Фотографии Берингова моря

Берингово море

Окраинное море в северной части Тихого океана

Координаты: 59.0752, 166.9705

Описание

Берингово море – окраинное море в северной части Тихого океана между материками Евразия и Северная Америка, омывает берега США и России (самое большое из её дальневосточных морей). Соединяется на севере Беринговым проливом с Чукотским морем, отделено от Тихого океана Алеутской грядой и Командорскими островами. Площадь 2315 тысячи км 2 . Наибольшая глубина 5500 м.

Береговая линия сильно изрезана, образует много заливов (наиболее крупные: Карагинский, Олюторский, Анадырский – Россия; Нортон, Бристольский – США), бухт, полуостровов и мысов. Острова Карагинский (Россия), Святого Лаврентия, Нунивак, Нельсон, Святого Матвея, Прибылова (США). Берега Берингова моря разнообразные, преимущественно развиты высокие, скалистые, сильно изрезанные бухтовые берега, а также фьордовые и абразионно-аккумулятивные. Выровненные аккумулятивные берега преобладают на востоке, где находятся дельты крупных рек Юкон и Кускоквим.

Для большей части Берингова моря характерен субарктический климат, в небольшом районе севернее 64° с. ш. – арктический, южнее 55° с. ш. – умеренно морской. Формирование климата происходит под влиянием холодных масс Северного Ледовитого океана на севере, открытых пространств Тихого океана на юге, прилегающей суши и центров действия атмосферы. В открытой части Берингова моря, удалённой от влияния материков, климат морской, мягкий, с малыми амплитудами колебаний температуры воздуха, погода облачная, с туманами и большим количеством осадков. Зимой под влиянием Алеутского минимума преобладают северо-западные, северные и северо-восточные ветры, приносящие холодный морской арктический, а также холодный, сухой континентальный воздух. Скорость ветра у берегов 6–8 м/с, в открытом море – до 12 м/с. Нередко, особенно в западной части моря, развиваются штормовые условия с ветрами до 30–40 м/с (продолжаются до 9 суток). Средняя температура воздуха в январе – феврале от 0, –4 °С на юге и юго-западе до –15, –23 °С на севере и северо-востоке. У берегов Аляски наблюдались понижения температуры воздуха до –48 °С. Летом возрастает влияние Гавайского антициклона, над Беринговым морем преобладают ветры южного направлений со скоростями 4–7 м/с. В южную часть в среднем 1 раз в месяц проникают тропические тайфуны с ветрами ураганной силы. Повторяемость штормов ниже, чем зимой. Температура воздуха в открытом море от 4 °С на севере до 13 °С на юге, в прибрежных районах заметно теплее. Годовое количество атмосферных осадков от 450 мм на северо-востоке до 1000 мм на юго-западе.

Берингово море названо в честь капитан-командора российского флота В. Беринга, с именем которого связаны открытия в 1-й половине 18 века Берингова пролива, Алеутских и Командорских островов. Современное название введено в употребление в 1820-х гг. В. М. Головниным. Ранее называлось Анадырским, Бобровым, Камчатским. Первые географические открытия побережий, островов, полуостровов и проливов Берингово море выполнены российскими землепроходцами, зверопромышленниками и моряками в конце 17–18 вв. Всесторонние исследования Берингова моря проводились российскими военными моряками, гидрографами и натуралистами особенно интенсивно до 1870-х гг. До продажи Русской Америки (1867) всё побережье Берингова моря входило во владения Российской империи.

В Беринговом море насчитывается около 240 видов рыб, из которых не менее 35 промысловых. Ведётся ловля трески, камбалы, палтуса, тихоокеанского окуня, сельди, лососёвых. Добываются камчатский краб и креветки. Обитают моржи, морские львы, каланы. На Командорских и Алеутских островах – лежбища морских котиков. В открытом море водятся усатые киты, кашалоты, белухи и косатки. На скальных берегах – птичьи базары. Берингово море имеет крупное транспортное значение в составе Северного морского пути.

Главные порты – Анадырь, Провидения (Россия), Ном (США).

Териберка – солнечный курорт на берегу Баренцева моря. Наш ответ отдыху на Юге, или как искупаться в Северном Ледовитом океане.

Каждый житель России когда-нибудь бывал или хотя бы слышал о южных курортах Краснодарского края, таких как Сочи, Анапа, а также Крым. Сразу представляется, как тепло и солнечно, у берега бьют волны, а в море толпы купающихся. Но если вам захотелось экзотики, и шумные пляжи изрядно надоели, то добро пожаловать в Териберку! Здесь очень красивая природа, есть классные пляжи, ветер для кайтеров и даже Северный Ледовитый океан!

01.5:40 на часах, +4 за бортом. Доброе утро! Мы снова на краю земли, теперь уже с другой стороны Мурманска. Никак не хочется уезжать со скалистых берегов, мы так к этому привыкли. С этого дня нам «дали» тепло в нашей маленькой «Корейской квартире»: по утрам и перед сном заводим двигатель, чтобы нагреть салон и просыпаться в комфорте. «Бензиновая блокада» Рыбачьего закончилась )) Кто не читал раньше: нам пришлось экономить топливо из за его огромного расхода в 25 литров.

02.Быстрый чай, чтобы проснуться. И выдвигаемся на утренний фитнес по скалистым берегам.

03.На редкость сегодня полностью ясное небо. Ох, как давно такого не было! На Севере погода непредсказуема и часто дарит неожиданные сюрпризы. Солнце взошло и ярко освещает скалы, а луна еще отчётливо видна. Разве такое увидишь на юге?

Читайте также:
Самые солнечные города мира

04.Вчерашние огоньки у скал оказались пятью машин с палатками: Москва, Питер, 35 регион, дальше за скалами опять машины стоят. Сколько народу едет сюда со всех регионов! После фильма «Левиафан», толпы туристов ломанулись обозревать места съёмок.

05.Осенние отражения. Люблю такие простые сюжеты в утренних красках. Хоть художников зови на пленэр).

06.Мы забрались на первую попавшуюся сопку за шикарными видами. Слева море, справа озеро Секретарское, оно же Питьевое, а посередине водораздел, на нем мы и ночевали. Озеро названо так, потому что с него берут воду для посёлка.

07.Внизу встретили собрата нашего туссанчика. Кто-то решил заночевать в одиночестве посреди каменно-тундрового ковра. Романтик!

08.Несмотря на ранний час, туристы подтягиваются к осмотру природных достопримечательностей. Встретили даже одного спортсмена на карбоновом велике! Вот так вот, новые технологии потихоньку приходят и на Север.

09.А самое хорошее место для отдыха у озера Батарейного, т.к. со всех сторон есть защита от ветра и нереально красивые виды. Пару лет назад, дорога сюда была разрушенная, без джипа и хорошего клиренса не пробраться. А теперь на радость туристам её заровняли, проехать может и легковушка. Уж не «Левиафан» ли на это повлиял?

10.Из озера вытекает красивейший водопад. Одно из самых известных мест в Териберке. Для экстремалов есть узкая крутая тропинка для спуска вниз. Группа туристов слева, туда и отправилась.

11.Мы же поползали по верху, поснимали панорамы со всех сторон. Пообщались с местным фотографом мурманчанином, как говорится, рыбак рыбака видит издалека )) Дальше водопада начинается тропка к орудиям времен ВОВ, в прошлый раз мы там были.

12.Скалистые берега, чем не Крым? Кстати, плюс в сторону отдыха на Севере — закаты и рассветы длятся долго, солнце медленно закатывается за горизонт. Для любителей романтики то, что нужно! Это не юг, где солнце в течение пары минут закатывается за горизонт, и сразу наступает темнота. А летом тут еще и полярный день, и тогда солнце низко висит над горизонтом, а закат плавно перетекает в рассвет!

13.От Териберки до водопада идет вот такая живописная дорожка. Камни с неё потихоньку разбирают туристы на сувениры.

14.А если рассматривать её на макро объектив, то она ещё красивее! Прямо берег южных морей!)

15.Вдали виден маяк на мысе Териберкском. На карте это место отмечено, как галечный пляж (на переднем плане), с камушками по полметра в диаметре и больше )) Пляжи на Севере суровые!

16.Жилые многоэтажки – посёлок Лодейное, его еще называют новая Териберка, т.к. поселок строился в советские годы.

17.После красивых видов отправились присматривать «апартаменты у моря». Для желающих можно снять квартиру, «чтоб зажить» на центральной улице в Териберке.

18.Некоторые гостиницы находятся в лёгком упадке, и от недостатка туристов пришлось закрыть свою деятельность. Разруха повсюду, её тут предостаточно. Фильмы о войне снимать можно, готовые декорации! Некоторые дома уже исчезли за 2 года. А по соседству с этим разрушенным домом строится новая многоэтажка. В другом здании видели даже восстановительные работы. Это просто невероятно! Не иначе как эпоха Ренессанса началась!

19.Для любителей развалин и заброшек Териберка – раздолье. Несмотря на окружающий дестрой, в посёлке есть современная школа и вполне приличные здания, как в лучших спальных районах Москвы.

20.Жаркий сезон в Заполярье закончился, и, несмотря на это, на пляже еще десяток машин с палатками! На фото парочка ходит, укутавшись одеялом. Пляжи Териб-бич шикарные, с мелким песочком, но купающихся нет. Холодная вода не особо располагает к купанию. Зато если искупаешься, можно всем говорить: я купался в Северном Ледовитом океане! Вот в следующий раз, я обязательно это и сделаю. Благодаря течению Гольфстрим пляжный сезон продолжается круглый год, зимой вода не замерзает. Ещё это место популярное у Мурманских кайтеров.

За последние годы туризм захватил Териберку и очень активно развивается. Где же еще такое место найти, куда можно добраться на легковушке до Северного Ледовитого океана и пожить на берегу! Дорога в Териберку легкодоступна. Последние 40 километров грунт, но на любой низкой машине можно доехать не спеша. Торопитесь, пока солнечная Териберка не стала таким банальным местом для отдыха, как Краснодарский край!

В следующей части будет суровая Териберка, кладбище кораблей и зачем построили новую дорогу посреди такой разрухи, к тому же ведущую в тупик к скале. Подписывайтесь, чтобы не пропустить! За комментарии и репосты (нажать красную кнопку D под этой записью) всем огромное спасибо! Меня это очень мотивирует писать новые интересные фоторассказы )

«Экстрим и сумасшествие» Чем Баренцево море привлекает дайверов со всей России

У подводных красот много поклонников, дайвинг популярен во всем мире. Но если любители этого вида спорта предпочитают теплые южные моря, то настоящие профессионалы ныряют и в более суровых условиях, в том числе на Крайнем Севере. «Лента.ру» выяснила, чем привлекает дайверов Баренцево море.

Читайте также:
Топ высокотехнологичных городов

География

Баренцево море — это окраинное море Северного Ледовитого океана, расположенное за Северным полярным кругом. Омывает берега Норвегии и России. В его северной части господствуют массы арктического воздуха, на юге преобладает воздух умеренных широт. При встрече воздушных потоков образуются циклоны и антициклоны. Поэтому погода тут неустойчивая, непредсказуемая: сильные ветра, перепады температур. Конечно, это создает сложности для дайверов.

Несмотря на суровые погодные условия, температура воды на поверхности моря редко опускается ниже нуля. Летом поступают теплые воды Атлантики, и верхние слои (пять-восемь метров) могут прогреваться до 11-12 градусов по Цельсию.

Особенности заполярного дайвинга

Прежде всего необходимо разрешение на погружение и проезд до базы. За специальными пропусками дайверы обращаются к главе пограничного контроля: надо заполнить соответствующую форму и предъявить документы, удостоверяющие личность.

Для погружения в Мурманской области требуется еще и регистрация баллонов с кислородом. После регистрации, получения ламинированного талона и дополнительных подготовительных процедур можно наконец приступить к погружениям.

Зачем вам в воду? Причина №1

В первую очередь, дайверы стремятся в Баренцево море за трофейными деликатесами, а также чтобы воочию увидеть уникальную подводную флору и фауну. Из 114 видов рыб, обитающих в подводных глубинах, с точки зрения промысла особенно важны 20 видов, в том числе треска, пикша, сельдь, морской окунь, зубатка, камбала и палтус. Из этих рыб, богатых важными для здоровья витаминами и минералами, готовят множество вкусных блюд. К столу также идут разные мидии и ракообразные.

Особый деликатес, которым славится Баренцево море, это, конечно же, знаменитый камчатский краб, завезенный туда еще в 1960 году.

Камчатский краб — всеядный хищник, легко вытесняющий другие виды ракообразных. В Баренцевом море краб быстро размножался, и уже к 2006 году его популяция достигла уровня в 100 миллионов особей.

Отведать краба можно в любом из местных дайвинг-центров. Но если у вас хватает квалификации, смелости и азарта, вы сами добудете себе ужин из моря. Крабов прямо на берегу можно сварить на костре в океанской воде. Никаких специй не требуется. Такой свежайший деликатес вам не подадут даже в самых лучших ресторанах.

Среди млекопитающих следует отметить гренландских тюленей — они нежатся на солнце у линии прибоя, а также всевозможных китообразных (синий кит, горбатый кит и кит-полосатик — постоянные обитатели Баренцева моря). Иногда дайверы встречают касаток, белух и гренландских китов. Эти животные превосходно чувствуют себя в холодной воде благодаря толстому слою подкожного жира, а также жировым отложениям в мышцах и даже внутренних органах.

Причина №2

Баренцево море — это не только захватывающие подводные пейзажи, множество разнообразных видов рыб и тонны камчатских крабов. Это непредсказуемый мир, где каждое погружение сулит неожиданные открытия.

Погружение в столь суровых условиях — это вызов, прекрасная возможность испытать себя на прочность. Способны на такое далеко не все ныряльщики, и даже самые отъявленные экстремалы долго и упорно готовятся к дайвингу в северных широтах.

Дайвинг — это жизнь

Александр Прошин — один из тех немногих, кто освоил погружения за Полярным кругом. Он ныряет здесь с 2010 года. «Дайвинг на Севере — это экстрим и сумасшествие. Кто-то решит, что мы ненормальные, что отдыхать надо в теплых краях, и они будут правы. Но лишь потому, что эти люди никогда не были на Крайнем Севере. И поэтому мне их искренне жаль», — говорит дайвер.

«Первое, что поразило нас еще по пути к морю — бескрайняя тундра, никаких деревьев, настоящий Север, о котором мы читали лишь в учебниках за шестой класс. Северное лето — особенное, земля покрыта зеленым ковром, но снег в тени все равно не тает. Когда добрались до воды, долго не могли оторвать глаз от моря. Вот оно перед нами — настоящее северное море, часть Северного Ледовитого океана. Дальше некуда», — вспоминает Александр.

Погружаться в Баренцево море Александр привык с Немецкого полуострова. «Договариваться нужно заранее, пропуска в погранзону оформляют за месяц. От Мурманска до Лиинахамари неплохая дорога, но будут минимум две проверки на КПП. Машины паркуются на стоянке в Лиинахамари, до Немецкого багаж доставляют дайв-боты (легкое моторное судно, использующееся для транспортировки аквалангистов к месту погружения — прим. «Ленты.ру»), а сами дайверы идут пешком по живописнейшей дороге примерно десять километров. По пути можно осмотреть недостроенные и затопленные позиции немецких дальнобойных орудий», — рассказывает он.

На берегу Немецкого острова — старые рыбацкие домики. Обычно дайверы размещаются именно там. Никаких излишеств, все только самое необходимое. Перед погружением, как отмечает бывалый аквалангист, все внимание требуется уделить своему оборудованию. «Погружаться можно в сухом костюме или в плотном мокром, но за ночь мокрый гидрокостюм не высыхает. Не забудьте фонарь для исследования подземных сооружений», — отмечает Александр.

Погружение в Баренцево море — удовольствие не из дешевых. Билет из Москвы в Мурманск и обратно — минимум 15 тысяч рублей. Трансфер до Немецкого полуострова на команду дайверов — примерно 6-10 тысяч рублей, а проживание вместе с погружениями — четыре с половиной тысячи в сутки. И все это при условии, что все необходимое оборудование уже имеется. А экипировка тоже влетит в копеечку.

Читайте также:
Где вкусно поесть в Муйне – рейтинг лучших ресторанов

Сухой гидрокостюм стоит порядка 80 тысяч рублей. Профессиональные ласты и специальную сумку для погружений можно приобрести за 20 тысяч рублей, жилет — за 30 тысяч, терморегулятор — за 50 тысяч.

Но это того стоит. Баренцево море щедро наградит вас уникальными подводными пейзажами и незабываемыми впечатлениями.

Мифы и факты о “Баренцевом море”: капитан Игорь Трунин – о новом российско-норвежском траулере

Сейчас мы на капитанском мостике и у кресла капитана. Расскажите об основных узлах на панелях.

Здесь действительно много всевозможных кнопок, которые включают или выключают системы судна. Есть также выход внутренней связи, могу дать ту или иную команду.

Старт двигателю дается в машинном отделении, там все запускается, а сюда передается управление. Я могу запросить, чтобы мне передали управление вот этой кнопочкой. И они передают. Рядом – система управления винта регулируемого шага и еще много чего. Мы же судно строили, поэтому знаем каждую кнопку.

На подобном же рыболовном судне норвежской постройки. Оно 1995-го года, то есть ему уже 21 год.
Насчет этого траулера – я наблюдал все этапы его строительства, и выйду в первый рейс его обкатывать, рыбу ловить.

Как складывался ваш рабочий день? Была целиком офисная работа?

Офисная, да, но ты посещаешь судно. Ты приходишь к 9 утра на Выборгский завод, до 6 часов вечера рабочий день. Грубо говоря половину проводишь в офисе, половину на судне, потому что на пароход приходишь – уже что-то наделали, то что не надо делать, идешь, разбираешься.

Как семья отнеслась к такой вахте? Вы ведь из другого города?

Моя семья в Великом Новгороде, это не так далеко от Питера. Поэтому я даже на выходные из Выборга до дома спокойно добирался, а в понедельник с утра на работе. Раньше жил в Мурманске, но переехал и семью перевез.

А родом Вы из какого города?

Родился вообще в Казахстане, это долгая песня, с кораблестроением совершенно не связанная.

И на каком этапе строительства судна Вы приехали на Выборгский завод?

Есть разница между предыдущим судном и новым “Баренцевым морем”?

Вы знаете, на самом деле не так уж сильно и отличаются. Насыщенность фабрики здесь колоссальная по сравнению с тем судном, а вот общая концепция строительства судов одинаковая, норвежская.

А если говорить об оснащенности?

Здесь, допустим, гидролокатор, у нас такого не было. На предыдущем судне “Севрыба-1” был чисто донный вариант. А “Баренцево море” может работать и на пелагических породах рыбы.

И сколько рыбы перевозится за раз?

Подходят ли другие суда, чтобы забрать рыбу?

Бывает, да. Обычно летом такие заморочки, лучше конечно разгружаться в порту, но иногда мы выгружаемся в море. Для этого у нас приспособлена горловина трюма прямо на промысловой палубе и грузовые стрелы, выгружаемся через эту горловину на транспортное судно. А на берегу мы выгружаемся через макгрегор. Аппарель открывается, там лифт ходит, паллеты ставятся в трюме, поднимаются до уровня причала, выдвигаются на причал и забираются погрузчиками.

Какова автономность судна?

Заявлено 2 месяца. Но из опыта скажу, что один рейс длиться не больше месяца. На самом деле на “Севрыбе-1” мы груз брали в лучшем случае за 10 дней, в худшем бывало и по месяцу, когда рыбалка плохая. От рыбалки, от погоды зависит.

Как работается в пандемию?

Какая часть улова на судне обрабатывается сразу?

Она вся обрабатывается. То есть ты поднимаешь рыбу, какая-то часть идет обезглавленная – отрубаешь голову, вычищаешь внутренности и на заморозку. Какая-то часть идет на филе, а все отходы – головы, хребты, хвосты, внутренности – это все перемалывается в крашере и идет на изготовление рыбной муки. Кроме того, можно печень, икру отбирать и консервы делать еще.

Сразу на судне?

А сколько людей работает?

47 человек экипажа. Если вам интересно сколько человек задействовано в производстве, то кроме пяти человек – 42 задействованы. Не задействован капитан, старпом, старший механик, второй механик и повар, остальные все на рыбе. Касательно зарплаты – у нас паевая система, то есть каждому идет процент от рыбопродукции произведенной.

Раз упомянули поваров, то такой вопрос: часто ли бывает в рационе та рыба, которую сами ловите?

Да, используем. Не знаю, почему у некоторых компаний нельзя, мы – можем. Если ловим треску и пару-тройку трещин на камбузе зажарили, никто нам слова не скажет.

Вы вообще любите рыбу?

Да, я люблю рыбу, и я люблю треску. Треску можно есть все время. Если палтус можно один-два раза в месяц, а потом надоедает, также как и семгу, то треску можно каждый день есть. Как говорят: “трески не поешь – не поработаешь”.

Читайте также:
Схема салона и лучшие места самолета Boeing 737 900

В магазинах покупаете рыбу, в наших – российских?

Покупаю конечно, да. Если бы указывалось “производитель Севрыба-1” или другое судно нашей компании, я бы купил с уверенностью, но такое не рекламируется, не анонсируется на прилавке.

Первый улов как-то обозначен на упаковке? – “первая заморозка”, “заморозка на судне”?

Конечно, если поймана, заморожена, произведена на судне. Но когда ты, допустим, китайцам сдал, они его разморозили, нарезали с него филе и потом заморозили и привезли – это совсем другое. Уже не говорю, что они вкачивают какую-то химию, чтобы вода впитывалась для большего веса. Увеличивают гигроскопичность этой трески, что-то делают.

А у нас, когда рыба приходит, ничего с ней вообще не делают?

Давайте теперь сново поговорим про пульт управления. Что можете про него сказать?

Сам мостик судна позволяет видеть всё судно?

На 360 градусов обзор. Это важно и для безопасности мореплавания, и для работы с траловым комплексом. Штурман же у нас не только ездит на пароходе и управляет, он еще ставит и поднимает трал. В том числе и я этим занимаюсь, если стою вахту. Допустим, мы со старпомом стоим пополам вахту, второго штурмана я отослал на рыбу, потому что там надо поработать, и я здесь работаю.
Если хорошая рыбалка, то по возможности все работают. Потому что все деньги для судна куются там, на “монетном дворе”.

Кок тоже получает процент?

Да, получает. Вообще кока два, второй идет на рыбу, а первый готовит на 47 человек – завтрак, обед, ужин, плюс чаи еще.

Обычно в компании постоянные сотрудники или бывает, что меняются?

Бывает, что меняются, но вообще экипажи довольно постоянные.

А бывает такое, что в экипаже вегетарианец? Или мусульманин?

В шторм ловите?

Смотря какой шторм. Скажем так, на этом судне я думаю в 8-балльный шторм будем ловить без проблем. На “Севрыбе-1” в 6-7-ми балльный мы уже не ловили, штормовались, а бывали ситуации, когда мы даже уходили, прятались в норвежских фьордах, когда сильные шторма до 12 баллов. На этом прятаться, наверное, не будем, не знаю как при 9-ти балльном, но при 8-ми балльном точно будем работать.

Предлагаю продолжить рассказ по ходу прогулки по судну. Сначала каюты?

Да, давайте. Сейчас мы спускаемся с капитанского мостика и попадаем на “этаж”, где расположена каюты комсостава.

Сколько квадратных метров ваша каюта?

Я не мерил, но думаю 25 метров, 5 на 5.

Это только рабочая часть ее? Есть еще нежилая?

Да, жилая – это спальня, грубо говоря, и санузел.

А как с вай-фаем?

У вас здесь есть связь с мостиком?

Да, со всем судном.

Это все норвежская мебель?

Если сравнивать такую мебель и мебель на предыдущем траулере.

Эта лучше, более современная, раньше не было ни доводчиков, ни полозий. Там судну 21 год.

А сколько по времени у вас вахта? 8 часов?

6 через 6, английские вахты. 8 часов работать тяжело, 6 легче. Рядом – каюта старшего механика. Он последние два года тоже занимался приемкой этого судна. До этого работал в другой компании, но тоже на иномарке, скажем так, норвежской постройки, постарее проектом и послабее, чем здесь. Прямо в каюте у него – панель контроля за всеми механизмами судна, в любой момент может проверить – что, где и как.

Это сделано для удобства?

Это удобно и довольно-таки безопасно в том плане, чтобы предупредить аварию или поломку. Первый класс автоматики предусматривает безвахтенное слежение.

Нам рассказывали, что сроки сдачи судна затянулись. По-вашему, причины объективны?

Я считаю, что обещанные на постройку два года были сказаны сгоряча. В Турции мы одновременно с “Баренцевым морем” заложили краболов “Зенит” – как эталон, но “Зенит” в 5 раз меньше. Турки построили за 1,5 года, но уверен, что “Баренцево море” они строили бы года 2,5. На российской верфи у ПАО ВСЗ ушло 3,5 года.

“Баренцево море” – головное судно, но в ПАО ВСЗ строятся еще траулеры для вас. Сильно будут отличаться?

Практически нет, где-то по мелочам.

А сколько занимает переход?

Самый длинный переход трое суток.

А здесь есть радиосвязь?

Нет, радио нет, громкая есть, конечно. Маркировка на двух языках: здесь и поляки, и финны, и норвежцы бывают. У нас сейчас все россияне, но была половина норвежцев, половина россиян. Переходим в помещение, где находятся основные швартовые агрегаты.

Как в целом – график 6 на 6?

После 6 часов работы надо успеть поесть, помыться и уже доходишь до койки, телевизор включил, посмотрел и спокойной ночи.

А телевидение какое в море ловит?

Что настроим. И на английском что-то смотрим, и на других языках.

Кстати, интернет на судне – бесплатный?

Интернет бесплатный. Ловит хорошо, всегда есть связь с семьей и домом.
Понемногу мы приближаемся к фабрике. На палубе для манипуляций с уловом мы используем палубные механизмы и краны.

Читайте также:
Самые страшные водные горки мира

Нет страховочного крюка или чего-то подобного?

Нет. Используем устройства фирмы “Motus”. Очень дорогая штука, но очень качественная. Норвежская. Все рыбаки только мотусом пользуются.

За какое время удается заполнить сети?

По-разному бывает. Бывает и за 15 минут датчики срабатывают, а бывает по 6 часов наловить не можем. Больше 6 не ловим, чтобы рыба не портилась.

А это фабрика, верно?

Это так называемая “шоковая заморозка”?

Да. На фреоне 22-м это было бы 2:30-2:40, но сейчас новые нормы по защите экологии, 22-й фреон – он же озоноразрушающий.

У вас есть суда, которым по 20 лет. А фабрики обновляются?

Да, постоянно что-то меняется. Это влияет на конечный результат. Если не будешь менять фабрику, у тебя продукция не будет конкурентоспособна и все.

Дальше по линии – загрузка в трюм, перед этим рыба в паллетах оборачивается пленкой.

А какова емкость трюма?

А как обстоят дела с консервами?

Основной конечный продукт у нас – это замороженная рыба. Мы кроме этого и муку делаем, и консервы: печень трески, икру трески.

Есть просто печень трески, а есть печень трески по-мурмански. Получается двух видов, или кусочками печень, или прошедшая через сепаратор, все жилы, пленки убираются и она как паштет. Это по-мурмански. Сырье одно и то же. Просто вид конечный немножко отличается.

Покупая в магазине – на банке смотрите – если “изготовлена в море”, тогда она получше. Потому что на берегу делают из размороженной, что-то добавляют, осветляют.

Касательно работы фабрики – за шесть часов хороший моряк тонну фасует. И для того, чтобы за 6 часов 10 тонн заморозить, надо чтобы 10 человек отсюда не уходя работали. Тогда мы за сутки 40 тонн филе заморозим. Это по поводу того, сколько человек должны работать.

Руки не “отваливаются” у них?

Бывает по-всякому. Но в спортзал не ходит никто.

И стоит всегда человек на одной и той же операции?

Его могут на другую поставить, если, бывает рыба не филейная, а большая. Бывает команда из офиса – делать другой ассортимент.

Филе делаем тоже разного вида – есть со шкурой, без шкуры, с костью, без кости. По стоимости отличается.

Зарплата разнится от вида продукции?

Если сделаешь больше филе, оно подороже оценивается. Можно 10 тонн филе сделать и 30 тонн чего-то другого за одно и то же время, поэтому зарплата объемом регулируется.

За сколько рейсов человек приноравливается?

Думаю, за один рейс нормальный человек научится.

А новичков берете в экипаж?

Берем, куда же деваться.

А какое требуется образование?

Сейчас же у моряков международный сертификат должен быть, вроде курсов трехмесячных. То же самое для специалистов – мотористов, машинистов. Основной состав должен иметь среднее-специальное или высшее.

Сколько пресной воды берете в рейс?

Питьевой? 26 тонн, две цистерны. Для технологических нужд, для обмыва рыбы мы используем забортную соленую воду.

Скажите, вы этот траулер помогали строить, планируете следить за следующими?

На последнем?

Да. Я на “Баренцевом море” один раз схожу в рейс, потом вернусь в Санкт-Петербург, и на следующем снова выйду. Если не ошибаюсь, это будет в августе.

Значит, будет повод снова встретиться.

Мифы и факты о “Баренцевом море”: капитан Игорь Трунин – о новом российско-норвежском траулере

Сейчас мы на капитанском мостике и у кресла капитана. Расскажите об основных узлах на панелях.

Здесь действительно много всевозможных кнопок, которые включают или выключают системы судна. Есть также выход внутренней связи, могу дать ту или иную команду.

Старт двигателю дается в машинном отделении, там все запускается, а сюда передается управление. Я могу запросить, чтобы мне передали управление вот этой кнопочкой. И они передают. Рядом – система управления винта регулируемого шага и еще много чего. Мы же судно строили, поэтому знаем каждую кнопку.

На подобном же рыболовном судне норвежской постройки. Оно 1995-го года, то есть ему уже 21 год.
Насчет этого траулера – я наблюдал все этапы его строительства, и выйду в первый рейс его обкатывать, рыбу ловить.

Как складывался ваш рабочий день? Была целиком офисная работа?

Офисная, да, но ты посещаешь судно. Ты приходишь к 9 утра на Выборгский завод, до 6 часов вечера рабочий день. Грубо говоря половину проводишь в офисе, половину на судне, потому что на пароход приходишь – уже что-то наделали, то что не надо делать, идешь, разбираешься.

Как семья отнеслась к такой вахте? Вы ведь из другого города?

Моя семья в Великом Новгороде, это не так далеко от Питера. Поэтому я даже на выходные из Выборга до дома спокойно добирался, а в понедельник с утра на работе. Раньше жил в Мурманске, но переехал и семью перевез.

А родом Вы из какого города?

Родился вообще в Казахстане, это долгая песня, с кораблестроением совершенно не связанная.

Читайте также:
Гамбия отменила визу для туристов по отношению к России

И на каком этапе строительства судна Вы приехали на Выборгский завод?

Есть разница между предыдущим судном и новым “Баренцевым морем”?

Вы знаете, на самом деле не так уж сильно и отличаются. Насыщенность фабрики здесь колоссальная по сравнению с тем судном, а вот общая концепция строительства судов одинаковая, норвежская.

А если говорить об оснащенности?

Здесь, допустим, гидролокатор, у нас такого не было. На предыдущем судне “Севрыба-1” был чисто донный вариант. А “Баренцево море” может работать и на пелагических породах рыбы.

И сколько рыбы перевозится за раз?

Подходят ли другие суда, чтобы забрать рыбу?

Бывает, да. Обычно летом такие заморочки, лучше конечно разгружаться в порту, но иногда мы выгружаемся в море. Для этого у нас приспособлена горловина трюма прямо на промысловой палубе и грузовые стрелы, выгружаемся через эту горловину на транспортное судно. А на берегу мы выгружаемся через макгрегор. Аппарель открывается, там лифт ходит, паллеты ставятся в трюме, поднимаются до уровня причала, выдвигаются на причал и забираются погрузчиками.

Какова автономность судна?

Заявлено 2 месяца. Но из опыта скажу, что один рейс длиться не больше месяца. На самом деле на “Севрыбе-1” мы груз брали в лучшем случае за 10 дней, в худшем бывало и по месяцу, когда рыбалка плохая. От рыбалки, от погоды зависит.

Как работается в пандемию?

Какая часть улова на судне обрабатывается сразу?

Она вся обрабатывается. То есть ты поднимаешь рыбу, какая-то часть идет обезглавленная – отрубаешь голову, вычищаешь внутренности и на заморозку. Какая-то часть идет на филе, а все отходы – головы, хребты, хвосты, внутренности – это все перемалывается в крашере и идет на изготовление рыбной муки. Кроме того, можно печень, икру отбирать и консервы делать еще.

Сразу на судне?

А сколько людей работает?

47 человек экипажа. Если вам интересно сколько человек задействовано в производстве, то кроме пяти человек – 42 задействованы. Не задействован капитан, старпом, старший механик, второй механик и повар, остальные все на рыбе. Касательно зарплаты – у нас паевая система, то есть каждому идет процент от рыбопродукции произведенной.

Раз упомянули поваров, то такой вопрос: часто ли бывает в рационе та рыба, которую сами ловите?

Да, используем. Не знаю, почему у некоторых компаний нельзя, мы – можем. Если ловим треску и пару-тройку трещин на камбузе зажарили, никто нам слова не скажет.

Вы вообще любите рыбу?

Да, я люблю рыбу, и я люблю треску. Треску можно есть все время. Если палтус можно один-два раза в месяц, а потом надоедает, также как и семгу, то треску можно каждый день есть. Как говорят: “трески не поешь – не поработаешь”.

В магазинах покупаете рыбу, в наших – российских?

Покупаю конечно, да. Если бы указывалось “производитель Севрыба-1” или другое судно нашей компании, я бы купил с уверенностью, но такое не рекламируется, не анонсируется на прилавке.

Первый улов как-то обозначен на упаковке? – “первая заморозка”, “заморозка на судне”?

Конечно, если поймана, заморожена, произведена на судне. Но когда ты, допустим, китайцам сдал, они его разморозили, нарезали с него филе и потом заморозили и привезли – это совсем другое. Уже не говорю, что они вкачивают какую-то химию, чтобы вода впитывалась для большего веса. Увеличивают гигроскопичность этой трески, что-то делают.

А у нас, когда рыба приходит, ничего с ней вообще не делают?

Давайте теперь сново поговорим про пульт управления. Что можете про него сказать?

Сам мостик судна позволяет видеть всё судно?

На 360 градусов обзор. Это важно и для безопасности мореплавания, и для работы с траловым комплексом. Штурман же у нас не только ездит на пароходе и управляет, он еще ставит и поднимает трал. В том числе и я этим занимаюсь, если стою вахту. Допустим, мы со старпомом стоим пополам вахту, второго штурмана я отослал на рыбу, потому что там надо поработать, и я здесь работаю.
Если хорошая рыбалка, то по возможности все работают. Потому что все деньги для судна куются там, на “монетном дворе”.

Кок тоже получает процент?

Да, получает. Вообще кока два, второй идет на рыбу, а первый готовит на 47 человек – завтрак, обед, ужин, плюс чаи еще.

Обычно в компании постоянные сотрудники или бывает, что меняются?

Бывает, что меняются, но вообще экипажи довольно постоянные.

А бывает такое, что в экипаже вегетарианец? Или мусульманин?

В шторм ловите?

Смотря какой шторм. Скажем так, на этом судне я думаю в 8-балльный шторм будем ловить без проблем. На “Севрыбе-1” в 6-7-ми балльный мы уже не ловили, штормовались, а бывали ситуации, когда мы даже уходили, прятались в норвежских фьордах, когда сильные шторма до 12 баллов. На этом прятаться, наверное, не будем, не знаю как при 9-ти балльном, но при 8-ми балльном точно будем работать.

Читайте также:
Путеводитель по Стамбулу

Предлагаю продолжить рассказ по ходу прогулки по судну. Сначала каюты?

Да, давайте. Сейчас мы спускаемся с капитанского мостика и попадаем на “этаж”, где расположена каюты комсостава.

Сколько квадратных метров ваша каюта?

Я не мерил, но думаю 25 метров, 5 на 5.

Это только рабочая часть ее? Есть еще нежилая?

Да, жилая – это спальня, грубо говоря, и санузел.

А как с вай-фаем?

У вас здесь есть связь с мостиком?

Да, со всем судном.

Это все норвежская мебель?

Если сравнивать такую мебель и мебель на предыдущем траулере.

Эта лучше, более современная, раньше не было ни доводчиков, ни полозий. Там судну 21 год.

А сколько по времени у вас вахта? 8 часов?

6 через 6, английские вахты. 8 часов работать тяжело, 6 легче. Рядом – каюта старшего механика. Он последние два года тоже занимался приемкой этого судна. До этого работал в другой компании, но тоже на иномарке, скажем так, норвежской постройки, постарее проектом и послабее, чем здесь. Прямо в каюте у него – панель контроля за всеми механизмами судна, в любой момент может проверить – что, где и как.

Это сделано для удобства?

Это удобно и довольно-таки безопасно в том плане, чтобы предупредить аварию или поломку. Первый класс автоматики предусматривает безвахтенное слежение.

Нам рассказывали, что сроки сдачи судна затянулись. По-вашему, причины объективны?

Я считаю, что обещанные на постройку два года были сказаны сгоряча. В Турции мы одновременно с “Баренцевым морем” заложили краболов “Зенит” – как эталон, но “Зенит” в 5 раз меньше. Турки построили за 1,5 года, но уверен, что “Баренцево море” они строили бы года 2,5. На российской верфи у ПАО ВСЗ ушло 3,5 года.

“Баренцево море” – головное судно, но в ПАО ВСЗ строятся еще траулеры для вас. Сильно будут отличаться?

Практически нет, где-то по мелочам.

А сколько занимает переход?

Самый длинный переход трое суток.

А здесь есть радиосвязь?

Нет, радио нет, громкая есть, конечно. Маркировка на двух языках: здесь и поляки, и финны, и норвежцы бывают. У нас сейчас все россияне, но была половина норвежцев, половина россиян. Переходим в помещение, где находятся основные швартовые агрегаты.

Как в целом – график 6 на 6?

После 6 часов работы надо успеть поесть, помыться и уже доходишь до койки, телевизор включил, посмотрел и спокойной ночи.

А телевидение какое в море ловит?

Что настроим. И на английском что-то смотрим, и на других языках.

Кстати, интернет на судне – бесплатный?

Интернет бесплатный. Ловит хорошо, всегда есть связь с семьей и домом.
Понемногу мы приближаемся к фабрике. На палубе для манипуляций с уловом мы используем палубные механизмы и краны.

Нет страховочного крюка или чего-то подобного?

Нет. Используем устройства фирмы “Motus”. Очень дорогая штука, но очень качественная. Норвежская. Все рыбаки только мотусом пользуются.

За какое время удается заполнить сети?

По-разному бывает. Бывает и за 15 минут датчики срабатывают, а бывает по 6 часов наловить не можем. Больше 6 не ловим, чтобы рыба не портилась.

А это фабрика, верно?

Это так называемая “шоковая заморозка”?

Да. На фреоне 22-м это было бы 2:30-2:40, но сейчас новые нормы по защите экологии, 22-й фреон – он же озоноразрушающий.

У вас есть суда, которым по 20 лет. А фабрики обновляются?

Да, постоянно что-то меняется. Это влияет на конечный результат. Если не будешь менять фабрику, у тебя продукция не будет конкурентоспособна и все.

Дальше по линии – загрузка в трюм, перед этим рыба в паллетах оборачивается пленкой.

А какова емкость трюма?

А как обстоят дела с консервами?

Основной конечный продукт у нас – это замороженная рыба. Мы кроме этого и муку делаем, и консервы: печень трески, икру трески.

Есть просто печень трески, а есть печень трески по-мурмански. Получается двух видов, или кусочками печень, или прошедшая через сепаратор, все жилы, пленки убираются и она как паштет. Это по-мурмански. Сырье одно и то же. Просто вид конечный немножко отличается.

Покупая в магазине – на банке смотрите – если “изготовлена в море”, тогда она получше. Потому что на берегу делают из размороженной, что-то добавляют, осветляют.

Касательно работы фабрики – за шесть часов хороший моряк тонну фасует. И для того, чтобы за 6 часов 10 тонн заморозить, надо чтобы 10 человек отсюда не уходя работали. Тогда мы за сутки 40 тонн филе заморозим. Это по поводу того, сколько человек должны работать.

Руки не “отваливаются” у них?

Бывает по-всякому. Но в спортзал не ходит никто.

И стоит всегда человек на одной и той же операции?

Его могут на другую поставить, если, бывает рыба не филейная, а большая. Бывает команда из офиса – делать другой ассортимент.

Филе делаем тоже разного вида – есть со шкурой, без шкуры, с костью, без кости. По стоимости отличается.

Читайте также:
Единый портал государственных услуг

Зарплата разнится от вида продукции?

Если сделаешь больше филе, оно подороже оценивается. Можно 10 тонн филе сделать и 30 тонн чего-то другого за одно и то же время, поэтому зарплата объемом регулируется.

За сколько рейсов человек приноравливается?

Думаю, за один рейс нормальный человек научится.

А новичков берете в экипаж?

Берем, куда же деваться.

А какое требуется образование?

Сейчас же у моряков международный сертификат должен быть, вроде курсов трехмесячных. То же самое для специалистов – мотористов, машинистов. Основной состав должен иметь среднее-специальное или высшее.

Сколько пресной воды берете в рейс?

Питьевой? 26 тонн, две цистерны. Для технологических нужд, для обмыва рыбы мы используем забортную соленую воду.

Скажите, вы этот траулер помогали строить, планируете следить за следующими?

На последнем?

Да. Я на “Баренцевом море” один раз схожу в рейс, потом вернусь в Санкт-Петербург, и на следующем снова выйду. Если не ошибаюсь, это будет в августе.

Значит, будет повод снова встретиться.

Как Екатеринбург проложил мост к берегу Баренцева моря

Что связывает Урал с моряками-подводниками

База подводных лодок «Екатеринбург» и «Верхотурье» расположена в небольшом военном городке Гаджиево в Мурманской области. Чтобы попасть туда надо преодолеть по дороге из Мурманска несколько контрольно-пропускных пунктов. Городок относительно молодой – начал застраиваться с 1957 года. Ранее город носил названия Мурманск-130 и Скалистый

Фото: Коммерсантъ / Николай Яблонский

Население Гаджиево превышает 10 тыс. человек. В городке нет посторонних, здесь живут только подводники и их семьи. Все друг друга знают. Преступности нет в принципе. Даже в аэропорту Мурманска на стенде «Внимание, розыск» размещена информация только о тех, кто не платит алименты

Фото: Коммерсантъ / Николай Яблонский

В Гаджиево подводные лодки повсюду. И в воде, и на стенах домов, и на детских рисунках

Фото: Коммерсантъ / Николай Яблонский / купить фото

Основную застройку Гаджиево представляют серые печальные дома. Из-за сурового климата фасады зданий имеют абсолютно непрезентабельный вид. Правда, в последние годы в городе начали строить красивое комфортабельное жилье. Образцовым домом стала «Малахитовая шкатулка», возведенная при помощи уральских бизнесменов для офицеров флота. Стены толщиной в метр, теплые большие квартиры

Фото: Коммерсантъ / Николай Яблонский

В Гаджиево сейчас нет собственной городской администрации. Городок приписан к соседнему ЗАТО. Многие вопросы, например, касающиеся мест в детсадах, надо решать там. Возможно, из-за удаленности муниципальной власти городок выглядит не очень ухоженным

Фото: Коммерсантъ / Николай Яблонский / купить фото

В Гаджиево сильны женсоветы. Они существуют при каждой подводной лодке, в них входят жены моряков. Перед походами или масштабными мероприятиями командиры собирают активистов женсоветов, обсуждают с ними бытовые проблемы семей подводников. Говорят, что в женсоветах даже есть главная жена

Фото: Коммерсантъ / Николай Яблонский

Подводные лодки «Екатеринбург» и «Верхотурье» несут службу в Баренцевом море. Их технические возможности позволяют в течение восьми минут запустить баллистическую ракету по приказу в любую цель. Не случайно, именно офицеры Военно-Морского флота носят ядерный чемоданчик в свите президента РФ

Фото: Коммерсантъ / Николай Яблонский

На подлодках есть все необходимое для того, чтобы уйти в автономный трехмесячный поход. Склад припасов продовольствия, изолятор для заболевших, даже курительная комната

Фото: Коммерсантъ / Николай Яблонский

Каждый день члены экипажа отрабатывают навыки необходимые при возникновении критических ситуаций. До автоматизма доводят свои действия при возникновении условного пожара или протечки. Многие подводники имеют технические профессии

Фото: Коммерсантъ / Николай Яблонский

История большой и крепкой дружбы уральцев и моряков-подводников Северного флота ВМФ России началась в конце девяностых. В 1999 году два ракетных подводных крейсера стратегического назначения по инициативе властей Екатеринбурга и Свердловской области получили имена «Екатеринбург» и «Верхотурье». Были заключены договоры о шефстве уральцев над экипажами подлодок. В 2001 году с участием холдинга «Таганский ряд» был создан благотворительный фонд помощи подводникам. За минувшие годы к нему присоединились многие предприниматели, бывшие и действующие депутаты городской думы

Фото: Коммерсантъ / Николай Яблонский

Ракетный подводный крейсер стратегического назначения (РПКСН) К-84 был построен в 1984 году в Северодвинске. Спущен на воду в сентябре 1984 года, вошел в состав флота 30 декабря 1985 года. Проект – 667БДРМ «Дельфин» (Delta-IV в терминологии НАТО). К-84 стал вторым в серии из семи подводных крейсеров этого типа, построенных с 1984 по 1992 год. В феврале 1999 года получила наименование «Екатеринбург» в связи с установлением над ней шефства администрации Екатеринбурга. Предельная глубина погружения 550-650 м

Фото: Коммерсантъ / Николай Яблонский

Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-51 был заложен на «Севмаше» в Северодвинске 23 февраля 1981 года под названием «Имени XXVI съезда КПСС». 7 марта 1984 года был спущен на воду, 30 декабря 1984 года состоялась церемония поднятия Военно-морского флага и входа лодки в состав ВМФ. Этот день объявлен ежегодным праздником корабля. К-51 стал головным кораблём в серии из семи подводных крейсеров проекта 667БДРМ «Дельфин» (Delta-IV в терминологии НАТО), построенных с 1981 по 1992 год. В 1999 году был назван в честь города Верхотурье (Свердловская область). Предельная глубина погружения 550-650 м

Читайте также:
Дешевые Авиабилеты из Пхукета в Сеул

Фото: Коммерсантъ / Николай Яблонский / купить фото

База подводных лодок «Екатеринбург» и «Верхотурье» расположена в небольшом военном городке Гаджиево в Мурманской области. Чтобы попасть туда надо преодолеть по дороге из Мурманска несколько контрольно-пропускных пунктов. Городок относительно молодой – начал застраиваться с 1957 года. Ранее город носил названия Мурманск-130 и Скалистый

Фото: Коммерсантъ / Николай Яблонский

Население Гаджиево превышает 10 тыс. человек. В городке нет посторонних, здесь живут только подводники и их семьи. Все друг друга знают. Преступности нет в принципе. Даже в аэропорту Мурманска на стенде «Внимание, розыск» размещена информация только о тех, кто не платит алименты

Фото: Коммерсантъ / Николай Яблонский

В Гаджиево подводные лодки повсюду. И в воде, и на стенах домов, и на детских рисунках

Фото: Коммерсантъ / Николай Яблонский / купить фото

Основную застройку Гаджиево представляют серые печальные дома. Из-за сурового климата фасады зданий имеют абсолютно непрезентабельный вид. Правда, в последние годы в городе начали строить красивое комфортабельное жилье. Образцовым домом стала «Малахитовая шкатулка», возведенная при помощи уральских бизнесменов для офицеров флота. Стены толщиной в метр, теплые большие квартиры

Фото: Коммерсантъ / Николай Яблонский

В Гаджиево сейчас нет собственной городской администрации. Городок приписан к соседнему ЗАТО. Многие вопросы, например, касающиеся мест в детсадах, надо решать там. Возможно, из-за удаленности муниципальной власти городок выглядит не очень ухоженным

Фото: Коммерсантъ / Николай Яблонский / купить фото

В Гаджиево сильны женсоветы. Они существуют при каждой подводной лодке, в них входят жены моряков. Перед походами или масштабными мероприятиями командиры собирают активистов женсоветов, обсуждают с ними бытовые проблемы семей подводников. Говорят, что в женсоветах даже есть главная жена

Фото: Коммерсантъ / Николай Яблонский

Подводные лодки «Екатеринбург» и «Верхотурье» несут службу в Баренцевом море. Их технические возможности позволяют в течение восьми минут запустить баллистическую ракету по приказу в любую цель. Не случайно, именно офицеры Военно-Морского флота носят ядерный чемоданчик в свите президента РФ

Фото: Коммерсантъ / Николай Яблонский

На подлодках есть все необходимое для того, чтобы уйти в автономный трехмесячный поход. Склад припасов продовольствия, изолятор для заболевших, даже курительная комната

Фото: Коммерсантъ / Николай Яблонский

Каждый день члены экипажа отрабатывают навыки необходимые при возникновении критических ситуаций. До автоматизма доводят свои действия при возникновении условного пожара или протечки. Многие подводники имеют технические профессии

Фото: Коммерсантъ / Николай Яблонский

История большой и крепкой дружбы уральцев и моряков-подводников Северного флота ВМФ России началась в конце девяностых. В 1999 году два ракетных подводных крейсера стратегического назначения по инициативе властей Екатеринбурга и Свердловской области получили имена «Екатеринбург» и «Верхотурье». Были заключены договоры о шефстве уральцев над экипажами подлодок. В 2001 году с участием холдинга «Таганский ряд» был создан благотворительный фонд помощи подводникам. За минувшие годы к нему присоединились многие предприниматели, бывшие и действующие депутаты городской думы

Фото: Коммерсантъ / Николай Яблонский

Ракетный подводный крейсер стратегического назначения (РПКСН) К-84 был построен в 1984 году в Северодвинске. Спущен на воду в сентябре 1984 года, вошел в состав флота 30 декабря 1985 года. Проект – 667БДРМ «Дельфин» (Delta-IV в терминологии НАТО). К-84 стал вторым в серии из семи подводных крейсеров этого типа, построенных с 1984 по 1992 год. В феврале 1999 года получила наименование «Екатеринбург» в связи с установлением над ней шефства администрации Екатеринбурга. Предельная глубина погружения 550-650 м

Фото: Коммерсантъ / Николай Яблонский

Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-51 был заложен на «Севмаше» в Северодвинске 23 февраля 1981 года под названием «Имени XXVI съезда КПСС». 7 марта 1984 года был спущен на воду, 30 декабря 1984 года состоялась церемония поднятия Военно-морского флага и входа лодки в состав ВМФ. Этот день объявлен ежегодным праздником корабля. К-51 стал головным кораблём в серии из семи подводных крейсеров проекта 667БДРМ «Дельфин» (Delta-IV в терминологии НАТО), построенных с 1981 по 1992 год. В 1999 году был назван в честь города Верхотурье (Свердловская область). Предельная глубина погружения 550-650 м

Фото: Коммерсантъ / Николай Яблонский / купить фото

Новое в блогах

Сообщество «РОССИЙСКАЯ ИСТОРИЯ»

Моря, омывающие российские берега. Баренцево море, часть первая.

Баренцево море – суровое приграничное море, которое располагается на южной границе Северного Ледовитого океана и омывает север Евразийского континента.

Баренцево море

Южная часть моря омывает северные берега Европейского побережья — Россию и немножко Норвегию. Там с востока находятся острова Земля Франца-Иосифа, Новая Земля и Вайгач, с запада острова Шпицберген и Медвежий.

С запада к Баренцеву морю прилегает Норвежское море и Гренландское. На юге оно граничит с Белым и Печорским, на востоке с Карским. Северные границы Баренцева моря выходят в Северный Ледовитый океан.

Читайте также:
Как в Китае гадают на пельменях, сваренных в самоваре

Береговая линия сильно изрезана. Берега скалистые и высокие. Есть множество заливов, из которых наиболее крупные Варяжский, Кольский, Порсангер-фторд и Мотовский. Но с продвижением на восток ситуация меняется. После полуострова Канин Нос берега становятся слабо изрезанными и очень низкими. Тут есть три больших, но достаточно мелководных залива: Хайпудырская губа, Печорская губа, Чешская губа.

В акватории Баренцева моря мало островов. Самый крупный – остров Колгуев. Из впадающих рек, самые крупные – Индига и Печора.

Рельеф дна Баренцева моря

Баренцево море располагается на континентальном шельфе, но отличается от других схожих морей. Самая большая глубина до 400 метров, а средняя находится на отметке в 222 метра. Самая глубокая точка моря находится в желобе около острова Медвежий и достигает 600 метров. Южная часть морского дна преимущественно ровная со средней глубиной порядка 200 метров.

Течения в Баренцевом море

Морские течения образуют своего рода круговорот. Одна часть этого круговорота – теплое Нордкапское течение движется с юга и востока на север и запад и достигает берегов острова Новая Земля. Другая часть складывается из холодных арктических вод, которые приходят из Северного Ледовитого океана и Карского моря.

Солёность баренцевской воды

Соленость вод в среднем во всех частях моря держится примерно в одном диапазоне от 30 до 35 %. Причем самая высокая соленость на юго-западе, а самая маленькая на севере. Около побережья летом и весной соленость варьируется от 30 до 32%, а зимой увеличивается до 34,5%.

Климатические условия

Климатические условия попадают под влияние Атлантического и Северного Ледовитого океанов. Из-за частых теплых циклонов, взаимодействующих с холодным арктическим воздухом проявляется большая изменчивость погодных условий. С марта по август преобладают северо-восточные ветры, с сентября по февраль – юго-западные. Так же в Баренцевом море очень часто происходят штормы. Температура в холодное время (в феврале) опускается до -25 градусов по Цельсию в северной части и до -4 в юго-западной. В год здесь может выпасть до 500 мл. осадков.

Ледовитость моря

Независимости от времени года, льды покрывают практически всю территорию акватории моря. Свободной остается лишь юго-западная часть. В апреле более 75 % акватории Баренцева моря покрывается плавучими льдами. Иногда бывает так, что льды доходят даже до побережья Кольского полуострова. Спад количества льдов происходит в августе. Но на севере льды продолжают держаться круглый год.

Температура воды в Баренцеве

Благодаря поступлению теплых вод из Атлантического океана, в юго-западной части Баренцева моря определяется высокая температура воды, а так же соленость. С февраля по март температура равняется 3 градусам по Цельсию, а в августе поднимается до 9 градусов. В северной и юго-восточной частях моря температура опускается до -1 градуса по Цельсию на поверхности. Летом она достигает 4 градусов. Прибрежная зона в летний период прогревается до 12 градусов выше нуля.

Баренцевские флора и фауна

Баренцево море весьма обильно разнообразными видами рыб, животным и растительным планктоном, а так же бентосом. Рядом с южным побережьем располагаются большие заросли из морских водорослей.

В водах моря насчитывается 114 разных видов рыб. Из них в промысловом отношении наибольшую ценность имеют 20 видов. Среди них есть морской окунь, камбала, палтус, зубатка, треска, сельдь, пикша и многие другие.

Из млекопитающих обитателей можно выделить нерпу, белуху, гренландского тюленя, белого медведя и др. Из млекопитающих в промысловом отношении ценится тюлень.

Побережья моря усыпаны птичьими базарами, среди которых можно встретить чаек, чаек-моевок и чистиков.

В ХХ веке с камчатки был завезен краб, который смог приспособиться к новым условиям и начать активно размножаться. Дно заселено множеством различных видов иглокожих, морских звезд и ежей.

Баренцево море, несмотря на свою суровость — одно из самых красивых и богатых на нашей планете. Сейчас, когда начинает развиваться арктический туризм, уверен, маршруты по этому морю скоро станут доступны всем желающим. Поехав туда, вы не будете нежиться на горячем песке, но куча положительных эмоций и прекрасных воспоминаний вам обеспечен.

Баренцево море — омывает северное побережье Скандинавского и Кольского полуостровов, Норвегии и России. Является окраинным морем Северного Ледовитого океана.

С севера ограничено архипелагами Шпицберген и Земля Франца-Иосифа, с востока архипелагом Новая Земля.

Площадь Баренцева моря — 1424 тыс.кв.км. Объём — 282 тыс. куб. км. Глубина: средняя — 220 м. максимальная — 600 м. Граничит: на западе с Норвежским морем, на юге с Белым морем, на востоке с Карским морем.

Северные моря издавна привлекали русских людей своими богатствами. Изобилие рыбы, морских животных и птиц, несмотря на ледяную воду, долгую и холодную зиму, делали этот край вполне пригодным для сытого проживания. А когда человек сыт, то и холод ему нипочем.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: