Перевал Чике-Таман: фото, описание

Неожиданный поворот на перевал Чике Таман

Перевал Чике Таман расположен в Онгудайском районе Республики Алтай, подъем на него начинается на 655-ом километре Чуйского тракта, почти сразу же за Семинским перевалом, на стыке сел Хабаровка и Купчегеь. Он разделяет долины рек малый и большой Ильгумень.

Для увеличения изображения кликните по нему мышкой

Содержание:

  • Что представляет из себя перевал?
  • Чего интересного посмотреть находясь на месте?
  • История возникновения перевала Чике-Таман
  • Проезжая перевал стоит помнить!
  • Фото галерея перевала Чике Таман
  • Как выглядит перевал на карте
  • Видео Экскурсия

Что представляет из себя перевал Чике-Таман?

Перевал Чике Таман имеет высоту в самой верхней точки 1460 метров над уровнем моря, подъем и спуск на перевал равняется 4-четырем километрам, но еже ли посмотреть на угол наклонов его поворотов, он кажется весьма более высоким.

Перевал Чике-Таман является особо охраняемым природным объектом, а в 1996 году прошлого века он был назначен памятником природы Республики. Тем самым он тоже является некой достопримечательностью Горного Алтая.

Что посмотреть на перевале Чике-Таман?

На вершине перевала Чике-Таман есть обзорная смотровая площадка, с которой открывается неповторимый, внушительный вид на огромный массив ближайших горных хребтов и скал. Так же, если подняться чуть выше, то вы попадете на старое седло перевала, с которого виден отрезок старого подъема, который в наши дни практически зарос травой и кустарником.

Старый перевал Чике-Таман используют сейчас лишь путешественники экстремалы, которым охота острых ощущений. Кстати проехать по нему имея определенную снаровку не так уж и трудно и под силу каждому. До этого мы писали заметку о том, как проходить перевалы Горного Алтая, думаю вам эта статья будет так же интересна к прочтению.

На вершине перевала Чике-Таман водружен поклонный крест, через дорогу от которого стоит лиственница, ветви которой увязаны белыми ленточками.

Среди туристов название этого дерева звучит как Шаман-Дерево и есть оно не только на перевале Чике-Таман, а почти у каждого посещаемого ручья, источника, перевала.

С по кон веков, путешественники завязывали эти белые ленты для того, что бы задобрить горных духов этого места, а так же в память о тех кто ждет впереди и кто не отправившись в дорогу остался в стенах своего дома.

Помимо поклонного креста и смотровой площадки, на вершине перевала Чике Таман в больших количествах произрастает эдельвейс, цветки которого похожи на огромные пуховые звезды. В этом месте, они конечно не такие крупные как в высокогорьях Алтая, но все равно скопление этих цветов тут смотрятся великолепно.

На северном склоне перевал Чике Таман просто усыпан зарослями Маральника. А в весенний период, по южному склону распускается великое множество желтых Алтайских тюльпанов.

История возникновения перевала Чике — Таман

Как выяснили археологи, до двадцатого века, дорога по перевалу была расположена в другом месте и была проходима либо пешком, либо на лошади с телегой и имела порядка 35-ти крутых и весьма опасных поворота. А самой ранней считается дорога огибавшая перевал Чике Таман еще в X-XII веках.

В 1903 добровольцы завершили строительство участка новой дороги через перевал Чике Таман, а уже после реконструкции, которая длилась с 1924-го, по 1925 год, появилось и автомобильное сообщение с южными районами Горного Алтая. И все равно, дорога была хоть и новой и модернизированной, но она таила в себе 47 опасных поротов.


А уже с 1926 было решено прокладывать через перевал Чике Таман новую трассу не модернизируя существующую дорогу, а по старой дороге, которая идет в самом низком месте.

Читайте также:
Географическая карта Нидерландов (Голландии)

Спустя год, строителями была проложена трасса отсыпанная щебнем. Для ее возведения потребовалось вложить не мало труда: переместить порядка пяти ста тонн земли и осколков породы, подорвать динамитом десятки мешающих дороге скал, расширить и отсыпать дорогу.

Самая последняя, считающаяся новой дорогой через перевал Чике Таман тянется по узкому северо-восточному отрогу Теректинского хребта и проходит между отвесными скалами с одной стороны и глубокой пропастью с другой.

Проезжая перевал Чике Таман

Эта дорога держит в напряжении проезжающих там водителей от самого начала перевала, до его середины где располагается смотровая площадка. А пассажиры в свою очередь всю дорогу не могут оторвать взгляды от поразительно красивых высокогорных видов за окном, которые меняются после прохождения каждого из витков.

Проезжая перевал Чике Таман, не стоит забывать о вероятности падения камней. Камнепады тут случаются каждый раз после приличных дождей или сотрясений земной коры, которые тоже не редко бываю в горах Алтая. Но обилие бетонных ограждений и насыпанных горных валунов по краям дороги и качество дорожного полотна сводят неприятные мысли на нет.

Дорога на перевале весьма широкая, качество асфальта — отличное, разметка отлично видна даже в темное время суток, движение осуществляется в две полосы, подниматься по этой дороги не трудно, как летом, так и зимой.

У тех, кто проезжает этот перевал в первый раз порой захватывает дух от извилистого горного серпантина и крутизны подъемов, а так же из за неповторимых высоко горных пейзажей, которые блещут своей красотой.

Опытные туристы которые по своему ценят природу Горного Алтая — уверены, что только после преодоления Семинского перевала начинается «настоящий горный Алтай».

А истинные ценители, которые привыкли сами прокладывать маршрут своих путешествий уверяют, что горы появляются лишь тогда, когда вы проедите перевал Чике Таман. Хотя это, так и есть на самом деле!

Потому, что за перевалом, деревень, как и баз отдыха располагается весьма меньше, чем в самом начале и по дороге до перевала, туриста мало что отвлекает от созерцания многовековых массивов горных вершин имеющих разнообразные оттенки и формы, которые как будто сужаются все ближе и ближе к Чуйскому тракту.

Живописная природа перевала Чике-Таман в Алтайсом крае

На 659 километре Чуйского тракта начинается следующий за Семинским перевал Чике-Таман. В переводе с алтайского, Чике-Таман буквально звучит как «прямая подошва». Максимальная высота достигает 1460 метров. Несмотря на то, что перевал Чике-Таман по высоте уступает Семинскому, переезд через него более экстремальный.

Перевал Чике-Таман очень извилистый, проходит вдоль скал, которые кажется, вот-вот упадут сверху (здесь часто встречаются камнепады). Дорога в хорошем состоянии и постоянно находится под контролем дорожных служб, что дает возможность насладиться открывающимися панорамными видами.

Перевал Чике-Таман расположен в долине двух горных алтайских рек — Большого и Малого Ильгуменя. С 1996 года правительство Республики Алтай дало Чике-Таман статус памятника природы. И теперь, как и большинство алтайских природных достопримечательностей, Чике-Таман охраняется законом.

Древний торговый путь

Археологами найдены остатки древней дороги, которой пользовались предположительно в X–XII веках. Старая дорога, пересекающая долины Катунь и Чуи упоминается в китайских летописях. В отечественных источниках, путь через перевал описывается в 1788 году, когда по указу Екатерины Второй, начались работы по улучшению дорог для проезда торговых телег.

Строительство новой дороги началось с 1901 года и длилось около двух лет. Первоначальная дорога была достаточно опасной и насчитывала 47 зигзагообразных поворота. Но уже в 1926 году началось строительство новой дороги, и всего за год, проложена щебеночная дорога по нижней трасе.

Читайте также:
Адриатический шарм Дубровника

Современная автомобильная дорога открылась для движения транспорта в 1984 году. На вершине перевала расположена смотровая площадка. С нее можно увидеть старую дорогу, которой еще несколько десятков лет назад пользовались путники на лошадях. Сейчас это просто тропа, поросшая густой травой.

Прогулка через перевал

Перевал Чике-Таман привлекает многих туристов своей красотой. На 112 гектарах расположился горный кряж со скалистыми горами. Подъем занимает 4 километра, а спуск – 7 километров.

Дорога достаточно удобная, некрутая, поэтому восхождение может совершить даже неподготовленный турист. Перейти перевал Чике-Таман можно в любое время года на любом транспорте, включая велосипед и лошадей.

Вокруг открываются прекрасные пейзажи. Со смотровой площадки виден весь перевал, а вдали открывается панорама Теректинского хребта.

Флора и фауна перевала Чике-Таман

На широких зеленых долинах и редких лесах перевала Чике-Таман, кроме ивы, березы, кедра, таволги дубравколистной и лиственницы, можно встретить эндемики — вечнозеленый кустарник рододендрон Ледебура, эдельвейс и алтайскую жимолость. Очень много произрастает разнообразных мхов, папоротников, иван-чая и чистотела.

Животных в здешних местах попадается немного. В основном это мелкие грызуны, суслики. Из птиц встречаются некоторые хищники, такие как пустельга, канюк и коршун.

По традиции некоторые путешественники подвязывают на вершине перевала «счастливую» ленточку на дереве. Поэтому некоторые лиственницы украшены, словно невесты белыми лентами, развивающимися на ветру.

Интересные места на перевале Чике-Таман

На смотровой площадке оборудованы сувенирные лавки, оформленные под юрты, где продается много всевозможных травяных сборов и поделок. Также можно побаловать себя и перекусить в одном из придорожных кафе на площадке, где повара готовят блюда народной кухни Алтайского края.

В 12–13 километрах от перевала Чике-Таман там, где река Большой Ильгуменя впадает в реку Катунь, раскинулось урочище Кур-Кечу. В этом историческом природном заповеднике сохранились каменные валуны, различные древнейшие курганы, рисунки на скалах, менгиры.

Неподалеку отстроено «Алтайское подворье» — крупный комплекс для отдыха, который в народе именуют «дачей Путина». Не зря это место выбрано для таких высокопоставленных гостей, ведь Алтай – природная живописная здравница.

Как добраться?

Добраться до перевала Чике-Таман несложно: он является частью Чуйского тракта, с качественной, ровной асфальтной дорогой. Перевал находится в 15 километрах от районного села Онгудай. Горный кряж соединяет два села Хабаровка и Купчегень, находящиеся на противоположных концах перевала.

Рядом с перевалом множество кемпингов для туристов и баз отдыха. Здесь очень живописная природа. Совершив конную прогулку через перевал Чике-Таман, можно насладиться живописнейшими видами гор и зеленых долин.

Авторы фото на www.altai-photo.ru: stv-omsk, Varaksin, natallli, Джазатор, AlexQRP, Аня

Перевал Чике-Таман

Чике-Таман или Улегомский — перевал на 655 км Чуйского тракта (Новосибирск – Ташанта), Высота перевала Чике-Таман 1460 м. Статус — памятник природы Алтая.

Перевал Чике-Таман. Фото П.Трофимова

Туристский район: Средняя Катунь

Указатель – “Начало подъема на перевал Чике-Таман. Подъем 4 км, спуск 4 км”. Дорога красивыми зигзагами убегает вверх. Из-за своей крутизны перевал кажется значительно выше, чем уже преодоленный Семинский перевал. Чике-Таман — это особая история. Вокруг него в свое время велось множество споров. Да и само название люди произносят по-разному. Довольно часто можно встретить написание Чике-Аман, что в переводе “Здравствуй, гора”. Но правильное название Чике-Таман – “Прямая подошва”.

Существующая сегодня дорога проходит не там, где был старый Чуйский тракт. С многих открытых точек этот путь, ставший почти тропинкой, виден до сих пор. Жуткая это была дорога. Так, с нового тракта можно ясно увидеть в распадке извилистый след дороги начала XX в., поросшей растительностью. Угол и кривизна поворотов и градус подъема не оставляют сомнений, что это не автомобильная дорога, а конно-тележная тропа.

Читайте также:
Фото острова Джерси (50 фото)

Для того чтобы увидеть разницу между существующей дорогой и той, которая здесь была до революции, нужно совершить получасовую экскурсию вниз по старой дороге, которую еще описывал В.Я. Шишков в начале XX в.: “Чике-Таман. Прежде всего, изречение, нацарапанное на придорожном столбе, на самой вершине перевала, рукою отчаявшегося ямщика: “Ета не Чике-Таман, а Черт-Атаман, сорок восемь грехов”. В зтом все сказано, вылита вся желчь наругавшегося донельзя человека, замучившего себя и загубившего здесь, может быть, не одну лошадь.

Чике-Таман – огромный горный кряж, преградивший путь в долину Улегема, куда выходит тракт. Вы подъезжаете вплотную к горе, выходите из повозки и пешком поднимаетесь по бесконечным извилинам тракта. А лошади тем временем надрываются над вашим экипажем. Вы поднялись на сто шестьдесят сажен и на столько же должны спуститься. А горизонтальное расстояние между двумя крайними точками подъема и спуска – всего одна верста. Все эти отдельные зигзаги тракта коротки и узки, радиусы закруглений малы, уклоны велики.

Телега в закруглениях иногда не может повернуться: колеса висят над ничем не огражденной пропастью. Еще один неловкий шаг лошади, и она вместе с возом сорвется вниз”.

Перевал имел тогда 34 крутых и опасных поворота при подъеме

Из некоторых источников выясняется, что дорога здесь существовала с незапамятных времен. Когда через Улегемский хребет прокладывали колесную дорогу, то на перевале Чике-Таман открылся участок древней дороги, в свое время хорошо расчищенной и разработанной. Такая же дорога вела в древности к китайскому перевалу. Местные жители до сих пор показывают еле видные следы древней дороги.

Дорога была высечена в скале и шла на подъем зигзагами. Повороты ее были не круты, а подъемы пологи. Эту, впоследствии засоренную камнями и заросшую деревьями дорогу, местное население считает китайской дорогой.

Строительство этой дороги относят к Х-ХII вв. Через перевал было проложено несколько путей. Так, исследователь С.П. Швецов в 1898 г. пишет: “Раньше существовало три дороги, ведущие через этот перевал: на гору Чике-Таман, Ириндуой и на Черноречинскую дорогу”.

О последней дороге М.А. Брещинский – горный инженер, проводивший изыскательские работы на Чуйском тракте в начале 80-х годов XIX в., говорил, “что она для приспособления к передвижению экипажей не пригодна. Что же касается двух других, то ими пользуются караваны одинаково, когда лошади устали только, то их направляют на более низкий, но скалистый Чике- Таман; если же у лошади сбиты копыта, то на более высокий, но с мягким грунтом Ириндуой”.

После долгих проблем вокруг строительства колесного пути от Онгудая до Кош-Агача лишь в середине 1903 г. на этом участке было завершено строительство, включая и перевал Чике-Таман.

Позже большие ремонтные и изыскательские работы на Чике-Таманском перевале были проведены в 1924-1925 гг., что дало возможность совершить в 1925 г. впервые по Чуйскому тракту семь рейсов автомобилями до с. Кош-Агач и обратно. В силу малого угла разворота автомашинам на поворотах приходилось по нескольку раз делать маневры, чтобы проехать. На перевале Чике-Таман при подъеме необходимо было преодолеть 24 зигзага, а при спуске – 23 зигзага.

Еще в 1925 г. здесь проводились изыскания по определению наилучшего перехода через перевал. Было предложено пять вариантов, но после их проработки оказалось, что наиболее экономичным оставался старый тракт. Правда, перестроить существующий вариант вьючной дороги из-за малых радиусов разворотов и большой крутизны подъемов не представлялось возможным. Чтобы пробить дорогу с минимальным радиусом разворота, требовались большие взрывные работы.

Читайте также:
Как купить промо билеты Аэрофлот

Преимущество старого тракта состояло в том, что это было самое низкое место перевала, покрытое густой сетью пешеходных, вьючных и колесных дорог. В течение 1926 г. были произведены дополнительные изыскания с учетом предложений, выдвинутых в свое время экспедицией В.Я. Шишкова.

В 1927 г. была закончена прокладка тракта по новой трассе на Чике-Таманском перевале, работы на которой продолжались и в последующие годы. Этот вариант дороги со щебеночным покрытием сохранился до наших дней и использовался буквально до начала 80-х годов XX в. По ней еще можно проехать в настоящее время, но нужно быть предельно внимательным – дорога зарастает и в некоторых местах разрушается.

Там, где деревья расступаются, открывается панорама – дорога кружит по живописным склонам, образуя виражи и петли. Самая длинная из них прозвана в народе “тещиным языком”, наблюдать этот изгиб дороги можно сверху с современного полотна Чуйского тракта.

Работы по прокладке современной дороги через горный хребет поистине колоссальны. Строителям пришлось переместить более полутора миллионов тонн грунта, взорвать около десятка скал, расширять и подсыпать дорогу.

Новая дорога была пущена в строй в 1984 г. Кстати, было несколько обходных предложений. Рассматривался даже проект тоннеля, но из-за отсутствия специализированной техники, близлежащих источников тепла и света эта идея была отложена. До сих пор на перевале продолжаются работы по его усовершенствованию.

Сейчас на самой верхней точке Чике-Таманского перевала (659 км) оборудована большая смотровая площадка. Со смотровой площадки метрах в двухстах видна вся дорога, верхняя и нижняя ее части, идущие зигзагами, узкой крутой щелью. Рядом растут деревья, все веточки которых повязаны разными ленточками. Слева от тракта есть еле заметная лестница, поднявшись по которой, можно осмотреть виднеющиеся вдали громады горных хребтов и массивов.

Когда-то на самой вершине перевала стоял крест, водруженный проезжавшим здесь архиереем.

В 1996 г. горный перевал Чике-Таман объявлен памятником природы республиканского значения. Большая высота перевала, серпантины дорожного полотна в сочетании с лесостепными ландшафтами привлекают особенно много автотуристов.

Сделав у подножия Чике-Тамана последнюю замысловатую петлю, дорога бежит вниз по долине р. Большой Ильгумень.

Акции по очистке

На сегодняшний день с мая 2012 года регулярно проводятся акции «Сохраним свой Алтай» по очистке перевала от наскальных надписей оставленных туристами. В большинстве случаев удалить надписи механически не представляется возможным, поэтому приходится просто закрашивать сверху краской, схожей по цвету с породой. В акции принимают участие жители Хабаровки, Купчегеня, Ини, депутаты сельских поселений и Онгудайского районного совета.

Источник: Алтай. Путешествие по Чуйскому тракту. Барнаул: «Пять плюс», 2006. С. 144-147.

Перевал Чике-Таман, Горный Алтай. Описание и история

Чике-Таман — горный перевал на 655-666 км Чуйского тракте. Название переводится как «Плоская подошва». Является памятником природы республиканского значения и относится к особо охраняемым природным объектам. Перевал расположен между селами Хабаровка и Купчегень, в Онгудайском районе Республики Алтай. Автодорога через перевал соединяет долины рек Малый и Большой Ильгумень. Расстояние до г. Бийска — 320 м.

GPS-координаты: 50.645927, 86.311703

Что увидите на перевале Чике-Таман

Протяженность перевала 11 км, причем подъем более длинный — 7 км, чем спуск — 4 км. На вершине перевала оборудована парковка и смотровая площадка, с которой открывается великолепная панорама Теректинского хребта (высотой 2500–2600 над уровнем моря). Здесь же расположена довольно длинная улицы с палатками, где продают сувениры, травы, мед, шерстяные изделия из Монголии и прочие товары для туристов. Также имеется кафе. На перевале ловится Билайн и МТС.

Читайте также:
Поездка на поезде: как провести 2-3 дня в дороге

Через перевал теперь идет прекрасная асфальтированная дорога, которая в некоторых местах буквально вырублена в скалах. Горный серпантин тем не менее имеет многочисленные, хотя и не очень резкие, повороты, что требует от водителей особо внимания. Кроме того, здесь случаются камнепады.

В сравнении с Семинским перевалом, находящимся на 80 км ранее (со стороны Бийска), перевал Чике-Таман заметно ниже — 1295 метров против 1718 метров на Семинском. Но на Чике-Тамане склоны в районе смотровой площадки почти отвесные, что создает иллюзию того, что Чике-Таман более высокий и сложный. Огромные скалы с одной стороны и пропасти с другой производят мощное впечатление!

На смотровой площадке есть памятник строителям автодороги через перевал.

Однако, не все знают, что если пройти по автодороге вперед от смотровой площадки (в сторону Монголии) метров 150, обнаружите несколько перевязанных ленточками березок. Организованной смотровой площадки как таковой тут нет, но вид на другую сторону перевала не менее шикарный и другой.

Не надо вязать новые ленточки на березки! Посмотрите как страшно выглядят выцвевшие «марли» (иначе не назовешь) на деревьях. Люди вяжут ленты и загадывают желания, но не понимаю что в традиции алтайцев не входит «удушение» деревьев веревками и лоскутами. Узнайте у местных, как это делать правильно.

Из истории

Чуйский тракт не раз менял свою конфигурацию на отдельных участках. К примеру, существующая сегодня дорога через перевал Чике-Таман яркое тому подтверждение. Подъезжая к перевалу и также в его вершины можно заметить ставшие почти тропинками участки старой дороги.

Участок старой дороги

Новая дорога бесспорно гораздо удобнее, шире и безопаснее.

Некоторые источники свидетельствуют о том, что дорога здесь существовала с незапамятных времен. Когда через Улегемский хребет прокладывали колесную дорогу, то на перевале Чике-Таман открылся участок еще более древней дороги, в свое время хорошо расчищенной и разработанной. Такая же дорога вела в древности к китайскому перевалу. Местные жители до сих пор показывают еле видные следы древней дороги.

И в стародавние времена люди ломали скалы, чтобы проложить себе путь. Ту дорогу высекли в скале и шла зигзагами на подъем. Дорога была весьма грамотно организована — с некрутыми поворотами и пологими подъемами. Впоследствии дорогу завалило камнями и она заросла деревьями. Но местное население, кто еще что—то помнит, считает её китайской дорогой (время строительства относят к Х-ХII вв).

Дорога через перевал неоднократно реконструировалась и расширялась. Был период работ в 1903 году. В период с 1924 по 1930 годы для очередного расширения пути между скал привлекли большое количество заключенных отделения Сиблага НКВД. В то время дорога была очень узкой, еще покрытой щебнем.

Новую трассу автодороги ввели в строй в 1984 году. Эта была самая масштабная из всех реконструкция дороги. Теперь автомашины могут свободно в любое время года пересекать перевал. Однако стоит помнить, что гололед и камнепад конечно могут внести свои коррективы.

Что вы найдете там, за перевалом

Многие туристы не заезжают далее перевала Чике-Таман. Здесь нет высококлассных баз, все довольно по простому. Сюда едут за созерцанием природы в ее первозданном виде. После перевала начинается живописная Уймонская долина, которая тянется меж гор около 35 километров. Дальше расположено еще одно знаковое место — слияние рек Катунь и Кокса («стрелка»), Марсовы поля, Кучерлинское, Аккемское и Мультинские озера, гора Белуха, музей Рериха в селе Усть-Кокса. А там уже и Монголия…..

Читайте также:
Куда можно въехать по греческой визе

Перевал Чике-Таман

Горный перевал Чике-Таман, один из самых «серпантинных» и живописных перевалов Горного Алтая, находится в Республике Алтай, в районе 659 километра Чуйского тракта.

Чуйский тракт — основная дорога Горного Алтая — представляет собой федеральную трассу Новосибирск — Барнаул — Горно-Алтайск — Монголия, проходя таким образом через весь Алтай — от предгорий до границы с Монголией. В сети автомобильных дорог Республики Алтай Чуйский тракт официально имеет номер Р256 (М-52). Но именно Чуйским трактом чаще называют участок дороги от Бийска до Ташанты, протяженностью около 600 км.

По версии журнала National Geographiс Чуйский тракт занимает пятое место из десяти среди самых красивых дорог мира. Это единственная дорога России, которая представлена в этом авторитетном международном рейтинге.

Перевал Чике-Таман расположен в Онгудайском районе, между селами Хабаровка и Купчегень, которые находятся в его противоположных концах. Чике-Таман выступает водоразделом между реками Большой и Малый Ильгумень. Горный серпантин Чуйского тракта в этом месте проходит через узкий северо-восточный отрог Теректинского хребта, между высокими отвесными скалами, с одной стороны, и резкими обрывами с другой.

Подъем на перевал начинается в 15 километрах от районного села Онгудай на 655 км Чуйского тракта. Протяженность перевала составляет 11 км, 4 км из них — это подъем и 7 км — спуск. Набор высоты очень резкий. дорога стремительно превращается в серпантин, лихо закручиваясь наверх, а затем стремительно раскручиваясь вниз.

Для алтайского ландшафта эту отметку нельзя назвать очень высокой. Например, высота соседнего с Чике-Таманом перевала — Семинского составляет 1717 метров. Тем не менее, Чике-Таман воспринимается путешественниками как значительно более крутой и экстремальный.

Дорога проходит в узком гранитном массиве, образует серпантин с многочисленными крутыми поворотами и отвесными склонами. Стоит отметить, что асфальтовое покрытие на протяжении всей трассы отличного качества, что, несомненно, значительно облегчает прохождение перевала.

На вершине перевала оборудована смотровая площадка, с которой открываются головокружительные, в прямом смысле слова, виды.

16 февраля 1996 года, согласно специальному постановлению Государственного собрания Эл Курултай Республики Алтай, горный перевал Чике-Таман получил официальный статус памятника природы республиканского значения.

История

С южноалтайского «Чике — Таман» переводится как «Прямая подошва», такое название перевал получил из-за своей крутизны: человек, идущий по нему вверх, мог видеть стопы того, кто поднимался перед ним. Старая тропа. бывшая дорогой на месте Чике — тамана насчитывала более 100 поворотов, в то время как новая современная трасса имеет «всего лишь» 37.

В конце XIX века дороги через перевал еще не существовало, но была крутая и опасная конная тропа, по которой могли проехать и с телегами. Сейчас этот заросший путь едва узнаваем.

Дорога через перевал Чике-Таман построена в 1903 году, реконструирована и открыта для автотранспорта в 1924–1925 годах, но вскоре курс дороги снова пришлось изменить. В 1926 году были произведены дополнительные изыскательные работы, и решено было строить новую дорогу не на месте существующей, а по той, которая проходила по самому низкому месту.

1 января 1935 года были построены все основные участки трассы Чуйского тракта, но перевал Чике-Таман на своем современном месте, ввиду чрезвычайной сложности и трудоемкости работ, включающих в себя перемещение сотни тысяч тонн грунта и необходимости проведения работ по взрыву и расчистке горных пород, стал ее частью только 1984 году.

Читайте также:
Современная архитектура Китая

Флора и фауна

Растительный мир Чике-Тамана — в основном это лиственные леса, с присутствием ив, берез, кедров, преобладанием мхов, папоротника, иван-чая, чистотела. Эндемиками здешних лесов являются рододендрон Ледебура, эдельвейс и алтайская жимолость.

Именно в районе перевала Чике-Таман весной можно полюбоваться цветением знаменитого алтайского маральника. Весной все северные склоны покрываются нежным розовым цветом маральника, в то же время на южных склонах распускаются алтайские тюльпаны ярко-желтого оттенка — невероятно живописное зрелище.

Фауна представлена степными и лесными обитателями. здесь можно встретить суслика, полевку, пищуху. Птиц в этих местах обитает достаточно много, особенно хищных: коршун, пустельга, канюк. Из пресмыкающихся представлены щитомордник, гадюка, ящерицы.

Достопримечательности рядом

Дорога, проходящая серпантином через скалы выходит на вершину перевала — смотровую площадку, с которой открывается практически круговая панорама. На вершине перевала оборудована смотровая площадка, откуда открывается великолепная панорама громад Теректинского хребта (высотой 2500–2600 метров над уровнем моря), Наверху есть возможность прогуляться по сохранившемуся фрагменту старого Чуйского тракта и разглядеть внизу зигзаги и повороты старой дороги.

Местной достопримечательностью также является крест, установленный когда-то на самой вершине перевала проезжавшим священником.

Напротив него, по другую сторону дороги, стоит лиственница, на ветках которой развеваются белые ленты — это распространенное повсеместно на Алтае шаман-дерево. Путники на протяжении веков имеют традицию повязывать ленты, оставлять подношения, монеты или конфеты в качестве знака благодарности дорожным духам.

В 2017 году на перевале Чике-Таман был установлен памятник строителям Чуйского тракта. Открытие памятника трудовому подвигу было приурочено к важной для дорожников Алтая дате — 95-летию придания Чуйскому тракту статуса дороги государственного значения. Фигура работы скульптора Алексея Агриколянского выполнена из чугуна и изображает дорожника — строителя Чуйского тракта, его одежда и рабочие аксессуары соответствуют послевоенному времени. Высота скульптуры составляет 2,3 м.

В 12 километрах от перевала Чике-Таман там, где река Большой Ильгумень впадает в реку Катунь, раскинулось урочище Кур-Кечу. В этом историческом природном заповеднике сохранились каменные валуны, древнейшие курганы, рисунки на скалах, каменные воины, менгиры.

Инфраструктура

Чике-таман является крайне популярной точкой на карте Чуйского тракта. Редкий путешественник, забравшись на этот красивейший перевал. не остановится на его вершине.

На перевале оборудованы столовые и кафе, особой популярностью у туристов пользуются пирожки, шашлык, алтайский травяной чай. В многочисленных сувенирных павильонах есть возможность приобрести традиционные алтайские и монгольские сувениры, изделия из шерсти верблюда и яка, кашемира, деревянные изделия, всевозможные сорта меда, сибирские целебные травы.

Связь сотовых операторов на перевале достаточно уверенная, чего нельзя сказать об участках Чуйского тракта, которые находятся дальше по направлению к монгольской границе.

Бывалые алтайские путешественники утверждают, что Горный Алтай начинается за Семинским перевалом. Но самые отчаянные любители и ценители природы Алтая возразят им: кто не был за Чике-Таманом, тот не видел настоящего Горного Алтая. С этим трудно не согласиться, потому как истинно природный дикий отдых вдали от благ цивилизации. настраивающий на особый лад, погружающий в мир шаманов, позволяющий «перезагрузиться» и слиться с природой, откроется вам только если вы осмелитесь отправиться дальше.

Но стоит также помнить, что инфраструктура за перевалом оставляет желать лучшего. С набором километров по Чуйскому тракту найти заправку или кафе становится все сложнее. Вскоре пункты общественного питания и вовсе пропадают, поэтому стоит обращать внимание на продовольственные магазины, которых также будет не так много. Поесть возможно будет в столовой, либо в кафе, относящихся к турбазам. но если вы голодны и видите магазин с продовольствием — не стоит им пренебрегать, так как следующий похожий пункт, возможно, возникнет не раньше, чем через 50 км.

Читайте также:
Фото городов Чили (810 фото) в хорошем качестве

Как добраться

Расстояние от Горно-Алтайска — около 230 км, от Бийска — примерно 320 км, от Барнаула — почти 450 км.

Доехать до перевала Чике-Таман возможно только на автомобиле, своем либо арендованном (такая возможность имеется в Барнауле и Горно-Алтайске), либо, например, автостопом — такой вид передвижения развит в этих районах.

Так как общественный транспорт не ездит в эти края, чтобы осмотреть все красоты и потаенные уголки Алтая — это бесспорно стоит того! — одним из лучших вариантов может стать поездка в составе организованной тургруппы. В таком случае вам не придется строить самостоятельно весьма непростой маршрут и продумывать мельчайшие бытовые детали в условиях ограниченной инфраструктуры.

Панорама перевала Чике-Таман

Перевал Чике-Таман

Высота над уровнем м: 1295 м
667 км Чуйского тракта
Административный район: Онгудайский
Туристический район: Средняя Катунь
Перевал Чике-Таман : Фотографии
3D : Перевал Чике-Таман (2012)
3D : Перевал Чике-Таман (2015)
Перевал Чике-Таман на карте Алтая

Чике-Таман переводится как «Плоская (прямая) подошва», относится к особо охраняемым природным объектам, является памятником природы республиканского значения. Перевал расположен в Онгудайском районе, между селами Хабаровка и Купчегень, и соединяет долины рек М. и Б. Ильгумень. Перевал находится в 320 км от г. Бийска и начинается с 655 км Чуйского тракта. Протяженность перевала 11 км, причем подъем более длинный, чем спуск. На вершине перевала оборудована смотровая площадка, откуда открывается великолепная панорама громад Теректинского хребта (высотой 2500–2600 над уровнем моря), здесь же расположены палатки с сувенирами, жарится шашлык, продается снедь. На перевале есть связь (Билайн и МТС).

Высота перевала 1295 м над уровнем моря (для сравнения, высота Семинского перевала — 1718 м), но Чике-Таман воспринимается туристами как более высокий — из-за своей крутизны и опасных склонов. Дорога буквально вырублена в гранитном массиве, образует серпантин с многочисленными извивами и поворотами. Путь проходит через узкий северо-восточный отрог Теректинского хребта, между огромными, уходящими вертикально ввысь скалами, с одной стороны, и глубокими обрывами с другой. Водитель до самой смотровой площадки находится в напряжении, так как повороты очень часты; пассажиры не отрывают глаз от захватывающих видов, открывающихся с каждым зигзагом, испытывая сложную смесь восторга и первобытного страха (в разной пропорции в зависимости от искушенности путешественника).

Острых ощущений добавляет вероятность камнепадов, которые здесь не редкость. И только качество дорожного покрытия — предмет неустанной заботы дорожных служб, а также мобильность этих служб, и наличие бетонных ограждений могут успокоить особо нервных. Дорога очень широкая, асфальтированная, движение двухполосное, подниматься по ней легко и в зимнее время. Разметка дороги хорошо видна даже ночью. К слову, так было не всегда.

До 1984 года движение происходило по старой дороге, имеющей 24 крутых поворота. Тракт был проложен в 1903 по проекту В. Шишкова, инженера и писателя, автора романа «Угрюм-река», и неоднократно перестраивался и расширялся в 1924-1927 гг, 1929-1930 гг силами заключенных отделения Сиблага НКВД и местных жителей. Это была узкая трасса с щебеночным покрытием, с однополосным движением: водителям то и дело приходилось отыскивать ближайший «карман» при приближении встречного транспорта. Дорога эта существует и теперь, она хорошо видна со смотровой площадки (на вершине перевала она соединяется с новой дорогой), но постепенно разрушается, и зарастает деревьями и прочей флорой.

Растительный мир Чике-Тамана представлен лиственничными лесами, с незначительной примесью берез и кедров, мхами и папоротниками, на склонах растет маральник, жимолость, осыпи постепенно покрываются Иван-чаем и чистотелом. В каменных россыпях водятся мелкие млекопитающие — полевки и пищухи, у подошвы перевала встречается длиннохвостый суслик. Над перевалом нередко кружат коршуны и пустельга, встречается каменный дрозд. Из пресмыкающихся представлены щитомордник, гадюка, ящерицы.

Читайте также:
Цена билета на самолет Москва – Киев

Опытные путешественники — ценители природы Горного Алтая — считают, что только после Семинского перевала начинаются «настоящие» горы. Но еще более продвинутые туристы, презирающие отдых в благоустроенных базах с их барами, дискотеками и организованными экскурсиями, те, кто привык сам прокладывать себе маршруты, скажут вам, что горы существуют только за Чике-Таманом, и в чем-то они будут правы. Действительно, за этим перевалом населенных пунктов и туристических комплексов становится значительно меньше, и уже ничто не отвлекает путников от созерцания живописных долин и скал самых разнообразных форм и оттенков, которые будто сходятся ближе к дороге.

Перевал Чике-Таман : Активные туры с посещением объекта:

    Авто/мото

    Экскурсионный автотур по красивым местам Горного Алтая (7 дней, 38500 р., 4-8 чел.)

Водные

  • Сплав по Средней и Нижней Катуни (9 дней, 28000 р., 6-8 чел.)
  • Рафтинг “Средняя Катунь” (3 дня) (3 дня, 12500/17500 р., 6-10 чел.)

    Комбинированные

    «Алтайский обзорный активный MAXI» (10 дней, 70000 р., 1-21 чел.)

    Пешеходные

    К Южно-Чуйским великанам (10 дней, 31000 р., 1-8 чел.)

    Фототуры

    Фототур «Орнитолог» (6 дней, 35000 р., 6-20 чел.)

    Экскурсионные

  • Многоликий Алтай (10 дней, 33000 р., 6-15 чел.)
  • Алтайский обзорный комфортный тур (7 дней, 54000 р., 1-21 чел.)
  • Перевал Чике-Таман,Республика Алтай, Россия – отзыв

    Горный перевал, один из самых «серпантинных». Много фото + видео.

    Экскурсия на перевал Чике-Таман входила в план мест посещения туристической путёвки, об. условиях поездки, проживание и стоимость описаны мной в ранее отзыве об экскурсионном туре “Магия горных вершин и озёр” Горный Алтай.

    Мне приходилось ранее посещать эти места, но отличие именно этой поездки было в том, что по программе мы должны совершить пешеходный трекинг по старой дороге, которая по некоторым историческим сведениям существовала ещё в X-XII веках. Она использовалась в целях перемещения товаров на лошадях и повозках при взаимной торговле с Монголией.

    В путь отправляемся сразу после завтрака, отдохнувшие, бодрые с позитивным настроением. Такое состояние здесь испытываю всегда,оказывает влияние окружающая природа, воздух. В местах силы нужно всегда думать о хорошем, алтайцы считают, здесь о чём думаешь то и сбывается.

    Продвигаемся по Чуйскому тракту до 659 километра. Так как мы остановились на базе Семинского перевала, то расстояние небольшое и мы преодолеем его примерно за час, это всего 75 километров.

    За окнами автобуса мелькая живописная природа, это горная речка Малый Ильгумень. Природа только просыпается после зимнего покоя.

    Несмотря на то, что перевал Чике-Таман по высоте меньше Семинского, но дорога к нему более экстремальная, извилистая и пролегает вдоль скал. Трасса в отличном состоянии, асфальтовое покрытие, даже трудно представить что не так давно этот перевал был опасный и тяжёлый для продвижения.

    Само слово перевал означает понижение в хребте горного массива, что даёт возможность перехода из одной горной долины в другую, в данном месте это долины рек Большого и Малого Ильгуменя.

    По прибытии автобус останавливается на стоянке, где всегда присутствуют группы туристов и прибывшие на своем транспорте.

    На смотровой площадке установлен памятник строителям Чуйского тракта, которому более ста лет, и в том числе этой новой дороги через горный хребет. Благодаря колоссальному труду рабочих новая дорога была открыта в 1984 году. Эпизоды история строительства отражена на заднем плане памятника в виде кадров в кинохроники.

    Читайте также:
    Тур поездка в Прагу на 5 дней цены на двоих

    Отсюда открываются потрясающие виды на громады горных хребтов. Излюбленное место для путешественников сделать фотографии на мостике у огромной лиственницы, на фоне гор и проглядывающих заснеженных вершин. Обычно можно сделать это платно за пятьдесят рублей, но мы прошли бесплатно воспользовавшись отсутствием сборщиков денег.

    Пройдя чуть выше мимо сувенирных лавок, где можно купить мёд, поделки ручной работы, монгольский трикотаж и всевозможные травяные сборы, по отрезку старой дороги, попадаем на ещё одно открытое место с видами невероятной красоты.

    Здесь какие-то добрые люди организовали небольшое местечко для отдыха.Какие завораживающие виды на великолепную панораму Теректинского хребта, высота которого доходит до 2600 метров над уровнем моря, сурово, красиво, вечно.

    Отсюда видна дорога, петляющая внизу, по ней мы проедем далее до других достопримечательностей Горного Алтая, ведь самые великолепные места находятся за перевалам, начиная с Семинского.

    Далее по дороге, вырубленной среди гранитных скал, переходим на другую строну перевала. Сильный холодный ветер вынуждает застегнуть куртку плотнее и надеть капюшон. На этой высокой точке даже летом температура воздуха не прогревается выше 15-20 градусов..

    В предыдущее посещение на скалах ещё “красовались” надписи, оставленными побывавшим здесь туристами. Читать эту писанину крайне неприятно, да и оставлять духам свои имена, как считают алтайцы нельзя. В этот раз благодаря активистам близлежащих поселений надписи ликвидированы разными способами, в том числе закрашены краской подобранной по цвету к породе.

    Преодолев путь по старой тропе мы часом позже буде продвигаться по петляющей дороге, которая отлично просматривается сверху.

    Здесь, как и во многих местах Горного Алтая можно увидеть деревья с повязанными лентами. Туристы копируя местных жителей тоже стремятся завязать ленточку на счастье или исполнение желаний, хотя для местных это священный ритуал со множеством правил, которым стоит следовать при обращении к духам.

    Наша группа растянувшись в цепочку, неспешным шагом приступила спуску, продолжительность пути семь километров, во время которого нам предстоит пройти 23 зигзага.

    Идти удобно, на дороге ещё сохранилось щебеночное покрытие. Здесь и сейчас может проехать машина, но в некоторых местах она уже разрушается, да и разъехаться проблематично если появится едущая на встречу.

    Очень много по пути красивых видов. На некоторых отрезках пути дорога сужается и сразу у обочины начинается обрыв.

    В местах где деревья расступаются, открывается панорамный вид на горные кряжи. Мы идём не в первых рядах, так как хочется запечатлеть окружающую красоту. Фото не передаёт всю прелесть суровой природы, тем более снятое на телефон.

    Ну вот спуск закончен и мы выходим на прямую дорогу долины Улегема или Большого Ильгуменя.

    На лугах пасутся местные домашние животные, в том числе яки, хотя выглядят угрожающе, но довольно мирно и спокойно посматривали на нас.

    В тени деревьев ещё лежит снег, но река освободилась от льда и весело несёт свои воды, тихонько создавая мелодию воды на камушках. Для туристов организованно место стоянки, забор наверное как раз предохраняющий от вторжения животных.

    По пути следования нас сопровождал кондор, зорко охраняя с высоты покой и спокойствие этой земли.

    Наш пеший проход можно посмотреть на небольшом видео, шумовые помехи это звуки ветра:

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: