Дом Висенс: украшение Барселоны с восточным колоритом
Интересующиеся архитектурой туристы обычно не обделяют вниманием Барселону, где жил и работал выдающийся профессионал Антонио Гауди. Свои проекты он строил с узнаваемыми чертами собственного стиля, экспериментировал и выходил за пределы классических правил. Это позволило Гауди стать самым модным архитектором своего времени. А начиналось все с первого проекта, порученного еще никому неизвестному молодому архитектору. Дом Висенс в Барселоне позволил Гауди раскрыться и показать миру свой талант. Непревзойденный архитектурный комплекс, жемчужина Каталонии, вот уже более 130 лет привлекает взгляды прохожих по улице Carrer de les Carolines.
- История строительства
- Архитектура
- Режим работы и стоимость билета
- Как добраться
- Другие творения Гауди
- Заключение
- Святой Антонию Гауди – гениальный архитектор из Барселоны: Видео
История строительства
построил по заказу местного промышленника Мануэля Висенса.
Предприниматель занимался производством кирпича, керамической плитки и нуждался в частной летней резиденции для отдыха. Примечательно, что свой первый заказ молодой Гауди получил в 1878 году – сразу после защиты диплома архитектора. Тогда ему исполнился 31 год. Проектирование Casa Vicens заняло у Гауди целых два года, строительство началось в 1883 году, а завершилось только в 1888 году.
Хозяин летней резиденции прожил в ней около десяти лет, а после его смерти усадьбу купила семья Ховер (Jover).
В 1925 году новые владельцы обратились к Гауди с просьбой расширить здание, но в то время архитектор занимался собором Саграда Фамилия (Искупительный храм Святого Семейства).
Он попросил отреставрировать Дом Висенс своего друга, архитектора Жоана Баптиста Серра де Мартинеса.
В 2005 году Дом Висенс был включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, однако понадобилось еще 10 лет, чтобы частная резиденция стала доступна для туристов. Официальное открытие музея состоялось в октябре 2022 года.
Архитектура
Дом Висенса спроектирован на основе правильного четырехугольника. Впрочем, некоторые площадки он целенаправленно вынес за его пределы, например, курительный салон и столовую-атриум. А еще оснастил постройку резными балкончиками, интересными выступами фасадов, маленькими башенками, эркерами. Гауди увлеченно экспериментировал, и все это, вместе с необычайно яркой цветовой гаммой, позволило архитектору создать иллюзию объема.
Главным строительным материалом выступал камень, но Гауди активно использовал кирпич и плитку, наверное, подчеркивая таким образом сферу деятельности будущего владельца здания.
Если присмотреться, то на фасаде дома станет заметен шахматный узор, созданный при помощи комбинации разных строительных материалов. Отдельного внимания стоит и декоративные оформление дома. Здесь встречаются изображения характерных для садов Барселоны растений. Эти и многие другие детали (например, башенки на крышах, напоминающие по внешнему виду купола мечетей) указывают на влияние арабо-испанского стиля мудехар. Хотя основным направлением для молодого архитектора стал модерн.
Гауди намеренно выбрал стиль, который выделил будущую резиденцию на фоне расположенных по соседству эклектических построек.
Он отказался от классических углов, архитектор решительно срезал их, чтобы здание не выглядело таким суровым. Разрабатывая дизайн прессованных плиток, автор решил взять на вооружение французскую календулу, растущую на территории усадьбы.
Так Гауди положил начало традиции использовать природу в качестве модели для архитектурных ансамблей. Восточная экзотика с первого взгляда пленила элитарный класс Барселоны, после завершения Дома Висенса у Гауди появилось множество поклонников.
Режим работы и стоимость билета
Как известно, до недавнего времени Дом Висенс оставался закрытой для посещения достопримечательностью, о его реставрации и превращении в современный музей заговорили в 2022 году, когда здание выкупил частный банк из Андорры.
“МораБанк” решил сохранить культурное наследие Барселоны и в скором времени занялся строительными работами.
Цель заключалась в том, чтобы вернуть дому максимально оригинальный облик. Чтобы ни в чем не ошибиться, сотрудники компании консультировались со многими историками, сверялись с документальными источниками.
И вот осенью 2022 года Дом Висенс впервые за 130 с лишним лет открыл свои двери посетителям. Теперь посещение музея входит почти во все обзорные экскурсии по испанской Барселоне.
Предусмотрена одна комплексная экскурсия, она включает:
- рассказ об истории Дома-музея,
- архитектурный анализ в контексте всего творчества Гауди,
- культурно-социальные особенности “жизни” музея.
Музей работает ежедневно с 10.00 до 20.00, экскурсии проходят почти каждый час, последний вход в 19.00. На католическое Рождество и в первый день Нового года дом Висенса закрывается. Билет для взрослых стоит 16 евро, несовершеннолетние, которым исполнилось 8 лет, студенты и пенсионеры, платят 14 евро, до 7 лет – вход бесплатный.
Чтобы избежать очередей, покупать билеты можно онлайн .
Как добраться
Дом Висенс находится по адресу: Каррер-де-лес-Каролинес (Carrer de les Carolines/Calle de las Carolinas), 18-24, Barselona, Spain. Удобнее всего добраться до архитектурного комплекса на метро – доехать до станции Fontana по зеленой линии L3 (остановка находится в 250 метрах от Висенса) или до станции Lesseps (280 метров).
Но можно доехать до Каролинес и на автобусе № 22, 24, 27, 28, 31, 32, 87, 92 или воспользовавшись электричкой Gràcia (линии L6, L7, S5, S55, S1, S2).
Другие творения Гауди
Барселона – родина архитектора Гауди, поэтому знакомиться с его творчеством следует ехать именно сюда. Дом Висенс стал его первым творением, сделал его популярным и востребованным профессионалом. Если следовать хронологии, то следующим после Висенса рекомендуется осматривать Павильон усадьбы Гуэля и, конечно, Саграда Фамилия – собор, от которого у всех буквально захватывает дух.
Некоторые утверждают, что Искупительный храм Святого Семейства стал апогеем творчества Гауди, но, если присмотреться, то что-то новое, уникальное и оригинальное архитектор привносил в каждый свой проект.
Парк Гуэля, Крипта Колонии Гуэля, Дом Кальвет и многие другие. Ни одна экскурсия, посвященная творческому пути Гауди не обходится без посещения Casa Batlló.
Одна из последних работ Гауди – Casa Milà, ныне используется в качестве жилого дома. Но для туристов там обустроена квартира-музей, выставочный зал и мансарда.
Заключение
Испания – уникальная страна, она знаменита прежде всего своими пляжами и первоклассными курортами на побережье Средиземного моря. Но еще это родина уникального архитектора, украсившего своими творениями улицы современной Барселоны. Гауди не боялся экспериментировать, он привнес в модерн много нового и сумел оригинально соединить европейские и восточные мотивы.
Дом Висенс – ранняя работа Гауди, принесшая ему известность. Вот уже 130 лет она не оставляет равнодушными ни туристов, ни жителей Барселоны.
Святой Антонию Гауди – гениальный архитектор из Барселоны: Видео
Дом Висенс – первый особняк Гауди в Барселоне
Своей туристической привлекательностью столица Каталонии во многом обязана великому архитектору Антонио Гауди. Достаточно отметить, что из восьми объектов ЮНЕСКО в этом городе, шесть – творения каталонского мастера. Среди них Casa Vicens – первая крупная работа начинающего архитектора в Барселоне. Каса Висенс находится в туристической тени более известных сооружений Гауди – домов Мила и Бальо, парка Гуэля и церкви Саграда Фамилиа, но это обстоятельство нисколько не уменьшает его архитектурной ценности.
История
В 1878 г. Антонио Гауди, только что получивший диплом архитектора, спроектировал загородный жилой особняк для владельца фабрики по производству керамической плитки и кирпича Мануэля Висенса. Район Gràcia, где был сооружён дом Висенс, в тот период находился вне Барселоны. Строительство началось спустя 5 лет, и было завершено в 1888 г.
Отведённый под строительство участок был ограниченным – 30 на 34,5 м. Тем не менее, отодвинутый на задний план участка, особняк довольно вместителен: площадь всех помещений превышает 1 тыс. м 2 . Спроектированное Гауди здание с одной из сторон «утыкалось» в находившийся по соседству монастырь. Из остальных трёх фасадов главным считался юго-западный, выходящий в сад, и являвшийся как бы его продолжением. В то же время наиболее декоративным получился боковой юго-восточный фасад, с видом на нынешнюю улицу Carrer de les Carolines.
Четырёхэтажный дом состоял из полуподвала, двух жилых этажей и чердака. В нижнем жилом этаже располагались холл, столовая и курительный салон, а на втором – спальни.
После смерти Висенса в 1895 г., его вдова продала дом гаванскому хирургу Антонио Ховеру, потомки которого жили в доме вплоть до 2017 г. Новый хозяин заказал расширение особняка ученику Гауди. К задней части здания были добавлены пролёт, а также дворик и лестница: в результате этажи стали автономными. Интересно, что план этой реконструкции получил одобрение самого Гауди. Следующие две реконструкции здания, произведённые соответственно, в XX и XXI вв., также были уважительными к первоначальному плану Гауди, и способствовали сохранению в хорошем состоянии.
Ховеры разрешали «соседям и туристам» входить внутрь своего частного дома лишь единственный день в году. К счастью для них, в 2017 г. андоррский MoraBanc за 35 миллионов EUR выкупил дом, и устроил в нём скромный музей.
Первоначально дом Висенс был окружён садом. При расширении улицы Carolines, на которой расположен дом, а также после продажи владельцами в середине XX в. части земельного участка, были утрачены часть сада и ограды, ротонда и каскад с фонтаном. Правда, уменьшенную копию этого фонтана воссоздали в 1984 г. на территории другой работы мастера – усадьбы Гуэля, где сейчас действует центр изучения творчества Гауди.
Современность
Во внешнем облике дома Висенса явно угадывается направление деятельности его первого владельца. Здание построено из необработанного камня и облицовано цветными керамическими плитками, производимыми заказчиком. Красивый особняк, таким образом, кроме основного предназначения, также популяризировал продукцию владельца.
В архитектурном плане здание представляет собой четырёхугольник, правильность форм которого несколько нарушена столовой и курительной комнатой. Casa Vicens выстроен в любимом Гауди стиле оригинального модерна. В то же время, в декоративном стиле здания очевидно влияние юношеского увлечения архитектора испано-мавританским стилем мудехар, популярным в то время в Барселоне.
Со свойственной ему дотошностью и ансамблевым мышлением, Гауди спроектировал не только собственно здание, но и решётки с металлическими пальмовыми листьями ограды, ворот, балконов и окон. Это не составило ему труда: ведь Гауди происходил из семьи потомственного медника и кузнеца, и овладел этим искусством ещё в юности. Кружево кованых решёток вместе с ковровым орнаментом облицовочных плиток существенно смягчают противостояние общей устремлённости здания вверх и стандартного горизонтального членения его этажей.
В дальнейших работах Гауди каждый этаж будет оригинальным. Туристов, знакомых с другими творениями Гауди, в доме Висенса несколько удивляют и прямые линии: позже архитектор стал считаться их ненавистником. Он говорил, что они несвойственны природе, всю жизнь бывшей для него источником вдохновения.
Природные мотивы широко использованы и в доме Висенса. Росшие в окружающем саду цветы бархатцы изображены и на керамических плитках фасада, создавая общую композицию дома и сада. Птиц – фламинго и аистов, можно видеть на стенах интерьера, а ветки черешни – на потолке.
Аналогично домам Мила и Бальо, вентиляционные шахты и дымовые трубы дома Висенса задекорированы: в данном случае для этого использованы керамическая плитка. При взгляде на здание привлекают внимание изящные башенки, напоминающие купола мечетей, эркеры и резные балконы. Пестрота фасада с шахматно-цветочным орнаментом не только не портит дом, но и сообщает ему определённую теплоту. Как говорил Гауди, он просто перенёс на изразцы цветочный ковёр бархатцев и подсолнухов, увиденный им в саду на месте постройки особняка.
Несмотря на недорогие отделочные материалы, дом Висенс напоминает замок. Интерьеры дома Висенс чрезвычайно декоративны, и удивляют тщательностью исполнения каждого элемента. К счастью, самые декорированные и запоминающиеся помещения – вестибюль, курительный салон и столовая, почти не изменили свой первоначальный облик.
Как добраться?
Адрес Casa Vicens: Carrer de les Carolines, 20-26. Время работы – с 10 до 19 часов, а цена входного билета – 19 EUR. Заказать билет можно на сайте .
- по зелёной линии L3 метро до станции Fontana;
- ветками L6, L7, S5, S55, S1, S2 электричек FGC до станции Gracia;
- автобусными маршрутами №№ 2, 4, 14, V17, 27, 87, 2222;
- «синим» маршрутом туристического автобуса Bus Turistic.
Дом Висенс в Барселоне: миллион необычных деталей от Гауди
Дом Висенс, возведенный в 1888 году – уникальный оазис спокойствия с восточным и мавританским ароматом стоит в тихом районе Барселоны Грасия. Мы посвятили ему целую статью и этого совершенно недостаточно, чтобы передать, насколько это здание необычно и интересно. Обязательно посмотрите на него своими глазами, тогда вы сможете понять наш восторг.
Посещение дома Висенс лучше всего совместить с полноценной экскурсией по району.
История и Архитектура
Дом Висенс в Барселоне — это частная резиденция, построенная знаменитым испанским архитектором Антонио Гауди по заказу богатого промышленника Мануэля Висенса, занимавшегося производством керамической плитки и кирпича. Сегодня это строение на улице Carrer de les Carolines является яркой достопримечательностью и украшением Барселоны и входит в перечень достопримечательностей ЮНЕСКО. Многие экскурсионные маршруты включают дом Висенс, так как это богато декорированное здание поражает своей яркой красотой и выходит за рамки классического понимания архитектуры.
Заказ от предпринимателя поступил молодому Гауди в 1878 году. Хотя проект был выполнен практически сразу, строительство началось только в 1883 году и продлилось до 1888 года. Согласно пожеланиям заказчика и идее архитектора, планировалась летняя резиденция, поэтому большое значение при проектировании уделялось саду. И несмотря на небольшой размер, благодаря идее отодвинуть дом на задний план, удалось визуально увеличить садовое пространство.
Дом Висенс, в отличие от поздних работ Гауди, отличается достаточно простым планом. Основание здания — это почти правильный четырехугольник, за его пределы выбивается только экзотический курительный салон и столовая-атриум. Этажи имеют схожую планировку.
Зато простота форм помещений дополняется богатством элементов декора. Внимание привлекают ажурные балконы, оригинальные выступы фасадов, элегантные эркеры, изящные башенки и, конечно, изумительное цветовое решение. Благодаря этим маленьким хитростям, Антонио Гауди смог создать иллюзию объема при простоте форм. В общем-то это все то, чем славятся все архитектурные творения Гауди.
Главный строительный материал здания — необработанный камень. Однако архитектор отдал дань уважения роду деятельности Мануэля Висенса, поэтому сочетает этот материал с кирпичами и полихромными изразцами, производимыми на предприятии заказчика. Они выложены так, что образуется оригинальный шахматно-цветочный узор.
Плитки хранят изображения бархатцев — цветов, растущих в садах Барселоны. Используя охряные цвета разных оттенков и при помощи элементов местной флоры, Гауди пытался гармонично вписать в окружающее пространство четырехэтажный особняк, сделать его продолжением сада.
Многие особенности конструкции, в особенности элементы оформления, отражают восточное влияние. Сильнее всего арабско-испанский стиль мудехар заметен в оформлении крыши, башенки же ассоциируются с куполами мечетей.
Выполнялся дом Висенс в стиле модерн. Вообще в Барселоне немало интересных образцов этого стиля, например, невероятный госпиталь Санта-Креу. Такое решение Гауди выбрал, чтобы создать контраст с окружавшими постройками, возведенными в основном в эклектическом стиле.
Четко виден архитектурный ансамбль, который содержит дом и все элементы, расположенные на участке. Здесь важна каждая мелочь, а оригинальное оформление решеток, балконов, ворот и отделка интерьеров (особенно столовой и курительной комнаты) создает общую картину.
Информация для посещения
Еще несколько лет назад посетителей не пускали внутрь и туристам были доступны только фасады здания, только в день святой Риты 22 мая можно было увидеть, что же внутри. Но теперь дом Висенс открыт для посещения! Правда предупреждаем, желающих очень много, на входе очередь. Чтобы не стоять за билетами, приобретайте их заранее. Это гарантирует вам быстрый вход внутрь.
Если вас увлекает архитектура, то рекомендуем взять комплексный билет с быстрым входом для посещения трех самых известных домов Гауди: дом Батльо, дом Мила и дом Висенс. Приобрести можно по ссылке.
Адрес:
Barcelona, Carrer de les Carolines, 24.
Как добраться:
Автобус: 22, 24, 27, 28, 31, 32, 87, 92;
Метро: станция Fontana по линии L3.
Часы работы:
С апреля по октябрь каждый день с 10:00 до 20:00.
С 15 октября по 31 марта: 10:00 — 19:00, по понедельникам 10:00 — 15:00
Дом Висенс
Официально периодом создания дома Висенс является 1878–1888 годы. Однако эти цифры носят весьма условный характер. Так, известно, что Гауди подписал проект только в 1883 году. Он дошел до наших дней. Удалось сохранить также и лист с нанесенным на него ситуационным планом дома.
Дом Висенс стал первым значительным произведением молодого, сравнительно недавно начавшего самостоятельную работу архитектора. Тогда заказчиком постройки был известный в то время в Испании крупный фабрикант, производивший керамическую плитку, Мануэль Висенс Монтанер. То обстоятельство, что заказчик являлся еще и продавцом плитки, на определенном этапе развития творчества зодчего сыграло свою роль. В дальнейшем Гауди будет проводить массу экспериментов по применению керамики в отделке сооружений разного характера.
Дом Висенс со стороны въезда
Новый дом должен был появиться на участке площадью 0,1 га (30 ? 34,5 м). С восточной стороны участок был строго ограничен. Уже в первой работе мастера были намечены основные принципы его творческой манеры. Современники посчитали генеральный план здания дома Висенс неожиданным по своему архитектурно-художественному решению и оригинальным: фасад особняка уходил внутрь сада выступами.
План здания был рассчитан так, что постройка легко вписывалась в отведенный полукруг участка. Поэтому можно в равной степени говорить о существовании одного или трех фасадов здания. Подобное архитектурное решение позволило создать настоящее произведение искусства.
При движении по улице Каролинас (позже расширенная так, что восточный фасад дома Висенс оказался на красной линии) поочередно один за другим открываются все три фасада здания. При этом создается впечатление грандиозного зрелища, постепенно открывается весь вид дома, похожего на театральные подмостки, уставленные декорациями.
Здание дома Висенс, в сравнении с другими постройками Гауди, отличается простой конструкцией. Несущие стены сделаны из кирпича. Балки междуэтажных перекрытий, а также кровля – деревянные.
Новым для архитектуры Испании конца XIX века стало создание подвальных помещений, перекрытия которых были собраны из кирпичных перегородчатых сводов, а кровля состояла из целого ряда выложенных из кирпича плоскостей, расположенных по наклонным деревянным балкам.
Нововведением Гауди стала также и особенная, необычная для того времени, конструкция кровли. Архитектором впервые был применен способ обхода кровли по всему ее периметру. При этом имевшиеся повороты кровли были отмечены сооруженными беседками с устроенными над ними небольшими куполами.
Обход, сделанный по периметру кровли, словно продолжают обходные галереи, включенные в конструкцию третьего этажа здания. При этом все угловые повороты зафиксированы шестигранными балконами.
Не менее примечательным, чем архитектура здания, был и интерьер дома Висенс. В целом его можно назвать скорее богатым и пышным, нежели строгим и гармоничным. Современные исследователи творчества Гауди затрудняются ответить на вопрос, чем руководствовался Гауди во время отделки внутренних помещений здания – собственным вкусом или пожеланиями заказчика. Однако большинство искусствоведов склонны считать, что интерьер дома Висенс, вероятнее всего, отвечает вкусам самого хозяина.
Так, например, из воспоминаний современников испанского мастера стало известно, что изразцы с изображением желтых бархатцев были сделаны со слов самого Мануэля Висенса Монтанера. По всей видимости, в первые годы самостоятельной работы Гауди стремился к тому, чтобы архитектурное произведение было плодом совместных творческих поисков заказчика и художника.
Дом Висенс. Беседка на крыше
Действительно, в те годы частный заказчик нередко становился соавтором того или иного архитектурного произведения. Зачастую искусствоведы склонны видеть зависимость смены определенных этапов в творчестве мастера от заказчиков. Некоторые исследователи говорят даже о том, что тому или иному периоду развития архитектурного искусства в целом соответствует тот или иной тип заказчика.
Мануэль Висенс Монтанер, видимо, относился к тому типу заказчиков-буржуа, которые не только не стыдились своего ремесла, но и старались всячески выставить его на всеобщее обозрение, а заодно прославить свое собственное имя. Настоящему же художнику и мастеру, каковым был Антонио Гауди, нужен был другой заказчик, который предоставил бы архитектору полную свободу действий в решении поставленных художественных задач. Подобный клиент, к счастью, нашелся и для испанского мастера. Им стал Гуэль.
Однако вернемся к описанию архитектуры дома Висенс. С точки зрения определенного этапа развития творчества Антонио Гауди здание дома Висенс стало для зодчего своеобразной экспериментальной площадкой, где художник впервые опробовал разработанные им способы воплощения художественного замысла в действительность. Так, например, именно при создании дома Висенс мастер использовал пластичные линии, которые в дальнейшем стали характерной чертой его творчества.
Кроме того, в архитектуре дома Висенс Гауди впервые применил так называемую технику свободного пространственного коллажа. Именно с такой техникой связаны используемые мастером смелые комбинации стилизованных фигур модерна, выросшего на испано-мавританской почве (примером могут служить белые и зеленые изразцы, установленные по основным вертикальным линиям и над перемычками окон, сталактитообразные консоли и арки-многоугольники), чистые элементы мавританской архитектуры (конструкция фальшпотолка курительной комнаты и украшенные арабскими надписями фонари в той же курительной комнате) и так называемые ориентальные мотивы, отраженные в многочисленных росписях.
Несмотря на такое большое количество традиций, используемых Гауди при постройке дома Висенс, коллаж, заложенный в основе архитектуры здания, носит весьма персоналистический характер. Дом Висенс нельзя назвать воплощением стиля «мудехар». Действительно, некоторые его черты можно разглядеть в стиле дома, но не более того.
Окна дома Висенс
Анализируя архитектуру дома Висенс, видимо, нужно говорить об эклектизме традиций и одновременно способов выражения персонального авторского замысла. Композиция здания дома Висенс построена на необычайно остром конфликте. Ярким примером тому может служить очевидное противоречие: видимому устремлению всего сооружения вверх противопоставлены ярко выраженные и потому отяжеляющие здание горизонтальные линии двух первых этажей.
Подобное сочетание несочетаемого можно также разглядеть и в решении интерьера дома. Наиболее ярким примером этого является оформление столовой в доме Висенс. Общему затемненному фону комнаты, выдержанной в строгом стиле, словно противопоставлена светлая стена со встроенным в нее камином, украшенным светлыми и яркими изразцами, изображающими растения и птиц.
Столовая в доме Висенс
Однако композиционный конфликт Гауди не оставляет без решения. Острое противоречие автор смягчает несколькими деталями. Во-первых, это использующаяся архитектором и уложенная в шахматном порядке квадратная плитка, которая приводит к тому, что происходит сглаживание противостояния, возникающего между горизонтальными и вертикальными линиями. Во-вторых, это использование диагональных линий, лежащих в основе арок и «сталактитов». И в-третьих, это напоминающие легкое кружево кованые решетки и выполняющие роль ковров картины, выложенные из керамической плитки с включениями, сделанными из дикого камня.
Балкон дома Висенс
Как известно, дом Висенс подвергался многочисленным перестройкам. А потому судить сегодня о масштабах авторского замысла не приходится. Но и сейчас дом Висенс признан одним из красивейших сооружений Барселоны.
Каждая архитектурная деталь, созданная Гауди, имела значение. Так, когда-то от улицы Каролинас здание дома Висенс было отделено глухой кирпичной стеной. Ограждение полностью закрывало нижнюю часть дома, отчего тот казался грандиознее и значительнее по размерам, чем это было на самом деле.
Массивная стена вместе с решеткой ворот, сделанной в виде пальмовых листьев, создавала необычайно яркий контраст. Следует заметить, что решетка была выполнена близким другом архитектора, скульптором Льоренcом Матамала-и-Пиньолем (1856–1925). В настоящее время решетка утеряна, а потому контраст, воплощенный когда-то мастером, утрачен.
Элементы ограды дома Висенс
Самые значительные изменения были проведены в саду дома Висенс. Так, например, Антонио Гауди, следуя своему проекту, распорядился создать на юго-западной стороне участка каскад, который состоял из параболической арки-грота, увенчанной монументальным портиком. Нужно сказать о том, что декоративный каскад и здание дома составляли единое целое как с точки зрения стиля композиции, так и с точки зрения масштабности задуманного произведения.
Спустя некоторое время владельцем дома Висенс стал другой человек. С разрешения Гауди архитектор Хуан де Мартинес по заказу нового хозяина провел частичную реконструкцию дома и сада. Однако общий стиль и дух архитектуры, созданные Гауди, все же удалось сохранить.
Наиболее существенным изменениям подвергся декоративный каскад, после реконструкции утративший грот и ставший подобием обычной триумфальной арки, словно предназначавшейся для того, чтобы соединить старый и новый садовые участки.
Изменениям подвергся и интерьер дома. По проекту Гауди на первом этаже была установлена парадная лестница. Ее заменил огромных размеров зал. Была изменена также и конструкция галереи, которая по первоначальному проекту, представленному Гауди, довольно сильно выдавалась в сад.
Искусствоведы говорят о том, что наибольшей эстетической ценностью обладал фонтан, установленный в центральной части упомянутой выше галереи. Его конструкцию составляли мраморная раковина, выполненная в стиле ренессанс, и большая чаша, сделанная в форме эллипса и собранная из тонких железных прутьев. Попадая из раковины в чашу и проходя между прутьями, вода переливалась всеми цветами радуги, образуя поистине чудесное зрелище.
В 1925 году, уже после завершения работ по реконструкции, муниципальный совет Барселоны объявил здание дома Висенс лучшей постройкой года. Таким образом, первое официальное признание пришло к архитектору только спустя 37 лет после начала самостоятельной работы.
В дальнейшем, в 1940-е и 1960-е годы, прилегавшие к дому Висенс садовые участки были проданы, а само здание оказалось со всех сторон окруженным высотными жилыми домами. Однако ни это, ни реконструкция галереи и витражей, находившихся внутри здания, не могли снизить эстетической ценности дома Висенс, который стал настоящим памятником архитектурного искусства конца XIX века.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Дом Висенс
Дом Висенс Официально периодом создания дома Висенс является 1878–1888 годы. Однако эти цифры носят весьма условный характер. Так, известен тот факт, что Гауди подписал проект только в 1883 году. Он дошел до наших дней. Удалось сохранить также и лист с нанесенным на него
Архитектурное творчество Антонио Гауди
Антонио Гауди был выдающимся испанским и каталонским архитектором. Его строения, выполненные в причудливо-фантастическом стиле на стыке модерна и готики получили всемирную известность. Семь из них внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Дом Висенс (Casa Vicens)
Одна из первых работ Антонио Гауди – дом Висенс, который находится на улице Каролинас 18–24. В 1878 году молодой предприниматель Мануэль Висенс заказал постройку своего дома в то время начинающему архитектору Антонио Гауди. По не зависящим от него причинам строительство было отложено на 5 лет, и это было спасением для молодого Гауди, который просто не знал, как спроектировать дом: площадка под строительство была довольно узкой, и строить надо было в ряду почти «притертых» другу к другу зданий.
В итоге фантазия Гауди не смогла разгуляться в полной мере, дом был построен очень просто, без излишеств и кривых линий. Для оживления образа архитектор решил украсить фасад здания, используя многочисленные эркеры и кафельный декор. Основа стен из натурального камня была дополнена отделкой из необработанного кирпича. Однако главную привлекательность дому придала пестрая изразцовая отделка стен и окон и безумное смешение стилей: Гауди использовал приемы разных традиций, совмещая несовместимое, лепя из кафельной плитки желтые цветы, устанавливая на кровле мавританские башенки и украшая сад кованой оградой в стиле арт-нуво. Итог – прекрасный образчик модернизма и свидетельство вечного гения Антонио Гауди.
ШКОЛА ПРИ МОНАСТЫРЕ СВЯТОЙ ТЕРЕЗЫ.
Этот старинный монастырь был построен в 1890 году, и к тому же он был сконструирован для Congregaci;n de Religiosas Teresianas. Вдохновлённый каталонской готикой, архитектор придерживается простоты в конструкции, чтобы отобразить клятвенное обещание бедноты монашеского братства, поэтому это здание состоит в основном из кирпича. Но всё же в проходах можно найти типичные признаки, например, параболические арки или их фронтоны в виде креста.
В настоящее время в этом комплексе размещена частная школа, поэтому экскурсия внутри здания не предусмотрена.
ДОМ КАЛЬВЕТ (CASA CALVET)
Casa Calvet) — частный жилой дом, построенный в 1898—1900 годах в Барселоне архитектором Антони Гауди по заказу вдовы текстильного фабриканта Пере Мартира Кальвета-и-Карбонеля.
Дом Кальвет является наиболее традиционным творением Гауди, однако именно за него, а не за другие шедевры мастера, в 1900 году архитектору присуждена муниципальная премия Барселоны за лучшее здание года.
Дом Кальвет создавался как доходный дом. Его планировка типична для домов такого типа: подвал и нижний этаж отводится под торговые заведения, в бельэтаже расположены апартаменты домовладельцев, а квартиры на верхних этажах предназначены для сдачи внаём.
В отличие от предшествующих работ, при создании дома Кальвет Гауди избегает любых готических или средневековых аллюзий и использует барочные элементы, уже опробованные при оформлении фасада Рождества храма Святого Семейства. Стиль барокко заметен в декоре главного фасада и вестибюля Дома Кальвет. Оформление второго фасада здания, выходящего внутрь квартала, гораздо более характерно для Гауди, хотя оба фасада здания на удивление симметричны.
Уникальная по своим художественным качествам дубовая мебель «органических» форм создавалась по эскизам самого архитектора. Часть её впоследствии утрачена, но часть собрана в том же помещении, превращённом в ресторан. Удалось сохранить и другие элементы оформления: панели-перегородки между кабинетами конторских помещений, конторский прилавок, дверные ручки, а также лифт в вестибюле, являющийся образцом работы по дереву и железной ковки.
Разработанный каталонским архитектором Антонио Гауди, Торре Бельесгуард был построен в годы с 1900 по 1909, прямо у Парка Натураль де ла Сьерра де Кольсерола в Барселоне.
Место, на котором была возведена Торре Бельесгуард — совершенно особенное, название «bellesguard» в переводе означает «красивый вид» и напрямую связано с характеристиками местности. Находясь на возвышенности, отсюда открывается панорамный вид на Барселону.
Гауди черпал вдохновение из средневекового замка, который когда-то стоял на том же месте, построенного для короля Арагона в начале 15 века. Когда король Арагона умер без наследника в 1410 году, его вдова, Маргарет Прадес, унаследовала поместье. После ее смерти замок пришел в упадок и переходил из рук в руки на протяжении веков, пока Жауме Фигерас не приобрел поместье в 1900 году.
Как всегда, Гауди стремился объединить постройку с окружающей природой, поэтому фасад выполнен из каменного сланца. Благодаря включению Гауди декоративных элементов, резонирующих с природным окружением, вместе с традиционными готическими характеристиками, фасад сооружения по-прежнему лучше всего воспринимается как неоготический, хотя нельзя отрицать модернистские элементы в самой Торре Бельесгурд .
Эль-Каприччо (кат. Capricho de Gaud;) — летний особняк на кантабрийском побережье в местечке Комильяс близ города Сантандера, построенный в 1883—1885 годах по проекту известного каталонского архитектора Антонио Гауди.
Заказ поступил от Максимо Диаса де Кихано, родственника Эусебио Гуэля, получившего от испанского короля титул маркиза де Комильяс. Здание построено для наследника маркиза. Строительство проходило под руководством архитектора Кристофола Касканте-и-Колома. Сам Гауди ни разу не посетил строительную площадку.
Снаружи здание облицовано рядами кирпича и керамической плитки. Главный фасад подчёркнуто выделен в цоколе окрашенной в охряные и серые цвета рустикой с грубым рельефом. Первый этаж облицован широкими рядами разноцветных кирпичей чередующимися с узкими полосами майоликовых плиток с рельефными слепками соцветий подсолнуха.
В конструктивном плане в проекте использовано горизонтальное распределение пространства, жилые помещения выведены окнами к долине, нисходящей к морю. В цокольном этаже размещены кухня и хозяйственные службы, на первом этаже – просторные залы, курильня, жилые помещения и несколько гостевых спален с отдельными ванными комнатами. Через галерею из любой спальни можно попасть в сердце здания — салон-гостиную с двухуровневым потолком
Дворец, построенный в 1885—1890 годы, является одной из ранних работ знаменитого архитектора. В проекте дворца впервые нашли отражение соединение декоративных и структурных элементов, ставшее впоследствии характерной чертой его творчества. Гауди по-разному использовал в декоративном оформлении стальные несущие конструкции.
Во дворце он спроектировал плоские византийские своды. На фасаде здания выделяются две пары больших ворот, через которые конные экипажи и повозки могли следовать непосредственно в нижние конюшни и погреба, в то время как гости могли подниматься по лестницам на верхние этажи.
В этом творении Гауди отчётливо прослеживается стремление архитектора отказаться от эклектического стиля в поисках новых форм. Если фасад ещё в некоторой степени напоминает венецианские палаццо, то внутренние интерьеры дворца открывают богатую обстановку, сочетающую в себе произведения декоративно-прикладного искусства, интарсии и мебель, изготовленную по специальному заказу для дворца. Отличается своеобразием и оформление стен и сводов дворца. Дымоходы на крыше дворца выполнены в форме различных фигур и напоминают о парке Гуэль.
ВИННЫЙ ПОГРЕБ ГУЭЛЯ.
Комплекс состоит из двух зданий: входного помещения и собственно погреба. Погреб возведён из местного гаррафского камня и имеет пирамидальную форму, объединяющую крышу и стены. Строение имеет три уровня. Первый уровень — гараж и погреб, второй — жилой, третий — домовая церковь и смотровая площадка.
ЕПИСКОПСКИЙ дворец в Асторге (Леон, Испания)
Всего три творения Антонио Гауди находятся вне испанской провинции Каталония, самым монументальным из них является Епископский дворец в Асторге. Его созданию послужила случайность – пожар, уничтоживший прежнюю резиденцию знакомого с Гауди епископа (Хоан Батиста Грау и Байеспинос), который и попросил мастера взяться за создание новой резиденции.
Первый камень был заложен еще в 1887 году, но различные обстоятельства препятствовали продвижению строительства. В сентябре 1893 года умирает заказчик. Незадолго до этого Антонио Гауди посещает своего больного друга в Асторге. Епископ произнес следующую фразу: «Я нахожу творение (дворец) таким красивым, что меня посетила мысль о невозможности жить дальше. Он слишком красив. Все личное растворилось в нем. (…) Совершенная красота не может жить (…)». Вместе со смертью епископа, замерло и строительство здания. Гауди отозвал своих каталонских мастеров из-за разногласий с новым епископом и устранился от строительства. С тех пор сменилось несколько архитекторов, пытавшихся продолжить начатое мастером. Наконец, в 1915 году, Риккардо Гарсия Герета удается завершить стройку.
КРИПТА КОЛОНИИ ГУЭЛЯ.
Крипта Колонии Гуэля — настоящая жемчужина архитектуры: монументальное сооружение, в то же время отличающееся удивительной плавностью форм.
Крипта Гауди была создана на территории Колонии Гуэля — уникального ансамбля модернистских зданий, который расположился на небольшом холме, окруженном сосновой рощей. Эта крипта представляет собой совершенно особенное сооружение, которое было возведено в 1908–1917 гг. по заказу предпринимателя Эусеби Гуэля, выступавшего в роли мецената гениального зодчего. Уже снаружи этот архитектурный шедевр непременно произведет на вас огромное впечатление.
В интерьере крипты важную роль играют огромные цветные витражи: вам наверняка захочется остановиться и полюбоваться их отражениями на камне. Воспользуйтесь этими спокойными мгновениями, чтобы по достоинству оценить деревянные скамьи, спроектированные Гауди; чаши для святой воды, изготовленные из огромных морских раковин, привезенных с Филиппин; а также наклонные колонны из базальта, прекрасные в своем несовершенстве.
Крипта Гауди кажется волшебной пещерой, где искусство и природа ведут между собой абсолютно свободный диалог. Однако не забудьте, что церковь Колонии Гуэля — нечто большее, чем просто шедевр модернизма: это еще и приходская церковь, где ведутся богослужения. Под ее волнистыми сводами было совершено множество бракосочетаний, крещений, отпеваний и месс.
Дом Висенс – описание, история, фото
Дом Висенс (Casa Vicenc) – первый крупный проект Антонио Гауди в Барселоне – хотя в те далекие годы, когда молодой Гауди занимался его осуществлением, нынешний район Грасиа был вовсе не частью Барселоны, а вполне самостоятельным городком за пределами каталонской столицы. Здание, собственно, и строилось как вилла – загородный дом местного фабриканта керамической плитки дона Мануэля Висенса-и-Мунтанера.
Хотя переговоры между Гауди и заказчиком были начаты еще в 1878-м году, вскоре после того, как Гауди получил диплом архитектора, строительные работы начались в 1883-м и в основном были завершены через два года, хотя кое-какие доработки осуществлялись вплоть до 1888-го года.
Считается, что именно эта постройка знаменовала своим появлением новый период в архитектуре Испании – каталонский модернизм (modernismo catala).
Вот он, ранний Антонио Гауди – явное преобладание прямых линий над изогнутыми, конструктивная простота архитектуры и доминирующее влияние ориентализма. Впрочем, мавританский стиль, так называемый “мудехар”, и вообще был тогда в моде и нещадно эксплуатировался всеми крупными мастерами. В работах же Гауди он достиг наибольшей выразительности и чистоты.
Однако не будем забывать, что это модерн – сочетание массивных блоков местного камня, из которых сложена нижняя часть здания, кирпича и керамики вкупе с художественной ковкой и литьем высочайшего уровня придает дому своеобразную “изюминку” делает его необычайно привлекательным.
Что до керамики – она здесь повсюду. Так и хочется сказать: дом выполнен из материалов заказчика! Так и есть, и здание наверняка задумывалось как своеобразная реклама продукции Мануэля Висенса.
Но не все так просто – как и в любом другом произведении Гауди, декоративные элементы Дома Висенс насыщены богатой символикой.
Присмотритесь к изображениям бархатцев на керамической плитке: возникли они именно потому, что огромное количество этих цветов росло на участке, где планировалось строить дом.
А потрясающая кованая ограда с листьми хамеропса – растения семейства пальмовых? Произраставшая на участке старая пальма, которую в ходе строительных работ пришлось спилить, и послужила для Гауди источником вдохновения.
Величайший Творец, Природа, скромным подмастерьем которой Антони Гауди считал себя всю жизнь – присутствует в интерьерах Дома Висенс повсеместно: изображения аистов, фламинго и других птиц на притолоках и дверных косяках, нарисованный плющ на стенах, птица-мобиль, подвешенная к потолку и покачивающаяся в потоках горячего воздуха, кесонный потолок с расписной лепниной в виде веток черешни.
Гауди, кстати, смолоду отличался амбициозностью и никогда не страдал сомнениями по поводу собственной гениальности (что и правильно!), однако подчеркивал, что изобретать ничего не будет: все гениальное давно изобрела матушка-природа, а его задача – лишь научиться открывать ее секреты и использовать в своем творчестве.
Все эта роскошь дома Висенс: и черешня, и кесонные потолки, и мукарабы, украшающие интерьеры – очередная отсылка к Востоку с его умением извлекать из жизни максимум наслаждения.
Из той же оперы – курительный салон, одно из самых впечатляющих помещений в здании, где так удобно, разлегшись на сафьяновых подушках, покуривать кальян и уноситься мысленно в далекие и светлые дали!
Отсюда и сад с фонтаном, выполненный с характерным для Гауди блеском и ныне, к сожалению, сохранившийся только на фотографиях.
Да, люди в те времена понимали толк в эстетике бытия – то ли дело наш век голой, унылой функциональности! Кстати, до сих пор Дом Висенс – частное владение. В 1899-м году Долорс Жиральт, вдова Мануэля Висенса, продала дом крупному бизнесмену Антони Жовер-и-Пуйджу, и в дальнейшем здание принадлежало его наследникам, переходя из поколения в поколение.
Жаль, что участок, прилегающий к Дому Висенс, постепенно распродавали, оставив от него, в конце концов, самый мизер (именнно так часть ограды с пальмовыми листьми оказалась впоследствии в Парке Гуэля, где служит воротами главного входа).
В 1969-м дом Висенс был объявлен памятником архитектуры национального значения, в 2005-м – включен в список ЮНЕСКО. Думается, жить внутри музея такого уровня не очень-то комфортно. Что называется, “шаг вправо, шаг влево. “. Так или нет, не знаю – в объектах ЮНЕСКО мне живать не приходилось. Но в 2007-м семья Жовер Херреро выставила дом на продажу.
А потом целых 7 лет на бескрайних просторах всемирной паутины нам встречались объявления о том, что жемчужина каталонского модернизма готова порадовать нового владельца за 35 млн евро. И ни центом больше! Всего 35 млн евро – и он ваш! Подумайте – жизнь коротка, искусство вечно! А что такое 35 млн (если они есть) в сравнении с вечностью?
Одним словом, дом активно продавали. Что характерно, значительная часть встреченных нами объявлений была именно на “великом и могучем”, т. е., русском языке – что, по-видимому, оказалось совершенно правильной стратегией.
Дом продали! Возрадуйтесь, о поклонники великого и страшного Антонио: похоже, совсем скоро еще одним открытым для публики домом-музеем Гауди станет больше!
“La Vanguardia” от 30.01.2014 сообщила, что один из столпов банковского сектора соседнего с Каталонией карликового государства-оффшора Андорра – речь идет о MoraBanc – приобрел здание в собственность с дальнейшими намерениями сделать дом Висенс открытым для публичных посещений.
В кулуарах, кстати, поговаривают, что инициатором покупки дома Висенс выступил вовсе и не банк, а один состоятельный питерец, по поручению которого и была осуществлена сделка.
Понятно, детали сделки не разглашаются, но давайте не забудем забывать, сколь много россиян хранят деньги в налоговом оазисе – Андорре; давайте примем во внимание русскоязычную направленность компании по продаже – скорее всего, питерский след действительно вполне вероятен.
Впрочем – слухи, слухи, так что стопроцентно утверждать ничего не будем. Но если все же дела обстоят именно так – то и хорошо! Санкт-Петербург – культурная столица России. Кто этого не знает? А питерцы, соответственно – люди культурные, зла не учинят.
Что ж, все от продажи дома Висенс выиграли все: и бывшие владельцы, которые настойчиво продавали эту архитектурную жемчужину целых семь лет, и, безусловно, мы с вами: вероятно, уже в текущем, 2016-м, году, наступит момент, когда дом Висенс можно будет беспрепятственно посещать в любое время года, получая при этом огромное эстетическое наслаждение.
Дело в том, что Morabanc, по их собственному заявлению в прессе, намеревается превратить здание в еще один музей Гауди.
Было бы очень неплохо – ведь раньше лишь в один единственный день в году – 22-ое мая, день Святой Риты – дом Висенс распахивал свои двери для публики. Но это и понятно – люди там жили, между прочим.
Пока же могу сказать, что забираясь во время экскурсий в дебри района Грасиа, где на узенькой улице Каролинес и спрятался шедевр Гауди, мы наблюдаем закрытый лесами фасад, а из-за ограды доносятся характерные звуки стройки – значит, работы ведутся.
О более точных сроках открытия нового музея Гауди пока говорить, разумеется, рановато – придется несколько подождать. И подождем! А факт, согласитесь, весьма приятный для всех ценителей архитектуры.
15.10.2017 . Спешу сделать добавление, поскольку в прессе появилась информация о том, что дом Висенс будет доступен для посещения именно в середине или конце ноября нынешнего, 2017-го, года. Как только это произойдет, мы будем в числе первых посетителей – и сразу же поделимся подробной и достоверной информацией о том, что увидели.
12.01 2018. Дом Висенс работает в качестве музея, был неоднократно нами посещен, как по работе, так и для собственного удовольствия, и, на наш взгляд, всячески заслуживает посещения. Это Гауди, пусть и в самом начале головокружительного взлета – и этим всё сказано!
Дом Висенс. Как начинал Гауди
В 1878 году молодой каталонец Антони Гауди-и-Корнет закончил в Барселоне Провинциальную школу архитектуры. К тому времени он уже восемь лет работал чертежником в строительном бюро, безуспешно участвовал в архитектурных конкурсах и был полон амбициозных планов, которые никак не мог воплотить. Наконец вчерашний студент получил предложение от первого заказчика.
Им был владелец фабрики керамической плитки и кирпича Мануэль Висенс, унаследовавший в 1877 году участок земли в квартале Грасиа – тогда он располагался за пределами Барселоны: Висенс решил возвести здесь загородный летний дом для своей семьи. Почему он поручил столь важное дело Гауди, в портфолио которого значилась единственная самостоятельная работа – два фонаря на Королевской площади Барселоны, история умалчивает. Возможно, разгадка кроется в том, что по слухам Висенс лишь выдавал себя за богатого промышленника, а на самом деле работал биржевым маклером и не мог себе позволить дорогого архитектора. Ну, а потом, многие знакомые говорили Висенсу, что 26-летний Гауди – непризнанный гений. Словом, заказчик решил рискнуть.
Места для строительства было немного: отведенный участок представлял собой прямоугольник 30 на 34,5 м. Тем не менее, дом Висенса получился очень вместительным, площадь его помещений превышает 1000 кв.м: дополнительного объема архитектор добился за счет балконов, эркеров и выступов фасада. Четырёхэтажный дом с элементами мавританского стиля состоял из полуподвала, двух жилых этажей и чердака. Он стал первым в Каталонии зданием в стиле модерн, однако, в отличие от последующих работ Гауди, в нем преобладают прямые линии. Лет через десять они уступят место плавным изгибам, гиперболоидам, коноидам, геликоидам и всему тому, что исследователи творчества самого знаменитого каталонского архитектора называют «естественными органическими формами». «Все, что я проектирую, происходит из большой книги природы», – пояснял уже ставший мэтром Гауди свою страсть к округлым формам и волнистым линиям.
На нижнем жилом этаже дома Висенс располагались холл, столовая и курительный салон, на втором – спальни. Интерьеры особняка представляли собой до мельчайших деталей проработанные произведения декоративного искусства. К счастью, самые эффектные – интерьеры вестибюля, курительного салона и столовой – дошли до наших дней почти без изменений. На их стенах и потолках изображено множество диковинных птиц и пышных цветов. Своим оформлением некоторые помещения напоминают летний сад. Это впечатление усилилось в 1925 году, когда новые владельцы особняка – семья хирурга Антонио Ховер из Гаваны – расширили дом и посадили вокруг него прекрасные цветы и деревья. Кстати, новые хозяева заказывали проект расширения особняка ученику Гауди, а сам Антонио его одобрил. Но вернемся к оригинальному проекту.
Самый красивый фасад дома Висенс выходил на улицу Каролинас. Здесь, на теплом терракотовом фоне, можно увидеть восточные башенки и декоративные резные выступы, шахматный орнамент и растительные мотивы. На фасадной плитке изображены бархатцы. В свое время эти цветы росли на участке, где шло строительство, и они вдохновили Гауди, который всегда был неравнодушен к природной форме и цвету. Материалы, которые использовались при отделке дома, недороги, однако дом создает впечатление роскошного дворца. Гауди спроектировал не только здание, но и изящные кованые решетки ограды: здесь тоже преобладает растительный орнамент.
Дом претерпел небольшие перестройки в 1946 и 1962 годах, со временем были утрачены часть ограды, ротонда и фонтан с каскадом, располагавшийся перед главным входом. В 2005 году Дом Висенс был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, однако долгое время после этого оставался недоступным для широкой публики.
Лишь три года назад в его стенах открылся музей, и Дом Висенс стал еще одним пунктом на маршруте, посвященном шедеврам Гауди. А ради них в Барселону каждый год приезжают миллионы туристов.