Музей современного искусства Эрарта!
17 февраля 2022 г. Мария Глазунова
Привет, друзья! На улице, то мороз, то слякоть, но это не повод сидеть дома. У нас в городе (Санкт-Петербурге) полно уютных кафешек, где можно встретиться с друзьями, поболтать, обсудить что-нибудь.
А ещё можно ходить на выставки, в театры и музеи, и в этой статье речь как раз о последнем пункте, но не в общем о музеях, коих в нашей культурной столице очень много, а о конкретном, нашем самом любимом – Музее современного искусства Эрарта!
В России это самый масштабный проект в рамках современного искусства, так что даже многие знакомые москвичи, приезжая в Питер, считают обязательным наведаться в Эрарту. И мы зачастили туда в последний год, дело в том, что помимо постоянной экспозиции, в Эрарте каждый месяц появляется какая-нибудь новая временная выставка.
А поскольку у нас есть годовые абонементы, то мы регулярно получаем рассылку с афишей мероприятий, так что устоять невозможно. К тому же у пары наших друзей также есть абонементы, так что это ещё и отличный повод встретиться вместе в культурном пространстве и обсудить самый непонятный и противоречивый стиль искусства.
Ведь какой-нибудь старый башмак в центре зала, оказывается, тоже может быть искусством,
Если же совсем непонятно (а чаще всего так и есть), что хотел донести автор своей композицией, то можно почитать сопроводительный текст, которые есть у многих экспонатов основной экспозиции. К счастью, на русском языке =) потому как, например, в стокгольмском музее современного искусства нам приходилось вчитываться не только в надписи, но и в разъяснения на английском (а на временных выставках, они и вовсе были только на шведском).
Музей существует уже 6 лет и за это время успел войти в список 10 лучших музеев России по мнению пользователей Tripadvisor. Выставки можно посещать как самостоятельно, так и в составе экскурсий или с аудиогидом. При этом постоянные экспозиции регулярно пополняются новыми поступлениями, музей сотрудничает с массой художников по всей России и стремится сделать доступным современное искусство для все большего количества людей.
Наше знакомство с Эрартой началось с выставки обуви будущего, созданной известными дизайнерами мира, в том числе были работы Захи Хадид (если вы были в Баку и видели её проект – центр Гейдара Алиева, то можете примерно представить какая необычная обувь была на выставке).
Летом была классная выставка «На высоте» от фотографов – покорителей самых высоких зданий мира, снимки сделаны в самых опасных и впечатляющих местах земного шара.
А осенью в музее были представлены работы всемирно известного фотографа Себастио Сальгадо из его проекта «Генезис», работы для которого он собрал за 8 лет путешествий по самым разным уголкам мира, выбирая те территории, где до сих пор сохранился нетронутый мир, природы от Антарктиды до пустыни Калахари и Галапагосских островов.
Сейчас (Декабрь’16–Январь’17) в музее проходят выставки: «Восхитительный мир Феллини» где представлено более 50 костюмов из фильмов знаменитого режиссёра. Там же можно увидеть ретро-скутер Vespa, почти на такой же раритетной модели мы катались пару лет назад во Вьтенаме =)
Ещё одна потрясающая выставка – «Паноптикон» от легенды мирового стрит-арта Кристиана Геми, известного как C215, мы на ней побывали даже дважды, рекомендую! С помощью трафаретов он рисует по всему миру социальные граффити, если вы только планируете своё знакомство с Эрартой, то сейчас самое время, экспозиция открыта до 16 января!
А вообще мы, постоянно заглядываем в Эрарту, там одновременно проходит по 5-6 временных выставок, и первым делом мы идем на них, так что постоянную экспозицию в несколько этажей до сих пор полностью не посмотрели
Кстати, в музее выставлены не только картины,
но и скульптуры,
и прочие творческие композиции, например из метала,
или с использованием различных элементов – от продуктов питания до usb-проводов.
Например вот это – «Адам и Ева» в современном исполнении.
Есть восемь отдельных комнат – тотальных инсталляций U-Space, благодаря которым, можно пережить особые эмоциональные моменты.
Есть Кофейня на третьем этаже с вкусными десертами и кофе, а на нулевом этаже расположен ресторан авторской кухни Erarta, где шеф-повар Артем регулярно придумывает тематические гастрономические сеты к текущим выставкам.
Всю подробную информацию о входных билетах, годовых абонементах, а также актуальную афишу выставок и концертов смотрите на официальном сайте музея: www.erarta.com
А как вы относитесь в современным тенденциям? Любите современное искусство? Ходите в музеи, на выставки?
Если вы только планируете поездку в Северную столицу, то покупать авиабилеты в Санкт-Петербург удобнее всего через Aviasales.
P.S. Если вы из Питера или были здесь однажды, поделитесь в комментариях вашими любимыми местами – достопримечательностями, кафешками, улицами!
Куда еще сходить и чем заняться в Питере:
Понравилась статья? Поделись с друзьями или сохрани в соц. сетях, чтобы не потерять
Reader Interactions
Добавить комментарий Отменить ответ
Комментарии
В ноябре этого года удалось наконец-то побывать в этом замечательном музее. Теперь наверное каждый свой приезд будут туда заглядывать! Настолько он меня впечатлил! Видела и Феллини, и граффити, и кабанчиков, и книги в воде. Но мне все же больше понравилась музейная часть. Может быть потому что пошла туда с экскурсией. Гид очень интересно рассказывала, и постоянно задавала группе вопросы,интересовалась кто что понял/почувствовал. Мы обошли 3 этажа, а время пролетело незаметно. Самым впечатляющим экспонатом оказалась большая инсталляция для определения творческого/логического мышления! и еще могу отметить интересные задумки со срезом времени(утрамбованные под землей вещи определенных эпох), девушки-ангелы с крыльями самолета, ОйлМетр в виде капли нефти, бумажные рубашки, железный ангел, и многое многое другое. Всего и не перечислишь! Так много там все интересного. На u-space уже просто не хватило сил)) поэтому оставила на следующий раз.
Да, да на книгах в воде мы тоже были на самом открытии выставки бычно после пары выставок мозг говорит хватит, нужен перерыв, поэтому по основной части мы ходили урывками по полэтажа каждый раз и читали подписи, но может вы правы с гидом интереснее, тем более экскурсии вроде по 100 руб всего.
«Срез времени» помню, тоже понравилась идея воплощения!
Музей современного искусства Эрарта
От музея современного искусства заранее ожидаешь чего-то новаторского, решительного. В Эрарте можно встретиться и с современными технологиями, и со смелыми экспериментами, и с подчас шокирующими объектами contemporary art.
Перефразируя известную присказку, можно сказать, что музей начинается с фасада. У входа в Эрарту гостей встречают две статуи, объясняющие название музея — фигуры богинь Era и Arta. Здание, возведённое в стиле сталинского неоклассицизма в 1951 году, внутри основательно перестроено. На первом этаже располагается грот, где сочетание красного и серого — основной лейтмотив. Помимо стойки ресепшена на первом этаже находится gift shop, книжный магазин с широким выбором изданий об искусстве и магазин принтов и жикле, которые создаются в мастерской музея.
Для тех, кто хочет лучше разбираться в современном искусстве, по Музейному крылу, в котором находится постоянная экспозиция, ежедневно (кроме вторника) в 12:00, 16:00 и 19:00 проводятся часовые обзорные экскурсии. Самостоятельным посетителям рекомендуется обращать внимание на описания объектов. К примеру, без объяснения не так просто понять смысл произведения science art «Модель биполярной активности».
Пройдя через большой зал первого этажа, посетители выходят к комнатам U-space. Тотальные инсталляции U-space погружают гостей в определённую атмосферу посредством света, звуков и запахов. Особой популярностью пользуется «Вишнёвый сад». Для каждого U-space надо покупать отдельный билет на ресепшен.
На втором этаже Эрарты также находятся комнаты U-space и зал Елены Фигуриной, в котором демонстрируется мультимедийный спектакль «Отчего люди не летают?». Третий этаж занимают два кинозала, где можно увидеть истории об оживших картинах и мультсериал «Чёрный квадрат». Ещё два U-space расположены на четвёртом этаже. Здесь же экспонируются многочисленные экспериментальные картины, при создании которых использовались битум, мазут, кузбасс-лак и прочие нехудожественные средства и материалы. На пятом этаже посетителей ждут внушительные по размерам инсталляции и картины.
На цокольном этаже Музейного крыла размещается ресторан Erarta. В тёплое время года заведение открывает летнюю террасу.
В противоположном — Выставочном — крыле также пять этажей, и все они отданы под временные выставки, которые полностью обновляются примерно раз в 2–2,5 месяца. Среди недавних крупных событий — «Скульптуры Сальвадора Дали», «Стиль Ducati», «Под одеждой. История дизайна нижнего белья» (проект из лондонского музея Виктории и Альберта), «Восхитительный мир Феллини» и другие.
Между Музейным крылом и временными экспозициями есть только два перехода — на первом и на третьем этажах. В переходе третьего этажа можно посмотреть видеоинтервью с художниками, порисовать на интерактивном экране, отдохнуть в кафе. В галерее третьего этажа находятся «соТы» — боксы, в которых каждый желающий может выставить то, что для него важно.
30 июня 2015 года Эрарта стала частью Google Art Project — уникального виртуального проекта, благодаря которому миллионы пользователей со всего мира могут заочно «посещать» музеи и галереи, расположенные за тысячи километров от них. Увидеть виртуальную экспозицию Эрарты, а затем заглянуть в Лувр и Метрополитен-музей можно по ссылке.
Музей современного искусства Эрарта
Музей современного искусства Эрарта, открывшийся в сентябре 2010 года в Санкт-Петербурге, за короткий срок успел не просто привлечь внимание публики, критиков и прессы, но и стать неотъемлемой частью культурной жизни Северной столицы. Музейное собрание Эрарты насчитывает около 2800 работ российских художников, графиков и скульпторов, которые были созданы на протяжении последних шести десятилетий, т.е. с 1950-х годов до наших дней. Музей является частным учреждением и по своим масштабам не имеет аналогов среди российских частных музеев современного искусства.
Музей современного искусства Эрарта расположен на Васильевском острове, где занимает целое крыло пятиэтажного здания, построенного в тот же период, что и самые ранние картины из собрания музея – в 1951 году. Впервые посетители переступили порог Эрарты в мае 2010 года, после чего все летние месяцы происходило окончательное обустройство экспозиций и залов. 30 сентября 2010 года состоялось официальное открытие Музея современного искусства Эрарта.
Зал музея
Музей современного искусства является самодостаточной составляющей проекта Эрарта. Название Эрарта является не чем иным, как словосочетанием Эра Арта, а цель проекта заключается в популяризации и продвижении современного российского искусства в стране и за рубежом.
Постоянная экспозиция в Музейном крыле представляет разные виды изобразительного искусства современных художников — от картин до видеоарта, а также уникальные проекты, которые можно увидеть только в Эрарте.
В Выставочном крыле размещаются временные экспозиции: в Эрарте ежегодно проходит более 40 выставок живописи, скульптуры, фотографии, моды, дизайна и архитектуры.
Также в Эрарте разработаны разнообразные экскурсионные программы — общие и тематические, для знатоков искусства и для новичков, философские и с интерактивными элементами для максимального погружения в мир современного искусства.
- Экспозиции музея
- Программы для детей
- Посетителям
Экспозиции музея
Постоянная экспозиция Музея современного искусства Эрарта размещается на пяти этажах музейного крыла. Из 2800 произведений и объектов искусства, находящихся в собрании музея, одновременно экспонируются около 500 работ, при этом в зале новых поступлений экспозиция обновляется каждый квартал. Современная коллекция музея представлена работами более чем 300 авторов из разных городов РФ, которые были созданы в 1950-2012 гг. Достаточно популярны у посетителей музея работы таких известных личностей, как Сергей Шнуров (фронтмен группы «Ленинград»), Николай Копейкин (художник и музыкант), скульптор Сергей Карев. В последнее время, благодаря проведению в Эрарте международных выставок, в коллекцию музея поступил ряд работ зарубежных авторов.
Экспозиция музея
Помимо выставочных залов в Музее современного искусства Эрарта расположено несколько кинозалов, демонстрирующих ряд уникальных проектов, которые можно увидеть только в Эрарте. Изоанимация – короткие ролики, объясняющие или развивающие сюжет определенной работы из собрания музея. Изоанимация призвана помочь посетителям взглянуть на то или иное произведение искусства с другой стороны, открывая для себя что-то новое. И взрослым, и юным посетителям музея также будет интересен просмотр веселого и образовательного мульт-сериала «Черный квадрат», героем которого является Немалевич – оживший персонаж картины Малевича.
Еще одной уникальной особенностью музея являются 8 арт-пространств U-SPACE, которые являют собою «тотальные инсталляции». Этот проект был реализован специально для Эрарты, а его цель – дать человеку возможность с помощью созерцания инсталляции погрузиться в определенную атмосферу, поразмышлять наедине в течение 15 минут (именно столько отведено на посещение отдельного, изолированного помещения с инсталляцией).
Тотальные инсталляции
Программы для детей
Музей современного искусства Эрарта предлагает специальные программы для детей, которые являются не только развлекательными, но и весьма познавательными. Родители без труда подберут здесь для своего чада мероприятия, которые рассчитаны на различный возраст и личные предпочтения: мастер-классы для дошколят, курсы по истории искусств для ребят постарше, интерактивные экскурсии по музею в сопровождении персонажа из любимого мультика.
Необычным и запоминающимся событием для ребенка станет празднования дня рождения в музее Эрарта, когда помимо праздничных лакомств маленьких гостей ожидает увлекательная программа.
Увлекательная программа для детей
Музей «Эрарта» охотится за гениями
15 августа 2011 1:00
В прошлом году в Северной столице открылась «Эрарта» – Музей и галереи современного искусства. Это место сразу стало одним из знаковых в городе на Неве. Здесь можно познакомиться с работами тех, кто пока не избалован вниманием критиков и прессы, но со временем, возможно, завоюет мировое признание.
– Проект «Эрарта» существует без малого четыре года, – поясняет его директор Михаил Овчинников. – И одним из приоритетных направлений нашей работы было формирование круга перспективных художников, с которыми мы теперь работаем.
Многие из тех молодых мастеров, выбранные «Эрартой» четыре года назад, сейчас уже широко признаны. Илью Дашевского, Андрея Горбунова, Илью Гапонова знают не только в России, но и за рубежом. Их вполне можно назвать «молодыми», учитывая возраст, но по статусу в искусстве это состоявшиеся, сформировавшиеся мастера. Личности в искусстве.
– Очень приятно, что мы способствовали их популярности, – продолжает Михаил Овчинников. – Наши галереи – единственная в городе площадка, которая показывает современное искусство на постоянной основе и на достаточно больших площадях.
– Каким же нужно быть художником, чтобы попасть в ваше поле зрения?
– На этот вопрос ответить сложно. Каждый раз вместе с новыми именами открываются иные знания. У нас нет готового шаблона. Не забывайте, что «Эрарта» – и музей, и галереи. Если бы речь шла только о чем-то одном, то можно было бы, наверное, сформировать определенные критерии с точки зрения выставочной и коммерческой перспективы. А музей нацелен на открытие и исследование.
Конечно, художнику надо быть оригинальным. Надо явить миру что-то новое. Банальные истины, но это так.
– Музей современного искусства имеет свою специфику…
– Конечно. Традиционные музеи принимают в свои коллекции то, что уже проверено временем и представляет сформированную историческую ценность. Музеи же современного искусства нацелены на постоянное «открывательство», на эксперимент. Тут есть разные пути. Можно искать нечто, отвечающее исключительно сиюминутным технологиям. Другое направление – пытаться найти новые ростки в существующих школах и традициях.
– Бытует мнение, что современным искусством занимаются самоучки, и оно не подходит для тех, кто получает классическое образование в Академии художеств.
– Для российской арт-сцены это серьезный вопрос. Не секрет, что наши ведущие художественные вузы работают в достаточно консервативной, традиционной манере. И с точки зрения той части любителей современного искусства, которые принимают только прогресс, такие художники скучны и не представляют интереса. Мы же приветствуем и тех и других, считая, что искусство обязано являть миру то, чего еще не было, и одновременно продолжать традиции и преумножать достижения предыдущих школ.
– То есть образование – не тот критерий, по которому вы отбираете художников.
– Не тот. Сегодня искусство в значительной степени концептуально. Научить мыслить таким образом наши художественные вузы почему-то не могут. В то же время без кругозора, начитанности, «насмотренности» современный художник невозможен. Даже если он очень хороший рисовальщик. Он должен быть образованным человеком в широком смысле этого слова.
– Да. Ну, или самородком от бога. Такие примеры тоже встречаются.
– А те, кто учится в Академии художеств или в Академии имени Штиглица, попадают в ваше поле зрения?
– Академия Штиглица более либеральный и современный институт. Так исторически сложилось. В советские годы Академия художеств несла основную ответственность за идеологию в живописи и скульптуре, а Мухинское училище, как оно тогда называлось, больше было связано с дизайном, оформительством, декоративно-прикладным искусством. В этой среде выживали самобытные художники, которые потом становились преподавателями. У них появлялись свои студенты и школы. Это продолжается по сей день.
В Академии художеств немного по-другому. Но мы стараемся работать и с молодыми академическими художниками. Вот только что у нас была выставка Константина и Екатерины Грачевых. В недавнем прошлом это выпускники, а теперь уже преподаватели Академии художеств. Жизнь берет свое, и даже самый консервативный вуз не может оставаться в стороне от новых потоков.
– А просветительство – не ваша стихия?
– Систематическая образовательная деятельность у нас начнется со следующего года. Небольшая задержка связана с подготовкой новых помещений. Но и сейчас у нас проходят лекции, встречи. Есть программы для детей. Организуем мастер-классы.
– Как попадают к вам молодые таланты?
– Разными путями. Многие приходят сами. На нашем сайте каждый может показать свои работы. Мы посещаем мастерские, не пропускаем выставки. Никому не отказываем, всех готовы посмотреть.
– А может современное искусство прокормить художника?
– Настоящего – да, вполне. Но для этого нужен не только талант, но и навыки «самопрезентации». Умение пробиваться, конкурировать. Либо надо найти хорошего представителя, галерею, которая начинает с ним работать. Для этого и существует «Эрарта».
НАША СПРАВКА
Крупнейший в России негосударственный музей современного искусства «Эрарта» был создан в Петербурге в сентябре 2010 года. Цель – открывать новые имена, собирать наиболее оригинальные и талантливые произведения современных художников и знакомить с ними самую широкую аудиторию.
Музей реализует различные выставочные проекты, приглашает на экскурсии, издает каталоги и готовит образовательные программы.
НЕ ПРОПУСТИ
Арт-менеджер музея и галерей «Эрарта» Павел Маркайтис:
– Первого сентября у нас открывается очередная большая выставка молодых художников. Тема – «Стабильность». Мы хотели посвятить ее осмыслению современной российской действительности. Посетители увидят много работ, выполненных специально для этого проекта.
КАК НАЙТИ
Музей и галереи современного искусства «Эрарта»
29-я линия Васильевского острова, д. 2 (станция метро «Василеостровская», далее автобус № 6 или трамваи № 6 и 40, станция метро «Приморская», далее автобусы № 1 и 6, трамвай № 6 или троллейбус № 40.
Работает ежедневно с 10.00 до 22.00.
Выходной день – вторник.
Читайте также
Возрастная категория сайта 18 +
Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2022 г. Главный редактор — Сунгоркин Владимир Николаевич. Шеф-редактор сайта — Носова Олеся Вячеславовна.
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
АДРЕС РЕДАКЦИИ: ЗАО “Комсомольская правда в Санкт-Петербурге”, улица Гатчинская, д. 35 А, Санкт-Петербург. ПОЧТОВЫЙ ИНДЕКС: 197136 КОНТАКТНЫЙ ТЕЛЕФОН: +7 (812) 458-90-68
Музей современного искусства Эрарта
Музей современного искусства Эрарта. Музей является самым крупным международным проектом в сфере современного искусства России. Эрарта – это новый подход к популяризации искусства и зрителю, стремление построить новую систему взаимоотношений людей и искусства.
Музей современного искусства Эрарта
Эрарта полностью ориентирована на посетителя, который является
- ее абсолютной ценностью
- и главным приоритетом.
Вся деятельность проекта направлена на расширение аудитории людей, любящих и понимающих современное искусство. Так как мы верим, что любовь к искусству делает жизнь каждого человека счастливее.
От музея современного искусства заранее ожидаешь чего-то
- новаторского, решительного.
В Эрарте можно встретиться
- с современными технологиями,
- со смелыми экспериментами,
- и с подчас шокирующими объектами. Перефразируя известную присказку, можно сказать, что музей начинается с фасада.
Музей современного искусства Эрарта
У входа в Эрарту гостей встречают две статуи, объясняющие название музея
- фигуры богинь Era и Arta.
Здание, возведённое в стиле сталинского неоклассицизма в 1951 году. Внутри основательно перестроено.
На первом этаже располагается грот, где сочетание красного и серого — основной лейтмотив. Помимо стойки ресепшена на первом этаже находится
- gift shop,
- книжный магазин с широким выбором изданий об искусстве
- магазин принтов и жикле, которые создаются в мастерской музея.
Для тех, кто хочет лучше разбираться в современном искусстве, по Музейному крылу, в котором находится постоянная экспозиция, ежедневно (кроме вторника) в 12:00, 16:00 и 19:00 проводятся часовые обзорные экскурсии.
Самостоятельным посетителям рекомендуется обращать внимание на описания объектов. К примеру, без объяснения не так просто понять смысл произведения science art «Модель биполярной активности».
art «Модель биполярной активности»
Пройдя через большой зал первого этажа, посетители выходят к комнатам U-space.
Тотальные инсталляции U-space погружают гостей в определённую атмосферу посредством
- света,
- звуков
- и запахов.
Особой популярностью пользуется «Вишнёвый сад»
«Вишнёвый сад»
Для каждого U-space надо покупать отдельный билет на ресепшен.
На втором этаже Эрарты находятся
- комнаты U-space
- и зал Елены Фигуриной, в котором демонстрируется мультимедийный спектакль «Отчего люди не летают?».
Третий этаж занимают
- два кинозала, где можно увидеть истории об оживших картинах и мультсериал «Чёрный квадрат».
Ещё два U-space расположены на четвёртом этаже.
Здесь же экспонируются многочисленные экспериментальные картины, при создании которых использовались
- битум,
- мазут,
- кузбасс-лак
- и прочие нехудожественные средства и материалы.
На пятом этаже посетителей ждут внушительные по размерам
- инсталляции и картины.
На цокольном этаже Музейного крыла размещается
- ресторан Erarta.
- В тёплое время года заведение открывает летнюю террасу.
летняя терраса
В противоположном — Выставочном — крыле также пять этажей, и все они отданы
- под временные выставки, которые полностью обновляются примерно раз в 2–2,5 месяца.
Среди недавних крупных событий
- «Скульптуры Сальвадора Дали»,
- «Стиль Ducati»,
- «Под одеждой. История дизайна нижнего белья» (проект из лондонского музея Виктории и Альберта),
- «Восхитительный мир Феллини»
- и другие.
Между Музейным крылом и временными экспозициями есть только два перехода — на первом и на третьем этажах.
В переходе третьего этажа можно
- посмотреть видеоинтервью с художниками,
- порисовать на интерактивном экране,
- отдохнуть в кафе.
В галерее третьего этажа находятся «соТы»
- боксы, в которых каждый желающий может выставить то, что для него важно.
«соТы» — боксы
30 июня 2015 года Эрарта стала частью Google Art Project — уникального виртуального проекта, благодаря которому миллионы пользователей со всего мира могут заочно «посещать» музеи и галереи, расположенные за тысячи километров от них.
Билеты в музей и Годовой абонемент:
Стоимость единого билета в музей составляет 600 рублей. В музее Эрарта действует система годовых абонементов:
- за 1000 рублей гость получает право неограниченного посещения музея и всех временных выставок в течение года с момента покупки абонемента,
- скидку 10% в ресторане Erarta, кофейне и всех магазинах в здании музея
- а также возможность экспресс-прохода и посещения вернисажей.
Экскурсии
В Эрарте разработаны разнообразные экскурсионные программы
- общие и тематические,
- для знатоков искусства
- для новичков,
- философские
С интерактивными элементами для максимального погружения в мир современного искусства: например,
- ночная экскурсия с фонариками,
- музейный квест,
- мастер-классы
- или арт-аукцион.
Также существуют специальные детские программы с образовательными и развлекательными составляющими.
Заказ экскурсий на русском и английском языках — excursion@erarta.com, по телефону +7 (812) 324-11-96. Всем гостям предоставляется возможность взять напрокат аудиогиды на стойке ресепшн.
Интересные факты
- Название музея образовано из двух слов — era и arta, что означает «время искусства».
- В Санкт-Петербурге Эрарта находится в бывшем здании НИИ, выполненного в стиле сталинского классицизма. Интерьер которого был полностью переделан под требования современного музея.
- Реновация здания заняла три года. Музей открыл свои двери для посетителей в 2010 году. В 2015 году открылось Новое крыло, построенное «с нуля» третье крыло музея.
- Эрарта входит в ТОП-10 лучших музеев России по версии TripAdvisor.
- Является единственным музеем современного искусства в списке наряду с Эрмитажем и Третьяковской галереей.
- Эрарта является самым популярным российским музеем в интернете — более 300 000 подписчиков в социальных сетях.
В Эрарте представлены авторские проекты, которые можно увидеть только здесь:
- тотальные инсталляции U-Space, позволяющие за время 15-минутного сеанса погрузиться в определенную атмосферу и пережить эмоциональный и ментальный опыт;
- «Театр без актеров» – мультимедийный спектакль, в котором главные роли играют картины, оживающие благодаря аудио- и видеоэффектам;
- аудиоинсталляции – саундтреки по мотивам произведений музейной коллекции, написанные группой профессиональных музыкантов и дающие возможность целиком услышать то развернутое повествование, из которого на картине запечатлен только фрагмент,
- «Изоанимация», представленная короткометражными анимационными фильмами, которые развивают работы художников во времени, объясняя или обыгрывая их сюжеты;
- а в проекте «Изолитература» каждый посетитель получает возможность выразить свои мысли и эмоции, навеянные произведением искусства, в виде эссе. Лучше из которых публикуются и размещаются около работы.
В 2014 году музей современного искусства Эрарта выпустил образовательный мультфильм об искусстве «Черный квадрат».
В нем самые известные произведения искусства
- перестают быть статичными,
- обретают голоса
- и становятся активными участниками повседневной жизни.
Менее чем за полгода сериал собрал четыре миллиона просмотров на YouTube.
Контакты:
Адрес: Россия, Санкт-Петербург, 29-я линия Васильевского острова, 2
Время работы: с 10:00 до 22:00 ежедневно, кроме вторника
Телефон: +7 (812) 324-08-09
Увидеть виртуальную экспозицию Эрарты, а затем заглянуть в Лувр и Метрополитен-музей можно по ссылке
Музей и галереи современного искусства Эрарта
- Страна:Россия
- Город:Санкт-Петербург
- Адрес: 29-я линия Васильевского острова, 2
Музей и галереи современного искусства Эрарта – долгосрочный проект, включающий в себя музей с постоянной экспозицией, международную сеть галерей и многочисленные программы поддержки и популяризации современного искусства.
Галереи представляют современное российское искусство и занимаются продажами произведений отечественных художников по всему миру – в Цюрихе, Лондоне, Нью-Йорке и Гонконге.
В Санкт-Петербурге в пятиэтажном здании бывшего НИИ, на 10 000 кв. метрах располагается музей, выставочные залы и петербургская галерея Эрарта.
Музей Эрарта – самый крупный негосударственный музей современного искусства в России. Коллекция включает свыше 2300 работ более 170 художников из разных российских регионов: картины, арт-объекты, скульптуры, инсталляции. Эрарта открыла многих региональных молодых художников, которым всегда сложнее попасть на «большую сцену», чем живописцам из Москвы или Петербурга. Постоянная экспозиция располагается в одном крыле здания. Музейная коллекция весьма разнообразна: в Эрарте можно увидеть редкий объект science art, масштабные инсталляции, примеры видеоарта и фактически все направления в современной живописи. Также в Эрарте работают уникальные проекты, которые можно увидеть только в этом музее: тотальные инсталляции U-space, мультимедийный спектакль театра без актеров, изоанимацию – ожившие истории картин, мультсериал об искусстве «Черный Квадрат» и многое другое. Все проекты находятся в музейном крыле Эрарты.
Второе крыло здания отдано под петербургскую галерею (первый этаж) и выставочные залы. Эрарта ведет активную выставочную деятельность, организуя персональные и коллективные выставки российских художников. Также иногда проводятся выставки иностранных современных художников. Временные выставочные экспозиции меняются каждые 1,5 месяца. В рамках программы «Россия в Эрарте» музей принимает в Петербурге художников из разных уголков России и организует собственные выездные выставки по регионам. За 4 года выставки современной российской живописи из коллекции Эрарты прошли в Новосибирске, Екатеринбурге, Новгороде, Перми, Сургуте, Краснодаре и других городах.
По вечерам в Эрарте практически ежедневно проходят спектакли, концерты, лекции, кинопоказы. Молодые театральные коллективы, экспериментальные труппы, российские и иностранные музыканты выступают в Эрарте, многие из них – с премьерными спектаклями или уникальными программами.
Экскурсионный отдел Эрарты предлагает обзорные экскурсии по музею, которые проходят каждый час с 11:00 до 20:00. Полезно для тех, кто не профессионально разбирается в искусстве или первый раз в этом музее. В Эрарте в принципе есть разнообразные экскурсионные программы – общие и тематически философские, для знатоков искусства и для новичков. Для посетителей созданы все условия для интересного и комфортного визита, в том числе для людей с ограниченными возможностями.
В цокольном этаже музея находится ресторан Erarta Café, который в теплое время года открывает уютную летнюю террасу. На третьем этаже работает кофейня – прекрасное место для отдыха и встреч. На первом этаже находятся магазины: здесь можно заказать принт полюбившейся картины, приобрести авторские сувениры или книгу по искусству.
Храмы Петербурга. Казанский
По возвращению в родные края и оказавшись на престоле, в последний год своего и без того короткого правления, император Павел I успел положить начало для воплощения задуманного. На поиск места для застройки много времени не тратили, тем более что церковь Пресвятой Богородицы, расположенная на Невском проспекте, давно обветшала.
Ближайшим по времени и стилю прототипом Казанского собора является собор святого Петра в Риме. Об это прежде всего напоминает наружная колоннада со стороны Невского проспекта. В это архитектор А.Н. Воронихин следовал желанию императора Павла I.
Продолжая тему отличий между задуманным проектом и готовым собором, стоит упомянуть и парочку скульптур. До наших дней пьедесталы остаются пустыми, а ведь на них должны были восседать архангелы. Стоит сказать, что пустыми они были не все время. До 24-го года IXX века на окончаниях крыльев располагались копии архангелов, выполненные из гипса, которые планировалось заменить на оригинальные бронзовые, но этого так и не произошло. Почему?
Вид на Казанский собор со стороны улицы Казанская./ Фото: tvereparhia.ru
Причина так и не известна. Однако, народ на этот счет выдвинул свою версию, сказав, что архангелы отказались занимать свое место до тех пор, пока в России не появится честный, достойный и мудрый политик! Колокольня и дома для клира так же должны были стать частью собора, но при утверждении проекта, Павел пожелал убрать их, аргументируя это тем, что в Ватикане ничего этого нет.
Внутри храм имеет форму римской базилики, разделенной четырьмя рядами гранитных монолитных колонн коринфского ордера на три коридора — нефа.Проектируя собор, зодчий решил важную градостроительную задачу, оформив не только значительную часть Невского проспекта, но и прилегающие улицы и площади.
Имеющему в плане форму латинского креста зданию, обращённому к Невскому проспекту боковым фасадом, примыкает грандиозная дуга колоннады из четырёх рядов коринфских каннелированных колонн (девяносто шесть штук) и шестиколонным портиком в центре.
Концы дуги завершены мощными объёмами порталов с аттиками, оформляющие проходы на боковые улицы. Эта дуга образует торжественную площадь, Казанскую, входящую в цепь ансамблей Невского проспекта. Глубокие портики с фронтонами отмечают каждый из рукавов креста.
Над средокрестием возвышается стройный и лёгкий купол на прорезанными окнами барабане. Наружные колонны, облицовка и многочисленные барельефы исполнены из жёлтоватого известняка. Меня и сегодня потрясают великолепные фасады Казанского собора, хотя часть их в настоящее время утрачена. Выполненные из пудожского камня, они щедро были украшены скульптурными композициями и барельефами. Над этим благолепием трудились известнейшие мастера того времени: И. П. Мартос, И. П. Прокофьев, В. Г. Годеев, В. И. Демуг-Малиновский.
Бронзовые статуи в нишах собора (И. П. Мартос, Пименов С. С., Демут-Малиновский В. И.) и бронзовые створы северных дверей (копия “Райских врат флорентийского баптистерия” Гиберти Л.) дополняют богатое скульптурное здание собора.
Украшающие храм колонны и пилястры все коринфского ордера. По пропорциям коринфского же ордера выполнены и карнизы. Над карнизами размещен аттик, местами переходящий в балюстраду. Наружные колонны, облицованные пудожским камнем, покрыты каннелюрами — вертикальными желобками (на каждой колонне по 20 каннелюр), что создает впечатление легкости, хотя каждая колонна весит около 28 тонн. Высота наружной колонны — около 14 м, нижний диаметр — 1,45 м, верхний — 1,1 м.
Колоннада со стороны Невского проспекта состоит из 94 колонн, портик с южной стороны собора имеет 20 колонн, портик с западной стороны — 12 колонн.
Общее количество колонн, образующих колоннаду и портик — 136. В плане собор имеет крестово-купольную форму, в основе которой лежит латинский крест. Длина собора с запада на восток 72,5 м, с севера на юг — 57 м. Ширина центральной части — от купола до западных дверей — примерно в 2 раза меньше.
Внутренне пространство храма членится рядами гранитных колонн на три нефа. Длина главного нефа – шестьдесят девять метров.
Интересен мозаичный пол собора, выложенный серым и розовым карельским мрамором. Полы и ступени алтаря и амвона, основание царского места и кафедра облицованы малиновым шокшинским кварцитом (порфиром), который высоко ценили во всем мире. Русское правительство подарило плиты этого камня Франции для облицовки саркофага Наполеона в Париже. Все эти породы, вместе с черными шунгитовыми сланцами, использовались также в виде вставок в полах собора. Как уже указывалось, при строительстве собора практически не использовались иностранные материалы. В этом плане Казанский собор по праву можно считать музеем российского природного камня, в чем велика заслуга как Воронихина, так и Строганова, который хотел использовать при строительстве собора только отечественные минералы.
Храм наполняло светом прекрасное паникадило в 180 свечей (работа Ж. Герена). Ко дню освещения Казанского собора одноименный чудотворный Образ Богородицы был облачен в великолепную золотую ризу, украшенную драгоценными каменьями и жемчугами. Из 40 пудов трофейного французского серебра архитектор К. А. Тон выполнил облицовку главного иконостаса. Позднее, в 1884 в соборе появляется 11 пудовая серебряная гробница для плащаницы, а в 1890 – чеканные хоругви.
Великолепное внутренне убранство, чтимые святыни, церковная утварь, сама по себе представлявшая произведения искусства, словом, всё это создавало неизгладимое ощущение прекрасного у прихожан. А расположенные здесь памятные доски, барельефы Павла I и Александра I, а также гробница М. И. Кутузова напоминали об имперской славе России.
В соборе погребён генерал-фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов (1813 год), и хранятся трофеи Отечественной войны 1812-1815 годов. В этот период собор стал памятником русской военной славы: 25 декабря 1812 года кавалергарды и конные лейб-гвардейцы торжественно перенесли в собор первые двадцать семь трофейных французских знамён (всего 115 знамён и 94 ключа от восьми крепостей и семнадцати городов Европы, взятых русскими войсками).
Так были запечатлены похороны русского генерала Михаила Кутузова в 1813 году у Казанского Собора. Кутузов похоронен в Казанском соборе.
Анализируя живопись Казанского собора, отметим, прежде всего, что все живописные работы в храме выполнялись художниками академической школы, но начавшими творить в разные эпохи. Поэтому по своему характеру их работы заметно отличаются друг от друга.
По общепринятой оценке наиболее значительными художниками, из числа работавших в соборе живописцев, являются Боровиковский, Шебуев, Бессонов, Угрюмов, Иванов, Кипренский и Брюллов.
В 1837 году перед северным фасадом храма установлены памятники героям этой войны – Кутузову М. И. и Барклаю де Толли М. Б. работы скульптора Орловского Б. И.
Самыми характерными для времени и стиля Казанского собора являются живописные работы кисти В.Л.Боровиковского, которому принадлежит иконопись Царских Врат Главного Иконостаса и четыре больше иконы, изображающие Святую Великомученицу Екатерину, Святых Антония и Феодосия Киево-Печерских, Царя Константина и Царицу Елену. В настоящее время в храме находятся его работы на Царских Вратах и образ Святой Екатерины.
Надо сказать, что эти работы, как и работы других художником этой эпохи, вовсе не похожи на старинные русские иконы. По существу это скорее живопись на религиозные сюжеты, формировавшаяся в стенах Академии художеств под влиянием канонизированных Академией работ художником итальянского Возрождения, прежде всего, Рафаэля. Даже самые лучше, талантливые живописцы и скульпторы той эпохи, при всей своей несомненной религиозности и любви к религиозным сюжетам, были художниками светскими и переносили этот светский дух в свои творения, украшавшие храмы.Боровиковский. Архангел Гавриил (Благовещение). Евангелисты (Матфей, Марк, Лука и Иоанн). Шесть круглых медальонов в створках Царских врат.
Наконец, отмечу шедевр религиозной живописи в Казанском соборе — запрестольный образ К.П.Брюллова “Взятие Богоматери на небо”.
Карл Павлович Брюллов — величайший русский художник первой половины XIX в.
Богоматерь Казанского собора, написанная Брюлловым, это его Мадонна. Ее образ возник в его сознании задолго до 1836 г., когда ему было поручено написать Ее запрестольный образ. И хотя сам художник остался недоволен своей работой, однако в ней можно видеть то, что он сам сказал о Сикстинской Мадонне: “Грация соединена со строжайшим стилем…”. Вознесение Богородицы тематически близко к православному Успению. Но какая огромная разница в манере художественного воплощения этого сюжета в старых русских иконах и в картине гениального русско-европейского художника!
Высоко над землею на легком облаке стоит брюлловская Богоматерь. Два Архангела в виде бесплотных духов поддерживают Ее. Херувимы несут на главах своих облако кверху. Вся живописная группа выражает стремительное движение в высь. Богоматерь благоговейно скрестила руки на груди и подняла глаза “горе”. С радостью и смирением взирает Она на видимого Ее одной Всемогущего Творца. Навстречу Ей сверху стремятся новые Силы Небесные. Православный человек, взирая на этот шедевр Брюллова, так же как и на другие образы и картины-иконы Казанского собора, не должен забывать, что искусство, в том числе и храмовое, имеют тенденцию к развитию. В 1876 году перед собором прошла первая в России политическая демонстрация, на которой выступил Плеханов Г. В. Рабочий же Яков Потапов развернул красное знамя. Результат – несколько десятков лет каторги. В 1929 году собор, как культовое здание, был закрыт, а в 1932 году здесь разместили музей Истории религии. Во время ВОВ в соборе, у могилы Кутузова М. И. проводились торжественные воинские ритуалы – клятвы на верность Родине и Ленинграду. Тысяча шестьсот пробоин и следов от снарядов насчитали реставраторы на крыше, стенах и колоннах.
При строительстве Казанского собора возникла площадь. В 1899-1900 годах на площади разбили сквер (0.47 га, садовый мастер Катцер Р. Ф.) В 1924 на площади открыли памятник Плеханову, который вскоре был демонтирован. В 1934 году на площади смонтировали гранитный фонтан, который был сделан в 1809 году по проекту Тома де Томона и находился на Пулковском шоссе. В период блокады район вокруг площади подвергался ожесточённым артобстрелам и бомбардировкам. В 1942-1944 годах на площади разбили огороды.В работе над проектом собора Воронихину Андрею помогал Алфёров Николай.
Сооружение храма приравнивалось к важнейшему делу государеву. Был объявлен конкурс на лучший проект. В конкурсе приняли участие такие мэтры как Камерон Чарльз, Кваренги Джакомо, Тома де Томон Жан и др. Победил молодой и неизвестный архитектор – Воронихин Андрей Никифорович. И это не случайно: Воронихин был питомцем графа Строгонова, президента Академии художеств, куратора стройки. Андрей Воронихин был крепостным графа. Заметив способности мальчика к живописи и архитектуре, граф направил его учиться в Москву; его учителями были архитекторы Казаков и Баженов. В 1785 году граф дал вольную Андрею, и отправил юношу продолжить обучение в Швейцарию и во Францию.