Фотографии Музея-усадьбы Державина

Польский сад – райский уголок в бетонных лабиринтах Санкт-Петербурга

В глубине петербуржских двориков практически рядом с центром северной столицы спрятано от протоптанных туристических троп удивительно романтическое место – Польский сад при Музее-усадьбе Г.Р. Державина, российского поэта, мыслителя и государственного деятеля. В глубине сада строгими архитектурными формами привлекает старинная усадьба Державина, в которой создавались нетленные строки классической русской поэзии. Сегодня дом находится в структуре Всероссийского музея А.С. Пушкина.

На площади более 2 га раскинулись ухоженные лужайки вдоль каналов, соединяющих садовые водоемы, живописные клумбы с благоухающими цветами, стройные беседки и кованые лавочки с отдыхающими мамами и бабушками, а рядом умилительно и неуверенно топающими малышами.

Польский сад

  1. История возникновения Польского сада
  2. Польский сад и усадьба Державина в период запустения
  3. Восстановление и современная структура Польского сада
  4. Прогулка по Польскому саду
  5. Клумбы и дорожки
  6. Пруды и мостики
  7. Цветы и огород
  8. Беседки
  9. Ротонда и Зелёный театр
  10. Культурные мероприятия в усадьбе Державина
  11. Видовое кафе «Оранжерея»
  12. Индивидуальная экскурсия по известным усадьбам Петербурга
  13. Как добраться до усадьбы Державина, стоимость билетов, график работы
  14. Как добраться
  15. Стоимость билетов и экскурсионного обслуживания
  16. Режим работы музея и сада
  17. Куда еще можно сходить рядом с Польским садом
  18. Полезные ссылки об усадьбе Державина

История возникновения Польского сада

Говорят, с появлением сада возле противоположной от парадного фасада здания связана вполне обычная история из дворянского быта. Ранним утром Дарья Алексеевна, супруга Гаврилы Романовича, открыла дверь на балкон, чтобы подышать свежим воздухом, загляделась вдаль простирающегося за домом пустыря и промолвила мечтательно – вот бы разбить здесь прекрасный сад!

Семья в то время оказалась несколько ограниченной в средствах, но Державин согласился с пожеланиями супруги и загадочно произнес: «Музы нам помогут». И действительно, вскоре были опубликованы знаменитые «Анакреонтические песни», имевшие необычайный успех у почитателей таланта поэта, а гонорар от них использовали на обустройство сада.

Создание проекта благоустройства территории было поручено Н.А. Львову, одному из ярчайших представителей Русского Просвещения, ботанику, архитектору, переводчику, поэту и музыканту, который занимался и декором здания усадьбы Державиных. Львов считал, что сад, расположенный в самом центре большого города, должен соответствовать требованиям его величия, а также достойно обрамлять великолепный дом.

Он отрицал любую симметричность в оформлении клумб и дорожек, а поэтому избрал стиль типичного нерегулярного английского пейзажного парка. Кроме красоты, от сада ожидалась и польза – значительная территория была отведена огородам, где выращивали огурцы, редис, горох, картошку, морковь, репу и даже шампиньоны.

Огород в усадьбе Державина

Особое внимание уделялось обустройству нескольких оранжерей, в которых выращивали персики, абрикосы, вишни, раннюю клубнику, землянику и экзотические для Санкт-Петербурга ананасы. Для создания тенистых аллей было высажено десятки берез, лип, дубов, акаций, кленов, кустов шиповника, калины и жимолости.

В описи сада, составленной в 1846 году садовником Г. Мейселем, перечислено 32 наименования растений. Большая часть из этого перечня – любимые цветы Дарьи Алексеевны: конусовидные лихнисы, дельфиниумы и вероники по соседству с астрами и яркими ирисами, популярные в те времена луковичники – гиацинты, тюльпаны, лилии и нарциссы, а также благоухающие сирени и, конечно же, примадонны сада – розы.

Польский сад и усадьба Державина в период запустения

К сожалению, у Державиных не осталось наследников, и после их смерти усадьба и сад долгое время пустовали. В середине XIX столетия большинство оранжерей были разрушены, а в 1870-73 годах часть территории усадьбы где располагались огороды была выкуплена католической церковью под строительство собора Успения Девы Марии и зданий Римско-Католической архиепархии. Церковь привела в порядок заброшенную территорию.

Слева от прохода к садовым аллеям подступает алтарная часть католического собора Успения Пресвятой Девы Марии.

Собор Успения Пресвятой Девы Марии примыкает к дальней части усадьбы Державина

Поскольку католическая община Петербурга в то время была представлена в основном выходцами из Польши, усадебный сад стали называть Польским. Это наименование сохранилось до сих пор и фигурирует во многих путеводителях по северной столице. Хотя правильно называть усадебный сад при доме Державиных.

В 1935 году засыпали все садовые водоемы, зеленые насаждения не получали надлежащего ухода, израстались, старели и погибали, а новые посадки появлялись редко и бессистемно.

Восстановление и современная структура Польского сада

В начале нынешнего столетия городские власти приняли решение реконструировать усадьбу Державина и прилегающий к ней парк. К 300-летнему юбилею Петербурга в 2003 году открыт Центральный корпус усадебного дома, в котором разместился музей поэта, а также музей русской словесности, занимающие 16 интерьерных залов.

Памятный знак в честь Т.Н. Моховой, которая внесла огромный вклад в восстановление усадьбы Державина

С 2004 года производилась реконструкция Домашнего театра, Восточного, Западного и Гостевого корпуса усадьбы, открыта оранжерея. К 2011 году все работы завершены полным благоустройством садовой территории. При восстановлении учитывался в первую очередь замысел Н.А. Львова при создании парка, исторические тенденции ландшафтных парков первой половины XIX века, а еще вкусы хозяйки дома Д.А. Державиной.

Читайте также:
Как найти работу в Ираке

Сегодня Польский сад усадьбы Державина в Санкт-Петербурге занимает особенную нишу в культурно-досуговой жизни петербуржцев и гостей города, оставаясь привлекательным местом познавательного и спокойного отдыха в стороне от проторенных туристических дорожек и в то же время практически в самом центре северной столицы.

Прогулка по Польскому саду

Клумбы и дорожки

Польский сад отличается очень живописной планировкой. Кульминационная точка парка – круглая центральная клумба, от которой полукругами уходят вглубь сада дорожки.

Центральная клумба в Польском саду, вид на усадьбу Центральная клумба, вид на Собор Успения Пресвятой Девы Марии

Пруды и мостики

В верхней части подковой располагаются три пруда, соединенные между собой каналами, через которые перекинуты мостики с ажурными коваными перилами. Вечером они очень красиво подсвечиваются фонарями, вырастающими из травы, словно цветы.

Цветы и огород

Кстати, о цветах – на территории сада их несметное множество, но все клумбы высажены декоративно, упорядочены с настоящим художественным вкусом. С особой гордостью во время обзорной экскурсии по саду гиды показывают розы, особенно редкий сорт «Александр Пушкин» с нежными жемчужно-розовыми лепестками, всего 5 кустов из 100 высаженных по всему Петербургу в честь одного из дней рождения великого русского поэта.

Беседки

На возвышенности перед католическим собором возведена одна из двух белоснежных беседок с зеленой крышей, из которой видны купола Троицкого Измайловского собора.

Вторая беседка находится справа от входа. Излюбленное место для любителей фотосессий.

Ротонда и Зелёный театр

А в правой (западной) части сада рядом с Зеленым театром расположена белокаменная Ротонда, напоминающая беседку. Она служит сценой для уличного театра. В летние месяцы здесь проводятся концерты камерной музыки и театрализованные представления.

Культурные мероприятия в усадьбе Державина

В усадебном доме в обустроенных залах располагаются экспозиции Всероссийского музея А.С. Пушкина, конференц-зал, медиацентр, выставка «В белом глянце фарфора», литературная экспозиция «Владельцы русской лиры: от Г.Р. Державина до А.С. Пушкина», а также временные экспозиции. Ежегодно в Польском саду проводится Праздник русской поэзии XVIII столетия.

Видовое кафе «Оранжерея»

Прогулку по саду многие завершают в кафе-оранжерее среди зеленого буйства растений за чашечкой отменного кофе и вкуснейшего десерта.

Кафе Оранжерея, в здании, где раньше была оранжерея

Приятное место для отдыха после прогулки. Вход в кафе как со стороны сада, так и с придворовой территории сразу после входа в ворота от Фонтанки.

Польский сад усадьбы Г.Р. Державина – замечательная идея для посещения неординарного уголка Санкт-Петербурга в стороне от многолюдных туристических объектов.

Индивидуальная экскурсия по известным усадьбам Петербурга

Усадьбу Державина можно посетить в рамках комплексной индивидуальной экскурсии «Петербург в лицах, характерах и судьбах» с посещением нескольких усадеб и домов известных питерских личностей. Жмите на виджет ниже.

Как добраться до усадьбы Державина, стоимость билетов, график работы

Как добраться

Ранее в парк можно было пройти со стороны Державинского переулка и Набережной реки Фонтанки, но сейчас существует только один проход – сквозь арочный проем дома 118 по набережной Фонтанки.

Державинский переулок, здесь проход закрыт

Вход с набережной Фонтанки легко не заметить. Это деревянные ворота в высоком жёлтом заборе. С главных магистралей усадьба Державина и Польский сад не заметны.

Вход в Польский сад со стороны набережной Фонтанки

Добраться до усадьбы Державина проще всего от метро Технологический институт, пешком 10-11 минут по улице 1-я Красноармейская и далее по Державинскому переулку.

Также можно дойти за 15 минут от метро Садовая, двигаетесь по Московскому проспекту, переходите Фонтанку по Обуховскому мосту и поворачиваете направо.

Координаты места: 59.919286, 30.311434

Парковка автомобилей вдоль набережной реки Фонтанка бесплатная.

Стоимость билетов и экскурсионного обслуживания

Сразу у входа находится касса, цена за входной билет в Польский сад в 2022 году составляет 100 рублей, но предлагается целый ряд льгот и скидок, а для постоянных посетителей – мам и бабушек с детскими колясками предусмотрен месячный абонемент.

Внутренний дворик в усадьбе Державина, вид на Фонтанку, справа билетная касса

Стоимость для школьников и детей на дверях указана 50 рублей.

Однако на сайте написано, что лица, не достигшие 16 лет и школьники до 18 лет приравниваются к льготным категориям и проходят в сад бесплатно.

В саду можно погулять с гидом: для групп до 5 человек стоимость 600 рублей на человека, для групп до 15 человек — 240 рублей. Плюс входной билет в сад.

Стоимость единого билета в здание музея (включая проход в сад) составляет:

  • 300 рублей для взрослых либо с садом, либо с экскурсией на выбор;
  • для школьников до 18 лет, студентов от 16 лет и пенсионеров — 200 рублей без экскурсии, н ос садом, 240 с экскурсией, но без сада.
Читайте также:
Переезд в Макао на ПМЖ из России

Для прогулки по Центральному зданию и Приспешной усадьбы Державина можно взять в аренду аудиогид за 180 рублей.

Фотографировать на непрофессиональное оборудование без осветительных приборов для личных целей везде бесплатно. Однако если вы придёте туда с явно выраженным желанием провести профессиональную фотосессию, то скорее всего вас попросят заплатить. На сайте указана цена 3000 рублей за час в интерьерах музея. Про усадебный сад ничего не говорится.

Два раза в год музей и сад открыты для посетителей бесплатно:

  • в Международный день музеев 18 мая;
  • в день рождения Г.Р. Державина 3 июля.

При покупке билета в кассах Всероссийского музея А.С. Пушкина по ЕКП (единой картой петербуржца) предоставляется скидка 10% на мероприятия музея, кроме входных билетов.

В помещениях и саду усадьбы Державина проводят культурные и музыкальные мероприятия, на которые также можно купить билет. Если позволяет время, обязательно посетите, райский уголок, да ещё с музыкой.

При музее есть отель «Усадьба Державина», гости отеля имеют право на скидку 20% на все виды билетов.

Режим работы музея и сада

Музей работает по следующему расписанию:

  • Четверг с 12:00 до 20:00 (касса до — 19:00)
  • Пятница, суббота, воскресенье с 10:30 до 18:00 (касса — до 17:00)

Польский сад работает ежедневно с 10:00 до 20:00. Касса с 10:00 до 19:00.

Куда еще можно сходить рядом с Польским садом

Буквально по соседству с усадьбой Державина, в двух шагах по Фонтанке находится маленький уютный Измайловский сад со знаменитым памятником «Петербургский ангел». В этом парке находится молодёжный театр на Фонтанке.

В 5 минутах ходьбы на пересечении Измайловского и Троицкого проспектов находится знаменитый Троицкий собор, купол которого виден из центральной беседки Польского парка.

Если перейти Фонтанку по Измайловскому мосту, пройтись до Садовой по Вознесенскому проспекту и повернуть направо, то минут через 15 вы окажетесь в красивом Юсуповском саду.

Таким образом за одну прогулку можно посетить сразу три сада!

Полезные ссылки об усадьбе Державина

  • Официальный сайт музея «Усадьба Державина» по ссылке.
  • Медиатека Музея А.C. Пушкина, включая усадьбу Державина по ссылке.
  • Информация о режиме работы и стоимости билетов в музей и сад Усадьба Державина на официальном сайте по ссылке.

Как тебе статья? Если есть что добавить, исправить или просто поделиться впечатлениями, пиши в комментариях, не стесняйся!

Ещё больше об интересных местах и событиях в Санкт-Петербурге читайте в нашем Инстаграм@p24p_ru и Телеграм канале. Подписывайся!

А у нас есть ещё Дзен канал и группа в Вконтакте. Подписывайся там где тебе удобней.

Раз дочитал до конца, значит ты молодец и любишь Петербург, а Петербург любит тебя!
Целуем, обнимаем, возвращайся к нам.

Да, не забудь поделиться статьей с другом, нажав на кнопку социальной сети внизу. Возможно вместе вам проще будет решиться на путешествие и возникнут новые идеи. Но только с одним другом, не распыляйся.

Особняк Г. Р. Державина, наб., Фонтанки, 118

Музей-усадьба Г. Р. Державина — особняк Гавриила Романовича Державина в Санкт-Петербурге, на набережной Фонтанки, 118, по соседству с Державинским переулком. С 2003 года литературно-мемориальный музей, филиал Всероссийского музея А. С. Пушкина.

Усадьба Державина, наб. р. Фонтанки. Панорамный вид. 1948 –1949

Набережная реки Фонтанки, 118. 1985 – 1991. Дом-усадьба Г.Р.Державина

из книги “Сочинения Державина” с пояснения Я.Грота. Изд. Имп. Академии наук. Том 8. 1880.

Так выглядел дом Державина в XIX веке.

Дом Державина. 2018 г .

яндекс-карта

План нижнего этажа.

Дом Г. Р. Державина на Фонтанке.
План нижнего этажа.

План верхнего этажа.

Когда Державин купил недостроенный дом и участок земли на Фонтанке, по понятиям того времени он был уже немолод.

Гавриил Романович Державин
Гавриил Романович Державин (1743-1816) — выдающийся русский поэт эпохи Просвещения, государственный деятель Российской империи, сенатор, действительный тайный советник.

Как раз в 1791 году приятель Державина, директор Государственного заёмного банка и литератор Иван Захаров, продавал уютный, хотя недостроенный и запущенный дом на набережной Фонтанки. Величественные своды выглядели заманчиво, но для жилья были непригодны. Б ывший господский дом был каменным и первоначально двухэтажным. На момент покупки здание было отстроено «вчерне» и не имело внутренней отделки.

Это давало шанс спроектировать и оформить внутреннюю отделку согласно вкусу новых хозяев. Гаврила Романович Державин обратился с просьбой о завершении работ к архитектору и своему давнему другу Н. А. Львову, тот с удовольствием взялся за дело.

Читайте также:
7 вещей, которые не стоит делать в путешествии

Николай Александрович Львов (1753 — 1803) — один из самых ярких и разносторонних
представителей Русского Просвещения: архитектор-палладианец, график, поэт, переводчик, музыкант

В 1779 году Львов тайно обвенчался с Марией Алексеевной Дьяковой, чьи родные сёстры были замужем за поэтами Державиным и Капнистом. После смерти родителей юные Львовы жили в доме своего дяди Г. Р. Державина.

Николай Львов был человеком своего времени: как истинный представитель эпохи Просвещения, он всю жизнь посвятил наукам и искусству. Львов пробовал себя в живописи, музыке, поэзии, но прославился в первую очередь как архитектор.
Николай Львов дружил со многими известными людьми своего времени, в том числе и с поэтом Гавриилом Державиным. В 1791 году он обратился к архитектору с просьбой достроить купленный им двухэтажный особняк на Фонтанке. Помимо строительства дома, Львов занимался и обустройством сада

Масштаб строительства был немаленький, к тому же планировалась достройка служебных помещений. К 1794 году заканчивались отделочные работы, в усадьбе появились конюшня и кухня, над проектом и возведением которых работал архитектор Пильников. Желая обустроить семейное гнездо, но испытывая при этом финансовые трудности, хозяйка дома Екатерина Яковлевна Державина вела отчетность всех расходов в «Книге о издержках денежных для каменного дома. С августа 1791 года». К сожалению, Екатерина Яковлевна, вкладывавшая душу в дом, к моменту завершения всех работ умерла.

Портрет первой жены Державина – Екатерины Яковлевны.
Ей было 17 лет, когда они поженились. Катерина Яковлевна была дочерью Якова Бенедикта Бастидона, португальца по происхождению, камердинера Петра III. А её мать была кормилицей Великого князя Павла Петровича. Державин называл жену Пленирой. Это был счастливый брак, но Катерина Яковлевна умерла от чахотки, прожив в этом доме только три года.

источник

Дворец на Фонтанке потребовал тяжких расходов. В ход пошли не только доходы от имений и жалованье, но и карточные выигрыши, а также литературные гонорары.

Зато получилось пристанище на все случаи жизни. Для трудов, для творчества, для отдыха, для развлечений… Нелишним оказался и домашний театр: Державин на закате лет увлёкся драматургией.

После смерти Львова (а он скончался пятидесятилетним, в начале 1804 года) Державин стал попечителем его пятерых детей.

Особняк на Фонтанке и обстоятельства его возведения обыграны в стихотворении «Ко второму соседу» (1791), обращённых к полковнику М. А. Гарновскому.

Набережная реки Фонтанка, 118-120 (дома Державина и Гарновского)

Полковник М. А. Гарновский, управляющий имуществом Г. А. Потемкина . В 1791 г. Державин купил дом на Фонтанке в Петербурге и начал капитально переделывать его. Соседний же дом строил Гарновский.

Гарновский слыл одним из первых богачей в Петербурге. Насколько он был богат, можно судить по тому великолепному дому, который он построил на Фонтанке, рядом с домом Державина. Этот дом был выше узаконенной меры и должен был примыкать к дому Державина эрмитажем, в котором предполагалось устроить сад и фонтан. Гарновский строил свой дом в надежде, что его купит казна для кого-нибудь из великих князей или княжон. Будучи раздосадован, что сосед лишил его солнечного света,

Державин жаловался в полицию и написал даже стихи «Ко второму соседу», конец которых явился как бы пророчеством дальнейшей судьбы этого дома:

Быть может, что сии чертоги,
Назначенны тобой царям,
Жестоки времена и строги
Во стойла конски обратят.

Казармы Измайловского полка (бывший дворец Гарновского), вид с набережной Фонтанки. Современный вид

Узнав о кончине Потёмкина, Гарновский вывез к себе лучшие вещи из Таврического дворца: статуи, картины, мебель и даже строительные материалы. Когда весть об этом разнеслась по столице, наследники остановили чрез полицию расхищение имущества, перехватывая на Фонтанке нагруженные барки, как сказано у Державина:

И, ах, сокровища Тавриды
На барках свозишь в пирамиды

Средь полицейских ссор.

Дом не был, однако, достроен Гарновским и долго стоял непокрытый; после смерти Потемкина владелец просил у императрицы пособия на достройку и не раз подавал об этом прошения, что дало Державину повод написать эпиграмму: «Челобитная о достройке дома».

Поселившись в доме на Фонтанке, Державин создал в нем особую атмосферу. На рубеже 18-19 веков дом славился гостеприимством и считался центром культуры . В 1811-1816 гг. в доме Державина проходили собрания литературного общества “Беседа любителей русского слова”. Общество создано по инциативе А. С. Шишкова, автора “Рассуждения о старом и новом слоге”, ставшего манифестом общества. Среди членов общества были: В. В. Капнист, А. Н. Оленин, граф Д. И. Хвостов, кн. А. А. Шаховской и др. Деятельность “Беседы. ” была направлена на утверждние жанров классицизма в русской литературе, сохранение в ней старославянского языка.

Читайте также:
Фото острова Палаван (238 фото)

Александр Семёнович Шишков
Александр Семёнович Шишков(1754-1841) — русский писатель, литературовед, филолог, мемуарист, военный и государственный деятель, адмирал (1824). Государственный секретарь и министр народного просвещения. Один из ведущих российских идеологов времён Отечественной войны 1812 года, известный консерватор, инициатор издания охранительного цензурного устава 1826 года. Президент литературной Академии Российской.

Дмитрий Иванович Хвостов
Дмитрий Иванович Хвостов (1757— 1835) — русский поэт, один из поздних представителей поэтического классицизма;
военный и государственный деятель.


Степан Щукин. Портрет графа Хвостова (до 1828)

Шаховской, Александр Александрович
Князь Александр Александрович Шаховско́й (1777-1846, Москва) — русский драматург и театральный деятель из рода Шаховских, который с 1802 по 1826 год служил в Петербургской дирекции императорских театров и фактически руководил театрами Петербурга.

За свою жизнь написал более ста произведений (комедии, водевили, дивертисменты, оперы и пр.). По словам А. А. Гозенпуда, «заслуга Шаховского состояла в том, что он сумел, снова сообщив русской комедии значительность проблематики, выдвинуть этот жанр на первое место». Пушкин писал о нём в «Евгении Онегине»:
Там вывел колкий Шаховской
Своих комедий шумный рой.

В конце 18 века музей-усадьба Державина пополнился театральными подмостками, для которых было обустроено помещение. В постановках принимали участие члены семьи, близкие друзья и известные профессиональные актеры своего времени.

Кроме планов по постройке и отделке дома, в задачу архитектора входило обустройство приусадебного сада. В плане усадьбы обозначены несколько оранжерей, каждая из которых отдавалась одной культуре – персикам, ананасам и т. д.

Несколько видов приусадебного сада отсюда

Архитектор Львов также занимался разбивкой сада и выбором деревьев. По его замыслу сад должен был стать великолепной оправой для величественного дома. На территории парка были высажены деревья, такие как липы, клены, березы, дубы и др. Сад украсили вошедшие в моду кусты сирени и жасмина, а также более привычные – калина, шиповник, жимолость.

А ещё — обустройство сада и оранжереи, хотя в первую очередь — мощение двора. Всё должно быть, как на лучших столичных улицах. В контракте от 29 апреля 1793 года сказано, что крестьянин Матвей Тимофеев берётся исполнить следующие работы по благоустройству двора: «Счистить, сравнять по ватерпасу, дабы в трубу был спуск воды, усыпать весь двор песком вышиною на четверть, а сверху песку выкласть морским булыжным камнем в линейках и крестах, крупный камень на ребро, а мелкий в клиньях востряками вверх и защебенить мостовую красным щебнем из кирпича… У стен сделать возвышенные площадки для проходу пешим так точно, как мне показано было».

Католический период
После смерти Державина в 1816 г. и кончины его второй жены в 1842 г. усадьба неколько лет пустовала и былa проданa в 1846 г. Особняк приобрела римско-католическая духовная коллегия. Для целей организации не нужны были роскошные и уютные залы, поэтому сразу начались работы по перепланировке.

Проводились они под надзором архитекторов А. М. Горностаева и В. И. Собольщикова. Согласно новым задачам, музей-усадьба Державина получил дополнительный этаж над домом и флигелями, была разобрана колоннада, изменился дизайн фасада.

Внутренние помещения лишились главной парадной лестницы, некоторые залы получили перегородки и другие изменения. Позднее были разрушены за ненадобностью оранжереи, а постройка костела Успения Девы Марии (1870-1873 годы) лишила усадьбу огородов и большей части сада.

Собор Успения Пресвятой Девы Марии — католический собор в городе Санкт-Петербурге, в 1873—1926 годах носил статус прокафедрального и был резиденцией митрополита Могилёвского, главы Католической церкви на территории Российской империи. Административно относится к Северо-западному региону Архиепархии Матери Божией (с центром в Москве), возглавляемой архиепископом митрополитом Паоло Пецци.

Санкт-Петербург. 1-я Красноармейская улица.Собор Успения Пресвятой Девы Марии

Вид со стороны Польского сада

Польский сад — сад в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга, в центре квартала, ограниченного набережной реки Фонтанки, Измайловским проспектом, Державинским переулком и 1-й Красноармейской улицей. Площадь 2,3 гектара.

Предшественником нынешнего сквера был сад во дворе усадьбы Г. Р. Державина на Фонтанке, разбитый, под наблюдением Н. А. Львова. Получил своё наименование по близости католического собора Успения Пресвятой Девы Марии, который посещали в основном поляки.

В течение последующего времени музей-усадьба Г. Державина перестраивался еще несколько раз. Так, в 1901 году потребовалось достроить над обоими флигелями третий этаж, работы проводились архитектором Л. П. Шишко.

Революция и квартирный вопрос

После революции, с 1918 по 1924 год, музей-усадьба Г. Р. Державина стоял бесхозный, власти не могли найти для него целевого использования. Потом было решено отдать его под жилье, что окончательно погубило остатки внутреннего убранства. Дом был густонаселен, потребовались новые перегородки, жильцы проводили ремонт по собственным вкусам и возможностям.

Пруды на территории парка засыпали к 1935 году. Сад усадьбы из регулярного превратился в стихийный, где посадки велись без всякого плана или идеи. Так ситуация продолжалась длительное время, наверняка в Петербурге можно найти людей, живших в коммуналках этого дома. Под конец 20 века в усадьбе были офисы многочисленных компаний и несколько жилых квартир, подвал дома высотой 2,5 метра годами был затоплен водой.

Читайте также:
Банчианг, Таиланд — подробная информация с фото

Решение о реставрации и передаче архитектурного наследия в ведение музея Пушкина было принято в 1998 году. Музей-усадьба Державина и русской словесности был открыт в 2003 году, после глобальных реставрационных работ в центральном корпусе. Всего было открыто шестнадцать залов, где реставраторы постарались максимально точно воссоздать обстановку державинского дома. Опирались на свидетельства и описания современников, уцелевшие записи самого поэта.

В рамках реконструкции с тыльной стороны усадьбы был воссоздан и сад.

Гид по Петербургу

Что посмотреть и куда сходить в Культурной Столице

Музей-усадьба Г. В. Державина

Музеи

Краткое описание

Музей-усадьба Г. В. Державина – литературно-мемориальный комплекс, расположенный в особняке на набережной Фонтанки. Здание является Объектом культурного наследия федерального значение, а учреждение – частью филиала Всероссийского музея А. С. Пушкина.

История и архитектура музея

В 1791 году владельцами двухэтажного каменного дома на Фонтанке стали супруги Державины. Здание оставалось недостроенным, и Гавриил Романович попросил своего друга-архитектора Н. А. Львова завершить стройку и провести внутреннюю отделку. Он также оформил территорию приусадебного участка. На нем он поместил огромное количество кустарников и деревьев.

В планах была постройка оранжерей и теплиц для разведения теплолюбивых и заморских плодов и растений

Для того чтобы начать строительные работы, Державин был вынужден отдать под залог несколько своих деревень и установить строгий контроль над всеми расходами. Его супруга усердно занималась обустройством семейной усадьбы, но не успела насладиться теплом своего дома: в 1794 году она скончалась. К моменту ее смерти построили дом и закончили оформление интерьера. На придомовой территории возвели 2 служебных здания – кухню и конюшню. Их автором стал архитектор Пильников.

На протяжении 25 лет дом поэта оставался некой основой русской культуры конца XVIII — начала XIX века. Также в усадьбе Державина построили театр.

Дом и усадебный участок не меняли внешний вид вплоть до смерти хозяев. В 1816 году не стало Гавриила Романовича, а через 26 лет умерла его вторая супруга Дарья Алексеевна.

После ее смерти у владений на протяжении нескольких лет не было хозяина. Но в 1846 году дом с участком приобрела Римско-католическая духовная коллегия. Сразу же началась перепланировка участка. Многие постройки отвели под канцелярии, архивы и помещения для служащих.

Руководителями этих работ были архитекторы А. М. Горностаев и В. И. Собольщиков. Согласно их проекту к дому добавили еще один этаж, убрали колоннаду, поменяли внешний облик фасадов. Перестроили служебные корпуса, убрали лестницу, сделали новые перегородки, то есть увеличили количество комнат. В зале Беседы встроили перекрытие, а колонны и хоры вовсе снесли.

В дальнейшем внешний облик усадьбы Державины много раз перекраивали. Самым заметным изменением стали третьи этажи в двух флигелях в 1901 году, которые сделал Л.П. Шишко.

С 1918 года для бывших владений Державиных настало трудное время. Новая власть на протяжении нескольких лет не могли прийти к решению о том, как необходимо использовать дом, который к этому году вновь остался без владельца.

А в 1924 году дом покойного поэта стал обычным жилым зданием с квартирами. Были проведены новые перепланировки, практически полностью уничтожили сохранившиеся на тот момент остатки художественной отделки. Через 10 лет ничего не осталось от прудов, а послевоенные посадки деревьев и кустарников проводили хаотично, не придерживаясь никакой системы.

В 2003 году в восстановленном Центральном корпусе особняка открыли музей Г. Р. Державина и русской словесности его времени

С момента открытия музея Центральный корпус объединили полуциркульными крытыми галереями с Кухонным и Конюшенным корпусами. Постепенно отреставрировали Домашний театр и Центральную оранжерею.

В 2011 году закончились работы над историческим видом владений Гавриила Романовича. Их композиция включает в себя большой луг, который примыкает к небольшой части усадьбы. По периметру участка провели водную систему. Она представляет собой узкий ручей с тремя маленькими прудами.

В музее находится 16 залов. В них можно увидеть предметы мебели и декоративного искусства, живопись и графику эпохи поэта. Отдельную роль играют книги и рукописи современников Гавриила Романовича. Эффект «присутствия» владельца дома создается за счет размещенных портретов Державина. В столовой можно увидеть портрет Дарьи Алексеевны Державиной, второй супруги поэта.

Одной из главных комнат музея является кабинет поэта, который воссоздали с помощью рисунка П. А. Кожевникова. Весь интерьер был создан по идее поэта: шкафы-обманки, которые маскировали входные двери, стол с подъемным механизмом, диван с тумбочками по сторонам. Все это было воссоздано.

Читайте также:
Племя Сурма. Как они едят с губной тарелочкой

Билеты

от 60 до 300 рублей

Бесплатно посетить музей можно трижды в году: 18 апреля, 18 мая и 3 июля

Официальный сайт

Телефон

Экскурсии

В музее можно посетить около 10 различных экскурсий. Каждый найдет что-то для себя. Экскурсии можно заказать заранее для группы в сопровождении гида, а также есть возможность воспользоваться аудиогидом, в том числе и на иностранных языках.

Профессиональная фотосъемка стоит 2 000 рублей. Любительская фото- и видеосъемка без дополнительного оснащения — бесплатно.

Месторасположение музея

Адрес

Набережная реки Фонтанки, дом 118

Метро

Технологический институт, Садовая, Сенная площадь

Автобус

№ 50 и 70 – остановка Набережная реки Фонтанки

№10 – остановка Троицкий проспект

Как добраться

Ближайшей станцией метро является Технологический институт.

От станции метро Технологический институт до музея необходимо пройти около километра по Троицкому проспекту до перекрестка, потом свернуть направо.

Ориентиром является Троицко-Измайловский собор с левой стороны. От него остается около трехсот метров до главного входа музея.

Интересные факты

  • В западном корпусе музея расположен действующий Медиацентр. Он представляет собой библиотечную систему, с помощью которой каждый год удается оцифровать редкие издания на русском языке начала XIX века. Здесь можно увидеть впервые опубликованное стихотворение Пушкина в журнале Вестник Европы.
  • Ежегодно в усадьбе Державина проводят елку. Новогодние представления подойдут любому возрасту – это могут быть утренники для малышей или балы для детей подросткового возраста. Запись на программы начинается за несколько месяцев, поэтому у желающих принять участие есть возможность заранее приобрести билеты и подготовиться к празднику.
  • Существует гипотеза, что оранжереи усадьбы были уничтожены в годы революции, но на самом деле они исчезли еще в середине XIX века, когда владельцем дома стала Римско-Католическая коллегия. Когда-то там выращивали ананасы, которые мог позволить себе только состоятельный дворянин, а сейчас эта оранжерея представляет собой кафе и банкетный зал.

Отзывы

Те, кто побывал на экскурсии в музее отзываются об увиденном с восторгом. Интересные и подробные экскурсии с профессиональными гидами погружают в историю конца XVIII — начала XIX века, а воссозданный интерьер: мебель, картины, личные вещи великого поэта, позволяют окунуться в ту эпоху и почувствовать себя ее частью.

Посетители, воспользовавшиеся аудиогидом, остались не менее довольными. Есть больше времени задержаться в одном из мест, подробнее рассмотреть выставленные предметы. Кроме того, есть возможность слушать запись сразу нескольким посетителям, например, если Вы пришли вдвоем.

В плеере предусмотрен не один разъем, однако наушники в таком случае должны быть свои

К плюсам можно отнести:

  • невысокую стоимость обычного посещения
  • наличие большого выбора экскурсий
  • возможность воспользоваться аудиогидом
  • архитектура и интерьер периода владения домом и усадьбой Державиным
  • после экскурсии можно подкрепиться в уютном кафе Оранжерея

Минусов у музея не много. Некоторые посетители отмечают не совсем удачный график работы музея в будние дни, но это с лихвой окупается в выходные.

Фоторепортаж об экскурсии в Музей-усадьбу Г. Р. Державина

Светлана Большакова
Фоторепортаж об экскурсии в Музей-усадьбу Г. Р. Державина

В Санкт-Петербурге, на Фонтанке, 118, находится усадьба Гавриила Романовича Державина.

Об этой усадьбе я слышала давно от родственницы, которая посещала лекции о той поре. Но сама я там никогда не бывала. Да может и еще бы не съездила, если б не предложение Наташи Поповой посетить выставку фоторабот друга их семьи Карпа Григорьевича Пашиньяна, «самого известного фотохудожника на Дону», как я прочла в интернете. Выставка проходит как раз в усадьбе Державина. Я позвонила своей родственнице, узнала, как лучше добраться и поехала. О своей поездке хочу поделиться с вами, дорогие друзья.

Со мной поехала младшая внучка. От ст. метро Технологический институт мы двинулись по Московскому проспекту в сторону Фонтанки. Вот и Технологический институт

А вот Суворовское училище

Дошли до Фонтанки,

А там и рукой подать – усадьба поэта Екатерининской поры

Думаю, все мы чуть-чуть знали о Державине, о его присутствии на экзамене в Царскосельском лицее, где юноша Пушкин читал свое стихотворение «Воспоминание о Царском Селе». Но не более того. Честно скажу, мне было очень интересно. Надеюсь, и вам будет тоже интересно.

Заходим в дом. Нас встречает Гавриил Романович

Первая комната – Парадная гостиная.

Экспонаты гостиной рассказывают о начале жизненного и творческого пути Г. Р. Державина. Поэт родился в 1743 году в Казани. По преданию род его восходит к татарскому мурзе Багриму. После окончания гимназии Державин 15 лет служит в гвардейском Преображенском полку, из них 10 лет в «нижних чинах». Не смотря на трудности жизни, он много читает, изучает труды стихосложения и начинает писать стихи. В историю русской литературы Державин вошел как «певец века Екатерины». Литературная известность приходит к Державину после публикации ряда стихотворений в журнале «Санкт-Петербургский вестник»

Читайте также:
Будда-парк, Лаос — подробная информация с фото

Одним из главных экспонатов Парадной гостиной считается портрет поэта кисти художника Тончи

Соломенная гостиная

Маленькая Соломенная гостиная была украшена соломенными обоями с пейзажной вышивкой. Над вышивкой трудилась первая жена Державина Екатерина Яковлевна и ее подруга Мария Алексеевна Львова. Подлинных соломенных обоев не сохранилось. Сегодня представлены обои, выполненные в технике набойки по тростниковой основе и частично украшенные вышивкой в стиле тканей ХVIII века. Стены украшены портретами, один из них – портрет Екатерины II, работы художника Д. Г. Левицкого

Голубая гостиная

В Голубой гостиной представлены материалы о первой супруге Державина, Екатерине Яковлевне

Она была дочерью камердинера императора Петра III и кормилицы Павла I. Екатерина Яковлевна, как писали о ней, «с пригожеством лица соединяла образованный ум и прекрасные свойства души». Державин адресовал своей невесте такие строки:

«Хотел бы похвалить, но чем начать, не знаю,

Как роза ты нежна, как ангел, хороша;

Приятна, как любовь; любезна, как душа;

Ты лучше всех похвал – тебя я обожаю!»

Екатерина Яковлевна занималась живописью, увлекалась искусством силуэта и шитьём. К сожалению умерла она в возрасте 33-х лет. Безутешный поэт в оде «На смерть Плениры» скажет:

«Где от горести унылой,

Где спастись от лютых бед?

Нет в живых Плениры милой!

Милый друг! Тебя уж нет!»

Из Голубой гостиной мы входим в Аванзал, то есть Первый зал (от франц., avant – впереди). Во времена жизни хозяев гости попадали сначала в Аванзал, поэтому он так назван. Именно этот зал открывал анфиладу комнат

На стенах барельефы Ж. Д. Решетта, в центре камин, часы в виде лиры и канделябры с амурами. В простенках портреты Павла I и Александра I. С обоими императорами у Державина были сложные отношения. В эпоху Павла I Державин впал в немилость, однако позже получил ряд высоких должностей. Но Александр I, придя к власти, отменил все назначения. Однако, через несколько лет, Державин был сделан министром юстиции. На этой должности он подготовил ряд указов, в том числе «о взятчиках». Но через год император отправил поэта в отставку, а причину объяснил словами: «Ты слишком ревностно служишь». Так завершилась сорокалетняя деятельность Державина на военном и гражданском поприще, где он всегда боролся за соблюдение духа и буквы закона, был «горяч и правде чёрт». Свои взгляды на государственную службу поэт выразил в оде «Вельможа» (1794).

В настоящее время в Аванзале часто проходят концерты

Смотрительница была так любезна, что предложила нас сфотографировать

Из Аванзала вход в Домашний театр

Театр появился в доме в начале ХIХ века, благодаря обращению хозяина к драматургии. Державин переводит пьесы, создает трагедии «Евпраксия», «Ирод и Мариамна», «Тёмный», «Атабалибо, или разрушение Перуанской империи», в которых стремится сохранить верность «историческим характерам и обстоятельствам». Помимо трагедий, Державин создает «театральные представления с музыкой» – «Добрыня», оперы «Грозный или покорение Казани», «Рудокопы», «Эсфирь», переводит оперные либретто П. Метастазио, пишет несколько небольших комедий. Некоторые пьесы были поставлены на сцене Домашнего театра, а главными актерами в нем были молодые домочадцы и их друзья, которыми руководили прославленные профессионалы, в частности, И. А. Дмитриевский.

Этот милый камерный Домашний театр нам так понравился! Мы посидели на скамьях (да и не только мы, но и другие посетители, разрешается даже “попробовать” себя на сцене

Гостиная «Диванчик»

Диванчик – одна из самых необычных гостиных дома. Мода на них пришла с востока во второй половине ХVIII века и явилась результатом русско-турецких войн. Поэт и друг Державина И. И. Дмитриев очень точно пошутил: «И эта выдумка диванов по чести месть нам от султанов»

В Диванчике находились бронзовые бюсты Гавриила Романовича и Екатерины Яковлевны, работы Ж. Д. Решетта.

Комнат в доме очень много, обо всех хочется рассказать, но мой пост не вмещает весь рассказ и придется писать продолжение.

Для создания поста использованы материалы экскурсии.

Фоторепортаж об экскурсии в Калужскую Свято-Тихонову пустынь Калужская Свято-Тихонова пустынь входит в объекты культурного наследия России. Это мужской монастырь Русской православной церкви. Находится.

Фотоотчет о проведении экскурсии в краеведческий музей Экскурсии – один из основных видов занятий и особая форма организации работы по всестороннему развитию детей, нравственно-патриотическому,.

Фотоотчет об экскурсии в Музей Славы Экскурсия в Музей славы Цель:патриотическое воспитание дошкольников, сохранение исторической памяти о тяжелых днях войны, о людях, отстоявших.

Фотозарисовка об экскурсии в «Усадьбу Языковых» Фотозарисовка: Экскурсия в «Усадьбу Языковых» В учебниках истории, я встречала фамилию Языковых, но не думала что это очень талантливые.

Читайте также:
Почему украинцам отказывают в выдаче шенгенских виз

Фотозарисовки экскурсии в Музей Мирового океана. Экспозиция «Глубина» Данная экспозиция, как можно догадаться по названию, посвящена изучению глубин Мирового океана и на ней представлено разнообразное оборудование.

Отчет о экскурсии в музей «Секреты покорения космоса» Юлия Колотовичева. “Секреты покорения космоса” В канун празднования Дня космонавтики воспитатель Колотовичева Ю. С. и музыкальный руководитель.

Отчет об экскурсии в краеведческий музей старины ” Умный сильный наш народ! Далеко глядит вперед Но предания старины Забывать мы не должны. Слава русской старине! Слава нашей стороне. “.

Фотоотчет об экскурсии в городской музей 12 апреля, в праздник День космонавтики, ребята посетили городской музей г. Черемхово. Культурно-просветительская программа «Космическое.

Фотоотчет об экскурсии в историко-краеведческий «Музей ЦДТ» Экскурсия в историко-краеведческий «Музей ЦДТ»Всё дальше уходит от нас эта дата – 9 мая 1945 года. Как рассказать нашим детям об этой.

Фотоотчет об экскурсии в Музей истории трактора В настоящее время значительно возросло значение музеев в воспитательно-образовательной работе с детьми. Сегодня в педагогическую практику.

Усадебный сад

Музей-усадьба Г. Р. Державина

Ближайший друг Г. Р. Державина, архитектор усадьбы Н. А. Львов — автор не только обустройства особняка на Фонтанке, но и оформления приусадебного участка. По его мнению, «сад, расположен будучи в середине города большого, должен не токмо отвечать величию оного, но и служить еще богатою рамою великолепному дому».

С 16 по 18 июля (включительно) Усадебынй сад открыт с 10:00 до 20:00. Касса до 19:00.

14 июля сад Усадьбы Г. Р. Державина работает с 10:00 до 13:00, касса — до 12:00

Львов отрицал симметрию при создании узора на клумбах, дорожках и при стрижке кустов и деревьев. Главным в искусстве садов он считал умение избегать «единообразия».

Красота и польза были одними из основных признаков русского «изящного» садоводства. Деревья и кустарники для сада подбирались в соответствии с общей концепцией садов того времени. Среди деревьев — липы, ивы, дубы, клены, ясени и березы, шиповник, жимолость, калина, акация.

Опись сада 1846 года, составленная садовником Густавом Мейселем, включает 32 наименования растений и дает представление о вкусах Дарьи Алексеевны Державиной: конусообразные соцветия дельфиниумов, вероник, лихнисов и других цветов в фиолетово-розово-лиловых тонах на высоких стеблях очень красиво выглядели рядом с ирисами и астрами на фоне зелени деревьев и кустарников сада дома Державиных. Среди цветочных культур выращивались популярные в XVIII веке луковичные — гиацинты, тюльпаны, нарциссы, лилии. Росли «царица цветов» — роза, а также жасмин и сирень, которые вошли в моду с 1790-х годов. Эти растения, возможно, выращивались в кадках в оранжереях, а летом украшали клумбы.

В усадьбе имелось несколько оранжерей — персиковая оранжерея «с зеленцовою теплицей», оранжерея «разных деревьев и кустарников» (фиговых, лавровых, виноградных), «старая оранжерея», где выращивались абрикосовые и вишневые деревья, а также ананасная. Помимо зелени, свой стол Державины могли украсить, персиками и абрикосами, ранней клубникой и земляникой, арбузами, дынями и ананасами. Здание центральной оранжереи, единственной сохранившей свой фундамент, воссоздано в 2009 году.

При усадьбе помимо сада, оранжерей и цветников был обустроен огород, где выращивали картофель, капусту, морковь, горох, репу, брюкву, огурцы, редис, сахарный горошек, спаржу и шампиньоны.

После смерти Д. А. Державиной дом и усадьба несколько лет пустовали.

В середине XIX века оранжереи были разрушены. Постройка в 1870–1873 годах на месте огородов епархиальной Римско-Католической духовной семинарии и возведение костела Успения Девы Марии значительно сократили размеры сада. К 1935 году были засыпаны пруды, а послевоенные посадки осуществлялись без особой системы.

В 2003 году начались работы по восстановлению Усадебного пейзажного сада. Основным принципом в работе был принцип историчности: облик сада отражает как черты начала XIX века, времени наивысшего процветания усадьбы, так и черты более позднего времени. В основе композиции — обширный луг, примыкающий к небольшой регулярной части при усадьбе. Оживляет это пространство по периметру участка обширная водная система в виде узкого ручья с тремя небольшими прудами.

Для желающих познакомиться с садово-парковым искусством организуются обзорные экскурсии. Усадебный сад сегодня — открытая концертная площадка для проведения музыкальных и театрализованных представлений.

Усадебный сад работает ежедневно с 10:00 до 20:00. Касса с 10:00 до 19:00. Вход в сад по билетам.
В предпраздничные и праздничные дни в обычном режиме.

Музей-усадьба Г.Р. Державина

Гостям Санкт-Петербурга, прибывшим сюда с целью ознакомления с архитектурными достопримечательностями и культурной жизнью города, нужно обязательно не пропустить в своих прогулках музей-усадьбу Г. Р. Державина. Этот музей, начавший деятельность в 2003 году, являет собою превосходный образец интерьеров городской усадьбы 18 столетия. Кроме этого исторический особняк связан не только с именем поэта Державина, а практически со всеми самыми яркими и известными представителями творческой интеллигенции и интеллектуальной элиты 18 столетия.

  1. О музее
  2. Экспозиции музея
  3. Посетителям
Читайте также:
Будда-парк, Лаос — подробная информация с фото

О музее

Музей-усадьба Г.Р. Державина состоит из ансамбля трех зданий, расположенных буквой «П», так называемые – центральный, восточный и западный корпуса. Усадьба, послужившая основой для музея, являлась на протяжении четверти века одним из культурных центров Санкт-Петербурга. Гаврила Романович Державин, начиная с 90-х годов 18 столетия до самой своей смерти, устраивал в этих стенах различные кружки и салоны, собирая вокруг себя художественно-литературную и политическую элиту страны: А.С. Строганова, А.А. Безбородко, Д.И. Фонвизина, А.Н. Оленина, Н.М. Карамзина, И.А. Крылова, Д.Г. Левицкого, В.А. Жуковского и других. В 1811 году большой двусветный зал усадебного дома стал местом проведения регулярных «Бесед любителей русского слова».

Весь центральный корпус музея-усадьбы посвящен самому Гавриле Романовичу Державину, выдающемуся русскому поэту, старшему современнику и предшественнику А.С. Пушкина. Кроме литературной деятельности Державин занимал видные государственные посты. Его ценили русские монархи (Екатерина II, Павел I, Александр I), и в свое время он назначался на различные почетные сановные должности – статс-секретарем, государственным казначеем, министром юстиции. Несколько лет довелось быть Державину даже сенатором, преданно служащим России и активно влияющим на политическую обстановку в стране.

Экспозиции музея

На первом этаже центрального корпуса посетители музея могут увидеть планы, схемы и чертежи, картины, которые служили главными ориентирами для реставраторов, когда они буквально из небытия восстанавливали усадьбу. На втором этаже располагаются личные комнаты хозяев усадьбы, приемные залы, в одной из которых можно увидеть первый российский бильярдный стол. В экспозициях центрального корпуса представлено много личных предметов Г.Р. Державина: рукописи как поэтических, так и прозаических произведений, журналы той эпохи, мебель. Можно посетить рабочий кабинет великого поэта и общественного деятеля, и увидеть стол, за которым Державин создал свои лучшие произведения.

Весьма интересны по оформлению Соломенная гостиная, зал «Диванчик» и зал домашнего театра Державина.

Уникальные интерьеры 18 столетия воссозданы максимально точно, используя картины и иллюстрации, редкие книги той эпохи. В залах очень много уникальных предметов декоративно-прикладного искусства, живописи и графики, портретов современников поэта, многие из которых бывали частыми гостями в этом доме. Ряд живописных портретов Державина, которые принадлежат живописцам В.Л. Боровиковскому, С. Тончи, А.А. Васильевскому, создают впечатление, словно сам хозяин усадьбы незримо присутствует в музейных залах, приветливо встречая современных гостей. В экспозициях, расположенных в восточном корпусе музея-усадьбы, можно ознакомиться с экспонатами, которые имеют отношение к друзьям и современникам Державина, а также к А.С. Пушкину, которого Державин лично на экзаменах в Царскосельском лицее объявил своим преемником.

В экспозициях доминирует тема русской словесности 18 столетия, здесь достаточно обширные литературные экспозиции, объединенные под общим названием: «Владельцы русской лиры. От Г.Р. Державина к А.С. Пушкину». Кроме этого в Восточном корпусе можно ознакомиться с живописью, гравюрами, иконографией, прикладным и медальерным искусством. В портретной галерее представлены наиболее значительные деятели литературы, истории и культуры II половины 18 – начала 19 столетий. В Восточном корпусе также хранятся копии уникальных рукописных текстов той эпохи, выполненных на архивных бумагах, много редких книг, журналов и других реликвий. Также в Восточном корпусе располагается экспозиция, в которой нашла отражение история создания музея.

Западный корпус музей-усадьба Г.Р. Державина использует для проведения временных выставок, культурных массовых и научно-популярных мероприятий (конференций, литературно-музыкальных вечеров, семинаров, докладов и др.).

Здесь очень часто размещаются экспонаты из богатейшего собрания музея Всероссийского музея А.С. Пушкина, филиалом которого является музей-усадьба Г.Р. Державина. Например, выставка «В белом глянце фарфора» представляет вниманию посетителей великолепные изделия из фарфора конца 18-20 столетий, которые своей нежностью и оригинальным дизайном надолго приковывают взгляды. Более чем столетняя история Всероссийского музея А.С. Пушкина представлена отдельной выставкой, которая носит название «Страницы истории».
3 июля, в день рождения Г.Р. Державина, музей-усадьба проводит уже ставший традиционным Праздник русской поэзии 18 столетия. В честь праздника вход во все корпуса музея-усадьбы и во все музейные экспозиции – бесплатный.

Посетителям

  • Международное название: Museum-estate of G. R. Derzhavin;
  • Адрес: г. Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д. 12;
  • Как добраться: Добраться до музея можно на общественном транспорте: троллейбусы № 1, 5, 11, автобусы № 3, 22, 24 и др.;
  • Телефон: 8 (812) 571-38-01;
  • Режим работы: среда-понедельник с 10:30 до 18:00, вторник выходной;
  • Сайт: www.museumpushkin.ru
  • Стоимость билета:взрослый 300 рублей, пенсионеры и школьники 200 рублей.

В музее проводятся концерты, новогодние представления, работает гостиница и кафе.

«Это просто красиво». Зачем воронежцам нужна модель корабля «Меркурий»

«Это просто красиво». Зачем воронежцам нужна модель корабля «Меркурий»

Читайте также:
7 вещей, которые не стоит делать в путешествии

Городские власти не нашли средств на ремонт макета корабля «Меркурий», расположенного на воронежском водохранилище. Памятник сильно обветшал, и в начале 2015 года его собирались снять с постамента и отремонтировать. Но из-за недостатка финансирования этого пока не произошло. Корреспонденты РИА «Воронеж» узнали у историков и краеведов, как строился «Меркурий», почему начал разрушаться и зачем он нужен горожанам.

Что это за корабль?

Воронежский «Меркурий» – модель парусно-гребного военного корабля, построенного на Рамонской верфи в 1699 году и участвовавшего в Керченском походе Петра I. В самом походе корабль уцелел, зато получил пробоину после войны по пути домой – сильным ветром его отбросило на мель. «Меркурий» затонул, но его подняли и снова ввели в строй. В 1713 году он участвовал в обороне Черкасска.

В состав российского военно-морского флота в разное время входили еще несколько кораблей с названием «Меркурий». Самый знаменитый из них – построенный в 1820 году в Севастополе – бриг. Во время очередной Русско-турецкой войны в 1829 году он принял бой с двумя турецкими линейными кораблями. Русские моряки отбились от противника, имевшего вдесятеро большую огневую мощь, и вскоре присоединились к основным силам флота. В 1892 году Иван Айвазовский написал об этом сражении картину «Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями».

Как появился воронежский «Меркурий»?

Макет корабля «Меркурий» установили на бетонной опоре у ВОГРЭСовского моста во время строительства водохранилища в 1972 году, рассказал корреспонденту РИА «Воронеж» историк Владимир Размустов.

По мнению исследователей, модель «Меркурия» стоит примерно на том месте, где находился петровский шлюз. Шлюз с небольшой плотиной Петр I приказал соорудить, чтобы поднять уровень воды в реке Воронеж. В конце XIX – начале XX веках на шлюзе была водяная мельница, изображение которой можно увидеть на дореволюционных открытках.

– Не очень понятно, почему в советское время решили установить памятник именно «Меркурию». Ведь были и другие достойные этого корабли, например, галера «Принципиум» – первый корабль, который построил Петр I в нашем городе. Или линейный корабль «Воронеж», появившийся после «Гото Предестинации» – о нем вообще мало кто знает, – заметил Размустов.

Почему «Меркурий» стал крениться?

Уже много лет модель корабля сильно клонится к воде. По мнению Владимира Размустова, это происходит «от времени и коррозии металла».

– Это результат нашего невнимательного отношения к богатой воронежской истории. О памятнике никогда никто не заботился, – посетовал он.

Еще одной причиной разрушения корабля могла стать небрежность при его установке.

– Водохранилище строили ударными темпами – ходят даже легенды, что строители оставили на его дне несколько экскаваторов. Может, модель корабля тоже ставили на скорую руку, надеясь потом подреставрировать, – предположил Размустов.

Он отметил, что некоторые воронежцы находят состояние корабля оригинальным – его наклон вызывает ассоциации с Пизанской башней.

Зачем модель корабля нужна воронежцам?

Макет корабля «Меркурий» – один из немногих в Воронеже арт-объектов, посвященных петровским временам, отметил Владимир Размустов. Этот памятник напоминает жителям об истории города.

А краевед Ольга Рудева считает, что «Меркурий» – это «просто красиво». Она вспомнила, что до того, как памятник начал крениться, он всегда притягивал взгляд.

– В нем была какая-то таинственность. Летом к нему хотелось подплыть на лодке, зимой – подойти по льду. А сейчас корабль «хворенький», наклонился, – рассказала Рудева.

Контекст

В феврале 2015 года мэрия Воронежа предложила снять с постамента копию корабля «Меркурий». Городские власти решили провести детальное обследование памятника, чтобы решить его дальнейшую судьбу. Вице-мэр Воронежа по градостроительству Владимир Астанин отметил, что корабль сильно обветшал и «фактически разрушен». С ним согласился глава города Александр Гусев – он потребовал, чтобы с «Меркурием», если его придется снять с постамента, обходились бережно, ведь «он и так пострадал и от времени, и от вандалов».

Но до сих пор воронежские власти не нашли средств на ремонт макета «Меркурия». Снятие корабля с постамента, его восстановление и установка на новом месте потребуют серьезных финансовых вложений. Мэрия не планировала оплачивать эти работы из бюджета, а внебюджетные деньги привлечь не удалось.

Городские власти рассчитывают сохранить «Меркурий» после демонтажа. Среди вариантов его возможного размещения в мэрии назвали парк «Алые паруса».

О необходимости ремонта модели корабля власти заговорили еще в 2006 году. Восстановительные работы мэрия тогда оценивала в 200 тыс. рублей, однако их так и не начали из-за недостатка финансирования.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: