Музей Сайдашева в Казани — подробная информация с фото

Музей Салиха Сайдашева

Казань чтит своих героев и бережно хранит память о каждом из них. Салих Сайдашев горожанами любим и почитаем. Будучи при жизни выдающимся татарским композитором, он стал основоположником татарской профессиональной музыки и создателем нового жанра в национальном искусстве — музыкальной драмы. Также он был одним из первых татарских педагогов, помимо этого он сочинял музыку для спектаклей татарского Государственного академического театра им. Г. Камала, выступал в качестве дирижера и пианиста.

Сам музей распахнул двери для посетителей 25 июня 1993 года и расположился в двухэтажном доме, который признан историческим памятников и был возведен в 1904 году архитектором Ф. Ф. Амлонгом. Здание является так называемым дворовым флигелем, в свое время оно входило в комплекс строений клуба Общества служащих в правительственных и общественных учреждениях, который среди жителей города именовался «новым» или «чиновничьим» клубом. Сейчас место носит название Театра драмы и комедии им. К. Тинчурина. Одну из квартир в этом доме занимал композитор Салих Сайдашев с 1930 по 1954 годы с короткими перерывами, именно здесь родились его лучшие произведения.

Экспозиция музея насчитывает множество личных вещей композитора, предметов того времени и музыкальных инструментов. Также здесь представлены аудио- и видеозаписи, ноты с фотографиями и автографы. Место оснащено системой светозвукового автогида, знающего татарский, русский и английский языки.

Музей исследует жизнь и творчество великого композитора, пропагандирует его музыкальное наследие и творчество прочих значительных композиторов (как татарских, так и русских и даже зарубежных). Каждый год музей проводит более 250 экскурсий и прочих мероприятий. Большой популярностью пользуются лекции и выставки, часты музыкальные занятия. Дошкольникам вход в музей бесплатный.

История

Как бы ни ускорялась жизнь, есть вещи, которые остаются незыблемыми и неподвластными времени. К ним относится искусство в самом широком понимании слова, именно его деятели часто остаются в памяти общественности на протяжении многих веков.

Именно по этой причине один из исторических памятников Казани, двухэтажная постройка, бывшая когда-то пристанищем для так называемого «Нового клуба», а позже для Театра драмы и комедии, с 1993 года стала домом для музея Салиха Сайдашева.

Композитор появился на свет 3 декабря 1900 года в Казани и стал 10-м ребенком для своего отца, который скончался, так и не увидев его. Маленький Сайдашев рано начал тяготеть к музыке. Сначала он освоил гармонику, а затем родственники, удостоверившись в необыкновенных способностях мальчика, приобрели ему рояль. Первым учителем будущего великого композитора стал народный музыкант Загидулла Яруллин, позже он стал обучаться у педагогов Казанского музыкального училища.

Уже в 13 лет Сайдашев стал частью татарской театральной труппы «Сайяр», выступая там в качестве музыканта. Все спектакли сопровождались его игрой на рояле, а во время антракта мальчик выступал в оркестре. В 1918 году он организовал свой собственный, а спустя четыре года примерил на себя роль дирижера и музыкального руководителя театра им. Г. Камала. Именно в то время начались золотые годы его творчества, когда были созданы лучшие произведения и был основан новый жанр — музыкальная драма.

К сожалению, последние годы жизни композитора сопровождались искусственно созданным вакуумом вокруг его персоны, он был отлучен от театра и пребывал в глубочайшей депрессии, несмотря на это народное признание по-прежнему было сильно, что в полную силу проявилось на 50-летнем юбилее гения, когда артист был награжден званием народного.

Сейчас музей украшен двумя мемориальными досками в честь композитора, на каждой из которых имеется надпись на татарском и русском языках.

Экспозиция

Музей состоит из экспозиционных залов и музыкального салона, в котором посетители собираются на творческих встречах и музыкальных вечерах. Экспозиция музея раскрывает историю Сайдашева как продолжателя многовековых богатейших традиций татарской музыкальной культуры, одновременно с этим делается упор на новаторство его произведений, выражающееся в том, что автор талантливым образом соединял национальные фольклорные традиции и опыт европейской музыкальной классики.

Фонд музея хранит огромное количество личных предметов Сайдашева, а благодаря оригинальному художественному решению экспозиции гости в полной мере могут погрузиться в осмысление эпохи, этапы биографии и наиболее выдающиеся творческие достижения автора с позиции настоящего времени. В качестве наиболее запоминающихся элементов в экспозиции посетители отмечают инсталляции, посвященные самым знаменитым произведениям композитора — «Голубая шаль», «Наемщик» и «Марш Красной Армии».

Мемориальная Белая комната демонстрирует настоящие вещи Сайдашева, среди которых нашлось место для круглого винтового стула, дирижерской палочки, посмертной гипсовой маски и даже старинного пианино фирмы «Georg Hoffman». Здесь также можно обнаружить трельяж матери композитора конца XIX века, заполненный от руки дневник первой ученицы Сайдашева, а также насладиться 16 музыкальными фрагментами из его произведений, которые озвучивают художественно-образные композиции. Особой ценностью обладает часть увертюры к музыкальной драме Фатхи Бурнаша «Тахир и Зухра».

Читайте также:
Как лечат саркому в Германии

Для экспозиции музея характерен нестандартный подход к показу достояний композитора, соединивший воедино изобразительный ряд, свет и звук. В качестве ценных экспонатов музея выступают подарки знаменитых татарских певцов, композиторов и музыкантов.

Обстановка

Попадая в музей, гости оказываются в небольшом холле с гардеробом, здесь же размещен киоск с литературой, где можно подобрать в подарок друзьям и близким неплохие экземпляры. В холле стоит и макет памятника композитора работы скульптора М. М. Герасимова, выполненный в белом цвете.

В музее нет привычных витрин и экспонатов, здесь имеют место тематические экспозиции. Каждая из них освещает определенную тему или период в жизни Сайдашева. Каждая деталь представления продумана, цвет со звуком также играют важную роль, подсвечивая и озвучивая памятные для композитора предметы. С первого этажа гости поднимаются наверх, где встречаются с основной экспозицией музея. С самого начала их встречает стена с фотографиями. Всё в этом зале будто живет и дышит, звуки возникают то тут, то там, ведя за собой зрителя по жизни Сайдашева.

Каждый, оказавшийся здесь, непременно захочет узнать больше о жизни автора после окончания экскурсии. Именно на пробуждение интереса она и направлена и свою задачу выполняет блестяще.

Как добраться

Музей расположен в пяти минутах езды на наземном общественном транспорте от станции метро «Площадь Тукая», поэтому доехать до него не составит труда. Также можно добраться от станции метро «Кремлевская», от нее до музея всего 1 км.

До музея ходит несколько маршрутов автобуса, а именно № 10, № 30, № 35а, № 54, № 63, № 91 до остановки «Театр им. К. Тинчурина», также можно доехать на троллейбусах № 3, № 5, № 7, № 8.

В городе работают местные службы такси и приложения для смартфонов, известные всем: Яндекс. Такси, Максим, Uber, Gett.

Музей Сайдашева в Казани — подробная информация с фото

Телефон: (843) 238-56-96

Адрес: 420015, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Горького, д. 13

Проезд: Троллейбусы, автобусы до ост. “ул. Гоголя” или “Театр им. К.Тинчурина”. Ближайшие станции метро: “Площадь Тукая”, “Кремлёвская”

Режим работы:* Ежедневно с 10.00 до 17.00, выходной день – понедельник

Входная плата:* См. здесь

Интернет:
www.museum.ru/M2175 – официальная страница
Национальный музей Республики Татарстан – W1285, официальный сайт tatmuseum.ru/

афиша, события и экскурсии

Музей открыт в доме, где жил С.Сайдашев, и включает экспозиционные залы и музыкальный салон. В фонде музея: личные вещи композитора, автографы, ноты, фотографии С.Сайдашева, фоно- и грамзаписи, аудио- и видеокассеты, музыкальные инструменты, предметы эпохи. В мемориальной “Белой комнате” экcпонируются подлинные вещи композитора.

Экспозиция музея отличается оригинальным художественным решением, объединяющим изобразительный ряд, звук, свет. Функционирует система светозвукового автогида (татарский, русский, английский языки). Во время экскурсий звучат фрагменты из 16 музыкальных произведений С.Сайдашева. Ценными экспонатами музея являютя дары известных татарских композиторов, певцов и музыкантов.

Музей занимается исследованиеми жизни и творчества С.Сайдашева, пропагандой его музыкального наследия и творчества других видных композиторов (татарских, русских, зарубежных)

при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на “Музеи России” обязательна

Фотоархив

Источники:

1. Ризванов, Г. Сәйдәш аланында / Г. Ризванов, К. Әмиров.- Казан : Идел-Пресс, [2008 ?].- 91 б.
2.
Саинова-Ахмерова, Д. З. Салих Сайдашев : страницы жизни и творчества композитора.- Казань : Татар. кн. изд-во, 1999.- 212 с.
3. Музей Салиха Сайдашева =Салих Сәйдәшев музее / Гос. объединенный музей РТ.- Казань, 1995.- 10 с.
4. Салих Сәйдәшев турында истәлекләр / [төз. : Р. Исхакова-Вамба һ. б.].- Казан : Татар. кит. нәшр., 1980.- 159 б. – Воспоминания о С. Сайдашеве.
5. Казань.- 2007.- № 8.

Салиху Сайдашеву 10 лет

Первый воспитатель С. Сайдашева Насретдин Хамитов
с женой Раузой

Амина Сайдашева-Ахмерова с сыном Узбеком. 1914 год

Семья Шигаба Ахмерова. Сидят (слева направо): Шигаб Ахмеров, Амина Сайдашева-Ахмерова,
Махубжамал Сайдашева (мать Салиха и Амины), Зулейха Ахмерова (мать Шигаба Ахмерова);
Стоят: сестра и брат Шигаба Зайнаб и Хайрулла, Салих Сайдашев
и меленький Узбек Ахмеров. 1914 год

Зайнаб Ахмерова (слева) и Амина Сайдашева с сыном Узбеком. 1914 год

Шигаб Ахмеров. 1919 год

Салих Сайдашев, Зайнаб Ахмерова, Амина Сайдашева. 1923 год

Любимая жена Салиха Сайдашева Валентина Мухина. 1923 год

Зайнаб Ахмерова. 1924 год

С.Сайдашев – заведующий музыкальной частью
Государственного татарского театра. Середина 20-х годов

Первые ученицы С. Сайдашева Асия Рафикова-Саинова и Суфия Сайдашева

Первый рабочий состав Татарского радиовещания (слева направо):
литературный редактор Исмагил Усманов,
музыкальный редактор Салих Сайдашев и диктор Адель Кутуй. 1927 год

Салих Сайдашев и Сафия Алпарова в день свадьбы. 1929 год

Салих Сайдашев с друзьями: справа – Нургали Якупов, слева – Халил Абджалилов,
в середине – Захид Зверев. 1929 год

Салих Сайдашев – композитор-дирижер

Карим Тинчурин и Салих Сайдашев

Состав Союза композиторов ТАССР в начале 40-х годов. Первый ряд (слева направо):
Ю. Виноградов, Н. Жиганов, С. Сайдашев, М. Музаффаров, А. Ключарев.
Второй ряд: А. Рижкин, Х. Валиуллин, А. Леман, З. Хабибуллин, Д. Файзи.

С. Сайдашев с сыном Эмилем и женой Сафией

В процессе творчества

1949 год. На гастролях.
Слева направо: М. Ильдар, Р. Вагапов, С. Сайдашев, А Шагимуратова, Ф Биккенин

Салих Сайдашев и Мухаммед Садри. 1950 год

С. Сайдашев и М. Музаффаров

Могила С. Сайдашева на Татарском кладбище Казани

Родственники С. Сайдашева: первый ряд слева: Ниляуфар Бирюшева;
Науфаль Сайдашев (сын С. Сайдашева); Талия Сайдашева (супруга Н. Сайдашева);
Дильбар Саинова-Ахмерова (сноха Шигаба Ахмерова); Салима Абдуллина;
Валерий Сайдашев (внук С. Сайдашева, сын Альфреда Сайдашева);
Фарида Ильясова; Рустем Ахмеров; Ркия Ахмерова.

Старший сын Салиха Сайдашева Альфред Сайдашев

Музей Салиха Сайдашева в Казани. Фрагмент экспозиции

Музей Салиха Сайдашева в Казани. Мемориальная комната композитора

Музей Салиха Сайдашева в деревне Ибря Высокогорского района РТ. Экспонаты музея

Музей Салиха Сайдашева в деревне Ибря Высокогорского района РТ. Экспонаты музея

Музей Салиха Сайдашева в деревне Ибря Высокогорского района РТ. Экспонаты музея

Государственный большой концертный зал имени Салиха Сайдашева в Казани

Мемориальный камень Салиху Сайдашеву,
установленный в поселке Кызыл Байрак

Последнее обновление: 9 февраля 2022 г., 19:32

Реконструкция музея Салиха Сайдаша, аренда «Корстона» для учителей и цена Деревни Универсиады

Наиболее интересные госзакупки в Татарстане по версии «Реального времени»

1. Борьба с колеей за 300 миллионов к середине декабря

Главтатдортранс продолжает неустанно бороться с колейностью в Казани. Проблема, набившая оскомину, видимо, уже не только жителям Казани, но и татарстанским властям, обязательно должна решиться уже в ближайшем времени. Ведь 5 октября Главтатдортранс объявил ещё два конкурса на участие в борьбе с асфальтовыми канавами на дорогах столицы Татарстана. Стоимость заказов, объявленных 5 октября, 161 и 139 млн рублей. Победители должны определиться 24 октября.

Несмотря на то, что потенциальному исполнителю неплохо бы знать, на каких участках проводить работы, Главтатдортранс решил не уточнять эту деталь. В перечне объектов значится, собственно, один объект за 161 млн рублей. Длина «объекта» составляет семь км, площадь – 13,6 тысячи кв. м. Работы должны быть выполнены до 16 декабря 2016 года — жаль, что лето оказалось таким коротким, и бороться с колейностью придется в дождь, грязь и снег. Впрочем, Главтатдортрансу виднее, когда правильно бороться с колеей.

Во втором госзаказе, увы, информации о дороге, требующей ремонта, не больше. Её длина — 7,014 километра, а сумма составляет 138,5 млн рублей. Работы так же должны завершиться к 16 декабря 2016 года — по крайней мере, за две недели до нового года жители Казани смогут прокатиться по свежеуложенному, красивому и ровному асфальту.

Несмотря на то, что потенциальному исполнителю неплохо бы знать, на каких участках проводить работы, Главтатдортранс решил не уточнять эту деталь. Фото e1.ru

2. Аренда конференц-залов в «Корстоне» обошлась Минобразу в 15 миллионов

Министерство образования и науки Татарстана арендовало нежилое помещение у комплекса «Корстон» за 15,2 млн рублей. Как следует из данных госзакупки, опубликованных на соответствующем портале, закупка была осуществлена у единственного поставщика. Министерство арендовало помещение в здании на ул. Ершова, д. 1а с 4 по 8 октября 2016 года. Каждый день аренды обошелся ему примерно в три млн рублей.

Министерство образования взяло в аренду 11 залов, два фойе, а также гримерные комнаты вместе с оборудованием. Что за массовое и дорогостоящее мероприятие проводило Министерство образования, — в конкурсной документации не указано. Однако поиск по открытым источникам показал, что с 4 по 8 октября проходил V Конгресс «Динамика языковых и культурных процессов в современной России». Мероприятие проходило при поддержке правительства Татарстана и фонда «Русский мир». В нем принимали участие около 600 человек.

Интересно, что дороже всего при этом обошлась аренда Korston Ballroom, вместимость которого составляет тысячу человек. Аренда этого зала для мероприятия с 9 до 18 часов обходилась Минобру в 450 тысяч рублей в день. Одновременно с этим арендовались и залы поменьше, которые стоили по 60—150 тыс. рублей за один день. Зачем министерству понадобились залы на такое количество людей при заявленных 600 участниках — неизвестно.

ЦИТ РТ должен интегрировать инструмент «Независимая антикоррупционная экспертиза» с сервисом «Обсуждение нормативных правовых актов» раздела «Народная экспертиза портала «Открытый Татарстан»

3. «Промышленная витрина» и «Спортивный портал» на официальном портале РТ

Министерство информатизации и связи Татарстана озаботилось вопросом доработки государственной информационной системы Республики Татарстан «Официальный портал Республики Татарстан». Информация о проведении закупки у единственного поставщика появилась 26 сентября. 3 октября договор был подписан. Исполнителем стало ГУП «Центр информационных технологий РТ». Стоимость работ составит 8,23 млн рублей.

Услуги должны быть оказаны с 3 октября, когда был заключен контракт, до 23 декабря 2016 года. Заявленные цели — создание дополнительных условий и сервисов для взаимодействия государственных органов и органов местного самоуправления в РТ с гражданами, общественными организациями и хозяйствующими субъектами.

В списке сайтов, которые входят в государственную информационную систему, — 274 сайта. ЦИТ РТ должен оптимизировать и внедрить новые инструменты для пользователей, операторов и администраторов сайтов, создать промышленную витрину Татарстана и спортивный портал в составе системы, реализовать механизм отправки обращений в Конституционный суд, интегрировать инструмент «Независимая антикоррупционная экспертиза» с сервисом «Обсуждение нормативных правовых актов» раздела «Народная экспертиза портала «Открытый Татарстан».

В рамках оптимизации от исполнителя потребуется доработка сервисов четырех разделов, замена сервисов карт Google на API Геопортала Татарстана, доработка баннерной системы, внедрение обновленного дизайна Электронной доски почета.

Салих Сайдашев жил в 1928—1954 гг. в дворовом флигеле, который входит в комплекс здания нынешнего Татарского театра драмы и комедии им. Тинчурина. Фото panoramio.com

4. Музей Сайдаша готовят к реставрации

Главинвестстрой собирается потратить на разработку проектной и рабочей документации на реконструкцию и реставрацию здания музея Салиха Сайдашева на ул. Горького, д. 13б сумму в размере 5,27 млн рублей. Информация о соответствующем тендере появилась 5 октября, заявки будут приниматься до 27 октября. Сами заявки будут рассматриваться 31 октября.

Как можно увидеть в техническом задании, речь идёт о здании, в котором народный артист ТАССР композитор Салих Сайдашев жил в 1928—1954 гг. — дворовом флигеле, входящем в комплекс здания нынешнего Татарского театра драмы и комедии им. Тинчурина. Общая площадь здания составляет 408,7 кв. м. Должно быть запланировано покрытие дворовой территории брусчаткой, озеленение, декоративные фонари, стилизованные под советский период. Также должно быть предусмотрено устройство подиума под летнюю сцену, архитектурная подсветка.

На первом этаже здания должны быть музыкально-выставочный салон с видео и аудиоаппаратурой, музыкальными инструментами и интерактивной площадкой для детей. На втором этаже — три экспозиционно-выставочных зала, в том числе — мемориальная комната-квартира Салиха Сайдашева. Также должен быть устроен переход в здание театра им. Карима Тинчурина.

Уборка снега с площади 16 тыс. кв. м механическим способом обойдется в 272 тыс. рублей. Фото fc-rostov.ru

5. Обслуживание Центрального стадиона на плечах азинского ДЮСШ

МАУ ДЮСШ «Ак Буре» 5 октября объявило конкурс на уборку и вывоз снега с чаши Центрального стадиона. ДЮСШ, расположенная в Азино, готова выделить на работы на некогда главном стадионе города 4,4 млн рублей.

Уборка снега на 16 тыс. кв. м площади механическим способом обойдётся в 272 тыс. рублей. Ещё 50 тыс. кв. м площади будут убраны вручную — это обойдётся в 2,9 млн рублей. Погрузка и вывоз 6,6 тыс. кубометров снега будут стоить 1,3 млн рублей. Заявки на участие в конкурсе принимаются до 21 октября. Услуги должны оказываться с момента подписания договора до 31 декабря 2016 года.

Вместе с тем школа «Ак Буре» объявила ещё как минимум два конкурса на работы, связанные с Центральным стадионом. Отдельным тендером, например, идет уборка и вывоз снега с акрилового покрытия натурального газона в чаше Центрального стадиона. Этот заказ был опубликован 5 октября, заявки на участие в конкурсе принимались до 13 октября. Максимальная заявленная стоимость работ — 817 тыс. рублей. Из них 447 тыс. рублей выделено на уборку снега с 7 700 кв. м площади – по 58 рублей за каждый. Ещё 371 тыс. рублей будет потрачена на погрузку и вывоз 1 925 кубометров снега – по 193 рубля за кубометр.

Кроме того, ДЮСШ займется и поставкой запчастей к оборудованию для Центрального стадиона. Этот тендер был объявлен ещё раньше, 13 сентября, а сам аукцион состоялся 26 сентября. Стоимость работ составила 101 тыс. рублей. Договор с исполнителем — Русланом Ахмадуллиным — был заключён 10 октября. Заказ включает в себя поставку 18 полых насадок к аэратору по 4 310 рублей и столько же – цельных насадок к аэратору по 1 307 рублей.

«Алабуга» заказала девять промо-роликов программы корпоративного университета. Фото prav.tatarstan.ru

6. Промо-ролики для «Алабуги» от поставщика на все руки

Особая экономическая зона «Алабуга» заказала девять промороликов программы Корпоративного университета «Алабуга», а также презентационный имиджевый фильм об университете. Изготовление обойдётся ОЭЗ «Алабуга» в 2,04 млн рублей. Исполнитель был выбран до обнародования тендера — им стало ООО «Компания Инфо-Сити» с ул. Ершова, 31в как единственный поставщик.

Интересно, что финансироваться создание роликов и фильма будет, как сказано в документах госзакупки, «из остатков корп. универа — статья — бизнес игры и тренинги с привлечением сторонних консультантов». В документах, к сожалению, не фигурирует проект госконтракта, однако указана причина создания роликов. Она обозначена так: «Создание промороликов и презентационного фильма является эффективным инструментом для улучшения имиджа и продвижения ОЭЗ «Алабуга», повышения узнаваемости в тематических кругах».

«Компания Инфо-Сити», судя по данным документа, выбрана в связи с предложенным наименьшим ценовым предложением. Между тем, указанной компании, судя по всему, не в новинку радовать госзаказчиков приятными ценовыми предложениями. Кроме того, она отличается широким спектром работ. Так к примеру, Управление пенсионного фонда в Вахитовском районе Казани выбрало ее в качестве поставщика канцелярских товаров за 477 тыс. рублей, дирекция финансирования программ БДД — в качестве поставщика призов для проведения профилактических мероприятий. Компания также только за 2016 год успела поставить немаркированные конверты для Управления пенсионного фонда в Советском районе Казани, заняться сопровождением программ «1С: Аналит: Аптека» и «1С: Бухгалтерия Госучреждения» для МКДЦ и даже заправить и восстановить картриджи для Казанской психиатрической больницы.

Дирекция финансирования программ БДД РТ готова выделить 200 тыс. рублей на поставку визитных карточек для участковых уполномоченных полиции. Фото 62.мвд.рф

7. Миллион на поздравительные комплекты Госсовету и визитки для участковых

Аппарат Госсовета Татарстана ищет компанию, которая окажет полиграфические услуги по изготовлению оригинал-макета, а также растиражирует и поставит поздравительные комплекты «С Новым годом!» и пригласительные билеты для собственных нужд. Информация об этом появилась 3 октября, заявки принимаются до 11 октября.

Максимальная стоимость работ составит 718,6 тыс. рублей. В эту стоимость входят 500 поздравительных комплектов «С Новым годом!» с персонализацией (по 463 рубля за штуку), 250 пригласительных билетов на детскую парламентскую елку (по 131 рублю за штуку), 250 детских поздравительных открыток «С Новым годом!» с текстом поздравления (по 181 рублю за штуку), а также 1000 поздравительных комплектов «С Новым годом!» без персонализации (по 409 рублей за штуку).

Полиграфией займутся и в интересах нужд дирекции финансирования программ БДД РТ. Эта госструктура готова выделить 200 тыс. рублей на поставку визитных карточек для участковых уполномоченных полиции. Информация об этих планах появилась 7 октября. Более подробной информации, впрочем, нет — сам заказ пока не был размещен, обнародована лишь позиция плана-графика.

Казанский технопарк в сфере высоких технологий «ИТ-Парк» заказал разработку мобильного приложения для Форума инновационных финансовых технологий Finopolis 2016 за 329 тысяч рублей. Фото Максима Платонова

8. Финнополису разработают мобильное приложение за 329 тысяч за сутки

Казанский технопарк в сфере высоких технологий «ИТ-Парк» заказал разработку мобильного приложения для Форума инновационных финансовых технологий Finopolis 2016 за 329 тыс. рублей. Закупка, в лучших традициях, была опубликована в формате «у единственного поставщика». Этим самым неповторимым оказалось ООО «Лаборатория открытых технологий» с ул. Университетской, д. 22.

Как можно увидеть в документах закупки, закупка у единственного поставщика — не совсем у единственного. «ИТ-Парк» получил коммерческие предложения от трех компаний, самым выгодным из которых оказалось предложение «Лаборатории открытых технологий». Однако сам заказ осуществляется в рамках доходного договора от 12 августа между «ИТ-парком» и ООО «Персона грата» (на сайте Finopolis эта компания указана как технический оператор мероприятия). В соответствии с этим договором, «ИТ-парк» должен разработать для «Персона граты» мобильное приложение в срок до 7 октября. Однако решение о заключении контракта с «Лабораторией открытых технологий» было подписано лишь 6 октября. Соответственно, видимо, обязательства «ИТ-парка» перед «Персоной грата» были нарушены. Если, конечно, единственный поставщик не успел разработать мобильное предложение за 329 тыс. рублей за один день.

Интересно, впрочем, что и «Лаборатория открытых технологий» по договору должна исполнить свои обязательства до 7 октября. Как «Лаборатория открытых технологий» собиралась успеть выполнить разработку мобильного приложения за один день, неясно.

Отметим, что от разработчика требуются два приложения — для устройств на iOS и Android. В приложении должны быть разделы «программа», «карты», «спикеры», «участники», а также чат, голосования и расписания шаттлов. Сам форум инновационных финансовых технологий Finopolis состоится 13—14 октября в «Корстоне».

КФУ заказал проведение расчета стоимости услуг по содержанию и обслуживанию зданий общежитий университета в Деревне Универсиады. Фото Романа Хасаева

9. Управление госэкспертизы подсчитает стоимость эксплуатации Деревни Универсиады

Казанский (Приволжский) федеральный университет заказал проведение расчета стоимости услуг по содержанию и обслуживанию зданий общежитий университета в Деревне Универсиады. Как несложно догадаться, закупка была произведена у единственного поставщика, которым оказалось ГАУ «Управление государственной экспертизы и ценообразования Татарстана». Стоимость работ — 283 тыс. рублей, информация о тендере появилась 5 октября.

Согласно проекту договора, исполнитель должен рассчитать стоимость услуг по содержанию и обслуживанию зданий, в частности — самого жилого здания, внутридомовых систем водоснабжения и канализации, центрального отопления, сетей электроснабжения и электрооборудования, а также стоимость санитарной уборки внутренних помещений.

10. Линолеум для декораций спектакля «Чудо-таблетка»

Татарский государственный академический театр им. Галиаскара Камала закупит линолеум для того, чтобы изготовить декорации к спектаклю «Чудо-таблетка». Информация об этом была опубликована на портале госзакупок 7 октября 2016 года.

Как видно из документации Театру Камала потребуется 90 квадратных метров линолеума Sinteros ALDO 1, стоимостью 482 рубля – каждый. Как указано в проекте госконтракта, линолеум для декораций «Чудо-таблетки» должен быть поставлен до 31 декабря 2016 года. Итоговая стоимость контракта составит 43 380 рублей, которые будут выделены из бюджета Татарстана.

Про гарантию на линолеум шириной в три метра ничего не сказано, однако из госконтракта следует, что заказчик может выкупить не все 90 квадратных метров линолеума.

Народный музыкант. Как Салиха Сайдашева отлучали от творчества

Салиху Сайдашеву при жизни ему посвящали стихи. А он не хотел, чтобы сын стал музыкантом.

Насмешка судьбы

Когда Сайдашев родился, отец уже умер, немного не дожив до радостного события. Салих был последним из 10 детей. Восемь умерли в раннем возрасте, выжили только он и сестра Амина. Он не получил законченного академического музыкального образования. Учёбу в Казанском музучилище прервала Первая мировая война, затем грянула Гражданская.

Из автобиографии Сайдашева: «…В начале 1919 г. добровольно вступил в РККА. Был трубачом, капельмейстером оркестра и одновременно пианистом, зав. музыкальной частью татарской драматической труппы. В 1921 г. демобилизовался, но остался в Оренбурге, став заведующим Восточной музыкальной школы. Организовал военно-духовой оркестр с татарским репертуаром и продолжал учёбу… В 1922 г. по приглашению Татарского Наркомпроса вернулся в Казань. Работал в Татарском государственном академическом театре в качестве зав. музыкальной частью и дирижёра. В 1934 г. для повышения квалификации правительство Татарии командировало меня на учёбу в Татарскую оперную студию при Московской консерватории…»

К тому времени 33-летний Салих Сайдашев был уже маститым деятелем искусств. В Татарском академическом театре в 1922 г. он музыкально оформил премьеру спектакля «Башмагым» («Башмачки») Х. Ибрагимова. В последующее десятилетие он много дирижировал, писал музыку к новым спектаклям, в т.ч. к тем, которые стали классикой, – «Голубая шаль», «Тахир и Зухра» и др. В мае 1933 г. в Казани состоялся его первый концертный отчёт за 10 лет работы.

Испытание на верность

До Сайдашева в татарской музыке был только один композитор – Султан Габаши. Муса Джалиль писал: «Если Габаши следовал традициям восточной музыки, то музыка Сайдашева в начальном периоде основывалась главным образом на народной песне, на деревенских напевах… Он не следовал слепо за народным творчеством, не копировал его, а творчески перерабатывал и обогащал народную музыку».
«Народ любил его безумно. Слушали по радио, мгновенно раскупали билеты на концерты, театральные постановки. Он был единственным композитором, кто ответил на какую-то потребность души. Больше не смог никто! А ведь песен у него немного», – говорит Юлдуз Исанбет, известный музыковед, заслуженный деятель искусств РФ и РТ.

Из Москвы пришлось срочно вернуться в Казань. 1937 год. Репрессировали друга и соавтора С. Сайдашева Карима Тинчурина и многих коллег. Композитор приготовился к худшему ещё в Москве. «Я даже внушал Науфалю (сын Сайдашева от второго брака. – Прим. авт.), что если за отцом придут, нам надо взяться за руки и прыгнуть с балкона 5-го этажа», – пишет в своей книге «Отец» Альфред Сайдашев.

В Казани музыканта ждали тяжёлые времена. Тех, с кем он сотрудничал, назвали врагами народа. Сайдашева не посадили, но жить стало невозможно. А ведь были планы, был талант, росли дети… У Сайдашева имелась квартира в доме на ул. Горького. Здесь располагалось с 1928 г. коммунальное общежитие работников казанских театров.

«Я там не раз бывала. Это жуть! Комнатушка у Сайдашева была тёмная, туалет – в театре, который был тут же, рядом. В общем, условия унизительные. А в общежитии жили знаменитые и тогда, и сейчас люди», – делится воспоминаниями Ю. Исанбет. Среди них – Х. Салимжанов и его сын Марсель (известный театральный деятель РТ в дальнейшем. – Прим. авт.), Ш. Биктимиров, Р. Тазетдинов.

Рассказывает Эльвира Низамутдинова, директор музея С. Сайдашева, размещённого ныне в этом доме: «Сайдашев подолгу гостил у казанских родственников, где условия лучше. Он был бескорыстным человеком. Когда ему предложили квартиру в центре города на ул. Профсоюзной, он отдал её певице и актрисе Г. Кайбицкой, которая находилась тогда в сложной жизненной ситуации. Театр был для него родным домом. Музицировал, работал в подвале, пианино появилось у него незадолго до смерти».

Концерты военного времени, которые для всех деятелей культуры стали не обязанностью, а долгом перед Родиной, были посвящены Победе, все сборы шли на помощь фронту. «Боевые командиры, бойцы, направлявшиеся на фронт или вернувшиеся оттуда, хотят «хоть на часок» послушать Сайдаша. Ни одного места в зале нет! Своими песнями он воевал на передней линии огня, был солдатом Великой Отечественной!» – рассказывает Гази Каш­шаф, известный казанский учёный и журналист.

Наедине со всеми

«В то время я видела его часто, потому что жила поблизости. Почти ежедневно он стоял у входа в театр с улыбкой на лице, в белоснежной рубашке с галстуком-бабочкой. Франт! Люди тогда так не одевались. Это был человек невероятной красоты, от которого шёл какой-то внутренний свет. Ему просто нечем было тогда заниматься. Он разговаривал со всеми, кто к нему, узнав, обращался», – не скрывает слёз Ю. Исанбет.

Потомки

Сайдашев женился трижды. Сын Альфред (1926 г.) – от первого брака с В. Мухиной. Она умерла 5 ноября 1926 г. после родов. Сайдашев тяжело переживал, считал, что утрата горестно повлияла на его судьбу. Сын в 1943-м добровольно ушёл на фронт. Салих Сайдашев не хотел, чтобы Альфред стал музыкантом, хотя сын прекрасно играл на пианино, сочинял музыку, песни. Он окончил юрфак КГУ, стал заслуженным юристом РФ и РТ, написал замечательную книгу воспоминаний об отце. Из трёх его детей только двое выбрали музыку.

. Салих Сайдашев прожил всего 54 года. Когда он ушёл из жизни, его провожала вся Казань.
«Я была на его похоронах. Огромная толпа шла пешком от ул. Горького до татарского кладбища. На всём протяжении пути стояли люди, многие плакали. На теперешней ул. Татарстан тогда были деревянные дома, и народ стоял даже на крышах. Все в чёрном. Навсегда запомнила эту картину: декабрь, белый снег, чёрные одежды, всеобщая скорбь. Такого не видела больше никогда, хотя на свете живу долго», – говорит Ю. Исанбет.

Памяти поэта посвящается

Музей Салиха Сайдашева – первый музыкальный музей РТ. Находится в Казани на ул. Горького, д. 13.

Он был открыт 25 июня 1993 г. по решению правительства республики. Здание построено в конце XIX – начале XX в. и является памятником регионального значения. Мемориальная доска на здании указывает, что С. Сайдашев жил здесь с 1930 по 1954 год. Из этого дома его проводили в последний путь. Более 20 экспонатов, непосредственно связанных с композитором. В частности, нотный автограф 17-летнего музыканта, его партитуры с личными пометками, дирижёрская палочка из дуба, которую С. Сайдашев сделал собственноручно, его посмертная маска, трельяж матери и отца, восемь портретов композитора работы разных авторов.

Более 9 тыс. посетителей ежегодно принимает музей. В 2016 г. его хотят отреставрировать, обновить экспозицию. Правительство РТ обещает найти деньги на такие работы не только в музее С. Сайдашева, но и в музеях Габдуллы Тукая и Шарифа Камала.

Музей

Главная задача музея — сбор, хранение и доведение до посетителей исторических материалов Филармонии.

Заведующая музеем
Хакимова Алсу Асгатовна
+7(843)277-19-41

Музей

  • О музее
  • Экспонаты

Официальное открытие музея в 1997 году было приурочено к 60-летию со дня основания Татарской государственной филармонии имени Г. Тукая. Идея создания музея принадлежит народному артисту РФ и РТ Ильгаму Шакирову.

Первой заведующей музеем была назначена Г. Г. Галиахметова, затем в 1999–2005 гг. руководила музеем А. А. Хакимова, на срок 2005–2012 гг. ее сменила Ф. Ф. Кавеева и с 2012 года вновь заведующей музеем стала А. А. Хакимова.

Главная задача музея — сбор, хранение и доведение до посетителей исторических материалов Филармонии. Это осуществляется как с помощью постоянной музейной экспозиции, так и различных передвижных выставок, организуемых к различным концертным, тематическим программам и юбилейным вечерам артистов Филармонии (90-летию композитора Ф. Яруллина, 90-летию певца У. Альмеева, 80-летию певицы Дж. Саляховой и многих других).

Крупные мероприятия музея Филармонии

В 1998 г. музей Филармонии совместно с Национальным музеем РТ и Союзом писателей РТ провели два вечера памяти, посвященных 90-летию со дня рождения мастера художественного слова, конферансье А. Ягудина.

К 70-летию народного артиста И. Шакирова в фойе концертного зала Филармонии была организована музейная выставка, посвященная жизни и творчеству выдающегося татарского певца.

В феврале 2006 г. Татарская государственная филармония имени Г. Тукая в БКЗ имени С. Сайдашева проводила юбилейный вечер, посвященный 100-летию со дня рождения композитора А. С. Ключарева, где музей впервые представил архивные материалы, подаренные родственниками композитора. Среди них особую ценность представляет целый ряд дореволюционных, пожелтевших от времени, фотографий, запечатлевших родителей А. С. Ключарева до женитьбы; семейные, сделанные в фотоателье «Рембрандтъ» в Оренбурге; фото самого композитора (в детстве); редкие, ранее не опубликованные и малоизвестные его фотографии в 20-30-е годы прошлого века; «Трудовой список» (сейчас «Трудовая книжка») отца А. С. Ключарева Сергея Даниловича, работавшего в 1942–47 годы в должности бухгалтера и главного бухгалтера Филармонии.

В марте этого же года на музыкальном фестивале им. Н. Рахлина к 100-летию со дня рождения дирижера была организована выставка из музейных фондов филармонии, фотовыставка В. Зотова, запечатлевшего великого маэстро с первой репетиции (апрель 1966 г.) до дня прощания с ним (июнь 1979 г.); а так же были представлены ретро-афиши с именем Н. Рахлина из коллекции музыковеда Г. Кантора.

С мая 2006 года музей филармонии совместно с отделом искусств Национальной библиотеки РТ проводил цикл вечеров памяти солистов филармонии «Мы помним вас. » («Истә, һаман да истә. »), приуроченных к 70-летию филармонии. Вечера проводились в читальном зале («Гроте») Национальной библиотеки РТ с участием артистов филармонии и театров, поэтов и писателей Татарстана. Этот цикл вызвал живой интерес у зрителей и отклик у представителей прессы. Сотрудники музея и библиотеки, готовящие фото-, аудио- и видеоматериалы к этим встречам, и А. Хамзин (режиссер и ведущий этих вечеров) знакомили слушателей и зрителей с творчеством забытых, но, поистине, народных певцов.

Во время проведения Международного фестиваля искусств «Филармониада» в фойе концертного зала филармонии музей представляет для зрителей стационарные и временные экспозиции, которые освещают историю, солистов и творческих коллективов этого фестиваля.

В фойе Филармонии в течение всего концертного сезона выставляются различные материалы, посвященные истории создания и сегодняшней деятельности творческих коллективов и отдельных солистов Татарской государственной филармонии имени Г. Тукая, к примеру, в 2006 г. во время проведения Государственным ансамблем фольклорной музыки РТ концерта, посвященного 120-летию Г. Тукая, в фойе концертного зала была представлена совместная экспозиция из фондов двух музеев:Филармонии и Габдуллы Тукая. Зрители могли наблюдать на этой выставке великолепно исполненную тугру Г. Тукая (автор Н. Наккаш), живописные картины художников и деревянные скульптуры по мотивам сказок великого татарского поэта.

Сотрудники музея принимают участие в проведении юбилейных и творческих вечеров ветеранов сцены. Так же организуются посещение и возложение цветов на могилы ушедших из жизни артистов филармонии, таким образом, продолжая связь поколений.

Фонды музея продолжают пополняться благодаря семейным реликвиям, передаваемым в дар родственниками артистов филармонии. Яркий пример этому — богатая коллекция, бережно сохраненная и переданная в 2006 г. родными татарского актера, иллюзиониста-манипулятора, родоначальника этого жанра в нашей республике Хая Мушинского, 105-летие которого было отмечено в 2013 г.
В фондах музея хранятся и постоянно пополняются печатные публикации о концертной деятельности артистов филармонии. Большую помощь в подборе журнальных и газетных материалов оказывает краеведческий отдел НБ РТ.

В июне 2006 г. фонды пополнились новыми экспонатами из частного музея Натана Рахлина в Мисхоре: одна из дирижерских палочек, которой дирижировал маэстро на первых репетициях и концертах в Казани; партитура Н. Жиганова «Симфонические песни» с автографом автора; белая концертная рубашка дирижера; гипсовый барельеф Рахлина, выполненный его внуком-скульптором И. Лысенко, который и передал все эти экспонаты в дар музею Филармонии.

Во время филармонических концертов делаются видеозаписи и фотографии, которые являются основой для создания при музее фото- и видеотеки.

К 75-летнему юбилею главной концертной организации республики в фойе концертного зала Филармонии была создана фотогалерея выдающихся артистов Татарской государственной филармонии за всю ее историю.

Публикации о Филармонии

Сотрудники музея участвовали в выпуске юбилейных книг о Татарской государственной филармонии и буклетов к 100-летию А. С. Ключарева и Н. Г. Рахлина, к 60-летию А. И. Шутикова, к 70-летнему юбилею Филармонии, проводя кропотливую работу по подбору архивных документов и фотоматериалов.

Сегодня ведется сотрудничество с журналами «Идель», «Казань» и различными газетами — на их страницах периодически публикуются статьи сотрудников музея о солистах Филармонии и новых поступлениях в музей.

К 70-летию организации музей издал книгу Л. Апакова, В. Горшков, Ф. Кавеева, Г. Кантор, К. Мерсиапова, А. Софийская, А. Хакимова, З. Халитова, А. Хамзин «Татарская государственная филармония им. Г. Тукая (1937-2007 гг.)». В издании использованы материалы архива Филармонии, фондов Национальной библиотеки и Национального музея РТ, личные воспоминания и документы артистов, публикации периодических изданий, а в связи с 75-летием выпустили аудиодиск МР3 формата «Еллар, юллар, җырлар. », дополненный различными фотографиями из фонда музея, который включил в себя записи известных мастеров искусств нашей концертной организации.

Библиотека

Библиотека — не просто хранилище земной мудрости, а остров спасения в наше суетное время. Первым библиотекарем Филармонии была Людмила Васильевна Плюснина. Позднее, 1986–2000 гг. библиотекой Филармонии заведовала Ф. Ф. Кавеева, ранее работавшая на абонементе Республиканской научной библиотеки им. В. И. Ленина (ныне Национальная библиотека РТ). Ею был составлен необходимый для каждой библиотеки основной справочный аппарат: алфавитный исистематический каталоги.

2003–2010 гг. в библиотеке филармонии работала Н. Г. Шайдуллина.

2000–2004 года, а позднее с 2010 года совмещает работу в библиотеке заведующая музеем Филармонии А. А. Хакимова.

В нотной библиотеке с первого дня образования собирались и до сегодняшних дней хранятся рукописные нотные материалы композиторов Татарстана, многие из них с автографами С. Сайдашева, А. Ключарева, А. Бакирова, Дж. Файзи, Р. Яхина, Н. Жиганова и многих других композиторов. Очень часто оказывалось, что сам автор счастливо находил оставшийся лишь в фондах нашей библиотеки единственный экземпляр его авторских нот. Эти факты подчеркивают уникальность фондов библиотеки Филармонии.

Фонды библиотек Государственного симфонического оркестра РТ (с 30 июня 2007 года ведет самостоятельную деятельность) и Государственного оркестра народных инструментов РТ (библиотекарь Н. И. Казакова.) — это огромный запас партитур и оркестровых голосов сочинений татарских и русских, советских и зарубежных композиторов. Все произведения исполнялись этими оркестрами на концертной сцене.

Столица Татарстана Салиха Сайдашева

Нашими гидами стали внучка Салиха Сайдашева, пианистка, концертмейстер Казанской консерватории Альфия Сайдашева и народная артистка России и Татарстана, арт-директор КЦ «Сайдаш» профессор Лима Кустабаева.

Десятый ребенок

Салих Сайдашев – ровесник прошлого века. Он родился 3 декабря 1900 года в доме на ул. Большой Мещанской (Нариманова, 101), был десятым ребенком в семье. Этот дом не сохранился. Восемь детей умерли в раннем возрасте, выжили только он и его старшая сестра Амина. Отец внезапно скончался незадолго до рождения сына. 11 лет мальчик воспитывался у родственников. В 1912 году Салих стал жить в семье сестры Амины, которая вышла замуж за Шигаба Ахмерова – известного издателя и просветителя. На свадьбу к ним в качестве друга жениха приехал Габдулла Тукай. Тогда 12-летний Салих познакомился с великим поэтом. Шигаб Ахмеров стал для Салиха добрым другом и мудрым наставником.

Во время Гражданской войны молодой талантливый музыкант Сайдашев стал красноармейцем. Несколько строк из его автобиографии: «В начале 1919 года добровольно вступил в РККА. Был трубачом, капельмейстером оркестра и одновременно пианистом, зав. музыкальной частью татарской драматической труппы. В 1921 году демобилизовался, но остался в Оренбурге, став заведующим Восточной музыкальной школой. Организовал военно-духовой оркестр с татарским репертуаром и продолжал учебу. В 1922 году по приглашению Татарского наркомпроса вернулся в Казань».

Русская любовь и сын

В Казани Сайдашев вновь стал жить в большой семье Ахмеровых. Жили они на Второй Горе, ныне ул. Волкова, 46. В этом доме с 1906 по 1908 год жил поэт Велимир Хлебников. Как рассказала внучка Сайдашева, рядом с Ахмеровыми жила семья костромских дворян Мухиных, которые переехали в Казань в 1917 году. Салих подружился с Анатолием и Юрием Мухиными. Анатолий был мастером на все руки. Они даже организовали общее дело, которым зарабатывали на жизнь: Анатолий ремонтировал для богатых нэпманов музыкальные инструменты, а Сайдашев их настраивал.

У Анатолия и Юрия была сестра Валентина. Она и Салих полюбили друг друга. В те времена браки между людьми разных вероисповеданий, мягко говоря, не приветствовались. Но несмотря ни на что, влюбленные поженились. Татарские родственники тепло приняли Валентину, а русские родственники – Салиха. В 1926 году у молодых родился сын Альфред. Но вскоре после родов Валентина умерла от осложнений. Это была большая трагедия для Салиха. Воспитывать малыша ему помогали бабушки. Альфред вырос за кулисами театра. Он прекрасно играл на пианино, сочинял музыку, песни. Но свою жизнь Альфред Салихович связал не с музыкой, а с юриспруденцией. Окончив юрфак КГУ, он с 1951 года работал в судебных органах и даже занимал пост председателя постоянной сессии Верховного суда РСФСР. Написал книгу воспоминаний, которая называется коротко и емко: «Отец». Скончался в 2007 году.

Калитка – дверь в прошлое

Мемориальная доска на доме №46 по ул. Волкова гласит: «В этом доме в 1929 – 1931 годы жил народный артист ТАССР, композитор Сайдашев Салих Замалетдинович».

– Это неточная информация. Сайдашев жил здесь с 1922 года. А в 1928 году он уже переехал в общежитие театра, – отметила внучка Альфия Альфредовна.

Калитка, ведущая во двор дома, оказалась открытой. Мы очутились в густом яблоневом саду, словно перенеслись на 100 лет назад. Хозяйка квартиры была дома. Преподаватель музыкальной школы №5 Наиля Легкова живет здесь с рождения.

– Этот дом в 1922 году был куплен у домовладельцев Кешнеров совместно Салихом Сайдашевым и моим дедушкой Гильманом Губайдуллиным, сотрудником издательства, – рассказала нам хозяйка, показав копию документа о купле-продаже дома.

– Конечно, с годами дом менялся. Раньше пристроя не было, а все остальное сохранилось.

– Во всех воспоминаниях о Сайдашеве можно прочитать, что он жил на первом этаже.

– Нет, первый этаж принадлежал нашей семье, а комната Сайдашева была на третьем. На первом этаже стоял только его рояль. На третий этаж инструмент не смогли внести, тогда моя бабушка разрешила ему оставить рояль внизу. Здесь Сайдашев сочинил свои многие известные произведения. Сейчас на третьем этаже никто не живет. Соседи, участники войны, получили новую квартиру. Второй сосед умер.

«Белая комната» в общежитии

Дальше наш путь лежал на ул. Горького в дом №13. Долгие годы Сайдашев работал в Татарском академическом театре (сейчас здесь театр им. К.Тинчурина) заведующим музыкальной частью. В 1926 году ему предоставили комнату в театральном общежитии, которое располагалось во дворе театра. 25 июня 1993 года по решению правительства Татарстана в этом флигеле открыли Музей Сайдашева.

– Это была коммунальная квартира. Здесь жили многие известные актеры, музыканты, режиссеры. Каждое имя – легенда татарского музыкального и театрального искусства, – пояснила научный сотрудник музея Раушания Зигангирова.

Условия в общежитии были спартанские: комнаты маленькие, общая кухня, туалет во дворе или театре. Благо, с театром флигель соединяется переходом: прошел по небольшому коридору – и уже в театре. Этот переход сохранился до сих пор. Все остальное перестроено. Воссоздана мемориальная «Белая комната» Сайдашева, где можно увидеть подлинные вещи композитора – пианино немецкой фирмы Georg Hoffman, круглый винтовой стул, дирижерская палочка, рукописи нот.

Особое место в экспозиции занимает крышка от часов, подаренных Сайдашеву наркомом Климентом Ворошиловым. Салих Замалетдинович очень дорожил этими часами и всегда носил их во внутреннем кармане пиджака. Однажды часы украли. По гравировке на крышке карманники узнали, кому принадлежала эта ценная вещь, и вернули ее владельцу в доказательство поистине народной любви к композитору.

В 1934 году правительство Татарии направило его на учебу в татарскую оперную студию при Московской консерватории. В 1937 году репрессировали друга и соавтора Сайдашева Карима Тинчурина и многих его коллег. Салих Замалетдинович был готов к тому, что в любую минуту придут и за ним. В 1938 году он вернулся в Казань, в этот дом на ул. Горького. Времена были нерадостные, тревожные. Сайдашева не арестовали, но работать не давали. Для творческого человека это самое страшное. Из театра композитора уволили, но почти каждый день Салих Замалетдинович приходил к театру, как всегда, в белоснежной рубашке и с галстуком-бабочкой. Прохожие его узнавали и здоровались.

Скончался Салих Сайдашев 16 декабря 1954 года в московской больнице после операции. Ему было всего 54 года. Прощание с композитором проходило в театре, где он работал. Два дня к гробу Сайдашева шел нескончаемый поток почитателей его таланта. Как вспоминают очевидцы, на протяжении всего пути от театра до татарского кладбища стояли люди, чтобы проводить любимого композитора в последний путь. Такие многолюдные похороны были только у Тукая.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Здание(я):

Основные экскурсии:
Вариации на тему жизни и творчества Салиха Сайдашева
Детство С. Сайдашева

Дополнительные услуги:
киоск или магазин, лекторий или кинозал

В организации имеются коллективы:
фольклорные

Образовательные услуги:
Музыкально-лекционныe циклы:
– Творчество С. Сайдашева: “Марш Сайдашева”; “Песни всегда посвящал я отчизне… ” ,
– Современники С. Сайдашева: “Адажио Нинель Юлтыевой” (жизнь и творчество татарской балерины); “Гелсем Камская” (жизнь и творчество актрисы); “Винтовка и песня” (жизнь и творчество Ф. Яруллина)
Лекции с мультимедиа сопровождением:
– “Музыка рисует зиму” (знакомство с произведениями П.И. Чайковского, Вивальди, Джорджа Уинстона, 7-15 лет);
– “От клавесина до синтезатора” (история фортепиано, с 12 лет);
– “Песни нашего детства” (истории создания песен, 9-17 лет);
– “Глас веков – наследье предков” (история татарских народных инструментов, с 12 лет);
– “Сабантуй” (история традиционного татарского праздника);
– “Женщина-музыка… Женщина-свет…” (образ женщины в мировой музыкальной культуре);
– “Вот и наступает Новый год”;
-“Все краски лета” (по произведениям П.И. Чайковского, Вивальди , Джорджа Уинстона, 7-12 лет)

Поблизости имеются:
гостиницы и места группового питания

Местные достопримечательности:
Дом Кекина – памятник истории и архитектуры федерального значения
Татарский государственный театр драмы и комедии им. К. Тинчурина
Литературно-мемориальный музей А.М. Горького
Музей-квартира Мусы Джалиля
Татарскаягосударственная филармония им. Г. Тукая
Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан
Галерея Союза xудожников
Музей Е.А. Боратынского

профессионалу

Основные должностные лица:*
Заведующий: Низамутдинова Эльвира Шамилевна, тел. (843) 238-48-16
Научный сотрудник: Зигангирова Раушания Насыйровна, тел. (843) 238-56-96
Научный сотрудник: Щербинина Елизавета Сергеевна, тел. (843) 238-56-96
Научный сотрудник: Зигангирова Гульназ Рашитовна, тел. (843) 238-56-96

Тел. дирекции:
(843) 238-48-16, Факс: (843) 292-1484

Адрес дирекции:
420111, г. Казань, ул. Кремлевская, 2

Даты открытия и основания:
открыт: 25.06.1993

Бюджетный статус:
Субъект РФ

Организационно-правовая форма:
некоммерческое учреждение

Тип организации:
культурно-массовая, исследовательская

Площади организации:
экспозиционно-выставочная 181м 2

Количество сотрудников:
12, из них 3 научных

Среднее кол. посетителей в год:
5800

В структуре организации имеются:
архив, научная библиотека

Единиц хранения:
2115, из них 530 предметов основного фонда

Виртуальные ресурсы:
см. выше сайт(ы) музея

Примечание:
Официальное название организации: Музей Салиха Сайдашева – отдел Национального музея Республики Татарстан.

Виды деятельности и первоочередные задачи, в которых нужна помощь сторонних организаций и фондов: инвестиционные проекты, закупка техники, проведение массовых мероприятий.

информация от: 09.01.2016
данные заверены

Заметили неточность? Есть изменения или дополнения? Пишите нам .
Для полного обновления информации заполните форму и .