Храм Ники Аптерос (Ники Бескрылой) в Афинах: фото

Храм богини Ники Аптерос в Афинском Акрополе

Исторические памятные храмы, расположенные на Акрополе и дошедшие до сегодняшних дней, были созданы за несколько столетий до нашей эры. Греческие полисы, окончательно объединили усилия в сражении против персов, что помогло им одержать долгожданную победу. Во главе морского союза стояли Афины.

Представителями каждого города-государства было принято решение о необходимости выделения денежных средств из казны, учреждённой новым политическим образованием, на восстановительные мероприятия разрушенных храмов. Греки пришли к выводу, что выстроить их заново намного проще, чем попытаться воссоздать былое величие античных достопримечательностей.

  • 1 Архитектурное описание храма
  • 2 Значение храма Ники Аптерос в Древней Греции
  • 3 Строительство храма
  • 4 Необычная история названия храма
  • 5 Храм Ники Аптерос в наше время

Архитектурное описание храма

Храм Ники Аптерос на Акрополе считают самым странным сооружением всего храмового комплекса. Особенностью строения можно считать ворота, которые расположены не перед зданием, а за ним.

Храм Ники Аптерос выполнен в ионическом стиле, который в своё время считался достаточно модным. Воздушность храма подчёркивают стройные и неутяжеляющие колонны. На фризовых выступах можно обнаружить изображения некоторых эпизодов из продолжительного боевого противостояния эллинов и персов. Там же находились и изображения богов с Олимпа. В XIX веке во время раскопок учёные нашли несколько гранитных плит, изображающих богиню Нику.

Около 15 лет назад на Акрополе провели восстановление храма.

Значение храма Ники Аптерос в Древней Греции

Главное место в комплексе на горе Акрополь отводилось храму Девы Афины. Добраться до Парфенона, как нередко именуют это строение, представлялось возможным через Пропилеи.

Свободная пространная лестница, выполненная из дорогого мрамора, и колонны классического античного стиля завершали данную часть композиции.

При этом Храм Ники Аптерос шел вразрез с основным симметричным виденьем архитектурного проекта.

Довольно странным можно считать тот факт, что древнегреческие архитекторы, всегда соблюдавшие пропорции и равновесие, при создании храмового комплекса решили отойти от своих традиционных принципов.

Объяснение этому можно найти легко, учитывая, что предопределяющим фактором использования Акрополя было поклонение всевышним языческим богам. При разработке проекта строители ставили перед собой главную задачу – оставить целевое обрядовое предназначение.

Панафинейское торжество, проходящее ежегодно, было посвящено богине Афине. Святилище было конечным пунктом праздничного шествия, завершало которое запланированное жертвоприношение.

Строительство храма

В конце V столетия на этом месте были начаты строительные работы по возведению нового здания — храма Ники Бескрылой. Архитектору Калликрату поручили оформление проекта и разработку плана будущего здания. Зодчий был соратником специалиста Иктина, задействованного в процессе возведения Парфенона.

Через шесть лет был возведен храм Ники Аптерос. Однако название, определяющее данную достопримечательность древних эллинов, прикрепилось за зданием спустя несколько веков. Оно означает Ника Бескрылая.

Необычная история названия храма

Греческий географ Павсаний, который, по сути, стал автором названия храма, имеет единственный труд, описывающий Элладу с одноименным названием. Эта работа является настоящим путеводителем по древней античной земле и содержит личные впечатления и воспоминания географа.

Вероятнее всего, Павсаний, посещая Акрополь, по ошибке принял за статую Ники одну из трёх работ Фидия, расположенных в храмовом комплексе.

По традиции, богиню Афину изображали воинственной женщиной с такими обязательными атрибутами, как меч и шлем. Увидев простой женственный образ, Павсаний именно его принял за знаменитую богиню победы.

Он посчитал, что так и должна выглядеть Ника, желающая только мира, добра, уставшая от несправедливости и войн. Тем более у статуи не было крыльев, что также соответствовало названию бескрылой Ники Аптерос.

Он вообразил и рассказал красивейшую историю о том, что афиняне создали образ для того, чтобы победа никогда не покидала их. При этом, в древнегреческой мифологии она всегда имела крылья.

Читайте также:
Автобусы в Германии - самый пунктуальный транспорт в Европе

Нику изображали вместе с Зевсом или Афиной, и крылья за спиной были её обязательным незаменимым элементом.

Примером является Ника Самофракийская. Скульптура, имеющая всемирную славу, располагается в Лувре.

Отсюда следует, что созданное строение посвящали Афине-победительнице. К тому же, в свете последних событий и торжества над персами, это было весьма логично.

Афина обладала многими именами, как и все древнегреческие боги. Среди них Паллада, Промахос, Полиада и Парфенос.

Афину считали покровительницей брака, материнства, целительства, магии, ремёсел и многого другого. Будучи истинным воплощением мудрости и зрелости, главными символами, сопровождающими богиню, была змея и сова.

При этом, миссией Афины было покровительство военным сражениям и обязательному наступлению победы. Ника была спутницей богини, оповещающей других богов о наступлении победы.

Храм Ники Аптерос в наше время

Сегодня полюбоваться храмом Ники Аптерос можно практически из всех точек Афин. Вечером, когда загорается дополнительное освещение, кажется, будто таинственный Храм Ники Аптерос выглядел много столетий назад именно так и ничего не изменилось.

Храм Ники Аптерос – храм победителей

В юго-западной части Акрополя, справа от Пропилей, находится небольшой изящный храм, выстроенный в ионическом стиле. Это храм Афины-Победительницы, первое ионическое здание в Афинах. Более известное название этого святилища – храм Ники Аптерос, Ники Бескрылой.

Происхождение названия

Своё общеупотребительное имя храм получил во II веке н. э. Древнегреческий писатель и географ Павсаний, посетивший Афины и рассказавший о них в своём фундаментальном труде «Описание Эллады», принял стоявшую в центральном помещении святилища статую Афины, представленной вразрез с традицией не в традиционном полном вооружении, за статую Ники. Ввело писателя в заблуждение и название храма – Афины-Ники, Победительницы.

Произошло это через 500 лет после постройки здания, и ошибка Павсания осталась неисправленной. Для объяснения нетрадиционного изображения Ники без крыльев Павсаний придумал легенду, что афиняне намеренно нарушили обычай. Время сооружения святилища – период высшего подъёма могущества Афин, которые никогда не оставляла Победа. Чтобы Ника и впредь не покидала город, её изобразили бескрылой.

Подтверждением того, что нынешнее название объясняется именно заблуждением, являются находки частей мраморной балюстрады храмовой площадки, на которых Ника изображена с крыльями.

История постройки

Храмовый ансамбль Акрополя возводился по единому плану, однако храм Ники Аптерос выпадает из общей схемы. Более того, он вообще находится за пределами крепости. Это заставило учёных предположить, что здание было возведено на месте более раннего святилища. Раскопки, при которых обнаружили остатки древних культовых сооружений, позволили восстановить историю храма.

В микенскую эпоху на юго-западном выступе скалы Акрополя было построено укрепление, позднее перестроенное в настоящий бастион – Пиргос. Отсюда можно было обстреливать единственный вход в цитадель. На территории укрепления установили алтарь Ники, вокруг которого позднее возвели святилище. Здесь афиняне развешивали свои военные трофеи и приносили благодарственные жертвы богам.

В VI в. до н. э., в эпоху династии Писистратидов, на месте древнего святилища был выстроен новый храм в честь Афины. Однако в 480 году до н. э. здание было полностью разрушено персами царя Ксеркса, которые заняли оставленные жителями Афины и сожгли все деревянные постройки Акрополя.

После изгнания захватчиков из Эллады и переноса военных действий на территорию Персии Афины вступают в период своего наивысшего расцвета. Это было время правления Перикла, которого многие историки считают величайшим политическим деятелем Древней Греции. Стоявшая во главе общеэллинского антиперсидского союза Афинская морская держава распоряжалась средствами членов союза. Большую часть этих денег Перикл тратил на укрепление афинского флота, однако огромные средства расходовались на возвеличивание Афин, прежде всего путём масштабного строительства.

Читайте также:
Карлов мост в Праге - что нужно знать туристам

Строительством храма Ники Аптерос велось под руководством Калликрата – одного из двух, наряду с Иктином, «архитектурных отцов» Парфенона. Проект здания был утверждён народным собранием Аттики в 449 г. до н. э., однако само строительство началось значительно позже. Достоверно известно лишь, что в 421 году до н. э. работы уже были закончены.

Архитектура храма

Храм Ники представляет собой амфипростиль – тип здания с двумя фасадами. Расположение здания выбрано очень удачно – один фасад обращен к входу в Акрополь, а второй – внутрь цитадели, к Парфенону. Каждый фасад украшен четырьмя колоннами ионического ордера. Всё здание стоит на трёхступенчатом основании, размеры верхней площадки которого – 8 х 5,4 м.

Хотя колоннада храма в целом выполнена в ионическом стиле, который считался женственным, Калликрат несколько изменил пропорции колонн, приблизив их к воинственному дорическому типу, напомнив тем самым о характере Афины-воительницы. Строгие черты дорического стиля позволили архитектору достигнуть примечательной гармонии с обрамлённым колоннами входом в Акрополь, Пропилеями, над которыми расположен храм Ники Аптерос.

На трёх сторонах фриза храма были расположены рельефные изображения сражений греков с персами, на четвёртой – собрание богов Олимпа, наблюдающее за битвой. В центре «олимпийской» части фриза — Афина и Зевс. Статуя Афины была установлена и в самом храме. Богиня была представлена достаточно необычно – с шлемом в одной руке и плодом граната – в другой.

Перед храмом со стороны Акрополя был установлен алтарь, который утверждался единым проектом со святилищем, а вся храмовая площадка была ограждена балюстрадой, состоявшей из мраморных плит с изображениями крылатой Ники.

Древние авторы с восторгом отзывались о храме Ники Аптерос, и в наше время он считается одним из красивейших произведений архитектуры классической эпохи.

Исторические судьбы святилища

При Перикле строили на века, и храм Ники Аптерос простоял практически без изменений более двух тысячелетий. Но в 1687 году турецкий гарнизон Афин был осаждён в акрополе венецианцами. Испытывая недостаток в боеприпасах, турки начали разбирать здания Акрополя, чтобы извлечь свинец, которыми скреплялись мраморные плиты. Сильно пострадал и храм Ники Аптерос. Позднее, в конце XVIII века, часть камней, из которых он был сложен, была использована турками для ремонта укреплений афинской цитадели.

После завоевания Грецией независимости началась работа по восстановлению архитектурного наследия Эллады. В 1835 году каменные блоки, из которых был построен храм, извлекли из земли, однако работы по воссозданию святилища велись без должной подготовки, да и квалификация исполнителей оставляла желать лучшего. Поэтому вновь отстроенный храм имел не слишком много общего с античным предшественником.

Сто лет спустя обнаружились значительные трещины в кладке Пиргоса, что грозило обрушением укрепления вместе с храмом. Здание святилища было разобрано, а фундамент бастиона тщательно укреплён. После этого храм вновь собрали с использованием фрагментов, найденных за прошедшее после первой реконструкции столетие. При реставрации архитекторы тщательно следили за соответствием друг другу стыков каменных блоков, чтобы максимально точно определить их взаимное расположение и приблизить внешний вид здания к первоначальному.

Именно во время этих работ были обнаружены остатки предшествовавших храму Ники Аптерос святилищ.

Последняя реставрация была произведена в 2000 году. На свои места были установлены многие фрагменты рельефного декора и недостающие элементы конструкции, обнаруженные при раскопках на Акрополе. И сейчас благодаря усилиям историков и реставраторов можно в полной мере оценить красоту замечательного памятника древнегреческой архитектуры – храма Ники Аптерос.

Читайте также:
Про кино в Чехии и кинотеатры в Праге

Храм Ники Аптерос в Акрополе: чертежи, архитектор, описание

Одно из самых привлекательных для туриста мест в Афинах — Акрополь. Это скалистый холм с пологой вершиной, на котором располагалась главная резиденция царя. Здесь же возводились наиболее значимые строение — скульптуры и храмы, постройка которых пришлась на годы, предшествующие нашей эре. Большинство их них возведено в архаичный период. Одно из наиболее привлекательных и спорных зданий — Храм Ники Аптерос. Он посвящен бескрылой богине, у которой греки искали помощи в военных и спортивных победах.

  1. Краткое описание
  2. История постройки Ники Аптерос
  3. Строительство храма
  4. Происхождение названия — почему Аптерос
  5. Почему Храм Ники Аптерос посвящен бескрылой богине
  6. О богине Ника
  7. Значение храма Ники Аптерос в Древней Греции
  8. Архитектура Храма
  9. Архитектор Храма Ники Аптерос
  10. Аксонометрия и статуи
  11. Чертеж храма с размерами
  12. Как раньше выглядел Храм Ники Аптерос
  13. Реконструкция Храма
  14. Храм Ники Аптерос в наше время
  15. Особенности и интересные факты
  16. Где находится храм Ники Аптерос и как добраться
  17. Время работы Ники Аптерос
  18. Цена билетов в Ники Аптерос
  19. Что еще посмотреть рядом

Краткое описание

Храм Ники Аптерос располагается на юго-западе от главного прохода комплекса. Это парадная дорога на холме, границы которой ограничены величественными колоннами и портиками. Храм стоит на Пиргосе — малозаметном скальном выступе, имеющем укрепление в виде подпорной стены (8 метров).

Дата строительства — период между 424 и 420 годами н.э. Храм Ники Аптерос — первое строение акропольского комплекса, возведенное в полном соответствии с ионическим ордером. Многие археологов до сих пор удивляет решение построить Храм Ники Аптерос вне акропольского комплекса, за его воротами. Это нарушает стройные ряды построек, симметрию, которой было подчинено строительство сооружений на Акрополе.

История постройки Ники Аптерос

Расположение Храма Ники Аптерос за пределами комплекса навело археологов на логичный вывод — строение возводилось на месте ранее разрушенного святилища. В ходе проведенных раскопок, когда были найдены предметы культа, удалось восстановить историю строительства храма.

Строительство храма

Микенская эпоха с многочисленными войнами требовала укрепить Акрополь от нашествия врагов. В этот период на месте современного Храма Ники Аптерос была укрепленная крепость. Она нужна была для защиты главного входа. Здесь же располагался алтарь, на который жители приносили трофеи трофеи, которые воины добывали в многочисленных войнах.

В 6 веке до н.э. на месте обычного алтаря вырос целый храм, посвященный Афине. Но и он вскоре был разрушен вовремя нашествия персов под предводительством Ксеркса. Они не только разорили Афины, но и устроили пожарище, уничтожившее строения из дерева, которые к тому времени были возведены на полой верхушке скалистого холма.

Грекам удалось изгнать персов и театр военных действий переместился на их территорию. С этого периода Эллада переживает настоящий рассвет. Огромные средства вкладываются в укрепление морского флота и возвеличивание Афин. Разрешенные строения реконструируются или отстраиваются заново.

Проект нового храма, получившего покровительство Ники Аптерос, был принят общим собранием горожан. Его строительство связано с именем Калликрата, который считается одним из «архитектурных отцов» Парфенона.

Происхождение названия — почему Аптерос

Храм имеет довольно странное название и посвящен Нике Бескрылой. Известно, что Ника — правая рука Афины, призванная оповещать других богов о победе той или другой стороны битвы. Именно для этого ее создали крылатой. Откуда же взялось противоположное название?

Читайте также:
Как устроиться работать гидом или аниматором?

Фактически, произошло недоразумение. Древнегреческий географ Павсаний предпринял путешествие по Древней Греции (2 век н.э.), в своем труде он выразил свой восторг от посещения Афин. В описании присутствует и посещение Акрополя, в частности — Храма Ники Аптерос.

Почему Храм Ники Аптерос посвящен бескрылой богине

Археологи полагают, что Павсаний ошибся и принял статую Афины за скульптуру ее помощницы Ники. При этом древнегреческий географ придумал объяснение тому, почему божество лишилось своих легендарных крыльев. Его версия, которая укрепилась в веках — афиняне изобразили Нику бескрылой, чтобы победа и мир навсегда поселились в центре страны, покровительница города не могла улететь со своего места.

Статуя богини Афины

О богине Ника

Ника — древнегреческая богиня. Вместе с братьями и сестрами она являлась бессмертной соратницей верховного божества — Зевса. Мифология считает матерью Ники Стикс — чудовищная река, олицетворяющая собой первобытный ужас и из которой пошли все первые живые существа. Именно она привела своих детей к Зевсу, чтобы те помогли ему в борьбе с Титанами. Ника выступила в роли колесничего. Она облетала поля битвы и награждала победителей лавровым венком.

Легенда гласит, что Ника воспитывалась совместно с Афиной и была ее правой рукой.

Значение храма Ники Аптерос в Древней Греции

Хотя современные археологи до сих пор не пришли к единому мнению о том, в честь какой же из богинь было возведено святилище, значение культа для страны сложно переоценить. Слишком большие потери понесли греки в борьбе с персами, поэтому святилище — это то единственное, чем они могли отблагодарить небеса за помощь в боевых действиях, победы в спортивных соревнованиях и за сохранение мира.

Строение получилось воздушным и невесомым, как и сама крылатая богиня. Ну а крыльев греки лишили ее для того, чтобы на земле, которая находится под покровительством божества, был вечный мир.

Архитектура Храма

Храм Ники Аптерос относится к амфистилю, то есть имеет сразу два фасада. Он расположен таким образом, чтобы один фасад был обращен к входу в Акрополь, а другой смотрел внутрь цитадели. Украшением каждого фасада служат 4 колонны, возведенные в рамках ионического ордера. Само здание возведено на основании, имеющем три степени.

Хотя колоннада относилась к женственному типу ионической архитектуры, создатель изменил их пропорции, чем сумел подчеркнуть воинственный характер богини, в честь которой возводилось святилище.

На трех сторонах Ники Аптерос в камне были воссозданы иллюстрации сражений греков с персами, на четвертой — олимпийские боги, которые наблюдали за битвами. В центре божественной компании различима и Афина.

Архитектор Храма Ники Аптерос

Архитектором выступил Калликрат которому предстояло воплотить представление о Нике в мраморе. С его именем связаны многие монументальные строения Афин, дожившие до наших дней. Для увековечивания памяти талантливого архитектора древности, в его честь на планете Меркурий был назван кратер.

Аксонометрия и статуи

Внутри храма была установлена статуя, которая до сих пор вызывает споры. Тем не менее, сама скульптура является необычной для того времени — богиня держит в одной руке шлем, а в другой гранат, который является символом мира, достигнутого победоносной войной.

Одним из самых известных фрагментов барельефа является изображение Ники, которая приподнимает ногу и развязывает (или поправляет) сандалию. Часть барельефа выполнена в технике мокрой драпировки — части тела явственно проглядывают сквозь каменные драпировки одежды. В настоящее время сохранившиеся детали барельефа можно увидеть в музее Акрополя.

Читайте также:
Пункт назначения Гранада: как добраться из Севильи

Чертеж храма с размерами

Как раньше выглядел Храм Ники Аптерос

Сейчас древнее святилище Ники Аптерос выглядит достаточно невзрачным и бесцветным. Часть барельефов удалена и выставляется в акропольском музее. В период постройки и активного поклонения божеству все детали строения были раскрашены яркой краской и вызывали неподдельное восхищение посещавших его жителей.

Храм Ники Аптерос – самое странное сооружение Акрополя

В архитектурный комплекс Акрополя входит знаменитый храм Ники Аптерос. Легкое, изящное строение выделяется на фоне монументальных руин Верхнего города. Помимо того, что оно нарушает общую симметрию проекта, вход в святилище расположен за зданием, что совершенно противоречит ионическому стилю. Из-за этого храм считают самым странным сооружением Акрополя. Но очаровательные очертания древней святыни, особенно в вечерней подсветке, заставляют восторженно вздыхать впечатлительных (и не очень) туристов.

  1. История храма Ники Аптерос
  2. Строительство храма
  3. Значение храма в Древней Греции
  4. Храм Ники Аптерос – архитектура и статуи
  5. Где находится храм Ники Аптерос и как добраться
  6. Что еще посмотреть рядом

История храма Ники Аптерос

Храм Ники Аптерос построен на крутой возвышенности, справа от Пропилей – величественного входа в Афинский Акрополь. Авторство принадлежит знаменитому зодчему Калликрату, которому Фидий доверил возведение значимой святыни в 427 – 424 году до н.э. Именно здесь, измученные войнами греки, должны были возносить молитвы всемогущей Нике, богине Победы, за благоприятный исход в Пелопонесской войне. Возможно, это одна из причин, почему вход в святыню был отдельным – не надо было проходить через центральные ворота.

Строительство храма

Афины, Храм Ники и весь Верхний город были разрушены в ходе греко-персидской войны в 480 г. до н.э. Перикл, поклявшийся восстановить святыни для жителей древней Эллады, исполнил обещание в полной мере. На месте цитадели (а потом святилища) микенского периода, был построен храм, посвященный Богине Победы Нике, вечной спутнице Афины Мудрой. Ключевой фигурой сооружения стала крылатая защитница, но в Акрополе её намеренно лишили крыльев – божество должно было навсегда остаться в Афинах. Бескрылая Победа Ника украсила Верхний Город и вселила в сердца греков надежду на вечный мир.

Значение храма в Древней Греции

Поклонение Богине Нике в Древней Греции было так же важно, как и почитание главного языческого божества, Афины. От неё зависел исход военной компании, успех в спортивных и музыкальных соревнованиях. В её честь устраивались праздники и жертвоприношения. Вестницу победы молили о благосклонности. Поэтому храм богини Ники Аптерос в Верхнем Городе – это лишь говорящий символ того, что греки могли предложить капризной владичице, взамен на толику внимания.

Несмотря на то, что в научных кругах споры о принадлежности храма – Афине или Нике, ведутся до сих пор, общепринято считать, что святыня все же была частью культа Ники. Слишком много греки потеряли в бесконечных войнах с персами, победа и мир были необходимы любой ценой. Единственным способом достичь желаемого и отблагодарить небеса за милость, стало возведение храма – воздушного и легкого, как сама крылатая богиня Ника. Однако, в этом храме статуя Ники была без крыльев, так греки хотели оставить поду себе.

Храм Ники Аптерос – архитектура и статуи

Архитектор Калликрат воплотил представление о Нике в мраморе. Изящное здание представляло собой прямоугольное в плане сооружение (амфипростиль) с торцевыми колонными портиками. Попасть вовнутрь можно было, поднявшись по трем ступеням, стилобату.

Читайте также:
Путешествие в Мексику или что посмотреть в Мексике?

По всему периметру здание опоясывал беспрерывный фриз, на котором были запечатлены сцены ключевых баталий с персами и главные греческие божества – Афина, Зевс, Посейдон. Внутри храма стояла бескрылая мраморная Ника (по другому мнению статуя Афины), которая держала в руках спелый плод граната и боевой шлем. До наших дней сохранились только некоторые части фриза. В частности лев, чью принадлежность храму Ники Аптерос определили только в 2010 году, в ходе масштабных реставрационных работ. Самый известный барельеф с мраморного парапета, обрамлявшего храм в 420 – 410 г. до н.э. – Ника, поправляющая сандалию, хранится в Акропольском музее. Еще несколько скульптурных элементов можно увидеть в Британском музее и Лувре.

Стоит отметить, что храм хоть, и выложен из остатков древних камней, является восстановленной копией творения древнего зодчего. Оригинал был полностью уничтожен турками в XVII веке.

Где находится храм Ники Аптерос и как добраться

В афинском Акрополе храм богине Нике сразу бросается в глаза. Более того, в вечернее время суток он виден практически с любой точки города. Несколько ассиметричное положение по отношению к общей архитектуре, воздушность, характерные 4 колоны – древнее святилище узнаваемо так же, как Парфенон.

Древний артефакт Греции находится в самом центре Афин, главный вход на улице Дионисия Ареопагиту. В общественном транспорте в городе нет недостатка, добраться сюда не составит труда, даже человеку, который впервые оказался в Афинах. Самый простой, проверенный и дешевый, это афинское метро. Ближайшие станции метро «Акрополи» и «Монастираки».

Храм Ники Аптерос открыт для посещения с 8 утра до 18:30 вечера (как и весь исторический комплекс). Ознакомиться с сезонным режимом работы и стоимостью для отдельных категорий посетителей можно на официальном сайте www.theacropolismuseum.gr. Там представлена не только актуальная информация о ценах, но и график предстоящих мероприятий. Акрополь часто становится площадкой для проведения интересных городских праздников.

Опытные туристы советуют приобретать единый билет, для осмотра главных развалин страны. Его стоимость варьируется в пределах 15 евро, действует 4 дня. Билет дает право на посещение еще ряда ключевых достопримечательностей Греции, находящихся в Афинах.

Что еще посмотреть рядом

Посетить все древние памятники в рамках одной экскурсии по Афинам вряд ли получится – слишком мало времени на глубокое погружение в историю. Но, если на руках единый билет, можно растянуть путешествие в прошлое на несколько дней. В окрестностях Акрополя расположены несколько значимых исторических достопримечательностей:

  • Театр Диониса – находится на юго-восточном склоне Акрополя и представляет собой достаточно хорошо сохранившуюся театральную площадку. Здесь в мраморном кресле восседал римский император Адриан и выступал знаменитый правитель Нерон. Возле впечатляющих руин сохранились фрагменты храмов, посвященных Дионису и живописные камни Периклова Одеона.
  • Афинская Агора – находится сразу у подножия Акрополя и представляет собой огромную площадь в 5 гектар. Здесь можно осмотреть дорический храм Гефеста, прогуляться по Стое Атталы, посетить Монумент эпонимов – доску объявлений древних афинян.
  • Библиотека Адриана – масштабное здание, поражающее своей торжественностью. Построенная императором Адрианом, библиотека должна была стать местом философских раздумий и отдыха от мирской суеты. По свидетельству Павсания (II век н.э.) здание было украшено колоннами из фригийского камня. До нашего времени сохранилось лишь несколько, но они тоже впечатляют своим размахом.

Пытливому путешественнику Афины предлагают насыщенную программу. Чтобы лучше узнать историю Древней Греции, нужно выделить не меньше 3-4 дней для ознакомления со всеми достопримечательностями столицы. Но даже кратковременное посещение живописных мест оставляет неизгладимые впечатления на всю жизнь.

Читайте также:
Фотографии Огненной Земли

Храм Афины-Ники в честь победы в греко-персидских войнах и его элевсинский фриз

Эта фотография Константина из коллекции Библиотеки Конгресса США датируется 1850 годом. На ней храм Афины-Ники афинского Акрополя, построенный Калликратом в 427—424 годах до н. э. по плану 450 года до н.э., с непрерывным ионическим фризом, изобразившим эпизоды греко-персидских войн. Фронтон, восточная сторона.

В 1686 году, считается, храм развалили турки, чтобы добыть блоки для строительства укреплений. Фризы, естественно, бросили за ненужностью

В 1834 году Греческая археологическая служба собрала Храм.

В 1835 году, считается, неподалеку от Храма был найден фриз.

В 1836 году Храм восстановили примитивным анастилозом, водрузив фриз.

Смотрим внимательно на фото молодого фотографа, открыв его полный размер, и видим, что поверху в двух местах фриз откололся, уменьшившись в высоте, а с правого края вовсе рассыпался. В этих трех местах проступило сквозное армирование.

Сообщу или напомню, что фриз этот сделан из элевсинского мрамора, который не может быть армированным. И даже вставить в него какие-то стержни в качестве крепежа невозможно без разрушения. А раз есть армирование, то это, увы, формованное изделие из искусственного мрамора.

Все фризы с барельефами Храма Афины-Ники, как и сам Храм, во всех источниках мира – из мрамора. Разница цвета элементов – это художественный прием древнегреков, использовавших сочетания пентелийского – более светлого, и элевсинского – более темного мрамора.

Но надо отдать должное создателям. Непрерывный фриз, формованное армированное изделие с оттиснутым барельефом, очень редкий нестандарт. Карячили, как видно, двумя кранами – на древнегреческих объектах исторический цех очень старался, и нестандарт формовали, и приличный художественный уровень блюли; это не позднейшие поделки вроде Ангкора или Вавилона. И покололи, под древнегреческий гвалт и мат, с поминанием элевсинской матери. Краны в начале 19 века были механические, ручного привода. Существовали и паровые, но их вряд ли бы поперли на эту гору среди Афин.

Нынче, разумеется, все это безобразие отреставрировано, в 1998 году фриз перекочевал в музей, взамен поставлена копия.

А это уже фото 1900 года. С 1836 до самого 1998 года, мы помним, фриз не трогали, и на северной – правой стороне в нем с очевидностью торчат монтажные петли для грузоподъемных работ. Торчат они, без всяких сомнений, не в новой реконструированной части, а в древней сохранившейся.

Следующие реставраторы пригнули эти петли молотком, хотя они все равно заметны.

Еще раз: до 1998 года барельефы на Храме Афины-Ники были подлинные, кроме четырех плит (из 24 на Храме), увезенных в Британский музей в начале 19 века – по две с южной и западной стороны. Барельефы с монтажными петлями – это северный фриз.

Подлинники фризов сейчас находятся в Музее Акрополя. Разумеется, добросовестно отреставрировны, без следов сквозного армирования и монтажных петель.

Монтажные петли, считаю, чистая ошибка создателей истории. Не умаляя художественных достоинств древнегреческого произведения – вот на такой ерунде обычно и сыплются древнегреческие авторы.

[ До поры воздерживался. ] До поры воздерживался, но приходится обращаться. Кто считает, что эта работа заслуживает какой-то оплаты – буду признателен. Карта Сбербанка 4276020033021665. ЮMoney(Яндекс-кошелек) 410013946572302.

Центральный музей ВМФ

Наконец-то я добрался до музея ВМФ в новом здании. Спасибо друзьям, что вытащили!

Экспозиция стала просторнее, больше и ширее. От переезда из здания бывшей Биржи выиграли все — и музей и посетители.

На входе нас встречает модная тенденция — рамка для фото «Вежливые люди» (культурной столицы).

Читайте также:
Паром-тур Санкт-Петербург — Калининград

Касса одна (что категорически странно), турникетов 4, но в тот день, несмотря на выходной, посетителей почти не было.

Сразу за турникетами клёвый макет планировки этажей музея с человечками и поясняющей аннотацией.

Конечно, нас встречает не кто-то, а лично Пётр Алексеевич.

Старинные корабельные орудия и полотна морских сражений с турками. Наварино, Синоп, Чесма.

Модель 6-пудового (330 мм) корабельного орудия. Огромная дура, я вам скажу! Эта пушка где-то середины XIX, когда промышленные достижения позволили создать такой калибр.

Мундштук в виде пушки. Лепота! (Экспозиция «Оборона Севастополя в Крымскую войну».)

Становление российского флота: второе Адмиралтейство в Санкт-Петербурге.

Воронежское Адмиралтейство. Целесообразнее было строить флот в Воронеже, а затем по рекам и частично волоком перебрасывать на Азов и далее в Чёрное море.

На петровский указ положен болт типа гвоздь :)

Несколько лет назад кораблик со шпиля Адмиралтейства сняли и заменили новым.

Кормовой фонарь турецкого фрегата. Рюшечки, витиеватость. Восток — дело тонкое.

Копия Ботика Петра — «дедушки русского флота».

Не до конца реализованный проект третьего Адмиралтейства. Такой мощной фортификации (4 бастиона и рвы) верфь-крепость никогда не имела. Оборонительные валы, канал параллельно Неве и эспланада были.

Зал парусного флота XVIII века и начало эры пароходов в XIX веке. Слева — российские кормовые флаги, справа — отжатые у противников (турки, французы — поразил английский флаг — в 1919 на Дальнем Востоке отобрали, либо в Крымскую войну?) Из зала уточняют: возможно на Балтике, на которой в 1919 флот молодой Советской России потопил две субмарины HMS.

Носовые скульптуры парусников.

Кольтовская скорострельная пушка.

Картечница (скорострельная пушка).

Просторнейший переход между залами.

Маяки.

Рояль World of Warships.

Симулятор корабельного штурвала. Жаль был отключен.

Модель минного крейсера «Абрек». Нет ли тут расизъма?

Экспозиция русско-японской войны 1905 года.

Торпеды и трофейные японские флаги.

Трап русского крейсера с повреждениями от японских снарядов.

Отжатый германский флаг. Экспозиция Первой Мировой войны.

Носовое украшение германского корабля Первой Мировой.

Германский флот в Первую Мировую, монитор (?) и субмарины.

Корабли рубежа XIX-XX веков.

Первая мировая война, трофейные турецкие знамёна, макеты кораблей тех лет.

Макеты кораблей российского и германского флотов WW I.

Телеграф машинный (сверху) и маховик кулисы левой паровой машины (внизу) тральщика «Запал».

Штурвал с колонкой гидравлического привода управления рулём эскадренного броненосца «Цесаревич».

Революция, вся власть Советам! Бронепоезд «В. И. Ленин».

Экспозиция становления флота Советской России.

Часть торпедного аппарата подводной лодки.

Колокол судовой типа рында эскадренного миноносца «Карл Либкнехт» (в девичестве «Капитан Белли»)

Флот между войнами.

Пулемёты финской армии, Зимняя война. На переднем плане немецкий MG-34, за ним разнообразное доработанное финнами оружие. В Зимнюю войну финнам помогала вся Европа и в какой-то момент Маннергейм посетовал на абсолютно разношёрстное вооружение под разные калибры.

Униформа Оборонительной армии Финляндии 1939–1940 годов.

Корабль в разрезе. А теперь, внимание: аннотация по отсекам с другой стороны макета!

Модель линкора типа «Севастополь», предвоенная глубокая модификация линкора царских времён. Из зала подсказывают: легкий крейсер проекта 68 бис постройки 50-х годов XX века. Нут ту или я лох, или подпись к модели не соответствовала действительности.

Штурвал.

И-16 Сафонова. Я уже начал переживать, не встретив его. А истребитель, потрясший меня в детстве, когда он висел под потолком Биржи, оказался в конце экспозиции.

Носовое украшение, герб СССР.

Читайте также:
Отзывы о получении визы в Финляндию в 2021 году

Носовое украшение лёгкого крейсера «Червона Украина».

Сдвоенное корабельное зенитное орудие.

Экспозиция истории крейсера I ранга «Аврора».

«Авроре» посвящено несколько залов. При союзе с придыханием относились к рядовому крейсеру, а сдавать в запасники столь обширную коллекцию, видимо, стало жалко.

Замечательная идея рамки — пробитый снарядом бронелист крейсера, портрет капитана I ранга Е. Р. Егорьева, смертельно раненного в Цусимском сражении.

Модель крейсера «Аврора».

Радио- и телеграфное оборудование «Авроры».

Мы на выход, прощаемся с Петром. Служители музея тоже сворачиваются (музей работает до 18 часов, время подошло).

Внимание на крутейшую подставку в виде ладьи. Вот не лень же кому-то было сделать.

Экспозиция Центрального военно-морского музея обширная, залы просторные. Но! Имеет место быть чехарда с номерками экспонатов и подписями к ним. Многие аннотации откровенно нечитабельные (серые буквы на прозрачном стекле или крохотные надписи под картинами на высоте пары метров).

Музей ВМФ: ближайшая станция метро — «Адмиралтейская», цена билета — 300 рублей для взрослого, причём действует акция выходного дня — с семьи (двое взрослых и пара оглоедов) всего 500 рублей.

Сокровищница российского флота

Хорошо знакомый любителям военной истории Центральный военно-морской музей в Санкт-Петербурге — самое известное учреждение своего профиля на постсоветском пространстве. Это один из самых больших и старых непрерывно действующих морских музеев в мире, ведущий свою историю с начала XVIII века. В этой статье мы попытаемся посмотреть на новую постоянную экспозицию, открытую в 2014 году, глазами профессионального музееведа.

История

Центральный военно-морской музей имени императора Петра Великого (ЦВММ) без большого преувеличения можно назвать одним из самых старых непрерывно существующих музейных учреждений своего профиля. Возникновение музея связано с коллекцией моделей и чертежей кораблей создателя российского флота Петра I. Эта коллекция имела большую практическую ценность, поскольку использовалась в строительстве кораблей. Важность накопления подобного рабочего материала зафиксировало создание в 1709 году Модель-камеры при Адмиралтействе в Санкт-Петербурге. Эта дата считается годом рождения будущего ЦВММ.

Модель-камера долго функционировала как своеобразный научно-технический центр Адмиралтейства. В ней накапливались модели и чертежи кораблей, карты, различные документы. В 1805 году император Александр I повелел организовать «Морской музеум», объединивший Модель-камеру, библиотеку, «кабинет редкостей», коллекцию машин и инструментов, материалы научных изысканий и т.д. Музеум должен был стать не только научно-техническим, но и культурным центром российского флота. К сожалению, просуществовал он относительно недолго.

В 1827 году новый император Николай I счёл Морской музеум «малополезным» и приказал расформировать его. Коллекция была разделена между Академией наук и другими учреждениями, в составе Адмиралтейства осталась Модель-камера, объём которой значительно уменьшился. Решение Николая I оказалось явно ошибочным, и в 1867 году в здании Адмиралтейства повторно открылся Морской музей. Соответствуя духу времени, возрождённый музей рассматривался как публичное учреждение, занимавшееся выставочной и просветительской деятельностью. В 1908 году, накануне формального 200-летия, Морской музей получил имя императора Петра Великого.

Музей относительно благополучно пережил революционные потрясения и Гражданскую войну, получив в 1924 году новое название (Центральный военно-морской музей), сохраняющееся по сей день. Разумеется, в своей деятельности учреждение обязано было руководствоваться советской идеологией, важнейшей задачей для него стала пропаганда развития военно-морских сил СССР. В 1939 году ЦВММ начал переезд в здание бывшей Биржи на Стрелке Васильевского острова, где создавалась новая большая экспозиция, открывшаяся для посетителей в феврале 1941 года.

Во время Великой Отечественной войны часть коллекций ЦВММ была эвакуирована, а часть сохранялась сотрудниками в блокадном городе. В июле 1946 года музей возобновил работу.

Читайте также:
20 лучших музеев Еревана

В послевоенные годы постепенно складывалась сеть филиалов ЦВММ, включающая в себя в том числе корабли-музеи. Без преувеличения знаковым событием стало подчинение ЦВММ в 1956 году находящегося на вечной стоянке крейсера «Аврора», что позволило создать первый в СССР полноценный корабль-музей. В 1972 году появился первый филиал за пределами Северной столицы — музей «Дорога жизни» в Ленинградской области. В 1977 году в Ленинграде открылся ныне не существующий филиал «Чесменская победа», посвящённый русско-турецкой войне 1768-1774 годов, в 1980 году начал работу филиал «Кронштадтская крепость». Последним проектом советского периода истории учреждения оказалась музеефикация подводной лодки Д-2 «Народоволец», стартовавшая в 1987 году. Открылся корабль-музей уже в Санкт-Петербурге в 1994 году.

Современность

Самым значительным событием в новейшей истории Центрального военно-морского музея стал, безусловно, переезд из здания Биржи на Стрелке Васильевского острова, готовившийся с 2006 года. Из нескольких вариантов релокации был выбран реконструированный комплекс бывших Крюковских морских казарм в центре Санкт-Петербурга, размещение в котором позволило значительно увеличить площадь музейного комплекса. После проведения необходимых проектных и строительных работ в 2010 году стартовал переезд, завершившийся в 2013 году. В 2014 году новая экспозиция полностью открылась для посетителей.

Изменилась и расширилась структура филиалов ЦВММ, вышедшая далеко за пределы Санкт-Петербурга. В 1994 году закрылся филиал «Чесменская победа», здание которого (бывшую церковь) возвратили верующим. К созданным в советское время филиалам добавились следующие:

  • «Корабль боевой славы «Михаил Кутузов» на вечной стоянке в Новороссийске — музеефицированный в 2001 году лёгкий крейсер проекта 68-бис (введён в строй в 1954 году), филиал с 2012 года;
  • Музей Балтийского флота в городе Балтийск Калининградской области — создан в 1957 году, филиал с 2012 года. Музей включает в себя отделение «Балтийская крепость» (крепостные сооружения Пиллау-Балтийска);
  • Музей Черноморского флота в Севастополе — создан в 1869 году как Музей Севастопольской обороны, современное название — с 1940 года. Филиал с 2020 года.

Центральный военно-морской музей имени императора Петра Великого (почётное наименование присвоено в 2019 году) находится в подчинении Минобороны РФ и выполняет задачи научно-методического и культурного центра российского флота. При музее работают научная библиотека, студия художников-маринистов, действует коллегия музеев военно-морской направленности. ЦВММ (включая филиалы) принадлежит фондовая коллекция из более чем 745 тысяч музейных предметов (по состоянию на начало 2021 года).

Постоянная экспозиция ЦВММ

Главный корпус Центрального военно-морского музея находится в Санкт-Петербурге на площади Труда, возле знаменитой Новой Голландии. Квартал тесно связан с историей российского флота, само здание является бывшими морскими казармами. Постоянная экспозиция состоит из 19 залов, имеется пространство для проведения временных выставок.

Те, кто застал экспозицию ЦВММ в здании Биржи, помнят, что очень сильное впечатление производил огромный центральный зал, заполненный интересными и привлекательными историческими артефактами. В новом здании сделан своеобразный римейк этого пространства с использованием современных технологий. Зал №1 под условным названием «Зал славы Русского флота» охватывает огромный исторический период, от зарождения мореплавания у восточных славян до Крымской войны 1853-1856 годов. Множество тем и изобилие разнообразных музейных предметов в данном случае поданы довольно удачно за счёт свободного пространства. Экспозиция первого зала продолжается на верхнем уровне, где показаны темы и события второй половины XIX века.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: