Иностранное юридическое лицо и его правовые особенности

Иностранный бизнес: четыре способа работать в России

Россия желает быть открытой для иностранных инвестиций. Она стремится создавать благоприятные условия для иностранного бизнеса, в том числе понятные и удобные условия по открытию и началу ведения бизнеса. Любому инвестору, который решил работать на территории РФ, предстоит принять решение: какой из четырех существующих способов ведения бизнеса ему подходит:

  1. открыть российское юридическое лицо,
  2. купить долю в уже работающем российском предприятии,
  3. открыть филиал или представительство иностранного юридического лица,
  4. работать с дистрибьюторами.

Проанализируем эти варианты подробнее и оценим условия и возможности, которые существуют для иностранного инвестора.

1. Открытие компании

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) и акционерное общество (АО) – организационно-правовые формы юридического лица, которую ведут свою деятельность по собственному уставу. Многие моменты, связанные с регистрацией ООО и АО, одинаковы. Поэтому рассмотрим условия, сроки и стоимость открытия общества на примере ООО, как наиболее распространенной формы ведения бизнеса в России. ООО отвечает самостоятельно по своим обязательствам, имеет отдельный баланс и самостоятельно ведёт бухгалтерскую отчётность. Схема функционирования ООО во многом будет знакома и понятна иностранному инвестору.

Преимущества: Участник общества не отвечает по долгам всего общества – его ответственность ограничена размером его доли как участника. ООО имеет возможность применять упрощённую систему налогообложения (УСН), которая выгодна малому и среднему бизнесу, так как государство предусмотрело для такого типа организации льготный режим налогообложения. Для открытия ООО иностранный гражданин или иностранное юридическое лицо может быть 100% участником, т.е. единоличным собственником.

При создании ООО «с нуля» иностранный учредитель может быть уверен, что развитие и деловая репутация общества будет всецело зависеть именно от него.

Условия: Для открытия нужен юридический адрес, уставный капитал (не менее 10 тыс. рублей), а также генеральный директор и главный бухгалтер.

Иностранный гражданин, собирающийся стать учредителем ООО, должен законно пребывать на российской территории, т.е. должен обладать деловой визой, разрешением на проживание или видом на жительство.

Процедура открытия занимает 5 рабочих дней с момента подачи документов до получения свидетельства. В расходы (в среднем 10-15 тысяч рублей) включаются затраты на перевод, заверение и пересылку документов, а также госпошлина 4 тыс. рублей.

Если одним из учредителей ООО является иностранная компания, то дополнительно понадобится предоставить легализованные документы из страны инкорпорации, содержащие основную информацию о компании. Документы должны быть переведены на русский язык и заверены российским нотариусом.

Нюансы: иностранному гражданину, если он планирует занимать какую-либо должность в ООО, необходимо разрешение на работу. Получение такого разрешения в общем порядке является продолжительным по времени: вначале требуется оформление квоты и/или разрешение на привлечение иностранной рабочей силы, после чего можно подать заявление на разрешение на работу, его можно получить через 30 календарных дней с момента подачи документов. Однако эти сроки и условия не распространяются на высококвалифицированных специалистов, получающих не менее 167 тыс. рублей в месяц до налогообложения. При найме такого специалиста также не потребуется получать разрешение на привлечение иностранной рабочей силы, размещать вакансию в Центре занятости, предоставлять документ, подтверждающий владение русским языком, и медицинские сертификаты.

Оптимальным юридическим решением для ускорения регистрации ООО является назначение гражданина РФ генеральным директором, который может быть заменён иностранным гражданином после получения им всех разрешительных документов.

2. Открытие СП (совместного предприятия)/ввод нового участника в общество

Открытие СП предполагает создание нового общества при участии в уставном капитале российского физического или юридического лица. Кроме того, иностранный инвестор может приобрести долю в уставном капитале российского общества или стать новым участником этого общества через увеличение уставного капитала.

Преимущества: российский партнёр осведомлён о ситуации на рынке, ориентируется в законодательстве и обладает нужными знаниями, контактами в отрасли для уверенного старта нового СП. Со своей стороны, иностранный учредитель может, к примеру, обеспечить ввоз промышленного оборудования, аналоги которого не производятся в России. В соответствии с пп. 7 п.1 ст. 150 НК РФ такое оборудование освобождается от налога на ввоз.

Условия: процедура и расходы аналогичны тем, которые применимы при открытии ООО, если совместное предприятие учреждается российским и иностранным учредителями. В случае, если иностранный инвестор покупает долю в уже действующей российской компании или становится новым участником этой компании путём увеличения уставного капитала, то регистрация изменений занимает 7 рабочих дней, при этом заверение документов у нотариуса, как правило, обходится в сумму около 15-17 тысяч рублей. Кроме того, в случае с увеличением уставного капитала также оплачивается госпошлина 800 рублей. Дополнительно потребуются затраты на перевод, заверение и пересылку документов.

Пример: датская компания «Пиндструп Мосебруг», производитель субстратов (торфяной продукции для сельского хозяйства), ведет дела в России с 2013 года. Датчане приобрели российскую компанию, которая производила торфяную продукцию для тепличных комбинатов, сельскохозяйственных предприятий открытого грунта, ландшафтного озеленения и т.п. Опыт работы российской компании позволил «Пиндструп» быстрее приспособиться к местному рынку, что способствовало существенному росту бизнеса в России.

Читайте также:
Топ-10 отелей Испании «все включено»

3. Открытие филиала или представительства

Филиал и представительство иностранной компании – обособленные подразделения, действующие по указанию головной компании и выполняющие все или часть её функций. Подразделения полностью подчиняются учредившей их компании, по обязательствам отвечает головная компания.

В чем отличие филиала от представительства?

Представительство наделяется минимальным объемом полномочий и не вправе вести предпринимательскую деятельность (ч. 1, 3 ст. 55 ГК РФ). Оно может заниматься только маркетингом и рекламной деятельностью, вести поиск потенциальных партнеров, заключать контракты, разрешать конфликтные ситуаций и пр.

Филиалможет полноценно осуществлять ту же хозяйственную деятельность, что и головная иностранная компания (ч. 2 ст. 55 ГК РФ), т.е. функционал филиалов в принципе такой же, как и у российских компаний.

Преимущества работы через филиал и представительство в России:

  1. Филиалы и представительства могут открывать и закрывать счета в российских и зарубежных банках, заключать сделки, подписывать договоры.
  2. Филиалы и представительства управляются назначаемыми главами/директорами этих обособленных подразделений. Вести бухгалтерскую отчётность одного или нескольких подразделений и сдавать документы в налоговую службу может головная компания, каждый филиал/представительство в отдельности или один из них.
  3. При открытии филиала или представительства иностранная компания будет считаться нерезидентом, и её налогообложение будет регулироваться двусторонним соглашением об избежании двойного налогообложения, если такое заключено между странами.
  4. При аренде офиса филиалом/представительством в России в арендную плату, в соответствии с НК РФ, не включается НДС.
  5. Материальное обеспечение филиалов и представительств осуществляется за счёт имущества и активов головной компании. «Перемещения» такого имущества и активов между головной компанией и филиалами/представительствами происходят внутри самой компании, что гораздо проще, чем, например, в случае с передачей имущества иностранной компании дочерней компании в РФ. Это относится, в том числе и к банковским переводам. Таким образом, иностранная компания сможет более оперативно переводить средства на расходы, связанные с деятельностью в России.

Условия: Для начала работы в России филиалы и представительства проходят процедуру аккредитации, которая длится 25-30 рабочих дней и потребует оплаты госпошлины 120 тыс. рублей.

Филиалы и представительства по существу являются формой присутствия на российском рынке, популярной у среднего и крупного иностранного бизнеса. Обращаясь в эти филиалы и представительства, российские клиенты понимают, что обращаются к представителям известного бренда, чья репутация и надёжность общеизвестны. Для иностранной компании наличие филиала/представительства в России однозначно повышает оперативность при взаимодействии с российскими и иностранными клиентами, работающим в РФ.

Пример: британская компания «Форвард 3Д Лимитед» работает в сфере рекламы и маркетинга. Компания решила сотрудничать с Google и Яндекс в России. Для этих целей был открыт филиал в Москве, и сотрудники, работавшие ранее по российскому направлению в головном офисе в Лондоне, стали на постоянной основе работать в России. Основная работа московского офиса связана с организацией рекламных кампаний в российских социальных сетях, а также российских сегментах международных социальных сетей. Эти процессы напрямую связаны с выявлением общественного мнения для формирования эффективной рекламной стратегии. Наличие филиала «Форвард 3Д Лимитед» в России позволяет осуществлять все эти процессы и взаимодействовать с контрагентами в нашей стране более оперативно. Кроме того, платежи с расчётного счёта филиала в российском банке проходят гораздо быстрее, чем платежи со счёта головной компании.

4. Работа через дистрибьюторов

Работа с дистрибьюторами – оптимальный, экономически целесообразный вариант для иностранных предприятий малого бизнеса. На этом этапе у компании еще нет в России штатных сотрудников и надежных механизмов сбыта продукции. Поэтому иностранная компания обращается к дистрибьюторам, заключает с ними договоры поставки. Компания продаёт свою продукцию дистрибьютору, который затем осуществляет её сбыт на территории России.

Условия: Эта форма работы не требует открытия отдельного юрлица на территории России. Нужен надежный дистрибьютор и юридически грамотный договор поставки, которым стороны будут руководствоваться при своем сотрудничестве. При этом нужно учитывать, что клиентская база не является постоянной, так как дистрибьютор может принять решение о сотрудничестве с другими компаниями, и иностранным инвесторам может понадобиться искать другой выход на российский рынок.

Итак, мы рассмотрели основные формы выхода иностранного бизнеса на российский рынок.

Выбор способа работы зависит от размера бизнеса, намеченных целей, специфики продукции и др. На практике, малый бизнес обычно выбирает для себя работу в России через дистрибьюторов. Средний и крупный бизнес выбирает создание ООО или открытие филиала/ представительства. В мировой практике также используются эти формы ведения бизнеса, поэтому в России для иностранцев правила игры будут понятны.

Читайте также:
Автомобильные музеи Европы

Энциклопедия решений. Филиалы и представительства иностранных юридических лиц

Филиалы и представительства иностранных юридических лиц

Иностранное юридическое лицо, цель создания и (или) деятельность которого имеют коммерческий характер, вправе функционировать на территории России через филиал, представительство со дня их аккредитации, если иное не установлено федеральными законами (п. 3 ст. 4 Федерального закона от 09.07.1999 N 160-ФЗ “Об иностранных инвестициях в РФ”, далее – Закон об иностранных инвестициях).

Филиал иностранного юридического лица, его представительство создаются, открываются, прекращают свою деятельность на территории РФ на основании решения иностранного юридического лица (п. 1 ст. 21 Закона об иностранных инвестициях).

Филиалы и представительства иностранных юридических лиц действует в соответствии с внутренним положением, которое должно содержать следующие сведения (п. 1 ст. 22 Закона об иностранных инвестициях):

– наименование иностранного юридического лица, его организационно-правовая форма;

– наименования филиала, представительства, его организационно-правовая форма;

– местонахождение филиала, представительства на территории РФ;

– адрес места нахождения иностранного юридического лица в стране регистрации;

– цели создания, открытия и виды деятельности филиала, представительства;

– порядок управления филиалом, представительством иностранного юридического лица.

В положении о филиале, представительстве иностранного юридического лица могут быть дополнительно указаны и другие сведения, отражающие особенности их деятельности на территории РФ, если они не противоречат российскому законодательству (п. 2 ст. 22 Закона об иностранных инвестициях).

Руководитель филиала, представительства действуют на основании надлежаще оформленной доверенности от иностранного юридического лица, которая представляется в числе прочих документов вместе с заявлением об аккредитации (пп. 6 п. 7 Порядка аккредитации, внесения изменений в сведения, содержащиеся в государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц, утв. приказом ФНС России от 26.12.2014 N ММВ-7-14/680@).

Иностранные работники могут осуществлять трудовую деятельность на территории РФ при соблюдении требований российского законодательства о правовом положении иностранных граждан (см. подробнее Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”).

При наличии у иностранного юридического лица представителя на территории Российской Федерации сообщения, доставленные по адресу такого представителя, считаются полученными иностранным юридическим лицом (абзац третий п. 3 ст. 54 ГК РФ). По смыслу данной нормы под представителем может пониматься как филиал, так и представительство иностранного юридического лица.

Правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом (абзац четвертый п. 1 ст. 2 ГК РФ).

По общему правилу, уполномоченным органом, осуществляющим аккредитацию, является Федеральная налоговая служба (п. 1 ст. 21 Закона об иностранных инвестициях, абзац второй п. 1, п. 5.3.11 Положения о ФНС, утв. постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506).

Порядок аккредитации установлен приказом ФНС России от 26.12.2014 N ММВ-7-14/681@ и распространяется на все филиалы и представительства иностранных юридических лиц, за исключением кредитных организаций и организаций, осуществляющих деятельность в области гражданской авиации (п. 2 указанного Порядка аккредитации).

Днем аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица признается день внесения соответствующей записи в специальный реестр (абзац второй п. 3 ст. 4 Закона об иностранных инвестициях).

Государственный реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц содержит сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранных юридических лиц, о внесении изменений в записи реестра, прекращении действия аккредитации. Порядок создания, эксплуатации и ведения данного реестра утвержден приказом ФНС России от 26.12.2014 N ММВ-7-14/683@.

Аккредитация филиала, представительства подтверждается свидетельством о внесении записи в государственный реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц (абзац пятый п. 1 ст. 21 Закона об иностранных инвестициях, форма N 15СвФП, утв. приказом ФНС России от 26.12.2014 N ММВ-7-14/681@).

Сведения, содержащиеся в реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц, являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с федеральными законами. Сведения реестра, установленные в приложении N 3 к приказу ФНС России от 26.12.2014 N ММВ-7-14/683@, размещаются в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” на официальном сайте ФНС России (абз. третий и четвертый п. 11 ст. 21 Закона об иностранных инвестициях).

Заинтересованные лица также вправе получить сведения, содержащиеся в реестре, в виде выписки из реестра о конкретных филиале, представительстве иностранного юридического лица или справки об отсутствии запрашиваемой информации. Порядок получения выписки или справки установлен п. 11 ст. 21 Закона об иностранных инвестициях и приложением N 1 к приказу ФНС России от 26.12.2014 N ММВ-7-14/683@.

Иностранные юридические лица, осуществляющие деятельность на территории РФ, подлежат постановке на налоговый учет в установленных законодательством случаях (абзац четвертый п. 1, п. 4 ст. 83 НК РФ, см. также Особенности учета в налоговых органах иностранных организаций, не являющихся инвесторами по соглашению о разделе продукции или операторами соглашения, утв. приказом Минфина России от 30.09.2010 N 117н).

Читайте также:
Работа и зарплата сварщиков в Германии в 2021 году

Со дня прекращения действия аккредитации филиала, представительства иностранное юридическое лицо прекращает деятельность на территории РФ (п. 3 ст. 4 Закона об иностранных инвестициях).

Закон об иностранных инвестициях не распространяется на отношения, связанные с вложениями иностранного капитала в банки и иные кредитные организации, а также в страховые организации (п. 2 ст. 1 Закона об иностранных инвестициях), за исключением норм п.п. 8, 9 ст. 21, устанавливающих полномочия Центрального банка России в сфере аккредитации. Процедуры создания на территории РФ филиалов кредитных и страховых организаций регулируются законодательством РФ о банках и банковской деятельности и законодательством РФ о страховании.

Разъяснения по организации работы с иностранными гражданами и лицами без гражданства с 1 октября 2021 г.

В соответствии с пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 15 июня 2021 г. № 364 «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в период преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в Российскую Федерацию до 15 марта 2020 г. и не имеющие по состоянию на 16 июня 2021 г. законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации, вправе до 30 сентября 2021 г. включительно обратиться в территориальные органы МВД России с составленным в произвольной форме заявлением об урегулировании их правового положения, либо выехать за пределы Российской Федерации.

Иностранные граждане, не воспользовавшиеся данной возможностью, с 1 октября 2021 г., будут считаться незаконно находящимися на территории Российской Федерации и подлежат ответственности в соответствии с действующим законодательством.

С 1 октября 2021 г. полностью прекращает свое действие запрет на принятие в отношении иностранных граждан решений об административном выдворении за пределы Российской Федерации, депортации, реадмиссии, нежелательности пребывания (проживания), не разрешении въезда и сокращении срока временного пребывания.

В период действия остальных положений Указа работа с иностранными гражданами осуществляется с учетом следующих особенностей.

1. На иностранных граждан, урегулировавших свое правовое положение в Российской Федерации до 30 сентября 2021 г., в полной мере распространяется действие Указа, в том числе по приостановлению до истечения 90 суток с даты снятия введенных Российской Федерацией временных ограничений на транспортное сообщение с иностранным государством течения сроков временного пребывания иностранных граждан, сроков постановки на учет по месту пребывания без необходимости совершения действий для их продления.

Перечень иностранных государств, в отношении которых сняты введенные Российской Федерацией временные ограничения на транспортное сообщение (с указанием даты снятия указанных ограничений), до настоящего времени Правительством Российской Федерации не утвержден. В этой связи действие положений Указа до утверждения соответствующего перечня распространяется на граждан всех иностранных государств без исключения.

В обозначенный Указом период иностранные граждане, урегулировавшие свое правовое положение, вправе обратиться с заявлениями о выдаче разрешительных документов для проживания в Российской Федерации. При этом для выезда из Российской Федерации указанной категории иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, по их обращению следует оформлять транзитные визы.

Разрешительные документы на проживание и регистрацию по месту жительства иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации, срок действия которых истекает до 31 декабря 2021 г., считаются действительными до 18 июля 2022 г. включительно.

Сроки временного или постоянного проживания в Российской Федерации иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации, регистрации по месту жительства, а также сроков действия удостоверений беженца и свидетельств о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, которые истекают после 31 декабря 2021 г., возобновляются с 1 января 2022 г. и считаются продленным на 199 дней с даты окончания.

2. В случае, если иностранный гражданин был привлечен к административной ответственности за нарушение режима пребывания (проживания) в Российской Федерации при подаче заявления об урегулировании его правового положения, такое привлечение не должно рассматриваться в качестве основания для вынесения решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию.

3. Относительно порядка оформления иностранным гражданам разрешительных документов на осуществление трудовой деятельности в Российской Федерации, а также их трудоустройства обращаем внимание на следующее.

До конца 2021 года иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию в безвизовом порядке, не утратят права на обращение с заявлением о выдаче (переоформлении) патента без учета требований к установленному сроку подачи документов для его оформления и заявленной цели визита в Российскую Федерацию.

Читайте также:
Филиппинская кухня: как сделать правильный выбор

Право на заключение трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с работодателями или заказчиками работ (услуг) вне зависимости от заявленной цели визита в Российскую Федерацию сохранят иностранные граждане, являющиеся гражданами государств – членов Евразийского экономического союза.

Работодатели или заказчики работ (услуг), имеющие разрешение на привлечение и использование иностранных работников, также смогут обращаться за выдачей (продлением) разрешений на работу иностранным гражданам без учета требований к заявленной цели визита в Российскую

Кроме того, трудовая деятельность иностранных граждан, оформивших

трудовые (гражданско-правовые) отношения в соответствии обозначенным порядком, признается законной и после 31 декабря 2021 г.

Таким образом, для всех иностранных граждан, урегулировавших свое правовое положение, сохраняется возможность оформления до окончания текущего года необходимых разрешительных документов и законного осуществления трудовой деятельности в Российской Федерации на весь период действия таких документов или трудовых (гражданско-правовых) договоров соответственно.

Понятие иностранного юридического лица.

Иностранное юридическое лицо – это юридическое лицо, созданное на территории иностранного государства.

Под юридическими лицами в отличие от физических лиц понимаются обычно такие субъекты права, имущество которых обособлено от имущества его создателей (учредителей, участников). В международном частном праве в отношении юридических лиц применяется понятие личного закона юридического лица.

Согласно третьей части ГК РФ, на основе личного закона юридического лица определяются, в частности, следующие вопросы:

  • правовой статус организации в качестве юридического лица;
  • организационно-правовая форма юридического лица;
  • требования к наименованию юридического лица;
  • вопросы создания, реорганизации и ликвидации юридического лица, в том числе вопросы правопреемства;
  • содержание правоспособности юридического лица;
  • порядок приобретения юридическим лицом гражданских прав и принятия на себя гражданских обязанностей;
  • отношения внутри юридического лица, включая отношения юридического лица с его участниками;
  • способность юридического лица отвечать по своим обязательствам.

Из этого перечня видно, какое значение придается личному закону (иногда применяют термин «личный статут») юридического лица

Каким образом можно определить, закон какой страны будет рассматриваться в качестве личного закона? Это определяется так называемой национальностью юридического лица. Термин «национальность», как и многие термины в области международного частного права, применяется к юридическим лицам условно, в ином смысле, чем он применяется к гражданам. Речь идет об установлении принадлежности юридического лица к определенному государству. В международной практике наряду с определением личного закона юридического лица государственную принадлежность юридического лица («национальность») необходимо установить для того, чтобы знать, какое государство может оказывать дипломатическую защиту таким лицам.

Кроме того, без определения «национальности» юридического лица нельзя будет установить, на какие юридические лица распространяется национальный режим или режим наибольшего благоприятствования, предусмотренный двусторонними договорами о правовой помощи, например, по договорам РФ с Латвией и Эстонией, соглашениями о торгово-экономическом сотрудничестве, о поощрении и взаимной защите капиталовложений, действующими для России в отношении большого числа государств.

Вопрос о критериях определения «национальности» юридических лиц решается по-разному в различных государствах.

Личный закон юридического лица. Критерии его определения. Виды юридических лиц.

Статья 1202. Личный закон юридического лица

1. Личным законом юридического лица считается право страны, где учреждено юридическое лицо.

2. На основе личного закона юридического лица определяются, в частности:

1) статус организации в качестве юридического лица;

2) организационно-правовая форма юридического лица;

3) требования к наименованию юридического лица;

4) вопросы создания, реорганизации и ликвидации юридического лица, в том числе вопросы правопреемства;

5) содержание правоспособности юридического лица;

6) порядок приобретения юридическим лицом гражданских прав и принятия на себя гражданских обязанностей;

7) внутренние отношения, в том числе отношения юридического лица с его участниками;

8) способность юридического лица отвечать по своим обязательствам.

3. Юридическое лицо не может ссылаться на ограничение полномочий его органа или представителя на совершение сделки, неизвестное праву страны, в которой орган или представитель юридического лица совершил сделку, за исключением случаев, когда будет доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать об указанном ограничении.

Прежде всего это критерий инкорпорации – регистрации, или учреждения. Говоря вообще, юридическое лицо имеет соответствующую юридически значимую правовую связь с тем государством, в котором оно занесено в реестр юридических лиц (либо торговый реестр).

Закон Юридического Лица выступает критерий контроля (относящий лицо к правопорядку страны, из которой оно фактически контролируется, управляется), который часто использовался в периоды мировых войн, иногда применяется судами и в современную эпоху благодаря его комплексности, что иногда более предпочтительно, нежели сугубо формальные признаки и основанные на них подходы.

Личный закон (статут) определяет непосредственно правовое положение предприятия (является ли оно юридическим лицом, его правоспособность, порядок совершения сделок, вопросы учреждения, существования и ликвидации). Таким образом, личный закон предполагает определение конкретного государства, которому принадлежит юридическое лицо.

Читайте также:
Сколько лететь до Уфы из Москвы на самолете

Национальность юридического лица означает его принадлежность к конкретному государству и определяется в соответствии с критериями, установленными в стране, суд которой рассматривает возникший спор.

Понятие “личного статута” и “национальности” взаимосвязаны и взаимообусловлены: национальность юридического лица определяет его личный статут, а содержание личного статута зависит от того, какую национальность имеет юридическое лицо. В каждой правовой системе существуют коллизионные нормы, определяющие гражданскую правоспособность (личный статут) юридических лиц.

Различают следующие наиболее распространенные критерии определения национальности:

1. Критерий инкорпорации: юридическое лицо имеет национальность государства, в котором оно зарегистрировано.

2. Критерий оседлости: юридическое лицо имеет национальность государства, где находятся правление или главные органы управления юридического лица.

3. Критерий деятельности: юридическое лицо имеет национальность того государства, в котором оно осуществляет свою деятельность (извлекает прибыль, получает доходы, делает налоговые отчисления).

4. Критерий контроля: юридическое лицо имеет национальность государства, где проживают (или имеют гражданство) учредители данного юридического лица.

Виды юридических лиц

В зависимости от формы собственности:

В данной классификации можно учесть прямую аналогию с принятым зарубежным делением:

юридические лица публичного права

юридические лица частного права

В зависимости от целей деятельности:

По составу учредителей:

Юридические лица, учредителями которых являются только юридические лица (союзы и ассоциации)

Только государственные (унитарные предприятия)

Любые субъекты гражданского права (все остальные юридические лица)

По характеру прав участников выделяют организации:

на имущество которых учредители имеют право собственности или иное вещное право (государственные и муниципальные предприятия, а также учреждения)

в отношении которых их участники имеют обязательственные права (хозяйственные товарищества и общества, кооперативы)

в отношении которых их участники не имеют имущественных прав (общественные объединения, религиозные организации, фонды и объединения юридических лиц)

В зависимости от объема вещных прав организации выделяют юридические лица, обладающие правом:

оперативного управления на имущество (учреждения, казённые предприятия)

хозяйственного ведения (государственные и муниципальные предприятия, кроме казённых)

собственности на имущество (все другие юридические лица)

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КРИТЕРИЯ «ИНОСТРАННОЕ ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО»

Государство вступает в правоотношения с самыми различными субъектами права, в том числе с иностранными юридическими лицами, международными хозяйственными организациями или даже с отдельными иностранными предпринимателями. В настоящее время на российские рынки выходят крупные транснациональные компании стран Азии, Америки, Европы в сфере высоких научных технологий, телекоммуникации, энергетики, авиастроения, транспорта и т.д. Глобализация и интеграция все чаще привлекает на российский рынок иностранные компании, которые осуществляют деятельность не только в своей стране, но и за ее пределами, например, в сфере развития сотрудничества в мирном использовании атомной энергии, можно указать страны Южной Америки (Чили, Бразилия) и Юго-Восточной Азии (Индия).

Юридические лица создаются и приобретают правовой статус на территории определенного государства, однако «бизнес», не ограничивается государственной границей и может распространяться на территорию других стран. Они вправе заключать договора с иностранными партнерами и осуществлять внешнеэкономическую деятельность, поэтому здесь важно определить некий критерий национальности юридического лица или его личный закон «принадлежности». В данном аспекте проблема критерия на основе признака национальности, позволяет государству в определенной степени регулировать допуск иностранного капитала и устанавливать правовой режим в отношении деятельности иностранных инвесторов.

В каждой правовой системе существуют свои способы определения национальности и содержатся различные коллизионные нормы, закрепляющие гражданскую правоспособность (личный статут) юридического лица. В п. 1 ст. 25 Закона Италии «Реформа итальянской системы международного частного права» от 1995 г. № 218, указано: «общества, товарищества, ассоциации, фонды, а также любые другие правовые образования, как открытые, так и закрытые, даже если они не обладают характером юридического лица, регулируются правом страны, на территории которой был завершен процесс их учреждения. Однако в случае, когда орган управления таких правовых образований находится в Италии или когда их основная деятельность осуществляется на территории Италии, применению подлежит итальянское право» [4].

Безусловно, личный закон юридического лица является основной коллизионной привязкой при определении правового положения, так как устанавливается государственная принадлежность лица и решается вопрос его статута: является ли организация юридическим лицом, когда возникает и прекращается его пра- воспособность, как создается, реорганизуется и ликвидируется данное юридическое лицо. При этом нужно заметить, что критерий «национальности» по отношению к юридическим лицам применяется лишь относительно, чем к гражданам. По данному поводу Ж.-П. Нибуайе утверждал, что принадлежность к той или иной национальности может быть только у физического лица, так как она определяется психическим укладом, национальным характером. Немцем, французом, итальянцем может быть только живой человек, но не юридическое лицо. С его точкой зрения, не согласен А.М. Ладыженский, полагавший, что юридические лица имеют гражданство, и установить его зачастую бывает чрезвычайно важно [6, c. 264]. Не редко в научных исследованиях отмечается что, вопросы набора характеристик, достаточных для того, чтобы хозяйствующий субъект мог считаться международным юридическим лицом, закрепления и реализации специального правового статуса таких лиц, определения права, подлежащего применению при регулировании их деятельности, являются спорными и до конца не решенными даже в теории международного частного права [8, c. 83].

Читайте также:
Где находится аэропорт: в Адлере или в Сочи

Рассматриваемый нами критерий национальности, лишь общее понятие, которое не в состоянии раскрыть «де-юре» принадлежность юридического лица к определенному государству, и соответственно, решить возникшую проблему «де-факто». В тоже время, доктриной международного частного права признано, что отдельные категории субъектов права, такие как юридические лица, подчиняются национальным законам, то есть законам государств, к которым они принадлежат, а критерии, определяющие принадлежность юридического лица, сформировались в коллизионные привязки, которые отвечают на вопрос: право какого государства, подлежит применению для определения правового положения юридического лица. В соответствии с гражданским законодательством юридическое лицо, зарегистрированное на территории РФ, будет подчиняться нормам российского права (ст. 1202 ГК РФ). В других странах, Голландии, Польше, Беларуси национальность юридического лица определяется по месту учреждения, а в Германии, Франции, Бельгии, Испании – по месту оседлости, под которым понимается место нахождения штаб-квартиры или административного центра [1, c. 47]. Таким образом, для развития международного сотрудничества, определение применимого к юридическому лицу права, является крайне важным.

Отсутствие единых четких критериев, а также наличие различных коллизионных привязок в законодательстве стран, регулирующих практику международных частных правоотношений, приводит к необходимости утверждения общих принципов определения национальности юридических лиц, на межгосударственном уровне. Существование «коллизии» обусловлено наличием в законодательстве разных государств таких коллизионных норм, которые имеют одинаковый объем и разные коллизионные привязки. В частности, правоспособность юридических лиц определяется в одних странах по закону страны, в которой данное лицо имеет свою оседлость, а в других – по закону страны, на основании которого юридическое лицо было образовано и зарегистрировано. В Российской Федерации коллизионный вопрос о критериях определения национальности юридических лиц решается неоднозначно, и закрепляются нормой, определяющей личный статус юридического лица, в частности, его правоспособность. В практике европейских государств также широко применяется и критерий контроля: юридическое лицо имеет национальность того государства, где проживают (или имеют гражданство) учредители данного юридического лица. В международных договорах могут предусматриваться иные критерии или сразу несколько критериев определения личного закона юридического лица.

Таким образом, приходится констатировать, что в науке до настоящего времени, не достигнуто единство взглядов относительно определения критерия иностранного юридического лица. В. М. Корецкий ссылается на то, что все критерии «равно хороши, ибо каждый из них освещает одну сторону проблемы. Все они равно недостаточны, ибо стараются охватить явление в целом, под непременным условием подведения всех случаев под одну категорию» [5, c. 258].

Деятельность иностранного юридического лица во многом зависит от страны, где находятся его административные органы, поэтому в качестве критерия и принципа национальности юридического лица, зачастую признают место постоянного нахождения административно-исполнительного органа. Так, Гражданский кодекс Литвы определяет гражданскую правоспособность иностранного юридического лица в соответствии с законами государства, на территории которого фактически имеется местонахождение юридического лица (его правление или дирекция и т.д.) [2].

В соглашении о взаимном поощрении и взаимной защите капиталовложений, между ФРГ и Италией, использован только критерий местонахождения [7]. Согласно ст. 110 Закона Бельгии от 16 июля 2004 г. «О Кодексе международного частного права», юридические лица регулируются правом государства, на территории которого они имеют свое основное предприятие со времени инкорпорации. Если иностранное право отсылает к праву государства, в соответствии с которым юридическое лицо было создано, то последнее подлежит применению [3].

Важным фактором определения правового статуса иностранного юридического лица в международном частном праве, является прямое воздействие, с одной стороны, национального права государства, а с другой государства, на территории которого оно действует или предполагает действовать, т.е. территориальный закон.

Учитывая вышесказанное, представляется, что критерий национальности не может быть принят как единственный критерий при определении личного статута юридического лица. Применение этого критерия может быть оправдано, если он применяется не самостоятельно, а наряду с другими критериями, например, места осуществления основной деятельности или нахождения исполнительного органа.

Список литературы

1. Ануфриева Л.П. Иностранные юридические лица: правовое положение в России // Российская юстиция. 2011. № 2.

2. Гражданский кодекс Литвы от 18 июля 2001 г // СПС Консультант Плюс.

Читайте также:
Топ лучших стран для посещения в сентябре в 2021 году

3. Закон Бельгии от 16 июля 2004 г. «О Кодексе международного частного права» // СПС Консультант Плюс.

4. Закон Италии «Реформа итальянской системы международного частного права» от 1995 г. // СПС Консультант Плюс.

5. Корецкий В.И. Очерки англо-американской доктрины и практики международного частного права // Избранные труды. Том 2. Часть I. Международное частное право. Киев, 2009.

6. Ладыженский А.М. Теории национальности юридических лиц в международном частном праве // Советский ежегодник международного права. М., 2005.

7. Международное частное право. Иностранное законодательство. М., 2001.

8. Седова Ж.И. Международное юридическое лицо: особенности правового регулирования специального статуса // Арбитражная практика. 2002. N 1.

Понятие и правовой статус юридического лица

Проблема правового статуса юридических лиц в России сегодня очень актуальна. Связано это с непрерывным ростом рыночной экономики, модернизацией институтов собственности и освоением новых хозяйственных форм. В нашей статье будет дана подробная характеристика основным элементам правового статуса юридического лица.

Юр. лицо в России: понятие и сущность

В гражданском обороте юридические лица принимают наиболее активное участие. Согласно статье 48 ГК РФ, юр. лицом называют организацию, имеющую в собственности обособленное имущество и отвечающее по своим обязательствам. Известно, что такие организации могут приобретать и реализовывать имущественные и личные неимущественные полномочия, а также исполнять обязанности и нести за них ответственность.

Основными атрибутами любого российского юр. лица будет наличие печати, документа о государственной регистрации и открытого расчетного счета в банковской организации. Однако это лишь внешние элементы, дающие наиболее общие представление о субъекте гражданских правоотношений. А что можно сказать о правовом статусе юридического лица? Какие признаки характерны для организаций рассматриваемого типа? Во-первых, это формальное единство. Лицо считается юридическим лишь в том случае, если у него есть устав, учредительная документация и специальное положение. Во всех этих бумагах должны быть четко обозначены цели, задачи организации, ее сущность и структура. Во-вторых, у организации должно быть обособленное имущество. По нему юр. лицо несет ответственность и исполняет свои обязанности. Наконец, в-третьих, любое юридическое лицо обязано выступать в гражданском обороте от своего имени.

Коммерческая и некоммерческая деятельность

Понятие правового статуса юридического лица содержит в себе разделение на коммерческие и некоммерческие виды деятельности. Согласно пункту 1 статьи 48 ГК РФ, организация может приобретать и реализовывать от своего имени права имущественного и личного неимущественного характера. Приоритет отдается первой или второй группе полномочий. От этого и будет зависеть конечный статус юр. лица.

Под коммерческой организацией понимается лицо, которое ставит цель извлечь максимальную прибыль из своей деятельности. У такого лица есть четко определенная организационно форма и фирменное наименование. Вся прибыль распределяется между участниками организации, при этом все члены задействованы в управлении юр. лицом. Организации коммерческого типа могут создаваться в виде кооперативов, унитарных предприятий и товариществ.

Некоммерческое юр. лицо, напротив, не имеет своей целью извлечение прибыли. Все заработанные финансы поступают на благотворительность или улучшение организации. Как правило, некоммерческий характер имеют спортивные, научные, образовательные, культурные и прочие инстанции.

Как тогда определяется правовой статус юридического лица? Все зависит от типа деятельности, которую реализует организация.

Гражданско-правовой статус юридического лица

Органы могут классифицироваться по трем правовым группам. Так, они могут выступать в качестве субъектов гражданского, административного и конституционного права. Как субъекты конституционной сферы отношений, юр. лица обладают наиболее общими правами и обязанностями. Это, например, направленность на развитие прав и свобод человека, свобода экономической деятельности и многое другое. В Гражданском кодексе статус юр. лиц раскрыт чуть подробнее.

Как субъекты гражданских правоотношений организации обладают правосубъектностью – важнейшим компонентом юридического статуса. В правосубъектность включаются полномочия, обязанности, правовые гарантии и элементы ответственности организаций. Во многом статус организаций зависит от направления их деятельности. Так, некоммерческая инстанция будет сильно отличаться от коммерческой – начиная от формирования и реализации деятельности, и заканчивая порядком ликвидации. О понятии правоспособности стоит чуть подробнее рассказать далее.

Понятие правоспособности юридических лиц

Что представляют собой элементы правового статуса юридических лиц? Специалисты в области права называют здесь полномочия, обязанности, ответственность и гарантии прав. Из всего этого складываются три важнейших компонента любого субъекта гражданских правоотношений: это правоспособность, дееспособность и деликтоспособность. Данные элементы складываются в правосубъектность. Как все это соотносится с юридическим лицом?

В статье 49 российского Гражданского кодекса определяется правоспособность юр. лица. Согласно закону, правоспособностью называется возможность осуществлять гражданские права и нести обязанности. Данный процесс может быть общим и специальным. Общая правоспособность – это реализация любых обязанностей и полномочий, которые, однако, не противоречат актуальному законодательству. Специальная правоспособность – это наличие у лица таких прав, которые соответствуют целям его деятельности и зафиксированы в законе.

Читайте также:
Где лучше отдыхать: Хургада или Шарм-эль-Шейх?

Все коммерческие юр. лица имеют общую правоспособность. На это не влияет даже конкретный вид деятельности, закрепленный в уставе. Некоммерческие же организации обязаны прописывать в уставе свои цели и задачи, на основе которых будет выстраиваться правоспособность.

Таким образом, правоспособность организаций как субъектов гражданского процесса определяется совокупностью обязанностей и полномочий, которые составляют правовой статус юридического лица.

Понятие административно-правового статуса юридических лиц

Разобравшись с конституционным и гражданским статусом организаций, стоит уделить внимание административной сфере. Какое место здесь занимают юридические лица?

Административно-правовым статусом организаций называется совокупность обязанностей и полномочий, которые реализуются за счет совершения следующих действий:

  • формирование управленческого органа;
  • создание организации по решению собственника либо по решению трудового коллектива;
  • получение разрешения на занятие отдельными видами деятельности;
  • государственная регистрация организации в местном органе государственной власти;
  • ведение статистической и бухгалтерской отчетности;
  • определение круга полномочий государственных органов в отношении юридического лица.

Административно-правовой статус организаций, таким образом, складывается из представленных компонентов. Здесь же следует выделить основные гарантии прав:

  • запрет на государственное вмешательство в деятельность организаций (за исключением случаев, определенных законом);
  • защита имущества;
  • недопущение монополий;
  • запрет на нецелесообразный отказ в регистрации организации.

Для удобства применения административных норм все организации делятся на государственные (федеральные и региональные), муниципальные (районные, городские, сельские и прочие), и частные.

Таким образом, административный статус организаций регулирует вопросы безопасности и качественного осуществления законных функций.

Иностранные юридические лица

Правовой статус организаций, расположенных за рубежом, несколько отличается от правового статуса отечественных юридических лиц. В данном случае немалую роль играет международное частное право – то есть внутреннее законодательство, осложненное иностранными юридическими элементами. При этом закон исходит из права страны, в которой расположена сама организация. Следует обратить внимание на Конвенцию “О правовой помощи странам СНГ” от 1993 года, в которой указано, что правоспособность юридических лиц определяется законодательством страны-попечителя организации. Естественно, иностранное юридическое лицо не должно нарушать норм и правил Российской Федерации, иначе на нее будут возложены санкции.

Согласно российским законам, иностранные организации имеют возможность без государственного разрешения совершать любые легальные сделки. Касается это и сферы внешней торговли. Более того, зарубежные организации, расположенные в России, имеют право на защиту своих прав в судебных инстанциях.

Государство готово поддерживать иностранных юридических лиц, хорошо проявивших себя на мировом рынке. С зарекомендовавшими себя организациями могут заключаться крупные договоры и сделки.

Порядок формирования юр. лица

Решение об учреждении организации принимается учредителями. Учредитель может быть и один, в этом случае он принимает все решения единолично. Создается устав, который утверждается государственным органом. В учредительной документации прописываются сроки, способы и порядок создания лица, а также размеры имущества.

Важным этапом в процессе формирования юридического лица является регистрация в государственных органах. Учредители подают представителям власти всю необходимую документацию, которая тщательно проверяется на предмет нарушений. По итогу сведения об организации вносятся в единый реестр юр. лиц. В регистрации могут и отказать, если нарушения все же будут обнаружены.

Какими бывают учредительные документы? Независимо от типа юридического лица, самым важным документом здесь является устав. Если же речь идет о товариществе, то необходим будет учредительный договор. Основным документом государственных корпораций будет Федеральный закон “О госкорпорациях”.

Что должен содержать в себе устав юридического лица? Во-первых, это сведения об организационно-правовой форме инстанции. Сюда вносятся данные о месте нахождения лица, его наименовании, количестве учредителей и т. д. Во-вторых, это информация о порядке управления деятельностью граждан, состоящих в организации.

Таким образом, нормы о процессе формирования организации составляет важнейшую часть правового статуса юридического лица.

Реорганизация и ликвидация организации

Форма юр. лица может быть изменена разными способами. Первый вариант реорганизации именуется слиянием. В данном случае происходит соединение двух или более организаций в одну. Новая инстанция становится правопреемником. Исходные юридические лица утрачивают свою деятельность.

Второй вариант – присоединение. Его не следует путать со слиянием, хотя сами процессы похожие. В случае с присоединением происходит передача прав и обязанностей от лица, прекратившего деятельность, к другому, действующему лицу.

Разделение является третьим вариантом преобразования организации. В данном случае одно юридическое лицо ликвидируется, но за счет него создается два или более новых инстанций с исходными правами. Похожим процессом является выделение. Однако в этом случае реорганизуемое лицо не ликвидируется, а лишь передает часть своих обязанностей и полномочий вновь созданным инстанциям.

Читайте также:
Трасса Р257 (М-54) "Енисей" Маршрут проложить

Последней формой реорганизации является преобразование. У организации меняется форма, а вместе с ней и особенности правового статуса. Юридическое лицо, созданное вместо исходной инстанции, берет на себя лишь часть старых полномочий.

Ликвидация юридических лиц возможна двумя путями: по решению суда и по собственному желанию учредителей. Судебное постановление выносится в ответ на иск государственного, муниципального или локального органа. Основными причинами могут быть нарушение закона, неправильно оформленная документация, несоответствие осуществляемой деятельности установленным в законе целям и т. д.

Коммерческие организации

Качественно ознакомиться с правовым статусом предпринимателей-юридических лиц поможет характеристика каждого вида коммерческой организации. Сразу следует отметить, что все элементы правоспособности вполне могут быть применимы к организациям, направленным на получение прибыли. Это значит, что коммерческое юр. лицо может вмещать в себя имущественную обособленность, организационное единство, гражданскую ответственность и представительство в суде. Все эти критерии применимы для товариществ, обществ, кооперативов и унитарных предприятий.

В статье 66 ГК РФ говорится о том, что хозяйственным товариществом называют инстанцию, имущество которого разделено на доли учредителей. Все доли составляют уставной капитал. Товарищества могут быть полными и коммандитными (временными). Существуют товарищества на вере, участники которого несут риск убытков друг за друга.

Фермерские хозяйства могут иметь правовой статус физических или юридических лиц. В первом случае создается форма индивидуального предпринимательства, которое, однако, ограничено некоторыми рамками. Хозяйство как юридическое лицо действует на основе устава и права собственности. Члены организации несут субсидиарнную ответственность.

Общества являются вторым типом коммерческой организации. Они могут быть открытыми, закрытыми и акционерными. В последнем случае имущество юр. лица разделено на акции, которые могут быть простыми и привилегированными.

Производственные кооперативы именуются также артелями. Члены таких обществ занимаются производством, переработкой, сбытом промышленности и прочими работами на добровольной основе. За имущество кооператива участники несут общую ответственность.

Последней коммерческой инстанций являются унитарные предприятия – государственные или муниципальные. Особенность их заключается в том, что все имущество носит неделимый характер, а потому не может быть разделено на паи, доли и т. д.

Некоммерческие организации

Организации, основной целью которых не является извлечение прибыли, значительно отличаются от коммерческих инстанций. Правовое регулирование статуса юридического лица некоммерческого типа осуществляется в зависимости от формы и направления деятельности.

Самой частой формой некоммерческой организации является потребительский кооператив – инстанция, основанная на добровольном членстве, созданная в целях удовлетворения материальных или духовных потребностей. Все заработанные финансы идут на совершенствование организации.

Остальные формы не похожи друг на друга: это общественные и политические движения, религиозные объединения, казачьи общества, адвокатские и нотариальные палаты, малочисленные народы, благотворительные фонды и многое другое. Особенностью всех этих инстанций является некоммерческая направленность.

Иммигранты и американская нация, ассимиляция в общество

Вопрос об иммиграции в США представляет собою значительную часть вопроса о формировании американской нации. Население свое, за исключением коренных жителей, индейцев, страна еще с колониального периода черпала в Европе, среди эмигрантов разных национальностей. Американская нация возникла в конце XVIII в., в период революционной войны за независимость, ню в этническом отношении тогда образовалось только ее ядро. Язык юной нации был английским, культура, обычаи, право являлись в основном продолжением английских, однако в людском составе нации английский элемент был только главным, но отнюдь не единственным. Американская нация продолжала развиваться и в этническом отношении складываться на протяжении последующих исторических периодов, пополняясь новыми разнородными элементами, которые перемешивались между собою.

Образование американской нации

Все нации слагались в свое время из более или менее разнообразных этнических элементов, но у наций и народов американского материка этот процесс происходил в течение последних 4—5 веков и не закончился еще и поныне. Для этого периода, особенно для двух последних столетий, в изобилии имеются письменные и иные источники, современная стадия процессов может изучаться посредством наблюдения. Все это значительно облегчает исследование, так что американский материк можно считать более или менее современной лабораторией этногенеза. Нация США отличается в этом отношении особым разнообразием вошедших в нее элементов.

Период гражданской войны и ее кануна можно считать решающим для этнического складывания американской нации. Иммиграция, струя которой после окончания наполеоновских войн все усиливалась, к середине века превратилась в бурный поток. За десятилетие, предшествовавшее гражданской войне, она выросла почти вдвое. Накануне войны иммигранты первого поколения составляли 13—14% населения. На этом уровне и держалась доля иммигрантского населения США шесть десятилетий — до практического запрещения иммиграции законом. По количеству вновь прибывших иммиграция последующих лет превышала иммиграцию кануна гражданской войны, но никогда она не была столь значительной по отношению к наличному населению. Ни раньше, ни позже население США не обновлялось в такой степени и за столь короткий срок благодаря притоку иммигрантов.

Читайте также:
Где лучше отдыхать в Австралии летом и зимой?

Если рассматривать это движение как эмиграцию из Европы, то окажется, что оно, как уже говорилось выше, порождено эпохой европейских революций 1848—1849 гг. Таким образом важнейший период иммиграции в США лежит между периодом революций 1848—1849 гг. в Европе и второй американской революцией. В этот период происходило быстрое развитие капитализма в США, завершался промышленный переворот. В крупнейших городах страны иммигранты составляли больший процент населения, чем когда-либо после. Накануне буржуазно-демократической революции иммигранты являлись важнейшим формообразующим в социальном отношении элементом американской нации. Быстрота же развития капитализма ускорила, по ленинскому выражению, «перемалывание национальных различий» в стране.

Ассимиляция иммигрантов в американскую нацию

Главными этническими элементами иммиграции 50 — 60-х годов являлись ирландцы и немцы. Остальные национальные группы были значительно меньше. Ассимиляция всех этих групп означала и их влияние на окружающее население, но преобладающим оказывалось влияние уже сформировавшейся американской нации на новые этнические элементы, почему, быть может, термин «ассимиляция» в этом случае точнее термина «интеграция».

Ассимиляция облегчалась тем, что ни одна этническая группа не составляла большинства в определенном районе. Это ускоряло и физическое смешение и взаимодействие культур. В американской культуре, как и в американской нации, переплетались различные этнические элементы и традиции. В 50-е годы прошлого века «Нью-Йорк дейли трибюн» уже могла писать об «этом огромном сплаве, называемом американским народом». И в тот же период противник «незнаек» язвительно замечал: «Я думаю, что и католики и «иностранцы» вошли как существенные элементы в наш американизм».

Социальная и культурная ассимиляция следующих после гражданской войны поколений иммигрантов происходила уже несколько иначе, потому что ее определяли другие условия, иная стадия общественного развития. Такого действия на развитие американской нации, как иммиграция переломного периода второй революции, она оказать не могла. Но общие закономерности остались, и одна из них — утрата иммигрантами национальных особенностей, начиная с языка и кончая народными преданиями. Современный исследователь фольклора, например, приходит к выводу, что «фольклор иммигрантских групп в американской жизни быстро исчезает».

Ассимиляция зависит от взаимодействия данной народности с окружающим ее населением, от условий, которые эта народность встречает в стране иммиграции, от той исторической обстановки, которую она в этой стране застает, от взаимного влияния исторически сложившихся у данной народности черт и этой обстановки.

Быть может, разницей в уровне социально-экономического развития страны эмиграции и страны иммиграции можно объяснить единственное существенное различие между иммиграцией «старой» и «новой». Иммигранты конца XIX и начала XX в. выталкивались из Европы теми же, примерно, процессами, что и переселенцы рассматриваемого в настоящей работе периода. Но они уезжали из отсталых по тому времени стран, а США после гражданской войны быстро двинулись вперед в капиталистическом развитии и вступили в период империализма. Разница и соответственно перестройка оказались гораздо более значительными, и в этом, а не в расовых и этнических особенностях (столько обыгрывавшихся буржуазно-националистической пропагандой), заключается принципиальное отличие между иммиграцией рубежа XX в. и иммиграцией середины XIX в.

17-й съезд компартии США определил американскую нацию как «исторически возникшее национальное образование, сплав (amalgam) более или менее различных национальностей». Сплав этот и до наших дней не затвердел. С точки зрения этногенеза американская нация сравнительно молода, и еще можно, как при геологическом исследовании, проследить образующие ее «пласты». Хотя массовой иммиграции в США уже 30 лет не происходит, ассимиляция прежних поколений иммигрантов и слияние всех этнических элементов далеко не завершены. При всей противоречивости этого процесса, при мучительности его для участников, при национальной дискриминации, которая сопровождает все антагонистические общественные формации, он исторически прогрессивен. Ленин писал об ассимиляции в США: «Штат Нью-Йорк походит на мельницу, перемалывающую национальные различия. И то, что в крупных интернациональных размерах происходит в Нью-Йорке, происходит также в каждом большом городе и фабричном поселке.

Кто не погряз в националистических предрассудках, тот не может не видеть в этом процессе ассимиляции наций капитализмом величайшего исторического прогресса.

Далее Ленин указывал: «Остается та всемирно-историческая тенденция капитализма к ломке национальных перегородок, к стиранию национальных различий, к ассимилированию наций, которая с каждым десятилетием проявляется все могущественнее, которая составляет один из величайших двигателей, превращающих капитализм в социализм».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: