Фото крепости Суоменлинна (141 фото)

Свеаборг (Суоменлина), Финляндия – отзыв

Самая известная достопримечательность Хельсинки — морская крепость Свеаборг. Русские пушки, бастионы, гроты, тоннели и многое другое

На Свеаборге я побывала еще весной. Это остров недалеко от Хельсинки, который пользуется популярностью у туристов.

Морская крепость Суоменлинна (по-шведски — Свеаборг), находится на территории группы островов в акватории Финского залива. Это фактически часть города, и добраться сюда можно круглый год.

1. Как добраться

Мы ехали из финского города Турку до Хельсинки. Добираемся поездом или автобусом. Первый вариант занимает 2 часа, второй — на полчаса больше (но зато чуть ли не вдвое дешевле).

Из Хельсинки на остров ходит паром, который является одним из видов общественного транспорта HSL. Отправляется с рыночной площади Хельсинки Kaupatori.

Кроме паромов HSL, которые ходят весь год (летом — каждые 15-20 минут), на пристани Хельсинки, у рыночной площади, летом можно найти водные автобусы JT Line, там билет будет стоить 7 евро, и суда разных туристических фирм, которые на острове причаливают ближе к крепости и основным достопримечательностям, плюс проводят экскурсии.

2. Стоимость билетов

Билет на паром стоит столько же, сколько автобус — 2,90 евро. Действует чуть больше часа с момента покупки. Их покупают или в кассе на рыночной площади, или в специальных автоматах (их адреса можно загуглить “hsl ticket machine map”), или же самый простой способ — купить билет в автобусе (стоит 3,20 евро), но это при условии, что вы будете им ехать (в автобусе водители продают разовые билеты, в трамваях этого сделать не удастся).

Мы купили билеты в автомате на целый день. Каждый билет обошелся нам в 9 евро. Но мы еще помимо этого катались туда-сюда обратно несколько раз, поэтому нам дневной билет было выгоднее брать. А если вы будете плыть сугубо на пароме до острова и обратно, то лучше купить разовый билет за 2,90, а на острове в кассе купить обратный билет перед отплытием.

Еще как вариант купить билет в мобильном приложении HSL, тогда он обойдется в 5 евро и продействует 12 часов с момента оплаты, но он действителен только на пароме, другим транспортом вы не проедите.

За безбилетный проезд грозит штраф 80 евро + стоимость билета.

3. Подготовка к отплытию, поездка на пароме

Мы не знали будут ли на острове кафе, поэтому запаслись едой еще в Хельсинки. Благо, в центре города есть супермаркеты, где можно купить салаты и другие перекусы. Во-вторых, я даже настоятельно рекомендую так делать, поскольку цены в финских кафе далеко не дешевые. Если магазинный салат стоит 4 евро, то в кафе он обойдется вам как минимум 10.

К назначенному времени мы подошли к рыночной площади, нашли пристань, откуда отправляется нужный нам паром (там не одна пристань, HSL отплывает от той, которая ближе к чертовому колесу).

Там же рядом находится и билетная касса. Народу собралось уже предостаточно, было много русскоговорящих. Нас от парома отделял лишь шлагбаум, который подняли как только в парома вышли все вернувшиеся с острова.

Мы заходили в числе первых, поэтому нам повезло занять сидячие места. Билеты никто не проверял ни туда, ни обратно (к слову, сколько ездили в хельсинских трамваях, билеты там тоже никто не проверяет).

Помимо множества людей, паром перевозил одну или две автомашины, часть пассажиров имела с собой велосипеды и детские коляски.

По пути с Хельсинки до Свеаборга видим несколько небольших островков. Море спокойное, ветра нет, паром идет тихо, в небе летают чайки. Весь путь занят 15 минут.

4. Экскурсия по острову, достопримечательности

Итак, городской паром HSL доставил нас к северной гавани, расположена она на Большом Черном острове, или Mustasaari. Всего островов здесь пять, они соединены мостами — мы побывали на трех наибольших. Малый Черный остров, где находится Военно-Морская академия, и Западный черный остров лежат в стороне от туристического маршрута.

Крепость начиная с 1991 года включена в состав Всемирного наследия Юнеско — и тем не менее, остров до наших дней является жилым. Здесь проживает около 800 человек, дома в основном одно- и двухэтажные.

Около трети жителей работают здесь же, остальным ездить на работу и тем более за покупками приходится в Хельсинки — кроме музеев, кафе и сувенирных магазинов, как таковой инфраструктуры на острове практически нет.

Читайте также:
Фото Свято-Введенского монастыря (28 фото)

Выйдя на берег, мы увидели перед собой длинное старое здание:

Раньше здесь были береговые бараки, а сейчас находится местный инфоцентр. В его холле можно бесплатно взять карту острова на одном из восьми языков, включая русский, здесь же есть туалет. Все туалеты, включая доступные для инвалидов, отмечены на карте, что очень удобно.

Точно такую же карту, на английском языке, можно скачать и на сайте крепости в формате PDF — как и в печатной версии, там указан “основной маршрут” — линия, следуя которой, можно обойти главные местные памятники. Протяженность маршрута около 1,5 км и он вполне по силам детям и пенсионерам — и тех, и других мы по пути встретили немало.

Выйдя из инфоцентра, через арку идем на юг — и буквально через 200 метров перед нами первый объект, заметный издалека, еще по пути на остров.

Это Церковь Суоменлинны, построенная в XIX веке — тогда крепость находилась под властью России, и церковь была православной, предназначенной для размещавшегося здесь военного гарнизона. После обретения Финляндией независимости, церковь превратили в лютеранскую.

Церковь стоит на холме, и видна издалека не случайно — помимо прямого назначения, она была и до сих пор остается маяком для судов.

На двери мы видели табличку с указанием времени службы и просьбой туристам воздержаться от посещения в эти часы. Окружает церковь массивная ограда из якорных цепей и артиллерийских орудий образца XVIII века.

От церкви мы продолжили путь по дороге вглубь острова, мимо жилых кварталов и здания библиотеки. Немного отклонившись от маршрута, вышли к восточному берегу острова — там находится еще одна пристань для лодок, неподалеку от нее — Музей игрушек. Оттуда мы вернулись на тропу, и она привела нас к мосту на Волчий остров, Susisaari.

Прямо перед мостом — здание Музей Суоменлинны, где можно заказать экскурсию по острову и приобрести сувениры.

Между двух островов — узкая гавань, которая носит название Артиллерийской — именно сюда прибывают некоторые из туристических судов.

На другой стороне — летний киоск, где продают кофе, сладости и неплохое мороженое.

Сразу за мостом на Волчий остров начинается центральная часть крепости.

Повернув на развилке с указателем направо, вверх по тропе мы поднялись к крепостной стене и прошли через арку бастиона Хопкена.

Здесь можно задержаться и осмотреть помещения казематов — узкий коридор, идущий внутри крепостной стены, с узкими оборонительными окнами. На стенах то и дело встречаются надписи, в том числе и на русском языке.

Выйдя из каземата, попадаем во внутренний двор. Здесь — еще один местный памятник, могила Августина Эренсвярда, основателя крепости, под руководством которого велось ее строительство.

Надгробие украшает скульптура с изображением лодки. Рядом находится и музей его памяти, вокруг — уютный тенистый сквер со старыми раскидистыми деревьями.

В нескольких минутах ходьбы от внутреннего двора — смотровая площадка, откуда открывается вид на один из старейших в мире сухой док, основанный шведами вскоре после начала строительства крепости в XVIII веке. Он работает и сейчас, корабли заходят на ремонт — спустя двести лет остров сохраняет верность своим флотским традициям.

Осмотрев эту часть острова, мы пошли дальше на юг по тропе, ведущей мимо нескольких старинных пушек и магазина сувениров и студии керамики.

Вскоре перед нами оказался несколько неожиданный пейзаж — пруд, поросший по краям камышом, со стайкой уток. На карте этот участок обозначен как парк Piper, неподалеку есть и одноименное кафе.

Еще дальше за парком Волчий остров заканчивается, и тропа ведет через перешеек на следующий за ним, и самый крайний остров под названием Густав Меч, Kustaanmiekka. Здесь, пожалуй, самая интересная часть укреплений Суоменлинны: очень хорошо сохранившиеся крепостные валы, на которых расставлены пушки времен XIX века.

Заходя на остров, по правую руку мы видим небольшой песчаный пляж — сюда можно за пару минут спуститься по оборудованной лестнице. Дальше дорога идет вверх, к самим валам, и подниматься по ней местами трудновато. Здесь также есть указатели, отдельно сообщающие о маршруте, который подходит для лиц с ограниченной подвижностью.

Читайте также:
Справка с работы для шенгенской визы: образец 2 НДФЛ о доходах

Кольцо валов и пушек защищает остров с запада и юга. Кстати, пушки стоит осмотреть внимательнее — на некоторых можно увидеть надписи на русском языке. Эта часть острова была под обстрелом в годы Крымской войны, в 1855 году — тогда Россия вела войну не только на Черном море, но и здесь, на Балтике. Есть пушки и постарше, еще шведские.

Наконец, в юго-восточной части острова — основные укрепления: здесь сохранилось кольцо бастионов, основанных шведами в середине XVIII века. Некоторые из них между собой соединены отмеченными на карте тоннелями, где даже в теплые майские дни сыро и холодно. Пройдя внутрь кольца бастионов, оказываемся в конечной точке маршрута.

Королевские Врата — так называется пристань на юго-востоке острова. Именно сюда в 1752 году причалил корабль, на котором прибыл с инспекцией строящейся крепости король Швеции Адольф Фредерик. Об этом событии напоминает табличка на стене с ее наружной стороны, здесь же за воротами к воде спускаются полукругом ступеньки.

Кстати, пристань здесь есть и сейчас — сюда в летнее время, с 1 мая и до конца сентября, ходит водный автобус. От пристани можно вернуться другим путем, пройдя вдоль берега и осмотрев оставшуюся часть бастионов — так мы и сделали. Всего на неспешную прогулку по крепости с осмотром всех достопримечательностей у нас ушло менее трех часов.

Остров оставил очень приятные воспоминания — не только своей красотой, но и тем, как все продумано для туристов. Кроме понятной карты из инфоцентра, есть многочисленные указатели, где отдельным цветом, тем же, что и на карте, выделен основной маршрут. Много туалетов, в том числе бесплатных, достаточно и мест, где можно отдохнуть.

Стоит добавить, что у крепости отличный сайт — основная информация дублирует буклет с картой и доступна на тех же 8 языках, а на английском (и финском) можно найти целый 3D тур по всей крепости. Доступны объемные фото, как с земли, так и с воздуха — больше 20 панорам, сделанных дронами, благодаря чему можно увидеть Суоменлинну с высоты.

Другие отзывы о путешествиях можно прочитать здесь

Суоменлинна — финская крепость

Ранним утром второго дня нас повезли в крепость Суоменлинна. Суоменлинна — с финского «Suomenlinna» — «Финская крепость» (или другое название: Свеаборг — со шведского «Sveaborg» — «Шведская крепость»). Но большую часть своей военной истории — с 1808 и до 1918 года — Суоменлинна была русской крепостью.

Суоменлинна — бастионная система укреплений, с XVIII по XX век защищавшая с моря Хельсинки. Расположена она на 7 скалистых островах, составляющих так называемые «Волчьи шхеры».

В настоящее время Суоменлинна — жилой район города Хельсинки. Попасть туда можно на маленьком пароме, который отходит от Торговой площади. К слову, паром считается городским транспортом. Таким образом, покупаемый единый билет может с успехом использоваться как для проезда в метро, так и для проезда на пароме до острова и обратно. Сам паром с виду совсем небольшой, но в него даже зимой, когда закрыта верхняя палуба, легко влезает человек 70 и один легковой автомобиль.

С погодой нам, что не удивительно, не повезло. Был 20-градусный мороз и ужасный шквальный ветер. Паром кидало по волнам из стороны в сторону, и он жалобно весь трещал по швам.

15 минут страха и мы на месте. Паром ходит раз в час, поэтому у нас был всего час, чтобы осмотреть крепость. Учитывая её огромные размеры — гид практически бегом провёл нас через 5 островов, соединенных мостами. Обратно надо было бежать еще быстрее, чтобы не опоздать на паром, и как следствие — на обратный автобус в Питер. Поэтому посмотреть особо ничего не удалось — покажу отрывками, что успел нафотографировать. Обязательно съезжу туда как-нибудь еще раз летом, и погуляю уже более основательно.

Хоть мы и не успели особо ничего посмотреть, но зато смогли прочувствовать весь колорит зимы на острове. 20-градусный мороз, да еще при штормовом ветре с Балтики — ощущения непередаваемые.

Практически у входа с пристани в крепость находится дом Синебрюхова. Ещё в 1819 году переселившийся из России в Финляндию Николай Синебрюхов получил разрешение на строительство в Хельсинки первого в Скандинавии завода по производству пива. Незадолго до этого российский предприниматель для успеха дела решил сменить фамилию на более благозвучную — от рождения он был Краснобрюховым — с чем и подал прошение на имя государя Николая I. Легенда гласит, что Николай в тот день был навеселе. Прочитав бумагу, он хмыкнул и поставил на ней следующую резолюцию: «Цвет изменить, брюхо оставить». Так и превратился Краснобрюхов в Синебрюхова.

Читайте также:
Самые крупные авиакатастрофы в России

Сегодня пиво «Koff» от Синебрюховых и другие сорта пенного напитка этой компании занимают почти 45% всего рынка этой продукции в Финляндии.

Рядом находится колокольня, принадлежавшая раньше Собору Александра Невского, полностью перестроенному в 1927 году. Колокольня является одновременно и маяком. Кстати, таких — всего 3 во всём мире.

Русский квартал. Дома, построеные в XIX веке русскими купцами на главной улице крепости, являлись одновременно и домами, где жили купцы, и магазинами. Последнее голубое здание — как раз и есть дом Синебрюхова, о котором я писал чуть выше.

Здесь же находится самый старый сухой док в Европе, который работает XVII века почти без перерыва. В давнюю пору тут могло строится до двух десятков парусных судов единовременно.

К слову, док и сейчас функционирует, занимаясь ремонтом деревянных судов.

Сама крепость, особенно зимой, производит угрюмое впечатление.

Памятник на могиле Августина Эренсверда — основателя и первого коменданта крепости. В проектировании памятника принимал участие сам король Густав III.

На острове очень много аккуратненьких одноэтажных домиков. В некоторых находятся магазины, в некоторых склады, а некоторые являются жилыми.

Суровые бастионы крепости.

В некоторых местах видна скалистая природа местных островов.

Пролив между двумя островами. Когда-то здесь прятался флот.

Лёд, так же как и у причала в Хельсинки, образует невероятную мозайку. Интересно, почему в Питере такого не бывает?

Велосипеды — один из самых популярных видов транспорта в Финляндии, даже зимой. Заметьте, велосипеды просто прислонены к стене — никаких цепей или замков. Европа.

Вид из Суоменлинны на Хельсинки. Можно угадать силуэт собора Святого Николая.

Соседний остров. Как там можно жить зимой — не представляю.

Кстати, в царские времена все острова Суоменлинны назывались по-русски: Комендантский остров, Инженерный, Госпитальный, Стрелковый, Артиллерийский, Ключевой.

Море волнуется раз, море волнуется два. Слева — считыватель проездных билетов, такой же как и во всем общественном транспорте в Хельсинки.

Пора домой. А жаль. Суоменлинна, жди нас летом!

На очереди отчёт из Новогоднего Таллина.

Я — Владимир Кезлинг, автор этого сайта, и мне важно ваше мнение!

Было интересно? Есть что дополнить? Можете рассказать свою историю и поделиться своими фотографиями? Оставьте комментарий внизу этой страницы!

Хотите узнать обо мне либо отправить сообщение частного характера — посетите мою страницу. Давайте знакомиться!

“Фотофакт. Увидел! Снял! Опубликовал!”

Фотоблог. Гражданская журналистика. Сообщество независимых фоторепортеров.

Суоменлинна (финская крепость). Фотопутешествие.

Сегодня я расскажу о крепости на островах у берегов Финляндии. Суоменлинна является самой большой морской крепостью в мире.

У этой крепости непростая история: построена она была шведами в 1748 году, затем завоевана русскими в 1808, и лишь в 1918 передана независимой Финляндии.
В настоящее время Суоменлинна является одной из основных достопримечательностей Хельсинки, она с 1991 года внесена в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Сразу скажу, что это было одним из самых ярких моих впечатлений от Хельсинки.

01. Добраться до Суоменлинны можно за 15 минут на пароме прямо из центра города. Билет туда-обратно стоил €4,00.

02. Паромы курсируют с интервалами от 40 минут до часа.

03. Военно-морской флот Финляндии. Транспортное судно типа «Valas» 723 Vano.

04. Вот мы и прибыли.

05. Укрепления крепости построены на 7 скалистых островах, составляющих «Волчьи шхеры». Исо Мустасаари — наиболее застроенный центр гарнизона, расположенный на северо-востоке. Здесь размещается церковь, музей крепости, музей кукол и главная пристань.

06. Подрезка сломанных деревьев.

07. Каким-то образом уцелевшие здесь старые телефонные будки.

08. Церковь Суоменлинны была построена как православная церковь для русского гарнизона в 1854 году. В начале финского правления церковь была перестроена и превращена в евангелическую лютеранскую.

Читайте также:
Фотографии Невицкого замка

09. Даже ограждение выполнено в виде пушек.

10. Шпиль церкви одновременно служит маяком для морского и воздушного транспорта.

11. В 1973 году устаревшая крепость была передана гражданской администрации. Острова стали одним из районов Хельсинки.

12. Сооружения крепости и гарнизонные строения были восстановлены и переоборудованы в квартиры, рабочие помещения, конференц-залы и банкетные залы, рестораны и музеи.

13. Военный музей «Манеж». Он открыт только летом.

14. Простое устройство у входа для чистки обуви от грязи.

15. На островах живет около 900 человек.

16. Немного заблудились, отклонившись от маршрута.

18. Туристический центр Суоменлинны. Здесь можно заказать экскурсию и получить любую нужную информацию.

19. Несмотря на знак, машины здесь ездят.

20. Вид на остров Исо Мустасаари и бастионные сооружения.

21. В тихих заводях можно встретить лебедей.

22. Крепость строилась на французские деньги и должна была стать “Северным Гибралтаром”. В крепости стояли войска, она была хорошо вооружена. Однако военная история Суоменлинна непродолжительна и доблести в ней мало.

23. Весной 1809 года во время шведско-русской войны крепость в течение нескольких недель осаждалась русскими войсками. Располагавший многотысячным гарнизоном комендант крепости К. О. Кронштедт, несмотря на возможности длительного сопротивления, почти без боя сдал крепость русской армии.

24. Подводная лодка «Вессико». Эта лодка сделана финнами в 1933-м по немецкому проекту. Это единственная в мире сохранившаяся подводная лодка типа II. Ей повезло, так как она принадлежала финнам. Остальные 50 (бывшие в распоряжении у Германии) были уничтожены либо самими немцами перед капитуляцией, либо союзниками после капитуляции. Подлодки этого типа воевали на Балтике, в Атлантическом океане и даже в Чёрном море.

25. Саму крепость, похоже, строили из камня, который вырубали сдесь же, на острове.

26. В 1918 году наступили мрачные времена крепости Свеаборг – она служила концлагерем для взятых в плен красных, многие из которых погибли в ней от голода и болезней.

27. Крепостной двор, спроектированный основателем крепости Августином Эренсвярдом, служит главной площадью крепости с 1760-х годов. В крепостном дворе находится могила Августина Эренсвярда.

28. Сухой док – один из старейших действующих сухих доков мира. Здесь в 1760-х годах строились суда берегового флота Швеции. Сегодня док используется для ремонта старых деревянных судов.

29. Парни подумывают стащить якорь и сдать в металлолом.

30. А это уже напоминание о временах Российской империи.

31. Пушки изготовлены в Перми.

32. Чистота на острове идеальная. Вот девушки ходят и собирают веточки.

33. Несмотря на скалистую местность природа здесь тоже очень красивая.

34. А ведь некоторые люди здесь живут, выгуливают своих собак.

35. Вот мы и подошли к Кустаанмиекка — самому южному из пяти связанных островов.

36. На южной оконечности находятся бастионы с орудиями.

37. Там вдалеке видна материковая часть Хельсинки.

38. Давайте приблизимся.

43. А эти пушки немецкого производства. Krupp 28 см пушка сделана на заводе Ф. Круппа в 1870 году.

44. Система складов для боеприпасов.

45. Если глядя на эти фотографии, вам кажется, что нам очень повезло с погодой, то вы будете не совсем правы. Потому что такого сильного и холодного ветра я кажется на себе не испытывал никогда в жизни.

46. Пушки очень и очень внушительных размеров!

47. Очень интересно было бы увидеть эти громадины в действии.

48. Они выглядят просто как произведения искусства.

49. Спускаемся к скалистому берегу.

50. Основное отличие финского берега балтийского моря от эстонского – он каменистый.

51. Я удивлен что после того как ветер продул меня насквозь во время этой прогулки, это никак не сказалось на моем здоровье.

52. Бастионы для стрельбы.

53. Королевские ворота – считаются символом Суоменлинны. Они были построены в период с1753 по 1754 год как центральный вход в крепость. Ворота были воздвигнуты на месте, где пришвартовался корабль короля Швеции Адольфа Фредерика, решившего лично проконтролировать строительство крепости в 1752 году.

54. Вообще по этим островам можно с удовольствием неспешно гулять целый день. Но так как мы порядочно замерзли, то поспешили на паром посмотрев лишь основные достопримечательности.

55. Как видите, паром может перевозить также две машины.

Читайте также:
Выборгский замок в Выборге — подробная информация с фото

56. Оплату проезда не проверяли ни по дороге сюда, ни обратно.

57. Чтож, плывем обратно на берег.

58. В следующий раз я покажу вам как выглядит Хельсинки с парома!

nord_ursus

Записки северного медведя

Cogito ergo sum

Географию Хельсинки во многом определяет берег Финского залива. Отдельные районы города расположены на островах. А южнее центра города, на группе островов, называемых Волчьими шхерами, находится ещё одна историческая часть города — морская крепость Суоменлинна, она же Свеаборг. Эту крепость построили шведы в середине XVIII века, и послужила она и Швеции, и Российской империи, и независимой Финляндии. В наше время это и крепость, и небольшой жилой район (но живёт там меньше тысячи человек), и если сравнивать Хельсинки с Петербургом, то Свеаборг будет играть роль Кронштадта. В общем, в заключительной части моего рассказа о финской столице — крепость, пейзажи Финского залива, и немного экспозиции Военного музея.

2. Самая интересная географическая особенность Свеаборга — островное расположение. Крепость от материка отделяет пара километров, но попасть туда уже можно только на пароме. Паромы ходят от Рыночной площади раз в 40 минут-час. Важно помнить, что единый билет на городской общественный транспорт распространяется и на свеаборгский паром тоже (на пристани есть такие же, как в метро, валидаторы, где можно отметить проездной); естественно, проездным воспользоваться гораздо выгоднее, так как разовый билет на этот паром стоит аж 5 евро.

3. У парома есть две открытых палубы (со стороны носа и кормы), и двухъярусный внутренний салон. Паромы, кстати, ходят круглый год: как я понимаю, небольшой ледовый покров для них помехой не является, а в случае сильных морозов фарватер постоянно ледоколят.

4. Паромы, как оказалось, построены в Польше, в городе Гдыня.

5. Отчаливаем. Слева проплывает остров Катаянокка, у берега которого стоит корабль береговой охраны.

6. Рейс парома длится примерно 12 минут. За бортом — скалистые островки. Иногда необитаемые.

7. Свеаборг и башня его церкви уже видны впереди:

8. А вот уже и пристань. Там стоит толпа, которая сядет на этот паром, чтобы отправиться обратно в сторону города. В Свеаборге паром долго не стоит.

9. Выходим на берег. У пристани стоит такое же табло, как в метро, с указанием времени ожидания.

10. С парома вышла большая толпа, где явно не меньше половины людей составляли туристы, коих тут в середине дня явно больше, чем постоянного населения. Постепенно толпа разошлась по разным улицам острова, и стало довольно тихо. На фото — Береговая казарма конца XIX века. Именно это и есть парадные ворота крепости.

11. У стены стоит множество велосипедов. Довольно типичная для Финляндии картина.

12. А паром ушёл обратно в город:

13. Вдалеке виден центр города и его доминанта — Николаевский собор.

Ну а я в Свеаборге. Крепость на островах возле Гельсингфорса основали шведы в 1740-е годы, причиной чему послужила Русско-шведская война 1741-43 годов, когда Швеция потеряла регион северо-западнее Карельского перешейка. Что особенно интересно, название Sveaborg со шведского переводится как “Шведская крепость”, а Suomenlinna с финского — “Финская крепость” (а от противоположной кальки получились бы названия Ruotsinlinna и Finskaborg); существующее финское название, естественно, появилось уже в период независимости (а до 1918 года крепость по-фински называлась Viapori). Что характерно, при Российской империи никакой “Русской крепости” не было, и она так и называлась Свеаборгом, прочно войдя именно под этим названием в историю России, в частности из-за произошедшего здесь в 1906 году мятежа матросов. Так что мне привычнее использовать именно название Свеаборг, в порядке исключения относительно топонимики всей остальной Финляндии.

14. Крепость находится на семи островах, главный из которых — Исо-Мустасаари (в переводе — Большой Чёрный остров, а в российский период назывался Комендантский). Среди старых построек крепости есть как шведские, так и российские. Как видим, есть тут и деревянные дома.

Изначальное предназначение крепости, понятное дело, в защите города с моря. Что, однако, не помешало русским войскам в 1808 году, в последнюю русско-шведскую войну, занять Гельсингфорс с суши (а вот Свеаборг пал только через два месяца, но шведы сдали его почти без боя). В 1855 году, в Крымскую войну, Свеаборг обстреляли англичане. При независимой Финляндии крепость как таковая прекратила своё существование, но ещё во Вторую мировую войну в ней базировалась артиллерия.

Читайте также:
Автобус 981: Расписание Маршрут, Москва Общественный наземный транспорт.

16. А это кирха. Изначально это был православный собор Александра Невского, построенный в 1854 году для русского гарнизона крепости. Но в 1920-е годы финны перестроили его в лютеранскую церковь.

Вот так выглядел храм в бытность православным. Построен он был по проекту Константина Тона (он же архитектор Храма Христа Спасителя), стиль которого узнаваем. Храмам этого архитектора как-то особенно не повезло: в СССР, так сложилось, что снесли их почти все, и даже за его пределами, в Финляндии, перестроили собор до неузнаваемости.

18. Ограда церкви составлена из трофейных шведских пушек, захваченных русскими войсками в 1808-09 годах.

19. Бывшие здания русских казарм XIX века. Ныне это жилые дома. Благодаря островному расположению Свеаборг очень обособлен от Хельсинки. Тихий такой душевный старый район.

21. Финский вариант таблички “Осторожно, злая собака!”. Хотя вообще-то там написано “собаки свободны” (то есть не привязаны).

22. Внутри ворот шведского кронверка:

23. А это манеж XIX века, в котором сейчас находится Военный музей Финляндии. Его я тоже посетил.

24. Музей небольшой, но информативный. Посвящён он войнам XX века, происходившим в Финляндии.

25. Сначала идёт гражданская война (она у финнов была своя в 1918 году, и победили в ней белые, при поддержке немцев):

26. Знамя финских белых:

27. Ну а большая часть экспозиции посвящена Зимней (Советско-финской) войне и Войне-Продолжению (война против СССР на стороне Германии в 1941-44 годах).

28. Макет дота линии Маннергейма. Где-то на территории нынешней Ленинградской области.

29. Одна из самых интересных деталей экспозиции — реконструкция блиндажа Зимней войны:

30. Можно заглянуть внутрь. Для полного эффекта присутствия там звучит аудиозапись обстрелов и бомбардировок, происходивших снаружи.

31. Часть витрин, конечно, посвящена и противнику, то есть советской стороне.

32. А также и Вермахту. После заключения перемирия с СССР в 1944 году финны повернули оружие против немцев, и до апреля 1945 года шла Лапландская война, в результате которой они выбили с территории Финляндии немецкие войска, которые там базировались.

33. Финский армейский грузовик:

34. Экран с военной кинохроникой. Вот показывают сражение при Тали – Ихантала в июле 1944 года. Это недалеко от Выборга.

35. Посмотрев музей, идём дальше. Вот ещё один жилой дом.

36. А это Свеаборгская верфь. Вдалеке хорошо виден город.

37. Скалы и балтийская вода. На переднем плане видна подводная лодка “Весикко”, построенная в 1933 году, и принимавшая участие в войнах 1939-44 годов. Сейчас она превращена в музей (часть Военного музея), но открыта только летом.

38. Это уже остров Сусисаари (Волчий, старое название — Инженерный). Каменные шведские бастионы XVIII века. Кстати, Свеаборг включён в список ЮНЕСКО.

39. Симфония камня. Бастионы из каменных глыб встроены прямо в скалы.

40. Окна какого-то ресторана:

42. Осенняя листва:

43. И скалистый берег Финского залива. Тут гладкие “бараньи лбы”, знакомые мне по многим местам Карелии (в первую очередь, берега Ладоги и Белого моря).

44. С другой стороны виден пейзаж Хельсинки:

46. И снова посмотрим в сторону моря. Там видно множество других островов:

48. Маяк на одном из них:

49. А на скалах золотая осень. На заднем плане уже другой остров — Валлисаари (бывший Александровский). На него моста нет, поэтому просто так не попасть.

50. Это самая южная часть крепости — береговая батарея Кустаанмиекка (по-шведски Густавссверд); название переводится как “Меч Густава” — в честь шведского короля Густава III, при котором был основан Свеаборг. Пушки — российские, конца XIX века. Произведены на Пермском сталепушечном заводе.

52. За батареей — ещё один небольшой бастион:

54. Постройки в северной части острова. Это место мне напомнило Выборгский замок.

55. В Свеаборге много булыжных мостовых. Это всегда красиво. Правда, на велосипеде по ним ездить тяжело.

57. Пушки того же Пермского завода:

58. Могила шведского фельдмаршала Августина Эренсверда, под руководством которого строилась крепость:

59. Рядом можно выйти к сухому доку уже показанной выше верфи. Возле него есть небольшая смотровая площадка.

Читайте также:
Чем заняться в Барнауле на выходные и праздники

61. Свеаборгская кошка:

62. А в этом здании сейчас находится музей Финской таможни (не посещал).

63. Ещё один вид на город с зумом. Башня со шпилем слева — это церковь Микаэля Агриколы (1935 год), до которой я не доходил.

64. Потом я вернулся к пристани. И пока ещё было время до обратного парома, посетил ещё два острова. Это — остров Пикку-Мустасаари (в переводе — Малый Чёрный остров). В российский период он назывался Госпитальный.

65. Сейчас на этом острове находится военно-морская академия. Основное её здание — бывший госпиталь, который и дал старое название острову. Здание построено в 1820-е годы, а число “1756” на фасаде обозначает дату основания шведского шхерного флота, базой которого был Свеаборг (видимо, от этой даты отсчитывают историю ВМФ Финляндии). Во двор академии можно зайти, но при этом идти можно только по дорожке, а по бокам от неё стоят грозные таблички “Военная территория. Проход без разрешения может повлечь за собой санкции” (продублировано на русский с именно такой формулировкой), то есть сходить с дорожки нельзя.

67. И ещё один остров — Лянси-Мустасаари (Западный Чёрный), старое русское название — Стрелковый. Здесь тоже несколько бывших казарм, ныне ставших жилыми домами. Они построены ещё шведами в конце XVIII века.

68. Вид ныне у них довольно обшарпанный.

69. И закончу я этот рассказ деревянным створным знаком на скале.

И на этом всё о Свеаборге, и теперь уже и о Хельсинки. Но моё путешествие продолжалось. Дальше мне предстояло на теперь уже большом пароме пересечь Финский залив и попасть в Эстонию. Так что о двухчасовом морском пути из Хельсинки в Таллин я и расскажу в следующий раз.

При желании вы можете поддержать этот журнал:
Карта Сбербанка: 4276 5500 8564 0756
Яндекс-кошелёк: 4100 1993 8952 030

Крепость Свеаборг Cуоменлинна

Что сразу приходит нам в голову, когда мы говорим о Финляндии? Конечно, Хельсинки! А что в первую очередь ассоциируется с городом Хельсинки? Безусловно, крепость Свеаборг, или, как ее еще называют, Суомелинна.

Древнейшая крепость, построенная еще в те времена, когда Финляндия была частью Швеции, является неотъемлемым символом страны. Она отмечена ЮНЕСКО как часть архитектурного и культурного наследия и неизменно привлекает тысячи туристов ежемесячно.

История

История крепости начинается в середине 18 столетия, в 1748 году. Построенная на Волчьих шхерах – близлежащих островах – она должна была защищать город от вторжений вражеских войск. С этой задачей сооружение великолепно справлялось вплоть до 1808 года, когда оно было захвачена русскими войсками после продолжительного сражения. С тех пор и на последующие 110 лет Свеаборг оказался под контролем России. Во времена Крымской войны крепость сдерживала нашествие англо-французских войск.

В 1918 году Финляндия стала самостоятельным государством и Свеаборг получил новое имя – Суомелинна, что в переводе со шведского означает «финская крепость». В течение примерно полувека здание принадлежало военным, служило базой для артиллерии, пока в 1973 не приобрело статус музея.

С 1991 года Суомелинна внесена в список всемирного наследия ЮНЕСКО как ценный архитектурный и культурный памятник.

Свеаборг сегодня: что посмотреть и чем заняться

Сегодня Свеаборг является музеем и визитной карточкой Финляндии. Развлечение здесь себе найдут и взрослые, и дети; и любители архитектуры, и ценители разнообразной военной техники, которая здесь имеется в изобилии. Туристы также отметят красивейшую природу, а гурманы найдут себе местечко с вкуснейшей национальной кухней в старинном средневековом антураже. В этой крепости есть все, даже действующая тюрьма, так что имеет смысл приезжать к открытию, чтобы в вашем распоряжении был целый день.

Перечислим кратко основные музеи Суомелинны:

  • собственно, музей Суомелинна. Все, что осталось сохранным за долгие годы существования крепости, вы можете внимательно рассмотреть в этом музее
  • военный музей «Манеж», где можно во всех подробностях изучить финскую военную технику
  • музей Ehrensvärd, в котором, среди прочего, хранятся картины художника, проживавшего и творившего непосредственно в крепости
  • подводная лодка Vesikko обязательна к посещению – это редкая возможность увидеть изнутри реальную лодку времен Второй мировой войны
  • таможенный музей, название которого говорит само за себя
  • и на десерт – музей игрушек, собравший коллекцию мишек, кукол и прочих детских игр за период порядка двух сотен лет. Если вы приехали в Свеаборг с детьми – обязательно оставьте час-полтора на этот музей, тем более что при музее есть очень милое кафе.
Читайте также:
Фото городов Египта (894 фото) в хорошем качестве

Небольшой нюанс: если вы заранее позаботитесь о приобретении Helsinki Card, посещение музеев обойдется вам… Бесплатно!

Помимо музеев, сама крепость тоже достойна внимания. Форты, казармы, бастионы и древние крепостные стены не оставят вас равнодушными.

  • Отдельное внимание нужно обратить на Большой двор с характерной искаженной перспективой зданий.
  • Интересны Королевские ворота, поставленные еще в 1754 году на месте, где, по легенде, король Швеции стоял и наблюдал за строительством крепости.
  • Бастион Зандер поразит выставкой древнего оружия и массивностью.
  • Доки Суомеллины — самые старые из сохранившихся на территории Европы.
  • Кронверк Эренсвярд просто красив сам по себе.

А на случай, если крепость вы осмотрели, музеи посетили и у вас осталось свободное время (что вряд ли), или вы приезжаете в Суомелинну не первый раз – крепость предлагает своим гостям множество интересных мероприятий. Ежегодно, вне зависимости от сезона, здесь проводятся выставки, концерты, спектакли под открытым небом, а также оперные постановки и даже парусные регаты.

Адрес на карте

Адрес крепости Свеаборг очень прост:

    Suomenlinna C74, Helsinki

Как добраться

Крепость Свеаборг расположена на острове, поэтому, если у вас нет личного вертолета, способ добраться только один – по воде.

Самый простой способ – общественный транспорт, паромы НКL, которые с интервалом 40-60 минут ходят от рыночной площади Хельсинки, начиная с 6 утра и до 6 вечера.

Если паром вам не нравится – воспользуйтесь речным трамваем JT-line. Стоимость что одного, что другого вида транспорта порядка 5 евро. Билеты можно купить как в предварительных кассах, так и непосредственно на борту.

Расстояние до крепости Свеаборг от столицы примерно два километра, так что дорога будет недолгой, не больше пятнадцати минут.

Время работы

Музей Суомелинна открывается в 9.45 утра и работает до 18 часов вечера. Примерно до этого же времени открыты для посетителей и другие музеи, находящиеся на территории крепости – музей игрушек, Манеж и другие. Часть из них закрывается в 17.00 или в 17.30.

К счастью, кафе и рестораны работают дольше, поэтому после посещения музеев вы сможете с аппетитом поужинать. Последнее заведение общепита на острове закрывается в 23.00.

Суоменлинна – самая известная достопримечательность Хельсинки

География «Волчьих шхер»

Один из мостов Суоменлинны

Пять из островов: Кустаанмиекка, Сусисаари, Пикку Мустасаари, Лянси-Мустасаари и Исо Мустасаари, соединены между собой мостами или косами, а острова Лонна, Сярккя и Порместаринлуодот обособлены.

Самый южный из связанных между собой островов ─ Кустаанмиекка. Его соединяет с Сусисаари узкий перешеек, по которому и проходит оборонительный вал. На южной его оконечности расположены Королевские ворота и бастионы с орудиями. В центре острова в скалистой породе есть небольшие водоемы. Остров Сусисаари находится в центре крепости. Здесь находятся музеи. Остров отделяет от Исо Мустасаари узкий пролив и соединен деревянным мостом. Исо Мустасаари расположен на северо-востоке. На нем разместилась церковь, музей крепости, музей кукол и главная пристань. Пикку Мустасаари и Лянси-Мустасаари находятся на северо-западе и соединены с мостом. А мост соединяет Пикку Мустасаари с Исо Мустасаари.

Общая площадь островов примерно 80 гектаров.

Немного истории

Старые постройки Суоменлинны

Крепость Суоменлинна была воздвигнута в XVIII веке на «Волчьих шхерах» (так называли острова) прикрывающих город, после ряда поражений шведов в войне с Россией. Ее предназначением было сдержать русские войска от вторжения на территорию Финляндии, которая входила в те времена в состав Шведского королевства. Строительство крепости началось в 1748 году и продолжалось сорок лет. Но в 1808 году после недолгой осады Свеаборг сдался русским войскам, и крепость перешла к русским. По мирному договору 1809 года Финляндия была отдана Швецией России. До 1918 года в Свеаборге находился русский гарнизон. В истории крепости есть славные страницы доблестного отпора русских войск англо-французской эскадре во время Крымской войны (1855 год), когда силы противника значительно превосходили артиллерию защитников крепости.

Свое название Суоменлинна получила после того, как в 1918 году Финляндия стала независимой страной.

Читайте также:
Что будет, если работать в России неофициально?

Важные даты в истории крепости

Историческая часть крепости

  • 1748 – Финляндия является частью Королевства Швеции. Под руководством Августина Эренсвярда начинается строительство морской крепости.
  • 1750 – Король Швеции Фредрик I дает крепости название Свеаборг.
  • 1788 – Крепость служит базой во время войны Швеции против России.
  • 1808 – Финская война. Крепость сдается русским войскам. Следующие 110 лет она служит базой российского флота.
  • 1809 – Финляндия становится автономной частью Российской империи.
  • 1855 – Крымская война. Крепость подверглась бомбардировке англо-французского флота, отчего была сильно повреждена.
  • 1918 – Финская гражданская война. В крепости устроен лагерь военнопленных. Крепость переходит в состав территории государства Финляндия и получает название Суоменлинна.
  • 1939 – Вторая мировая война. Крепость служит военной базой для береговой артиллерии, противовоздушной обороны и подводного флота.
  • 1973 – Финский гарнизон покидает крепость. Для управления крепостью Суоменлинна организован Административный орган, работающий при Министерстве образования и культуры.
  • 1991 – Крепость внесена в список памятников всемирного наследия ЮНЕСКО как уникальный образец архитектуры оборонительных сооружений.

Острова Хельсинки

Новая жизнь Суоменлинны – музей под открытым небом

Суоменлинна – музей под открытым небом

В 1973 году на территории крепости Суоменлинна был открыт уникальный музей под открытым небом. Сегодня Суоменлинна ─ самая известная историческая достопримечательность Хельсинки, включенная ЮНЕСКО в список уникальных военных памятников. Нет туриста, который не задержал бы свой взгляд на крепостных укреплениях, проплывая мимо крепости на пароме. Но намного интересней побывать здесь и прикоснуться к истории, рассмотреть сохранившиеся форты, бастионы, казармы, побывать в военном музее «Манеж», таможенном музее, музее Эренсвярда, а также в музее игрушек. Здесь даже можно рассмотреть во всех деталях и побывать внутри подводной лодки «Весикко», которая во время Второй мировой войны плавала в северных морях. Стоит отметить, что музеи работают только в летний период. Круглый год работает только музей «Суоменлинна», где есть постоянная выставка, рассказывающая историю крепости. А каждые полчаса в музее показывают короткий фильм о крепости.

Музей игрушек разместился в деревянном здании, которое было построено еще в 1911 году и использовалось русским капитаном Васильевым в качестве дачи. Коллекция музея насчитывает в настоящее время больше 2000 кукол и игрушек. Самые древние из них родились почти двести лет назад. Есть среди экспонатов частные коллекции антикварных кукол, их около 100. В музее можно увидеть финские игрушки военного времени, которые изготовлены из дерева. А началась история музея с коллекции художницы Piippa Tandefelt. В свое время она работала в керамической мастерской «Горшки Суоменлинны».

Экспонаты Музея игрушек Суоменлинны

В Суоменлинне жизнь насыщена интересными событиями круглый год. Летом здесь проводят дни оперы, парусные регаты на кубок Свеаборга, различные культурные мероприятия: концерты, спектакли в летнем театре на фоне моря и живописных исторических зданий, а также выставки. Зимой наступает время рождественских концертов. Вход на территорию крепости бесплатный, а плата за посещение музеев составляет от 2 до 5 евро.

Как добраться

От рыночной площади в Хельсинки ходят паромы, начиная с шести утра. Периодичность от 40 до 60 минут. Дорога до крепости займет 15 минут.

Кольский полуостров. Путешествие года.

Ну что же… Фототур по Кольскому полуострову, который наша команда после череды странных событий стала в шутку называть “фотосюрр”, благополучно завершился. Все участники в целости и сохранности вернулись домой и уже излагают свои первые впечатления в интернетах (раз и два). Мы же с Василием grigorich1777 попали в родные пенаты позже всех, т.к. “бонусом” у нас был длинный и скучный перегон до Воронежа. Тем не менее, любая дорога когда-нибудь кончается, автомобили просыхают после покорения бродов полуострова Средний и готовятся к очередному ТО, среди гигабайт фотографий отбираются первые несколько и рождается пост-анонс грядущих репортажей.

Итак, что я имею сказать по существу вопроса…

02. Думаю, многих интересует каково состояние дорог и направлений на Кольском полуострове и как справился с оффроад-участками маршрута мой верный Дастер. Обо этом будет большой пост — с описанием всех нюансов, побед и поражений. Пока скажу только, что за неделю я проехал больше луж, чем за весь предыдущий стаж вождения, но высокая после дождей вода в реках, нас не остановила и все намеченные цели были достигнуты. Перед поездкой я планировал приобрести АТ-резину, но в итоге поехал на стоковой и она отлично себя показала. Из дополнительной подготовки был сделан только лифт подвески с помощью полиуретановых проставок, в салоне был установлен инвертор на 220В для зарядки, а на крышу автомобильный бокс. Обо всем этом я подробно напишу в ближайшее время. Ну и о преодолении водных преград и последствиях тоже. За фото спасибо Владимиру Колесникову.

Читайте также:
Посольства в Турции: Украина и Казахстан

03. На пути к Кольскому ночевали на берегу Белого моря в Рабочеостровске. Не смотря на то, что церковь бутафорская (это декорации к фильму Лунгина “Остров”), место очень впечатлило, был неплохой свет, как вечером, так и на рассвете, поэтому однозначно быть красивому посту.

04. Часть команды ехала с нами из Питера, остальные присоединились уже в Мурманске. Утрамбовав вещи, мы вышли на маршрут. Погода стремительно портилась. Первый фотостоп случился уже под дождем у водопада на реке Юринга. Через несколько дней, уже на обратном пути в Мурманск, мы заночевали тут же. Бурлящий и стремительный поток воды в обрамлении осенних красок, думаю, тоже достоин отдельного поста.

05. Хребет Мустатунтури, на мой взгляд, одно из самых живописных мест Кольского полуострова. Просто невероятные осенние цвета тундры!

06. Первая ночевка на берегу Баренцева моря. Каково же было наша удивление, когда подъехав на точку (скалы “Два брата”) мы обнаружили там экипаж из… Воронежа! За 2500 километров от дома! Ребята приехали на Кольский под впечатлением от прошлогодних отчетов Василия grigorich1777 . Вроде бы они есть на драйве. Парни, если читаете меня, отзовитесь в комментариях — интересно будет почитать ваши отчеты.

07. После полуострова Средний мы перебрались на Рыбачий и тут я уже окончательно “заболел” этой суровой северной красотой.

08. Два дня мы стояли лагерем на мысе Кекурский. Погода наладилась и случилось то, ради чего многие вообще едут в Заполярье. Когда уже никто не ждал (а многие уже завалились спать по палаткам), тучи стремительно растащило и уже далеко за полночь включилось Северное сияние. Конечно, я не мог не поставить фото с ним в качестве заглавной, но меня так же воодушевила фактура черных как уголь камней и скал, рыжие водоросли и бесконечный цикл приливов и отливов Северного Ледовитого океана. Поэтому с Кекурского будет просто масса интересных фотографий.

09. Знаменитый после фильма “Левиафан” поселок Териберка. Не скажу, что меня очень сильно впечатлило тамошнее кладбище кораблей.

10. А вот каменный пляж неподалеку просто нереально крут. Особенно на длинной выдержке))

11. Далее мы отправились в Ловозёрские тундры. Это второй по высоте горный массив Кольского полуострова. Когда мы поднялись на верх, неожиданно для себя мы увидели не то чтобы снег, но конкретную изморозь. И традиционный для этих мест ураганный ветер. Сообща решили отказаться от ночевки в палатках и поехали в поселок Ревда на поиски более теплого. Нашли гостиницу под названием “Гостиница”, в которой оказалось почти так же холодно, как на улице. В общем, гостиница категории “треш”. Спали в спальниках на не разобранных кроватях, ужин готовили на своей плите возле машины, т.к. электрическая плита на кухне не смогла даже вскипятить воду.

12. Володя the42-th утром сказал, что эта гостиница в Ревде — самый экстремальный этап нашего путешествия. А Василий grigorich1777 посетовал, что надо было всё таки ночевать неподалеку от Перевала Геологов. Кстати, все нашли на фото фигурку в зеленом? Это Оля. Она большая поклонница Исландии, но Кольский её тоже пленил навсегда.

13. Ну а потом были Хибины. На этом снимке для масштаба представлен L200.

14. Было ясно, мы снова надеялись на Полярное Сияние ночью, оно случилось, но было очень слабым. Мы переночевали у красивого водопада с названием Красивый и это была самая холодная ночь нашего фототура. С утра мы увидели заиндевевшие палатки и скованные ледком лужи. Мы позавтракали и и отправились в обратный путь.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: