Миграционная политика России: какой она должна быть?

Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 – 2025 годы

Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 – 2025 годы

(Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 31 октября 2018 г. № 622)

Общие положения

Настоящей Концепцией определяются цель, принципы, задачи и основные направления государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 – 2025 годы (далее – миграционная политика) исходя из анализа практики регулирования миграционных процессов и современного понимания национальных и глобальных проблем миграции.

Цель миграционной политики

Целью миграционной политики является создание миграционной ситуации, которая способствует решению задач в сфере социально-экономического, пространственного и демографического развития страны, повышения качества жизни ее населения, обеспечения безопасности государства, защиты национального рынка труда, поддержания межнационального и межрелигиозного мира и согласия в российском обществе, а также в сфере защиты и сохранения русской культуры, русского языка и историко-культурного наследия народов России, составляющих основу ее культурного (цивилизационного) кода.

Основные принципы миграционной политики

– комплексность решения задач миграционной политики с учетом решения задач социально-экономического, культурного, демографического и иного развития Российской Федерации;

– приоритет интересов Российской Федерации и российских граждан, постоянно проживающих на ее территории;

– учет многообразия региональных и этнокультурных укладов жизни населения Российской Федерации;

– координация деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере миграции;

– участие институтов гражданского общества в реализации миграционной политики при соблюдении принципа невмешательства в деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

– финансовая обеспеченность мер по реализации миграционной политики.

Задачи миграционной политики

– совершенствование правовых, организационных и иных механизмов, регулирующих и обеспечивающих: добровольное переселение в Российскую Федерацию на постоянное место жительства соотечественников, проживающих за рубежом, а также иных лиц, которые способны успешно интегрироваться в российское общество; въезд в Российскую Федерацию и пребывание на ее территории иностранных граждан, желающих развивать экономические, деловые, профессиональные, научные, культурные и иные связи, изучать язык, историю и культуру нашей страны, способных благодаря своей трудовой деятельности, знаниям и компетенциям содействовать экономическому, социальному и культурному развитию России;

– создание условий для адаптации к правовым, социально-экономическим, культурным и иным условиям жизни в Российской Федерации иностранных граждан, испытывающих сложности в адаптации, обусловленные особенностями их культуры и привычного жизненного уклада, а также иными факторами;

– создание благоприятного режима для свободного перемещения обучающихся, научных и педагогических работников в целях развития науки, профессионального образования, повышения уровня подготовки научных кадров и специалистов для отраслей экономики и сферы государственного управления Российской Федерации;

– создание условий для снижения диспропорции в размещении населения и решения задач пространственного развития страны;

– дальнейшее развитие механизмов и средств профилактики, предупреждения, выявления и пресечения нарушений миграционного законодательства Российской Федерации и коррупционных нарушений в сфере миграции, включая совершенствование мер ответственности за нарушение названного законодательства и законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции;

– оказание в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и законодательством Российской Федерации помощи иностранным гражданам, ищущим защиту на территории Российской Федерации.

Основные направления миграционной политики

– обеспечение простоты, прозрачности процедур и понятности условий: въезда в Российскую Федерацию, включая оформление виз; получения права на пребывание (проживание) в Российской Федерации, в том числе в целях осуществления трудовой деятельности; приобретения гражданства Российской Федерации;

– совершенствование механизмов реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом;

– повышение эффективности мер регулирования численности привлекаемых иностранных работников, в том числе исходя из реальной ситуации на российском рынке труда и тенденций ее изменения с учетом потребностей экономики Российской Федерации и интересов ее граждан;

– развитие механизмов организованного привлечения иностранных работников;

– обеспечение иностранным гражданам независимо от их миграционного статуса, уровня доходов и иных обстоятельств равных возможностей для получения государственных услуг в сфере миграции, в том числе информационных.

– повышение доступности образовательных услуг для иностранных граждан, включая совершенствование правил въезда в Российскую Федерацию и пребывания на ее территории иностранных граждан, в целях обучения в российских образовательных организациях;

– расширение возможностей для приглашения преподавателей из иностранных образовательных организаций в целях обучения российских граждан;

– обеспечение полноты, качества и доступности сведений о возможностях трудоустройства на территории Российской Федерации.

– совершенствование правовой основы противодействия незаконной миграции, в том числе регулирование ответственности лиц за нарушение миграционного законодательства Российской Федерации, в частности за представление поддельных или подложных документов и заведомо ложных сведений, содействие их представлению либо совершение фиктивных действий для получения иностранными гражданами прав на въезд в Российскую Федерацию, пребывание (проживание), осуществление трудовой деятельности на ее территории и приобретение гражданства Российской Федерации;

Читайте также:
Фотографии Иерихона

– обеспечение эффективного контроля за соблюдением требований трудового законодательства и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах работодателями, привлекающими и использующими иностранных работников;

– совершенствование порядка исполнения решений об административном выдворении иностранных граждан за пределы Российской Федерации и их депортации, а также порядка передачи иностранных граждан в соответствии с международными договорами Российской Федерации о реадмиссии;

– повышение эффективности профилактической, информационной и разъяснительной работы с гражданами, работодателями, заказчиками работ и услуг в целях предупреждения нарушений миграционного законодательства Российской Федерации;

– поддержание высоких стандартов и дальнейшее развитие механизмов оказания помощи иностранным гражданам, ищущим защиту на территории Российской Федерации, в соответствии с международно-правовыми обязательствами Российской Федерации и с учетом соблюдения интересов российских граждан.

Основные механизмы формирования и реализации миграционной политики

– осуществление на плановой основе мер по реализации миграционной политики;

– представление Президенту Российской Федерации ежегодного доклада Правительства Российской Федерации о ходе реализации миграционной политики;

– обеспечение качественной профессиональной подготовки должностных лиц государственных органов, занимающихся вопросами миграции;

– объективное информационное освещение вопросов миграции и реализации миграционной политики.

Новая концепция регулирования миграции в России

Член-корреспондент РАН, профессор кафедры прикладного анализа международных проблем Сергей Рязанцев — о новой концепции миграционной политики РФ.

Миграция является сегодня важным компонентом демографического развития страны, одним из источников компенсации демографических потерь и дефицита трудовых ресурсов. Последняя концепция регулирования миграционных процессов была принята еще в 2003 г. и явно не соответствовала времени и потребностям страны. В связи с этим несколько лет назад Федеральная миграционная служба России начала разработку проекта новой концепции миграционной политики страны. Ее вариант был вынесен на обсуждение широкой общественности в 2010-2012 гг. Наконец, 13 июня 2012 г. Президент В.В.Путин утвердил концепцию государственной миграционной политики РФ на период до 2025 г. Насколько новая концепция соответствует демографической ситуации, социально-экономическому развитию страны, практике регулирования миграционных процессов?

Первое. Нужно признать, что новая концепция содержит довольно много прорывных идей, которые помогут России регулировать миграцию в своих национальных интересах. Впервые миграция рассматривается не только как угроза для страны, но и как ресурс для ее развития. Государство признало, что «переселение мигрантов на постоянное место жительства в Россию становится одним из источников увеличения численности населения страны в целом и ее регионов, а привлечение иностранных работников по приоритетным профессионально-квалификационным группам в соответствии с потребностями российской экономики является необходимостью для ее дальнейшего поступательного развития» (пункт 7, раздел II). С приведенными в концепции формулировками трудно не согласиться; хочется верить, что они будут способствовать реальным изменениям в миграционной политике.

Второе. К сожалению, цель миграционной политики России в новой концепции сформулирована недостаточно четко (пункт 21, раздел III). Не может быть целью миграционной политики страны «обеспечение национальной безопасности РФ, максимальная защищенность, комфортность и благополучие населения России» (скорее, это может быть целью Концепции национальной безопасности или Концепции социального развития); «стабилизация и увеличение численности постоянного населения» (это в большей степени цель Концепции демографической политики); «содействие обеспечению потребности экономики России в рабочей силе, модернизации, инновационном развитии и повышении конкурентоспособности его отраслей» (это цель Концепции экономического развития). На мой взгляд, цель миграционной политики должна быть сформулирована более конкретно: «стимулирование внутренней миграции; сокращение эмиграционного оттока населения из России и стимулирование притока нужных для страны категорий иммигрантов на постоянное место жительства, работу и учебу в необходимых параметрах».

Третье. Впервые государство четко заявляет о необходимости развития внутренней миграционной подвижности российского населения: «Неблагоприятные тенденции наблюдаются во внутренних миграциях. Население Российской Федерации отличается низкой территориальной мобильностью (в том числе на локальном уровне) в сравнении с другими странами» (пункт 10, раздел II). Концепция предлагает целый блок направлений, которые позволят стимулировать внутренние миграции. Весьма ценно, что они носят характер снятия административных барьеров по регистрации и оформлению работников, предусматривают экономические инструменты стимулирования внутренних миграций, развитие транспортной инфраструктуры и рынка жилья.

Парадоксально, но на фоне огромного числа международных мигрантов в России внутренняя миграционная подвижность российского населения остается очень низкой. Данные переписи населения свидетельствуют о том, что 97% жителей России живут в месте рождения, т.е. никогда не перемещались в пределах своей страны. Во внутренних миграциях участвовали только 2 млн человек, или 1-2% населения. В России более 6,3 млн официальных безработных из числа российских граждан, множество молодых людей, пенсионеров и инвалидов, готовых работать в экономике, но при этом не имеющих такой возможности. При этом в Россию было привлечено только на легальной основе 2,5 млн трудовых иммигрантов, оценки незаконной занятости иностранных работников в России самой концепцией определяются в 3-5 млн человек (пункт 12, раздел II).

В настоящее время потоки внутренней миграции кардинально поменяли направление. Главным трендом внутренней миграции стали потоки россиян из северных и восточных регионов страны (Сибири, Дальнего Востока, Европейского Севера) в центральные и юго-западные регионы (Северный Кавказ, Центральную Россию). Массовый отток российского населения связан с отсутствием программ развития транспортной, жилищной, социальной инфраструктуры в этих районах, заброшенностью небольших городов и сельской местности, натурализацией хозяйства.

Читайте также:
Сколько лететь до Перми из Москвы

Четвертое. Впервые концепция миграционной политики поднимает вопрос интеграции мигрантов в российское общество. В частности, в пункте 17 раздела III признается, что «важными элементами государственной миграционной политики Российской Федерации является создание условий для адаптации и интеграции мигрантов…». Это вопрос для страны не просто актуален, он становится ключевым с точки зрения безопасности. Привлечение иммигрантов — это только половина дела, вторая часть вопроса — как их интегрировать в социальную и культурную среду, как ликвидировать культурную дистанцию и снизить напряженность в отношениях между местным населением и иммигрантами.

Исследования показывают, что на фоне роста компенсаторной роли миграции в формировании населения страны серьезно изменяется социально-демографический и этнический состав постоянных и временных трудовых иммигрантов. Основной приток иммигрантов на постоянное место жительства в Россию происходит преимущественно из стран СНГ: Казахстана, Узбекистана и Таджикистана. На протяжении 1990-х гг. это была «возвратная миграция» русских и представителей народов России, которые возвращались из бывших республик Закавказья и Средней Азии. Однако за последние годы существенно изменился этнический, образовательный, социальный состав иммигрантов из СНГ. Сокращается доля русских в потоке иммигрантов: в 1995 г. на них приходилось 74%, а в 2007 г. — лишь около 60%.

В потоках трудовой иммиграции преобладают выходцы из Центральной Азии, которые плохо владеют русским языком — даже для объяснения на элементарном уровне целей своего приезда в страну. Снижается уровень образования мигрантов, в трудовую миграцию в странах Центральной Азии все более активно вовлекаются сельские жители и социально незащищенные слои населения. В странах происхождения в трудовую миграцию вовлекаются совсем молодые люди, которые имеют только незаконченное или среднее образование, не имеющие опыта жизни в больших городах, элементарных навыков пребывания в городской среде, культуры поведения в обществе. Их низкий уровень культуры провоцирует негативное отношение к ним со стороны местных жителей.

Инфраструктура интеграции иммигрантов в стране пока практически не развита. В отличие от других стран мира, Россия не имеет в достаточном количестве курсов русского языка, культурно-адаптационных центров, консультационных пунктов, клубов по месту жительства мигрантов и пр.

Пятое. В новой концепции справедливо уделяется внимание учебной иммиграции в Россию. В частности признается, что «слабо используется миграционный потенциал российской системы образования. Образовательная (учебная) миграция — источник квалифицированных и интегрированных в стране иностранных граждан» (пункт 16 раздела III). Документ развивает абсолютно необходимую идею привлечения иностранных студентов в страну, тем более, что в условиях сокращения численности абитуриентов российские университеты уже в ближайшие годы столкнутся с проблемами набора студентов.

Образовательная иммиграция — это один из самых желательных миграционных потоков для страны. Он имеет экономические, геополитические и социально-демографические эффекты. К числу последних можно отнести увеличение молодежных возрастных групп в возрастной структуре населения, пополнение трудовых ресурсов, численности высококвалифицированных специалистов, развитие национальной системы образования. При всей значимости учебной миграции в настоящее время пока предпринимаются недостаточные шаги по продвижению российских образовательных услуг на зарубежных рынках, не ликвидированы препятствия с точки зрения трудового и миграционного законодательств. До сих пор иностранным студентам официально не разрешается работать в России за пределами своего вуза. Это автоматически выталкивает их в неформальный сегмент рынка труда. Существует много проблем с безопасностью, жилищными условиями.

Шестое. Новая концепция декларирует необходимость «создания условий и стимулов для соотечественников, проживающих за рубежом, эмигрантов… для переселения в Российскую Федерацию на постоянное место жительства» (пункт 24, раздел III). В 2008 г. власти 71 субъекта РФ представили информацию о разработке (доработке) проектов региональных программ переселения. Есть мнение, что программа потерпела крах. Тем не менее, в 2007-2009 гг. в рамках государственной программы в Россию переселились около 9 тыс. человек и еще около 27 тыс. находятся на различных стадиях переселения. Это, конечно, не те масштабы, которые ожидались, но это важный поток мигрантов для России.

Государственная программа заканчивается в 2012 г. Однако прекращать ее нельзя, она жизненно необходима не только России, но и людям, которые все еще хотят вернуться. До сих пор это единственная организованная программа переселения, которая имеет государственное финансирование. Она обеспечила небольшой миграционный прирост, но имела важное политическое значение — Россия стала принимать своих соотечественников (большинство из них русские и представители народов России), которые в советское время, после окончания вузов ехали по направлению государства («распределению») на работу в национальные республики, ставшие независимыми государствами.

Седьмое. Впервые в государственном документе подобного уровня заявлена необходимость привлекать инвесторов и предпринимателей с целью обретения ими постоянного места жительства в РФ. В частности, в концепции записано, что необходимо «создание условий для миграции в Российскую Федерацию предпринимателей и инвесторов» (пункт 24, раздел III). Это предложение — революционно! Еще никогда в России власти не заявляли о возможности предоставления вида на жительства или гражданства при условии инвестирования средств в национальную экономику. К сожалению, это тоже пока только декларация, хотя и очень правильная. Дело за малым — наладить инвестиционный климат, снизить налоги и конечно, отработать миграционные инструменты предоставления вида на жительство и гражданства иностранцам, готовым инвестировать средства в экономику страны.

Читайте также:
Blue Air - популярный бюджетный авиаперевозчик

Рассчитывать на массовый приток бизнесменов из Западной Европы, США, Японии не приходится, но очевидно, что этот канал может быть привлекательным для граждан СНГ, Китая, Вьетнама. Особое значение этот направление миграционной политики имеет для развития Дальнего Востока и Сибири. Новая концепция миграционной политики завершается пунктом 32 раздела VII, который дословно звучит так: «По итогам реализации третьего этапа предполагается к 2026 г. обеспечить миграционный приток населения в районы Сибири и Дальнего Востока». Может быть, и можно, только необходимы радикальные меры.

Восьмое. Новая концепция уделяет много внимания трудовой иммиграции в Россию. При этом в документе признается, что «система привлечения временных трудовых мигрантов и определение потребности в иностранной рабочей силе нуждается в совершенствовании» (пункт 14, раздел II). В пункте 24б раздела III приводится целый комплекс мер совершенствования миграционной политики по этому направлению. Все они нужны и важны. Трудовая иммиграция в Россию необходима, однако остаются вопросы. Например, почему с точки зрения значимости эта задача более приоритетна, чем работа с внутренними мигрантами? Каким образом будут рассчитываться потребности в иностранной рабочей силе? В каких регионах и отраслях необходимы трудовые мигранты?

Следует отметить прогресс российского законодательства в области регулирования трудовой иммиграции. В частности, 1 июля 2010 г. вступили в силу поправки в миграционное законодательство, которые дали определенные преференции высококвалифицированным специалистам. Власти декларировали также, что намерены минимизировать контакты профессионалов и их работодателей с ФМС. Это изменение соответствует заявленному в новой концепции положению (пункт 8, раздел III концепции). Однако оно работает только для крупных компаний, но не для университетов и научных институтов. Прежде всего, требуется кардинальное изменение отношения государства к финансированию науки.

1 июля 2010 г. вступили в силу поправки в закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», которые ввели правовую основу для легализации трудовых мигрантов, работающих у частных лиц. Эта мера стала революционной, поскольку по данным на начало 2012 г. вывела «на свет» около 1 млн иностранных граждан, ранее работавших незаконно в частных домохозяйствах. Доля иностранных трудовых мигрантов среди занятого населения на российском рынке труда оставалась относительно небольшой — всего 3-4%. Однако в некоторых отраслях эта доля была более заметной (например, в строительстве она достигла почти 20%). Иностранные трудовые мигранты по территории России распределяются неравномерно. Между официальными данными и реальными масштабами трудовой миграции в России по-прежнему существует значительный разрыв. Российское государство сейчас скорее фиксирует трудовую иммиграцию, чем управляет ею. В итоге, в России сформировался теневой рынок с фирмами-перекупщиками квот на иностранную рабочую силу. Квота у посреднических фирм стоит 25-30 тыс. рублей, вместо 2 тыс. рублей официальной государственной пошлины.

В новой концепции миграционной политики декларирована необходимость создания системы оценки потребностей в иностранной рабочей силе, которой пока не существует. Между тем, вопрос, сколько временных трудовых мигрантов, каких профессий и из каких стран необходимо привлекать, принципиален. В концепции следовало бы четко прописать сдержанную позицию в отношении приема иностранных трудовых мигрантов на основе прозрачной системы квотирования, когда квоты будут закреплены за конкретными работодателями, без права их перепродажи.

Девятое. К сожалению, в новой концепции слабо отражены проблемы миграционной статистики в России и пути их решения. В пункте 26в раздела V скромно сообщается, что нужно «развивать систему статистического наблюдения на основе административных систем учета населения и системы выборочных исследований….». На мой взгляд, адекватный учет миграции в России сейчас практически отсутствует. Прежде всего, информация о миграции носит разобщенный характер. Росстат фиксирует миграцию на постоянное место жительства российских граждан, а ФМС — временную трудовую миграцию иностранных граждан и численность иностранцев, получивших российское гражданство и т.д. Прежде всего, нужно создать единую информационную систему учета миграции. Для ее разработки необходимо создать рабочую группу в составе сотрудников заинтересованных ведомств (прежде всего, ФМС, Росстата, МВД, Пограничной службы, Минобрнауки) и ученых в области миграции.

Десятое. Ключевой проблемой для России становится эмиграция. В новой концепции, к сожалению, эта проблема вообще не рассматривается, только сообщается одним предложением в пункте 9 раздела II, что «продолжается эмиграционный отток из страны». Эмигранты также упоминаются только вскользь, в контексте возвратной миграции. Конечно, важно привлекать в Россию иммигрантов, но нельзя ничего не делать с эмиграционным оттоком. Начиная с 1989 г., из России в страны дальнего зарубежья выехало более 1,2 млн человек. Очевидно, что многие россияне не уведомляли государственные службы относительно своего трудоустройства за рубежом, но при этом работали легально. Эмиграция из России в страны дальнего (старого) зарубежья носит характер утечки умов: каждый пятый эмигрант имеет высшее образование.

Читайте также:
В Таиланде решили объявить войну курению

Эмиграционный потенциал среди ученых и высококвалифицированных специалистов в России остается очень высоким. По примерным оценкам, 200-250 тыс. российских программистов хотят эмигрировать из России. Около 10% российских ученых ищут рабочее место за границей, 40% работают с зарубежными организациями и фондами, 20% ориентируются на временную трудовую эмиграцию за рубеж. Проблема высококвалифицированной миграции приобретает глобальный характер. Российская наука теряет не только отдельных ученых и высококвалифицированных специалистов, но и целые научные школы, исследовательские коллективы и перспективные направления в математике, физике и генетике и др.

Принятие новой концепции миграционной политики можно считать, безусловно, прогрессивным шагом для России. Главное достижение документа — его идеологическая направленность: «миграция как ресурс развития страны». Наряду с традиционными направлениями впервые поставлены на уровень государственного понимания совершенно новые проблемы, которые миграционная политика России ранее просто не замечала. Прежде всего, это адаптация и интеграция иммигрантов, миграция инвесторов и предпринимателей, образовательная иммиграция. Конечно, концепция миграционной политики является принципиально новым для России документом по своему масштабу и значимости. Вместе с тем, остаются противоречия между концепцией и практикой регулирования миграционных процессов; властям и обществу предстоит еще много работы в этом направлении.

Эксперт объяснил, какая миграционная политика нужна России

8 марта 2022 12:40

Президент Владимир Путин утвердил перечень поручений по реализации Концепции государственной миграционной политики на ближайшие годы. Он раскритиковал существующую ситуацию и предложил реформировать институт гражданства России. Главной целью называется «формирование отвечающей интересам страны миграционной ситуации». Что это такое? И как нам получить от притока новых граждан больше плюсов, чем минусов? Об этом «КП» рассказал Александр Щербаков, доктор экономических наук, профессор кафедры труда и социальной политики Института государственной службы и управления РАНХиГС.

– Александр Иванович, что такое «миграционная политика, отвечающая нашим государственным интересам»?

– В общем и целом позитивная миграционная политика если уж и должна обеспечивать приток мигрантов, то только высокой квалификации и совместимых по своей культуре с коренным населением России. Это в первую очередь соотечественники, которые находятся за рубежом. Второй важный момент – нельзя допускать попадания на рынок труда неквалифицированных специалистов. Это приводит лишь к тому, что на внутреннем рынке снижается стоимость труда.

– Получается, у нас сейчас все ровно наоборот.

– Это связано с тем, что мы не можем привлечь квалифицированных сотрудников. У нас для этого недостаточно высокие зарплаты. В борьбе за человеческий капитал мы не можем составить достойную конкуренцию другим странам, где оплата труда гораздо выше.

– А как мы можем создать более конкурентные условия?

– Ключик лежит в том, что нужно повышать уровень зарплат. Тогда высококвалифицированные работники потянутся и на наш рынок труда.

– Зарплаты мы пока повысить явно не сможем. Получится ли привлечь часть людей за счет дебюрократизации?

– Мне кажется, да. Есть много экспертных оценок на этот счет. Люди, которые являются соотечественниками, испытывают трудности для получения гражданства России. Зачастую им это не удается сделать по формальным, я бы даже сказал бюрократическим причинам. При этом другие категории мигрантов наше гражданство получают. Мне кажется, в этом отношении законодательство нужно пересмотреть. Дебюрократизировать его в пользу соотечественников и тех специалистов, которые являются высококвалифицированными и полезными для экономики страны.

– Как миграционный вопрос решают в других странах? Есть ощущение, что развитые государства «пылесосят» глобальный рынок труда и забирают себе лучших.

– Одной явной тенденции нет. Во многих развитых странах, наоборот, не очень и борятся за мигрантов. Ставят различные препоны для их присутствия на внутреннем рынке. Например, в Западной Европе с этим очень сложно. Нужно целый ряд условий выполнить. И наказание за нелегальную миграцию очень жесткое. В то же время есть многие страны, которые хотят развиваться за счет чужого человеческого капитала (то есть жителей других стран). Но они ставят условия для трудовой миграции в свою страну. И главным из них, как правило, является высокая квалификация человека, так или иначе подтвержденная.

– Какие страны можно было бы взять в пример и скопировать их успешные практики?

– Здесь требуется смешение наиболее интересных подходов. Во-первых, раньше активно привечала миграцию, особенно политическую, Швейцария. Но сейчас она сильно ужесточила правила. Стоило бы разобраться, почему они ввели более строгие законы в отношении трудовой миграции. Во-вторых, стоит посмотреть опыт тех же США. Как они отбирают для себя мигрантов. И сделать выводы для нашей страны.

Читайте также:
В Германии решили пересчитать все средневековые замки

– В целом для развития нашей экономики нужно ли нам увеличивать число мигрантов? Или лучше гнаться за качеством, а не за количеством?

– Однозначно за качеством. Если мы продолжим существующие подходы, то можем получить еще большее отставание нашей экономики. Она и сейчас не блещет успехами. У нас низкая эффективность труда. Если мы не будем более придирчивыми в отборе привлекаемого человеческого капитала, то получим еще большую деградацию нашей экономики.

СПРАВКА «КП»

В конце 2018 года президент России Владимир Путин утвердил новую Концепцию государственной миграционной политики на 2019 – 2025 годы. Основные постулаты – Россия должна стать открытой для всех, кто хочет жить и работать в нашей стране. Получение гражданства следует упростить. Но в приоритете должны быть соотечественники, близкие по культурному коду коренным жителям России.

Примечательно, что результаты изменения миграционной политики стали видны почти сразу. По данным МВД, российское гражданство в 2019 году получили почти полмиллиона человек. Это почти в два раза больше, чем в 2018 году. И в два с половиной раза больше среднегодового показателя за последние 10 лет. Рост во многом связан с тем, что получение гражданства упростили для жителей ДНР и ЛНР.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Путин провозгласил миграционную революцию

Владимир Путин утвердил перечень поручений по реализации Концепции государственной миграционной политики на ближайшие шесть пять лет, в которых предполагается принципиально реформировать работу и миграционных режимов, и института гражданства России. (подробности)

Читайте также

Возрастная категория сайта 18 +

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2022 г. Главный редактор — Сунгоркин Владимир Николаевич. Шеф-редактор сайта — Носова Олеся Вячеславовна.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

АО “ИД “Комсомольская правда”. ИНН: 7714037217 ОГРН: 1027739295781 127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.

Поуехавших сделают понаехавшими

Владимир Путин утвердил новую Концепцию миграционной политики

Как и сообщал “Ъ”, президент России Владимир Путин утвердил своим указом новую Концепцию государственной миграционной политики на 2019–2025 годы. 17-страничный документ опубликован на сайте Кремля. Он предписывает открыть Россию для всех, кто хочет здесь жить и работать, упростить правила въезда, включая выдачу виз, а также процедуры предоставления российского гражданства. Миграционная политика, говорится в концепции, «должна быть направлена на создание благоприятного режима для добровольного переселения в РФ лиц, в том числе покинувших ее, которые способны включиться в систему позитивных социальных связей и стать полноправными членами российского общества».

Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ / купить фото

Владимир Путин подписал указ о Концепции государственной миграционной политики РФ на 2019–2025 годы. Действующая концепция (утверждена в 2012 году и должна была действовать до 2025 года) в нем объявляется утратившей силу. Указ предписывает правительству в трехмесячный срок представить план мероприятий по реализации концепции. Всем государственным органам рекомендуется в своей деятельности в сфере миграции «руководствоваться положениями концепции».

В самом документе отмечается, что он определяет «цель, принципы, задачи и основные направления государственной миграционной политики». Отдельно указывается, что концепция разработана с учетом целого ряда стратегий, включая Стратегию социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона и Прогноз долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2030 года.

Целью обновленной миграционной политики объявлено создание в этой сфере ситуации, которая «способствует решению задач в сфере социально-экономического, пространственного и демографического развития страны, повышения качества жизни ее населения, обеспечения безопасности государства, защиты национального рынка труда, поддержания межнационального и межрелигиозного мира и согласия в российском обществе, а также в сфере защиты и сохранения русской культуры, русского языка и историко-культурного наследия народов России, составляющих основу ее культурного (цивилизационного) кода».

Как Россию готовят к приему новых граждан

Это отличается от трех целей, сформулированных в прежнем варианте, где на первом месте значилось «обеспечение безопасности РФ, максимальная защищенность, комфортность и благополучие населения страны и говорилось о необходимости стабилизации и увеличения численности и содействия обеспечению потребности экономики в рабочей силе».

Отмечая, что основным источником восполнения населения России и обеспечения экономики трудовыми ресурсами должно оставаться его естественное воспроизводство, документ называет миграционную политику вспомогательным средством решения демографических проблем и связанных с ними экономических проблем.

Документ ставит задачу создания благоприятного режима для «добровольного переселения в Россию лиц (в том числе покинувших ее), которые способны органично включиться в систему позитивных социальных связей и стать полноправными членами российского общества».

Отдельно в концепции говорится, что страна должна быть открыта для тех иностранцев, которые «не связывают с ней свое будущее или будущее своих детей и не собираются полностью интегрироваться в российское общество, но рассматривают Россию как страну с благоприятными условиями для удовлетворения своих экономических, социальных и культурных потребностей» и при этом «соблюдают требования законодательства РФ, бережно относятся к ее окружающей среде и природным ресурсам, материальным и культурным ценностям, уважают многообразие региональных и этнокультурных укладов жизни российского населения».

Читайте также:
Достопримечательности и история города Курессааре

Согласно пункту 18 концепции, совершенствование миграционного законодательства должно привести к установлению «простых, понятных для граждан и исполнимых правил», отвечающих цели документа. Все это должно привести к снятию административных барьеров в этой сфере и «обусловленных ими издержек».

Для этого намечено совершенствовать правовые и организационные механизмы, которые должны обеспечить добровольное переселение в Россию соотечественников «и иных лиц, которые способны успешно интегрироваться в российское общество», а также въезд и проживание в РФ иностранцев, желающих «развивать экономические, деловые, профессиональные, научные, культурные и иные связи» и «способных благодаря своей трудовой деятельности, знаниям и компетенциям содействовать экономическому, социальному и культурному развитию России».

В разделе «Основные направления миграционной политики» перечислены конкретные задачи, которые должны упростить переселение в страну соотечественников и въезд иностранцев. Среди них упрощение въезда в РФ, включая оформление виз, а также получения права на проживание в стране, в том числе с целью работы здесь. Упростить планируется и процедуру приобретения российского гражданства. Кроме того, должны быть скорректированы условия добровольного переселения востребованных специалистов. Среди них в концепции отдельно упомянуты научные и педагогические работники, врачи, инженеры, фермеры, предприниматели, инвесторы, выдающиеся деятели культуры и искусства. При этом государство должно будет обеспечить поддержку российских организаций, «привлекающих таких лиц».

В территориях приоритетного заселения (в концепции их не перечисляют) должны будут концентрироваться финансовые ресурсы, предназначенные для содействия переселению туда соотечественников на постоянное место жительства.

Также планируется устранить «необоснованные административные барьеры и финансовые издержки», которые связаны с ввозом в Россию имущества, «включая объекты интеллектуальной собственности, средства производства и иные основные фонды».

Почему соотечественники из дальнего зарубежья не спешат вернуться в Россию

Отдельный пункт документа предписывает всячески содействовать свободному перемещению «обучающихся, научных и педагогических работников». Для них должны обеспечиваться открытость России и быть создан комфортный режим въезда в страну, обучения и работы здесь. При этом для обучения российских граждан планируется привлекать преподавателей из иностранных вузов.

Миграция в концепции напрямую увязывается с качеством жизни в стране: «Характер и направление миграционных потоков, их влияние на российское общество, а также проблемы, с которыми сталкиваются мигранты в местах пребывания, во многом определяются качеством жизни в РФ, доступностью для граждан социальных, образовательных, медицинских, культурных и иных услуг, состоянием правопорядка, степенью развитости транспортной, энергетической, телекоммуникационной и информационной инфраструктуры, уровнем занятости населения и благоустроенности общественных мест». Поэтому реализация концепции обуславливается необходимостью дальнейшего социально-экономического развития, развития промышленности, науки, инноваций, образования, здравоохранения и т. д.

Определять миграционную политику, согласно концепции, будет президент. Обе палаты парламента должны будут законодательно обеспечивать ее реализацию, а правительство координировать деятельность федеральных органов власти и ежегодно отчитываться перед главой государства о выполнении поставленных задач.

Какой должна быть миграционная политика России?

Не повторится ли то, что происходит в США, в нашей стране?

«…И ныне что скажем мы, Господи, имея все сие? Мы преступили повеления Твои, которые Ты дал рукою рабов Твоих, пророков, говоря: земля, в которую вы входите, чтобы наследовать ее, осквернена сквернами иноплеменных земли, и они наполнили ее нечистотами своими. И теперь не отдавайте дочерей ваших в замужество за сыновей их, и их дочерей не берите за сыновей ваших, и не ищите мира с ними во все время, чтоб укрепиться вам и вкушать блага сей земли и оставить ее в наследие детям вашим навек» (2 Ездры 8: 79-82).

Важным условием для выживания любого человека или вида, является его способность адаптироваться к изменчивому состоянию окружающей среды. Если стало холодно – искать место потеплее, нечего есть – учись откладывать про запас и т.д. Вариантов решения подобных вызовов – масса. И там, где наш мозг не может найти выход из сложившейся ситуации, включается либо наш личный опыт, либо опыт, который тебе смогли передать твои соседи или наставники. Все эти качества: адаптация и извлечение уроков из пройденных ошибок – являются признаком интеллекта.

При этом, как свидетельствует народная мудрость, признаком подлинного ума является способность делать выводы из чужих ошибок, а не своих. Такого человека можно не только назвать очень наблюдательным, но и образцово умным.

К сожалению, с возрастом, гибкость ума значительно слабеет. Пожилому человеку сложно адаптироваться к переменам в обществе и уж тем более сложнее подвергать критическому осмыслению свои или чужие ошибки. Такой человек, как правило, обладает мощным багажом знаний и мудростью прожитых лет. Ему уже не требуется гибкий ум, потому что в его жизни почти все ситуации, с которыми он может столкнуться, уже распределены по неким приобретённым навыкам или шаблонам поведения. Это называется житейская мудрость.

Читайте также:
Бирмингем, Великобритания — все о городе с фото

В Древнем Риме или Древней Греции такие мудрые старцы обычно восседали в Сенате или Ареопаге и под их зорким надзором власть вела людей через все исторические невзгоды, советуясь с ними и прислушиваясь к их опыту.

Ни для кого не секрет, что сегодня управление российским государством сосредоточено в руках почтенных геронтов, которые ведут нас в «мир счастливого будущего». Просматривая автобиографию того или иного политического старца и, по совместительству, предпринимателя, невольно восхищаешься, какой насыщенной и деловой жизнью он живет, не забывая при этом и про собственное самообразование: куда ни посмотришь – кругом кандидаты или доктора наук! Истинно говорю вам, ни дать, ни взять, а в России воцарилась настоящая ноократия (дословно: «власть разума»)!

И настолько заумными бывают их решения, что нам остаётся лишь удивляться: несусветная глупость ли перед нами или очередная, недоступная пониманию смертных, политическая «многоходовочка».

В то время, пока Штаты трясутся от беспредела чернокожих и крайних левых, руководство нашей страны не может не порадовать нас своими «дальнозоркими» и «своевременными» инициативами. На днях стало известно, что МВД России по поручению Правительства разрабатывает новый правовой режим для долгосрочного проживания мигрантов (см.: «В России появится новый правовой режим для долгого проживания мигрантов»).

Казалось бы, очень своевременный шаг, особенно, после того, что мы увидели у своего заокеанского соседа. Но мы слишком рано радуемся. Эти события никоим образом не связаны. Сама эта инициатива является естественным продолжением того плана мероприятий, которое Правительство РФ утвердило по реализации Концепции государственной миграционной политики на 2019-2025 годы («Об утверждении плана реализации первого этапа Концепции государственной миграционной политики на 2019-2025 годы»).

Давайте, пройдемся по самым интересным местам. Новый правовой режим призван обеспечить:

  1. «…Упрощение порядка приёма в гражданство РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих компетенции, востребованные экономикой;
  2. Упрощение порядка приёма в гражданство Российской Федерации отдельных категорий иностранных граждан и лиц без гражданства, окончивших обучение в российских государственных образовательных организациях высшего образования по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам;
  3. Совершенствование законодательства в части упрощения порядка предоставления отдельным категориям иностранных граждан и лиц без гражданства разрешения на временное проживание и вида на жительство в Российской Федерации, в том числе иностранным гражданам и лицам без гражданства, успешно освоившим в Российской Федерации имеющую государственную аккредитацию образовательную программу высшего образования по очной форме обучения и получившим документ о высшем образовании и о квалификации с отличием;
  4. Увеличение срока постановки на миграционный учет участников Государственной программы и членов их семей, а также срока действия выдаваемых им виз;
  5. Проведение мониторинга и анализа конфликтных ситуаций с участием иностранных граждан на почве межнациональных или межрелигиозных отношений и подготовка предложений по мерам, направленным на их предупреждение;
  6. Проведение мероприятий по социальной и культурной адаптации иностранных граждан и лиц без гражданства в целях обеспечения на территории Российской Федерации межнационального и межрелигиозного мира и согласия…» и т.п. (Правительство Российской Федерации РАСПОРЯЖЕНИЕ от 22 февраля 2019 г. № 265-р).

Я привел лишь часть тех инициатив, которые МВД должно в скором времени проработать. Как видим, общий вектор миграционной политики движется в сторону упрощения въезда в страну и, как следствие, увеличения притока миграции в Россию. И речь идёт не только о русских или украинцах, проживающих в ближнем зарубежье и желающих воссоединиться с Родиной (хотя и о них в Концепции как бы намекается), а прежде всего о трудовых мигрантах из Средней Азии (Узбекистан, Таджикистан, Киргизия, Казахстан) и Закавказья (Азербайджан и Армения).

Понятное дело, что российская экономика находится сейчас не в лучшей форме и государство нуждается в дешевой рабочей силе. Т.е. ещё более дешёвой, чем может сегодня предложить рынок труда. Чтобы простимулировать и поддержать отдельные сектора экономики, такие как строительный бизнес, сферу обслуживания или сферу образовательных услуг, государство сознательно создаёт высокую конкуренцию в этих областях за счёт появления на рынке труда крайне дешевой иностранной рабочей силы.

Но вместе с тем, приток иммигрантов будет способствовать и выравниванию демографических показателей в России. За счет новоприбывших можно с легкость закрыть страшную и неприятную правду: население России опасно сокращается.

Приведу пример за 2016, 2017 и 2018 год. Т.е. за последние три года, которые приведены на официальном сайте Росстата.

2016 год. Родилось: 1 893 256 человек. Умерло:1 887 913 человек. Естественный прирост: 5 343 человек. Миграционный прирост: 261 948 человек. Всего население России увеличилось на 259 661 человек (Федеральная служба государственной статистики).

Читайте также:
Неймеген – город Нидерландов времен Римской империи

2017 год. Родилось: 1 689 884 человек. Умерло:1 824 340 человек. Естественная убыль: 134 456 человека. Миграционный прирост: составил 211 880 человек. Всего население России увеличилось на 76 059 человек (витрина статистических данных).

2018 год. Родилось: 1 604 344 человек. Умерло: 1 828 910 человек. Естественная убыль: 224 556 человека. Миграционный прирост: 124 844 человек. Всего население России уменьшилось на 99 712 человек.

Естественно, что эти статистические данные колеблются в разные стороны, в зависимости от года, но мы можем наблюдать характерную черту: основной прирост населения происходит именно за счёт иностранной миграции (читай: трудовая иммиграция со Средней Азии).

И несмотря на эти меры, прогноз роста населения страны – отрицательный, и за ближайшие 80 лет население России должно сократиться более чем на 20 млн. человек («Население России»)! Т.е. в среднем ежегодная убыль населения составит 250 000 человек. При такой неутешительной статистике наши великие умы считают, что иностранная миграция – единственное приемлемое решение. А там уже потомки разберутся, что да как, может даже наступит «светлый коммунизм» и все проблемы, как рукой снимет.

Ввиду того, что у нас не ведут ни национальную, ни религиозную перепись сказать точно, сколько русских сейчас проживает в России можно только с большим округлением, так сказать, на глаз.

Росстат в своей переписи за 2010 год указал, что русскими себя назвали 111 016 896 человек из 142 900 000 человек, т.е. 78%. Несложно предположить, что при отрицательном приросте населения, который в разные годы может составлять от минуса 250 000 до минуса 700 000 человек, национальный состав России изменился не в пользу коренного населения и для русских она будет составлять, скорее всего, цифру где-то в районе 70-75% (опять же, за счет русского Крыма скорее всего статистически удастся сгладить «русскую яму»). Более точные данные Росстат представит уже после 2022 года.

Между тем, мы не учитываем здесь и то обстоятельство, что трудовые мигранты, остающиеся в России и рожающие тут детей, потенциально имеют возможность оформить гражданство для своего ребенка и, конечно же, пользуются этим.

В среднем около 2 млн. мигрантов в год приезжают в Россию для работы (согласно статистике пограничной службы ФСБ России, опубликованной на сайте Единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС). В 2019 году 500 тысяч мигрантов получили гражданство РФ («МВД оценило ежегодный приток мигрантов в Россию более чем в 16 млн человек»)! Количество нелегальных трудовых мигрантов колеблется дополнительно от 2 до 5 млн. человек.

При такой печальной ситуации российские чиновники с завидным упорством стараются не замечать того, что такая миграционная политика не является решением проблемы, а всего лишь временная мера, которая только усугубит национальную катастрофу России. Я не зря привел в этой статье и упоминание о мерах по разработке системы предупреждения национального и религиозного напряжения, а также возможности адаптации иностранцев в культурном поле нашей страны. Но Правительство с завидным упорством стремится повторить путь США по решению их межнациональных конфликтов, который, как мы можем видеть, потерпел полных крах: ни чернокожие, ни мексиканцы, ни пуэрториканцы не встроились в модель общего американского правосознания. Каждая приведённая этническая группа сохранила свои особые взгляды на систему взаимоотношений с государством. Для чернокожих или латиноамериканских нелегальных мигрантов закон – это то, чего следует как можно лучше и чаще избегать. И как следствие – это массовые беспорядки в США, приведшие не только к разграблению магазинов и серьезному экономическому урону, но и к гибели невиновных людей.

Создание условий для расширения этнической миграции в России породит те же самые проблемы. Только в более радикальном русле. Наличие низкоквалифицированного труда вкупе с поощрением внедрения мигрантов в систему получения высшего образования произведёт к обвалу зарплат и в сфере высококвалифицированного труда, так как появятся специалисты, которые могут себе позволить более низкую зарплату. Как следствие, многие коренные жители страны будут либо вынуждены уйти с ранее занимаемой работы, либо согласиться с понижением своих фактических доходов. Как следствие, вырастет озлобленность к приезжим.

Но так как МВД призвана урегулировать все возможные конфликты, то возникнет необходимость в расширении репрессивного аппарата. И уголовное законодательство продолжит свое движение к ужесточению и расширению понятия экстремисткой деятельности. Увеличатся преследования за «неудачные» шутки, «неудачные» фотографии, «неудачные» высказывания и статьи. Странно, что при таком рвении «не по Бозе», экстремистоведы еще не обратили внимание на некоторые, весьма щекотливые религиозные книги, где есть очень много весьма «занятных» и нетолерантных мыслей.

И такая картина ожидает нас в ближайшем будущем, благодаря «продуманной» миграционной политике в России. Уже многие годы наша страна, кстати, занимает почётные места лидеров среди стран с наибольшим притоком мигрантов, уступая лишь США и соперничая за второе место с Германией.

Читайте также:
Фотографии Национального парка "Башкирия"

Почему Правительство так уверено, что расовые беспорядки обойдут Россию стороной – загадка столетия . Почему следуя общему курсу с США и Европой в области миграционного законодательства и навязывая русскому обществу парадигму «всеобщего равенства», в один прекрасный момент у нас не могут восстать меньшинства с требованием компенсации за «империалистическую или советскую эксплуатацию», которая нанесла непоправимый вред их культурной самобытности?! Не понятно, почему этого не может произойти.

Что можно сделать в этой ситуации? Необходимо начать диалог в обществе о проблемах, плюсах и опасностях иностранной миграции . В первую очередь, необходимо спросить коренных жителей России, не против ли они такой ситуации в целом? Русские люди весьма гостеприимны, и нас не смущает ни цвет кожи, ни религия мигрантов, но вот когда эти «гости» начнут отбирать нашу работу, а это обязательно произойдёт из-за возросшей конкуренции и падения оплаты труда, какой будет выход у коренного населения? Лучше работать и составить здоровую конкуренцию мигрантам? Очень смешно. Это абсолютно нереально и преступно по отношению к своему народу, требовать от своих же граждан еще «туже затянуть пояса», ради глупой трудовой конкуренции, которую можно было бы избежать.

Необходимо вынести проблему трудовой миграции в пространство общественной дискуссии, хотя бы на уровне муниципалитетов, заставляя народных избранников искать законодательные пути защиты интересов граждан. В противном случае, мы сможем лишь в очередной раз убедиться, что демократия и республика, в её нынешнем виде, изжила себя, как политическая система, призванная защищать свободу граждан и их право на достойную жизнь. И тогда принимай хоть тысячу поправок к Конституции – лучше не станет.

Потому что не в поправках дело, а в способности делать выводы из печального опыта наших соседей. Пока таких выводов наша страна не сделала.

PS: А пока, за спиной России тихо плачет Римская империя в обнимку с Византией, сокрушаясь о своем неразумном преемнике, который с завидным упорством следует по их предсмертным стопам.

Званые гости

Глава государства указал своей администрации организовать работу по реформированию миграционных режимов и института гражданства РФ на основе предложений рабочей группы. Доклад нужно подготовить до марта следующего года. Президент также поручил скорректировать план мероприятий по реализации в 2019-2022 годах Концепции государственной миграционной политики на 2019-2025 годы.

Сейчас миграционные правила недостаточно ясны и унифицированы, говорится в перечне поручений. Иностранные рабочие часто стремятся обойти сложности и уходят “в тень” либо оформляют гражданство РФ или статус временно и постоянно проживающих. А люди, способные стать полноправными членами российского общества, бывает, сталкиваются с неоправданными трудностями.

Основные направления реформы – создание благоприятных условий переселения в РФ и получения, при желании, гражданства тем, кто знает русский язык и близок нам по ментальности; формирование понятных миграционных правил; повышение уровня обеспечения безопасности, в том числе за счет широкого внедрения современных информтехнологий.

Постоянное проживание (вид на жительство) станет основным миграционным статусом, позволяющим иностранцу в перспективе претендовать на гражданство РФ. Разрешение на временное проживание как отдельный миграционный статус перед получением вида на жительство, предоставляемое по квотам, исключается. Этот институт себя изжил, говорится в документе. Основные требования для вида на жительство: регистрация в государственной информационной системе, проживание на территории РФ, соблюдение законодательства России, отсутствие опасных заболеваний и, как правило, знание русского языка. Срок действия вида на жительство не ограничивается.

Предлагается три вида порядка приема в гражданство: общий, упрощенный и особый. Общий применяется “по умолчанию” ко всем иностранцам и лицам без гражданства. Упрощенный порядок применяется, в частности, к тем, кто прибыл из стран, близких России в социокультурном отношении, к людям в уязвимом положении и так далее. Оба вида требуют знания русского языка и отсутствия социально-конфликтных ситуаций во время проживания в нашей стране. Не будет упрощенного предоставления гражданства по “экономическим” критериям. Такие люди смогут получить статус “долгосрочное пребывание” или “постоянное проживание”. Особо ценные для РФ иностранцы могут получить российский паспорт в особом порядке. Решение по ним принимает глава государства по материалам Комиссии по вопросам гражданства при президенте, она же будет рассматривать материалы об отмене решений о приеме в гражданство.

Определяется понятие режима долгосрочного пребывания – более 90 дней в году с любыми законными целями, включая работу и учебу, без оформления вида на жительство и приобретения гражданства РФ. Также предусмотрена возможность выноса части миграционных процедур за пределы страны, включая проверки на наличие оснований, препятствующих въезду, в том числе наличие опасных инфекционных заболеваний. Планируется ввести институт “соглашения о лояльности”: иностранцы принимают обязательства, нарушение которых может повлечь утрату права на нахождение в РФ. Предлагается ввести особый миграционный статус “контролируемое пребывание” – для иностранцев, оказавшихся в нестандартных ситуациях, потенциально нежелательных, представляющих угрозу для России. Следует предусмотреть и возможность запрета на въезд в отношении категорий иностранных граждан (например, при эпидемиях), обеспечить медосвидетельствование на предмет опасных заболеваний длительно пребывающих на территории РФ иностранцев, создать механизмы контроля состояния здоровья до въезда, выработать эффективные алгоритмы действий в отношении тех, у кого есть опасные заболевания (включая меры принудительной изоляции). Кроме того, в предложениях говорится о создании цифрового профиля иностранного гражданина.

Читайте также:
Кишинев Проложить маршрут. Расстояние Маршрут проложить

Самые красивые места съемок турецких сериалов в Стамбуле

Только ленивый не посмотрел хотя бы одну серию турецкого сериала «Великолепный век», который долго показывали по телевидению России. Большая часть сцен этого фильма и других сериалов снимались в Стамбуле. Узнаем самые красивые места съемок, их адреса, посмотрим фото.

Дворец Топкапы

Сериал «Великолепный век» снимался именно здесь. Дворец построен в 15 веке, на месте более старого аналогичного строения, как резиденция турецких правителей.

Находится на проливе Босфор, в месте соединения его с Мраморным морем. Считается одним из богатейших музеев мира. В его коллекции насчитывается более 60000 экспонатов всех времен и народов. Наиболее весомый вклад в собирательство внесли династии Габсбургов и Романовых.

Площадь дворца огромна, в него входят 4 отдельных двора. Каждое помещение украшено оригинальными узорами позолотой, мозаикой и мрамором.

Адрес: Cankurtaran, 34122 Fatih/İstanbul, Турция

Особняк Абуда Эфенди

Место, где снимался сериал «Госпожа Фазилет и ее дочери». Находится также на берегу Босфорского пролива. Построен в 1850 году для французского барона, а затем его выкупил для своего сына один из правителей. Его семья владела особняком почти 100 лет. Здесь 18 комнат, гараж на 8 машин, бассейн, хамам и многое другое.

Сейчас особняк его владельцы распродают по частям.

Адрес: Piyasa Cd 61-109 Büyükdere Mh., İstanbu

Мост Султана Мехмеда Фатиха

Висячий мост, на котором снимались сцены сериала «Черная любовь», соединяет Европу и Азию. Крепится мост только тросами к двум опорам, находящимся на разных берегах Босфора. Вся остальная часть просто висит на этих тросах над водой.

По мосту каждый день проезжают около 300 тысяч машин, но на него не пускают пешеходов, тротуара нет.

Адрес: Anadolu Hisarı, 34810 Beykoz, Турция

Голубая мечеть

Снова сериал «Великолепный век». Мечеть появляется в нескольких сценах и заслуживает внимания со стороны туристов.

Голубой мечеть кажется из-за огромного количества бело-голубых изразцов, созданных в 17 веке специально для нее.

Огромное здание поражает своей архитектурой. Здесь сочетание целых двух стилей: османского и византийского.

260 витражей находятся на стене, к которой обращают свои молитвы верующие. На полу уникальные ковры ручной работы.

У мечети 6 минаретов, хотя по классическим канонам должно быть всего 4. На них 16 балконов, которые символизируют 16 правителей.

Отдельно в мечети имеется вход для султана, через который он мог въезжать на лошади. Вход закрыт цепью, повешенной ниже его головы. Султан должен был проезжая, наклоняться, отдавая дань богу.

Адрес: Sultan Ahmet, Atmeydanı Cd. No:7, 34122 Fatih/İstanbul, Турция

Собор Айя София

Еще одно выдающееся сооружение Стамбула, появляющееся в сериале «Великолепный век» и находящееся напротив Голубой мечети.

Собор построен на месте древнегреческого храма Артемиды и был святыней православия на Средиземноморском побережье. Строили ее из различных материалов, привезенных из разных частей света. Колонны были доставлены из Эфеса и Ливана. Алтарь украсили алмазами и жемчугом.

Но в 15 веке территория была завоевана Османской империей. И собор превратился в мечеть, получив 4 минарета.

Только после восстания Ататюрка в начале 20 века, собор Святой Софии был превращен в музей.

Высота сооружения 51 м. Основная часть выполнена в виде креста, как и предполагает христианство. Внутри огромное изображение Богоматери и Иисуса Христа.

Адрес: Стамбул, Cankurtaran Mh., Soguk Cesme Sk 14-36

Районы Фенер и Балат

Здесь снимался сериал «Горькая жизнь». Место очень живописно. Узкие улочки, красиво разукрашенные разноцветные домики, чем-то напоминающие цветной испанский городок или датский Копенгаген. Хотя жизнь здесь арабская. Нет шумных толп туристов. Лица женщин закрыты по исламским канонам.

В районах много интересных архитектурных и исторических достопримечательностей. Здесь же расположена еврейская община, есть местный базар.

Затерявшись в этих улицах, ощущаешь себя в атмосфере местного колорита. Стоит заглянуть в маленькие магазинчики и кафе, расположенные на первых этажах зданий, чтобы еще больше познакомиться с местной жизнью.

Находясь здесь, не стоит бояться местных жителей. Они дружелюбны и наверняка расскажут вам много интересного.

Стамбул – город пересечения эпох и цивилизаций. Здесь можно прочувствовать дух времени, начиная от древней Греции, заканчивая современной историей. Если вы едете в Турцию, посвятите ему несколько дней.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: