Фото Свиржского замка (19 фото)

Фото Свиржского замка (19 фото)

Этот Замок не первый, построенный на этом холме. А вот когда появился первый достоверно неизвестно. Есть основание считать, что небольшой каменный Замок был построен при Свиржских, которым эти земли достались во второй половине 15го века. Функции Замка были исключительно оборонными.
В середине 17го века обветшавший Замок покупает А.Цетнер. И сразу начинает заниматься реконструкцией замка. В ходе перестройки, старый замок Свиржских, практически, полностью прекратил своё существование, от него остались только фундаменты, подвальные помещения и фрагменты стен на уровне нижних ярусов.

Несколько подробнее о том, что получилось. С некоторыми перестройками мы его видим и сейчас.

Новый Замок был размещён на 2-х уровнях (террасах) – восточной и западной. В плане замковый комплекс имел вид трапеции, вытянутой по оси северо-запад – юго-восток. Широкая часть приходилась на южную (напольную) сторону, а к северу ширина замка постепенно сужалась. Такая планировочная структура была продиктована рельефом замкового холма. Толщина стен и башен Замка колебалась от 1 до 1,5 метров, в зависимости от важности участка укрепления.
На фото нижняя террасса – слева.

Верхний парадный двор. Здесь располагался главный двор замка, состоящий из двух частей. Основная площадка занимала более 2/3 замкового двора, а у северного корпуса была устроена небольшая терраса с балюстрадой. К террасе вела широкая каменная парадная лестница, находящаяся по центру корпуса. По периметру двора находились жилые корпуса. Северный, восточный и западный корпуса были 1-этажными с подвалами.

Структура внутренней планировки жилых корпусов была построена по коридорно-анфиладной схеме, которая подразумевала наличие сквозного коридора, к которому по бокам примыкали жилые комнаты и другие помещения замка. В наши дни внешние стены жилых корпусов прорезают окна с типичным для замка каменным рельефным обрамлением, но изначально, вероятно, на месте окон находились бойницы.

Коридор с ремонтом 80ых годов 20 века.

Комната. совершенно пуста, как и все они там. Лестница ведет наверх. Под окном остаток радиатора отопления. На стенах обрывки проводов.

В центральной части Южного корпуса находятся въездные ворота. Воротный проезд, с арочным сводом, проходит через 2-ярусную, квадратную башню. С наружной стороны и со стороны двора эта арка была украшена резным каменными рельефными порталами в стиле позднего ренессанса. Над аркой ворот находились два герба – Елита (Jelita) и Пржерова (Przerowa), принадлежащие Александру Цетнеру и его жене Анне Замойской. К воротам вёл деревянный мост, переброшенный через глубокий ров и покоящийся на каменных опорах. Длина моста составляла около 20 метров, а его ближняя к замку секция была подъёмной. Стены южного корпуса венчали высокие треугольные фронтоны с несколькими рядами бойниц в виде замочных скважин.

С двух сторон южного корпуса 3-ярусные квадратные башни с шатровыми крышами. Под башнями находились 2-ярусные подвальные помещения. Ширина граней башен составляла, в среднем, около 9 метров, толщина стен – около 1,5 метров. В стенах и башнях южного корпуса находилось от 2-х до 4-х ярусов обороны, представляющих собой линии бойниц в нишах. Прямоугольные окна с каменным ренессансным обрамлением прорезали стены и башни замка в более поздний период, когда строение всё реже использовали как крепость и всё чаще как жилую резиденцию.
Над окном второго яруса башни виден грифон.

Архитектура западного, восточного и северного корпусов была более простой. Помимо 3-х, упомянутых выше, башен южного фасада (2-х угловых и 1-ой надвратной) ещё одна башня, 4-ая, находилась на стыке северного и западного жилого корпуса. По своему строению, она была похожа на угловые башни южного фасада замка. Хотя по своим размера она была чуть более массивной, чем южные башни (ширина её граней составляла около 10 метров), но толщина её стен была всего около 1 метра. Северная башня не нуждалась в особо толстых стенах, поскольку находилась в дальней части замчища, которая была надёжно прикрыта склонами холма и озером. Ещё одним отличием северной башни замка от других башен замка было то, что она не выступала за линию стен.

Западный (нижний) хозяйственный двор. В центре двора был устроен колодец.

Этот меньший по размеру двор примыкал с западной стороны к стенам и башням Верхнего (восточного) двора. Использовался Нижний двор в основном для размещения хозяйственных служб, а также конюшни. Оба двора сообщались при помощи каменной лестницы.

Читайте также:
Почему самолет самый безопасный вид транспорта

Изначально Верхний двор из соображений безопасности замка был максимально обособлен от Нижнего, потому Верхняя часть замка могла продолжать успешно обороняться даже после падения Нижнего двора. С северной и западной стороны двор окружали одноэтажные корпуса с подвалами, с внешней стороны в верхней части корпусов была устроена линия бойниц. У Нижнего двора был отдельный въезд с южной стороны.
Интересно, когда появилась маленькая калитка с западной стороны рядом с башней.

В 50 метрах от замка, на противоположной стороне рва у склона возвышенности находится отдельно стоящая башня. Возможно она входила в комплекс оборонительных сооружений раннего замка Свиржских, конца 15 века. В наши дни башня сохранилась на высоту 2-х ярусов, а изначально, вероятно, была 3-ярусной.

1648 – 1654 годы. Время казацких войн. В конце их Замок был разрушен. Во второй половине 17века начинается очередное восстановление.

1672 год. Началась Польско-турецкая война (1672 – 1676). Огромное турецко-татарское войско двинулось в сторону Львова, опустошая всё на своём пути. Множество польских укреплений, замков, городов и крепостей пало. Не стал исключением и Свиржский замок, который был захвачен, разграблен и разрушен.
В 1675 году война продолжилась..Свиржский замок, который только успели восстановить, на этот раз выдержал натиск.

Со временем Замку стали больше присущи функции резиденции. Вокруг замка разбивают парк. Прокладываются дорожки. В стенах прорезаются окна.
С середине 19века Замок часто меняет хозяев.
В 1907 году замком владеет Роберт де Лямезан Салинс. Он много труда и средств сложил в его восстановление.
В первую мировую замок был сожжен.
После войны в 1917г. Роберт де Лямезан очередной раз восстановил замок.
После второй мировой замок, оставшийся без хозяев приходит в упадок. Деревья парка потихоньку пилят на дрова.
В конце 70ых Свиржский замок решают использовать в качестве Дома творчества архитекторов.
Начинается восстановление с перепрофилированием. Помещения замка должны были приспособить для комфортного проживания отдыхающих – провести отопление, газопровод, водопровод, построить канализационный коллектор, станцию биологической очистки стоков и трансформаторную подстанцию. В зависимости от финансирования работы то начинались, то застывали. Так продолжалось до середины 90ых, когда финансирование прекратилось. Работы по его ремонту так и не были завершены, Замок опять начал приходить в упадок.

Мостик уже не деревянный. Подъемного механизма тоже не видно.

Зато если спуститься в ров, то можно посмотреть на старый грот ( а может быть это видимая часть подземного хода от костела к замку), оставшийся от первого замка А.Свиржского.

У нижнего двора отдельный въезд.

Внутрь замка удалось попасть случайно. Ворота были только прикрыты, чем и воспользовались любопытствующие. Пройдя ворота выходим во двор. Поворачиваем направо и заходим в восточный жилой корпус. Фото коридора и одной из комнат выше. Пройдя по коридору выходим на террассу.

А из нее на улицу, то есть в верхний двор. Перед нами надвратная башня

С внутренней стороны над проёмом ворот, на каменной плите вырезана, возможно что-то обозначавшая, цифра «1530».

На этом все, пришел охранник и попросил случайно зашедших(нагло вломившихся без разрешения) покинуть замок.
Последний взгляд.

Рядом с замком находится замковый костел Успения Богородицы. Он был построен еще в 1546 г. А. Свиржским на месте деревянного храма 15в. Был готическим, но после нескольких реконструкций приобрёл ренессансный вид.

Несмотря на то, что не удалось в полной мере походить по замку внутри, он оставил очень приятное впечатление.

Свиржский замок

Когда-то Свирж был большим городом, но, такое впечатление, что и сам уже не вспомнит о временах своего величия. Теперь о былом статуес города помнит разве центральный магистрат. И по архивным данным еще в 1939 году здесь проживало более трех тысяч человек. В наше время Свирж — это небольшое село, в котором проживает около 800 жителей. Поселение расположено на берегу одноименной реки, окутано широкими прудами. По дороге из Перемышлян, виднеются странные скалы, где по легенде бродил Иван Франко.

Среди живописной природы Львовщины, на небольшом холме, овеянном историей, возвышаются белокаменные башни Свиржского замка. Крепостной комплекс расположен в селе Свирж, пригороде Львова.

Читайте также:
Как добраться до Внуково с Казанского вокзала

Свиржский замок на Львовщине

Свиржский замок. Сквозь века

Первое упоминание о замке датируется 1427 годом, когда в город Свирж приехал польский правитель Владислав II Ягелло. Этот визит дал толчок к развитию поселения и уже в 1449 году образовался город с пригородами. К тому времени замок, сам Свирж и его пригороды находились во владении тогдашних земельных магнатов Свиржских, откуда, собственно, и происходит само название.

Замок шел в ногу со временем и в 1530 году претерпел кардинальные изменения, согласно канонам фортификационной науки того времени.

В 1667 году сооружение снова переживает значительные изменения, теперь уже под руководством Павла Гродзицкого — военного архитектора. В то время замком владел Александр Цетнер. Теперь старый замок предстает в стиле ренессанса. Следует отметить, что руководитель проекта был известен как автор Королевского арсенала во Львове. Можно только представить какая величественная в то время стала крепость. Тогда же замок и приобрел современный вид.

Над сводом надвратной башни были прикреплены гербы владельца замка и его жены (Przerowa, Jelita). Чтобы попасть в сооружения, надо перейти через мост над рвом. Для защиты от нежелательных посетителей, мост можно было поднять.

Свиржский замок, Львовская область

Но перестройка не защитила стены крепости от восстания под руководством Богдана Хмельницкого в 1648 году.

Вновь восстановлен и укреплен замок стал одной из самых прочных препятствий с татарского нашествия на Львов. Стены крепости выдержали многодневную осаду вражеских войск в 1672 году.

Начиная с 1728 по 1787 год сооружение снова изменится. Теперь замок меняет боевые доспехи на пышные покои. Меняется все, появляется пышное убранство внутренних помещений, грация и лоск отделки наружных фасадов. Но основным штрихом, который подчеркивал индивидуальность замка того времени, стал английский парк. Благодаря правильному расположению, над прудом, сооружение с пышным садом получило вид магнатской резиденции.

Но в начале XIX века семья Цетнеров, владельцев замка, покидает его, что становится настоящим испытанием. Часто менялись фамилии новых владельцев сооружения и каждый внес свою лепту в разрушение его архитектуры, обновляя, изменяя все на свой лад. Наконец, в конце века, замок опустел и вовсе упал.

Пострадал северный корпус сооружения, а к 1882 году и вовсе превратился в руины. Вследствие упадка через десять лет и восточная часть претерпела разрушения.

Свиржский замок, Львовская

Шанс на новую жизнь для замка приходится на 1907 г., когда Роберт ла Мезан-Салянс, получив крепость в плачевном состоянии, решительно взялся за его капитальную реконструкцию. Во внутренних покоях теперь нашли убежище коллекционные мебель, предметы интерьера, полотна и литературные произведения, приобретенные тогдашним владельцем.

Но мирное существование восстановленного сооружения продолжалось недолго, уже в 1914 году замок подвергается нападению русских войск. Поджегши крепость они уничтожили все его культурное наследие, оставив только голые стены.

Но граф Роберт не сдается и начинает восстанавливать замок снова и постепенно возвращает крепости ее былое величие.

На 1939-1945 годы сооружение постигло еще одно бедствие — Вторая Мировая война. И теперь период падения растянулся на долгие годы. И только в 1970 году крепостной комплекс переходит в собственность Союза архитекторов, как Дом творчества архитекторов. По инициативе творческих людей начинается реставрация внутренних и внешних стен замка. Но, к сожалению, их намерениям не суждено осуществиться. Еще на протяжении нескольких десятков лет продолжалась реконструкция, а основными жителями замка теперь стали не сами создатели, а исполнители их идей.

В 1969 году в Бориса Возницкого, большого реставратора Львовщины, возникла идея использовать сооружение как филиал Львовской галереи искусств, так как Олесский замок. Но помещение в то время уже использовалось как Дом творчества архитекторов и замыслы реставратора не оправдались.

Свиржский замок

За реконструкцию замка в свое время брался Заслуженный архитектор Украины — Андрей Шуляр. Он хотел превратить замок в романтический уголок на холме, но проблемой стало недостаточное финансирование проекта. Реставрация здания продолжалась несколько десятилетий, но так и не была закончена.

В конце 90-х годов ХХ века было решено создать совет меценатов, включающей известные в то время львовские фирмы, которые обязывались выделить финансы на окончание ремонта и реставрации.

Читайте также:
Как выспаться в отеле - 15 проверенных способов

Во время реставрации 1975-1983 гг. в здании были восстановлены белокаменные порталы проезда центральной башни, заново перестроены каменная лестница, бордюры, полностью заменена кровля, восстановлены интерьеры внутренних покоев, а также хозяйственных построек.

Внешне замок выглядит довольно опрятно, хотя войти внутрь может не каждый. Это связано с тем, что территория находится под охраной, поэтому туристы могут сыграть в своеобразную игру с охранником: в зависимости от настроения во внутрь сооружения Вас могут пропустить или нет.

Причудливый средневековый грифон, расположенный на фасаде сразу интригует и обещает очень интересное путешествие. Внутри сохранились украшенные бойницы и старинный камин. А посреди двора крепостного комплекса красуется огромный колодец.

Свиржский замок на Львовщине

С южной стороны Свержа на пригорке с небольшим лесом протянулось очень старое кладбище с часовней Юзефы Пилецкой, неоготического стиля и могилой В. Чайковского с высоким черным мраморным обелиском. На окраине села находится одноименный заказник площадью в 451 га.

В связи с тем, что когда-то здесь был город, в котором была распространена иудейская община. Впервые община евреев в Свиржи появилась в 1563 г. Местная синагога славилась аутентичным канделябром-менорой удивительной красоты.

На сегодняшний день состояние крепостного комплекса не самое лучшее. Конечно это не развалины, но по прошествии многих попыток реконструкции здание требует капитального ремонта. В связи с недофинансированием, Кабинет Министров Украины в 2009 году принял решение включить замок в список объектов для передачи в аренду частного лица, так называемая концессия. По неофициальной информации сооружение выкупил неизвестный олигарх на пятьдесят лет.

Духовная жизнь Свиржского замка

Рядом с комплексом поднимается ренессансный костел. Если в деревне есть старинный храм и замок, туристам будет интересно именно там. Село Свирж не является исключением. Здесь находится старинный костел, который был недавно «переквалифицирован» в греко-католическую церковь. Он стоит у замковых ворот. Римско-католический приход был основан в Свиржи еще в далеком 1494 году братьями Мартином и Андреем Свиржскими. К сожалению, не известно каким был первоначальный храм, в дальнейшем предан отцам-доминиканам.

Во времена советской власти храм использовался только как склад, и только в 1995 г. власти передали его местной греко-католической церкви. Римо-католики, которые еще остались в деревне, простились с мечтой вернуть святыню себе, проиграв войну за свой костел.

Свиржский замок, Львовская область

За ремонт взялись немедленно, а во время реставрационных работ было найдено ценную надгробную каменную плиту Габриэла Свиржского. Но позолоченными рисования были закрашены фрагменты старинных фресок, что значительно уничтожило культурное наследие.

Кроме Успенского костела, здесь находится Покровская церковь, датированная 1901 годом. Ей также было туго при советской власти. В течение 25 лет здесь находился музей атеизма. Верующим христианам храм вернули только в 1988 г.

Архитектурные особенности Свиржского замка

В ХV веке, когда замком владела семья Свиржских, здание было одноэтажным и напоминало прямоугольник. Стены крепости имели длину 25х52 м. Были созданы подземелья и магнатская резиденция, а само сооружение укреплялось двумя башнями по краям. Следует отметить, что западная башня до сих пор входит в комплекс оборонительных сооружений замка.

Такой вид, который мы сейчас имеем, крепость приобрела когда ее владельцем стала семья Цетнеров. Здесь воплощал свою фантазию один из лучших архитекторов — П. Гродзицкий, который с точностью учитывал особенности расположения сооружения, такие как пруды, красочные холмы и вязкие болота вокруг.

Несмотря на многочисленные реставрационные работы следующих владельцев замка, сооружение по прежнему осталось в виде трапеции с оборонительными башнями по торцам и двумя разноуровневыми дворами, которые соединены только по лестнице.

От пышного дворца сохранились лишь фронтоны, резные ставни, каменные вазы, расположенные возле лестницы и грифон на одном из фасадов.

Свиржский замок

Отделка внутренних покоев еще сохранило следы былой роскоши, например, резные лестницы с деревьев, дверные проемы, а также отделка потолка. Внутри все вещи становятся только скупым напоминанием о былом величии дворца.

Сразу за деревянным мостом, когда-то был подъемным, гостей встречает Въездная башня Южного двухэтажного корпуса. Далее можно увидеть уютный внутренний двор с круглой клумбой, которая обложена красным кирпичом.

По ступенькам одномаршевой центральной лестницы, по бокам обложенной вазонами, можно добраться до открытой террасы Центрального фасада с подвалом и Парадного корпуса, к которому по бокам примыкают Восточный и Западный корпус. Каждый корпус соответственно оборудован подвалом. Следует отметить, что Западный корпус служил надежной преградой между двумя дворами, и имел два этажа со стороны внутреннего двора, и четыре — из Хозяйственного.

Читайте также:
Кальпе, Испания: описание лучших достопримечательностей

Хозяйственный двор расположен уровнем ниже основного корпуса и соединяется с ним только за счет лестницы в Западном корпусе. Из трех других сторон двор обнесен одноэтажными хозяйственными помещениями, такими как конюшня, кухни и другие. Его преимуществом является собственный выход наружу крепости со стороны юга. А ближе к югу — расположен замковый колодец.

Свиржский замок с высоты птичьего полета

Интересный факт о Свиржсом замке

В стенах замка проводились съемки фильма «Д’Артаньян и три мушкетера». Здание Бетюнского монастыря, где отравили Констанцию, не что иное как Свиржский замок.

Как добраться до Свиржского замка

К крепости можно добраться по-разному: смельчаки едут на велосипедах (примерно 30 км от Львова) автомобилем по трассе М-12 (Львов — Тернополь — Хмельницкий — Винница — Кировоград), затем через Перемышляны на Свирж, или Р-03 (Львов — Ивано-Франковск — Хуст — Мукачево) через Бибрку на восток до Свиржа, трасса приведет Вас прямо к пруду у подножия замка.

Также можно поехать общественным транспортом. Существует маршрутка из Львова до Свиржа (Перемишлянское направление), но от остановки надо пройти пешком несколько минут в направлении пруда, где и находится легендарный замок.

Мистические замки Украины. Свиржский замок.

Среди живописной природы Львовщины, на небольшом холме, овеянном историей, возвышаются белокаменные башни Свиржского замка. Когда-то Свирж был большим городом, по архивным данным еще в 1939 году здесь проживало более трех тысяч человек. В наше время Свирж — это небольшое село на берегу одноименной реки, окруженное широкими прудами. По дороге из Перемышлян, виднеются скалы, где по легенде бродил Иван Франко.


Год основания Свиржского замка достоверно неизвестен, началом летосчисления для него принято считать 1427 год, когда, согласно официальной хронике, город Свирж посетил польский король Владислав II Ягайло. Этот визит дал толчок к развитию поселения, и уже в 1449 году образовался город с пригородами. В то время Свирж и замок находились во владении земельных магнатов Свиржских, которым и обязан своим историческим названием.

В 1530 году замок кардинально перестраивается, меняя свой облик на более соответствующий канонам фортификационной науки того времени, напоминанием о чем служит одна из памятных табличек над арочным проемом главных ворот.

Современный вид замок приобрел с середины XVII века, со времени перехода его в собственность графа Александра Цетнера. По приказу графа замок был перестроен и значительно укреплён. Предполагается, что замысел Цетнера по укреплению Свиржского замка осуществлял известный фортификатор, генерал от артиллерии Павел Гродзицкий — автор Королевского арсенала во Львове.

Несмотря на своё выгодное оборонительное расположение (замок находится на горе Белз и был окружён непроходимыми болотами, озёрами, рвами) во время украинско-польской войны в 1648—1654 годах Свиржский замок не раз брали казацкие отряды под предводительством Богдана Хмельницкого.

При Игнатие Александре Цетнере замок в Свирже стал резиденцией магната: появилось пышное убранство внутренних помещений, отделка наружных фасадов, был разбит английский парк. Но в начале XIX века семья Цетнеров покидает замок.

Менялись владельцы замка, каждый вносил свою лепту в разрушение его архитектуры, обновляя, изменяя все на свой лад. Конец XIX века принес Свиржскому замку запустение и разруху.

В 1907 году замок переходит в руки Роберта ла Мезан-Салянса, который за несколько лет проводит его капитальную реконструкцию. Для внутренних покоев были приобретены: коллекционная мебель, предметы интерьера, полотна и литературные произведения.

Но мирное существование восстановленного замка продолжалось недолго, в 1914 году замок подвергается нападению русских войск. Крепость подожгли, было уничтожено все его культурное наследие, остались только голые стены. Но граф Роберт не сдается, и реконструкция замка начинается снова. Вначале ею руководит сам Роберт Салянс, а затем супруг его дочери – Тадеуш Комаровський, и постепенно к Свиржскому замку возвращается былое величие.

Вторая мировая вновь обращает крепость в руины. На этот раз затянувшийся период упадка растянулся на долгих тридцать лет. Лишь в 1975 году по инициативе Союза архитекторов, во владение которого перешел замковый комплекс, начинается реставрация внешнего и внутреннего убранства с перепланировкой под нужды будущего дома творчества. Но грандиозным планам не суждено было осуществиться.

Читайте также:
Управление МВД России по Вологодськой области

Из прежней пышности внешнего декора замка до наших дней сохранились лишь фронтоны, белокаменные порталы, каменные резные наличники оконных проемов, грифон на одном из фасадов и каменные вазы у лестничного марша. Внутреннее убранство помещений замка еще хранит следы былой роскоши: наличники дверных проемов, деревянная резная лестница, потолочная отделка – напоминание о былом величии.

В конце XV столетия братья Свиржские основали в Свирже католический приход. Первым здесь появился деревянный костел, которым опекались монахи-доминиканцы. В 1546 году на месте старого был сооружен каменный храм, который имел прямую связь с замком, между ними проходили подземные ходы, остатки которых можно увидеть и сегодня в виде рвов. Костел пережил многое, его захватывали татары, турки, храм грабили, в 1950-х годах он горел, и только в 1994 году храм передали греко-католической общине, и основали как церковь Святой Троицы и Успения Богородицы. Сегодня Костел Успения Богородицы принадлежит греко-католической общине.

Легенда Свиржского замка

По легенде давным-давно в замке работала сельская девушка. В то время возле замка велись сражения, и девушка влюбилась в одного из вражеских солдат. Ослепленная любовью, девушка помогла войску любимого захватить замок. Однако вместо благодарности парень утопил ее в колодце. Местные жители часто пугают туристов историей о блуждающем призраке несчастной девушки, которая до сих пор не нашла себе покоя.

В 1978 году в Свиржском замке проходили съёмки эпизодов знаменитого фильма «Д’Артаньян и три мушкетёра». Замок «играл» сразу несколько ролей, такие как имение отца Д’Артаньяна в Гаскони, Бетюнский монастырь, в стенах которого была отравлена Констанция, место жительства палача, казнившего Миледи, бастион Сен-Жерве крепости Ла-Рошель, в котором выдержали героический бой мушкетеры.

Свирж

49° 39.0000 ′N , 24° 26.3333 ′E
49.65000N, 24.43889E
49°38′60.00″N, 24°26′20.00″E

8 материалов по 2 объектам, 79 фотографий

  • Карта
  • Заметки 6
  • Фотографии 79

Ссылки от бывалых

Вы можете следить за всеми новыми публикациями по любой стране или городу с помощью лент материалов в своей личной странице, а также с помощью RSS-подписки.
Подробнее

  • в Моих лентах

Воспользуйтесь этим кодом, чтобы вставить ссылку на это направление в текст путевой заметки, совета, записи блога или сообщения форума на Турбине.
Подробнее

В этот список попадают авторы, набравшие наибольший рейтинг за материалы о Свирже.

Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.

Свиржский замок. Часть 1. История и архитектура.

Бывают дни, о которых говорят: ” Не мой день”. Это тогда, когда вокруг тебя какая-то чехарда происходит – все не ладится, валится из рук, падает-сыплется, проливается, девается. Можно продолжить называть глаголы, которые, как нельзя лучше, охарактеризуют такой день. Но еще хуже, когда непонятица случается в путешествии. Тогда – дело совсем дохлое. Пришел, но опоздал, пришел, а там – выходной, или санитарный день, или табличка висит – “не обслуживаем” , или перед носом закрылось. Пытаешься собраться с мыслями, на ходу меняешь планы, а тут – бац – на тебе – “закрыто на спецобслуживание”, или “извините, у нас свиной грипп”.

Наш день заладился с утра (тьху-тьху-тьху, не сглазить. мало ли!?) Все вписывалось, совпадало, работало и ладилось. Даже, когда уже совсем не было никакой надежды попасть из Унива в Свирж, нежданно-негаданно, “случай” помог и здесь. Правда, ребята с автомобилем нас “подкинули” только до Перемышлян, так как сами они ехали в Рогатин Ивано-Франковской области. Ехать дальше в Свирж у нас проблем не было. Тетечка в кассе успокоила, что село лежит на трассе, и общественным транспортом попадают в него элементарно. Короче, мы еще раз заглянули в знакомое кафе, запаслись на дорогу чебуреками и квасом, и, примерно, чуть больше, чем через час уже были в Свирже.

Местность, где располагается село, нас сразу пленила красотой. Такие вот Карпаты в миниатюре. На горизонте виднеются волнистые линии гор, чуть ближе – перекаты холмов, а в долинах – разлилась прудами-заводями река Свирж.

Село Свирж впервые упоминается в документах в 1427 г., в связи с визитом в него польского короля Владислава II. В свое время поселение имело статус города, теперь же – это большое село Львовской области.

Кроме красивейшей природы, достопримечательностью села является средневековый замок. Он уже более пятисот лет украшает местность: стоит задумчиво на высокой горе над тихим плесом реки. Полная гармония с природой делают замок очаровательным и романтичным. Что ни говорите, умели предки выбирать места для красивых замков. Жить в них, устраивать балы, наслаждаться живописными пейзажами.

Впрочем, первоначальное назначение замка было совсем иным. Да и выглядел он по-другому. Владельцы тех земель и будущего замка братья Свиржские прежде всего заботились о своей безопасности, и, по этой причине, в 1484 году начали строительство на горе Белз сугубо оборонного сооружения, или, попросту – крепости. Река Свирж была запружена, система образовавшихся прудов полукольцом огибала крепость, и вместе с горой, служила естественной преградой на подступах к крепости-замку. Кроме того, в помощь естественным препятствиям вокруг крепости был насыпан вал и вырыт глубокий ров, через который, как и полагалось в средневековье, был перекинут подвесной мост, который убирался на ночь.

Современное состояние замок приобрел в середине XVII веке, когда его владельцем после Свиржских стал граф Александр Цетнер. По предположению исследователей замка, крепость была переделана, достроена-перестроена при непосредственном участии известного архитектора, автора Королевского арсенала во Львове Павла Гродзицкого. Как и было задумано, она все больше лишалась суровости, и все больше теряла свое первоначальное назначение. Крепость превращалась в красивый замок – резиденцию местной элиты. Замок расширился к югу, приобрел форму замкнутого прямоугольника с угловыми башнями и архитектурными элементами в стиле ренессанс. Подвесной мост утратил свою функцию и был прочно поставлен на быки.

Все это вместе взятое крепость и погубило. Точнее, это была уже не крепость, а красивейший замок, который несколько раз станет легкой добычей казаков войска Хмельницкого, а в 1648 году будет сожжен татарами.

Правду говорят: на ошибках – учатся. После пожара замок был отреставрирован и укреплен. Да так, что выдержал даже две турецкие осады. Последующие годы роскошный дворец хотя и менял хозяев, но все они следили за его обороноспособностью, своевременно ремонтировали, укрепляли и поддерживали в нем порядок.

В 1907 году новым владельцем стал генерал Роберт Лямезан Салянс. Он украсил залы замка роскошной мебелью, живописными полотнами выдающихся мастеров, перевез в замок ценные книги, и создал в нем большую библиотеку. Кроме того, сторонник французской кухни, он развел около замка больших съедобных улиток, которые, как нам сказали местные жители Свиржа, расползлись по селу, и до сих пор активно плодятся в огородах. Правда, сельчанам они не пришлись по вкусу, и собирают они их лишь только потому, чтобы уберечь свой урожай.

. Все накопленное достояние замка погибло в годы Первой мировой войны, когда в Свирже проводились активные боевые действия между русской и австрийской армиями. Однако, после разорения и разрушения своего любимого дворца, граф Лямезан не упал в отчаяние. Как только стихли последние выстрелы, он начал активную его реставрацию, и, даже, привлек на работы русских военнопленных. Граф пытался вернуть исторический облик постройки, восстанавливая ее по старым фотографиям и гравюрам, лишь немного изменив форму крыши, придав ей «барочные» черты. Реставрация шла долго, но качественно. Граф с графиней жили во Львове, там и состарились. Восстановление замка продолжили их дочь и зять Тадеуш Комаровский.

К сожалению, все усилия по восстановлению замка оказались напрасными. Так сложились обстоятельства, что граф вскоре умер, а дочь с семьей в 1939 году вынуждена была покинуть Свирж и эмигрировать. Через пару лет – во время Отечественной, – замок был вновь разграблен и частично разрушен.

Спустя несколько лет после войны, в оборонном рве бывшей крепости случайно была найдена потайная дверь в подземелье, в котором обнаружилась старая посуда, мебель и личные вещи последнего владельца замком генерала Комаровского. К сожалению, найденный скарб не пополнил запасники музея: его сразу растащили по домам местные жители.
После войны в замке располагалась школа трактористов.

Фото Свиржского замка (19 фото)

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Иногда изобретательность деятелей кино (из старой школы) вызывает искреннее уважение. Ведь они при скромных бюджетах и не самых выдающихся локациях умудрялись создавать атмосферу других городов, стран и даже миров. Вот и в случае с культовым фильмом «Д’Артаньян и три мушкетёра» (1978) вышло также – на базе Свиржского замка было устроено настоящее безотходное производство. Этот памятник архитектуры «сыграл» в фильме сразу 6 ролей и каждый раз его выдавали за новую локацию, а мы как бы и не сомневались, что дело происходит на фоне чего-то новенького :)

Роль №1: Домашняя

Самая первая сцена фильма – Д’Артаньян прощается с отцом перед тем как отправиться в Париж. На заднем плане можно видеть лестницу Верхнего (западного) двора Свиржского замка.

Ракурс на плане:

Сейчас место съёмки выглядит приблизительно так:

Далее в рамках этой сцены видим на первый взгляд ничем особо не примечательный кадр:

Но на самом деле кадр интересный, т.к. снят (если я ничего не путаю) с этого ракурса:

Дело в том, что за лошадью мы видим относительно скромные строения того самого корпуса, на месте которого уже после съёмок (в конце 1970-х – 1980-х в замке провдились ремонтно-реставрационные работы) отгрохают 4-этажную гостиницу в духе совковой программы приспособления памятников архитектуры под нужды общества. А фильм снимали в замке ещё до того, как к нему потянулись руки реставраторов. В общем, в кадре аутентичные кусочки старого замка, позднее поглощённые новостроем советского времени.

Роль №2: Фоновая

Ещё одна сцена в начале истории – карета Миледи мчится на фоне, как вы уже догадались, Свиржского замка:

Похожий вид на замок наших дней:

Роль №3: Пикниковая

Король Франции, Кардинал и дворяне выбрались отдохнуть на природу. На фоне замка (сами знаете какого) гарцуют мушкетёры и гвардейцы:

Кстати, в наши дни такую сцену было бы снять сложно. Во-первых, местность стала менее живописной за счёт всяких металлических конструкций, прописавшихся у склона замкового холма, а, во-вторых, потому что местность сейчас в этом месте иногда напоминает не до конца подсохшее болото. А ещё раньше здесь было озеро.

Роль №4: Монастырская

Пожалуй, самая важная и самая знаменитая роль замка. Самый драматический эпизод истории – Д’Артаньян со своими друзьями приезжают в Бетюнский монастырь (“Монастырь кармелиток в Бетюне”), чтобы забрать оттуда Констанцию, которую вскоре отравит Миледи. В рамках этой сцены замок мелькает сразу с нескольких ракурсов:

Вот карета Миледи остановилась у южного фасада замка (кстати, обратите внимание, на плачевное состояние упомянутого фасада):

Рошфор у замкового моста:

А вот и Миледи, бежит к карете, сделав своё чёрное дело:

Смена ракурса, новая сцена – Д’Артаньян и мушкетёры скачут по замковому мосту. Затем камера «уходит» вправо, захватывая в кадр весь замок:

Похожий ракурс в наши дни:

Не получившись взять «монастырь» лобовой атакой, друзья решаются на штурм с тыла:

Снимали, кстати, с тыла в прямом смысле слова – это северо-западный угол Нижнего (восточного) замкового двора.

Удобный для штурма угол в наши дни:

И с чуть более дальней точки:

Хоть и не на фоне замка, но тоже в Свирже снимали и эпизод с трактиром, в котором скрывалась Миледи, где она пыталась отравить Д’Артаньяна, где Миледи встретилась с Атосом и так далее:

В роли трактира выступила старая мельница.

Но вернёмся к замку…

Роль №5: Дом палача

Атос приходит к палачу, который впоследствии казнит Миледи. Палач в качестве жилья выбрал Свиржский замок. Сцену снимали у лестницы, которая соединяет два замковых двора – Нижний и Верхний.

Старая решётка, артефакт прошлого:

В кадре мелькают окна одного из корпусов Верхнего (восточного) замкового двора:

Поговорили, договорились, взяли меч и отправились к Миледи:

Между прочим, палач очень харизматичный.

Когда в конце 1970-х – 1980-х годах замок готовили под гостиницу, то на месте небольших старых строений отгрохали мощный корпус. Сейчас лестница находится внутри новостроя. Спряталась за изломом корпуса:

Кстати, можно провести забавную параллель – палач жил с папой Д’Артаньян в одном месте! Вот, взгляните на декоративный столбик, мелькнувший за спиной палача:

А вот и он, но уже во дворе папы Д’Артаньяна. Красным контуром обвёл тот самый проём с решёткой:

Роль №6: Боевая

Со съёмок в Свиржском замке фильм начался и съёмками в этом же замке закончился. Финальная сцена фильма – наши герои-мушкетёры заключают пари. Задача мушкетёров – позавтракать в течение часа на бастионе Сен-Жерве. Знаменитый завтрак под пулями. Сцену снимали в руинах старой одинокой башни, расположенной вблизи Свиржского замка. Карьера строения была такой – изначально это был оборонный объект, а в более позднее (и более мирное) время башню превратили в часовню, тогда же несколько бойниц 2-го яруса превратили в высокие стрельчатые окна в стиле готики.

Башня в дыму пиротехников:

Атос пытается произнести тост, стоя в окне 2-го яруса башни:

Вид на башню снаружи (наши дни), «окно Атоса» дальнее:

Далее нижний ярус, ещё не растерявший свои оборонные черты. Через старые, но уже растёсанные до неприличных размеров бойницы друзья отстреливают гугенотов:

Эти же бойницы в наши дни:

Напоследок камера поднимается вверх, захватывая в кадр разрушенную верхушку башни:

Мушкетёры, позавтракав под пулями, с триумфом возвращаются в лагерь, по экрану ползут финальные титры.

Фото Свиржского замка (19 фото)

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

  • Recent Entries
  • Archive
  • Friends
  • Profile
  • Memories

Дорогами Украины. Майское путешествие 2018. Свиржский замок.

Недалеко от Львова, в Перемышлянском районе, есть небольшое село Свирж. О том, что некогда Свирж был городом, сейчас не говорит ничего, кроме замка, который мы и решили увидеть в мае этого года. Точно неизвестно, когда был основан замок. Сам Свирж впервые упоминается в 1472 году в связи с визитом польского короля Владислава II Ягайло. Замок же в архивах упоминается впервые в 1530 году. Есть сведения, что он все же немного старше – 1482 года.

Основателями его являлись шляхтичи Свиржские, а современный ренессансный вид замок обрел в середине 17 века, когда перешел в собственность графа Александра Цетнера. Именно тогда замок укрепили, придав ему оборонный вид. Порой Свиржский замок называют крепостью. Говорят, что занимался этой работой сам генерал П. Гродзицкий – фортификатор львовских арсеналов. Не смотря на выгодное расположение и оборонный вид, едва ли Свиржский замок мог иметь серьезное оборонное значение.

Известно, что его не раз захватывали казаки во время Национально-освободительной войны под руководством Богдана Хмельницкого. Татары тоже добирались до Свиржа, в 1648 году они спалили замок. Однако, каким-то образом замку удалось дважды выдержать турецкую осаду в 1672 и 1675 годах. В 1821 году умирает последний Цетнер – граф Игнаций. После него замок поменял множество хозяев, и только последний, граф Роберт Лямезан-Салянс действительно о нем заботился.

Аристократ, генерал, военный аташе в Париже, он активно реконструировал замок, улучшал его интерьер, пока не началась Первая мировая война, и войска Российской империи не спалили замок. Уничтожено было все, кроме стен. После войны граф с новыми силами начал восстанавливать замок по архивным фотографиями и рисункам. После смерти его дело продолжил зять Тадеуш Комаровский, но грянула Вторая мировая война, частично разрушившая и разграбившая замок.

Замок простоял в запустении до 1975 года, когда заслуженный ахитектор Украины А. Шуляр смог добиться реставрации, длившейся до 1983 года.

Входящий в «золотое кольцо» Львовщины, этот замок, тем не менее, не так уж популярен. И неудивительно, при всем внешнем великолепии внутри замок ничем путешественников не порадует.

Он пуст. Местами угадываются остатки какого-то советского замысла. Вроде бы, в нем была гостиница для политических деятелей. Туристов немного, но мы были не одни.

Что это за сейф и зачем он нужен для меня осталось загадкой.

Во внутреннем дворе есть впечатляющий колодец, к сожалению, заброшенный. Из него брали воду в замке во время осады.

Чтобы ни было внутри замка, он, очевидно, не раз подвергался насильственной модификации. Множество комнат перепланировано, некоторые помещения перестроены.

В одной из таких туалетообразных комнат без окон мы встретились лицом к лицу с летучей мышью. Испугавшись, она решила вылететь из своего убежища и чуть не влетела своей мордой в мою. Никогда я еще так близко не видела летучую мышь )

Кое-где видно, как держится крыша замка.

Это невероятно, но замок охраняется энтузиастом.

Живописные руины сторожевой башни.

Спугнули в них птичку с гнезда. Внутри были яйца, но на фото их не видно )

С некоторых точек действительно выглядит, как крепость.

Похоже, это именно тот костел, который построили по приказу Андрея Свиржского в 1541-1546 годах на месте завалившегося деревянного католического храма. К костелу Успения Богородицы вел подземный ход из замка.

Интересный факт: в 1978 году в Свиржском замке проходили съёмки «Д’Артаньяна и трех мушкетёров». Он был имением отца Д`Артаньяна в Гаскони, Бетюнским монастырем, в стенах которого была отравлена Констанция, местом жительства палача, казнившего Миледи, бастионом Сен-Жерве крепости Ла-Рошель, в котором выдержали героический бой мушкетеры.

«Рокфеллер-центр»: как в Нью-Йорке создавался «город в городе»

Административные высотки с лучшим видом на Манхэттен, крупнейший в мире концертный зал, подземный торговый центр, рестораны и другие развлекательные заведения, паркинг, радио- и телестудии, ледовый каток — и все это с системами кондиционирования, скоростными лифтами, эскалаторами и бесчисленными произведениями искусства. Сейчас удивить кого-то подобными многофункциональными комплексами сложно, но в конце 1930-х это был первый в мире грандиозный девелоперский проект подобного рода. В тяжелейших условиях Великой депрессии в Нью-Йорке всего за десятилетие родилась концепция, которая успешно копируется и поныне. Корреспонденты Onliner.by посетили Рокфеллеровский центр, поразительный образец того, как предпринимательская инициатива в ее американском понимании оказалась способна сворачивать горы.

Джон Дэвисон Рокфеллер — младший — единственный сын нефтяного магната Джона Дэвисона Рокфеллера — старшего и наследник его колоссального состояния, с учетом инфляции оцениваемого в $336 млрд. В 1897 году Младший, как его обычно называли, стал во главе Standard Oil Company, империи своего отца, бывшей фактически монополистом в нефтедобыче США. Незадолго до ее насильственного разделения, в 1910-м, он ушел в отставку, сконцентрировавшись вскоре на управлении семейным благотворительным предприятием, «Фондом Рокфеллера», не забывая порой участвовать и в сторонних бизнес-проектах.

Порой благотворительность, на которую Рокфеллер-младший за свою жизнь истратил почти $540 млн, умопомрачительную по тем временам сумму, вполне успешно сочеталась с бизнесом. Одним из таких приятных для души и полезных для кошелька проектов должно было стать строительство нового здания «Метрополитен-оперы», главного театра оперы и балета всея Америки. В 1926 году руководство учреждения культуры решило, что построенное в начале 1880-х старое здание на углу Бродвея и 39-й улицы перестало их устраивать, высказав заинтересованность в строительстве нового театра. Именно тут на сцене и появился Младший, предложив свои услуги в качестве мецената.

Как истинный предприниматель, Рокфеллер решил свои действительно благие намерения совместить с заработком. Он предложил построить комплекс административных зданий, а на вырученные от их продажи деньги в том числе и профинансировать новое здание театра. Подобная схема, в принципе, регулярно используется по сей день и называется «социальная ответственность бизнеса».

Для реализации проекта, названного Metropolitan Square, у Колумбийского университета был взят в долгосрочную аренду участок земли между Пятой и Шестой авеню на Манхэттене, в пределах 48-й и 51-й улиц, застроенный доходными домами. Если бы идея миллиардера была реализована, будущий «Рокфеллер-центр», скорее всего, так и не состоялся бы в том виде, которым сейчас гордится Нью-Йорк.

Однако незадолго до начала строительства в дело вмешались совершенно неожиданные непреодолимые обстоятельства. В последних числах октября 1929 года «ревущим двадцатым» пришел катастрофический конец. На Уолл-стрит случился биржевой крах, какого еще не знал мир, клерки стали выбрасываться из окон небоскребов, а «Метрополитен-опера» так и осталась в своем старом здании 1883 года постройки еще на долгие 37 лет. В стране наступила Великая депрессия, символом которой стала эта знаменитая фотография Доротеи Ланж «Мать переселенцев».

Семья Рокфеллеров также заплатила свою цену за биржевую манию американцев, потеряв половину состояния, но Младший свой главный только что начатый бизнес-проект бросать не собирался. Рокфеллер заявил: «Совершенно очевидно, что у меня было два выхода из ситуации. Первый — это остановить строительство. Второй — продолжить с ясным пониманием, что финансировать его мне придется в одиночку». Так и получилось: бывшему миллиардеру благодаря своему авторитету удалось каким-то образом договориться о крупном кредите, а для компенсации недостающей суммы ему пришлось продать часть собственных нефтяных активов.

Крупнейший частный строительный проект США стоимостью 250 млн еще тех долларов был переформатирован. От оперного театра пришлось избавиться — вместо этого на арендованном у Колумбийского университета участке должны были появиться 14 зданий различного назначения, главным из которых стал 70-этажный небоскреб высотой 260 м.

Для проектирования инвестор пригласил известных архитекторов Рэймонда Худа, Уолласа Харрисона и Макса Абрамовитца. Сам образ задуманного ансамбля должен был отражать стремление к прогрессу — для этого Рокфеллер даже отказался от своей любимой готики, согласившись, что комплекс должен быть выполнен в модном стиле ар-деко.

Общая площадь 14 зданий будущего Рокфеллеровского центра, разместившихся на участке в 9 га, составила 750 тыс. кв. м. Это был грандиозный девелоперский проект, еще не виданный в стране. Тем удивительнее, что в условиях Великой депрессии он был реализован успешно и в срок.

Строительные работы начались со сноса оригинальных зданий в мае 1930 года, всего через семь месяцев после «Черного вторника». Параллельно Рокфеллер проводил переговоры по привлечению арендаторов в свой новый комплекс — задача, которая в условиях рецессии была, возможно, даже посложнее, чем просто технические вопросы строительства. Благодаря авторитету Младшего и его участию в совете директоров многих крупных американских компаний проблему удалось решить с блеском — несмотря на гигантский объем вводимых в эксплуатацию площадей, они не пустовали.

Будущий «Рокфеллер-центр» изначально планировали назвать Radio City. Кроме прогрессивного архитектурного стиля, инвестор желал, чтобы в его комплексе разместились штаб-квартиры и самых передовых компаний страны. Основным арендатором стала RCA (Radio Corporation of America), крупнейшая в стране вещательная компания, занимавшаяся и производством соответствующего оборудования. По соседству с ее офисами должны были разместиться и два ее основных подразделения: киностудия RKO и радиовещательная компания NBC, впоследствии выросшая в одну из крупнейших телекомпаний Америки. Еще площади в новом комплексе заняли нефтяные компании Рокфеллера, его банк Chase National, информационное агентство Associated Press, издательство Time Life и другие крупные корпорации.

Кроме того, Рокфеллер желал, чтобы его проект послужил делу мира во всем мире через пропаганду международной торговли. Для этого вдоль Пятой авеню должны были быть построены четыре относительно небольших здания для крупнейших европейских держав: Великобритании, Франции, Германии и Италии, — где планировалось разместить американские представительства их компаний. Пятое, «Международное здание» (International Building), 41-этажную высотку по соседству, намеревались отдать компаниям из всех других стран мира.

Эпицентром всего Radio City стал 70-этажный небоскреб, ныне десятое по высоте (260 м) здание Нью-Йорка. Его строительство началось 11 сентября 1931 года и шло удивительными темпами — высотка была сдана в эксплуатацию всего через два года, в 1933-м.

Именно здесь в 1932 году был сделан один из самых знаменитых снимков в истории фотографии. 29 сентября 1932 года так до конца и не установленный автор запечатлел обед 11 рабочих, сидящих без страховки на более чем 200-метровой высоте 69-го этажа. Постановочная фотография, рекламировавшая почти готовое здание, свою роль блестяще выполнила, оказавшись уже в XXI веке даже на кухне компании Onliner.by.

Центральный небоскреб получил название RCA Building в честь своего главного арендатора. Он имел очень необычный внешний вид, столь непохожий на прочие нью-йоркские высотки. Чрезвычайно узкий со своих главных фасадов, что создавало у зрителей впечатление отчаянно стремящегося ввысь здания, он необычайно широк сбоку, отчего заслужил прозвище «Плита» (The Slab). Благодаря такой конструкции ни одно из рабочих мест внутри не находилось дальше восьми метров от окна. Это было специальное требование Рокфеллера, желавшего обеспечить своих арендаторов самыми лучшими условиями с точки зрения инсоляции и вентиляции.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: