masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Вольфганг Амадей Моцарт, Барбара Крафт
В 35 лет Вольфганг Амадей Моцарт умер в нищете, слабеющей рукой торопливо записывая последние ноты своего «Реквиема», который считал заупокойной мессой по самому себе.
До сих пор биографы Моцарта в недоумении: как могло случиться, что композитор, буквально озолотивший своей оперой «Волшебная флейта» либреттиста и театрального антрепренера Шиканедера, умер в нищете? Как могло произойти, что его похоронили по низшему разряду в общей могиле вместе с десятком бродяг?
Наиболее распространенная версия смерти композитора — отравление, и появилась она сразу же после кончины Моцарта . Его жена Констанца утверждала, что мужа преследовала мысль о смерти от яда. Сын, Карл Томас, в свою очередь, вспоминал: «Тело отца было странно распухшим, как у отравленного ртутью». Противники этой версии считают, что ртуть могла появиться в организме совсем по другой причине: ею лечили спинную сухотку, которой страдал Моцарт .
Подозреваемым N 1 долгое время был его соперник — композитор Антонио Сальери. Несмотря на слухи, Вена пышно отпраздновала полувековую годовщину творческой деятельности «подозреваемого». Говорят, что венская публика не слишком прислушивалась к сплетням, более того, после смерти Моцарта его жена Констанца, отправила младшего сына учиться именно к Сальери. Впрочем, сын Моцарта считал, что «Сальери не убивал отца, но поистине отравил его жизнь интригами», а отец Моцарта еще 18 марта 1786 года писал своей дочери Наннерль: «Сальери со своими приспешниками опять готов перевернуть небо и ад, лишь бы только провалить постановку» («Свадьбы Фигаро»). И все же интриги — отнюдь не медленный яд «акватофана», которым якобы отравили Моцарта . Впрочем, другие сторонники этой версии утверждали, что Моцарт был отравлен ртутью.
Давайте вспомним последние дни великого композитора :
Год выдался тяжелым: Моцарт страдал от безденежья и долго болел. Однажды в дверь постучался незнакомец, одетый во все черное.
— Я пришел к вам, сударь, по поручению очень важного лица. Лицо это не желает, чтобы имя его было известно.
— Пусть будет так. Чего же он хочет? — ответил Моцарт.
— Он только что потерял близкого человека. Он желает каждый год отмечать годовщину смерти церковной службой и просит написать для этой цели реквием. Вложите в это дело весь свой талант, вы имеете честь работать для большого знатока музыки, — сказал незнакомец и удалился.
Идея создания реквиема глубоко захватила Моцарта. Он работал с невероятным увлечением. Вот только состояние здоровья композитора становилось все хуже. «Видно, для самого себя пишу я этот Реквием», — не раз говорил он жене и друзьям. Странная таинственность незнакомца только усугубляла положение и действовала угнетающе на возбужденное воображение композитора.
Когда Моцарта зашли навестить друзья, они были потрясены его болезненным видом и уговорили отложить работу и лечь в постель. Он согласился при условии: друзья сейчас же исполнят для него готовые части Реквиема. А своему любимому ученику Зюсмайеру Моцарт стал давать необходимые указания по завершению Реквиема.
Около часа ночи Моцарт скончался.
Позже загадочная история с таинственным заказом объяснилась просто. Граф Франц фон Вильзег цу Штуппах, большой любитель музыки, желал во что бы то ни стало прослыть композитором. С этой целью он заказывал талантливым музыкантам композиции, переписывал их и выдавал за собственные. Потеряв жену, граф решил почтить ее память исполнением Реквиема. С этой целью он послал к Моцарту своего управляющего, который и вел разговор с композитором. Желанием присвоить сочинение великого Моцарта и объяснялась таинственность переговоров.
И все таки все помнят версию с отравлением ? По еще одной версии к отравлению Моцарт был причастен Франц Ксавьер Зюсмайер, ученик, секретарь Моцарта и любовник его жены. При этом господин Зюсмайер был учеником не только Моцарта, но и Сальери. Предполагают, что в руки Зюсмайера ртуть (mercurius) попала от другого «героя» трагедии — графа и музыканта Вальзегга цу Штуппаха, того самого, который заказал Моцарту «Реквием». Как раз в его владениях добывали ртуть.
После смерти Моцарта в музыкальных кругах пересказывались слова кого-то из композиторов, который, якобы, заметил: «Хотя и жаль такого гения, но благо нам, что он мертв. Ибо поживи он больше — поистине, никто в мире не дал бы нам куска хлеба за наши произведения». В кругу венских музыкантов долгое время передавалась следующая история. Будто бы гроб с телом Моцарта отпевали не в храме Св. Стефана, а у входа в Крестовую капеллу, прилегающую к северной недостроенной башне храма. А затем, когда сопровождавшие удалились, гроб с телом внесли внутрь и, прошествовав перед Распятием, вынесли прах великого музыканта уже через другой выход, ведущий прямиком в катакомбы, где хоронили людей, умерших во время эпидемии чумы. Этим странным слухам есть различные подтверждения. Например, известно, что, разбирая архив Бетховена, душеприказчики композитора обнаружили среди прочих бумаг любопытную картинку, запечатлевшую похороны Вольфганга Амадея Моцарта. На рисунке был изображен въезжающий в ворота кладбища убогий катафалк, за которым понуро трусит бродячая собака.
В 1801 году старый венский могильщик случайно выкопал череп, который, как предположили, мог принадлежать Моцарту, скелет которого бесследно исчез. Только в 1859 году был обнаружен старинный план кладбища Святого Марка в Вене и на предполагаемом месте погребения Моцарта был установлен мраморный монумент.
Однако, это не конец истории …
Весной 1986 г. Международный фонд Моцартеум проводил очередную выставку, названную «Моцарт в XIX веке». Среди экспонатов, отобранных для нее, был и загадочно обретенный череп композитора. Его выставили в нише, заботливо укрыв стеклянным колпаком, который обвивал плющ. Впрочем, у посетителей этот мрачный экспонат не вызвал особого внимания.
«Однако на презентации, устроенной в честь выставки, — вспоминал ее устроитель, профессор Рудольф Ангермюллер, — ко мне обратился доктор Целлер, представлявший Кельтский музей. Ему хотелось, чтобы их художник Райнер сфотографировал череп. Позднее по этому снимку он мог бы нарисовать портрет Моцарта».
Вскоре Ангермюллер разоткровенничался. «Вы знаете, мы, между прочим, до сих пор не знаем, подлинный ли это череп Моцарта. У вас в музее нет специалистов, которые могли бы это проверить?»
«Пожалуй, что есть. Вот, например, профессор Тихи».
Так Готфрид Тихи, профессор Института геологии и палеонтологии при Зальцбургском университете, был неожиданно приглашен осмотреть загадочный череп.
Генеральный секретарь фонда Рудольф Ангермюллер торжественно вручил ему реликвию, надеясь на его порядочность и щепетильность.
Вскоре Тихи сообщил, что череп Моцарта подлинный. А потом, к ужасу сотрудников фонда, на первой полосе «Пари-матч» появился снимок, сделанный в одном из местных кафе. Взорам читателей предстал профессор Тихи, позирующий с черепом Моцарта в руках.
«Очень скандально и непорядочно с его стороны». Вдобавок профессор так и не вынес никакого научного заключения, ограничившись лишь подробным описанием черепа.
Вольфганг Амадей Моцарт В нем говорилось следующее: маленькая голова, очень женственная; крутой лоб; тонкая скуловая кость; облик типичен для жителя Южной Германии.
Очевидно, череп принадлежал человеку маленького роста — что верно: рост Моцарта был чуть больше 1,50 м. Возраст покойного: от 30 до 40 лет (Моцарт умер в 35 лет). Кости черепа носят следы рахита, перенесенного вследствие недостатка витамина D: Моцарт был «зимним ребенком»; он почти не гулял на солнце. Один из коренных зубов был сильно поражен кариесом и, очевидно, часто причинял композитору боль — тоже известный факт. Обе лобные кости рано срослись, поэтому глаза выдавались вперед — вот почему, наверное, поэт Людвиг Тик назвал глаза Моцарта «дурацкими». Удивление вызвали следы заживленной трещины черепа. Как могла эта травма ускользнуть от внимания биографов Моцарта? Ведь в литературе мы нигде не найдем сообщения о том, что композитор когда-либо сильно ударился головой. Следствием этого удара, по словам Тихи, была «сильная гематома», причинявшая покойному острые головные боли.
Затем профессор спроецировал рентгеновский снимок черепа на увеличенную копию портрета Моцарта работы Доротеи Шток (1789). На нем композитор был показан в профиль. Череп «совершенно точно укладывался в портрет», заявил Готфрид Тихи.
Впрочем, если сравнить профиль черепа с другими «достоверными» картинами и рисунками, на которых запечатлен Моцарт, то и здесь обнаружится поразительное сходство. Однако сам облик композитора на этих портретах довольно сильно разнится. Как же в действительности выглядел Моцарт? «От него не осталось ничего, кроме жалких портретов, из которых ни один не похож на Другой», — заявил его биограф Альфред Эйнштейн.
И все-таки профессор Тихи настаивал: «Череп Моцарта аутентичен». Сотрудники Международного фонда не хотели доверять поспешному выводу Нужно было раз и навсегда решить, что за реликвию они хранят. 9 февраля 1989 г. они обратились к двум ученым из Вены — Иоганну Шилвасси и Херберту Кричеру — с просьбой еще раз исследовать череп.
Профессор Шилвасси представлял Судебно-медицинский институт, а доктор Кричер — Естественно-исторический музей. Первым делом они заявили, что «все проведенные прежде экспертизы так называемого черепа Моцарта на предмет его подлинности не имеют никакого значения». По их словам, «единственный метод, дающий неоспоримые доказательства, — а именно реконструкция мягких частей — до сих пор не применялся».
Сделав гипсовый отпечаток черепа, Шилвасси и Кричер сформировали на нем лицо, вылепив его из пластилина. Этот метод применяется в криминалистике, чтобы восстановить внешность покойных, подлежащих опознанию.
Однако венские специалисты не подозревали, что до них подобную попытку все же предпринял их французский коллега Пьер-Франсуа Пуэх из Нима.
Очевидно, он воспользовался копией черепа, изготовленной профессором Тихи.
С тех пор этот бюст Моцарта хранится в Марселе.
Шилвасси и Кричер, как и профессор Тихи, сравнили пластилиновую голову Моцарта с портретом Доротеи Шток. Их вывод таков: контуры черепа и облик мягких частей лица во многом совпадают с рисунком — такое возможно лишь, «когда речь идет об одной и той же персоне». И, наконец, заключение:
«Что касается черепа, предоставленного в распоряжение ученых, то речь идет о черепе Вольфганга Амадея Моцарта».
Однако этот бодрый рапорт привел сотрудников фонда в замешательство, ведь такое однозначное заключение — факт скорее необычный для мира ученых. Вообще же за последние полтора десятка лет был выслушан целый ряд противоречивых оценок. Раскритиковали и Шилвасси с Кричером. Семь немецких и швейцарских экспертов подчеркнули, в каком затруднительном положении те оказались, ведь череп сохранился не полностью. У него отсутствуют нижняя челюсть и основание. Обе этих части исследователи заменили, воссоздав их форму по аналогии. Однако профессор Рихард Хельмер, тоже занимавшийся восстановлением облика людей по их черепам, заявил, что «невозможно доказать идентичность, проводя сравнительные исследования черепа и изображений человека, если у черепа отсутствует нижняя челюсть».
Менеджеры фонда Моцартеум констатировали: «Принимая во внимание современный уровень исследований, нельзя привести строгое научное доказательство того, что речь идет о черепе Моцарта».
Тем временем профессор Тихи написал книгу «Невольное завещание Моцарта». В ней он настаивает на своем: «Я не сомневаюсь ни на одну минуту том, что это подлинный череп композитора».
Таково положение дел на сегодняшней день. Прежние методы исчерпали себя. Лишь генетический анализ может, наверное, сказать, что за реликвия хранится в одном из залов фонда Моцартеум. И реликвия ли это? И могут ли генетики решить посмертную тайну композитора? Прежде чем ответить на последний вопрос, вспомним, каким образом «череп Моцарта» совершил путешествие с венского кладбища на музейную полку.
Эта детективная история начинается сразу после смерти Моцарта. По Вене поползли мрачные слухи: «Маэстро убит! Он отравлен!» Разве не сам Моцарт жаловался своей Констанции: «Я долго не протяну Наверняка кто-то дал мне яд!»
Назывались даже имена возможных убийц. Что, если это — Франц Ксавер Зюсмайер, которого Моцарт как-то назвал «говном»? (Справедливости ради отметим, что именно Зюсмайеру в последние часы перед смертью Моцарт указал, как окончить партитуру «Реквиема».) Или его соперник на музыкальной стезе — Антонио Сальери, этот «итальяшка», который впоследствии сам как будто признался в убийстве? «Тяжкий совершил он долг!» — таким убийственным бюрократизмом заклеймил его поэт. (Еще одно замечание справедливости ради: из трех последних симфоний, написанных Моцартом, на сцене при его жизни была исполнена всего одна; она прозвучала в 1791 г. в благотворительном концерте, причем произошло это при содействии А. Сальери.) А если это была сама Констанция, беспечная женушка поэта?
Все эти версии давно исследованы историками и опровергнуты. Наука оправдала всех — и Сальери, и Франца Ксавера, и спутницу жизни и смерти.
В 60-х годах двадцатого века, в Зальцбурге, на одной из сессий Института моцартоведения специалисты пришли к выводу, что, по всей вероятности, никакого отравления не было, и скончался Моцарт от неизлечимой в то время ревматической болезни. Эти доводы подтвердила и известная работа Карла Бэра «Моцарт. — Болезнь. — Смерть. — Погребение».
Моцарт умер от ревматически-воспалительной лихорадки. В последние годы он был измучен бедностью и лишениями. После смерти императора Иосифа II, последовавшей в 1790 г., положение Моцарта стало вовсе безвыходным. На какое-то время ему пришлось уехать из Вены, спасаясь от преследования кредиторов. Незадолго до смерти его зачислили наконец на службу, назначив «бесплатным помощником капельмейстера собора святого Стефана». После смерти капельмейстера Моцарт имел право занять его место, но первым умер он сам. 20 ноября он слег и после двухнедельной болезни скончался 5 декабря 1791 г.
Давно разоблачена и другая легенда — о том, что Моцарта похоронили в общей могиле, как последнего нищего, и холм, увенчавший безвестный прах, даже не украсила табличка: «Здесь покоится великий австрийский…». Не все в этой легенде лживо, но события тех печальных дней требуют иной оценки. Надо знать реалии тогдашней Вены.
Барон Готфрид ван Свитен, занявшийся похоронами, заказал для своего друга «погребение по третьему разряду». Стоимость: восемь гульденов, 56 крейцеров; сверх того три гульдена за катафалк. В то время это были самые обычные похороны, подобающие человеку, достойному во всех отношениях. В последнем ритуале, причитавшемся Моцарту, были строго соблюдены все регламенты похорон, принятые в Австрийской империи и привычные ее жителям, но, может быть, удивительные для иностранцев, которые были готовы счесть соблюдение порядка за пренебрежение к останкам Моцарта.
Так, в этом регламенте, например, говорилось: «В могилах покойных, погребенных в гробах, предписано хоронить четверых взрослых и двух детей; за неимением же детей класть пять взрослых трупов». Обычные могилы были в самом деле общими, рассчитанными на нескольких человек, но так полагалось всем. Это не пренебрежение, это — правила.
Точно были определены даже размеры могилы. «Предписано копать ямы длиной в шесть футов, шириной в четыре фута и глубиной в шесть футов» (один фут соответствовал в Австрии примерно 32 см).
Вечером 6 декабря 1791 г., а быть может, днем позже, катафалк с гробом Моцарта покинул его последний приют и двинулся в сторону кладбища Св. Марка, находившегося в 4 км от города. В черте города в ту пору запрещались похороны. Могильщики оставили гроб до утра в мертвецкой, а потом, опустив его в землю, посыпали крышку негашеной известью.
Через семь-восемь лет могилы обретали новых постояльцев. Естественно, над этими холмиками не возводили никаких пышных надгробий. К Богу большинство жителей Вены являлись без всяких прикрас. Один металлический крест служил напоминанием об останках усопшего, но над могилой Моцарта не было и его. Не было никакой таблички (тут уж вопросы к жене, так и не посетившей ни разу могилу). Поэтому место, где был похоронен Моцарт, вскоре забыли. …После смерти композитора минуло полвека. Предположительно в 1843 г. гравер из Вены Якоб Хиртль получил некий череп. Как гласит легенда, это «вместилище ума» подарил ему приятель — могильщик с кладбища Св. Марка.
Ныне на венском кладбище можно увидеть прекрасный памятник Моцарту. Но праха великого композитора под ним нет.
galik_123
Наводы
Курс – на эстетику и позитив!
Эбенейзер Кроуфорд. Картина XIX века, изображающая Вольфганга и его отца Леопольда за занятием музыкой
Вольфганг Амадей Моцарт родился 27 января 1756 года в Зальцбурге, а скончался 5 декабря 1791 года. Он прожил всего 35 лет. В этом году мир отмечает 260 лет со дня рождения великого австрийского композитора и музыканта.
Отец однажды написал ему: “У тебя сплошные крайности, ты не знаешь золотой середины”.Тем более, сейчас очень трудно создать отчётливое представление о его личности. Моцарт был вундеркиндом и отличался поразительной работоспособностью. Он нежно любил свою жену и без раздумья тратил свои гонорары, чтобы порадовать её. Был лишён пронырливости и подлости, поэтому не смог сделать карьеру придворного композитора. Он был более, чем гений.
В журнале “Биография”, № 2 за 2006 год приведён любопытный факт о том, что творческая жизнь Моцарта могла бы продлиться в России. Если бы была положительная реакция Потёмкина на письмо венского посланника Разумовского или если бы Потёмкин доложил об этом императрице Екатерине II.
В сентябре 1788 года князь Андрей Кириллович Разумовский (1752-1836) прибыл в Вену, где жила его невеста графиня Елизавета Тун-Гогенштейн. Через два года Разумовский был назначен венским послом в помощь князю Д.М. Голицыну. Он любил искусство и собирал картины, бронзу и всякие редкости; прекрасно играл на скрипке, устраивал знаменитые квартеты, многие артисты находили у него покровительство. В Вене с ним были знакомы Гайдн, Моцарт, Бетховен. Разумовский писал князю Григорий Александрович Потёмкину, что нашёл бедствующего музыканта по имени Вольфганг Амадей Моцарт, готового отправиться в Россию, если ему достойно заплатят. Но письмо осталось без ответа, а Моцарт остался без денег. Вскоре гениальный австриец умер.
Композитор проявил свои способности в музыке, будучи совсем ребенком. В возрасте 4 лет написал концерт для клавесина, в 7 лет – свою первую симфонию, а в 12 лет – первую оперу. Отец Моцарта Леопольд Моцарт был скрипачом и композитором в придворной капелле князя-архиепископа зальцбургского. Из семерых детей в семье Моцартов выжили только двое: Вольфганг и его сестра Мария Анна.
Иоганн Непомук де ла Кроче. Семья Моцартов. На стене – портрет матери, около 1780 года
У Моцарта и Констанцы было шестеро детей, из которых выжили только двое: Карл Томас (1784–1858) и Франц Ксавер Вольфганг (1791–1844). Оба занимались музыкой, старшего Гайдн отправил учиться в миланскую консерваторию к знаменитому теоретику Б. Азиоли; однако Карл Томас все же не был прирожденным музыкантом и в конце концов стал чиновником. У младшего сына были музыкальные способности, и он создал ряд вполне профессиональных инструментальных произведений. Детей у обоих братьев не было.
Моцарт и Констанция во время своего медового месяца. Открытка XIX века
С ноября 1791 года Моцарт много болел и совсем не вставал с кровати. Умер знаменитый композитор от острой лихорадки. Похоронили Моцарта на кладбище Святого Марка в Вене.
Г.Н. О’Нил. Последние часы жизни Моцарта, 1860-е годы
Могилу Моцарта много лет подряд навещала супруга его друга Иоганна Георга Альбрехтсбергера, которая брала с собой сына. Он точно помнил место захоронения композитора и, когда, по случаю пятидесятилетия со дня смерти Моцарта, стали разыскивать его захоронение, смог его показать. Один простой портной посадил на могиле иву, а потом, в 1859 году, там соорудили памятник по проекту фон Гассера – знаменитого “Плачущего Ангела”. В связи со столетием со дня смерти композитора памятник перенесли в “музыкальный уголок” Центрального кладбища Вены, из-за чего снова возникла опасность потерять настоящую могилу. Тогда надзиратель кладбища Святого Марка Александр Кругер из различных остатков прежних надгробий соорудил маленький памятник. В настоящее время, “Плачущий Ангел” возвращён на своё прежнее место.
Кладбища в разных странах мира (40 фото)
У разных народов своя вера, своя культура и свои обряды погребения умерших. Именно по этой причине кладбища в разных странах мира так сильно отличаются друг от друга. Далее предлагаем взглянуть на то, как выглядят кладбища в разных уголках нашей планеты.
Уамаука, Северная Аргентина
На уамаукском кладбище все могилы, как видно из фотографий, охраняют гномы. Их дома виднеются над каждым захоронением. Днем все гномы были на заработках в городе Хухуе, поэтому, сорри, в кадр никто из них не попал. Кладбищенский сторож, прекрасный как хухуйский бог, играл для нас на импровизированной гитаре, взяв за свою игру импровизированные 3 песо.
Венеция, Италия. Кладбище Сан-Микеле
Долгое время в крепости на острове находился монастырь, затем тюрьма, но по распоряжению Наполеона I остров был в 1807 преобразован в исключительное место для захоронения венецианцев. На кладбище три отдела: католический, православный и протестантский. Из наших тут Дягилев, Бродский, чета Стравинских.
Тут все просто: никаких кладбищ. Погорело тело на костре несколько часов, спустился пепел в Гангу, и всего делов. В этих местах полный запрет на фотосъемку.
Гранада, Никарагуа. Кладбище Гранады
Село Норатус, Армения
Село Сэпынца, Румыния
Одно из самых известных кладбищ мира. Даже называется Веселое кладбище (Чимитирул-Весел). Когда-то местный житель Ион Петраш начал украшать кресты орнаментом и изображать картины из жизни покойников, сопровождая рисунки ироническими комментариями от первого лица. Среди заглавных перлов на крестах числятся:
«Здесь лежит моя теща. Если бы она прожила на год дольше, то здесь лежал бы я»;
«Покойный был горьким пьяницей и забиякой. Постоянно досаждал соседям, пока не был задавлен машиной на радость всей деревне»;
«Больше всего в жизни я любил сидеть за барной стойкой рядом с чьей-нибудь женой».
При кладбище расположена мастерская продолжателей дела Петраша, и теоретически в ней можно сделать заказ на разноцветное надгробие; стоимость начинается от €200. Однако каждый случай мастера рассматривают индивидуально.
Ирак. Кладбище Вади-эль-Салама
Считается самым большим кладбищем мира. Название этого шиитского кладбища в переводе с арабского обозначает «Долина мира». Находится на территории Ирака рядом с городом Ан-Наджаф. Во время оккупации американскими войсками Ирака в «Долине мира» скрывались повстанцы.
Мое самое любимое кладбище. Надгробные памятники как афиши спектаклей, где главные герои сыграли последнюю роль.
Теперь это самое известное ланкийское кладбище с тайным захоронением Тупака Шакура.
Сен-Поль де Ванс, Франция
Самое известное захоронение — могила Марка Шагала.
Кладбище Реколета, считающееся самым красивым кладбищем мира. Когда Марадона умрет, то наверняка упокоится на Реколете, потому как здесь хоронят только аргентинских богов (хотя я и встретил парочку армянских захоронений: но это армяне, наверное, сначала стали аргентинцами, а потом богами). А пока главной достопримечательностью на этом празднике надгробий и скульптур является могила Эвиты Перон. У меня нет фотографий этого склепа, потому что в тот момент на фоне него фотографировалась какая-то девочка с чупа-чупсом.
Шри-Ланка. Кладбище близ Хиккадувы
Лычаковское кладбище. Здесь находится около 500 скульптур и надгробий абсолютно разных архитектурных стилей и оформлений и более 2000 склепов.
На Лычаковском кладбище также большой участок отведен под Польское военное кладбище 1918–1920 годов. Одно из самых величественных военных мемориалов на территории Восточной Европы. После Второй мировой войны польский мемориал был разрушен и ограблен. А во времена все той же советской власти экскаваторы и танки просто сравняли его с землей и не осталось ничего, что напоминало бы о былой славе польских мальчишек, погибших за освобождение Львова. И лишь после развала Советского Союза в 1989 году за деньги польского правительства и польской диаспоры начались реставрационные работы по восстановлению мемориала.
Барселона, Испания. Восточное кладбище
Гавана, Куба. Кладбище Христофора Колумба
Остров Боракай, Филиппины
Село Могила, Македония
Ну само собой, что самая главная достопримечательность Могилы — кладбище! С надгробия мне улыбался господин Душан Лопатички с усами, как у австрийско-баварского бюргера. Ну и напоследок несколько «нечеловеческих» кладбищ.
Париж, Франция. Собачье кладбище
Началось это в 1899 году, с создания Французского анонимного общества по строительству кладбища для собак и кошек. Здесь стали хоронить с почестями и уважением, ставя настоящие памятники и ухаживая за ними, разнообразных животных: помимо вышеперечисленных, прогуливаясь между рядами могил, можно увидеть фотографии птиц, обезьян и даже львов. Самой же большой звездой является собака-актер Рин Тин Тин (1918–1932). Считается, что именно этот пес спас кинокомпанию Warner Bros. от банкротства.
Пограничный участок Западной Сахары и Мавритании
Кладбище телевизоров, выбрасываемых с марокканской стороны. Территория Западной Сахары теоретически относится к Марокко.
Мавритания. Кладбище погибших кораблей
Порт Нуадибу — последнее убежище более чем 300 старых кораблей, брошенных владельцами. Коррумпированные чиновники на протяжении многих лет брали взятки у владельцев судов, позволяя им бросать их у здешних берегов. К сожалению, что-то более внятно снять не удалось ввиду запретов на съемку со стороны людей, работавших там.
Озеро Уюни, Боливия
Кладбище старых паровозов находится недалеко от соляного озера. Представляет собой остатки нескольких заржавевших составов.
Так где же Моцарт похоронен?
Легенда о том, что Моцарт был похоронен вместе с бродягами и нищими не соответствует действительности. Для таких категорий были предусмотрены бесплатные похороны.
Погребением Моцарта руководил его друг и покровитель, член масонской ложи барон Готфрид ван Свитен. Он заказал похороны по третьему разряду, который относился к одному из самых дешевых, но все же не бесплатному.
Такой разряд предполагал захоронение на кладбище Святого Марка в могиле, которая была рассчитана на четверых взрослых и двоих детей.
02. Когда-то кладбище Святого Марка находилось на окраине Вены, а сейчас оно окружено жилыми кварталами и найти его оказалось не такой простой задачей, но мы справились.
03. Моцарт был похоронен в декабре 1791 года, и его жена не присутствовала на похоронах, сославшись на болезнь. Через много лет Констанция объяснила свое отсутствие на погребении мужа суровой зимой, однако по данным венского Центрального управления метеорологии и геодинамики, погода 6 и 7 декабря 1791 года была мягкой, безветренной, без осадков.
04. Первое время могилу Моцарта посещали его друзья, ученики и композиторы, но постепенно её место затерялось. Через 17 лет после смерти Моцарта на его могилу впервые приехала жена, но точного места его захоронения найти уже не удалось.
05. Лишь в 1859 году был обнаружен план кладбища Святого Марка, по которому удалось определить примерное место его захоронения.
06. Тогда же на месте предполагаемого захоронения был установлен памятник работы фон Гассера. Но простоял он там недолго. Местные чиновники, которые не смогли принять участие в достойном захоронении великого композитора в 1791 году, решили перенести этот памятник на другое кладбище сто лет спустя.
07. Для того, чтобы в очередной раз не потерять место реального захоронения Моцарта смотритель кладбища соорудил из остатков надгробий временный памятник. Однако спустя какое-то время справедливость восторжествовала, и “Плачущий ангел” фон Гассера был возвращен на свое законное место.
08. Давайте посмотрим, куда пытались перенести памятник с могилы Моцарта. Для этого нам нужно сесть в трамвай и переместиться на Центральное кладбище Вены.
09. В отличии от кладбища Святого Марка, найти Центральное кладбище не составляет труда. Остановка трамвая расположена непосредственно перед входом на кладбище.
10. Слева от входа на кладбище находятся православные захоронения, но никого из наших известных соотечественников там нет. Церковь была закрыта.
11. Так почему же решено было перенести памятник Моцарту на Центральное кладбище?
12. Дело в том, что в начале XIX века начинает резко возрастать статус музыкантов в обществе. Похороны Бетховена в 1827 году проходили уже совершенно в другой обстановке. Он бы похоронен на новом Центральном кладбище Вены.
13. К 1891 году, когда отмечалось 100 лет со дня смерти Моцарта, на Центральном кладбище уже сформировался “музыкальный уголок”, где были похоронены композиторы мировой известности.
14. Памятник Моцарту был установлен в окружении могил Бетховена, Шуберта, Штрауса, Шуберта и Сальери.
15. Интересно, что на кладбище Святого Марка мы были одни. На Центральном кладбище посетителей тоже было немного. В “музыкальном уголке” встретили китаянку, которая попросила меня сфотографировать её напротив памятника Бетховену.
16. В заключение можно сказать, что точное место захоронение великого композитора так и осталось неизвестно, однако поклонники его творчества имеют возможность возложить цветы к обоим памятникам.
Посещение Вены состоялось в ноябре 2017 года. Ожидается ещё несколько заметок по результатам этой поездки.
Фото кладбища Святого Марка (35 фото)
Александр Панченко, директор Центра антропологии религии Европейского университета:
— Традиция обращаться за помощью к гробницам святых, чудотворным иконам, различным священным объектам в христианстве известна издавна. Еще в Средние века у святынь оставляли изображения больных частей тела или того органа, который получил исцеление. Так выстраивалась коммуникация с потусторонним миром. В России к святыням чаще приносили ткань, восковые или металлические изделия были доступны не всем. Люди, обращаясь сегодня с записками к святыням, полагают, что так эффективнее или что другой помощи им не получить. В нашем обществе параллельно существуют более или менее традиционные религиозные практики и культура нью-эйдж с разными техниками целительства, когда каждый может стать ритуальным специалистом самостоятельно. Я думаю, что религия очень изменчива и на нее не следует смотреть с точки зрения какой-либо нормы. В разные исторические периоды существуют и сосуществуют разнообразные ритуальные практики, а их значение для общества меняется. Сегодняшнее православие не похоже на то, каким оно было даже сто лет назад. Мне кажется, что взаимопроникновение практик православия и культуры нью-эйдж вполне типично для современной России.
Александр Панченко, директор Центра антропологии религии Европейского университета:
— Традиция обращаться за помощью к гробницам святых, чудотворным иконам, различным священным объектам в христианстве известна издавна. Еще в Средние века у святынь оставляли изображения больных частей тела или того органа, который получил исцеление. Так выстраивалась коммуникация с потусторонним миром. В России к святыням чаще приносили ткань, восковые или металлические изделия были доступны не всем. Люди, обращаясь сегодня с записками к святыням, полагают, что так эффективнее или что другой помощи им не получить. В нашем обществе параллельно существуют более или менее традиционные религиозные практики и культура нью-эйдж с разными техниками целительства, когда каждый может стать ритуальным специалистом самостоятельно. Я думаю, что религия очень изменчива и на нее не следует смотреть с точки зрения какой-либо нормы. В разные исторические периоды существуют и сосуществуют разнообразные ритуальные практики, а их значение для общества меняется. Сегодняшнее православие не похоже на то, каким оно было даже сто лет назад. Мне кажется, что взаимопроникновение практик православия и культуры нью-эйдж вполне типично для современной России.
Заведующий кафедрой церковной истории Санкт-Петербургской духовной академии протоиерей Георгий Митрофанов:
— На мой взгляд, сознание любого человека религиозно. И уровень развития этого человека предполагает уровень развития религиозности. Даже люди, не склонные задумываться о вечном, не могут не задумываться о смерти. Показательно, что последним сакрализованным местом в жизни советских людей были кладбища. Места, где десятилетия не было действующих храмов, а люди должны были «строить коммунизм», положив себя в «жертву будущим поколениям». На кладбище у советского человека возникало ощущение соприкосновения с вечностью. В смерти люди видели то, что не укладывается в парадигму посюстороннего бытия. Сакрализация мертвецов — один из важнейших атрибутов религиозной жизни язычества. С этой точки зрения не являющийся ответственно мыслящим христианином современник не перестает быть человеком религиозным. Просто его религиозность носит примитивный, рудиментарный характер. И его отношение к мертвецам как представителям иного мира, от которого может зависеть благополучие или несчастье живых, становится серьезным.
Заведующий кафедрой церковной истории Санкт-Петербургской духовной академии протоиерей Георгий Митрофанов:
— На мой взгляд, сознание любого человека религиозно. И уровень развития этого человека предполагает уровень развития религиозности. Даже люди, не склонные задумываться о вечном, не могут не задумываться о смерти. Показательно, что последним сакрализованным местом в жизни советских людей были кладбища. Места, где десятилетия не было действующих храмов, а люди должны были «строить коммунизм», положив себя в «жертву будущим поколениям». На кладбище у советского человека возникало ощущение соприкосновения с вечностью. В смерти люди видели то, что не укладывается в парадигму посюстороннего бытия. Сакрализация мертвецов — один из важнейших атрибутов религиозной жизни язычества. С этой точки зрения не являющийся ответственно мыслящим христианином современник не перестает быть человеком религиозным. Просто его религиозность носит примитивный, рудиментарный характер. И его отношение к мертвецам как представителям иного мира, от которого может зависеть благополучие или несчастье живых, становится серьезным.
Правда, нет формы конкретного выстраивания этих отношений: вот можно прийти на могилу, что-нибудь положить. Когда люди были неграмотными, диктовали записки, чтобы оставить на могиле. Аналогия проста: до начальника не добраться, а прошение оставлю — глядишь, отзовется. Христианство по природе своей аристократично: христиан всегда меньшинство. А большинству Христос не нужен, даже тем, кто идет в храмы. За Христом шли толпы, а когда Ему понадобилась помощь, остались единицы. И сейчас большинство хочет реализовать материальные потребности. Маргинапьные настроения были и будут, но поощрять их не надо, как и делать на этом деньги. Любить у нас умеют только мертвых: они пугают, но и обнадеживают что-то заполучить от них. Причем бессмысленно пытаться увидеть в этой религиозности обращенность к Христу! Эти представления укладываются в парадигму языческого, магического сознания. Языческие заклинания колдуний, искренне считающих себя православными, предполагают упоминание имени Христа, Николая Чудотворца и Богородицы. Разобраться в эклектичном мировоззрении очень сложно. Очевидно только одно: оно противоречит принципам христианского мировоззрения. Потому и люди, приходящие к могиле Вершининой, — верующие, но не в Христа.
Суть магического сознания в том, чтобы заставить работать сверхъестественные силы для решений своих проблем. Знаю одного пожилого священника, который утешил прихожанку: она тревожилась, что ее покойный муж мерзнет на том свете без любимых кальсон. Священник посоветовал зарыть их ночью в его могилу. Он полагал, что исполнил свою пастырскую миссию утешить прихожанку, и неважно, что она осталась в своем языческом сознании. Двоеверие усиливается. Посмотрите, сколько людей приходит приложиться к каким-нибудь святыням, притом что в стране причащаются лишь 3 % населения. До XVIII века в России духовенство нигде не училось, пока не появились семинарии. К концу XVIII века исчезли неграмотные священники. К концу XIX века у нас складывается образованное духовенство. А к концу XX века у нас только одна треть имела богословское образование, даже то ущербное, какое было возможно в постсоветских условиях. Сейчас ситуация стала получше: две трети духовенства в России имеют образование, но чаще всего заочное, уровень в провинциальных семинариях очень низок. В результате наше духовенство по отношению к обществу выглядит менее просвещенным, чем оно было в конце XIX века.
Автор текста: Мария Башмакова
Фотограф: Михаил Огнев, Александр Петросян
Редактор/корректор: Елена Иванова
Дизайн/верстка: Светлана Григошина
neferjournal
Nefer`s Journal
Маньяк-путешественник
Там похоронены Людвиг Ван Бетховен, Иоганнес Брамс, Франц Шуберт, Штраусы, а также другие известные австрийцы: писатели, архитекторы, политики. Кладбище огромное, воспринимается больше, как парк с широкими аллеями. Надгробные памятники – произведения искусства. Давайте прогуляемся.
На кладбище можно добраться на трамвае № 71. Это культовый маршрут, который стал нарицательным в разговорной речи. Иногда говорят: “Он сел на 71-й”. Это означает, что человек отправился в последний путь.
Собор Святого Карла Борромео. Может показаться, что это центр кладбища, однако это не так. За церковью находится как раз большая часть. С погодой в тот день повезло. Накануне было пасмурно, наутро небо прояснилось.
Территория условно поделена на зоны: кладбище музыкантов, иностранцев, евангелистов, еврейское кладбище. Есть даже буддийская ступа. Об этом я расскажу в следующих постах.
На каждой могиле оригинальное изваяние. Практически парк скульптур под открытым небом. Можно часами бродить и рассматривать надгробия. Это очень тихое и спокойное место, шум города остается где-то там за стенами. Лишь пролетающие самолеты напоминают о реальности.
Какая странная могила там вдалеке. Что означает этот памятник? Кусок тела, рука, какая-то кость.
Могила Карла Риттера. Это известный архитектор и выдающийся инженер, создатель проекта Земмерингской железной дороги и других грандиозных сооружений.
Я опасалась, что среди миллионов могил не найду ни Бетховена, ни Брамса, ни Шуберта. Однако прям на главной аллее установлен указатель МУЗЫКАНТЫ. Место достаточно популярное среди туристов.
Людвиг ван Бетховен (1770-1827). Родился в Бонне, похоронен в Вене. Бетховен писал во всех существовавших в его время жанрах: сонаты, концерты, симфонии, музыку к драматическим спектаклям, даже оперу, правда одну, называется “Фиделио”. Его произведения относятся к самым исполняемым в мире. В возрасте 26 лет композитор стал терять слух. Для музыканта это означает конец карьеры. Однако глухота не помешала Бетховену сочинять музыку. История произвела на меня сильное впечатление в детстве. В прошлом году я была в доме, где родился Бетховен. Теперь посетила место погребения.
Надгробный памятник Моцарта. Это мемориальная могила, композитор похоронен на кладбище Святого Марка.
Франц Шуберт (1797-1828). За свою недолгую жизнь он написал 10 опер, 6 месс, 9 симфоний, 21 сонату, около 600 вокальных композиций и множество фортепианных произведений. Произведения Шуберта входят в число самых известных в мире. С удивлением узнала, что любимая мной Ave Maria официально называется “Третья песня Эллен”.
Иоганн Штраус и Иоганнес Брамс. Брамс писал во многих жанрах, однако славу ему принесли симфонии. Чтобы рассказать о Штраусе, сначала нужно выяснить, который это из них.
Штраусов двое, оба Иоганны. Отец жил с 1804-го по 1849 год, сын – с 1825 года по 1899-й. Несколько слов о старшем. У мальчика было трудное детство, он рано потерял родителей. Вопреки желанию учиться музыке, опекун определил Иоганна на обучение переплетному делу. Однако при первой же возможности парень стал брать уроки игры на скрипке и играть по кабакам. Штраус был великим скрипачом. Он играл виртуозно, безошибочно, темпераментно и в сумасшедшем темпе. Это была его страсть. В 23 года он создал свой первый оркестр. Дирижирующий скрипач – это что-то новенькое! Иоганн Штраус стал мегапопулярным. Он был знаменит, любим публикой и много гастролировал по Европе. В 1825 году появляется Иоганн Штраус-младший, а за ним еще четверо детей. Старший Штраус настаивает, чтобы никто из них не сочинял музыку и не играл на скрипке. Но однажды случилось страшное: Иоганн-отец застал Иоганна-сына как раз за этим делом. Он разозлился и отобрал скрипку. Однако Иоганн-младший продолжил занятия, только с тех пор тайком. Заодно увлек братьев – Йозефа и Эдуарда. Отец был в ярости и лишил их наследства, отписав все детям своей любовницы, их было между прочим семь. После официального развода, он женился во второй раз, на той самой любовнице, владелице мельницы. Еще один интересный факт: во время революции 1848 года старший Штраус поддерживал Габсбургов, а младший был за повстанцев. Отец и сын оказались по разную сторону баррикад. Их противостояние длилось всю жизнь.
Иоганн Штраус-старший создал 251 произведение, 152 из которых вальсы. Рукописи сохранены и изданы его сыном Иоганном Штраусом-младшим на собственные средства, несмотря на историю с наследством. Более того, вторая жена оставила Штрауса в последние дни его жизни. К нему приехала бывшая жена с сыном, однако они не застали Штрауса-старшего в живых.
Штрауса-младшего называют “королем вальса”. За свою жизнь он написал около 500 произведений, в том числе 168 вальсов, 117 полек, 73 кадрили, 43 марша, 31 мазурку, 15 оперетт, комическую оперу и балет. Несмотря на конфликт с отцом, который всячески мешал карьере сына, благодаря своему таланту, младший Штраус быстро получил всеобщее признание. В отличие от завистливого отца, он наоборот помогал Йозефу и Эдуарду, продвигал их и рекомендовал нужным людям. Его известная поговорка, которой он шутил: братья талантливее меня, просто я популярнее. Иногда возникает путаница в персонажах, поэтому всегда приходится уточнять отец-сын или старший-младший. Но это еще не все, оказывается деда тоже звали Иоганн! Иоганн Михаэль Штраусс.
За мной по пятам бродили китаянки с большими фотокамерами, а потом пришла организованная группа с гидом. Так что кладбище – достаточно популярный туристический объект. Но это только маленький кусочек огромной территории. Он расположен недалеко от входа, и многие ограничиваются посещением только могил композиторов. На самом деле там много интересного. Продолжение в следующих постах.
Добавьте меня в друзья, чтобы не пропустить новые публикации
LiveJournal / Facebook / Youtube / Google+ / Одноклассники / Golos / Дзен
Киево-Печерская Лавра
Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра. Древняя обитель Святой Руси. Этот монастырь был поставлен по повелению Пресвятой Богородицы, молитвенным подвигом великих подвижников — Антония и Феодосия Киево-Печерских и иных печерских преподобных отцов, о житии и славных подвигах которых нет нужды писать особо, так как об этом можно подробно прочесть в их житиях.
Как монастырь, Лавра известна с 1051 года, но молитвенный подвиг преподобных отцов на Киевских горах начался намного раньше. Житие преподобного Антония повествует, что он впервые пришёл на Русскую землю с Афона при благоверном князе Владимире, а значит до 1015 года.
Преподобные отцы копали пещеры для молитвенного уединения, но, как сказал Господь: “не возжигают светильника, чтобы поставить его под спудом, но на свещнице, чтобы светил всем, кто в доме”.
Преподобные Антоний и Феодосий не искали славы, но Господь Сам прославил их. Так же как и других Киево-Печерских святых.
В пещерах Киево-Печерской Лавры почивают мощи 122 святых (73 в ближних пещерах и 49 в дальних). Нигде в мире больше не найти столько святых мощей, собранных вкупе.
Я расскажу о своём паломничестве в эту древнюю обитель.
Итак, май 2016 года.
Как добраться до Киева, думаю писать не стоит. Я предпочёл железнодорожный транспорт. От главного вокзала (Киев-Пассажирский) проще всего добираться до Лавры таким образом: с вокзала сразу на метро, ехать до ст. Арсенальная. Затем на автобусе 24 или троллейбусе 38, или маршрутном такси 470 и 520 до остановки “улица Цитадельная” (перед ней будет остановка “Киево-Печерская Лавра”, но выходить на ней не нужно, если только Вы не собираетесь прямо с сумками и чемоданами начать посещение соборов; поэтому нужно доехать до следующей остановки, оттуда ближе до гостиниц).Стоимость проезда в метро 4 гривны, а автобусе, троллейбусе и маршрутном такси 3 гривны.
Где остановиться
В Лавре на сегодня (май 2016 г.) есть 3 гостиницы. Бронировать места следует заранее по телефону. Здесь информация о гостиницах и телефоны для бронирования: https://lavra.ua/where_to_stay/. Как я уже сказал, до гостиниц ближе идти от остановки ул. Цитадельная. Отсюда видны врата, ведущие в Нижнюю Лавру. Нужно зайти в них и спуститься вниз по брусчатому спуску до Церкви во имя иконы Божьей Матери Всех скорбящих Радосте. Пройдя её, повернуть направо.
Гостиницы расположены в корпусах 54, 56 и 58. Я жил в той, которая в корпусе 54, прямо напротив вышеуказанной церкви. Там имеются номера 2‑, 3‑, и 4‑местные. 1‑й этаж — мужской, 2‑й — женский, 3‑й не помню.:) Стоимость за 1 сутки на 1 человека: в 3- и 4‑местном — 130 гривен, в 2‑местном — 150 гривен. В номере только всё самое необходимое: кровати и прикроватные тумбы, вешалки, стол, чайник, чашки. Чисто, уютно. На этаже имеется туалет (несколько кабин, расположен в конце коридора) и душевая (тоже несколько кабин но в отдельном от туалета помещении). С горячей водой проблем нет.
Если нужен холодильник, то нужно обратиться к администратору, он даст ключ от помещения, где есть холодильник.
В 56‑м корпусе, насколько я понял условия похуже немножко. А в 58‑м есть номера повышенной комфортности, если кому надо.
Бронирование осуществляется не более чем на 3 суток. На больший срок не бронируют. С чем это связано — не понятно. Но уже по заселении, можно попросить, чтобы продлили срок.
Где питаться
На территории Лавры есть несколько трапезных. Еда вкусная (маленькая заметка: я к пище не привередлив, поэтому за всех утверждать не стану). Если у вас пост, то можно спросить, что есть постного, вам подскажут.
Самое вкусное, что я там пробовал, было пирожное “Муравейник”, совсем не постное, но более вкусного пирожного, кажется, я нигде не ел больше.
Стоимость одного приёма пищи, состоящего из 1‑го, 2‑го блюда, гарнира, салата, десерта и чая варьируется в пределах 80–90 гривен. Соответственно, если аппетит умерить, то можно уложиться и в 50. Маленькое неудобство: трапезные все закрываются в 19:00, то есть до окончания вечернего богослужения. Так что, нужно выбирать, или есть до службы, что неудобно, или запасаться едой, чтобы поесть потом в номере.
Про богослужения
В гостинице в 5:30 утра вас разбудит звон в колокольчик, чтобы Вы не проспали к ранней Литургии. Но, разумеется, если Вы планируете поспать подольше, то никто вас не повлечёт “за шиворот” в храм.
В Лавре совершается обычно от 2 до 7 (ни разу такого количества не видел ни в одном монастыре!) литургий в разных храмах (начало от 5:30 до 9:00). Под воскресенье служится даже 2 всенощных бдения в разных соборах (тоже ни разу такого не видел). Исповедь совершается обычно и во время вечерней службы и на Литургии. Но, только утром исповедь начинается за 30 минут до чтения часов.
Меня очень впечатлило всенощное бдение под воскресенье в Успенском соборе, самом большом соборе Лавры. Пели 2 хора, антифонно, поочередно, из-под самого купола. Очень торжественно и красиво. После службы все желающие могли помочь в уборке храма:).
Ещё очень впечатлила ранняя Литургия в пещерах, то есть в подземной пещерной церкви. В Лавре вообще 6 пещерных Церквей. Наверно так и молились древние христиане, в катакомбах.
А сколько в Лавре наземных храмов — я сбился со счёта.
Совершаются также молебны (нужно смотреть расписание). В церкви Живоносный источник совершаются молебны с одеванием шапки прп. Марка-гробокопателя, того самого, который воскрешал мёртвых.
Пещеры
Пещеры — особое место в Лавре. Они представляют собой сеть подземных лабиринтов, в которых находятся мощи преподобных Киево-Печерских отцов и подземные церкви. Есть две таких цепочки лабиринтов — Ближние и Дальние пещеры. Ближние называют Антониевыми, а Дальние — Феодосиевыми. Вообще, прп. Антоний начал подвижничество там, где ныне находятся Дальние пещеры. Но потом, он поставил своим ученикам игумена, прп. Никона, и удалился в другое место (Ближние пещеры). После Никона игуменом был прп. Феодосий. Поэтому такие названия и закрепились за этими пещерами. Заблудиться в пещерах конечно нельзя: везде есть указатели и за посетителями присматривают блюстители пещер. Пещеры открыты для посещения с 9:00 до 16:00, но если служится Литургия в Пещерах, то открываются раньше.
Медленно проходя по пещерам и прикладываясь к Св. мощам, и молитвенно обращаясь к преподобным отцам, понимаешь и чувствуешь душой, что они, в прямом этого слова, живее всех живых.
Мощей преподобных Антония и Феодосия в пещерах не ищите, их там нет. Основатели Лавры и наставники иноков, как при жизни убегали от людской славы, так и после своей телесной смерти продолжают делать то же самое. Мощи прп. Антония так и не были обретены, а об обретении мощей прп. Феодосия повествует прп. Нестор-летописец, в “Повести временных лет”. Согласно ему, они были обретены в 1071 г., в их обретении и сам прп. Нестор принимал самое непосредственное участие. Но в ХIII веке, при нашествии на Киев Батыя, мощи были спрятаны, а потом место их положения было забыто.
Тем не менее в Пещерах вы можете посетить келии прп. Антония и Феодосия, в которых установлены кенотафы (символические гробы, в которых нет Св. мощей).
Ещё, в Лавре есть два колодца, Антониев и Феодосиев. Лаврское предание говорит, что их выкопали сами преподобные. Здесь можно набрать воды. Естественно, для этого не нужно спускать ведро на верёвке. На месте колодцев стоят часовенки, а вода из колодцев подаётся насосом, и набирается с помощью обычных кранов, выведенных на внешнюю сторону часовен. Пустые бутылки продаются здесь же.
Немного фото
Про туристов, нацистов и русский язык
Говорить о Лавре можно долго. Но, как говорится, лучше один раз увидеть. Паломников и просто туристов здесь довольно много. Я слышал периодически то украинскую, то русскую, то английскую, то немецкую речь. Кстати, на территории Лавры есть возможность заказать экскурсию, но сколько это стоит, не уточнял.
В Киеве, вопреки страшилкам, которые любят рассказывать СМИ, по-прежнему половина населения говорит по-русски, а другая половина, выслушает вас по-русски, а затем вполне дружелюбно ответит по-украински (просто им так удобнее, а не потому что они над вами хотят поиздеваться:)).
Националистические митинги… Ну, киевляне, кажется, к ним так привыкли, что уже даже не обращают внимания. Я уж, не знаю, санкционированные они, или нет, не вникал. На Майдане Незалежности постоянно кто-нибудь да митингует. Обычно несколько десятков человек. Так что они уже просто стали частью пейзажа. К тому же они ведут себя относительно спокойно, по крайней мере, если ты просто проходишь мимо.:) Иногда случаются митинги и за пределами майдана. В день моего приезда, как раз нацисты устроили очередное проплаченное шоу (до этого несколько месяцев всё было более-менее спокойно:)) и я застал его небольшой фрагмент по дороге в Лавру. В основном, они старались произвести “шумовой“и “дымовой” эффект: били в барабаны, орали во всё горло свои нацистские лозунги, жгли дымовые шашки. Но, по крайней мере на людей не кидались, полицейское оцепление прорвать не пытались. Зевакам было на что посмотреть. Но мне смотреть на толпу душевно-больных людей не хотелось, и я, помолившись в сердце Господу, свернул на боковые улицы. Здесь было всё тихо, играли дети, люди шли по своим делам. Город жил своей обычной жизнью.
Остальные дни прошли, с Божьей помощью, без происшествий.
Размышления о разделённости и разнородности общества в Киеве (и в Украине в целом) выходят за рамки этой темы. Так что на этом я и остановлюсь, пожалуй.
А в общем Киев — красивый древний город. А Лавра — это его светлый венец.
Небольшое дополнение. Про Святую великомученицу Варвару и раскольников
Святая Лавра — не единственная святыня города Киева. В городе также находятся святые мощи самой святой великомученицы Варвары и священномученика Макария Киевского. Я очень почитаю св. вмц. Варвару и буквально незадолго своей поездки в Киев я узнал, что в Киеве находятся её св. мощи. Но проблема оказалась в том, что они (как и мощи сщмч. Макария) находятся во Владимирском Соборе, который с 90‑х годов ХХ века находится в руках раскольников.
Тем не менее, меня не покидало желание помолиться у святых мощей вмц. Варвары и приложится к ним. Ведь святыня не оскверняется от прикосновения к ней раскольников.
Я знал, как вести себя, когда нужно приложиться к святыне, захваченной раскольниками, безбожниками или еретиками, но, конечно, ещё раз проконсультировался со священником. Общие советы были такими: креститься и кланяться входя в собор, не следует, т.к. в нём не совершается каноническая Литургия. Возле мощей и древних икон и фресок можно молиться и креститься, прикладываться к мощам, нужно как обычно мы это делаем. У раскольников ничего не покупать, ни свечей, ни икон, ничего им не жертвовать. Если они будут совершать свои “службы” — то их следует полностью игнорировать, не креститься, не преклонять голову, ну, одним словом никак не участвовать в их молитвах.
Я решил отправиться ко св. Варваре в воскресенье, после того, как побывал на Божественной Литургии в одном из храмов Святой Лавры и причастился Святых Тайн.
Владимирский Собор расположен на бульваре Т. Шевченко, станция метро Университет. Собственно, заблудиться там сложно — выход из метро там один и он ведёт на бульвар Шевченко, а Владимирский Собор оттуда уже виден, так как расположен очень близко. Выхожу из метро и поворачиваю направо. И вот он — красавец-собор, захваченный раскольниками. Перехожу дорогу — и я перед собором.
Людей вокруг довольно много. Замедляю ход, осматриваюсь понемногу. Народ совершенно разный и по возрасту и по полу. Поднимаюсь по ступенькам. Как это непривычно — входить в храм без крестного знамения. Иду медленно, но уверенно. В принципе, я не смотрю телевизионных страшилок, и я понимал, что скорее всего на меня просто никто не обратит внимания, если я только сам не начну кричать что-либо провокационное. Но с другой стороны, я понимал, что если вдруг, вопреки моим ожиданиям, мне придётся с кем-то заговорить, то нужно быть предельно осторожным, в том смысле, что даже на словах я не должен выражать никакого сочувствия расколу.
Я владею украинским языком на простом разговорном уровне, но, одно дело украинский язык, и совсем другое — украинский раскол.
Я положился на Господа, который сказал, что если нам придётся свидетельствовать истину, чтобы мы не беспокоились что и как говорить, потому что Он Сам даст нам уста премудрость. К тому же я только пару часов как причастился, Господь со мной, всё хорошо.
Вхожу в храм. Раскольники служат “типа водосвятный молебен с акафистом”. Вижу раку с мощами св. Варвары (справа от центрального нефа) и с мощами сщмч. Макария (слева). Иду к Св. Варваре. Очередь совсем маленькая, пару человек. Я помолился св. Варваре и достал из сумки её иконку, предварительно купленную в Лавре (т.к. покупать у раскольников ничего нельзя). Приложился к святым мощам и приложил иконку. Отошёл. Затем сходил приложиться к мощам сщмч. Макария.
А затем даже ещё раз вернулся к св. Варваре. Затем постоял немного у самого выхода, поразмышлял. Кто они — эти все люди, которые пришли сюда?
Очевидно, было какое-то количество тех, кто заходит в храм, чтобы “поставить свечку”. Они в любом храме выделяются. Пришёл, поставил свечку и с чувством выполненного долга ушёл. Совершенно очевидно, что им всё равно в каком храме ставить свечки: в истинной Церкви или у раскольников. Если завтра предложат поставить свечку перед идолом… сколько из них задумается, что они делают?
“Бог в душе”… Вот к чему оно приводит, это “Бог в душе”. Люди предают Христову Церковь и даже не задумываются.
Но есть и другие. Те кто пришёл сюда молиться, кто был после “исповеди”, и “причастия”. По ним видно, что они более или менее понимают о чём служба. Тем более служба у них на понятном для них украинском, а не на непонятном церковно-славянском. Ладно, молитва на национальном языке — это, в целом, не страшно, ведь большинство поместных Православных Церквей служат на национальном языке, кроме, пожалуй, русской.
Но неужели их не смущает то, что в храме служат раскольники, которые разорвали хитон Христовой Церкви ради национальных интересов, внесли в Тело Христово ненавистную рознь мира сего и тем самым отторгли себя от полноты Церкви? Неужели всё равно, что этот раскол не признала ни одна поместная Церковь?
Выходит, для них даже Таинства Церкви были просто ритуалом. Кому-то достаточно простого ритуала (поставить свечку), а кому-то нужен ритуал посложнее. Но, получается, что для них Церковь — это всего лишь ритуал, иначе они не пошли бы в раскол.
От таких мыслей стало тяжело на душе и, помолившись Господу о вразумлении раскольников, я ушёл.
В тот день я ещё побывал в Софийском Соборе. У нас на Руси с древних времён было известно три “Софии”, сделанные по образцу Софии Константинопольской. Они расположены в Киеве, Полоцке и Новгороде. Но на сегодня, насколько мне известно, действующей является только Новгородская София.
От Владимирского Собора до Софийского всего километр с лишним и это расстояние я решил пройти пешком. Имея под рукой карту или навигатор, сориентироваться несложно.
Софийский Собор, как я уже сказал, недействующий; официально является “Национальным заповедником” и находится в юрисдикции Министерства культуры Украины. За исключением одного храма, расположенного рядом, на территории собора, но храм тот — раскольничий.
Поэтому я просто побродил по территории, посмотрел на здания, на древнюю кладку, которую специально оставили без штукатурки, чтобы была видна всем желающим,поднялся на колокольню. Вход на территорию и колокольню — платный, кассы расположены здесь же, продажу билетов осуществляет Министерство культуры, по крайней мере так написано на билетах.
В этом соборе некогда молился благоверный князь Ярослав Мудрый, а теперь это собор-музей.
Внутрь собора я не заходил. По правде сказать, соборы-музеи навевают на меня скорбные чувства. Ведь душа любого храма — это Божественная Литургия. А тело без души — это, увы, труп. Да, мне конечно дороги эти соборы и в таком виде, как память, но с другой стороны, есть что-то невыносимое в осознании их “мёртвости”, будь то Софийский Собор в Киеве или Полоцке, или “мёртвые” соборы Московского Кремля.
Погуляв ещё немного по Киеву, я вернулся в Лавру и начал готовится к отъезду, который был намечен на следующий день.