Как миграционные процессы влияют на рынок труда

Миграция и ее влияние на рынок труда

Содержание:

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 13.09.2019
  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

Если вы хотите научиться сами правильно выполнять и писать курсовые работы по любым предметам, то на странице “что такое курсовая работа и как её сделать” я подробно написала.

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

Введение:

Последнее десятилетие XX века стало переломным для России. Произошли кардинальные изменения в ее политической, экономической и социальной жизни. В период появления принципиально новых тенденций и явлений в социально-экономическом положении страны, обусловленных интенсивным образованием новых государств на территории бывшего СССР, развитием рыночной экономики, роль миграционных процессов в стране коренным образом изменилась. Прежде всего возросло влияние миграции на формирование численности и возрастно-полового состава населения. Это обусловлено тем, что естественный прирост населения в стране на протяжении последних нескольких лет сокращается, миграция же частично компенсирует снижение численности населения. В связи с этим, миграция населения становится важной составляющей в формировании населения трудоспособного возраста и соответственно оказывает влияние на рынок труда. Поэтому исследование направлений миграционных потоков населения трудоспособного возраста и их влияния на состояние рынка труда Российской Федерации является актуальным в нынешних условиях экономического развития страны.

ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ВИДЫ МИГРАЦИИ

Миграция – это территориальные перемещения людей, в том числе и изменение места жительства. Все случаи миграции имеют профессионально-трудовые и имущественно доходные причины и последствия, они являются важной проблемой социологии труда и экономической социологии, так как влияют на рынок труда.

Различают следующие виды миграции – межгосударственная, внутригосударственная, постоянная, маятниковая, эпизодическая и брачная.

Межгосударственная миграция является следствием безработицы, различия в уровне жизни разных стран, неравномерности естественного движения населения и т.д. В данном виде миграции можно выделить три крупные группы эмигрантов.

Первая – это безвозвратно эмигрирующие, среди которых, как правило, трудоспособные составляют около 70%. Данная группа представляет особый интерес, потому что именно с ней в основном связано такое явление, как утечка умов. Негативные последствия этого процесса для развития российской экономики весьма серьезны.

Вторая – это временные эмигранты, выезжающие по служебным заданиям, частным приглашениям, в туристические поездки на отдых.

Третья – это люди, ищущие временную работу за границей, как правило, по контракту на период от одного до пяти лет. По истечении этого срока они обязаны вернуться в страну выезда. К этой группе можно отнести и мигрантов-сезонников, которые выезжают на работу на срок не менее одного года.

Внутригосударственная миграция является основным составным компонентом развития общей миграционной ситуации в стране. Внутренняя миграция состоит из межрегиональных и внутрирегиональных миграционных потоков. Эти потоки – следствие перемещения городских и сельских жителей, результат прекращения финансирования государственных программ, отсутствия жилья, условий для нормальной жизни (отсутствие постоянных заработков и т.д.).

Постоянная – это безвозвратная миграция и временная, когда выезд и связанное с этим перемещение ограничено каким-то сроком.

Циклическая, ее иногда называют сезонной, миграция – это ежегодно повторяющиеся сезонные перемещения граждан, вызванные определенными обстоятельствами, родом работ.

Маятниковая миграция включает регуляторы передвижения рабочей силы от одного населенного пункта в другой, на работу и обратно. Ее регулярность соответствует режиму трудовой деятельности и поэтому она является существенным источником формирования рабочей силы и рынка труда. Маятниковая миграция распространена в зонах влияния крупных и средних городов.

Эпизодическая миграция является, как правило, кратковременной и самой многочисленной. Прежде всего имеются в виду деловые командировки с самыми разными целями и задачами, поездки, связанные с материально-техническим снабжением и со сбытом продукции. Особую категорию данной миграции составляют челноки – люди, покупающие товары в одних регионах и перепродающие их по более высокой цене в других. К эпизодической миграции также относятся поездки на отдых в разные регионы России и другие страны. Сюда же относятся поездки к родным, поездки по различного рода личным делам и т.д.

Брачная миграция представляет собой перемену места жительства одного из супругов в связи с заключением брака. Иногда меняют место жительства оба супруга.

Одни причины носят групповой и массовый характер, другие – индивидуальный. Существуют также причины типичные и особенные, объективные и субъективные. Неодинаковы причины миграции в разных ее межпоселенческих потоках (село – малый город, село – большой город, село – село и т.д.). По-разному соотносятся экономические и социальные причины миграции. Необходимо учитывать и изучать социально-экономические проблемы, связанные с последствиями стационарной территориальной миграции.

Под миграцией рабочей силы или миграцией трудовых ресурсов, как видно из названия, мы понимаем миграцию населения с целью трудоустройства за рубежом или в другом регионе страны в личных интересах.

В данный момент, также как и раньше, происходит международная миграция рабочей силы из третьих стран в развитые страны (страны Западной Европы, Канада, США, Австралия и др.). Это так называемая внешняя трудовая миграция. Также может происходить миграция трудовых ресурсов в пределах государства. К примеру, в настоящее время происходит миграция населения России из одного регионов в столицу Москва. Другими словами, мы наблюдаем внутреннюю трудовую миграцию населения России.

ВЛИЯНИЕ МИГРАЦИИ НА РЫНОК ТРУДА

На состояние сферы занятости оказывают воздействие различные категории мигрантов: трудовые, сезонные, прибывающие на постоянное место жительства и т.д. Эффективное управление миграционными процессами предполагает сбалансированность спроса и предложения на региональных рынках труда. Если спрос на труд формируется территориально локализованным производством, то предложение труда определяется характером и условиями расселения, численностью и возрастной структурой населения, особенностями его территориального движения, т. е. миграцией.

Предложение рабочей силы складывается из местного незанятого, но активно ищущего работу населения и населения, прибывающего по тем или иным причинам в регион. Демографической основой формирования предложения рабочей силы выступает население в трудоспособном возрасте. А поскольку в миграционном потоке преобладают лица в основном активных рабочих возрастов, то миграция является одним из ведущих факторов, определяющих количественные и качественные параметры предложения рабочей силы.

Перечисленные потоки мигрантов в той или иной степени определяют структуру предложения рабочей силы в регионе. Поэтому целенаправленное регулирование масштабов и направлений миграционных процессов позволит снижать напряженность на региональных рынках труда путем перераспределения излишков рабочей силы.

Сегодня абсолютное большинство экспертов-экономистов убеждены, что запланированный на ближайшую перспективу экономический рост, даже при реальном повышении производительности труда, невозможен без масштабного пополнения трудовых ресурсов за счет миграции. Во многих регионах страны локальные рынки труда уже сейчас испытывают не только относительный, но и абсолютный дефицит рабочей силы. К 2015 году трудовые ресурсы страны сократятся на 8 млн. человек, а к 2025-му, на 18 – 19 млн. Максимальное сокращение численности населения трудоспособного возраста произойдет в 2010-2014 годах, когда среднегодовая убыль населения этой возрастной группы будет превышать 1 млн. 300 тыс. человек. Причем те когорты населения, которые будут входить в трудоспособный возраст в первой четверти XXI века, уже родились, поэтому компенсировать провал за счет наметившегося повышения рождаемости уже невозможно. Частично восполнить трудовые ресурсы России в этот период можно с помощью мер, направленных на сокращение смертности в трудоспособных возрастах, общее улучшение здоровья населения с последующим расширением возрастных границ занятости. Однако подобные меры, даже если окажутся сравнительно эффективными, не могут немедленно принести осязаемый результат. Миграция более эластична, то есть более гибко реагирует на внешние факторы, и поэтому способна дать быстрый и масштабный ответ на вызовы ближайшего десятилетия.

Читайте также:
Новый год в Египте 2022: туры, цены, погода

В целом можно сказать, что миграция в России развивается примерно так же, как во многих развитых странах мира. В настоящее время спрос России на мигрантов в большей мере обусловлен экономическими причинами. В крупнейших российских мегаполисах, регионах с динамично растущей экономикой, пограничных областях, где трудовая миграция бурно развивалась на протяжении первой половины текущего десятилетия, мигранты уже заняли определенные экономические ниши, которые в будущем будут углубляться и расширяться. В таких регионах труд иностранных работников уже сейчас стал структурообразующим фактором экономики, которая не может эффективно функционировать без привлечения мигрантов.

На мировых рынках труда мигранты в основном занимают рабочие места, не пользующиеся спросом у местных работников.

Мигранты заняты также в сезонных работах, т.е. там, где спрос на труд подвержен сильным колебаниям. Чтобы удовлетворить его в период сезонного пика, местных кадров часто не хватает. К тому же работа в сельском хозяйстве, сфере туризма и развлечений также не пользуется спросом у местного населения.

Однако роль мигрантов велика и в верхнем сегменте рынка труда, т.е. там, где работают квалифицированные профессионалы – менеджеры, ученые, работники высокотехнологичных производств, IT-специалисты и т.п. Спрос на такой труд обусловлен уже не отказом местных работников от этих видов занятости, а абсолютным дефицитом квалифицированных кадров, обеспечивающих экономический рост в развитых странах. На занятость в этих секторах оказывают существенное влияние тенденции глобализации. Такие работники, как правило, не встречают противодействия со стороны миграционных и пограничных режимов принимающих стран.

Таким образом, на мировых рынках труда мигранты в основном сосредоточены в низовых секторах и ареалах элитной занятости, оставляя середину местным работникам. Графически эту модель изображают в виде своеобразных песочных часов.

Сейчас в нашей стране эта модель представлена в усеченном виде – элитная миграция только начинает развиваться под влиянием все ярче проявляющегося кадрового голода. Однако вскоре дефицит квалифицированных кадров проявится со всей очевидностью и станет реальным тормозом экономического развития. Тогда и понадобится механизм привлечения высококвалифицированных кадров из-за рубежа, являющийся необходимой частью миграционной политики всех принимающих стран.

Большинство современных теорий согласны в том, что миграция выгодна как для принимающих стран, так и для стран выезда. Западные исследования показывают, что миграция практически не оказывает негативного влияния на уровень безработицы и на уровень оплаты труда в принимающих странах.

Однако в действительности реальные последствия миграции не столь однозначны, и это порождает противоречивое отношение к ней разных политических и экономических акторов и общественности. В общественно-политической дискуссии о миграционных проблемах преобладает негативный тон. До сих пор в большинстве случаев афишируются потери, связанные с миграцией, которые уже получили официальную численную оценку. Выступая на заседании «Диалога на высоком уровне по вопросу о международной миграции и развитии» Генеральной Ассамблеи ООН, который проходил в Нью-Йорке 14-15 сентября 2006 года, директор Федеральной миграционной службы России К. О. Ромодановский сообщил: в России сегодня насчитывается около десяти миллионов нелегальных мигрантов; экономический ущерб, причиненный нелегальной миграцией в виде неуплаты налогов, составляет более восьми миллиардов долларов в год. Кроме того, ежегодно мигранты из стран СНГ вывозят из России свыше десяти миллиардов долларов, минуя систему государственного контроля. При этом объем зарегистрированных денежных переводов мигрантов из этих стран в 2005 году превысил три миллиарда долларов.

Численность официально работающих в России трудовых мигрантов постоянно увеличивается. В 2006 году она превысила 1 млн., причем эти люди представляют более чем 40 стран мира. По-прежнему этот показатель отражает лишь небольшую часть реального процесса, согласно экспертным оценкам, численность нелегальных (или незаконно занятых) трудовых мигрантов в России составляет сегодня от 4 до 6 млн. человек и как минимум в пять раз превышает данные официальной статистики. Однако если в начале 2000-х годов численность официально привлекаемой из-за рубежа иностранной рабочей силы не превышала нескольких сотен тысяч человек и составляла не более 5% всех трудовых мигрантов, то во второй половине десятилетия под влиянием произошедшей либерализации миграционной политики наметилась явная тенденция к увеличению легальной составляющей миграции.

Необходимость расширения легальных каналов въезда и занятости и устранения административных барьеров, стимулирующих нелегальную миграцию и коррупцию, стала очевидна уже давно. С 15 января 2007 года вступило в силу новое законодательство, существенно упрощающее процедуры легализации для мигрантов из стран СНГ – в первую очередь для приезжающих на временную работу. Теперь сам мигрант получает разрешение на работу (а не работодатель, как раньше). Таким образом, ликвидирована крепостная зависимость мигранта от работодателя. Существенно упростилась процедура регистрации, которая теперь для краткосрочных мигрантов (до 90 дней) может осуществляться по почте. Для России это, можно сказать, революционные изменения, хотя на пути мигрантов и сейчас возникает много препятствий, в основном связанных с непродуманными механизмами реализации нового законодательства.

Уже в 2006 году в результате смены приоритетов миграционной политики контролируемая составляющая миграции составила около 20% (а не 5%, как раньше).

Согласно официальной статистике ФМС, из стран СНГ в 2006 году прибыли 53% трудовых мигрантов, но, по-видимому, именно мигранты из СНГ составляют большинство так называемых нелегалов, поэтому их реальная доля может достигать двух третей, если не больше. Особенно много трудовых мигрантов в 2006 году прибыло из Украины (16,9%), Узбекистана (10,4%) и Таджикистана (9,7%), а также Турции (10%) и Китая (20,8%).

Согласно официальным данным, 40% трудовых мигрантов заняты в строительстве, 30% – в торговле, 10% – в промышленности, 7% – в сельском хозяйстве, 5% – в транспортной отрасли, 8% – в других видах деятельности. Реальная структура занятости мигрантов несколько отличается от официальных данных из-за сильного недоучета мигрантов в сфере услуг, включая сферу досуга и развлечений, ЖКХ, работы по дому.

По данным социологических исследований, примерно 20% мигрантов приезжают на срок, не превышающий шести месяцев. Занятость таких мигрантов носит, как правило, сезонный характер. Более половины мигрантов рассчитывают на долгосрочное пребывание в стране, примерно треть из них рассматривают возможную перспективу постоянного жительства и натурализации в России.

Читайте также:
Топ 7 отелей Сочи класса люкс

Трудовая миграция в Россию продолжает оставаться в значительной степени мужским занятием. По данным социологических обследований, 70% мигрантов – мужчины. В официальной статистике доля мужчин еще выше – 82,4%. Это связано, в первую очередь, с отраслевой структурой занятости трудовых мигрантов, поскольку 39% мигрантов работают в строительной отрасли. Кроме того, есть основания предполагать, что женщины далеко не полно представлены как в официальной статистике, так и в социологических исследованиях, потому, что чаще остаются невидимыми из-за особенностей своего труда (высокая доля работающих в домохозяйствах и других неформальных секторах занятости). Поскольку сфера услуг развивается высокими темпами и сегодня дает 2/3 рабочих мест в развитых странах, можно предположить дальнейший рост женской составляющей миграции.

Средний возраст мигрантов ? 32-33 года, причем более 75% из них моложе 40 лет. За последние годы трудовая миграция помолодела, повзрослевшая молодежь в странах выезда (особенно в странах Центральной Азии) все чаще идет по дороге миграции, проторенной старшим поколением.

Сильные выталкивающие факторы, которые в основном носят экономический характер, являются характерной чертой современной миграции в Россию. Первые волны миграции в конце 1990-х и начале 2000-х охватывали наиболее социально активных людей, которые по своим личным качествам могли осилить этот тогда еще пионерский путь. Это были не самые бедные или совсем не бедные люди, с достаточно высоким уровнем образования, часто имевшие высшее или иное профессиональное образование. С началом действительно массовой трудовой миграции (а по данным социологических исследований, три четверти трудовых мигрантов начали приезжать в Россию после 2000 года) за ними последовали гораздо более бедные социальные группы населения, поведение которых в значительной степени диктуется необходимостью обеспечивать семью.

По данным обследования 2006 года, около половины опрошенных мигрантов не имели стабильной занятости на родине (были безработными, имели разовую или временную работу).

Занятия мигрантов на родине перед выездом на работу в РФ.

Миграционное воздействие на рынок труда России Текст научной статьи по специальности « Экономика и бизнес»

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — П. В. Панькин

В статье рассматривается состояние рынка труда в условиях трудовой миграции . Определено воздействие трудовой миграции на состояние и развитие рынка труда в условиях демографического и экономического кризисов. На основе статистических данных проанализировано состояние рынка труда и влияние миграционных процессов на него в разрезе отдельных показателей. Выявлена необходимость сбалансированности между существующей потребностью в рабочей силе и имеющимися в стране трудовыми ресурсами с учетом трудовой миграции .

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — П. В. Панькин

MIGRATION IMPACT ON LABOR MARKET IN RUSSIA

The article deals with the state of the labor market in terms of labor migration . The impact of labor migration on the state and development of the labor market in the context of demographic and economic crises is determined. On the basis of statistical data, the state of the labor market and the influence of migration processes on it in the context of individual indicators are analyzed. The need for a balance between the existing need for labor and the available labor resources in the country, taking into account labor migration , is revealed.

Текст научной работы на тему «Миграционное воздействие на рынок труда России»

МИГРАЦИОННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА РЫНОК ТРУДА РОССИИ

П.В. Панькин, старший преподаватель

Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина

Аннотация. В статье рассматривается состояние рынка труда в условиях трудовой миграции. Определено воздействие трудовой миграции на состояние и развитие рынка труда в условиях демографического и экономического кризисов. На основе статистических данных проанализировано состояние рынка труда и влияние миграционных процессов на него в разрезе отдельных показателей. Выявлена необходимость сбалансированности между существующей потребностью в рабочей силе и имеющимися в стране трудовыми ресурсами с учетом трудовой миграции.

Ключевые слова: рынок труда, трудовая миграция, трудовые ресурсы, занятость, безработица.

Рынок труда является необходимым элементом рыночной экономики страны, для эффективного функционирования которого необходимы трудовые ресурсы. Их количественный и качественный состав обеспечивают развитие экономики в целом. Рациональное использование трудовых ресурсов способствует росту валового регионального продукта, эффективности деятельности предприятий и, как следствие, перспективу увеличения валового внутреннего продукта страны, а также повышению благосостояния населения.

В современных условиях на состояние рынка труда, занятости и безработицы значительное влияние оказывают масштабы и интенсивность миграции населения, значительную часть которой составляет трудовая миграция [1]. Кроме этого, развитие рынка труда в определенной степени зависит от политической и социально-экономической обстановки, как в отдельно взятом регионе, так и по стране в целом. Рынок труда России имеет выраженную дифференциацию в разрезе субъектов Российской Федерации [3], что определяется огромной территорией страны, отраслевой спецификой регионов, существенным различием в уровне безработицы, а также увеличением масштабов нелегальной занятости населения.

В связи с чем, возникает объективная необходимость сбалансированности рынка

труда между возникающей потребностью страны и располагаемыми трудовыми ресурсами с привлечением внешних работников-мигрантов. Для формирования реальной потребности рынка труда необходимо определять объективные и точные данные по привлечению иностранной рабочей силы, с учётом имеющихся внутренних трудовых резервов страны. Кроме этого целесообразно учитывать перспективы развития социально-экономического уровня регионов и страны в целом, а также складывающуюся ситуацию на рынке труда.

На фоне демографического кризиса наблюдается уменьшение рождаемости и увеличение старения населения. Так, в 2017 году показатель естественной убыли оказался на уровне – 135818 человек, а численность пенсионеров составила 45687 тыс. человек. Это способствует высвобождению рабочих мест и повышению расходов на пенсионное обеспечение. Легальная трудовая иммиграция может частично покрыть заявленные вакансии и обеспечить дополнительный приток денежных средств в бюджет страны. Однако рост нелегальной миграции, обусловленный низкой альтернативной стоимостью труда иммигрантов, способствует вытеснению национальных трудовых ресурсов [2, 4], а в отдельных регионах, росту безработицы среди граждан России.

Для определения состояния рынка труда и влияния на него миграции иностранной рабочей силы необходимо проанализировать показатели.

Одним из ключевых показателей, характеризующим состояние рынка труда, является коэффициент напряжённости на

рынке труда. Он отражает число незанятых трудовой деятельностью граждан, находящихся на учёте в службе занятости, приходящихся на одну вакансию, заявленную предприятиями. То есть данный коэффициент определяет соотношение спроса и предложения на рабочую силу.

Рис. 1. Динамика коэффициента напряжённости на рынке труда [5]

Изменение коэффициента напряжённости на рынке труда за 2008-2017 гг. свидетельствует об общей тенденции снижения напряжённости на рынке труда в стране (рис. 1). Следует отметить значительный скачок показателя в 2009 году на 77% с 3,5 до 6,2 пунктов, что связано с ростом безработицы вследствие экономического кризиса 2008 года. За 2008-2009 гг. численность официальных безработных граждан увеличилась на 33,8% (на 1,59 млн. человек) [6]. В 2015 году наблюдается рост коэффициента на 57% до 3,3 пункта, что связано с ростом безработицы на 0,4% и уве-

Читайте также:
Как уехать жить в Украину на ПМЖ, все способы

личением числа безработных на 374,5 тыс. человек вследствие нового экономического кризиса в стране. Общее снижение показателя за анализируемый период составило 0,8 пунктов, как результат реализации государственных программ, направленных на увеличение занятости населения и снижения уровня безработицы.

Показателем, определяющих влияние миграционных процессов на состояние рынка труда, является коэффициент миграционной нагрузки на рынок труда. Динамика данного показателя в целом по России представлена на рисунке 2.

Рис. 2. Динамика коэффициента миграционной нагрузки на рынок труда [5]

За анализируемый период миграционная нагрузка на рынок труда в целом по стране имеет тенденцию снижения (сократилась на 0,1 пункт), что связано с равнозначным ростом миграционного сальдо населения в трудоспособном возрасте и числа заявленной потребности в работниках. В 2011 году, в связи с изменениями методических основ статистического учёта мигрантов, данный показатель вырос по стране на 0,1 пункт, относительно 2010 года. Несмотря на то, что снижение показателя до 0,12 пунктов является положительной динамикой, значение данного коэффициента остается достаточно высоким. По состоянию на 2017 год, потребность работодателей в работниках покрывается

на 12% миграционным приростом в целом по стране.

Таким образом, обеспечение сбалансированности между существующей потребностью в рабочей силе и имеющимися в стране трудовыми ресурсами на рынке труда невозможно без привлечения иностранной рабочей силы. При этом, для формирования реальной потребности в трудовой иммиграции, необходимы объективные и точные данные по имеющимся внутренним трудовым резервам и условиям социально-экономического развития, а также по заявленной потребности предприятий. Это обеспечит снижение потребности в привлечении иностранной рабочей силы и повышение занятости собственного

1. Зайончковская Ж.А. Почему России необходима иммиграционная политика // Методология и методы изучения миграционных процессов. – М.: Центр миграционных исследований. – 2007. – С. 114-141.

2. Воробьева О.Д., Рыбаковский Л.Л., Савинков В.И. Основные проблемы современной миграционной политики России // Народонаселение. – 2016. – №4. – С. 4-13.

3. Гневашева В.А. Миграционные процессы рынка труда // Экономика и управление народным хозяйством. Серия: Экономика и Право. – 2017. – №5. – С. 10-14.

4. Топилин А.В. Миграция и внутренний рынок труда: анализ проблемы регулирования // Экономист. – 2014. – №11. – С. 73-82.

5. Федеральная служба государственной статистики [электронный ресурс]. URL: www.gks.ru (дата обращения 24.09.2018).

6. Федеральная служба по труду и занятости РФ [электронный ресурс] URL: www.rostrud.ru (дата обращения 25.09.2018).

MIGRATION IMPACT ON LABOR MARKET IN RUSSIA

P.V. Pankin, senior teacher Yelets state university of I.A. Bunin (Russia, Yelets)

Abstract. The article deals with the state of the labor market in terms of labor migration. The impact of labor migration on the state and development of the labor market in the context of demographic and economic crises is determined. On the basis of statistical data, the state of the labor market and the influence of migration processes on it in the context of individual indicators are analyzed. The need for a balance between the existing need for labor and the available labor resources in the country, taking into account labor migration, is revealed.

Keywords: labor market, labor migration, labor resources, employment, unemployment.

Как миграционные процессы влияют на рынок труда

Быстро меняющаяся ситуация на мировой политической и экономической арене сегодня оказывает решающее влияние на перемещение жителей планеты из одних регионов в другие, более, на их взгляд, безопасные, благополучные и перспективные. Как и любой другой процесс, такое перераспределение народонаселения не может не иметь определенных последствий, которые отражаются на самых различных сферах жизни общества, и особенно – на рынке занятости. Влияние миграции на рынок труда выражается в существенных изменениях для обеих сторон – принимающей и той, откуда наблюдается утечка рабочей силы.

Виды трудовой миграции

Миграция населения в целом представляет собой передвижение граждан в рамках одной или нескольких территорий на временной или постоянной основе.

Основная причина такого явления в обществе имеет экономическую подоплеку, обусловленную различным уровнем развитости стран, средними показателями заработной платы, уровнями жизни, условиями ведения бизнеса.

Международная трудовая миграция вызвана желанием найти более достойный заработок. В целом можно выделить две ее разновидности:

  • международную переселенческую;
  • международную трудовую.

Ключевое отличие между ними заключается в том, что второй вид миграции предполагает сохранение связей мигранта с его родиной.

В то же время все процессы, проходящие в рамках переселения народов, можно подразделить еще на несколько видов по принципу длительности пребывания на чужой территории и преследуемой цели:

  • межгосударственная;
  • внутригосударственная;
  • постоянная;
  • маятниковая;
  • сезонная;
  • брачная.

Первая разновидность представляет особый интерес, поскольку является безвозвратной, и именно с ней связывают так называемую утечку умов. Число таких мигрантов обычно составляет порядка 70% всех переселенцев. Миграция внутри государства охватывает выезжающих в командировки, а также тех, кто временно меняет место жительства в рамках программ обмена опытом.

Третья группа – это мигранты, которые стремятся реализовать себя за рубежом. В основном те, кому удалось заключить контракт с иностранной компанией сроком на 1-5 лет. Если обстоятельства складываются удачно, многие из них остаются, в противном случае они возвращаются на родину, но уже с хорошим багажом знаний и опыта, позволяющими претендовать на более интересную должность в своей стране.

Маятниковая и сезонная миграция носят временный характер, а вот брачная вынуждает одного из супругов сменить место жительства навсегда и устраивать свою карьеру на новом месте.

Наиболее ощутимыми на сегодняшний день являются потоки трудоспособного населения из третьих стран в развитые: США, Канаду, Австралию, европейские государства.

Как мигранты распределяются на рынке труда

Влияние международной миграции на рынок труда сложно переоценить, ведь обозначенные выше потоки мигрантов определяют структуру предложения рабочей силы в конкретном регионе. Важно отметить, что в некоторых странах, включая Россию, трудовые мигранты вполне успешно заняли целые ниши в экономике, которая без них уже не сможет функционировать в полной мере.

Так, к примеру, рабочие мигранты занимают места, на которые не слишком охотно идет местное население:

  • тяжелая, грязная, неквалифицированная работа, включая занятость с повышенной интенсивностью (строительные работы, конвейер, добыча сырья, обработка пищевых и промышленных продуктов);
  • работа в сфере услуг (химчистки, уборка, доставка продуктов питания, торговля);
  • домашние работы, уход за детьми, больными и пожилыми людьми;
  • занятость в теневом бизнесе, работа без оформления. В основном речь идет о незарегистрированных фирмах, производящих контрафактную продукцию.

Сюда же можно отнести работу в сфере туризма и развлечений, в аграрном бизнесе.

Не меньшим спросом пользуются и высококвалифицированные специалисты. Их востребованность, однако, обусловлена не отказом местного населения от предложений такого порядка, а, наоборот, нехваткой сотрудников, обладающих специфическими знаниями. Таким образом, получается, что мигранты в большинстве случаев сосредоточены в низшем и в самом высоком секторе, оставляя при этом средний сегмент рынка местным жителям.

Читайте также:
Фотографии Сарабури

Влияние трудовой миграции на демографическую ситуацию

Перемещение трудоспособного населения сказывается не только на структуре экономики, но и на демографической ситуации. Наиболее типичным результатом является как увеличение численности и плотности народонаселения принимающей стороны, так и его омоложение в целом. Данный фактор, безусловно, выполняет функцию инструмента, позволяющего компенсировать тенденцию к старению общества в развитых странах и государствах с переходной экономикой.

Таким образом, можно смело сказать, что влияние миграции на демографическое развитие имеет больше положительных сторон, чем отрицательных. С ее помощью не только заполняется вакуум на рынке труда, но и существенно улучшается показатель демографической нагрузки на трудоспособное население. Благодаря миграционным потокам изменения в обществе происходят по таким критериям:

  • пол;
  • возраст;
  • образование;
  • социальная принадлежность;
  • национальный состав.

Из отрицательных сторон такого воздействия можно выделить изменение генетической структуры местного общества. Смешение кровей двух разных наций становится неизбежным результатом миграционного процесса.

Последствия трудовой миграции

Само собой разумеется, что такой глобальный процесс, как перемещение жителей планеты, не может не иметь определенных последствий. Если говорить в целом, то под его воздействием оказываются:

  • уровень заработной платы;
  • уровень жизни;
  • объем производства;
  • налоги;
  • государственные расходы.

Нельзя при этом забывать, что данное явление оказывает влияние не только на принимающее государство, но и на страну-экспортера рабочей силы. Для начала рассмотрим, какие последствия может иметь процесс трудовой миграции для государства, которое принимает переселенцев:

  • излишняя концентрация мигрантов на конкретной территории может повлечь за собой обострение проблемы безработицы среди местных жителей. При этом отток трудовых ресурсов из региона может обусловить спад производства;
  • по этой же причине доступ к социальным услугам и жилью может стать более проблематичным;
  • в связи с тем, что некоторые мигранты не могут устроиться по специальности, возникает риск нерационального использования квалифицированных кадров, что ведет к снижению их мотивации;
  • угроза криминализации экономики из-за использования рабочей силы в теневой экономике.

В целом влияние миграции на благосостояние страны, если процесс притока иностранцев не находится под бдительным контролем местных властей, может иметь негативный оттенок, выражаясь в снижении заработной платы местных жителей.

В то же время международная миграция положительно может сказываться на стране-экспортере: активизируется процесс движения денежных потоков, что сказывается на равномерном распределении выгоды от иммиграционных процессов между двумя странами.

Не стоит забывать, что в зависимости от ситуации на рынке труда и интенсивности миграционного процесса соотношение выгоды может существенно меняться. Кроме того, масштабы данного явления сказываются на налоговых выплатах, а также на государственных расходах, особенно если речь идет о поддержке неквалифицированной рабочей силы, нуждающейся в поддержке. Вывод напрашивается сам собой – необходимо искать методы регулирования процесса трудовой миграции, что позволит достичь равномерного распределения рабочей силы в разных регионах планеты.

Влияние миграции на рынок труда

На состояние сферы занятости оказывают воздействие различные категории мигрантов: трудовые, сезонные, прибывающие на постоянное место жительства и т.д. Эффективное управление миграционными процессами предполагает сбалансированность спроса и предложения на региональных рынках труда. Если спрос на труд формируется территориально локализованным производством, то предложение труда определяется характером и условиями расселения, численностью и возрастной структурой населения, особенностями его территориального движения, т. е. миграцией.

Предложение рабочей силы складывается из местного незанятого, но активно ищущего работу населения и населения, прибывающего по тем или иным причинам в регион. Демографической основой формирования предложения рабочей силы выступает население в трудоспособном возрасте. А поскольку в миграционном потоке преобладают лица в основном активных рабочих возрастов, то миграция является одним из ведущих факторов, определяющих количественные и качественные параметры предложения рабочей силы.

К основным миграционным потокам, которые оказывают влияние на формирование региональных рынков труда, относятся:

  • ? маятниковая трудовая миграция. Как правило, в ней участвуют жители пригородных территорий, входящих в агломерации и совершающие ежедневные трудовые маятниковые миграции;
  • ? межрегиональная миграция рабочей силы. Привлечение работников осуществляется как из прилегающих субъектов РФ, так и регионов, удаленных от него. При этом перераспределение по территории ресурсов труда может осуществляться в форме как трудовой миграции (без смены постоянного места жительства), так и безвозвратной миграции на постоянное место жительства в целях трудоустройства;
  • ? миграция рабочей силы из-за пределов страны (внешняя миграция). Внешние мигранты могут прибывать на территорию вселения как на постоянное место жительства, так и с целью осуществления временной трудовой деятельности (иностранная рабочая сила).

Перечисленные потоки мигрантов в той или иной степени определяют структуру предложения рабочей силы в регионе. Поэтому целенаправленное регулирование масштабов и направлений миграционных процессов позволит снижать напряженность на региональных рынках труда путем перераспределения излишков рабочей силы.

Сегодня абсолютное большинство экспертов-экономистов убеждены, что запланированный на ближайшую перспективу экономический рост, даже при реальном повышении производительности труда, невозможен без масштабного пополнения трудовых ресурсов за счет миграции.

Обсуждая влияние миграции на рынок труда принимающей страны, обычно обращают внимание на несколько основных вопросов, вызывающих наибольшую обеспокоенность:

  • а) конкурируют ли мигранты с местными работниками или, напротив, занимают те рабочие места, которые не пользуются спросом у местного населения;
  • б) как мигранты влияют на уровень оплаты труда в отраслях, где они заняты, способствуют ли они демпингу труда;
  • в) чем грозит экономике принимающей страны зависимость от иностранного труда;
  • г) насколько велика нагрузка на государственную систему социального обслуживания, вызванная миграцией.

Большинство современных теорий согласны в том, что миграция выгодна как для принимающих стран, так и для стран выезда. Западные исследования показывают, что миграция практически не оказывает негативного влияния на уровень безработицы и на уровень оплаты труда в принимающих странах.

Однако в действительности реальные последствия миграции не столь однозначны, и это порождает противоречивое отношение к ней разных политических и экономических акторов и общественности. В общественно-политической дискуссии о миграционных проблемах преобладает негативный тон.

По данным социологических исследований, примерно 20% мигрантов приезжают на срок, не превышающий шести месяцев. Занятость таких мигрантов носит, как правило, сезонный характер. Более половины мигрантов рассчитывают на долгосрочное пребывание в стране, примерно треть из них рассматривают возможную перспективу постоянного жительства и натурализации в России.

Трудовая миграция в Россию продолжает оставаться в значительной степени мужским занятием. По данным социологических обследований, 70% мигрантов — мужчины. В официальной статистике доля мужчин еще выше — 82,4%. Это связано, в первую очередь, с отраслевой структурой занятости трудовых мигрантов, поскольку 39% мигрантов работают в строительной отрасли. Кроме того, есть основания предполагать, что женщины далеко не полно представлены как в официальной статистике, так и в социологических исследованиях, потому, что чаще остаются «невидимыми» из-за особенностей своего труда (высокая доля работающих в домохозяйствах и других неформальных секторах занятости). Поскольку сфера услуг развивается высокими темпами и сегодня дает 2/3 рабочих мест в развитых странах, можно предположить дальнейший рост женской составляющей миграции.

Средний возраст мигрантов ? 32-33 года, причем более 75% из них моложе 40 лет. За последние годы трудовая миграция помолодела: повзрослевшая молодежь в странах выезда (особенно в странах Центральной Азии) все чаще идет по дороге миграции, проторенной старшим поколением.

Сильные выталкивающие факторы, которые в основном носят экономический характер, являются характерной чертой современной миграции в Россию. Первые волны миграции в конце 1990-х и начале 2000-х охватывали наиболее социально активных людей, которые по своим личным качествам могли осилить этот тогда еще пионерский путь. Это были не самые бедные или совсем не бедные люди, с достаточно высоким уровнем образования, часто имевшие высшее или иное профессиональное образование. С началом действительно массовой трудовой миграции (а по данным социологических исследований, три четверти трудовых мигрантов начали приезжать в Россию после 2000 года) за ними последовали гораздо более бедные социальные группы населения, поведение которых в значительной степени диктуется необходимостью обеспечивать семью.

До выезда на работу в РФ 40-50% мигрантов можно было отнести к группе крайне бедных, так как их доходов не хватало даже на предметы первой необходимости, т. е. на скудное пропитание, минимально необходимую одежду и т.п.

В течение последних нескольких лет произошли и другие существенные сдвиги в характеристиках потоков трудовой миграции в Россию.

Появилась устойчивая тенденция к увеличению доли мигрантов, приезжающих из стран Центральной Азии, которая охватила практически все принимающие мигрантов регионы России. Все больше мигрантов прибывает из малых городов и сел.

Как следствие, «новые» мигранты все труднее адаптируются к российским условиям, и на рынке труда, и в быту. Большинство социальных транзакций они осуществляют через неформальные связи, в основном через родственников и друзей, а также через сложившийся теневой институт посредничества в сфере организации миграции и трудоустройства мигрантов. Все это увеличивает «миграционные риски» и незащищенность мигрантов. С другой стороны, такие мигранты обладают неразвитым правосознанием и предпочитают либо вовсе не отстаивать свои права, либо делать это через тех же неформальных (или попросту криминальных) агентов.

За прошедшие с начала массовой трудовой миграции годы сложились разветвленные и гибкие сети, которые используются новыми поколениями мигрантов для организации поездок на заработки, а также для переезда в Россию на постоянное место жительства. В настоящее время более 70% мигрантов находят работу через родственников и знакомых, т. е. с помощью сложившихся неформальных мигрантских сетей. Продолжает формироваться институт профессиональных частных посредников, который сейчас обслуживает 10-15% мигрантского потока. Большинство таких посредников действуют как теневые агенты — со всеми вытекающими отсюда последствиями. В целом через теневую инфраструктуру трудовой миграции проходит более 90% потока. Государственные каналы трудовой миграции и официально действующие сервисы (в том числе и негосударственные) в сумме «обслуживают» не более 5%.

Только четверть опрошенных чувствует конкуренцию со стороны местных работников. Половина мигрантов утверждает, что местные работники на их место не претендуют; еще 22% затруднились ответить на соответствующий вопрос. При этом в Москве, где рынок мигрантского труда складывался на протяжении долгого времени и является более структурированным и устойчивым, степень конкуренции мигрантов с местными работниками самая низкая.

На основе наших данных можно сделать вывод, что большая часть мигрантов занимает рабочие места, на которые не претендуют местные работники. Впрочем, реальность гораздо сложнее.

Менее четверти мигрантов работают на основе письменного трудового или гражданско-правового договора с работодателем. Этот показатель подтвержден многочисленными исследованиями на протяжении ряда прошедших лет. Изменения, внесенные в законодательство в 2007 году, были направлены, в частности, на рост официальной («белой») занятости мигрантов и снижение доли теневых и неформальных отношений на рынке труда.[1] Однако успех этой стратегии скорее всего будет зависеть не столько от миграционной политики, сколько от мер экономического и налогового регулирования, например, снижения ставки подоходного налога, которая сегодня для мигрантов слишком высока.[2] Это может привести к перетеканию хотя бы некоторой части мигрантов из сферы неформальной занятости в правовое экономическое пространство.

Как правило, договор с работодателем (в устной или письменной форме) заключается на один год. Примерно 20% мигрантов имеют краткосрочные договоры на три или шесть месяцев.

Таблица 1 – В какой форме вы получаете зарплату?

По официальной ведомости, с моей подписью

Наличными без ведомости («в конверте»)

Большинство мигрантов получают зарплату либо один (45%), либо несколько раз в месяц (29%). Обеспокоенность вызывает группа мигрантов, которые отметили, что им платят «когда работодатель захочет» (2%), а также те, кому «работодатель заплатит по окончании работы» (12%). Оплата «по окончании работы» — типичная практика теневого найма. Как показал опрос, менее трети таких мигрантов получили от работодателя какой-либо аванс. При этом только половина уверена в том, что действительно получит деньги. Если такие мигранты не имеют собственных средств к существованию, то оказываются в полной зависимости от работодателя.

Таблица 2 – Если работодатель обещает заплатить по окончании работы, уверены ли вы в том, что получите деньги?

Как показывает практика, работодатели зачастую под разными предлогами отказываются платить. Сверхурочная работа без какой бы то ни было доплаты ? типичная практика теневой занятости. Только 20% мигрантов получают плату за дополнительное отработанное время. А 5% отметили, что им приходилось работать и вовсе без оплаты, что по всем стандартам может квалифицироваться как принудительный труд.

Еще одна типичная черта теневого найма ? сильная зависимость работника от работодателя в том, что касается условий, не относящихся напрямую к трудовому процессу. Для 20% мигрантов работодатель обеспечивает питание, 37% ? жилье, 12% ? медицинские услуги, 5% опрошенных даже сигареты получают от работодателя. Такая практика способствует изоляции и полной зависимости работника от работодателя.

Примерно половина мигрантов считает, что им платят столько же, сколько платили бы местным за такой же труд, т. е. не отмечают какой бы то ни было дискриминации в оплате труда (но нельзя забывать, что работают мигранты за эти деньги значительно больше).

Таким образом, данные опроса показывают, что расхожее мнение о мигрантах как «дармовой рабочей силе» в значительной мере является стереотипом, не всегда имеющим под собой реальную основу. Средняя зарплата мигрантов действительно несколько ниже. Однако разрыв не столь велик, чтобы говорить о даровом труде. Он во многом связан со структурными моментами: уровень квалификации мигрантов ниже, они сосредоточены в низовых секторах рынка труда, практически выключены из наиболее высокооплачиваемых сфер занятости (финансового, энергетики, управления бизнесом и т. п.). И лишь отчасти разрыв этот объясняется дискриминацией как таковой. Подтверждением этому является значительный объем денежных трансфертов, отправляемых мигрантами на родину, который, кстати, не следует оценивать негативно ? ведь взамен этих денег Россия получила созданный трудом мигрантов продукт, как правило, превышающий в стоимостном выражении выплаченную сумму. Вопрос в том, куда идет эта «чистая прибыль». Явно не в карман государства. «Экономия на зарплате» мигрантов, также как и гораздо более существенная экономия работодателей на налогах, превращается в доход теневой экономики и ее агентов.

С другой стороны, втягивание мигрантов в «белую» экономику может повысить нагрузку на социальные системы многих регионов, в частности на государственную систему социального обеспечения, которая сегодня минимальна в связи с преобладанием теневой занятости.

Важен и субъективный момент. Многие мигранты получают в России вполне устраивающие их деньги. Зарплата мигрантов в России в среднем в три (а в Москве почти в пять) раз выше, чем она могла бы быть на родине, не говоря уже о том, как трудно получить в странах выезда хоть какую-нибудь оплачиваемую работу. Так или иначе, более 70% мигрантов считают свой выезд на работу выгодным и собираются продолжать эту деятельность. Не стоит игнорировать и гуманитарную составляющую трудовой миграции, о которой часто забывают, увлекаясь подсчетами экономических выгод и потерь. Огромному количеству населения соседних с Россией стран эта миграция позволяет достойно жить. Не будет преувеличением сказать, что она формирует средний класс этих стран, тем самым способствуя поддержанию социальной стабильности во всем евразийском регионе.

Только половина опрошенных мигрантов считают условия, в которых они трудятся, нормальными. Хотя надо отметить, что их представление о норме существенно отличается от законодательно установленных стандартов. Так, большинство мигрантов считает нормальной 60-часовую рабочую неделю. Самыми распространенными нарушениями трудовых норм являются, по их мнению, чрезмерная продолжительность рабочего времени, повышенная интенсивность труда, плохие условия (холод, грязь и т. п.).

Только 17% мигрантов имеют возможность получить оплаченный очередной отпуск и 15% ? оплачиваемый больничный лист. Медицинскую страховку имеют лишь 24% мигрантов. Более половины не имеют никаких гарантий стабильной занятости, даже на время действия договора: работодатель может уволить их в любой момент без предупреждения.

Таблица 3 – Какова процедура увольнения?

Работодатель может уволить в любой момент

Работодатель должен предупредить за некоторое время

В среднем 20% опрошенных мигрантов не могут свободно уволиться и покинуть место своей работы. Согласно всем международным нормам, такой труд не может считаться свободным. Изъятие документов (паспорта) является самой распространенной формой контроля над работниками и манипулирования ими. Около 20% мигрантов не имеют возможности свободно перемещаться по городу и практически находятся на подпольном положении из-за отсутствия регистрации или незаконности найма.

В дальнейшем экономическое благополучие России будет еще сильнее зависеть от ее способности привлечь в нужном количестве мигрантов и оптимизировать их качественный состав. Объективные закономерности и современный геополитический и геоэкономический контекст, определяющие развитие миграционной ситуации в регионе — в первую очередь миграция между Россией и государствами СНГ и Юго-Восточной Азии, ? пока складываются благоприятным для нее образом. Однако сама по себе эта ситуация не сохранится вечно. Есть страны, которые уже сейчас конкурируют с Россией «за мигрантов», например Казахстан. И эта конкуренция будет обостряться. В ближайшее время на пространстве СНГ в нее могут включиться и Украина, и Азербайджан. Поэтому задача «сделать нашу страну миграционно привлекательной» требует от России реальных действий, направленных на разработку сбалансированной миграционной политики, включая политику приема мигрантов, правового и институционального обеспечения их пребывания и занятости (в случае временной трудовой миграции), интеграции и натурализации (в случае постоянной миграции).

Существует искаженное мнение, что самый большой дефицит людей у нас в Сибири и на Дальнем Востоке. Отнюдь нет. Самый большой дефицит, настоящая демографическая яма или миграционный насос ? это центральные регионы России. Для покрытия только естественной убыли и возмещения трудовых ресурсов здесь потребуется 5-6 млн. человек до 2025 г.

Таким образом, миграция, несмотря на большое количество противоречий, важна для поддержания экономического баланса страны. Однако, в то время, когда потоки мигрантов занимает рабочие места, в России все больше процветает безработица. На трудовом рынке идет борьба между мигрантами и коренным населением, но работодателям выгоднее нанимать приезжих рабочих.

Влияние миграции на рынок труда Российской Федерации

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 13.01.2017 2017-01-13

Статья просмотрена: 4195 раз

Библиографическое описание:

Дикусарова, М. Ю. Влияние миграции на рынок труда Российской Федерации / М. Ю. Дикусарова, А. А. Кириллова, О. В. Непокупная. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 2 (136). — С. 399-402. — URL: https://moluch.ru/archive/136/38101/ (дата обращения: 06.10.2021).

В статье на основе анализа статистических данных рассматривается влияние миграции на рынок труда РФ. В ходе написания работы было выявлено, что привлечение мигрантов в качестве рабочей силы, безусловно, является положительной тенденцией и на данный период не представляет особой угрозы для местного населения. Однако нельзя отрицать опасность замещения местного населения мигрантами на рынке труда в дальнейшем.

Ключевые слова: миграция, рынок труда

In this article based on secondary analysis of statistical data is considered how migration effect on Russian human resource rialto. During on writing this article it revealed that attraction migrants as labor certainly is a positive trend and poses no threat to local population on human resource rialto. But it can not be denied risk of substitution on the local population in future.

Keywords: migration, human resource rialto

Такая проблема как международная миграция рабочей силы известна уже в течение одиннадцати веков. На протяжении времени она претерпевала изменения в связи с тем, что менялся строй общества, а, соответственно, и его менталитет. Миграция рабочей силы играет существенную роль в функционировании рынка труда и выполняет ряд важнейших функций, как для общества, так и для самого мигранта. Среди них можно отметить экономическую функцию и социальную, которая тесно связана с профессиональным становлением личности, охватывающим длительный период жизни человека (по разным источникам от 17 до 65–70 лет) [1, с.20].

Государства издавна предпринимали попытки регулирования миграционных процессов, однако, воплотить это в жизнь и добиваться положительных результатов удаётся лишь в наши дни. Национальные рынки труда становятся всё менее закрытыми и обособленными. И всё чаще между рынками возникают транснациональные перемещения и потоки рабочей силы, которые в свою очередь, несомненно, становятся постоянными и систематическими.

Экономика России не может существовать без привлечения к труду мигрантов. Это явление всего лишь около десяти лет назад считалось абсолютно категоричным, непатриотичным и чуть ли не кощунственным [2, с.1]. В настоящее время большинство экспертов-экономистов уверены, что запланированный на ближайшую перспективу экономический рост невозможен без масштабного пополнения миграционных трудовых ресурсов, даже при реальном повышении производительности труда [3, с.155]. На многих локальных рынках труда РФ уже сейчас существует абсолютный дефицит рабочей силы. Частично регулировать, а точнее, пополнять трудовые ресурсы в России можно с помощью мер, сокращающих смертность населения трудоспособного возраста, а также общее улучшение физического здоровья населения с последующим увеличением возрастных границ его трудоспособности. Однако даже такие сравнительно эффективные меры не могут в настоящем времени принести нужный рынку труда результат. В этом плане миграция более гибка и эластична, что означает, что реагирует более гибко на внешние факторы, за счёт чего и способна дать быстрый и своевременный результат в необходимости восполнения рабочей силы.

Опыт европейских стран показал, что обширный приток трудовых мигрантов может являться катализатором абсолютно неблагоприятных и негативных экономических процессов, главным из которых, является уменьшение сферы занятости труда местных работников. Россия, является одним из самых обширных и благоприятных центров притяжения международных миграционных притоков, сталкивается с идентичными процессами, что актуализирует проблему миграции для страны. Также не стоит забывать, что трудовые мигранты, в первую очередь, это не только дешевая рабочая сила, а люди, которые ежедневно соприкасаются с ужасающей дискриминацией и живут в скверных и сложных условиях. В России для борьбы с экстремизмом и ксенофобией в 2009 г. правительство приняло дополнительные необходимые меры, которые направленны на воспитание и взращивание толерантности в современном обществе.

Таким образом, проблема притока международных мигрантов актуальна для России. На основе статистических данных Федеральной государственной службы статистики составлен график динамики прироста международных мигрантов [4].

Рис. 1. Динамика роста численности международных мигрантов, прибывших в РФ

Согласно предоставленным данным можно сделать следующий вывод о том, что численность международных мигрантов имеет тенденцию к увеличению. В период с 2012 года по 2015 год численность притока мигрантов в Россию увеличилась с 417618 до 598617 человек. Данные являются усреднёнными по России, из чего можно сделать вывод, что хоть приток международной миграции и увеличивается, но численность растёт умеренным темпом, не наблюдается скачков. Это свидетельствует о том, что государство способно регулировать притоки и численность мигрантов, что, безусловно, является позитивной тенденцией и не представляет особой угрозы для населения. Также, на основании данных статистики и представленного графика, можно утверждать, что если государство способно регулировать притоки и уровень международной миграции, значит местное население достаточно защищено от замещения их трудовыми мигрантами, конкуренции между трудовыми мигрантами и местным населением не существует, или она является не столь значительной.

Проблема притока международных мигрантов является актуальной и для Приморья. На основе статистических данных и аналитических материалов составлен график динамики прироста международной миграции в Приморском крае [5].

Рис. 2 График динамики прироста международной миграции в Приморском крае

В соответствии с представленным графиков, можно сделать вывод, о том, что с каждым годом количество трудовых мигрантов, приезжающих в Приморский край, растёт. На 2006 год количество прибывших трудовых мигрантов составляет 927 человек, а уже на 2015 год — 9079 человек. Эта глобальная разница объяснима промежутком в 9 лет, но, тем не менее, динамика отслеживается отчетливо. За последние 9 лет приток международной миграции в Приморском крае увеличился почти в 10 раз. Что, безусловно, является позитивной тенденцией, так как за счёт международных мигрантов компенсируется отток местных жителей. В то же время, учитывая низкую плотность Российского населения в Приморском крае, столь активное замещение приморских граждан мигрантами имеет негативную тенденцию. Она проявляется в том, что в будущем данное явление может грозить потерей территории Приморья.

В ходе исследования рассматриваемой темы можно предложить следующие рекомендации по коррекции проблем, возникающих в связи с миграцией на рынке труда:

Во-первых, с целью минимизировать ущерб от миграции на рынке труда, следует организовать мониторинг процесса миграции. То есть — осуществлять контроль численности миграции, её основные направления. Нужно совершенствовать и оптимизировать все процессы и механизмы взаимодействия всех участников экономических отношений на рынке труда.

Во-вторых, государству следует интенсивно поддерживать развитие научно-технической базы, с целью повышения социального статуса ученых, и, безусловно, развития научно-технического прогресса в стране и мире с целью сокращения оттока отечественных специалистов из РФ.

В целом, следует отметить, что в большинстве своём миграция является позитивной тенденцией. Несмотря на активный рост численности трудовых мигрантов, на данный период времени миграция не представляет негативного влияния на рынок труда, а даже наоборот, является необходимой его составляющей, без которой рынок труда будет испытывать дефицит рабочей силы. Несмотря на то, что миграция — позитивное явление, не стоит забывать о толерантности к трудовым мигрантам, ведь в обратном случае это может стать достаточно обширной и сложной проблемой для современного общества. В качестве негативных тенденций можно отметить риск замещения российского населения мигрантами. И хоть сейчас это и не несёт особой угрозы, в ближайшем будущем данное явление может стать, безусловно, важной и сложной проблемой.

Мировая экономика и международные экономические отношения

Тема 8. Международная миграция трудовых ресурсов

1.Миграция рабочей силы: понятие, виды.

2.Основные направления международной миграции.

3.Последствия миграции.

4.Регулирование международной миграции.

1. Международная миграция трудовых ресурсов

1.Миграция рабочей силы: понятие, виды.

2.Основные направления международной миграции.

3.Последствия миграции.

4.Регулирование международной миграции.

1. Международная миграция рабочей силы – это переселение трудоспособного населения из одних государств в другие для поиска работы сроком более одного года, которое может быть вызвано, прежде всего, причинами экономического характера.

Все перемещения населения относительно каждой территории складываются из двух потоков: эмиграционных и иммиграционных. Эмиграция – это выбытие за границу, а иммиграция – прибытие из-за границы. Реэмиграция – это возвращение эмигрантов на родину на постоянное место жительства. Миграционное сальдо – это разность иммиграции из страны и эмиграции в страну.

Международную миграцию высококвалифицированных кадров называют «утечкой умов». Она является сегодня серьезной проблемой для большинства развивающихся стран.

Согласно классификации ООН постоянными трудящимися-мигрантами считаются лица, прибывающие в страну для того, чтобы найти оплачиваемую работу на срок, превышающий один год. В соответствии с разработанной Международной организацией труда (МОТ) классификацией современная международная трудовая миграция подразделяется на 5 основных типов:

– работающие по контракту, в котором ясно установлен срок пребывания в принимающей стране. Это, прежде всего, сезонные рабочие, которые приезжают на уборку урожая, а также неквалифицированные или малоквалифицированные работники;

– профессионалы, отличающиеся высоким уровнем подготовки, наличием соответствующего образования и практического опыта работы;

– нелегальные иммигранты – это иностранцы с просроченной или туристической визой, занимающиеся трудовой деятельностью;

-беженцы — лица, эмигрировавшие из своих стран из-за какой-либо угрозы их жизни и деятельности;

– переселенцы — это переезжающие на постоянное ме­стожительство. Данная группа мигрантов ориентирована, прежде всего, на выезд в промышленно развитые страны.

Причины миграции рабочей силы:

1. К неэкономическим факторам относятся политико-правовые, национальные, религиозные, расовые, семейные. В последние десятилетия серьезное влияние на развитие миграционных процессов стали оказывать также экологические, образовательно-культурные, психологические и этнические факторы.

2. К экономическим факторам, определяющим миграцию рабочей силы, относятся:

а) различные уровни экономического развития стран, что влечет и различную стоимость рабочей силы, и поиск более высокого заработка

б) в слаборазвитых и густонаселенных странах национальный рынок развивается в условиях хронической безработицы, что толкает людей к поиску работы в других странах;

в) структурная перестройка экономики.

г) развитие научно-технического прогресса, который сопровождается ростом потребностей в квалифицированной рабочей силе;

д) вывоз капитала.

2. Основные направления международной миграции трудовых ресурсов.

– Миграция из развивающихся стран в промышленно развитые страны. Центрами притяжения рабочей силы являются США, Канада, Австралия, развитые страны Западной Европы. Для промышленно развитых стран иностранная рабочая сила из развивающихся стран означает обеспечение ряда отраслей работниками, без которых невозможным было бы их существование.

– Миграция в рамках промышленно развитых стран. Эта миграция связана в большей степени с неэкономическими факторами, чем с экономическими. Но и для развитых стран характерной является “утечка умов” (например, в США из Западной Европы). В рамках западноевропейской интеграции создан и развивается общий рынок рабочей силы стран Европейского союза, предполагающий свободное перемещение работников между странами союза и унификацию трудового законодательства. Так рабочая сила из Испании, Португалии, Греции активно используется в экономике более развитых стран ЕС.

– Миграция рабочей силы между развивающимися странами. Новое явление последних лет – интенсификация трудовой миграции среди самих развивающихся стран. Главным образом это миграция между новыми индустриальными странами, странами арабских эмиратов, нефтедобывающими странами (членами ОПЕК), с одной стороны, и иными развивающимися странами – с другой. Эта миграция определялась в основном экономическими причинами: более высоким уровнем зарплаты в странах-импортерах рабочей силы, а в азиатских «новых индустриальных странах» и богатых странах.

– Миграция рабочей силы из промышленно развитых стран в развивающиеся. В основном – это сравнительно небольшой поток квалифицированных кадров из стран Европы и Северной Америки в развивающиеся страны. Причины этой миграции экономические (высокая зарплата у преподавателей, инженеров и др.), а также неэкономические (узнать мир, реализовать свои возможности и т.п.).

3. Международная миграция рабочей силы выявляет как положительное, так и отрицательное воздействие на экономическое и социальное развитие стран – доноров (экспортеров рабочей силы) и стран – реципиентов (импортеров рабочей силы).

Позитивные последствия для экономики стран импортеров рабочей силы:

– вследствие притока иностранных рабочих, обладающих высокой мобильностью, облегчаются структурные, отраслевые и другие изменения в экономике. Иммигранты способствуют омоложению нации, так как эмигрирует обычно самая мобильная часть населения в наиболее трудоспособном возрасте;

– достигается существенная экономия средств на обучение принимаемых рабочих и специалистов;

– иммигранты расширяют емкость внутреннего рынка, а собранные на их счетах деньги используются для развития экономики;

– временно свободные денежные средства иммигрантов, хранящиеся на счетах в банках, могут быть использованы для финансирования экономики принимающей страны;

– иммигранты улучшают демографическую ситуацию, особенно в промышленно развитых странах Западной Европы, которые характеризуются старением коренного населения;

– иностранные рабочие часто играют роль определенного амортизатора в случае кризисов и безработицы, так как их первыми могут уволить с работы. Они не обеспечиваются пенсиями, медицинским страхованием и не учитываются при реализации социальных программ.

Негативные последствия для экономики стран импортеров рабочей силы:

– целые отрасли экономики (сфера услуг, торговля, строительство) при длительном использовании иностранных рабочих попадают в зависимость от их труда. Это ведет к сокращению количества рабочих мест среди коренного населения, увеличивает безработицу, в целом ухудшает ситуацию на национальном рынке труда;

– происходит снижение цены на национальную рабочую силу, так как растет предложение рабочих на рынке труда, которые заполняют вакансии на низкооплачиваемую, неквалифицированную работу;

– провоцируются конфликты между коренным населением и иммигрантами;

– иммигранты довольно долго и болезненно адаптируются к новым условиям жизни и трудовой деятельности в стране пребывания.

Позитивные последствия для экономики стран экспортеров рабочей силы:

– эмиграция облегчает положение на национальном рынке труда, так как экспорт рабочей силы уменьшает давление избыточных трудовых ресурсов;

– экспорт рабочей силы – это бесплатное для страны-донора обучение работников-эмигрантов новым профессиональным навыкам, повышение их квалификации, приобщение к новым технологиям, передовой организации труда;

– экспорт рабочей силы – важный источник поступления валюты в страны эмиграции через переводы мигрантами валютных средств из-за рубежа на поддержку своих семей и родственников, что в целом способствует улучшению их экономического положения;

– при возвращении на родину мигранты привозят с собой материальные ценности и сбережения, составляющие примерно такую же сумму, что и их денежные переводы.

Негативные последствия для экономики стран экспортеров рабочей силы:

– страна теряет часть трудовых ресурсов в наиболее трудоспособном возрасте, в результате чего происходит старение трудовых ресурсов;

– теряются средства, связанные с общеобразовательной и профессиональной подготовкой эмигрантов.

Таким образом, наличие положительных и отрицательных последствий международной миграции рабочей силы приводит к необходимости выработки мер, позволяющих обеспечить нормальное функционирование национальной экономики этих стран, т. е. государственной миграционной политики.

4. Миграционная политика – политика государства в области миграции населения и трудовых ресурсов – включает два направления – иммиграционную политику, регламентирующую правила и нормы принятия иностранных граждан, и эмиграционную политику, регламентирующую правила и порядок выезда граждан страны за рубеж и защиту их прав в принимающих странах.

Законодательства большинства стран, регулирующие миграцию, прежде всего проводят четкое различие между иммигрантами – людьми, переезжающими в страну на постоянное место жительства, и неиммигрантами – людьми, приезжающими в страну временно.

Основные черты иммиграционного законодательства следующие:

– Требования к уровню образования, стажу работы по специальности, прохождение процедуры признания документов мигранта об образовании и профессиональной подготовке; приоритет отдает специалистам новых и перспективных отраслей (программисты, узкоспециализированные инженеры), представителям редких профессий; специалистам с мировым именем (музыканты, артисты, ученые, врачи), бизнесменам, инвестирующим капитал в принимающую страну; страна готова принимать работников, готовых за минимальную оплату выполнять тяжелую, вредную работу.

– Ограничения личного характера включают жесткие требования к здоровью, возрасту, политическому и социальному облику. Национальность иммигранта является качественным признаком, дифференцированным в зависимости от национального состава принимающей страны и учитываемым для обеспечения, например в США, национального равновесия. Возрастной ценз иммигрантов устанавливается законодательством в зависимости от отрасли промышленности, в которой они намереваются работать. Обычно он колеблется в пределах 20-40 лет.

– Инструментом количественного регулирования иммигрантов используется показатель иммиграционной квоты. Большинство стран устанавливает большое количество разнообразных квот. При введении квоты учитываются потребности страны в иностранной рабочей силе и по отдельным категориям привлекаемого населения (пол. возраст, образование).

– Страны проводят экономическое регулирование, вводя определенные финансовые ограничения, обеспечивающие сокращение численности иммигрантов. Например, в некоторых странах фирмы имеют право нанимать иностранную рабочую силу только по достижении определенного объема оборота и продаж или после внесения определенных платежей в государственный бюджет.

Законодательства большинства стран устанавливают временные ограничения пребывания иностранных работников на их территории, по истечении которых они должны либо покинуть принимающую страну, либо получить разрешение на продление своего пребывания в ней.

Страны могут устанавливать географическую структуру иммиграции. Она обычно регулируется с помощью количественных квот на въезд иммигрантов из определенных стран. Явные и скрытые запреты нанимать иностранную рабочую силу, что содержится в законах о профессиях, которыми иностранцам заниматься запрещено; запрещается передвижение, изменение специальности, смены места работы и т.п.

Влияние миграции на рынок труда

Миграция – это территориальные перемещения людей, в том числе и изменение места жительства.

Последнее десятилетие XX века стало переломным для России. Произошли кардинальные изменения в ее политической, экономической и социальной жизни. В период появления принципиально новых тенденций и явлений в социально-экономическом положении страны, обусловленных интенсивным образованием новых государств на территории бывшего СССР, с развитием рыночной экономики, роль миграционных процессов в стране коренным образом изменилась. Прежде всего, возросло влияние миграции на формирование численности и возрастно-полового состава населения. Это обусловлено тем, что естественный прирост населения в стране на протяжении последних нескольких лет сокращается, миграция же частично компенсирует снижение численности населения. В связи с этим, миграция населения становится важной составляющей в формировании населения трудоспособного возраста и соответственно оказывает влияние на рынок труда. Поэтому исследование направлений миграционных потоков населения трудоспособного возраста и их влияния на состояние рынка труда Российской Федерации является актуальным в нынешних условиях экономического развития страны.

Все случаи миграции имеют профессионально-трудовые и имущественно доходные причины и последствия, они являются важной проблемой социологии труда и экономической социологии, так как влияют на рынок труда.

Различают следующие виды миграции: межгосударственная, внутригосударственная, постоянная, маятниковая, эпизодическая и брачная.

Межгосударственная миграция является следствием безработицы, различия в уровне жизни разных стран, неравномерности естественного движения населения и т. д. В данном виде миграции можно выделить три крупные группы эмигрантов.

Первая – это безвозвратно эмигрирующие, среди которых, как правило, трудоспособные составляют около 70 %. Данная группа представляет особый интерес, потому что именно с ней в основном связано такое явление, как «утечка умов». Негативные последствия этого процесса для развития российской экономики весьма серьезны.

Вторая – это временные эмигранты, выезжающие по служебным заданиям, частным приглашениям, в туристические поездки на отдых.

Третья – это люди, ищущие временную работу за границей, как правило, по контракту на период от одного до пяти лет. По истечении этого срока они обязаны вернуться в страну выезда. К этой группе можно отнести и мигрантов-сезонников, которые выезжают на работу на срок не менее одного года.

Внутригосударственная миграция является основным составным компонентом развития общей миграционной ситуации в стране. Внутренняя миграция состоит из межрегиональных и внутрирегиональных миграционных потоков. Эти потоки – следствие перемещения городских и сельских жителей, результат прекращения финансирования государственных программ, отсутствия жилья, условий для нормальной жизни (отсутствие постоянных заработков и т.д.).

Постоянная – это безвозвратная миграция и временная, когда выезд и связанное с этим перемещение ограничено каким-то сроком.

Циклическая, ее иногда называют сезонной, миграция – это ежегодно

повторяющиеся сезонные перемещения граждан, вызванные определенными обстоятельствами, родом работ.

Маятниковая миграция включает регуляторы передвижения рабочей силы от одного населенного пункта в другой, на работу и обратно. Ее регулярность соответствует режиму трудовой деятельности и поэтому она является существенным источником формирования рабочей силы и рынка труда. Маятниковая миграция распространена в зонах влияния крупных и средних городов.

Эпизодическая миграция является, как правило, кратковременной и самой многочисленной. Прежде всего, имеются в виду деловые командировки с самыми разными целями и задачами, поездки, связанные с материально-техническим снабжением и со сбытом продукции. Особую категорию данной миграции составляют «челноки».

Брачная миграция представляет собой перемену места жительства одного из супругов в связи с заключением брака. Иногда меняют место жительства оба супруга.

Миграция как определенное социально-экономическое явление выполняет две функции:

  • 1) социальную – когда люди благодаря своим перемещениям пытаются наиболее полно удовлетворять свои потребности (в образовании, хорошей работе, лучшем обслуживании и т.д.);
  • 2) экономическую – которая связана с разностью спроса и предложением рабочей силы различного профиля и квалификации в разных районах и населенных пунктах.

Как видно, миграция вызывается множеством причин, наиболее типичными из которых являются:

  • – резкие изменения в региональном перемещении производства (например в поселении господствует какой-то один вид производства, свертывание которого создает огромную проблему работы для всех, в нем проживающих);
  • – возможность реализовать свои профессиональные ориентации, получить работу на лучших условиях оплаты, по специальности и в желаемой должности в другом месте жительства;
  • – стремление к лучшим условиям и качеству жизни;
  • – необходимость смены места жительства и работы в связи с неподходящими климатическими условиями из-за состояния здоровья;
  • – семейно-брачные обстоятельства, воссоединение с семьей, родными;
  • – потребность в обновлении образа жизни, определенной культуре и познании;
  • – необходимость и возможность в улучшении жилищных условий;
  • – трудовые конфликты и конфликты в семье;
  • – случайные обстоятельства и др.

Одни причины носят групповой и массовый характер, другие – индивидуальный. Существуют также причины типичные и особенные, объективные и субъективные. Неодинаковы причины миграции в разных ее межпоселенческих потоках (село – малый город, село – большой город, село – село и т. д.).

По-разному соотносятся экономические и социальные причины миграции. Необходимо учитывать и изучать социально-экономические проблемы, связанные с последствиями стационарной территориальной миграции.

Под миграцией рабочей силы или миграцией трудовых следует понимать миграцию населения с целью трудоустройства за рубежом или в другом регионе страны в личных интересах.

В данный момент, также как и раньше, происходит международная миграция рабочей силы из третьих стран в развитые страны (страны Западной Европы, Канада, США, Австралия и др.). Это так называемая внешняя трудовая миграция. Также может происходить миграция трудовых ресурсов в пределах государства. К примеру, в настоящее время происходит миграция населения России из одного регионов в столицу Москва. Другими словами, мы наблюдаем внутреннюю трудовую миграцию населения России.

Сегодня абсолютное большинство экспертов-экономистов убеждены, что запланированный на ближайшую перспективу экономический рост, даже при реальном повышении производительности труда, невозможен без масштабного пополнения трудовых ресурсов за счет миграции. Во многих регионах страны локальные рынки труда уже сейчас испытывают не только относительный, но и абсолютный дефицит рабочей силы. К 2015 г. трудовые ресурсы страны сократятся на 8 млн. человек, а к 2025-му.

В целом можно сказать, что миграция в России развивается примерно так же, как во многих развитых странах мира. В настоящее время спрос России на мигрантов в большей мере обусловлен экономическими причинами. В крупнейших российских мегаполисах, регионах с динамично растущей экономикой, пограничных областях, где трудовая миграция бурно развивалась на протяжении первой половины текущего десятилетия, мигранты уже заняли определенные экономические ниши, которые в будущем будут углубляться и расширяться. В таких регионах труд иностранных работников уже сейчас стал структурообразующим фактором экономики, которая не может эффективно функционировать без привлечения мигрантов.

На мировых рынках труда мигранты в основном занимают рабочие места, не пользующиеся спросом у местных работников. Однако роль мигрантов велика и в «верхнем» сегменте рынка труда, т. е. там, где работают квалифицированные профессионалы: менеджеры, ученые, работники высокотехнологичных производств, IT-специалисты и т. п. Спрос на такой труд обусловлен уже не отказом местных работников от этих видов занятости, а абсолютным дефицитом квалифицированных кадров, обеспечивающих экономический рост в развитых странах. На занятость в этих секторах оказывают существенное влияние тенденции глобализации. Такие работники, как правило, не встречают противодействия со стороны миграционных и пограничных режимов принимающих стран.

Сейчас в нашей стране эта модель представлена в усеченном виде: элитная миграция только начинает развиваться под влиянием все ярче проявляющегося «кадрового голода». Однако вскоре дефицит квалифицированных кадров проявится со всей очевидностью и станет реальным тормозом экономического развития. Тогда и понадобится механизм привлечения высококвалифицированных кадров из-за рубежа, являющийся необходимой частью миграционной политики всех принимающих стран.

Обсуждая влияние миграции на рынок труда принимающей страны, обычно обращают внимание на несколько основных вопросов, вызывающих наибольшую обеспокоенность:

  • а) конкурируют ли мигранты с местными работниками или, напротив, занимают те рабочие места, которые не пользуются спросом у местного населения;
  • б) как мигранты влияют на уровень оплаты труда в отраслях, где они заняты, способствуют ли они демпингу труда;
  • в) чем грозит экономике принимающей страны зависимость от иностранного труда;
  • г) насколько велика нагрузка на государственную систему социального обслуживания, вызванная миграцией.

Большинство современных теорий согласны в том, что миграция выгодна как для принимающих стран, так и для стран выезда. Западные исследования показывают, что миграция практически не оказывает негативного влияния на уровень безработицы и на уровень оплаты труда в принимающих странах.

Однако в действительности реальные последствия миграции не столь однозначны, и это порождает противоречивое отношение к ней общественности.

Численность официально работающих в России трудовых мигрантов постоянно увеличивается. Согласно экспертным оценкам, численность нелегальных (или незаконно занятых) трудовых мигрантов в России составляет сегодня от 4 до 6 млн. человек и как минимум в пять раз превышает данные официальной статистики. По данным социологических исследований, примерно 20% мигрантов приезжают на срок, не превышающий шести месяцев. Занятость таких мигрантов носит, как правило, сезонный характер. Более половины мигрантов рассчитывают на долгосрочное пребывание в стране, примерно треть из них рассматривают возможную перспективу постоянного жительства и натурализации в России.

Трудовая миграция в Россию продолжает оставаться в значительной степени мужским занятием. По данным социологических обследований, 70 % мигрантов – мужчины. В официальной статистике доля мужчин еще выше – 82,4 %. Это связано, в первую очередь, с отраслевой структурой занятости трудовых мигрантов, поскольку 39 % мигрантов работают в строительной отрасли. Кроме того, есть основания предполагать, что женщины далеко не полно представлены как в официальной статистике, так и в социологических исследованиях, потому, что чаще остаются «невидимыми» из-за особенностей своего труда (высокая доля работающих в домохозяйствах и других неформальных секторах занятости). Поскольку сфера услуг развивается высокими темпами и сегодня дает 2/3 рабочих мест в развитых странах, можно предположить дальнейший рост женской составляющей миграции.

Средний возраст мигрантов Сильные выталкивающие факторы, которые

в основном носят экономический характер, являются характерной чертой современной миграции в Россию. Первые волны миграции в конце 1990-х и начале 2000-х охватывали наиболее социально активных людей, которые по своим личным качествам могли осилить этот тогда еще пионерский путь. Это были не самые бедные или совсем не бедные люди, с достаточно высоким уровнем образования, часто имевшие высшее или иное профессиональное образование. С началом действительно массовой трудовой миграции (а по данным социологических исследований, три четверти трудовых мигрантов начали приезжать в Россию после 2000 года) за ними последовали гораздо более бедные социальные группы населения, поведение которых в значительной степени диктуется необходимостью обеспечивать семью.

Данные опроса показывают, что расхожее мнение о мигрантах как «дармовой рабочей силе» в значительной мере является стереотипом, не всегда имеющим под собой реальную основу. Средняя зарплата мигрантов действительно несколько ниже. Однако разрыв не столь велик, чтобы говорить о даровом труде. Он во многом связан со структурными моментами: уровень квалификации мигрантов ниже, они сосредоточены в низовых секторах рынка труда, практически выключены из наиболее высокооплачиваемых сфер занятости (финансового, энергетики, управления бизнесом и т. п.). И лишь отчасти разрыв этот объясняется дискриминацией как таковой. Подтверждением этому является значительный объем денежных трансфертов, отправляемых мигрантами на родину, который, кстати, не следует оценивать негативно С другой стороны, втягивание мигрантов в «белую» экономику может повысить нагрузку на социальные системы многих регионов, в частности на государственную систему социального обеспечения, которая сегодня минимальна в связи с преобладанием теневой занятости.

Важен и субъективный момент. Многие мигранты получают в России вполне устраивающие их деньги. Зарплата мигрантов в России в среднем в три (а в Москве почти в пять) раз выше, чем она могла бы быть на родине, не говоря уже о том, как трудно получить в странах выезда хоть какую-нибудь оплачиваемую работу. Так или иначе, более 70 % мигрантов считают свой выезд на работу выгодным и собираются продолжать эту деятельность. Не стоит игнорировать и гуманитарную составляющую трудовой миграции, о которой часто забывают, увлекаясь подсчетами экономических выгод и потерь. Огромному количеству населения соседних с Россией стран эта миграция позволяет достойно жить. Не будет преувеличением сказать, что она формирует средний класс этих стран, тем самым способствуя поддержанию социальной стабильности во всем евразийском регионе.

Только половина опрошенных мигрантов считают условия, в которых они трудятся, нормальными. Хотя надо отметить, что их представление о норме существенно отличается от законодательно установленных стандартов. Так, большинство мигрантов считает нормальной 60-часовую рабочую неделю. Самыми распространенными нарушениями трудовых норм являются, по их мнению, чрезмерная продолжительность рабочего времени, повышенная интенсивность труда, плохие условия (холод, грязь и т. п.).

Около 20 % мигрантов не имеют возможности свободно перемещаться по городу и практически находятся на подпольном положении из-за отсутствия регистрации или незаконности найма.

Таким образом, миграция, несмотря на большое количество противоречий, важна для поддержания экономического баланса страны. Однако, в то время, когда потоки мигрантов занимают рабочие места, в России все больше процветает безработица. На трудовом рынке идет борьба между мигрантами и коренным населением, но работодателям выгоднее нанимать приезжих рабочих.

Проблемы миграции сложны. Факторы, влияющие на ее структуру и темпы, весьма многообразны; соответственно, управление этой сферой требует системного и комплексного подхода. Тем важнее роль государственной миграционной стратегии. Но до сих пор нет внятно сформулированной на правительственном уровне концепции и проектов рамочных документов.

Правительству следует плотнее заняться вопросами миграционной политики и урегулировать влияние миграции на рынке труда.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: