Форт Горажда — австро-венгерское наследие Черногории

Форт Горажда — австро-венгерское наследие Черногории

Крепость Горажда находится недалеко от Котора. Вы ни за что не увидите Горажду, пока не подберётесь к ней вплотную. Да и указателей с основной дороги никаких на крепость нет. Поэтому Горажда редко попадает в список достопримечательностей, которые стоит посмотреть в Черногории. А зря.

История Горажды

Крепость построили в далёком 1886 году австро-венгры, которые господствовали тут в то время.

Надпись над входом «THURMFORT GORAZDA» переводится просто: «Башня-крепость Горажда»

Кроме удачного и незаметного расположения, Горажда имела самое последнее австрийское военное оборудование. Другими словами, была самой продвинутой военной крепостью своей эпохи.

Фото крепости сверху. Фото взято из http://wikimapia.org

Вооружение Горажды

Есть разные мнения о целях постройки Горажды. В одних источниках написано, что крепость должна была прикрывала тиватскую часть Боко-Которского залива. В других — контролировать дорогу между Котором и Цетинье и бороться с вражескими батареями в области Крстач наряду с укреплением Кавач контроль долины Зупа.

Так или иначе, артиллерия Горажды могла поражать дальние — более 10 км — цели. Для этого использовалась конструкция немецкого военного инженера Германа Грюсона. С виду конструкция больше напоминает инопланетную тарелку:

Добротных таких размеров инопланетная тарелка:

Надпись на сербском означает «Люблю тебя до бесконечности»

Внутри «тарелки» раньше стояло два 120-мм ствола на хитром поворотном механизме. Сейчас всё демонтировано, а бойницы, как видно на фото выше, заделаны. Обслуживали такое орудие 3 человека: двое солдат вращали, офицер стрелял.

Говорят, подобных установок было всего пять в мире, но до наших дней сохранился только один экземпляр — на крепости Горажда.

Кроме «тарелки» в крепости были ещё 4 пушки 120-мм калибра: по две на Котор и на Будву. С пушками тоже не всё так просто. Они установлены прямо внутри здания крепости:

В полу остались следы от рельсы, по которой можно было регулировать горизонтальное направление пушки. В потолке крюк тоже неспроста — с помощью него корректировалась вертикальная позиция ствола.

На крыше крепости, по флангам, есть бетонные дзоты 20-ого века.

Вид на аэропорт Тиват из бетонного дзота

В принципе, ничего интересного. Местные там вообще банки от пива складируют.

А вот рядом с дзотом есть железная дверка.

А за дверкой — пушка Грюссона.

Купол наблюдателя-корректировщика со штампом завода Эмиля Шкоды.

Архитектура Горажды

Крепость стала заброшенной после развала Югославии, но сохранилась так, будто люди из неё только ушли.

Горажда снаружи

Форт обнесён широким рвом. Первое, что бросается в глаза — это капониры, которые обороняли подход к крепости.

К основному зданию Горажды можно попасть только через подвесной мост, роль которого сейчас выполняет бетонная плита.

Снаружи здание Горажды мне напоминает лечебницу для душевнобольных или тюрьму:

Тут хорошо снимать что-то мрачное, хотя по сравнению с Врмацом Горажда лучезарная крепость и веет от неё добром.

Вот такой вид открывается с Горажды на Котор:

А вот такой — на Тиват и аэропорт:

Взлётка как на ладони, правда?

Горажда внутри

Крепость состоит из нескольких этажей. На первом и втором этажах светло, а вот на нулевой без фонарика лучше не ходить.

Слева — вход в крепость. От входа идут коридоры вниз и в стороны.

По лестнице вниз:

В целом крепость выглядит нетронутой, как будто все люди едимоментно испарились.

Но некоторые помещения выдают присутствие людей:

А от некоторых — аж мурашки по коже:

Молитвы на стене. Молчаливый, угрюмый сумрак казармы

Ещё мой взгляд зацепился за стены — тетрис какой-то, а не кладка.

Проблема всей Черногории

На страницах блога я уже не раз писала, что в Черногории много, очень много свалок и очень грязные обочины. То, что я увидела в Горажде, совсем грустно. Неужели больше некуда выкинуть унитаз?

Читайте также:
Фотографии Волчьего логова

Соседний форт Врмац сохранился хуже, но мусор, к счастью, туда не вывозят.

Как добраться до Горажды на авто

На крепость мы приехали вот на малютке Volzwagen Up!.

Машинка очень бодренько въехала в гору да и показала себя с хорошей стороны. Большая статья, как мы арендовали машину в Черногории.

Ахтунг, фары!

Кстати, на Горажде с нами произошел казус. Я забыла выключить фары. Ага, я знаю. Пока бродили по крепости, разрядился аккум. Такая беда! Как назло, черногорцы, которые приезжали на крепость, уже уехали. Мы одни на вершине с не заводящейся машиной. На помощь прибежали местные пацаны, которые до этого пытались разбить крепость молотком:

Но помочь двум туристам оказалось интереснее. Они помогли толкнуть машину, но, увы, автомат — не ручка, с толкача не заводится. Позвонили прокатчику, через пять минут к нам на помощь подъехали черногорцы, завели машину и всё закончилось хэппи эндом

Карта доезда до Горажды на авто

Если ехать из Будвы, то до Горажды 25 км. Из Котора — всего 10 км. Оба маршрута пересекаются на повороте на Троицу, и дальше идут по серпантину вверх. Часть маршрута проходит по старой австрийской дороге, где две машины еле-еле разъезжаются.

Маршрут, как доехать на авто до Горажды со стороны Будвы и со стороны Котора:

Привет!
Меня зовут Татьяна, и я рада видеть вас на блоге «Жизнь непредсказуема!».
Я люблю путешествовать, а в блоге делюсь своими впечатлениями, советами и прочими полезными заметками.

Понравилась статья? Поделитесь ей!

Буду очень благодарна, если вы оцените статью:

Крепость Горажда (Goražda)

Форт «Горажда», пожалуй, самая интересная крепость Бока-Которского залива. Когда она строилась, это было самое современное и совершенное укрепление того времени. Здесь были применены самые новейшие технологии военной архитектуры и инженерии. Здесь было установлено вооружение последних образцов немецкой оружейной промышленности. Этой крепостью создатели могли гордиться! И по сегодняшний день она поражает каждого, кто её исследует. И взрослые, и дети будут в восторге от таких исследований.
И хотя она расположена на невысоком пике между Тиватом и Котором, увидеть ее довольно сложно. Крепость отлично замаскирована. Возможно, благодаря этому она и сохранилась до наших дней.

Карта

От Котора идет старая дорога в Цетинье через Ловчен. Почти в 5 километрах от Котора вы увидите крутой поворот направо, указатель на крепость «Gorazda» и на соседний поселок «Mirac». Эта дорога вас выведет к цели.

Описание

Крепость Горажда являлась одной из опорных крепостей, построенных австрийцами на побережье Боки. В её задачи входило наблюдение вод и побережья в тиватской части Бока-Которского залива, а также ведение оборонительного огня на больших дистанциях.

Будучи построенной в 1886 году, она несколько раз достраивалась в начале XX века автрийцами и черногорцами.

Над входом в крепость вы увидите высеченную в камне надпись «THURMFORT GORAZDA». В переводе с немецкого это дословно означает «башня-крепость Горажда». Этимологию самого названия определить несложно. В старо-славянском языке есть слово «горазд», что означает «ловкий, умелый». В Польше это слово стало даже мужским именем. А вот в венгерском языке есть устаревшее слово «garazda», что означает «сварливый». Кстати, под Сараево в Боснии есть местечко с похожим названием Gora?de, вошедшее в историю кровопролитными боями во время Боснийской войны 1992-95 гг. Итак, скорее всего, это местное название самого холма, на котором расположена крепость. Австрийцы никогда не утруждались в изобретении новых названий для своих крепостей.

По своей архитектуре крепость весьма необычна. Опишем ее последовательно, начиная со входа. Итак, перед вами мост через ров, а точнее это бетонная плита. Она появилась уже в XX веке. До этого здесь, скорее всего, был перекидной мост. Петли для крепежа тросов сохранились. Оказавшись на мосту, справа во рву вы можете увидеть бойницы. Это капонир, служащий для обороны самого рва. Вокруг этой крепости их 4. Прямо перед вами входной коридор и петли для ворот. Справа и слева от коридора из стен торчат обрезки стержней. Они были длиной до метра и обтянуты колючей проволокой. Но после военных действий их спилили, чтобы местная детвора не покалечилась. Сам коридор загнут так, что сквозь него невозможно увидеть вход в крепость. Это сделано для того, чтобы было невозможно снаружи прострелить вход в крепость. В итоге мы можем видеть почти разрушенную левую стену. Вероятно, по ней велся огонь из крупного калибра. Пройдя этот коридор, вы окажитесь перед еще одним перекидным мостом. Оказывается, ворота в крепость находятся на островке, окруженном рвом. Но теперь перед вами уже вход в здание. Обратите внимание на ставни окон и двери крепости. В каждой из них вы увидите бойницы. На дверях изображен флаг Югославии и «признание в любви» народном вождю Иосифу Брозу Тито.

Читайте также:
Болгария в сентябре: погода и отзывы туристов

Внутренности крепости мы описывать не будем, чтобы у вас сохранился азарт исследователя. Главное, осматривайте каждую дверь и каждое помещение. Не бойтесь идти до конца, ведь там всегда самое интересное. Обратите отдельное внимание на небольшие металлические воронки, торчащие в разных местах из стен. Поняв их назначение, вы убедитесь, что устройство этой крепости действительно на высоте!

А теперь нужно отдельно рассказать о вооружении крепости Горажда. Ведь это в ней самое интересное.
Главная цель крепости — дальние мишени. Для этого внутри здания, прямо в крепости, были установлены 4 пушки с калибром 120 мм. Две были направлены в сторону Котора, а две в сторону Будвы. Направление ствола в горизонтальной плоскости регулировалось перемещением «пятки» по специальным рельсам (метал.пластина в полу), а в вертикальной плоскости за счет троса, продетого через кольцо в потолке. Эти детали управления вы найдете и сейчас, но вот сами стволы были вывезены, а бойницы забетонированы.

Для прикрытия Тивата и прилегающих территорий здесь было использовано изобретение военного немецкого инженера Германа Грюсона (Hermann Gruson), напарника семьи Крупп, известной последние 400 лет как крупнейшие производители оружия в мире. Само изобретение было простым: небольшой цилиндр на колесах и с вращающейся сферической крышей со встроенной пушкой небольшого калибра (см. изображение). Внутри цилиндра помещался 1 человек. Но в нашем случае это не маленькое мобильное сооружение, а огромная сфера около 3 метров в диаметре. И вооружена она была двумя весьма солидными стволами по 120 мм. Управлял этой установкой один человек, а поворотный механизм приводился в движение двумя солдатами. Дальнобойность этих пушек составляла более 10 километров. Подобных установок было произведено всего пять. Все они использовались на территории Австро-Венгерского королевства в восточной Европе. Но до наших дней сохранилась лишь одна — на крепости Горажда. Вот такая редкость оказалась забытой и затерянной в горах Черногории. Механизм и корпус установки сохранился отлично. Он находится на крыше крепости в самом центре.

На флангах крепости на крыше находятся бетонные дзоты. Это пристройка начала XX века. А вот рядом с ними вы сможете найти обычные небольшие пушки Грюсона, вкопанные в грунт. Заглянуть в них можно через дверцы внутри дзотов. А на верхней части пушки можно обнаружить штамп металлургического завода Эмиля Шкоды.

Наследие Австро-Венгрии: едем к крепости Горажда

Статья про крепость Горажда – заброшенное фортификационное сооружение. Расположен рядом со знаменитым Которским серпантином. Расскажу историю крепости и покажу как она выглядит в наши дни. И, конечно же, поведаю обо всех способах как сюда добраться.

  1. История крепости
  2. Горажда в наше время
  3. Полезная для посещения информация
Читайте также:
Загар на солнце: польза и вред для кожи

История крепости

Крепость Горажда (Черногория) – мощное укрепление XIX века, построенное австро-венграми для защиты Которского залива и соседних дорог. На момент постройки крепость была одной из самых современных в регионе, владела мощным дальнобойным оружием, достающим одновременно и до Котора, и до Тивата. При этом форт практически незаметен! Два этажа здания находятся полностью под землей, еще один скрыт наполовину, поэтому даже на вершине холма крепость сложно разглядеть.

Строить крепость на 450-метровой высоте Австро-Венгрия начала в 1884 году. Так Вена отреагировала на черногорское восстание, прошедшее годом ранее. Спустя два года возведение Горажды завершили.

Название выбрали по имени холма, на котором стоит крепость, и восходит оно к старославянскому «горазд» – «умелый». Форт Горажда пережил обе мировых войны, а в XX веке перешел под контроль Югославии. Новая власть использовала его как оружейный склад, для чего здесь достроили новые помещения.

Гарнизон крепости в годы Первой Мировой войны составлял 8 офицеров и 195 солдат. Черногорцы массированно обстреливали крепость Горажду, но серьезного урона ей нанести не смогли.

Горажда в наше время

До нас крепость Горажда дошла практически без изменений и потерь. Не сохранился старый мост на входе – вместо него теперь лежит бетонная плита. Перед самой крепостью находится капонир и два рва глубиной до 8 метров. Между рвами австрийцы построили типичный для того времени загнутый коридор, благодаря которому нападавшие не могли стрелять прямо по входу.

Основные помещения крепость Горажда скрывает под землей. Сразу слева от главного входа находится спуск – на подземные уровни. Самый нижний часто залит водой, там делать нечего. Зато по остальным комнатам и коридорам можно ходить свободно.

Отдельная гордость крепости – орудия. Их все давно сняли, а большинство бойниц замуровали, но бункеры и детали еще остались. На самом верху стоит железный купол диаметром 3 метра. Это детище Германа Грузона, в котором стояла пара стволов калибра 120 мм. Управлял пушкой один человек, вращали – еще двое. Стреляли такие «монстры» на 10 километров.

Подобные бункеры стояли по всей бывшей Австро-Венгрии, но сохранился только один – в Горажда. По флангам крепости стоят меньшие бункеры, тоже сделанные по конструкции Грузона.

Доступ в крепость свободный 24 часа в сутки. Вследствие этого мародеры украли немало предметов форта, в первую очередь, металлических. Лучше захватить фонарик, хотя бы на смартфоне.

  • Необычная достопримечательность.
  • Легкий доступ, бесплатный вход.
  • Красивые виды.
  • Власти крепостью не интересуются, территорию не убирают. Если по-простому, то она частично засрана.

Полезная для посещения информация

Крепость Горажда расположена в 10 километрах от Котора. Рядом с ней проходит дорога к экс-столице Черногории — Цетине. Но форт стоит не на основной дороге, а немного сбоку. Поэтому многие проезжают поворот, поднимаясь к Которскому серпантину или спускаясь с него. Главное не пропустить табличку Goražda и поворот, на который она указывает. Пара минут по серпатинной дороге и вы на месте.

Добраться сюда проще всего на автомобиле. Крепость Горажда — достопримечательность Черногории не первого порядка, поэтому совместите поездку сюда с чем-то еще.

  1. Вариант 1 (мой опыт) : Будва — Цетине — Ловчен — Негуши — Которский серпантин — крепость Горажда — Будва.
  2. Вариант 2 . Крепости и форты Черногории: полуостров Луштица (крепость Арза, форты Луштица и Кабала), крепость Траште, крепость Врмац и крепость Горажда.

Теоретически можно подняться пешком от Котора, но уйдет 3 часа времени. Поэтому лучше арендуйте авто.

Нет водительских прав? Возьмите индивидуальную экскурсию с посещением крепости Горажда.

Читайте также:
Гора Йештед (Jested)

Крепость Горажда на карте

Другие крепости Черногории

Крепость Врмац и форт Траште вместе с крепостью Горажда образовали единую линию обороны территории как с моря, так и с суши.

Еще одну линию обороны австро-венгры возвели на входе в Боко-Которский залив. Она состоит из трех сооружений. Это крепость Арза на полуострове Луштица, форт на острове Мамула и крепость Оштра на полуострове Превлака. Последняя находится на территории Хорватии.

Присоединяйтесь к моему Ютуб-каналу Двое в тачке, не считая собачки .

Ищите отель или апартаменты? Тысячи вариантов на RoomGuru.

Не забудьте про страховку для путешественника. Выбрать полис.

Секретный форт Горажда

Внезапно для себя обнаружил, что оказывается в Черногории кроме местных крепостей “кучакамней-двеколеки-и-пушка = форт” (например крепость Хай-Нехай). Есть вполне себе классические фортификационные сооружения, правда Австрийского зодчества – http://kromni.livejournal.com/35233.html

Кстати в ясную погоду с высоты форта Горажда, открывается просто офигенный вид на Которы-Тиваты и вот все остальное побережье Адриатики. Однако почему-то место популярностью у туристов не пользуется, зато популярно у местного КРС, мирно щиплющего травку вокруг форта.

Дубликаты не найдены

Лига путешественников

13.1K поста 39.6K подписчиков

Правила сообщества

1) Больше времени проводите со своими близкими, особенно с родителями.

2) Видео приемлемы исключительно в качестве поддержки основной части поста, репосты влогов из ютуба удаляются.

3) Старайтесь всегда быть вежливыми, поверьте — это качество еще никогда никому не сделало плохо.

А вообще, если вы читаете внутренние правила сообщества на сайте, где есть основные правила, которые вы, наверняка, уже прочитали, то почитайте заодно еще и правила провоза багажа в японских авиалиниях или правила прохода кораблей через Босфор и Дарданеллы

Рекомендация: указывайте в тегах географическое положение.

На мотике, наверное, еще круче, чем на машине там..

Ответ на загадку: “Дата карты Первой мировой войны?”

Эта статья – ответ на пост “Загадка: Дата карты?”

ПОВТОРЯЮ ВОПРОС:

На рисунке карта Европы времён Первой мировой из архивов Британской библиотеки. Выпущена в Португалии, художник Антонио Соареш (1894-1978). Тогда ему было лет 20, а позднее Соареш стал одним из самых известны португальских импрессионистов. Год выпуска стоит «1914(?)». Более точное время выпуска я в интернете не нашёл.

Зная события Первой мировой можно определить время выпуска карты. Мне это удалось сделать с точностью до 8 месяцев.

Эпизоды на карте “со зверями” соответствуют событиям в истории Первой мировой.

Германия (тигр) съедает нейтральную лань – Бельгию и дерётся с Францией (лев) и Англией (леопард). Нарушение Германией нейтралитета Бельгии и вступление в войну Англии произошло в августе 1914 года.

Италия изображена в виде змеи, которая пытается укусить Австро-Венгрию. Намёк на нарушение Италией Тройственного Союза и переход на сторону Антанты. Карта нарисована после вступления Италии в войну в мае 1915.

Загадочный кенгуру, кусающий за ухо австро-венгерского волка – это австралийско-новозеландского экспедиционный корпус ANZAC, которому крепко досталось в Первой мировой. Корпус был сформирован в Египте в 1914 и в начале 1915 высадился около Стамбула на полуострове Галлиполи вместе с частями англичан и французов. Операцию задумал и спланировал морской министр Британской Империи молодой сэр Уинстон Черчилль. В случае захвата Стамбула Турция выходила из войны, открывались черноморские проливы для снабжения русской армии с юга, и Первая мировая была бы выиграна. Однако секретность высадки соблюсти не удалось, в Каире и Александрии на базарах обсуждались детали высадки. Турки были готовы и держались стойко. Войска союзников тоже. После почти года боёв Антанта вывела войска с полуострова обратно в Египет. Черчилль подал в отставку и уехал майором на Западный фронт.

В это время на Балканах сложилась опасная ситуация. Маленькие Сербия и Черногория год уже полтора года держались против Австро-Венгерской империи, но 14 октября 1915 в войну вступила Болгария и ударила Сербии во фланг с востока. Сербия и Черногория оказались на грани поражения.

Читайте также:
Нелегальное трудоустройство чревато штрафами

Союзники высадились в нейтральной Греции в Салониках 27 октября 1915 года и создали Салоникский фронт против Болгарии и Австро-Венгрии. Там же сражалась и бригада русских войск, прибывшая морем из Архангельска. В составе экспедиционного корпуса Антанты были и австралийцы.

Помощь союзников опоздала.

В январе 1916 года войска Болгарии и Австро-Венгрии оккупировали территории Сербии и Черногории. Король Черногории Никола, тот самый, за которого Александр III поднимал тост, как за единственного друга России, уехал из страны. Черногория капитулировала, а войска Сербии эвакуировались на остров Корфу под защиту английского флота. В оккупированной Сербии началась партизанская война. Австралийцы воевали и в составе союзных войск на фронте, и волонтёрами в партизанских отрядах. О героизме ANZAC на полуострове Галлиполи и на Салоникском фронте много писали, вот художник и решил увековечить их память в виде кенгуру. Рысь – Сербия. Черногории на карте нет, значит дата карты после января 1916.

Румыния в виде змеи нацелилась вцепиться в заднюю ногу волка – Австро-Венгрии. Румыния вступила в войну 14 августа 1916, значит карта была нарисована позже.

США вступили в войну в апреле 1917. На карте пока ещё Штатов нет. И Греция, вступившая в войну в июле 1917, пока ещё нейтральная миролюбивая черепаха. Значит карта была нарисована до апреля 1917.

Итог: Вероятная дата создания карты – между 27 августом 1916 – вступлением в войну Румынии и 6 апреля 1917 – вступлением в войну США. То есть, 7,5 месяцев. Как я и обещал. )

В комментариях были мнения, что эта карта 1914 года, змеи Италия и Румыния просто так оскалились на Австро-Венгрию, а кенгуру изображает Сербию. Когда обсуждали в комментариях вопрос о датировке карты, то @sterblich подсказал мне карту того же Антонио Соареша о событиях 1939 года. В описании к карте 1939 года (см. Литература [5]) говорится, что карта Первой мировой была издана в 1916. Так что всё-таки я был прав )

ЗВЕРИ НА КАРТЕ

Кроме кенгуру все звери, которые участвовали в войне – хищные. Значение многих животных понятно: крокодил – земноводное, как и Турция – морская и сухопутная держава, Россия – белый медведь, Испания – бык и прочее. По некоторым странам не совсем понятно:

Англия- леопард.

На королевском гербе Англии три леопарда. Если вы думаете, что это львы, то вы ошибаетесь. ) На самом деле это – геральдические леопарды. В геральдике разница между терминами «лев» и «леопард» не зоологическая, а геральдическая, и разница эта — в позе. Леопард идёт или “шествует”: опирается на три лапы, а четвёртую (правую переднюю) заносит вперёд и немного вверх; голова его повёрнута на зрителя (то есть он, в терминах геральдики, настороже)

Германия -тигр.

Почему Германия – тигр – не совсем понятно. Возможно из-за знаменитых усов и агрессивного нрава императора Вильгельма?

Франция – лев

Традиционный символ Франции – Галльский петух, но поскольку на карте изображены звери, то художник нарисовал Францию в виде льва. Скорее всего из-за знаменитых трёх статуй Бельфорского льва, созданных скульптором Фредериком Огюстом Бартольди, автора статуи Свободы в Нью-Йорке, в честь 3х-месячной героической обороны форта Бельфор около Парижа во время Франко-прусской войны 1870-1871. Статуя была огромной для того времени – 22 метра в длину и была широко известной.

Швеция и Норвегия- барсуки.

Обе страны были нейтральными. Сидели тихо и никто их не трогал.

Португалия – Португальский мастиф (Рафейру ду Алентежу)

Читайте также:
Современная архитектура Франции

Португалию изображает португальский мастиф (Рафейру ду Алентежу).

Правильный ответ мне подсказал @wartyty

Автор карты Антонио Соареш прожил долгую жизнь, умер в 1978. Выиграл Гран-при на Парижской международной выставке в 1937 году, дважды получил приз Колумбано на выставках современного искусства SPN / SNI (1935 и 1948), в 1958 году был удостоен звания офицера Военного ордена Сант-Яго-да-Эспада , а в 1962 году получил Премию Диарио Нотийского .

В 1939 Соареш опубликовал ещё одну карту про Вторую мировую войну. На эту карту мне указал @sterblich. Многих зверей художник оставил тех же, но внёс изменения. Италия теперь нацелилась на Францию, появилась Польша – носорог и другие изменения. Карта была перепечатана в Китае (на рисунке).

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ

1. @wartyty подсказал португальского мастифа. Я не знал.

2. @Alexs733 Правильно написал про ANZAC – кенгуру и указал на вступление в войну Италии и Румынии. Оценка снизу правильная – август 1916. Но оценка сверху – Октябрьская революция 1917. Надо было учесть отсутствие США на карте (апрель 1917).

3. @664August480 написал про вступление в войну Румынии в августе 1916

4. @Taiava первой указала, что части ANZAC были на Балканах

5. @sterblich указал, что Голландия нарисована не верно – должна быть дальше на юго-запад и подсказал мне карту 1939 года.

Кто во что Горажд: австрийская заброшка в Черногории

Спустившись с гор (про то, как мы там оказались, читайте тут и тут), мы поняли, что ни в какой Котор за последним светом уже не успеваем и решили ловить его на возвышенностях. Саша sasha0404 накануне настойчиво рекомендовала нам посетить совсем не туристическое место между Котором и Тиватом, носящее название Горажда.

Крепость Goražda была построена в 1886 году инженерами австро-венгерской империи для обороны Боко-Которского побережья и воплощала собой все наиболее передовые оборонительные технологии на то время.

Туристов сюда не возят, про Горажду не пишут в путеводителях. Добраться сюда можно только своим ходом.

Мощные стены, глубокий ров и полная незаметность форта с любой точки обзора делали его практически неприступным.

Радиус поражения орудий крепости достигал 10 километров. На сегодня сохранилось 2 бронеколпака орудий (малый и большой), которые, судя по надписи на одном из них, были отлиты на заводе “Шкода”.

Издалека он выглядит довольно фантастически и напоминает не то инопланетный корабль, не то голову анимешного железного исполина, ожидающего своего часа для уничтожения мира.

Отверстия для стволов орудий залиты бетоном. Вход изнутри под колпак мне найти не удалось, зато в нём самом есть отверстие, через которое при желании можно разглядеть устройство этой адской машинки.

Совершенная немецкая конструкция позволяла силами нескольких человек поворачивать орудия и контролировать большие территории.

Посмотрите, какой чудесный обзор с этого места!

Подобных установок было изготовлено всего 5 штук и все они использовались в австро-венгерских крепостях в Восточной Европе. Сохранилась только эта.

Словно средневековый замок крепость была окружена глубоким противопехотным рвом. Вход в форт практически невозможно было обстрелять с расстояния. Мост через ров первоначально был подвесным, но позже его заменили бетонной плитой.


(кликните для увеличения)

Конструкция уходит в землю на 3 этажа.

В бетоне прорезаны желоба – по всей видимости, это направляющие для вагонеток с боеприпасами.

Внутренние помещения крепости относительно чисты, что не может не радовать. Для заброшенного объекта, находящегося в досягаемости, это редкость.

Единственные обитатели крепости сегодня – птицы и летучие мыши, испуганно срывающиеся с насиженных мест.

Состояние форта таково, что он мог бы сослужить еще не одну службу, не приведи Бог. А вообще, это место могло бы стать прекрасной съёмочной площадкой какого-нибудь “Турецкого гамбита”.

Из внутренних помещений мы отыскали винтовую лестницу, ведущую на крышу крепости.

Читайте также:
Автобус 761 Как С Добром Добраться!

Виды отсюда, конечно, захватывают дух.

Вид на город Котор и белый теплоход:

Вид на Тиват и остров Святого Марка:

Вид на ВПП Тивата и Тиватскую солилу – старые соляные копи. В средние века, когда соль ценилась дороже золота, лагуна Тиватского залива перегораживалась земляными валами и после испарения влаги на земле оставались кристаллы морской соли. Солила была причиной постоянных войн и конфликтов за право владения соляными богатствами. История помнит несколько войн между городами Котор и Дубровник за право владения и управления солончаками. Сейчас там птичий заповедник.

Горажда – рай для любителей споттинга. Отсюда можно наблюдать, как заходят на посадку самолёты, прилетающие в Тиват. Я поймал один на 200 mm.

Хотя для более красивой картинки тут лучше иметь что-то дальнобойнее.

Закат тут необычайно красив, даже если всё небо в тучах.

Свет окончательно ушёл, начался мелкий противный дождичек. Наша поездка по горам подошла к концу. Уставшие, но жутко довольные новыми впечатлениями загрузились в наш четырёхколёсный агрегат, который только еще утром был взят в “My rent-a-car” в Будве, и отправились на базу.

На десерт – традиционные панорамы в большом разрешении. Кликайте и наслаждайтесь чудесными видами Монтенегро.

Неподалёку от этого места, аккурат в горах над Тиватом есть еще более заброшенное, неизвестное и мистическое место. Гуляя там, невольно ощущаешь себя незваным гостем Дракулы. В общем, не пропустите следующую часть!

Горажда – заброшенная австро-венгерская крепость в Черногории

Самая большая и одна из самых интересных крепостей страны находится недалеко от города Котор. Пожалуй, это одна из самых известных заброшенностей Черногории, поэтому в интернете можно найти огромное количество фотоотчетов из этого места. Несмотря на свою популярность, крепость «Горажда» не является музеем, охраны на входе вы тоже не увидите, и вход в нее совершенно свободный. Если вы хотите, осмотреть крепость не только снаружи, но и изнутри, то не забудьте взять с собой фонарик, потому что внутри источников света нет и можно наступить во что-нибудь неприятное или споткнуться в темноте о какую-нибудь железку и серьезно пораниться. Наше путешествие по Черногории началось с города Герцег-Нови. Чтобы не объезжать по периметру весь Бока-Каторский залив, мы решили воспользоваться паромом, который за каких-то десять минут доставил нас на другой берег. Это позволяет отлично сэкономить время, так как объезд займет около 40-45 минут. Паром в Герцег-Нови работает с 5 утра до полночи, а с мая по октябрь даже ночью. Цена переправы легкового автомобиля всего €4.5. Очень удобно для тех, кто хочет из Хорватии осуществить поездку в Черногорию, или наоборот, из Будвы съездить на экскурсию в Дубровник.

Но вернемся к австро-венгерской крепости Горажда, которая расположилась в живописном месте Черногории (в этой стране просто нет других – все места очень красивые) с потрясающим видом на город Котор и взлетно-посадочную полосу аэропорта Тиват.

Практически к самому входу в форт Горажда ведет хорошо асфальтированная дорога, единственный ее минус – она очень узкая и извилистая, приходится двигаться очень медленно.

Перед самой крепостью есть импровизированная смотровая площадка, она же парковка. Она конечно совсем небольшая, но 2-3 машины поместится на ней без проблем, при этом они совершенно не будут мешать проезду автомобилей.

Во время нашего визита мы были единственными посетителями крепости.

Крепость Горажда отлично замаскирована и, несмотря на то, что она расположена на вершине холма – практически незаметна взгляду человека. Крепость имеет 4 уровня, два из них находятся под землей, а еще один защищен земляным валом. Фактически из-под земли над поверхностью поднимается лишь верхний уровень крепости, на котором находится главное ее орудие.

Читайте также:
Корейский лунный Новый год

Горажда была построена австрийцами для наблюдения и защиты Каторского залива и долгое время успешно справлялась с возложенными на нее функциями. На момент строительства Горажда представляла собой хорошо оснащенное укрепление того времени. Редкая крепость могла соревноваться с ней по мощи и оснащенности, в ней было все самое современное и передовое.

Строительство крепости длилось всего два года и завершилось в 1886 году. Во многих источниках указан 1866 год строительства, но судя по надписи над входом в Горажду, вторая восьмерка просто не дошла до нас в первоначальном виде. Надпись над входом «THURMFORT GORAZDA» переводится, как «Башня-крепость Горажда».

По периметру всей крепости вырыт широкий противопехотный ров, который обеспечивал защиту Горажды. Попасть внутрь можно было только по перекидному мосту. В наши дни, чтобы попасть внутрь крепости, нужно просто пройти по бетонным плитам, которые появились здесь в XX веке.

Если внимательно посмотреть на фото, то можно заметить, что с моста не виден вход в крепость – это сделано специально. Бетонный «коридор» перед входом в Горажду был сделан для того, чтобы вход в крепость невозможно было простреливать снаружи.

Надо сказать, что крепость Горажда не только хорошо замаскирована, но и хорошо засекречена. Нам удалось найти очень немного информации о ней – как правило, это то, что многочисленные путешественники, побывавшие здесь, переписывают друг у друга с незначительными изменениями. Именно поэтому нет достоверной информации о том, когда крепость опустела.

Существует предположение, что это могло произойти после развала Югославии в 1991 году, но подтверждающих это фактов мы найти не смогли. Внутри крепости нет света, кроме того, что проникает сквозь окна, поэтому стоит со всем вниманием отнестись к тому, куда вы наступаете – мусора и прочих «сюрпризов» здесь предостаточно.

Несмотря на то, что основное строительство завершилось в 1886 году, Горажда несколько раз достраивалась, модернизировалась и совершенствовалась. «Новые постройки» отлично видно по качеству камня и стыкам между ними.

Внутри крепости в бронированных казематах размещались 120 мм орудия, основная задача которых – дальние цели. Пушки были повернуты в сторону Котора и Будвы. Самих пушек в Горажде давно уже нет, а вот рельсы, по которым осуществлялось горизонтальная регулировка направления можно увидеть на полу и сейчас.

Для поднятия боеприпасов использовалась лифт: в тележку загружался снаряд и по специальной шахте поднимался или опускался на нижний уровень.

По некоторым данным на фото ниже можно увидеть сложное инженерное сооружение под названием «туалет»: средняя труба – водосток, а по периметру находится четыре «очка». Но есть и более сложные версии о том, что это часть боевого оснащения башни.

Когда ходишь внутри крепости Горажда, создается впечатление, что у нее очень сложная геометрическая форма. Но если посмотреть на спутниковый снимок крепости, то видно, что ее форма близка к квадрату, а вот форма противопехотного рва оригинальна.

Такая необычная форма появилась из-за того, что на нижнем уровне крепости сделано четыре бетонных ответвления с бойницами для обороны противопехотного рва, в случае если врагам удастся спуститься в него.

Крепость очень большая, а когда начинаешь спускаться на нижние уровни, кажется, что она огромная. Крепость Горажда очень напомнила нам тайваньские форты, по которым нам довелось погулять на Пескадорских островах. Вот только на Тайване даже в заброшенном форте вы не найдете мусора.

Если на нижних уровнях Горажды ничего интересного нет, то на самый верхний этаж подняться нужно обязательно. Это можно сделать по частично сохранившимся винтовым лестницам, но только стоит соблюдать аккуратность, потому что периодически с них падают камни, а мы не хотим, чтобы вы покалечились.

Читайте также:
Самостоятельная поездка в Гонконг. Цена, опыт, отзывы, советы.

С крыши крепости открываются замечательные виды на окрестности и на само укрепление.

Но поднимались мы на крышу не для того, чтобы любоваться видами. Дело в том, что на крыше Горажды расположено уникальное сооружение – бронированный купол, который был разработан немецким изобретателем Германом Грюсоном (Hermann Gruson). Первую панцирную башню по его проекту построили в 1873 году, т.е. на момент строительства Горажды это было очень современное и инновационное сооружение.

Благодаря этому бронированному куполу гарнизон Горажды мог вести круговой обстрел территории и при этом быть абсолютно защищенным. Диаметр купола около 3 метров, а в качестве оружия использовалось две 120мм пушки.

Чтобы управлять этим инновационным чудом немецкой инженерной мысли требовался один человек, еще два бойца были необходимы, чтобы приводить в действие поворотный механизм. Надо сказать, что за всю историю подобных установок было построено пять штук, но до наших дней сохранилась лишь одна и она находится как раз на крыше крепости «Горажда».

На наших фото этого не видно, но на куполе есть надпись о том, что он изготовлен металлургическим заводом Эмиля Шкоды. Да-да! Шкода – это не только автомобили, как ошибочно полагают многие. В холдинг «Шкода» входило несколько предприятий, производящих различное оборудование, в том числе оружие, оборудование для энергетики, оборудование для пищевой промышленности, ядерной энергетики и многое другое. Большое количество горных пушек производства Škoda Holding было в свое время поставлено на территорию Югославии.

Черногория – удивительная страна. Здесь нет местной валюты, а во всех магазинах принимают евро, хотя официально страна не входит в еврозону. Русская речь слышна чаще, чем черногорская. Объявления о продаже жилья написаны на русском языке и указаны московские мобильные телефоны. Иногда, создается ощущение, что ты находишься в какой-то из областей России, но никак не на Балканах. Мы провели в Черногории совсем немного времени и обязательно сюда вернемся, чтобы более подробно познакомиться с ее красотами и достопримечательностями. Не переключайтесь – впереди очень интересные репортажи из загадочной для российского туриста Албании.

Эта статья была украдена с сайта http://poznamka.ru.

Крепость Горажда на карте

Извилистая дорога, которая ведет к крепости – это знаменитая Лестница Каттаро – древний серпантин, идущий по склону Ловчена прямо до Цетинье – древней столицы Черногории.

Ничего себе! Спасибо большое за информацию, мы, к сожалению, в Черногории было свосем немного времени и почти ничего не видели, теперь вот хочется вернуться для более глубокого изучения страны!

не пишите бред про местную валюту. ее нет тут и не было аж с 1916 года, с 2002 года – евро

“Здесь почти не пользуются местной валютой и во всех магазинах принимают евро.” Уточните, пожалуйста, в чем бред?

В магазинах цены указаны и в евро, и в местной валюте. Де-факто Черногория не входит в зону евро, соответственно, страна не имеет права эмитировать евро, официальную валюту страна ввела в одностороннем порядке.

Популярные экскурсии:

смотреть экскурсии

Крепость Горажда

Есть в Черногории много того, что укрыто от взглядов туристов, хоть и находится прямо перед их глазами. Когда спускаешься по которским серпантинам на австро-венгерской дороге Цетине-Негуши-Котор, на зелёном холме под собой, что на юго-востоке от горы Врмац, можно увидеть ещё один маленький холм. На первый взгляд он ничем не отличается от других холмов в окружении, та же трава, тот же камень, но местами сверкающие камни заставляют еще раз на него посмотреть. Так в размышлении что за странный холм, по пути вниз доезжаешь до указателя „Горажда“.

Тут, над которским посёлком Троица, находится дорога в австро-венгерскую крепость из второй половины 19-го столетия, одна из двух, лучше всего сохранившихся крепостей в бывшей австро-венгерской „Приморской крепости Бока“. Приморскую крепость Бока, как комплекс укреплений для защиты залива Бока Которская, австро-венгры строили с 1830-го до 1914-го года. Вторая крепость в хорошем состоянии называется Врмац и находится на горе Врмац, которая разделяет Боку на две части.

Читайте также:
Корейский лунный Новый год

Когда доедете до крепости Горажда и увидите её, поймёте, что это событие в вашей жизни не сравнимо ни с чем. Перед вами появится джин из камня, стали и бетона, старый, но всё ещё современный, красивый и страшный одновременно, и вы почувствуете огромное уважение к строителям и гордость, что находитесь тут.

По спиральной дороге доберётесь до канатного моста надо рвом который окружает крепость. Его можно было поднимать. Если мост был поднят, то врагу почти не возможно было попасть в крепость, потому что пехота внизу попадала под удар пулемётов из двух капониеров, домиков-бастионов которые находятся с боковых сторон крепости. Когда мост был опущен, стальная дверь защищала вход в крепость.

Горажда была построена в 1860-ом году. Но в 1869-ом году случился бунт могущественного клана Кривошие, который проживал в восточных склонах горы Орьен, над Рисаном. Австро-венгры прислали туда солдат, чтобы подчинить их, клан их разбил и даже добрался до Горажды и атаковал её. Австро-венгры с 1884-1886-ой год обновляли крепость и сделали её намного сильнее.

С тех пор каменные стены слева и справа от стальных ворот связывают круглые бетонные стены и вместе образуют форму очень необычную для горных крепостей. Над входом в крепость поставлен бетонный обзорный пункт пехоты, а в углах над входом два стальных пункта, марки Шкода, которые крутились.

На первом этаже была казарма а две спиральные лестницы доходили до второго этажа, на котором были казематы. На крыше, где стояла огромная пушка, которая крутилась и могла угодить в любую точку Боки, находится всё ещё работающее стальное укрытие немецкого производства, Gruson, которое весит сто тон и является единственным сохранившемся объектом подобного рода в мире.

В году 1915-ом, во время Первой Мировой войны, черногорская армия с вершин Ловчена из пушек калибра 24 мм обстреливала крепость, но причинили они минимальный вред. Австро-венгры в 1916-ом году выгнали черногорцев далеко от Горажди и восстановили её. Потом унесли с неё пушки и пулемёты и пользовались ими в дальнейшей борьбе.

С 1918-го по 1990-ый год Гораждой, как складом, пользовалась югославская армия. Сегодня в крепость вход открыт и свободен. Это не всегда хорошо, так как некоторые несознательные люди сдают её металлические части на металлолом, а новые “строители” забирают прекрасно обработанный известняковый камень, не понимая исторической ценности этих вещей.

Над входом в крепость всё еще написано “Thurmfall Gorazda”, хотя, к сожалению, какой то любитель старинных дверей унёс входные стальные ворота.

В 2005-ом году Горажда ожила как в свои лучшие дни. Итальянцы приехали туда снять фильм “Nell quore dell pozzo”, в котором речь шла о злодеяниях партизан к гражданам итальянской национальности в Истрии, в конце Второй Мировой войны. Фильм был показан на третьем государственном канале итальянского радио телевидения.

До крепости можно добраться на машине из Будвы, Котора, Цетиня или Тивата, а из неё контролировалась дорога, которая самими австро-венграми построена с Цетиня через деревну Негуши до Котора.

Пока Австро-венгры были в Боке, её никто не смог захватить. В заливе у них в те времена была самая большая военно-морская база в Европе.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: