Крымский мост, Россия — подробная информация с фото

Крымский мост – история с XIX века по 2018 год

Мост через Керченский пролив, соединивший Крым и Краснодарский край, стал артерией, позволяющей быстро добраться на полуостров и покинуть его, не полагаясь на погоду и зависящую от неё паромную переправу. Но не все знают, что нынешний Крымский мост не первый реализованный проект, который соединял два берега пролива. Первые идеи были предложены более 100 лет назад.

Мост через Керченский пролив: первые идеи

Сейчас трудно поверить, но впервые практическая мысль связать мостом берега Кубани и Крыма появилась еще в XIX веке инженер Владимир Менделеев, сын создателя таблицы Менделеева. Его работа «Проект поднятия уровня Азовского моря запрудою Керченского пролива» вышла в 1899 году, уже после смерти автора.

К идее сооружения моста вернулись в 1903 году. Во время правления Николая II было предложено 2 проекта:

северный, через косу Чушка;

южный, через косу Тузла.

Правительство предполагало проложить железную дорогу через пролив и даже начались изыскания по южному варианту, но крест на проекте поставила вначале Первая Мировая война, а потом революция.

В 1930-е годы проект решил возродить Иосиф Сталин. По плану железная дорога должна была соединить юг Украины и Поти в Грузии. Собственных сил на изготовление металлических частей СССР не хватило и был сделан заказ в тогда еще дружественной Германии. Но реализации проекта вновь помешала война.

Иностранный след – немецкий мост

Надо сказать, что мост через Керченский пролив не давал покоя не только нам, но и иностранцам. Так, в 1901 году идею постройки моста рассматривало британское правительство, желавшее соединить железнодорожными путями Лондон и Дели. Уже были сделаны чертежи, но нехватка средств заставила империю отказаться от проекта.

В 1943 году командование Вермахта решило ускорить переброску грузов и техники на Кавказ и весной начало строить мост через Керченский пролив. Тут и пригодились им детали, заказанные Сталиным и не отправленные немцами по назначению. Первоначально они хотели проложить железнодорожный мост и даже начали строить железную дорогу к косе Чушка со стороны Тамани. Планировалось, что длина моста составит 3,5 километра.

Советские летчики и артиллеристы получили приказ не бомбить возводившиеся чудо архитектуры, так как правящая верхушка рассчитывала воспользоваться им после изгнания нацистов с полуострова. Но время шло, мост строился, пока в один момент немцы не остановили стройку.

Подвесная канатная дорога через Керченский пролив 1943 года

Причина крылась в изменении положения на Кавказском фронте. Нужно было быстрее перебрасывать грузы через пролив и немцы решили заменить мост канатной дорогой.

Уже летом 1943 года канатка была запущена. Длина ее составила 5 километров. Она могла перевозить до 1000 тонн грузов в сутки, ее мощность использовалась на 50-80%. Также она известна под именем немецкий монорельс. В ней был предусмотрен разводящий механизм для прохода судов. Работала канатная дорога через Керченский пролив до осени 1943 года и была частично взорвана немцами при отступлении.

Советский мост через Керченский пролив 1944 года

В СССР планировали отстроить мост по немецкому проекту и даже начали строительные работы на Кубани еще до освобождения Крыма. Был выбран вариант прокладки путепровода через Чушку к поселку Опасная. Для защиты стройки использовались войска противовоздушной обороны. Решение о строительстве моста приняли 25 января, хотя Керчь освободили только 11 апреля.

Отметим, что с февраля 1944 года нашими войсками была возобновлена работа канатной дороги. Она перебрасывала в 150 вагонетках до 300 тонн груза ежедневно. Канатная дорога через Керченский пролив была заброшена после освобождения Крыма и осенью ее демонтировали, чтобы установить в Карпатах и помочь армии форсировать перевал. Но пока ее доставили на место, войска уже продвинулись далеко вперед.

Но вернемся к мосту. Первая деревянная свая была забита 24 апреля, первая металлическая — 5 мая, а уже 3 ноября по нему прошел первый поезд. Длина моста составила 4,5 километра, а строительство завершили за 150 дней. Быстро, но надо сказать, что по плану стройка должна была быть закончена и вовсе к 15 июля. Стройку форсировали, чтобы успеть к праздничному 7 ноября. На стройке работало до 10 000 человек, которые уложили 2 314 металлических и 2 000 деревянных свай. Было смонтировано 15 000 тонн пролетных строений и опор. На подходах к мосту уложили 69 км железнодорожного полотна.

При создании моста использовали металлоконструкции и оборудование, которые оставили в спешке отступавшие немцы. Над фарватером установили двухпролетное 110-метровое поворотное устройство, которое разворачивалось на 90 градусов для пропуска кораблей.

Читайте также:
Время полета Омск – Тунис

Но не все конструкции были установлены. Была закончена лишь первая очередь работ. Так, было завершено возведение только 5 ледорезов (из планировавшихся 116), а бетонные конструкции моста ещё не успели застыть, как начались осенние шторма. Это и помешало завершить комплекс работ, необходимых для пропуска льда, идущего из Азовского моря.

Вторая очередь работ включала замену деревянных опор металлическими и установку ледорезов. Завершить их должны были к 1 января 1945 года. Всю зиму бушевали шторма и дул сильный ветер, мешавший работать.

В конце той зимы случалось то, чего боялись. Порывы ветра пригнали ко входу в пролив массы льда, который 18 февраля разрушил 32 опоры и часть пролетов дороги упали в море. 20 февраля были разрушены еще 42 опоры. Кстати, чтобы спасти мост от давления на ледяное поле сбрасывались шашки, его бомбили с пушек и самолетов.

После разрушения моста Сталин приказал отобрать у руководителей с тройки награды, но никого не расстрелял. Существует легенда, что Иосиф Виссарионович сказал «Наказывать не будем. Я сам в этом виноват». Было решено, что данный мост восстановлению не подлежит и начался его постепенный демонтаж. Но установленные в годы войны опоры мешали судоходству в этих местах вплоть до 1968 года.

Послевоенные проекты

После войны были разработаны новые проекты моста – в высоком уровне и низком, но с разводным пролетом. Было предложено построить сразу автомобильное и железнодорожное полотна. Стоимость проекта оценивалась в колоссальную сумму 2 млрд рублей (по ценам 1949 года). Но после установки первых свай стало понятно, что опоры не держатся на грунте и проект был отложен.

В 1949 году представили еще один проект, по которому мост должны были украшать стела с гербом и статуя Сталина.

Паромная переправа Крым – Кавказ

Вместо моста наладили работу паромной переправы, которая функционирует с 1953 года. Вначале на ней работали 4 железнодорожных парома. Позже к ним добавили 3 автомобильных. Паромы для поездов сняли с линии в начале 1990-х и вернули только в 2004 году. Паромная переправа получила основное признание в период с 2014 по 2018 годы, когда крымско-херсонская граница стала закрытой и почти весь автомобильный транспорт в Крым и обратно направился через Керчь.

Новый век – новый Крымский мост через Керченский пролив

В связи с этим было принято решение реализовать императорский проект и 19 марта 2014 года решили строить новый Крымский мост. Было предложено более 70 вариантов, в том числе через Чушку и Тузлу. Именно последний вариант выбрали и утвердили в августе 2014 года. Было предложено построить параллельно автомобильный и железнодорожный мосты через остров Тузла и Тузлинскую косу. Стоимость работ составила 227 млрд рублей.

Перед началом работ провели инженерные изыскания, проект моста обошел все возможные разломы с повышенной сейсмической активностью. Берега укрепили от возможных оползней. Было проведено разминирование территории – в результате обнаружили более 700 снарядов времен Великой Отечественной войны. В ходе подготовительных работ совершили более 3000 археологических находок. Все краснокнижные растения были пересажены из зоны строительства, а животные – переселены.

В 2016 году началось возведение моста. Уже 10 марта начали возведение свай, а 12 апреля установили первую опору. Сваи устанавливались в морское дно на глубину до 90 метров (это на 78 метров глубже, чем в 1944 году). Общее число свай – 7000, опор – 595. Уже 29 августа 2017 года под мостом прошло первое судно.

Зимой прошлого года сооружение путем голосования получило официальное имя — Крымский мост. Общая длина Крымского моста через Керченский пролив составила 19 километров.

Его сделали не простой дорогой, а украсили его судоходной аркой, под которой находится фарватер. Высота конструкции над проливом в этом месте составляет 35 метров.

Автомобильную часть сделали 4-х полосной — по 2 полосы в Крым и на Кубань.

16 мая 2018 года было открыто (раньше срока) движение легковых автомобилей через Крымский мост. С 1 октября по нему разрешили проезд и грузовому транспорту (кроме машин, перевозящих опасные грузы). В результате паромная переправа стала совершенно невостребованной. На текущий момент через Крымский мост в обе стороны проехало более 3 миллионов машин. Пропускная способность моста — 40 000 машин в сутки. По нему разрешено двигаться только без остановок со скоростью до 90 км/ч.

С конца июля начали укладывать рельсы – уже в 2019 году через мост планируется начать движение поездов, способных перевозить до 14 млн пассажиров ежегодно.

Читайте также:
Аренда авто в Дубае. Что стоит знать?

Крымский мост на карте Крыма

Крымский мост уже стал символом Керчи, по нему организовывают экскурсии, а Восточно-Крымский историко-культурный музей-заповедник посвятил ему, как и мосту 1944 года, целый зал в своей экспозиции.

Крымский мост: длина и цена, фото и где смотровая

Возведение моста через Керченский пролив стало главным событием 2018 года. С его открытием путь в Крым сделался быстрее и доступнее. Сейчас Крымский мост – это не только удобный способ попасть на полуостров, но и полноценная достопримечательность, которую все хотят увидеть.

  1. Крымский мост
  2. Историческая справка
  3. Информация для посещения
  4. Как добраться
  5. На карте

Крымский мост

Крымский мост проложен через Керченский пролив и соединяет Таманский и Керченский полуострова. Он состоит из двух мостов, которые идут параллельно друг другу, — автомобильного и железнодорожного. Длина Крымского моста 19 км, и это самый протяжённый мост в России. На автомобильном мосту 4 полосы движения, максимальная скорость 90 км/ч.

Самая красивая часть моста — арочные пролеты. Вроде обычные железяки, но когда под ними проезжаешь, выглядят они впечатляюще. В вечернее и ночное время эти пролеты украшает красивая подсветка.

Чтобы посмотреть Крымский мост в полном объеме, нужно проехать по нему. Полюбоваться мостом издалека можно со смотровой площадки в Керчи. С нее открываются красивые виды на город, пролив и сам мост. Там же находится популярное место для фото — скамейка с синей надписью «Крымский мост», которую вы могли видеть в соц сетях.

Смотровая расположена на горе Митридат, заехать наверх можно прямо на машине. Точно такая же скамейка с видом на мост есть и со стороны Краснодарского края, в станице Тамань. Находится она недалеко от памятника морякам-десантникам.

Скамейка Крымский мост на горе Митридат

Историческая справка

Мост через Керченский пролив хотели построить ещё в начале ХХ века и даже предпринимали попытки. В 1944 году возвели железнодорожный мост длиной 4,5 км, который был вскоре разрушен. Позднее разработали еще проект – для нового моста. Но в жизнь его не воплотили и вместо моста построили паромную переправу.

В 2014 году, после того как Крым присоединился к России, необходимость постройки моста стала очевидной. В марте 2014 года Владимир Путин официально поставил задачу, в феврале 2016 года проект прошёл все необходимые проверки и получил разрешение на строительство с бюджетом в 227,92 млрд руб.

Официальная церемония запуска автомобильного моста прошла 15 мая 2018 года, а 23 декабря 2019 года открылся железнодорожный. Это событие стало знаковым для России, проект условно прозвали стройкой века.

В 2018 году режиссер Тигран Кеосаян снял полнометражный художественный фильм, посвящённый строительству моста. Называется он «Крымский мост. Сделано с любовью!». Кинокартина получила неоднозначные отзывы от критиков и зрителей, и вполне заслуженно. Сценарий рваный, персонажи спорные, юмор грубоватый.

Однако есть в нём положительные моменты, и особенно – игра «стариков». На контрасте мастерства старых советских актеров и молодежи видно пропасть между СССР и современной Россией и старания эту пропасть пересечь. Ну и некоторые фразы из фильма однозначно уйдут на цитаты, вроде: «Обстановка сложная, но поскольку вы её из Москвы контролируете, то будет ещё хуже».

Информация для посещения

Проезд на машине по мосту бесплатный, но смотровой площадки на самом мосту нет. Останавливаться запрещено, иначе получите штраф (стоят камеры). Лучше езжайте на смотровую площадку на горе Митридат и посмотрите на мост оттуда, или попросите сделать фотки своих попутчиков.

Как добраться

На автомобиле: по трассе М-4 «Дон» через Новороссийск, Краснодар, Тимашевск. Затем по трассе А-290 выехать к мосту. Чтобы попасть на мост со стороны Крыма, нужно доехать до Керчи.

На автобусе: из Краснодара и многих других городов России регулярно ходят автобусы в Крым. Со стороны Крыма нужно доехать на любом автобусе до Керчи.

На карте

Большой выбор отелей есть на Booking. У них нормальные цены, но не лучшие! Можно найти тот же отель на 20% дешевле через RoomGuru. На телефоне удобнее через их моб приложение для Android и iOS.

Выбрать страховку сейчас очень сложно, поэтому в помощь всем путешественникам я составляю рейтинг. Для этого постоянно мониторю форумы, изучаю страховые договора и сам пользуюсь страховками.

Крымский мост — крупнейший проект страны

Крым стал важным объектом для Российской Федерации. На сегодняшний день, полуостров стал кузницей архитектурного проектирования страны. Безусловно, самым важным из реализованных проектов, является воплощения в жизнь, проекта по воссоединению полуострова с материковой частью России, создание Крымского моста. С 2015 года множество экспертов детально прорабатывали концепцию по созданию жизненной аорты, которая бы смогла обеспечить Крым всем необходимым в крайне короткие сроки. Концепция транспортного перехода, нашла свое отражения в реализации основного проекта страны за последнее десятилетие — строительстве Керченского моста.

Читайте также:
Что нужно для мультивизы во Францию

Архитектурный гений, сегодняшнего дня. Невзирая на множество преград с которыми столкнулись инженера и строители: сейсмическая активность участка, суровые климатические условия, и илистость дна на Азове, экспертам удалось разработать четкую концепцию по реализации столь сложного проекта. Сегодня Керченский мост, один из крупнейших мостов на всей территории России и Европы. Его масштабность впечатляет, как признаются ученые, реализация подобных проектов позволяют говорить о том, что страна вступила в новую эру, архитектурных разработок светлого будущего страны.

Из истории Крымского моста

Длина Крымского моста поражает, почти 19 километров, это при том, что участок местности, где реализовался проект один из сложнейших при строительстве подобных конструкций.

Возвращаясь к истории, можно вспомнить, что на протяжении нескольких столетий, люди стремились создать переправу которая бы позволила воссоединить два берега Азовского моря. Первую надежную схему проекта предложило британское правительство, в далеком 1870 году, но из-за высокой сметы на строительство, проект так и не удалось воплотить в жизнь. В 20 годах прошлого столетия, уже Россия задумалась воссоединить берега, но помешали войны, ведущиеся с Японией в тот период.

В 1943 году, немецкие войска наладили сообщение на этом участке, построив огромную канатную переправу. После поражений на полуострове, фашистское правительство решило свернуть проект, перенеся его на западную Украину. Когда советские войска в 1944 массово пошли в наступления, освобождая свои территории, появилась острая необходимость, в переправе основных крупных сил, на этом участке. С целью реализации задуманного было решено, в крайне короткие сроки, во что бы то ни стало реализовать проект железнодорожного моста. Проект просуществовал не долго и в 1945 году обрушился, но все, же занял важную веху в исторической победе советских войск.

После войны правительство союза на протяжении 10 лет стремилось повторно реализовать проект, но многочисленные попытки не дали основных результатов, и проект по строительству железной переправы, да долгие годы пришлось убрать на полку.

К проекту возвращались еще не раз, но постоянно вмещали различные факторы, от недостатка финансов до сложности реализации. В начале ХХ столетия уже на международном уровне всерьез заговорили о строительстве моста, тогда Россия и Украина, стремясь наладить сообщения южного потока стремилась реализовать проект строительства моста. Крымский мост Москвы и Киева, должен был стать основным проектом по налаживанию транспортного сообщения в южной части государства, но проект так не удалось воплотить в жизнь.

Основные характеристики Крымского моста

Крымский мост на фото представлен в виде извилистых сообщений: автомобильной и железнодорожной магистрали, которые идут параллельно друг от друга. Трасса берет свое начало на Таманском полуострове, двигается по пяти километровой дамбе и острову Тузла. Далее сообщение проходит вдоль Керченского пролива, огибая с северной части мыс АК-Бурун и соединяется с основной частью полуострова. Мост через Керченский пролив имеет протяженность более 19 километров. Высота моста 35 метров, длина судоходной арки 227 метров. Размеры данного строения просто удивляют.

Железнодорожный мост

  • 2 железнодорожных пути
  • 47 пар поездов в сутки
  • 14 миллионов пассажиров в год
  • 13 миллионов тон груза в год
  • Расчет скорости пассажирских составов до 120 км/ч
  • Максимальная скорость грузовых составов 80 км/ч

Автомобильный мост

  • 4 полосы движения
  • До 40 тысяч автомобилей в сутки
  • Расчет скорости до 90 км/ч

Стоимость Крымского моста

Строительство Керченского моста трудно переоценить. Исторически сложилось, что смета начального плана была слишком высока, чтобы реализовать проект. В новую эру моста, в 2014 году проект оценили в 150 миллиардов на транспортный переход, в 51 миллиард — проезд и подготовку к строительству оценили в 51 миллиард. При реализации проекта, появилось ряд неразрешаемых проблем, которые потребовали дополнительных затрат на строительство, так в 2015 официальная цена проекта была чуть больше 212 миллионов рублей, а окончательная цена которая была официально оглашена после окончания основных работ составила 227,92 миллионов рублей. Несмотря на дороговизну проекта, эксперты считают, что в ближайшие десятилетия проект окупит себя.

Читайте также:
Раннее бронирование туров в Болгарию на лето, цены

Безопасность Крымского моста

Крымский ЖД мост магистрали и основного транспортного пути, безусловно входит в зону повышенной безопасности, наряду с важными государственными объектами. Современные технологии, и четкая работа органов правоохранительных органов и военных, смогли создать условия для безопасного и комфортного передвижения граждан российской и федерации и на всем участке движения. Во-первых, вокруг мостового перехода создана специальная Зона Безопасности A2/AD- это система применима в условиях повышенной опасности. Также на всей трассе установлены видеокамеры, более 18 экспертов ежесекундно обрабатывают, сотни мегабайт информации получаемые и обрабатываемые в основном центре обработки информации моста в Краснодаре. Материал группируется и анализируется на основе инновационных аналитических разработок. Имеется массовая поддержка с воздуха и моря. Вдоль моста постоянно курируют разведывательные катера. Также имеются скрытые подводные отряды, проверяющие морское дно. Крымский мост не только самый сложный, но один из самых защищенных проектов в стране.

Крымский мост главная перспектива Крыма

Строительство Крымского моста — новый виток в будущее полуострова. Соединение материковой части России и Крымского полуострова, не только позволит туристам: быстро, комфортно и безопасно переправляется в обоих направления но и решит ряд перспектив полуострова.

  • Прямое автомобильное сообщение;
  • Бесперебойное железное сообщение;
  • Прирост туристов на полуостров. Развитие туристической сферы;
  • Инвестиционный рост. Полуостров становится более привлекательным для долгосрочных вложений;
  • Повышения экономического развития региона;
  • Стабильный товарооборот.

Как доехать до Крымского моста?

Туристам отправляющемся в Крым из Москвы и центральных регионов страны следует двигатся трассе «Дон» или М4. Далее необходимо по трассе Р268 или по Р251 перебраться к трассе Е97/А290. И уже с нее отправиться в сторону моста, Расстояние Крымского моста 19 километров, на протяжении движения по нему, остановки строго запрещены. Если вы хотите сделать красивые фото, основного строения, лучше сделать их при заезде на мост, где еще разрешены остановки.

Советы гостям Крыма

Всем, кто направляется на Крымский полуостров через мост, рекомендуется:

  • Перед мостом заправить полный бак бензином. Крым находится под санкциями, и поэтому в Крыму нет крупных нефтяных компаний. В Крыму бензин дороже (в среднем на 3 рубля), а на 2019 год на новой трассе Таврида нет ни одной заправки.
  • Перед мостом с правой стороны есть хорошая столовая. Там можно вкусно поесть по нормальным ценам.
  • На мосту ведется жесткий видео контроль, так что не нарушайте правил дорожного движения, за превышение скорости вам точно придёт штраф.
  • Перед мостом ведется контроль машин. 7 процентов машин осматривает специальная служба. Машины выбираются частично, проверяются все пассажиры, а сами машины проверяются через специальное оборудование. Так что если вас на въезде остановят, то не пугайтесь
  • Проезжая по мосту во время заката, то вас ждут прекрасные фото.

Мост Керченского пролива – главная магистраль развития страны

Мост Керченского пролива призван вдохнуть новую жизнь в развитие Крымского полуострова. Его масштабность просто поражает, уже на поступях к главному архитектурному проекту страны чувствуется его значимость. Сотни туристов, множество грузов стремятся в обоих направлениях, как живительные тельца стремящиеся по организму придать ему жизнь. На сегодня это самый протяженный мост в России и Европе. 10 тысяч человек со всей страны, множество именитых ученных с бережностью и холодным расчетом практически реализовали проект, не знающий аналогов за всю историю государства. Мост стал не только живительной магистралью, но и дал крепкий толчок в перспективу развития страны.

Автор статьи: Февзиев Билял

Все что вы хотели знать о строительстве Крымского моста (45 фото)

Строительского Крымского моста стало самой грандиозной российской стройкой современности, поэтому неудивительно, что к ней приковано столь пристальное внимание рядовых обывателей. Многим интересно, как идет строительный процесс, в каких условиях живут и работают рабочие, как они проводят свой досуг. Ответы на эти и многие другие вопросы попытался дать один известный блогер, который лично побывал на этой стройке.

Далее слова автора:

Мне предложили съездить на стройку Крымского моста. Я согласился, так как мне интересны грандиозные “стройки века”. НО! Я выдвинул два условия:

1. Меня пустят везде и ничего скрывать не будут. Куда пальцем покажу, то и покажут и дадут сфотографировать.
2. Я буду задавать неудобные вопросы и они ответят на них прямо, не уклоняясь.

Начнем с приятного. Если абстрагироваться от политики и говорить лишь о технической части – мост грандиозный. 19 километров – это самый большой мост в России, настоящая стройка века. Но что он собой представляет?
Во-первых, моста два – автомобильный и железнодорожный. Связаны они только там, где будут судоходные пролеты, в остальном совершенно независимы друг от друга. В приоритете сейчас автомобильный мост, его должны сдать в конце 18 года. Затем через год железнодорожный.
Первый этап строительства – это сваи, которые уходят под разными углами в землю на глубину до 90 метров. Такая глубина обусловлена так называемыми “слабыми грунтами”, которые не могут должным образом держать опору моста. Второй этап – монтаж пролетных сооружений. Самые важные элементы здесь – опоры судоходного пролета. Мы видим, что у обоих мостов эти опоры соединены и огорожены железобетонными “островами”, которые защитят от случайного или специального столкновения с судами.

Читайте также:
Олимпийский стадион Монреаля на карте

Третий и четвертые этапы, по сути, косметические, про них говорить пока особенно нечего:

Часть трассы пройдет через остров Тузла, в виде точно такого же полноценного моста. Казалось бы, тут можно было просто проложить дорогу, а не вбивать сваи и строить над островом мост, но коса – очень ненадежное место. Если ее размоет через пару десятков лет, то мост останется:

Что такое слабый грунт? По большому счету – это ил, грязь и жидкая глина. Не твердая порода, а каша. Вбивать в нее сваи – бестолку. Это как вставить свечку в кремовый слой торта: на какое-то время она застынет, а потом начнет “гулять” по сторонам. Чтобы её зафиксировать, надо опуститься ниже, в плотный бисквитный корж. Так же и со сваями: для устойчивости конструкции необходимо добраться до плотного грунта:

Сваи – самое важное в постройке моста. Их несколько видов. У автомобильного моста на 288 опор будет более 2500 свай, а у железнодорожного – более 3000. Их забивают разными способами. Например, на земле устанавливают буронабивные сваи. Вначале сверлят дырку в земле и выгребают из нее “слабый грунт”:

Пробурив отверстие, туда опускают металлический каркас и заливают его бетоном. На каждую опору уходит от 8 до 120 таких свай, в зависимости от геологии:

Сегодня основная проблема, с которой сталкиваются строители – погода. По статистике 10 дней в месяц штормит и в это время невозможно ничего делать с воды. Чтобы решить эту проблему, построили два рабочих моста (со стороны Тамани и Керчи). По ним ездит техника и забивает сваи:

Работа идет одновременно на нескольких участках, всего у компании 21 подрядчик:

На воде используют трубчатые сваи. Их вбивают под разными углами, чтобы мост мог выдержать девятибальное землетрясение:

Угол наклона у свай одинаковый, но разные направления:

Это одна из свай. Для масштаба внизу стоят люди:

Сваи покрашены в тех местах, где имеется соприкосновение с водой (во избежании ржавчины):

После того как часть сваи вбита, на неё наваривают следующий кусок и так далее. Тут уже видна отметка 77 метров. В среднем одну сваю забивают за полтора дня:

Вид на стройку на острове Тузла:


После того как вбиты все сваи, на них кладут ростверк – платформу, на которую затем ляжет пролет моста. Делают ростверк из металлоконструкции:

Собирают их прямо на месте, над сваями:

Так выглядит готовая конструкция:

Бетон набирает прочность за 28 дней, все это время ростверк “отдыхает”:

На готовые ростверки начинают собирать пролеты моста. Кстати, на этой фотографии также видны и строящиеся опоры железнодорожного моста:

Мост собирают из металлических блоков, которые скручивают друг с другом:


Пролеты собирают на домкратах (красные конструкции). После того, как пролет будет готов, его опускают на ростверки:

Самый сложный и ответственный участок моста – это судоходный пролет. Каждая фарватерная опора будет стоять на 110 сваях диаметром почти полтора метра:

На месте будущего судоходного пролета уже идет работа. Что-то строят с барж, что-то с временных строительных платформ:

Рядом с местом будущих фарватерных опор строят высокие платформы на которые поставят огромные краны и будут ими поднимать и забивать сваи:


Подведу итог: я проехал вдоль практически всего строящегося моста со стороны Краснодарского края. Стройка похожа на муравьиную тропу, где вместо муравьев грузы таскают грузовики. Все кишит, движется, поднимается в воздух и опускается в землю. Стоя на стройке возникает ощущение, что несмотря на заявления скептиков, мост все-таки построят:

Неподалёку от моста тянут газопровод в Крым, он будет проходить по дну Черного моря:

Мне было интересно посмотреть не только на строительство моста, но и на быт рабочих. Трудятся тут вахтовым методом: 15 дней работают, 15 дней отдыхают. Средняя зарплата – 35 тысяч рублей, при этом строители бесплатно живут, питаются и раз в месяц им оплачивают проезд до дома и обратно. Утром и вечером кормят в строительном городке, а обед привозят прямо на мост:

Читайте также:
15 советов для безопасного автомобильного путешествия


Салат, горячее (в термосумках), суп и компот:

Строительный городок находится в 20 минутах от моста:

Блочные домики, где живут рабочие. В общей сложности около 2000 человек:

В комнате по 4 человека. Никакого досуга нет, впрочем, после 12-ти часовой смены вряд ли захочется чего-то кроме сна:

На здании администрации висит объявление о запрете нахождения в шортах. В буфете не обслуживают с оголенным торсом. Видимо, это весьма больная тема для местных:

Меню без цен, всё бесплатно:

Кроме горячего и холодного цехов есть отдельное помещение под названием “Яйцемойка”. В принципе, если задуматься, неудивительно: 2000 рабочих потребляют как минимум 4000 яиц на завтрак:

Пляж в Тамани неподалеку от городка:

На стройке живет кот Мостик

Ну и, наконец, вопросы, которые я задал самому главному человеку на объекте – Леониду Рыженькину, директору по строительству транспортного перехода через Керченский пролив компании «СТРОЙГАЗМОНТАЖ»:

Леонид, первый вопрос самый очевидный: много писали, что Минтранс оценил Керченский мост в 50 млрд рублей. Почему его нынешняя цена более чем в 4 раза больше?

Мост, который мы сейчас строим, никогда не стоил 50 млрд рублей. Любые оценки, звучавшие до окончательного формирования проекта, не имели технологических и экономических обоснований. Сравнение с такими оценками – просто некорректно. Транспортный переход, включающий 2-путную железную дорогу и 4-полосную автодорогу, строительство которого сейчас ведётся в проливе согласно госконтракту изначально стоил 228,3 млрд рублей в ценах соответствующих лет. После прохождения Главгосэкспертизы в феврале 2016 года цена проекта даже снизилась – до 227,92 млрд рублей.

Известный советский и российский гидростроитель, бывший директор ЛенГЭС Юрий Севенард утверждает, что в проливе высокая сейсмика и мост просто может не выдержать землятресения.

Землетрясение до 8,6 баллов может произойти в Керченском проливе раз в 500 лет. До 9 баллов – раз в 1000 лет. До 9,3 баллов – раз в 2000 лет. Но Крымский мост не первый и далеко не последний мост в мире, который строится в условиях высокой сейсмичности. Что произойдет, если 9-балльное землетрясение все же случится? Во время мощных подземных толчков основную волну примут на себя опоры моста, а колебания, идущие от опор к пролетам моста, будут гаситься с помощью антисеймических устройств – они являются «прослойкой» между опорой и пролетом. Конечно, наверняка, потрескается дорожное полотно. Вероятно, будут деформированы рельсы. Но основной конструктив моста устоит. Он по проекту рассчитан на то, чтобы устоять даже в такое землетрясение. После 9-балльного землетрясения потребуются ремонтные восстановительные работы. Но мост не будет разрушен.

Ещё говорят, что слабые грунты не позволят построить мост должным образом.

Именно поэтому – из-за большой толщи илистых слабых грунтов – сваи Крымского моста уходят на значительную глубину – от 18 до более чем 70 метров. Под каждую опору – а их всего 595 – бурились геологические скважины, чтобы в каждом конкретном случае уточнить, где начинаются твердые грунты, которые послужат надежным основанием для опор. Ну и еще одна особенность – сваи погружаются не только вертикально, но и с наклоном, что придает опорам дополнительную устойчивость.

В 1944 году уже был построен железнодорожный мост через Керченский пролив. И как мы знаем, спустя 4 месяца после открытия его разбили льды с Азовского моря. Не ждет ли новый мост такая же судьба?

А как строят мосты за Полярным кругом? Опоры моста через Керченский пролив рассчитаны на ледовые нагрузки, возможные в проливе; да и между ними достаточно большие пролеты, так что никакой дополнительной помощи в борьбе со льдами мосту не потребуется. Тем не менее, для контроля ледовой обстановки во время эксплуатации моста будет идти мониторинг. И при необходимости суда ледокольного типа, расположенные в порту Новороссийска, в течении 8-10 часов готовы прибыть для дробления ледовых полей.

Почему выбрано именно это место для строительства моста? Есть более короткие участки.

Экспертный совет рассмотрел 74 варианта транспортного перехода через пролив и рекомендовал самый оптимальный через косу Тулза. Подробнее – на инфографике.

Читайте также:
Время полета Новосибирск — Тунис

Экозащитники утверждают, что строительство повредит экологии Керченского пролива.

Любые действия человека по созданию чего-то нового, как правило, влияют на экологию. Это неизбежно. Другое дело: как это влияние минимизировать, а затем и устранить последствия своего вмешательства в экосистему. Ключевые риски для экологии при строительстве моста в проливе – шум от стройки и взмучивание воды при погружении свай (со дна поднимается песок). Это вредно для птиц и рыб. Поэтому птиц уже «переманили» на новые места – подальше от стройки создали новые места гнездования, чтобы птицам было куда перебраться. А во время нереста погружение свай на мелководье запретили вовсе, а после стройки предполагается еще и компенсация – вырастят и выпустят в воду выпустят миллионы мальков. Экосистему в Керченском проливе постоянно отслеживают десятки привлеченных специалистов. И на данный момент они констатируют: все в норме. А уж дельфины, которые не покинули пролив и остаются постоянными спутниками строителей, – явный показатель, что им стройка не помеха.

Хочу следить за стройкой в онлайн-режиме. Почему на стройке нет камер?

На самом деле на стройке работает более 120 камер наблюдения – и в онлайн-режиме, и в режиме записи с длительным хранением информации. Но мост через Керченский пролив – стратегический объект. Так что режим здесь чрезвычайно серьезный. А увидеть, что мост действительно строится, можно и с обоих берегов пролива.

Напоследок хочется узнать: получится ли построить такой сложный объект за такой короткий срок?

Баланс “качество – цена – срок” – неотъемлемое условие реализации проекта, достигнутое ещё на стадии проектирования. Строительство ведётся широком фронтом – сразу по всей трассе моста. Мы не идем от берега к берегу или с двух берегов навстречу друг другу. Трасса разделена на 8 участков. На каждом из участков работает по два-три мостоотряда. За каждым – свой фронт работ. Если схематично, то «сделал опоры – перешел к монтажу пролетов; сделал пролеты – перешел к мостовому полотну». Строительно-монтажные работы фактически начались только в феврале этого года, но уже сейчас, с началом монтажа пролетов, очертания моста начинают “прорисовываться” в реальности – их можно увидеть и со стороны Тамани, и со стороны Керчи.

Крымский мост в Керчи

Крымский, или Керченский мост — это автомобильная трасса и железная дорога, проложенные над Керченским проливом и соединяющие два полуострова: Таманский и Крым. Пролив в этом месте не так глубок, и ощущение, что ты едешь где-то высоко, можно поймать лишь в центральной точке моста, которая приподнята, чтобы под магистралью могли проходить суда.

Крымский мост в Керчи, как и любая другая крупная переправа, считается стратегическим объектом. На нем запрещены остановки, все 19 километров нужно проехать не останавливаясь. Когда будете пересекать мост, вспомните, что это самый длинный объект из когда-либо построенных в России.

Адрес: Керченский пролив, мост соединяет Крым и Таманский полуостров

Координаты: 45.267107, 36.550257

Режим работы: круглосуточно

Фото Крымского моста в разное время суток

Популярные автомаршруты в Крыму

Керчь — Судак

Симферополь — Ялта

Симферополь — Севастополь

Саки — Евпатория

Симферополь — Старый Крым

История

Известно, что соединить Керчь и Тамань переправой хотели давно. Проекты постоянно предлагались, но затем откладывались по разным причинам. То не хватало денег, то решение признавали неудачным. Хотели даже строить тоннель под проливом, но ничего не вышло. В итоге пользовались паромной переправой или объезжали пролив через материк.

После присоединения Крыма к России в 2014 году предлагались разные варианты пути, многие не могли реализовать из-за непростого рельефа побережья. После того, как один из проектов приняли, начались строительные работы.

Первыми по Крымскому мосту проехали легковые автомобили, вскоре разрешили проезд фурам. Под занавес 2019 года здесь завершили строительство железнодорожных путей.

Год открытия

Крымский мост в Керчи официально открылся 15 мая 2018 года. В этот день состоялась церемония с участием президента Владимира Путина. Глава государства поздравил мостостроителей с окончанием работ в автомобильной части магистрали, а затем лично сел за руль «КамАЗа» и проехал по маршруту во главе колонны из 30 грузовых машин. Это было своего рода испытание нового покрытия на прочность многотонными махинами. Президент преодолел путь за 16 минут.

На следующий день после открытия Крымского моста, в 5:30, движение открыли для транспорта массой менее 3,5 тонн. За первые сутки по артерии промчались 14 тысяч авто, а за первые два месяца — более миллиона. В ночь на 1 октября 2018 года Крымский мост заработал для «тяжеловесов»: был разрешен проезд транспорта массой свыше 3,5 тонн. Некоторое время не пускали бензовозы, но скоро и им разрешили проезд.

Читайте также:
Принципы правового статуса человека и гражданина РФ

Ход строительства Крымского моста

Летом 2014 года стали считать, сколько денег нужно потратить на строительство Крымского моста, и готовить документы. Через полгода был выбран подрядчик, но работы начались только в феврале 2016 года. Погрузили сваи, установили опоры — это заняло полтора года. Привезли железнодорожную арку — эта часть сегодня самая яркая и фотографируемая.

В конце апреля 2018-го завершили укладку асфальта. До официального открытия прошли обследования и прием работ.

Сдать железнодорожную часть одновременно с автомобильной не вышло, инженеры подсчитали, что на строительство этого блока нужно больше времени. Как и в случае с автомобильной частью, по участку сначала пустили пассажирские поезда, а спустя несколько месяцев дали зеленый семафор грузовым.

Что посмотреть

Мост

Проехать по нему в ясный день — одно удовольствие. Дорога широкая, поэтому поездка превращается в расслабленную автопрогулку. Мимо вас могут пролететь морской голубь, чернозобик или кулик-сорока — это птицы из Красной книги России. Они и еще десяток других видов обитают в районе Крымского моста.

Панорама

Хочется посмотреть полную перспективу моста? Тогда выбирайте одну из точек на материке со стороны Крыма. Необычный ракурс доступен прямо с воды, для этого возьмите в аренду водный мотоцикл в Керчи. Но будьте осторожны: по проливу ходят большие суда.

Окрестности

Отправляйтесь в крепость «Керчь» на мыс Ак-Бурун. Там есть три смотровые площадки, откуда открывается вид на Крымский мост. Или поднимитесь на гору Митридат — отсюда тоже отличный вид.

Популярные вопросы и ответы

Крымский мост в разное время года

Летом с Крымского моста открываются красивые виды. Зимой путешественники могут увидеть стаю лебедей, дрейфующую вдоль опор. Птицы прилетают сюда на зимовку — в Крыму даже в январе не бывает сильных морозов.

Полюбуйтесь мостом в ночное время. Его центральная часть горит яркими диодами, а вдоль трассы зажигаются тысячи фонарей.

От Николая II до Путина. Как строили Крымский мост

Мост, связывающий Крымский и Таманский полуострова, задумали ещё до революции, начинали строить при Сталине, но построили только сейчас.

Фото © ТАСС / Сергей Мальгавко

25 декабря 2019 года откроется движение пассажирских поездов через Крымский мост. Железная дорога, связывающая столицу Российской империи и Крым, была построена ещё полтора века назад. Чуть позже впервые появилась идея связать железнодорожным мостом два полуострова — Крымский и Таманский. Однако более века эти планы так и оставались на бумаге. Ни в царские времена, ни в советские мост построить так и не удалось. Мешала то война, то нехватка денег.

Первая железная дорога

Первая попытка связать железной дорогой столицу и Севастополь была предпринята ещё в самом начале правления императора Александра II. В 1856 году Главное общество российских железных дорог получило концессию на строительство дороги до Севастополя. Однако строительство так и не началось из-за занятости на другом маршруте.

Через несколько лет концессию на строительство дали английской компании. Однако и англичане не продвинулись в решении этой задачи, несмотря на льготные условия, предоставленные правительством. В начале 70-х концессия на строительство дороги от станции Лозовая до Севастополя была передана купцу Петру Губонину. Этот уникальный бизнесмен (родился крепостным крестьянином, а умер мультимиллионером и одним из богатейших людей империи), уже имевший успешный опыт концессионного строительства, справился за три года. В 1875 году в Севастополь пришёл первый поезд.

Фото © Public Domain

Императорская семья очень любила отдыхать в Ливадии и посещала её каждое лето. Следом за императором потянулись сначала аристократы, потом купцы и представители среднего класса, а затем и туристы победнее. После строительства железной дороги Крым начал развиваться как туристический регион.

В 90-е годы все частные железные дороги в России были выкуплены государством и соединены в одну сеть. Лозово-Севастопольская дорога была объединена с Курско-Харьковско-Азовской и Джанкойско-Феодосийской.

Это позволило создать первый беспересадочный маршрут Санкт-Петербург — Севастополь. Он быстро стал одним из самых популярных в империи, а время в пути неуклонно сокращалось. В последние годы перед революцией добраться от столицы до Крыма можно было за рекордные 39,5 часа.

В начале ХХ века появилась идея создать ещё одну железную дорогу, которая соединит южные регионы России. Соединение Крыма и Кавказа с Кубанью должно было весьма благотворно повлиять на развитие этих регионов.

Читайте также:
Солнцезащитный крем spf 50: какой лучше использовать

По поручению Николая II началась разработка проектов Керченского моста. В результате было представлено два варианта: один со строительством моста через косу Чушка, второй через остров Тузла. Однако начавшаяся русско-японская война и необходимость достраивать Транссиб заставили отложить эту идею на несколько лет.

Фото © Public Domain

Повторно к ней вернулись уже в начале 1910-х годов. Но вновь вмешались обстоятельства, не позволившие начать строительство. Сначала Первая мировая война, затем революция, гражданская война и разруха.

К идее строительства моста через пролив вернулись в 30-е годы. Но и тогда начать строительство не успели. Сначала его откладывали из-за больших затрат на индустриализацию, а затем вмешалась война. Захватившие Крым немцы начали строить свой мост для облегчения наступления на Кавказ. Но в итоге строительство было заброшено из-за изменения обстановки на фронте.

После возвращения Крыма свой мост стали строить уже советские военные. Мост через косу Чушка был возведён за семь месяцев, эксплуатация началась в ноябре 1944 года. Мост строили в крайне сжатые сроки, мешала и штормовая погода. Поэтому были выполнены далеко не все необходимые работы. Часть ростверков не успели забетонировать, ледорезы отсутствовали в необходимых количествах. В результате сильного ледохода в феврале 1945 года мост был сильно повреждён. Треть опор была нарушена, часть пролётов обрушилась в море.

Мост решено было не восстанавливать, а разобрать и построить новый. Уже без спешки и с соблюдением всех необходимых норм. В 1949 году на строительство двухуровневого моста с двумя железнодорожными путями и двумя полосами для авто было выделено более 800 миллионов рублей.

Однако уже в 1950 году строительство моста неожиданно было прекращено. Вместо него началось обустройство более дешёвой паромной переправы.

В 1954 году Крым был передан в состав УССР. Это окончательно похоронило надежды на строительство моста, поскольку двум республикам договориться об этом было сложнее. Зато в 1959 году было восстановлено регулярное круглогодичное сообщение по маршруту Ленинград — Севастополь (в 30-е и начале 50-х предпринимались эпизодические попытки восстановить маршрут, но поезда ходили нерегулярно, только летом, да и то не каждый год). Скорый поезд получил номер 7/8 и на протяжении 55 лет оставался одним из самых популярных маршрутов Октябрьской железной дороги. Он не менял номер и маршрут даже после распада СССР, когда часть пути пролегала по территории уже независимой Украины.

В 2014 году, после возвращения Крыма, железнодорожное сообщение с полуостровом по традиционным маршрутам было заблокировано. Поезд 7/8 был отменён. Впрочем, ненадолго. 23 декабря 2019 года поезд 7/8 отправится с Московского вокзала Санкт-Петербурга. А уже 25 декабря он станет первым поездом, который пройдёт по Крымскому мосту.

Как добраться до Крутицкого подворья в Москве

Крутицкое подворье – одно из самых удивительных мест российской столицы. Здесь полностью сохранилась атмосфера давнего прошлого и явственно ощущается дыхание истории. Это место – кусочек московской старины с дореволюционными деревянными домами и мощеной мостовой в центре современного города. Чтобы почувствовать себя частью прошедших лет, достаточно знать, как добраться в Крутицкое подворье в Москве.

  1. Адрес и расположение на карте
  2. Как доехать до Крутицкого подворья
  3. Как проехать на метро
  4. Как доехать на общественном транспорте
  5. Немного истории
  6. Что можно увидеть в Крутицах и его окрестностях

Адрес и расположение на карте

Волшебное место находится в столичном Таганском районе. Подворье расположилось в месте пересечения ул.Крутицкой с 1-м Крутицким переулком. Точный адрес: улица Крутицкая, строение 4. Чтобы найти достопримечательность на карте, нужно посмотреть на центральную часть города.

Как доехать до Крутицкого подворья

Добираться сюда удобнее всего на метро, но можно воспользоваться и другими видами городского транспорта. Поездка на автомобиле – не самый удачный выбор из-за пробок и проблем с парковкой в центре. Прогулка по этому району пешком доставляет массу удовольствия.

Как проехать на метро

Рядом с Крутицким подворьем находятся две станции метрополитена – «Пролетарская» и «Крестьянская застава». Если доехать до «Пролетарской», нужно выйти к 3-му Крутицкому переулку. По нему придется прогуляться пешком минут 5, а потом пройти по подземному переходу через проезд Новоспасский, а потом – через небольшой скверик. Совсем рядом находится одноименный монастырь, который тоже можно посетить.

Через несколько минут можно увидеть Крутицкую улицу. Чтобы не ошибиться, можно ориентироваться на Музей воды, стоящий в начале улочки. Здание красного цвета, которое сложно не заметить. Пройдя вверх по улице, пешеходы видят церкви и прочие строения, относящиеся к подворью. Тем же маршрутом нужно идти от «Крестьянской заставы».

Читайте также:
Добавить отчет в Клуб «?Ездили-Знаем»

Как доехать на общественном транспорте

От ст. «Автозаводская» к Крутицкой улице идет несколько автобусов:

  • №901;
  • № 299;
  • №608;
  • №9.

До подворья – всего несколько остановок. С Павелецкого вокзала идут автобус №632 и трамвай №35. От метро «Таганская» возможно подъехать на автобусах №106 или 156. От станции «Серп и Молот» добираются трамваями №38 или 12. От «Дубровки» идет трамвай №43. От «Пролетарской» есть маршрутка №223м.

Немного истории

История подворья началась со времен татаро-монгольского ига, т.е. с 13-го века. Эта местность была предоставлена Сарским епископам, чтобы они могли остановиться и отдохнуть по пути к Москве. Точно неизвестно, кто именно основал здесь монастырь, но подворье постепенно разрасталось, появилась высокая каменная стена с четырьмя башнями. От разгрома и разграбления святыню защищала охранная грамота хана.

Со временем монастырь стал играть достаточно серьезную роль. Через него проходил путь в города тех времен, где велась торговля, а позднее сюда же была перенесена епархия. Подворье превратилось в епископскую резиденцию.

В Смутное время многие городские храмы города захватили польские солдаты, но у местных жителей была возможность посещать службы в подворье. В 1612 году ополченцами Минина и Пожарского в Крутицах была дана клятва об освобождении столицы от врагов. На тот момент собор считался главным для местных жителей.

В конце 17-го века прошла реконструкция, и здания получили нынешний вид. Заново выстроили собор, появился надвратный теремок, переходы от собора к Митрополичьим палатам. Но в 1764 году прекратилось существование Подонской и Сарской епархии, а чуть позже – и Крутицкой. Церковные ценности переехали в Кремль, в Чудов монастырь, после чего Успенский собор стал скромной церковью приходского типа для военных. Они построили гаупвахту и казарменные здания, но прежние постройки не тронули.

После пожара 1812 года от храма ничего не осталось, однако со временем церковь настояла на восстановлении. С 1924 года на данной территории снова разместились военные. Говорят, что в местных казармах содержали арестованного Лаврентия Берию.

После войны памятник культуры реконструировали, присвоив ему музейный статус. Сначала подворье существовало как филиал Исторического музея, а затем часть объектов передали Русской православной церкви.

Что можно увидеть в Крутицах и его окрестностях

Многие строения, которые можно увидеть и сегодня, возведены в XVII веке. Каждый объект, расположенный на этой территории, сейчас входит в число памятников истории и культуры. Посещая подворье, обязательно нужно посмотреть:

  • Собор Успения Пресвятой Богородицы;
  • Воскресенские переходы;
  • Крутицкий теремок;
  • Митрополичьи палаты;
  • Храм Вознесения Словущего.

Основным храмом подворья является Малый Успенский собор, построенный в 1667-1689 годах. После реконструкции он выглядит точно как в древности. Рядом расположился ухоженный вишневый сад.

Сейчас Крутицы стали своеобразным музеем, расположившимся под открытым небом. Все части Успенского собора недоступны для посещения, но снаружи можно гулять абсолютно везде. Многих гостей привлекают даже не знаменитые постройки и храмы, а небольшие деревянные домики – свидетели прошлых событий с древними каменными ступеньками, дверями с тяжелыми замками и особой атмосферой.

Крутицы привлекают и кинематографистов – здесь еще с 1980-х годов активно снимают фильмы. Местные строения можно увидеть в киноленте «Гардемарины, вперед!». В основном проводятся съемки исторических фильмов, но и картины на современную тематику тоже не редкость. Яркий пример – «Брат 2».

По пути от метро к Крутицкому подворью разместился Музей воды – экспозиция, посвященная историю водоснабжения Москвы. Вход здесь бесплатный, для желающих организуют экскурсии. Неподалеку находятся Новоспасский мужской монастырь и Покровский женский. Прекрасный вид открывается с Краснохолмской набережной, куда легко пройти от подворья. На Новоспасском мосту есть причал, где можно сесть на речной трамвай и совершить приятную поездку по Москве-реке.

Крутицкое подворье – необычный уголок современной Москвы, способный удивить даже самых искушенных путешественников. Здесь царит особая атмосфера старины, как будто работает машина времени. Подворье расположено практически в центре столицы, и добраться до него можно легко и быстро.

Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен и ставьте палец вверх!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: