Могила в Узбекистане, которая растет с каждым годом

Новое в блогах

Сообщество «История Человечества Земли.»

Мавзолей пророка Даниила – тайна в истории Самарканда

Среди ученых до сих пор нет единого мнения, когда именно и каким образом в Самарканде появился Мавзолей библейского пророка Даниила, почитаемый святым местом представителями трех мировых религий – ислама, иудаизма и христианства. Согласно Библии, в 605 году до нашей эры Даниил с соплеменниками был уведен из Израиля в плен царем Вавилона Навуходоносором, при дворе которого обрел славу за набожность, пророческий дар и способность творить чудеса. Легендарный пророк дожил до освобождения еврейских пленников персидским царем Киром, но из-за преклонного возраста уже не мог вернуться на родину, и был с почестями похоронен в городе Сузы, вблизи нынешнего Мосула в Ираке.

Легенда гласит, что во время похода в Месопотамию и Малую Азию в 1397-1404 Амир Темур, вопреки обыкновению выдающегося полководца, не смог взять Сузы штурмом. От богословов завоеватель узнал, что город защищают мощи пророка. Тогда Темур будто бы договорился с осажденными, что не будет подвергать их имущество разорению, казнить непокорных и уводить пленников в рабство, если ему позволят увезти в Самарканд часть священных мощей, а именно правую руку, чтобы она так же охраняла столицу его Империи от любых бед.

Но эта легенда противоречит исламской традиции, не одобряющей поклонения могилам святых, и тем более считающей недопустимым как-либо тревожить останки умерших людей. И хотя в истории эпохи Темура и Темуридов в общем-то было немало отступлений от этих строгих канонов, многим кажется более вероятным, что завоеватель Азии скорее привез в Самарканд горсть земли из Суз, а Мавзолей приказал воздвигнуть, в ряду прочих, построенных по его приказу, как памятник в честь успешной военной кампании.

Знаток истории Самарканда Артур Самари замечает, что в трудах биографов Темура нет никаких свидетельств об этом эпизоде. Также он обращает внимание на то, что персидский историк Истархи, побывавший в Мавароуннахре за четыре века до рождения Темура, свидетельствовал, что Мавзолей Даниила был в городе уже в то время.

Некоторым исследователям кажется куда более убедительной версия, что мощи Даниила могли быть привезены в Самарканд общиной иудеев еще во времена до ислама, и местные огнепоклонники, терпимо относившиеся к иноверцам, разрешили им возвести храм за стенами города. Подтверждением тому, по мнению Самари, может быть то, что остатки материальной культуры в непосредственных окрестностях Мавзолея датируются археологами не менее чем VI веком до нашей эры, то есть тем самым временем, когда, по Библии, жил и умер пророк Даниил.

Мощи пророка могли привезти в Самарканд и христиане, поскольку известно, что при Византийском Императоре Зеноне какая-то часть праха Даниила была перемещена из Мосула в Константинополь, и с тех пор еще один мавзолей Даниила сохранился до наших дней в современном Стамбуле.

И, наконец, существует мнение, что в Мавзолее в действительности находятся остатки Даниёра – сподвижника Кусама ибн Абасса, двоюродного брата Пророка Мухаммада, который утверждал ислам в Самарканде, и чьему чудесному спасению от язычников в подземной пещере посвящен другой замечательный памятник – Мавзолей Шох-и-Зинда («Живой Царь»), расположенный неподалеку.

Так или иначе, но эта святыня существует очень давно и продолжает привлекать к себе массу паломников, а в наши дни и туристов. Находится мавзолей Даниила хоть и несколько в стороне от остальных исторических достопримечательностей Самарканда, зато в удивительном по красоте и уникальном по природным свойствам месте.

В 1996 году Мавзолей Даниила посетил Патриарх Русской Православной Церкви Алексий II, благословивший и освятивший «сии места», сказав, что определенно чувствует здесь присутствие святости.

От средневековой мечети Хазрат Хызр, возвышающейся над архитектурным ансамблем Шох-и-Зинда, тропа уползает еще выше над городом по совершенно дикой на вид и заросшей степными колючками местности. Местные здесь ходят редко, чтя покой предков. Ведь эти призрачные курганы на самом деле не что иное, как, стертые временем остатки исполинского городища. Анализ некоторых находок на Афросиабе свидетельствует, что развитая культура существовала здесь более чем 2700 лет назад, то есть в VII-VIII веках до Рождества Христова. Но, как и совсем недавно, строили здесь в основном из глины, поэтому стены и улицы уплотнились в холмы и овраги, над которыми земляной горой выступает лишь главная Цитадель, вся изрытая гротами и пещерами. С ее вершины – бывшей крепостной стены – весь Самарканд виден как на ладони, а выше только уже находящаяся за чертой города Чупан-Ата, по преданию некогда перелетевшая из Сирии, чтобы раздавить и погрести под собой целое полчище иноземных завоевателей.

Между холмами и глиняными башнями в середине лета порывы пустынного ветра гонят настоящие пыльные смерчи, попав под один из которых, путешественник сразу забудет, что он находится в паре километров от цивилизации и своей эпохи. Но неожиданно впереди возникает крутой обрыв, с отвесного края которого открывается вид на речную долину, заросшую свежей зеленью и покоящуюся в глубокой тени. Это Сиабский район Самарканда, сохранивший не древнюю, но совершенно традиционную архитектуру глинобитных домов с внутренними дворами. Неширокая, но полноводная река называется Сиаб, от чего и берет название легендарное городище. Афросиаб – значит «рядом с Сиабом».

Левый берег плотно застроен и полон садов, а на правом узкая полоса под обрывом и рощица тополей, в кронах которой на небольшой земляной площадке скрывается Мавзолей Даниила, точнее – нынешнее его здание, последний раз перестроенное в начале XX века. Внутри невысокого сооружения стоит укрытый материей, десятиметровый «саркофаг» с мощами.

Говорят, после того как рука пророка Даниила была привезена из Мосула, она стала расти по нескольку сантиметров за год, отчего Мавзолей приходилось регулярно перестраивать на пожертвования паломников. Будто бы, администрация Самарканда времен Российской Империи однажды даже пригрозили служителям, что разнесет по камням всю постройку, если «чудо» не прекратится. С тех пор рост волшебной руки зафиксировался на 10 метрах, не прирастая, разумеется, в годы советской власти, и, увы, за 13 лет независимости Узбекистана. Хотя есть и версия, что сделать «саркофаг» столь большим повелел еще сам Темур, пожелав таким способом то ли возвеличить значение Мавзолея, то ли оберечь на будущее его содержимое от похитителей. Это еще одна тайна, связанная с местом, временем и персоной легенды.

Читайте также:
Оформление страховки для поездки на Бали

И еще одна тайна, случайно открывшаяся мне при посещения этой святыни уже несколько «поднаторевшим» в наблюдениях за природными артефактами и уникальными уголками Центральной Азии, состоит в том, что пространство здесь на самом деле обладает неким исключительным свойством. Экстрасенсы сказали бы, что «присутствует мощный источник позитивной энергии». Проще же говоря, при спокойном сидении минут пятнадцать возле мощей, само собой, даже без молитв и праведных мыслей, возникает чувство необыкновенной легкости на душе, да и в теле тоже, словно мгновения невесомости и счастливого забытья.

Геннадий Гришин # написал комментарий 25 июня 2012, 03:04 Легенда Первая – Захват

«В преклонном возрасте Даниил обратился к царю с просьбой отпустить его на отдых. После чего он переехал в Сузы (современный г. Шуш в Иране), где и умер и похоронен в царской усыпальнице. Считается, что дух этого пророка оберегает город от всех несчастий и невзгод, и останки Даниила приносят городу благоденствие – поэтому в городе никогда не будет нищеты и голода.»
«Во время одной из своей военной кампании в Малую Азию (1397-1404), Амир Тимур пытался завоевать один из маленьких городов в Иране – Сузы, но город не сдавался. Это было невероятно – профессиональная армия великого завоевателя не могла сломить сопротивление небольшого городка. Не понимая в чём дело, Тимур обратился к местным жителям и своему духовному учителю и получил ответ, что город охраняется духом Святого Даниеля, ветхозаветного еврейского пророка.
Тогда Тимур попросил любыми способами провести его к захоронению Святого и вскоре навестил его. Осталось тайной, о чём он думал и говорил в месте приюта останков пророка, но на следующий день город был взят», прах изъят из могилы, привезен и перезахоронен в Самарканде. Дабы охранять теперь этот город.

Геннадий Гришин # написал комментарий 25 июня 2012, 03:06 Легенда Вторая – Обмен

«Самая распространенная версия говорит о том, что во время семилетнего похода в Малую Азию Амир Тимур не смог взять Сузы штурмом. Расспросив богословов, великий завоеватель узнал, что город защищают мощи святого Даниила. После этого Амир Тимур договорился с осажденными, что не тронет ни одного жителя Суз, если получит позволение увезти часть священных мощей пророка, а именно – правую руку, чтобы она защищала Самарканд.
– Мощи везли на верблюдах, – рассказывает он. – Но, не доехав до стен города, животные неожиданно улеглись на землю, и уже никакими способами нельзя было заставить их снова отправиться в путь. Тогда старейшины рассудили – пророк хочет упокоиться здесь. На этом месте у стен городища Афросиаб и возвели гробницу. Мощи поместили в саркофаг и положили в мавзолей. В этот же день под холмом, где расположился мавзолей, забил источник. Святой родник и по сей день находится с той стороны, куда смотрит голова саркофага.»

Геннадий Гришин # написал комментарий 25 июня 2012, 03:06 Легенда Третья – Просто взяли и увезли

Могила Святого Даниила. По легенде, Тимур перед завоеванием Константинополя молился этому Святому и он помог ему составить военный план и захватиь этот город. После чего Тимур раскопал могилу Даниила и перевез его поближе к себе, похоронив Святого под Самаркандом.

Геннадий Гришин # написал комментарий 25 июня 2012, 03:07 Легенда Четвертая – Рука? Нога? Прах? Земля?

« В Самарканде захоронены не мощи(по одной версии –рука, по другой – часть ноги), а прах (земля) с могилы Святого Даниила.
Исламская традиция запрещает беспокоить останки умерших людей и требует немедленно предать земле умерших, чьи останки по тем или иным причинам, ещё не были погребены. Зная об этом, Тимур, вряд ли, мог пойти на такой шаг, а, тем более, взять часть останков. На этом и основана другая версия – Тимур взял немного земли (праха) с могилы Святого и, привезя в Самарканд, смешал её с землёй самаркандской (похоронил) в месте, схожем с местом захоронения пророка Даниила в Сузе. По поводу выбора места для Мавзолея, в Самарканде также бытует легенда, что, Мавзолей располагается там, где остановился верблюд, на котором везли прах (землю). Знак был понят и Мавзолей основали в месте остановки каравана.

Геннадий Гришин # написал комментарий 25 июня 2012, 03:07 Легенда Пятая – Увез не Тимур

«Бытует также версия, что прах привезли в Самарканд ещё в 5-6 вв. переселенцы из Мосула (Ирак; ещё одно официальное место захоронения пророка Даниила) – иудеи или христиане. Теоретически, они могли это сделать, но опять-таки, этому нет подтверждений в исторических источниках.»

Геннадий Гришин # написал комментарий 25 июня 2012, 03:08 Легенда Шестая – Пророк Даниил умер в Самарканде

«Теоретически, пророк Даниил мог служить сатрапом у персидского царя Дария. Одно из преданий гласит, что Дарий сделал исключение и сделал своим сатрапом в Согдиане (центром которой был Самарканд) Даниила, как лицо, особо приближённое к царю (сатрапом могли стать только родственники царя, либо особы, особо к нему приближённые).
Однако, данная версия не подкреплена историческими источниками. Из источников, известно, что, упоминание об этом содержится лишь в “Кандии Малой” (литературное произведение XVII века), которое ссылается при этом на слова шейха Ходжи Абду-Даруна, проживавшего в Самарканде в IX веке. Это значит, кстати, что о том, что пророк Даниил похоронен в Самарканде, говорили ещё за 400-500 лет до Тимура.»

Могила в Узбекистане, которая растет с каждым годом

Тайны гробницы Ходжа Данияра в Узбекистане

Tue, 25.10.2016 14:27

Гробница Ходжа Данияра, как называют ее мусульмане, или библейского пророка Даниила, так называют ее христиане, расположена рядом с рекой Сиаб, между живописных холмов.

По одной легенде, останки этого иудейского пророка принесли в Самарканд ранние христиане, по другой – их доставили сюда по приказу Тамерлана.

Уникальность гробницы – в том числе и в ее размерах. Длина монумента – 18 метров. Зачем гробницу сделали столь масштабной? На это счет есть несколько мнений.

Читайте также:
Автомобиль из Болгарии: почему стоит заниматься покупкой

Дильдора Ниязова, экскурсовод: “По древней легенде, гробницу сделали большой, так как верили: из года в год святые мощи увеличиваются. А другая легенда гласит, что мавзолей построили излишне просторным, чтобы никто не смог точно определить местонахождение останков”.

Гробница – обязательное место для каждого приезжающего в Самарканд туриста и паломника. Вода из местного источника считается священной, заряжает здоровьем.

Религиозные лидеры отмечают, что это – одно из редких мест, куда приезжаютт молиться и мусульмане, и христиане, и иудеи.

Немного об Узбекистане:

– Страна расположена в Средней Азии и граничит с Казахстаном, Туркменией, Киргизией и Таджикистаном;

– Узбекистан – бывшая советская республика, получил независимость в 1991. Население превышает 30 миллионов человек;

– Средняя температура воздуха в стране зимой -6° C, летом – выше 32° C;

– Почти 80% населения – узбеки, основная религия – мусульманство.

Оставляя свой комментарий, пожалуйста, помните о том, что содержание и тон Вашего сообщения могут затронуть чувства людей, имеющих прямое или косвенное отношение к данной новости. Проявляйте, пожалуйста, уважение и толерантность к своим собеседникам даже если ваши мнения противоположны.
Мнения, высказываемые ниже, не отражают мнение ИП «Украина по-арабски», они лишь отражают точку зрения автора.

Лоукост Uzbekistan Airways возобновляет рейсы из Ташкента в Ки..

В украинской столице отпраздновали 30-ый День независи..

В Украине прошел круглый стол, посвященный 30-летию нез..

Созданная в Узбекистане рукописная копия страницы Кор..

В Узбекистане за оскорбление президента в интернете т..

Узбекистан ввел безвиз для граждан Бахрейна, Катара, К..

  • Известнейший в мире украинский пианис. 20.08.2021
  • В Казахстане ахреологи нашли позолоче. 17.08.2021
  • Диджей из Казахстана получил «Грэмми». 15.03.2021
  • Художник вдохнул новую жизнь в старые . 04.03.2021
  • Сын Усамы бен Ладена пишет картины, вд. 02.03.2021
  • В Ливане выпустили сборник прозы Леси . 26.02.2021
  • В Турции найдена копия Колизея, котора. 17.02.2021
  • Древнейшую в истории пивоварню раскоп. 15.02.2021
  • Ученые нашли новую древнеегипетскую ц. 18.01.2021
  • Эмине Джаппарова: Наследие Агатангела. 15.01.2021

Самарканд – могила пророка Даниила, обсерватория Улугбека, Шахи Зинда

Следующим пунктом нашей экскурсии по Самарканду была могила пророка Даниила, которая по преданию была привезена в Самарканд Амиром Темуром. По пути к этой достопримечательности мы остановились возле мечети Хазрат Хызр.

Эта мечеть была построена в 1823 году на месте более древней, как утверждают исследователи, самой первой мечети Самарканда. А еще раньше, в домусульманские времена здесь располагались городские ворота а рядом с ними акведук Аргиз, по которому в город доставлялась вода. По легенде, на этом месте жил святой старец Хызр, которому все горожане приходили поклониться и попросить благословения. Считалось что этот старец знал секрет бессмертия и сам был бессмертным, так как однажды испил из источника со святой водой. Некоторые ученые считают, что история эта пришла в древнюю Персию из сказаний о Гильгамеше – великом правителе и воине древности всю свою жизнь искавшем бессмертия.

Город Самарканд – один из древнейших городов на Земле, ровестник самого Рима. История зарождения города относится к 6-7 векам до нашей эры. Город, расположенный на месте современного Самарканда, тогда называли Афросиаб. Считается, что такое название город получил от имени древнего легендарного царя Турана, из поэмы персидского поэта “Шахнаме”.

Городище “Афросиаб”, занимающее площадь около 200 гектар, располагается сейчас на севере современного Самарканда и представляет собой гигантские стены из песка, скрывающего городскую стену и постройки. Первые раскопки в Афросиабе начали проводить в 1874 году и с тех пор, археологи смогли освоить от силы 20% от всей территории города.

Афросиаб был значимым торговым центром того времени, о чем свидетельствуют его огромные размеры (даже по современным меркам) и многочисленные документальные подтверждения. Принято считать, что Афросиаб – это и есть легендарный город Мараканда, о котором упоминается в священной книге Зороастрийской религии – Авесте. Маракандой также называли его и древние греки.

На самой границе городища Афросиаб располагается могила библейского пророка Даниила, почитаемого как христианами, так и мусульманами святого. Тот самый Даниил, которому чудесным образом удалось спастись изо рва с дикими львами, был известен своими многочисленными пророчествами (в том числе и пророчеством о пришествии Иисуса Христа) и толкованиями снов, за что и был ценим при дворе Вавилонского царя Валтасара, а затем древнеперсидский царей Дария и Кира.

Как утверждают некоторые источники, Даниил спокойно дожил до глубокой старости и умер в Иранском городе Сузы, где и был похоронен. Но есть и другая точка зрения, которая гласит, что останки пророка Даниила забрал с собой великий Тамерлан, во время одного из военных походов и привез их в Самарканд. Кроме этих двух мест, останки Даниила хранятся также в Иракском городе Киркук. Чтобы объяснить, эти странные захоронения существует удобная для всех версия, что Даниил после смерти был расчленен недоброжелателями и завистниками и поэтому множество его останков хранятся в различных концах света.

По другой из версий, Амир Темур, пытался взять осадой город Сузы, но не смог, потому что его защищали мощи пророка Даниила. Тогда великий Тамерлан пообещал уйти с миром, если ему позволят взять с собой часть мощей пророка, а именно правую ладонь, чтобы она защищала Самарканд.

На входе в комплекс располагается источник со святой водой. Сюда неиссякает поток паломников с пластиковыми бутылками, желающих попить святой воды. Мы тоже не стали исключением.

Сама могила пророка Даниила тоже довольно необычна. Ее длина составляет 18 метров и по легенде, она постоянно увеличивается. Сделано это, по всей видимости, от желания спрятать драгоценные мощи от вандалов.

Как нам объяснил гид, обычно внутрь помещения с саркофагом не пускают посетителей, но для нас, по знакомству, было сделано исключение. Говорят, что если обойти трижды вокруг гроба и загадать желание, то оно сбудется. Что мы и сделали, несмотря на высшее образование и здравый смысл :)

Совсем рядом с могилой расположен еще один волшебный артефакт – пятисотлетнее фисташковое дерево, которое после долгих лет сухостоя внезапно расцвело. И случилось это сразу после визита нашего предыдущего патриарха Алексия II в 1996 году. Много лет дерево цвело, но после смерти патриарха снова засохло. Проверить так ли это на самом деле, мы не смогли, все-таки зима на дворе, но фотографии цветущего дерева найти в сети достаточно просто.

Читайте также:
Фотографии Храма Звартноц

Рядом с деревом соорудили пещерку для молитв, куда все ставят свечи. В очередной раз удивился, как много в нас осталось от язычников, поклоняющихся деревьям и мертвым.

От средневековых заблуждений мы сразу же поехали с просвещенной науке, одному из величайших творений средневековья – обсерватории Улугбека.

Как я писал ранее, Мирзо Улугбек очень сильно отличался от своих современников. Он имел аналитический склад ума, высоко ценил образование и науку, будучи правителем богатой страны, он поощрял строительство университетов, помогал талантливой молодежи из бедных семей и изучал бескрайний космос. Он был способен выйти за рамки, существовавшей в средневековье, парадигмы сознания, взглянуть за пределы известной вселенной.

С кропотливостью, достойной уважения, он составлял свой звездный каталог, пытаясь понять, что таит в себе эта бескрайняя мгла. За время своего правления Улугбек практически не воевал, отдавая все силы изучению окружающего мира. Суммарный интеллектуальный потенциал Самарканда во времена Улубека превосходил сильнейшие страны Европы. Но, как это к сожалению часто случается, костность и религиозные предрассудки, царившие тогда на среднем востоке, победили здравый смысл и Улугбек был предательстки убит неизвестными, как считается, по заказу одной из его жен. Говорят, что имамам сильно не нравились занятия Улугбека наукой и пренебрежения религиозными обрядами и, в конце концов, они настроили против Улугбека его собственную жену. Что и привело к такому печальному итогу.

По иронии судьбы, обсерватория Улугбека сейчас считается одним из сакральных мест, которые посещают свадебные кортежи.

Как это ни странно, но обсерватория Улугбека была обнаружена только в 1908 году археологом Вяткиным. До этого времени никого не интересовал курган, возвышающийся над городом.

Сейчас обсерватория состоит из двух зданий – музея, в котором хранятся обнаруженные на месте раскопок инструменты и объясняется принцип действия. И здания, закрывающего гигантский секстант – измерительный прибор, использовавшийся в дооптической астрономии для измерения высоты звезд над горизонтом.

Высота здания, которое вмешало в себя секстант составляла 30 метров, а диаметр угломера был более 40 метров. Кроме самого Улугбека, часто занятого государственными делами, здесь также работали великие астрономы того времени Кази-заде ар-Руми, ал-Каши и ал-Кушчи. Последний продолжил работать в обсерватории после смерти Улугбека еще 20 лет, после чего сбежал от религиозных фанатиков в Афганский город Герат, а затем в Стамбул, где и обпубликовал знаменитый каталог звезд Улугбека.

Несколько столетий обсерватория простояла никому не нужная, после чего в 17 веке ее банально разобрали на кирпичи местные жители. Несмотря на это, останки этого грандиозного секстанта по-прежнему удивляют. Глядя на них, поражаешься мастерству древних в обработке камня и мастерству строительства таких грандиозных сооружений. Идеальная точность поверхности каретки и удивительно точный радиус трудно повторить даже в наше время, с учетом всех современных технологий.

Несколько экспонатов из музея.

Смеркалось. Закат в декабре начинается в районе пяти часов вечера, так что нам надо было торопиться увидеть еще одну достопримечательность – комплекс мавзолеев Шахи Зинда. Это место считалось священным долгие годы, благодаря распространенной легенде. Легенда эта гласит, что во время одного из завоевательных походов по распространению ислама, двоюродный брат пророка Мухаммеда – Кусам ибн Аббас, был подстрелен язычниками стрелой в колено, после чего укрылся от преследователей в расщелине или колодце. Что с ним произошло потом – история умалчивает, одни говорят, что он умер от потери крови (но таких мало), другие утверждают, что Аллах призвал его на небо вместе с телом, третьи считают, что он живет где-то там в глубине до сих пор. Ведь не зря Шахи Зинда переводится как “живой царь”.

Еще одна версия событий утверждает, что язычники все-таки настигли Кусама ибн Аббаса и отрубили ему голову, а он такой, взял голову под мышку и прыгнул в колодец. Это не я придумал, так надежные источники говорят, можете сами проверить. :)

С момента того знаменательного события все приверженцы ислама старались застолбить себе место поближе к этому святому колодцу, желающих оказалось столько много, что колодец оброс многочисленными мазволеями богатых мусульман и могилами тех, кто победнее. За полторы тысячи лет здесь образовалось огромное кладбище.

Большая часть мавзолеев, созранившихся до наших дней, была построена в 14-15 веках. Наиболее созранившиеся из них – мавзолеи сестры Тамерлана – Ширинбека Око.

Стоит отметить нехаратерные для ислама рисунки, в украшении стен.

Прямо напротив – мавзолей племянницы Тимура – Шади-Мульк-ака.

Искусство деревяннной резьбы в те времена было на высоте, мы не могли пройти мимо такой красоты. Возраст дверей сопоставим с возрастом самих мазволеев.

Мавзолеи справа – безымянные, кто там был похоронен пока установить не удалось.

Каждый мавзолей отличается своей отделкой от других, несмотря на внешнюю похожесть, многие детали отличаются.

Вход в центральную часть всего комплекса – мавзолей Кусама ибн Аббаса. Фантастически красивая деревянная резная дверь, датированная 1404 годом.

Чудом созранившееся оригинальное строение 11 века, как видите без украшений и глазури, которые были придуманы значительно позже.

Остатки деревянных балок 11 века.

Мавзолей Кусама ибн Аббаса 1334 года. Внутренняя отделка была создана в 15 веке и сочетает в себе комбинацию майолики и нарисованных узоров.

Тут мы тоже застали молящуюся процессию, пришлось подождать пока они закончат.

Проем справа ведет в пустую комнату с необычной акустикой, любое сказанное слово отдается эхом. Считается, что именно под этой комнатой находится тот самый колодец, в котором до сих пор живет Кусам ибн Аббас.

Забыл сказать, в комплекс ведет лестница из — ступенек. По местному поверию, надо сосчитать ступеньки по пути наверх, а затем обратно. И если количество ступеней совпадет, то вам спишется одна седьмая ваших грехов. Не знаю, почему так мало, но у меня все совпало и на душе стало полегче :)

На этом наш первый в Самарканде день закончился, мы попрощались с нашим удивительным гидом и пошли отдыхать.

Читайте также:
Фото городов Зимбабве (90 фото) в хорошем качестве

Этот рассказ – один из серии рассказов о нашем путешествии в Узбекистан в декабре 2013 года

Миздакхан. Мировые часы на могиле первочеловека.

Сколько ни ругал я показанный в прошлой части Нукус, а существование своё он оправдывает хотя бы тем, что рядом с ним находится Миздакхан – самый большой, древний и красивый из бесчсиленных некрополей Великой Степи, по легенде начавшийся с могилы первочеловека – то ли зороастрийского Гайомарда, то ли знакомого нам всем Адама. Здесь на могилы кладут лестницы, один из гробов самопроизвольно разросся до 25 метров длины, с вершины кургана скатываются бесплодные женщины, земля уставлена пирамидками в 7 кирпичей, а на краю некрополя Мировые часы ведут обратный отсчёт до Конца Света. На мой взгляд, это самое впечатляющее место Узбекистана после трёх его древних городов, квинтэссенция сумрачного духа Хорезма.

От Нукуса до Миздакхана ехать хоть и с двумя пересадками, а всё же меньше часа – сначала до Старого города (где ничего похожего на Старый город, хотя бы сталинских времён, не видать), потом – до Ходжейли, крупного (104 тыс. жителей) города-спутника, чьё название в переводе значит Паломничье. “На глаз” я бы ни за что не догадался, что Ходжейли лишь немногим меньше областных Ургенча, Навои или Джизака – те переполнены людьми из кишлаков, а ходжейлинцы днём, наоборот, в Нукусе. Последний же, благодаря Ходжейли и ещё паре городов-спутников типа Тахиаташа, фактически является городом масштабов Самарканда или Андижана, что впрочем, тоже совершенно не заметно на глаз. Ходжейли так же безлик, как и Нукус – но всё-таки как-то иррационально уютнее:

Нукусская маршрутка в Ходжейли приходит на пустырь у базара, откуда расходятся маршрутки по кишлакам и предместьям, в том числе где-то раз в полчаса-час заезжающие в Миздакхан. У базара – очередной образец “псевдоуездной” архитектуры потстсоветского Хорезма. Если аул Нукус стоял на “русском” берегу Амударьи, то здесь мы вернулись в бывшее Хивинское ханство, где таких домиков иначе как в наше время быть не могло. Однако в эпоху Хорезмской Народной Советской Республики именно Ходжейли был центром её Киргиз-Каракалпакской автономной области:

Миздакхан – это буквально край земли, в 5 километрах от него непреодолимая граница Туркмении (а в 15 километрах – древний Куня-Ургенч), и маршрутки от поворота с главной дороги делают небольшой крюк, завозя туда пассажира, если он уже в салоне. А вот забирать людей с остановки они заезжают гораздо реже, видимо только если совсем уж нет пассажиров, поэтому назад я ехал стопом. Встречный трафик Ходжейли:

Ходжейли стоит на Старо-Хорезмской железной дороге Чарджоу-Кунград, пущенной в 1955 году – выныривая из Туркмении, она подходит к Нукусу, но по этой же причине после распада СССР мало подходит пассажирским поездам – они с 2000-х годов прибывают в Нукус с запада, по Ново-Хорезмской магистрали от Учкудука.

В какой-то момент впереди появляется кладбище. ещё не то. Подобные некрополи с мавзолеями на обычных могилках я сотни раз видел в Казахстане и в Киргизии, а вот в “материковом” Узбекистане такого почти не встречается – это особенность именно кочевников, живших в скитании и лишь посмертно получавших капитальный дом и клочок земли, который уже не покинут. Каракалпакские некрополи оказались самыми пышными в тюркских степях, это – в общем-то типичный образец, хотя и (судя по стенду справа) не без священного мазара:

За ним ещё промзона с архаичного вида кирпичным заводиком – такие встречаются по всей Средней Азии. Силуэт Миздакхана – позади, и над скелетом какой-то постройки виден курган Джумарт-Кассаб – сердце некрополя:

Центр промзоны – мрачноватый советский заводик или небольшая ТЭЦ. Тут вид уже с Миздакхана, а некрополь с позапрошлого кадра просматривается за чёрными трубами:

. Найти какую-то достоверную информацию про Миздакхан очень сложно – вся его реальная история тонет в легендах, так что в какой-то момент уже и задаёшься вопросом, а была ли она вообще? Площадь некрополя измеряется десятками гектар, возраст – тысячами лет, само его название созвучно с именем Мазда (вернее, Ахура-Мазда – верховный светлый бог в зороастризме), а покоящийся под курганом Джумарт – с именем зороастрийского первочеловека Гайомарта В принципе, Хорезм – одна из нескольких (по разным гипотезам, конечно) прародин зороастризма, так что почему бы и нет?

Слева от входа – стенд с важнейшими постройками Миздакхана. О свёртке под стендом – чуть позже:

Справа вдали виднеются глиняные башни Гяуры-калы – Крепости Неверных. Само это название в Хорезме не редкость, и видимо восходит к тем городищам, которые предания отождеставляют с домусульманской эпохой. Крупнейшая Крепость Неверных относится и вовсе к Мерву, древнейшему городу Средней Азии в глубине Туркмении, но про Миздакханские руины ходит легенда, что это и был описанный в “Авесте” город Мазды, и в это даже начинаешь верить, понимая, что градиозный некрополь был кладбищем города на соседнем холме. На деле, как я понимаю, город Миздакхан известен со 2-го века до нашей эры, слагал “двойную систему” со Старым Ургенчем, раньше поднявшись и раньше зачахнув, и здесь действительно находилась некая крупная святыня зороастрийских времён, куда со всего Хорезма тянулись паломники. Арабы, покорив в 712 году этот край, уничтожили здешние летописи и вообще все тексты на хорезмийском, до которых смогли добраться, но свято место пусто не бывает: смена религии изменила в Миздакхане только имена героев легенд, а почитание древней святыни, теперь уже мусульманской, осталось. Забыв первончальный смысл, люди наделили могилы какими-то новыми смыслами, интерператциями былого “по памяти”, да ещё и с оглядкой на новые догмы – отсюда многочисленность и порой откровенная неубедительность здешних легенд, никак не мешающая священному трепету. Последний расцвет города пришёлся на эпоху Золотой Орды, а опустошён Миздакхан был то ли Тамерланом в 1388 году, то ли временем и природой в 17 веке, когда столица переехала из соседнего Ургенча в Хиву – ведь случилось это не от прихоти хана, а потому, что Амударья изменила русло, и север Хорезма остался в стороне от дорог и начал заноситься песком. Ну а Крепостью Неверных, рискну предположить, руины ордынского города сделала молва уже в века не столь давние – память о том, что поклоняться здешней святыни начали здолго до мусульман, не удалось вытравить и за тысячу лет.

Читайте также:
Виды транспорта в туризме для путешествий и отдыха

Обратите внимание – из некоторых могил возвышаются лестницы, которые здесь называют “табыт”. На других они просто лежат:

Никогда раньше я подобной традиции не встречал, но думаю, символизм её хорошо понятен. Подробнее – пояснение asnarik .
Хоронят в тех краях таким образом: Успошего омывают и с головой заворачивают в белую ткань (цвет траура). Затем его оборачивают еще в несколько видов тканей (нередко ковры), на тканях вышиты цитаты из Корана – именно эта ткань на фото №32, где стенд: после похорон её везут в дом, с первой звездой расстилают, а с восходом – сжигают или сдают в мечеть. Покойника кладут на табыт и увозят на кладбище. Могила роется глубиной около двух метров с небольшой, Г-образной нишей-выемкой в сторону Мекки. Усопшего, завернутого только в белую ткань укладывают в нишу, ему поворачивают голову в сторону Мекки. Могилы не закапывают. Поперек могил кладут бревна, сверху настил из камыша, все это засыпают землей. Образуются курганы, поверх которого устанавливается табыт. В местных поверьях, табыт, превращаясь в лошадь помогает покойному передвигаться по иному миру.

Так что кое-где это не лестницы, а скорее носилки.
На заднем плане дорога в Куня-Ургенч, где-то в той пыли загадочно-недоступная Туркмения.

Другие мазары украшены тарелками, вмурованными в кирпичную стену:

Поднимаемся на холм, который мне так и хочется назвать курганом Первочеловека. Вдали – башня Жомарт-Кассап, а на ближайших могилах уже не лестницы, а что-то вроде носилок:

По всему некрополю – бесчсиленные мавзолеи, с возрастом которых легко ошибиться на несколько веков, к тому же сказывается упадок Хорезма – тысячелетение постройки были сложены крепче и могут выглядеть лучше, чем столетние:

Земля буквально усеяна осколами времён:

Из упавших обломков сложены пирамидки, всегда по семь камней. Цифре этой есть много интерперетаций и преданий, но изначальная скорее всего позабыта, просто так тут заведено. Что же касается разрушенных построек, то есть среди них и довольно древние и капитальные – вот эти руины, например, на схеме отмечены как мавзолей Кырык-Шопан (Сорока Пастухов) 13 века, а интернет этого названия не знает:

У входа на холм со стороны главных ворот – мавзолей Мазлумхан-сулу, который очень любят искусствоведы: мало того, что он совершенно самобытен в хорезмской архитектуре, так ещё и основательно заглублён в землю, выглядывая наверх лишь крышей и куполами. Наука утверждает, что он был построен на рубеже 13-14 веков, при Золотой Орде, и бы изначально то ли дворцом, после смерти хозяина закопанным в землю до крыши и превращённым в мавзолей, то ли в его основе – изначально подземный домусульманский храм, перестроенный в более поздние века. Как бы то ни было, постройка хотя и донельзя среднеазиатская, а прямых аналогов у неё нет:

Кто в нём похоронен – не знают даже археологи, а легенда гласит, что Мазлумхан-сулу была дочерью местного правителя, полюбившей простого зодчего. Ну, о том, что зодчих обижать нельзя, я минимум три легенды приводил в Хиве, в Хорезме это явно была профессия чтимая до священного. Здесь легенда гласит, что узнав о страсти царевны, хорезмшах объявил завидомо невыполнимое задание – руку его дочери получит тот, кто за одну ночь построит башню до неба. Зодчий, однако, был так окрылён своей любовью, что задание выполнил, и вероломный хан попросту не сдержал обещания и прогнал зодчего куда подальше. Однако в ту же ночь они с царевной снова тайно встретились и бросились вниз с вершины башни. Раскаявшийся хан велел похоронить их в одной могиле, а минарет провалился в землю, из башни до небес став колодцем до самого ада.

У мавзолея очень красивое, хотя и очень сдержанное, убранство, опять же столь необычное, что о нём пишут монографии. “Вечная” глазурь средневекового Туркестана, зороастрийские “птички”-фаравахары да странные фигуры по углам, в которых я вижу силуэты животных вроде обезьян или оленей.

Напротив ещё один мавзолей, на схеме отмеченный как “мавзолей Мадамин-хана, 18-19 век”, и опять же напрочь неизвестный интернету. Такое же имя носил туркменский курбаши (атаман басмачей) Мадамин-хан, но это явно не про него. однако может быть какой-то его предок или просто местный бай? В общем, мало ли в туркестанских песках мавзолеев? Самое интересное здание Миздакхана – вон там, на заднем плане:

Это Мировые часы, и легенда о них проста и потрясающе красива. Как уже говорилось, Миздакхан молва считала могилой первочеловека, будь то гяурский Гайомарт или Адам, мусульманам такой же свой, как христианам. Так вот, по легенде, Мировые часы – это и есть его мавзолей, и с того момента, как он был построен, каждый год из его стен выпадает по одному кирпичу, таким образом ведя обратный отсчёт до Конца Света. Рассыпался он пока меньше, чем почти наполовину, так что ещё несколько тысяч лет у нас есть.

Гайомарт, если это правда его культ, был сыном Ахура-Мазды (Ормузда) то ли от его же дочери-богини земли Спандармат, то ли возник из пота и слёз божества в борьбе с “дьяволом” Ангра-Маинью (Ахриманом). От современных людей первочеловек был весьма далёк, огромный, сияющий, как Солнце и равный по всем трём измерениям. Он, по преданию, убил Арезура и оседлал Ахримана, но в конце концов был им же пожран, и то ли из пролившейся крови, то ли из скрытого семени Гайомарта пророс куст ревеня, из цветов которого вышли первые люди “современного типа”, само собой мужчина и женщина. И когда настанет Конец Света, Гайомарт воскреснет первым из умерших, и половина солнечного света достанется ему, а половина – всем остальным людям. То есть он восстанет вон из тех руин, когда упадёт последний кирпичик:

Читайте также:
Выбираем пункт "Заграничный паспорт нового образца"

Ещё Мировые часы называют мавзолеем Ережеп-халифа, или правильнее Раджаб-халифа – по легенде, это был мусульманский проповедник времён становления ислама, а само это здание при его жизни служило медресе, а посмертно стало мавзолеем. Раджаб – седьмой месяц арабского календаря, а у Раджаб-халифа было семь учеников, этаких хорезмийских апостолов – отсюда и семикаменные пирамидки. Ну а циничные археологи в своё время раскопали мавзолей, и обнаружили под ним не равновеликого Гайомарта, не Адама и даже не старого шейха, а безвестную женщину, умершую в 15 веке. Сам же мавзолей датируют чуть ли не 8 веком, и это возможно старейшее здание всей Средней Азии (другой претендент – мечеть Хазора под Навои).

Ходить тут стоит очень осторожно, потому что обрушить чужую пирамидку – это очень дурной знак. С собой же что-то забрать – и вовсе гарантировано навлечь на свою голову проклятие.

За полем каменных всходов – вид на весь Миздакхан. Он стоит на трёх холмах – крепость на Западном, древний некрополь на Восточном, а новый некрополь – на Южном. Вид на те далёкие мазары сквозь эти пирамидки – на заглавном кадре:

Целый сказочный город, даром что эти мавзолеи моложе хрущовок. На куполе одного из них – человек, видимо штукатурит:

Обычные могилки обычных каракалпаков:

Как на ладони и Гяур-Кала – одна из сотен глиняных крепостей Хорезма, вроде уже знакомых Гульдурсун, Топрак-Кала или Аяз-Кала разных времён. С той лишь разницей, что она моложе, отстроенная после нашествия монголов:

К её руинам я не ходил, может быть зря:

Где-то там Туркмения, шатровые мавзолеи и высочайший в Туркестане минарет Куня-Ургенча. Хочется попасть и туда, когда-нибудь.

Из отмеченного на схеме я так и не нашёл мечеть Яты-Белгисиз 12-14 веков, и название её явно отсылает к какой-то ещё символической семёрке (“яты”, “жеты” – это “семь”). Ближе к центру некрополя находится ещё одно загадочное место – мавзолей Шамун-Наби о семи куполах:

Шамун-Наби – персонаж пожалуй даже более загадочный, чем Раджаб-халиф, но большинство легенд сходятся на том, что главный в миздакханском сборе святых именно он. Говорят, это был проповедник, пришедший сюда задолго до первых мусульман, но уже тогда предвозвещавший грядущую истинную веру. Шамун – явно созвучно с именем Симон, и возможно это что-то вроде легенд о проповедях Андрея Первозванного в Киеве? Ведь апостолы после вознесения Христа разошлись по всему свету и легенды находят их следы вплоть до Полярного круга и Тихого океана. Среди апостолов был Симон Канонинт, да и у Петра, хранителя райских врат, полное имя Симон Пётр, а в домусульманской Средней Азии было сильно несторианство. Легенд о Шамуне-Наби вообще много, и общее в них только то, что он проповедовал здесь ещё до принятия ислама. Так, в одном из преданий он был проповедником-воином, и вызвал на поединок царя Гяура (Неверного) – тот согласился из гордости, но в пылу схватки бросил под ноги Шамуна круглых зёрен, богатырь подкатился на них и упал на колени, однако раньше, чем Гяур успел бы обезглавить героя, Шамунов пёс почуял беду, прорыл подземный ход и растерзал злодея. Шамун, однако, не вынеся позора, что встал перед гяуром на колени, отсёк себе ноги, которые вновь обретёт лишь на Божьем суде. У мавзолея, как бы то ни было, шест пира (покровителя), по-хорезмски ветхий и лишённый флага:

По легенде, Шамун-Наби после смерти продолжает расти – нередкий образ в Узбекистане, например Святой Даниил в Самарканде так разросся до 18 метров, а Султан-баба в своём мавзолее близ нынешней станции Беруни – до 33 метров, ну а саркофаг Шамун-Наби сейчас 25 метров длиной. В пользу того, что он правда растёт, косвенно свидетельствует возраст мавзолея – он построен в 18 веке, а предыдущий на его месте – в 16-м. Саркофаг при этом, как установили археологи, пуст, так что растёт в любом случае не физическое тело. Самая страннная гипотеза, что я слышал, утверждает, что в огромный саркофаг первоначально положили кости динозавра, обнаружившиеся на дне пересохшего русла Амударьи в конце 16 века – тот поворот реки в Арал то ли от Каспия, то ли от Сарыкамыша обескровил Старый Ургенч и заставил хана переезжать в Хиву, и версия о том, что мавзолей Шамуна-Наби как-то связан с той катастрофой, встречается и без костей динозавра. Саркофаг напоминает накрытый давным-давно стол с окаменевшими от времени и скорби лепёшками:

Наконец, от Шамуна-Наби можно подняться на Джумарт-Кассап. Последнее слово значит “мясник”: по одной из легенд здесь похоронен мясник Джумарт, во время большого голода безвозмездно кормивший людей. но имя его уж очень созвучно с именем Гайомарда, а слово “кассап” напоминает “касба” (“замок”), то есть название этого места может значить Замок Первочеловека. Археологи предполагают, что это руины зороастрийской “башни молчания” вроде Чильпыка – чтобы не осквернять “нечистым” трупом святые землю и огонь, усопших сносили на плоские башни, где их плоть утилизировали грифы да шакалы, после чего кости складывались в глиняные ларцы-оссуарии. Впрочем, нынешний Джумарт-Кассап ассоциируется явно с жизнью, а не смертью: по четвергам на рассвете сюда приходят бесплодные женщины, чтобы Господь послал им дитя – по поверью, для этого надо скатиться с вершины Джумарта, сделав ровно 7 кувырков. В конце концов, согласно поверию, здесь лежит общий предок каждого из нас, а земля пропитана его семенем и кровью.

Виды с кургана. Внизу все эти лестницы да носилки с могил, вдали Гяур-кала, справа Шамун-Наби и Мировые часы, а слева домик шиикши – хранителя кладбища. Видны и как бы раскопанные могилы: тут можно вспомнить погребальный обряд, описанный у фото №29-30 – по прошествии нескольких лет бревна, положенные над усопшим, прогнивают и земля на могиле проваливается, это означает что душа усопшего очистилась.

Правее Мировых часов – мавзолей Мазлумхан-сулу и вход, через который мы сюда попали:

Самые таинственные из виденных мной древности на фоне прозаичной ходжейлинской промзоны. Как же я люблю такие контрасты!

Могилы, могилы, могилы. Поток желающих разделить посмертную землю с Адамом не оскудевает, а лестницы на Судный день уже приготовлены:

Читайте также:
Автобус 624: Расписание Маршрут, Москва Общественный наземный транспорт.

Напоследок повстречался мне и сам шиикши, хранитель древностей, и хотя скорее всего утром он поедет к жене и детям в Ходжейли, тут сложно отделаться от ощущения, что он так и живёт на Миздакхане не первую тысячу лет. У туристов он просит какой-нибудь символический подарок, вещицу просто на память, и у меня из таковых нашлось лишь 200 казахских тенге (примерно 50 рублей). И такие символические подарки, вещи из рук людей со всех концов Земли, тоже копятся понемногу у могилы их всеобщего предка.

В следующей части закончим рассказ о Хорезме на бывшем дне Аральского моря.

ХОРЕЗМ-2015
Обзор поездки и оглавление серии.
Ташкент и окрестности – см. оглавление.
Бухара, Навои и окрестности – см. оглавление.
Чильпык и общий колорит Хорезма.
Элик-Кала
Топрак-Кала и Гульдурсун.
Аяз-Кала и ночь в юрте.
Хорезмская область.
Ургенч. Город и троллейбус.
Хива. Виды сверху, ремёсла, детали.
Хива. Дворцы Ичан-Калы.
Хива. Вдоль стен Ичан-Калы.
Хива. Ичан-Кала, улица Пахлаван-Махмуда.
Хива. Ичан-Кала, закоулки и медресе.
Хива. Дишан-Кала, или Внешний город.
Хива. Дворцы окраин.
Каракалпакия.
Нукус. Столица Каракалпакии.
Миздакхан. У мировых часов.
Муйнак. У засохшего моря.

Незнакомые слова и непонятные ситуации – см. по ссылкам ниже.

Мавзолей Святого Даниила (Ходжа Данияра) в Самарканде

Всем известно, что у мусульманства и христианства и иудаизма единые корни. Многие святые едины в двух этих религиях, только их имена произносятся по-разному. Святой ветхозаветный пророк Даниил в христианстве соответствует Ходжа Данияру в исламской религии. Могила этого святого находится в Самарканде. Учёные до сих пор не выяснили, истинная она или ложная, так как в мире ещё несколько гробниц претендуют на звание усыпальницы этого святого. Однако сюда уже несколько столетий сюда приезжают и христианские, и иудаистские и мусульманские паломники, чтобы поклониться мощам святого.

Мы рекомендуем:

Культурно-познавательный тур по Узбекистану «Под голубыми куполами Мараканды»: Ташкент – Самарканд – Бухара – Хива – Ташкент (от 630$). Увлекательный тур познакомит вас с древней историей и культурой нашей страны, всемирно известными древними памятниками Самарканда, Бухары, Хивы. Эти города до сих пор хранят в себе память об Александре Македонском, Чингиз-хане, многочисленных торговых караванах Великого Шелкового пути. Здесь пульсировало культурной жизнью сердце могущественной империи Тамерлана. Высокие и элегантные минареты, грандиозные медресе и мечети, средневековые дворцы и мавзолеи, украшенные изумительными керамическими орнаментами, неповторимая суета и колорит восточных базаров, сказочные легенды, теплое гостеприимство и древние традиции местного населения оставят неизгладимое впечатление в вашей памяти.

Согласно легенде, прах святого сюда привёз сам Амир Темур, здешний правитель ещё на рубеже 14 и 15 века. В то время Темур пытался захватить маленький и неприметный город Сузы в Иране. У него была лучшая во всём мире на то время армия, в которой были только отборные бойцы. Однако правителю никак не удавалось захватить город. Тогда местные мудрецы сказали Темуру, что он никогда не сможет добиться успеха, ведь город Сузы находится под покровительством святого Даниила. Темур приказал остановить осаду, но за это забрал с собой прах святого и с ним уже вернулся в Самарканд, чтобы там построить мавзолей.

С тех пор Ходжа Данияр покровительствует и Самарканду, защищая его от всяческих несчастий. Мавзолей его построен из сероватого кирпича с красными прожилками. Здание не отличается особой роскошью. Однако сама могила, безусловно, вызывает интерес, так как она непомерно длинная. Этот беломраморный саркофаг около 8-ми метров в длину, что, конечно, слишком много для человеческих останков. Почему же? Мнения разнятся.

Одни говорят, что святой Даниил постоянно растёт внутри могилы, и она увеличивается вместе с ним. Более правдоподобная версия гласит, что прах был специально развеян (или случайно просыпан), и саркофаг пришлось строить длинным, чтобы он покрыл все частички праха.

Кроме самой гробницы, которая очень почитаема у местных жителей и у приезжих паломников, у подножия холма, на которой она возведена, имеется и особый ручей. По легенде она обладает целительной силой. Многие приходят сюда, чтобы испить этой святой воды, и просят у пророка Даниила здоровья, помощи и, конечно же, удачи.

Круглосуточно и без выходных отвечаю на ваши вопросы по организации поездки в Узбекистан.

mail@uzbekistantravel.ru (E-mail консультация 24/7)

+998903238773 (whatsapp, viber, telegram)

7 причин путешествовать вместе с нами

  1. Без посредников – Мы местный туроператор по Узбекистану и Ср. Азии с офисом в Ташкенте, а также прямой поставщик услуг с реальными ценами, без агентских накруток (лицензия).
  2. Это значит, что Мы с Вами от начала до конца: консультируем, встречаем в аэропорту, размещаем в отелях, обеспечиваем комфорт и безопасность в течение всего тура, провожаем домой отдохнувшими и счастливыми.
  3. Мы – одна из немногих туркомпаний в СНГ, обладающих уникальным опытом организации туров по всей Средней Азии (Узбекистан, Таджикистан, Кыргызстан, Туркменистан, Казахстан).
  4. Большинство популярных сегодня туристических маршрутов по древним городам Великого шелкового пути были разработаны именно нашими гидами.
  5. Организуем индивидуальные туры любой сложности. Если Вы не нашли подходящий тур на сайте, мы разработаем маршрут на основе Ваших пожеланий.
  6. Полноценные онлайн консультации, которые ни к чему Вас не обязывают.
  7. Более 25 лет на рынке, тысячи благодарных туристов (фото отзыв с недавнего тура).

Как проходят наши туры? Смотрите в этом видео

Природа и горы Узбекистана

Отзывы

Cемья Голенковых

Семья Голенковых искренне благодарит коллектив компании АзиаТревел и отдельно господина Шухрата за великолепный отдых на гостеприимной Узбекской земле. Весь эмоциональный восторг и умиленную эйфорию тяжело структурировано выразить. Читать отзыв полностью

Елена Полякова

Татьяна, здравствуйте! Все было просто прекрасно! Как волшебная сказка. Особенно благодарны гиду Илхому, гиду по Хиве (к сожалению, не запомнили имя, только то, что он – брат Тимура), а также водителю Николаю. Отели везде были хорошие, комфортные. Завтрак вкусный. Теперь всем советуем поехать в Узбекистан! Будем рекомендовать вашу фирму.

Семья Зборовскиx

Дорогие Татьяна и Шухрат! Благодарим Вас за замечательно организованный тур. Все 10 дней мы были окружены вниманием и заботой и со стороны гидов и со стороны водителей. Это нам особенно понадобилось, когда мы попали в сложную ситуацию в Бухаре. Мы оценили большое преимущество индивидуального тура. Была возможность даже немного отклониться от программы, когда это понадобилось Еще раз большое спасибо. Особая благодарность Акбару за дыни, которые он для нас выбирал.

Читайте также:
5 способов проверить номер отеля на наличие клопов

Прогулка по Самарканду (49 фото)

Самарканд долгое время был духовным и научным центром ближнего Востока, в нем сохранилось множество памятников, по которым можно проследить эпохи города. За день мы прошлись по всем ключевым пунктам, я услышал много легенд, которые сложились за два с лишним тысячелетия жизни этого города…

В Узбекистане второй национальный язык – русский, на нем говорят почти все. Никаких притеснений русскоязычного населения я не заметил – разговаривал об этом с нашими соотечественниками и они подтвердили…

Поезд, на котором мы приехали, называется Афрасиаб, в честь древнего города, располагавшегося на месте нынешнего Самарканда:

Сервис очень неплохой: на перроне тебя встречают нарядные и вежливые бортпроводники:

Вагон внутри напоминает наш Сапсан. Есть монитор с данными скорости движения – в какой-то момент заметил 220 км/ч:

Пока ехали по стране, я заметил множество тополей. У узбеков есть традиция – когда рождается ребенок, родители сажают несколько десятков тополей. Делается это с расчетом на то, чтобы в будущем – когда вырастет ребенок и деревья, – можно было построить из них дом.

Город делится на три части – Новый, Старый и Древний. Самарканд – ровесник Рима. Самый известный правитель – Амир Тимур, известный нам более как Тамерлан. Также знаменит его внук Улугбек и Бобур, который ушёл из Самарканда в Индию и основал там Империю Великих Моголов. Ту самую, что позднее завоевали англичане.

В Самарканде все ездят на одних и тех же автомобилях: 80% автопарка – либо Дэу, либо Шевроле. Когда-то в Узбекистане было производство Уз-Дэу, которое впоследствии обанкротилось и продало завод Шевроле, поэтому здесь частенько можно увидеть машины с обоими бренд-значками:

Первое, куда мы пришли – могила пророка Даниила:

16 лет назад, в Самарканд приезжал Алексий Второй, наш патриарх. Близость к библейскому пророку произвела на него такое впечатление, что он провел на святом месте более полутора часов, вместо запланированных 20 минут. Он обратил внимание на старое высохшее миндальное дерево, освятил его, а на следующий год сухостой вдруг снова дал побеги. Об этом рассказывают, как о чуде, хотя и добавляют, что подобное среди деревьев встречается:

А это сама могила пророка Даниила. Считается, прах пророка привез Тамерлан, однако до конца нет уверенности – одни историки считают, что правитель привез часть мощей святого, другие говорят, что горсть земли с места захоронения. Считается, что могила пророка постоянно растет, и тут тоже нет единого мнения почему – то ли мощи увеличиваются со временем, то ли могила специально сделана большой, чтобы скрыть останки от мародеров. На сегодняшний день длина могилы – 20 метров:

В самом конце зала лежит камень. Считается, что если трижды его поднять и загадать желание, то оно исполнится:

Настоятель. Семь поколений его предков также были хранителями праха Даниила:

Рядом с могилой продают сувениры:


Неподалеку святой источник. Можно набрать воды или попить из общих пиалок, которые стоят рядом:

Кстати, на этом месте несколько лет назад обнаружили останки древней мечети, предположительно 14 века:

А это уже Шахи Зинда – комплекс мавзолеев самаркандской знати и святых отцов Ближнего Востока. Название переводится как «живой царь», и с ним тоже связана легенда. Считается, что двоюродный брат пророка Мухаммеда, Кусам ибн Аббас, пришел в Самарканд в составе арабского войска. И вот, во время одной из вылазок сопротивляющихся зороастрийцев, он был ранен, но сумел скрыться в какой-то расщелине. Войско долго искало своего предводителя, пока он не приснился всем солдатам, сказав, что он жив и находится в раю, куда Господь вынес его из расщелины:

Этот балкончик с навесом называется айван – он есть практически в каждом молельном доме при мечетях:

40 ступеней Шахи Зинды. Считается, если количество ступеней, подсчитанных при подъеме и спуске, совпадет, человек очищается от грехов. На самом деле, в основе этого поверья лежит более глубокая и мудрая легенда. Раньше некоторые паломники совершали сорокадневный молебен, поднимаясь каждый день на ступень выше.

С лестницей также связана легенда о Бахауддине Накшбанди, знаменитом суфийском мастере. Во время его поста, когда он дошел до последний ступени, на него со стороны мавзолеев вдруг понесся всадник на лошади. Все решили, что сейчас он затопчет старца насмерть, но мастер не испугался и не отступил. Всадник остановился рядом с ним, и оказалось, что это сам Кусам ибн Аббас решил проверить духовного мастера на вершине его путешествия:

А это мавзолеи. В комплексе есть безымянные гробницы: раньше считалось, что в таких местах похоронены знатные и известные люди, и подписывать их необязательно:

Глазурь 14-го века прекрасно сохранилась:






На выходе на нас налетели цыгане, хотя приставали несильно. Кстати, немного позже, в Регистане, цыгане сами дали мне денег, узнав, что я коллекционирую купюры. Цыганка дала редкую купюру в пять сум. Редкая она, потому что не используется в расчетах – 1000 сум равны 10 рублям. Это был первый случай в моей жизни, когда цыганки дали денег мне, а не просили их у меня:

Обсерватория Улугбека – внука Тамерлана. Если Тамерлан и все остальные родственники были военными, Улугбек был ученым. Кроме прочего, он увлекался астрономией и даже построил обсерваторию:

Сейчас это популярное место для свадебных прогулок:

Здание обсерватории, к сожалению, разрушилось и осталось только его подземная часть:

Впрочем, даже по ней можно оценить насколько умным был Улугбек:

Воссозданная модель обсерватории: в ее основе был огромный секстант, с помощью которого Улугбек рассчитал множество координат небесных светил:

Одна из самых красивых улиц Самарканда. А все машинки белые, потому что летом очень жарко:

А это Гур Эмир – фамильный мавзолей Тамерлана и его родственников:

Читайте также:
Все что необходимо знать о сервисе Busfor в 2022 году

Тамерлан лежит в центре, рядом могилы Улугбека, сыновей и внуков, а также духовного наставника. Тамерлан был суеверен – это связано с его первой и единственной ничьей в сражении, вызванной, как он посчитал, колдунами:

Но на самом деле настоящая гробница находится этажом ниже и закрыта на замок:

Такое решение было принято в связи с тем, что многие посетители увековечивали свой визит надписями «Здесь был Вася» на стенах:

Это Регистан – некогда религиозный центр Самарканда и всего Ближнего Востока. В Регистане много медресе – школ, где совмещают духовное и светское образование. Самой первой и старой является, разумеется, медресе Улугбека:


На один из минаретов мне разрешили подняться:

Подъем был очень сложным – ступеньки, мне показалось, были высотой сантиметров 40:


До меня тут уже было немало любопытствующих, некоторые из которых решили вписать себя в историю:

А так выглядит золотая мечеть в медресе Тиля-кори (центральная часть Регистана):

После этого мы поехали на самаркандский винный завод имени Ховренко:

Некогда процветающее предприятие сегодня не выдерживает конкуренции маленьких производств и работает не на всю мощность – практически все эти бочки пусты:

Недавно работники нашли замурованный погреб в стене, в котором оказались запасы старого вина:

В этом самом погребе прошла небольшая дегустация:

А это – местные блогеры, с которыми мы гуляли по городу.

Пенсия в Москве в 2022-2022 году: какие доплаты и надбавки до минимальной пенсии ждут москвичей

Пенсия в Москве в 2022 и 2022 году будет проиндексирована. Смотрите, какая доплата ждет пенсионеров, и каким станет размер минимальной пенсии в Москве и Московской области в 2022 – 2022 году.

На этой странице мы подробно разберем:

1. Как будет происходить индексация пенсий в Москве в январе, апреле и августе 2022 и 2022 года;

2. Каков размер прожиточного минимума и городского социального стандарта в столице;

3. Какой, соответственно, будет величина минимальной пенсии для разных категорий москвичей;

4. Какую минималку получат жители Московской области.

Как будет проходить индексация пенсии в Москве в 2022-2022 году

В целом ежегодный процесс увеличения пенсии в Москве происходит также как и во всей России – в три этапа.

1 С 1 января в стране повышается страховая пенсия для неработающих пенсионеров. В 2022 году увеличение составило 6,3%. Размер пенсионного балла увеличился до 98,86 рублей. Величина фиксированной выплаты вырос с 5 686,25 до 6 044,48 руб.

Плановые параметры индексации 2022 года тоже известны.

Ожидается, что страховые пенсии неработающих пенсионеров ждет индексация с 1 января 2022 года на 5,9% .

Размер фиксированной выплаты и стоимость пенсионного коэффициента, исходя из которых складывается страховая пенсия, после январского повышения 2022 года составят 6401,10 рубля и 104,69 рубля соответственно. Подробности здесь >>

Отметим, что рост пенсий окажется немного больше ожидаемого уровня инфляции в 2022 году, который сегодня прогнозируется ЦБ на уровне 4,7 – 5,2%. Почему мы акцентируем на этом ваше внимание? Да потому, что раньше пенсию повышали на уровень инфляции. А теперь, по указанию Путина, стараются подогнать таким образом, чтобы выплаты увеличивались в среднем на 1 000 рублей. Чтобы узнать, на сколько с 1 января 2022 года повысится именно ваша пенсия, надо ее сегодняшний размер умножить на 0,059 (5,9%).

2 Весной в России происходит повышение пенсий по государственному обеспечению, в том числе социальных. С 1 апреля 2022 года они увеличились на 3,4%. В результате средний размер соцпенсии выррос до 10 183 рублей.

Точных данных по индексации социальных пенсий в апреле 2022 года пока нет. Но в бюджете Пенсионного фонда (№388-ФЗ от 08.12.2020) на предстоящие три года, принятом Госдумой осенью 2022 года, запланировано увеличение социальной пенсии в 2022 году на 8,5%. Подробнее о социальных пенсия можно узнать здесь >>

3 В августе 2022 года вырастут страховые пенсии у пенсионеров-москвичей, которые работали в 2022 году. Максимальная прибавка будет такая же, как и ранее – денежный эквивалент трех пенсионных баллов, то есть около 296 рублей. В 2022-м прибавка будет такой же – не более 3 пенс. баллов.

Теперь напомним о двух видах минимальной пенсии в Москве.

Минимальная пенсия в Москве в 2022 году

Минимальный уровень дохода пенсионера в столице, как уже было сказано, бывает двух видов:

1. для тех, кто прописан в Москве меньше 10 лет – это размер Прожиточного Минимума Пенсионера (ПМП).
2. для тех, кто зарегистрирован в столице больше 10 лет – это величина Городского Социального Стандарта (ГСС).

Начнем с первой цифры.

Доплата к пенсии до Прожиточного Минимума

Как известно, пожилые люди в России не могут получать пенсию ниже величины среднегодового Прожиточного Минимума Пенсионера (ПМП) на территории проживания. Если начисленная пенсия оказалась меньше этой планки, то из бюджета дополнительно выплачивается Региональная Социальная Доплата (РСД) к пенсии. Таким образом доходы пенсионера поднимают до величины ПМП.

Напомним, кстати, что правила предоставления этой самой социальной доплаты сейчас сильно изменились. Теперь процесс проходит в 3 этапа.

1. Сначала высчитывается размер прибавки, которая получается за счет индексации.
2. Потом пенсию доводят социальной доплатой до прожиточного минимума (ПМП).
3. А уже следом к ПМП прибавляют сумму индексации.

По этой же причине теперь сложно говорить о точном размере минимальной пенсии в том или ином городе. Она немного выше, чем прожиточный минимум, но у всех по-разному – на величину индексации. Тем не менее, в этой публикации будем считать, что минимальная пенсия условно равна прожиточному минимуму пенсионера в его регионе.

В 2022 году величина прожиточного минимума пенсионера в городе Москве была установлена в размере 12 578 рублей. Значит можно считать, что минимальная пенсия в 2022 году в Москве с учетом Региональной Социальной Доплаты составляла 12 578 рублей.

На 2022 год Прожиточный Минимум Пенсионера в Москве решили увеличить на 918 рублей. Соответствующий документ подписал столичный мэр Сергей Собянин.

В 2022 году величина прожиточного минимума московского пенсионера установлена в размере 13 496 рублей . Соответственно, эту цифру и можно условно считать минимальной пенсией в МСК в этом году.

Читайте также:
Карта Сахары, где находится Сахара на карте мира

Но эта «минималка» установлена для приезжих пенсионеров – тех, кто зарегистрирован по месту пребывания по месту жительства в Москве в общей сложности менее 10 лет.

Для московских старожилов действует другая минимальная пенсия. Ее подгоняют под Городской Социальный Стандарт Минимального Дохода.

Доплата к пенсии до размера Городского Социального Стандарта

Для начала быстро уясним.

Что такое Городской Социальный Стандарт в Москве?

Городской Социальный Стандарт — это минимальный ежемесячный доход пенсионера, имеющего регистрацию в Москве сроком не менее 10 лет. Он был введен Постановлением Правительства Москвы от 01.11.2011 г. Если пенсия москвича с 10-летним стажем меньше ГСС, то ему начисляется особая выплата из бюджета до размера ГСС.

То есть это примерно тоже самое, что Прожиточный Минимум для пенсионеров, прописанных в столице меньше 10 лет. Только он выше!

Кто имеет право на доплату?

Доплата к пенсии до величины Городского Социального Стандарта (ГСС) устанавливается неработающим пенсионерам и отдельным категориям работающих пенсионеров и инвалидов, зарегистрированным по месту жительства в Москве и имеющим продолжительность такой регистрации не менее 10 лет в общей сложности (включая время проживания на присоединенной к Москве территории).

В 2022 году размер Городского Социального Стандарта составлял 19 500 рублей. Такой же, соответственно, была и минимальная пенсия для тех, кто прожил в столице больше 10 лет.

В 2022 году величина Городского Социального Стандарта будет проиндексирована на 3,7% и повысится с 19 500 до 20 220 рублей. Об этом заявил глава департамента труда и соцзащиты населения столицы Евгений Стружак, сообщает издание «Интерфакс-Россия».

Таким образом, минимальная пенсия для неработающих пенсионеров со стажем проживания в Москве более 10 лет в 2022 году вырастет до 20 220 рублей..

А что же работающие пенсионеры?

Если неработающие пенсионеры, прожившие в Москве больше 10 лет, могут претендовать на региональную социальную доплату к пенсии до размера 20 200 рублей. То их работающие соседи, имеющие московскую прописку больше 10 лет, получают ежемесячную компенсационную выплату к пенсии. Как видим, название доплаты / выплаты разное, но смысл практически не меняется. Все равно и неработающим, и работающим подгоняют пенсионные пособия до уровне Городского Социального Стандарта в размере 20 220 рублей.

Правда для работающих пенсионеров есть ряд ограничений. Например, для получения этих выплат надо чтобы средняя зарплата за последние полгода не превышала 20 тысяч рублей и тому подобное.

Ежемесячная городская денежная выплата в Москве

У москвичей есть много разных социальных выплат для разных категорий граждан: ветеранов войн, инвалидов, семей с детьми и т.д. Но есть одна, о которой, на наш взгляд, тоже необходимо упомянуть в этой публикацией. Хотя она и не имеет прямого отношения к размеру минимальной пенсии. Это Ежемесячная Городская Денежная Выплата (ЕГДВ).

Ее могут получать некоторые граждане предпенсионного возраста и пенсионеры по старости, проживающие в Москве, не получающие выплаты как федеральные льготники.

Ветераны труда и приравненные к ним лица

Реабилитированные граждане и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий

*) Указан размер в 2022 году.

Обратим внимание на Ветеранов труда, ведь их по стране довольно много. Так вот московские Ветераны труда имеют право на дополнительную 1000 рублей в месяц. Но при одном условии: надо чтобы их денежный доход за 12 месяцев не превышал 1 миллиона 800 тысяч рублей.

Минимальная пенсия в Московской области в 2022 году

Пожилые люди в России, как уже говорилось выше, не могут получать пенсию ниже величины среднегодового прожиточного минимума для пенсионера на территории проживания.

Например, в 2016 году прожиточный минимум пенсионера в Московской области был установлен в размере 8 950 рублей. Его, как водится, повышали на какую-то величину. Для наглядности мы даже свели его размеры за разные года в таблицу:

Изменение прожиточного минимума пенсионера в МО

Величина прожиточного минимума пенсионера в Московской области на 2022 год сначала была установлена в размере 10 107 рублей. Так решили депутаты Мособлдумы (Закон Московской области № 183/2020-ОЗ от 29 сентября 2022 года). Но затем эту сумму решили увеличить еще 541 рубль.

В итоге уровень прожиточного минимума для пенсионера на территории МО, а соответственно, и условный размер минимальной пенсии в Московской области на 2022 год достиг 10 648 рублей .

А как в других городах?

Прожиточный минимум пенсионера, который позволяет примерно определить минимальный размер пенсии, ежегодно устанавливается в каждом регионе России. О Москве и МО уже говорилось выше, а вот, например, его размеры в некоторых других субъектах РФ.

Прожиточный минимум пенсионера

Если интересно, данные по всем краям и областям России можно посмотреть здесь.

О какой пенсии мечтают сами москвичи

Мы рассказали о минимальных размерах пенсии в столице. А какой размер пенсионного обеспечения считают достойным сами москвичи? Ответ на этот вопрос дал сервис по поиску работы Superjob, который провел соответствующее исследование.

Оказалось, что жители Москвы назвали «достойной» пенсию в 43,9 тысяч рублей.

Это, кстати, самые большие пенсионные амбиции в стране.

Немного меньше хотят получать проживающие в Санкт-Петербурге – 42,2 тысяч рублей. На третьем месте ожидания жителей Владивостока (42 тыс. руб.). Затем следуют Хабаровск (41 тыс. руб.), Красноярск (39,8 тыс. руб.), Ростов-на-Дону (39,4 тыс. руб.) и далее по нисходящей. Пенсионные аппетиты жителей других городов еще ниже.

Полезные контакты

Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы

107078, г. Москва, ул. Новая Басманная, д. 10, стр. 1

Единая справочная служба города Москвы: 8 (495) 777-77-77

Прямая телефонная связь с руководством Департамента: 8 (495) 623-10-20 (по понедельникам с 15:00 до 18:00)

Министерство социального развития Московской области

123592, г. Москва, ул. Кулакова 20, к.1

Режим работы пн-чт 9:00–18:00; пт 9:00–16:45; сб–вс выходной.

Горячая линия: 8 (498) 602-84-50

Следите за этой публикацией, корреспонденты агентства деловой информации ТОП-РФ.ру обязательно дополнят ее, как только появятся более свежие новости о повышение пенсий в Москве и Московской области в 2022-2022 году!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: