Как спастись при нападении акулы

Как выжить при нападении акулы

Что может быть лучше долгожданного отдыха на берегу океана, который вы планировали весь год? У вас долго не получалось это осуществить из-за постоянного аврала на работе. И вот, наконец, вы расслабленно лежите на резиновом плоту в 50 метрах от берега, и солнечные лучи, как вода, смывают с вас все заботы.

Через некоторое время вы решаете направиться к берегу и поиграть в волейбол со своей спутницей, но вдруг замечаете, что под водой по направлению к вам плывет что-то большое…

Твою мать, да это же акула!

И вы резко начинаете сожалеть о том, что не сидите сейчас в своем офисе.

Акулы — это страшно. Очень страшно. Благодаря фильму «Челюсти» люди думают, что акулы плавают возле берега по всему миру и только и ждут, когда вы окажетесь в воде, чтобы разорвать вас на куски.

В действительности нападение акулы на человека — довольно редкое событие. Мы, люди, убиваем больше акул каждый год, чем акулы убили людей за всю историю человечества. Еще в 2000 году (когда было зарегистрировано рекордное количество нападений акул) было только 79 нападений по всему миру. Для сравнения можно сказать, что вы с большей вероятностью получите удар молнией, чем подвергнетесь нападению акулы.

Но исключать вероятность столкновения с акулой нельзя. В этом редком случае всегда не помешает быть готовым. И не будет лишним знание о том, что нужно сделать, чтобы противостоять акуле и выжить, а потом рассказывать об этом подвиге своим знакомым.

Где акулы нападают чаще всего?

Большинство нападений акул происходит в США. Штаты с наибольшим числом зафиксированных нападений — Флорида, Гавайи, Калифорния, Южная Каролина и Северная Каролина. Кроме США, акулу чаще всего можно встретить в Австралии и Южной Африке.

Допустим, вы находитесь в одном из этих географических районов и проводите день на пляже. Какие места в воде следует избегать? Акулы обычно кормятся в местах с крутыми обрывами или между песчаными косами. Если вы будете плавать вблизи таких мест, вы, вероятно, столкнетесь с голодной акулой, которая может принять вас за морского льва, которыми она и питается. Так что лучше всего избегать таких мест.

Какие виды акул нападают на людей?

Из более чем 360 различных видов акул только 20 видов, как известно, нападают на людей. Из этих 20 видов только 4 были замечены в значительном количестве неспровоцированных нападений на людей со смертельным исходом. Первый шаг к победе над врагом — знание своего врага. Давайте познакомимся с этими четырьмя людоедами, чтобы вы знали, кого остерегаться, когда окажетесь в следующий раз в воде.

Белая акула

Благодаря фильму «Челюсти», большая белая акула — наиболее печально известная из всех акул-людоедов. Они живут в основном в прибрежных районах и открытых водах всех океанов Земли (кроме Северного Ледовитого). Белая акула — одна из крупнейших в мире хищных рыб. Этот монстр может достигать 5 метров в длину и весить до 2 тонн. Кроме огромных размеров, от других акул белая отличается большой конусообразной мордой.

Тигровая акула

Тигровые акулы живут близко к берегу в тропических и субтропических водах. Молодые тигровые акулы имеют пятна или полосы, как у тигра, отсюда и название. Тигровые акулы — машины для убийства. Они развивают скорость до 30 км/ч, а если голодны, то могут плыть еще быстрее. Их зубы разрезают плоть, кости и даже панцири морских черепах, как острый нож разрезает помидор. Одно из секретных оружий тигровой акулы — ряд чувствительных сенсоров сбоку на теле для обнаружения электрических полей, которые создает потенциальная добыча. Такие сенсоры есть у большинства акул, но особенно чувствительны они у тигровых. Это позволяет тигровой акуле охотиться за добычей, даже не видя ее. Да, тигровая акула может найти человека, даже если в воде непроглядная тьма. Подобно Хищнику из одноименного фильма.

Бычья акула (акула-бык, тупорылая акула)

Акула-бык любит обитать в теплых, мелких водах вдоль побережий. В отличие от других акул в этом списке, они могут находиться в пресной воде, поэтому часто заходят в реки и поднимаются далеко вверх по течению. Некоторые даже доплывали по Миссисипи до Сент-Луиса, штат Миссури. Следовательно, эти плохие ребята несут ответственность за большую часть прибрежных нападений на людей.

У бычьих акул серая спина и белое брюхо. Они широкие и своей формой чем-то похожи на быков, но не такие большие, как белые. Самцы обычно достигают длины в 2 метра. Самки могут быть гораздо длиннее — до 4 метров.

Рифовая акула

Эти злодеи совершили больше нападений на людей, чем все остальные виды вместе взятые. Рифовая акула проводит большую часть своего времени в глубоких водах, но то и дело появляется в мелких местах. На глубине ее жертвами становятся, как правило, аквалангисты и люди, упавшие с лодки или корабля. Ее отличительные признаки — длинные, как крылья, грудные и спинные плавники.

Виды нападений акул

Есть два вида нападений акул: спровоцированные и неспровоцированные. Спровоцированные нападения происходят, когда человек сам прикасается к акуле. Так обычно бывает, когда какой-нибудь незадачливый аквалангист пытается покормить акулу или схватить ее за хвост на спор. Если вы достаточно глупы, чтобы хватать акулу за хвост, вы заслуживаете того, что получаете. Извините.

Неспровоцированные нападения случаются, когда вы плывете на доске для серфинга, а акула подплывает, хватает вас за ногу и тянет вниз в воду, как в фильме «Челюсти». Почему акулы нападают на людей? Скорее всего, не ради еды. Люди — не очень подходящая еда для акул, потому что мы не имеем жира, который нужен им, чтобы питать энергией свои огромные тела. По-видимому, акула просто выясняет, что вы собой представляете. В отличие от большинства животных, которые проверяют объект, рассматривая или нюхая его, акулы просто откусывают часть этого объекта. Это жуткое дело, но обычно так и происходит.

Что касается неспровоцированных нападений акул, чаще всего они происходят по одному из 3 сценариев: нападение и бегство, удар и нападение, нападение исподтишка.

Читайте также:
Актёр Энтони Лапалья продаёт свой дом в Лос-Анджелесе

Нападение и бегство. Это наиболее распространенный вид нападения. Такое бывает в серферных зонах, где пловцы и серферы становятся легкой мишенью. Жертва обычно не видит акулу до тех, пока не почувствует, как ее зубы погружаются в тело. Подкравшись к жертве словно ниндзя, акула укусит один раз, затем уплывет и больше не вернется.

Почему акулы так делают? Потому что они могут. Вот почему. А если серьезно, им просто любопытно, что вы за существо, и они пытаются выяснить это, отхватив кусок вашей ноги. Продегустировав ваше невкусное мясо, она решит поискать обед в другом месте.

Ваши шансы выжить при таком нападении довольно хорошие, если акула не повредит жизненно важные органы, и если вы сразу же получите медицинскую помощь.

Удар и укус. В этом случае жертва часто видит акулу, прежде чем та нападет. Акула начинает с того, что кружит вокруг своей потенциальной жертвы и несколько раз бьет ее своим носом. Вы предупреждены. Сейчас у вас будут неприятности.

Попугав вас в достаточной мере, акула начнет кусать вас. Неоднократно. Такие нападения приводят к серьезным травмам и гибели. Они обычно происходят в более глубоких водах, но иногда могут произойти вблизи берега.

Нападение исподтишка. Жертва не видит акулу до самого нападения. Но в отличие от первого вида нападения, когда акула укусит один раз и уплывет, при нападении исподтишка она укусит несколько раз с целью убить вас.

Как предотвратить нападение акулы

Лучший способ пережить нападение акулы — избежать его. Просто следуйте рекомендациям ниже, и ваша нога не окажется в желудке этого страшного хищника.

Не входите в воду, если знаете, что акулы водятся в этом месте, и выбирайтесь из воды, как только заметите акулу. На пляжах часто вывешивают предупреждения, чтобы люди избегали купания, если акулы появлялись в этом районе. Но были случаи, когда люди игнорировали их, шли купаться и становились жертвами нападения. Кто виноват?

Держитесь группами. Акулы чаще выбирают одиночек.

Не отплывайте слишком далеко от берега. Если вы находитесь в месте обитания акул, держитесь ближе к берегу. Конечно, если в этом районе водятся бычьи акулы, ваша жизнь все равно будет под угрозой, потому что эти демоны любят мелководье.

Сторонитесь воды в темное время суток или в сумерки. Акулы наиболее активны в это время.

Не входите в воду, если у вас идет кровь. Этим вы как бы сами будете кричать акулам: «Эй, сюда! Съешьте меня!» У акул мощное обоняние. Достаточно слабого запаха вашей крови, и они будут возле вас в мгновение ока.

Не мочитесь в воду. Мы все грешим этим. Во-первых, мы слишком ленивы, чтобы выйти из воды и сходить в туалет. Во-вторых, некоторым это нравится. Но если вы находитесь в районе, где встречаются акулы, лучше потерпеть, пока не выберетесь на берег. Акулы могут учуять запах вашей ароматной мочи и приплыть, чтобы разобраться, в чем дело.

Избегайте крутых обрывов и мест между песчаными косами. Об этом мы уже говорили.

Избегайте блестящих украшений и яркой одежды. У акул очень хорошее зрение. Особенно хорошо они видят контрасты. Блестящие ювелирные изделия и яркая одежда очень контрастируют с темной водой океана, что делает вас довольно таки заметной целью. Если Мистер Ти в один прекрасный день решит заняться серфингом, он — покойник.

Избегайте мест, которыми пользуются рыбаки. Они оставляют остатки пищи и наживку в воде, что привлекает рыб и, соответственно, акул. Такие места становятся золотым загоном для акул. Не выставляйте себя блюдом на шведском столе, плавая в этих местах.

Как отразить нападение акулы

Итак, вы сделали все возможное, чтобы предотвратить нападение акулы, но сегодня просто не ваш день. Как отразить нападение акулы и остаться живым?

Сократите возможные углы нападения. Если вам повезет, и вы увидите акулу, прежде чем она нападет на вас, увеличьте свои шансы на выживание, прижавшись спиной к рифу или куче камней. Таким образом, вам придется отражать нападения только спереди, а не со всех 360 градусов.

Бейте по больному месту. Ваш лучший шанс отразить нападение акулы — бить ее в самые чувствительные места. Так что цельтесь в глаза и жабры. Нос у акулы тоже чувствителен, но не так, как глаза и жабры. Кроме того, вы рискуете поранить руку, целясь в нос, потому что можно промахнуться и угодить по острым как бритва зубам.

Примените оружие. Воспользуйтесь тем, что есть в вашем распоряжении: очки, камера, камни, палки и т. д. Эксперты рекомендуют дайверам брать с собой под воду акульи дубинки. Это небольшая палка с заостренным наконечником. Когда акула окажется слишком близко, можно нанести несколько быстрых ударов в жабры, чтобы прогнать ее. Если у вас нет никакого оружия, просто воспользуйтесь своими руками, вы же мужчина.

Наносите резкие, быстрые, серийные удары. Пользуетесь ли вы голыми кулаками или каким-то оружием, постарайтесь наносить удары как можно резче и быстрее. Если вы будете размахивать рукой, как при нанесении оверхенда, вы создадите большое сопротивление и значительно замедлите скорость удара.

Никогда не сдавайтесь. Продолжайте бить в глаза и жабры акулы до последнего. Если вы создадите достаточно проблем для акулы, она, в конечном счете, откажется от вас и поищет более легкую добычу.

Выберитесь из воды и немедленно обратитесь за помощью. Эта скотина уплыла, и вы остались живы. Но вы, вероятно, получили некоторые травмы. Очень тяжелые травмы. Скорее всего, вы будете истекать кровью, что может привлечь еще больше акул. Выберитесь из воды как можно быстрее и обратитесь за медицинской помощью.

Придумайте захватывающий рассказ для барной тусовки. По пути в больницу начните придумывать историю, которую вы расскажете в баре своим друзьям. Теперь-то уж вы точно произведете фурор.

Как выжить, если на тебя напала акула

Я всё понимаю, чувак, в наших широтах и акулами никакими не пахнет, но мало ли, вдруг тебя занесет на побережье океана. Да и вообще, не в этом году — так когда-нибудь еще: никогда не знаешь, когда эта тварь нападет на тебя.

Читайте также:
Отдых в Шерегеше, цены на жилье, дешевые путевки

А ведь акулы страшные. Помнишь фильм «Челюсти»? С тех пор как я посмотрел его в первый раз, я реально боюсь акул. Конечно, я понимаю, что они не тусуются у берега в ожидании, когда какой-нибудь незадачливый пловец вступит в воду, но всё равно на побережье следует быть осторожным. Да и вообще, акулы редко нападают на людей, и страх этот во многом иррационален. Каждый год люди убивают больше акул, чем акулы убили за всю историю. Например, в 2000 году было зарегистрировано всего 79 атак.

Где происходят нападения акул на людей?

Большинство нападений акул на людей происходит в США, наиболее опасные штаты: Флорида, Гавайи, Калифорния, Южная и Северная Каролина. Если соберешься купаться где-нибудь там (а мало ли?), будь осмотрителен. А еще акулы атакуют людей в Австралии и Южной Африке.

Скажем, оказался ты где-нибудь там на пляже. Каких мест следует избегать? Обычно акулы ищут себе корм в местах с крутыми обрывами или между отмелями. Если плавать в таких локациях, есть возможность встретить голодную акулу и накормить ее — разумеется, своей тушкой. Так что в таких районах лучше не появляться.

Какие акулы атакуют человека?

На Земле живут целых 360 видов акул, из которых на человека нападали лишь 20, из этих двадцати лишь четыре нанесли людям серьезные травмы и увечья, которые стали причиной смертей. Врага надо знать, так что вот тебе портреты акул, охочих до человечинки.

1. Белая акула

Благодаря картине «Челюсти» белая акула стала самой известной из всех акул-людоедов. Они живут в районе побережий, а еще это самая большая рыбина на планете. Этот дьявол достигает в длину 6,4 метра и веса более двух тонн! А еще у нее морда характерной конической формы.

Тигровая акула

Тигровые акулы живут недалеко от берега в тропических и субтропических водах. Молодые тигровые акулы покрыты пятнами и полосками — потому они и тигровые. Это настоящая машина для убийства. Их челюсти устроены так, чтобы вгрызаться в мясо и кости. А еще они очень чувствительны, а потому могут охотиться даже в полной темноте.

Акула-бык

Акула-бык любит теплую воду вдоль побережья. А еще, в отличие от остальных членов этого списка, она может плавать и в пресной воде, поэтому время от времени заплывает в реки. Следовательно, у них больше шансов напасть на тебя.

У акулы-быка серая спина и белое брюшко. Они упитанные, прямо как быки.

Длиннокрылая акула

Эти засранцы нападали на людей больше раз, чем все остальные акулы вместе взятые. Длиннокрылая акула проводит большую часть своей жизни на глубине, но выходит и на мелкие воды. Обычно с этими ребятами встречаются дайверы и те, кому не повезло оказаться на тонущем корабле.

Как акулы нападают на людей

Существуют два типа нападений акул на людей: спровоцированные и неспровоцированные. Спровоцированные атаки происходят, когда человек первый прикасается к акуле. Обычно это случается, когда какой-нибудь дайвер-идиот решит подергать акулу за хвост, чтобы показать, какой он смелый. Если ты достаточно туп, то больше нечего и ждать. Прости.

Неспровоцированные атаки случаются, когда чувак просто рассекает на своем серфе, и тут подплывает акула, кусает его за ногу и утягивает под воду. Почему акулы это делают? Ведь серф не похож на еду. Люди вообще не очень хороший вариант акульего обеда, потому что они недостаточно жирные, а жир нужен акуле, чтобы поддерживать тело в форме. Возможно, акула просто хочет понять, что это за хрень мельтешит. Обычно для этого животные смотрят или нюхают, но акула гораздо проще: сразу кусает. Вот виды неспровоцированных атак.

Акула нападет и уплывает. Этот вид атак встречается чаще всего, особенно в зоне серфинга, полной легких целей. Обычно жертва ничего не подозревает, до того как не почувствует акулью челюсть у себя на ноге. После того как акула укусит человека, она уплывает и больше не возвращается.

Почему акулы это делают? Потому что могут. Возможно, им просто любопытно. Они почувствовали вкус, им не понравилось — они ушли. Велик твой шанс выжить, если не задеты жизненно важные органы и ты тотчас же получишь медицинскую помощь.

Удар + укус. Тут жертва часто видит акулу, прежде чем произойдет нападение. Акула идентифицирует человека как потенциальную жертву и бьет его своей мордой. Ну, чтоб дать понять, что к чему.

После того как человек испуган, акула его кусает. Несколько раз. Тут уже возможны серьезные травмы и летальный исход. Обычно дело происходит на глубине, но иногда и у берега.

Внезапная атака. Такие атаки сродни первому виду: жертва обычно не видит акулу. Акула подкрадывается к человеку, кусает, отплывает и возвращается. И так несколько раз. Обычно люди умирают.

Как предотвратить атаку акулы

Как говорят врачи, лучшая операция — та, которую не сделали. Лучший способ выжить — предотвратить атаку.

Не входи в воду, если в ней видели акул, и тут же выходи из воды, если в ней увидели акулу. Часто на пляжах даже помещают специальные объявления, а дурачки их игнорируют. Ты ж не дурачок, бро.

Не купайся один. Обычно нападают на одиночек.

Не заплывай далеко от берега. Конечно, акулы заплывают и к берегу, но так у тебя всё равно больше шансов спастись.

Не купайся в темноте и в сумерки. Это время наивысшей активности акул.

Не входи в воду, если у тебя идет кровь. Обычно это говорит акулам: «Я тут, съешь меня!» У акул очень хорошо развито обоняние. Они подплывут к тебе быстрее, чем ты думаешь.

Не ссы в воде. Мы все делали это. Потому что нам лень выходить из воды и идти в туалет и потому что это кажется своего рода приятным делом. Но тут лучше удержаться. Запах привлечет акул.

Читайте также:
Манжерокское озеро, Республика Алтай

Не носи яркую одежду и блестящие украшения. Это больше совет для подруг. Акулы, как и вороны, реагируют на блестящее. Всё, что контрастирует с водой, привлекает их.

Как быть, если на тебя напала акула

1. Уменьши угол атаки: если увидел акулу, прижмись к камню или еще чему-нибудь, что есть поблизости. Так ты вдвое уменьшишь угол возможной атаки, иначе в распоряжении акулы будут все 360 градусов.

2. Ударь по больному месту. Надо бить по глазам, жабрам и носу (хотя он чуть менее чувствителен). А еще если целишься в нос, есть риск, что тебя укусят.

3. Вооружись. Используй всё: камни, палки, фотоаппарат и т. п. Дайверам полагается носить с собой палку. Когда акула подплывает поближе, смело бей ее по чувствительным местам.

4. Двигайся быстро и часто. Бей быстро и много раз. Это дезориентирует акулу.

5. Не сдавайся. Бей акулу по глазам и жабрам, пока она не уплывет — или пока ты не умрешь. Есть шансы, что она поймет: с тобой каши не сваришь.

6. Немедленно выбирайся из воды и обратись за помощью. Этот засранец скрылся, а ты до сих пор жив — но, наверное, в плохой форме. Не надо ложиться на песок и героически истекать кровью, срочно за помощью!

7. Сделай из этого годную байку. Тут излишни остальные слова. Ты герой!

Что делать при нападении акулы?

Сегодня нападение акулы – это не только сюжет фильма ужасов, но, к сожалению, и печальная реальность. Как вести себя в случае нападения акулы, а еще лучше – избежать этого нападения?

С каждым годом число людей, пострадавших от нападения акул, стремительно растет. Связано это, прежде всего, с изменением экологической ситуации: рыбы становится меньше, и акулы вынуждены подплывать все ближе к берегу. Стоит понимать, что за сотни лет они не стали агрессивнее, к тому же численность самих акул падает, зато отдыхающих на морских побережьях, наоборот, становится все больше. Опасность может подстерегать не только в таких далеких странах и регионах, как Австралия и Южная Каролина, но и в России и излюбленном россиянами Египте, Турции и Тайланде. В частности, несколько случаев нападения акул были зарегистрированы в 2011 году в Приморском крае.

Статистика нападения акул на людей 2012-2013 гг.

Международная организация ISAF со штаб-квартирой во Флориде уже несколько десятилетий ведет учет нападений акул на человека. Полученные данные позволяют выяснить причины нападений и впоследствии снизить количество подобных случаев. По большей части нападения акул являются неспровоцированными: это означает, что сам человек не виноват в случившемся, а акула может напасть, потому что, к примеру, перепутала его с рыбой. Но до 25 случаев нападения акул в год происходят по вине человека, который пытается поймать акулу, сфотографировать или просто не соблюдает меры предосторожности, о которых мы расскажем чуть позже. В группе риска – дайверы, серферы, рыбаки и подводные охотники. Обычные отдыхающие, купающиеся в море-океане, составляют лишь 25% от общего числа жертв акул.

В 2012 году было совершено 105 нападений (75 человек пострадали, а 11 погибли). Это меньше, чем в 2011 году, когда было зафиксировано 118 случаев, 15 из которых закончились гибелью пострадавшего. В 2013 году только за первое полугодие произошло 27 случаев атак акул, 4 – со смертельным исходом.

Самые популярные регионы нападения: Австралия, США, (особенно Калифорния, Флорида) и Южная Африка, Египет. Согласно данным статистики, чаще всего нападают тигровая, большая белая и тупорылая акулы.

Как вести себя в случае нападения акулы

Если вы увидели приближающуюся акулу, постарайтесь не делать резких движений и плавно начинайте плыть в сторону берега. Помните, что хаотичные движения в воде воспринимаются акулами крайне агрессивно. Акула не нападает сразу, сначала она проплывает несколько кругов вокруг «добычи», а затем может ударить боком.

  • не поворачивайтесь к ней спиной;
  • сохраняйте спокойствие;
  • изо всех сил ударьте акулу (сбоку, в глаз, по кончику носа, по жабрам – то есть по самым чувствительным местам) – хорошо, если у вас будет что-то под рукой, поскольку от ударов можно получить ссадины и тогда нападение будет неизбежно.

Атаковать акулу, если она уже готовится к нападению, самое верное решение. Однако в такой ситуации главное побороть свой страх. Следует резко потянуть за жабры, ударить по носу, воткнуть нож, камень или даже пальцы в глаза – есть вероятность, что акула отступит. Хотя бывают ситуации, когда акула предпринимает несколько попыток атаки. При этом нельзя делать резких судорожных движений и впадать в панику – тогда останется шанс на спасение.

После нападения акулы уже на берегу, если были получены повреждения, важно остановить кровотечение, по возможности обработать рану, наложить повязку и срочно обратиться за медицинской помощью, даже если раны незначительны, поскольку есть риск попадания инфекции.

Как избежать нападения акул

К счастью, нападения акулы можно избежать, если соблюдать несложные правила. Прежде всего, стоит знать, что акулы никогда не нападают без причины. Они близоруки и могут принять барахтающегося человека за рыбу. Еще одна из причин нападения – защита (если вы сами провоцируете акулу). Хищница может среагировать на запах и вид крови или даже на яркие пятна в виде блестящих украшений или купальника.

В связи с этим, специалисты не рекомендуют купаться:

  • Вечером, ночью или на рассвете (в это время акулы особенно активны, поскольку это время их приема пищи);
  • Рядом с рыбацкими лодками и там, где есть большие косяки рыб;
  • В одиночку;
  • В ярких и контрастных купальных костюмах;
  • Если у вас на теле есть свежие раны или порезы (акулы чуют кровь на огромном расстоянии).
  • Перед плаванием снимайте украшения (цепочки, кольца, серьги);
  • Не заплывайте слишком далеко от берега;
  • Если вы плывете на плоту или на надувном матраце, не держите руки и ноги в воде;
  • В местах возможного появления акул старайтесь плавать спокойно, не барахтаясь;
  • Используйте средства защиты от акул (их существует огромное количество – от пневматических пушек и электромагнитных отпугивателей до специальных репеллентов).
Читайте также:
10 вещей, которые нужно сделать в Брюсселе, Бельгия

Стоит понимать, что тактика нападения акул может отличаться – белые акулы часто совершают внезапное нападение, возможно также нападение из засады, когда человек не может заранее среагировать на приближение акулы. В любом случае стоит сопротивляться, а еще лучше заранее позаботиться о мерах предосторожности, поскольку предсказать поведение этих хищников очень сложно.

Все об акулах

Нападение акулы можно отразить

Как не попасть акуле в пасть?

Тени, скользящие в воде, – вот что мы чаще всего видим, если нам вообще удается вовремя заметить акулу.
Когда вы заметили спинной плавник, разрезающий волны, будьте начеку! Это охотится акула, и вполне возможно, что своей добычей она избрала вас.
Хорошо, если это гигантская акула, греющаяся на солнышке и лениво цедящая планктон. Это может быть и одна из тех акул, которые завоевали печальную славу людоедов. Иногда они приближаются к вам осторожно, иногда нападают сразу.

Не воображайте, что все спокойно, если вы не видите плавника. Очень часто акулу можно увидеть только во время, а то и после нападения.

Нападение акул на людей

Любое морское животное, размеры которого сопоставимы с нашими, является потенциально опасным. Естественно, что с хищниками нужно вести себя особенно осторожно.
Крупные акулы наносят наиболее тяжелые раны, которые в 50-80 % случаев приводят к гибели пострадавшего от кровотечения и шока. Несколькими укусами они могут расчленить тело человека на части. Жесткая шкура акулы может повредить мягкий гидрокомбинезон или гидрокостюм и сильно ободрать кожу.

Как они нападают? Пасть акулы имеет специальное строение, которое создала природа для этого разбойника. Так как верхняя челюсть не связана с черепом, то она может свободно двигаться. В момент, когда акула кусает, она поднимает голову так, что челюсть прогибается наружу. При большой добыче нижняя челюсть сначала закрывается и крепко держит добычу, в то время как верхняя челюсть ударяет вперёд и вниз. Зубы врезаются в добычу, и одновременно акула двигает туда и сюда головой, чтобы вырвать кусок из добычи.

Следует еще раз отметить, что зубы у акул удивительно острые, как бритвы. Причем у каждого вида акул своя, только ему свойственная форма зубов, по которым ископаемых акул, как правило идентифицируют.

Одно из самых ранних упоминаний о нападении акулы мы находим в номере “Фаггер ньюс-леттер” за 1580 год, где приводится рассказ очевидца о том, как матрос упал буквально в пасть акулы где-то между Португалией и Индией.
“Когда во время сильного ветра с корабля за борт упал человек, мы не могли остановиться и как-нибудь помочь ему, поэтому мы кинули ему конец каната, который был обвязан вокруг деревянного чурбана, припасенного специально для таких случаев.
Ему удалось поймать канат, и он уже мнил, что спасен. Но когда наша команда стала подтягивать канат с человеком к кораблю и он был от нас на расстоянии выстрела из мушкета, а может, и того меньше, из глубины моря появилось ужасное чудовище по имени Тибурон; оно кинулось на человека и разорвало его в клочья на наших глазах. Поистине это была ужасная смерть”.

В 1945 г. американский крейсер “Индианаполис” был потоплен японской подлодкой в Филиппинском море.
Утверждалось, что немногие подобранные спаслись от акул, прикинувшись мёртвыми.
Исследователи повторили этот опасный трюк, надев кольчугу, специально разработанную, чтобы выдерживать укус акулы. Один из исследователей паниковал, второй лежал неподвижно – акулы постоянно находились около паникующего.
Получается, что у лежащего неподвижно действительно есть шансы выжить – как минимум если вокруг есть барахтающиеся люди.

Как выяснили эксперименты исследователей и практика людей, оказывавших сопротивление при нападении акулы, против этой хищницы действенны тычки в глаз или жабры. Чтобы заставить акулу уплыть прочь или хотя бы отразить её атаку, её нужно ударить в нос, глаз или жабры. При этом удары в жабры даже действеннее, чем в нос.
Интересно, что, в отличие от сухопутных хищников, акулы не становятся агрессивнее от ударов.

Для отпугивания акул обычно рекомендуется стучать камнем о камень, визжать, пускать пузыри, кричать, шлепать по воде и т. п. Но эти способы представляются сомнительными, когда акула имеет серьезное намерение напасть.
Определенно известно, что некоторые звуки не отпугивают, а привлекают акул.
Если акула ведёт себя агрессивно, то один из вариантов поведения – смело плыть прямо на неё, а в случае слишком опасного сближения попробовать ударить её по носу или в район глаз.
Вопреки распространённому мнению, акулы довольно трусливы, и чаще всего они первыми сворачивают в сторону.
Иногда решительной имитации “атаки” с вашей стороны может быть достаточно, чтобы акула предпочла поискать менее уверенную в себе добычу.

Если же нападение всё-таки случилось, то можно посоветовать только одно – бороться до победного конца, бить рыбину кулаками и всем, что есть в руках, стараясь попасть по глазам. Не забывайте о слабых местах акулы – глазах и жабрах.
Как показывает практика, часто акулы отпускают своих жертв, когда те оказывают им активное сопротивление.
Движения спасающегося должны быть медленными, но решительными. Иногда оказывалось, что в том случае, когда человек не ранен, любопытствующая акула может уйти, если он остается совершенно неподвижным.

Уходя от акулы, не плывите по направлению ее движения, повернитесь лицом к акуле, не теряйте ее из виду и быстро плывите в сторону. Оказавшись лицом к лицу с акулой, используйте кулак или нож – бейте акулу по носу, глазам или жабрам. Отталкивайте ее ногой но так, чтобы она не схватила ее зубами. Старайтесь как можно быстрее выбраться на берег.

Нападают акулы чаще всего не в открытом море, а на глубине, не превышающей 1,5 м, хотя это утверждение, скорее всего, связано с тем, что и люди в открытом море реже появляются на больших глубинах. Встречи чаще происходят в прибрежной зоне, на пляжах. А если таковые случаются вдали от берега, то свидетелей кровавых сцен, как правило, нет.

Читайте также:
Капрун горнолыжный курорт Австрии: трассы, скипасс, фото

А вот рассказ одного морского офицера, оставшегося в живых после того, как его эсминец пошел ко дну и он провел 12 часов в воде.
– На рассвете, – вспоминает офицер, – я почувствовал, как что-то щекочет мне левую ногу. Удивившись и немного испугавшись, я поднял ее. Из ноги ручьем текла кровь.
Я взглянул на воду. метрах в трех от меня виднелась блестящая коричневая спина огромной рыбы. Она плыла прочь.
По-настоящему я испугался, только когда увидел, что рыба поворачивает и снова направляется ко мне. Она не делала бросков, но, разрезая воду, двигалась на меня по прямой.
Я стал громко хлопать по воде, и на этот раз рыба переменила свой курс. отошла примерно на 6 метров и стала плавать взад и вперед. Затем повернула. и снова направилась ко мне.

Когда она подошла ко мне вплотную, я стал бить ее. раз за разом нанося ей по носу удары кулаком. Рыба опустилась примерно на полметра. отплыла и стала ждать. Я обнаружил, что она содрала у меня с левой руки кусок мяса.
Затем она снова поплыла ко мне, опять по той же линии. Мне удалось сильно ударить ее по глазам и по носу. На левой руке появилось еще несколько ран. С интервалом в 10 -15 минут, во время которых она медленно плавала взад и вперед, рыба делала новый заход, каждый раз с левой стороны. Только дважды она подплыла под меня. Я был совершенно беспомощен в этих случаях и больше всего боялся нападения снизу, но так как я лежал распластавшись на поверхности воды, ей было трудно снизу добраться до меня.

Скоро большой палец левой ноги болтался на лоскутке кожи. Правая пятка была искусана. Левая рука и икра левой ноги были разодраны в клочья.
Даже когда рыбе не удавалось вонзить в меня зубы, ее жесткая шкура сдирала мне кожу целыми кусками. Соленая вода несколько приостановила кровотечение, и я не чувствовал сильной боли.
Хотя к тому времени акула содрала у него все мясо с бедра, так что видна была кость, офицера больше всего волновало, что ему не удается привлечь внимание проходящего мимо корабля. Он стал изо всех сил махать руками. На корабле заметили его и поспешили на помощь. Еще несколько секунд, и он был бы проглочен. Чтобы отогнать акулу, с борта корабля открыли по ней ружейный огонь.
– Я испугался, что меня подстрелят, когда спасение так близко, – говорил потом офицер.
– Я стал кричать, умоляя их перестать. Акула была совсем рядом со мной. В меня попали бы раньше, чем в нее.

Ученые и проблема опасности акул

Человек давно старался придумать средства для отпугивания акул.
В различное время в разных странах проводились эксперименты по воздействию на акул различных факторов – электричества, химических репеллентов (отпугивателей), звука и ультразвука и т.д.

В результате различных исследований было опробовано множество различных химических веществ и способов отпугивания акул. Одна из таких разработок – химический препарат – ацетат меди (обычно в смеси с нигрозином) даже применяется, как штатное средство, для работников различных служб и ведомств, а также военных, чья деятельность может так или иначе привести к встрече с акулами.
Действие этого репеллента основано на так называемом трупном акульем запахе.
Было замечено, что акулы, как правило, стараются держаться подальше от мест, где находятся разлагающиеся трупы их сородичей. Поэтому разработки ученых в этом направлении привели к созданию препарата, имитирующего этот запах. Результаты проверок воздействия репеллента на акул достаточно противоречивы, можно только сказать, что в определенных местах, с определенными акулами и в определенной обстановке этот препарат может отпугнуть акул.

Однако полной гарантии о его защитных свойствах вам никто не даст. Справедливости ради, надо отметить, что он сыграл определенную роль в поддержании морального духа людей, волей судьбы оказавшихся один на один с океаном.

В 1934 году после целого ряда нападений акул на человека в прибрежных водах Австралии, возле Сиднея, нападений, кончавшихся смертью людей, был создан Комитет по борьбе с акулами, обязанностью которого являлось изыскание способов защиты пляжей и предупреждение несчастных случаев.
Комитет предложил ставить на ночь сети перпендикулярно берегу, а утром вытаскивать их. Предполагалось, что акулы, курсирующие по ночам вдоль берега, будут попадать в эти сети. Критики этого проекта, а их было множество, называли его “бессмысленной тратой денег”. Из-за таких высказываний, а главное, из-за того, что правительство не спешило отпустить деньги на его осуществление, он был проведен в жизнь лишь через три года – в 1937 году.
И с того времени в огражденных ставными сетями водах Сиднея не было зафиксировано ни одного случая нападения акулы.

В течение нескольких лет велся учет акул, попавших в сети. С 1 декабря 1939 года по 1 декабря 1940 года была поймана 751 акула. На следующий год – 705. Во время мировой войны сети не ставились, но даже в 1948 году число пойманных акул не превышало 260. И с тех пор число это все время уменьшается.
Существует мнение, что уменьшается общее количество акул в морях. Было время, когда в одну сеть за ночь попадало более десятка акул. А теперь сети остаются пустыми много дней подряд. Однако в каком-нибудь километре от берега рыболовы-спортсмены ловят акул в 4-5 метров длиной.
Сети, которые сейчас используют в водах Сиднея, сделаны из нейлоновой нити. Они достигают 150 метров в длину и 6 в ширину. Сети эти не сплошняком прикрывают берег: они ставятся на якорях за волнорезами перпендикулярно путям, по которым, как предполагается, идут акулы.
Часто акулы “тонут” в сетях, так как они могут дышать только тогда, когда движутся. Тех из них, кто еще жив, убивают и топят.

Читайте также:
10 школьных обедов из разных стран мира

В 1952 году, после 35 нападений акулы на человека за истекшие десять лет, власти Дурбана (Южная Африка) также решили применить заграждение из сетей.
В предыдущие годы, начиная с 1907 года, они использовали буквально все, что могли придумать для защиты от акул, начиная со сторожевых башен и кончая постройкой постоянного заграждения, которое неоднократно разрушалось во время штормов и почти все время нуждалось в восстановлении.

В Дурбане сети установлены параллельно берегу примерно в 750 метрах от него. С того дня, как их установили, не было ни одного нападения акулы на человека.
Но заграждение из сетей не может быть одинаково эффективным при всех условиях. Сильное волнение сносит сети. Необходимо знать пути, по которым обычно идут акулы, и соответственно этому устанавливать сети, иначе от них не будет никакой пользы. Иногда сети препятствуют уходу акул из прибрежных вод – печальный, но абсолютно достоверный факт.
Кроме того, зачастую, в сетях гибнет много других безобидных существ, обитающих в море – дельфины, черепахи и т.д.

Единственное разумное объяснение успеха системы ставных сетей кроется, видимо, в том, что при помощи лова сетями возможно вообще уменьшить количество акул.
Этот факт был установлен во время промыслового лова акул в самых разных точках земного шара.

Все средства защиты против акул хороши лишь в теории. Но некоторые из них, предлагаемые самозваными экспертами, можно применять лишь в одном случае: если хочешь покончить жизнь самоубийством.
Цитата из журнала любителей подводной охоты: “Вы можете подплыть вплотную к акуле и ударить ее ногой, и она не причинит вам вреда. Попробуйте как-нибудь сделать это”.

Цитата из книги о подводной охоте:
“Если акула подплывет близко к вам, суньте голову под воду и орите, как можно громче: “Убирайся прочь, скотина! Чтобы духу твоего здесь не было!” Слышать вас она не может, зато ощущает вибрацию воды. Если она будет продолжать приставать к вам, стукните ее по носу. “.

Цитата из журнала любителей подводного спорта:
“Если вам придется сражаться с акулой “врукопашную” (что очень и очень маловероятно), старайтесь избежать зубов чудовища, а для этого крепко обхватите рукой его пасть. Колите ее ножом в жаберные щели или полосуйте ее по спине. Если у вас нет при себе ножа, давите изо всех сил пальцами на ноздри или жаберные щели и, если можете, уцепитесь за спинной или грудной плавник и не отпускайте, пока у вас хватит дыхания”.

Если бы спасение пловцов, подвергшихся преследованию акулы, зависело от подобных легкомысленных, мягко выражаясь, советов, вряд ли многие из них остались бы в живых.
Человек, дразнящий акулу, ставит на карту свою жизнь или, по меньшей мере, руки и ноги. Да, люди дразнили акул, ездили на них верхом, кололи острыми предметами, били. и оставались живы.
Ну и что ж. Люди оставались живы, выбросившись из окна, кинувшись под колеса грузовика или пустив себе пулю в лоб.

На юге Тихого океана потенциальные жертвы акул сами, так сказать, в полевых условиях, занимались исследованием вопроса, как от них уберечься.
Некоторые попавшие в аварию летчики утверждали, что акул можно отогнать при помощи “маркера” – окрашивающего воду ярко-желтого порошка, служащего для того, чтобы привлечь спасательные самолеты; другие жаловались, что краска эта привлекает не спасателей, а акул.
Многие верили в таблетки для очистки воды, считая, что хлор, который является составной частью этих таблеток, отпугивает акул.

Известны два случая, когда сами наставления помогли отогнать акул.
Летчик, сбитый над Желтым морем, стал, чтобы убить время, читать книжечку, находившуюся в кармане спасательного жилета. Это оказалась “Памятка об акулах”. Прочитав брошюру, он разорвал ее на куски и бросил бумажки в воду. Акула, которая уже давно следовала за надувной лодкой, где сидел летчик, кинулась за обрывками бумаги и больше ни разу не побеспокоила, его.

Пять человек выбросились с парашютом из самолета, подбитого над Тихим океаном. У них не было надувного плотика, только спасательные жилеты. Вскоре вокруг них стали кружить акулы.
Следуя инструкциям “Памятки об акулах”, летчики пытались отогнать акул пинками, но это им не помогло. Разозлившись, они разорвали две “Памятки” и бросили обрывки бумаги в воду. Акулы оставили людей и отправились “изучать” “Памятку”. Вскоре летчики были спасены.
Что стало с акулами после того, как они проглотили “Памятку”, нам неизвестно.

В последние годы ученые провели ряд экспериментов с так называемой “электрической оградой”, проверяя ее воздействие на акул.
Хотя в отчете ученых указывается, что опыты носят предварительный характер, все же они позволяют установить, что ток, пропущенный между двумя электродами, служит для акул преградой. Выяснили также, что электрический заряд, достаточно сильный для того, чтобы заставить акулу повернуть обратно от невидимого барьера, почти не ощутим для человека.
Но информации о практических разработках в этой области пока нет.

Интересны опыты по влиянию на поведение акул электромагнитных волн определенной частоты. В прессе давно появилась информация о том, что акулы избегают мест, где находится излучатель таких волн, при этом на других обитателей моря эти электромагнитные волны не оказывают никакого вредного воздействия. В некоторых странах даже налаживают производство подобных генераторов волн, которые портативны по размерам и могут быть прикреплены к ноге или руке пловца и совершенно не мешать ему в воде. Однако насколько действенны эти приборы пока не известно.

Любопытные средства защиты от нападения акул предлагаются на отечественном проекте “Sharkiller” , информацию о котором можно найти по одноименному адресу в Интернете. Не могу судить об их эффективности, т.к. применять не приходилось, но даже крошечный шанс на защиту никогда не бывает лишним; быть может кому-нибудь эти средства помогут сохранить жизнь или здоровье.
В некоторых странах работники служб, работа которых может привести к встрече с акулой, применяют специальные свистки для их отпугивания. Насколько эффективен этот способ тоже можно спорить. Ведь акула, как говорят люди, часто имевшие встречи с ними, непредсказуема, и никогда нельзя с уверенностью сказать, как она себя будет вести через минуту.
И еще – каждую акулу надо рассматривать как индивидуальность. К любой акуле, независимо от ее вида, нужно относиться с опаской и уважением.

Читайте также:
Куба: отзывы туристов 2022. Отдых, цена, советы

Как взлетает самолет: по ветру или против ветра

Управление летательными аппаратами – это сложная система определенных правил, которая требует учитывать множество различных факторов и на основании этих факторов принимать соответствующие решения. Чтобы самолет поднялся в воздух, нужно учитывать целый ряд показателей, включая скорость и направление ветра. Многие люди задаются вопросами, связанными с авиацией и с управлением самолетом, в частности. Для многих неизвестно, как взлетает самолет: по ветру или против ветра? На первый взгляд может показаться, что было бы логичней, если бы авиалайнеры осуществляли взлет по ветру.

Но в действительности самолет взлетает против ветра. Чем сильнее воздушные потоки, встречные для авиалайнера, тем большей высоты он достигнет при взлете.

Высота увеличивается как раз благодаря действию встречного потока, который уменьшает скорость воздушного судна относительно земли. Прежде чем начинать полет, самолет обязательно должен развернуться против ветра. Важно, чтобы перед авиалайнером в этот момент было довольно большое пространство, поскольку для разбега при любом направлении ветра требуется преодолеть большую дистанцию. Разбег нужен для того, чтобы развить необходимую для отрыва от земли скорость. При движении по направлению ветра авиалайнеру потребуется больший разбег и понадобится большая скорость разгона. Это увеличивает расход топлива и осложняет взлет. Кроме того, при попутном ветре возможен помпаж. Его возникновение может привести к авиакатастрофе. Поэтому взлет при попутном ветре не только не рационален, но и небезопасен.

Помпажем называется срывной режим функционирования двигателя. При этом нарушается газодинамическая устойчивость, которая сопровождается хлопками из-за противотока газа. Как следствие, падает тяга, возникает сильная вибрация авиалайнера. Из выхлопа двигателя начинает выходить дым. Внутри турбины образуются завихрения. Все это может стать причиной крушения авиалайнера, который даже не успел взлететь.

Как авиалайнер взлетает?

Подъемная сила – это то, что позволяет тяжелому большому самолету взлететь. Главную роль для достижения требуемой подъемной силы играет крыло. В процессе разбега встречные воздушные потоки обтекают крыло сверху и снизу. При этом верхний поток над крылом сужается. Это достигается за счет определенной формы крыла: профиль этой конструкции имеет выпуклую форму в верхней части. Из-за сужения верхнего потока авиалайнеру приходится двигаться быстрее, чтобы над крылом проходило такое же количество воздуха, как и под ним.

Чем больше скорость воздушного потока, тем ниже в нем давление и наоборот. Давление в верхнем потоке над крылом меньше, чем под крылом. Именно из-за такой разницы давлений и возникает необходимая подъемная сила, которая позволяет тяжелому самолету взлететь в воздух. Эта сила как бы выталкивает крыло авиалайнера и сам авиалайнер вверх. Чем выше скорость движения воздушного судна, тем больше подъемная сила. При взлете против направления воздушных потоков к собственной скорости авиалайнера добавляется скорость ветра. Соответственно, набегающий поток воздуха позволяет увеличить подъемную силу и уменьшить минимальную скорость относительно земли для того, чтобы удержать самолет в воздухе. Аналогичное положение актуально и при совершении посадки. Чем меньше скорость авиалайнера, тем безопаснее и мягче посадка.

Что учитывается?

Узнав, почему самолет взлетает против ветра, следует также в качестве одной из причин назвать экономию топлива и времени. Сокращение времени разбега способствует значительной экономии топлива. При этом сокращается и время полета.

Опытные летчики утверждают, что спешка в момент взлета является неприемлемой. Бывало много случаев, когда спешка и торопливость летчиков приводили к печальным последствиям. Крайне важно соблюдать все необходимые меры безопасности. В частности, самолет не должен взлетать, если боковой ветер довольно сильный и его скорость превышает допустимое значение (это значение устанавливает производитель). При сильном боковом ветре авиалайнер сносит в сторону. Летчик в этом случае должен совершить целый ряд сложнейших действий, чтобы развернуть воздушное судно в нужную сторону, выровнять его и поднять в воздух без каких-либо проблем. Посадка при сильном боковом ветре тоже небезопасная. Чаще всего при наличии сильного бокового ветра самолеты совершают посадку на ближайшие аэродромы с удовлетворительными погодными условиями.

Прежде чем осуществлять взлет, летчик должен получить всю необходимую информацию о погодных условиях, причем не только фактических, на месте взлета, но и тех, что прогнозируются в зоне аэропорта прилета и двух близлежащих к месту прилета аэродромов, которые будут использоваться в качестве запасных. Для правильного и легкого взлета летчику предоставляют специальные данные, включая скорость и направление ветра. Если у пилота нет достаточного опыта, не исключено совершение ошибки в процессе взлета. Некоторые из этих ошибок пассажиры, сидящие в это время в салоне авиалайнера, даже не замечают. Однако при допущении серьезной ошибки возможны печальные последствия.

Современные модели самолетов могут взлетать не только против ветра, но и при попутном ветре. Даже боковые воздушные потоки для таких авиалайнеров не являются проблемой. И все же в большинстве случаев взлет осуществляется в противоположном по сравнению с воздушными потоками направлении.

Бывает, пассажирам кажется, что после взлета авиалайнер начинает резко падать на землю. Однако в большинстве случаев это всего лишь иллюзия. На самом деле самолет продолжает набирать высоту. Но угол наклона воздушного судна становится более пологим. Таким образом постепенно авиалайнер выстраивается в горизонтальное положение, которое он занимает во время полета на большой высоте. Смена угла наклона дает ощущение падения. Но оно быстро исчезает, так как человек адаптируется к такому положению.

Аэропорты – от чего зависит направление посадки и взлета?

Сегодня вернулся в Питер из Алма-Аты, перед посадкой самолет сделал круг и зашел на посадку со стороны Петергофа (с запада на восток). Перед нами то же самое сделал другой самолет, я в иллюминатор видел. Взлетали зато пару недель назад в том же направлении (с запада на восток), т.е. взлетали и сразу летели.

Читайте также:
Получение визы типа F на остров Кипр в 2022 году

Несколько месяцев назад ситуация была обратная – взлетали в направлении с востока на запад, и сразу после взлета самолет разворачивался. Садились зато со стороны пулковского шоссе (с востока на запад, т.е. сразу как прилетели, не делая разворота).

Чем определяется направление взлета и посадки? В голову приходит разве что время суток, но мы прилетели утром, т.е. солнце при посадке должно было светить в глаза.

  • hostage[TEsT]
  • Постоялец

по крайней мере в бывших советских странах старались делать так, что бы при взлете-посадке маршрут движения самолета не проходил над жилыми кварталами. как известно, большинство авиакатастроф случается именно на этих этапах.

  • 1 frag / 2 deaths
  • Участник

9К720
ветер?

  • 9К720
  • Удалён

hostage[TEsT]
> по крайней мере в бывших советских странах старались делать так, что бы при
> взлете-посадке маршрут движения самолета не проходил над жилыми кварталами. как
> известно, большинство авиакатастроф случается именно на этих этапах.
Это не объясняет почему направление меняется постоянно.

TarasB
Вариант, но по моему современным самолетам посрать на ветер, лишь в самые сильные ураганы изредка расписание сбивается.

  • AcManZ
  • Участник

9К720
Скорее всего просто логистика аэропорта. Самолетики парковать чтобы было удобнее.

  • 9К720
  • Удалён

AcManZ
> Скорее всего просто логистика аэропорта. Самолетики парковать чтобы было
> удобнее.
Какая разница, это пробежка по ВПП, потом он все равно едет к тому же терминалу.

  • hostage[TEsT]
  • Постоялец

9К720
> Это не объясняет почему направление меняется постоянно.
ну вот я глянул счас на картах, как расположен. так там, что с запада на восток, что с востока на запад – все одинаково самолет над спб не пролетает.

  • 9К720
  • Удалён

hostage[TEsT]
Ну тем более. Меняют то тогда зачем?

  • udav
  • Постоялец

9К720
> Чем определяется направление взлета и посадки?
Погуглил, но там слишком много и сложно написано, что бы процитировать.
Как я понял (а не все понял в технических терминах), учитывается очень много параметров: сила ветра, время суток, осадки, облачность, температура воздуха и нагрев полосы, наличие препятствий как до посадки, так и на самом аэродроме (вышки, дома, мачты, трубы, обслуживающая техника на полосе, другие самолеты во время выполнения наземных маневров), техническое состояние полосы, скорость и модель самолета, плотность загруженности трассы и пропускная способность полосы (на разворот отправляют минимальное количество самолетов) и еще очень много параметров.
Как-то так. но повторяю, более половины текста я не понял из-за специфического сленга, терминологии, сокращений и чрезмерной насыщенности техническими подробностями и цифрами.

  • beejah
  • Постоялец

Если бы у меня авиадиспетчер поинтересовался “почему у тебя здесь знак поменялся”, я бы его на хер послал, например.

  • Necrys
  • Постоялец

udav
> более половины текста я не понял из-за специфического сленга, терминологии,
> сокращений и чрезмерной насыщенности техническими подробностями и цифрами
Ты бы линк привёл, умные то люди поймут.

  • 9К720
  • Удалён

Посмотрел сейчас на флайтрадаре – сейчас уже самолеты опять взлетают в другую сторону, не в ту которую утром.

  • udav
  • Постоялец

Necrys
> Ты бы линк привёл, умные то люди поймут.
Умным людям флаг гугл в руки.
Что это за технари “умные люди”, что пользоваться поиском не умеют?

  • ataradov
  • Постоялец

Однозначно из-за погоды. Я рядом с аэропортом живу и с спокойную погоду самолеты взлетают так, чтобы не шуметь в сторону города. А при ветреной погоде направление меняется и уровень шума заметно растет.

  • PANDA
  • Постоялец

Пулково очень перегруженный аэропорт. Возможно, когда рулежка забита, они там в другое направление переключают.

Проблемы бокового ветра

Проблемы бокового ветра

Очень редко направление ветра при взлете и посадке совпадает с направлением полосы. Поэтому каждый пилот должен уметь взлетать и садиться с боковым ветром.

Так как ветер чаще всего дует под каким-то углом к полосе, его вектор раскладывается по правилу параллелограмма на две составляющие: встречную и боковую.

Нас интересует боковая составляющая ветра, которая направлена под 90 градусов к полосе и стремится «сдуть» самолет на обочину.

Пилот вынужден бороться с этой боковой составляющей и на взлете, и на посадке. Особенно опасны для самолета моменты отделения от бетона на взлете и соприкосновения с ним на посадке.

Если бетон сухой, то выдержать направление разбега и пробега, в общем, нетрудно.

Ветер, воздействуя на фюзеляж и высокий киль, стремится развернуть самолет вокруг точки соприкосновения с бетоном, то есть вокруг колес шасси; это так называемый флюгерный момент. Пилот, отклоняя педалью руль направления, создает противоположный равный момент, и тогда движение самолета направляется по оси полосы. Если пилот прозевает уход машины против ветра, приходится энергично подтормаживать колеса подветренной ноги шасси, чтобы центр масс самолета стал разворачиваться вокруг подторможенной ноги и прямолинейное движение машины восстановилось.

Все бы ничего, да только сила руля направления зависит от скорости. Поэтому в начале разбега приходится больше действовать управляемой передней ногой (колеса которой отклоняются той же педалью, что и руль направления), а по мере нарастания скорости, а значит, и силы на руле направления, роль передней ноги уменьшается. На пробеге наоборот: после касания основную роль в выдерживании направления играет руль направления, а в конце пробега всю нагрузку берет на себя передняя нога.

Когда машина начинает разгоняться вдоль осевой линии, пилот по мере нарастания скорости постепенно уменьшает давление на педаль, чтобы сохранить постоянной силу руля, а значит, равенство разворачивающего и стабилизирующего моментов. Подойдя к скорости отрыва, надо установить педали нейтрально и энергично взять штурвал на себя, при этом самолет уверенно отделяется от бетона и сам разворачивается против ветра на угол сноса, продолжая двигаться в створе полосы. Надо только не допустить снижения и повторного касания колесами о бетон, потому что при этом возникнет боковая нагрузка на стойки шасси.

На посадке все значительно сложнее. Самолет идет к полосе издалека и строго в створе ее оси. Чтобы выдержать это точное прямолинейное движение, пилоту приходится прикладывать немало усилий. И дело тут не просто в физической нагрузке от болтанки.

Читайте также:
отели с видом: отзывы туристов, полезные советы, фото

Проще всего идти к полосе, отвернув нос самолета против ветра на угол сноса. При этом самолет идет на полосу вроде как боком. Порывы ветра компенсируются отворотом носа на больший или меньший угол.

Если самолет так, боком, и коснется бетона, возникнет боковая нагрузка на стойки шасси, которые могут ее и не выдержать. Значит, в момент касания надо как-то развернуть самолет, чтобы колеса установились строго по полосе, но самолет еще не успел сдвинуться к обочине и коснулся бетона строго параллельно оси. Это достигается «дачей ноги по сносу» в самый момент приземления, ну, за секунду до касания. Момент тонкий, требующий чутья и дозированной порции дачи ноги.

Если дать ногу на чуть большей высоте, самолет развернется по полосе, но еще не коснется бетона, а будет продолжать снижаться, и ветер его тут же потащит вбок. И через пару секунд машина грубо упадет с большой боковой нагрузкой на шасси.

Если запоздать с дачей ноги, самолет коснется полосы с упреждением на угол сноса, т. е. с отвернутым против ветра носом, а значит, с неустановившимися по полосе, тоже «отвернутыми» колесами. При этом так же возникнет боковая нагрузка на стойки шасси. Она особенно чувствительна на легких самолетах, а на тяжелых лайнерах амортстойки переносят боковую нагрузку легче, потому что на это рассчитаны.

На легких самолетах используется другой способ выдерживания направления на предпосадочной прямой. Пилот «прикрывается» от бокового ветра креном против ветра. Самолет при этом вроде как «соскальзывает», компенсируя относ, создаваемый боковой составляющей ветра, и движется по прямой. Воздействие на самолет силы ветра во время его порывов пилот компенсирует увеличением или уменьшением крена.

Такой способ пилотирования достаточно сложен, потому что машина стремится развернуться в сторону крена, и ее надо удерживать на курсе чуть отклоненным в противоположную сторону рулем направления. Получается снижение на предпосадочной прямой со скольжением против ветра. Органы управления самолетом отклонены при этом в разные стороны: штурвал против ветра, а педаль по ветру. Это требует определенного мастерства, потому что полет получается вроде как «враскоряку», а реагировать на отклонения от оси полосы надо быстро и точно. Причем, если самолет стащит под ветер, вывести его на линию пути против ветра достаточно трудно.

Выравнивание происходит так же, с креном, а перед самым касанием крен убирается, и самолет, не успев изменить направление движения, приземляется и бежит вдоль оси полосы.

На тяжелых воздушных судах выработалась практика подбора курса упреждением против ветра, без крена. Самолет устойчиво движется к полосе, мелкие отклонения парируются мелкими кренами, без участия руля направления (так уж эти тяжелые самолеты устроены, что в полете педали практически не используются), и машина так и подходит к торцу с отвернутым против ветра носом.

Летчику это упреждение на угол сноса совершенно не мешает пилотировать. Единственно, полоса проецируется не в центре лобового стекла, а сбоку: если ветер справа, то полоса в левой стороне стекла, а если слева, то наоборот, полоса просматривается ближе к правой стойке фонаря. Иной раз снос так велик, что полоса попадает как раз под стеклоочиститель сбоку на стекле; вот это немного неудобно, приходится «распускать» взгляд так, чтобы дворник вроде как растворился в поле зрения и не отвлекал от выдерживания створа.

Так, с упреждением, пилот и подводит машину к бетону. Причем, не машину даже, а себя, свой центр тяжести. Когда пилот растворяется в чувстве полета, его уже не волнуют такие мелочи, как дворник или угол сноса. Он не обращает внимания на то, что идет боком. Главное – точно выдержать свое движение параллельно оси. Причем, желательно, в паре метров с наветренной стороны. Самолет-то длинный, и когда нос отвернут, кабина и пилот движутся сбоку от оси. А вот после касания, когда нос повернет по ветру, он как раз окажется на оси.

Касание производится так же, как и в штиль. При этом «отвернутые» вместе с самолетом колеса шасси испытывают боковую нагрузку. Но как только они зацепятся за бетон, самолет сам повернется вокруг этой зыбкой точки опоры и пойдет туда, куда двигался до этого его центр тяжести: если пилот строго держал створ – то по оси, а если разболтал машину – то и к обочине.

Пилот в этот момент, пока еще не опустилась передняя нога, педалями помогает машине установить свой пробег строго параллельно оси, а когда убедится, что бежит вдоль осевой линии, плавно опускает переднюю ногу.

Но при такой посадке надо выполнить обязательное условие: выравнивание должно быть закончено возможно ниже, на последнем дюйме. И немедленно, без выдерживания, должно произойти касание. Тогда самолет не успеет снести вбок.

Если же выравнивание закончилось чуть выше, ветер обязательно потащит машину к обочине, и ее центр тяжести изменит направление движения. Чем дольше самолет будет висеть на последних сантиметрах, тем дальше он уйдет от оси и тем больше будет боковая нагрузка на шасси в момент падения с последнего дюйма.

Если перед касанием в подобной ситуации пилот вздумает дать ногу по сносу, чтобы компенсировать боковую нагрузку, то и так движущийся в сторону обочины самолет получит дополнительный импульс к отвороту под ветер. Приземление произойдет далеко в стороне от оси и близко к обочине, со стремлением выскочить за нее. На сухом бетоне вывернуть еще как-то можно, а на скользком покрытии колеса могут сорваться в юз, и уже ничем не поможешь.

Что же делать, если на выравнивании или в самый момент касания самолет поддуло и не удалось избежать длительного выдерживания над полосой?

Опытные пилоты в этот момент прикрываются креном против ветра. Основным ориентиром в движении над полосой является осевая линия, а если полоса заснежена – боковые огни полосы. Как только пилот почувствует боковое перемещение относительно этих ориентиров, он создает крен против перемещения, до такой степени, пока перемещение не прекратится. При этом продолжаются все действия по приземлению самолета: определяется приближение земли и адекватно выбирается на себя штурвал, вплоть до касания.

Читайте также:
В чём заключаются личные права человека и гражданина РФ

Но перед касанием крен надо все-таки убрать, чтобы не приземлиться на одну ногу.

Причем, создавая этот крен, надо не забывать о возможности коснуться крылом бетона. Особенно это касается машин с низким расположением крыла и обратным поперечным «V» (когда крылья отогнуты книзу). В подобной ситуации экипаж должен строго контролировать крены по приборам.

Иногда бывает, что и после всех ухищрений самолет все-таки начинает уклоняться перед касанием. Спасти шасси от боковой нагрузки в момент приземления можно, если уж в последний раз добрать штурвал для смягчения посадки. Мягкое приземление, особенно на влажную или заснеженную полосу, почти полностью снимает нагрузку со стоек шасси.

Практика полетов на самолетах с положительным «V» крыла показала, что в условиях бокового ветра иногда бывает безопаснее приземлить самолет с креном, на одну ногу, но без сноса.

Допустимая Руководством по летной эксплуатации боковая составляющая ветра ограничивается коэффициентом сцепления на полосе, а значит, возможностью самолета выдержать направление в данных условиях. Поэтому существуют минимумы погоды по предельному боковому ветру, нарушать которые нельзя.

Иногда пилот, рассчитывая на свой опыт, превышает допустимые нормы.

К чему может привести подобное проявление капитанской мудрости, увидел как-то по телевидению весь мир.

Был недавно в Европе ураган. Пока ветер превышал допустимые для полетов нормы, самолеты отсиживались на земле. А когда стало стихать, начались полеты. И вот в Гамбурге заходил на посадку лайнер. Как уж капитан выбирал полосу для посадки (а их там несколько, и залегают они в разных направлениях), но выбрал он ту, на которой ветер был самый боковой. И скорость боковой составляющей ветра была очень большая – явно больше допустимой даже для нашего Ту-134 (20 м/сек на сухом бетоне). Так ведь у «Туполенка ноги расставлены очень широко, и можно при уводе на обочину хорошо подтормозить внутреннюю ногу, плечо большое. А что «Аэробус», у которого ножки в кучке…

Но капитан выбрал именно эту полосу. И доверил посадку девушке – второму пилоту. Это при прогнозируемом боковом ветре под 30 м/сек!

Не мне судить о мудрости немецкого капитана – говорят, немецкие летчики чуть не лучшие в мире. Но я в подобной ситуации таких опрометчивых решений не принимал бы.

Самолет заходил на посадку, а с земли его снимал на видеокамеру любитель. Сначала снимал спереди, и видно было, с каким углом упреждения идет лайнер и как его треплет. Потом камера снимала самолету в хвост, и как на ладони видно было все нюансы пилотирования на посадке.

Самолет метров с пятидесяти стало чуть стаскивать с курса влево, под ветер. Видимо, экипаж отключил автопилот и стал доворачивать аккуратным кренчиком вправо, против ветра. Но так как неопытному пилоту трудно определить, до какой же степени доворачивать, то самолет пересек линию посадочного курса и стал уходить дальше против ветра.

А земля приближалась. И было допущено увеличение вертикальной скорости, и пилоту показалось, что вот-вот произойдет касание. Самолет был энергично подхвачен штурвалом и снижение прекратил. Это называется «высокое выравнивание», потому что высота была еще метров шесть. Элементарная ошибка определения высоты начала и конца выравнивания: пилоту показалось, что самолет вот-вот коснется.

Видимо, их инструкция рекомендует давать ногу по сносу перед приземлением. И нога была дана, и сунуто левой педали было настолько много, что правое крыло резко ушло вперед, увеличивая подъемную силу, а левое ушло в «аэродинамическую тень», уменьшая свою подъемную силу. Возник энергичный левый крен, которому еще помог порыв ветра. Отклоненных элеронов не хватило, чтобы этот крен у самой земли исправить. Самолет, двигаясь к левой обочине, чиркнул левой законцовкой о бетон. Тут же была дана правая нога: может, пилоту показалось, что уже катятся, и надо выходить на ось полосы.

Это тоже ошибка. В воздухе ногу не дают, а если бы уже катились, дача правой ноги, против такого сильного ветра, сложившись с флюгерным моментом, резко развернула бы самолет вправо, против ветра. Такой нагрузки ноги шасси заведомо не выдержали бы, и неизвестно, чем бы кончился такой маневр.

А так самолет грузно снижался влево по дуге, поворачивая нос против ветра вправо.

Видимо, капитан опомнился, среагировал, решил уходить на второй круг, добавил режим двигателям до взлетного. И тут, наконец, сработали элероны, помогла дача правой ноги, и крен резко переложился вправо. А так как земля все приближалась, то, кажется, чиркнули и правой законцовкой.

Тем временем подошли фонари левой обочины. Судя по следу взлетевшей в воздух взвеси, прошлись левой ногой и по фонарям. К этому моменту двигатели вышли на максимальную тягу, скорость стала нарастать, и капитану удалось перевести машину в набор высоты.

Самоуверенность капитана налицо. Но налицо и хорошая летная подготовка: сумел-таки выдрать машину и увести на второй круг. Но и разгильдяйство: если уж дал человеку руля, то контролируй до миллиметра, не дай возможности ученику развить ошибку до аварийной ситуации.

Это я так думаю – как капитан и инструктор. А средства массовой информации сообщают, что у самолета «началась раскачка от сильного ветра», что «только высочайшее мастерство…» и т. д.

Глупость – влезть и не выкрутиться. Мудрость – предвидеть и не влезть. А тут что-то среднее: и влез, и вроде выкрутился… зачем лез-то, как оценивал ветер, болтанку и инертность машины?

Таких ошибок при посадке с боковым ветром в мировой авиации полно. И как сравнивать степень опасности: что при полете через грозовой фронт, что при предельном боковом ветре или посадке в тумане. Везде опасно, и везде судьба людей зависит от мудрости капитана и летного мастерства экипажа.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: