Фото Храма Христа Спасителя (137 фото)

masterok

Мастерок.жж.рф

Хочу все знать

Невероятное очарование старинных фотографий. Причем мне кажется очень интересны именно люди и места, которые можно узнать сейчас. Я бы про свой город хотел бы собрать побольше такой фотоистории, но это маловероятно. а вот москвичам в этом плане повезло. Огромное количество исторической фото и видео хроники еще осталось.

Фото 2.

Размер листов немного уступает листам из других изданий автора. Очень интересная ранняя фотографическая круговая панорама, снятая с обходной галереи храма Христа в 1867 году. Наиболее цельная картина Москвы, ещё не захваченной пореформенным строительством, что особенно ярко передаёт застройки кварталов на переднем плане. Высота обходной галереи у основания глав обеспечила почти полный обзор тогдашнего города, исключая северные и северо-восточные окраины.

Фото 3.

Незначительные разрывы в обзоре отвечают углам галереи у малых главок. Даже на расстоянии нескольких километров хорошо различаются крупные здания. Панорама состоит из 16 лл. и отличается исключительной четкостью. Она начинается от Нескучного сада (Андреевская богадельня) и, идя по часовой стрелке, кончается Бабьегородской плотиной. Панорама была воспроизведена фототипией в 1886 году А. Н. Найдёновым, создателем крупнейшей иконографии города, состоящей из 680 видов города и отдельных зданий в 14 томах. Панорама снабжена указателем. Её общая протяженность около 7 метров. Это наиболее масштабная для тех лет панорама Москвы, позволившая донести до наших дней неповторимый облик города той поры. Имеет историческое и музейное значение.

Фото 4.

Найдёнов, Николай Александрович (1834—1905) — московский предприниматель, общественный деятель, банкир, краевед. Издатель альбомов «Москва. Соборы, монастыри и церкви» (1882). Отец банкира А. Н. Найдёнова, дядя писателя А. М. Ремизова. Н. А. Найдёнов — один из ведущих представителей деловых кругов и общественных деятелей Москвы второй половины XIX — начала XX вв. Родился 7 декабря (ст. ст.) 1834 года в Москве. Его отец (Александр Егорович Найденов) и дед (Егор Иванович Найденов) занимались текстильным производством в Москве. С 1864 года, после смерти отца, Н. А. Найденов возглавил торговый дом «А. Найденов и сыновья».

В 60-е годы начинается и общественная деятельность Н. А. Найденова. В 1866 году он становится гласным (депутатом) Московской городской думы от купеческого сословия. На этом поприще Н. А. активно занимался делами города — работал в шести думских комиссиях. В частности, был членом комиссии по перестройке городских Торговых рядов (1873), устроению Промышленной выставки в Москве (1878) и др. В 1871 году Н. А. Найденов возглавляет Московский торговый банк, а спустя пять лет (1876) занимает ключевую должность в купеческом мире Москвы. Его избирают председателем Московского биржевого комитета — центральной профессиональной организации московского купечества. Этот пост он занимал больше четверти века, вплоть до своей кончины в 1905 году. В 1874 году по инициативе Н. А. Найденова учреждено Московское Торгово-промышленное Товарищество, сфера деятельности которого распространялась на «покупку и доставку хлопка из Средней Азии на фабрики московского района».

Фото 5.

В 1892 году к найденовскому Торговому банку перешел контрольный пакет паев Товарищества Купавинской суконной фабрики братьев Бабкиных. В 1902 году Н. А. Найденовым было создано Московско-Кавказское нефтепромышленное товарищество, во главе которого стали его сын А. Н. Найденов и известный нефтяной магнат П. О. Гукасов. Помимо ведения бизнеса и исполнения депутатских обязанностей в Думе, Н. А. Найденов, в качестве представтеля московских деловых кругов, участвовал в решении общегосударственных проблем. Занимался разработкой проектов экономических реформ, совместно с министром финансов С. Ю. Витте, правительственных постановлений, формированием принципов и задач сословных купеческих учреждений, привлекая к делу немало талантливых людей из купечества. «Маленький, живой, огненный, таким он живет в моей памяти… Жило в нем большое московское купеческое самосознание, но без классового эгоизма.

Фото 6.

Читайте также:
Лучшие отели в Дубай Марина (ОАЭ) на берегу и недорого

Выросло оно на почве любви к родному городу, к его истории, традициям, быту», — вспоминал о нем в своих записках В. П. Рябушинский. Чувствуя огромную потребность России в образованных людях, Н. А. Найденов значительную часть времени уделял вопросам образования молодежи. По его инициативе в Москве возник целый ряд специальных коммерческих и других училищ (Александровское, Таганское, Практическая Академия коммерческих наук), сеть торговых школ и т. д. Н. А. Найденов внес огромный вклад в развитие краеведения и истории Москвы. По его инициативе 25 мая 1877 года на заседании Московской Городской Думы решено составить фундаментальное историческое описание Москвы, автором которого стал историк И. Е. Забелин. В этот период, с целью «сохранения на память будущему вида существующих в Москве храмов», Николай Александрович Найденов организовал масштабную фотосъемку всех сохранившихся храмов, церквей и монастырей Москвы.

Фото 7.

Этот труд был опубликован в течение двух лет — 1882 и 1883 гг. под названием «Москва. Соборы, монастыри и церкви». Всего в четырех томах содержится 257 видов храмов. Каждый том имел две-три страницы указателя, в котором Найденов давал полное название храма и его приделов, отмечал, к какому сороку храм относится, называл дату его постройки (а иногда и основания), оговаривая при этом первоначальное существование деревянного храма. Таким образом, давалась краткая, но исчерпывающая характеристика каждого памятника. Этот уникальный на сегодня исторический документ стал самым полным источником, позволившим познакомиться с навсегда утраченным архитектурно-художественным наследием столицы. В 1884 году Найденов продолжил свое издание, существенно расширив его тематику. Были выпущены альбомы с приложениями под общим названием «Москва.

Фото 8.

Виды некоторых городских местностей, храмов, примечательных зданий и других сооружений». В 1886 году найденовские альбомы пополнились еще пятью выпусками под названием «Москва. Снимки с видов местностей, храмов, зданий и других сооружений». Заключительным стал альбом «Городские ряды» (1890 г.), в котором запечатлены старые Верхние и Средние ряды на Красной площади незадолго до их сноса. Всего в течение десятилетия было издано 14 найденовских альбомов, содержащих 680 фотоснимков. В них впервые столь зримо и всесторонне оказалась представлена российская столица. Это была наиболее масштабная для тех лет панорама Москвы, позволившая донести до наших дней неповторимый облик города той поры.

Фото 9.

Пожалуй, трудно найти другое собрание исторических документов об одном городе такой же ценности выполненное силами и на средства одного энтузиаста. Дорогостоящую съемку произвела лучшая по тем временам фирма «Шерер. Набгольц и К° в Москве», являющаяся поставщиком императорского двора. Дореволюционные фотографии памятников архитектуры и духовной культуры – “своеобразная иконографическая энциклопедия Москвы”.

Фото 10.

“Цель настоящего издания состоит в сохранении на память будущему вида существующих в Москве храмов” – эта первая фраза предисловия оказалась пророческой. Издание дает многим поколениям исследователей единственную возможность полностью ознакомиться с навсегда утраченным архитектурно-художественным наследием, так как после 1917 года только в Белом городе исчезли 4 монастыря и 26 храмов, в Земляном городе – 39 храмов, в Замоскворечье -12 храмов. Помимо этих альбомов, Найденовым выпущены еще шесть обширных собраний архивных материалов по истории Москвы, ее отдельных районов, а также «Материалы для истории городов XVII—XVIII столетий». Причем нередко он вел работу по нескольким книгам одновременно. За свою многогранную деятельность Н. А. Найденов был награжден многими высшими орденами империи (Владимира 2-й степени, Белого орла, Анны и Станислава 1-х степеней). Он был единственным купцом в царской России, получившим такое количество почетных государственных наград.

Фото 11.

Каждая из них давала право на получение потомственного дворянства. Но от такого предложения Николай Александрович отказался, пожелав остаться в купечестве. Николай Александрович Найденов скончался 28 ноября(ст. ст.) 1905 года. Московская Городская Дума в целях увековечения памяти Н. А. Найденова учредила 25 стипендий его имени в Алексеевской Торговой школе и премию за сочинение в области торгово-промышленной истории Москвы. Сохранилась московская усадьба Найденова (Земляной вал, 53), которую искусствоведы называют «жемчужиной московского зодчества XIX века». Построена известным архитектором Д. Жилярди.

Читайте также:
Фотографии Лаоса

Фото 12.

Фото 13.

Фото 14.

Фото 15.

Фото 16.

Фото 17.

Фото 18.

Храм Христа Спасителя

«Благодаря содействию Фонда Храма Христа Спасителя, я получил доступ в такие точки, куда ни один фотограф еще не забирался».

1. История Кафедрального соборного Храма Христа Спасителя необыкновенная — трагическая и торжественная. Первый Храм Христа

Спасителя был построен на берегу Москва-реки в конце 19 века в память о победе русской армии в войне 1812 года по проекту

архитектора Тона. Строительство продолжалось почти 44 года: храм был заложен 10 сентября 1839, освящён — 26 мая 1883 года.

Однако, после освящения, храм простоял недолго. 5 декабря 1931 он был взорван по указу советского правительства, чтобы на его

месте возвести Вавилонскую башню – Дворец Советов. Храм, который мы можем видеть сегодня, был восстановлен в 1990-е годы.

2. По замыслу Тона, Храм Христа Спасителя должен был стать сооружением, соединяющим в себе как архитектурные традиции

Византии, так и черты русского зодчества.

3. Высота храма с куполом и крестом составляет 103 метра, что на 150 сантиметров выше, чем Исаакиевский собор. Храм возведён в

традициях русско-византийского стиля, пользовавшегося широкой государственной поддержкой в момент начала строительства.

С четырех смотровых площадок, находящихся между колокольнями Храма Христа Спасителя, на высоте 40 метров, открывается

замечательная панорама Москвы, вид на старый центр города, Кремль, Москва-реку и «Золотую милю». Кстати, попасть сюда

относительно несложно. На смотровые можно подняться с экскурсионной группой. Позволю себе выложить несколько видовых

фотографий, прежде, чем отправиться на экскурсию по храму.

4. Во время посещения смотровых площадок можно рассмотреть вблизи купол Храма Христа Спасителя, кресты на звонницах и

колокола. Вес самого большого колокола составляет 30 тонн.

5. Площадь Пречистенские Ворота.

6. Патриарший мост и Золотой остров. Тут солнышко светит…

7. А тут снегопад. Памятник Петру I.

8. Красный Октябрь.

11. В состав современного комплекса Храма Христа Спасителя входят два храма и стилобатная часть:

«Верхний храм» — собственно Храм Христа Спасителя. Имеет три престола — главный в честь Рождества Христова и два боковых на

хорах — во имя Николая Чудотворца (южный) и святого князя Александра Невского (северный).

«Нижний храм» — это Преображенская церковь, сооружённая в память о находившемся на этом месте женском Алексеевском

В стилобатной части размещаются технические и служебные помещения, зал Церковных соборов, зал Высшего церковного совета,

Трапезные палаты. В обходной галерее Преображенской церкви находится Патриарший музей церковного искусства, среди

экспонатов которого находятся памятники церковного искусства V-ХХ веков, переданные в дар Предстоятелю Русской Православной

Церкви Святейшему Патриарху Кириллу.

12. Особое место в экспозиции музея занимает триптих Васнецова «Богоматерь с младенцем», «Вседержитель» и «Святая

равноапостольная великая княгиня Ольга» (1899 г.)

13. В трапезных палатах, которые рассчитаны на полторы тысячи мест, проходят трапезы участников Поместных и Архиерейских

Соборов, различные праздничные приемы духовенства.

14. В обычные дни здесь проводятся разнообразные тематические выставки и всевозможные светские мероприятия.

15. «Нижний храм» имеет три алтаря: главный — в честь Преображения Господня и два малых придела — в честь Алексия человека

Божия и Тихвинской иконы Божией Матери.

16. Внутреннее убранство Преображенской церкви Храма Христа Спасителя ориентировано на древнерусские традиции.

18. «Верхний храм» намного больше и просторнее. В плане храм выглядит как равносторонний крест около 80 м шириной, и вмещает

в себя до 10 000 человек.

20. В воссоздании росписей храма принимали участие более 400 художников, а общая площадь росписей составила около 22 000 кв.м.

Читайте также:
Автобус 729 Как С Добром Добраться!

Это примерно как площадь двух футбольных полей.

21. Все работы по воссозданию художественного убранства в ходе восстановления Храма Христа Спасителя выполнялись Российской

23. Вид с хоров. Съемка проводилась во время Патриаршего богослужения 1й недели Великого поста. Особую торжественность службе

придал тот факт, что она проходила на 40-ю годовщину Архиерейской хиротонии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси

24. Отметить юбилей посвящения в сан в Москву прибыли сотни священнослужителей со всей России.

35. Весь Комплекс Храма Христа Спасителя — уникальное по своей сложности инженерное сооружение. По качеству смонтированного

инженерного оборудования Комплекс соответствует лучшим мировым образцам.

Фото храма Христа Спасителя (42 картинки)

Храм Христа Спасителя — собор Русской православной церкви, находящийся в Москве. Храм был воссоздан в 1990-х годах и является копией построенного в XIX веке. Решение о создании храма в честь победы в отечественной войне 1812 года, принадлежит Александру I.

Храм Христа Спасителя в Москве

Мост к храму Христа Спасителя

Фото храма Христа Спасителя

Люди у храма Христа Спасителя

Храм с золотыми куполами

Алтарь в храме Христа Спасителя

Золотые купола храма

История храма Христа Спасителя в фотографиях

Фото храма Христа Спасителя

Фото храма Христа Спасителя внутри

Роспись купола храма Христа Спасителя

Черно-белое фото храма

Фото храма Христа Спасителя ночью

Фото людей во время службы с купола храма Христа Спасителя

Фото храма Христа Спасителя на фоне города

Старинное фото храма Христа Спасителя

Красивое фото храма Христа Спасителя

Фото во время церковной службы в храме Христа Спасителя

Храм Христа Спасителя

Современное здание воспроизводит внешний облик одноименного храма, возведенного в честь подвига российского народа в Отечественной войне 1812 года, освященного в 1883 году и разрушенного в 1931 году.

История создания

Идея постройки храма возникла зимой 1812 года на одном из заседаний общества «Беседа любителей русского слова» под председательством государственного деятеля и поэта Гавриила Державина. Предложение было передано царю Александру I, и уже через несколько дней, в Рождество 1812-го (25 декабря по старому стилю), появился манифест за подписью государя, в котором говорилось: «В сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и к Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ Российский, и в ознаменовение благодарности Нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели, вознамерились Мы в Первопрестольном граде Нашем Москве создать церковь во имя Спасителя Христа…» Манифест был широко поддержан самыми разными представителями российского общества.

Вскоре был объявлен международный конкурс на проект храма. Александр I хотел, чтобы в нем не просто была увековечена история войны и спасения. В каменной форме следовало отразить «миссию русского народа». И такой проект нашелся. Неожиданно для многих победил 28-летний архитектор шведского происхождения Карл Мангус Витберг. Его проект на фоне остальных выделялся масштабом — высота храма должна была составить 237 метров, почти на две трети выше, чем собор Святого Петра в Риме. Он включал площадь с колоннадами длиной более 600 метров и триумфальные колонны, отлитые из трофейных вражеских пушек. Оценив проект, Александр I сказал: «Вы заставили камни говорить!»

В 1817 году в присутствии практически всего населения Москвы того времени — около 400 тысяч человек — на Воробьевых горах был торжественно заложен первый камень. И если бы этому проекту было суждено воплотиться в жизнь, сегодня мы смогли бы увидеть храм из любой точки Москвы. Бодрый темп стройки, взятый на первых этапах, вскоре заметно снизился из-за проблем с инфраструктурой, а после смерти Александра I в 1825-м работы и вовсе прекратились. Вступивший на престол Николай I не был чувствителен к «мистическим откровениям» брата и остановил проект. По официальной версии, земли, на которых строился храм, были непригодны для строительства. Самого архитектора, успевшего сменить имя с Карла Мангуса на Александра Лаврентьевича, осудили за растраты и сослали на Вятку. О том, был ли он виноват или нет, историки спорят до сих пор. Однако храм Александра Невского, построенный Витбергом в Кирове в память об императоре, вплоть до уничтожения в XX веке свидетельствовал в пользу архитектора красноречивее любых других доводов.

Читайте также:
Фотографии Киево-Печерской Лавры

От идеи строительства Николай I отказываться не стал, а решил рассмотреть новые проекты, среди которых особого внимания удостоился предложенный Константином Тоном, архитектором Николаевского вокзала (ныне Ленинградского), Большого Кремлевского дворца и других зданий в Москве и Петербурге. Проект был выполнен в русско-византийском стиле и с некоторым оговорками представлял собой тот храм, который можно сегодня увидеть на Волхонке. В качестве места для строительства было выбрано Чертолье (сегодня — район рядом со станцией метро «Кропоткинская»). Горожане связывали название с чертом и этим объясняли непростую судьбу находившегося здесь Алексеевского монастыря, который по разным причинам разрушался, сгорал и воссоздавался вновь несколько раз.

Однако Николая I суеверия не волновали. Более того, он был готов снести Алексеевский монастырь ради постройки нового. По легенде, игуменья Алексеевского монастыря, узнав, что все сооружения приказано снести, сказала: «Окромя большой лужи, здесь ничего не будет». По другой версии, она сказала о будущем храме Христа Спасителя: «Бедный. Недолго ему простоять». По третьей, и вовсе прокляла это место именем святого Алексия. События последующих лет подтвердили первую и вторую версии.

Алексеевский монастырь

Был основан во второй половине XIV века, до XVI века располагался на месте нынешнего Зачатьевского монастыря на улице Остоженке. Монастырь сгорел во время московского пожара 1547 года и был восстановлен по приказу Ивана Грозного на месте, где сегодня располагается храм Христа Спасителя. Позже монастырь и прилегающие постройки сгорали не раз и вновь восстанавливались. Долгое время в его церквах молились члены семьи Романовых и высокопоставленные вельможи. В XIX веке Николай I приказал перенести монастырь для того, чтобы расчистить место для храма Христа Спасителя, а новый, названный Ново-Алексеевским, построили в Красном селе (неподалеку от метро «Красносельская»). После революции 1917 года монастырь упразднили, часть его была разрушена. В уцелевших зданиях в разное время располагался Дом пионеров, научные учреждения и завод зонтов. В конце XX века здания вернули Русской православной церкви. Часть церквей действует и сегодня.

Храм возводили больше сорока лет. На его строительство снова были выделены грандиозные средства. Прежних ошибок с инфраструктурой уже не повторили. Чтобы удобно доставлять камень для стройки, был осуществлен один из проектов еще петровских времен по соединению каналом подмосковных рек Сестры и Истры.

Озеро Сенеж

Во время возведения храма Христа Спасителя у строителей возникли трудности с доставкой стройматериалов из других регионов России. Еще во время первой стройки под руководством Александра Витберга бывали случаи, когда из десяти барж с камнем до стройки доплывали одна или две. Проблему решил канал, прорытый в Подмосковье между реками Истра и Сестра. Он позволил подвозить стройматериалы по Москве-реке прямо к стройке. На строительство канала ушла четверть века. Однако уже через десять лет грузы стали возить по железной дороге. В результате рытья канала существенно увеличилось озеро Сенеж. Из маленького озерца оно превратилось в водохранилище площадью 15 км². Сегодня Сенеж является самым большим озером в Подмосковье. Сюда приезжают из Москвы и близлежащих городов купаться, ловить рыбу и охотиться. Самым известным среди ценителей красот этой местности был художник-пейзажист Исаак Левитан. Именно здесь он работал над своей последней картиной «Озеро. Русь».

Читайте также:
Моря Пакистана

Основные работы закончились в 1880 году. Константина Тона, к тому времени уже дряхлого старика, доставляли к храму на носилках. Не дожил до конца стройки и Николай I. Храм планировалось освятить в 1881 году. Однако церемония сорвалась из-за бомбы народовольцев, убившей Александра II. Освящение состоялось только в 1883-м, в день коронации Александра III, которая проходила в Успенском соборе Кремля. В последующие годы в храме Христа Спасителя отмечались все большие религиозные праздники: 300-летие дома Романовых, 100-летие со дня окончания войны 1812 года и другие. А Рождество Христово до 1918 года отмечалось как день спасения России и победы в Отечественной войне.

Храм простоял чуть больше 50 лет. Летом 1931-го по указанию Иосифа Сталина его было решено снести для постройки главного здания СССР — Дворца Советов. Так же, как и в прошлые столетия, был объявлен конкурс, но уже не международный, а всесоюзный. В нем победил Борис Иофан — архитектор Дома на набережной. Начались работы по демонтажу храма. Так как разобрать здание полностью не удалось, было решено его взорвать. Через несколько лет началась стройка, которая так и не была закончена. Во время Второй мировой войны металлические конструкции, предназначенные для стройки дворца, использовали для восстановления мостов. После войны в фундаменте, оставшемся от здания, было решено разместить бассейн.

Самый большой в Европе бассейн «Москва», в котором можно было плавать круглый год, был открыт в 1960-м. За спортивным объектом закрепилась дурная слава. Там периодически тонули люди — якобы действовала радикальная группировка, недовольная сносом храма Христа Спасителя. О храме за 30 лет никто не забыл. Говорили, что по ночам в воде бассейна отражается храм. Соседством с бассейном была недовольна администрация Музея им. Пушкина: эксперты жаловалась на то, что зимой испарения горячей воды оседали на здании и экспонатах музея, разрушая их. Однако ни слухи, ни просьбы не помешали бассейну проработать больше 30 лет, до начала работ по воссозданию храма Христа Спасителя в 1994 году.

Так же, как и 200 лет назад, в числе инициаторов воссоздания храма Христа Спасителя были литераторы. Указ был издан первым президентом России Борисом Ельциным. Деньги на храм собирали «всем миром». Стройка, которая в XIX веке заняла около сорока лет, была завершена в трехлетний срок. Здание восстановлено по проекту Константина Тона под руководством архитектора Алексея Денисова, позже — Зураба Церетели. Внешний вид и убранство храма отличаются некоторыми деталями, самая заметная из которых — барельефы. До 1931 года они были белокаменными, сейчас — бронзовые. Немного увеличилась высота храма. Внутреннее убранство изменилось существенно. Практически ничего из храма, стоявшего на этом месте до 1931-го, здесь нет. Однако это не значит, что ничего не осталось.

Что стало с храмом Христа Спасителя после взрыва

Убранство

Когда решение о сносе храма Христа Спасителя было принято окончательно, к работе приступила комиссия, которая должна была выбрать, что следует сохранить. Иконы, утварь и другие предметы было решено передать в Третьяковскую галерею, Русский музей, а также в Антирелигиозный музей искусств, который располагался в Исаакиевском соборе Петербурга.

Но и после взрыва в разных учреждениях Москвы продолжали появляться предметы убранства храма. Например, уцелевшие горельефы до сих пор можно увидеть на одной из стен Донского монастыря недалеко от метро «Шаболовская». Четыре яшмовые колонны алтаря, по одной из версий, находятся в здании ученого совета Московского государственного университета. По слухам, в подвалах одного из зданий МГУ на Моховой находятся и другие предметы из убранства храма. Алтарь, по легенде, был то ли подарен жене американского президента Элеоноре Рузвельт, то ли выкуплен ею и подарен Ватикану. По другой версии, его хотели продать, но так и не смогли демонтировать, поэтому он был уничтожен.

Читайте также:
Фотографии Талашкино

Колокола

Из четырнадцати колоколов храма уцелел только один. Некоторое время он был в здании Северного речного вокзала в подмосковных Химках. Другие колокола были переплавлены. По одной из версий, они были использованы при отливке знаменитых скульптур на станции метро «Площадь Революции».

Камень

Камень, оставшийся после взрыва, использовался при отделке станций метро «Кропоткинская», «Новокузнецкая» и, возможно, «Площадь Свердлова» (сейчас — «Театральная»), а также гостиницы «Москва». Скамейки и светильники из храма в несколько измененном виде находятся на станции метро «Новокузнецкая». Доски с именами героев войны 1812 года использовались для постройки лестниц в Третьяковской галерее, а также для отделки Института органической химии АН СССР. Оставшиеся таблички раскрошили и посыпали ими дорожки в Парке культуры и отдыха им. Горького.

Храм Христа Спасителя (49 фото)

Я уже давно снимаю Москву, а в главном православном храме страны все так и не фотографировал. Благодаря содействию Фонда Храма Христа Спасителя, я получил доступ в такие точки, куда ни один фотограф еще не забирался.

История Кафедрального соборного Храма Христа Спасителя необыкновенная — трагическая и торжественная. Первый Храм Христа Спасителя был построен на берегу Москва-реки в конце 19 века в память о победе русской армии в войне 1812 года по проекту архитектора Тона. Строительство продолжалось почти 44 года: храм был заложен 10 сентября 1839, освящён — 26 мая 1883 года. Однако, после освящения, храм простоял недолго. 5 декабря 1931 он был взорван по указу советского правительства, чтобы на его месте возвести Вавилонскую башню – Дворец Советов. Храм, который мы можем видеть сегодня, был восстановлен в 1990-е годы.

По замыслу Тона, Храм Христа Спасителя должен был стать сооружением, соединяющим в себе как архитектурные традиции Византии, так и черты русского зодчества.

Высота храма с куполом и крестом составляет 103 метра, что на 150 сантиметров выше, чем Исаакиевский собор. Храм возведён в традициях русско-византийского стиля, пользовавшегося широкой государственной поддержкой в момент начала строительства.

С четырех смотровых площадок, находящихся между колокольнями Храма Христа Спасителя, на высоте 40 метров, открывается замечательная панорама Москвы, вид на старый центр города, Кремль, Москва-реку и «Золотую милю». Кстати, попасть сюда относительно несложно. На смотровые можно подняться с экскурсионной группой. Позволю себе выложить несколько видовых фотографий, прежде, чем отправиться на экскурсию по храму.

Во время посещения смотровых площадок можно рассмотреть вблизи купол Храма Христа Спасителя, кресты на звонницах и колокола. Вес самого большого колокола составляет 30 тонн.

Площадь Пречистенские Ворота.

Патриарший мост и Золотой остров. Тут солнышко светит…

Памятник Петру I.

В состав современного комплекса Храма Христа Спасителя входят два храма и стилобатная часть:

«Верхний храм» — собственно Храм Христа Спасителя. Имеет три престола — главный в честь Рождества Христова и два боковых на хорах — во имя Николая Чудотворца (южный) и святого князя Александра Невского (северный).

«Нижний храм» — это Преображенская церковь, сооружённая в память о находившемся на этом месте женском Алексеевском монастыре.

В стилобатной части размещаются технические и служебные помещения, зал Церковных соборов, зал Высшего церковного совета, Трапезные палаты. В обходной галерее Преображенской церкви находится Патриарший музей церковного искусства, среди экспонатов которого находятся памятники церковного искусства V-ХХ веков, переданные в дар Предстоятелю Русской Православной Церкви Святейшему Патриарху Кириллу.

Особое место в экспозиции музея занимает триптих Васнецова «Богоматерь с младенцем», «Вседержитель» и «Святая равноапостольная великая княгиня Ольга» (1899 г.)

В трапезных палатах, которые рассчитаны на полторы тысячи мест, проходят трапезы участников Поместных и Архиерейских Соборов, различные праздничные приемы духовенства.

В обычные дни здесь проводятся разнообразные тематические выставки и всевозможные светские мероприятия.

Читайте также:
turimm – Туризм и иммиграция

«Нижний храм» имеет три алтаря: главный — в честь Преображения Господня и два малых придела — в честь Алексия человека Божия и Тихвинской иконы Божией Матери.

Внутреннее убранство Преображенской церкви Храма Христа Спасителя ориентировано на древнерусские традиции.

«Верхний храм» намного больше и просторнее. В плане храм выглядит как равносторонний крест около 80 м шириной, и вмещает в себя до 10000 человек.

В воссоздании росписей храма принимали участие более 400 художников, а общая площадь росписей составила около 22000 м2. Это примерно как площадь двух футбольных полей.

Все работы по воссозданию художественного убранства в ходе восстановления Храма Христа Спасителя выполнялись Российской Академией Художеств.

Вид с хоров. Съемка проводилась во время Патриаршего богослужения 1й недели Великого поста. Особую торжественность службе придал тот факт, что она проходила на 40-ю годовщину Архиерейской хиротонии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Отметить юбилей посвящения в сан в Москву прибыли сотни священнослужителей со всей России.

Весь Комплекс Храма Христа Спасителя — уникальное по своей сложности инженерное сооружение. По качеству смонтированного инженерного оборудования Комплекс соответствует лучшим мировым образцам.

Морской собор Кронштадта и экскурсия на колокольню

Редко кому погода позволяет увидеть Кронштадт солнечным, но нам повезло.

Вторым городом нашего Петербургского путешествия стал Кронштадт. Город моряков, главный форпост в Финском заливе, петровский город. Добраться на машине до Кронштадта очень просто, ведь через город проходит главная магистраль Санкт-Петербурга – КАД (Кольцевая Автодорога). Здесь разрешенная скорость 110 км/ч, но почему-то не на всех участках. Больше всего меня поразило, что на знаки никто из местных (судя по номерному знаку) автомобилистов не смотрит. Возникает вопрос – камеры не работают или они все равно настроены на 110 км/ч, а не на временные 90 и даже 60? Я вот так и не поняла, но штраф даже при одном моем незначительном превышении не пришел. Дорога по качеству очень хорошая, хоть и не грешит после зимней колейностью, но вот пейзаж очень унылый, особенно без зелени.

За каких-то 45 минут домчались до Кронштадта. Уже виден золотой купол Морского собора

Дорога пролегает прямо по воде. Впритык к дороге видны странные на первый взгляд сооружения. Это комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений. Они спасут Петербург от воду аж до уровня 4,55 м. Мне почему-то сразу вспомнилась Венеция и их невероятный проект Моисей (Mose).

С дороги прекрасно виден Форт “Император Петр I” или просто Петра I

И форт “Императора Александра I”. Напротив этого форта есть съезд на небольшую “поляну”, где полно рыбаков и открывается прекрасный вид на город и форт Александра I. Но мы почему-то не стали съезжать

Под водой проложен тоннель на глубине 28 метров протяженностью в 2 км. Первой целью была главная достопримечательность Кронштадта – Морской собор св.Николая Чудотворца. И поэтому все другие исторические и привлекательные для фотографа здания мы проезжали. Не делайте этого! На ул.Восстания можно увидеть остатки оборонительной стены Кронштадской крепости, на пересечении с Флотской улицей стоит Памятник подводникам, выполненный в виде рубки подводной лодки.

Вот он – Никольский Морской собор. Гордость и главный храм моряков России. Парковка есть и бесплатная, слева от храма и вокруг по улицам

Ограда прекрасно продуманы и выполнены в военно-морской тематике

Фонари огромны, но в сравнении с собором просто теряются

Собор – это памятник всем чинам Российского флота. Многие моряки остаются в море навсегда и это место где их помнят и чтят. Здесь же на Якорной площади принимают присягу матросы и обязательно посещают молебен в Никольском храме.

Никольский собор в Кронштадте, построен в 1913 году архитектором Василием Косяковым.

Собор является главной доминантой острова. Венчает храм купол диаметром в 26,7 метра

Читайте также:
Как добраться из аэропорта Стамбула в город и наоборот?

Храм выполнен из кирпича, украшен мозаикой и резьбой

Круглый витраж, но с улицы не видно его красоты.

Иконы на фасадах были исполнены в мозаичной мастерской В. А. Фролова

В советские годы храм был закрыт, разграблен и разрушен. После закрытия собор был переоборудован в кинотеатр имени Максима Горького, местные прозвали здание храма «Максимкой».

Начиная с 2002 года началась реставрация храма. И 28 мая 2013 года состоялось Великое освящение собора.

Зайдем внутрь. Центральный купол.

Свод над хорами

Свод над алтарем

Мраморный пол украшен картинами с райскими птицами, кораблями, морскими гадами

Мы решили присоединиться к экскурсии, так как очень хотелось подняться наверх, на колокольню. Стоимость за 30 минутную экскурсию 200р. Надо просто сделать пожертвование, но если нет мелких купюр дают сдачу. За этими дверьми лестница наверх, подъем в колокольню

Вначале поднимаемся на хора. Акустика у храма превосходная и хор всего в несколько человек слышно во время службы в каждом уголке церкви. С высоты можно взглянуть и обозреть красоту мраморного пола.

В центре зала есть возвышение – амвон, для чтения священного писания. Обычно в православных храмах оно находится рядом с алтарем, но здесь расположено на западный манер,сделано это по просьбе моряков

Круглые витражи Морского собора напоминают иллюминаторы корабля.

Витраж над хорами

Справа и слева идет колоннада и боковые нефы

Наш экскурсовод рассказал историю собора и немного про колокола.

Всего на звонницах было установлено 17 колоколов (две октавы с полутонами). Это позволяло вызванивать разные сложные мелодии, а не только отбивать ритмичные благовест или набат. Самый большой колокол был настроенный на ноту «до». Колокола для собора были отлиты в Ярославской области в городе Тутаев.

Собор окончательно был закрыт в октябре 1929 г., а уже в январе в колокола и утварь были переданы кронштадтскому отделению Рудметалторга. Был оставлено только один, самый большой колокол весом 295 пудов (4 840 кг) и языком весом в 228 кг. Версий, согласно которых его не сняли, существует несколько. Первая — снять его было проблематично в силу его размеров, поэтому смогли от него только отломать ломом кусок, но в арочные проёмы колокол не проходил. Вторая — его оставили как набат, для оповещения города в случае химической тревоги. В годы Великой Отечественной войны в Морском соборе находился наблюдательный пункт и при отключении электричества в колокол били во время авианалётов.

При восстановлении собора были отлиты новые колокола в Воронеже, а сохранившийся колокол восстановили. Нам предстояло подняться под самый большой колокол собора весом 17 тонн.

Подъем на колокольню вначале довольно комфортный

На самый верх можно подняться по винтовой лестнице и пролезть в лаз. Высота колокольни составляет 45 метров

И вот мы под куполом. Он огромный!

Язык колокола. Звон осуществляется в автоматическом режиме

Колокол украшен ликами святых

Колокол подвешен на деревянную балку. По другому нельзя, иначе колебания при звоне будут передаваться по всему храму и разрушать его.

С колокольни открывается потрясающий вид на якорную площадь и можно увидеть рисунок полностью

Памятник адмиралу Макарову.

С правой стороны хорошо виден Финский залив, а внизу в тени от собора памятник адмиралу Федору Ушакову

Прямо за Якорной площадью начинается заброшенная территория екатерининских складов адмиралтейства. Как рассказал нам экскурсовод, возможно на этой территории откроют парк Патриот.

С колокольни можно поближе посмотреть на главный купол собора.

На соседней колокольне можно увидеть тот самый колокол, который выжил в советское время. Плохо, но видно.

Колокольный звон благоприятно влияет на здоровье человека, поэтому мы нам это продемонстрировали. Все встали под колокол и экскурсовод тихонько позвонил. Звук еще долго расходился вокруг. Экскурсия хоть и не длинная, но очень интересная, советую посетить.

Читайте также:
Погода в Ессентуках в апреле 2022. Отзывы туристов

Морской собор остается духовным “кораблем” где моряки начинают свой путь, начало морской жизни. Здесь же хранится память о не вернувшихся домой.

Топ-10 самых высоких колоколен России

Колокольня – это специальная башня, на ней устанавливают один или несколько колоколов. Они необходимы, чтобы призывать людей на церковную службу. Раньше колокольни были необходимы, чтобы отмечать время или же давать сигнал о начинающемся пожаре. В колокола звонили, если происходило какое-то важное событие в жизни прихожан.

Первые колокольни стояли отдельно. Но постепенно их стали возводить вместе со зданием храма, они располагались над основным входом. На Руси первые колокольни были деревянными. Первый раз их упомянули в летописях в XVI веке. Это были обычные столбы. Но со временем дерево заменили на камень, сделали покрытия. Так выглядели предки звонниц.

Раньше колокольни были очень высокими, чтобы звон могли услышать прихожане даже в самых дальних уголках. Со временем ситуация изменилась. Сейчас самые высокие колокольни России теряются на фоне современных зданий, но до сих пор впечатляют своими размерами.

10. Колокольня Николо-Берлюковской пустыни — 90,32 м

В 42 км от Москвы находится деревня Авдотьино. Там, на реке Воре, расположился Николо-Берлюковский монастырь. Вначале здесь была построена деревянная колокольня с крыльцом. Она была двухэтажной. В 1827 году была возведены новые колокольни, не очень высокие.

Но в 1895 году Федор Самойлов, московский купец, пожертвовал 30 тыс. рублей, по тем временам, огромные деньги. На них за 4 года построили новую. Ее спроектировал московский архитектор А.С. Каминский, руководил работами его ученик, В.М. Борин.

В 1 ярусе находились входные ворота, во 2 – праздничный большой колокол, в 3 ярусе разместили колокольный звон, в котором было 15 колоколов, а в 4 – часовой звон. На самом верху красовался восьмиконечный крест, сделанный из меди, но вызолоченный, это работа И.Ф. Шувалова. Строительство начали в 1895 году, а завершили в 1899.

9. Николо-Угрешский монастырь — 93 м

Николо-Угрешский монастырь – это мужской монастырь, расположившийся в Московской области, точнее в г. Дзержинский. Он был основан еще в 1380 году.

В 1758-1763 годах была построена отдельно стоящая колокольня по разработкам архитектора Ивана Жеребцова. В советское время она была усечена, но потом вновь восстановлена. В 1850 году она была достроена до 6 ярусов, высота которых составила 93 м. В ней разместили 18 колоколов, самый тяжелый из которых назывался «Благовестник», он весил 19,7 т. В советское время его уничтожили.

8. Церковь Петра и Павла — 93,7 м

Церковь Петра и Павла находится в селе Поречье-Рыбном, постройка завершилась в 1768 году. Это Ярославская область. Она пятиглавая, каменная, была возведена на средства прихожан. Ее закрыли в 1938 году, здание использовалось, как склад.

Особенно выделяется колокольня, состоящая из 4 ярусов, была сделана в 1772-1779 годах. Чтобы предупредить возражения синода, которому не понравился размер колокольни, ее построили на самом низком месте села.

К сожалению, в советские времена она сильно разрушилась, хотя и остались фрагменты замечательных фресок. Эта колокольня считается самой высокой в России, среди тех, что были построены не в городе. Согласно легенде, строительством занимался местный архитектор-самоучка крестьянин А.С. Козлов.

7. Спасо-Преображенский кафедральный собор — 96 м


Спасо-Преображенский кафедральный собор можно увидеть в городе Рыбинске, у него непростая судьба. Первый собор появился в 1654-1660 годах, на месте двух деревянных церквей. Но к 1811 году стал ветхим. В 1797-1804 годах в центре Рыбинска возвели пятиярусную колокольню. Рядом с ней планировали построить новый собор, но целых 20 лет не могли определиться, где именно он будет располагаться.

Второй храм достроили в 1845 году. Его колокольня стала одной из самых известных достопримечательностей России. Ее высота указывается по разному: в одних источниках это 116 м, в других – 94 или 96 м. В ее оформлении были использованы 52 колонны, благодаря которым она кажется не только более легкой, но и как будто движется вверх. Если забраться на самый верх, преодолев 264 ступеньки, то видно окрестности на 42 тыс. метров вперед.

Читайте также:
Автобус 621: Расписание Маршрут, Москва Общественный наземный транспорт.

Когда-то она была пожарной башней. Ночью на ней дежурили монахи, за что получали зарплату из казны города. Проект был создан архитектором-самоучкой Воротиловым Степаном, который так и не увидел своего детища, т.к. умер в 1792 году. Его замысел осуществил простой крестьянин Семен Карпов.

6. Благовещенского собора — 97 м


Благовещенский собор находится в Воронеже, его построили в 1998-2009 годах, его высота – 85 м. С западной стороны собора была пристроена колокольня, из 4 ярусов. До революции здесь была возведена другая колокольня в 1828 году, высотой 74,5 м. Над ней работали около 30 лет. Но во время Великой Отечественной войны ее полностью разрушили.

Новый собор начали строить по проекту В.П. Шепелева. Новый храм не был похож на утраченный, больше похож на Владимирский собор. Кресты Благовещенского собора видны из любой части города.

5. Исаакиевский собор — 101,5 м


Исаакиевский собор был достроен в 1858 году. В нем было 4 звонницы, которые вначале были задействованы все. В юго-западной колокольне находился самый большой колокол, весивший 32 т. Но в советское время все колокола были утрачены.

Лишь в 2012 году началось восстановление, стали отливать колокола и устанавливать их на свое место. Почти все их восстановили, кроме самого большого. Но на месте северо-восточной звонницы построили лифт, предназначенный для персонала и людей с ограниченными возможностями.

4. Храм Христа Спасителя — 103 м


Храм Христа Спасителя находится в Москве, на улице Волхонке. Это воссозданное здание одноименного храма. Его завершили и освятили в 1883 году. Но в 1931 здание храма разрушили, на этом месте планировали построить Дворец Советов. Начались работы, но завершить их так и не смогли, помешала война, на фундаменте был построен бассейн «Москва».

3. Воскресенский собор — 106 м


В Ивановской области России находится город Шуя, где был построен Воскресный собор. Строительство храма производилось в 1792-1798 годах. Его гордостью стала икона Шуйской-Смоленской Божьей Матери.

В 1810 году началась работа над колокольней по проекту Якова Маричелли. Но в 1819 году, когда уже был построен 4 ярус, она рухнула. Завершить работы удалось только в 1833 году, работы производились крестьянином Михаилом Саватеевым, руководил архитектор Евграф Петров.

2. Казанский Богородичный мужской монастырь — 107 м


Казанский Богородичный мужской монастырь, несмотря на название, находится в городе Тамбове. При нем есть воскресная школа, духовная семинария. Когда-то здесь была монастырская колокольня, которую возвели в 1848 году. Но в советские годы она была снесена, на этом месте появилась школа.

В 2009 году начали работать над возведением новой колокольни, которая стала второй по величине в нашей стране. На ее верхушке красуется шпиль, он весит 4 т, в длину – 20м. Его подняли при помощи вертолета.

1. Петропавловский собор — 122,5 м


Петропавловский собор расположился в Санкт-Петербурге. С 1733 года до 2012 был самым высоким зданием этого города, а до 1952 года – и России. Колокольня была сделана такой высокой, чтобы издалека можно было разглядеть врагов, приближающихся к городу. На ней находятся 103 колокола, 31 из них удалось сохранить с 1757 года.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: