудован системой аварийного покидания в случае экстренной аварийной ситуации. Катапультируемое сиденье пилота аналогично МиГ-19. В последующих модификациях использовалось кресло КМ-1, как более надежное. Оно служило для обеспечения безопасности пилота длительное время, как хорошо себя зарекомендовавшее; в улучшенном варианте его даже использовали на МиГ-23.

Электрооборудование самолета 27 вольт постоянного тока производится от стартер-генератора. Еще имеются две серебряно- цинковые батареи в качестве резерва. Переменный ток 115 Вольт частоты 400 Гц преобразуют два электромашинные преобразователя; другие два – постоянный ток в трехфазный переменный 36 Вольт и такой же частоты.

Приборное и радиоэлектронное оборудование позволяет оперативно следить за самолетом в процессе пилотирования. Кроме того, на борту имеется УКВ-радиостанция, автоматический радиокомпас и сигнализатор облучения, а также автоматический самолетный прицел. На более поздних моделях появились инфракрасный визир оптический прицел.

В первых моделях автопилота не было. В последствии его устанавливали с системой автоматического управления. Был даже установлен аэрофотоаппарат для ведения воздушной разведки.

Вооружение самолета представлено двумя пушками НР-30 (позже – ПШ-23Л) калибром 30 мм (23 мм). Навесное ракетное и бомбовое вооружение – два блока по 16 реактивных снарядов типа АРС-57М; два снаряда типа АРС-212; две бомбы и зажигательные баки. В более поздних моделях применялись ракеты К-13 и даже ядерное оружие.

Модификации МиГ-21

МиГ-21Ф (тип 72) – было выпущено 83 экземпляра в 1959 году на Горьковском и Московском авиазаводах.

МиГ-21Ф-13 (тип 74) – был в серийном производстве в 1960-1965 г.г. Самолет этой модификации установил рекорд скорости – до 2 500 км/ч и рекорд высоты – 34 714 м.

МиГ- 21П – следующая модификация, вышедшая в 1960 году и не получившая широкого распространения.

МиГ- 21ПФ (тип 76) – прекрасный всепогодный перехватчик, вышедший в 1961 году и его подвид МиГ-21ПФС (94), был в массовом производстве в 1961-1965 г.г.

МиГ-21ФП (тип 77) выпускался для Индии в 1964-1968 г.г. После по лицензии выпускался в этой стране.

МиГ-21ПФМ (тип 94) производился на экспорт в 1964-1968 г.г.

МиГ-21Р – разведывательный самолет; был оснащен передовой по тем временам фотоаппаратурой. Выпускался в 1965-971 г.г.

МиГ-21С (95) – выпускался в Горьком только для ВВС СССР в 1965-1968 г.г. В отличие от своих предшественников, его вариант МиГ-21СН был способен нести на борту атомное оружие.

МиГ- 21И (96А) производился для Индии в 1968-1971 г.г. После выпускался в этой стране.

МиГ-21СМ, выпускавшийся в 1968-1977 г.г., имел на вооружении новую ракету класса «воздух-земля» Х-66.

МиГ-21МФ – экспортная модель. За 1969-1974 г.г. в Москве выпустили 231 истребитель этой модификации. Такие модели изготавливали в Индии и Китае.

МиГ-21СМТ выпускали в Горьком в 1971-1973 г.г. Всего сделали 281 экземпляр. Эти самолеты были носителями тактического ядерного оружия.

МиГ-21бис – самая распространенная и совершенная модификация всей линейки МиГов-21. Всего было выпущено 2 013 самолетов в Горьком с 1972 по 1985 годы.

МиГ-21-93 – выпускался совместно с Нижегородским авиазаводом для Индии (1994 год).

Учебная линия самолетов: МиГ-21У (1962 г.), МиГ-21УС (1966 г.) и МиГ-21УМ (1971 г.).

Экспериментальная модификация МиГ-21ПД (1966 г.) не получила распространения, как и МиГ-21И(1968 г.) – неудачная модель.

МиГ-21М – радиоуправляемый самолет-мишень вышел в 1967 году.

Берлин

Берлин (Германия) – самая подробная информация о городе и его главных достопримечательностях с фото и картой в путеводителе для отдыха и путешествий.

Город Берлин (Германия)

Берлин – столица Германии, а также крупнейший город ФРГ с населением более 3 млн. человек. Расположен в восточной части страны в 70 км от границы с Польшей. Берлин – это крупный мегаполис, город разнообразной архитектуры, музеев и дворцов, интересных достопримечательностей и оживленной ночной жизни. Несмотря на разрушения Второй мировой войны и послевоенного разделения Берлинской стеной, Берлин восстановил не только свой облик и статус, но и стал городом-символом современной Германии.

Берлин немного похож на лоскутное одеяло. Здесь можно увидеть достопримечательности разных исторических периодов: от нескольких сохранившихся средневековых зданий недалеко от Александерплатц до ультрасовременных металлических конструкций на Потсдамской площади. Это город потрясающего архитектурного и культурного разнообразия, который придется по вкусу многим туристам.

Читайте также:
Гора Йештед (Jested)

  • География и климат
  • История
  • Как добраться
  • Передвижение по городу
  • Гастрономия
  • Шопинг и покупки
  • Районы Берлина
  • Музеи
  • Достопримечательности Берлина

Ночной Берлин

География и климат

Берлин расположен на востоке Германии на берегах реки Шпрее недалеко от границы с Польшей. Город расположен в долине, образованной ледниками между моренными холмами.

Климат Берлина – умеренный, сочетающий в селе некоторые черты морского и континентального. Среднегодовая температура 9-10 градусов. За год выпадает около 600 мм осадков. Самые тёплые месяцы июль и август с средней температурой 18-20 градусов. Самый холодный месяц январь с температурой около нуля. Снежный покров непостоянный, зима достаточно мягкая. В основном, преобладают западные ветры.

История

Берлин издревле был мультикультурным. Ещё в дохристианскую эпоху на его территории жили германские, франкские и славянские племена. Берлин – город по европейским меркам достаточно молодой. Он возник в начале 14 века в результате объединения городка Кёльн, расположенного на острове реки Шпрее, и городка Берлин, на её восточном берегу. Эти поселения упоминаются уже в первой половине 13 века. Интересно, что до 17 века Берлин был небольшим городом с населением около 10 000 жителей.

Согласно самой распространенной версии, название города произошло от западнославянского слова “берл”, что означает медведь. Медведь является также символом Берлина практически с времени его основания.

Панорама Берлина

В начале 15 века Фридрихом I было образовано маркграфство Бранденбург. Берлин стал главной резиденцией династией Гогенцоллернов вплоть до начала 20 века.

В результате Тридцатилетней войны в 17 веке Берлин потерял около половины своего населения. В 1701 году после коронации Фридриха I Берлин стал столицей Пруссии. В 1760 году город был взят русскими войсками, в 1806 году – войсками Наполеона, в 1813 году – русские войска снова вошли в Берлин. В 1871 году город был провозглашен столицей образованной Германской империи.

В 1919 году после Первой мировой войны Берлин стал столицей Веймарской республики, а в 1933 г. – нацистской Германии. Во время Второй мировой войны город был сильно разрушен. Весной 1945 года Берлин был взят войсками Красной армии. После войны город был разделен на 4 сектора: сектора западных союзников (США, Великобритания, чуть позже Франция) и восточный сектор (СССР). Противостояние держав разделило Берлин на две части, а в 60-х годах руководством ГДР (Восточная Германия) была сооружена знаменитая Берлинская стена. В 1989 году Берлинская стена была разрушена, а в 1991 году Берлин снова стал столицей вновь объединенной Германии.

Как добраться

Берлин – это отличная транспортная доступность и инфраструктура. В столице Германии есть два действующих аэропорта. Международный аэропорт Тегель – крупнейший из них. Это центр международных и внутренних авиаперевозок. Автобусы связывают этот аэропорт с главным вокзалом и Александерплатц. Внимание: аэропорт Тегель не имеет станции S-Bahn и U-Bahn. Станция Тегель относится к одноименной деревеньке. Другой аэропорт – Schönefeld, в основном, является центром бюджетных авиаперевозчиков. В настоящее время в Берлине строится новый аэропорт Берлин-Бранденбург имени Вилли Брандта, который откроется в 2018 году.

Автобусные маршруты связывают Берлин с 350 городами Европы. Автобусы дальнего следования пребывают на центральный автобусный вокзал в Западном Берлине. Удобно добираться до Берлина и на поезде. Столица Германии имеет железнодорожное сообщение с многими крупными городами Европы: Амстердам, Вена, Будапешт, Варшава, Минск, Москва, Санкт-Петербург. Поезда дальнего следования пребывают на центральный железнодорожный вокзал.

Берлин окружен автомагистралью A 10. Автомагистраль A 12 соединяет город с Франкфуртом-на-Одере и Варшавой, А 13 с Дрезденом и Прагой, A 9 с Лейпцигом и Мюнхеном, A 2 с Ганновером и Дортмундом, A 24 с Гамбургом.

Улицы Берлина

Передвижение по городу

Берлин – огромный город. Для передвижения нужно использовать отлично развитый общественный транспорт: автобусы, трамваи, поезда и метро. Услуги такси также немного дешевле, чем во многих других крупных городах Центральной Европы.

В Берлине используется зональная система, но вряд ли Вам придется выходить за пределы зон А и В, за исключением поездок в Потсдам или в аэропорт. В общественном транспорте используется общий билет. Стандартный билет действует 2 часа после валидации. Существует дешёвый билет, который действует на три остановки U-Bahn или S-Bahn. Каждый билет нужно прокомпостировать на специальном устройстве (для отметки даты и времени). Трамваи, в основном, ходят по Восточному Берлину.

Гастрономия

Берлин – это крупный гастрономический центр: дорогие рестораны, уютные кафе и бары, шумные и веселые клубы, точки общественного питания. Из еды стоит попробовать pfannkuchen (пончики), currywurst (колбаса с карри), döner (хлеб с салатом и мясом). Еда в Берлине невероятно дешева, по сравнению с любой другой столицей Западной Европы или другими городами Германии. Здесь представлена ​​кухня разных культур, хотя она часто модифицирована в соответствии с немецкими вкусами.

Одной из основных туристических зон для питания является Hackescher Markt / Oranienburger Straße, Kastanienallee. Чаевые принято оставлять в размере 5-10% от суммы счета.

Шопинг и покупки

Берлин – один из центров шопинга в Европе. Основные торговые районы:

  • Ku’Damm и Tauentzienstraße – много брендовых магазинов
  • KaDeWe (Kaufhaus Des Westens) на Wittenbergplatz
  • Schloss-strasse (Steglitz), Wilmersdorfer Strasse (Charlottenburg), Schönhauser Allee (Prenzlauer Berg), Carl-Schurz-Strasse (Spandau) и Karl-Marx-Strasse (Neukölln) – торговые улицы.
  • Friedrichstraße – крупная торговая улица в Восточном Берлине.

Крупные торговые центры:

  • Alexa (Alexanderplatz/Mitte)
  • PotsdamerPlatz Arkaden (Potsdamer Platz/Mitte)
  • Mallof Berlin (Leipziger Platz/Mitte)
  • Gesundbrunnen-Center(Gesundbrunnen Station/Wedding)
  • Gropius-Passagen(Britz)
  • Linden-Center(Hohenschönhausen, Spandau-Arkaden (Spandau)
  • Schloss(Schloss-strasse/Steglitz)
  • ForumSteglitz (Schloss-strasse/Steglitz)
  • RingCenter (Friedrichshain)

Ночной Берлин

Районы Берлина

  • Митте – исторический центр Берлина, ядро ​​бывшего Восточного Берлина и новый центр города. Кафе, рестораны, музеи, галереи и клубы в изобилии по всему району, а также множество достопримечательностей, представляющих культурный интерес.
  • Западный Берлин (Шарлоттенбург, Вильмерсдорф, Шёнеберг, Тиргартен) – рестораны, отели, магазины, дворцы.
  • Восточный Берлин-Центр (Фридрихсхайн, Кройцберг) – шумный молодёжный район: кафе, бары, клубы. Это район художников и другой творческой интеллигенции, а также здесь живёт большая турецкая диаспора.
  • Северный Берлин (Шпандау и Рейникендорф) – интересная архитектура и роскошные виллы бывших руководителей ГДР.
  • Восточный Берлин (Лихтенберг, Хоэншонгхаузен, Марзан, Хеллерсдорф) – подлинная атмосфера ГДР: многоэтажки, несколько парков.
  • Южный Берлин (Штеглиц, Зелендорф, Темпельхоф) – районы контрастов: зелёный и богатый Зелендорф и бедный Нойкельн (Новый Кёльн).
Читайте также:
Карта Уаи-О-Тапу, где находится Уаи-О-Тапу на карте мира

Музеи

Берлин – город музеев. Здесь действует более полусотни различных музеев и галерей. Большинство из них платные. Если Вы планируете много времени посвятить музеям, рекомендуем покупать специальную музейную трёхдневную карту за 24 евро. Она даёт возможность три дня посещать экспозиции почти всех музеев Берлина. Внимание: музеи обычно закрыты в понедельник.

Самые интересные музеи Берлина:

Музейный остров – один из самых крупных и известных музейных комплексов Европы. В составе ансамбля музейного острова выделяются:

  • Пергамский музей – один из крупнейших музеев в Берлине, в котором собраны обширные коллекции древнегреческого, древневосточного и исламского искусства и истории.
  • Старый музей – египетская коллекция и старинный антиквариат.
  • Старая национальная галерея – немецкая живопись 19 века.
  • Музей Боде – богатая коллекция скульптур и византийского искусства.
  • Музей Нойса – египетская коллекция, археологические находки.

Культурный форум – ещё один музейный комплекс, расположенный недалеко от Постдамской площади. Среди его музеев рекомендуем:

  • Картинная галерея – тысячи картин 13-18 веков, в том числе шедевры Дюрера, Рафаэля, Караваджо, Рубенса, Рембрандта.
  • Новая национальная галерея – искусство 20 века.
  • Музей музыкальных инструментов.

  • Музей Шарлоттенбург – дворцово-музейный комплекс
  • Музей Далем – коллекции европейской культуры, азиатского искусства и этнографии.
  • Немецкий исторический музей.
  • Еврейский музей.
  • Берлинская галерея – городской музей современного искусства, дизайна и архитектуры.
  • Мемориальный комплекс “Берлинская стена”.
  • Бранденбургский музей – музей истории и культуры Берлина

Музей Боде

Достопримечательности Берлина

Берлин – город, богатый на достопримечательности и красивую архитектуру, несмотря на то, что здесь не так много старинных зданий и памятников истории.

Сакральная архитектура: церкви и храмы

Берлинский кафедральный собор – крупнейшая и одна из самых красивых церквей Берлина. Собор расположен недалеко от Музейного острова. Построен в 19 веке и является символом величия Германской империи. За 7 евро можно подняться на купол и насладиться замечательным видом Берлина.

Церковь кайзера Вильгельма

Церковь кайзера Вильгельма – руины церкви, построенной в конце 19 века. Остатки высокой колокольни расположены между двумя современными зданиями и являются напоминанием о Второй мировой войне.

Церковь св. Марии – одна из старейших церквей Берлина, расположенная в историческом центре недалеко от площади Александерплатц. Башня высотой 90 метров является самой высокой среди религиозных сооружений города. Вход в церковь свободный. Внутри содержится множество старинных предметов искусства.

Церковь св. Николая

Церковь св. Николая – кирпичная готическая церковь 13 века, старейшее религиозное сооружение Берлина. Высота башен составляет 84 метра. Интересно, что сейчас здание не является религиозным сооружением. Это один из филиалов Бранденбургского музея.

Собор св. Ядвиги – католическая церковь 18 века в стиле неоклассицизм, значительно перестроенная в 50-х годах 20 века после разрушений во время Второй мировой войны.

Новая синагога – красивое сооружение в мавританском стиле, построенное в 19 века. Центральное религиозное сооружение еврейской общины Берлина.

В восточной части исторического центра можно найти развалины готического францисканского аббатства, разрушенного в 1945 году.

Главные достопримечательности Берлина

Берлинская телебашня – высочайшее сооружение Берлина и всей Германии. Высота телебашни составляет 386 метров. Расположена в историческом центре на Александерплатц. На высоте 204 метра расположена смотровая площадка с потрясающей панорамой Берлина.

Здание Рейхстага (Бундестаг) – здание Парламента Германии. Массивное здание конца 19 века с красивым стеклянным куполом, с которого открывается захватывающий вид на Берлин. В 1945 году наши войска водрузили на него Знамя Победы, что стало одним из символов подвига нашего народа в Великую отечественную войну.

Колонна Победы

Колонна Победы – памятник высотой 60 метров, построенный во второй половине 19 века. На вершине расположена панорамная смотровая площадка. Чтобы на нее попасть нужно преодолеть 285 ступенек.

Очень популярной смотровой площадкой является 100-метровая башня Kollhoff на Постдамской площади. В ней установлен самый быстрый лифт Европы.

Бранденбургские ворота – символ Берлина и одна из его главных достопримечательностей. Были построены в конце 18 века в стиле классицизма. Являются единственными городскими воротами Берлина, которые сохранились до наших дней. Расположены на Парижской площади.

Берлинская стена

Берлинская стена – один из символов “холодной войны”. 155-ти километровое ограждение, которое делило Берлин на две части: восточную и западную. Была сооружена в 60-х годах 20 века по инициативе ГДР. Берлинская стена была демонтирована в 1989 году. Большой участок стены сохранился в восточной части города вдоль реки Шпрее.

Берлинская опера – один из старейших и крупнейших музыкальных театров Германии, основанный в середине 18 века.

Олимпийский стадион (Олимпиаштадион)

Олимпийский стадион (Олимпиаштадион) – спортивное сооружение, футбольный стадион, вмещающий более 70 тысяч зрителей, способный также проводить легкоатлетические соревнования. Является домашней ареной футбольного клуба Герта.

На Александерплатц расположен один из красивейших и старейших фонтанов Берлина – фонтан Нептуна. Это большой гранитный фонтан с интересной скульптурной композицией.

Рядом расположено здание красной ратуши. Это историческое сооружение из красного кирпича было построено во второй половине 19 века в интересном смешении готики и ренессанса. Высота башни ратуши составляет 74 метра.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: