Колоссы в Египте: фото и описание древних статуй Мемнона

Колоссы Мемнона – поющие статуи в Египте

Обновлено: 18 Мар, 2022

Колоссы Мемнона – одна из самых загадочных и необычных достопримечательностей Египта, прославившаяся на весь мир ещё в античные времена благодаря тому, что умеет “петь”.

Общие сведения

Колоссы Мемнона или el-Colossat в Египте – две огромные, застывшие в камне фигуры фараона Аменхотепа III, примерный возраст которых достигает 3400 лет. Они расположены недалеко от Долины царей в Луксоре и вблизи берега реки Нил.

По мнению учёных, раньше Колоссы были своеобразными стражниками на пути к главному храму Аменхотепа, который сейчас полностью разрушен. Фигуры фараонов сидят лицом к берегу Нила и смотрят на восход, что говорит об их символическом значении.

Добраться до фигур Мемнона достаточно просто – они расположены в центре старинного города Луксора, и видны издалека. Обычно для посещения этих мест организовывают экскурсии, однако если есть возможность, приезжайте сюда самостоятельно – так вы не только лучше прочувствуете энергетику этого места, но и сможете побыть около скульптур подольше.

Происхождение названия

На арабском название достопримечательности звучит как “el-Colossat” или “ es-Salamat”. Интересно, что жители Египта и сегодня так именуют это место, а вот иностранцем она известна как скульптура Мемнона благодаря грекам – когда они приехали в Египет и спросили у местных название этих величественных изваяний, египтяне сказали слово “менну”, которым называли статуи всех сидящих фараонов.

Греки, неправильно поняв значение слова, начали ассоциировать Колоссы с Мемноном – одним из известных участников Троянской войны. Именно под таким названием мы сегодня и знаем эти достопримечательности.

Историческая справка

Колоссы Мемнона в Египте были построены примерно в 16 веке до н. э., и практически 3000 лет находились в Фивах, расположенных в нескольких км от Луксора.

Место, где находятся Колоссы Мемнона, и сегодня овеяно тайнами. Историки полагают, что каменные изваяния возвели здесь в качестве охраны – они стояли у входа в самый большой храм Египта, главный храм Аменхотепа. К сожалению, от этой величественной постройки практически ничего не осталось, а вот Колоссы устояли.

Конечно, из-за неблагоприятных погодных условий (регулярные наводнения постепенно размывают основание каменных изваяний) Колоссы также медленно разрушаются, однако реставраторы уверены, что они смогут простоять ещё не одно столетие.

По мнению учёных, южная статуя – это сам Аменхотеп III, у ног которого сидят его жена и ребёнок. На правом боку изображён бог Хапи – покровитель Нила. Северная статуя – это фигура Аменхотепа III и его матери, царицы Мутемвия.

На заметку: о Долине Царей в Луксоре читайте в этой статье.

Поющая статуя

В 27 году до н. э. была разрушена небольшая часть храма и северная статуя Колосса. Согласно найденным записям, произошло это из-за мощного землетрясения. Фигура фараона раскололась, и с того момента начала “петь”. Каждый день на рассвете из камня раздаётся лёгкое посвистывание, причину которого учёные так до конца и не выяснили. Одна из наиболее вероятных версий – сильное изменение температуры воздуха, из-за которой внутри статуи испаряется влага.

Поражает тот факт, что каждый человек слышал в этих звуках что-то своё. Многие говорили о том, что кажется, будто рвётся струна лиры, другие находили сходство с шумом волн, а третие и вовсе слышали свист.

Интересно, что жители Греции, полагая, что статуи названы в честь их война, придумали другую легенду. Они верят, что звуки, доносящиеся из камня – это слёзы матери, потерявшей на войне сына.

Поющие статуи были довольно-таки известными достопримечательностями в античном мире, и многие историки и императоры того времени знали о необыкновенных свойствах камней. Так, в 19 году н. э. эти места посетил Германик – римский военачальник и политический деятель. Ещё более невероятным покажется тот факт, что звуки, издаваемые статуей, были признаны эталонными, и все музыканты того времени настраивали инструменты, ориентируясь на посвистывание камня.

К сожалению, вот уже более 1700 лет камень молчит. Предположительно, произошло это из-за римского императора Септемия Северуса, который приказал заново сложить все части скульптуры воедино. После этого никто “пения” не слышал.

Интересные факты

  1. Интересно, но посетить статуи можно совершенно бесплатно – достопримечательность пользуется большой популярностью, но власти так и не сделали вход платным. По понятным причинам, подойти слишком близко к Колоссам не получится – они окружены невысоким заборчиком, а за туристами пристально следит охрана.
  2. Опытные путешественники советуют перед поездкой почитать некоторые факты из истории Египта (или, хотя бы, этого места) или взять с собой местного экскурсовода, ведь без разъяснений это будут обычные скульптуры посреди мёртвого города.
  3. Несмотря на то, что центральный храм был разрушен, его по-прежнему можно посетить – власти Египта сделали что-то вроде музея, установив на всей территории комплекса таблички с подробным описанием внешнего вида каждого здания.
  4. По сведениям историков, раньше Колоссы были не менее 30 метров в высоту, а сейчас едва ли достигают отметки в 18. А вот их вес остался прежним – около 700 тонн каждая.
  5. Интересно, что статуи Мемнона были достроены из современных материалов, поскольку оригинальные детали найдены не были – скорее всего, их разобрали местные жители для хозяйственных построек.
Читайте также:
Море и Афины: отдых, отели, отзывы

Колоссы Мемнона – одна из главных архитектурных достопримечательностей Египта, интерес к которой не затмили ни Луксорский, ни Карнакский храмы, расположенные поблизости.

Колоссы Мемнона глазами туриста:

Автор: Мария Протасеня

Обновлено: 22 Мар, 2022 Дахаб (Египет) – курортный посёлок в восточной части…

Обновлено: 23 Мар, 2022 Город Асуан (Египет) — популярное туристическое направление в…

Обновлено: 24 Мар, 2022 В Египте, с южной стороны Синайского полуострова, расположен…

Обновлено: 26 Мар, 2022 Во второй половине 20 столетия в Египте появился…

Гигантские Колоссы Мемнона, охраняющие покой египетских фараонов

Колоссы Мемнона – это пара внушительных изваяний, высота которых достигает восемнадцати метров. Каждая из скульптур весит более семисот тонн. Исполинские сооружения сразу же привлекают к себе взор каждого, кто ступит на западный берег реки Нил у развалин Луксора. Эту территорию именуют «городом мёртвых». Как утверждают историки, оба колосса – это изваяния, изображающие фараона Египта Аменхотепа III.

Интересный факт! Статуи были собраны из блоков кварцитного песчаника, добытого в шахте, расположенной довольно близко от современного Каира. Вместе с тем, разработки песчаника находились на внушительном расстоянии от того места, где впоследствии были установлены исполинские статуи. Расстояние от каменоломни составляло почти 670 км! Тяжелые статуи (каждая более 700 тонн!) перемещали по земле с помощью специальных блоков, созданных инженерами того времени. Ученые пришли к выводу, что для переправы Колоссов не использовали воды Нила, так как груз был слишком увесистым и мог лечь на дно вместе со всеми приспособлениями.

Колоссы Мемнона, Египет

Стоит отметить, что название «Колоссы Мемнона» имеет греческое происхождение, не имеющее связи с культурой Древнего Египта. Местные жители прозвали южный из монументов «Царем Царей», и поклонялись обеим статуям, как богам. Арабы, которые смогли завоевать Египет в седьмом веке, называли данные шедевры «Шамми и Тамми». Сегодня статуи называют «эль – Колоссат».

Колоссы получили известность из-за случившегося в античном мире землетрясения в 27 году до нашей эры. Тогда произошел обвал верхней части северного изваяния. Нижняя часть, которая осталась на месте, начала воспроизводить таинственные звуки. Их возникновение наблюдалось в часы рассвета, что позволило жителям Греции прозвать монументы «Колоссы Мемнона» (по-гречески «мемнон» означает «властитель восхода Солнца»).

Две версии транспортировки статуй

Колоссы Мемнона находились возле входа в Поминальный храм-захоронение правителя Аменхотепа III. Их строительство – истинный шедевр инженерной мысли во времена эпохи появления. Их высекли из цельных частей кварцитного песчаника. Вес каждого изваяния – семьсот двадцать тонн, а блок – тысяча тонн.

Исследование каменистой структуры показало, что материал был добыт в каменоломнях в Гизе или в Джабаль эль-Ахмаре. Статуи собрали вблизи современного Каира – в семистах километрах от Луксора. Как же удалось перенести подобные блоки на столь существенное расстояние? Это остается загадкой для ученых и по сей день. Существуют как минимум две гипотезы.

В основе первой мнение, что местное население выстроило вокруг блоков несколько деревянных барж. Прилив позволил баржам оказаться на плаву, что и позволило оказаться в городе Фивы (сейчас Луксор). Данная гипотеза имеет право на существование, так как перемещение груза в тысячу тонн требует наличия баржи с аналогичным водоизмещением. На сегодняшний день подобная баржа кажется небольшой, и египтяне вполне могли ее построить.

Читайте также:
33 водопада – экскурсия из Сочи, цена, фото

Древние статуи изъедены эрозией

Вторая гипотеза гласит, что тяжесть блоков не позволяла осуществить их переправу по реке, вследствие чего их тянули по поверхности земли. Несмотря на сомнения в достоверности в этой версии, она весьма популярна.

В качестве примера можно привести внушительный камень из мрамора в Запретном городе в Пекине. Его вес составляет двести пятьдесят тонн. Его транспортировку производили на расстояние более ста километров. Данный процесс был подтвержден документально. В нем приняли участи десять тысяч мулов и двадцать тысяч рабов. Какое же количество животных и людей должно было транспортировать блок весом в тысячу тонн? Стоит иметь в виду, что жители Китая тянули свой блок по льду, что несколько упрощало задачу. С учетом рассмотренных нюансов мнение относительно транспортировки по поверхности земли звучит абсурдно.

Когда блоки оказались на месте, из них высекли фигуры фараона Аменхотепа III. Колоссы украшали вход в храм, но после его повреждение разливом реки Нил, они были растащены на строительные материалы. Колоссы Мемнона стояли до 27 года до нашей эры, пока не были повреждены землетрясением.

Поющая статуя – камертон

Статуи получили широкую известность, так как после частичного разрушения начали издавать звуки, похожие иногда на свист, иногда на негромкий стон. Тон издаваемых Колоссом звуков был признан эталонным – в античном мире его использовали для настройки музыкальных инструментов.

Какие тайны они скрывают?

В 130 году сюда приезжал император Адриан, а в 199 году – император Септимий Север. Монументальные сооружения посещали даже императоры Римской империи! Звук Колоссов был слышен не каждый день, из-за чего в народе родились приметы. В те времена считалось, что для человека, который смог услышать звуки Мемнона, это было хорошее предзнаменование. Но если статуя хранила молчание, то это истолковывали, как знак тревоги, надвигающейся беды, несчастья.

Чтобы задобрить Оракула, римский император Луций Септимий Север приказал реставрировать расколовшуюся статую. Треснувшие части были собраны воедино, после чего колосс навсегда замолчал.

Две версии «пения» Колоссов Мемнона

Ученые лишь строят догадки о природе пробуждения звуков. Конкретики в античном описании нет, лишь письменные свидетельства путешественников того времени. Историк Страбон, который приехал посмотреть статуи в двадцатом году до нашей эры, описал звуки, «похожие на удары». Греческий географ Павсаний упоминал, что они «звучат как струны лиры», но он оказался в Египте лишь спустя двести лет после Страбоны. Данные нюансы дают понять, что звуки от статуи могли измениться по истечении времени.

Источников звуков могло быть два. Первый объяснялся впитыванием изваяниями в ночное время влаги, которая затем подвергалась испарению во время первых солнечных лучей, что и вызывало звук. Второй – трение порывов ветра о поверхность монумента. Но эта версия не имеет право на жизнь, учитывая, что появлялись звуки лишь на рассвете.

Интересные факты о статуях Мемнона

Путешественники в древние времени мало чем отличались от наших современников. Они оставляли надписи на статуях, желая запечатлеть свое пребывание в сакральных местах. На Колоссах Мемнона можно отыскать около девяноста надписей, как на греческом, так и латинском языках.

Письменные «свидетельства» и отметки перечисляют не только имена счастливчиков и год их посещения, но и сведения о возможности различить звуки. Из них следует, что статуи издавали шум не регулярно, а чаще всего радовали туристов и местных жителей с февраля по март.

Видео на тему «Колоссы Мемнона»

Понравилась статья? Порекомендуйте ее друзьям!

Удивительные факты о колоссах Мемнона

Колоссы Мемнона – это сохранившиеся останки древнего храма Аменхотепа III. Он оказался бессилен против времени, но сейчас оставшиеся огромные статуи фараона, расположенные на равнине близ города Фивы (современный Луксор), привлекают множество туристов со всей планеты.

Информация о колоссах

Колоссы Мемнона находятся на противоположном берегу реки Нил, на равнине, находящейся между ним и Долиной Царей. Они представляют собой две огромные статуи высотой в 20 метров, изображающие восседающего на троне фараона Аменхотепа III. Фигуры весом более 700 тонн выполнены из блоков песчаника.

В древности колоссы Мемнона были стражами, охраняющими вход в храм Аменхотепа – одного из самых величественных и красивых религиозных строений того времени. К сожалению, время и природа не пощадили его – он находился слишком близко к реке, и его разрушение происходило гораздо стремительнее, чем разрушение храмов, которые были возведены далеко в пустыне. Сегодня от него остались только эти каменные колоссы, но и они оказались бессильны перед стихией – разрушения видны невооруженным глазом, а ежегодные разливы Нила, прекратившиеся лишь после постройки в середине XX столетия Асуанской плотины, наносили им все больший ущерб.

Читайте также:
Для кого существует запрет на выезд из Украины

Исторические факты

Известно, что храм Аменхотепа III был возведен в период Нового царства, еще при жизни правителя. Этот храм по праву считался самым большим и самым красивым религиозным сооружением Древнего Египта – с ним не могли соперничать ни поминальные храмы Рамзеса II и Рамзеса III, ни даже Великий Храм Амона Ра в Карнаке.

Статуи фараона Аменхотепа были хорошо известны еще древним грекам. Античный историк Страбон поведал о землетрясении 27 года до нашей эры, в результате которого разрушилась северная статуя. Он же рассказал и об удивительных протяжных звуках, издаваемых этой статуей на рассвете. Греки считали, что так она приветствует богиню утренней зари Эос. Именно они дали статуям название «колоссы Мемнона», ведь имя Мемнон значит «Повелитель утренней зари».

На самом деле звуки, которые издавали «поющие» колоссы, можно объяснить с научной точки зрения. Дело в том, что воздух, нагретый лучами восходящего солнца, проходил через трещины в статуях. Он и издавал этот протяжный и мелодичный звук, который был настолько совершенен, что служил эталоном настройки музыкальных инструментов в античности.

В 199 году нашей эры северный колосс отреставрировали по приказу римского императора Септимия Севера. С тех пор он больше не издает звуков.

Культурное и историческое значение

Колоссы Мемнона – это уникальное культурное наследие древности, которым обладает Египет. Эти исполинские фигуры, которые простояли уже 3 с половиной тысячи лет, продолжают восхищать и современных туристов. На фото легко можно увидеть, насколько они велики.

Только благодаря этим колоссам и тем немногим каменным обломкам, что остались от храма Аменхотепа, ученые могут составить представление обо всем размахе строительства при этом правителе, а ведь он был по-настоящему огромным. К великому сожалению, храм не дожил до современности, а статуи достались потомкам в ужасном состоянии – воды Нила не пощадили их, а сильное землетрясение лишь дополнило их работу. Однако некоторые египтологи придерживаются мнения, что колоссы Мемнона разрушила не стихия, а вполне конкретная личность – царь Персии Камбиз. Но как бы то ни было, колоссы дожили до наших дней, пусть и в таком виде. Они являют собой точное подтверждение величия фараона Аменхотепа III и того высочайшего уровня развития, на котором находился Египет того времени.

Сегодня в статуях сложно узнать облик фараона Аменхотепа. У колоссов стерлись и разрушились лица, а сами они все в бесчисленных сколах и трещинах. Но даже такие – полуразрушенные, с множественными повреждениями – колоссы Мемнона продолжают притягивать тысячи туристов. Это неудивительно: Египет (и особенно Луксор) – это место, где сконцентрировано огромное количество памятников древности, притягивающих многочисленных посетителей. И огромная их часть обязательно приезжает полюбоваться колоссами и сделать памятное фото на фоне этих выдающихся архитектурных творений Древнего мира.

Колоссы Мемнона, расположенные в Луксоре, – безмолвные свидетели бесчисленного количества событий, происходящих в этой местности в течение тысячелетий. Время и стихия не раз пытались сломить их, но они выстояли. И сегодня эти мужественные статуи продолжают охранять покой Великого фараона Аменхотепа III.

Колоссы Мемнона – древние стражи храма Аменхотепа III

Колоссы Мемнона – это все, что сохранилось от древнейшего храма Аменхотепа III. Почти 3500 лет они стойко охраняют давно разрушенный храм.

Два гигантских каменных изваяния стоят в 15 метрах друг от друга на входе несуществующего погребального храма. Они молчаливо хранят древние тайны и … привлекают массу туристов со всего мира.

Где находятся

Колоссы Мемнона расположены в районе города Луксор в восточной части Египта. Они построены в 3 километрах от знаменитого Нила. Обе статуи обращены лицом к этой реке.

Читайте также:
ОРФИ: брак или сожительство у египтян?

Как выглядят Колоссы Мемнона

Это две внушительные каменные статуи времен фараона Аменхотепа III. Он возглавлял Египет в 1388-1351 годах до н. э. Это время относят к 18-ой династии фараонов.

Интересный факт – правление Аменхотепа III было для Египта временем процветания и мира. Историки утверждают, что в это время не было больших войн, а в стране процветало искусство и строительство.

Обе статуи похожи друг на друга. Высота вместе с пьедесталом доходит до 18 метров. Каждый колосс весит примерно 720 тонн.

Они построены из песчаника. Интересно, что в округе такого материала нет, поэтому приходилось доставлять его из каменоломни Эль-Габаль-эль-Ахмара. Этот район сейчас входит в границы современного Каира и в переводе означает «Красный Холм». Он находится в 675 километрах к северу от колоссов Мемнона.

Как же удалось доставить сюда гигантские каменные блоки? Они были очень тяжелые. Вверх по течению Нила их транспортировать было невозможно. В итоге камне волоком по суше доставляли в Фивы (современный Луксор).

Сейчас обе статуи сильно повреждены. Считается, что изначально эти статуи были идентичны друг другу. Отличались только надписи и некоторые барельефы.

Откуда имя?

Арабское имя этого места — Ком эль-Хатан, но название Колоссы Мемнона известно больше.
Это имя появилось, когда сюда прибыли первые греки. Они спросили, что это за статуи, и местные жители ответили «менну». Так обычно называли статуи сидящих фараонов. Но греки, почему-то стали ассоциировать эти статуи с Мемноном, героем Троянской войны. Его имя означает Стойкий, Решительный. Он привел своё войско для защиты осажденной Трои. В результате поединка с легендарным Ахиллесом, Мемнон погиб. Но греки чтят его имя до сих пор.

Постепенно название Колоссы Мемнона стало известно во всем мире.

История Колоссов Мемнона

Статуи, как и сам погребальный храм Аменхотепа III, построены в 14 веке до н. э.

Каковы истинные размеры всего комплекса неизвестно. Но определенно он был очень большим. Согласно археологическим данным, весь храм занимал территорию площадью около 35 Га. На тот момент он был самым большим храмом Египта. Даже знаменитый Карнакский храм уступал ему по размерам.

Так мог выглядеть погребальный храм Аменхотепа III

К сожалению, спустя некоторое время, разливы Нила стали подтачивать здание. Добило его уже землетрясение предположительно в 1200 году до н.э. Это землетрясение открыло многочисленные провалы в земле, и многие статуи были в них погребены.

Раскопки показали, что комплекс состоял из трех пилонов. На каждом стояли гигантские статуи, а весь двор был окружен колоннами. Около 200 статуй и их фрагментов хранятся в музее Луксора.

Многие камни и обломки разрушенного святилища местные жители разобрали себе еще в древние времена.

Примечательно, что из всего комплекса уцелели только две статуи. Но и они значительно повреждены.

Считается, что южная статуя — это сам Аменхотеп III. Он изображен сидя, с руками на коленях. У его ног высечены две фигуры. Одна изображает его жену Тий, а вторая мать Мутемуй.

Тий — жена Аменхотепа III

На боковых поверхностях можно увидеть бога Нила Хапи.

Рисунки по бокам трона статуи

Колоссы Мемнона когда-то пели

Вернее сказать пела только одна из статуй.

В 27 году до н.э. произошло землетрясение. Оно наполовину разрушило северную статую. Практически вся её верхняя часть была уничтожена, а в нижней части образовалась трещина. С тех пор люди стали иногда слышать таинственные звуки, исходившие от статуи. Обычно это происходило 1-2 часа после восхода Солнца. Чаще всего звуки появлялись в феврале-марте.

Первые относительно достоверные сведения о поющем колоссе датируются 20 годом до н.э. В докладах Страбона, греческого историка и географа, упоминается о странных звуках, которые шли от статуи на восходе Солнца. Он описал его как «удар».

Интересно, что люди слышали разные звуки. Например, другие исследователи и ученые сравнивали звук с «разрывом струны лиры», ударом латуни или просто со свистом.

Почему пел и замолчал колосс?

Точных объяснений, откуда шел звук, нет. Но есть несколько версий.

Возможно, звук появлялся именно на рассвете из-за повышения температуры окружающей среды и естественного испарения росы в пористой структуре статуи. Скорее всего, землетрясение создало условия, при которых такое стечение обстоятельств порождало звуки. Или это ветер создавал такие нереальные звуки.

Читайте также:
Цены на недвижимость в Ирландии за пределами Дублина растут быстрее

В пользу этой теории говорит тот факт, что подобные звуки иногда издают другие египетские статуи. Хотя и значительно слабее.

Есть предположения, что эти звуки искусственного происхождения. Проще говоря, люди воспроизводили определенные шумы. Правда, для чего это делалось непонятно. Может для того, чтобы создать ореол таинственности древним статуям, и соответственно прославиться на весь мир.

Надо сказать, что эта версия крайне маловероятна. В 199 году уже нашей эры по распоряжению римского императора Септемия Северуса северную статую частично восстановили. Несколько рядов каменных блоков создали подобие первоначальной статуи. С тех пор звуков больше никто не слышал.

Частично восстановленная северная статуя

Интересный факт – оригинальные останки этой статуи так и не были найдены. Поэтому пришлось восстанавливать её другими блоками. Напомним, местные жители унесли многие камни для собственных нужд.

Последнее появление мистических звуков было отмечено в 196 году н.э.

Кстати говоря, император Септемий, посетив колоссы Мемнона, никаких звуков не услышал. А реконструкцию северной статуи затеял в надежде угодить оракулу. В те времена оракулы были весьма почитаемы не только обычными людьми, но и правителями.

В конце 18-го – начале 19-го веков вновь сообщалось о появлении звуков. Но эти данные, скорее всего, недостоверны и созданы для привлечения туристов или просто как лишнее напоминание о былой славе поющих колоссов.

Колоссы Мемнона

Недалеко от исторической жемчужины Египта, Луксора, на краю пустыни возвышаются два гигантских изваяния, известных миру, как Колоссы Мемнона. Тысячи лет они стерегут огромную равнину, бывшую некогда поминальным храмом Аменхотепа III.

Годы правления Аменхотепа III (1388-1351 гг. до н. э.) были для Древнего Египта эпохой мира и процветания. Нет никаких свидетельств внутренних потрясений, не было сколько-нибудь крупных войн, но по всей стране велось грандиозное строительство, а скульптуры и другие произведения искусства, относящиеся к периоду царствования фараона, поражают своим совершенством. В этом нетрудно убедиться – на Университетской набережной Санкт-Петербурга стоят сфинксы, изображающие именно Аменхотепа III.

Описание и легенда

Колоссы Мемнона – огромные статуи фараона высотой около 18 метров, установленные у входа в его поминальный храм. От самого здания не осталось ничего – ежегодные разливы протекающего неподалёку Нила полностью уничтожили сооружение и нанесли непоправимый вред Колоссам. Разрушительное действие речных вод остановило лишь строительство Асуанской плотины. Внесли свою лепту в уничтожение памятника и местные жители, веками растаскивавшие каменные блоки для своих строительных нужд.

Нет сомнения, что поминальный храм Аменхотепа III был грандиозным сооружением. Археологические раскопки выявили примерный план здания. Площадь занимаемой храмом территории составляла около 35 гектаров. Для сравнения – площадь храмового комплекса в Карнаке, крупнейшего сохранившегося сооружения древнего мира, составляет около 30 гектаров.

Своё имя изваяния получили от греков, которые усмотрели в них изображения легендарного эфиопского царя Мемнона, сына богини утренней зари Эос. Согласно сказаниям, герой Мемнон был призван царём Приамом, чтобы помочь в войне против осадивших Трою греков. Во время битвы Мемнон напал на престарелого царя города Пилос, мудреца Нестора. На защиту Нестора бросился его сын Антилох, который пал от руки Мемнона. Великий Ахилл, бывший другом Антилоха, атаковал Мемнона, чтобы отомстить за убитого. Оба соперника были величайшими воинами, оба были закованы в латы, изготовленные богом Гефестом, оба были сыновьями богинь. Даже Зевс не смог решить, кто больше достоин победы, и вверил судьбу боя воле случая — своим золотым Весам судьбы.

Чаша весов со жребием Мемнона опустилась вниз, и Ахилл поразил эфиопского владыку. Тело царя было увезено на родину для погребения. Когда же первые греческие путешественники оказались в Фивах, на вопрос, что это за статуи, им ответили – «Менну». Это было название любой статуи фараона, изображённого сидящим на троне, однако гости Египта немедленно отождествили статуи с легендарным Мемноном.

Колоссы созданы из песчаника, добытого в каменоломнях, расположенных в 670 км. к северу. Огромные каменные блоки пришлось доставлять волоком сухопутным путём, поскольку они были слишком тяжелы для перевозки по реке. Общий вес каждой статуи составлял около 700 тонн.

Читайте также:
Территория Priority Pass в аэропорту Казани

Современное состояние монументов не даёт возможности визуально определить, кого они изображают. Лица Колоссов полностью разрушены, лишь надписи на основаниях статуй, содержащие имя Аменхотепа III, указывают, чья память увековечена в этих гигантах.

Не забыл фараон и о своих близких. У ног Колоссов помещены горельефные изображения его любимой жены Тийи и матери Мутемуйи. Это были великие женщины своего времени. Мать фараона в первые годы его официального царствования несла на себе бремя управления страной в качестве регентши, а Тийя играла очень важную роль при дворе Аменхотепа III и его сына, знаменитого фараона-реформатора Эхнатона.

Поющие Колоссы

Молчаливое величие Колоссов Мемнона поражает зрителей по сей день. Но гораздо большей славой они пользовались в древности, когда множество паломников приходило послушать одну из статуй. Античный мир знал монументы Аменхотепа III как «поющие статуи». Многие древние авторы (наиболее известный из них – Страбон) сообщают, что на заре один из Колоссов начинал «петь». Раздавались странные звуки, как будто обрывались струны арфы. Другие путешественники слышали мелодичное посвистывание. Возникло это явление после землетрясения 27 года н. э., когда на «северной» статуе появились трещины.

Как «пели» Колоссы на самом деле – сейчас уже не определить. Но сам факт звучания камня сомнений не вызывает. Учёные объясняют появление звуков испарением ночной влаги из пористого камня или утренним ветром, дующим в трещины песчаниковых блоков. Явление это наблюдается во многих местах мира и носит у геологов название «эолова арфа».

Греки считали, что это Мемнон обращается к своей матери Эос с жалобой на свою несправедливую судьбу. Послушать пение статуй приезжали люди со всех концов Ойкумены (так греки называли известный им мир). В 130 году н. э. к Колоссам приехал знаменитый римский император-философ Адриан, а в 199-м – император Септимий Север.

Стараниями Септимия Севера и закончилась история «поющих» статуй. Император приказал привести монументы в порядок. Щели в изваяниях были заделаны, а площадка вокруг них расчищена от обломков. После этой реставрации каменные гиганты замолчали.

Но и «молчаливыми» Колоссы Мемнона притягивают к себе всех, кто хочет ощутить дыхание времени и приобщиться к одной из величайших цивилизаций древности. Без встречи с легендарными великанами посещение Луксора — древних Фив, да и всего Египта, будет неполным.

masterok

Мастерок.жж.рф

Хочу все знать

Восточный край неба медленно наполняется светом. Ослепительно вспыхнув, краешек солнечного диска разметал свои первые лучи по окрестной пустыне. Утро пришло в Луксор, как приходило сюда тысячи лет, озаряя и наполняя светом застывшие громады пирамид, воды Нила, узкие улочки древнего города с его базарами, минаретами, шумливой многоголосой толпой. Вот оно подкралось к подножию двух гигантских, каменных, безликих изваяний, остановилось на миг, словно спрашивая разрешения на дальнейший путь, и, осыпав их рассветным золотом, двинулось дальше.

Почти три с половиной тысячи лет Колоссы Мемнона безмолвно восседают на своих каменных постаментах, предваряя вход в некогда величественный погребальный храм, построенный великим правителем Египта Аменхотепом III. Две статуи – это он сам, восседающий на троне, лицом, обращённым на восток, навстречу солнцу. Его руки смиренно сложены на коленях, а у ног высечены фигуры двух женщин. Одна из них – его жена Тия, другая – его мать Мутемуйя. На боковых панелях сохранилось изображение бога Нила – Хапи.

Фото 2.

Мы лишь можем строить догадки относительно того, как доставлялись к месту строительства на расстояние в 670 километров огромные многотонные блоки кварцитного песчаника, добытого в каменоломнях неподалеку от современного Каира. По расчётам специалистов, вес каждой статуи может достигать 700 тонн. Колоссы Мемнона – щедрая дань культу мёртвых, давшему мощный толчок развитию древнеегипетской культуры. Сохранить покой усопшего фараона, воплощённого божества, покинувшего земные пределы и обретшего вечную жизнь по ту сторону бытия, в прежнем блеске и величии – такова идея скульптурной композиции.

Фото 3.


1857 год.

Колоссы Мемнона первоначально предназначались для охраны входа в Поминальный храм Аменхотепа. По свидетельствам современников, величие и роскошь храмового комплекса не имела себе равных в древнем Египте. Площадь храма составляла 35 гектаров. Потомки Аменхотепа III – Рамзес II и Рамзес III так и не сумели его превзойти

Читайте также:
Еда и напитки в США. Американская кухня


17 марта 1862. Колосс Мемнона, Фивы

У храма сложилась непростая судьба. От древнегреческого историка и географа Страбона, ставшего свидетелем разрушительного землетрясения в 27 году до нашей эры, до нас дошли воспоминания о значительном повреждении северной фигуры. Уже в XIX веке на известной литографии 1840 года мы видим статуи, окруженные водой. Ежегодные наводнения в пойме Нила заметно повредили их основания. Но именно частичное разрушение одного из колоссов придало им мистическую окраску. Возможно, перепады температуры и испарения влаги внутри разломов при лёгком дуновении ветра вызывали странные звуки, напоминающие лёгкий стон или посвистывание.


17 марта 1862. Колосс Мемнона, Фивы

Колоссы Мемнона стали «поющими», что привлекало к ним тысячи путешественников со всего света, жаждущих увидеть и услышать это чудо. Но тут в дело вмешался римский император Септимий Север, в 199 году отдавший приказ скрепить повреждённые части и таким образом ублажить оракула. Так «пение» навсегда прекратилось.

Сегодня о былом величии Поминального храма Аменхотепа III уже почти ничего не напоминает, кроме двух полуразрушенных статуй. И виновато здесь было не только время и частые наводнения. Учёные не исключают, что египетские цари более позднего периода частенько использовали плиты храма для строительства других сооружений, увековечивая уже свою память.

Фото 6.

1900 год

Колоссы Мемнона, о которых кажется уже известно всё, продолжает удивлять. Всемирно известный немецкий египтолог Райнер Штадельманн во время реставрации статуй обнаружил на головных уборах цариц и фараона полихромные росписи, а так же чудом сохранившуюся подводку разбитых глаз.

Фото 13.

Воспоминания о Египте. 1900-1910-е

И всё-таки, почему статуям Аменхотепа III дали имя Мемнона? Ведь так звали эфиопского царя, по преданию павшего в Троянской войне от руки самого Ахилла. По всей видимости, путаницу внесли греки, принявшие Нембаатра (тронное имя Аменхотепа III) за Мемнона. В переводе на русский оно означает «правитель утренней зари».

Ко времени царствования Аменхотепа III относится период расцвета Египта. При нём были установлены дипломатические отношения с Вавилоном, Сирией-Палестиной, могущественным царством Митанни. Фараон женился на дочери вавилонского царя, а двор египетского правителя потрясал своей роскошью. Помимо Погребального храма в его царствование было сооружено немало великолепных строений, среди которых величественный перестиль и колоннада в Луксорском храме.
Мумия Аменхотепа III была обнаружена в 1898 году в одном из тайников Долины царей.

Фото 4.

Колоссы Мемнона. Фивы, Египт. 1900-1920 гг.

Благодаря раскопкам последних лет, постепенно стал вырисовываться утраченный облик храма. У первого пилона как раз и находились статуи. Дальше на запад простирался обширный двор, второй пилон, а перед ним другая пара колоссов. Храм продолжался гигантской процессионной колоннадой, алебастровыми колоссами у третьего пилона и крытым двором с огромными статуями царя в облике Осириса.

В южной части двора располагались сфинксы – точная копия петербургских, а в северной – сфинксы в облике царицы Тейе. За двором находился крытый колонный зал. Между расписных и обитых золотом колонн в форме пучков папируса стояли многочисленные скульптуры богини Сехмет, охраняющие покой в святая святых, где находились статуи божеств и, возможно, самого фараона.

Фото 5.

Храм специально был построен рядом с Нилом. Чтобы подчеркнуть его величие, предполагалось затопление двора во время наводнений, и храм тогда, как бы уподоблялся суше, сотворённой в начале всех начал. Однако не всё удалось предусмотреть. Фундамент оказался ненадёжен и колонны, стоявшие прямо на грунте, под собственной тяжестью стали проседать и, в конце-концов обрушились, чем обрекли весь храм на гибель.

В истории древнего Египта ещё немало белых пятен. По мнению известного российского египтолога, заведующего сектором Древнего Востока Государственного Эрмитажа доктора исторических наук А. О. Большакова, огромные территории Египта до сих пор не исследованы. В их числе дельта Нила, где культурный слой находится глубоко под наносами рек. Слабо изучены памятники, находящиеся в мировых музеях.

Фото 7.

Древние египтяне, в отличие от греков или китайцев, свою историю не записывали. Для них она была всего лишь сменой циклов – годовых, царственных и т.д. К чести учёных, научившихся к началу двадцатого века достаточно легко читать древнеегипетские тексты, наши познания о том далёком времени значительно расширились. Однако до полного теоретического осмысления языка и системы письма ещё далеко.

Читайте также:
Памятка для трудового мигранта в России

Фото 8.

Не остаётся без внимания эпоха царствования Аменхотепа III. Египтологи часто спорят о том, были ли так называемые «сцены божественного рождения» Хатшепсут и Аменхотепа III, изображённые во дворце Дейр-эль-Бахри и в Луксоре, пропагандистскими или религиозными документами. Американский исследователь Колин Кэмпбелл в своей книге «Чудесные рождения царя Амон-Хотепа III и другие египетские исследования» доказывал, что причины для создания сцен рождения были скорее религиозными, чем политическими, и относились к замещению культа бога Ра, культом бога Амона.

Фото 9.

Интересен и необычен взгляд на историю древнего Египта двух наших известных соотечественников, математиков Г. В. Носовского и А. Т. Фоменко. По их расчётам, описываемые события – не такая уж и седая древность. Всё это, якобы, происходило в эпоху завоеваний мамелюков в XIII – XIV веках нашей эры, а сам Египет был всего лишь окраиной огромной империи – Руси – Орды. Абсолютно парадоксальным выглядит утверждение, что один из колоссов Мемнона восседает на троне с изображением православного креста на тыльной стороне. И самое интересное, он действительно там есть. Нам лишь остаётся надеяться: истина где-то рядом.

Фото 10.

Кто был главным архитектором при Аменхотепе III? Известно ли нам имя создателя Луксора? История рассказывает о славном Аменхотепе по прозвищу Хеви, сыне Хапу. Это был великий Мастер и зодчий, целитель и жрец-посвященный. Память о нем жила среди египтян веками. В эпоху Позднего Царства Аменхотепа продолжали почитать уже как бога. Ваятели изображали его человеком зрелых лет, задумчиво сидящим в позе писца — воплощение самой мудрости. Его называли вестником богов и главой мудрецов, проникших в самую сокровенную область познания.

«Меня приобщили к книгам, — говорит Аменхотеп в тексте, написанном на одной из его статуй, — я узнал формулы Тота, я искусен в этих секретах, я преодолел все их трудности». В этом нет ни капли тщеславия, ибо нам известны творения Мастера: храм в Луксоре, храм Хонсу в Карнаке, храм Мут, аллея сфинксов между Луксором и Карнаком, а также поминальный храм Аменхотепа III на Западном берегу, от которого сохранились только колоссы Мемнона.

Эти гигантские статуи Аменхотепа III справедливо считаютхся одним из чудес света. Есть предположение, что они гораздо старше, чем какое-либо сооружение, связанное с историческими фараонами. Легенды говорят, что колоссы Мемнона были посвящены Восходящему Солнцу — восход, кульминация в зените и закат солнца назывались у египтян Мемнон, Амон и Маамон.

Фото 11.

Колоссы были хорошо известны в античное время. У греков они ассоциировались с героем Мемноном, царем Эфиопии, погибшим на троянской войне от руки Ахилла. Это отождествление, возможно, объясняется следующим фактом: правая, северная статуя на рассвете издавала протяжные мелодичные звуки, приветствуя свою мать — богиню зари Эос. Греческие музыканты совершали паломничество в Египет, чтобы услышать семь основных, чистых нот.

Фото 14.

Колоссы Мемнона – это уникальное культурное наследие древности, которым обладает Египет. Эти исполинские фигуры, которые простояли уже 3 с половиной тысячи лет, продолжают восхищать и современных туристов. На фото легко можно увидеть, насколько они велики.

Только благодаря этим колоссам и тем немногим каменным обломкам, что остались от храма Аменхотепа, ученые могут составить представление обо всем размахе строительства при этом правителе, а ведь он был по-настоящему огромным. К великому сожалению, храм не дожил до современности, а статуи достались потомкам в ужасном состоянии – воды Нила не пощадили их, а сильное землетрясение лишь дополнило их работу. Однако некоторые египтологи придерживаются мнения, что колоссы Мемнона разрушила не стихия, а вполне конкретная личность – царь Персии Камбиз. Но как бы то ни было, колоссы дожили до наших дней, пусть и в таком виде. Они являют собой точное подтверждение величия фараона Аменхотепа III и того высочайшего уровня развития, на котором находился Египет того времени.

Фото 15.

Во время разлива пьедесталы частично были покрыты водой, и тогда статуи казались сидящими посреди озера.

Читайте также:
Bank Pekao: тарифы, инструкция по открытию счета

Фото 16.

Фото 17.

Сегодня в статуях сложно узнать облик фараона Аменхотепа. У колоссов стерлись и разрушились лица, а сами они все в бесчисленных сколах и трещинах. Но даже такие – полуразрушенные, с множественными повреждениями – колоссы Мемнона продолжают притягивать тысячи туристов. Это неудивительно: Египет (и особенно Луксор) – это место, где сконцентрировано огромное количество памятников древности, притягивающих многочисленных посетителей. И огромная их часть обязательно приезжает полюбоваться колоссами и сделать памятное фото на фоне этих выдающихся архитектурных творений Древнего мира.

Фото 18.

Фото 19.

Фото 20.

Фото 21.

Фото 22.

Фото 23.

Фото 24.

Еще немного про египетские древности: давайте посмотрим на Открытие гробницы Тутанхамона или например узнаем, что совсем недавно В Египте найдена гробница царя загробного мира Осириса. А вот тут было разоблачение, не ужели Бюст Нефертити подделка ? и вот История Суэцкого канала. Узнайте Чье лицо у Сфинкса ? и какой Новый самый большой обработанный камень в мире

Достопримечательности Египта – Колоссы Мемнона

Колоссы Мемнона выполнены в виде двух массивных каменных статуй фараона Аменхотепа III. Более 3400 лет они размещаются в некрополе города Фивы, на противоположном берегу Нила от современного города Луксор.

Материалом статуи служит кварцитный песчаник в виде блоков, добытых в каменоломнях Джебель-эль-Ахмара (недалече от современного Каира) и перемещённых на расстояние в 670 км по земле без использования водной артерии Нила по причине своих весовых характеристик, превышающим допустимые для транспортировки против течения реки. Учитывая вес каменных платформ, на которых размещены статуи, каждая статуя оценивается весом в 700 тонн.

Восточная оконечность небосклона в медленном темпе начинает наполняться светом. Ослепительная вспышка, и осколок солнечной материи растревожил своими первыми лучами окрестности пустынного ландшафта. Утро добралось до Луксора, как добиралось сюда по привычной траектории тысячи лет, освещая и гордо заполняя своим присутствием пространство над застывшими громадами пирамид, водами Нила, узкими улочками древнего города с его базарными площадями, минаретами и шумным гомоном многоголосой толпы.

И наступает момент, когда его беспрекословному присутствию подвергается подножие двух гигантских и безликих изваяний из камня, где остановившись на мгновение, в задумчивости словно ждет отмашки на дальнейшее путешествие по небосклону и, осыпая статуи золотистыми рассветными искорками, продолжает свой путь….

На протяжении трёх с половиной тысяч лет Колоссы Мемнона в безмолвных позах с высоты своих каменных постаментов взирают на окрестности, являясь преддверием входа в своё время величественного погребального храма, возведенного под руководством великого правителя Египта Аменхотепа III.

Два колосса – это он сам, оседлавший трон, обращённый ликом навстречу восходу солнца. Его верхние конечности со смирением сходятся на поверхности коленей, а пространство у нижних конечностей заполнено высеченными фигурами двух женщин. Одной из них является его жена Тия, другой – его мать Мутемуйя. На боковых поверхностях панелей время сохранило изображение бога Нила – Хапи.

Колоссы Мемнона являются щедрой данью культу мёртвых, которая послужила мощным толчком для развития древнеегипетской культуры. Сохранить в веках покой усопшему фараону, воплощённому божеству, покинувшему земные пределы и обретшему вечную жизнь по ту «сторону горизонта», в прежних масштабах блеска и величия – таковой является концептуальная идея этой памятной скульптурной композиции.

Монументальная группа из двух колоссальных статуй в первоначальном смысле была создана в охранных целях у входа в Поминальный храм Аменхотепа. Свидетельства современников дают нам возможность представить величественность и роскошества храмового комплекса, которой не было равных в древнем Египте. Территория храмового комплекса составляет 35 гектаров. Потомкам Аменхотепа III – Рамзесу II и Рамзесу III так и не удалось превзойти предка.

Судьба храма складывалась непросто. Из дошедших до наших времен текстов древнегреческого историка и географа Страбона, который свидетельствует о разрушительном землетрясении датированным 27 годом до нашей эры, с описанием о значительных повреждениях северной статуи. Благодаря известной литографии 1840 года мы можем оценить масштабы наводнения, среди которого возвышаются статуи, окруженные водой.

Ежегодная периодичность наводнений в пойме Нила заметным образом отразились на основаниях монументального тандема. Но нет худа без добра, а именно частичные разрушения одного из колоссов способствовали их мистическому восприятию. Вероятно, вызванные перепадами температур и испарений влаги внутренние полости разломов в случае лёгких ветреных порывов создавали странный звукоряд, напоминающий лёгкие стоны или посвистывание.

Читайте также:
ТОП городов мира по количеству миллиардеров

Благодаря приобретенным звуковым качествам колоссы Мемнона перешли в когорту «поющих», что явилось причиной паломничества к ним тысяч путешественников со всего света, стремящихся созерцать и осязать эту чудотворность. Но как часто бывает в истории, вмешательством римского императора Септимия Севера, в 199 году приказавшего соединить повреждённые фрагменты и таким образом ублажить оракула. В итоге «пение» колоссов Мемнона прекратилось навечно.

В данный момент былое величие культового храма Аменхотепа III уже особенно ничем не выражено, кроме двух полуразрушенных монументальных скульптур, и виной тому является не только составляющая времени и частых наводнений. Учёные египтологи в предположительном смысле не безосновательно дают понять, что египетские правители периода после Аменхотепа часто и густо применяли плиты полуразрушенного храма для сооружения своих культовых зданий увековечивающих уже своё присутствие на планете.

Тем временем, несмотря на глубину исследования, Колоссы Мемнона продолжают вызывать удивление. Так, признанный ученый египтолог из Германии Райнер Штадельманн в процессе реставрационных работ на статуях обнаружил присутствие полихромных росписей на фрагментах головного убора царицы и фараона, а также божественным образом сохранившуюся подводку разбитых глаз.

Современность Луксора это туристический бум. Удобство расположения представляет его доступной жемчужиной Египта для совершения экскурсий практически из любого региона страны. Наглядным примером служит маршрут из Хургады. Занимает час с небольшим пути при этом впечатления и эмоции от этого путешествия Вы сохраните на всю жизнь.

Терзания пытливого ума не оставляют вопросы о названии фигур. По каким причинам статуи Аменхотепа III носят имя Мемнона? Ведь этим именем величался эфиопский царь, по преданию павший в Троянской войне от руки самого Ахилла. Скорее всего, путаницу внесли греки, принявшие тронное имя Аменхотепа III «Нембаатра» за Мемнона. Переводя на русский язык приобретает значение «правитель утренней зари».

Период правления Аменхотепа III относится к периоду расцвета Египта. Время его правления ознаменовано установлением дипломатических отношений с Вавилоном, Сирией-Палестиной, могущественным царством Митанни. Фараон женился на дочери вавилонского царя, а двор египетского правителя потрясал своей роскошью. Наряду с погребальным храмом в его правление были сооружены великолепные строения, не последнее место среди которых занимает колоннада в Луксорском храме.

Мумия Аменхотепа III была найдена в 1898 году в одном из тайников Долины царей.

Раскопки последнего периода современности, позволили постепенным образом восстановить утраченный со временем облик храма. Первый пилон является месторасположением статуй. Далее в западном направлении размещался обширных размеров двор, второй пилон, а непосредственно перед ним следующая пара колоссов. Храмовый комплекс имел продолжение в виде гигантской процессионной колоннады, колоссами в алебастровом исполнении у третьего пилона и, наконец, крытой территорией двора с огромных размеров статуями правителя в облике Осириса.

Территорию южной и северной частей двора заполнено сфинксами в облике царицы Тейе. Позади двора располагался колонный зал в крытом исполнении. Между расписными и обитыми золотом колоннами в форме пучков папируса стояли многочисленные скульптуры богини Сехмет, охранявшей покои, где размещались скульптуры божеств и, вероятно, самого фараона.

Древние жители Египта, в отличие от греков или китайцев, не занимались своими летописями. Для них история являлась лишь сменой годовых, царствующих и иных циклов. Учёные египтологи к началу двадцатого века научились достаточно легко трактовать смысл древнеегипетских текстов, и наше понимание тех далёких времён в значительной степени подверглись спектральному расширению. Однако полное осознание теоретических выкладок проведённых исследований в осмыслении языка и системы письменности находится в грядущих поколениях.

Подводя итог можно сказать, что лучше один раз пронаблюдать и получить впечатления, чем бесконечное количество раз разглядывать фото исполинов из интернета. Причём совершить этот несложный маневр не в ущерб отдыху на уютном побережье Красного моря не составляет особого труда. Огромное количество туристов со всей планеты посещают Луксор, с целью увидеть эти исполинского масштаба загадочные, каменные статуи со стёртыми лицами, хранящие тайну мироздания в том числе.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: