Конвенция о статусе беженцев
- участники только Конвенции 1951 г.
- стороны только Протокола 1967 года
- стороны Протокола и Конвенции
- нечлены
Подпись | 28 июля 1951 г. (13 января 1967 г.) |
---|---|
Место подписи | Женева (Швейцария) |
Вступает в силу | 22 апреля 1954 г. |
Подписавшие | 145 |
Депозитарий | Генеральный секретарь ООН |
Языки | Английский, китайский, испанский, французский и русский |
Конвенция от 28 июля 1951 года о статусе беженцев , известный как Женевской конвенции , определяет условия , согласно которым государство должно предоставить статус беженца лицам , которые просят об этом, а также права и обязанности этих лиц. Он был принят 28 июля 1951 г. на конференции полномочных представителей по статусу беженцев и лиц без гражданства, созванной Организацией Объединенных Наций в соответствии с резолюцией 429 (V) Генеральной Ассамблеи. 14 декабря 1950 г. .
Эта конвенция была дополнена в 1967 г. Протоколом о статусе беженцев .
Эту Конвенцию о статусе беженцев не следует путать с Женевскими конвенциями, которые с 1949 года кодифицируют права и обязанности комбатантов и гражданских лиц во время войны.
После ее принятия Конвенция от 28 июля 1951 года о статусе беженцев представляет собой основную правовую основу для определения права на убежище в подписавших ее государствах. Это придает особое значение тысячелетней идее о праве на убежище .
Резюме
- 1 История
- 2 Философия
- 2.1 Аксиологическое право убежища / ущемляющее право убежища
- 2.2 Первоначальное исключение из преследования женщин по признаку пола
- 3 Статья 1 (A) (2) Конвенции
- 4 Реализация конвенции
- 5 подписавших стран
- 5.1 Азия
- 5.2 Африка
- 5,3 Америки
- 5,4 Океания
- 6 Нью-Йоркский протокол (1967 г.) и отказ от постколониальных изгнанников
- 7 Источники
- 7.1 Ссылки
- 7.2 Библиография
- 8 Приложения
- 8.1 Библиография
- 8.2 Статьи по теме
- 8.3 Внешние ссылки
Исторический
Женевская конвенция 1951 года имеет официальное название « Конвенция о статусе беженцев» и была подписана в Женеве 28 июля 1951 года. Она реализует после преследований в межвоенный период и Холокоста проблемы, провозглашенные Всеобщей декларацией прав человека. Права человека 1948 года:
- Статья 13: 1) Каждый имеет право свободно передвигаться и выбирать место жительства в пределах государства . 2) Каждый имеет право покинуть любую страну, в том числе свою собственную, и вернуться в свою страну .
- Статья 14: 1) Перед лицом преследований каждый имеет право искать убежища и пользоваться убежищем в других странах . 2) На это право нельзя ссылаться в случае судебного преследования, действительно основанного на преступлении по общему праву или за действия, противоречащие целям и принципам Организации Объединенных Наций .
В конце Второй мировой войны в Европе было несколько миллионов перемещенных лиц по всему континенту. В 1946 году для решения этой проблемы была создана Международная организация по делам беженцев (OIR) , чье бессилие было быстро замечено, поскольку только национальные армии имели материально-технические средства для борьбы с такими потоками населения и решения этой проблемы. В 1949 году ООН возобновила свою деятельность в этой области, создав Верховного комиссара по делам беженцев ( УВКБ ), назначаемого Генеральной Ассамблеей и подчиняющегося Генеральному секретарю ООН. Это УВКБ ООН, изначально представлявшее собой простую индивидуальную функцию, сопровождаемую помощниками, было поручено, в частности, подготовить международную конвенцию о беженцах, которая была принята тремя годами позже в 1951 году.
Исторический контекст, повлиявший на разработку этого текста, сложен:
- Первоначально разработанный для европейских беженцев, перемещенных в результате войны, это европейский текст, который останется таковым до тех пор, пока не будет распространен на остальной мир с принятием Протокола Белладжио в 1967 году;
- с одной стороны, Холокост сделал политически необходимым после войны больше заботиться о защите людей, спасающихся от преследований;
- с другой стороны, либеральные европейские и американские демократии не были готовы признать свои серьезные ошибки в неприятии немецких еврейских изгнанников с 1933 по 1939 год;
- более того, « холодная война» дала этому тексту, по сути западному, политическое воздействие в противовес коммунистическому блоку, чей прием и защита диссидентов помогли его дискредитировать;
- Франсуа Крепо отмечает, что эта конвенция также является продуктом переговоров между дипломатами, отмеченных преобладанием суверенных государств, закрепленных за своими прерогативами по контролю границ и населения перед интересами беженцев.
Философия
Женевская конвенция о беженцах, являющаяся продуктом исторического контекста и верховенства государственных интересов над интересами беженцев в переговорах, дает определение не права убежища, а только беженца, и дает конкретное определение: ограничительное, индивидуальное, связанное с выбором критериев. . Определение «на индивидуальной основе», которое, таким образом, не обязывало Штаты ни признавать прошлые ошибки в отказе от изгнанников в 1930-е годы, ни массово приветствовать массовое бегство населения в будущем. А в статье 31 утверждается, что «Договаривающиеся государства не будут применять уголовные санкции в связи с их незаконным въездом или пребыванием в отношении беженцев, которые, прибыв непосредственно с территории, где их жизни или свободе угрожала опасность в смысле, предусмотренном статьей 1, въезжают или находятся на их территории без разрешения при условии, что они без промедления явятся властям и объяснят им причины, признанные действительными для их незаконного въезда или пребывания. “
Аксиологическое право убежища / ущемляющее право убежища
Эта конвенция развивает только одну из двух статей Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), относящихся к данному предмету: статья 14 о праве убежища без статьи 13 о свободе передвижения, тогда как это является условием возможности другого (убежище невозможно без пересечения границы). Такая ориентация порождает «унизительное право на убежище»: философию права убежища, задуманную как отступление от закрытия границ и организации отбора «настоящих» беженцев. И наоборот, другая философия, которая была бы направлена на совместную разработку двух статей 13 и 14 Всеобщей декларации прав человека 1948 года, привела бы к «аксиологическому праву убежища», благоприятствующему открытию границ при одновременной символической и материальной помощи людям – жертвам преследований.
Первоначальное исключение из преследования женщин по признаку пола
В ходе переговоров возможность гендерного критерия обсуждалась только тогда, когда югославская делегация предложила включить выражение «или пол» в статью 3, которая предусматривает, что Конвенция должна быть включена. Применяться «без дискриминации расы, религии или страны. происхождения”. Это предложение было отклонено как подпадающее под действие национального законодательства. В то время Верховный комиссар по делам беженцев Ван Хеувен Гёдхарт отметил, что сомневается в том, что «имели место какие-либо случаи преследования из-за пола жертв». Таким образом, «уничижительное право на убежище», подразумевающее выбор по критериям из-за отсутствия официального признания этого, на полвека исключало все преследования женщин по признаку пола из соображений международной защиты и признания беженцев [ исх. необходимо] . Лишь с середины 1980-х годов международные организации приняли резолюции и опубликовали тексты, поощряющие признание этих преследований и особую защиту женщин в рамках права убежища. Так, в 1984 г. Европейский парламент принял резолюцию, в которой государствам предлагалось толковать Женевскую конвенцию о беженцах (1951 г.), рассматривая жертв таких преследований как подпадающих под понятие «социальная группа», зарегистрированное в статье 1A2 указанной конвенции, и имеет право на статус беженца. За этой резолюцией последовала инициатива УВКБ ООН, принявшего в следующем году аналогичную резолюцию, а затем, начиная с 1991 года, выпустила серию директив (« руководящих принципов »), касающихся защиты женщин, ищущих убежища, и женщин-беженцев. Эти изменения в значительной степени обусловлены действиями транснациональных феминистских сетей, в частности «Рабочей группы по делам женщин-беженцев» (WGRW), которая объединяет несколько НПО, лоббирующих УВКБ ООН с целью побудить его к принятию рассмотрение положения женщин, ищущих убежища, и беженцев.
Статья 1 (A) (2) Конвенции
Для судей и государственных служащих, национальных или международных, ответственных за рассмотрение просьб о предоставлении убежища в свете настоящей международной конвенции, основной статьей, которая вдохновляет их решения защищать или не защищать изгнанников, является статья 1 (A) (2) (с поправками, внесенными Нью-Йоркский протокол 1967 г.):
«Статья 1 – A. Для целей настоящей Конвенции термин« беженец »применяется к любому лицу : (. ) 2) которое опасается преследования по причине своей расы, своей религии, своей национальности. ее принадлежность к определенной социальной группе или ее политические взгляды находятся за пределами страны, гражданином которой она является, и которая не может или из-за этого страха не хочет требовать защиты этой страны; или кто, если он не имеет гражданства и находится за пределами страны, в которой он обычно проживал, не может или из-за вышеупомянутого страха не желает туда возвращаться . “
Представляется необходимым реорганизация и уточнение содержания. Улучшите его , обсудите области , требующие улучшения, или укажите разделы, которые нужно переработать, используя <
Краеугольный камень современного «унизительного убежища», статья 1 (A) (2) Женевской конвенции о статусе беженцев, содержит три неопределенных понятия, которые создают больше проблем, чем решают. Эти юридические лазейки оставляют для выполнения и, в частности, работы по рассмотрению просьб о предоставлении убежища, как свидетельствует Клеманс Арманд, сотрудник OFPRA , обширное поле дискреционных полномочий:
1) «страх разумом»: от мимолетного страха до самого ужасного страха, какого уровня беспокойства вы должны были достичь, чтобы оправдать отъезд из своей страны? Что жертве потенциального преследования необходимо знать о том, что ей угрожает, до того, как она подвергнется удару, чтобы опасаться «с полным основанием»? От паранойи до героизма, из какой рациональности должно это чувство души, которое есть страх казаться разумным другим?
2) «преследуемые»: о каком обращении идет речь? Тревожный взгляд? Какие-то угрозы? Настойчивое присутствие через улицу? Ежедневное преследование? Труп любимого человека? Следы пыток на теле пережили? Только недавно Суд Европейского Союза дал определение, которое, однако, не решает проблему [исх. необходимо] . По мнению Суда, лицо, ходатайствующее о предоставлении статуса беженца, должно подвергаться «реальной опасности, в частности, быть преследованным или подвергнуться бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию» (CJEU, решение от 5 сентября 2012 г., Y and Z v. Bundesrepublik Deutschland , пункт 72).
3) «любое лицо»: . однако причины преследований в остальной части статьи чаще всего носят коллективный характер (раса, национальность, социальная группа, политические взгляды), что противоречит индивидуальной специфике связанных со страхом преследований. не сообществу, а «человеку». Таким образом, любая история изгнания может показаться слишком “индивидуальной” (нетипичной, невероятной . ) или слишком “коллективной” (стереотипной, заранее созданной . ).
Реализация конвенции
В отличие от Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), простого провозглашенного текста, который является источником, Женевская конвенция о беженцах – это международный договор, который подписавшие государства должны ратифицировать и перенести в свои соответствующие правовые системы. Некоторые, например Германия, просто публикуют международный текст как национальный закон; другие, как Франция, разрабатывают конкретный закон, включающий элементы международного текста (закон 1952 г.). В странах, располагающих финансовыми средствами, такая реализация приводит к созданию администрации, специализирующейся на рассмотрении просьб о предоставлении убежища. Но в большинстве других стран этот выбор делает международная администрация, представляющая Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев в каждой стране . В 1979 году последний опубликовал Руководство по процедурам и критериям, которые должны применяться для определения статуса беженца, и набор текстов, книг, обзоров, учебных курсов, которые не сокращают пробелы в правовом режиме, но постепенно навязывают миру «убежище». уничижительно »как очевидно.
В этой концепции признание беженцев в большей степени зависит от процедуры отбора, проводимой несколькими участниками. Обычно это включает два этапа экспертизы: первое рассмотрение и апелляция в случае отказа. Как заметил Жан-Мишель Белоржи , бывший президент секции отчетов и исследований Государственного совета Франции , бывший председатель секции Национального суда по делам убежища , должностные лица, ответственные за это рассмотрение, обычно не могут проводить расследования в стране, где, по словам просителей убежища, они опасаются, что преследования часто сводятся к оценке правдоподобности рассказов только лиц, ищущих убежища. Когда количество просьб о предоставлении убежища резко возрастает по сравнению с бюджетными и административными ресурсами, мобилизованными для ответа на них, расследование может быть сведено к простому чтению истории с, возможно, кратким слушанием изгнания. По словам Жерома Валлюи на примере Национального суда по делам убежища во Франции , в этих условиях оценщики, будь то агенты OFPRA или судьи CNDA, не отвечают на вопрос «действительно ли это беженец?» », Но на другой вопрос, единственный доступный для них: убедила ли меня эта ссылка? И склонность верить или не верить зависит от множества факторов, часто не связанных с оцениваемым нарративом (хотя это может иметь значение): политические убеждения экзаменатора в вопросах иммиграции, знание страны происхождения, интерпретация неточная конвенция с хаотичным прецедентным правом, чувствительность к идеологиям эпохи, интуитивное восприятие реакции рабочей среды, судебные запреты вышестоящих властей и т. д.
Женевская конвенция “О статусе беженцев” (1951)
28 июля 1951 года для регулирования международных отношений по защите беженцев была принята Женевская конвенция “О статусе беженцев”.
Конвенция была принята Конференцией полномочных представителей по вопросу о статусе беженцев и апатридов, созванной в соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1950 года.
В середине ХХ века международная помощь требовалась примерно 1 миллиону 250 тысячам беженцев во всем мире, включая 350 тысяч беженцев в Европе, которая боролась с последствиями Второй мировой войны.
К концу 1950‑х годов проблема беженцев стала актуальна не только в Европе, но и на других континентах, в первую очередь в Африке. За последние десятилетия география этого явления существенно расширилась за счет Южной Азии, Ближнего Востока, Балкан.
Признавая ответственность Организации Объединенных Наций за дела беженцев, Генеральная Ассамблея ООН в 1950 году учредила Управление верховного комиссара (УВКБ) ООН по делам беженцев, которое начало свою деятельность 1 января 1951 года. Две главные функции УВКБ ‑ предоставление беженцам международной защиты и стремление найти надежные решения проблемы беженцев.
В 1951 году Управление верховного комиссара ООН по делам беженцев предложило к ратификации конвенцию “О статусе беженцев”. Женевская конвенция “О статусе беженцев” вступила в силу 22 апреля 1954 года. В настоящее время участниками конвенции являются 145 стран.
Женевская конвенция “О статусе беженцев” состоит из преамбулы и 46 статей. Конвенция обобщает предыдущие международные акты, касающиеся беженцев, и представляет собой наиболее широкую кодификацию прав беженцев, которая когда‑либо была предпринята на международном уровне.
В документе излагаются основные минимальные нормы обращения с беженцами без ограничения права государств предоставлять более благоприятные условия.
Ключевой аспект Конвенции — запрещение высылки беженцев или их принудительного возвращения. В документе говорится, что “государства не будут никоим образом высылать или возвращать беженцев на границу страны, где их жизни или свободе угрожает опасность вследствие их расы, религии, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений”. Это постановление, однако, не может применяться к беженцам, рассматриваемым в силу уважительных причин как угроза безопасности страны, в которой они находятся, или осужденным вошедшим в силу приговором в совершении особенно тяжкого преступления и представляющим общественную угрозу для страны.
Конвенция 1951 года также содержит такие права, как право на защиту от наказания за незаконное пересечение границы договаривающегося государства, право на работу по найму, право на жилье, право на образование, право на правительственную и социальную поддержку, право на религиозные убеждения, право обращения в суд, право свободного передвижения, право на получение удостоверения личности.
Конвенция должна применяться без дискриминации по признаку расы, религии или страны происхождения, и в ней содержатся различные гарантии против высылки беженцев.
Некоторые положения Конвенции считаются настолько важными, что в отношении них нельзя делать никаких оговорок. К таким положениям относятся определение понятия “беженец” и так называемый “принцип невысылки”.
Действие Конвенции не распространяется на таких беженцев, которыми непосредственно занимаются другие учреждения Организации Объединенных Наций помимо УВКБ ООН, как, например, беженцы из Палестины, подпадающие под компетенцию Ближневосточного агентства Организации Объединенных Наций для помощи палестинским беженцам и организации работ, и беженцы, которые являются гражданами страны, предоставившей им убежище, или имеют эквивалентный статус.
Определение понятия “беженец”, данное в статье 1 Конвенции 1951 года, носит общий характер. Согласно тексту конвенции, беженцем признается лицо, которое “опасается стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений”.
Действие Конвенции, однако, распространяется лишь на лиц, которые стали беженцами в результате событий, произошедших до 1 января 1951 года.
С течением времени и в силу возникновения новых ситуаций, связанных с беженцами, возросла необходимость в разработке таких положений Конвенции, действие которых могло бы распространяться на новые категории беженцев. В связи с этим в 1966 году был подготовлен и представлен Генеральной Ассамблее ООН Протокол, касающийся статуса беженцев.
Протокол вступил в силу 4 октября 1967 года. Его участниками являются 146 стран.
При присоединении к Протоколу государства берут на себя обязательство применять основные положения Конвенции 1951 года в отношении всех беженцев, подпадающих под ее определение, но без ограничения срока.
Несмотря на то, что Протокол таким образом связан с Конвенцией, он является самостоятельным актом, к которому могут присоединиться не только государства — участники Конвенции.
Конвенция и Протокол — основные международные акты, направленные на защиту беженцев, и основополагающий характер этих актов получил широкое признание на международном уровне.
Генеральная Ассамблея ООН неоднократно рекомендовала государствам стать их участниками. Присоединиться к этим актам также рекомендовали различные региональные организации, например Совет Европы, Организация африканского единства и Организация американских государств.
В 2001 году, в честь 50‑летия принятия конвенции “О статусе беженцев”, 55‑я сессия Генеральной Ассамблеи ООН приняла специальную резолюцию, в соответствии с которой был установлен Всемирный день беженцев. Он отмечается ежегодно 20 июня одновременно с Днем африканских беженцев.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Женевская конвенция ООН о статусе беженцев в общей системе международного права Текст научной статьи по специальности « Право»
Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Прокопенкова И.П.
В статье подробно рассматривается принятая в 1951 году Женевская конвенция Организации Объединенных Наций о статусе беженца, предпосылки её принятия, круг задач, которые она должна была решать. В Конвенции выделено лишь пять причин оснований преследования , по которым иностранному гражданину или лицу без гражданства в государстве члене Конвенции может быть предоставлен статус беженца. В то же время за почти семьдесят лет, прошедших со времени принятия данного международного документа, появились новые причины преследования и другие основания, в том числе не связанные с преследованием , по которым люди бывают вынуждены покинуть государства своей гражданской принадлежности или постоянного места жительства. Но проведенный в статье анализ показывает, что Женевская конвенция Организации Объединенных Наций не содержит всеобъемлющей защитной концепции, а рекомендации Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев о необходимости расширительно подходить к трактовке понятий « беженец », « преследование » не носят обязательного характера. Поэтому в статье делается вывод о том, что для полноценной работы с беженцами, попадающими под расширенное понятие, необходимо принятие Организацией Объединенных Наций нового международного документа, например, дополнительного протокола к Конвенции.
Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Прокопенкова И.П.
UN GENEVA CONVENTION ON THE STATUS OF REFUGEES IN THE COMMON SYSTEM OF INTERNATIONAL LAW
The article discusses in detail the Geneva Convention of the United Nations on the legal status of refugees, the prerequisites for its adoption, the range of tasks that it was to solve, adopted in 1951. The Convention identifies only five reasons for persecution on which a foreign national or stateless person in a state party to the Convention may be granted refugee status. At the same time, in the nearly seventy years since the adoption of this international instrument, new causes of persecution and other grounds have emerged, including non-persecution, for which people are forced to leave their state of nationality or permanent residence. But the analysis conducted in the article shows that the Geneva Convention of the United Nations does not contain a comprehensive protective concept, and the recommendations of the Office of the United Nations High Commissioner for refugees on the need to broaden the interpretation of the concepts of « refugee », « persecution » are not binding. Therefore, the article concludes that in order to fully work with refugees falling under the expanded concept, it is necessary to adopt a new international instrument by the United Nations, for example, an additional Protocol to the Convention.
Текст научной работы на тему «Женевская конвенция ООН о статусе беженцев в общей системе международного права»
ЖЕНЕВСКАЯ КОНВЕНЦИЯ ООН О СТАТУСЕ БЕЖЕНЦЕВ В ОБЩЕЙ СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
UN GENEVA CONVENTION ON THE STATUS OF REFUGEES IN THE COMMON SYSTEM OF INTERNATIONAL LAW
Аннотация: в статье подробно рассматривается принятая в 1951 году Женевская конвенция Организации Объединенных Наций о статусе беженца, предпосылки её принятия, круг задач, которые она должна была решать. В Конвенции выделено лишь пять причин оснований преследования, по которым иностранному гражданину или лицу без гражданства в государстве -члене Конвенции может быть предоставлен статус беженца. В то же время за почти семьдесят лет, прошедших со времени принятия данного международного документа, появились новые причины преследования и другие основания, в том числе не связанные с преследованием, по которым люди бывают вынуждены покинуть государства своей гражданской принадлежности или постоянного места жительства. Но проведенный в статье анализ показывает, что Женевская конвенция Организации Объединенных Наций не содержит всеобъемлющей защитной концепции, а рекомендации Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев о необходимости расширительно подходить к трактовке понятий «беженец», «преследование» не носят обязательного характера. Поэтому в статье делается вывод о том, что для полноценной работы с беженцами, попадающими под расширенное понятие, необходимо принятие Организацией Объединенных Наций нового международного документа, например, дополнительного протокола к Конвенции.
Ключевые слова: мигрант, беженец, правовой статус беженца, преследование, причины преследования.
Для цитирования: Прокопенкова И.П. Женевская конвенция ООН о статусе беженцев в общей системе международного права // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. 2018. № 4. С. 71-74.
Abstract: the article discusses in detail the Geneva Convention of the United Nations on the legal status of refugees, the prerequisites for its adoption, the range of tasks that it was to solve, adopted in 1951. The Convention identifies only five reasons for persecution on which a foreign national or stateless person in a state party to the Convention may be granted refugee status. At the same time, in the nearly seventy years since the adoption of this international instrument, new causes of persecution and other grounds have emerged, including non-persecution, for which people are forced to leave their state of nationality or permanent residence. But the analysis conducted in the article shows that the Geneva Convention of the United Nations does not contain a comprehensive protective concept, and the recommendations of the Office of the United Nations High Commissioner for refugees on the need to broaden the interpretation of the concepts of «refugee», «persecution» are not binding. Therefore, the article concludes that in order to fully work with refugees falling under the expanded concept, it is necessary to adopt a new international instrument by the United Nations, for example, an additional Protocol to the Convention.
Keywords: migrant, refugee, the legal status of a refugee, persecution, reasons for persecution.
For citation: Prokopenkovа I.P. UN Geneva Convention on the status of refugees in the common system of international law // Vestnik of Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia. 2018. № 4. P. 71-74.
IRINA P. PROKOPENKOV^
(Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Россия, Белгород)
master’s student (Belgorod National Recearch University, Belgorod, Russia)
Женевская конвенция ООН о статусе беженца1, принятая в 1951 году, была призвана решать в первую очередь те проблемы, которые сложились в послевоенной Европе: это сотни тысяч перемещенных лиц, бежавших от военных действий, разрухи, голода, оккупации; насильно угнанных с мест постоянного проживания и т.д. [1]. То, что данная Конвенция своим принятием подразумевала необходимость решения именно вы-шеобозначенных проблем, было отражено в статье первой Конвенции, в соответствии с которой она распространяла свое действие только на события, происшедшие «. до 1 января 1951 года». Данное ограничение впоследствии было снято Нью-Йоркским протоколом 1967 года2.
Соответственно, данный международный документ зафиксировал основные принципы международно-правового регулирования правового статуса беженца и стержневую позицию по защите от преследования, отражающие взгляды международного сообщества, типичные для середины ХХ века [2].
В нее включены лишь пять причин, которые могут послужить основанием для преследования:
– принадлежность к определенной расовой группе;
– принадлежность к другой социальной группе;
– несовпадающие с официально признанными политические убеждения.
В то же время с принятия Конвенции прошло почти семьдесят лет. Практика применения Конвенции и национальных нормативных актов, принятых на её основе, показывает, что Конвенция не учитывает многих факторов, которые реально становятся причиной преследования человека в своей стране, причем как на государственном уровне (только такого рода преследования являются, в соответствии с Конвенцией, основанием для предоставления статуса беженца), так и со стороны различного рода организаций и учреждений, а также сформированных неформальных групп внутри государства [3]. Например, в Конвенцию не включены преследования по признаку:
– ухудшения внутриполитической обстановки, гражданской войны и т.д.
1 Конвенция ООН о статусе беженцев (заключена в г. Женеве 28.07.1951) // Бюллетень международных договоров. 1993. № 9. С. 6-28.
2 Протокол, касающийся статуса беженцев (подписан в г. Нью-Йорке 31.01.1967) // Бюллетень международных договоров. 1993. № 9. С. 28-31.
Кроме того, массовый характер приобретает массовая вынужденная миграция по экологическим причинам – так называемая экологическая миграция – вследствие произошедших техногенных или природных катастроф или вследствие других причин, создавших в определенных районах непригодные для жизни людей условия окружающей среды [4].
В последние годы неоднократно предпринимались шаги в том числе Организацией Объединенных Наций для того, чтобы Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев и непосредственно государства – члены ООН расширительно подходили к трактовке понятий «беженец», «преследование» и в рамках компетенции данной Конвенции рассматривали в том числе дела «. перемещенных лиц, находящихся в ситуации, сходной с ситуацией беженцев».
Но такого рода пожелания носили только рекомендательный характер, а сама Женевская конвенция не содержит всеобъемлющей защитной концепции. Поэтому для полноценной работы с беженцами, попадающими под расширенное понятие, представляется необходимым принятие ООН нового международного документа, например, дополнительного протокола к Конвенции.
Одними из основных принципов защиты беженцев и гарантированности их правового статуса международным сообществом и принимающими их государствами являются закрепленный в Конвенции принцип запрета принудительного возвращения беженцев в страны, из которых они прибыли (принцип non-refoulement), и вытекающий из него принцип запрета уголовного и административного преследования иностранных граждан и лиц без гражданства в случае их нелегального прибытия на территорию государства, в котором они обратились с ходатайством о признании их беженцами.
В то же время практика работы с беженцами в Российской Федерации (здесь необходимо отметить, что принятый в 1992 году Закон Российской Федерации «О беженцах» практически воспроизводит на национальном законодательном уровне все положения Конвенции) показывает, что не все положения данного международного документа в полной мере соответствуют требованиям настоящего времени [6].
Дискуссионным является сам вопрос о праве беженца на въезд в государство, где он собирается подать ходатайство о признании его беженцем, так как Конвенция начинает рассматривать работу с беженцем только на стадии его нахождения на территории государства – участника Конвенции.
Спорным остается также вопрос об уголовной и административной ответственности лиц,
содействующих незаконному перемещению иностранных граждан и лиц без гражданства на территорию государства, где они впоследствии обращаются с ходатайством о признании беженцем. Ведь, как правило, такого рода ходатайства отклоняются миграционными органами, и единственная их цель – путем долгих судебных и административных проволочек и обжалований остаться на территории более благополучной в экономическом и социальном плане страны [7]. А тот, кто им покровительствует, зачастую, несмотря на громкие заявления о милосердии и человеколюбии, просто наживается на таком не слишком благовидном виде бизнеса.
Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев в отношении сферы действия запрета принудительного перемещения беженцев в одной из своих рекомендаций устанавливает следующее: «. запрет принудительного перемещения включает в себя любые принимаемые государством или подчиненными ему лицами или органами меры, в ходе которых соискатель убежища или беженец может быть перемещен к границам района, где его жизни или свободе может угрожать опасность или где он может подвергнуться преследованию. К перечню запрещенных мер относятся выдворение за пределы государственных границ, перехват и непрямое перемещение, вне зависимости от того, является ли конкретная ситуация единичным случаем или же лишь одним проявлением в ходе массовой миграции» [8]. Но и в данном
случае речь идет об иностранных гражданах и лицах без гражданства, которые уже пересекли или почти пересекли государственную границу. Физически отсутствующие в стране обращения беженцы остаются таким образом за пределами действия Конвенции ООН о статусе беженца [9].
Если рассматривать Европейскую конвенцию о правах человека, то данный международный документ признает все обозначенные Всеобщей декларацией права человека, но в то же время не рассматривает такое важное в наше время право, как право на получение убежища от преследования в других странах. И в ситуациях, когда ни национальные процедуры признания человека беженцем, ни государственная система судопроизводства не в состоянии в полной мере оценить риск, которому подвергается лицо, которому отказано в предоставлении статуса беженца, при возвращении в ту страну, из которой он был вынужден бежать, только Европейский суд по правам человека остается последней инстанцией, которая в состоянии защитить права беженцев [10]. И данная функция Европейского суда по правам человека приобретает особое значение в связи с массовым прибытием беженцев в европейские страны в 2015-2018 гг., которое продолжается и поныне.
В то же время более оптимальным и практичным представляется создание соответствующего апелляционного суда по данной категории дел в рамках самого Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев.
1. Алиев О.Ф. Историко-правовои обзор проблем вынужденной миграции // Евразииская адвокатура. 2017. № 5 (30). С. 17-25.
2. Евтушенко В.И. Основы правового регулирования миграционных процессов. – Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2016. 140 с.
3. Евтушенко В.И. Реализация конституционного права человека и гражданина на свободу перемещения, миграции, выбор места пребывания и жительства: теоретический аспект // Современное право. 2010. № 10. С. 38-41.
4. Евтушенко В.И. Правовой статус экологического мигранта как реализация права человека и гражданина в Российской Федерации на благоприятную окружающую среду при экологических катастрофах природного и техногенного характера: монография. – Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2013. 292 с.
5. Евтушенко В.И. Правовой статус беженца в Российской Федерации: монография. – Белгород: БГТУ, 2006. 113 с.
6. Евтушенко В.И. Место и роль миграционной деятельности в системе национальной безопасности Российской Федерации // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2017. № 3 (252). С. 84-88.
7. Иванов Д.В. Международное сотрудничество государств в области защиты прав лиц, перемещенных внутри страны // Московский журнал международного права. 2011. № 1 (81). С. 15-30.
8. Дрейпер Ж. Развитие международного гуманитарного права / Международное гуманитарное право: сборник научных трудов. – Москва, 1991. С. 123-124.
9. Гудвин-Гилл Г.С. Статус беженца в международном праве / пер. с англ. под ред. М.И. Левиной. – Москва, 1998. 647 с.
10. Ермолаева Н.В. Практика и результаты применения Европейским судом по правам человека временных мер в российских делах о высылке и выдаче // Международное правосудие. 2014. № 4. С. 18-23.
1. Aliev O.F. Istoriko-pravovoi obzor problem vynuzhdennoi migratsii // Evraziiskaya advokatura. 2017. № 5 (30). S. 17-25.
2. Evtushenko V.I. Osnovy pravovogo regulirovaniya migratsionnykh protsessov. – Belgorod: ID «Belgorod» NIU «BelGU», 2016. 140 s.
3. Evtushenko V.I. Realizatsiya konstitutsionnogo prava cheloveka i grazhdanina na svobodu peremeshcheniya, migratsii, vybor mesta prebyvaniya i zhitel’stva: teoreticheskii aspekt // Sovremennoe pravo. 2010. № 10. S. 38-41.
4. Evtushenko V.I. Pravovoi status ekologicheskogo migranta kak realizatsiya prava cheloveka i grazhdanina v Rossiiskoi Federatsii na blagopriyatnuyu okruzhayushchuyu sredu pri ekologicheskikh katastrofakh prirodnogo i tekhnogennogo kharaktera: monografiya. – Belgorod: ID «Belgorod» NIU «BelGU», 2013. 292 s.
5. Evtushenko V.I. Pravovoi status bezhentsa v Rossiiskoi Federatsii: monografiya. – Belgorod: BGTU, 2006. 113 s.
6. Evtushenko V.I. Mesto i rol’ migratsionnoi deyatel’nosti v sisteme natsional’noi bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii // Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Filosofiya. Sotsiologiya. Pravo. 2017. № 3 (252). S. 84-88.
7. Ivanov D.V. Mezhdunarodnoe sotrudnichestvo gosudarstv v oblasti zashchity prav lits, peremeshchennykh vnutri strany // Moskovskii zhurnal mezhdunarodnogo prava. 2011. № 1 (81). S. 15-30.
8. Dreiper Zh. Razvitie mezhdunarodnogo gumanitarnogo prava / Mezhdunarodnoe gumanitarnoe pravo: sbornik nauchnykh trudov. – Moskva, 1991. S. 123-124.
Соглашение о статусе беженцев
Соглашение о статусе беженцев | |
---|---|
Краткое название: | (неофициально) Женевская конвенция о беженцах (на немецком языке) Конвенция о беженцах 1951 года (на английском языке) Женевская конвенция (на французском языке) |
Заголовок: | Конвенция о статусе беженцев |
Сокращенное название: | (неофициальный) GFK (немецкий, ФРГ) FK (немецкий, Швейцария) |
Дата: | 28 июля 1951 г. |
Вступать в силу: | 22 апреля 1954 г., в соответствии со статьей 43 |
Ссылка: | United Nations Treaty Series , vol. 189 , 1954, I Договоры и международные соглашения, стр. 137-220 , нет. 2545 . В Интернете в Собрании договоров Организации Объединенных Наций. (Документ PDF; 747 КиБ) A / CONF.2 / 108 / Rev.1 , 26 ноября 1952 г. Публикации Организации Объединенных Наций, в продаже под №: 1951. .4. Онлайн в Системе официальных документов Организации Объединенных Наций (документ PDF; 3,26 МБ) |
Справка (немецкий): | Федеративная Республика Германия: Федеральный вестник законов 1953 г. II, стр. 559 , о вступлении в силу соглашения: Бюллетень федеральных законов 1954 г. II, стр. 619 , о текущем действии: юридическая информация : fl_abk FlüAbk Австрия: Бюллетень федеральных законов № 55 / 1955 г., Швейцария: AS 1955 443 0.142.30 |
Форма контракта: | открытый, многосторонний |
Юридический вопрос: | People-computing-te , беженцы |
Подписание: | 19 подписавших государств |
Ратификация : | включая присоединения и правопреемства, в настоящее время насчитывается 145 договаривающихся сторон |
Женевская конвенция о беженцах (аббревиатура GFK , на самом деле соглашение о правовом статусе беженцев ) является центральным правовым документом международного права беженцев.
Конвенция содержит, среди прочего, международно обязывающего юридическое определение термина « беженцев » и является правовой основой для офиса Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев (УВКБ).
Он был принят 28 июля 1951 года на специальной конференции ООН в Женеве и вступил в силу 22 апреля 1954 года. Первоначально он ограничивался защитой европейских беженцев сразу после Второй мировой войны .
31 января 1967 г. Конвенция была дополнена « Протоколом о правовом статусе беженцев », который вступил в силу 4 октября 1967 г. и снял временные и географические ограничения.
146 государств присоединились к CSF и 146 – к Протоколу. 143 государства присоединились как к Конвенции, так и к Протоколу. (По состоянию на 25 января 2014 г.)
оглавление
- 1 рассказ
- 2 Содержание Конвенции 1951 г.
- 3 Протокол 1967 года о статусе беженцев
- 4 Проблемы и возможности интерпретации
- 5 Принятие в европейских и национальных правилах
- 6 критика
- 7 Нью-Йоркская декларация
- 8 См. Также
- 9 литературы
- 10 веб-ссылок
- 11 индивидуальных доказательств
история
События, которые привели к соглашению о NVC, можно проследить до 1920-х годов , когда западные страны ввели иммиграционные ограничения во время и после Первой мировой войны. Первые юридические события имели место с назначением Фритьофа Нансена в качестве Верховного комиссара по делам русских беженцев в 1921 году и введения системы Нансен Pass , который выдал русских беженцев под 1922 Соглашение с сертификатом идентичности и , таким образом , облегченного доступа к правам на жительство. В межвоенный период паспортная система была также распространена на других беженцев, были найдены первые определения термина беженец, стало важной вехой Конвенции 1933 года о статусе беженцев о международном статусе беженцев как первого обязательного многостороннего документа, предоставляющего беженцам правовую защиту. достигнута и принятая Конвенция 1938 года о статусе беженцев из Германии. Эта правовая база – особенно Конвенция 1933 года – в конечном итоге послужила основой для более поздней формулировки GRC.
До того, как GFK вступил в силу, не существовало юридически обязывающего положения о беженском праве . Только в межправительственных соглашениях или в односторонних заявлениях о намерениях отдельных государств указывалось, сколько беженцев государство хотело принять в каждом отдельном случае. Связанные с этим чрезвычайные гуманитарные ситуации были признаны проблемой еще со времен Первой мировой войны . После прихода к власти в Германии национал-социалистов ситуация ухудшилась. По инициативе США в 1938 году была проведена Эвианская конференция , на которой предполагалось установить квоты приема евреев, бежавших из Германии . Эта конференция не увенчалась успехом и показала, что проблемы беженцев не могут быть решены с помощью межправительственных соглашений. В последующие десятилетия распространилась идея международной конвенции, которая предоставила бы беженцам права личной защиты. Эти соображения привели к NVC.
В качестве дополнения к GRC в сентябре 1969 года африканскими государствами была заключена региональная конвенция о беженцах Организации африканского единства в Аддис-Абебе . Из африканского опыта освободительных войн, гражданских войн, государственных переворотов, религиозных и этнических конфликтов, а также стихийных бедствий было выбрано значительно более широкое определение беженца, и оно было помещено под защиту.
В 1984 году десять латиноамериканских стран приняли не имеющую обязательной силы Картахенскую декларацию , которая, как и Африканская конвенция, касается латиноамериканских особенностей и теперь является частью обычного права как применяемой государственной практики. Все три конвенции служат основой международных прав человека для беженцев.
К 2000 году сто сорок стран подписали Конвенцию и Дополнительный протокол 1967 года, хотя, как прокомментировал в 2003 году бывший сотрудник УВКБ ООН Гилберт Джегер, Конвенция неоднократно подвергалась серьезной критике.
Содержание Конвенции 1951 г.
GRC не предоставляет права на убежище, то есть не оправдывает права на въезд для отдельных лиц, это соглашение между государствами и стандартизирует право на убежище, а не на убежище. Беженцы в значении Конвенции определяются как лица, которые находятся за пределами государства, гражданами которого они являются, из-за вполне обоснованных опасений преследований , а также как лица без гражданства , которые, следовательно, находятся за пределами своего обычного государства проживания. Вопреки распространенному мнению, Женевская конвенция о беженцах, как правило, не применима к беженцам во время войны , за исключением конкретных причин бегства, перечисленных ниже, которые в некоторых случаях также могут быть результатом войн и гражданских войн. Передвижение беженцев из-за стихийных бедствий и изменений окружающей среды также выходит за рамки защиты, предусмотренной Конвенцией.
Признанные беженцы по смыслу Конвенции – это те, кого преследуют за
Цель конвенции – максимально унифицированный правовой статус для людей, которые больше не пользуются защитой своей страны. Однако первоначальная Женевская конвенция о беженцах содержит временные рамки: она касается только лиц, ставших беженцами «в результате событий, произошедших до 1 января 1951 года» (статья 1 A № 2). Таким образом, он не содержит никаких положений о правах более поздних беженцев (это ограничение было снято в 1967 году Дополнительным протоколом).
С одной стороны, в конвенции перечислены обязанности беженца , в частности:
- Соблюдение законов и постановлений, а также меры, принятые для поддержания общественного порядка (ст. 2)
Конвенция также является ведущей среди прочего. следующие права беженца :
- Защита от дискриминации по признаку расы, религии или страны происхождения (статья 3)
- Свобода вероисповедания (ст. 4) – здесь применяется только так называемое требование равного обращения с жителями, d. ЧАС. Беженцам и гражданам предоставляется равная свобода вероисповедания; Ограничения для граждан могут также применяться к беженцам.
- свободный доступ в суд (ст. 16)
- Выдача проездного документа беженцам (ст. 28)
- Незаконный въезд освобождается от наказания при условии, что беженец немедленно сообщает властям и прибыл непосредственно из страны убежища (статья 31, параграф 1).
- Защита от высылки (статья 33, принцип невыдворения – принципневысылки )
- В целом, договаривающиеся государства предоставляют беженцу в основном те же права, что и иностранцам в целом; Следовательно, беженец не может рассматриваться как «иностранец второго сорта».
Наряду с пунктом 1 статьи 31 принцип недопущения депортации в соответствии с пунктом 1 статьи 33 является центральным элементом соглашения. Согласно этому принципу, беженец «не может быть изгнан или отказываться каким-либо образом через границы любого района, где его жизнь или свобода могут оказаться под угрозой из-за его расы, религии, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или из-за его политические убеждения “. Он не может быть возвращен в страну без предварительного выяснения его статуса беженца. Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 31 беженец, который прибывает непосредственно из района, в котором его жизнь или свобода находились под угрозой по смыслу статьи 1, не может быть наказан за незаконный въезд или незаконное проживание при условии, что он немедленно соглашается доложили властям ( запрет на штрафы ).
Статья 33 содержит запрет на принудительное возвращение, за исключением пункта 2. Поскольку положение о принудительном возвращении в статье 3 Европейской конвенции о правах человека основано на абсолютном характере запрета пыток, практическая значимость статьи 33 для Европы очень высока. низкий.
Конвенция позволяет государствам-участникам делать оговорки по большинству ее статей. Это предназначено для обеспечения того, чтобы государство, которое отклоняет одно, возможно, вторичное положение конвенции, все же могло присоединиться к нему и, таким образом, взять на себя обязательство по другим положениям.
22 апреля 1954 года конвенция вступила в силу в шести первых подписавших ее государствах ( Австралия , Бельгия , Федеративная Республика Германия , Дания , Люксембург , Норвегия ).
Протокол 1967 года о статусе беженцев
Основная критика конвенции заключалась в том, что она была ограничена во времени причинами бегства, имевшими место до 1951 года. Договаривающиеся государства также могли ограничиться предоставлением соответствующих прав только европейским беженцам. С протоколом о правовом статусе беженцев , любые временные и пространственные ограничения были сняты. Женевская конвенция о беженцах теперь применяется к государствам, ратифицировавшим как Конвенцию, так и Протокол, без ограничения ко всем беженцам, в том числе из государств, не ратифицировавших Конвенцию о беженцах. Также уменьшена возможность делать оговорки по отдельным статьям Конвенции.
Проблемы и возможности для интерпретации
Что касается принадлежности к социальной группе, в соглашении прямо не указывается пол. Совсем недавно, особенно после публикации соответствующих руководящих принципов УВКБ ООН в 2002 году, Женевская конвенция была интерпретирована таким образом, что она также распространяется на преследования по признаку пола .
Мнения расходятся по вопросу о том, применяется ли Женевская конвенция о беженцах также в экстерриториальных зонах – например, в открытом море и в транзитных зонах аэропортов. В 2006 году правительство Германии выразило мнение, что «в соответствии с преимущественно государственной практикой» принцип невысылки, изложенный в GFK, « применяется только к территориальным контактам, то есть на границе и внутри страны»; В 2008 году она сказала: «Применимость Женевской конвенции за пределами территории Договаривающихся государств вызывает споры». В деле Хирси и другие против Италии в 2012 году Европейский суд по правам человека постановил, что в Европе защита на дано открытое море Европейской конвенцией по правам человека . Кроме того, УВКБ ООН, многие национальные суды и значительная часть юридических исследований придерживаются мнения, что экстерриториальная применимость действительно существует.
Принятие в европейских и национальных правилах
Женевская конвенция о беженцах была включена в Директиву 2011/95 / ЕС (Квалификационная директива) и национальные законы – например, в Германии в статью 3 Закона о процедуре предоставления убежища и в сегодняшний Закон об убежище ( Раздел 3 AsylG).
критика
В исследовательском документе для австралийского парламента в 2000 году проблемы соглашения резюмировались следующим образом:
- В соглашении используется устаревший термин «беженец», и жизнь в изгнании рассматривается как решение проблемы беженцев.
- Соглашение не дает беженцам права на помощь до тех пор, пока они не прибыли в страну, которая является одной из подписавших соглашение. Он не обязывает государства не выселять и не преследовать своих граждан, а также не содержит обязательств по разделению бремени.
- Соглашение не принимает во внимание социальное, социальное и политическое влияние большого числа лиц, ищущих убежища, на принимающие страны.
- Соглашение продвигает неравное обращение с беженцами, отдавая предпочтение беженцам, которые достаточно мобильны, чтобы добраться до подписавших его государств, по сравнению с теми, кто находится в лагерях беженцев за их пределами.
- Затраты западных стран на обследование и уход за лицами, ищущими убежища, на их национальной территории во много раз превышают те, которые они предоставили бы агентству по делам беженцев УВКБ ООН для ухода за гораздо большим количеством людей в лагерях беженцев.
- Соглашение поддерживает упрощенный подход к рассмотрению лиц, ищущих убежища, либо как политических и, следовательно, «реальных» беженцев, либо как беженцев по экономическим причинам. Однако большинство просителей убежища прибывают из стран происхождения, где экономическая неудача, политическая нестабильность, политические преследования и бедность неразрывно связаны.
Представители УВКБ ООН видят необходимость в более эффективном распределении бремени при работе с беженцами, но не стремятся к новым переговорам по правовому статусу беженцев, поскольку весьма вероятно, что это приведет не к улучшению, а к ухудшению положения беженцев. защита.
Нью-Йоркская декларация
В 2016 году государства-члены ООН приняли Нью-Йоркскую декларацию о беженцах и мигрантах . В декларации, не имеющей обязательной силы, лидеры 193 стран-участниц единогласно обязались работать в интересах двух глобальных пактов 2018 года: « Глобальный договор о беженцах » ( английский Глобальный договор для беженцев ) и « Глобальный договор о безопасной, упорядоченной и законной миграции». “( Английский Глобальный договор о безопасной, упорядоченной и регулярной миграции ; сокращенно: Глобальный договор о миграции). Например, проект Нью-Йоркской декларации должен касаться прав человека мигрантов и защиты особо уязвимых мигрантов (включая женщин и несовершеннолетних). и улучшается сотрудничество в области охраны границ при соблюдении прав человека. Соответствующие подходы были включены в Нью-Йоркскую декларацию. (О глобальных договорах Организации Объединенных Наций в целом см .: Глобальный договор .)
В декабре 2017 года США вышли из проекта, поскольку он несовместим с миграционной политикой Дональда Трампа . Они заявили, что соглашение приведет к потере их суверенитета над иммиграционными вопросами. В апреле 2018 года директор МОМ Уильям Лейси Суинг выразил надежду, что Европейский Союз возьмет на себя ведущую роль в переговорах по миграционному пакту.
Конвенция о статусе беженцев (Принята 28 июля 1951 года Конференцией полномочных представителей по вопросу о статусе беженцев и апатридов, созванной в соответствии с Резолюцией № 429 (V) Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1950 года, вступила в силу 22 апреля 1954 года)
Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)
Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
о статусе беженцев
Принята 28 июля 1951 года Конференцией
полномочных представителей по вопросу о
статусе беженцев и апатридов, созванной
в соответствии с Резолюцией N 429 (V)
Генеральной Ассамблеи Организации
Объединенных Наций от 14 декабря
Вступила в силу 22 апреля 1954 года
в соответствии со статьей 43
Высокие Договаривающиеся Стороны,
принимая во внимание , что Устав Организации Объединенных Наций и Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей 10 декабря 1948 года, установили принцип, согласно которому все люди должны пользоваться основными правами и свободами без какой бы то ни было в этом отношении дискриминации,
принимая во внимание , что Организация Объединенных Наций неоднократно проявляла свой глубокий интерес к судьбе беженцев и прилагала усилия к тому, чтобы обеспечить беженцам возможно более широкое пользование указанными основными правами и свободами,
принимая во внимание , что желательно пересмотреть и объединить заключенные ранее международные соглашения о статусе беженцев и расширить область применения этих договоров и предоставляемую таковыми защиту путем заключения нового соглашения,
принимая во внимание , что предоставление права убежища может возложить на некоторые страны непомерное бремя и что удовлетворительное разрешение проблемы, международный масштаб и характер которой признаны Организацией Объединенных Наций, не может поэтому быть достигнуто без международного сотрудничества,
выражая пожелание , чтобы все государства, признавая социальный и гуманитарный характер проблем беженцев, приняли все меры к предотвращению трений между государствами в связи с этой проблемой,
отмечая , что Верховному комиссару Организации Объединенных Наций по делам беженцев поручено наблюдение за выполнением международных конвенций по защите беженцев, и признавая, что эффективность координации мер, принимаемых для разрешения этой проблемы, зависит от сотрудничества государств с Верховным комиссаром,
заключили нижеследующее соглашение :
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Определение понятия “беженец”
А. В настоящей Конвенции под термином “беженец” подразумевается лицо, которое:
1) рассматривалось как беженец в силу соглашений от 12 мая 1926 года и 30 июня 1928 года или же в силу Конвенций от 28 октября 1933 года и 10 февраля 1938 года, Протокола от 14 сентября 1939 года или же в силу Устава Международной организации по делам беженцев; постановления об отказе в праве считаться беженцами, вынесенные Международной организацией по делам беженцев в период ее деятельности, не препятствуют тому, чтобы статус беженца предоставлялся лицам, которые удовлетворяют условиям, установленным в пункте 2 настоящего раздела;
2) в результате событий, происшедших до 1 января 1951 года, и в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений. (В соответствии с частью 2 статьи 1 Протокола, касающегося статуса беженцев, слова “в результате событий, происшедших до 1 января 1951 года” и “в результате подобных событий” опускаются при определении статуса беженца).
В тех случаях, когда какое-либо лицо является гражданином нескольких стран, выражение “страна его гражданской принадлежности” означает любую из стран, гражданином которой оно является, и такое лицо не считается лишенным защиты страны своей гражданской принадлежности, если без всякой действительной причины, вытекающей из вполне обоснованных опасений, оно не прибегает к защите одной из стран, гражданином которой оно является.
В. 1) В настоящей Конвенции приведенные в разделе А статьи 1, слова “события, происшедшие до 1 января 1951 года” , означают либо:
а) “события, происшедшие в Европе до 1 января 1951 года”; или
b) “события, происшедшие в Европе или в других местах до 1 января 1951 года”; и каждое Договаривающееся государство укажет в момент подписания, ратификации или присоединения, какого точно из указанных значений оно придерживается в отношении обязательств, принятых им на себя на основании настоящей Конвенции.
2) Любое Договаривающееся государство, принявшее альтернативное решение, может в любое время расширить охват принятых на себя обязательств принятием альтернативного решения посредством уведомления Генерального секретаря Организации Объединенных Наций.
Что взять с собой в Чехию
Чехия – это не шокирующая своими обычаями Азия, и к сборам в поездку вполне можно подойти «спустя рукава». Не забыть нужно только деньги, документы и себя любимых, остальное можно купить в чешских супермаркетах и на рынках. Менталитет чехов близок и понятен россиянам. Собираясь в путешествие в Чехию, берем обычный набор вещей для поездки в европейскую страну.
Чемодан или рюкзак?
Как взять всё нужное, но чтобы чемодан не оказался тяжелым и не омрачал путешествие? При поездке в Чехию, такое возможно. Мы советуем попробовать уместить всё необходимое в рюкзак удобного размера, даже если придется пожертвовать некоторыми вещами и покупать их уже на месте.
Климат Чехии не удивит морозами зимой (ниже -17 столбик термометра не опускается) и зноем летом (до +30 градусник редко доходит). Отправляясь в то или иное время года, брать с собой весь сезонный гардероб явно не стоит.
Если отправляетесь посмотреть средневековые замки и соборы, то комплект нужных вещей точно поместиться в рюкзак. Берите: аптечку, два-три комплекта удобной одежды для пеших прогулок по достопримечательностям, запасную пару удобной обуви, комплект парадной одежды для ресторана.
Если отправляетесь на горнолыжный курорт, то рекомендуем брать минимум снаряжение. Всё необходимое можно взять в аренду на месте, цены на аренду у чехов ниже, чем в Австрии или Швейцарии.
Начинаем сборы – набор документов
Рекомендуем заранее сделать копии российского и заграничного паспортов, в случае кражи эти копии очень сильно облегчат жизнь. Из документов не забываем взять с собой: загранпаспорт, водительские права, распечатку электронного авиабилета, туристическую страховку, ваучер на проживание в отеле и свидетельство о рождении ребенка, если едете без супруга/супруги.
Если собираетесь использовать в поездке банковскую карту, то позаботьтесь о наличии денег на счете. Из года в год банки становятся всё более подозрительными к международным операциям, всё чаще происходят случаи блокирования карты при попытке туриста ею воспользоваться за границей. На всякий случай, рекомендуем уведомить свой банк о предстоящей поездке.
Для посещения достопримечательностей удобно заранее распечатать пути маршрутов в ним от станций метро Праги, расписание автобусов и поездов. Пользуйтесь сервисами Google.Maps и Яндекс.Карты.
Содержимое ручной клади
Поскольку самолетом в Чехию лететь недолго (2,5-3,5 часа из городов европейской части России), то нет смысла брать с собой в самолет много вещей. Поешьте перед отлетом, с собой возьмите печенье или другой перекус, воду или сок. Потерпеть голод можно, если у вас нет проблем с желудком, или вы едете без детей.
Детям тоже можно захватить легкий перекус – фруктовое пюре или детское печенье, чтобы не возникли желудочно-кишечные проблемы в транспорте. Обязательно берем с собой влажные антисептические салфетки и аптечку. О ней поговорим более детально.
Дорожная аптечка
Состав аптечки для отдыха в Чехии стандартный. Захватите болеутоляющие, жаропонижающие, противоаллергические, противорвотные препараты. Если едете с детьми, то берите детские лекарства в форме сиропов.
Не забываем перевязочные средства, пластыри от мозолей, дезинфекцию, средства от укусов комаров. Если страдаете хроническими заболеваниями, не забудьте препараты на случай обострения недуга.
Поскольку чешская кухня жирная, калорийная, соленая, с использованием острых приправ, то рекомендуем запастись лекарствами для улучшения пищеварения. Есть вариант дешевле: не злоупотреблять национальными чешскими блюдами.
Не лишним будет и крем от солнечных ожогов. Если приедете в страну летом или отправитесь кататься на лыжах, то близкой встречи с солнцем не избежать. Конечно, среди домов в крупных городах вы вряд ли обгорите, но, например, в заповеднике «Чешский рай» можно прижечь кожу солнечными лучами, бродя по вершинам скал или у кристального озера. Узнать все «прелести» солнца можно и во время знакомств с ландшафтом Леднице-Вальтице или с национальным парком Шумава.
Сбор аптечки – это как раз тот случай, когда торопиться не стоит и важно ничего не забыть. Берите все препараты, которые используете даже изредка, благо много места они не занимают. Купить лекарства в Чехии будет очень сложно. Во-первых, сложно объяснить аптекарю, что именно нужно, ведь названия препаратов в наших странах отличаются. Во-вторых, многие лекарства, которые в России продают без рецепта, в Чехии отдадут только с рецептом.
Минимум гардероба – максимум удобств
Если хотите посмотреть природные и архитектурные красоты Чехии, то ходить придется много. Важно продумать одежду и обувь, они должны быть удобными и легкими. Берите ту обувь, которую уже разносили, чтобы мозоли от новой обувки не «напоминали» о себе во время прогулки. Полкилометра Карлова моста, все интересные места Пражского града и Вышеграда или живописные улочки Праги невозможно преодолеть без удобной обуви. О каблуках модницам придется забыть.
Упакуйте в свой чемодан комплект теплой одежды для вечерних прогулок, для речной прогулки на лодке по подземной реке Пунква, для обозрения Моравского карста или завораживающей экскурсии к пропасти Мацохе.
Продумайте одежду для посещения соборов и замков, подпирающих небо Чехии своими шпилями. Женщинам следует захватить шарфик или платок, мужчинам – брюки стандартной длины. Даже если дресс-код не потребуется, чтобы войти в храм, то эта одежда пригодится для вечерних визитов в ресторан или кафе.
Мамам с маленькими детьми советуем взять коляску-трость. Если вы надеетесь обойтись “кенгуру”, то обрекаете свою спину на муки, хотя “своя ноша не тянет”, но силы забирает, это уж точно. Не лишним будет зонт и солнцезащитные очки, купальник и полотенце. Хотя, в чешских магазинах часто проходят распродажи, поэтому можете все это прикупить на них.
Что брать из продуктов в Чехию?
В этом нет смысла, почти все привычные нам продукты питания можно купить в чешских супермаркетах. На фото ниже чешская колбаса в пражском супермаркете (цены указаны за 100 граммов продукта), она мало чем отличается от нашей, кликните на фото для увеличения.
Даже во время путешествия с маленькими детьми стоит запастись питанием для них только на время пребывания в пути и следования до отеля. Все, что нужно будет для вашего ребенка, найдете в чешских городах без проблем.
Как обстоят дела с сигаретами?
В Чехии курят много, страна занимает 11-е место в мире по потреблению сигарет на душу населения (цифра из исследования 2014 года). Торговые точки с сигаретами в чешских городах расположены буквально через каждые сто метров.
В той же Праге продается большое разнообразие всевозможных марок сигарет. Их стоимость варьируется от 3,5 до 6 долларов. Самые дорогие – Мальборо, которые и предпочитает большинство чехов. По российским меркам такие цены очень высокие, берите табак с собой. Ввозить в страну одному человеку разрешается не более 200 сигарет, 50 сигар и 250 г табака. Подробности читайте в нашем обзоре “Сигареты в Чехии”.
Стоит ли везти с собой алкогольные напитки?
Зачем брать в Чехию алкоголь, если страна «утопает» в пиве, а традиционные чешские настойки можно купить в любом супермаркете или угоститься ими в кафе, пабах и ресторанах? Ответ очевиден – незачем!
Разве что вы предпочитаете одну марку спиртного и не хотите ей «изменять». Ввезти в Чехию можно лишь 1 литр крепкого напитка и до 2 литров вина. Подробности читайте в нашем обзоре “Алкоголь в Чехии”.
Какие брать деньги и сколько?
Лучше брать евро, которые проще всего поменять на чешские кроны. Читайте наши обзоры “Обмен денег в Чехии” и “Какие деньги в Чехии”. Вдобавок, евро принимают в большинстве магазинов и ресторанов.
О том, сколько денег понадобится на отдых, мы сейчас говорить не будем. На эту тему у нас есть отдельная подробная статья “Сколько денег брать в Чехию”.
Мелочи, отсутствие которых на отдыхе станет проблемой
– Помните, чем меньше «звезд» в отеле, тем меньше шансов увидеть в номере фен или утюг. Прекрасно, если эти миниатюрные походные вещицы окажутся в вашем чемодане еще на родине.
– Зарядные устройства и запасные батарейки для техники, которую везете с собой в Чехию, должны быть упакованы обязательно. Конечно, в стране можно купить все эти предметы, но зачем тратить деньги на то, что уже есть у вас.
– Переходники для розеток не потребуются. Здесь используются розетки Type C (Europlug).
– Продумайте, в чем повезете сувениры из Чехии, чтобы доставить их в целости и в сохранности. Если нацелились на богемское стекло или фарфор, то рекомендуем взять с собой пупырчатую пленку, купить ее в Чехии будет проблематично.
Желаем легкого и комфортного путешествия по Чехии, и читайте наши полезные статьи об этой стране (ссылки ниже).
Checklist: Что стоит взять с собой в Чехию?
Содержание:
- Лекарства
- Предметы быта
- Одежда
- Учёба
- Деньги
Уезжая заграницу на 1-2 недели мы не сильно волнуемся о том, что стоит взять с собой. За такой короткий период необходимости в большом количестве вещей нет. Студентам, покидающим родной дом более чем на пол года, нужно внимательнее отнестись к “составу” своего чемодана. В данной статье студентка ВШЭ Мария Алексеева делится своим опытом, и дает будущим студентам рекомендации по сбору чемодана для отъезда на учебу в Чехию.
Одна моя подруга однажды сказала, что самое сложное в переезде в другую страну — это упаковать всю свою жизнь в один чемодан. Достать с антресолей, сдуть пыль и упаковать всё, что понадобится вам в ближайшие несколько месяцев или даже год, уложившись в норму 23 килограмма (плюс 5 килограмм ручной клади). Ну разве не ужасное испытание?
Мой приезд в Чехию нельзя назвать триумфальным. Чемодан с отломанной ручкой потерялся в аэропорту. Но даже когда добрался до меня, не особо радовал содержимым. В новом государстве у меня было только то, что я успела взять с собой из дома. А я взяла всё не то.
Но я — это я. Умные студенты со стран СНГ в Чехии не поступают, как я. Они проверяют всё заранее. И используют списки.
Во время обучения на курсах Пражского Образовательного Центра, каждый ученик получает круглосуточную поддержку. Сотрудники PEC подскажут, где можно купить все необходимое недорого, и помогут с адаптацией в местной среде. Обучаясь на семестровых курсах можно не только выучить язык до уровня B2, но и привыкнуть к студенческому быту, решить, какие вещи понадобятся в дальнейшем. Что же касается годового курса, то во время него ученики полностью привыкают к студенческой жизни, и после поступления в чешский вуз знают, что необходимо, и где это можно найти.
Пункт 1: Лекарства
Я не открою для вас Америку, если скажу, что европейские медикаменты отличаются от лекарств в странах СНГ. К тому же в Чехии почти ничего нельзя купить без рецепта врача. Так что подумайте о том, какие лекарства вы пьёте дома, закупитесь впрок и возьмите с собой.
Если вы пьёте какие-то лекарства на постоянной основе, посчитайте, сколько таблеток вам понадобится на время пребывания в Чехии. По правилам перевозок ваши родственники не могут послать вам лекарства по почте. Перевозите лекарства в упаковках, потому что иначе к ним могут придраться на границе.
Я не могу советовать вам, какие лекарства нужно брать, а какие — нет, ведь здесь всё очень зависит от индивидуально переносимости. Скажу лишь, что знаменитый спазмолитик Но-Шпа считается в Европе плацебо и не продаётся.
Пункт 2: Предметы быта
На первых порах жизни в общежитии вам понадобятся:
- 1) утюг (есть очень компактные походные варианты)
- 2) фен
- 3) чайник (чаще всего не кухне есть общий чайник, но он обычно очень старый и разбитый)
- 4) полотенца (в общежитии не предоставляются)
- 5) тапочки для дома
Не нужно брать с собой посуду! Её можно будет купить на месте, выяснив тип плиты.
Если же вы собираетесь снимать квартиру или комнату, то дела будут обстоять лучше. Зачастую вся необходимая бытовая техника есть на месте. Посуда также всегда есть в съемной квартире, но лучше заранее уточнить у владельца жилья все нюансы, касающиеся быта.
Во время обучения на курсах Prague Education Center студенты имеют возможность проживать в комфортных резиденциях. Их выбору предоставляется большое количество вариантов жилья, с которыми можно ознакомиться в соответствующих разделах сайта:
Получить консультацию или записаться на курсы можно при помощи этой кнопки:
Пункт 3: Одежда
Хоть вы и приедете в Чехию осенью, взять с собой стоит одежду на все сезоны года, потому что в сентябре бывает очень жарко. Не стоит захламлять чемодан одеждой. Лучше взять немного вещей для осени, зимы и лета, а потом докупить одежду в Праге, ориентируясь на местную моду. Никто не хочет выглядеть белой вороной.
Но нужно взять с собой:
- 1) тёплую куртку
- 2) тёплые ботинки.
Здесь климат иной. И хотя температура не будет понижаться до привычных для нас отметок, пробирать холод будет до костей из-за высокой влажности. Но приличную тёплую куртку и ботинки я здесь так и не нашла.
Совет! Стоит уделить особое внимание подбору чемодана и рюкзака. Ездить вам придется немало, причем не только в Чехию и домой, а еще и в другие страны (кто не захочет воспользоваться привилегиями европейского студента). Чтобы в неожиданный момент чемодан вас не подвел, он должен быть качественным и плотным, с минимальным количеством элементов из дешевого пластика.
Пункт 4: Учёба
На подготовительных курсах вам понадобятся для учёбы лишь тетрадка и ручка. Если хотите сэкономить, тетрадки стоит купить на родине, потому что в Чехии они стоят баснословные деньги. Но с собой лучше взять:
- 1) ноутбук или планшет
- 2) внешний дисковод
- 3) флешку
- 4) документы из университета или школы, они пригодятся для нострификации.
Ответы на основные вопросы о том, что вам понадобится на учебе в Чехии, вы найдете в этом видео:
Что необходимо выполнить сразу по приезду в Чехию? Список важных задач мы собрали в данной статье >>>>>
Пункт 5: Деньги
Это довольно сложный вопрос, потому что все мы привыкли тратить разные суммы в месяц. По неизвестной мне причине, банки типа Сбербанка или Райфайзен не признают карточки своих русских коллег, поэтому рассчитывать на снятие наличных без комиссии не приходится. Стоит в самом начале сделать карту в одном их чешских банков на случай утраты русской карты. С собой стоит взять:
- 1) Деньги на проживание. Сносно жить в Чехии можно на 250 евро в месяц. Эта сумма не включает в себя затраты на одежду и жильё.
- 2) Залог в общежитии. Сумма залога зависит от общежития.
- 3) Деньги на чёрный день. 2-3 тысячи крон (80-120 евро).
- 4) Деньги для покупки всего необходимого. Около 80 евро.
Довольно просто забыться и накидать в свой чемодан много хлама, забыв о главном. Не стоит брать с собой много вещей или покупать много вещей на месте, потому что я первое время вам придётся часто переезжать. Главное, документы не забудьте.
Собираетесь на летние каникулы в Чехию? Тогда это видео точно будет для вас полезным! В нем мы рассказываем о том, какие вещи стоит взять в Чехию, если вы едете в эту страну летом.
А что бы вы отнесли к списку вещей, которые обязательно нужно взять с собой на учебу в Чехию?