Фотографии озера Манасаровар

Озеро Манасаровар

Ч арующее и таинственное озеро «Манасаровар» давно является объектом многих приезжающих в Тибет. Побывать у этого необычного водоёма ежегодно стремится огромное количество людей. Что ищут они у берегов священного озера? Чем так манит пресноводная гладь, играющая искристыми бликами в лучах солнца, простого обывателя? Или, может, тянутся к этому источнику чистоты и света не совсем простые люди, а те, кто смотрит на мир другими глазами и знает толк в созерцании?

К озеру Манасаровар едут не для простого отдыха. В этих местах ищут нечто большее, чем обычное любопытство и желание очутиться в популярном уголке природы. Воды озера — это особое богатство Тибета! Об озере Манасаровар сложено немало легенд и поверий. Например, об озере Манасаровар упоминает индийский эпос Рамаяна. Индусы уверены, что Манасаровар – это душа бога Брахмы. Считается, что здесь омывались Шива и его жена Парвати. Другая легенда гласит, что озеро Манасаровар было первым земным творением, которое создал Брахма в своем сознании. Буддисты полагают, что Манасаровар – это и есть то легендарное озеро, куда боги перенесли Будду после рождения, чтобы омыть его.

Но, только увидев воочию величественную красоту природы этих мест, понимаешь, насколько глубока здесь мистическая атмосфера и как притягательна.

Где находится озеро Манасаровар

Уникальное озеро «Манасаровар» находится в Тибете. Расположен водоём приблизительно в 950 км от Лхасы в Западном направлении. Это чудесное озеро располагается на высоте 4587 метров над уровнем моря. Место расположения — район Нгари, уезд Пуранг.

Почему Манасаровар так называется?

Манасаровар — озеро в Тибете, которое носит имя, образованное на санкритском языке. Название на языке «хинди» прочно вошло в обиход английского, русского языков. В переводе с санскрита манаса означает ‘сознание’, саровара — ‘озеро’. «Озеро сознания», по легенде, было рождено из сознания Брахмы. Водоём, созданный в представлениях высшего божества индуизма, считается священным и почитается верующими. Это одно из четырёх священных озёр Тибета, к которому постоянно осуществляет паломничество огромное количество людей.

Манасаровар и Кайлас: притягательность святых мест

Ежедневно у вод Манасаровара стремятся побывать тысячи верующих. Дело в том, что, по легенде, тот, кто искупается в водах этого водоёма, очистится от грехов. Однако так считают не все, а только индусы. Тибетцы же, напротив, считают вхождение в воды озера и омовение в нём своего тела греховным, так как происходит осквернение чистых священных потоков. Тибетцы допускают только омовение лица и питьё из водоёма. Они верят, что это помогает избавиться от дурных помыслов и недопустимых мыслей. И индусы, и тибетцы верят в целительные силы вод Манасаровара. Они думают, что, искупавшись или напившись воды из этого водоёма, можно исцелиться от многих, даже очень тяжёлых болезней.

Манасаровар и Кайлас неразлучны, как Инь и Ян

Озеро «Манасаровар» является неотъемлемой частью священной горы Кайлас. Эти два объекта, как Инь и Ян, — мужское и женское начало. Притягательность их неотъемлема. Воды берут свой резерв из источников Кайласа. Ледники питают святую воду, наполняя благодатной энергией чистоты и света. По легенде, озеро — это обитель Парвати, жены Шивы. Самому Шиве принадлежит Кайлас.

Те, кто отправляется в паломничество к Манасаровару, считают обязательным побывать у подножья горы Кайлас. Люди верят, что, прикоснувшись к этим святыням, вдохнув полной грудью особый дух этих мест и омывшись святыми водами, можно измениться, повернуть свою жизнь в нужном направлении, очиститься от дурных мыслей, призвать удачу и успех.

Озеро «Ракшас» и Манасаровар

Манасаровар — озеро живой воды! Целебное, священное озеро, которое дарит людям умиротворение, бодрость, внутреннюю гармонию. Из этого водоёма берут начало великие реки мира: «Ганг», «Инд», «Сатледж», «Брахмапутра». Если быть точнее, то единственная непосредственно связанная с этим озером река — это Сатледж. Но другие перечисленные водоёмы питаются одними и теми же ледниками с озера «Манасаровар». Озеро по праву считается источником жизни. Неспроста этому водоёму приписывают мистические исцеляющие силы.

Но есть у Манасаровара и антипод — озеро «Ракшас». Воды у этого водоёма мёртвые, «безмолвные», тёмные. Говорят, возле этого самого водоёма десять дней медитировал демон. Десятиглавый Равана каждый день отрубал одну голову и бросал её Шиве. Когда у демона осталась одна, последняя голова, бог Шива смягчил свой гнев и наделил просящего силой, которую тот так жаждал. Есть и иное сказание. По легенде, демон десять дней медитировал у мёртвого озера в ожидании вожделенной Парвати. Но жена Шивы так и не одарила несчастного демона своим вниманием. Она не пришла.

Читайте также:
Парк Гюльхане в Стамбуле: фото, описание и как добраться

Тёмные воды демонического озера «Ракшас» располагаются всего в трёх километрах от священной воды Манасаровара. Но это совершенно другой водоём. По берегам Ракшаса нет растительности. Воды неспокойные, часто случаются штормы. В воде этого озера слишком высокое содержание серебра. «Живность» в этих водах практически отсутствует. Удивительным фактом можно назвать то, что между живым и мёртвым озером имеется связующая протока, но воды этих водоёмов никогда не смешиваются. Солёная вода Ракшас-тал является полной противоположностью пресному наполнению святого водоёма. В народе бытует легенда, что где-то на берегу Ракшас-тал есть монастырь, обитатели которого постоянно ждут холодов. Когда воды замерзают, они получают доступ к внешнему миру.

Такие две достопримечательности Тибета расположены рядом, но совершенно не похожи одна на другую.

Красота живого озера

Отдельного внимания заслуживает описание Манасаровара. Этот водоём не похож на другие. Воды в нём спокойные. Они насыщены ярко-бирюзовым цветом. Иногда гладь становится иссиня-зелёной. Поверхность водоёма всегда спокойная. Она практически не колышется. Даже когда в этом месте дуют неугомонные ветры, поверхность воды берётся еле заметной рябью. Ни волн, ни шума. Такое ощущение, что всё вокруг этого объекта замирает и стремится услышать «музыку» гармонии и красоты.

Вокруг этого водоёма расположено 9 монастырей. В пределах этой достопримечательности произрастает 4000 видов растений. Среди них имеются лекарственные виды. В тёплый период года у озера можно увидеть лебедей. Они прилетают на лето в эти места. Состав воды благоприятен для развития жизни. В озере обитает большое количество рыб.

Не всегда красота озера имеет благостный ровный оттенок. В холодный период кромка водоёма покрывается тонким слоем льда. В непогожий день гладь приобретает какой-то особый величественный оттенок. Это не пугает, чарует ещё сильнее, будто источник света и чистоты пребывает в холодной задумчивости. Не стоит тревожить, лучше просто наблюдать…

Как добраться к водам Манасаровара

Чтобы попасть к этой святыне, нужно добраться до Тибета, в Западную его часть. Далее, вы можете отправиться в путешествие на джипе, автобусе или воспользоваться местным транспортом. Многие туристы стремятся посетить этот необычайно притягательный и в какой-то мере даже сказочный уголок мира, который поистине чудесный.

sasha_lotus

Старость меня дома не застанет!

Фоторассказы о путешествиях, стрит-арт и мысли вслух

Волшебное озеро Манасаровар

Нет на свете места прекрасней, чем озеро Манасаровар! Скрывать нечего: лишь первые виды появляющегося на горизонте озера заставляют каждый раз учащённо биться моё сердце, а мощные потоки энергии и ощущения прикосновения к чему-то древнему, потаённому и сакральному будоражат тело и ум; ты будто настраиваешься мгновенно на источник эталонных вибраций, приносящих тебе ясность, умиротворение, гармонию и счастье.
Поразительная и сногсшибательная красота и живительные священные воды притягивают к себе паломников перед совершением Коры вокруг Кайласа. По традиции пилигриму положено сначала обойти по часовой стрелке озеро, затем пройти Кору, а после отправиться к горячим источникам Тиртхапури. В предыдущие две поездки мы совершали Кору вокруг Манасаровара на джипе, на этот раз было запланировано лишь пару раз переночевать на берегах волшебного озера, непременно совершив ритуал омовения в “живой” воде озера.

Возвращаясь во второй половине дня из долины Гаруды и Тиртхапури, наш автобус снова сделал по моей громкой просьбе остановку напротив Кайласа. Всё-таки с данного ракурса можно снять нетривиальные кадры, чтобы потом на максимальном увеличении долго разглядывать орнаменты и барельефы Кайласа и гор-спутников. На ребре, разделяющем южную и западную грани Кайласа, расположена мистическая трёхэтажная гора Тиджунг, которую также называют Малым Кайласом. Громадные каменные блоки словно поставлены друг на друга неведомыми ныне силами, а разделяющая гору на две половины вертикальная трещина-желоб позволяет проводить аналогии с раскрытой книгой. Примечательно ещё, что снежная конусная или пирамидальная шапка Тиджунга никогда не тает, даже в разгар лета. Можно заметить, что чуть повыше на Кайласе вообще почти нет снега, но крыша Тиджунга словно что-то скрывает под собой от посторонних глаз.

В тот день стояла весьма облачная погода, и Кайлас то и дело обволакивали стремительно плывущие облака. С южной стороны к священной горе примыкают два саркофага или два терема, как их иногда тоже называют – горы Астапад и Нанди. Между ними проходит тайная тропа Внутренней Коры, куда в год Водяной Лошади попасть легально было практически невозможно. На дороге из посёлка Дарчен, ведущей в тайные долины, стоял блокпост китайских военных. А за любой шаг влево-вправо от тропы традиционной Внешней Коры полагался, конечно, не расстрел, но такое нарушение порядка грозило бы гиду лишением лицензии, а агенству штрафами и попаданием в чёрный список.

Читайте также:
Почему стоит купить земельный участок в Германии

Слева – гребень Астапада, священной горы адептов древней религии бон. Поэтому тропа бонской Внутренней Коры проходит против часовой стрелки вокруг Астапада к плато 84 махасиддх, где находится пещера бонского жреца Наро Бончунга, боровшегося с йогином Миларепой за право на Кайлас. Чтобы пройти Внутреннюю Кору по буддистской традиции, сначала необходимо подняться в рукотворную нишу Санториши с 13 чортенами на южном лице Кайласа. Полоску чортенов вполне можно различить и на этом кадре, правее вертикальной трещины и царапин/сколов, отличающихся по цвету от породы тела горы. Затем предстоит преодолеть перевал Сердунг Чуксум Ла высотой 5834 метра – перемычку, соединяющую Кайлас с теремом Нанди. Нанди – имя быка Шивы. Некоторые исследования гласят, что между Кайласом и теремами существует система туннелей, да и внутри всех трёх гор имеются обширные пустоты. По легендам, внутри сидят в состоянии глубокой медитации, самадхи, представители предыдущих цивилизаций и Учителя человечества. И отбросив весь скептицизм, скажите: природа-кудесница может создать такие правильные геометрические формы? Конечно, уже сделаны расчёты, как эрозия, ледник и прочие природные явления могли сформировать мандалу Кайласа, но в них совсем не получается верить. А пирамидка на крыше Нанди? Кто построил эти огромные мегалитические сооружения? Порассуждаем, когда пойдём Кору и увидим множество других загадок. А теперь пора снова прыгать в автобус и мчать на берега волшебного озера Манасаровар.

Каждый раз мы останавливаемся в гестхаусе на берегу, что держит гостеприимная семейная пара. На очень уютной и тёплой кухне приятно проводить вечера за кружкой чая и беседами. Старую карту, что все постояльцы всегда долго разглядывали, китайцы заставили снять и повесить вместо неё новую, где Тибет уже значится в составе Китая. Но пока ещё не совсем стемнело, есть время прогуляться по берегу и насладиться красотами озера.

По-тибетски озеро называется Мапамъюм Цо, что означает “победоносное”. Но на западе более прижилось название Манасаровар, образованное от двух санскритских слов – “manas” (сознание) и “sarovara” (озеро). По индуистской легенде озеро было рождено в уме бога Брахмы. Индийский поэт Калидаса писал в III веке н.э.: “Когда земля Манасаровара касается тела, когда кто-либо купается в нем, он отойдет в рай Брахмы. Кто пьет его воды, отойдет в рай Шивы и будет освобожден от последствий грехов 100 своих жизней. Даже зверь, который носит имя Манасаровара, уйдет в рай Брахмы. Его воды – жемчуг.” Живые воды озера являются священными и для буддистов – по преданиям, на берегах Манасаровара царица Майя зачала Будду Шакьямуни. У индуистов Кайлас – обитель бога Шивы, любимое место его медитаций, символ мужской пассивной и непроявленной энергии, тогда как озеро – символ активной, проявленной женской энергии, которая ассоциируется с его супругой Парвати. У тибетцев схожие верования: для них Кайлас – жилище бога Демчога, гневного проявления Будды Шакьямуни, а Манасаровар – место обитания его подруги, богини Дордже Пхагмо. Вместе они символизируют мудрость и сострадание.

Разумеется, как только стемнело и небосвод зажёгся мириадами звёзд, я отправился снимать. По небу по-прежнему плыли тучи, а отлучаться далеко от гестхауса не хотелось. Во-первых, рядом стоял гарнизон китайских военных; во-вторых, не один раз читал и слышал истории о том, как бродячие собаки пытались окружить отставшего от своих товарищей путешественника. В этом году, кстати, собак почти не было слышно и видно, даже в начале Коры и у Дарчена. Видимо, китайцы их перестреляли.

Так что включить в кадр что-либо кроме самого неба и Млечного Пути было крайне проблематично. Оставалось только, задрав голову и улыбаясь, созерцать звёзды, пока камера выполняла свою работу.

За каждый вечер съёмки я наблюдал и иногда ловил в кадр десятки падающих звёзд.

На следующее утро мы легко проснулись рано и успели застать всходящее из-за дальнего берега солнца. Постепенно оно подкрашивало в тёплые тона облака, чтобы затем яркой вспышкой засиять, согревая остывшие за ночь воды озера.

Удивительной красоты картина, полнейший восторг для глаз. А уж про внутренние ощущения можно и умолчать, тем более у каждого они свои, уникальные.

“Живая” вода из Манасаровара обладает целебными свойствами. Вкуснее воды я в своей жизни не пил. Каждый раз, как и многие паломники, я набираю с собой несколько бутылок живой водицы, чтобы потом, когда здоровье подводит, сделать глоток-другой и вскоре почувствовать облегчение и прилив сил. Воду, набранную в 2010м году, я уже давно выпил. Бутылочки не подписывал, но кажется, у меня до сих пор есть вода, набранная в 2011м году. Точно есть и набранная в 2012м. Спустя несколько лет вода ни капли не утратила свой вкус, не помутнела, не образовался никакой осадок.

Читайте также:
Странные и нелепые вопросы, которые задают туристы

По соседству находится озеро с мёртвой водой – озеро демонов Ракшас Тал. Мы к нему ездили и совершали омовения в нём только в 2010м году. Но на Ракшас Тал всегда штормит, на берег набегают волны, тогда как на Манасароваре при даже очень сильном ветре стоит лишь лёгкая рябь. А между озёрами всего 5 километров, и соединяет их узкая протока. В Ракшас Тале никто не живёт, а Манасаровар, наоборот, богат рыбой, и на его берегах полно разных птиц.

И если существуют гипотезы об искусственном происхождении Кайласа и окружающих гор, то об озёрах тоже ходят разные легенды. Манасаровар образовалось около 300 лет до н.э., а Ракшас Тал – около 650 лет до н.э. Искусственные водоёмы создавались, по преданиям, Большими Людьми (Титанами) 20 000 лет до н.э. и в новую эру. Создавались они в большей части для народов, ушедших жить под землю, куда затем они ушли и сами. Считается, что глубина Манасаровара 82 метра. Но некоторые исследования сообщают, что у озера нет дна. То есть в центре озера есть колодец, уходящий вглубь Земли. Такие колодцы встречаются и в других местах нашей планеты. Возможно, Вы встречали в сети статьи о том, как внезапно высохло какое-то озеро, а затем на его высохшем дне обнаружили бездонную яму, куда ушла вода. Я читал одну заметку, как регулярно одно из таких озёр то высыхает, то разливается снова. Так вот, в воды Манасаровара опускали буёк, который постепенно удалялся от берега, пока не остановился близко от центра озера и стал там кружиться. Стало быть, на дне есть колодец, около которого естественным образом возник водоворот.

Солнечные лучи ударили по лицам, зажигая улыбки. И можно вспомнить ещё одно сказание. Однажды Шива со своей супругой Парвати медитировали на берегу Манасаровара. Находясь в состоянии блаженства, Шива пообещал исполнить любую просьбу Парвати. Парвати попросила передать ей знание йоги. Шива согласился, но с условием, что никто другой не сможет подслушать сакральное знание, дарующее трансформацию и освобождение. Местность была пустынна, только давно обветрившийся скелет рыбы лежал на берегу озера. Во время передачи знания Парвати стало скучно – она заснула. Заметив это, Шива пришёл в смятение, так как кто-то его внимательно слушал от начала и до конца и даже задавал вопросы. Сила знания йоги оживила маленькую рыбку, и она с огромным вниманием выслушала учение. Шива превратил рыбку (матсья) в великого йогина Матсьендранатха (король-рыба). Матсьендранатх и его последователи известны как Натха йогины, они обладают магией над природой, сверх силами и живут сотни лет.

Моим самым любимым монастырём в Тибете является приютившийся на вершине холма Чиу, что переводится как “маленькая птичка”. Именно здесь провёл последние семь лет своей жизни Гуру Падмасамбхава перед тем, как вознестись на небеса по радуге на своём коне.

В монастыре находится необычайно сильная маленькая пещерка, где Падмасамбхава медитировал. Энергия там настолько наимощнейшая, что своё тело я практически не контролирую. Более сильные ощущения были только, когда я поднимался к северному лицу Кайласа в 2012м году.

Монах откроет Вам пещеру, надо только знать, где она находится, и даст помедитировать минут 10-15, если не будет других паломников.

После Чиу стоит прогуляться к ступам на соседнем холме по направлению к Кайласу, снежная шапка которого хорошо видна на горизонте в безоблачные дни.

Складывается впечатление, что количество камней здесь растёт быстрыми темпами год от года. А уж в год Водяной Лошади, когда вибрации Кайласа, как считается, особенно сильны, поток паломников был чрезвычайно большим. Отсюда и закрытие всех внутренних долин, и толпы военных у Кайласа и на всех подступах к нему.

Одни камни запомнились мне ещё с прошлых паломничеств, другие я видел впервые.

Особое таинство – ходить вокруг камней и ячьих черепов, обходить по кругу ступы и чортены, смотреть, как игриво на ветру развеваются молитвенные флаги пяти цветов, символизирующих пять элементов.

Читайте также:
Фотографии Моста Миллениум в Казани

Наш гид Джун рассказала, что на востоке озера набирают воду для омовения, а на западе собирают камни, которыми точат ножи. На южных берегах Манасаровара можно найти пять видов цветного песка, который используют монахи при построении мандал. Пять цветов тоже символизируют пять элементов и пять дхьяни-будд. А на севере произрастают растения, из которых тибетцы делают благовония.

Считается, что перед Корой хорошо совершить ритуал омовения в священных водах Манасаровара, что сжечь старую карму, очиститься и пойти на Кору обновлёнными, взаимодействуя с вибрациями и энергиями Кайласа. Хотя Джун наоборот говорила, что следует совершить омовения после Коры, и она всегда так делает.

Ветер продолжал нещадно дуть, но это никого не останавливает, и мы отправились по берегу подальше от гестхауса за скалу, где дно более приятное для захода в ледяную воду. Заходить по камешкам гораздо проще, чем когда ноги погружаются в ил и буквально замерзают с каждым шагом. А у берега озеро довольно мелкое, поэтому по колено обычно идти приходится довольно далеко. Необходимо три раза с головой окунуться.

И вот ты идёшь по камням, осторожно переступая, слегка дрожишь от холодной воды и знаешь, что вскоре тебе придётся нырять в чудодейственные волшебные воды. И в какой-то момент останавливаешься, и мысли в голове останавливаются следом, и глубоко вдохнув и закрыв глаза, почти падаешь, отдавая себя озеру. Опьянённый, с криком от холода выскакиваешь, и сразу же второй раз, а за ним и третий. И чувствуешь, что ты уже другой. Что-то ушло, твоя энергетическая оболочка изменилась. Всё плохое, все проблемы и неурядицы, всё куда-то ушло совсем или ты перестаёшь придавать им малейшее значение. Уникальный момент трансформации, делящий день, а возможно, твою жизнь, на до и после.

И уже совсем не спеша, ты идёшь к берегу, попутно зачёрпываешь ладонями воду и наслаждаешься каждым глотком. Высота около 4600 метров, вокруг фантастической красоты пейзажи, и ты идёшь по священным водам абсолютно голый, таким, как создала тебя природа. И находишься в гармонии с природой, всем миром и самим собой. А на берегу уже совсем не холодно, вытираться не хочется, тело обдувает всё тот же резвый ветер. Но ты уже другой, изменившийся. Настроившийся на изначальные вибрации, снова поймавший нужную, казалось бы, утерянную частоту.

А теперь можно возвращаться в гестхаус и уезжать к подножию Кайласа в посёлок Дарчен, чтобы на следующее утро ступить на священный маршрут Коры. Правда, перед этим ещё обязательно надо навестить приветливую Йонцзе в её ресторане, где уже даже есть меню на русском, и вручить ей привезённые подарки. Думал, что за два года отсутствия Йонцзе меня забыла. Но тут она, мило улыбнувшись, внезапно спросила: “А где твой друг?” Серёга, sdmobile , это Йонцзе про тебя. А в следующем посте мы наконец-то окажемся на Коре. Keep it locked!

texnic

  • Add to friends
  • RSS

Boris. Just Boris

О многом понемногу

Дорога от Пуранга к Дарчену проходит мимо священных для тибетцев и индусов озёр Ракшас и Манасаровар. Дорога сначала проходит по берегу первого, а потом уходит к берегу второго. Высота береговой линии обоих озёр более 4550 метров над уровнем моря. Вода первого из озёр считается паломниками мёртвой, а вода второго — живой. Вокруг обоих озёр паломники совершают коры. Я не буду копировать сюда какую-то другую религиозную информацию: те, кто интересуются, легко найдут её сами.

Оба озера очень красивы. Где-то вдали виднелись снежные вершины, местами шёл дождь, а облака добавляли выразительности пейзажу.

У нас была запланирована остановка на озере Манасаровар на целый следующий день, но так как мы выбились из графика на один день, мы провели на нём лишь один вечер. Впрочем, в условиях переменчивой погоды, мы потеряли не очень много. Мы остановились на ночь почти на самом берегу озера около монастыря Chiu.

Огромным плюсом этого места является то, что здесь же недалеко находятся горячие источники. После 6 дней треккинга в Непале очень хочется помыться, и горячие источники дают прекрасную возможность осуществить это желание. Источники окультурены — сделаны кабинки с крышей, в которых стоят шайки, вода в них наливается из трубы. В шайку кладётся одноразовый полиэтиленовый пакет. Стоимость удовольствия — 50 юаней (200 рублей).

Читайте также:
Сколько лететь до Казахстана из Москвы

Берег озера Манасаровар в этом месте болотист, подойти к самой воде можно, но аккуратно. К монастырю на холм я поднялся, но было уже поздно, и внутрь заходить я не стал.

Я не знаю, что ещё рассказать про эти места. Здесь просто безумно красиво и спокойно.

Информация об этом журнале
  • Цена размещения 100 жетонов
  • Социальный капитал45
  • В друзьях у 896
  • Длительность 24 часа
  • Минимальная ставка 100 жетонов
  • Посмотреть все предложения по Промо
  • 1

Фото отличные

  • Ответить
  • Ветвь дискуссии

Re: Фото отличные

Нужны. Самый простой и безгеморный вариант — через турагенство, они всё сделают за вас. Если пробираться самому и без разрешений, надо быть готовым ко всякому: к штрафам, развороту в обратную сторону на дороге, если засекут, ну и к другим ещё менее приятным последствиям.

У меня запись про турагенства в блоге в очереди на октябрь, но совет по агентству, через которое мы ездили и которое нам безумно понравилось, уже есть на Турбине: http://tourbina.ru/authors/texnic/travels/view/127558/advices/6/look/18616/

  • Ответить
  • Уровень выше
  • Ветвь дискуссии

Тибет

  • Ответить
  • Уровень выше
  • Ветвь дискуссии

Re: Тибет

Я распишу самый дешёвый вариант: при группе из троих человек недельная поездка по Тибету (6 дней, на 7-й только улёт) стоит баксов 700-900 + около 400 долларов авиабилет до Лхасы и обратно из какого-то города Китая (чаще Пекин) на человека.

Если экономить на дороге, многие едут поездом из Пекина до Лхасы, но это не один день.

Цена по Тибету достаточно зависит от количества километража, сколько вас на джипе возить будут. Можно долгих перемещений не планировать, а ограничиться Лхасой, Гьянце, Шигадзе. Если ехать летом, то в силу погодных условий на EBC можно особо не рваться, шанс увидеть Эверест маленький. На этом интересности около Лхасы заканчиваются, поэтому в качестве ознакомительного тура самое оно. А дальше, если уже интересно, то в следующий раз можно и Кайлаш, и какие-то ещё достаточно далёкие места и менее изведанные и популярные места.

Туры к Кайлашу стоят около 2000$ на человека при группе из троих (без дороги до Лхасы из какого-нибудь Пекина, Чэнду и обратно, разумеется).

А, да, забыл сказать, мы общаемся напрямую с тибетскими агентствами, а не с российскими, которые наверняка ещё процентов в 10-20 наценку делают. С местными всегда лучше и надёжнее работать. Я здесь в блоге контакты одного такого надёжного агентства давал.

Озеро Манасаровар

30° 40.4280 ′N , 81° 28.1317 ′E
30.67380N, 81.46886E
30°40′25.68″N, 81°28′7.90″E

6 материалов, 132 фотографии

  • Карта
  • Заметки 5
  • Фотографии 132

Ссылки от бывалых

Вы можете следить за всеми новыми публикациями по любой стране или городу с помощью лент материалов в своей личной странице, а также с помощью RSS-подписки.
Подробнее

  • в Моих лентах

Воспользуйтесь этим кодом, чтобы вставить ссылку на это направление в текст путевой заметки, совета, записи блога или сообщения форума на Турбине.
Подробнее

В этот список попадают авторы, набравшие наибольший рейтинг за материалы об Озере Манасаровар.

Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.

Роланги — ожившие мертвецы Тибета.

Материал понравился:

30° 42.6040 ′N , 81° 22.1780 ′E
30.71007N, 81.36963E
30°42′36.24″N, 81°22′10.68″E

Священное озеро Манасаровар. Бывал на его берегах уже раза три. Последний раз по пути в самый западный аэропорт и город Тибета ( Али (Гар, Нгари, Шицюаньхэ) — самый западный город Тибета.). Для индуистов не помню почему священное, то ли в нём Ганешик родился, то ли потому что прах Махатмы Ганди развеяли над ним. Индусы, не смотря на прах, “охотно” в нём купаются. Для буддистов купание в священных озёрах неприемлемо. Считается, что в данном озере расположен Дворец Нага Будды, то есть Будды из мира Нагов.

Разговор с гидом о Нагах натолкнул на мысль о Несси. В озере Манасаровар подобных рептилий не водится, но тибетцы охотно в них верят. Еще они верят в йети, особенно в Северном Тибете, в Амдо. Но больше всего “популярны” зомби или ожившие мертвецы, в Тибете их называются “роланги”.

И вот вам две истории, одна юмористическая, вторая взаправду. А потом еще одна. (Перемежать буду картинками с озера Манасаровар, чтобы не так страшно было.)

История номер 1. Тащил переносчик трупов на себе на спине свежий труп в гору, на “небесные похороны”. Ну это когда труп разрубают на части и скармливают диким животным и птицам. Тащил — тащил, да не удержал, уронил, и труп покатился вниз по склону. А на склоне пастух стадо пас. Ну и на солнышке присел, пригрелся и заснул. И тут на него сверху труп скатился и в спину толкнул. Пастух перепугался, из своего тулупа выскочил, и поскольку дикий был и исподнего не носил, голый с криками пустился бежать вниз по склону. От переносчика трупов столкновение было далековато, поэтому он всё увидел в другом свете. Для него труп катился — катился, а потом как подскочит и как побежит! Очень смешно!)))

Вообще-то до сих пор есть такие дэдбодигарды, которые сидят рядом с мертвецом и караулят, чтоб не убежал. Шучу. Чтобы кошка не покусала труп, если покусает, то верная дорога трупу в роланги.

А теперь история два, страшная, взаправду, из Кхама, Восточного Тибета. Взял носильщик трупов деньги за доставку “груза” с родственников покойного, взвалил его на плечи и понёс. Долго шел, устал. Дай, думает, передохну. Чанга выпью. В тенечке полежу. Труп с плеч снял, рядом положил, а чтобы не напекло трупу голову, шапку свою ему надел. Почему в тенёк рядом не определил, история умалчивает. Видимо кустик, под которым решил отдохнуть, чахлый был. Накатил носильщик чанга и уснул. Просыпается, а трупа и след простыл. Искал — искал, не нашел . Грустный к родственникам пошел. Те расстроились конечно, труп пропал, домой не приходил, дикие звери некормленные. В общем, деньги на ветер. Но больше всех всё же расстроился носильшик, потому что увидел свою пропавшую шапку на алтаре в доме усопшего. Вот такая история.

Ну и еще одна история. Тибетолог Т. Вайли приводит следующую историю, записанную им со слов Дагмо Чжамьянг Сакьяпа. В тибетской провинции Кхам жила семья, глава которой был любим всеми домочадцами. После его смерти домашние не захотели расстаться с телом, а построили для покойного маленькую хижину недалеко от дома. Через две недели сын покойного, проходя мимо хижины, услышал шум. Заглянув внутрь, он увидел, что труп встал и ходит по хижине: это был роланг. Крепко закрыв дверь хижины, он побежал за помощью на стоянку кочевников, которая была неподалеку. Когда он вернулся с подкреплением, дверь хижины была выломана и наружу на негнущихся ногах вышел роланг. Кочевники схватили мечи и отрубили ему руки и ноги, но он продолжал двигаться. Только когда ролангу отрубили голову, он упал на землю и замер. Однако после ухода кочевников тело снова начало двигаться. Сын покойного понял, что у этого роланга уязвимым местом была лишь одна-единственная родинка. Он побежал к матери и узнал, что у отца была родинка на спине. Тогда он подкрался к трупу и вонзил нож в родинку. Только после этого труп перестал двигаться.

Подобные рассказы были, а местами и остаются, весьма распространены в тибетской традиции. Тибетцы весьма опасливо относились к непогребенным трупам, предполагая, что роланг может вселиться в любой из них и убить тех, кто окажется у него на дороге. Только лама, читающий Бардо Тхедрол («Тибетскую книгу мертвых») над покойником, считался защищенным от роланга. Предосторожности против этих существ были настолько общеприняты, что в тибетских традиционных домах специально делались высокие дверные пороги и низкие двери, дабы роланг не мог войти в дом: по общему поверию, эти существа не могут наклониться или согнуть ноги в коленях.

Скажу, что в истории про зомби я охотно верю. Тем более, что со всякой нечистью я встречался не раз. Последний раз видел призрака в отеле в Лхаса ( Поход в сауну с массажем в Лхасе.).

Отель как всегда бронируем на букинге? На свете не только Букинг существует ( за конский процент с отелей – платим мы!) я давно практикую Румгуру, реально выгодней Букинга.

Знаешь Трипстер ? это эволюция городских экскурсий. Вип-гид – горожанин, покажет самые необычные места и расскажет городские легенды, пробовал, это огонь ! Цены от 600 р. – точно порадуют

Луший поисковик Рунета – Яндекс ❤ начал продавать авиа авиа-билеты!

Нажатием кнопки вы поблагодарите автора и повысите его рейтинг.

Озеро Манасаровар

Священное Озеро Манасаровар расположено в 950 километрах к западу от Лхасы в Западном Тибете районе Нгари (Али) уезде Пуранг, на высоте 4587 метров над уровнем моря. Максимальная глубина озера до 77 метров. Запас пресной воды в озере составляет 20 миллиардов кубометров. Площадь озера 412 квадратных километров.

Вместе с горой Кайлас озеро Манасаровар является местом паломничества, привлекая религиозных людей из Индии, Тибета и со всего мира. Озеро Манасаровар является одним из четырех священных озер Тибета. Индусы считают, чтобы избавиться от грехов, нужно искупаться в священном озере Манасаровар. Тибетцы же считают это осквернением великой Святыни и лишь омывают лицо священной водой или пьют воду из озера, что, как верят ламаисты, очищает от грехоных мыслей и намерений, а также излечивает физические недуги.

По легенде, озеро Манасаровар было первым, сотворённым в сознании Брахмы, объектом. Поэтому на санскрите название озера “Manas sarovara” образовано от слов “manas” (сознание) и “sarovara” (озеро). Последователи буддизма также полагают, что Манасаровар является легендарным озером Анаватапта, где королева Майя зачала Будду.

Озеро Манасаровар и гора Кайлас считаются Священным озером и Священной горой, как Инь и Ян символизируют гармонию мужской и женской энергии. Гора Кайлас считается обителью бога Шивы, а озеро Манасаровар – его жены Парвати. Воды озера Манасаровар наполняются источниками, берущими начало в ледниках Кайласа, что делает его священным.

По-тибетски Манасаровар звучит «мапамюмцхо», что переводится как «вечно непобедимое озеро». С названием озера Манасаровар связана не одна легенда, поэтому Манасаровар – достопримечательность, которую посещает огромное количество путешественников, которые приобрели туры в тибет. По одной из версий, когда в 11 веке здесь шла борьба между местной языческой религией Бон и Буддизмом, вытеснив бонских духов, буддистские святые заняли эту территорию, окрестив ее непобедимой. Вторая из легенд описывает историю местной царской семьи: царя по имени Гэцин Дава и его супруги Сэцюн Нима. У супругов было двое детей: принц и принцесса. Семья жила в счастье и гармонии, пока дух смерти не пришел за матерью. Умирая, мать позвала детей к себе и сказала им: «Дети, когда беда настигнет вас, бегите изо всех сил к озеру, там кричите и бейте в барабан», – с этими словами мать покинула этот мир. Царь похоронил тело жены, придав его воде озера. С уходом супруги, царь поддался чарам злой ведьмы, которая пленила его своей красотой. Злая ведьма заболела и слегла в постель, сказав, что сможет поправиться лишь только, если царь отдаст ей на съедение сердца его детей. Испуганные дети сразу вспомнили указания матери и побежали к озеру, где стали громко кричать и бить в барабан. Царь уже настиг свои жертвы, когда из вод озера поднялся величественный всадник в черных одеждах на черном коне и прогнал злодея. В благодарность за помощь матери, дети стали ходить вокруг озера, читая молитвы. Так родилась тибетская традиция совершать обход по часовой стрелке вокруг священного озера Манасаровар, которое прозвали «вечно непобедимым». И по сей день жива эта традиция. Чтобы совершить кОру (священный обход) вокруг озера Манасаровар требуется 4 дня. Путь составляет около 80-100 километров. По пути сохранились 3 больший монастыря: Серелунг, Труго и Чу. Кору на джипе можно совершить за 1 световой день.

Озеро Манасаровар воистину живое, в его пределах произрастает до 4000 видов разных растений, 100 из которых являются лекарственными. Воды озера богаты минералами и полезными веществами, что благоприятно сказывается на разнообразии видов рыб и животных здесь обитающих. Озеро Манасаровар в Тибете называют «Западным Морем». Летом в окрестности озера прилетают многочисленные стаи лебедей, тогда пейзаж озер становится сказочно прекрасным. Кроме того, по народному поверью, употребление в пищу рыбы, выловленной в озере, помогает женщинам забеременеть, облегчает трудные роды, излечивает от отеков (и это притом, что тибетцы впринципе не едят рыбу).

Рядом с озером Манасаровар близ монастыря Чу расположены природные термальные источники. Вода в них очень горячая. Каждый желающий за 50 юаней может принять лечебную ванну, использование воды не ограничивается.

Озеро Ракшас-тал

Интересно, что неподалеку всего в трех-десяти километрах от священного озера Манасаровар находится озеро Ракшас-тал, прозванное «дьявольским» или «мертвым» озером. Вода в озере соленая, на озере часто случаются штормы (в то время, как озеро Манасаровар всегда спокойно), по берегам почти отсутствует растительность. Специалисты говорят, уровень серебра в озере слишком высок, поэтому в нем нет жизни. Удивительно, что Мертвое озеро Ракшас-тал и Священное озеро Манасаровар связаны между собой протокой, но вода в озерах не перемешивается. Таким образом, озера Ракшас-тал и Манасаровар символизуруют здесь гармонию негативной и положительной энергий.

Говорят, что на озере Ракшас-тал есть остров, на котором стоит небольшой монастырь, обитатели которого только зимой, когда вода озера замерзает, выходят на связь с внешним миром.

Манасаровар – священное озеро у подножья священной горы Кайлас

Тибетцы считают, что священное озеро Манасаровар освятил сам Будда, поэтому ритуальный обход – кора – вокруг озера способен напитать человека позитивной энергией и снять с него грехи. Об озере Манасаровар упоминает индийский эпос Рамаяна, написанный в 5 веке до нашей эры. С тех пор две с половиной тысячи лет индийские паломники совершают кору и омовения в святом озере.

Об озере Манасаровар сложено множество легенд и поверий. Например, индуисты уверены, что Манасаровар – это душа бога Брамы. Считается, что в Манасароваре купались бог Шива и его жена Парвати.
Другая легенда гласит, что озеро Манасаровар было первым земным творением, которое создал Брахма в своем сознании. На санскрите «Manas sarovara» образовано от слов «manas» (сознание) и «sarovara» (озеро). Еще буддисты полагают, что Манасаровар – это и есть то легендарное озеро, где королева Майя зачала Будду.

Мистическая пара – озеро Манасаровар и гора Кайлас – это Священное озеро и Священная гора. Они олицетворяют Инь и Ян – мужскую и женскую энергии. На горе Кайлас обитает Шива, а в озере Манасаровар живет его жена Парвати.

Мапамюмцхо – это тибетское название озера Манасаровар, оно переводится как «вечно непобедимое озеро». Тибетцы считают, что здесь находятся врата духов, которые связывают наш земной мир с миром потусторонним.

Словом, легенд, преданий и историй, связанных с озером Манасаровар, очень много, чем и можно объяснить то, что его ежегодно посещает неисчислимое множество паломников и туристов, приобретающих туры в Тибет. Все они убеждены, что медитации, практики и дыхательные упражнения помогают им очиститься и достичь просветления.

Если говорить о внешней стороне явления, то озеро Манасаровар – это пресное озеро в 950 километрах к западу от Лхасы. Оно находится на высоте 4 557 метров над уровнем моря в одной из самых красивых долин нашей планеты, которая с юга ограничена Большими Гималаями, а с севера горным хребтом Кайлаш. Путешественники, идущие к Кайласу, обязательно останавливаются около озера Манасаровар.

Любопытно, что индусы убеждены, что в озере Манасаровар надо искупаться, чтобы очиститься от грехов, а тибетцы же, наоборот, считают купание в озере осквернением великой святыни. Они только пьют воду из озера и умывают лицо. По народному поверью, если женщина поест рыбы из озера, то это поможет ей забеременеть, и облегчит трудные роды.

Священный обход – кору – вокруг озера Манасаровар можно совершить за четыре дня. Раньше вокруг него было построено 8 монастырей, но сейчас сохранились только три больших и действующих монастыря – это Серелунг, Труго и Чу. Правда, некоторые путешественники говорят, что еще два монастыря оживают, начинают восстанавливаться.

Около монастыря Чу есть горячие родоновые источники, и здесь можно принять горячую ванну. Монахи построили кабинки, где в деревянное корыто натягивается целлофановый пакет, наливается горячая вода. По ощущениям она немного мыльная и слегка пахнет сероводородом, в ней плавают кусочки водорослей. Но зато какое это блаженство – после нескольких дней пути вокруг озера, или вокруг горы Кайлас устроить своему телу такой праздник. Тем более что в этих края мыться больше негде. Это удовольствие стоит всего 50 юаней.

Конечно, на джипе вокруг озера Манасаровар можно проехать за один световой день, но хватит ли этого времени, чтобы от души восхититься сказочным озером. Вокруг Манасаровара произрастают четыре тысяч растений, многие из которых являются лекарственными. В озере водится рыба, и летом сюда прилетают огромные стаи лебедей, превращая его в сказочное Лебединое озеро. Вдали сверкают снежными вершинами Кайлас и другие вершины Гималаев. От монастырей на озеро открываются незабываемой красоты пейзажи. А ведь к каждому монастырю надо подняться, походить по его территории, посидеть на склоне горы – это все требует времени.

Совсем рядом с озером Манасаровар находится озеро Ракшас – озеро демона. Озера эти соединены каналом, и когда из Манасаровара в Ракшас течет вода, то тибетцы считают это хорошим знаком, потому что это означает, что энергия мира находится в равновесии.

Путешественники рассказывают, что Манасаровар производит впечатление умиротворенное, светлое, и так и манит искупаться в своих водах. И хотя температура воды там +4 градуса, многие решаются окунуться в него. Зато Ракшас – озеро мертвой воды, всегда неприветливое, всегда дует жесткий, колючий ветер.

Удивительная природная и религиозная достопримечательность Китая, священное озеро Манасаровар расположено в Западном Тибете между горой Кайлас (6621 м) и цепью Гурла Мандхата (Мемо Нани, 7694 м). Расположен водоём приблизительно в 950 км от Лхасы в Западном направлении.

Это чудесное озеро располагается на высоте 4587 метров над уровнем моря. Место расположения — район Нгари, уезд Пуранг. Протяжённость озера Манасаровар по береговой линии составляет около 88 км. Протяжённость с севера на юг – около 24,6 км, с востока на запад – 23 км. Длина коры, то есть кругового обхода, равна 104 км, что занимает четыре дня. Максимальная глубина озера 81,8 м.

Для индусов Манасаровар лежит в тени священного Кайласа, это озеро, рожденное в уме Бога. Оно было создано, чтобы показать могущество и величие ума (манаса) Брахмы. Согласно буддийской же космологии, Манасаровар является материальным воплощением озера Анаватапта, которое лежит в центре вселенной, и где королева Майя зачала Будду Шакьямуни.

Другие легенды гласят, что сюда боги доставили беременную Майю для омовений перед родами. Также есть поверья, что на дне озера лежат бесчисленные сокровища.

По-тибетски это озеро называется Мапхам Юмцо (тиб.: མ་ཕམ་གཡུ་མཚོ mapham gyum mtso), что в переводе означает “непобедимое озеро бирюзового цвета” (мапхам – непобедимый, юм – бирюзовый, цо – озеро). Это название возникло в 11 веке после победы буддизма над господствующий в то время в Тибете религией бон.

Индийский поэт Калидаса писал в III веке н.э.: «Когда земля Манасаровара касается тела, когда кто-либо купается в нём, он отойдет в рай Брахмы. Кто пьет его воды, отойдет в рай Шивы и будет освобожден от последствий грехов 100 своих жизней. Даже зверь, который носит имя Манасаровара, уйдет в рай Брахмы. Его воды – жемчуг».

Ежедневно у вод Манасаровара стремятся побывать тысячи верующих. Дело в том, что, по легенде, тот, кто искупается в водах этого водоёма, очистится от грехов. Однако так считают не все, а только индусы. Тибетцы же, напротив, считают вхождение в воды озера и омовение в нём своего тела греховным, так как происходит осквернение чистых священных потоков.

Тибетцы допускают только омовение лица и питьё из водоёма. Они верят, что это помогает избавиться от дурных помыслов и недопустимых мыслей. И индусы, и тибетцы верят в целительные силы вод Манасаровара. Они думают, что, искупавшись или напившись воды из этого водоёма, можно исцелиться от многих, даже очень тяжёлых болезней.

Восхитительное природное окружение озера Манасаровар, заключенного между двумя высокими снежными грядами гор, является одним из самых захватывающих зрелищ во всем Тибете. На севере находится Канг Тисэ, горный выступ серповидной формы, протянувшийся с запада на восток Тибета.

У индуистов Кайлас — обитель бога Шивы, любимое место его медитаций, символ мужской пассивной и непроявленной энергии, тогда как озеро — символ активной, проявленной женской энергии, которая ассоциируется с его супругой Парвати.

Согласно тибетским верованиям в пределах Кайласа находится мифический дворец могущественного божества Демчога и его супруги Дордже Пхагмо. Вместе они символизируют сострадание и мудрость, делая Кайлас и Манасаровар идеальной священной парой: мужское и женское начало, отец-небо и мать-земля.

Но есть у Манасаровара и антипод — озеро Ланга-Цо, или Ракшас Тал. Воды у этого водоёма мёртвые, «безмолвные», тёмные. Говорят, возле этого самого водоёма десять дней медитировал демон. Десятиглавый Равана каждый день отрубал одну голову и бросал её Шиве. Когда у демона осталась одна, последняя голова, бог Шива смягчил свой гнев и наделил просящего силой, которую тот так жаждал. Есть и иное сказание. По легенде, демон десять дней медитировал у мёртвого озера в ожидании вожделенной Парвати. Но жена Шивы так и не одарила несчастного демона своим вниманием. Она не пришла.

Ланга-Цо (слева) и Мапам Юмцо (справа)

Манасаровар соединяется с озером Ракшас Тал (тиб.: ལག་ངར་མཚོ lagngar mtso) подземным каналом Ганга-Чу длиной в 10 километров. На озере Ракшас Тал почти всегда волны, пасмурно и ветрено. В водах озера нет ни рыбы, ни водорослей. Тибетские буддисты считают это озеро темным началом, негативной и неизвестной стороной сознания.

Восемь же монастырей Манасаровара были разрушены во время «культурной революции», но в последнее время были восстановлены. В окружении снежных вершин на фоне бирюзовых озёр атмосфера этих святых мест представляется загадочной, почти потусторонней. Как и прежде, монастыри предоставляют духовное и материальное прибежище для паломников, совершающих обход вокруг озера. Тем не менее, многие тибетцы ограничиваются северо-западным берегом озера и воздерживаются от полного кругового обхода.

Монастырь Чиу с тремя чортенами живописно расположен наверху низкого скалистого утеса, нависающего над озером. Он был подразделением Монастыря Дрира Пхук, который, в свою очередь, находился под управлением монастыря Дингбоше, расположенного недалеко от Долины Ярлунг.

На другой стороне имеется горячий источник, который снабжает водой горячие ванны. Прекрасная возможность смыть с себя грязь и отдохнуть. К монастырю можно подняться всего за 15 минут. Новая отштукатуренная статуя Гуру Ринпоче является единственной крупной примечательной статуей, все остальные статуи небольшого размера.

Самое важное помещение монастыря – гонкханг. Небольшая пещера Гуру Ринпоче, самая священная часть комплекса, располагается под главной молельней. Внутри пещеры установлена статуя индийского мастера, стены закрыты материей. Говорят, гуру провел здесь последние семь дней своей жизни…

К северо-востоку от Манасаровара расположены ещё три озера: Шам Тсо, Куркьял Чунго и Динг Тсо. Озеро Куркьял Чунго, согласно традиции, символизирует голову Манасаровара и является местом ритуальных омовений дакини.

Примерно в половине километра от восточного края озера Динг Тсо на берегах Палчунг Чу имеется пирамида из камней (лапча) мани. Здесь паломники переходят из коры вокруг Кайласа (от монастыря Зутрул Пхук) в кору вокруг Манасаровара. Из монастыря Зутрул Пхук они обычно выходят утром, чтобы вечером быть уже в Кьо, палаточном лагере с пастбищами.

Монастырь Сералунг располагается на правой стороне боковой долины, рядом с источником. Он был перестроен в 1984 году монахами монастыря Дрикунг Кагью. В монастыре имеется молельня, к которой примыкает кухня и жилое помещение ламы. Первоначальное сооружение монастыря, располагаемое на восточной стороне долины, было разрушено во время культурной революции. Святыня украшена изображениями и колоритными масками Гуру Ринпоче и Будды Шакьямуни.

Вдоль берега озера, западнее монастыря, находится разрушенное прибежище паломников (дхарамсала) со стенами мани, которое называется Сора Дронкханг.

Примерно на расстоянии 1,5 км на юге от него, рядом с озером, расположено священное место из трёх холмов, известное как Ригсум Гонпо. Они символизируют божества: Чана Дордже, Ченрези и Джампельянг. У озера можно найти узкую полосу фиолетового песка, называемого Чема Не Нга, лежащего тонким слоем поверх белого песка.

Предположительно, песок состоит из крупинок разных цветов: желтого, белого, зелёного, красного и черного. Тибетцы верят, что они представляют золото, серебро, бирюзу, коралл и железо. Они съедают несколько песчинок как прасад, реликвию из святого места, источающую благодать и помогающую излечивать болезни. Кроме того, растущие здесь дикие лекарственные и ароматические травы высоко ценятся паломниками. Считается, что воды озера заряжены самыми могущественными лечебными силами.

Одно из древних преданий повествует, что однажды Шива и Парвати медитировали на берегу озера Манасаровар. Находясь в состоянии блаженства, Шива пообещал исполнить любую просьбу Парвати. Парвати попросила передать ей знание йоги. Шива согласился, но с условием, что никто другой не сможет подслушать сакральное знание дарующее трансформацию и освобождение. Местность была пустынна и только давно обветрившийся скелет рыбы лежал на берегу озера. Во время передачи знания Парвати стало скучно и она заснула. Заметив это Шива пришёл в смятение, так как кто-то его внимательно слушал от начала и до конца и даже задавал вопросы. Сила знания йоги оживила маленькую рыбку и она с огромным вниманием выслушала учение. Шива превратил рыбку (матсья) в великого йогина Матсьендранатха (король-рыба). Матсьендранатх и его последователи известны как Натха йогины, они обладают магией над природой, сиддхи (сверхсилами) и живут сотни лет.

И теперь во время прохождения парикрамы на берегах Манасаровара можно обнаружить мертвую рыбу. Тибетские паломники сушат и уносят эту рыбу, а местные жители даже продают её. Эта рыба используется в качестве «прасада» (священная еда) и в лечебных целях. В водах Манасаровара обитает множество рыб. Люди, совершающие духовную парикраму, не убивают этих рыб, однако китайцы употребляют их в пищу.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: