Центральный военно морской музей в Санкт Петербурге 2019, история Российского флота, фото
Центральный военно морской музей Санкт Петербурга один из старейших музеев нашей страны. Его коллекция отсчитывает свое начало с времен царствования Петра I, когда по его распоряжению в 1709 году была создана Модель-камера при Главном Адмиралтействе. В этом учреждении хранились модели кораблей, которые были точной копией настоящих, сейчас в музее около 2000 моделей. Модели использовались для изучения кораблестроителями, как образцы при строительстве новых кораблей. Кроме моделей кораблей стали собирать и другие реликвии, относящиеся к истории русского флота.
- история Военно морского музея в Санкт Петербурге
- основные экспозиции Военно-морского музея в Санкт Петербурге
- как добраться до Военно-морского музея в Санкт Петербурге
- режим работа и билеты в Военно морской музей Санкт Петербург
- филиалы Военно-морского музея в Санкт Петербурге
История Военно-морского музея в Санкт Петербурге
Со временем коллекция расширилась, и в 1939 году музей переехал в здание бывшей Биржи на стрелку Васильевского острова, где находился до 2013 года. В настоящее время «Центральный военно-морской музей», носящий свое название с 1924 года, располагается по адресу пл.Труда дом 5 /ул.Большая Морская дом 69А, в зданиях бывших Крюковских (Морских) казарм.
Санкт-Петербург здание Военно-морского музея
Музей сам по себе большой, можно даже сказать огромный, просторный, светлый. Он имеет 19 залов, где представлены модели кораблей, боевые знамена и флаги, награды, оружие, техника, вещи русских флотоводцев, картины знаменитых художников-маринистов, документы, фотографии и многое другое.
Зал Славы Русского флота
Один из древних экспонатов музея — челн-однодеревка, сделанный XIII-XIV веке. Много старинного оружия.
Старинная пушка
И более современное и в разрезе, что позволяет ознакомиться с устройством различного вооружения.
Морская мина
В музее можно увидеть личные вещи Петра I:пальмовую трость, на гранях которой нанесены меры длины, компас, топор и судно — Ботик.
Ботик Петра 1
Это небольшое судно, юный царь нашел в амбаре своего двоюродного деда. И на нем учился управлять парусами на реке Яузе под Москвой. Позже Ботик был перевезен в Петербург и хранился в специальном домике возведенном в Петропавловской крепости.
Экспонаты музея рассказывают о морских победах России над шведами в Северной войне (1700-1721).
О победах русского черноморского флота, Чесменской, Синопской битвах, обороне Севастополя 1854-1855 гг.
Русско-японской войне 1904-1905 гг. Обороне Порт-Артура и Владивостока, Цусимском сражении. Подвиге крейсера «Варяг», который вошел героической страницей в нашу историю. После ожесточенного сражения с японской эскадрой, когда продолжать бой стало невозможно, командир «Варяга» капитан В.Ф. Руднев и совет офицеров приняли решение затопить крейсер и взорвать канонерскую лодку «Кореец», но не сдавать их врагу. Мужество русских моряков оценили даже японцы, они наградили капитана Руднева орденом «Восходящего солнца».
О Балтийском флоте, Черноморском флоте и Флотилии Ледовитого океана в Первой мировой войне 1914-1917 гг.
О Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
Несколько залов посвящено послевоенному периоду военно-морского флота и современному океанскому ракетно-ядерному. Представлена одноступенчатая баллистическая ракета Р-11ФМ для подводных лодок, которая была испытана в 1955 г. с подводной лодки Б-67.
Одноступенчатая баллистическая ракета Р-11ФМ
Здесь представлены модели современных боевых кораблей и подводных лодок и т.д.
В витринах представлены личные вещи, оружие известных адмиралов, П.С. Нахимова, С.О.Макарова, императоров, князей.
Личные вещи
Можно проследить как развивалось оборудование и снаряжения для подводного погружения человека.
Снаряжения для подводного погружения человека
Подводная лодка конструкции С.К. Джевецкого 1880 годы
Удивительно, подводные лодки конструкции С.К. Джевецкого 1876 по 1909 годы были на передовой науки. Первые подлодки были на педальной, затем на электрической силе.
Основные экспозиции Военно-морского музея в Санкт Петербурге
Основная постоянно действующая экспозиция разместилась в 19 тематических залах музея. На входе каждого зала имеется указатель тематики экспозиции конкретного зала.
Зал Славы Русского флота
Российский императорский флот в конце XIX — начале XX в.
Русско-японская война 1904-1905 гг. Бой крейсера «Варяг»
Русско-японская война 1904-1905 гг. Оборона Порт-Артура и Владивостока
Русско-японская война 1904-1905 гг. Цусимское сражение
Воссоздание Российского императорского флота. 1905-1914 гг.
Балтийский флот в Первой мировой войне. 1914-1917 гг.
Черноморский флот и Флотилия Северного Ледовитого океана в Первой мировой войне.
Флот в период Революции 1917 г., Гражданской войны и иностранной интервенции 1917-1922 гг.
Экспозиция Центрального военно-морского музея ВМФ СССР в между военный период. 1922-1941 гг.
Великая Отечественная война. ВМФ СССР в 1941 г.
Великая Отечественная война. ВМФ СССР в 1942 г.
Великая Отечественная война. ВМФ СССР в 1943 г.
Строительство ВМФ СССР на опыте Второй мировой войны. 1945-1955 гг
Строительство флота на базе научно-технической революции. 1955-1965 гг.
Создание в СССР океанского ракетно-ядерного флота. 1965-1975 гг.
Океанский ракетно-ядерный флот. 1975-1991 гг.
Военно-Морской флот Российской Федерации.
Тематический указатель зала
Макет атомная подводная лодка
Одним словом, музей никого не оставит равнодушным, каждый для себя откроет что-то новое и интересное, а так же сделаете прекрасные фото морского музея. С уверенностью, можно сказать, что военно-морской музей в Санкт-Петербурге является одним из лучших музеев в СПб.
Как добраться до Военно-морской музея в Санкт Петербурге
Музей располагается по адресу: Санкт Петербург, пл.Труда дом 5 /ул.Большая Морская дом 69А
Добраться до музея удобнее всего на автомобиле. Центральный военно морской музей на карте отмечен синим цветом. На карте, красным маркером, отмечена бесплатная стоянка автомобилей прямо перед музеем, но необходимо учитывать, что она рассчитана примерно на 30 машин. А если не повезло,то будьте осторожны с парковкой, смотрите знаки, работает эвакуатор. От станции метро Адмиралтейская можно прогуляться в хорошую погоду, идти минут тридцать, так что пока дойдёте, можете устать и ходить по музею не очень захочется. Рядом метро пока нет. Общественным транспортом:
троллейбус № 5, 22 автобус № 3, 22, 27 до площади Труда. Весь перечисленный транспорт идет по Невскому проспекту, Вам необходимо садиться в транспорт идущий в сторону Дворцовой площади, а не в сторону Московского Вокзала.
Вход в Центральный военно-морской музей в СПб с набережной Крюкова канала .
Вход в музей
Если добрались до Военно-морского музея, то выходя из музея Вы перед собой увидите остров парк Новая Голландия в СПб. Однако вход на остров расположен с другой стороны и до него добираться пешком минут 8-10. Это новая площадка для отдыха в Санкт Петербурге.
Режим / график работы Военно морского музея СПб 2019
Режим / график работы Военно-морского музея следующий:
Среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье — с 11:00 до 18:00
Понедельник, вторник — выходной день
Следует иметь ввиду, что касса закрывается в 17-15.
Стоимость входных билетов для граждан России и СНГ
- Для взрослых посетителей 300 рублей
- Пенсионеры, инвалиды 3 группы, студенты и аспиранты ВУЗов РФ и СНГ (очной формы обучения) – 200 рублей (при предъявления соответствующего удостоверения);
- Для школьников, студентов и пенсионеров 100 рублей
- Семейный билет выходного дня: 2 взрослых (мама, папа) + 1–2 ребенка (до 16 лет) – 550 руб
График работы и цены на билеты по состоянию на 1.02.2019
Центральный военно морской музей официальный сайт : http://navalmuseum.ru
Музей идет в ногу со временем, Вас встречает стойка информации, где можно получить всю информацию о музее и рядом со стойкой ресепшен расположена касса для продажи билетов.
Стойка информации и билетная касса
Век интернета чувствуется и здесь. Кроме аудиогидов на нескольких языках, использование за дополнительные деньги в размере 300 руб. плюс залог 1000 руб. или водительские права, можно воспользоваться смартфоном и слушать информацию бесплатно.
Стенд у стойки информации
В музее имеются интерактивные стенды, которые дают дополнительную информацию о музее и экспонатах.
Интерактивный стенд
Музей приспособлен для людей с ограниченными возможностями. При входе имеется специальный подъемник, а внутри музея имеются лифты между первым и вторым этажом.
Подъёмник для мало мобильных групп
В музее на первом этаже организован гардероб, а так же индивидуальные ящики для вещей, которые нельзя проносить в музей или Вам не удобно их носить. Рядом с хранилищем расположены туалетные комнаты.
Гардероб
Ящики для хранения вещей
На втором этаже музея с противоположной стороны от входа в зону экспозиций расположено кафе с приличным набором продуктов.
Кафе на втором этаже музея
Филиалы Военно-морского музея в Санкт Петербурге
У Военно-морского музея шесть филиалов, отделения:
Крейсер «Аврора»
Крейсер Аврора на Неве в СПб
Подводная лодка Д2 «Народоволец»
Подводная лодка Д-2 «Народоволец» — один из первых подводных кораблей советской постройки. Она принадлежала к подводным лодкам I серии, главным конструктором которой был Б. М. Малинин, впоследствии доктор технических наук, профессор, лауреат Государственной премии.
199106, Санкт-Петербург, Васильевский остров, ул. Шкиперский проток, 10.
Телефон: (812) 356-52-66, (812) 356-52-77, 969-99-35
Режим работы: с 11:00 до 18:00
Выходные дни: понедельник, вторник
Кронштадтский морской собор
Кронштадтский морской собор
Главная святыня Российского флота Морской собор во имя святителя Николая Чудотворца возвышается над островом и морем. Его могучий купол, символ Города воинской славы Кронштадта, виден со всех точек Невского фарватера, с Васильевского и Елагина островов в Санкт-Петербурге.
Контакты филиала:
189610, Кронштадт, Якорная площадь, 1
Музей «Дорога жизни»
Контакты филиала:
188675, Ленинградская область, Всеволожский район, поселок Осиновец
Режим работы: с 11:00 до 18:00
Выходные дни: понедельник, вторник
Музей Балтийского флота
238520, Калининградская обл., г. Балтийск, ул. Кронштадтская, 1
Телефон: 8 (40145) 6-41-87
Крейсер «Михаил Кутузов»
353900, Краснодарский край, г. Новороссийск
Центральный военно-морской музей
Аудиогид
- play
- pause
- stop
- mute
- unmute
Фотографии
Режим работы 2022
- Для посетителей музей открыт с 10:00 до 18:00
- Касса прекращает работу в 17:15
- Выходные дни экспозиции — вторник
Стоимость билетов 2022
- Взрослые – 400 руб.
- По договорам – 300 руб.
Льготные билеты
- Ветераны боевых действий, чернобыльцы, семипалатинцы, пенсионеры (пенсионное удостоверение), инвалиды III группы (справка МСЭ), студенты и аспиранты ВУЗов РФ и СНГ (очной формы обучения), при предъявлении соответствующего удостоверения – 200 руб.
- Учащиеся (школьники (справка со школы), учащиеся средних профессиональных учебных заведений, при предъявлении соответствующего удостоверения) – 200 руб. (по договорам – 100 руб.)
Единый и родительский билет
- Единый билет на индивидуальное разовое посещение (музея и его филиалов в течение 1 (одного) текущего года) – 1300 руб.
Родительский билет выходного (праздничного) дня (2 взрослых (мама, папа) + дети до 18 лет) – 700 руб.
Бесплатное посещение
Бесплатные категории
Право на бесплатное посещение ФГБУ “ЦВММ” Минобороны Россиии и его филиалов имеют следующие льготные категории посетителей (при предъявлении соответствующего документа, подтверждающего право на него):
- Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Герои Социалистического Труда;
- Полные кавалеры орденов Воинской и Трудовой Славы за службу Родине 3-х степеней;
- Ветераны Великой Отечественной войны, инвалиды Великой Отечественной войны;
- Лица, награжденные медалью “За оборону Ленинграда” или “Житель блокадного Ленинграда”;
- Бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны;
- Инвалиды I и II групп; инвалиды-колясочники с одним сопровождающим;
- Родители и жены погибших военнослужащих;
- Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся в детских домах, а также школах-интернатах, дети-инвалиды (особые дети);
- Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву;
- Курсанты военно-учебных заведений;
- Воспитанники суворовских и Нахимовского училищ, кадетских корпусов, классов;
- Сотрудники музеев Российской Федерации, члены творческих союзов: музейных работников, художников, архитекторов, дизайнеров, члены Международного совета музеев (ICOM);
- Дети до 7 лет;
- Военнослужащие запаса вчасти 99005 (крейсер “Михаил Кутузов”), вчасти 22885-А (крейсер “Аврора”).
Бесплатные дни
В первое воскресенье каждого месяца (или следующее воскресенье после праздничных дней) с 1 января 2022 года по 31 декабря 2022 года устанавливается право бесплатного посещения ФГБУ “ЦВММ” Минобороны России для следующих категорий посетителей:
- Многодетные семьи (от 3-х детей и более);
- Ветераны боевых действий, чернобыльцы, семипалатинцы;
- Гражданский персонал министерства обороны РФ;
- Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (солдаты, матросы, сержанты, старшины);
- Учащиеся средних профессиональных учебных заведений;
- Студенты ВУЗов РФ (очной формы обучения);
- Дети до 18 лет;
- Дети по потере кормильца.
Адрес и как добраться
- Адрес музея: Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, 69A / пл. Труда, 5
- Ближайшая станция метро “Адмиралтейская”
- Наземный транспорт: троллейбус № 5, 22 автобус № 3, 22, 27 до площади Труда
- Посетительский вход с набережной Крюкова канала
Официальный сайт и другая информация
- Сайт: navalmuseum.ru
- Телефоны: +7 (812) 303-85-11 (приемная директора музея); +7 (812) 303-85-13 (цены на билеты, заказ экскурсий, кроме понедельника и вторника)
16-18 века для развития кораблестроения были наиболее существенны – морскими державами создавались целые флотилии. Однако, для удобства, прежде чем построить корабль, стали строить их уменьшенные копии. Это существенно сокращало затраты на их создание, т.к. плохо сконструированные корабли гибли, а удачно – получали свое дальнейшее развитие. Пробные модели, прошедших испытание судов, оставляли, как образец для постройки следующих. Таким образом @пробники@ стали собираться и накапливаться.
Вместе с моделями собирались чертежи и чертежные инструменты. Весь этот «арсенал опыта» стали размещать в специально отведенных помещениях – «конструкционных камерах». На русском языке они получили название «модель-камеры» (от голландского «model-kammer» – комната моделей). Модель-камера стала хранилищем не только образцов кораблей, но и чертежей, и инструментов для их создания. Также, на служила и учебной базой для будущих моряков.
Модель-камера в России
После осмотра английских и голландских модель-камер Петр I понял всю их выгоду для развития кораблестроения и решил сделать такую же в России.
Датой основания первой модель-камеры принято считать 24 января 1709 года. Изначально Модель-камера располагалась в Зимних хоромах Петра І, но позже она была перенесена а Главное Адмиралтейство для удобства проектирования и строительства кораблей. В 1722 вышел Регламент, согласно которого при строительстве любого корабля полагалось делать «половинчатую» копию , и, при удачном спуске корабля на воду, ее с чертежами отдавать в Адмиралтейство. До наших дней сохранилось около 80 подобных полумоделей.
Новым этапом развития Модель-камеры стала середина 1730-х годов. Хранилище моделей превратили в своего рода «библиотеку» с подробным описанием по каждой сохраненной модели, блоку или узлу. «Информационный центр» располагал всеми чертежами и моделями кораблей создаваемыми в то время в России. Каждая из моделей имела свой инвентарный номер и место в хранилище.
С 80-х годов 18 ст. для Модель-камеры наступают не лучшие времена. Теснота помещений и отсутствие средств на содержание Модель-камеры привели к ее упадку. Ее пополнения стали редкими и случайными. В конце концов развитие строительной науки привело к тому ,что реальное моделирование было заменено на научный расчет. Необходимость в Модель-камере, как в практическом пособии, значительно уменьшилась. Однако теперь она несла в себе другую функцию – музея истории флота. Стали возникать проекты по преобразованию Модель-камеры в общедоступный музей.
В начале 19 века Модель-камера приобрела статус «Морского музеума» – одного из первых морских музеев в мире. Он по прежнему помогал морякам идущим в плавание теоретическими и практическими пособиями, навигационными инструментами и книгами. Со временем «Морской музеум» приобрел значение флотского культурного центра. Среди офицеров флота стало доброй традицией приносить в дар музею редкие вещи привезенные из дальнего плавания.
Первым директором «Морского музеума» стал Ксавье де Местр – ученый, писатель и художник. Его помощником стал Александр Яковлевич Глотов – судомоделист и автор трудов по морской практике, судостроению и истории флота.
К 1825 году «Морской музеум» объединил в себе 4 отдела:
- модель-камеру;
- отдел морских карт и инструментов;
- библиотеку;
- «кабинет редкостей по натуральной истории», куда вошли все этнографические, зоологические, геологические коллекции.
В 1827 году, в связи с преобразованием Морского ведомства, музей разместили в Адмиралтейском здании. Из-за недальновидного доклада начальника депо Федора Федоровича Шуберта «о малозначительности музея», Николай І издал указ о «раскассировании» музея. Предметы «музеума», так долго и кропотливо собираемые долгие годы, были распределены по различным учреждениям, среди которых была Академия наук, кунсткамера и Морской кадетский корпус. Расформирование свело на «нет» все усилия по сбору уникальных экспонатов. От него остался лишь костяк – Модель-камера.
Возрождение музея
Изменения в кораблестроении от парусного деревянного к паровому броненосному привело к необходимости изучения технического и военно-исторического опыта, воспитании военнослужащих, систематизации изучения истории Российского флота. В связи с этим высшим морским командованием было принято решение о восстановлении Морского музея. В основу Морского музея была определена Модель-камера. Экспонаты частично были возвращены в музей из адмиралтейств, арсеналов и хранилищ.
Для воссоздаваемого музея отводилась половина второго этажа западного крыла Главного Адмиралтейства. В 1867 году музей открыл свои двери для посетителей. В скором времени экспозиция так разрослась, что к 1870 году музею были отданы помещения 3-го этажа.
К 1917 году музей состоял из следующих отделов:
- эпоха Петра I;
- эпоха императриц Анны, Елизаветы и Екатерины II;
- эпоха императоров Павла I и Александра I;
- эпоха Николая I и Александра II;
- эпоха Александра III и Николая II;
- «отдел бытовой эпохи генерал-адмирала Константина Николаевича» (созданный на основе морской коллекции, завещанной музею великим князем);
- русско-турецкая война 1877–1878 г. г.;
- русско-японская война 1904–1905 г. г.;
- отдел мировой войны;
- артиллерийский отдел;
- механический отдел;
- отдел портовых сооружений;
- этнографический отдел;
- гидрографический отдел.
В те времена музей был центром технического прогресса. В нем были представлены новые виды оружия требующие испытания, проектные модели и чертежи судов, опытные станки, аппараты.
Центральный военно-морской музей в 20 веке
После революции 1917 года Морской музей имени Петра Великого сменил несколько названий, последним из которых стало «Центральный военно-морской музей».
В 1939 году музею было передано здание бывшей Биржи. На время Великой отечественной войны наиболее ценные экспонаты были эвакуированы в Ульяновск.
На сегодняшний день, являясь главным морским музеем России, Центральный военно-морской музей оказывает консультативную помощь музеям флотов, флотилий, частей и соединений, учебных заведений ВМФ, а также школьным музеям, помогает организовывать каюты и комнаты боевой славы на кораблях и в воинских частях.
Благодаря развития издательской деятельности, музеем было опубликовано 8 каталогов музейных коллекций. Многократно издавались и переиздавались путеводители и буклеты музея и его филиалов, публиковались сборники трудов научных сотрудников Центрального военно-морского музея.
В наши дни музей принимает своих гостей в Крюковских казармах на площади Труда, где в конце XIX века были расквартированы морские офицеры.
Интересные экспонаты
В музее хранится уникальный экспонат – древний челн, который датирован началом первого тысячелетия до нашей эры.
Ботик Петра І. Этот ботик Петр І нашел в 1688 году гуляя по амбарам с остатками вещей его деда – Никиты Ивановича Романова. Уникальность ботика состояла в том, что он ходил под парусами и мог идти не только по ветру, а и против него. После его реставрации, Петр освоил управление и с удовольствием катался по Яузе. В дальнейшем Ботик был водружен на деревянную тумбу, как памятник в честь Ништадтского мирного договора.
Черепаховые корабли. 25 изумительных по своему внешнему виду моделей кораблей ручной работы были изготовлены японскими мастерами из черепашьих панцирей. Они заказывались моряками в 19 веке как подарок для императора. В дар музею их передал император Николай ІІ.
Во время переезда Военно-морского музея в запасниках сотрудники обнаружили металлический диск. Что это такое, они поняли не сразу. А когда узнали – удивились. Прибор, который находился вне экспозиции больше 70 лет, ничто иное, как исторический навигатор. И был изобретен еще в XVI веке.
Центральный Военно-Морской Музей, Санкт-Петербург – отзыв
Музей, где мальчишки становятся романтиками, а мужчины- мальчишками. Лучший военно-морской музей страны.
Центральный Военно-морской музей я помню с глубокого детства, когда вместе с отцом посещал этот один из старейших музеев страны, который размещался тогда в самом что ни на есть туристическом месте Ленинграда- в здании Биржи на стрелке васильевского острова. Рядом Ростральные колонны, Кунсткамера, Академия художеств, Зоологический музей, через Неву- петропавловская крепости и Зимний дворец. Просто ради этого стоило туда сходить.
В детстве этот музей посещал неоднократно, но лет десять назад было принято решение о переносе этого музея из исторического здания Биржи в менее раскрученное туристическое место- на площадь Труда в здании бывших Крюковых морских казарм. Это решение общественностью города тогда было воспринято неоднозначно, многие были против. И вот уже со своими детьми я решил посетить Центральный военно-морской музей в его новом месте расположения.
И хочу сказать, что решение о переносе музея в новое место теперь считаю вполне оправданным. Ранее музей хоть и располагался в историческим здании Биржи, но то здание не было особо хорошо приспособлено для экспозиции коллекции. Здания же Крюковых казарм имеют огромную площадь, ну и реконструировали их специально под размещение музея, поэтому в этих стенах музей выглядит намного выигрышнее.
Да и место развивается: ведь недалеко Мариинский театр, а прямо напротив музея расположена Новая Голландия, где сейчас активно идут реставрационные работы, там планируется создать большое городское культурное пространство. Недалеко Английская набережная, так что после пуска планируемой станции метро “Театральная” (скорее бы уж), место станет новым магнитом для туристов.
Еще раз хочу отметить, что здание Крюковых казарм отреставрировано и реконструировано просто идеально. Поэтому перед входом всегда собираются экскурсионные группы.
Билеты достаточно просто приобрести в кассе, заранее заказывать не обязательно, т.к. очередей обычно нет.
Да и стоимость билетов вполне доступна простому смертному. Для граждан РФ (а так же для лиц, которые не выделяются из толпы россиян, паспорт-то никто не требует на кассе) взрослый билет стоит 300 рублей. Но музей поощряет семейные посещения: мы купили семейный билет на четырех человек, обошелся он нам всего в 550 рублей.
Купив билет, можно приступать к осмотру экспозиции. Опять обращает на себя внимание внутреннее оформление:помещения просторны, на входе выполнены как бы в форме передней части корабля (носа).
А “борта” этого “корабля” выполнены из листовой стали с большими заклепками, имитируя борт настоящего корабля.
Абсолютно не удивляет, что на входе в музей нас встретит Петр Первый, ведь он основал и наш город, и наш флот, и этот музей тоже.
Музей основан на основании указа Петра, который повелел корабелам перед тем, как представлять императору проекты военных кораблей, представлять ему их точные макеты. Эти макеты и положили начало коллекции музея.
Ну а если войти в главный зал, то сразу на входе нас встретит главный экспонат: ботк Петра Первого, “дедушка русского флота”. Удивительно, ботик построен в 1640-е годы, куплен был еще отцом Петра Первого, Петр увидел его, захотел на нем поплавать и “заболел” флотом. На нем же он учился управлять парусами.
Рядом размещены еще два артефакта: самое настоящее кресло, в котором Петр 1 сидел на совещаниях в Адмиралтействе:
И морской трон Екатерины Великой (Екатерина II не была столь аскетична как Петр):
Дальше идет экспозиция об истории русского флота, о его кораблях, о наиболее известных морских сражениях, об адмиралах, офицерах флота, конструкторские чертежи, морские карты, по всему залу развешены трофейные морские знамена. Много картин.
Выставлены и личные вещи офицеров и адмиралов того времени.
Стены украшены носовыми статуями кораблей русского флота (рострами):
Осматривая экспозицию, мы двигаемся и по истории военно-морского флота России.
Переходим от парусных судов к первым паровым колесным кораблям, когда основным двигателем был паровой котел, но конструкторы еще боялись полностью отказаться от парусной оснастки.
Колесные военные суда просуществовали недолго, уступив свое место винтовым паровым кораблям.
Проекты первых подводных лодок в России относятся еще к середине 19-го века, тогда предполагалось передвигать их мускульной силой моряков-подводников, которые крутили педали, а единственным оружием был бочонок со взрывчаткой, которую надлежало взорвать под днищем вражеского корабля. Работа для камикадзе.
А вот реальная подводная лодка, созданная в 1880-е года уже имела электрический двигатель на аккумуляторах.
Продолжаем осматривать экспозицию, двигаясь по просторным и светлым зданиям музея.
Музей расскажет о том, как флот развивался, как на службу в ВМС пришел телеграф, радио, торпеды, новые двигатели, другие новинки. Кстати, расскажет он и о морской авиации, которая неразрывно связана с флотом с момента своего рождения. Ведь первый в России проект самолета был представлен Можайским- офицером русского флота.
Продолжаем осмотр, неспешно шагая по красиво оформленным залам.
Выставка плавно подводит нас ко временам рубежа веков и Первой мировой войны, в которую Россия вступила с достаточно мощным флотом.
За каждым судном- реальная история русского флота. На стенах размещены подлинные фотографии кораблей Императорского флота, в том числе и легендарные, имена которых на слуху до сих пор. А вдоль бортов выстроены команды кораблей.
Дальше- революция и становление уже Красного и Советского флота.
Развитие морской авиации.
И тяжелое время Великой Отечественной войны.
Трофейные фашистские знамена:
Вклад в Победу морской авиации:
Дальше- история Советского флота времен Холодной войны. Новейшие корабли того времени.
Первые подводные лодки с межконтинентальными ракетами.
Одна из таких стратегических ракет выставлена в зале.
Вооружение современных кораблей.
Приятно и познавательно пройтись по светлым помещениям музея.
Покрутить штурвал, представив себя капитаном.
Центральный военно-морской музей- один из лучших музеев страны. К посещению практически обязателен. Из некоторых недостатков могу отметить только то, что последние десятилетия в экспозиции отражения пока не нашли.
Центральный военно-морской музей в Санкт-Петербурге: как добраться, история, фото
Центральный военно-морской музей в Санкт-Петербурге — почти ровесник города. Мы можем проследить его историю ещё со времён Петра I. Сегодня же это один из крупнейших морских музеев мира и, по-моему, один из интереснейших технических музеев города.
Памятник Петру Первому
Как добраться
Ближайшая к музею станция метро — «Адмиралтейская». Пешком от неё придётся пройти 20-25 минут. В планах Петербургских властей значится открытие станции «Театральная» в нескольких сотнях метров от здания музея. Но пока это только планы.
Стоимость взрослого входного билета — 300 рублей. Для всех категорий посетителей здесь проводятся дни бесплатного посещения. График таких посещений можно найти на официальном сайте музея.
Реактивная установка, пулемёт и пушка
Истребитель И-16
Немного истории
Санкт-Петербург — морской город, и, безусловно, его история неразрывно связана с морем и кораблестроением. Ещё с 1709 года известна петербургская Модель-камера, в которой хранились чертежи и макеты строящихся кораблей. Находилась Модель-камера в Главном Адмиралтействе, и свою историю военно-морской музей ведёт именно с этого времени.
Модели кораблей
Ботик Петра I — «дедушка русского флота»
Многие модели тут выше человеческого роста
В 1722 году Петром I был подписан регламент, согласно которому при постройке корабля «…надлежит тому мастеру, кто корабль строит, сделать половинчатую модель на доске…». Каждая такая полумодель или чертёж снабжались этикеткой с названием корабля и датой его постройки.
С 1805 года Модель-камера была преобразована в «Морской музеум». А в 1939 году музею было выделено здание Биржи на Стрелке Васильевского острова. Экспозиция там была открыта в 1941 году, но полноценной работе музея помешала Великая Отечественная война, остановившая его работу на 5 долгих лет.
Подводная лодка конструкции С. К. Джевецкого
Модель крейсера «Рюрик»
Уже в наше время, в 2012 году, музей переехал в здание бывших Крюковых (Морских) казарм. Оно, кстати, находится прямо напротив ещё одной достопримечательности «морского» Петербурга — острова Новая Голландия.
Наверное, как и в случае с Военно-историческим музеем у Петропавловской крепости, посещение экспозиции Военно-морского музея займёт у вас почти целый день. Даже на беглый осмотр экспонатов (а их здесь более 700 000) у меня ушло несколько часов.
Штурвал миноносца «Украина»
На первом этаже расположена масштабная экспозиция корабельного фонда. Здесь можно увидеть, например, ботик Петра I и множество моделей кораблей в масштабе 1:12. На первом же этаже находятся залы временных выставок.
Этажом выше расположено ещё более десятка выставочных залов. На огромных музейных пространствах экспонируются не только макеты кораблей и подводных лодок, но и множество предметов, связанных с мореходством. На стенах можно увидеть бесчисленное количество картин разных периодов, которые объединяет одно — морская тематика.
На макетах можно разглядеть любую деталь очень подробно
Здесь можно найти даже первый отечественный турбореактивный двигатель «ВК-1»
В переходе первого этажа можно увидеть и совсем необычный экспонат — настоящий боевой истребитель И-16. Во время войны он был приписан к авиационному полку ВВС Северного флота.
На сегодняшний день в структуру музея входят 4 филиала в Петербурге: крейсер «Аврора», музей «Дорога жизни» на Ладожском озере, Кронштадтская крепость, Подводная лодка Д-2 «Народоволец». Ещё по одному филиалу расположено в Калининграде и Новороссийске.
Авианосная ударная группа
Многофункциональный автономный необитаемый надводно-подводный аппарат (МАННПА) «Пингвин»
Если вам интересна военная тематика, могу порекомендовать посетить упомянутый выше Военно-исторический музей на Артиллерийском острове. Его «изюминкой» является уличная выставка с образцами военной техники.
Если кратко, в целом:
-
большое количество интересных экспонатов; не самое удобное расположение, если собираетесь пойти с ребёнком зимой, лучше поехать на машине или общественном транспорте от метро; можно совместить с посещением Новой Голландии.
Фотографии Центрального военно-морского музея
Закат.
Мангал – дипломат
Обложка для загранпаспорта «Лягушка-путешественница»
Пепельница «Место для курения»
Шкатулка “Сундучок”, 22x15x15 см.
Пейзаж – картина на зеркале.
Бабочка Данаида – картина на зеркале.
Картина на зеркале – Пейзаж.
« Октябрь 2022 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
«Минога» – первая в мире подводная лодка, оснащённая дизельным двигателем. Построена в 1906-1909 годах по проекту, разработанному в 1905 году И. Г. Бубновым и являвшемуся развитием проекта «Касатка».
11 октября 1908 года «Минога» была спущена на воду, а 23 октября 1908 года впервые вышла в пробное плавание в Морской канал на одном дизеле, второй ещё не был установлен. 7 ноября 1908 года состоялось пробное погружение у причальной стенки, по результатам которого было принято решение оснастить лодку свинцовым килем для увеличения балласта. Весь следующий год ушёл на доработку лодки и испытания, включавшие торпедные стрельбы. 31 октября 1910 года МТК рекомендовал по результатам испытаний принять лодку в состав флота.
В 1912 году командиром лодки стал лейтенант А. Н. Гарсоев, который до этого командовал «Почтовым». По ходатайству Гарсоева команда «Почтового» была в полном составе переведена на «Миногу».
23 марта 1913 года совершавшая пробное погружение «Минога» набрала воды через полуоткрытый клапан вентиляции и затонула на глубине 30 метров. Спасательная операция с водолазами и килектором завершилась успешно. Экипаж был доставлен в больницу с отравлениями парами хлора и кислоты, разлившихся из аккумуляторных батарей, погибших не было.
Во время Первой мировой войны «Минога» совершила 14 боевых походов, результатов не достигла, хотя несколько раз пыталась атаковать корабли неприятеля. В 1918 году лодка прошла ремонт на Балтийском заводе и была отправлена на Каспий. Участвовала в Гражданской войне, входила в состав боевых подразделений в Каспийском море. 21 ноября 1925 года в связи с износом всех механизмов была сдана для разборки на металл.
“Бородино” – русский эскадренный броненосец. Построен в 1901 году в Петербурге на верфи «Новое адмиралтейство» под руководством корабельного инженера Д. В. Скворцова по переработанному проекту броненосца «Цесаревич». Заложен 25 мая 1900 года, спущен на воду 8 сентября 1901 года. Вступил в строй в сентябре 1904 года. Из-за ненадёжности машин броненосец мог развивать лишь 16 узлов вместо проектных 18.
Под командованием капитана 1-го ранга Петра Иосифовича Серебренникова участвовал в Цусимском сражении.
«Светлана» – бронепалубный крейсер Второй Тихоокеанской эскадры, геройски погибший в Цусимском сражении.
Заложен 28 июня 1895 года в Гавре (Франция). За образец был взят французский крейсер “Фриан”. Спущен на воду в декабре 1896 года. 21 марта 1898 года крейсер вступил в строй. Строился как яхта великого князя Алексея Александровича, главы морского ведомства. Участвовал в Русско-японской войне 1904-05. Входил в состав 2-й Тихоокеанской эскадры. В Цусимском сражении 14 мая 1905 года корабль получил тяжелые повреждения, 15 мая погиб в бою с японскими крейсерами «Отова» и «Ниитака». В бою «Светлана» израсходовала все снаряды и японцы расстреливали беззащитный крейсер в упор. Погибли старший офицер корабля капитан 2 ранга А. А. Зуров, и все время находившийся на мостике капитан 1 ранга С. П. Шеин. К 11 ч крейсер с большим дифферентом на нос лег на левый борт так, что верхняя палуба начала входить в воду. В таком положении, со сбитыми стеньгами и задней трубой, но поднятым кормовым флагом, «Светлана» в 11 ч 08 мин в точке с координатами 37°с.ш. и 129°50′ в.д. погрузилась на глубину 600 м. Утонуло и умерло от ран в плену 167 моряков.
В честь корабля, погибшего в Цусимском сражении, был назван крейсер заложенный 11.11.1913 на Русско-Балтийском заводе.
Эскадренный броненосец «Петропавловск» – броненосец Российского императорского флота типа «Полтава» времён русско-японской войны. «Петропавловск» являлся флагманом 1-й Тихоокеанской эскадры и участвовал в боях с японским флотом. 31 марта 1904 года броненосец подорвался на японской мине вблизи Порт-Артура и затонул. Потеря корабля и гибель находившегося на нём вице-адмирала С. О. Макарова стали трагедией для русского флота.
«Баян» – броненосный крейсер российского императорского флота. Первый из четырёх крейсеров типа «Баян». Включён в списки флота 11 января 1899 года, унаследовав имя от списанного корвета «Баян». Заложен на верфи Ла Сейн (Франция) 26 июня (8 июля) 1899 года. Спущен на воду 20 мая 1900 года. Вступил в строй в 1903 году. 26 ноября 1904 года потоплен в гавани Порт-Артура. 22 августа 1905 года включён в состав японского флота под названием «Асо». Исключён из списков японского флота в 1930 году. Расстрелян тяжёлым крейсером «Мёко» в качестве мишени 8 августа 1932 года.
«Новик» – русский «малый» бронепалубный крейсер, II-го – «корветского» ранга, по английской классификации соответствовал крейсеру 2-го класса. Первый в мире, – «25-ти узловый» многоцелевой крейсер (ближний эскадренный разведчик, «бронированный лидер миноносцев», контр-миноносец, миноносный крейсер – «охотник», способный самостоятельно искать, выбирать цель и атаковать её, высокопроизводительный постановщик минных заграждений в открытом море, а также пригодный для замены устаревших канонерских лодок) – предшественник подкласса «крейсер-скаут».
Строился Данцигским отделением фирмы «Шихау» (контракт на постройку от 5 августа 1898). Спущен на воду 2 августа 1900 года. 18 мая 1902 года прибыл в Россию.
6 декабря 1902 года в командование им вступил капитан 2-го ранга Н. О. Эссен. Прибыл в Порт-Артур 2 апреля 1903 года.
Принимал активное участие в Русско-японской войне. Под командованием адмирала Макарова участвовал в безрезультатной операции по спасению миноносца «Стерегущий».
18 марта командиром корабля стал капитан 2 ранга Михаил Фёдорович фон Шульц.
После боя в Жёлтом море 10 августа (28 июля по старому стилю) 1904 прорвался в порт Циндао. Затем, обогнув Японию с востока, пришёл в Корсаков на острове Сахалин- за углём. Не успев взять бункер, вынужден был принять бой с с японским крейсером «Цусима». Получил 3 попадания под ватерлинию и свыше 10 в надстройку, после чего вышел из боя- противником не преследовался. Командир, получив данные радиоперехвата о присутствии других вражеских кораблей, принял решение затопить крейсер. 20 августа 1904 в 23 часа 30 минут крейсер лёг на грунт. На следующее утро японский крейсер «Читосэ», войдя на рейд Корсакова, выпустил по выступающим из воды частям крейсера и городу около 100 снарядов. Часть экипажа «Новика» была эвакуирована во Владивосток.
После подписания Портсмуского мирного договора южная часть Сахалина отошла к Японии; 16 июля 1906 «Новик» был поднят японцами, отремонтирован и 11 июля 1908 года вступил в строй в под названием «Судзуя». В 1913 исключён из списков японского флота и разобран на металл.
«Амур» – минный транспорт, заложенный на Балтийском заводе в 1898 и вступивший в строй в 1901. В ходе русско-японской войны прославился активными минными постановками в районе Порт-Артура, результатом которых стало уничтожение японских броненосцев «Хацусэ» и «Ясима» 15 (2) мая 1904 года. Потоплен в Порт-Артуре японской артиллерией 26 ноября 1904.
После русско-японской войны по чертежам «Амура» был построен одноимённый корабль, погибший в 1941 году. В 1907 году минные транспорты российского флота были переклассифицированы в минные заградители.
– 1901 – вступил в строй флота
– 1901-1902 – переход на Дальний Восток с полным запасом мин
– 28 марта 1904 – повреждён о затопленный брандер
– 1 мая 1904- под командованием капитана 2-го ранга Ф. Н. Иванова произвёл постановку банки из 50 якорных мин, на которой 2 мая подорвались японские броненосцы «Хацусэ» и «Ясима»
– 3 июня 1904 – коснулся мели, вышел из строя, поставлен на ремонт
– Июнь-ноябрь 1904 – из-за недостатка мин использовался как плавбаза
– 26 ноября 1904 года «Амур» был потоплен в доке артиллерийским огнём. В тот же день погибли «Баян», «Паллада» и «Гиляк»
– 20 декабря 1904 года «Амур» был взорван экипажем. Корабль достался японцам лежащим в доке в полузатопленном состоянии.
«Варяг» – бронепалубный крейсер 1-го ранга 1-й Тихоокеанской эскадры ВМФ России в 1901-1904 гг. Участник знаменитого боя у Чемульпо (1904).
Крейсер был заложен в 1898 году. Строительство велось в Филадельфии на верфях William Cramp and Sons. В 1900 году корабль был передан в Военно-Морской Флот Российской империи и в 1901 вступил в строй.
После вступления в состав флота России «Варяг» базировался в Порт-Артуре.
С начала января 1904 года крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» находились в нейтральном корейском порту Чемульпо в распоряжении российского посольства в Сеуле; в Чемульпо также находились корабли других стран (Англии, Франции, США и Италии).
8 февраля 1904 года японская эскадра под командованием контр-адмирала Уриу (2 броненосных крейсера «Асама» и «Чиода», 4 бронепалубных крейсера «Нанива», «Ниитака», «Такачихо», «Акаси»; 8 миноносцев) блокировала Чемульпо, имея целью прикрыть высадку десанта (около 2 тыс. чел.) и не допустить вмешательства «Варяга». В тот же день «Кореец» отправился в Порт-Артур, но по выходе из порта был атакован миноносцами (две выпущенные торпеды не попали в цель), после чего вернулся на рейд. Японские корабли успешно высадили десант, русские им не препятствовали.
9 февраля капитан «Варяга» Всеволод Фёдорович Руднев получил от Уриу ультиматум: до 12 часов покинуть порт, иначе русские корабли будут атакованы на рейде. Руднев решил прорваться с боем в Порт-Артур, а в случае неудачи взорвать корабли. В полдень «Варяг» и «Кореец» вышли из Чемульпо. При выходе из порта русские корабли встретили японскую эскадру, занимавшую позицию за островом Пхамильдо.
Бой продолжался в течение часа. За это время «Варяг», согласно рапорту его командира, выпустил по противнику 1105 снарядов, «Кореец»- 52 снаряда (однако подсчёт количества снарядов, извлечённых из корпуса корабля японцами после его подъёма, свидетельствует о существенном завышении этой цифры). Согласно рапорту командира «Варяга», огнём крейсера был потоплен один миноносец и повреждён крейсер «Асама», а крейсер «Такачихо» после боя затонул; противник предположительно потерял около 30 человек убитыми. Официальные японские источники и архивные документы не подтверждают ни попадания в японские корабли, ни наличие каких-либо потерь.
«Варяг» получил, по разным данным, от 7 до 11 попаданий, в том числе одну пробоину площадью 2 м² у ватерлинии, потери экипажа- 1 офицер и 30 матросов убиты, 6 офицеров и 85 матросов ранены и контужены, ещё около 100 человек получили лёгкие ранения. На «Корейце» потерь не было. По мнению Руднева, корабль не имел возможности продолжать бой, что послужило основанием для возвращения в Чемульпо и последующего уничтожения корабля. После своза команды на нейтральные корабли, «Варяг» был затоплен путём открытия кингстонов, а «Кореец» взорван. Также был затоплен российский пароход «Сунгари».
После русско-японской войны японское правительство создало в Сеуле музей памяти героев «Варяга» и наградило Руднева орденом Восходящего солнца.
В 1905 году «Варяг» был поднят японцами, отремонтирован и введён в строй 22 августа в качестве крейсера 2-го класса под названием «Соя». Более семи лет использовался японцами для учебных целей. С 14 марта по 7 августа 1909 года крейсер ушёл в поход к Гавайским островам и Северной Америке для отработки навигации в условиях дальнего плавания и обучения офицерского состава. Подобные походы крейсер выполнял до 1913 года.
После поднятия «Варяга» и ремонта в Японии его штурвал был передан на флагман японского флота броненосец «Микаса». Из последнего был сделан корабль-музей. До сих пор штурвал «Варяга» является одним из экспонатов.
Во время Первой мировой войны Российская империя и Япония стали союзниками. В 1916 году крейсер «Соя» (вместе с броненосцами «Сагами» и «Танго») был выкуплен Россией. 4 апреля японский флаг был спущен и 5 апреля 1916 года крейсер переведён во Владивосток. После чего под прежним именем «Варяг» был включён в состав флотилии Северного Ледовитого океана (совершил переход из Владивостока в Романов-на-Мурмане) в составе Отряда судов особого назначения под командованием контр-адмирала Бестужева-Рюмина.
В феврале 1917 года ушёл на ремонт в Великобританию, где был конфискован британцами, поскольку советское правительство отказалось платить по долгам Российской Империи. В 1920 году перепродан германским фирмам на слом. В 1925 году при буксировке корабль попал в шторм и затонул у берега в Ирландском море. Часть металлических конструкций была тогда же снята местными жителями. Был впоследствии взорван.
В 2003 году состоялась первая российская экспедиция с погружением в район обломков, были подняты некоторые небольшие детали. В погружении принимал участие внук капитана Руднева, проживающий во Франции.
11 ноября 2010 года в присутствии президента РФ Дмитрия Медведева мэр Инчхона передал российским дипломатам гюйс крейсера «Варяг» на временное хранение в течение двух лет с правом продления этого срока. Церемония прошла в посольстве России в Сеуле. В 2012 году Россия официально попросила Южную Корею продлить на десять лет срок аренды флага.
27 января (9 февраля) 1904 года этот гюйс был поднят на носовом флагштоке «Варяга» при возвращении крейсера на рейд Чемульпо после боя с японской эскадрой и оставался на нем во время затопления корабля. Гюйс был снят после подъема «Варяга» японцами в 1905 году и хранился в Чемульпо (ныне Инчхон).
Пхеньян
Город Пхеньян (Pyongyang)
Пхеньян — столица Корейской Народно-Демократической Республики (КНДР), административный центр провинции Пхенан-Намдо. Город раскинулся на берегах реки Тэдонган. Реку украшают два каскада фонтанов, извергающих воду на высоту около 150 м. Это самые высокие фонтаны в мире.
В столице расположено большое количество музеев и памятников Ким Ир Сену. На месте, где Ким Ир Сен произнес речь о сплочении и независимости нации после разгрома японских оккупационных войск в 1945 году, воздвигнута Триумфальная Арка, она на 3 м выше парижской. Очень красиво пхеньянское метро, станции которого украшены бронзовыми скульптурами, хрустальными люстрами, мраморными колоннами. В окрестностях Пхеньяна сохранились многочисленные гробницы периода Когуре.
Сэкономь на путешествии в Пхеньян!
Туризм
Ввиду практически полной изоляции страны от остального мира, туризм в Пхеньяне развит слабо. Большая часть туристов приезжает из Китая. Для получения визы в КНДР необходимо подать заявление в официальном дипломатическом или туристическом представительстве КНДР не ранее, чем за 20 дней до отправления. В особых случаях визу можно получить на переходном пункте на границе с КНДР. Туристическую визу в общем случае может получить любой желающий, за исключением журналистов, жителей США и Южной Кореи.
В Северную Корею запрещено ввозить литературу о Северной и Южной Корее (кроме изданной в КНДР), порнографии, мобильных телефонов, литературы пропагандистского толка. Запрещено фотографировать военные объекты, а также посещать большую часть достопримечательностей в неформальной одежде.
Правительство контролирует перемещение туристов по городу, разрабатывая специальные маршруты и программы осмотра достопримечательностей.
Достопримечательности
Во время Корейской войны (1950—1953 гг.) город сильно пострадал и впоследствии был практически полностью перестроен. Новая планировка предусматривала более широкие улицы, большое количество памятников и монументальных сооружений.
Самое высокое здание в городе — недостроенная гостиница Рюгён высотой 330 м. Эта гостиница имеет 105 этажей и общую площадь помещений 360 тыс. м². Однако, в 90-х года XX века строительство было заморожено, и гостиница в настоящий момент не функционирует.
15 апреля 1961 года, по случаю 49-летия Ким Ир Сена был открыт монумент «Чхоллима» (кор. «Тысяча ли в час»), по замыслу скульпторов символизирующий волю народа к эпохальным достижениям в области строительства социализма, движению «темпами Чхоллима» к процветанию своей Родины. Высота монумента — 46 метров, высота самой скульптуры — 14 метров. Коня оседлали рабочий, держащий в руках «Красное письмо» от Центрального Комитета Трудовой партии Кореи, и крестьянка. Передние копыта коня устремлены в небо, а задними как бы отталкивается от облаков.
По случаю 70-летия Ким Ир Сена в апреле 1982 года была открыта Триумфальная арка. Высота ворот — 60 метров, ширина 52,5 метра. Высота арки — 27 метров, ширина — 18,6 метра. На воротах высечены слова «Песня о полководце Ким Ир Сене» и даты «1925» и «1945», обозначающие год «вступления Ким Ир Сена на путь возрождения Родины» и год его «триумфального возвращения на Родину» после её освобождения от японцев (15 августа 1945 года).
Также к 70-летию Ким Ир Сена на берегу реки Тэдонган был открыт Монумент идей Чучхе (высота 170 метров). На лицевой и тыльной стороне монумента находятся золотые буквы, сложенные в слово «Чучхе». На вершине столба — факел высотой 20 метров, который символизирует «великое и немеркнущее торжество идей чучхе». В тёмное время суток при помощи подсветки имитируется огонь. Перед столбом стоит 30-метровая скульптурная группа: рабочий с молотом, крестьянка с серпом и интеллигент с кистью. Перекрещивающиеся молот, серп и кисть являются эмблемой Трудовой партии Кореи. На задней стороне постамента в нише находится стена, собранная из более чем двухсот мраморных и гранитных плит, присланных главами многих стран мира и известными политическими деятелями.
Одно из самых известных мест в Пхеньяне — площадь имени Ким Ир Сена. Здесь проводятся парады Корейской Народной Армии, демонстрации, массовые гимнастические и танцевальные представления в дни государственных праздников.
В самом центре Пхеньяна, на холме Мансу (где раньше находилась Пхеньянская крепость) расположен монументальный скульптурный ансамбль, известный прежде всего огромной (около 70 метров в высоту) скульптурой Ким Ир Сена. Открыта в апреле 1972 года по случаю его шестидесятилетия. Любопытно, что стоящий Ким Ир Сен указывает рукой «в светлое завтра», на юг, в сторону Сеула. За бронзовой статуей находится Музей корейской революции, открытый в том же году, на стене которого огромное мозаичное панно горы Пэктусан. Его длина 70 метров, высота — около 13-ти. Панно символизирует революционные традиции, так как на горе Пэкту, расположенной на границе с Китаем, по преданиям, находилась Ставка командования, где в годы антияпонской борьбы жил и работал Ким Ир Сен.
Другие известные архитектурные достопримечательности Пхеньяна — монумент в честь основания Трудовой партии Кореи, Монумент освобождения, построенный после Второй мировой войны и два стадиона, являющихся одними из крупнейших в мире — «Стадион имени Ким Ир Сена» – 70 000 зрителей 48 по вметительности в мире и «Стадион Первого мая» – являющейся самым большим в мире, вмстимость 150 000 зрителей.
История
Хронология
По легенде Пхеньян был основан в 2334 году до нашей эры под названием Вангомсон . Был столицей древнекорейского государства Кочосон. Однако эта дата является спорной и не признаётся многими историками, которые считают, что город был основан в начале нашей эры.
В 108 году до н. э. династия Хань завоевала Кочосон, основав на его месте несколько военных округов. Столица одного из них, округа Лолан, была основана возле современного Пхеньяна. Лолан был одной из доминирующих сил в регионе до тех пор, пока не был завоёван в 313 году набирающим силы государством Когурё.
В 427 году ван Когурё перенёс в Пхеньян столицу государства. В 668 году корейское государство Силла в союзе с китайской династией Тан завоевала Когурё. Город вошёл в состав Силла, оставаясь на границе с северным соседом — Пархэ. На смену Силла пришла династия Корё. В этот период Пхеньян усилил своё влияние и был переименован в Согён, хотя на самом деле столицей Корё Пхеньян никогда не был. В эпоху династии Чосон был столицей провинции Пхёнандо, а с 1896 года и до конца японской оккупации был столицей провинции Пхёнан-Намдо.
В 1945 году период японской оккупации был закончен и Пхеньян попал в зону влияния Советского Союза, став временной столицей образованного на севере Корейского полуострова государства КНДР (постоянной столицей тогда считался Сеул, «временно» отделённый от страны). Во время Корейской войны серьёзно пострадал в результате воздушных бомбардировок, с октября по декабрь 1950 года был занят войсками ООН. После войны с помощью Советского Союза город был достаточно быстро восстановлен.
Исторические названия
За свою историю Пхеньян сменил множество названий. Одно из них было Рюгён (류경; 柳京) или «ивовой столицей», так как в то время по всему городу росло множество ив, что нашло отражение в средневековой корейской литературе. В настоящее время в городе также растёт множество ивовых деревьев, а слово Рюгён часто встречается на карте города (см. гостиница Рюгён). Другими названиями города в разные периоды были Кисон, Хвансон, Раннан, Согён, Содо, Хогён, Чанан. Во время японской оккупации город был известен под названием Хэйдзо (японское произношение китайских иероглифов 平壌 в названии Пхеньяна, записанном с помощью ханчча).
География
Расположен на берегах реки Тэдонган (Тэдон) неподалёку от её впадения в Жёлтое море. Образует отдельную административную единицу со статусом провинции. Другая река, протекающая через город — Потхонган.
Климат
Климат муссонный с резким проявлением различных времён года и чётким разграничением сезонов засухи и дождей. Хотя Корея расположена в низких широтах и с трёх сторон окружена морскими бассейнами, её климат более суров, чем в ряде стран, расположенных в той же широте. Зимой мощные потоки холодного сухого воздуха, идущие из внутренних частей континента, приносит на Корейский полуостров сухую ясную погоду и холода. Летом территория страны находится под воздействием океанических воздушных масс, приносящих обильную атмосферную влагу. В течение трёх летних месяцев выпадает 50-60 % годовых норм осадков. Среднегодовая температура +7,6C. Средняя температура наиболее холодного месяца (январь) — около −11C, самого жаркого (август) — около +23C. За год выпадает в среднем 925 миллиметров осадков (большая часть в летний период).
Экономика
Наряду со специальными регионами страны (Синыйджу и Кэсоном), Пхеньян является экономическим центром Северной Кореи.
Транспорт
Функционирует Пхеньянский метрополитен с двумя линиями, имеющий общую длину 22,5 км. Пхеньянское метро сдано в эксплуатацию в 5 сентября 1973 года. Станции просторные, колонны отделаны мрамором, на стенах большие мозаичные картины, росписи, рельефные изображения, показывающие жизнь и природу в Корее. В настоящее время имеются две линии и шестнадцать станций. Метро глубокого заложения. Вагоны метро в основном германского производства. Особенностью пхеньянского метрополитена является освещение эскалаторных шахт не люстрами или вертикальными светильниками, а светящимися стенками эскалатора. В торце каждого вагона — портреты Ким Ир Сена и Ким Чен Ира.
Также в городе действует троллейбусный и трамвайный транспорт. Троллейбусное движение было открыто 30 апреля 1962 года. Трамвайное движение открылось спустя почти три десятилетия, 12 апреля 1991 года, что является редким случаем в мировой практике.
Количество личных автомобилей небольшое по сравнению с большинством мировых столиц, хотя официальные лица используют большой парк лимузинов Mercedes-Benz.
Имеется государственная авиакомпания Air Koryo, осуществляющая полёты из аэропорта Сунана в Пекин (PEK), Шеньян (SHE), Бангкок (BKK) и Владивосток (VVO). Действуют также нерегулярные чартерные рейсы в Макао (MFM), Инчхон (ICN), Янъян (YNY) и некоторые японские города. Air Koryo также обслуживает несколько внутренних рейсов.
Международное железнодорожное сообщение действует между Пхеньяном и столицами Китая и России. Дорога до Пекина занимает 25 часов 25 минут (поезд K27 из Пекина/ K28 из Пхеньяна по понедельникам, средам, четвергам и субботам); дорога до Москвы занимает 7 суток.
Культура
Пхеньян является культурной столицей Северной Кореи. Здесь располагаются все ведущие заведения культуры страны, отсюда осуществляется культурный обмен с другими странами. В частности, в ноябре 2005 года в Пхеньяне представителями правительства Северной Кореи и российского посольства был подписан «План культурного и научного обмена на 2005—2007 гг. между правительствами КНДР и РФ». Среди населения ведётся активная пропаганда национальной культуры и искусства. Был даже создан НИИ корейской национальной музыки и хореографии (НИИКНМХ), который находится в Пхеньянском международном доме культуры.
В городе функционирует несколько заведений культуры. Среди них можно отметить:
- Моранбонский театр — первый театр, построенный в стране после Второй мировой войны. В декабре 2004 года по личному указанию Ким Чен Ира началась реконструкция театра, закончившаяся в 2005 году.
- Пхеньянский культурно-выставочный комплекс — был открыт в 1998 году. Здесь проходят в выставки художников и фотохудожников, а также книжных новинок, начиная от древних буддийских текстов и заканчивая работами Ким Ир Сена и Ким Чен Ира. Также в этом комплексы расположены экспозиции корейского прикладного искусства — гончарные изделия, вышивка, мозаика и др.
- Государственный симфонический оркестр Кореи – был создан в августе 1946 года. В репертуар входят в основном национальные произведения (патриотические и прославляющая вождей страны) и классика из русской оперы и балета. Всего в программе оркестра более 140 музыкальных произведений.
- Художественный театр Мансудэ
- Дом культуры «25 апреля»
- Пхеньянский Большой театр
- Восточнопхеньянский Большой театр
- Центральный дом молодежи
- Художественный театр Понхва
- Пхеньянский цирк
- Цирк Народной Армии
- Народный дворец культуры
- Пхеньянский международный дом культуры
- Пхеньянский международный кинотеатр
- Музей корейской революции
- Музей Победы в Отечественной освободительной войне
- Выставка достижений трех революций
- Павильон цветов кимирсенхва и кимченирхва
- Корейская художественная галерея
- Центральный исторический музей Кореи
- Этнографический музей Кореи
14 лучших достопримечательностей Северной Кореи
Северная Корея — одно из самых закрытых государств в мире, а потому местные достопримечательности окутаны ореолом таинственности. Но посмотреть здесь есть на что.
Чем заняться в Северной Корее
Архитектура пронизана идеологией чучхе. Ее наглядное воплощение — исполинский отель Рюгён. Его необычный экстерьер, напоминающий ракету на старте, оценят любители футуристических форм.
Тем, кто хочет добавить в путешествие немного сюрреализма, стоит включить в культурную программу посещение мавзолея, где выставлены на всеобщее обозрение тела почивших Ким Ир Сена и Ким Чен Ира.
Чтобы разрядить обстановку, можно отправиться в исторический музей. Там хранятся интересные экспонаты, начиная с каменного века. Древнейшему артефакту — 1 миллион лет.
Самая главная и высокая гора Северной Кореи — Пэктусан. Это потухший вулкан, в жерле которого образовалось «Небесное озеро» — потрясающий красоты водоем. Здесь понравится любителям природы и необычных ландшафтов.
Архитектура
Отель Рюгён
Возведение самого высокого небоскреба в Северной Корее началось в 1987 году, торжественная сдача объекта должна была двумя годами позже – ко Всемирному фестивалю молодежи и студентов. Из-за нехватки финансирования отель достроили только в 2016-м, однако он до сих пор не работает.
Высота здания в форме ракеты — 330 м (105 этажей). На них размещается 3000 номеров, 7 ресторанов, несколько ночных клубов и казино. Общая площадь внутренних помещений превышает 360 тысяч кв. м.
Рюгён переводится как «Ивовая столица» – это старое название Пхеньяна, столицы государства.
Мавзолей Ким Ир Сена
Усыпальница, в которой покоятся два бывших северокорейских лидера Ким Ир Сен и его сын Ким Чен Ир, — настоящее место поклонения местных жителей. Когда-то величественное здание было резиденцией Ким Ир Сена — там он работал и принимал посетителей.
После смерти руководителя государства, его сын приказал переоборудовать дворец в мавзолей. Через 17 лет в этой же усыпальнице похоронили Ким Чен Ира. Тела обоих вождей забальзамированы и покоятся в стеклянных гробах в отдельных залах.
Туристов пускают в мавзолей 2 раза в неделю исключительно в составе организованных групп. Требуется соблюдение дресс-кода. Напротив серого здания находится кладбище революционеров, просторная площадь и парк.
Монумент идей чучхе
Обелиск из серого гранита установили к 70-летнему юбилею Ким Ир Сена. Высота величественной конструкции, увенчанной факелом — 170 м. Это второе по высоте сооружение в Пхеньяне. Наверху расположена смотровая площадка, куда туристов доставляет скоростной лифт.
У подножия монумента установлена 30-метровая скульптурная группа: Рабочий, Колхозница и Интеллигент. Рядом разбит сквер, который, помимо клумб и деревьев, украшают 6 статуй, изображающих представителей разных профессий.
Триумфальная арка
Массивное сооружение с колоннами и 3-уровневой крышей торжественно открыли в 1982 году. Оно символизирует отвагу и твердость духа северокорейского народа, сражавшегося против японских оккупантов с 1925 по 1945 год.
Белоснежная арка сложена из 25 500 гранитных блоков. Это число соответствует количеству дней, прожитых Ким Ир Сеном. Увидеть достопримечательность можно по дороге к горе Моранбон.
Арка Воссоединения
Конструкция, построенная в 2001 году, известна также как Арка Трех Хартий — по числу деклараций, подписанных Северной и Южной Кореями в 1972-м. Документы содержат ряд условий, которые делают возможным сосуществование этих государств.
Сооружение представляет собой двух девушек в национальных платьях, устремившихся навстречу друг к другу. В руках они держат единую карту Севера и Юга. Под аркой проходит 4-полосное шоссе, соединяющее Пхеньян и демилитаризованную зону.
Интересные места
Площадь Ким Ир Сена
Самую большую площадь (75 тысяч кв. м) в Пхеньяне открыли в 1954 году. Она находится напротив монумента идей чучхе, который возвышается на противоположном берегу реки Тэдонган. Огромная территория вымощена гранитом.
Здесь проводят военные парады и культурно-массовые мероприятия. Одновременно на площади могут находиться до 100 тысяч человек. Площадь Ким Ир Сена входит в ТОП-30 самых больших площадей мира.
Кэсон
Бывшая столица корейского государства находится примерно в 125 км от Пхеньяна. В X-XIV веках здесь кипела культурная, политическая и экономическая жизнь. Город пережил 3 войны, многие здания были разрушены, но даже в таком виде они заслуживают самого пристального внимания.
Среди них дворец правящей династии Корё (981 год), мост Сончжук (XIII век), а также руины храмов. Непременно стоит осмотреть могилу короля Конмина и побывать в историческом музее.
В пригороде Кэсона выращивают женьшень в промышленных масштабах. Так что можно совместить поездку с посещением аптеки или магазинчика, где продают целебные снадобья на основе этого корня.
Мангёндэ
В поселке примерно в 12 км от столицы родился и провел детство Ким Ир Сен. Поэтому Мангёндэ — место паломничества, где хоть раз в жизни побывал каждый кореец. Дом вождя превратили в музей. Экспозиция небогатая: чернильница и письменный стол, за которым будущий лидер работал и учился.
В самой высокой точке поселка оборудована смотровая площадка, откуда можно любоваться окрестностями и панорамой величественного Пхеньяна. Рядом разбит сквер, а чуть дальше стоит Революционное училище.
Демилитаризованная зона
Демилитаризованная зона, или ДМЗ — это граница между двумя Кореями на 38 параллели. Ширина демаркационной линии 4 км, длина — 241 км. Самую посещаемую и строго охраняемую достопримечательность в Северной Корее можно посетить только в составе экскурсионной группы.
В программе: осмотр монумента, представляющего собой четырех членов семей (с Севера и Юга), пытающихся соединить расколотый пополам Земной шар, и посещение павильона Имчжингака. Последний состоит из 4 уровней. На первом расположен тематический музей, экспонаты которого рассказывают об истории и достижениях северокорейского народа.
Во дворе выставлена военная техника, вокруг павильона разбит парк. Но самая волнующая часть поездки — поход по подземному туннелю №3. Как утверждает пропаганда, проход был прорыт южнокорейскими солдатами, которые планировали вероломное нападение на соседа, но их коварный план предотвратили.
Музеи
Музей Корейской Революции
Государственный музей открылся в 1948 году. Позже он переехал в новое здание на холме Мансудэ. Сооружение украшает огромное панно из гранита (70×12,85 м), на котором изображена гора Пэктусан – по преданию, именно там родился Ким Чен Ир. На фоне панно высятся две огромные скульптуры почивших вождей.
По сторонам музея установлены многочисленные скульптурные группы из красного гранита. Одна состоит из 119 фигур, вторая из — 109 изображений в камне. Первая посвящена борьбе с японцами, вторая восхваляет ценности социализма.
На экспозициях выставлены фотографии, личные вещи, документы и прочие артефакты, связанные с революционной борьбой Северной Кореи за независимость.
Центральный исторический музей
Музей был основан в 1945 году. Он состоит из 19 залов, в которых выставлены экспонаты, начиная с каменного века и вплоть до современности. Особый интерес представляют выставки, рассказывающие о древних государствах, существовавших на Корейском полуострове.
Обязательно нужно побывать в археологическом зале, где хранятся находки из памятника Комунмору. Возраст некоторых превышает 1 млн лет. Среди других интересных экспонатов — бронированный корабль-черепаха, костяная флейта, водяные часы и фрески из гробницы в Токхыне. Отдельно представлены макеты главных исторических памятников со всей территории государства.
Природные достопримечательности
Массив Кымган
Наивысшая точка горного массива в юго-восточной части страны — пик Кымгансан, устремляющийся в небо почти на 1640 м. Он славится живописными видами: изумрудными лесами, зеркальными озерами, журчащими водопадами и причудливыми скалами.
Лето здесь короткое, зимы примечательны обилием снега. В этой местности сосредоточено большое количество буддийских святынь. А вся необходимая инфраструктура сосредоточена в городке Тхэбэк.
Гора Пэктусан
Самая высокая гора на полуострове (2744 м) расположена на границе Северной Кореи и Китая. Обе державы совместными усилиями создали на склонах пика заповедник. В нем обитают медведи, леопарды, тигры, олени и другие животные.
Пэктусан переводится как «Белоголовая гора». Такое прозвище она получила из-за снежных шапок на вершинах и пемзы, устилающей крутые склоны. Главная точка притяжения — озеро Чхонджи, или Небесное озеро. Пэктусан – давно потухший вулкан, а красивый водоем сине-зеленого цвета расположен в одном из его кратеров. Берег окаймляют острые скалы.
Чхонджи — самое глубокое вулканическое озеро в мире (его глубина колеблется от 200 до 370 м), и расположено оно на высоте 2189 м.
Центральный зоопарк Пхеньяна
Это природный парк площадью около 100 га, разбитый у подножия горы Тэсонсан. На огромной территории водятся тигры, львы, слоны, бегемоты, олени, кабаны и другие животные.
Среди пестрой фауны со всего Света в отдельных вольерах содержится более 90 собак 30 пород. Почти все особи были преподнесены в качестве подарка вождю Северной Кореи. Здесь же работает аквариум, где плавают пресноводные и морские рыбы.