Музей самолетов в Монино

Центральный музей ВВС
в Монино

Центральный музей Военно-воздушных сил РФ расположен в поселке Монино, в 25 км к востоку от Москвы. Здесь представлена богатая экспозиция гражданской и военной воздушной техники, а также механических узлов, различных предметов, инструментов и художественных работ, так или иначе связанных с историей развития российской авиационной отрасли. Многочисленные музейные экспонаты размещены в ангарах, оборудованных залах и прямо под открытым небом. Отдельная выставка посвящена зарубежной авиатехнике времен Второй мировой войны.

Музей ВВС в Монино был создан в советскую эпоху как Выставка авиатехники ВВС СССР. Ее основали при Военно-воздушной академии имени Ю. Гагарина в ноябре 1958 года на базе ремонтных мастерских авиационной дивизии, расформированной в 1956-м. Для широкой публики экспозиционные площадки открыли в 1960 году, приурочив событие к 23 февраля — Дню Советской армии и Военно-морского флота. В тот момент в фонде находилось почти 600 единиц хранения, в том числе 14 самолетов. В дальнейшем коллекция пополнялась за счет передачи отслужившей или устаревшей авиационной техники. К 1970 году коллекция насчитывала около 40 летательных аппаратов. Часть найденных энтузиастами-поисковиками самолетов времен ВОВ была эвакуирована и восстановлена.

Статус музея выставка получила в январе 1971 года. В 1990-х экспозиции упорядочили, разместив их в хронологическом и тематическом порядке. До 1992-го должность директора и его заместителя занимали офицеры в отставке. В дальнейшем директивой Генштаба было определено, что руководителями музея могут стать исключительно военнослужащие.

О музее ВВС в Монино

Один из крупнейших авиационных музеев мира представляет интереснейшую коллекцию, часть которой включает уникальные летательные аппараты. Собранные экспонаты дают полную картину развития авиационной промышленности, начиная с первых моделей самолетов и заканчивая современной техникой.

  • Площадь закрытых выставочных залов — 5,5 тысяч кв. м.
  • Площадь открытой площадки — 20 га.
  • Общее число единиц хранения — более 51,5 тыс.

Ежегодно в определенные дни в Центральном музее Военно-воздушных сил РФ проводятся праздничные мероприятия:

  • 23.02 — дата открытия музея (1960 г.) и День защитника Отечества;
  • 09.05 — День Победы;
  • 18.05 — Международный день музеев;
  • 12.06 — День России;
  • 12.08 — День ВВС России;
  • 28.11 — дата основания музея (1958 г.).

Экспозиции

Коллекция Центрального музея Военно-воздушных сил РФ занимает несколько ангаров, закрытых помещений и площадок под открытым небом. В структуре учреждения они обозначены как залы.

Зал № 1

Экспозиция посвящена зарождению русского воздухоплавания и авиации времен Первой мировой войны. На стендах размещена информация о первом научном полете, совершенном академиком Я. Захаровым в 1804 г., наблюдениях с воздушного шара солнечного затмения профессором Д. Менделеевым в 1887 г., экспериментах с летательными аппаратами, создании военной воздухоплавательной службы и опытах по установлению телеграфной связи между землей и аэростатами во второй половине XIX вв.

Выставочные материалы рассказывают о первых русских дирижаблях, поступивших на вооружение армии в 1910 г., об основателях теории аэродинамики, экспериментаторах и воздухоплавателях. Здесь представлены макеты и реальные модели самолетов, в том числе — первого в мире летательного аппарата, оторвавшегося от земли, и серийные образцы, выпускавшиеся в царской России. Кроме того, в 1 зале можно увидеть экспериментальные авиамоторы отечественных и зарубежных конструкторов, корзину аэростата, оригинальный винт дирижабля и многое другое. Все экспонаты относятся к дореволюционному периоду.

Зал № 2

Большевистское правительство уделяло огромное внимание Военно-воздушным силам. По вопросам, касающимся авиации, за 1918–19 гг. было выпущено более 200 документов. Некоторые фотокопии с подписью В. Ленина представлены в музейном зале. Среди них — декрет о конфискации одного из самолетостроительных заводов, а также постановление об обеспечении авиапредприятий специалистами и рабочими.

Экспозиция повествует об образовании Главного управления Красного Воздушного флота, трудностях в работе и становлении производственной деятельности Главного правления объединенных авиазаводов. В зале присутствуют макеты самолетов, оригиналы моторов и винтов, а также стенды, рассказывающие о первых советских летчиках, конструкторах и летных школах. В коллекции имеется много фотодокументов, затрагивающих период Гражданской войны.

Зал № 3

Коллекция посвящена развитию авиационной отрасли в молодом советском государстве. С 1920-х гг. до начала ВОВ активно росло количество летных училищ, конструкторских бюро и авиационных предприятий. В короткие сроки было вынесено несколько постановлений о финансировании самолетостроительных предприятий.

В экспозиции, размещенной в одном из ангаров, представлены материалы о создании серийных моделей самолетов, разработанных конструкторскими бюро под руководством А. Туполева, С. Ильюшина, Н. Поликарпова, Д. Григоровича, П. Сухого, В. Петлякова, А. Яковлева. Большой интерес вызывают истребители, бомбардировщики, монопланы, эксклюзивный летательный аппарат с машущими крыльями, скорострельные авиапулеметы, макеты бомб разного калибра, первые самолетные радиостанции и т. д. Стенды зала № 3 информируют о героях-летчиках, участвовавших в боях с японцами в 1938–39 гг., и добровольцах, выполнявших интернациональный долг в Испании в 1936–39 гг. и Китае в 1937–40 гг.

Читайте также:
Фотографии Гондэра

Зал № 4

Экспонаты установлены под открытым небом и разделены в соответствии с принадлежностью к конструкторским бюро. Здесь наглядно демонстрируется развитие авиационной промышленности, совершенствование моделей самолетов и вертолетов. Отдельные площадки посвящены ОКБ:

  • А. Туполева;
  • Н. Поликарпова;
  • С. Ильюшина;
  • А. Микояна;
  • А. Яковлева;
  • С. Лавочкина;
  • В. Мясищева;
  • О. Антонова;
  • П. Сухого;
  • Г. Бериева.

Возле каждого музейного экспоната размещена подробная информация о видных советских конструкторах и летчиках.

Зал № 5

Здесь рассказывается об общих этапах развития авиационной отрасли. В зале представлены документы и фотографии, макеты самолетов и памятные знаки. Центральная часть экспозиции занята крупными копиями орденов, врученных ВЛКСМ за героизм комсомольцев и их вклад в дело освобождения страны от захватчиков в годы ВОВ.

Зал № 6

В ангаре находится коллекция, относящаяся к периоду Великой Отечественной войны. Она рассказывает о боевых действиях, самоотверженных подвигах авиаторов, биографиях прославленных летчиков и командующих воздушными армиями. На стендах приводятся цифры самолето-вылетов, количество уничтоженных вражеских самолетов. Здесь присутствуют уникальные документальные фотоснимки, отдельные разделы посвящены обороне Ленинграда и Сталинграда, массовому перевооружению в годы ВОВ, ожесточенным боям и работе авиационных предприятий в тылу.

В зале выставлены самолеты, участвовавшие в сражениях. На их фюзеляжах красуются звезды, бортовые номера и отметки о количестве сбитых самолетов. Специальный раздел выделен под экспозицию самолетного вооружения — пушки и пулеметы. Отдельно выставлены макеты авиабомб и снарядов, навигационные приборы, пилотажное оборудование и авиационные двигатели.

Зал № 8

В данном разделе освещены события последних дней ВОВ. Посетители могут посмотреть документальный фильм «Взятие Берлина», увидеть диорамы с фрагментами решающего сражения за Берлин и прорыва обороны на Одере. Стенды и витрины заполнены фотографиями и документами, имеющими отношение к начавшейся 16 апреля Берлинской операции. Тогда массированный удар с воздуха помог советским войскам значительно продвинуться вперед.

В экспозиции присутствуют вымпелы и боевые знамена истребительных и бомбардировочных корпусов. Здесь есть исторический снимок летчиков, приземлившихся первыми на Берлинском аэродроме, картина Штраниха «Салют Победы» и много других интереснейших экспонатов.

Зал № 9

Коллекция посвящена освобождению будущих социалистических государств от фашистского ига. В ней представлены материалы по совместным операциям советских летчиков с иностранными авиакорпусами, а также информация о смешанных авиасоединениях.

Зал № 10

На открытой площадке выставлены послевоенные образцы авиатехники России, в том числе вертолеты и реактивные самолеты. Внимание привлекают экспериментальные модели, транспортный вертолет-рекордсмен, способный поднять в небо более 40 тонн полезного груза, сверхзвуковые бомбардировщики, современные истребители, самолет-амфибия, пассажирские воздушные суда и т. д. Экспозиция частично демонстрируется в ангаре, где выставлены катапультные кресла, кабины истребителей, обмундирование военных летчиков и пр.

Музей авиации в Монино: график работы

Центральный музей Военно-воздушных сил РФ открыт ежедневно, кроме понедельника и вторника:

  • среда-пятница — с 09:00 до 18:00;
  • суббота, воскресенье — с 09:00 до 17:00.

Продажа билетов заканчивается за час до закрытия музея.

Стоимость билета

За вход в музей нужно заплатить 300 рублей. Для школьников, студентов и пенсионеров предусмотрены скидки — 150 рублей. Правом бесплатного посещения могут воспользоваться:

  • Герои СССР и РФ;
  • участники ВОВ, боевых действий и ликвидации аварии на ЧАЭС;
  • инвалиды I и II гр. с одним сопровождающим;
  • дошкольники и дети-сироты;
  • военнослужащие срочной службы, курсанты и воспитанники военных ВУЗов и училищ;
  • работники музеев.

Скидки и льготы предоставляются после предъявления соответствующих документов.

Стоимость обзорных и комплексных экскурсий в группах до 30 человек — от 1500 рублей. Тематические туры по отдельным залам — от 700 рублей.

Как добраться до Центрального музея Военно-воздушных сил РФ

До железнодорожной станции Монино можно доехать с Ярославского вокзала Москвы на электропоездах, следующих по расписанию. Время в пути — 1 час 20 минут.

От станции метро «Щелковская» в поселок Монино несколько раз в день отправляются автобусы № 362 по расписанию. Время в пути — 50–70 минут.

Из Москвы до остановки «Монинские ворота/Академия» доезжают автобусы и маршрутки от станций метро:

  • «Партизанская» — № 322, 1214;
  • «Перово» — № 587, 886;
  • «Новогиреево» — № 1209.

От МКАД до музея в Монино можно добраться на машине за 25 минут по автомобильной дороге М7 (Волга, Горьковское шоссе). Съезд с трассы находится в районе населенного пункта Старая Купавна.

Читайте также:
Шоппинг в Лиссабоне – что купить и где потратить деньги

Центральный музей ВВС РФ: видео

Центральный музей Военно-воздушных сил в Монино

  1. Кому будет интересно
  2. История музея
  3. Экспозиция под открытым небом
  4. На что посмотреть в ангарах
  5. Как добраться
  6. Дополнительная информация

  • Понедельник Закрыто
  • Вторник Закрыто
  • Среда 09:00-19:00
  • Четверг 09:00-19:00
  • Пятница 09:00-19:00
  • Суббота 09:00-19:00
  • Воскресенье 09:00-18:00

Музей в Монино — неотделимая часть авиационной истории нашей страны.

Кому будет интересно

Центральный музей ВВС РФ рассчитан на гостей разных возрастов. Коллекция самолетов различных периодов развития этой отрасли привлекает внимание не только историков авиации, но и школьников, студентов, специалистов различных областей.

На открытых и закрытых площадках представлены первые крылатые машины, отдельные механизмы и техника времен Второй мировой войны. Большое количество экспонатов найдено и восстановлено волонтерами-поисковиками. Эта часть коллекции позволяет увидеть боевые машины, участвовавшие в сражениях.

История музея

Первая выставка в Монино открылась в 1958 г. на базе ремонтных ангаров Военно-воздушной академии им. Ю. А. Гагарина. Это учебное заведение было на сформировано двумя годами ранее. На момент основания авиавыставка включала всего 14 единиц техники. В 1960 г. экспозицию представили широкой публике. Открытие приурочили к Дню Советской армии и флота. В России этот праздник называется Днем защитника Отечества и отмечается ежегодно 23 февраля.

Постепенно коллекция пополнялась новыми экспонатами. В начале 1971 г. был подписан официальный документ о присвоении площадке статуса музея. К этому моменту в Монино было более 600 экспонатов, в т. ч. 40 боевых машин. В 90-е гг. коллекция была структурирована в хронологическом порядке, а на должность руководителя музея стали назначать только действующих офицеров.

Музей был основан в 1958 году в Монино, но первых посетителей принял только в 1999 году.

Экспозиция под открытым небом

На открытых площадках музейного комплекса находятся собрания техники, которые показывают развитие научной мысли в области авиации. Вся коллекция разделена на сегменты. Каждый из секторов отражает развитие самолетостроения в отдельных конструкторских бюро. Выставка под открытым небом представляет многолетний труд ОКБ, связанных с именами знаменитых конструкторов, таких как А.Туполев, С. Ильюшин, П. Сухой, С. Лавочкин, А. Яковлев, А. Микоян, Н. Поликарпов и др.

Кроме боевых самолетов на открытом воздухе представлены образцы российского периода.

Востребованным сектором является площадка с вертолетами и реактивными машинами. Посетители музея проявляют большой интерес к последним разработкам отечественной авиационной техники: истребителями, самолету-амфибии, бомбардировщикам, крупным пассажирским лайнерам.

В Дни открытых дверей на открытых площадках музея проводится катание гостей на небольших самолетах и вертолетах.

На что посмотреть в ангарах

Большая часть коллекции музея находится в ангарах. Открывает выставку экспозиция, относящаяся к дореволюционному периоду. В первом зале представлены фрагменты дирижаблей и воздушных шаров, а также документы, рассказывающие о зарождении авиационной науки в России.

На закрытых площадках находятся первые летательные аппараты и машины периода Первой мировой войны. Самым востребованным залом является ангар №6. Здесь размещены самолеты периода Второй мировой войны. Информация рядом с техникой рассказывает о героических подвигах летчиков на фронте и не менее тяжелой работе в тылу.

Вы получите неизгладимое впечатление от уникальной авиационной экспозиции.

Зал делится на 2 экспозиции:

  1. Ангар 6А. В этой части представлены истребители и информация об асах советской армии.
  2. Ангар 6Б. Экспозиция открыта относительно недавно. В зале размещены бомбардировщики различных моделей.

Коллекция постоянно пополняется силами поисковых отрядов, которые находят самолеты на полях сражений ВОВ, восстанавливают их и передают музею.

Отдельные экспозиции посвящены ведущим ученым, сделавшим большой вклад в развитие отечественной авиационной науки, аэродинамики и самолетостроения. На стендах представлены документы и фотографии, иллюстрирующие достижения конструкторов и инженеров. Кроме того, посетители могут посмотреть детали первых летательных аппаратов и боевых машин.

Как добраться

Центральный музей ВВС РФ расположен в Московской области, в 25 км на восток от Москвы. Адрес выставочного комплекса: ПГТ Монино городского округа Щелково, ул.Музейная, д.1. Добраться из Москвы можно на электропоезде с Ярославского вокзала. Расписание можно найти на электронном портале РЖД. Время в пути составляет примерно 80 минут.

Кроме того, между столицей и Монино курсируют маршрутные такси от м. Партизанская (322, 1214), м. Перово (587, 886), м. Новогиреево (1209).

На личном автотранспорте до экспозиционной площадки можно доехать по федеральной трассе М7 «Волга». Дорога от МКАД займет не более 25 минут. Недалеко от населенного пункта Старая Купавна необходимо повернуть в сторону Монино по указателю.

Дополнительная информация

Первые дни рабочей недели в музее являются выходными. Со среды по субботу выставка работает с 9.00 до 19.00. Технический перерыв утвержден с 13.30 до 14.15. Режим работы воскресенье: с 9.00 до 18.00.

Читайте также:
Особенности и отели «все включено» в ОАЭ - 2021

Стоимость билетов для взрослых на открытой площадки составляет 150 руб и льготный 50 рублей, цена билета для закрытой площадки 200 рублей и льготный 100 рублей. В музее действует система скидок для льготных категорий граждан. К ним относятся школьники и студенты, пенсионеры, военнослужащие-контрактники и гражданский персонал вооруженных сил. Инвалиды, солдаты-срочники, герои СССР и РФ, а также участники Великой Отечественной войны, ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС и дети, оставшиеся без попечения родителей, могут посещать экспозицию бесплатно.

23 февраля в Монино проводится ряд специальных торжественных мероприятий. День открытых дверей также проходит 12 июня, 18 мая в День музеев, 18 августа в День авиации.

Экскурсии в музей проводятся для групп от 20 человек. Дату и время можно согласовать с сотрудниками выставочного комплекса заранее. Стоимость групповых посещений составляет примерно 1500 руб. Возможны комплексные экскурсии по всему музею или посещение отдельных залов в сопровождении гида.

Посещение музея Военно-воздушных сил в Монине

Музей Военно-воздушных сил в подмосковном Монине всегда привлекал к себе интерес своей уникальной экспозицией авиационной техники, о которой много пишется, но мало кто видел ее воочию. Меня в этом музее привлекали уникальные изделия гения советского авиастроения Мясищева, которые на десятилетия опережали свое время.

Музей был создан в 1958 году при Военно-воздушной академии имени Гагарина, переведенной в 2011 году в Воронеж, и теперь он существует самостоятельно рядом с огороженными забором строениями, оставшимися после академии.

Много лет назад знакомые офицеры из академии организовали нам посещение этого музея, но в этот день музей оказался закрыт, и мы могли только увидеть выставленную за забором на поле технику.

Так сложилось, что я смог попасть в музей спустя годы и ознакомиться с гордостью военной авиации Советского Союза, который заслуженно считался одной из ведущих авиационных держав мира.

Посещение музея оставляет двойственные ощущения: с одной стороны, гордость за великую страну, создававшую на протяжении многих лет шедевры военной авиации, с другой, практическое отсутствие таких шедевров за годы после развала Союза и, по всей видимости, невозможность достойно представить то, что было сделано ранее. Чувствуется какая-то запущенность музея и неуверенность в завтрашнем дне, многие экспонаты обветшали и требуют восстановления.

Структура экспозиции музея

Что из себя представляет музей? Добротно выглядит только главное здание музея с двумя благоустроенными ангарами, построенными в 2005 году в соответствии с необходимыми требованиями. В одном ангаре уникальная экспозиция авиационных двигателей, в другом самолеты времен Великой Отечественной войны.

Основная экспозиция выставлена на травяном поле с асфальтированными дорожками для осмотра экспонатов. На границе поля два больших древних ангара, очень похожих на постройки 50-х годов. Один закрыт, что там, непонятно. В другом экспозиция в основном времен зарождения российской и советской авиации.

Наибольший интерес вызывает самолеты и вертолеты, выставленные на поле. Здесь более сотни летательных аппаратов разного класса. От небольших истребителей до гигантских стратегических бомбардировщиков и транспортных самолетов, а также вертолетов от самых маленьких до самых больших. Описать все невозможно, можно рассказать только о самых оригинальных и интересных экспонатах.

Открывает экспозицию гигантский вертолет В-12 (Ми-12), никак не напоминающий современные вертолеты. Внешне он больше похож на оригинальной конструкции самолет.

Стратегические бомбардировщики

Продолжает экспозицию плеяда первых советских стратегических бомбардировщиков Ту-4, Ту-16, Ту-22 и не совсем обычный самолет семейства «Ту» – высотный сверхзвуковой истребитель-перехватчик Ту-128, достигавший скорости 1910 км/час.

Изюминкой экспозиции, по всей видимости, являются гигантские самолеты Мясищева и Сухого, поражающие своей оригинальностью, характеристиками и красотой.

Стратегический бомбардировщик Мясищева 3М создан еще в далеком 1954 году! Трудно представить, что в те далекие времена с соответствующим уровнем техники и технологий можно было создать такую машину. Самолет был принят на вооружение и долгие годы служил в стратегической авиации (до середины 80-х).

Применение этому самолету неожиданно нашлось в конце 80-х в качестве самолета-носителя для доставки из Москвы в Байконур космического челнока «Буран». Перевозка «Бурана» должна была производиться специально разработанным для этой цели самолетом «Мрия», но его изготовление вовремя не завершили, и на базе 3М был создан самолет-носитель ВМ-Т «Атлант», осуществивший перевозку «Бурана» и крупных узлов космической системы «Энергия – Буран».

Рядом с 3М следующий шедевр Мясищева — стратегический сверхзвуковой бомбардировщик М50, созданный в 1959 году. Изготовлен был только один образец, в процессе испытаний которого выяснилось, что из-за отсутствия необходимого двигателя достигнуть сверхзвуковой скорости 2000 км/час не удается, и работа была закрыта.

Читайте также:
Доступная работа в Азербайджане для русских

Поражает своей оригинальностью сверхзвуковой разведывательно-ударный бомбардировщик или «истребитель авианосцев» Сухого Т-4, «сотка», созданный в 1971 году. Опущенный нос самолета открывает кабину пилотов, которая закрывалась при подъеме носового обтекателя при полете на сверхзвуковой скорости и пилоты управляли машиной по приборам.

Самолет должен был достигать скорости 3200 км/час, и начавшиеся испытания подтверждали возможность достижения таких характеристик. Но усилиями Туполева и министра авиационной промышленности Дементьева вместо Т-4 был продвинут самолет Ту 22М со скоростью всего лишь 2300 км/час, который и приняли на вооружение, а работы по «сотке» были прекращены.

В экспозиции выставлены десятки истребителей и перехватчиков, у каждого своя история, и о всех не расскажешь. Поражает своими размерами высотный истребитель-перехватчик Миг-25, он кажется гигантом на фоне своих «маленьких» собратьев истребителей, стоящих рядом с ним.

Гиганты представлены транспортным Ан-22 «Антей» с неестественно большим фюзеляжем и стратегическим бомбардировщиком Ту-95. Здесь же сверхзвуковой пассажирский Ту-144, затесавшийся в строй военных самолетов.

Советский беспилотник

Рядом с гигантами был образец и советского разведывательного беспилотника Ту-141, разработанного в 1974 году и принятого на вооружение. Взлетал беспилотник с мобильного шасси, посадка осуществлялась с помощью парашютной системы.

Из новых российских разработок был только экспонат учебно-тренировочного самолета Як -130, разработанный на замену чешскому L-39 для обучения курсантов военных училищ.

Палубную авиацию представлял экспериментальный самолет Як -36 с вертикальным взлетом и посадкой.

Семейство самолетов Мясищева было представлено и одной из его последних разработок — высотным самолетом «Стратосфера» М-17.

Космические системы

Космические системы представлены экспериментальным пилотируемым орбитальным самолетом «ЭПОС» МиГ-105.11, или «аппарат Бор», разработанным в рамках советской программы многоразовой космической системы «Спираль» в середине 60-х в ОКБ Микояна под руководством Лозино-Лозинского, будущего главного конструктора «Бурана». В 1976-1978 годах были проведены испытания самолета при воздушном старте с бомбардировщика Ту-95 и его запуски ракетой в космос, откуда он возвращался самостоятельно на землю.

Самолет МиГ-105.11 был изготовлен в масштабе 1:3 к прототипу космического корабля, побывал в космосе и прошел цикл летных испытаний, подтвердивших возможность создания такой многоразовой системы, но в конце 70-х работы были прекращены в пользу куда более дорогостоящего проекта «Энергия – Буран», а задел по проекту «ЭПОС» был использован при создании «Бурана». По проекту «Спираль» старт многоразового корабля должен был производиться с самолета-разгонщика Ан-225 «Мрия», но Союз развалился, и такие проекты уже никого не интересовали.

Конечно, в Монине не хватает образца «Бурана», в таком музее он должен быть обязательно. Ему не место на ВДНХ и тем более в парке Горького, где он находился до недавнего времени в качестве развлекательного аттракциона. Из примерно 9 образцов «Бурана» и его макетов, изготовленных для различных видов испытаний, можно было найти один и экспонировать в музее. Между прочим, один из экземпляров «Бурана» находится в частном музее в Германии, который в 90-е кто-то удачно продал любителям авиации.

Вертолеты

Отдельно рядом с ангарами площадка с экспонатами вертолетов, выставленных скопом, к которым нельзя подойти и посмотреть их, по всей видимости, не хватает площадей для экспозиции. Среди всех собратьев выделяется самый большой в мире Ми-26 и рядом с ним «старичок» Ми-6, отличающийся наличием самолетных крыльев. Он сразу напомнил мне годы юности, в 60-е он был основным транспортным средством при освоении Западной Сибири, и мне приходилось летать на нем, в то время это был самый большой серийный вертолет в мире.

У стены ангара стоял забытый всеми тяжелый десантно-транспортный вертолет Яковлева Як-24, чем-то напоминающий американский Chinook. Созданный в начале 50-х и запущенный в серийное производство в 1955 году, Як-24 мог перевозить до 30 десантников или груз весом до трех тонн.

С чего начиналась российская и советская авиация

В древнем ангаре экспозиция летательных аппаратов эры зарождения авиации, выставленная как-то несистемно вперемешку с современными образцами. Здесь и знаменитый «Илья Муромец» Сикорского, первый советский гигант Туполева АНТ-25, макеты первых «этажерок», современные истребители и подвешенные в глубине под крышей какие-то аппараты без всяких табличек.

Изюминками ангара являются два образца – тяжелый 4-моторный бомбардировщик «Илья Муромец» Сикорского, созданный в 1913 году, и самолет рекордной дальности одномоторный АНТ-25 Туполева с дальностью полета да 13 тысяч километров, созданный в 1932 году. На таком самолете экипаж Чкалова в 1937 году совершил беспосадочный перелет Москва –Северный полюс – США, и это на одномоторном самолете при скорости 240 км/час!

Читайте также:
Оклахома-Сити, США — все о городе с фото

Следует отметить, что экспозиция в ангаре организована плохо и выглядит как-то бедненько. Интерес могли бы вызывать летательные аппараты непонятной конструкции, подвешенные вдалеке под крышей без табличек, что это за техника, я так и не понял. При желании можно даже из того, что там есть, организовать достойную экспозицию с соответствующими поясняющими табличками.

А где экзотика?

Никак не были представлены в музее аппараты типа «летающих тарелок», а они существовали и представлены в других российских музеях. А где экранопланы еще одного нашего гения Алексеева? Экраноплан «Орленок» в ужасном состоянии стоит в Военно-морском музее на набережной в Северном Тушине.

Состояние музея

Что можно сказать в целом об экспозиции музея? На поле экспонаты выставлены так, что к некоторым образцам подойти невозможно, особенно это касается вертолетов. Они перекрывают друг друга и далеко не у всех стоят поясняющие таблички. Выделенной территории под стоянку самолетов явно мало, хотя рядом заброшенная территория и музею есть куда расширяться. Хотелось бы видеть экспозиции по соответствующим типам самолетов: истребители, перехватчики, тяжелые самолеты, беспилотники, вертолеты. Складывается впечатление, что по мере поступления экспонатов их просто устанавливали на свободные места на поле, особо не стремясь собирать по типам.

Территория под самолетами ухожена и трава подстрижена, но стоящие вдалеке самолеты заросли травой и до них видно руки не доходят. По внешнему виду многие самолеты сильно постарели и они медленно разрушаются. Если какая-то профилактика и проводится, то этого явно недостаточно для нормального их содержания.

За Ту-144 на земле лежал брошенный истребитель. Видно, у него подломились стойки шасси, самолет никуда не убрали и бросили у кромки поля, где он и догнивает. Как я понял, музей находится на балансе Минобороны, а экспонаты как памятники техники на балансе Минкультуры. Финансирование музея после переезда из Монино академии имени Гагарина резко сократилось, и по состоянию экспонатов и территории видно, что его недостаточно.

Перспективы музея

Меня поразила информация, что у музея нет штата для его содержания в достойном виде и во многом все держится на энтузиазме сотрудников музея и волонтеров, которые убирают территорию, моют и чистят самолеты, по возможности восстанавливают их и зимой чистят от снега!

Получается, по большому счету музей никому не нужен. Трудно поверить, но реальная картина говорит об этом. Масса такой уникальной техники, представляющей гордость нашей страны, и на ее содержание не выделяются необходимые средства! Такое наплевательское отношение к истории нашей авиации! В архивах музея находится конструкторской документация на часть экспонатов, их можно было бы восстанавливать и возвращать к жизни, ведь многие самолеты прибыли в музей «своим ходом», рядом до сих пор действующий аэродром.

Проблемы музея связаны и с тем, что распоряжением Шойгу музей планируют перевести в парк «Патриот» под Кубинкой. В музее уже работали комиссии, которые оценивали возможность передислокации экспонатов, результаты пока неизвестны. По заключению специалистов, делать это нельзя. Без разборки большинство экспонатов перемещать невозможно. А после такого перемещения восстановить их в первоначальном виде будет невозможно, и они станут не экспонатами, а муляжами. Тем более что в парк «Патриот» планируется перевезти только часть экспонатов. Что будет с остальными?

Такие беды существуют вокруг уникального музея, и чем это закончится, пока непонятно. Музей авиации в Монине надо сохранять, в парке «Патриот» и так есть что показать, зачем ломать то, что создавалось десятилетиями и существует благодаря усилиям неравнодушных людей? По всей видимости, нужна четкая государственная программа поддержки и развития музея авиации с обеспечением необходимого финансирования, привлечения специалистов для разработки программы восстановления и сохранения уникальной авиационной техники, строительства необходимых современных ангаров и укомплектования музея необходимым штатом, способным содержать его в достойном виде.

Музей самолетов в Монино

Купить билет on-line

Адрес:
129110, г.Москва, ул. Советской Армии, д.2, стр.1

АВТОИНФОРМАТОР:
✆ +7 (495) 681-48-77

Экскурсионное бюро:
✆ +7 (495) 681-63-03
(кроме Пн и Вт)

Секретарь:
E-mail:
✆ +7 (495) 681-18-80
Факс:
+7 (495) 681-47-63

Режим работы музея:
Ср – Вс – с 10:00 до 17:00
Пн Вт – музей закрыт
Кассы прекращают работу за 30 минут до закрытия!
Схема проезда

Центральный музей Военно-Воздушных Сил

Юридическая информация:

8 (495) 786 – 44 – 12 (Экскурсионный отдел)
8 (496) 250 – 11 – 89 (Заместитель начальника музея)
8 (496) 250 – 11 – 86 (Начальник музейного отдела научно – фондовой работы)
8 (496) 250 – 11 – 82 (Административно – хозяйственный отдел)
8 (496) 250 – 11 – 88 (Делопроизводство).

Адрес музея: 141171 Московская область, Щелковский район, г.п. Монино, ул. Музейная, д.1

Проезд:
электропоезд: от ст. «Москва-Ярославский вокзал» до ст. «Монино»;
автобус 322: от м. «Партизанская» до ост. «Монино»
маршрутное такси 587: от м. «Перово» до ост. «г.п. Монино».

Центральный музей Военно-Воздушных Сил

Филиал Центрального музея Вооруженных Сил основан в1958 году.

В составе экспозиции 190 экспонатов уникальной экспериментальной и серийной авиационной техники с момента зарождения авиации до наших дней. Кроме этого имеется богатая коллекция авиационных двигателей, оборудования и вооружения, формы одежды ВВС, моделей летательных аппаратов, документов и фотографий.

Экспонаты расположены в залах, ангарах и на открытых стоянках.

У нас можно увидеть экспонаты от первых отечественных и зарубежных самолетов, таких как «Илья Муромец», «Вуазен», «Фарман», «Сопвич» до современных Су-27, МиГ-29, Ту-22М3 и Як-130. В музее находятся на хранении летательные аппараты – единственные в мире:махолет «Летатлин», экранолет ВВА-14М1П, турболет, вертолет В-12, орбитальный самолет ЭПОС и др.

На открытой стоянке расположены летательные аппараты, созданные в ОКБ Туполева, ОКБ Сухого, ОКБ МиГ, ОКБ Яковлева, ОКБ Антонова, ОКБ Ильюшина, ОКБ Миля, ОКБ Камова.

В залах № 1-3 представлены экспонаты от момента зарождения авиации и воздухоплавания в России до периода начала Великой Отечественной войны.

В зале № 6 собраны образцы самолетов истребительной и штурмовой авиации периода Великой Отечественной войны.

В зале №8 собраны образцы уникальных экспериментальных и исторических самолетов, вертолетов и других видов авиационной техники.

ПРЕЙСКУРАНТ

На посещение, экскурсионное обслуживание и платные услуги в «ЦМ ВВС» филиал ФГБУ «ЦМВС РФ» Минобороны России.

График работы: ср-сб 9:00 – 19:00, вс 9:00 – 18:00

Продажа билетов прекращается за час до закрытия музея.

Выходные дни — понедельник и вторник.

I. Cтоимость входного билета.

Льготный входной билет предоставляется при предъявлении документов, удостоверяющие такое право — учащимся школ, лицеев, колледжей, кадетских корпусов; студентам дневных отделений ВУЗов; пенсионерам; военнослужащим Министерства обороны Российской Федерации проходящим военную службу по контракту; гражданским служащим (гражданскому персоналу) Министерства обороны Российской Федерации.

3. Бесплатный входной билет.

Бесплатный входной билет предоставляется при предъявлении документов, удостоверяющие такое право – Героям Советского Союза; Героям Российской Федерации; полным кавалерам ордена Славы; полным кавалерам награжденным орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах»; участникам Великой Отечественной войны и других военных конфликтов; участникам ликвидации аварии на ЧАЭС; инвалидам 1 и 2 групп независимо от причинной связи заболевания; военнослужащим проходящие срочную службу; курсантам военно-учебных заведений; воспитанникам Суворовских и Нахимовских училищ; дети-сироты и дети оставшиеся без попечения родителей; детям-инвалидам; воспитанницы Московского кадетского корпуса «Пансион воспитанниц Министерства обороны Российской Федерации»; воспитанники Президентских кадетских училищ России; детям до 7 лет; учащимся школ-интернатов, находящимся на государственном обеспечении; многодетных семей; граждане находящиеся в домах-интернатах для инвалидов и престарелых; работникам музеев.

Каждый последний четверг месяца для лиц, не достигших 18 лет, студентов ВУЗов.

Дни бесплатного посещения музея

23 февраля — День защитника отечества;

18 апреля — День культурного и исторического наследия;

9 мая — День Победы;

18 мая — Международный день музеев;

12 июня — День России;

3-е воскресенье августа — День воздушного флота.

II Экскурсионное обслуживание.

Посетителям музея рекомендуем заранее согласовать проведение экскурсий по телефону +7(495)786-44-12 с указанием даты, времени проведения, количества посетителей и номера контактного телефона.

© 2005-2021 Центральный музей Вооруженных Сил Российской Федерации. Все права защищены.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter

Списки экспонатов Музея

На данный момент мы подготовили описания по множеству экспонатов и продолжаем работать над наполнением сайта. Если вы можете подготовить статью по какому-либо экспонату — напишите нам, мы будем рады сотрудничеству!

МиГ-3 — истребитель — Бортовой номер: ? — Расположение: Ангар 6А
МиГ-9 — истребитель — Бортовой номер: 01 — Расположение: Ангар 8
— МиГ-15 — истребитель — Бортовой номер: ? — Расположение: На реставрации
— МиГ-15бис ИШ — штурмовик — Бортовой номер: 27 — Расположение: Ангар 8
МиГ-15УТИ — учебно-тренировочный истребитель — Бортовой номер: 03 — Расположение: Сектор 3
МиГ-17 — истребитель — Бортовой номер: 01 — Расположение: Сектор 3
МиГ-19ПМ — истребитель-перехватчик — Бортовой номер: 11 — Расположение: Сектор 3
МиГ-21бис — истребитель — Бортовой номер: 48 — Расположение: Сектор 3
МиГ-21И — экспериментальный — Бортовой номер: 21 — Расположение: Сектор 2
МиГ-21ПФС — истребитель — Бортовой номер: 93 — Расположение: Сектор 3
МиГ-23 — многоцелевой истребитель — Бортовой номер: 231 — Расположение: Сектор 3
Миг-23-11 — истребитель — Бортовой номер: 231 — Расположение: Сектор 3
МиГ-23БМ — истребитель-бомбардировщик — Бортовой номер: 01 — Расположение: Сектор 3
МиГ-23МЛД — истребитель-бомбардировщик — Бортовой номер: 19 — Расположение: Сектор 3
МиГ-25Р — истребитель-перехватчик — Бортовой номер: 02 — Расположение: На реставрации
МиГ-25ПД — истребитель-перехватчик — Бортовой номер: 04 — Расположение: Сектор 3
МиГ-25РБ — истребитель-перехватчик — Бортовой номер: 25 — Расположение: Сектор 3
МиГ-27 — истребитель-бомбардировщик — Бортовой номер: 01 — Расположение: Сектор 3
МиГ-29 (9-12) — истребитель — Бортовой номер: 01 — Расположение: Сектор 2
МиГ-29 — истребитель — Бортовой номер: 03 — Расположение: Сектор 6
МиГ-29 — истребитель — Бортовой номер: 51 — Расположение: Сектор 4
МиГ-29К — палубный истребитель — Бортовой номер: 70 — Расположение: Сектор 2
МиГ-29К — палубный истребитель — Бортовой номер: 18 — Расположение: Сектор 4
МиГ-31 — истребитель-перехватчик — Бортовой номер: 96 — Расположение: Сектор 3
МиГ-31 — истребитель-перехватчик — Бортовой номер: 202 — Расположение: Сектор 3
МиГ-105 (Эпос) — аналог экспериментального пилотируемого орбитального самолёта — Расположение: Сектор 6
— Е-152А (Е-166) — ОКБ-155 — опытный перехватчик — Бортовой номер: Е-166 — Расположение: Сектор 6

Су-2 — бомбардировщик — Бортовой номер: 38 — Расположение: Ангар 6Б
Су-7Б — истребитель-бомбардировщик — Бортовой номер: 25 — Расположение: Сектор 2
Су-7Л (С-26) — экспериментальный — Бортовой номер: 17 — Расположение: Сектор 2
Су-7БКЛ — истребитель-бомбардировщик — Бортовой номер: 15 — Расположение: Сектор 2
Су-9 — истребитель-перехватчик — Бортовой номер: 68 — Расположение: Сектор 2
Су-11 — истребитель-перехватчик — Бортовой номер: 14 — Расположение: Сектор 2
Су-15 — истребитель-перехватчик — Бортовой номер: 11 — Расположение: Сектор 2
Су-17 — истребитель-бомбардировщик — Бортовой номер: 24 — Расположение: Сектор 2
Су-17М3 — истребитель-бомбардировщик — Бортовой номер: 93 — Расположение: Сектор 2
Су-17М4 — истребитель-бомбардировщик — Бортовой номер: 05 — Расположение: Сектор 2
Су-17УМ-3 — истребитель-бомбардировщик — Бортовой номер: 56 — Расположение: Сектор 2
Су-24 (Т-6-1) — опытный бомбардировщик — Бортовой номер: 61 — Расположение: Сектор 2
Су-24 — бомбардировщик — Бортовой номер: 54 — Расположение: Сектор 2
Су-24М — бомбардировщик — Бортовой номер: 09/31 — Расположение: Сектор 6
Су-25 — штурмовик — Бортовой номер: 09 — Расположение: Сектор 4
Су-25 (Т-8-11) — опытный штурмовик — Бортовой номер: 66 — Расположение: Сектор 2
Су-27 (Т-10-1) — опытный истребитель — Бортовой номер: 10 — Расположение: Сектор 2
Су-27СК — истребитель — Бортовой номер: 28 — Расположение: Сектор 4
Су-35 (Су-27М / Т-10М-1) — опытный истребитель — Бортовой номер: 701 — Расположение: Сектор 2
Т-4 («100») — ударно-разведывательный бомбардировщик-ракетоносец — Бортовой номер: 101 — Расположение: Сектор 6

Военная авиация

Як-9У — истребитель — Расположение: Ангар 6А
Як-17 — истребитель — Бортовой номер: 02 — Расположение: Ангар 8
Як-23 — истребитель — Бортовой номер: 15 — Расположение: Сектор 6
Як-25 — истребитель-перехватчик — Бортовой номер: 03 — Расположение: Сектор 6
Як-25РВ — разведчик — Бортовой номер: 11 — Расположение: Сектор 6
Як-27Р — разведчик — Бортовой номер: 14 — Расположение: Сектор 6
Як-28Л — фронтовой бомбардировщик — Бортовой номер: 44 — Расположение: Сектор 6
Як-36 — экспериментальный — Бортовой номер: 36 — Расположение: Сектор 6
Як-38 — штурмовик — Бортовой номер: 38 — Расположение: Сектор 6
Як-38 — штурмовик — Бортовой номер: 37 — Расположение: Сектор 6
Як-130Д — учебно-тренировочный — Бортовой номер: 01 — Расположение: Сектор 6
Як-141 — палубный истребитель — Бортовой номер: 141 (77) — Расположение: Сектор 6

Вертолет — Як-24 — десантно-транспортный — Бортовой номер: 51 — Расположение: Сектор 5

Гражданская авиация

Як-40 — пассажирский — Бортовой номер: СССР-87490 — Расположение: Сектор 4
Як-42 — пассажирский — Бортовой номер: СССР-42302 — Расположение: Сектор 4

Военная авиация

АНТ-2 — опытный — Расположение: Ангар 8
АНТ-25РД — рекордный — Бортовой номер: 25 — Расположение: Ангар 8
АНТ-40 — Расположение: Ангар 6Б
СБ — бомбардировщик
Ту-2 — бомбардировщик — Бортовой номер: 103 — Расположение: Ангар 6Б
Ту-4 — бомбардировщик — Бортовой номер: 01 — Расположение: Сектор 1
Ту-16 — бомбардировщик — Бортовой номер: 50 — Расположение: Сектор 1
Ту-16К — бомбардировщик-ракетоносец — Бортовой номер: 53 — Расположение: Сектор 1
Ту-22 — бомбардировщик — Бортовой номер: 32 — Расположение: Сектор 1
Ту-22М0 — бомбардировщик — Бортовой номер: 33 — Расположение: Сектор 1
Ту-22МЗ — бомбардировщик — Бортовой номер: 33 — Расположение: Сектор 2
Ту-128 — истребитель-перехватчик — Расположение: Сектор 1
Ту-95ЛЛ — летающая лаборатория — Расположение: Сектор 6
Ту-95МС — ракетоносец — Бортовой номер: 31 — Расположение: Сектор 4
Ту-141 — Беспилотный летательный аппарат — Бортовой номер: 05 — Расположение: Сектор 6

Гражданская авиация

Ту-104АК — летающая лаборатория — Бортовой номер: 46 (СССР-42390) — Расположение: Сектор 4
Ту-114 — Бортовой номер: СССР Л-5611 — Расположение: Сектор 4
Ту-124 — Бортовой номер: СССР-45825 — Расположение: Сектор 4
Ту-144 — Бортовой номер: СССР-77106 — Расположение: Сектор 2

— ДБ-3 — бомбардировщик — Бортовой номер: 12 белый — Расположение: Ангар 6Б
— Ил-2 — штурмовик — Бортовой номер: 19 — Расположение: Ангар 6А
— Ил-10М — штурмовик — Расположение: Ангар 6А
— Ил-12Т — транспортный — Бортовой номер: 10 — Расположение: Сектор 4
— Ил-28 — бомбардировщик — Бортовой номер: 04 — Расположение: Сектор 6
— ИЛ-76М — военно-транспортный — Бортовой номер: СССР-86047 — Расположение: Сектор 4

— Ил-18В — пассажирский — Бортовой номер: СССР-75737 — Расположение: Сектор 4
— Ил-62 — пассажирский — Бортовой номер: СССР-86670 — Расположение: Сектор 4

— Ан-8 — транспортный — Бортовой номер: 10 — Расположение: Сектор 4
— Ан-12 — военно-транспортный — Бортовой номер: 04 — Расположение: Сектор 4
— Ан-14А — многоцелевой — Бортовой номер: 01 — Расположение: Сектор 1
— Ан-22 — военно-транспортный — Бортовой номер: СССР-09334 — Расположение: Сектор 4

— Ан-2 — пассажирский — Бортовой номер: СССР-70992 — Расположение: На реставрации
— Ан-24 — пассажирский — Бортовой номер: СССР-46746 — Расположение: Сектор 4
— Ан-10А — пассажирский — Бортовой номер: СССР-11213 — Расположение: Сектор 4

Центральный музей военно-воздушных сил в Монино

С воздуха Центральный музей военно-воздушных сил в Монино похож на небольшой аэродром, на котором припаркованы самые разнообразные летательные аппараты — от огромных «тушек» до миниатюрных вертолетов. По сути так и есть. В музее выставлено почти 200 аппаратов, а общее число экспонатов — моделей, двигателей, различного вооружения, оборудования и летной спецодежды — 54 тысячи единиц. Правда, впечатляющая коллекция, как это часто бывает в давно не реставрированных советских музеях, уже местами начинает разрушаться. В основном это касается самолетов, которые экспонированы на улице. Но пока есть энтузиасты-смотрители — пожилые, но очень энергичные экскурсоводы, многие из них бывшие летчики, — в музей точно стоит ехать.

Находится он в получасе еды от Москвы по Щелковскому шоссе. На поездку закладывайте как минимум полдня и берите с собой перекус — на территории и в окрестностях нет кафе. В кассе принимают карты. Очень рекомендуем бронировать заранее экскурсии (есть пять различных тематик), если едете большой компанией. Гиды много знают и буквально влюблены в свои экспонаты.

Адрес: Московская обл., Щелковский р-н, п. Монино, ул. Музейная, 1

Координаты: 55.830771, 38.188263

Режим работы: среда-воскресенье 9:00-18:00 (c 1.06 по 15.09 — до 19:00)

Официальный сайт: cmvvs.ru

Видеоэкскурсия по Центральному музею военно-воздушных сил в Монино

Видео: Иван МАКЕЕВ

История

В советское время на месте Центрального музея военно-воздушных сил в Монино базировалась Краснознаменная военно-воздушная академия. В 1958 году ее начальник, маршал Красовский, принял решение создать выставку авиатехники. Сюда начали свозить устаревшие образцы летательных аппаратов со всего Союза. Поначалу собрали 14 самолетов и несколько сотен других экспонатов, связанных с военно-воздушным флотом. В 1960 выставку открыли для посетителей. А спустя 10 лет она получила статус Музея ВВС СССР. Военно-воздушной академии в Монино больше нет, а музей остался.

В музее вы увидите множество необычных экспонатов.
Фото: Иван МАКЕЕВ

Экспозиция расширялась на протяжении всей истории Музея ВВС. Есть как первые машины начала прошлого века, так и позднесоветские бомбардировщики и пассажирские лайнеры. Представлены самолеты и вертолеты (и даже аэросани!), разработанные главными представителями конструкторского бюро: Тушина, Ильюшина, Туполева, Сухого, Яковлева, Миля, Антонова. Есть машины, на которых летали советские асы (например, истребитель Ла-7 Ивана Кожедуба). Кстати, одни из самых популярных экспонатов — французский биплан «Фарман IV» и русский С-22 «Илья Муромец» — воссозданы на киностудиях и переданы после съемок музею.

Сегодня музей принадлежит Министерству обороны России, с 2006 года имеет статус Федерального государственного учреждения культуры и искусства и официальное название — «Центральный музей Военно-воздушных сил».

Что посмотреть

В музее есть несколько залов, ангаров и открытая экспозиция. Все они достойны хотя бы беглого осмотра. Экспонаты снабжены коротким описанием.

В музее ВВС находится один из первых русских самолетов — цельнодеревянный биплан С-22 «Илья Муромец».
Фото: commons.wikimedia.org

  • Один из первых русских самолетов — цельнодеревянный биплан С-22 «Илья Муромец».
  • Истребитель времен Великой Отечественной войны Ла-7, на котором летал Герой Советского Союза Иван Никитович Кожедуб. Кроме этого легендарного самолета, также представлены и другие машины, активно участвовавшие в войне. Этому периоду посвящено два зала-ангара.
  • Есть отдельный ангар с уникальными летательными аппаратами. Там хранится цельнометаллический АНТ-25, на котором в 1934 году установили мировой рекорд дальности полета — 12 411 километров.
  • В том же ангаре можно увидеть Би-1 — первый советский самолет с жидкостным ракетным двигателем. Он так и не был запущен в серию, но только лишь потому, что явно опередил свое время.
  • На улице выставлены вертолеты (есть необычные и огромные, например, двухвинтовой Ми-12) и самолеты, созданные во второй половине 20 века. Там и реактивный пассажирский Ту-144, и стратегический бомбардировщик Ту-95, и еще десятки машин, многие из которых, несмотря на время, все еще в хорошем состоянии. По праздникам и в дни открытых дверей в некоторые экспонаты открыт доступ для посетителей.

Музей ВВС в Монино

Музеи Военно-воздушных Сил обладают особенной атмосферой и красотой. Они могут покорить как заядлых любителей авиации, так и обывателей. Одним из самых популярных музеев считают Центральный музей военно-воздушных сил в посёлке Монино.

Анонс! В этой статье кратко рассказывается о истории Музея Авиации Монино. Также приведены интересные факты о музее, режим работы и стоимость посещения, как добраться.

История создания музея

В 1958 году началась история центрального музея ВВС. За его создание взялся маршал авиации С. А. Красновский. Изначально музей был полностью посвящен краснознамённой авиации и долгое время собирал различные экспонаты ранних годов, начиная с военных летательных аппаратов, и заканчивая гражданскими самолётами.

Первый всплеск популярности произошел в 70х годах. На тот момент музей обладал 35 летательными аппаратами и вызывал огромный интерес среди жителей СССР. Уже в 1971 году музей обрёл государственный статус, став музеем ВВС СССР.

20 лет истории музея-выставки хранили за своими плечами десятки единиц техники, авиационные двигатели и даже дневники знаменитых лётчиков, их личные вещи, и самое главное – насыщенную историю каждого из экспонатов. Музей посетили более 1 миллиона людей из разных уголков бывшего СССР.

Выставка располагает на своих территориях более 190 летательных аппаратов, а также их модели и образцы авиационных двигателей. Для размещения столь огромного количества экспонатов, владельцы музея выделили специальные ангары.

Каждая техническая единица музея Монино обладает уникальной историей. Более 70 летательных аппаратов побили авиационные рекорды и получили сертификат памятников науки и техники.

Центральный музей ВВС в Монино считается одним из ведущих авиационных музеев мира. Экспонаты, предоставленные выставкой, обладают особой значимостью для России и хранят в себе патриотические образы, обладающие уникальной энергетикой и историей.

Интересные факты

  • Посёлок Монино полностью посвящён музейной жизни. С самого въезда в село можно заметить разные детали, например – сохранившиеся стелы.
  • Помимо внешнего вида летательных аппаратов, можно обратить внимание на внутреннее содержание: посетители имеют возможность заглянуть в кабину стратостата СССР-1.
  • В музее-выставке можно встретить и «киноактеров»: знаменитые биплан «Вуазен» и Турболёт, участвовавшие в фильмах «Неуловимые мстители», «Служили два товарища» и «Смертельная вертикаль лётчика Гарнаева».
  • Некоторые ангары строились в далёких 20х годах Веймарской Германией.
  • Дни открытых дверей являются благодатью для заинтересованных в авиации людей. Экскурсоводы дарят возможность заглянуть в гражданские самолёты и кабины лётчиков, изучить строение летательных аппаратов изнутри.
  • В некоторых авиационных объектах размещены медицинские наборы годов Второй Мировой Войны. Многие из них принадлежали и немецким солдатам.

Режим работы и стоимость билета

Центральный музей ВВС работает ежедневно с 9 часов утра и до 18 часов вечера. В воскресенье и предпраздничные дни работа выставки сокращается ровно на час. Официальные выходные дни у музея нестандартные – понедельник и вторник.

Приобрести билет можно в разных ценовых категориях:

  • Билет стоимостью 350 рублей не включает в себя льгот и дополнительных скидок.
  • Билет стоимостью 150 рублей предоставляется льготникам (студентам, ученикам, пенсионерам и людям, проходящим военную службу).

Бесплатный билет можно получить, предоставив документы, удостоверяющие почётное лицо России или СССР. Помимо этого, возможность посетить выставку бесплатно имеют инвалиды, дети до 7 лет и ученики школ-интернатов.

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! У музея есть интересная акция: каждый последний четверг месяца осуществляется бесплатная экскурсия для несовершеннолетних и обучающихся в ВУЗах.

Для всех остальных Центральный музей выделил праздничные дни, в которые каждый желающий может увидеть авиацию вживую:

  1. День защитника Отечества
  2. День Победы
  3. День музеев
  4. День России
  5. День Воздушного флота

Лучший вариант транспорта из Москвы в музей Монино

Заслуженным лидером для поездки остаётся личный автомобиль. Единственная сложность заключается в том, что водитель может запутаться в дороге, но это лишь единственная трудность, которую можно решить с помощью навигатора и местных жителей.

Выбирая общественный транспорт, можно сэкономить деньги, но стоит учесть, что он имеет свой собственный график и расписание. Такси и каршеринг остаются самыми дорогими, но комфортабельными вариантами. Возможностей у них несколько меньше, чем у личного авто, но этот вариант имеет место быть.

Центральный музей ВВС России является одним из немногих туристических мест, которое привлекает большое внимание к себе, несмотря на отсутствие широкого ажиотажа. Поездка в Монино – отличный вариант для людей, которые готовы познакомиться с увлекательным миром авиации.

Как добраться до музея Монино

Адрес Музея Авиации Монино: улица Музейная 2, Монино, Московская область

Расстояние от Москвы: 40 км

На автобусе

Добраться до музея на автобусе не составит особого труда. Добравшись до станции метро «Щелковская», остаётся только дождаться конечной остановки. Далее нужно немного пройтись пешком и добраться до выставки.

На маршрутке

Неподалеку от станции метро «Перово», нужно сесть на 587 маршрутное такси. Часы работы этой маршрутки ограничены, она работает в раннее утро, с 6 до 10 утра. Выйти нужно на остановке «Центральный музей ВВС».

Существует ещё один вариант маршрутки, идущей до города Ногинска. Он делает остановку на Горьковском шоссе, там достаточно перейти дорогу.

На электричке

Чтобы добраться до музея-выставки на электропоезде, первым делом необходимо приехать на Ярославский вокзал. Есть два варианта электричек:

  • «Москва-Монино»
  • «Москва-Фрязево»

Первый вариант держит прямой путь в посёлок Центрального музея ВВС. Второй вариант делает остановку в «Монино», главное её не упустить.

На личном автомобиле

Посёлок Монино находится в 40 километрах от столицы России. На автомобиле эту дистанцию можно преодолеть быстро и с комфортом.

Поездка начинается с трассы М7. Проехав до 39 километра, нужно сделать поворот рядом со светофором в левую сторону. Спустя пару минут, увидев железнодорожную дорогу, не доезжая до неё, нужно снова сделать поворот налево по улице Московской. Далее нужно свернуть на улицу Красовского.

Нужно завернуть на первый поворот, а затем сделать манёвр в правую сторону, чтобы попасть на Авиационную улицу. На этой улице можно увидеть памятник Гагарину, далее пойдут дома и разделяющий их перекрёсток. На перекрёстке нужно свернуть на улицу Госпитальную, повернуть налево и проехать небольшое расстояние. Затем, нужно повернуть направо и попасть прямиком на улицу Музейную.

Дорога не составит особых трудностей. Жители посёлка всегда могут подсказать дорогу туристам, если те заблудились.

Огромным плюсом выставки является бесплатная парковка. Буквально на входе в музей размещены парковочные места для водителей, не требующие оплаты.

На такси

Дорога остаётся всё той же. Главное – обратить внимание на проверенное и комфортное такси. Наиболее популярными и любимыми у москвичей являются Яндекс.Такси, Uber, Везёт и СитиМобил. Они считаются самыми безопасными и удобными. Меньше всего цены «кусаются» у Uber.

Цены на поездку из центра Москвы прямиком до музея варьируются от 500 до 1500 рублей. Время в пути небольшое – максимум полтора часа.

Каршеринг

Каршеринг требует повышенного внимания. Выбирая машину, стоит ориентироваться на мощность, комфорт и надёжность. В Москве существует разнообразие центров каршеринга, среди них можно найти как недобросовестную, так и честную компанию. На рынке давно зарекомендовали себя:

  • Яндекс.Драйв
  • YouDrive
  • МатрёшCar
  • ДелиМобиль

В среднем аренда автомобиля стоит 700-750 рублей. Вариант бюджетный, но стоит учесть, что поездки в Подмосковье готовы предоставить не все центры каршеринга.

Видео: Ту-144 — прикосновение к легенде (борт 77106, Монино)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: