Успенский собор Московского Кремля – храм единства Руси
Успенский собор Московского Кремля
Успенский собор Московского Кремля – главный православный храм Русского государства XV-XIX веков, символ древнерусского зодчества, украшение Москвы и Соборной площади, на которой он расположен.
История возведения собора
В 1326 году в Кремле при Иване Калите был заложен первый Успенский собор – скромный одноглавый храм. В 1337 году после крупного пожара Успенский собор уже не соответствовал новому статусу Москвы как столицы Всея Руси. Князь Иван III и митрополит Филипп решили возвести на месте старого величественный собор, достойный того, чтобы стать духовным центром государства.
Строили новый собор всем миром: объявили сбор средств. Бояре, купцы и другие миряне собирали пожертвования, все монастыри обложили налогами. Русские зодчие Кравцов и Мышкин построили собор до сводов, но в мае 1474 года во время землетрясения почти возведенный собор рухнул.
Для строительства нового собора князь Иван III обратился к итальянским зодчим. На приглашение откликнулся прославленный архитектор и инженер из Болоньи Аристотель Фиораванти.
У себя на родине архитектор наслаждался славой. Под его началом впервые в мире за 2 дня перенесли на другое место колокольню высотой 24 метра, которая мешала строительству здания администрации. Городской совет Болоньи, оценив заслуги мастера, назначил ему щедрое пожизненное обеспечение.
Безбедную жизнь архитектора нарушили козни завистников: Фиораванти по доносу бросили в тюрьму, лишив привилегий. Вскоре выяснилось, что обвинение было фальшивым, но обида побудила Фиораванти принять приглашение русского царя, и архитектор навсегда покинул Италию.
Аристотель Фиораванти – архитектор Успенского собора Кремля
Летом 1745 года заложили фундамент нового собора. Строительство храма поразило москвичей скоростью и новыми, прежде никогда не применяемыми на Руси, приемами работы. По указу архитектора в Москве построили первый кирпичный завод: строительство нуждалось в кирпиче. Для надежности фундамента в землю на глубину 5 метров вбили дубовые сваи. Стены, возведенные в 2 кирпича, внутри укреплены металлическими перевязками.
Стены белокаменного пятиглавого собора, перекрытые крестовыми сводами, выстроили из тесаных блоков камня. Шесть столпов внутри соборного пространства, своды и барабаны выложили из кирпича, облицованного белым камнем. Для укрепления стен архитектор употребил железные сваи и прочную, как камень, известь.
Во время строительства зодчий учел ошибки предшественников и все тщательно выверял и рассчитывал. Храм, построенный через 4 года, поразил современников размерами и богатством внутреннего убранства.
Архитектурные стили и внешнее оформление
В творении архитектора Фиораванти чувствуются веяния византийского и романского, готического и древнерусского искусства. Здание, выложенное из блоков, смотрится монолитно, как «един камень». Храм зального типа с шестью тонкими круглыми столпами, расставленными очень широко, удивляет «величеством и высотою, и светлостью, и пространством».
Более вместительным делает собор его удлиненная западная часть. Простор и обилие света – отличительная черта Успенского собора. Свет, льющийся из окон барабанов и круглых окошек в закомарах стен, создает ощущение простора и праздника.
Фасад собора состоит из простенков – прясел, разграниченных лопатками. По горизонтали здание разделено декоративным поясом из маленьких колонн и арок, по вертикали – пилястрами с узкими окнами, создающими ощущение легкости конструкции. Собор увенчан пятью главами – символом Иисуса Христа и четырех евангелистов: Матфея, Луки, Марка и Иоанна. Центральная глава храма выше остальных и больше по размеру.
Под сенью Успенского собора
Высокий статус собор сохранил и после того, как в XVIII веке столицу Российской империи перенесли в Санкт-Петербург.
Знаменитые росписи
Собор знаменит своими росписями, которые появились во времена Михаила Романова в XVII веке. От сводов и стен исходит золотой свет, который придавал процессу восхождения государей на трон некое божественное одобрение.
Для росписи Успенского собора пригласили иконописца Дионисия с учениками. 150 художников во главе с царскими мастерами создавали циклы росписей. На южном фасаде – образ Владимирской Богоматери с архангелами Михаилом и Гавриилом.
Ярусом ниже – 6 святителей, Московские и Ростовские митрополиты. Здесь же, под окном, – образ Спаса Нерукотворного. В верхней части стен – иллюстрации Евангелия. С западной стороны – композиция «Страшный суд». На круглых столпах – многочисленные фигуры мучеников. На сводах и стенах храма – 249 сюжетных композиций и 2066 отдельных фигур.
На северной стороне – изображения Пафнутия Боровского, Исаия, Леонтия и Игнатия Ростовских, Сергея Радонежского. Над ними – композиция «Собор апостолов» с изображением Христа, Богоматери, Иоанна Предтечи и 12 апостолов. В центре восточной стены – Новозаветная Троица: Бог Отец, Бог Сын и Дух Святой в облике голубя. На сводах – композиции на евангельские темы: «Введение Богородицы в храм». «Рождение Христа». «Сретение Господне».
В храме – серебряное паникадило с цветными гирляндами весом 328 кг, отлитое в память о победе над Наполеоном. Здесь же ажурный шатер для хранения церковных реликвий. В центре собора – три креста, на которых по сторонам от Христа изображены распятые разбойники и фигуры двух ангелов.
Иконостас
В храме – богатейшая коллекция икон. Иконы собора – в богатейших окладах из чистого золота, а вся утварь – из серебра. Могучий, уходящий под своды 16- метровый иконостас создан в 1654 году по заказу патриарха Никона. 69 икон, помещенных здесь, представляют события библейской истории. Пять ярусов иконостаса, украшенные позолотой, добавляют зальному храму торжественного великолепия. В праотеческом чине – икона Святой Троицы. Праотцы изображены в полный рост, со свитками в руках. Пророческий ярус включает 17 икон.
В праздничном ряду – образы, которые ежегодно празднует церковь: Рождение Богоматери, Благовещение Пресвятой Богородицы, Крещение, Вход Господень в Иерусалим, Успение Пресвятой Богородицы. В деисусном чине видим молитвенное предстояние святых на Страшном суде перед Христом Вседержителем, двенадцать апостолов и икона «Спас Вседержитель».
На царских вратах – Богоматерь, архангел Гавриил и 4 евангелиста: Марк, Лука, Иоанн, Матфей. Слева от царских врат, в особом киоте, величайшая святыня Древней Руси – икона Владимирской Божьей Матери, покровительницы и заступницы Русской земли. Справа от царских врат – образ Спаса на престоле «Спас золотая роза». Это византийская икона XI века.
Огромный иконостас занимает широкую стену. Перед ним молитвенные места: царское – у левого столпа. Правда, цари и царицы здесь никогда не вставали. У правого столпа – патриаршее место. Третье – великокняжеское место, Мономахов престол, выполненное из орехового дерева в 1551 году для Ивана Грозного.
Шестиметровый шатер, декорированный изображением цветов и птиц, опирается на фигуры четырех зверей с прижатыми ушами и оскаленными зубами. Восьмигранный купол увенчан двуглавым орлом. Фриз покрыт надписями из Священного Писания.
В правом углу собора, возле иконостаса, – рака святителя Филиппа. В 1568 году митрополит Филипп Колычев здесь прилюдно обвинил в зверствах Ивана Грозного, за что и поплатился жизнью. По приказу разъяренного правителя митрополита удавили.
Место важнейших государственных событий
Под сводами Успенского собора проходили главные торжества – венчание русских государей на царство. Через медные, выполненные в технике золотой наводки врата, на котором золотом нанесены 20 библейских изображений, входили члены царской семьи. Своды Успенского собора – свидетели того, как сюда вошел рыдающий 16-летний Михаил Романов.
Юный наследник боялся свалившейся на него ответственности. После Смутного времени – периода кровавых распрей и подлых предательств новому государю пришлось поднимать Россию. Церемонии венчания на царство становились грандиозными событиями в жизни страны. В Успенском соборе короновались 21 российский правитель.
В Успенском соборе совершались бракосочетания государей. Алексей Михайлович первым среди Романовых начал крестить здесь детей. В июне 1744 года Екатерина II приняла здесь православие. Под сводами собора праздновали падение ордынского ига, покорение Казани, победу в северной войне и над Турцией.
В 1812 году во время оккупации Москвы французы сняли ризы с икон и переплавили, превратив в 5.3 тонны серебра и 290 кг золота. Часть драгоценностей удалось спасти, но основную массу французы забрали с собой. Покидая Кремль, Наполеон приказал взорвать Успенский собор, но подожженные фитили чудесно погасил вдруг хлынувший дождь. 23 апреля 1814 года в Успенском соборе воспета «хвалебная песнь Господу» в честь взятия Парижа и низложения Наполеона.
Здесь же, в Успенском соборе, в 1903 году прочитали акт об отлучении Льва Толстого от церкви. В марте 1918 года из Успенского собора новая власть изъяла 65 пудов серебра, а иконы отправили в Государственную Третьяковскую галерею. По легенде, зимой 1941 год, когда фашисты стояли под Москвой, Сталин приказал тайно отслужить в Успенском соборе молебен о спасении страны от нашествия иноплеменных.
С 1382 года в Успенском соборе хоронили митрополитов и патриархов, здесь 20 гробниц. Большая часть захоронений – под полом и отмечена невысокими прямоугольными памятниками с плоскими крышками. Традиция погребений в Успенском соборе началась с захоронения здесь его основателя – святого митрополита Петра.
У западной стороны похоронен последний патриарх петровской эпохи – Адриан, «наперсник царя». Надгробия патриархов – в резных белокаменных плитах с эпитафиями. Рядом с патриаршими гробницами – Гроб Господень, где хранится посох митрополита Петра и Гвоздь Господень, которым прибивали Иисуса Христа к кресту.
Святыни Успенского собора
В Успенском соборе хранятся великие святыни России:
- риза Господня – частица одежды Иисуса Христа;
- подлинный Гвоздь Господень, которым прибили Спасителя на кресте;
- частица камня с Голгофы, обагренного кровью Господней;
- камень от гроба Богоматери;
- десница апостола Андрея первозванного;
- чудотворная икона Божьей Матери «Владимирская», список 1514 года;
- святые мощи святителя Петра, который предсказал освобождение от Орды;
- Чудотворная икона Божьей матери «Петровская».
Успенский собор – Патриарший кафедральный собор, но храм всегда открыт для туристов. С 1991 года Успенский собор входит в Государственный историко-культурный музей-заповедник Московского Кремля. По благословению Патриарха в отдельные праздники проводятся богослужения. Церковь используют для особо торжественных обрядов: и архитектура, и убранство соответствует праздникам.
Видео: история в красках
digitall_angell
.: Хроники ментальных путешествий :.
Ментальная разведка и метаконтакт. Новый взгляд на историю, медицину, “других” и возможности Матрицы
- Recent Entries
- Friends
- Archive
- Profile
- Add to friends
- RSS
Успенский собор и посох Николая, или как формируется матричная реальность
Большие картинки под катом
Для начала некоторые размышления мистера Кадыкчанского (с небольшими сокращениями для удобства читателя):
Оригинал взят у kadykchanskiy в Два “привета” из прошлого. Программа на следующие десять лет.
Вот так сегодня выглядит Успенский собор московского кремля. Согласно официальной версии, первый храм на этом месте был построен в конце XII века, и он был, конечно же, деревянным. Ну-ну. Предположим, это правда. Тогда совершенно нормальным кажется решение князя Даниила Александровича построить на этом месте собор из камня.
Но тогда, совершенно непонятно зачем Иван Калита всего через 25 лет заново перестроил этот храм.
А затем, случилось совершенно невообразимое. Иван III (Великий), дважды перестраивал собор на одном и том же месте. Первый храм был разрушен в результате московского землетрясения 20 мая 1474года, а на строительство второго, Иван позвал зодчих из Пскова. Мужики приехали, посмотрели на место, и категорически отказались что-либо тут строить. Вопрос: – Почему? Не боялись гнева президента? И денег им не хотелось? Но факт остаётся фактом. Русские не захотели восстанавливать Успенский собор.
И тут происходит вещь мистическая. Для строительства православного (по версии историков) храма, были наняты католики Фрязины (сейчас их называют итальянцами)! Объяснить это можно только предательством, ведь жену Ивану Великому, “подогнал” сам папа Павел II. И была она, по версии академиков, гречанкой.
Обратите внимание на кресты:
А как это сооружение выглядело раньше?
Смотрим дополнение в конце поста
Ассоциация с антеннами, похоже, вовсе не случайна, и об этом уже слишком много написано, потому и повторяться нет никакого желания. Явно в “настройках” что-то подправили, и сегодня Успенский либо “не работает”, либо работает не так как “работал” ранее. Это маленькое открытие только добавило мне уверенности в том, что Успенский собор московсого кремля не совсем то, что мы думаем. Слишком много связано с ним загадок.
Однако здравые человеки не безосновательно утверждают, что Софья Палеолог была вовсе не Софией, а Зоей. По сути, Зоя Палеолог, это значит Первая леди , знающая древнее слово, Бога Слова т.е. обладательница древних знаний. При том – иудейка, потому, что сведений о принятии ей и её отцом Фомой католичества – не существует. Как не существует и сведений о том, что Софья Палеолог приняла православную веру.
Осознав, этот факт, легко придти к выводу о том, что вся эта история с “греческой женой” – тщательно спланированная, мистификация.
Это, наверняка, не все загадки, связанные с Успенским собором, и тот факт, что он долгое время был главным сооружением России – неоспорим. Когда Раиса Васильевна Бастракова, моя школьная учительница истории, рассказывала о коронации последнего русского царя Николая Второго, и жуткой трагедии на Ходынском поле, у меня возник вопрос, ответа на который нет по сей день.
Вот он, этот вопрос: – “Какого лешего все Романовы, вместо того, чтобы радовать лишними выходными столичных жителей, ездили на коронацию в глухую провинцию, в Москву”?
Разве можно предположить современных перезидентов, ездящих на инаугурацию в Томск или Магадан? Нелогично, верно? Тогда почему все коронации всех русских царей проходили не в Петербурге, что логично, а именно в Успенском соборе Кремля? Что такого в этом соборе?
Не расскажут нам и о том, как появился на свет святой великомученик Николай. Есть несколько святых Николаев, самый известный – Санта Клаус, но великомученика нет в Житиях святых, тем не менее, икона такого святого есть.
Икона написана богомазом Лазарем в мае 1798 года. Это не подделка. Проводилось несколько экспертиз, каждая дала заключение о возрасте иконы примерно одинаковое – конец 18 века. Да и смысл подделывать-то, если всё об этой иконе известно. Парадокс в том, что за семьдесят лет до рождения Николая Второго, Лазарь написал точный его портрет:
Возможно, если расшифровать сцены из “жития”, изображённые на полях иконы, мы узнаем ещё много нового. Мне идентифицировать, к сожалению, не удалось ни одну из картинок. Вторая справа в нижнем ряду очень похожа на расстрел. Другого объяснения не вижу. Тогда всё сходится, и картина пророческая.
Вот это и есть первый “привет”. А второй будет лаконичным, но ещё более загадочным, потому, что касается всех нас непосредственно.
14 мая 1896 года в Успенском соборе короновался последний “русский” царь Николай второй.
На церемонии у него в руках был посох, который сохранился по сей день.
На нижней части рукояти посоха выгравирована надпись: – “14 мая 1896 7.01.2015-25”:
Первая часть понятна, это дата коронации, а вот вторая. Седьмое января 2015г. минуло только что. Что случилось в этот день? Ну, кроме Рождества, разумеется?
Те ли это события, о которых начертано на посохе? Маловероятно. Скорее всего, самое важное, как обычно “осталось на полях”, причём в тетради неизвестного нам персонажа. Но судя по этой надписи, седьмого января 2015 года мы вступили в череду событий, которая не завершится ещё десять лет.
Отрывок сеанса:
В: Какую тайну хранит Успенский собор ?
О: Я нахожусь в подземелье Успенского собора там зарыт артефакт, который напоминает трезубец, но не точно трезубец в нашем представлении, а верхушки его округлые, похожие на купола церкви. похоже на то, что этот предмет золотой
В: Что это за предмет? Какая его цель или смысл ?
О: Этот предмет держит силу или власть Романовых
В: Что означают даты на посохе ?
О: Дата означает приход аспекта души Романовых снова к власти 2015-25 – это десять лет, в которые аспект Николая должен проявить себя миру.
Интересный пример матричного программирования, не так ли?
Шумиха с датами на посохе была раздута в СМИ и соцсетях уже после 7 января 2015. Является ли сам посох оригинальным (пророческим) или сей магический атрибут был состряпан в недавнем прошлом с целью привязки к подобному вышеуказанной иконе пророчеству, не имеет особого значения. Сам факт накачивания вниманием пролетариата определенной ветки реальности на лицо. Особенно учитывая, что пролетариат не понимает огромного влияния своих мыслей на её формирование, а само качество внимания не имеет никакого значения, главное – количество. Где внимание, там и энергия; где энергия, туда и течет реальность.
Какого такого Романова нам пытаются навязать как данность?
Не того ли, который уже “проявил себя миру” в известной роли?
Можно воспринимать все это как очередную теорию заговора и просто отмахнуться, как это делают миллионы соотечественников, верящих только в официальные версии. А можно начать видеть скрытые смыслы в каждом маленьком знаке, так бережно выкладываемом на всеобщее обозрение рулевыми матрицы. Только без паранойи, конечно, достаточно стать отстраненным наблюдателем матричных игр, понимающим происходящее, но не участвующим в них, не кормящим их своим вниманием. В манифесте я уже писал, как можно забрать внимание из подобных эгрегоров, желающие да используют по назначению.
Все взаимосвязано. Ничто не случается просто так. Каждый скандал и каждая сенсация раздуваются по тем или иным многослойным причинам. Любые “совпадения” – это неосознанные нами закономерности. И чем больше мы эти закономерности осознаем, тем труднее нами управлять. Задумайтесь над этим на досуге.
Дополнение из комментариев:
Автор картины на которой изображен Успенский собор с “антеннами” – Henry Charles Brewer (1866–1950), а вот фотография этого же собора, сделанная Роджером Фентоном (1819–1869) в 1852 году, т.е. задолго до создания картины, отсюда напрашивается вывод, что “антенны” это плод фантазии автора картины – художественный вымысел.
благодарю, интересно )
а в чем разница между представленными на фото крестами (первый/ второй план), никто не задумывался? ведь антеннки-то кардинально разные.
кроме того, напомню вот такую весчь:
это не фотошоп и намек на антенны достаточно далек, скорее солнце/ кристалл с лучами, но ведь такие шарики сегодня тоже не часто встретишь, согласитесь.
есть и такие товарищи, хотя их, конечно же, можно точно отнести к фальсификациям:
Москва 19 век.
посему вывод: любое доказательство можно состряпать/ опровергнуть при достаточном желании, но это не отменяет того факта, что храмы и церкви используются как электростанции и по сей день
Успенский собор Кремля
Кафедральный патриарший собор Успения Пресвятой Богородицы или просто Успенский находится в самом сердце Москвы, на территории Государственного историко-культурного музея-заповедника Московский Кремль. Это один из самых известных и значимых православных памятников России.
Успенский собор Кремля
История
Официальная история собора началась еще в годы правления Ивана Калиты — в 1326 году. Строительство православной церкви длилось чуть больше года. Спустя столетие на Кремль обрушился пожар, который оказал разрушительное воздействие на некоторые элементы собора, в частности, на своды и северный придел. В связи с этим появилась необходимость в перестройке здания.
Успенский собор в Москве, 13 век
К 1474 году новая постройка была практически готова, но случилось землетрясение, из-за которого произошло обрушение конструкций. Для восстановления прибыл архитектор из Италии Аристотель Фиораванти. Он укрепил конструкцию железными сваями, блоками из камня и кирпича.
В успенском соборе происходила коронация Александра III, а также много других значимых событий
В новом для себя обличии Успенский собор предстал на суд общественности уже в 1479 году. Еще несколько лет потребовалось мастерам на роспись стен. Участвовал в этом нелегком деле известный в те годы иконописец Дионисий и его ученики.
Над росписью собора работали лучшие мастера иконописи. Их рисунки сохранились спустя много веков
В 16-м веке храм пережил новое потрясение — пожар, из-за последствий которого был подвергнут масштабной реконструкции. Она предусматривала закрытие медными листами верхней части белокаменной церкви. В это же время на иконостас установили четыре образа, привезенные в Кремль специально из Великого Новгорода. Это “Спас на престоле”, “Апостолы Петр и Павел”, “Устюжское Благовещение” и “Богоматерь Одигитрия”.
Практически вся площадь Успенского собора заполнена фресками или иконами
Шли годы, менялась власть и территория Кремля. Постепенно здание собора стало разрушаться. Не единожды его реконструировали и перестраивали, а во времена наполеоновских войн и вовсе разграбили. Были похищены Владимирская икона Божией Матери, Корсунские кресты, а часть драгоценных риз с икон переплавили.
Успенский собор Кремля, 1913 год
Только в 20-м веке приняли решение восстановить первоначальный облик здания. Специалистам удалось расчистить иконы 14-го века. В 1955 году собор распахнул двери уже в статусе одного из музеев Московского Кремля. Сегодня он также остается музейным комплексом, даже несмотря на то, что в его стенах регулярно проводятся церковные службы.
Величие и история собора вдохновляют современных художников и фотографов. Купола Успенского собора, фото Марка Редькина
Как добраться до Усенского собора
До Кафедрального патриаршего собора Успения Пресвятой Богородицы можно добраться как в составе экскурсионной группы, так и самостоятельно. В последнем случае необходимо будет воспользоваться общественным транспортом или службой такси.
Попасть к достопримечательности можно и на личном автомобиле, доезжать следует до Кремля.
Точный адрес: Россия, Москва, Кремль, Соборная площадь.
Как добраться от Киевского вокзала:
Метро:от станции Киевская по синей ветке до станции Арбатская (4 минуты).
Автобус:от остановки Киевский вокзал на автобусе №840 до гостиницы “Украина” (4 минуты).
Автобус:от гостиницы “Украина” на автобусе М27 до ст. м. Библиотека им. Ленина (8 минут).
Как добраться от аэропорта Домодедово:
Электричка:от аэропорта Домодедово до Павелецкого вокзала (45 минут).
Метро:от станции Павелецкая по зеленой ветке до станции Театральная (5 минут).
Автобус:от аэропорта Домодедово на автобусе №308 до ст. м. Домодедовская (44 минуты).
Метро:от станции Домодедовская по зеленой ветке до станции Театральная (29 минут).
Успенский собор на карте
Что посмотреть
Успенский собор будет интересен как достопримечательность не только верующим гражданам, но и тем, кто увлекается историей, иконописью, архитектурой. В его стенах собрана уникальная коллекция изображений святых.
Архитектура
На сегодняшний день это единственное в Москве и на территории Кремля строение, первоначальный облик которого удалось сохранить и восстановить спустя столетия. Над строительством храма в разное время корпели такие специалисты, как Кривцов и Мышкин, а также итальянец Аристотель Фиораванти. Совместными усилиями им удалось создать православный памятник — белокаменную пятиглавую церковь, которая визуально состояла из 12 квадратов, разделенных крестовыми сводами.
К работе над строительством собора были привлечены лучшие мастера государства, а также итальянский архитектор
Некоторые элементы здания были построены из обычного кирпича — это и своды, и восточная стена, и алтарная преграда, и круглые столпы. Правда, часть из них все же позже облицевали камнем белого цвета, чтобы сделать внешний вид постройки единым и более гармоничным.
Фасад Успенского собора после реставрации
Во время проектирования объекта предусмотрели возможную роспись фасадов. Позже на южной стене появился образ Владимирской Богоматери, рядом с которым расположились архангелы Михаил и Гавриил. Здесь же можно увидеть фрески митрополитов Москвы — Петра, Иона, Алексия, Филиппа.
На южной стороне фасада изображена икона Владимирской Богоматери, а чуть ниже архангелы и митрополиты
Северную сторону украшает фреска “Собор апостолов”, а также Исай, Пафнутий Боровский, Леонтий и Игнатий Ростовские, Сергий Радонежский и Дмитрий Прилуцкий. На восточном фасаде появилась картина “Новозаветная Троица”.
На северной стороне, под башнями, изображена фреска “Собор апостолов”
В южной части храма установили двустворчатые врата. Существует легенда, по которой они были привезены самим Владимиром Мономахом. Двери украшены библейскими изображениями. Этот вход считался центральным, именно через него внутрь попадали члены царской семьи.
Центральный вход украшен библейскими изображениями, и раньше был использован для входа царственных особ
Есть у этой церкви еще одна уникальная особенность — звонящий колокол, который на сегодняшний день считается самым большим на территории Москвы.
Иконостас
Эксперты сходятся во мнении, что ценность Успенского собора заключается в его главном иконостасе, год создания которого записан в исторических справках как 1653. Для создания этого уникального элемента пригласили 69 мастеров-иконописцев. Они прибыли в Москву из Осташкова, Ярославля и Костромы.
Главной особенностью Успенского собора является иконостас, который был изготовлен более 5 веков назад
Иконостас был разделен на 5 ярусов — праотеческий, пророческий, праздничный, деисусный и местный. Их общая высота равняется 16 метрам. Каждый из рядов или чинов, как принято говорить в православном мире, представляет собой уникальную картину. Можно увидеть изображения Святой Троицы, пророков, стоящих перед Богоматерью, а также сценки из Евангелия — Рождество Богоматери, Успение Пресвятой Богородицы, Крещение, Благовещение Пресвятой Богородицы, Вход Господень в Иерусалим, Страшный суд и т.д.
Иконы собора расположены на несколько ярусов, и в некоторые места есть доступы только духовным особам
Особым украшением интерьера церкви считают икону “Спас на престоле”, датированную 11-м веком. Есть более молодые, но не менее ценные шедевры иконописи — например, “Митрополит Петр с житием”. В некоторых исторических справках сказано, что создателем этой картины значится Дионисий.
Фреска “Спас на престоле” датируется 11 веком, также ее еще называют “Апокалипсис”
В первой половине 20-го века собрание икон собора пополнилось несколькими образами, прибывшими в Москву из Соловецкого монастыря.
Стоит посетить все уголки собора, чтобы проникнуться святой историей и чудесами, связанными с иконами
Царское место
В южной части храма непосредственно перед иконостасом находится необычное сооружение. Оно представляет собой шатер, созданный из липового и орехового дерева. Появилась эта деталь в интерьере собора еще во времена правления Ивана Грозного и по его приказу. Вот уже несколько столетий достопримечательность называют не иначе как Царское место.
В Московском государственном историческом музее есть уменьшенная копия Царского места. Там его можно рассмотреть более детально
Высота шатра равняется 6,5 метрам. У основания расположились четверо зверей. Создатель сего шедевра использовал большое количество мелких резных деталей, напоминающих животных, птиц, цветы и другой растительный орнамент. На стенах Царского места можно рассмотреть и барельефы из дерева.
Венчает шатер резные фигуры зверей и цветов а по периметру есть надписи на старославянском языке
Купол шатра украшают кокошники и двуглавый орел. На фриз были нанесены фразы и записи из Священного Писания. Если рассматривать более подробно барельефы на столбах Царского места, можно заметить небольшие сценки из “Сказаний о князьях Владимирских”. Во время реконструкции, проведенной в 1907 году, орнаменты и надписи покрыли позолотой.
Купол Царского места украшен барельефами сказаний о князьях Владимирских и крещении Руси
Некрополь
Спустя 56 лет после того, как Успенский собор был построен, здесь завели традицию хоронить митрополитов и патриархов. Изначально планировалось, что в усыпальнице будут погребать не только представителей духовенства, но и высокопоставленных чинов. Но после завершения строительства некрополя в Архангельском соборе от этой идеи отказались.
Большая часть захоронений приходится на Архангельский собор, в котором выстроен полноценный некрополь
На сегодняшний день в соборе находятся могилы 20 глав Русской церкви. Захоронения располагаются в разных частях сооружения. Надгробия долгое время представляли собой обычные памятники, но в 1913 году они были скрыты под чехлами, выполненными из серебреной латуни, украшенными золотыми крестами и надписями.
В Успенском некрополе захоронены останки 20 глав государств. Их гробницы украшены красным саваном и золотыми надписями
Несмотря на то, что на территории храма хоронили исключительно патриархов и митрополитов, когда-то была здесь и могила московского, владимирского и новгородского князя Юрия Даниловича.
В Успенском соборе ранее был захоронен князь Юрий Данилович, сейчас его мощей там больше нет
Еще одна яркая деталь Успенского собора — Гроб Господень, где находится посох митрополита Петра и Гвоздь Господень.
Часы работы и стоимость билетов
Часы работы:
- С 15 мая до 30 сентября — с 09.30 до 18.00 (выходной — четверг);
- С 1 октября по 14 мая — с 10.00 до 17.00 (выходной — четверг).
Стоимость билетов:
- Взрослым — 700 руб.;
- Студентам — 350 руб.
Льготы предоставляются только детям до 16 лет, инвалидам и их сопровождающим, сотрудникам музеев Министерства культуры РФ, военнослужащим, гражданам, удостоенным званий Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации, участникам ВОВ.
В Успенский собор Кремля можно попасть как на богослужение, так и в рамках экскурсии. Стоит заранее узнавать, какие мероприятия проходят в день посещения
Правила посещения
- На входе в музейный комплекс следует в обязательном порядке пройти досмотр.
- Нельзя проносить внутрь взрывчатые, ядовитые вещества, алкогольные напитки.
- На экскурсию не следует брать с собой дорожные сумки или чемоданы, а также велосипеды и самокаты.
- К участию в богослужениях, проходящих здесь только по крупным православным праздникам, допускаются граждане, получившие разрешение Московской патриархии Русской православной церкви. Для осмотра собора в качестве достопримечательности разрешение не требуется.
- Разрешается производить фото- и видеосъемку на территории Московского Кремля.
Недавно Успенский собор был отреставрирован и под слоем кирпича были найдены еще несколько фресок
Интересные факты
- Успенский собор был основан в 14-м веке великим князем Иваном I Даниловичем Калитой.
- Храм был перестроен несколько раз — дважды после пожаров и один раз после землетрясения.
- Здание является самым старым в Москве, из числа тех, что сохранились в первоначальном виде до наших дней.
- На территории храма расположены усыпальницы патриархов Москвы.
- В этой церкви прошла коронация последнего российского императора Николая II.
- Литургии и богослужения здесь проводятся редко — в основном только по большим православным праздникам.
В особенные для христианского мира дни, в Успенском соборе богослужения проводит митрополит
Полезные советы
- Приобретать билеты удобнее всего на официальном сайте Государственного историко-культурного музея-заповедника Московский Кремль, так как очереди в кассу могут быть длинными.
- Не рекомендуется приезжать в Кремль на личном автомобиле — могут возникнуть проблемы с парковкой.
- Женщинам следует заранее озаботиться гардеробом, так как посещать эту достопримечательность с непокрытой головой и открытыми коленями или плечами нельзя.
Панорама около Успенского собора Кремля в Москве
Успенский собор Кремля в Москве на видео
Успенский собор обязательно стоит посетить по приезду в Москву, ведь на сегодня это не только самое старое здание, но еще и место, сохранившее уникальные иконы, фрески 14-го века. Заодно можно прогуляться по территории Кремля, увидеть вживую храм Василия Блаженного или зайти за настоящим советским мороженым в ГУМ.
Визитная карточка
Адрес
Россия, Москва, Кремль, Соборная площадь
Стоимость
Взрослым — 700 руб.;
Студентам — 350 руб
Время работы
С 15 мая до 30 сентября — с 09.30 до 18.00 (выходной — четверг);
С 1 октября по 14 мая — с 10.00 до 17.00 (выходной — четверг)
Главный храм Русского государства: Успенский собор Московского кремля
Главный храм Русского государства — именно таким официальным статусом на протяжении почти четырёх веков обладал Успенский собор, располагающийся на нынешней территории Московского кремля. Не преуменьшилось его значение для духовной жизни нашей страны и после того, как страна стала Российской империей, а столицу перенесли в Санкт-Петербург. Успенский собор продолжал оставаться местом коронации абсолютно всех российских императоров, начиная с Петра II.
30 апреля 2015 года Успенский собор, такой, каким мы его знаем сегодня, отмечает своё 544-летие с момента закладки первого камня в 1471 году. Однако первые храмы на этом самом месте появились задолго до того, как Успенский собор приобрёл свой нынешний вид.
От дерева к белому камню
Храм стоял на нынешнем месте Успенского собора едва ли не с момента основания. Но лишь в XIV веке, при княжении Ивана I, на смену деревянному собору пришёл каменный, ставший первым каменным храмом во всей Москве.
Стены собора Успения Пресвятой Богородицы, сооружённого в 1326–1327 годах, были выполнены из белого камня. Этот четырёхстолпный, трёхапсидный, трёхпритворный, одноглавый храм был выполнен по образцу Георгиевского собора, расположенного в городе Юрьеве-Польском, что во Владимирской области. Увенчанный характерными для архитектуры того времени кокошниками храм был выложен грубой кладкой из квадр белого камня, перемежающихся с гладкотёсанными элементами архитектурного декора.
Однако ближе к концу XV века храм обветшал и требовал реконструкции — своды приходилось подпирать лесами, а крыша то и дело грозила обвалиться. Да и по своей архитектуре, и по своим размерам храм перестал соответствовать статусу главного кафедрального собора растущего государства Московского.
«Метрополит Филипп стал усердно помышлять о постройке нового каменного соборного храма в Москве, ибо старый, построенный Калитою, от древности и от многих пожаров грозил уже разрушением, своды его уже были подкреплены, подпёрты древами толстыми», — говорится в летописи, датированной примерно 1471 годом.
«Быть трус во граде Москве»
В том же 1471 году, 30 апреля по новому стилю, и заложили первый камень нового главного собора государства. Строительство было доверено двум русским зодчим Кривцову и Мышкину. По их задумке, храм должен был поражать своими размерами — ничего подобного на Руси до этого не видывали.
Одна только кладка стен продолжалась порядка пяти лет и даже не была завершена к 1475 году. Однако завершиться строительству под руководством двух известных зодчих было не суждено. Причиной срыва послужило одно из немногих землетрясений, зафиксированных на территории нынешней Москвы, обычно не подверженной колебаниям земли.
«Быть трус во граде Москве и церковь Святой Богородицы, сделанная бысть уже до верхних камор, падеся в 1 час ночи, и храми все потрясошася, яко и земли поколебатися», — говорится в записи летописца о том времени.
Это землетрясение стало первым из немногих, задокументированным на территории современной Москвы. Но оно оказалось настолько сильным, что стены возводившегося на протяжении четырёх лет храма не выдержали и разрушились практически до основания.
Храму быть
После природного катаклизма Иван III принял решение сменить архитектора и пригласил из Италии известного зодчего того времени Аристотеля Фиорованти, который полностью разобрал остатки существовавшего здания и начал строительство нового храма — по образу и подобию уже существовавшего Успенского собора во Владимире.
Строительство завершилось в 1479 году, когда собор и был освящён митрополитом Георгием. Храм получился поистине огромным для Москвы, доселе не видывавшей таких масштабных каменных сооружений. С тех пор практически в неизменном виде храм и дошёл до наших дней — шестистолпным, пятиглавым, пятиабсидным собором.
Основная роспись храма проходила в конце XV – начале XVI веков. В ней принимал участие известный иконописец Дионисий. Однако спустя почти полтора века собор был расписан заново. Правда, в отдельных местах всё же остались фрагменты первоначальной росписи, которые сегодня являются уникальными памятниками древней фресковой живописи на территории Московского кремля.
Первое венчание на царство в этом соборе произошло почти полвека спустя после закладки первого камня — в 1547 году на царствие был повенчан Иван IV, впоследствии прозванный Грозным. Здесь же проходил и Земский собор, на котором в 1613 году государем всея Руси был избран Михаил Фёдорович — именно здесь зарождалась история царского рода Романовых, правящих Россией вплоть до революции 1917 года, когда к власти пришли большевики.
За это время храм пережил множество несчастий — часто страдал от пожаров, после каждого из которых его ждало обновление или полная реставрация. В 1547 году после одного из таких пожаров были обновлены купола собора — вызолоченными медными листами. Так Москва стала златоглавой.
Наибольший урон храм понёс в 1812 году, когда его стены были осквернены солдатами армии Наполеона. Само здание было в очередной раз подожжено, а все сокровища, в том числе и православные реликвии, были вынесены французами. Правда, многие ценности ещё ранее удалось спасти, эвакуировав их в Вологду.
Сегодня
На грани XIX и XX веков храм несколько раз подряд реставрировался, продолжая оставаться главным собором в Российской империи. Здесь же в 1917 году на Всероссийском поместном соборе Православной церкви было принято решение о восстановлении патриаршества в российской церкви и чуть позже — интронизация патриарха Тихона.
Однако в том же году грянула революция. Вскоре богослужения в храме были прекращены, а весь Московский кремль закрыт для посещения простым народом — в кремлёвские дворцы переехал Владимир Ленин с остальным руководством государства. Последняя перед закрытием служба прошла 5 мая 1918 года — на Пасху.
Долгое время судьба собора оставалась неясной, пока в 1955 году в его стенах не был открыт музей. Фактически, частью экспозиции храм остаётся и по сей день, являясь частью Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский кремль». Но отдельные службы с благословения патриарха всё же в храме проводятся.
Успенский собор Московского Кремля
ГЛАВНОЕ
- Замечательный культурно-исторический памятник, символ древнерусского зодчества.
- Красивые фрески XVII-XVII веков, наглядный пример православного монументального искусства.
- Очень ценные иконы XIII-XIV веков.
- Мощи московских патриархов ‒ святителей Ионы, Филиппа II, Гермогена и Петра.
Успенский собор Московского Кремля — главный православный храм Русского государства XV-XIX веков, в котором венчались на царство все императоры династии Романовых. Успенский собор также являлся усыпальницей московских митрополитов и патриархов. Это один из самых древних и замечательных культурно-исторических памятников России, символ древнерусского зодчества. Собор был построен в 1475-1479 годах и посвящен празднику Успения (отхода к Богу) Богоматери, которая, как считается, особо покровительствует России. Свой высокий статус собор сохранил и после того, как в начале XVIII века столица Российской империи была перенесена в Санкт-Петербург.
Архитектор собора, итальянец Аристотель Фиораванти, удивительным образом соединил русские традиции церковного строительства и современные ему европейские архитектурные технологии. Помимо архитектуры, храм примечателен настенной живописью: прекрасные фрески XV‒XVII веков являются наглядным примером православного монументального искусства. С 1990 года Успенский собор является Патриаршим кафедральным собором. Но богослужения в соборе проводятся редко, и фактически он всегда открыт для туристов.
Здесь в раках почивают мощи святителя Петра Московского, по благословению которого в 1326 году на этом месте был заложен первый Успенский собор, а также покоится прах московских патриархов свв. Ионы, Филиппа II и Гермогена. В Успенском соборе находятся несколько бесценных древние иконы XIII в.-XIV в.
История строительства собора
История его строительства была долгой и богатой событиями. Первый храм на этом месте появился при князе Иване Калите (в начале XIV века), но вскоре обветшал и перестал вмещать всех прихожан. .Да и Москва уже перестала быть центром отдельного княжества – она превратилась в столицу объединенного Русского государства. Поэтому в XV веке началось строительство нового собора – большого и украшенного соответственно своему высокому статусу. Строительством руководили архитекторы Кривцов и Мышкин. Примечательно, что в качестве образца им было предписано взять Успенский собор города Владимира, который был политическим и культурным центром Руси в XII-XIV веках. Таким образом, московские князья стремились подчеркнуть связь между старой и новой столицами, продемонстрировать роль Москвы как города-объединителя русских земель.
Строительство велось быстро, новый храм был возведен до уровня сводов, но в 1474 году обрушился в результате землетрясения. Созванная тут же «следственная комиссия», состоявшая из псковских мастеров-каменщиков, установила, что при работах был использован некачественный раствор, да и материал был плохой. Возможно, не случись природного катаклизма, здание простояло бы несколько лет, но вряд ли дошло бы до наших дней. Тогда великий князь Иван III, очевидно, утратив доверие к отечественной строительной школе, принял решение заказать проект приглашенному архитектору из Италии – Аристотелю Фиораванти. Ему также было предписано ориентироваться на владимирский Успенский собор, в остальном же была предоставлена относительная свобода действий. Стройка, которой руководил итальянец, поразила москвичей скоростью и новыми приемами работы. При этом Фиораванти пришлось построить первый в Руси кирпичный завод, располагавшийся в современном московском районе Калитники.
Архитектура и убранство
Творение Фиораванти является украшением Москвы и жемчужиной Соборной площади. Он чутко воспринял дух и смысл русского церковного зодчества, его простоту, строгость, традиционное пятиглавие, перспективные порталы, аркатурно-колончатые пояса. Использовал он характерный для Москвы облицовочный материал – белый камень. Однако Фиораванти привнес и новые черты в русское искусство: Успенский собор напоминает некоторые зальные церкви севера Италии, так как все его своды расположены на одной высоте. Благодаря этому его внутреннее пространство получилось очень целостным и светлым. Опираются своды на четыре круглые колонны с капителями, форма которых также была традиционной для Италии XI‒XIII веков. Еще одна особенность Успенского собора – удлиненная западная часть, что роднит его с привычными для Аристотеля базиликами. Таким образом, архитектору удалось сделать собор большим и вместительным, сохранив при этом привычные для русского храма пропорции. Из-за этого главный купол храма, расположенный по традиции над амвоном, поддерживается опорами разной формы: двумя круглыми колоннами и двумя квадратными столбами, расположенными за алтарной преградой. Новым для Руси было широкое применение в строительстве кирпича, из которого выложены крестовые своды, квадратные столпы и барабаны.
На фресках, которыми покрыты стены собора, четко и подробно изображены сюжеты из Ветхого и Нового Заветов, а также почитаемые на Руси святые. Основные работы по росписи стен и пятиярусного иконостаса Успенского собора относятся к середине XVII века. Реставрация этих росписей была проведена в 70-80-е годы XX века. Стоит обратить внимание на интересный художественный прием: поверхность колонн разбита художником на ярусы более низкие по сравнению с теми, что расположены на стенах. Таким образом, пространство храма кажется менее просторным, зато более высоким, устремленным вверх. Кроме того, в Успенском соборе находятся несколько бесценных древних икон: «Спас Златые власы» (XIII в.) и «Спас Ярое Око» (XIV в.).
И, конечно, на Успенский собор необходимо посмотреть как на часть Кремля и города: он не только организует пространство Соборной площади, но и во многом формирует знаменитую кремлевскую панораму, которая давно стала визитной карточкой Москвы.
Успенский собор
Московского Кремля
«Как един камень» — так издавна характеризовали в летописях Успенский собор Московского кремля, на данный момент — старейшее здание российской столицы. Начав свою историю в 1326 году, храм пережил множество пожаров, разграбление войсками Наполеона, обстрел артиллерией красногвардейцев и даже землетрясение, но все-таки сумел выстоять в буре исторических событий. А монолитная архитектура храма авторства итальянского зодчего Аристотеля Фьораванти обрела символическое значение, превратившись в метафору стойкости русского народа и православной веры.
Помимо многих почитаемых икон в Успенском соборе хранятся такие реликвии, как, например, Гвоздь Господень и посох святителя Петра — митрополита Киевского и всея Руси, ставшего инициатором строительства собора. Однако и человеку, далекому от религии, будет крайне интересно посетить этот храм.
Расположенный на Соборной площади, в самом сердце Московского Кремля, Успенский собор также прочно вошел в историю страны. С 1498 года в нем начали проводить коронации. В 1613 году здесь был венчан на царство Михаил — первый правитель из рода Романовых, а в 1896 году корону получил последний российский император Николай II. Кроме того более 3 веков собор являлся местом упокоения глав Русской церкви. Не теряя культового значения, Успенский собор представляет собой красноречивый памятник тому, как тесно всегда стояли друг к другу светская и религиозная власть на Руси.
История создания Успенского собора Московского Кремля
Годом создания Успенского собора Московского Кремля считается 1472-й, когда состоялась торжественная церемония по поводу закладки и начала строительства храма в том виде, в котором его можно видеть и сейчас. Но церковь на его месте стояла и прежде, и подлинная история собора на самом деле длиннее почти на полтора века.
Первая закладка храма состоялась в 1326 году. Русь, раздробленная на княжества, находилась тогда под властью Орды. В Москве правил Иван Калита, который, опираясь на поддержку ордынских ханов, победил в противостоянии с Тверью, а затем присоединил к своему княжеству ряд земель, выкупив их у золотоордынцев. Самым же успешным шагом на пути возвышения Москвы стало налаживание отношений с официальной религиозной властью, и какое!
Митрополит Киевский и всея Руси Петр, находившийся, как и его предшественники, во Владимире, в 1322 году переехал в Москву, сделав ее официальной резиденцией глав Русской церкви, а 4 года спустя инициировал строительство первого Успенского собора. Таким образом создание этого храма изначально стало политическим шагом, усилившим независимость Москвы и упрочившим положение княжества.
Первое здание сложили из грубо обтесанного белого камня, было оно одноглавым и имело всего три апсиды. Позднее его несколько расширили за счет пределов. Главной святыней была византийская икона «Богоматери Одигитрия, с праздниками на полях». Собор простоял полтора века, но был сильно поврежден во время пожара 1470 года.
К этому времени Русь уже была освобождена от татаро-монгольского ига, глава церкви именовался митрополитом Московским, а не Киевским, а сама Москва активно претендовала на центр государства, вокруг которого могли объединиться раздробленные земли. В связи с этим Успенский собор решили не восстанавливать, а капитально перестроить, сделав более грандиозным.
Проект второго Успенского собора, который осуществлялся под руководством бояр Ховриных, просуществовал несколько лет. Впрочем, и он вошел в историю, поскольку внутри огромной стройплощадки в 1472 году построили деревянную церковь, в которой венчались Иван III, позднее прославившийся как правитель, положивший конец раздробленности, и Софья Палеолог. Два года спустя почти законченный храм разрушило землетрясение.
Стало очевидно, что новый собор должен иметь не только впечатляющий архитектурный облик, но и крепкую конструкцию. Это и объяснило выбор исполнителя. К тому времени Аристотель Фьораванти, 60-летний уроженец Болоньи, успел стяжать в Италии славу не только первоклассного архитектора, но и отличного инженера. Приступив в 1474 году к работе над Успенским собором, он сразу внедрил ряд новшеств. Во-первых, белокаменная кладка сочеталась с кирпичной, хотя внешне отличия не было; во-вторых, стены укрепили сваями из железа.
Обновленный Успенский собор освятили в 1479 году, парой лет позже иконописей и мастер фресок Дионисий вместе с учениками расписал его стены, а в 1498 году состоялась первая коронация — Иван III передал атрибуты венчания на царство внуку Дмитрию. В 1547 году здесь был коронован Иван IV.
При Грозном рядом с южными вратами собора появилось «Царское место» — роскошный резной шатер высотой 6,5 метра, в котором отдельно от других прихожан участвовал в церковных службах глава государства. Также именуется «Мономаховым троном» из-за барельефа, размещенного на основании и изображающего сюжеты «Сказаний о князьях Владимирских».
В XVII веке наступила эпоха царствования Романовых. Первый ее представитель — избранный Земским сбором 1913 года царь Михаил Федорович — получил в подарок от правителя Персии Аббаса I драгоценную реликвию — фрагмент ризы Господней. Также при первых Романовых обновляется само здание: проводится капитальный ремонт после пожаров, своды укрепляются армированием.
Следующий, XVIII век в истории Успенского собора отмечен большим пожаром 1737 года, уничтожившим, по свидетельствам современников, четверть Москвы. Восстановлением Успенского собора, как и других храмов Кремля и окрестностей, включая Собор Василия Блаженного, руководил архитектор Иван Мичурин. Из-за масштабов ущерба до восстановления росписи внутри Успенского собора дошли только 30 лет спустя.
К рубежу столетий иконостасы южной и северной стен пополнились иконами из Оружейной палаты. Для них были изготовлены оклады из золота и серебра. Однако прихожане и священнослужители любовались ими недолго: в 1812 году занявшие Москвы солдаты Наполеона переплавили украшения в тонны слитков драгметаллов, а заодно при отступлении вынесли все возможные ценности, включая фрагмент Господнего хитона.
В 1813 году Успенский собор освятили заново, и последующее столетие выдалось для него на редкость мирным. В 1896 году перед коронацией Николая II провели большой ремонт, в ходе которого вскрыли роспись XVI века. В 1910-х годах было решено полностью освободить древние шедевры. Реставраторы обновили изображения, добавив недостающие фрагменты, позолотив фоны и укрепив краску олифой. Благодаря этим работам росписи можно видеть и сегодня.
Последняя служба в Успенском соборе состоялась в апреле 1918 года, но восстановление фресок удалось продолжить, в том числе — после Великой Отечественной войны. С 1955 года церковь функционировала как музей. В этом статусе Успенский собор пребывает и сегодня, являясь частью музея-заповедника «Московский Кремль». Но с благословения патриарха здесь иногда проводятся богослужения.
Иконы
Главный иконостас расположен напротив западных ворот. Ансамбль, состоящий из 69 икон, был создан в 1653 году несколькими художниками из Костромы и Ярославля всего за 10 месяцев. Структурирован в 5 рядов. Верхний, праотеческий ряд включает не только изображение праотцов в полный рост со свитками, но и икону святой Троицы. Пророческий уровень составляют 17 образов. Праздничный ряд заполнен иконами на сюжеты основных событий Нового завета. Деисусный ряд включает образы апостолов, икону с молитвой святых на Страшном Суде, икону «Спас Вседержитель». В нижнем ряду — «Спас Златая риза» и «Спас Ярое око».
У южной стены располагаются наиболее древние иконы, в том числе «Митрополит Петр с житием». Считается, что она написана последователем Андрея Рублева Дионисием. Иконостас у северной стены содержит иконы авторства служителей Соловецкого монастыря. Их привезли в 1923 году. Наиболее известны образы «Достойно есть» и «Богоматерь Боголюбская, с житием Зосимы и Савватия Соловецких».
Расписание богослужений
Богослужения в Успенском соборе проходят в дни значимых церковных праздников, например, в день Успения Пресвятой Богородицы. Попасть на службу можно только с пригласительным билетом. Дополнительные вопросы можно уточнить на сайте Московского патриархата.
Фрески
Самые древние фрески не только Кремля, но и всей Москвы можно найти на алтарной преграде Успенского собора. Дионисий и его артель писали эти изображения в первые годы существования построенного Фьорованти храма. Главные герои фресок — монахи-подвижники, получившие статус преподобных. От выцветания и разрушения образы спасло то, что они были долго скрыты иконостасом, а нашли их только к концу XIX века.
Фрески центральной части собора создавались в середине XVII века. Они делятся по циклам: «Земная жизнь Богоматери», «Земная жизнь Христа», «Вселенские соборы», «Акафист», «Страшный суд». Также расписаны купола, столпы и своды. Пять глав собора служат 5 полотнами для различных образов Бога. На столпах изображены 135 мучеников, которых почитают «столпами церкви».
Архитектура
Облик Успенского собора удивляет отличием от традиционной для русских и византийских церквей крестово-купольной модели. В привычном варианте можно было бы наблюдать сочетание различных по объему частей здания. Фасад же Успенского собора состоит из одинаковых по ширине и высоте прясел, завершающихся дугами закомар, что рождает ощущение монолитности.
На уровне окон нижнего яруса расположен «пояс» здания — архитектурно-колончатый фриз. В отличие от других церквей, он не столь объемен и выразителен и прекрасно дополняет сдержанный стиль собора.
В композиции присутствует асимметрия, которую легко увидеть, если взглянуть на храм со стороны южного фасада. Главы собора, а также южные и северные ворота смещены в направлении востока. При этом расположенные с восточной стороны апсиды не такие объемные, как в византийской традиции, и прикрыты пилонами. Все вместе усиливает впечатление массивности, основательности, слитности.
Как добраться
Чтобы посетить Успенский собор Московского кремля, нужно приобрести билет в кассе музея-заповедника (находится в Александровском саду) либо через Интернет — на официальном сайте музейного комплекса. Доступны билеты как для самостоятельного посещения, так и в составе экскурсии.
Добраться до Кремля можно на метро. Ближе всего расположен восточный вестибюль станции «Александровский сад» (голубая ветка). Попасть на нее можно, если приехать на станции «Библиотека им. Ленина» (красная), «Боровицкая» (серая), «Арбатская» (синяя). Лучше уже под землей, следуя по указателям на той станции, куда вы прибыли, пройти к нужному вестибюлю «Александровского сада». Также поблизости находятся станции «Площадь Революции» (синяя ветка), «Театральная» (зеленая), «Охотный ряд» (красная).
Ближайшая автобусная остановка — «Метро «Библиотека имени Ленина». До нее следуют автобусы № 144, м1, м2, м3, м6, м27, н2 (ночной), н11 (ночной).
Также можно воспользоваться такси. В Москве работают Gett, Uber, «Яндекс. Такси», «Максим». Вызвать авто по нужному адресу можно через мобильное приложение выбранной компании-перевозчика.
Панорама Успенского собора Московского Кремля:
Видео об Успенском соборе в Москве:
Знаки СПМД (ЛМД) и ММД на монетах
В настоящее время чеканка монет в России ведется на двух монетных дворах – на Санкт-Петербургском и Московском. На продукции монетных дворов можно обнаружить их обозначение.
Эти знаки в виде букв СПМД (СП) и ММД (М) нумизматы называют по-разному: минтмарка, монограмма, клеймо, значок, печать, эмблема, логотип, штамп. Но Банк России на официальном сайте в отношении букв с обозначением монетного двора использует термин “товарный знак”.
Учитывая, что место чеканки порой существенно влияет на стоимость монеты, необходимо уметь отличать товарные знаки монетных дворов (МД). Давайте разберемся, какие варианты обозначений могут быть на деньгах, что они означают, а также, как легко их различать.
Как выглядит знак СПМД (ЛМД) на монетах
Санкт-Петербургский монетный двор до 1996 года назывался Ленинградским. Его обозначение на советских монетах появилось только в 1991 года в виде буквы “Л” справа от герба СССР. Но уже в том же 1991 году происходит денежная реформа, и знак меняется на рублях с “Л” на “ЛМД”. На рублях образца 1997 года, которые чеканятся и в настоящее время, используется клеймо, которое пишется из букв “СПМД”, а на современных копейках эмблема упрощена до сокращения “СП”.
Смотрим фото с изменениями логотипа Санкт-Петербургского монетного двора:
Фото знака в виде буквы Л на деньгах СССР 1991 года:
Монеты Государственного банка СССР 1991 года:
Современные деньги регулярной чеканки (слева – 1 рубль, справа – 50 копеек):
Эмблема СПМД на современных юбилейных рублях (слева – юбилейные 10 рублей биметалл, справа – юбилейные 10 рублей стальные с латунным покрытием):
Знак ММД на монетах
Московский монетный двор впервые на монетах регулярного выпуска указал на место чеканки в 1990 году, использовав для небольшого числа экземпляров штемпели аверса с буквой “М”. Такие деньги 1990 года стали редкостью и стоят в наши дни до 25 тыс. руб. В последующем знак фабрики появился уже на всей продукции и был усложнен до “ММД”. Практически в таком же виде он дошел до современных рублей образца 1997 года. А на копейки наших дней вернулась буква “М”.
На фото показаны изменения символа Московского монетного двора:
Фото значка в виде “М” на дензнаках СССР 1991 года:
Рубли и копейки Государственного банка СССР 1991 года:
Современные монеты Банка России (слева- знак на рублях 1997 года, по центру – на рублях 2006 года, справа – на копейках):
Буквы ММД на юбилейных монетах современной России:
Как отличить?
Знаки СПМД (ЛМД) и ММД очень легко различить, вам даже не потребуется их увеличение, чтобы прочитать буквы. Эмблемы монетных дворов имеют серьезные отличия в форме. У СПМД (ЛМД) форма больше напоминает овал, а клеймо ММД округлой формы с “шапочкой”, образованной завитком буквы “Д”. Посмотрите на следующие фото:
Статьи по теме
- Дорогие, редкие и ценные монеты современной России
- Самые дорогие и редкие монеты СССР
- Разновидности монет (каталог с ценами, стоимость самых дорогих разновидностей)
- Какие монеты можно дорого продать
- От чего зависит цена монеты?
- Где продать монеты?
- Оценить монету по фото онлайн
- Скупка монет
- Где сдать монеты?
Понравилась статья? Лайк и репост будут лучшей благодарностью.
Не продавай монеты , пока не прочтёшь это
Руководство по заработку
Вопросы и замечания по данной статье можно оставить в комментариях: