Фотографии Национального музея Республики Татарстан

Национальный музей Республики Татарстан

Национальный музей Республики Татарстан открыт в 1895 году и является одним из старейших и крупнейших музеев в России, имеющим статус научно-исследовательского центра.

Одним из важных направлений деятельности музея считаются экспедиции (археологические, историко-бытовые, этнографические). Второе приоритетное направление — издательская деятельность (работы по краеведению, искусству, нумизматике, зоологии и др.) Книги можно приобрести в здании музея. Публикаций научных работ, каталогов, буклетов и афиш каждый год исчисляется десятками. И, конечно же, какой музей без экспозиции — в фонде музея более 780 тысяч экспонатов.

Цены в Национальном музее Татарстана в 2022 году

  • Взрослый билет — 300 рублей
  • Студенты, пенсионеры — 175 рублей
  • Дети до 18 лет — бесплатно

Первая среда месяца — вход бесплатный. Последняя среда месяца — санитарный день. Прейскурант — на странице официального сайта музея.

Аудиоэкскурсии

Экскурсии и услуги

В арсенале музея проводится 8 экскурсий для детей с 7 лет и 7 экскурсий для взрослых разной тематики, продолжительность которых в среднем полтора часа. Экскурсии проводятся как на русском, так и на татарском языке.

Помимо знакомства с экспозицией музея, можно воспользоваться городскими и загородными экскурсиями. Еще можно прослушать лекции о легендах, знаменитых людях, истории города и создании музея (продолжительность 45 минут).

Есть библиотека, в которой хранится более 19 тысяч экземпляров книг, ими могут воспользоваться все желающие по предварительной записи. Также можно зарегистрировать брак и отметить день рождения в стенах музея.

Подробную информацию о времени и условиях участия в экскурсиях и прочих мероприятиях можно узнать на официальном сайте.

История

Национальный музей Татарстана невозможно представить без Андрея Федоровича Лихачева (1832–1890). Вел он закрытый образ жизни и до конца своих дней коллекционировал — оружие ананьинского времени, монеты, древности Египта, картины живописцев разных стран, гравюры, булгарские украшения из серебра и золота, орудия каменного века и многое другое. Отец и дед Алексея Федоровича тоже увлекались коллекциями, от них вероятно и передался интерес к этому занятию. Биографы утверждают, что через его руки проходило большинство исторически важных и ценных находок. Внушительность, собранной Лихачевым коллекции, обширный анализ предметов, высокая эрудиция и четкая научность исследований обратили на него внимание и выдвинули в ряд авторитетных ученых России.

После смерти Андрея Лихачева всю богатую коллекцию его брат Иван Лихачев передал городу Казани, выкупив предварительно у жены Алексея за 30 тысяч рублей. При передаче было единственное условие не делить коллекцию на части, под названием «Музей Лихачева» и никогда не смешиваться с другими отделами его». но оно было нарушено дважды, в 1919 году во время революционных преобразований в крае и в 60х годах часть художественной коллекции передана в Музей изобразительного искусства ТАССР.

После чего Иван был избран почетным гражданином Казани.

Коллекция Андрея Лихачева стала основой городского общедоступного музея (сейчас Национальный музей Республики Татарстан). Она составляла 14,5 тысяч экспонатов по археологии и этнографии, около 25 тысяч монет и медалей (булгарских, золотоордынских, греческих, римских, персидских), а также большое количество редких старинных книг и рукописей, картин Рембрандта, Тициана, Мурильо, Брюллова, Айвазовского, Шишкина и других художников, изделия из стекла и фарфора.

Экспозиция

В самом начале просмотра находится мемориальная табличка с буквами Л и, А, что означает дань уважения и памяти Андрея Лихачева. Комнаты музея располагаются в виде анфилады, поэтому изучать экспозицию комфортно и вы точно не потеряетесь.

Встречают посетителей предметы быта древних людей, грандиозная лодка — долбленка, рядом остроги, крючки и рыба, которую ловили в реке волге люди в древности, кстати размеры рыб тоже впечатляют. Далее станки, утварь, жилища охотников и землевладельцев, в интерьеры которые можно войти и почувствовать себя древним человеком, ювелирные украшения, гончарная посуда, кольчуги, вместе с фото тюркских воинов, дают представление о амуниции того времени. Далее установлена скульптура хана Улу-Мухаммеда верхом на коне — создатель Казанского ханства.

После попадаем в небольшое помещение, которое по праву зовется кладовой старинных монет. Помимо монет, чеков, денежных суррогатов (в послереволюционной России был «денежный голод» и предприятия выпускали собственные денежные знаки), шелковых денег, весов и пушнины, в центре комнаты — объемная карта с названиями старинных стран, городов, земель и населением.

На второй этаж музея ведут 2 лестницы — парадная и черная (из черного мрамора). У черной лестницы расположен камерный оркестр, довольно часто играет старинная классическая музыка. На втором этаже стоят татары в праздничных костюмах XIX века, после дамы и кавалеры в торжественных костюмах эпохи Екатерины II и ее личная карета, невероятным образом сохранившаяся до наших времен. Ценнейший экспонат музея. Большое количество фарфора и старинного оружия.

Вообще в музее собрано огромное множество диковинных предметов — якутский деревянный православный календарь, фитильные ножницы, подсвечники, украшения татар, издание XVI века «Служба явлению Казанской иконы Богоматери», «Моабитские тетради» поэта-героя Мусы Джалиля и многое другое.

Некоторые думают, что посещение краеведческого музея будет скучным для детей, но это ошибочное мнение. Ребята с детства должны быть заинтересованы в истории, знать и ценить события своего края. Для большей вовлеченности детей и взрослых музейные работники предлагают экскурсии и мастер — классы.

Филиалы Национального музея Республики Татарстан

С 1981 года музей является главой одного из крупнейших музейных объединений России. Основные площадки.

  • Музей А. М. Горького и Ф. И. Шаляпина
  • Музей Янки Купалы в с. Печищи
  • Музей Салиха Сайдашева
  • Музей-квартира Мусы Джалиля
  • Музей истории татарской литературы с мемориальной квартирой Ш. Камала
  • Музей Каюма Насыри
  • Дом-музей В. И. Ленина Казань
  • Музей Е. А. Боратынского
  • Музей-мемориал Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.
  • Музей композитора Назиба Жиганова
  • Музей А. М. Горького в с. Красновидово
  • Литературный музей Габдуллы Тукая

Как добраться

  • От вокзала Казань-1

Пешком по ул. Бурхана Шахиди, налево ул. Чернышевского, затем налево на ул. Кремлевская (20 мин).

  • От вокзала Казань-2 и северного автовокзала
Читайте также:
Как спастись при нападении акулы

На метро до станции «Кремлевская».

Автобусы: 6, 29, 37. До остановки «Центральный стадион».

Автобус 89. До остановки» Батурина».

Автобус 6. До остановки «Центральный стадион».

Автобус 37. До остановки «Центральный стадион».

  • От Восточного автовокзала

Автобус 63 до остановки «Университет», далее пешком около 15 минут. Также можно добрать с пересадкой: на все том же автобусе 63 до остановки «ЦПКиО имени Горького», затем пересесть на автобус 22, 28, 89. До остановки «КАИ».

Также в Казани удобно пользоваться приложениями такси — Uber, Gett, Яндекс.Такси и другими.

Национальный музей РТ история и современность

Национальный музей Республики Татарстан

Национальный музей Республики Татарстан — старейший в республике, один из старейших музеев в России. Музей расположен рядом с самым известным и самым посещаемым туристическим объектом города – Казанским Кремлем, на площади 1 мая.

Как добраться до Национального музея РТ?

Можно добраться до музея на электричке до Центрального вокзала «Казань пассажирская» и дойти до музея пешком.

Музей расположен в пешеходной доступности от вокзала.

Стоимость билетов от 75 руб (для льготных категорий граждан) до 150 руб.
Режим работы: вторник, среда, суббота, воскресенье – с 10.00- 18.00, касса до 17.00
Четверг с 13.00 до 21.00, касса до 20.00
В пятницу с 10.00 до 17.00, касса работает до 16.00.

Первая среда месяца – вход бесплатный.
Последняя среда месяца – санитарный день.

Полный перечь услуг можно посмотреть на сайте музея: tatmuseum.ru

Над входной дверью музея можно заметить скульптурную композицию – два ангелочка держат щит с загадочным вензелем из букв «А» и «Л». Что бы это значило? Это явно были чьи-то инициалы… Приглашаем вас в музей разгадать эту загадку.

А и Л. Что бы это значило?

Тайна «А» и «Л»

В самом начале экспозиции первого этажа можно увидеть мемориальную табличку с именами людей, благодаря которым этот музей был создан. Из всех перечисленных на табличке меценатов под букву «Л» подходил Лихачев Иван Федорович, уроженец Казанской губернии, морской офицер, вице-адмирал русского флота, исследователь Дальнего Востока, а буква «А» — его старший брат Андрей Федорович.

Андрей Лихачев был профессором Казанского императорского университета, известным археологом и нумизматом, действительным членом Императорского археологического общества.

Он собрал уникальные коллекции. К сожалению, Андрей Лихачев умер за несколько лет до создания первого в Казани городского музея. Его коллекции выкупил у наследников старший брат Иван, он их сберег и позднее передал в дар общедоступному городскому музею.

Археологические коллекции и коллекции монет Андрея Лихачева стали основой экспозиции музея. Поэтому вензель на входе хранит его инициалы. «А» и «Л» – Андрей Лихачев. А имя брата, Ивана Лихачева, осталось на мемориальной табличке.

На мемориальной табличке, среди меценатов, рядом с Иваном Федоровичем Лихачевым значится Ольга Сергеевна Александрова-Гейнс, которая подарила 500 тысяч рублей для покупки здания для музея.

Ольга Сергеевна происходила из богатого купеческого рода Александровых, и все унаследованное от отца состояние тратила на благотворительность. Кроме музея, она содержала детские приюты, больницы для бедных, пожертвовала деньги на строительство Ксенинской гимназии для девочек.

Также на мемориальной табличке запечатлена благодарность профессорам Казанского университета и городскому голове Сергею Викторовичу Дьяченко, стараниями которых и был организован музей. Дьяченко, после его ухода в отставку с поста городского головы, стал первым директором музея. Музей был торжественно открыт для посетителей 5 апреля 1895 года. Вот так выглядели старинные витрины экспозиции музея:

Помещения музея расположены в виде анфилады, одно за другим, потеряться в нем трудно, нужно только помнить направление в котором идешь. Но даже если кто-то заблудится, служители музея всегда подскажут дорогу.

Первый этаж музея. Экспонаты древности

На первом этаже музея можно увидеть, как жили древние люди, предметы их быта. Интересной кажется лодка-долбленка, выполненная в натуральную величину. Рядом с лодкой — крючки, остроги и рыба, которую могли ловить в Волге древние люди:

Размеры рыбы впечатляют

Здесь же выставлены охотники и земледельцы (фото землепашец), инструменты, ткацкие станки, полотна, утварь а также их жилье, маленькие макеты-реконструкции и интерьеры, выполненные в натуральную величину, куда можно зайти и ощутить себя древним человеком:

Очень интересно было посмотреть, как одевались тюркские воины в старину, (фото тюркский воин) каким пользовались оружием, какие использовали шлемы, кольчуги и прочие средневековые атрибуты. Все это в музее можно как следует рассмотреть. Особое внимание привлекает скульптура хана Улу-Мухамеда верхом на коне:

Кладовая старинных монет

Медленно рассматривая утварь древних людей, мы доходим до кладовой старинных монет. Это небольшая комната, посреди которой, в большом стеклянном многограннике, расположена объемная карта, со старинными названиями земель, стран и городов, фигурками людей – представителей разных народов, населявших землю в те далекие времена:

Эта карта помогает ориентироваться в том, где именно пользовались теми или иными монетами, представленными на стендах. Здесь богатейшая коллекция.

Кроме старинных монет есть весы, которыми пользовались, если нужно было расплатиться чем-то на вес, есть гири и даже пушнина, которая котировалась, как монета.

Некоторые монеты настолько древние, что уже потеряли первоначальную круглую форму, другие же имеют более привычный для современного глаза вид.

Интерьеры музея очень красивы. На второй этаж ведет широкая парадная лестница. (фото интерьер парадная лестница). Есть еще одна лестница, попроще, ее называют «черной», выполнена она из черного мрамора. (фото черная лестница):

Иногда, поднявшись по черной лестнице, вы можете услышать звуки живой музыки. В холле около лестницы старинную классическую музыку играет камерный оркестр.

Экскурсии для детей

А еще в музее необычные экскурсии для детей, которые проводили экскурсоводы, одетые в старинные костюмы, фольклорные костюмы или в костюмы сказочных персонажей.

На втором этаже, среди этнографических коллекций одежды, предметов быта и утвари, характерных для разных народов, населяющих нашу страну, построена настоящая изба, с печкой, ткаными покрывалами, полотенцами и занавесками, с колодцем и телегой:

Читайте также:
Фотографии Чан-Чана

Экскурсоводы в национальных костюмах рассказывают и показывают детям, как раньше жили люди, как они пользовались печкой, какие пели песни, как ткали и вышивали. Для городских детишек все это необычно, празднично и интересно.

Золотая татарская кладовая

На втором этаже можно выделить и особую комнату под названием «Золотая татарская кладовая»:

Здесь представлены праздничные костюмы, мужские и женские, которые носили татары в XIX веке, с золотой и серебряной вышивкой, золотые украшения: броши, подвески, ожерелья, нагрудные перевязи, бляхи, обереги, пуговицы, воротниковые застежки. Это – очень качественная реконструкция.

Екатерина, потерявшая карету

В зале, посвященном эпохе Екатерины II выставлены макеты дам и кавалеров в нарядных костюмах. Здесь же хранится вещь, оставленная Екатериной Второй в Казани.

Она оставила в Казани свою личную карету. Карета сохранилась до наших дней каким-то чудом, пережила и войны, и революции, и теперь обитает в Национальном музее РТ. Это не реконструкция, а подлинная вещь той эпохи:

Тут же представлена коллекция старинного фарфора и старинного оружия:

Радует, что в музее всегда много посетителей, и старых, и малых. Очень много детей. Казанцы стараются знакомить своих детишек с историей и культурой родного города и родной страны. Не меньший интерес проявляют и туристы.

Дело, которое начали основатели музея в конце XIX века, оказалось очень полезным и нужным, у них нашлись многочисленные последователи, музей живет, коллекции его пополняются, музей радует и удивляет своих посетителей.

Казанский Национальный музей республики Татарстан

  1. История открытия и развития музея
  2. Музейные экспозиции
  3. Древняя история Татарстана
  4. Татарстан в Средневековье
  5. Казанская губерния в XVIII веке
  6. Коллекционный фонд национального музея
  7. Программы музея
  8. Экскурсии и услуги
  9. Музей детям
  10. Филиалы Национального музея республики Татарстан
  11. Режим работы и стоимость билетов
  12. Адрес и как добраться

История открытия и развития музея

Идея создания в Казани общедоступного культурного комплекса принадлежала нескольким ученым Императорского Казанского университета: профессорам Николаю Загоскому, Александру Штукенбергу, Николаю Высоцкому и Дмитрию Корсакову.

Их поддержали местные краеведы и собиратели редких предметов, среди них были Александр Заусайлов и Леон Сиклер, а также сам городской голова Сергей Викторович Дьяченко, чей интерес помог привлечь частных инвесторов, таких как Ольга Александрова-Гейнс и Иван Федорович Лихачев, брат которого, Андрей, был археологом и нумизматом. Его 40-тысячная коллекция и собранные с Казанской выставки 1890 г. экспонаты составили основу музейного фонда.

Следом за получением поддержки и ресурсов было принято решение о переносе экспозиции в северный корпус Гостиного двора, древнего здания 16 в., за период своего существования разрушенного и восстановленного несколько раз, в 1995 г. признанного объектом культурного наследия страны.

После восстановительных работ по проекту Колмакова в 1890-е гг. этот выполненный в стиле классицизма архитектурный памятник стал головным музеем региона. О социальной значимости проекта могло свидетельствовать его соседство с Городской думой и кремлевскими стенами. 5 апреля 1895 г. Казанский городской научно-промышленный музей стал открыт для посещения.

Период от начала работы до середины 1920-х гг. можно охарактеризовать как время активной научно-исследовательской деятельности. На смену старым кадрам пришли новые этнографы, востоковеды и археологи, такие как Газиз Губайдуллин, Бруно Адлер, Сергей Ольденбург, круг научных интересов которых помог пополнить коллекцию учебного, этнографического и исторического отделов здания. Был построен Музей имени Лихачева, в попечительство над которым должен был входить представитель этого рода.

Фото Казанского Национального музея республики Татарстан в 1920-х г.

В этот период напечатали первый российский музейный журнал «Казанский музейный вестник», фонды пополнялись покинутыми или проданными предметами быта упраздненного дворянского сословия, утварью для религиозных обрядов, произведениями искусства. За этот период были собраны тысячи артефактов, отражающих культуру татарского народа.

Временной отрезок 1930-40-х гг. для НМ РТ — это период упадка и борьбы против нарастающего давления идеологии, потери большей части научных сотрудников и прекращения исследовательской деятельности. Его завершение связывают со вступлением в должность директора Владимира Дьяконова, чьи систематические археологические, этнографические собирательские работы среди населения помогли музею выйти из кризиса.

Последующие годы ознаменовались строительством новых филиалов, подъемом научной деятельности, формированием новых документальных собраний художественных, духовных и литературных памятников татарской культуры, комплектованием личных вещей, принадлежавших самым ярким людям республики.

Многочисленные выставки, проводимые не только в Татарстане, доказали повышение уровня социально-культурной работы государственного учреждения. Степень организованности сотрудников музея стала настолько высока, что пожар в соседнем здании в 1987 г. не нанес непоправимого ущерба экспонатам.

В 21 в. НМ РТ — это музейный комплекс, включающий в себя множество элементов: выставочные залы, реставрационные мастерские, центры научно-методических работ, библиотеки, экскурсионно-туристические подразделения, отделы документальных и изобразительных источников.

Музейные экспозиции

Хранилище главного музея республики включает в себя более 10 фондов. Самый крупный из них, археологический — это 270 тыс. единиц хранения со всего Поволжья и Приуралья, древних цивилизаций Северной Африки, Ближнего/Дальнего Востока и Восточной Европы, постоянно пополняющийся отдел хранилища.

Экспозиции исторического музея.

Древняя история Татарстана

Эту экспозицию можно посетить на первом этаже выставочного корпуса на ул. Кремлевской. Тут собраны находки со всей территории республики, хронологически охватывающие 40 тыс. лет, от позднего палеолита до конца 19 в. Концепция выставки заключается в демонстрации постепенного изменения образа жизни человека через развитие культуры и бытовой деятельности.

Переход от собирательства и охоты к сельскому хозяйству, от камня к бронзе и железу можно рассмотреть в 5 тыс. памятников ананьинской, пьяноборской и именьковской культуры. В экспозиции представлены реконструкции оружия, домов, одежды жителей Волго-Вятского междуречья и зарождающегося тюркского этноса; находки из могильников, украшения из стекла и керамики, а также вещественные доказательства массового переселения народов в начале первого тысячелетия н.э.

Читайте также:
Как начать прибыльный бизнес с Китаем

Татарстан в Средневековье

На этом же этаже была создана выставка «Средневековая история Татарстана». Тут находится единственная в мире коллекция артефактов Волжско-Камской Булгарии, изначально собранная Андреем Лихачевым и переданная в музей после его смерти. Серебряная Булгария появилась в 10 в., отличалась высоким уровнем культуры и экономики.

С момента принятия ислама в 922 г. она стала самой северной мусульманской страной. Ювелиры Булгарии славились своим мастерством и работами из серебра, меди и золота. Государство просуществовало более 3 столетий как одна из самых высокоразвитых стран Восточной Европы того времени.

Украшения в музее.

Искусно выполненные орудия труда, оружие и инструменты, представленные в экспозиции, подтверждают значимость Булгарии в регионе. После набегов монгольских ханов территория этого государства была включена в состав Золотой Орды, но волжские булгары сохранили автономность и сумели к 1438 г. восстановить страну со столицей в Иске-Казань, положив начало Казанскому ханству.

Внешность жителя того периода можно рассмотреть в работах родоначальника русской школы реконструкции портрета на краниологической основе Михаила Герасимова.

Казанская губерния в XVIII веке

На втором этаже того же корпуса можно посетить экспозицию «Казанская губерния в XVIII в.». Одна из первых губерний Российской империи, эта административная единица была создана в начале 18 в. в результате реформ Петра I и стала центром смешения русской и татарской культур.

За это время в Казани были построены мануфактуры, здание адмиралтейства, деревянные мостовые, население города выросло почти в 2 раза, но из 40 тыс. жителей лишь 10 % были татарами. Созданы органы местного самоуправления, Татарская городовая ратуша, медресе и первая в стране провинциальная гимназия.

В экспозиции можно увидеть макеты домов купцов, подлинные портреты правителей, коллекционное оружие, драгоценности из золота и стекла. Представлены официальные документы, в которых можно найти описание купеческих сделок, религиозные тексты, проекты мечетей и слобод.

Музей истории 18 века.

Коллекционный фонд национального музея

В музее собраны редкие коллекции со всего света. В египетской экспозиции можно найти саркофаги и предметы для погребения, в античной — собраны экспонаты из древнегреческой керамики 4 в. до н.э., а собрание монет нумизмата Лихачева сейчас составляет около 120 тыс. единиц. В письменном фонде находится 130 тыс. документов и книг с начала 16 в. на татарском, арабском и персидском языках; тарханный ярлык хана Сахиб-Гирея, проливший свет на отношения ханства с Османской империей.

Реставрируются личные коллекции татарских деятелей культуры, науки и героев труда. Среди них есть вещи поэтов Габдуллы Тукая, Мусы Джалиля и композиторов Фарида Яруллина, Джаудата Файзи и Назиба Жиганова.

В хранилище этнографического фонда собираются предметы культуры со всего Поволжья, например, ритуальный инвентарь для жертвоприношения из родового святилища в Удмуртии «Бадзым куала».

Программы музея

Посетителям Национального музея Татарстана предоставляется ряд городских и загородных экскурсий, мастер-классов, лекций, игр, занятий. К знаменательным датам тут проводятся крупномасштабные акции, праздники и свадебные церемонии.

Экскурсии и услуги

НМ РТ предлагает посетителю несколько десятков экскурсий по различным культурным центрам Казани и республики, которые позволят ознакомиться с вехами развития татарского народа. Среди них есть обзорные экскурсии экспозиции «Татарская золотая кладовая», путешествие по залам музея с «ожившими» персонажами, выставки достижений традиционного промысла татар.

Для туристов были составлены пешеходные и автомобильные маршруты по Казанскому Кремлю, ул. Кремлевской, Гостиному двору. Есть экскурсия по ул. Баумана, соединяющей в себе прошлое и будущее, Запад и Восток одновременно.

Экскурсии по Национальному музею республики Татарстан.

Можно посетить Старо-Татарскую слободу и бывшую усадьбу Горталовых, где со своей семьей жил Лев Толстой. Для знакомства с тысячелетней столицей республики были созданы автобусные обзорные экскурсии. Их маршрут составлен таким образом, что гости города по своему выбору могут ознакомиться с театральной, музыкальной, духовной и спортивной жизнью Казани.

Желающим узнать больше о столице республики и ее окрестностях музей предлагает загородные экскурсии по системе голубых озер и прилегающих к ним лесным территориям; старинной Елабуге, Болгарскому заповеднику, Святому ключу Билярска, обсерватории имени Василия Энгельгардта, родному селу Габдуллы Тукая, монастырям и усадьбам.

Посетителю доступны мастер-классы, которые знакомят с традиционным рукоделием региона, азами рисования и золотного шитья, созданием бумажных букетов и другими видами декоративно-прикладного искусства.

Музей детям

Знакомство детей дошкольного возраста и младших классов с музеем происходит в интерактивной форме. Персонажи экспозиций сами рассказывают свою историю, делятся интересными фактами, организуют традиционные игры и повествуют об обычаях народов Поволжья. Для детей постарше были придуманы экскурсии и лекции, дополняющие школьную программу и позволяющие узнать родной край через наследие предков.

На мастер-классах ребята могут ознакомиться с ткачеством на дощечках, тамбурным швом, верховой набойкой; изготовить собственную тюбетейку, нитяной браслет, кожаный медальон, вылепить что-нибудь из глины; написать свое имя арабской вязью, услышать легенды о царице Сююмбике.

Можно поиграть в музейный квест, где нужно найти драгоценности, пользуясь подсказками экспонатов. Гостям предлагается поучаствовать в викторине, традиционном чаепитии, узнать об ответственности человека перед природой на мероприятиях, посвященных проблемам экологии.

Знакомство детей с музеем.

Филиалы Национального музея республики Татарстан

Музей имеет 11 филиалов в Казани и за ее границами:

  1. Музей Е.А. Боратынского.
  2. Музей-квартира Мусы Джалиля.
  3. Музей Салиха Сайдашева.
  4. Музей-квартира композитора Назиба Жиганова.
  5. Литературный музей Габдуллы Тукая.
  6. Музей Каюма Насыри.
  7. Музей Янки Купалы в селе Печищи.
  8. Музей А. М. Горького в селе Красновидово.
  9. Музей истории татарской литературы с мемориальной квартирой Шарифа Камала.
  10. Музей А.М. Горького и Ф.И. Шаляпина.
  11. Дом-музей В.И. Ленина.

Режим работы и стоимость билетов

Понедельник, вторник, среда, четверг, воскресенье: 10:00-18:00, касса работает до 17:00.
Пятница: 10.00-17.00, касса работает до 16.00.
Суббота: 12:00-20:00, касса работает до 19:00.

Стоимость входного билета — 150 руб., льготного — 75, семейного (2 взрослых и 2 детских) — 375; единого билета для посещения всех филиалов музея — 600, а льготного — 300 руб.

Читайте также:
Город Рурмонд, Нидерланды: аутлет и достопримечательности

Адрес и как добраться

Адрес музея: г. Казань, ул. Кремлевская, 2. Добраться можно различными маршрутами: 5 минут пешком по направлению к Кремлю от станции метро «Кремлевская», 7-10 минут ходьбы от автобусной станции «Центральный стадион» или 20 минут от автобусной станции «КАИ».

Национальный музей РТ

Одним из основных зданий, составляющих архитектурный комплекс Площади 1 Мая около Казанского Кремля, является Национальный музей РТ. По сути – это главный краеведческий музей региона, в котором собраны тысячи единиц археологического, исторического, этнографического и прочего материала, иллюстрирующего многовековую историю Татарстана.

Многочисленные залы музея с богатейшей и разнообразной коллекцией находятся в историческом здании бывшего Гостиного двора, памятнике архитектуры 18-19 веков. Это красивое двухэтажное строение одной своей стороной развернуто к Площади 1 Мая, а другой вытянулось вдоль Кремлевской улицы. Прежде чем посетить основной музей города, желательно для начала познакомиться с историей создания этого интереснейшего городского музея и с историей самого здания Гостиного двора.

Национальный Музей – один из самых популярных музеев Казани

История создания музея

По диагонали от Спасской башни Казанского Кремля находится очень красивое нарядно оформленное здание. Это Национальный музей РТ – главный музей города и крупный научно-педагогический центр Поволжья. Созданный в 70-х годах 19 века по инициативе профессорского коллектива Университета, в частности, известного казанского историка Н.П.Загоскина, он не был сначала музеем в привычном для нас понимании этого слова. Это было просто место хранения разных этнографических, археологических и прочих находок, содержащихся без всяческой систематизации и недоступных для широкой общественности.

Музейные коллекции начали создаваться инициативными преподавателями Университета

Позже, директором казанского реального училища А.Орловым, была выдвинута инициатива о создании в Казани Городского педагогического музея. Эта инициатива нашла поддержку в администрации города, глава которой – С. Дьяченко – призвал местное население содействовать образованию городского музея в приобретении им различных экспонатов и в материальной помощи. В 1891 году создается комиссия для организации музея, и собираются денежные средства. Много спонсоров на это новое дело нашлось в промышленно-купеческой среде города – материальная помощь местных предпринимателей И. И. Алафузова, П. В. Щетинкина, Я. Ф. Шамова, И. В. Александрова, М. Т. Атлашкина и других была очень и очень существенна.

Интересно, что одно очень крупное пожертвование (пятьсот тысяч серебряных рублей) поступило от известной в то время казанской меценатки О.С.Александровой-Гейнс, но оно было сопровождено условием, чтобы новый музей размещался обязательно на Воскресенской улице (ныне Кремлевской). Ольга Сергеевна, будучи потомственной купчихой, а впоследствии почетной гражданкой Казани, всю свою жизнь занималась благотворительной деятельностью. На ее попечении находился Александровский сиротский приют, в котором она делала все, чтобы дети могли жить практически в домашней обстановке. А еще она подарила городу доставшийся ей в наследство от брата Александровский пассаж. После смерти остальных родственников меценатка продает семейный бизнес, а все вырученные деньги направляет в благотворительное русло.

Ольга Сергеевна Александрова-Гейнс была единственной женщиной-меценаткой

Сегодня портрет этой удивительной женщины, выполненный рукой И.Репина, можно увидеть в другом замечательном музее Казани – Музее ИЗО. Здесь же находятся и другие картины из собранной ею при жизни коллекции. А покоится Ольга Сергеевна в Зилантовом монастыре, где в монастырском некрополе находится их семейный склеп.

После выставленного О.Александровой-Гейнс условия, первый городской музей было решено разместить в здании Гостиного двора, находящегося тогда на главной площади Казани. Основу музейных экспонатов для открывающегося музея составила коллекция Андрея Федоровича Лихачева – известного историка, нумизмата, этнографа и археолога, всю жизнь собиравшего редкие археологические экспонаты, особенно булгарские древности.

А.Ф.Лихачев был фанатичным исследователем, историком и коллекционером

Он первый обнаружил на территории республики неолитические стоянки и памятники бронзового века. Очень много времени историк уделял изучению Истории Волжской Булгарии, а его археологические коллекции Булгарского и Билярского городищ стали раритетной городской достопримечательностью. Впоследствии Андрей Федорович развил теорию преемственности булгарской культуры татарами.

И вот дело всей жизни А.Ф. Лихачева – его уникальная коллекция – после смерти исследователя была подарена новому музею его братом И.Ф. Лихачевым, который предварительно выкупил ее у наследников. А насчитывала она около 40 тыс. единиц хранения! Память о труде всей жизни А.Ф.Лихачева увековечена в оформлении входа в музей, над которым два милых ангелочка поддерживают картуш с вензелем АЛ – Андрей Лихачев.

Инициалы Андрея Лихачева увековечены над входом в музей

Позже коллекция музейных экспонатов пополнялась за счет подаренных казанскими коллекционерами, меценатами, профессорско-преподавательским составом Университета и жителями города старинных, исторически значимых предметов.

И вот, после всех подготовительных мероприятий, 5 апреля 1895 г. Городской музей, названный Научно-Промышленным открылся для публичных посещений в очень торжественной обстановке. Его экспозиции разместились на обоих этажах здания и включали в себя 4 подразделения – историко-этнографическое, учебное, естественно-историческое и Музей им. А. Ф. Лихачёва. С 1912 года музей стал называться просто Городским музеем Казани. Затем его неоднократно переименовывали, и, наконец, в 2001 году он становится Национальным Музеем РТ.

Городской музей Казани стал первым общедоступным музеем

Послереволюционные, 20-е годы – оказались временем активного пополнения музейных коллекций за счет «экспроприации экспроприаторов», или, говоря по-простому, изымались из покинутых особняков ликвидированного класса. В это время музей пополнился множеством предметов, представляющих истинно музейную ценность: фарфоровой посудой, картинами, скульптурами, ювелирными украшениями и прочими ценностями. Сотрудниками музея, вдохновляемыми директором Б. Адлером, велась целенаправленная работа по сбору и сохранению вновь приобретаемых музейных ценностей. Пополнялись коллекции и за счет сокровищ, изъятых у церкви. Например, не разграбленные сокровища ризницы Благовещенского собора дошли до нас только благодаря их сохранению в запасниках музея.

К тому же музеем велись и активные археолого-этнографические исследования. Особенно это касалось культурно-бытового аспекта ранее угнетенного татарского этноса. В начале 30-х годов 20 столетия активность музея из-за политической ситуации в стране несколько угасла. Возобновилась же она к концу 30-х гг, с приходом нового директора Владимира Михайловича Дьяконова, который был на этом посту до 1977 года и сделал очень много для развития как научного, так и публицистического направления работы музея. В конце 50-х годов из Центрального музея выделился Музей ИЗО, в который были переданы все произведения искусства, и главное здание которого сегодня находится на улице К.Маркса.

Читайте также:
Манжерокское озеро, Республика Алтай

Музей ИЗО, выделившись из Городского музея, переехал в Особняк Сандецкого

В дальнейшие годы фонды музея продолжали активно пополняться и современно оформляться, его сотрудники искали новые формы работы, открывались его многочисленные филиалы. Сейчас Национальный музей РТ – один из крупнейших музеев Поволжья. А находится он все там же – в бывшем здании казанского Гостиного двора.

Гостиный двор

Территория нынешней Площади 1 Мая со времен существования Казанского ханства была основной торгово-общественной площадью, на которой жизнь не замирала ни зимой, ни летом. Назначение площади было определено самим ее расположением между административным центром города – Кремлем – и посадскими поселениями. Поскольку на площади бойко шла торговля разнообразными товарами, то, естественно, что она обрастала постройками торгово-складского и гостиничного характера. Здесь размещались таможенная изба, лавки, амбары, гостевые дома для купцов, склады, трактиры, кузницы и прочее.

После присоединения Казани к Российскому государству, значение площади как торгово-общественного центра сохранилось. В конце 16 века на месте нынешнего здания Национального музея, стоял срубленный из дерева Гостиный двор, предназначенный торгующим на Казанском торге (так называлась тогда площадь) купцам. К концу 17 века его сменило одноэтажное каменное сооружение Гостиного двора.

Сегодня в вестибюле музея можно увидеть макет Гостиного двора конца 19 века

Известным архитектором города В. Кафтыревым в 70-е годы 18 века здание Гостиного двора было перестроено и расширено до размера целого квартала, и по периметру оно практически замкнулось в прямоугольник. Сильный пожар самого конца того же века нанес зданию Гостиного двора существенный урон, но император Павел Первый, посетив Казань чуть позже этого печального события, приказал отремонтировать сгоревшие помещения и выделил даже на это дело беспроцентную ссуду.

Начало следующего – 19 века – ознаменовалось проведенной архитектором Ф.Емельяновым капитальной реконструкцией Гостиного двора. Он стал частично двухэтажным (по Воскресенской улице), частично трехэтажным (по находящейся значительно ниже, Малой Проломной). Центральный вход в здание осуществлялся с Воскресенской улицы. Парадно оформленный в классическом стиле, вход был снабжен торжественным портиком с 18-ю колоннами и возвышающимся над ними фронтоном.

Вход в Гостинный двор в начале 19 века находился на улице Воскресенской

Все стороны Гостиного двора имели въезд во внутренний двор, где были размещены торговые лавки. Там же располагалась Николо-Гостинодворская церковь. Основную часть здания, особенно с ее трёхэтажной стороны, занимали складские помещения.

Во внутреннем дворе здания находились торговые ряды

Однако, казанские пожары начала 19 века продолжали наносить существенный урон сооружению Гостиного двора (особенно в 1815 и в 1842 годах), поэтому часто проводились ремонты и реконструкции. Так, в результате последнего пожара утратились все основные элементы украшений главного входа на Воскресенской улице, и главный вход был перенесен на угол здания и оформлен лепными украшениями из амуров и картушей (овальных рамок). Там он находится и сегодня.

Во второй половине 19 века здание отошло к городской управе. А уже в самом конце того же столетия, как уже упоминалось, в нем разместился первый Городской музей, для чего были проведены определенные усовершенствования здания под руководством арх. И. Колмакова. Увеличились окна, над центральным входом появился шатер, оформленный в стиле эклектика, была сделана внутренняя перепланировка основных помещений.

В конце 19 века в здании Гостиного двора разместился Казанский Городской музей

В 30-е годы советского периода северо-западная часть Гостиного двора поднялась на два надстроенных этажа, которые придали зданию громоздкий и неуклюжий вид, за что в народе его прозвали «бегемотом».

В советский период здание Гостиного двора стало четырехэтажным

В то время в помещениях бывшего Гостиного двора, кроме краеведческого музея, размешались всевозможные ведомства и учреждения. В частности, здесь нашлось место и Комбинату художественных промыслов, и Геологическому факультету КГУ, его издательскому центру и т.д. Южная часть здания очень долгое время была занята известнейшим пивным баром города, который тоже назывался «Бегемотом». Закрыли его сравнительно недавно.

“Бегемот” долгое время был самым известным пивным баром Казани

В 50-х годах прошлого века произошло обрушение части Гостиного двора с его юго-восточной стороны. Вместо обрушенной части здания был построен 5-ти этажный современный дом. А страшный пожар декабря 1987 года привел в негодность два достроенных этажа «бегемота» с северо-восточной стороны, и нанес существенный урон музейным экспозициям. В частности, была утрачена знаменитая галера, на которой Екатерина Вторая приплыла в Казань.

Пожар 1987 года нанес тяжелый удар музейной коллекции

Во время восстановительных работ после пожара, зданию был возвращен его архитектурный облик конца 19 века, и оно было признано памятником градостроительства, подлежащим государственной охране. А о том, что в этом здании когда-то был Гостиный двор, нам напоминают сегодня только сводчатые потолочные перекрытия.

Гуляя по залам музея, не забывайте, что здесь когда-то был Гостиный двор

Николо-Гостинодворская церковь

Напомним, что во дворике Гостиного Двора, за рыбными рядами, находилась одна из старейших церквей Казани, построенная в стиле эклектика – Николо-Гостинодворская церковь. Строение представляло собой массивный высокий четверик, на котором располагался низкий восьмерик с шатровым окончанием. Высокий шатер с двумя рядами оконных проемов завершался чешуйчатой главкой. Сам четверик также был украшен по углам маленькими главками. Освящен храм был уже в середине 16 века в честь покровителя торговцев – Николая Чудотворца.

Храм Николая Чудотворца являлся одним из старейших в Казани

Читайте также:
Сплит, Хорватия: все пляжи курорта с фото и картой

Одно время служил в этой церкви сам Гермоген, ставший впоследствии Патриархом Московским и Всея Руси. Во времена его службы была обретена Икона Казанской Богородицы (1594 г), для которой к церкви был пристроен специальный придел. Другой святыней храма стала обретенная в сгоревшей церкви (после штурма Казани войсками Пугачева в 1773 г) икона Николая Чудотворца.

К середине 18 века церковь пришла в запустение. Это был результат многочисленных пожаров и падения значения Гостиного двора, утратившим монополию торговли. К концу означенного века приход упразднили, а церковь приписали к Петропавловскому Собору. Несколько раз ее хотели разобрать, но каждый раз кто-нибудь из купцов вызывался отреставрировать храм, но потом это мероприятие откладывалось. Во второй половине 19 века, наконец, купцы Постников и Савватеев начали восстановление, а, вернее, заново построили храм, стилизовав постройку под ее прежний архитектурный вид..

Купола Храма Николая Чудотворца в конце 19 века входили в ансамбль Гостиного двора

В советское время храм закрыли, шатер и колокольня были утрачены. Само здание стали использовать для хранения документов Главного архивного управления. Со временем сооружение обветшало и ушло в землю. В 2017 году храм, находящийся в очень печальном состоянии, официально был возвращен церкви и сейчас ждет своего возрождения.

Николо-Гостинодворская церковь сегодня ждет своего возрождения

Национальный музей РТ сегодня

На сегодняшний день в фондах музея хранятся более 800 тысяч экспонатов по краеведческой тематике, которые дают развернутую иллюстрацию природных богатств края и его богатого на события исторического прошлого. На стендах музея можно увидеть ценнейшие экспонаты ананьинской и булгарской эпох, античные и египетские предметы, древнейшие свитки и рукописные книги, множество золотых монет и декоративно-прикладных произведений искусств местного населения прошлых веков.Часть экспонатов расскажет о Волжской Булгарии, о царице Сююмбике и об образовании Казанского ханства.

Экспонаты музея поведают о самых ранних поселенцах на берегах Поволжья

Постоянные экспозиции по древней истории Татарстана, по развитию края в средние века и в 18 веке, когда Татарстан входил в Казанскую губернию, поведают много интересных и малоизвестных фактов. Отдельная экспозиция расскажет о производстве ювелирных украшений и их значении у казанских татар. Есть экспозиция, посвященная известному российскому поэту Г.Державину, уроженцу Казанской губернии. Очень интересно рассматривать предметы быта различных исторических эпох, одежды и оружия.

В уголке Г.Державина находятся личные вещи поэта и его супруги

Очаровывает интерьер самого здания. Прекрасные парадная или «черная» (из черного мрамора) лестницы приведут нас на второй этаж музея, где самым удивительным экспонатом является чудом уцелевшая настоящая карета Екатерины Второй, оставленная ею в Казани. Уникальны и фарфоровая посуда, и одежда 18 века, и реконструированная галера «Тверь», на которой Екатерина Вторая отправилась в Волжский круиз.

В этой карете когда-то Екатерина Вторая ездила по улицам Казани

Отдельные экспозиции посвящены годам революционных перемен, образованию Татарской советской республики и событиях, связанных с этими изменениями.

В отделе эпохи революции находится много интересных документов об образовании ТАССР

Порадуют посетителей и новые отделы музея, рассказывающие о совсем недавних исторических событиях, в которых принимали участие наши бабушки и дедушки – истории советского периода.

Сегодняшним детям сложно понять совсем недавнее прошлое страны

Здесь имеются первые отечественные мотоциклы, проигрыватели и первые радио, предметы интерьера типовых советских квартир и экспонаты Великой Отечественной войны, в частности экспонаты, посвященные подвигу военных медиков.

Прогулка по залам Национального музея РТ – это путешествие во времени и в пространстве, прикосновение к временам почти легендарным и совсем недавним. А кому же не нравится путешествовать?!

Как добраться и режим работы

Добраться до музея можно на метро (станция «Кремлевская»), или на автобусах и троллейбусах (остановка «Центральный стадион»). А можно просто пройти пешком по улицам Кремлевская или Баумана из центра города от Ленинского садика или от Площади Тукая.

По музею можно погулять и самостоятельно, но все-таки более полное и гармоничное впечатление вы получите, прослушав рассказ экскурсовода.

Каждая историческая эпоха выделена в музее в отдельную зону

Настроившись посетить музей, надо знать расписание его работы. Во-первых, понедельники – всегда выходные дни. По вторникам, средам, пятницам, субботам и воскресеньям – музей можно посетить с 10 до 17 часов. По четвергам – рабочие часы с 13.00 до 21.00. Надо иметь в виду, что в первую среду месяца в музей можно сходить совершенно бесплатно, а вот последняя среда каждого месяца – санитарный день. А еще по четвергам с с 16 до 19 часов можно попасть на акцию “Приведи двух друзей”, т.е. если посетитель приведет с собой двух товарищей, то сам пройдет бесплатно.Но об акциях и ценах лучше узнавать на официальном сайте музея, ибо этот параметр не постоянен.

Кроме постоянно функционирующих выставок, в музее периодически выставляются тематические интересные и оригинальные экспозиции. Музей имеет множество персональных музейных филиалов, которые тоже достойны посещения – например: квартира-музей М.Джалиля (ул.Горького, 17, кв.28), Музей Е.А.Боратынского (ул. Горького 25/28), литературный музей Г.Тукая (ул.Тукая, 74) и многие другие.

Обо всех самых интересных музеях Казани можно узнать в статье – Все музеи Казани

Выставка «История Татарстана с древнейших времен до наших дней» объединила два тысячелетия

Осколки разных эпох собрались в одну мозаику: новая экспозиция Национального музея Татарстана

В Национальном музее Татарстана, наконец, открылась долгожданная экспозиция «История Татарстана с древнейших времен до наших дней». Выставка станет постоянной на ближайшие 10 лет как минимум. Руководство музея решило устроить не одну большую презентацию выставки, а сразу несколько, но маленьких. В разные дни Национальный музей посетят ученые, представители музейного сообщества и другие специалисты. Но первыми пригласили журналистов. Репортаж «Реального времени» о том, чем постарались удивить гостей создатели экспозиции.

Одна выставка — два праздника

Выставка стала своеобразным признанием в любви родной республике. Вторым большим событием стало 125-летие самого музея, который оказался на четверть века старше ТАССР. Отметить юбилей не удалось из-за карантина, более того, назначенный на апрель 2022 года музейный форум сегодня тоже под вопросом. Таким образом, открытие масштабной экспозиции стало двойным праздником и «авансом» за предстоящие события.

Читайте также:
Капрун горнолыжный курорт Австрии: трассы, скипасс, фото

Стоит отметить, что новая постоянная экспозиция расположилась на обоих этажах музея. Всего она занимает 14 залов общей площадью более 3 тыс. кв. м, в которых можно отследить эволюционные процессы у древнего населения края, этапы формирования и развития татарского народа, важнейшие исторические вехи в контексте общероссийской истории вплоть до наших дней.

Есть залы, рассказывающие о той или иной стороне жизни народа

Каждый зал — рассказ об определенной эпохе, важном событии: принятие ислама Волжской Булгарией, приход православия на татарскую землю, годы войн, просвещения, расцвета науки и культуры. Есть залы, рассказывающие о той или иной стороне жизни народа — строительстве, военном искусстве, дружбе и сотрудничестве с соседними народами, приеме высоких гостей. Даже вдумчиво всматриваясь в экспонаты, трудно представить, какой титанический труд и какого количества людей стоило создание такой поистине восхитительной выставки, обойти которую можно и за пару часов, и за неделю — только багаж впечатлений и знаний будет разным.

Побывать в садах Сююмбике

Весь первый этаж Национального музея РТ теперь будет рассказывать об истории края до второй половины XVI века. Здесь есть и тюркская юрта, и именьковская изба, и даже «Сады Сююмбике». Все экспонаты — интерактивные. В юрту можно забраться и поближе посмотреть, как сотрудница музея, одетая соответственно времени начала веков, что-то перетирает в горшке, в избе неподвижно стоят скульптуры супругов, занятые бытом, а прекрасная казанская ханша в своих покоях перебирает драгоценности, доставая их из сундучка. Можно присоединиться к ней, присев на мягкий диванчик, и послушать, что за грамоту ей читает слуга. Фотографироваться — разрешено, как и трогать, отвлекать вопросами участников мизансцен и смотрительниц музея.

На стендах, посвященных ремеслам, которые развивались в Волжской Булгарии, можно увидеть и оружие, посуду, украшения

На стендах, посвященных ремеслам, которые развивались в Волжской Булгарии, можно увидеть и оружие, посуду, украшения — все из железа. Так, например, привлекает внимание каролинский меч, потемневший и изъеденный временем, из железа с ковкой и посеребрением. Найден он был в Западной Европе в начале XX века. О том, что народы не жили замкнуто, а активно мигрировали, торговали, говорят и бюсты, созданные из гипса в 1947—1949 годах по останкам жителей Булгарии: не только сам широкоскулый булгарин с продолговатыми глазами, но и китаянка и армянин…

О любви булгар к строительству и отделке помещений говорят массивные детали портала Соборной мечети в Болгаре, а также изразцы с остатками яркой глазури.

Перед лестницей на второй этаж расположился «Ремесленный посад» — маленькие лавочки, в которых можно увидеть, как умельцы и рукодельницы занимаются разными ремеслами. Можно с их помощью и самому сделать украшение-оберег или что-то иное на мастер-классах.

Были ли булгарские женщины-воины?

Второй этаж музея начинается с середины XVI века рассказом о Казанском крае после присоединения к Русскому государству. Участникам экскурсии несказанно повезло — в зале с оружием того времени целое представление со снаряжением бойца и напутствиями, его устроил заведующий отделом научной реконструкции Вячеслав Хабаров. Он вручил защитнику города пищаль, мушкет и устрашающий бердыш, на который удобно опираться при стрельбе, если не применяешь его по назначению. На вопрос, как одевались болгарские женщины-воины, о которых ходят легенды, и были ли вообще таковые, он ответил:

— Нет, это только красивые легенды, научного подтверждения тому нет. Однако степной народ савроматов действительно жил на нашей территории до нашей эры. Вот у них действительно были амазонки. Кроме того, в Алексеевском районе возле Биляра найден Тиганский могильник, где угорские племена, кочевые предки современных венгров, захоронили своих воинов. Среди них действительно было найдено и женское «обмундирование» — боевой пояс, сабля и полный набор украшений.

Есть здесь и зал, рассказывающий о православных предметах средневековья. Недоумение и страх вызывают многокилограммовые вериги, которые мученики и юродивые добровольно надевали на себя, есть и монашеское одеяние, иконы мастерской при женском монастыре Казанской иконы Богородицы, а также ценнейшее Ефремово Евангелие 1606 года.

От кареты до карманной лаборатории

Совсем иная картина предстает в залах XVIII—XIX веков. Особого внимания заслуживают предметы, связанные с визитом в Казань Екатерины Великой. В частности, одна из жемчужин Национального музея Татарстана — карета, созданная специально для императрицы, для ее передвижения по городу и окрестностям. Ее размеры и роскошь, конечно, поражают. Здесь же — реконструкция комнаты того времени, с уютными оттоманками и конторками, а стеклянные стенды и витрины наполнены изящными вещицами: фарфоровой посудой и статуэтками, хрустальными бокалами, серебряными и бронзовыми канделябрами с позолочением. Каждую эпоху и событие предваряют короткие рассказы-выступления сотрудников музея в костюмах того же времени.

Век XIX — эпоха просвещения

Век XIX — эпоха Просвещения. В залах встречаются фотографии и личные вещи профессоров Казанского университета, есть и хрустальная печать Шигабутдина Марджани. Книги, занятный футлярчик «Карманная лаборатория профессора Флавицкого для изучения твердых тел». За этими залами — плоды науки и просвещения — печатный станок, конка, макет парохода и первый телефон с телефонной «книжкой», ставшей довольно объемной к 1914 году.

Восторг и трепет вызывают залы, связанные с годами Великой Отечественной войны. Знаменитый По-2 кажется просто игрушкой — трудно поверить, что столько подвигов было совершено именно на нем. Фотографии, письма тех лет сопровождает задушевное пение «Бьется в тесной печурке огонь»…

В чем и о чем пели Шакиров и Авзалова

Залы новейшей истории посвящены техническому прогрессу, найденной в Татарстане нефти, искусству — здесь размещены личные вещи известных артистов — например, концертные костюмы Ильгама Шакирова и Альфии Авзаловой, писателей и композиторов. Последний зал содержит бренды Татарстана. По словам генерального директора Национального музея РТ Гульчачак Назиповой, еще четыре зала находятся на стадии ремонта:

Читайте также:
Туполев Ту-124

— В нашей республике производится очень много качественных и популярных товаров. Эти бренды мы и намерены разместить в еще не открытых залах. Этот год богат на юбилеи, и празднование нашего 125-летия нам по понятным причинам пришлось перенести. Мы отмечаем его вместе со 100-летием образования ТАССР. Буквально сегодня мы получили личное поздравление от директора Государственного Эрмитажа Михаила Пиотровского, а это многого стоит. Наш многолетний труд по достоинству оценен профессиональным сообществом.

Отметим также, что не все залы занимает постоянная экспозиция. Как и раньше, в отдельных залах по-прежнему будут проходить временные выставки, мастер-классы и другие неизменно занимательные мероприятия.

Национальный музей Республики Татарстан

Научно-исследовательское и культурно-просветительское учреждение; музееведческий и методический центр для музеев Республики Татарстан

Содержание

Включает головной музей и сеть филиалов.

Основание

Основан в 1894 г. как Казанский городской научно-промышленный музей, открыт для посетителей 5 апреля 1895 г.

Основой музея стали частная коллекция А.Ф.Лихачёва и экспонаты Казанской научно-промышленной выставки 1890 г.

У истоков создания и формирования музейных коллекций стояли видные ученые Казанского университета Н.Ф.Высоцкий, Н.П.Загоскин, Н.Ф.Катанов, А.А.Штукенберг и др.

Фонды музея активно пополняли коллекционеры и меценаты: И.Ф.Лихачёв, А.Ф.Лихачёв, В.И.Заусайлов, О.С.Александрова-Гейнс, Г.Баруди, Д.И.Образцов и др.

Устав музея был утвержден 17 марта 1894 г. В соответствии с ним были созданы 5 отделов: лихачевский, естественно-исторический, историко-этнографический, учебный, промышленный, а также Совет музея (действовал до 1917 г.).

Во главе музея и каждого из отделов стояли директора из ученых (утверждались городской думой).

С 5 апреля 1895 г. Казанский городской научно-промышленный музей находился в ведении городских органов самоуправления. Первым председателем Совета музея стал С.В.Дьяченко.

При лихачевском отделе действовал попечительский совет (до 1917 г.), который возглавляли городские головы Казани.

В 1918 г. музей был преобразован в губернский (с подчинением подотделу по делам музеев и охране памятников искусства и старины отдела народного образования Казанского губернского исполкома), в 1921 г. – в Центральный музей ТАССР (сначала в ведении отдела музеев Академического центра, с 1930 г. – Народного комиссариата просвещения ТАССР), в 1944 г. – в Государственный музей ТАССР. В 1946 г. музей был подчинен Управлению по делам культурно-просветительских учреждений при Совете Министров ТАССР, с 1953 г. – Министерству культуры ТАССР.

С 2001 г. музей носит современное название.

История

К середине 1920-х гг. в музее были созданы отделы:

  • историкоархеологический,
  • этнографический,
  • восточных рукописей,
  • естественноисторический,
  • историкобытовой,
  • художественный,
  • древнерусского искусства.

В 1930-е гг. в связи с гонениями на краеведение научная деятельность музея была ограничена, в конце 1930-х гг. действовали отделы природы, истории местного края дореволюционного периода, истории советского общества, массовой работы.

Уже в 1920-е гг. Государственный музей Татарстана начал выполнять роль координирующего методического центра для музеев региона.

В 1981 г. в результате централизации большей части музеев республики был создан Государственный объединенный музей ТАССР. Первоначально в его состав вошло 17 музеев, новые музеи открылись в 1980–1990-е гг.

В 2006 г. в состав объединенного музея входило 75 музеев-филиалов. С 2007 г. большинство музеев стали самостоятельными.

Музей сегодня

В структуре Национального музея Республики Татарстан:

  • Музей А.М. Горького и Ф.И. Шаляпина,
  • Музей истории татарской литературы с мемориальной квартирой Шарифа Камала (см. Музейквартира Шарифа Камала),
  • Музей Е.А. Боратынского,
  • Музейквартира Мусы Джалиля,
  • Литературный музей Габдуллы Тукая,
  • Музей Салиха Сайдашева,
  • Музейквартира Назиба Жиганова,
  • Музей Каюма Насыри,
  • Музей Л.Н.Толстого,
  • Музеймемориал Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.,
  • Доммузей В.И.Ленина,
  • Музей музыкальной культуры Республики Татарстан,
  • а также Музей Янки Купалы в селе Печищи Верхнеуслонского района,
  • музей М. Горького в селе Красновидово Камско-Устьинского района.

Головной музей занимает часть здания бывшего Гостиного двора, фасад которого в 1995 г., к 100-летию музея, был реконструирован (проект архитектора С.А.Козловой).

Фонды музея насчитывают свыше 700 тысяч единиц хранения: по истории и культуре народов Поволжья и Приуралья, в том числе тюркских и других древнейших цивилизаций, западной и восточной культур.

Национальный музей Республики Татарстан – лидер в республике по использованию информационных технологий в музейной деятельности.

С 2002 г. в музее работает система КАМИС-2000. Музей является методическим центром по внедрению системы КАМИС-2000 в музеи республики.

Культурно-образовательная деятельность музея направлена на зрителей самых разных социальных слоев и возрастов. При Национальном музее и его фондах работают Золотошвейная мастерская, кружок любителей древностей Казани, клубы «Современник», «Хранитель древних памятников», литературный салон и музыкальная гостиная, клуб «Здорового образа жизни» при музее К.Насыри, клубы «ЛиМук» и «КЛИ» при музее А.М.Горького и Ф.И.Шаляпина, клуб «Красная ромашка» при музее-квартире М. Джалиля и др.

Коллекции

После Октябрьской революции на основании декретов Совета народных комиссаров СССР об учете и охране памятников искусства и старины в музее были сосредоточены конфискованные частные собрания, коллекции Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете, бывшего Кустарного земского музея, музеев Пролетарской революции и народов Востока из Всероссийской коллегии по делам музеев и охране памятников искусства и старины.

В 1921–1922 гг. в музей поступили церковные предметы, имевшие историко-художественную ценность, 33 произведения живописи и скульптуры из Московского государственного фонда.

Археологический фонд составляет третью часть музейного собрания (246 257 единиц хранения). Предметом особой гордости является булгарская коллекция А.Ф.Лихачёва (3080 единиц), материалы раскопок золотоордынских городов и селищ , ананьинских могильников (800 единиц), стелы Ново-Мордовского могильника (3).

Уникальны египетская (250 единиц) и античная (420 единиц) коллекции, среди которых деревянный саркофаг египтянки Ни-си-та-Уджат-ахет, цилиндрическая печать хранителя кладовых фараона, редкий краснофигурный кратер IV в. до нашей эры из Апулии.

Читайте также:
Отдых в Шерегеше, цены на жилье, дешевые путевки

Нумизматическая коллекция (109457 единиц хранения) состоит из античных, европейских, русских, восточных, золотоордынских монет, медалей и значков. Уникально собрание золотых монет (401 единиц): статеры времен Александра Македонского, солиды Византии и др. Большую научную ценность представляют клады джучидских монет XIII–XIV вв.

В фонде 130 тысяч единиц хранения письменных источников XVI–XX вв.: архивы и коллекции деятелей науки и культуры, материалы участников Гражданской и Великой Отечественной войн, документы. Среди них – ярлык хана Сахиб-Гирея (1523), рукописные столбцы XVII в., автографы и архивы В.М.Флоринского, Д.А.Корсакова, Ф.М.Флавицкого, П.М.Дульского, С.Сунчелея, Дж.Файзи, Ф.Яруллина, И.Шамсутдинова, Г.Камала, Х.Абжалилова, Г.Болгарской, А.Ключарёва, С.Сайдашева, Р.Яхина и др.

Основную часть фонда редких книг (22 тысяч единиц хранения) составляют российские, местные и зарубежные издания на русском, татарском и западноевропейских языках XVII–XX вв. Среди уникальных экземпляров рукописной и старопечатной книги (233 печатных, 88 рукописных книг XV–XX вв.) – Тверское Евангелие XV в., «Казанский летописец» XVI в., Синодики XVII–XIX вв., Устав Иерусалимский середины XVI в. и др.

В основе фонда источников по истории и культуре татарского народа (30 тысяч единиц хранения) – книги, личные вещи видных деятелей татарской культуры. В их числе – коллекции мемориальных вещей Ш.Марджани, К.Насыри, Г.Тукая, Дэрдменда, Р.Фахретдина, Г.Исхаки, Х.Ямашева, М.Джалиля и другие материалы по духовной культуре татар. народа.

Значительный интерес представляют коллекции рукописных и старопечатных татарских книг, среди которых – факсимильное издание Корана Османа, собрание шамаилей, а также образцы средневековой письменности – стихотворение придворного поэта и мастера-медника Насыйра на кувшине XVI в., подаренном Кебеку – воеводе казанского хана Мухаммад-Амина.

Этнографическая коллекция (15,6 тысяч единиц хранения) содержит предметы быта, одежду, украшения народов Среднего Поволжья: татар, русских, марийцев, удмуртов, мордвы, чувашей, башкир.

Уникальна коллекция декоративно-прикладного искусства казанских татар (3,5 тысяч единиц): золотое шитье, мозаичная кожаная обувь, ювелирные украшения, ткани, вышитые предметы традиционного интерьера, шамаили.

В фонде изобразительных материалов (73 877 единиц хранения) имеются богатейшие коллекции негативов, гравюр , фотографий, открыток, плакатов XX в. Здесь хранятся полотна местных мастеров, графические работы и скульптура, в том числе произведения Б.Урманче.

Фонд вещевых источников (12,2 тысяч единиц хранения) включает карету XVIII в., трактор «Фордзон-Путиловец», самолет ПО-2, автомобиль ГАЗ-А, коллекцию фарфора и фаянса (2,5 тысяч единиц хранения) отечественного, восточного, западно-европейского производства.

В фонде оружия (915 единиц хранения) – холодное и огнестрельное оружие разных стран, в том числе 2 каролингских меча X–XI вв., затинная пищаль XVI в., оружие с фитильными, колесцовыми, ударно-кремниевыми замками.

Естественный фонд (более 6 тысяч единиц хранения) – один из старейших среди собраний музея – включает коллекции: геолого-минералогическую, палеонтологическую, ботаническую, зоологическую. Наибольший научный интерес представляют приобретенные в конце XIX в. в Британском музее натуральной истории коллекции колибри (36 единиц), американских птиц семейства воробьиных (41 единиц); дары Министерства Императорского двора (1902), среди которых – чучела гигантской белуги и зубра. В золотом фонде естественной коллекций – работы ведущих таксидермистов XIX–XX вв. Ф.Ф.Шиллингера, Э.Д.Пельцама, Я.П.Коксина, чьи имена известны в крупнейших музеях Европы и России.

Экспозиции

До декабря 1987 г. в музее ежегодно открывались новые выставки и функционировали старые. Экспозиция площадью 5 тысяч кв.м отражала природные особенности края, его прошлое и настоящее.

В 1987 г. здание музея пострадало от пожара, постоянная экспозиции были демонтированы.

С 2004 г., после реконструкции здания по улице Кремлевская, началось открытие разделов постоянной экспозиции: «Древняя история Татарстана», «Казанская губерния в XVIII веке» и др.

Площадь постоянной экспозиции составляет около 2,5 тысяч кв.м, выставочных залов – около 1 тысячи кв.м.

Здесь проходят разнообразные по своей тематике выставки. Общественный интерес вызвали выставки: «Окно в природу» (с 1991 г., представлен растительный и животный мир Татарстана); «Первый флаг республики» (1998 г., отражает период истории Татарстана с конца XIX в. до 1920-х гг.); «Неизвестная страна» (1997–2001 гг., знакомит с археологическими материалами по истории племен, населявших Волго-Камье в добулгарский период); «Возвращение Г.Исхаки на родину» (1998); «Это наша с тобой биография» (1999 г., к 80-летию комсомола); «Все струны сокровенные сердец» (1999–2000 гг., представлены традиционные, профессиональные, мемориальные музыкальные инструменты народов мира); «Афганский реквием» (1998, 1999, 2000); «Во имя сыновнего долга» (1999–2000); «Мы были, есть и будем всегда» (1999–2000 гг., посвящена С. Максуди); «Казань в годы Великой Отечественной войны» (2000); «Сокровища Татарстана: реликвии Государственного объединенного музея» (2000); «Казанское чаепитие» (2001); «Диковинки естественного фонда» (2003); «Я памятник себе воздвиг, чудесный, вечный. » (2003 г., к 260-летию со дня рождения Г.Р.Державина); «Погибая, не умрет герой» (2004 г., к 60-летию гибели Мусы Джалиля и джалильцев); «Музейные раритеты – тысячелетию Казани» (2005); «Магия театра» (2006); «Неизвестная великая война. 1914–1918» (2014); «Татарские народные ремесла» (2016) и др.

Музей является одним из ведущих научно-исследовательских и просветительских центров региона, вносит заметный вклад в изучение истории народов Татарстана.

Успехи музея во многом связаны с деятельностью таких ученых, как П.М.Дульский, П.Е.Корнилов, Н.Ф.Калинин, М.Г.Худяков, Г.Губайдуллин, Е.П.Бусыгин, Е.Г.Бушканец, Г.Н.Вульфсон, М.К.Мухарямов, И.Р.Тагиров, А.Х.Халиков, Р.И.Нафигов, Б.Ф.Султанбеков, А.Л.Литвин, М.А.Усманов и др.

В 1920-е гг. с целью исследования культуры и быта татарского народа и пополнения фондов музея были организованы первые этнографические экспедиции в районы республики. В 1938 г. институт материальной культуры Академии наук СССР, Государственный Исторический музей, Центральный музей ТАССР начали совместное плановое изучение столицы Волжских Булгар.

В 1895–1917 гг. издавался Ежегодник Казанского городского научно-промышленного музея, в 1921–1924 – журнал «Казанский музейный вестник»; в 1995 г. возобновлено издание ежегодников.

Директора музея: С.В.Дьяченко (1895–1901), А.А.Штукенберг (1901–1905), Н.П.Загоскин (1905), П.И.Кротов (1905–1906), Н.Ф.Катанов (1906–1912, 1914–1917), М.Д.Рузский (1912), Г.П.Кириллов (1913), Б.Ф.Адлер (1918–1922), Н.И.Воробьёв (1922–1930), М.И.Борисов (1930–1933), Е.И.Медведев (1933–1934), Л.А.Ахметшин (1934–1935), Г.Н.Республиканец (1935–1937), Г.Б.Вахламов (1937–1941), В.М.Дьяконов (1941–1977), Л.Г.Валеева (1978–1987), Г.С.Муханов (1987–2006), Г.Р.Назипова (с 2006 г.).

Читайте также:
Фотографии Чан-Чана

Издания музея

Издания музея. 1894–1956: сост. Г.А.Скопин. Казань, 1957.

Каталог знамен в фондах музея. Казань, 1958.

Каталог материалов музея по периоду подготовки и проведения Великой Октябрьской социалистической революции и Гражданской войны: в 3 вып. Казань, 1958–1959.

Муса Джалиль (Залилов): каталог материалов в фондах музея. Казань, 1959.

Автографы в собрании музея: каталог. Казань, 1960.

Каталог скульптуры. Казань, 1961.

Каталог археологических коллекций: в 2 вып. Казань, 1975–1980.

Из коллекции Государственного объединенного музея Республики Татарстан. Казань, 1994.

Завьялова М.К. Татарский костюм: из собрания Государственного музея Республики Татарстан. Казань, 1996.

Гасимов О.Р. Оружие в собрании Национального музея Республики Татарстан. Казань, 2003.

Литература

Казанский губернский музей за 25 лет: юбилейный сборник статей. Казань, 1923.

Дьяконов В.М. Жизнь и музей. М., 1963.

Муханов Г.С. История Государственного музея Республики Татарстан в зеркале XX века. Казань, 1997.

Назипова Г.Р. Казанский городской музей: Очерки истории 1895–1917 годов. Казань, 2000.

Наследие веков: из собраний Государственного музея Республики Татарстан: альбом. Казань, 2000.

Яковлев В.И. Музыкальные инструменты Национального музея Республики Татарстан: каталог. Казань, 2007.

Отзыв: Музей современного искусства (США, Нью-Йорк) – Современные шедевры- гениальные и с претензией. Или- музей для любителей.

Полотна Ван Гога, Матисса, Пикассо, Дали, Моне бережно собраны под крышей одного из самых больших и представительных музеев современного искусства. МоМа (Museum of Modern Art) расположен на Манхэттене, Нью-Йорк, США. Это – третий по посещаемости музей в США.

Музей современного искусства основан в 1928 году в одном из офисных зданий Манхэттена.
Сейчас такому сложно поверить, но именно этот музей выставил в 1929 году на обозрение публики впервые полотна Гогена, Сера, Сезанна, Ван Гога. Оказывается, полотна этих художников ранее не выставляли, так как боялись провала. О времена, о нравы! Людям в начале 20 века было стыдно выставлять ” провальные” шедевры? Сейчас МоМА гордится своей замечательной коллекцией.

Нынешнее здание музея начали строить в 1939 году. После неоднократных перестроек для увеличения площади экспозиций, музей демонстрирует около 4000 картин и скульптур, огромное количество рисунков, гравюр, фотографий, именно здесь находится самая большая в США коллекция фильмов( примерно 10000 кинолент). Внутри шестиэтажного здания из стекла и бетона располагается Сад скульптур.

Мы с большим удовольствием прогулялись по этому саду, любуясь творениями мастеров. Здесь есть шедевры Родена, Миро, Пикассо, Генри Мура. Приятно присесть в кресло, любуясь бликами солнца на фоне Манхэттена (Район Манхеттен (США, Нью-Йорк)). Неторопливо прогуливаются посетители музея, шёпотом обсуждая увиденное. Мужу понравилась скульптура какого-то инопланетянина, а мне- гигантская роза. И, конечно, всё остальное.

Вот такой вертолёт висит над пролётом эскалатора в музее. А в холле расположен странный музыкальный инструмент, похожий на маятники. Эти штуковины ритмично раскачиваются, издавая странные звуки. Что-то инопланетное, космическое. Огромная стеклянная стена отделяет Сад скульптуры от “космического” музыкального инструмента.

Вход в музей для взрослого – 25 долларов. Аудиогида на русском языке здесь нет. Но разве нужно что-то пояснять, глядя на современное искусство. Здесь, скорее, надо просто чувствовать. Итак, без комментариев:

“Танец” Анри Матиса:

Картина “Звёздная ночь” (Ван Гог) считается одним из самых ценных шедевров музея. Однако фотография полотна удалена модератором, как тёмная и нечёткая. Очевидно, что по мнению модератора, написАнная в сине-чёрных тонах ночь Ван Гога должна выглядеть как-то светлее и жизнерадостнее. Вот уж точно, и в 21 веке отношение к современному искусству очень разное. А местами- просто спорное. Не так ли?

Конечно, эти шедевры современного искусства знакомы многим, но такое количество творений Мэтров в одном здании. Мы бродили, раскрыв рты от картины к картине. То- я, то- муж, застывали периодически то у одного полотна, то у другого. Восторг и эстетическое наслаждение- пожалуй, именно так я могу описАть свои ощущение. Отсутствие аудиогида не испортило впечатления от музея. Мы просто пользовались Wi-Fi и находили в интернете пояснения к интересующим нас шедеврам. Фотографировать здесь разрешается, но без вспышки. Именно по этой причине все фотографии получились слегка темноватые.

Пятый этаж – кладезь самых известных шедевров современности. Именно там расположены полотна Гогена, Пикассо, Моне, Матисса. Мне этот этаж понравился больше всего. Собственно, ради этих произведений мы и посетили МоМА.

Произведения современного искусства – очень разные. Отдельные “творения” больше похожи на пропиаренную мазню. Часть скульптур были откровенно собраны на свалке металлолома с претензией на высокое искусство. Отдельные “полотна” просто напомнили пробы пьяного маляра на стене: ” Вам розовый или синий, может, попробуем брызги с блёстками?” Не хочу обидеть, но современное искусство иногда, как мне кажется, “перегибает палку”. Хотя, на вкус и цвет.

В музее МоМА есть кафе, где можно перекусить, как и в музее Метрополитан. Уж такие они, американцы, без еды и напитков- ни шагу. А, может, у них просто просыпается зверский аппетит от всех этих шедевров? Не бросать же пищу для ума ради элементарных потребностей желудка. Всё же, двадцать первый век на дворе!

Общее впечатление:
+ много шедевров мирового современного искусства.
+ можно фотографировать без вспышки.
+ есть удобный гардероб и кафе.
+ билет действителен в течение рабочего дня( можно уйти и вернуться снова).
+ открыт ежедневно с 10-30 до 17-30.
+- много произведений- очень на любителя.
– недешёвый входной билет 25 долларов.
– нет аудиогида на русском языке.

Нам понравился Музей современного искусства Нью-Йорка. Приятно прикоснуться к шедеврам. Рекомендую всем, при случае. И, конечно, для такого музея желательно выделить больше времени. Ведь наслаждаться в спешке не интересно!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: