Самые известные кладбища самолетов в России и мире
Кладбище самолетов – это специальное место, куда привозят авиацию, которая больше не эксплуатируется. Такие места вызывают неподдельный интерес у местных жителей и туристов, из-за чего приходится устанавливать ограждения и выставлять охрану. Подобная свалка несет большую опасность, ведь прогулки по скоплению металла чреваты получением травм. Авиационные кладбища расположены по всему миру, но наиболее интересные находятся в России, Украине и США.
Кладбище самолетов в пустыне Мохавэ в Аризоне на базе Девис-Монтен
На территории США много достопримечательностей. Например, Долина Смерти и десятки национальных заповедников, расположенных в штате Аризона. Там же можно увидеть кладбище авиации, которое находится в пустыне Мохаве, откуда до Лос-Анджелеса около 100 км. Проезжая по 395-му шоссе, пропустить его невозможно, ведь самолеты видны издалека.
В пустыню Мохаве решили свозить авиацию, так как ближайшие территории безлюдны, а жаркая погода с редкими осадками может уберечь технику от коррозии. Само кладбище огорожено колючей проволокой и круглосуточно патрулируется. Поэтому посмотреть на авиацию получится только из-за забора. Но нет никаких гарантий, что охрана не потребует немедленно покинуть место.
На огромной площади этой свалки находится множество самолетов. Свозят их туда с 1970-х годов. Максимальное число техники было достигнуто в 2002 году, когда оно превысило 1000 единиц. В это время на кладбище были отправлены устаревшие самолеты для минимизации риска повторения с их помощью теракта 11 сентября.
Здесь можно увидеть модели разных марок, включая Boeing, Airbus, Lockheed и ряд других. Некоторые из них до сих пор находятся в рабочем состоянии и выставлены на аукцион. А те, что уже никогда не взлетят, отправляются к могильнику в отдаленной стороне кладбища, где их разбирают, отправляя полученный материал на переработку. Эта процедура длительная. Поэтому большинство самолетов стоят полуразобранными годами.
Кладбище самолетов на Ходынском поле в Москве (уничтожено)
Известное российское авиационное кладбище было расположено в Москве. Оно образовалось на месте бывшего аэродрома на Ходынском поле неподалеку от метро «Аэропорт». Отсюда отправлялись первые международные авиарейсы из России. Но просуществовал сам аэродром только до 2003 года. Тогда было решено открыть на этом месте музей, но в итоге там образовалось кладбище из авиации, которая больше не летает. На территории бывшего аэродрома стояло огромное количество самолетов времен Второй мировой войны, а также немало современной воздушной техники.
Кладбище самолетов на Ходынском поле привлекало не только туристов, но и местных жителей. Регулярные посещения этого места вскоре прекратились, так как территорию было решено застроить. Большая часть экспонатов отправилась на хранение в музей Задорожного, а оставшиеся были разрезаны на металлолом. Сейчас о бывшем аэродроме напоминает парк Авиаторов, расположенный неподалеку. Там установлены памятники летчикам, погибшим на этом поле при выполнении боевых задач.
Кладбище машин в Чернобыле
Авария на Чернобыльской АЭС была серьезным испытанием для миллионов жителей СССР. Техника, используемая для ликвидации последствий катастрофы, получила колоссальные дозы радиации. Поэтому вопрос о дальнейшей ее эксплуатации был сразу закрыт. Изначально машины планировалось законсервировать, но до этого не дошло. Правительство поручило создать могильник неподалеку от деревни Рассоха, куда и переместили зараженную технику.
Площадь кладбища сопоставима с аэродромом. Здесь умещалось более 1300 единиц разнообразной техники, включая машины, автобусы, бульдозеры, БТР. Особое внимание привлекали вертолеты. Огромное их количество использовалось для тушения пожара внутри АЭС. Постепенно со свалки начали пропадать запчасти, которые были дефицитными, потом с машин стали снимать двигатели, а еще позже их принялись растаскивать на металлолом. Чем меньше радиации оставалось внутри техники, тем больше появлялось желающих на ней заработать.
В 2013 году было принято решение уничтожить это кладбище. Поэтому сейчас оно представляет собой пустынное поле, на котором не осталось никакой техники. Всю ее увезли для ликвидации. Если пройти чуть дальше, то можно обнаружить небольшую свалку останков грузовиков и других машин, которые решили оставить здесь.
Кладбище самолетов в Лаишевском районе Казани
Всплеск внимания к кладбищу самолетов в Казани связан с тем, что его посетили популярные блогеры, поделившись с подписчиками удивительными фотографиями. После этого некоторые жители города тоже захотели побывать там. Расположено кладбище возле казанского аэропорта, но отдаленность не стала преградой для фотолюбителей. Посетители залазили на технику, чтобы привлечь к себе больше внимания, сделав необычные фото.
На самом кладбище расположено три самолета Ту-154 и один Ил-62, причем их состояние для нахождения в подобном месте можно назвать неплохим. Но теперь доступа к ним нет ни у кого. По соображениям безопасности, было решено огородить территорию. МЧС и администрация аэропорта заявили, что посещение таких мест крайне опасно.
Люди могут получить травмы не только по неосторожности, но также от контакта с электрическими проводами, разрушения корпусов самолетов или воздействия опасных веществ, которыми может быть пропитана поверхность авиатехники. Теперь посмотреть на эту технику получится только из-за забора. Позднее аэропорт планирует перенести это кладбище на другой участок либо выделить средства на организацию территории на этом же месте.
Кладбище или музей авиации в Монино (Подмосковье)
Известное кладбище самолетов в Подмосковье называется государственным музеем ВВС. Несколько лет назад он стал федеральным культурным учреждением. Расположен он в п. Монино недалеко от Москвы. Раньше на этом месте был старейший российский аэродром, но через некоторое время его забросили. Чтобы он не превратился в свалку, было решено организовать на территории музей под открытым небом.
Кладбище в Монино назвать этим словом трудно. Статус музея дает о себе знать. Поэтому авиация находится в прилежном состоянии, а территория охраняется и регулярно чистится. Музей представлен десятками авиационной техники. Посетители могут познакомиться с гражданскими и военными самолетами, а также вертолетами. Внутри закрытых помещений можно посмотреть на образцы космической техники, включая аппарат БОР-5. Здесь же представлены фотографии и официальные бумаги, доказывающие происхождение каждого экспоната. За время существования музея его посетили 3 000 0000 человек. Сюда приезжают даже иностранные туристы.
Заброшенный Смышляевский аэродром в Самаре
Еще одним известным авиационным кладбищем считается Смышляевский аэродром. Он находится на территории Самары и давно заброшен. Сейчас он принадлежит местному аэрокосмическому университету, студенты которого регулярно проходят обучение внутри него. Практических полетов они не выполняют, но знакомятся с устройством техники и обучаются инженерным специальностям. Для этого используются несколько самолетов и вертолетов. Остальные списаны и непригодны к эксплуатации даже в учебных целях.
Попасть на территорию аэродрома человеку без пропуска будет затруднительно, так как он охраняется. Если охрана откажет, то пройти туда уже не удастся. У тех, кого пустят, будет возможность посмотреть несколько типов самолетов и вертолетов. Всего их более двадцати. Примечательны шесть авиационных машин: Ан-12, Ту-104, Ту-144, Ту-154, Ми-8, Ми-24.
Самым старым самолетом в Смышлявке стал Ли-2. Он выпускался с 1939 года и был одним из самых массовых на тот момент (создано почти 5000 единиц). Также здесь находятся нерабочие автомобили специальных служб. Вся техника на этом аэродроме – целая и не подвергалась разбору. Исключением могут быть только дорогостоящие элементы электронной начинки.
Кладбище самолетов в Калининградской области: 150-й авиационный ремонтный завод
150-й авиационный ремонтный завод считается одним из самых старых предприятий Калининграда. Он сформировался на основе 11-й и 308-й ремонтных баз в 1954 году. После военной реформы 2008 года завод перешел в состав компании «Авиаремонт». Он до сих пор функционирует. Основное направление деятельности: восстановление сломанной авиатехники и авиационных двигателей. Также он занимается утилизацией, если машины или оборудование невозможно отремонтировать.
Рядом с заводом расположено авиационное кладбище. От остальных оно отличается тем, что на нем хранится много современных самолетов и вертолетов. Все они нуждаются в серьезном ремонте, но некоторые списаны окончательно и не подлежат восстановлению. На территории кладбища есть: МиГ-29, Су-27, Ан-24, Ту-22, Ми-8, Ми-24 и другие. Посмотреть их удастся только с разрешения, так как они находятся под военизированной охраной. Надеяться получить пропуск не стоит, так как некоторая авиационная техника работоспособна, из-за чего допускать к ней гражданских запрещено.
Кладбище самолетов в Воронежской области
Самолетное кладбище в Воронежской области расположено под селом Гремячье. Его граница огорожена, а само оно считается запретной зоной. Вся авиация, расположенная здесь, находится в разном состоянии. Многие машины выглядят вполне работоспособными, а некоторые полностью разрушены. С них сняты все стратегически важные элементы. Здесь есть даже обгоревшие и поврежденные при боевых действиях самолеты.
Техники совсем немного, но среди нее есть известные МиГ-25 и Ми-2. При желании можно посмотреть на большинство из них изнутри. Также здесь расположен небольшой ангар со сторожевой вышкой, с которой открывается красивый вид на все поле. В солнечную погоду на этой площадке получаются замечательные фотографии не только самолетов, но и природы. Попытки проникнуть на эту территорию могут закончиться арестом, так как она охраняется.
Кладбища самолетов – очень интересные места, где однозначно есть что посмотреть. Но большинство из них опасны для туристов. Поэтому все крупные свалки быстро огораживаются. Если хочется познакомиться со списанной авиацией поближе, то проще всего воспользоваться возможностью посетить музей. Например, расположенный в Монино.
Кладбище самолетов в России и мире
У многих обывателей возникает вопрос: куда отправляются старые авиалайнеры, отработавшие свой ресурс в полном объеме. Специалисты же отвечают, что есть кладбище самолетов, на которое изношенные машины и отправляются. И многим бывает крайне интересно посмотреть, как оно выглядит. Тем более, что кладбище самолетов в России и мире довольно разное.
Что происходит с самолетами по окончании срока эксплуатации
Когда у воздушных судов заканчивается их срок – время может быть разным: одни лайнеры живут 20 лет, другие 30 – их списывают. А после отправляют на так называемое кладбище самолетов. Зачастую оно представляет собой площадку под открытым небом. Фото таких площадок можно легко найти в сети.
От ангаров для хранения старой утилизированной техники приходится отказываться, т.к. это слишком дорого, и нет возможности настроить таких ангаров, где уместились бы все списанные лайнеры. Своеобразные свалки в виде специализированных площадок есть во всех странах мира.
Самое крупное захоронение в мире
Сегодня миру известно одно самое крупнейшее место вечного покоя списанной авиационной техники – находится оно в США. Разместили его в штате Аризона. Для кладбища самолетов был выбран полигон военно-воздушной базы «Дэвис Монтан». Сегодня старые машины расположились на земельном участке в 10 с половиной квадратных километров. Находится оно в открытом доступе – каждый желающий может увидеть его, просто проезжая по шоссе.
Можно отметить удивительный порядок, который царит здесь – все суда выстроены по линеечке. В результате можно увидеть целую линию старых самолетов, которые при этом не потеряли своей величественности. Тут стоят:
- Реактивные самолеты из числа перехватчиков и истребителей
- Бомбардировщики
- Лайнеры грузового назначения
- Военные суда и т.д.
Периодически старые самолеты подвергаются разборке на запчасти, поэтому некоторые модели стоят уже частично разобранными. При этом рядом с ними соседствуют модели воздушных судов, которые визуально смотрятся как с иголочки.
Интересный факт: те, кто следит за кладбищем авиалайнеров, ухаживают за самолетами даже в этом случае, некоторые из них стоят накрытые чехлами, защищающими списанные экземпляры от ветра и песка. Тут важно понимать, что ряд моделей при необходимости может быть экстренно возвращен в строй.
Почему именно тут
Как отмечают исследователи, занимающиеся данным вопросом, место для последнего приюта списанных лайнеров было выбрано не случайно. Тут постоянно сохраняется сухая и теплая погода (ее даже нередко характеризуют как знойную), а значит, железные машины не будут подвержены воздействию дождей, снегов и т.д. Металл же, как известно, не очень хорошо переносит влажность, коррозируясь и покрываясь ржавчиной.
Кроме того, почва здесь обладает особым строением, что обеспечивает ровность площадки и исключает проседание почвы под тяжестью воздушных судов. А значит, присутствует элемент экономии, когда не нужно строить специальных площадок.
Как ухаживают за самолетами
Так как списанные суда, находящиеся здесь, могут быть востребованы через какое-то время, они, ест естественно, не стоят и не пылятся просто так. Есть целый обслуживающий персонал, который следит за их состоянием. Причем содержание такой техники стоит недешево – и по деньгам, и по затраченным усилиям. Так, например, вся техника, которая использовалась в морских силах, обязательно очищается от морской соли – это делается во избежание коррозии. Все внутренние системы, например, топливопроводы, промывают, детали двигателя смазывают маслом. Также самолеты перед приколом красят краской, которую при необходимости можно быстро смыть.
Совсем старые и уже неактуальные модели и детали самолетов попадают в плавильную печь, которая также расположена на базе. Оборудование, подлежащее снятию с тех или иных вариантов утилизированных лайнеров, нередко применяется не только в США – его даже могут передавать или продавать в другие государства.
Российские варианты
В России также есть свои так называемые кладбища воздушных судов. Одно из таких расположилось в ста км от Владивостока. Ранее тут базировалась секретная авиабаза – было это во времена Холодной войны. На месте объекта располагались сверхзвуковые бомбардировщики. Но когда развалился Союз, они оказались никому не нужны и не востребованы. В итоге самолеты так и остались стоять здесь, положив начало своеобразной авиасвалке.
В России не как в Америке – самолеты оказались не нужны, и вряд ли они уже когда-нибудь поднимутся в воздух. База заброшена, а поглазеть на грозу советского военного флота заходят разве что фотографы.
Еще один оригинальный могильник расположился рядом с зоной отчуждения Чернобыля. Старые самолеты стоят рядом с селом Рассоха. Вынужденность организации такого могильника объяснялась радиацией. Вся техника, расположенная здесь, принимала участие в ликвидации последствий аварии на АЭС.
Несмотря на то, что такие объекты до сих пор остаются крайне опасными, некоторые посетители зоны отчуждения продолжают снимать с них те или иные элементы.
Есть свое кладбище самолетов и под Москвой. Оно раскинулось в районе Ходынского поля. Почти сто лет рядом работал аэродром, который закрылся в 2003 году. И на его DGG остались брошенные лайнеры. Также стоят они и на рулежных дорожках.
По поводу этого полигона есть немало решений и предложений. Так, например, планировалось сделать здесь авиационный музей. Однако пока эта инициатива не нашла воплощения в реальности.
Сегодня на московском кладбище самолетов нашли свой покой такие самолеты, как:
- МиГ-21
- Су-15
- Вертолеты
Официально вход на свалку закрыт и запрещен, согласно вопросам безопасности. Но все же энтузиасты, твердо решившие посмотреть на величественные лайнеры, пробираются сюда разными способами.
Птичек жалко: как устроены кладбища самолетов
Самолетам, как и любым сложным устройствам, свойственно стареть, но закат их жизни (и в конечном итоге смерть) разительно отличается от корабельной. Если большинство морских судов заканчивают свои дни под газовыми резаками на пляжах Южной Азии, то суда воздушные умирают преимущественно в пустынях и зачастую после многолетней «спячки». Зрелище их последних приютов, этих безжизненных полей, заполненных десятками и десятками самолетов, которым уже не суждено подняться в небо, впечатляет. Onliner рассказывает, как устроены воздушные кладбища.
Сколько живут самолеты
Старейшему самолету белорусского национального авиаперевозчика в мае будущего года исполнится целых 29 лет — возраст, конечно, солидный, но далеко не рекордный. Boeing 737-300 под бортовым номером EW-308PA впервые поднялся в воздух еще в мае 1990 года и до сих пор перевозит пассажиров на регулярных рейсах «Белавиа». С тех пор успел развалиться Советский Союз и выросло целое поколение белорусов, не видевших ничего, кроме стабильности и процветания. Почти 30 лет активной эксплуатации — это много, но при надлежащем уходе срок службы самолетов практически не ограничен. Среди крупных воздушных судов, летающих и поныне на коммерческих рейсах (пусть и не на регулярных пассажирских маршрутах), есть экземпляры, которые были выпущены еще в первой половине 1970-х, то есть без малого полвека назад! В работоспособном виде сохранилось достаточно много и самолетов времен Второй мировой войны и даже довоенных, правда, они выступают скорее в качестве туристических аттракционов и на авиашоу.
Другой вопрос, что с каждым годом жизни обслуживать такого «ветерана» становится все дороже. Самолеты, особенно «рабочие лошадки» крупных авиакомпаний, работающие буквально в круглосуточном режиме, изнашиваются, физически и морально. Авиапроизводители постоянно выпускают новые модификации своей продукции, более экономичные, более эффективные, ставя перевозчиков перед выбором: продолжать тратить все более крупные суммы на поддержание в рабочем состоянии вдоволь полетавшего лайнера или избавиться от него ради новенькой «птички», только сошедшей со стапелей заводов Boeing, Airbus, Embraer или Bombardier.
Как показывает практика, второй вариант почти всегда предпочтительнее, и 25—30 лет для самолета — критический возраст. Есть пример такого рода и у «Белавиа». Например, их Boeing 737-300 (б/н EW-386PA), был выпущен еще в 1989 году, в мае 2015-го выведен из эксплуатации и отправлен на разделку.
Утилизация кораблей — низкоквалифицированный опасный труд. С воздушными судами дело обстоит наоборот: слишком большую ценность представляет в них все, начиная с металла (сплавы алюминия, титана) и заканчивая сиденьями. На «кладбищах самолетов» невозможна картина, привычная для пляжей Пакистана, Индии и Бангладеш, где морские гиганты превращаются в груды металлолома. Да и цикл разделки авиалайнера может растянуться на годы, ведь их «кладбища» (англ. boneyard), по сути, не кладбища в строгом понимании этого слова, а базы хранения.
«Свалки костей»
После окончания Второй мировой в США столкнулись с необычной проблемой. За годы войны авиационная промышленность страны произвела тысячи самолетов, которые в мирное время, даже в условиях начинающегося противостояния с СССР, оказались не нужны. Отправлять их на утилизацию сразу было рискованно: перспективы грядущего послевоенного устройства мира были не слишком ясны. Логичной виделась консервация «лишней» части ВВС до окончательного определения степени ее востребованности.
Но процесс хранения нужно было организовать максимально эффективно: дешево и надежно, с возможностью максимально оперативного возвращения законсервированных единиц обратно в состав действующего воздушного флота. Выход был найден быстро.
В мае 1946 года более чем 600 тяжелых бомбардировщиков Boeing B-29 Superfortress и 200 военно-транспортных Douglas C-47 Skytrain приземлились на авиабазе Девис-Монтен у города Тусон, штат Аризона.
Огромный радиотелескоп и кладбище истребителей
Близ поселка Медвежьи озера, на 26-м километре Щёлковского шоссе, находится центр космической связи, называемый “Медвежьи озёра”. На полигоне центра занимаются работой по обеспечению спутниковой связи и телевизионного вещания на территории нашей станы и за её пределами.
В пределах центра “Медвежьи озёра” расположен один из четырёх грандиозных радиотелескопов, как по размеру самой антенны, выполняющей приём данных со спутника, так и по мощности приёма сигнала. Зеркало антенны поражает своими размерами, в диаметре оно составляет 60 метров. Данное сооружение было построено в 1983 году, но после перестройки, как и многие объекты стратегического назначения, было заброшено.
Антенна ТНА-1500 радиотелескопа РТ-64
В настоящее время попасть на территорию центра космической связи “Медвежьи озёра” не составит никакого труда. Впрочем, объект охраняется, но запрета на посещение территории нет.
Здесь можно встретить кладбище списанных истребителей и один вертолёт. Машины уже давно не на ходу, с многих снята обшивка и вынуты детали. Можно залезть внутрь самолёта или вертолёта и представить, как много лет назад на нём летали лётчики, выполняя свою работу.
При определённой физической подготовленности и наличии смелости можно попробовать залезть на самую высокую точку антенны “Тарелки”. В высоту она примерно 50 метров.
Координаты места указаны в конце страницы.
Фото радиотелескопа и кладбища истребителей
Полузаброшенная часть территории ЦКС Медвежьи Озёра
Фюзеляж брошенного ИЛ-76
Гигантский радиотелескоп ТНА-1500
Зеркало антенны радиотелескопа
Свалка-запасник музея ВВС в подмосковном Монино
Субботник в запаснике Монино
Вид сверху на кладбище истребителей
Брошенные останки истребителей
Табличка на тарелке – Редуктор планетарный
Авто в сугробах у радиообсерватории в Калязине
Брошенный МиГ-29 близ Щёлковских новостроек
Разорённая кабина истребителя
Урбан-туристка на фоне антенны радиотелескопа в Калязине
Брошенный в поле истребитель
Берёзовый лес вокруг заброшенного радиотелескопа
Задворки Музея авиации в Монино
Радиотелескоп обсерватории в Калязине
Одна из антенн ЦКС Медвежьи Озёра – в Калязинском филиале
Антенна радиолаборатории в Калязине
Антенна радиотелескопа над территорией ЦКС ОКБ МЭИ
Телескоп дальней космической связи
Координаты радиотелескопа и кладбища истребителей
55.8678438889, 37.9517769444 (Google)
55° 52′ 4.238″, 37° 57′ 6.397″ (Garmin)
55° 52.0706′, 37° 57.1066′ (Navitel)
Радиотелескоп на карте
Как добраться до радиотелескопа
Московская область, ГО Балашиха, 26-ой километр Щёлковского шоссе. Территория космического центра связи “Медвежьи озёра” граничит с садовым товариществом. Проехать к космическому центру связи не сложно, к нему ведёт дорога и вполне сносная. Именно поэтому специально оборудованный автомобиль не потребуется, можно приехать сюда на обычной легковушке.
Красивое близко: заброшенные аэродромы и депо под Москвой
Кто в детстве не мечтал полазить в железнодорожном депо или осмотреть взлетно-посадочную полосу из диспетчерской башни? Есть способ осуществить мечту и съездить на заброшенные транспортные узлы. Тем более что в покинутых объектах есть своя романтика. Фото: Михаил Гризли
Заброшенный аэродром под Ефремовом
К югу от Москвы, в недрах Тульской области располагается заброшенный около 10 лет назад аэродром. Построен объект был в 1950-х, и с момента ввода в эксплуатацию тут гнездились Миг-17 и Миг-19, затем Су-9, Су-11, а затем Миг-23П, которые и составляли основную ударную силу 191-го истребительного авиационного полка Московского округа ПВО, базировавшегося на этом аэродроме.
Полк просуществовал до 1994 года, после чего, в связи с выходом из строя взлетно-посадочной полосы, был расформирован. Самолеты улетели, махнув на прощание крылом своему дому, и на аэродроме был расквартирован 239-й отдельный гвардейский вертолетный Белгородский Краснознаменный полк со своими Ми-6 и Ми-8МТ. Увы, машины с вертикальным взлетом простояли тут совсем не долго, полк был расформирован через 4 года. В 1998 году последние боевые единицы безвозвратно улетели. Часть вертолетов отправилась в лом, часть была переброшена в другие города. Окончательно аэродром опустел в 2001-м.
Фото: Михаил Гризли
Спустя почти 10 лет, в 2010 году, о взлетной полосе вспомнил губернатор Тульской области, который заявил, что намерен восстанавливать аэродромы и аэропорты в подвластных землях, включая и этот объект, и наладить воздушное сообщение в своей волости. Однако дальше слов дело не продвинулось. Старые постройки начали было разбирать, но ничего толкового из этого так и не вышло.
Сейчас на территории бывшего аэродрома остались скелеты диспетчерской вышки, центра управления полетами и других построек. Главный ангар, к сожалению, обрушился пару лет назад при демонтаже. Однако имеется и второй ангар, который, согласно последним разведданным, пока стоит. Сама взлетно-посадочная полоса также осталась. Некогда ее длина составляла 2,5 километра, однако часть бетонных плит успели увезти, так что ее длина несколько сократилась.
Негодной для самолетов она была признана из-за изменения высот начала и конца, то есть стала наклонной в силу естественного изменения рельефа. Но сами плиты лежат ровно, и по ним вполне можно погонять. Однако перед тем как утопить педаль акселератора в коврике, лучше проехать по полосе пару раз, изучив поверхность на предмет препятствий. Кое-где могут встретиться лежащие на пути крупные куски металла или сколы плит. Помимо этого, у аэродрома есть и “второй этаж” — подземный. В грунт закопаны два пункта управления полетами и укрытия личного состава.
Координаты: 53.120689, 38.248001.
Заброшенное локомотивное депо “Поварово-3”
Это бывшее локомотивное депо, расположенное в Солнечногорском районе, сейчас практически не используется. Некогда тут кипела бурная деятельность. Слесари осматривали и ремонтировали подвижные составы, меняли пантографы, обтачивали колесные пары…
Сегодня экипировочный пункт и ремонтные мастерские заброшены. Оборудование вывезено, рельсы частично сняты. Разве что подвесные конструкции для осмотра пантографов под самым потолком заслуживают внимания, хотя их внешний вид доверия не внушает, и ходить по ним вдали от поддерживающих колонн не стоит. В угловом помещении располагается довольно интересный механизм: огромная печь с подводом топлива через второй этаж. Снаружи стоит конвейер, по которому, видимо, топливо и поступало наверх. Сбоку из печи идет вращающийся барабан с зубчатыми колесами. В чем предназначение этой печи, неизвестно.
Рядом находится котельная, которая неплохо сохранилась. Трубопроводы заполняют большую часть здания, кое-где встречаются насосы и клапаны. В щитовой сохранились остатки щитов управления с циферблатами и ламповыми датчиками. В помещениях персонала остались следы деятельности, всевозможные газеты, старые документы и различные бытовые предметы, а в одной комнате была обнаружена даже миниатюрная лаборатория.
Главное здание депо включает в себя большую мастерскую и административные помещения. Первый этаж — это большой ремонтный цех с тремя парами рельс. Сюда загоняли локомотивы и проводили разборку и замену износившихся деталей. В соседнем помещении находится мастерская, в которой сохранилась часть ремонтного оборудования, прессовочный станок и кузница. Некоторые ремонтные мастерские залиты маслом, видимо, оставшимся после неаккуратного демонтажа станков. На складах остались старые запчасти для поездов, и, кажется, они никому уже особо не нужны, раз их даже красть никто не стал.
Во второй части здания располагаются “человеческие” помещения, куда доступ поездам закрыт. На первом и втором этажах находятся раздевалки рабочих, а третий занят административными помещениями. Тут находятся старые стеллажи, картотеки и шкафы. Где-то валяются остатки старых канцелярских приборов. В актовом зале стоят (и лежат) остатки кресельных рядов, полуразобранная кафедра и старое фортепиано. В целом место весьма интересное и пропитано духом советской промышленно-технической отрасли.
Ккоординаты: 56.034817, 37.054932.
Читайте также:
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
Заброшенные самолеты
Любая техника представляет особый интерес для сталкеров, так как найти ее можно далеко не в каждом регионе.
Как правила, такие кладбища всегда тщательно охраняются или же быстро спиливаются мародерами на металл.
Еще реже можно осмотреть заброшенные самолеты, так как зачастую поблизости располагаются действующие военные части, чьи сотрудники прогоняют всех непрошенных гостей, а на контакт идет совсем небольшой процент солдат.
Тем не менее, в России существуют отдельные кладбища со списанной авиатехникой, которые можно посетить при соблюдении особых правил.
Заброшенные самолеты в России
В России можно найти несколько заброшенных авиационных баз со списанной техникой, разбросанных по разным регионам страны.
Большая их часть находится под охраной, но есть объекты со свободным доступом, сохранность которых намного ниже, чем охраняемых.
Найти такие кладбища техники можно на специальных сталкерских форумах.
Строения бывшего аэродрома в Ростовской области
В годы СССР это был достаточно крупный аэродром, использующийся не только действующим авиационным полком, но и местным военным училищем. Как правило, здесь базировались исключительно боеспособные истребители. Базу построили в шестидесятых годах и проработала она около тридцати лет, после чего грянула перестройка. После расформирования аэродрома рабочие стали постепенно разбирать бетонные полосы, пока территория не превратилась в несколько ангаров, окруженных чистым полем. Сейчас склады стоят в открытом виде, внутри сохранилось несколько списанных истребителей, находившихся на ремонте во время приказа о ликвидации базы.
База хранения и ремонта военной техники в Тамбове
Расформированная тамбовская база проработала до нулевых годов, а затем оказалась полностью заброшенной. На территории осталось огромное количество военной техники, в том числе и самолеты. Помимо них можно найти грузовики и специализированный транспорт. Большой интерес так же представляет железный ангар, в котором сохранилось немало запчастей, оборудования и прочего инвентаря для ремонта техники. Объект не охраняется, но периодически на территорию заходит стая диких собак, которая может проявить агрессию по отношению к одиноким гостям.
Заброшенные самолеты в Московской области
Неподалеку от Москвы располагаются бывшие склады аэродромной спецтехники ВВС СССР, в которых и по сей день стоит несколько ржавеющих самолетов. История базы вполне типичная для военных объектов. Построенная в годы Союза, она успешно проработала несколько десятков лет и была расформирована после перестройки. Сейчас склады находятся под охраной, но ЧОП редко совершает обходы, поэтому если не шуметь, можно спокойно осмотреть всю интересующую технику. Периодически стоянка пополняется новыми списанными самолетами, пришедшими в негодность.
Ангар на учебной аэродромной базе в Московской области
Еще один ангар с самолетами можно найти на старой аэродромной базе в пригороде Москвы. Помимо техники внутри остались административные помещения со множеством книг и документации. Сохранилась мебель и прочий инвентарь. Сама база охраняется ЧОПом с двумя служебными собаками, но их можно обойти. Попасть внутрь возможно только через самодельные залазы, все окна и двери прочно закрыты. Периметр обнесен бетонным забором, его можно перелезть, только если использовать стоящие рядом деревья. Есть предупреждения о датчиках движения, но бывалые сталкеры их наличие отрицают.
Заброшенная стоянка авиатехники в Воронежской области
Посреди леса в Воронежской области располагается огромное поле со множеством самолетов, вертолетов и наземного транспорта. Это одна из самых крупных неохраняемых стоянок списанной техники в России. Общее количество экземпляров превышает несколько сотен, что делает объект уникальным. Неподалеку располагается действующая воинская часть, но за плотным лесом ее солдаты не видят сталкеров и других посетителей заброшки. Посещать поле можно в любое время, риск оказаться замеченным – минимален, но стоит быть готовым ко встрече с дикими лисами, которые периодически пробегают через стоянку.
Бывший вертодром армейской авиации в Московской области
Авиачасть была расформирована 8 лет назад. Объект переведен в законсервированное состояние, но охранные мероприятия не установлены, что причисляет его к числу заброшек. Огромную территорию занимает большое количество зданий разного назначения, в отдельно стоящих ангарах можно найти старые самолеты и вертолеты, отслужившие свой срок. Иногда на территорию забредают дикие собаки. Неподалёку есть жилые дома, но их жителям все равно на гостей вертодрома.
Заброшенный вертодром «Красные Сосенки» в Ивановской области
Авиационная база была закрыта всего 7 лет назад, поэтому до сих пор находится в хорошем состоянии. Помимо вертолетов и самолетов на территории можно осмотреть множество других интересных объектов от грузовиков до радиолокационного оборудования в бункерах связи. Вертодром охраняется частным охранным предприятием, сотрудники которого совершают обходы несколько раз в день. Так как они делают их спонтанно, лучше дождаться завершения очередного осмотра и после него проникать на территорию в обход будки ЧОП.
Территория учебного аэродрома в Ленинградской области
Небольшой склад самолетов находится неподалеку от летного училища. Техника достаточно старая, стоит в поле не один десяток лет и применяется в качестве наглядного учебного пособия для курсантов. Сама территория аэродрома охраняется двумя солдатами со служебными овчарками. Обходы совершаются спонтанно и преимущественно в хорошую погоду. Если посещать заброшку в дождь или туман, не создавая лишнего шума, можно спокойно осмотреть интересующую технику с минимальным риском быть пойманным.
Военный аэродром «Смуравьёво» в Псковской области
Старый аэродром официально считается законсервированным, но по факту давно заброшен. Активно посещается маргинальными личностями, выносящими мебель и металлические конструкции, чему способствует отсутствие каких-либо охранных мероприятий. Самолеты можно найти в арочных ангарах. Помимо техники большой интерес представляет медсанчасть, в которой сохранилось множество любопытных предметов, но передвигаться по ней следует осторожно из-за огромного количества ртути на полу.
Заброшенный военный аэродром «Октябрьское» в Крыму
Аэродром в Крыму был построен в тридцатых годах и именно с него взлетали самолеты, чья бомбардировка привела к вступлению Союза во Вторую мировую войну. В послевоенное время объект значительно расширили и модернизировали, приведя его под первоклассные стандарты. «Октябрьское» работал до середины девяностых годов, а затем был расформирован, как и большая часть военных баз. На данный момент сохранилось несколько зданий и взлетная полоса, на которой стоят ржавеющие самолеты. Территория обнесена бетонным забором, через который при желании можно перелезть.
Заброшенный военно-транспортный самолёт Ан-26 в Москве
Старый самолет располагается в поле на окраине военного столичного аэродрома. Территория находится под наблюдением охранников, регулярно совершающих обходы, но их легко можно обойти и осмотреть заброшенный борт. Внешне люки кажутся закрытыми, но на самом деле это не так, и через них спокойно можно попасть внутрь. Часть оборудования из кабины пилотов вынесена, вся остальная комплектация на местах. В будущем самолет планируется распилить, но на данный момент работы еще не начаты.
Вертолётодром в Московской области
В годы СССР это был достаточно крупный аэродром, использующийся не только действующим авиационным полком, но и местным военным училищем. Вертолётодром был построен в послевоенное время и активно функционировал до 2012 года. После расформирования все действующие самолеты и вертолеты были переведены на другую базу, а подлежащая списанию техника осталась на бетонной площадке и сейчас активно посещается сталкерами, чему способствует отсутствие охраны.
Заброшенный аэродром «Ватега» в Архангельской области
Строительство объекта началось еще во времена СССР и продолжалось вплоть до перестройки, которая помешала окончанию работ, в связи с чем аэродром получил статус замороженного. «Ватега» должен был стать одной из самых крупных авиационных баз в регионе, со способностью принимать тяжелые бомбардировщики дальних полетов, что в случае вступления России в войну могло сыграть большую роль для отечественных войск. После заморозки строительства готовые взлетные полосы стали потихоньку разбирать, а саму территорию приспособили под склад списанных самолетов, которые на данный момент занимают несколько рядов.
Авиационное лётно-техническое училище в Калуге
Заброшенное во второй половине нулевых годов, авиационное училище занимает достаточно обширную территорию и состоит из множества построек и большого плаца, на окраине которого находится несколько старых самолетов. Сохранность объекта достаточно хорошая. В учебных классах сохранился весь инвентарь, макеты и учебная литература. Внутри бортов на местах все оборудование, а в медпункте можно найти просроченные лекарства и рабочие инструменты. Есть доступ к подземному убежищу, но посетить его невозможно из-за сильного затопления. Сама территория находится под наблюдением видеокамер и нескольких охранников, регулярно совершающих обходы.
Заброшенный военный аэродром вблизи города Балашов
Старый аэродром некогда принадлежал военному училищу, но после его расформирования был заброшен за ненадобностью. На территории находится несколько самолетов и наземная техника, списанная по причине негодности. Объект находится под охраной нескольких сотрудников частного охранного предприятия, которые при поимке сталкеров сразу же вызывают полицию, отказываясь идти на контакт. Избежать встречи с ними можно, если посещать заброшенный аэродром в плохую погоду. Собаки замечены не были.
Заброшенные самолеты заграницей
Сталкеры, побывавшие на всех заброшенных авиационных базах в России, стараются посетить старые самолеты заграницей, которых там можно найти немало.
Как правило, в каждой стране есть такие объекты, о местоположении которых всегда можно узнать на форумах любителей заброшек, которые своевременно выкладывают новую информацию.
Кладбище военной техники в Ираке
Данный склад – один из самых интересных на ближнем востоке. Огромное кладбище заполнено сотнями единиц техники разных наций. Очень много раритетных экземпляров, брошенных разрушаться под открытым небом. Посмотреть на заброшенные самолеты приезжают сталкеры со всего мира, чему способствует отсутствие охранных мероприятий и полностью свободный доступ. Иногда сюда приходят местные подростки для разрисовывания техники граффити, агрессии к другим костям не проявляют.
Заброшенный 129-й истребительно-бомбардировочный авиационный полк в Казахстане
Одна из самых больших заброшенных авиационных баз в Казахстане интересна в первую очередь своим истребителем, посмотреть на который регулярно приезжают сталкеры со всего постсоветского пространства. При планировании визита стоит учитывать серьезные охранные мероприятия, установленные на объекте. Посещать его следует быстро и очень осторожно. В случае поимки охранниками могут возникнуть серьезные проблемы. Помимо старого самолета сохранились ангары, через которые можно попасть в подземное бомбоубежище.
Расформированный аэродром «Бахар» в Казахстане
Когда-то данный аэродром был построен недалеко от китайской границы на случай вооруженного конфликта, так как отношения СССР и Китая в семидесятых годах были крайне напряженными. После распада Союза авиационная база перешла во владение Казахстана, чье руководство не пожелало поддерживать работу военной базы, острая необходимость в которой сразу же отпала. Так «Бахар» оказался заброшенным. До наших дней объект сохранился достаточно хорошо. Несмотря на то, что местные жители вынесли с базы все, что можно использовать в личных целях, сами ангары, дороги и списанные самолеты остались нетронутыми.
Разбившийся самолёт ВМФ США в Исландии
Старый самолет на данный момент является одним из самых популярных туристических объектов в Исландии, посмотреть на него приходят не только сталкеры, но и все гости северной страны. Военный борт совершил аварийную посадку на исландском пляже в семидесятых годах. Не смотря на сильную степень повреждений воздушной машины всему экипажу удалось остаться в живых. На данный момент самолет полностью пустой внутри, большая его часть отсутствует. Доступ к объекту свободный, но добраться до него можно только преодолев пешком несколько километров.
Карта Фантьета и Муйне с достопримечательностями, транспортом, отелями ⓘ
Вы можете скачать ⤓ с нашей карты точки достопримечательностей, важные транспортные точки (автостанции, аэропорты и т.п.), районы и пляжи в формате KMZ/KML. Эти файлы можно загрузить в навигатор или смартфон для использования с приложениями офлайн или онлайн карт Google, Maps.me и других, поддерживающих данный формат, и использовать их для навигации и знакомства с курортами.
Как пользоваться картой?
Предлагаемая карта Фантьета и Муйне является интерактивной, и требует для своей работы включенный Javascript в браузере. Если вы видите на карте значки достопримечательностей, районов и транспорта, значит у вас все работает.
При включенных в вашем браузере блокировщиках рекламы, наподобие Adblock, карта не работает. Если вы хотите, чтобы карта отображалась, вам необходимо отключить блокировщик, или добавить сайт Наша Планета в исключения.
Список объектов на карте Фантьета и Муйне
Внизу карты вы можете видеть сгруппированные списки всех объектов (станции транспорта, районы и пляжи, достопримечательности и т.д.). Щелкнув на наименовании любого объекта в списке карта автоматически перенесет вас в нужное место (ну не вас, конечно, а только свое отображение :-). Двойной щелчок перенесет вас еще ближе к местоположению объекта.
Прокладка маршрута
Вы можете проложить автомобильный или пеший маршрут, определить расстояние, до любой точки или маркера (отеля, достопримечательности) на карте от вашего текущего местоположения. Достаточно щелкнуть на значке достопримечательности или отеля, и в открывшейся подсказке вы увидите ссылку «проложить сюда маршрут». Для того, чтобы проложить маршрут до произвольной точки на карте, необходимо в любом месте карты нажать правую кнопку мыши, и в открывшейся подсказке нажать ссылку «проложить маршрут в эту точку».
Важно! Функция прокладки маршрута работает только при включенном сервисе определения местоположения «Мое путешествие на карте». Также имейте в виду, что маршрут может быть не проложен через границы государств, регионы без обозначенных на карте дорог, водные преграды и т.п.
Информация об объекте и переход к его описанию
- Наведя курсор на значок объекта на карте, вы увидите его название.
- Щелкнув один раз на значок объекта, вы увидите название объекта, его координаты и ссылку для перехода к описанию объекта.
- Сделав двойной щелчок на значке объекта, вы перейдете к описанию объекта (откроется в новом окне).
Ваше положение на карте Фантьета и Муйне
Если ваш браузер и оборудование поддерживают определение вашего местоположения на карте, вы сможете увидеть ваше текущее положение на карте, и перейти к нему нажав на Где я на карте? .
Отели Фантьета и Муйне на карте
На некоторых картах вы сможете увидеть расположение отелей в виде значков . Щелкнув мышкой на таком значке, вы можете получить краткую информацию об отеле (название, категорию, стоимость и фото), а при желании перейти к полной информации об отеле, проверке цены, наличию номеров и бронированию отеля. Если значки отелей мешают вам работать с картой, вы можете скрыть их, убрав галочку возле надписи “Показать отели” в правом верхнем углу карты.
Версия для печати
Мы постарались сделать так, чтобы вы могли распечатать нужные вам участки карты с отмеченными на ней объектами по вашему желанию. Ваш браузер автоматически уберет при выводе на печать все лишние элементы страницы и изменит формат страницы на “Альбомный”. Если этого не произошло, необходимо вручную в окне печати изменить ориентацию страницы на “Альбомный”, чтобы карта напечаталась правильно. И не забывайте, что вы можете изменить масштаб изображения, которое выведется на печать, не только непосредственно на карте, но и с помощью вашего браузера, чтобы поместить всё изображение на одном листе.
Другие карты Фантьета и Муйне
- ❤ Присоединиться к нам в VK, Facebook, ОК, Telegram и Viber
- Найти и забронировать туры онлайн на Onlinetours.ru или Travelata.ru
- ✈ Купить авиабилеты на проверенном поисковике – Aviasales.ru
- Забронировать отель на Agoda.com или Booking.com
- ☂ Оформить страховку, чтобы быть в безопасности, на Sravni.ru или Cherehapa.ru
- Арендовать машину на Rentalcars.com или Autoeurope.ru
- Заказать трансфер из аэропорта до места отдыха на Kiwitaxi.ru
- Посмотреть экскурсии онлайн на tripster.ru
ГОРОД/НАПРАВЛЕНИЕ | ДАТА ВЫЛЕТА | ДАТА ВОЗВРАЩЕНИЯ | НАЙТИ БИЛЕТ |
Ханой | 2022-06-01 | 2022-06-21 | НАЙТИ ОТ 32 920 ₽ |
Хошимин | 2022-02-21 | 2022-03-04 | НАЙТИ ОТ 33 382 ₽ |
Дананг | 2022-04-16 | 2022-04-29 | НАЙТИ ОТ 43 914 ₽ |
Фукуок | 2022-05-12 | 2022-05-23 | НАЙТИ ОТ 46 090 ₽ |
Хюэ | 2022-05-12 | 2022-05-23 | НАЙТИ ОТ 46 090 ₽ |
Далат | 2022-05-12 | 2022-05-23 | НАЙТИ ОТ 46 090 ₽ |
Сайт NashaPlaneta.net использует файлы “cookie”. “Cookie” представляют собой небольшие файлы на вашем устройстве, хранящие информацию о предыдущих посещениях веб-сайта. Если, прочитав это сообщение, вы остаетесь на нашем сайте, это означает, что вы соглашаетесь с нашим использованием “cookie”. Подробнее.
Отслеживайте низкие цены и наши новости в группах VK, Facebook, ОК, и в канале Telegram