Эллора – один из интереснейших пещерных храмов Индии
Обновлено: 4 Окт, 2019
Эллора, Индия – небольшой торговый поселок, который, возможно, так и остался бы никому не известным, если бы не уникальные пещерные храмы, высеченные прямо в скалах. Являясь настоящим эталоном древневосточной религиозной архитектуры, они впечатляют своей грандиозностью и ни с чем несравнимой атмосферой.
Общие сведения
Черные пещеры Эллоры, создававшиеся в период с 6 по 9 ст. н. э., находятся в одноименной деревне штата Махараштра (центральная часть страны). Место для их возведения было выбрано неслучайно, ведь в давние времена как раз в этой точке, расположенной недалеко от Аджанты, сходились многочисленные торговые пути, привлекающие купцов и путников со всего мира. Именно на их налоги и строился этот комплекс, а точнее — высекался в прочнейшей горной породе.
Сооружение, свидетельствующее о толерантном отношении индусов к представителям других конфессий, состоит из ряда храмов, разделенных на 3 группы – буддистскую, джайнскую и индуистскую. Для удобства туристов, ученых и экскурсоводов все они пронумерованы в порядке возведения – от 1 до 34.
С запада на восток гору, в которой высечены уникальные эллорские пещеры, пересекают четыре реки. Самая большая из них, Элаганга, формирует мощный водопад, появляющийся здесь только в период дождей.
Ученые, занимающиеся изучением пещерных храмов Эллоры, так и не смогли отыскать каких-либо научных подтверждений тому, как именно было построено одно из самых необычных религиозных сооружений Индии. Большинство теорий, существующих на данный момент, основано на информации, взятой из древних манускриптов и медных табличек. Именно с их помощью и удалось установить, что эллорские пещеры начали превращать в храмы примерно в 500 г. н. э., когда в эту местность перебрались бежавшие из Аджанты монахи.
На сегодняшний день храмы, которые, несмотря на многовековой период своего существования, находятся в отличном состоянии, входят в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО и пребывают под защитой государства. Ныне по скульптурам, барельефам и наскальным изображениям, высеченным на их стенах, можно изучать индийскую культуру, мифологию и историю.
Структура комплекса
На знакомство с многочисленными храмами Эллора в Индии понадобится не один день. Если же в вашем распоряжении есть всего несколько часов, познакомьтесь со структурой этого комплекса заочно – это позволит составить самый оптимальный маршрут.
Буддистские залы, с которых, собственно, и началось строительство этой грандиозной достопримечательности, расположены в южной части комплекса. Всего их 12 штук – и все, кроме одного, являются вихарами, небольшими монастырями, используемыми для медитаций, учений, религиозных ритуалов, ночевок и обедов. Главной особенностью этих пещер считаются скульптурные изображения Будды, сидящего в разных позах, но всегда смотрящего на восток, навстречу восходящему солнцу. Впечатления от буддистских монастырей остаются неоднозначными – если одни из них явно недоделаны, то в других присутствует целых 3 этажа и огромное число всевозможных изваяний.
Чтобы попасть в эту часть комплекса, нужно преодолеть узкую лестницу, уходящую под землю примерно на 20 м. По окончанию спуска взору посетителей открывается Тин-Тхал, центральный буддистский храм Эллоры. Трехэтажное изваяние, считающееся одним из самых масштабных пещерных святилищ в мире, выглядит предельно просто: три ряда квадратных колонн, узкие входные ворота и монументальные базальтовые платформы, украшенные редкими резными узорами. Сам Тин-Тхал состоит из нескольких просторных залов, в полумраке которых поблескивают величественные базальтовые скульптуры.
Не меньший восторг вызывает и буддистский монастырь Рамешвара, присутствующий на многих туристических фото Эллоры в Индии. Уступая центральному строению по площади и размерам, он намного превосходит его по богатству и красоте внутреннего оформления. Каждый сантиметр этого сооружения декорирован тонкой резьбой, напоминающей застывшие в страшном напряжении человеческие руки. Своды Рамешвара поддерживают 4 колонны, верхние части которых выполнены в виде крупных женских фигур, а нижние отделаны горельефами на тему индийской мифологии. Внутри храма находится множество фантастических существ, которые обступают входящего со всех сторон и навевают на него неподдельное чувство страха. Древние мастера сумели настолько точно передать пластику движений, что изображения богов, людей и животных, украшающие стены пещеры, выглядят будто живые.
17 индуистских пещер, расположенные на вершине горы Кайлас, представляют собой громадный памятник, высеченный из монолитной скалы. Каждая из этих святынь по-своему хороша, но наибольший интерес пробуждает лишь одна – это храм Кайласанатха. Считаясь главной жемчужиной всего комплекса, он впечатляет не только своими размерами, но и уникальной технологией строительства. Огромное святилище, высота, ширина и длина которого составляют 30, 33 и 61 м соответственно, вырезали сверху вниз.
Строительство этого храма, длившееся целых 150 лет, проходило поэтапно. Сначала рабочие выдолбили глубокий колодец, убрав при этом не менее 400 тыс. тонн скальной породы. Затем многочисленные резчики по камню создали 17 ходов, ведущих в большие залы. Одновременно с этим мастера начали создавать своды и вырезать дополнительные помещения, каждое из которых предназначалось конкретному божеству.
Стены храма Кайласанатха в Эллоре, который также называют «вершиной мира», практически полностью покрыты барельефами, демонстрирующими сцены из святых писаний. Большинство из них связано с Шивой – считается, что верховный бог индуизма восседал именно на этой горе. Узоры и рисунки при ближнем рассмотрении кажутся объемными. Это особенно заметно на закате, когда от вырезанных в камне фигурок появляются многочисленные тени – кажется, будто картинка постепенно оживает и начинает медленно двигаться в лучах заходящего солнца.
Ученые считают, что такой визуальный эффект был придуман специально. К сожалению, имя его автора так и осталось неизвестным, но то, что над проектом индуистских пещер работал один и тот же архитектор, сомнений не вызывает, — на это указывает медная табличка, найденная в одном из тайников.
Благодаря специфическому составу горной породы храм Кайласанатха в Эллоре (Индия) практически не изменился со времен своего основания. Мало того, в некоторых местах можно заметить следы белой краски, придававшей этим пещерам схожесть с заснеженными горными вершинами.
Последние, самые молодые пещеры Эллора, разместились в северной части комплекса. От остальных строений их отделяет около 2 км, так что многие туристы так сюда и не доходят. Всего джайнских храмов пять, но закончен лишь один. По непонятным причинам работы над возведением наибольшей индийской святыни внезапно прекратились, хотя джайнский культ в то время переживал наибольший пик своего развития.
Пещерные храмы джайнов, декорированные резьбой и изящными барельефами, посвящены трем богам – Гоматешвару, Махавиру и Паршванатху. В первом из них можно увидеть нагую статую божества, погруженного в глубокое медитативное состояние – его ноги обвиты лианами, а у основания самого изваяния видны изображения пауков, животных и пресмыкающихся.
Вторая пещера, посвященная основоположнику джайнской философии, декорирована скульптурными изображениями грозных львов, громадных лотосов и самого Махавира. Что касается третьей, являющейся уменьшенной копией шиваитского храма, в ней остались лишь остатки потолочной росписи, вызывающей огромный интерес как у профессиональных искусствоведов, так и у обычных посетителей.
Полезные советы
Собираясь посетить пещеры Эллоры в Индии, ознакомьтесь с рекомендациями тех, кто уже успел там побывать:
- У входа в комплекс резвится множество обезьян, для которых ничего не стоит выхватить из рук зазевавшегося туриста фотоаппарат или видеокамеру, так что все более или менее ценные вещи следует держать покрепче.
- Во многих пещерах стоит полумрак – обязательно захватите с собой фонарик, ведь без него вы просто ничего не увидите.
- Прогуливаясь по залам, не забывайте об элементарных правилах поведения. Если для европейцев это просто интересный туристический объект, то для индусов – священное место. За любое нарушение вас выведут наружу, даже не дав ничего объяснить.
- Планируя поездку к каменным храмам, не забудьте свериться с графиком их работы (ср.-пн. с 07:00 до 18:00).
- Начинать знакомство с одной из главных достопримечательностей Индии лучше с Кайласанатха. Приходить нужно прямо к открытию, ведь к 12 часам здесь будет не протолкнуться.
- Если вы планируете провести в пещерах хотя бы несколько часов, возьмите с собой пару бутылок минералки. Несмотря на обилие камня здесь очень жарко, а воду продают только на входе.
- Даже не пытайтесь взять на память пару камешков – это здесь запрещено. Охранников на территории комплекса предостаточно, причем отличить их от гидов или местных жителей практически невозможно.
- Не соглашайтесь на селфи с местными жителями – сфотографируетесь хотя бы с одним из них, будете долго отбиваться от остальных.
- Эллора (Индия) славится не только уникальными храмами, но и насыщенной культурно-развлекательной программой. Так, в начале декабря здесь проводится фестиваль музыки и танца, на который съезжается огромное количество народу. Естественно, что в перерывах между выступлениями все они устремляются к древним пещерам, которые и так не страдают от недостатка туристов.
- К услугам посетителей предоставляется 2 столовые и множество туалетов, но самый лучший – при входе.
Полный обзор пещер Эллоры (4K Ultra HD):
Автор: Ольга Шейко
Обновлено: 10 Янв, 2022 Толедский собор, входящий в список самых знаменитых объектов…
Обновлено: 19 Сен, 2019 Пляж Бага, Гоа – живописная курортная зона, раскинувшаяся…
Обновлено: 6 Окт, 2019 Пещеры Аджанты – одна из самых загадочных и…
Каппадокия (Турция) – редкостный по геологическим характеристикам объект, расположившийся в центральной Анатолии….
Пещеры Эллоры: рукотворное чудо Индии
Чем-то пугающим, мистическим и, вместе с тем, притягательным веет от храмов в пещерах Эллоры. Там, в глубине под землей, в полумраке, всегда без солнечных лучей находятся 34 храма, высеченных прямо в базальтовых скальных обрывах. Два километра подземных залов…
Поневоле задумываешься: какая сила ─ божественная, сверхъестественная, инопланетная ─ смогла создать это? Если спор на эту тему не утихает вокруг египетских пирамид, то уж здесь-то нельзя не задаться вопросом: а мог ли человек, живший в эпоху, когда самым прогрессивным орудием труда были молоток и рубила, сотворить это? Смог, сотворил. И один из безымянных строителей, в порыве величайшего восхищения плодами труда своего начертал на стене пещеры: «О, Шива Великий, как же удалось мне без колдовства возвести чудо это?» Это ли не свидетельство того, что храмы творение рук человеческих.
- Что же такое ─ пещеры Эллоры?
- Буддистские храмы
- Индуистские храмы
- Кайласанатха ─ жемчужина Эллоры
- Пещеры Джайна
- История комплекса
- Пещеры Эллора сейчас
- Как добраться до Эллоры
- Видео «Пещеры Эллоры и Храм Кайласанатха (Индия)»
Что же такое ─ пещеры Эллоры?
Пещеры ─ это 3 группы храмов, объединенных по религиозному принципу: на юге расположены буддистские, в центре индуистские, на севере джайнские.
С востока на запад гору, в которой вырезаны пещеры, пересекают 4 реки. Самая большая ─ Элаганга, она образует водопад между пещерами, бурный поток воды, низвергающийся с немалой высоты в период дождей, воспринимается как сила природная, соединяющаяся с силой божественной.
Буддистские храмы
Самые ранние залы, их 12, буддистские. Здесь многочисленные скульптуры Будды в разных позах, все они смотрят лицом на восток ─ навстречу восходящему солнцу. Некоторые храмы явно недоделаны, другие же наоборот ─ вырезаны на уровне трех этажей и густо заполнены скульптурами.
Ступеньки узкой лестницы ведут вниз, на 20 метров. Там и находится главный буддистский храм Тин Тхал. Его фасад суров и аскетичен: узкие высокие ворота, три ряда квадратных колонн, которые опираются на базальтовые платформы и уходят вверх на 16 метров.
Главный храм Эллоры — Тин Тхал
За этими воротами площадка и крутая лестница, спускающаяся на 30 метров вниз. Там, перед взором человека, предстают просторные помещения, тоже обрамленные квадратными колоннами, такими же мощными, как и на фасаде. В густом сумрачном воздухе тускло и призрачно светятся огромные базальтовые изваяния ─ многочисленные буддистские божества.
Неизгладимое впечатление оставляют и остальные храмы этой части пещер.
Например, храм Рамешвара.
Пещеры Эллоры. Храм Рамешвара.
Его фасады украшают четыре колонны с крупными женскими фигурами-кариатидами. Вся каменная резьба на фасаде кажется человеческими руками, застывшими в страшном напряжении.
В самом храме огромные горельефы ─ фантастические изваяния. Они обступают входящего со всех сторон, вызывая необъяснимое чувство страха. Древний скульптор сумел точно передать пластику движения, уловить мельчайшую игру тени и света.
Создается впечатление, что все это живет своей, скрытой от глаз посетителей жизнью, и только сейчас, при его появлении, застыли изображенные на стенах животные, боги и люди.
Индуистские храмы
Эти пещеры вырезались иначе, чем буддистские: сверху вниз, и работа над ними шла в несколько этапов. Их 17, и они окружают храм Кайлаш.
Стены пещер сплошь покрыты барельефами, изображающими сцены из священных индуистских книг. В основном, все они связаны с жизнью бога Шивы, и только несколько барельефов показывают перевоплощения бога Вишны.
Кайласанатха ─ жемчужина Эллоры
Храм Кайласанатха (Кайлаш) посвящен богу Шиве. Это самое невероятное сооружение на Земле. Здесь удивляет все. И все на первый взгляд необъяснимо. Здание было вырублено в скале, и вдруг оказалось на поверхности холма. И при этом его основание стоит в стометровом колодце.
Семь тысяч строителей на протяжении полутора веков сверху вниз вырубили самую грандиозную монолитную структуру в мире, удалив 200 тысяч тонн породы. Создавали, словно освобождали от каменной шелухи, от всего лишнего, наносного, открывали свет, выпускали в жизнь свое детище; прорубали гигантские отверстия, которые потом становились галереями и залами, и каждая деталь здесь имела значение.
Особенно красиво тут вечером, когда храм освещен последними лучами солнца.
Кайласанатха ─ символ горы Кайлаш в Тибете, где по преданию обитает бог Шива и его жена Парвати. Когда-то храм стоял белый, его покрывала толстым слоем штукатурка, ее редкие следы видны и сейчас. По замыслу создателей, белый храм выглядел так, будто был покрыт снегом, как священная гора в Тибете.
Храм возносится вверх более чем на 30 метров и весь покрыт самой причудливой резьбой. Он напоминает гигантскую колесницу, которую несут на себе слоны, чьи фигуры высечены по всему периметру. Они застыли на сотни веков во внутреннем дворе храма и держат его, словно реконструируя представление людей той эпохи об устройстве Вселенной.
29-метровая башня главного святилища возвышается над комплексом, устремляясь вверх, к небу, полная величия.
Внутри храма бесчисленные скульптуры Шивы. Этот бог всегда находится в непрерывном движении: играет в кости, участвует в церемониях, укрощает демона Равану. А демон тоже двигается, качает священную гору, беснуется в ярости. И сам Шива, и все вокруг него танцует и парит, через край плещет энергия, никто не сидит на месте.
Со своей энергетикой шиваизм очень созвучен современному миру, где человека тоже окружает скорость, сила, драйв. Многие изображения Шивы наполнены эротизмом, но сделано настолько тонко, что воспринимается как естественная и неотъемлемая часть его божественной сущности, и много веков это не смущало даже монахов. Все выглядит духовно и божественно.
В южной стене есть Зал жертвоприношений, там всегда темно, мрачно и страшно. И чтобы хоть что-то увидеть, приходится светить себе фонариком. Хозяйки Зала три кровожадные богини: Чамунда, Кали и Дурга. Для людей впечатлительных посещение их обители ─ настоящее испытание.
Пещеры Джайна
Из 34 пещер Эллоры ─ 12, находящихся на юге, буддистские, 17 построены индийским Богам, и 5 пещер, расположенных севернее ─ джайнские.
Пещеры Джайна самые молодые, в трех из них интересная резьба и искусные барельефные изображения Махавира, основателя джайнской философии, гигантских лотосов и грозных львов.
Они вырыты в стороне, в двух километрах от основного комплекса. Здесь господствуют традиции и философия джайнизма. Все строго и даже аскетично; нет буйства архитектурных деталей и пышности рельефов и горельефов.
Когда-то потолки храмов покрывали росписи, они и сейчас частично сохранились и вызывают огромный интерес как у специалистов-искусствоведов, так и у многочисленных туристов.
По размерам эти храмы гораздо меньше буддистских и индуистских.
Почти все пещеры в Эллоре ─ монастыри.
История комплекса
Грандиозное строительство началось примерно в 500 году и закончилось почти через 150 лет. Некоторые сооружения достраивались уже в 9 веке. А в 600 году был готов первый храм индуистов.
Буддистские пещеры, или, как их еще называют, пещеры Вишвакарма, построены первыми в комплексе. Их строили от 500 до 750 года. Шло время, сменялись правители и религиозные предпочтения, а около деревеньки Эллора по-прежнему велось строительство. И направление подземных храмов менялось с веками: сначала буддистские, потом индуистские, затем настало время и джайнских монастырей.
Кайласантха создавался по приказу раджи Кришны из династии Раштракутов в 13 веке. Арабы, жившие в те времена, утверждали, что по силе и богатству империя Раштракутов могла сравниться только с Византией и Арабским Халифатом. Это видно и по размаху строительства в Эллори.
Считают, что для проектирования и контроля над строительными работами приглашали зодчих из королевства Паллавов.
По изображениям, высеченным на стенах храма, можно изучать индийскую мифологию и историю Индии: огромное количество событий нашло отражение в скульптурах и барельефах.
Еще один храмовый комплекс в Индии, который стоит посетить — пещеры Аджанты.
Ауровиль — город-достопримечательность, город-галактика, город-утопия на правом побережье Индии. Чем же он так привлекателен?
Пещеры Эллора сейчас
Комплекс Эллора вошел в список всемирного исторического наследия ЮНЕСКО.
Содержание и реставрация комплекса ведется на деньги Правительства Индии и на средства, предоставляемые международными организациями. Комплекс хорошо сохранился, потому что базальт ─ достаточно твердый материал. Даже войны не смогли нанести ему значительного урона.
В декабре в Эллоре проводится фестиваль музыки и танца. Посмотреть на это интересное зрелище приезжают тысячи туристов.
Комплекс работает с 9 утра до 17.30 во все дни, кроме вторника.
Собираясь осматривать пещеры, не забудьте взять фонарик. Во многих местах без него вы просто ничего не увидите.
И еще одно: приехав в Эллору, помните, что для вас пещеры ─ туристический объект, а для сотен индийцев ─ храм, святое место, куда они пришли, чтобы поклониться своим Богам. Пещеры ─ образец уважительного отношения к другим религиям, и это должно быть уроком всем нам, людям 21 века.
Как добраться до Эллоры
Если вы добрались до Индии, обязательно посетите Эллору.
Это можно сделать в составе экскурсионных групп с курортов ГОА.
Или купить железнодорожный тур Дели — Агра — Удайпур — Аурангабад — Мумбаи. В этом туре на осмотр пещер Эллоры отводится день. Отзывы о комфорте в поезде и об обслуживании положительные.
Мумбаи ─ самый близкий международный аэропорт. Самолеты из Москвы и Санкт-Петербурга туда не летают. Но можно выбрать удобный состыковочный вариант на арабских линиях или на линиях республик бывшего СССР.
- От Мумбая на поезде до Аурангабада 8-9 часов. Есть ночной автобус Мумбаи – Аурангабад. Время в пути тоже 8 часов.
- От Аурангабада до Эллоры еще 30 км. Туда ходит автобус, но многие туристы пользуются услугами такси.
Есть и другой вариант. Самолетом до Дели, а там поездом до Аурангабада.
В Эллоре всегда открыт для туристов отель Кайлас, он находится как раз напротив пещер.
Мастера, строившие храмы в Эллоре, работали так, что зритель, едва спустившись в пещеры, перестает быть сторонним наблюдателем, в этот момент его захватывает драматизм изображенных событий, его увлекают характеры персонажей, мастерски вырезанных в скалах. Только здесь, в Эллоре, художественные образы индийского искусства воздействуют на человека подобным образом.
Видео «Пещеры Эллоры и Храм Кайласанатха (Индия)»
Эллора: уникальные храмы высеченные в скале
Индия является прекрасной и удивительной страной, поражающей своей незаурядной историей, величественными дворцами и древними храмами, которые составляют особую ценность для мировой культуры. Индуистская древняя цивилизация оставила богатейшее наследие, которое удивляет видавших виды современников, ведь все без исключения объекты, сохранившиеся до наших дней, являют собой потрясающие шедевры архитектуры, как, например, известный на весь мир пещерный комплекс Эллоры.
1. Уникальность деревеньки Эллора
Скальные храмы Эллоры – рукотворное чудо Индии
Небольшая деревенька Эллора, расположенная в индийском штате Махараштра, прославилась на весь мир благодаря высеченным из камня величественным храмам. Являясь эталоном религиозной архитектуры древнейших цивилизаций, они и по сей день впечатляют своим масштабом. Начиная с VI по IX вв. н. э. на ее территории высекались из горной породы фантастической красоты пещерные храмы, от которых веет особенной энергетикой и даже мистикой.
Пещерный комплекс Эллоры входят в Список всемирного наследия ЮНЕСКО (Индия)
Какие бы легенды об участии в постройке высших сил не ходили, сохранившиеся шедевры только лишь подтверждают гениальность предков, которые владели искусством точных математических расчетов и умели творить рукотворные чудеса.
Храм Кайлаш – невероятное рукотворное чудо Индии (Эллора). | Фото: forum.awd.ru
Примечательно: Сама природа поспособствовала тому, чтобы деревенька превратилась в особенное место. Горную гряду, в которой и создавались рукотворные пещерные храмы, с запада на восток пересекает сразу четыре реки. Самая большая река под названием Элаганга образует гигантский водопад в период дождей, усиливая мистический эффект этих мест.
2. Терпимость к представителям других конфессий
В скальной породе на протяжении 2 км созданы 34 храма для последователей сразу трех религий (Эллора, Индия)
Учитывая тот факт, что в этой местности сходилось сразу несколько торговых путей, по которым следовали купцы и путники со всего мира, неудивительно, что комплекс состоит из храмов, принадлежащим сразу 3 религиям – буддистской, джайнской и индуистской. Самыми первыми начали возводить буддистские храмы, хотя наибольшее количество предназначено для последователей индуистской философии и религии.
3. Буддистские храмы
Буддистские храмы в пещерах Эллоры (Индия)
Строительство началось с буддистских залов, которые расположены в южной части пещерного комплекса. Всего было создано 12 буддистских монастырей (вихаров), в которых жили монахи, проводились медитации, учения и религиозные ритуалы.
Основным украшением всех этих культовых объектов являлись скульптуры Будды, непременно смотрящие на восток, навстречу восходящему солнцу, хотя позы могли быть и разными. Некоторые храмовые объекты были украшены филигранной резьбой, утонченными статуями, массивными колоннами и прекрасными горельефами, отражающими сцены индийской мифологии.
Буддистские пещеры Эллоры (Индия)
Среди большого количества монастырей, расположенных под сводами скалы, особенно впечатляет Рамешвара, ставший одним из самых посещаемых туристических объектов. Помимо статуй Будды, колонн и тончайшей резьбы, в основном зале паломников ожидает большое количество фантастических существ, которые буквально наступают на входящих, вызывая неподдельный страх. И это не преувеличение.
Для создания особой атмосферы древние зодчие смогли мастерски передать пластику и объем в скульптурах древних богов и мифических животных, создавая иллюзию движения всех этих персонажей.
Статуи Будды и филигранные резные узоры украшают буддистские монастыри, созданные в глубине скал (Эллора, Индия)
Но самым крупным подземным храмом не только в Эллоре, но и всей Индии считается Тин-Тхал. Он также является главным культовым сооружением, состоящим из трех этажей и располагается в глубине 20-метрового колодца.
4. Индуистские храмы Эллоры
29-метровый главный индуистский храм возвышается над скальным комплексом (Кайласанатха, Индия)
В храмовом комплексе Эллора создано 17 индуистских культовых залов. Каждая из этих необычных святынь по-своему прекрасна, но самым грандиозным и впечатляющим считается храм Кайласанатха. Его технология строительства до сих пор загоняет в тупик некоторых специалистов из разных отраслей, которые задаются вопросами о том, как в древности смогли вырубить храмовое сооружение в монолитной скале, такое себе подобие горы Кайлас – обитель Шивы в Гималаях.
Уникальность Храма Кайласанатха состоит в том, что его вырубили из монолитной скалы сверху вниз (Эллора, Индия)
Главная загадка строительства заключается в том, что гигантское святилище, высота которого достигает 33 м, при ширине и длине 36 и 61 м соответственно, было вырезано сверху вниз. Сложнейшие работы велись более 150 лет, и за столь длительный период было извлечено около 400 тыс. тонн горной породы.
Самый фантастический индуистский храм на планете держится на статуях слонов и львов (Кайласанатха, Индия)
Особенно впечатляет оформление прямоугольного двора храма, опоясанного рядами статуями божеств, расположенных в вырубленных нишах, над которыми и располагается главное святилище с многоколонным залом для поклонения. Примечательно, что все элементы культового сооружения покрыты искусной каменной резьбой, а сам храм расположен на гигантских изваяниях львов и слонов, которые и являются своеобразным основанием.
Каждый элемент уникального храма украшен резьбой и горельефами (Эллора, Индия)
Изначально фантастическое сооружение, являющееся одновременно пещерным и наземным храмом, было покрыто штукатуркой белого цвета, что подчеркивало его красоту на фоне темных скал. При этом все объемные элементы украшений создавали визуальные эффекты, особенно заметные на закате.
По мере того как солнце садилось, появлялись многочисленные тени, создающие иллюзию движения высеченных из камня божеств.
5. Пещеры джайнов
Джайнские традиции строгости в сочетании с утонченным декором (Эллора, Индия)
Самыми «молодыми» считаются джайнские пещеры. Несмотря на то, что их всего лишь 5, они достойны своих именитых «соседей». Они также вызывают особый интерес у исследователей и паломников, которые устремляются к своим святыням.
А вот туристы сюда практически не доходят, ведь расположены аскетичные храмы в 2 км от основного архитектурного комплекса. До наших дней прекрасно сохранились и уникальная резьба, и искусные изображения Махавира – основателя джайнской религии и философии, также имеются статуи еще двух самых почитаемых наставников и философов джайнов – Гоматешвара и Паршванатха.
Высеченный из камня цветок лотоса на потолке джайнского храма (Эллора, Индия). | Фото: journey-assist.com
К сожалению, только один храм был полностью достроен, в нем можно увидеть помимо божественных скульптур еще гигантские каменные лотосы и грозных львов с огромными слонами. Но на этом убранство и заканчивается, здесь нет великолепия индуистских святынь с изобилием скульптур и резных рисунков на каждом сантиметре скальной породы. По непонятным причинам остальные храмы так и не были достроены.
- 1642 просмотра
Материалы по теме
А вот ещё:
Гора Рорайма: затерянный мир Богов
Гору Рорайму считают затерянным миром и уникальным местом, где сбереглись редкие растения и животные. Все это она смогла сохранить благодаря длительной изоляции от мира. Ее окружали непроходимые джунгли, реки и болота. А поскольку гора относится к столовым, то она неприступна для людей.
Первая крупная экспедиция состоялась в 1960 году. Затем еще были попытки ее изучить. Сейчас Рорайма до конца не изучена, поэтому хранит еще много тайн. Гора так вдохновила писателя Артура Конан Дойля, что он написал книгу «Затерянный мир», а режиссер Стивен Спилберг снял киноленту «Парк Юрского периода».
Где находится Рорайма и почему ее считают затерянным миром
Это не древний город или водопад, а неприступная гора. Находится она в Южной Америке в юго-восточной части Венесуэлы. Считается, что Рорайма занимает часть территории не только Венесуэлы, но еще Гайяны и Бразилии. Это необыкновенное чудо природы находится на территории великой саванны Ла Гранд Сабана, посреди непроходимых джунглей.
Рорайма относится к столовым горам. / Фото: comgun.ru
Иначе такие горы называют «мазасы». Рорайма считается одной из самых больших представителей столовых гор. Плоская вершина и отвесные склоны делают ее загадочной и неприступной. Эту гору долгое время считали затерянным миром, или территорией, заброшенной на Землю из другой планеты. И это неспроста. Перед взором открываются вереница обрывистых стен, чарующие водопады с каскадными лестницами. А реки с водами красного и черного цвета и наличие постоянного плотного тумана заставят думать не о чуде природе, а о другой реальности или сказочном мире.
На самом деле образование столовых гор вполне объяснимо. Их формирование началось много миллионов лет назад в результате тектонических процессов. Вследствие этого Рорайма действительно оказалась практически изолирована от мира. Поэтому здесь сформировалась уникальная фауна и флора. Площадь плато горы достигает 34 км², а ее высота достигает 2,7 тыс. метров.
Индейцы называли Рорайму Затерянным домом Богов. / Фото:forum.gogototour.com
Племена индейцев, которые долгое время жили на этих землях, считали Рорайму заколдованным и мистическим местом. Аборигены называли эту гору «Тепуи» или «Дом Богов». Самые бесстрашные из них пытались покорить ее. Удавалось только единицам остаться в живых. Считалось, что этих людей благословили сами Боги. К ним по-особенному относились и почитали.
Почему Рорайму практически никому не удавалось покорить, легенды, гипотезы ученых
Редко кому из альпинистов удавалось покорить Рорайму. / Фото:sovereignlimits.com
Наверное, многие альпинисты хотели бы покорить Рорайму, но она долгое время оставалась недосягаемым объектом. На пути к ней лежали непроходимые джунгли, опасные реки и болота. На ее вершину мало кому удавалось добраться живым и невредимым, а затем спуститься. Изучить Рорайму долго не получалось.
Лишь в 1960 году удалось снарядить туда первую крупную экспедицию. Возглавил ее Ролан Анхель. Ученые считают, что это не «проделки» внеземной цивилизации. Это место долгое время было практически изолировано от мира. Поэтому и время здесь идет иначе.
Восхождение в затерянный мир. / Фото: risk.ru
Для индейцев Рорайма была священным местом. Они считали, что на ее вершине обитает праматерь всего живого на Земле – богиня Куин и все остальные боги. Плотные облака тщательно скрывают их, а неприступные склоны созданы, чтобы никто не мог туда попасть. Существует древняя легенда о таинственной горе. В ней рассказывалось о реальном Доме Богов, который находится между Небом и Землей. Туда могут попасть только посвященные и особенные люди. Через лесные дебри можно попасть к сказочному горному плато. Тот, кто сможет покорить гору, будет вознагражден бесценными камнями. Гору охраняют злые духи, от которых трудно уйти.
Кварцы на Рорайме разбирают на сувениры. / Фото: commons.wikimedia.org
Интересно, что в легенде говорится о камнях. Оказывается, что на Рорайме большие залежи алмазов. Однако индейцы туда не приближаются, опасаясь Божьей кары и расправы злых духов.
Какие необычные вещи удалось обнаружить участникам экспедиций на Рорайме
Масштабная экспедиция состоялась только в 1960 году. Руководил этой группой Ролан Анхель. Тогда им удалось добраться до вершины горы и познакомиться с этим удивительным миром. Экспедиция обнаружила наскальные рисунки на стенах пещеры неизвестного происхождения. Однако они попали в туманную «ловушку», которая окутывает гору, и еле выбрались из нее.
Пещеры Рораймы. / Фото: commons.wikimedia.org
Следующая большая экспедиция состоялась уже в 2009 году. Археологам удалось на этот раз найти кварцевые пещеры с множественными выходами. Система кварцевых пещер получила название «Куэва-Охос-де-Кристал» или «Кристальный глаз». Ее длина составила 11 км, а глубина около 70 метров.
Гора, видимо, постоянно притягивает густой туман и грозовые тучи с молнией. Здесь часто наблюдается плотное туманное кольцо и обугленные деревья. Странно, но здесь водопад – источник для реки, а не наоборот. Гора кажется черного цвета. Это мелкие водоросли покрывают ее поверхность. Такой цвет у нее из-за постоянной влажности и дождей. Правда, местами виден розовый песчаник. Отдельно можно отметить уникальные и редкие экземпляры флоры и фауны. Есть растения, которые растут только здесь, а некоторые занесены в Красную книгу.
Гиблые места горы. / Фото: commons.wikimedia.org
Вершина горы считается самой опасной, поскольку там находится каменный лабиринт. Это территория, куда стекает несколько рек. Археологи предполагают, что, вероятно, в этом месте расположен некий спуск внутрь Рораймы. Какие тайны могут там скрываться, пока еще неведомо. Однако в этом месте погибли несколько туристов.
Почему Конан Дойль и Стивен Спилберг выбрали Рорайму в качестве главного объекта своих творений
Необыкновенная природа и таинственность горы вдохновила известного писателя Артура Конан Дойля написать фантастический роман «Затерянный мир». О существовании этого места писатель узнал из рассказов людей, которым удалось там побывать. Первым оказался Роберт Шомбурк в 1838 году. Позднее через 46 лет туда попали ученые Им Турн и Гарри Перкинс.
Артур Конан Дойль, автор книги «Затерянный мир». / Фото: findbook.com.ua
Для Артура Конан Дойля это стало судьбоносным поворотом. Он так вдохновился, что очень быстро написал почти 300 страниц книги о путешествии в Южную Америку с элементами фантастики. Правда, в его истории на горе обнаружили настоящих динозавров.
Гора Рорайма и фильм «Парк Юрского периода». / Фото:utakatikotak.com
Гора Рорайма стала также вдохновением и главным сценическим местом для съемок известного фантастического фильма «Парк Юрского периода» режиссера Стивена Спилберга. Этот фильм сумел покорить весь мир.
Эллора
Скальный храмовый комплекс Эллора Wikipedia.org, Pratheepps
Индия — страна с удивительно богатой историей и самобытной культурой, ее духовное и материальное богатство нашли свое отображение в частности и в пещерных храмовых комплексах Аджанта и Эллора. Круглый год тысячи туристов со всего мира приезжают в центральный индийский штат Махараштра, чтобы взглянуть на непревзойденной красоты храмы, высеченные в огромных скалах и щедро украшенные настенными фресками, резными колонами и многочисленными скульптурами.
Если Аджанта славится своей необыкновенной живописью, повествующей о светской жизни Индии, то Эллора — это сокровищница уникальных барельефов, вырезанных в скалах, которые таят в себе многовековую мудрость индийской мифологии.
Как добраться
Добраться до Эллоры можно рейсовым автобусом из Аурангабада, дорога займет не больше часа. Вход в каждый храм оплачивается отдельно, самый дорогой входной билет стоит около пяти долларов США. По вторникам комплекс закрыт для посетителей.
Поиск авиабилетов в город Мумбай (ближайший а/п к Махараштре)
Немного истории
Эллора — это целый комплекс пещерных храмов трех самых популярных в Индии религиозно-философских течений: буддизма, индуизма и джайнизма. Они были созданы в 6-11 веках нашей эры, бытует мнение, что именно сюда перебрались монахи, покинувшие Аджанту. В отличие от последней Эллора имеет более выгодное расположение, в непосредственной близости проходят маршруты государственного значения, сюда часто приезжали с визитом самые знатные особы и представители правящей династии Индии.
Храм Кайласанатха
Самым впечатляющим из всех храмов Эллоры несомненно является Кайласанатха. Чтобы его создать понадобилось целых полтора столетия, ведь храм полностью высечен в скале, а его общая площадь составляет около двух тысяч метров квадратных. Кайласанатха как бы возвышается над всеми остальными храмами, и символизирует священную для многих религий одну из гималайских вершин — Кайлас, которая считается духовным центром всего мироздания. Именно на этой горе восседал верховный бог в индуизме — Шива, поэтому Кайласанатха посвящен именно ему. Здесь есть множество статуй божества, изображений из индийской мифологии искусно высеченных в камне.
Фасад и внутренние стены храма щедро украшены барельефами, изображающими сюжеты индийских мифов, они как бы защищены от влияний извне огромной стеной, полностью покрытой рельефными изображениями. Просто завораживает сцена сражения Шивы с олицетворением сил зла — Раваной.
Благодаря особому составу горной породы храм прекрасно сохранился до наших дней, более того в некоторых местах можно обнаружить остатки белой краски, которой когда-то были покрыты стены, что придавало Кайласанатху особое сходство с заснеженной вершиной. У ее подножья высечены статуи львов и слонов, причем слоны размещены таким образом, что со стороны фасада видно только троих слонов, на спинах которых, согласно мифологии, держится мир.
Храм Тин-Тхал
Кайласанатха считается самым крупным монолитным каменным изваянием. Но все же центральным храмом Эллоры принято называть Тин-Тхал, он имеет целых три этажа и является одним из самых масштабных пещерных храмов в мире. Что касается архитектурных особенностей Тин-Тхала. То здесь все выполнено предельно просто и сдержанно. Шестнадцатиметровый фасад украшают лишь мощные квадратные колоны, расположенные в три ряда, далее следует небольшой прямоугольный двор, вход в который, увенчанный довольно узкими воротами, высеченными в скале. Каменная лестница ведет непосредственно в огромные залы, своды которых поддерживают массивные квадратные колоны. В глубине каждого из них расположены грандиозные статуи, овеянные полумраком. Вся эта аскетическая простота и монументальность производит на присутствующих неизгладимое впечатление.
Храм Рамешвара
Храм Рамешвара несколько уступает по своей площади, но вполне может конкурировать по богатству внутреннего оформления. Здесь каждый сантиметр стен украшен изящной резьбой по камню, таким же образом декорированы и массивные колоны. Попадая сюда, оказываешься в таинственном и всепоглощающем мире индийской мифологии, со стен на вас смотрят высеченные из камня мифические существа, мастерски вписанные в сцены из самых важных сказаний Древней Индии. Узнать храм Рамешвара несложно по необычному фасаду с изящной резьбой и колонами в виде стоящих девушек.
Пещерные храмы джайнов
Интересно также посетить и пещерные храмы джайнов, их всего три, но они также украшены резьбой и искусными барельефами с изображением Махавира — основателя джайнской философии, а также величественных львов и лотосов.
Пещерные храмы Эллоры
Древние скальные храмы Эллоры – одно из самых потрясающих творений человечества, памятник творческому воображению и мастерству древних строителей. По своим масштабам и красоте Эллора не уступает самым знаменитым религиозным сооружениям планеты и представляет собой пример веротерпимости индийцев, где мирно сосуществуют три главные индийские религии – буддизм, индуизм и джайнизм. С 1983 года Эллора входит в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.
Храмы Эллоры, вырезанные в скалах – великолепные примеры искусства древней Индии, объединяющие художественные стили южной и северной Индии и влияние чужеземных культур.
История и религии
Эллора расположена в центральной части Индии, в штате Махараштра, вдали от популярных туристических маршрутов и легендарных сокровищ Золотого треугольника. В том же районе находится пещерный комплекс Аджанта, известный на весь мир своими великолепными фресками.
Эллора – сокращенная форма старинного названия Элапура. В древности Элапура была важным торговым центром Даккана, через нее проходил торговый путь в Дакшинапатху – южные области современной Индии.
Храмы Эллоры возведены в гористой местности, расположенной на плоскогорье Декан, которую называют Деканскими траппами. Траппы появились в результате большой вулканической активности и представляют собой огромные базальтовые образования, для которых характерны отвесные скалы и утесы. Такие каменистые склоны стали идеальным местом для уединенных пещерных монастырей буддистских общин. Со временем монастыри разрастались, увеличивался поток паломников, а с ним и пожертвования, на которые строились новые храмы, кельи монахов и временные прибежища для пилигримов.
Первые храмы Эллоры появились во времена правления династии Вакатака, цари которой были известны как покровители искусств, литературы и архитектуры. Несмотря на то, что Вакатака были приверженцами индуизма, они на протяжении нескольких веков спонсировали работы в буддистской Аджанте. Согласно другой версии, первыми храмами Эллора обязана правителям двух индуистских династий – старейшие из индуистских пещер построили цари Калачури, а буддистские – Чалукья.
Вообще, об истории ранних пещерных храмов Эллоры известно немного, так как после упадка династии Вакатака религиозные комплексы на какое-то время лишились серьезной поддержки правителей. Своим появлением они больше обязаны безымянным торговцам и незнатным людям, которые делали посильные пожертвования на строительство храмов, не оставляя об этом никаких записей.
В VII-VIII веках буддизм постепенно утрачивал свое значение в регионе. Началось возрождение индуизма, и это хорошо видно на примере Эллоры, где активно строились индуистские пещеры, а некоторые буддистские святилища были переделаны в индуистские храмы.
Среди последователей индуизма в Эллоре доминировал культ Шивы, поэтому во многих пещерах можно увидеть линги и многочисленные изображения Шивы-Махешвары. Самая значительная пещера Эллоры под номером 16 также посвящена Шиве. На ее стенах представлен весь пантеон богов и многочисленные сцены из Махабхараты, Рамаяны и Бхагавадгиты. Также в Эллоре представлено еще одно направление индуизма — вайшнавизм, особенностью которого является поклонение Кришне, Раме и другим воплощениям бога Вишну. В пещере 26 можно увидеть изумительные скульптурные изображения Кришны, Субхадры, Баларамы.
В IX веке в Эллоре появляются и джайнские пещеры. Джайнизм нашел в Эллоре благоприятную атмосферу веротерпимости и процветания. Джайны Эллоры были последователями тиртханкар (духовных учителей, достигших просветления) Суматинатхи, Паршванатхи и Гоматешвары.
Строители джайнских храмов Эллоры создали свой собственный стиль, который впитал в себя характерные черты буддистских и индуистских архитектурных традиций.
По свидетельствам современников, Эллора активно использовалась до XIII века, вплоть до завоевания Декана Делийским султанатом. Буддистские монахи жили здесь до X века, а работы в джайнских храмах продолжались до середины XIII столетия. Хотя с тех пор Эллора не использовалась как религиозный центр, она не была забыта, как Мачу-Пикчу или другие знаменитые сооружения древности. Здесь бывали арабские и европейские путешественники, которые оставили описания Эллоры в своих путевых записках.
В XV-XVII пещеры неоднократно осквернялись мусульманскими фанатиками, и многие статуи, барельефы и архитектурные элементы были серьезно повреждены, однако в целом монумент хорошо сохранился. Сейчас Эллора находится под защитой ЮНЕСКО и Археологической службы Индии и вместе с Аджантой является главной достопримечательностью региона Махараштра.
Хронология строительства храмов Эллоры
Несмотря на несомненное художественное и религиозное значение Эллоры, точных сведений о ее истории практически не сохранилось. За небольшим исключением, загадкой остаются не только точные даты создания большинства храмов, но даже столетия, в течение которых они создавались. Лишь в трех пещерах (15, 21 и 31) были найдены надписи, которые дают исследователям хоть какой-то ключ к разгадке этой тайны.
Считается, что храмы Эллоры создавались в период с V по XIII века нашей эры. В ходе исследований историки и археологи обнаружили, что большинство пещер расположены отдельными группами: 1-12, 14-15, 16-19, 20-24, 25-28, 32-34, и есть большие отдельно стоящие монументы – пещеры 29 и 30. Номера были присвоены пещерам в соответствии с примерной хронологией строительства и разделяются на три группы по принадлежности к религии, которой они были посвящены – буддистские (1-12), индуистские (13-29) и джайнские (30-34).
Исследователи выделяют три важных периода в истории комплекса:
- ранний индуистский период (VI век), когда строительство первых пещер велось под покровительством индуистских династий Вакатака и Калачури;
- буддистский период (VI век — начало VIII века) при правлении индуистской династии Чалукья;
- поздний индуистский и джайнский период (начало VIII века – X век), когда храмы строились индуистскими династиями Раштракута, позже — Ядава.
Из двенадцати буддистских храмов, пещеры 1-10 образуют отдельную группу. Пещеры 1-3 и 5 довольно просты и, скорее всего, относятся к самому раннему периоду. Если судить по стилю отдельных элементов, пещеры 2 и 3 могут быть датированы VI веком, а пещеры 1 и 5 были построены еще раньше. Судя по надписи на основании одной из статуй в пещере 12, пещеры 4, 6-9 были созданы в VI-VII столетиях. Пещера 10 была построена значительно позже, в VIII-IX веках, о чем свидетельствует короткая надпись на одной из ее колонн.
Группа индуистских храмов делится на несколько подгрупп. Пещеры 17-19, 21,25-29 предположительно были построены в VI-VII веке. Пещера 15, вероятно, изначально была буддистской, судя по нескольким фигурам, похожим на Будду, украшающим фриз над первым рядом колонн второго этажа. В этой пещере есть неразборчивая надпись времен короля из династии Раштракута Дантидурги (около 733-757) и медная чаша для пожертвований, принадлежавшая этому королю. Однако исторически этот храм относят к временам правления Кришны I (757-773), а его отдельные части, такие как святилища Ланкешвары и Надидеватас, датируют еще более поздним периодом.
В архитектуре знаменитой пещеры 16 чувствуется влияние стилей, принадлежавших разным периодам. Так, главный храм можно отнести к середине VIII века, тогда как святилища Ланкешвары и Надидеватас и скульптурные барельефы в задней части монумента появились в VIII-IX веках.
Надпись в пещере 21 выполнена буквами древнего алфавита каннада, который был в ходу в VI-VII столетиях, и служит косвенным свидетельством того, что работы над этим храмом начались в эпоху становления династии Чалукья. Этот храм считается самым древним среди всех индуистских пещер Эллоры.
Самым ранним из джайнских храмов считается пещера 30, которая относится к первой половине IX века. Работы над пещерой 32 велись примерно в то же время или всего несколько лет спустя. Пещеры 31 и 33 датируются IX- X столетиями. Остальные небольшие храмы были построены значительно позже, например, на крутом утесе холма над джайнскими пещерами высечено огромное изображение Парсванатхи, которое было сделано знатным человеком по имени Чакрешвара в 1234 году.
Архитектура пещерных храмов
Все пещерные храмы Эллоры целиком, от фасада до элементов внутреннего убранства, выдолблены в базальтовом скальном обрыве и, по сути, представляют собой огромные монолитные скульптуры. Комплекс Эллора включает в себя 34 пещеры, расположенных на склонах утеса Чамадири на протяжении 2,4 километров. На юге расположены буддистские храмы (пещеры 1-12), в северной части на некотором отдалении – джайнские (пещеры 30-34), а в центре – индуистские (пещеры 13-29). В центре комплекса находится архитектурная жемчужина Индии и самый значительный храм Эллоры – пещера 16, или Кайласнатха.
Пещеры высекались двумя способами: по направлению от стены обрыва вглубь скалы и вертикально, сверху вниз. В первом случае в скальной стене прорубалось отверстие, через которое строители, выдалбливая породу, опускались до уровня пола и расширяли помещение, оставляя местами куски породы, из которых позже высекали скульптуры, фризы и колонны.
Второй способ заключался в том, что породу выдалбливали сверху вниз, придавая форму зданий, колонн, скульптур и других архитектурных элементов. При таком способе строители не имели права на ошибку, и усилия, потраченные на работу, были поистине колоссальными. Так, подсчитано, что при строительстве храма Кайласа было выдолблено около 400 тысяч тонн твёрдой горной породы, а период работ превысил сто лет.
Буддистские храмы Эллоры
После упадка Питалкхоры, Насика и других буддистских пещерных комплексов Декана, буддистская община переехала в окрестности Аурангабада и обосновалась возле деревни Эллора (в те времена — Элапура). В V-VII веках буддисты имели огромное влияние в этом регионе. В VIII-X веках под натиском возрождающегося индуизма буддизм постепенно сдавал позиции, и к ХII веку пришел в окончательный упадок.
В основном буддистские пещеры Эллоры представляют собой вихары – помещения, где монахи и спали, и принимали пищу, и проводили время в медитациях и молитвах. Исключение составляет пещера 10, которая выполнена в форме чайтьи – огромного молитвенного зала. Пещеры 1-5, которые до последнего времени считались самыми древними в Эллоре, представляют собой типичные образцы раннего буддистского стиля, аскетичного, без лишних деталей, иногда и вовсе без статуй и украшений. Со временем архитектура становилась все более сложной, убранство – более роскошным, храмы включали в себя жилые и служебные помещения, расположенные на нескольких этажах.
Последние из буддистских храмов — пещеры 11 и 12 – самые большие буддистские пещеры в Индии. Эти монастыри свидетельствуют о расцвете учения Махаяна, в частности его тантрического направления Ваджраяна, которые обрели большую популярность в этом регионе к VIII веку.
Храмовые пещеры Индии
С егодня предлагаю ознакомиться с подобными сооружениями в Индии. Встречайте: Пещеры Аджанты и Эллоры. При взгляде на комплекс создаётся впечатление, что его никто не выдалбливал в горной породе, а вырезал одним махом ножа по маслу, а декоративные статуи, скорее, были отпечатаны неким 3D-штампом. Весной 1819 года британские офицеры, пробиравшиеся сквозь дебри тропических джунглей в поисках тигриного семейства, случайно оказались в ущелье индийской реки Вагхоры. Раздвигая перед собой буйные заросли зелени, один из солдат вдруг резко вскрикнул, заставив всех остальных остановиться и буквально застыть в изумлении: прямо над ними возвышалась огромная каменная статуя Будды.
Увиденное ещё больше их заинтересовало: их взорам открылось множество ходов, уводящих путников глубоко в недра горы. Примерно так написано в документе XIX века о том, как случайно (!) был найден заброшенный буддистский пещерный монастырь неподалёку от селения Аджанта. На скалистом утёсе подковообразной формы в заливе реки Вагхоры англичане обнаружили 29 пещер протяжённостью чуть более 500 метров. Сохранившиеся пещерные чайтьи (храмы) и вихары (кельи), украшенные внутри и снаружи скульптурами и удивительной красоты каменными фресками, говорили о том, что перед ними предстал покинутый людьми древнейший буддистский монастырь. Как позже удалось выяснить, впервые эти места были обжиты монахами ещё во II веке до нашей эры, а примерно в IX веке нашей эры, когда внимание к буддизму в Индии было не столь велико, храм был покинут и заброшен.
Лично я склоняюсь к версии, что храмы были опустошены вследствие мощной техногенной катастрофы, о чём свидетельствует местами оплавленная порода на внешней стороне.
Тут явно был вырван большой кусок.
Безусловно, время не могло не сказаться на состоянии монастыря: помещения постепенно разрушались, зарастали вьющимся плющом, а дикие животные (обезьяны, тигры, медведи) находили в подземных залах приют для себя и своего потомства.
Пещера Аджанта: история сокровищницы
Удивительно, но найденная британцами сокровищница не вызвала интерес у индийских властей. За двадцать пять лет всего лишь несколько учёных были отправлены на исследование пещер Аджанты, но и они, впрочем, также не уделили должного внимания этой археологической находке. В 1843 году англичанин Джеймс Фергюссон отправляется в Индию с целью более детального изучения пещер Аджанты, дата строительства которых уходит в глубочайшую древность. То, что он увидел, произвело на него сильнейшее впечатление: 29 пещер были вырублены в твердейшем базальте, 24 зала оказались заброшенными монастырями, а еще 5 — храмами.
В них на удивление прекрасно сохранились великолепные росписи, описывающие различные этапы жизни Будды, и скульптуры божества. По результатам своей поездки Джеймс Фергюссон сразу же написал научный доклад в Королевское Азиатское Общество. Кроме этого, его волновала и дальнейшая судьба этого случайно найденного памятника истории: местный климат и набеги грабителей могли полностью уничтожить этот грандиозный комплекс. Конечно, после отчета Фергюссона индийские власти уже не могли оставаться в стороне: для дальнейшего исследования и зарисовки наскальных рисунков пещер Аджанты Восточно-Индийская компания отправляет в штат Махараштра капитана Британской армии и художника Роберта Гилла.
Настенную живопись пещер Аджанты некоторые учёные называют не иначе как энциклопедией жизни всего индийского общества. По ней можно составить определённое представление не только о том, как жили в древности властители страны, но и узнать о буднях нищих и обездоленных. В подземных залах нет ни одного пустующего уголка: отовсюду на гостя «смотрят» боги и люди, животные и цветы. Все они о чём-то повествуют под музыку небесных сфер, многие скульптуры изображены поющими или танцующими.
Роспись, созданная монахами в далёкие времена, — словно таинственная книга бытия, которая должна рассказать потомкам, что всё в мире взаимосвязано: люди, боги, животные, небо и земля. Кроме этого, невозможно не упомянуть, что на стенах в пещерах Аджанты в рисунках можно проследить жизнь великого учителя Будды — от его просветления, перевоплощений и до ухода из жизни. Всё это попытался запечатлеть в своих рисунках и Роберт Гилл, который в 1844 году прибыл в пещеры Аджанты.
Великолепный художник в мельчайших подробностях делал копии сохранившихся и уцелевших элементов росписи, для чего практически не выходил на свет, проводя всё время внутри пещеры. Копируя наскальные фрески на полотно, Гилл позже их прорисовывал и окрашивал. Этому занятию, требующему неторопливости и выдержки, он посвятил целых 20 лет своей жизни (!).
Многие индусы верят в существование легенды о проклятии пещер Аджанты. Нарушив своим присутствием покой богов, Роберт Гилл словно наслал на себя их гнев. Он не мог излечиться от множества болезней. А когда в 1866 году часть копий основных фресок была собрана для демонстрации на выставке в Хрустальном дворце Лондона, случился пожар, уничтоживший не только все полотна художника и сам дворец, но и чуть не убивший самого Гилла. Несмотря на этот трагический факт, художник повторно принимается за титанический труд. Спустя пять лет он вновь заболевает, однако, на этот раз недуг прогрессировал, организм Роберта Гилла не справился, и художник умер. Он был захоронен вблизи пещер, которыми так восторгался и которые погубили его.
До наших дней дошла ещё одна драматическая история. Группа художников из Бомбея довольно продолжительное время перерисовывала наскальные картины Аджанты. Готовые работы были отправлены в один из лондонских музеев, который сегодня известен как музей Виктории и Альберта. Однако и эти копии ждала та же участь: все они были уничтожены всепоглощающим огнём, правда, сам музей во время того пожара остался нетронутым.
Пещерно-храмовый комплекс Аджанты: наше время
Примерно в 1928 году итальянскими учёными, занимавшимися изучением пещер Аджанты, были сделаны фотоснимки, которые они со временем опубликовали в средствах массовой информации. Мир был потрясён искусством древних мастеров, и эта наскальная живопись была признана «самым выдающимся художественным достижением Азии».
Уникальность пещер Аджанты со временем была признана и Всемирной Организацией ЮНЕСКО, которая в 1983 году включила их в список памятников мирового наследия. В наши дни пещеры Аджанты представляют собой музей буддистского искусства, посетить который могут все желающие независимо от их веры. Но всё же, несмотря на те возможности, которыми сегодня обладает современное общество, и в наше время остаётся масса вопросов вокруг пещерно-храмового комплекса, ответы на которые всё ещё хранятся в недрах Аджанты. Так, например, до сих пор учёные не могут разгадать секрет светящихся красок, которые были применены ещё до нашей эры монахами для росписи стен, потолков и колонн.
Все пещеры Аджанты пронумерованы с востока на запад, хотя выбивались они мастерами не в этой последовательности. Самые древние из них расположены посередине горного массива — это так называемые пещеры хинаянского и махаянского периодов. Это время начала развития буддизма, когда было ещё не принято изображать Будду, а только лишь намекать на его присутствие среди людей мистическими символами. Эти пещеры лишены скульптур божества.
В зале под номером 9 среди восьмиугольных колонн можно увидеть огромную монолитную звучащую (!) ступу: как утверждают археологи и историки, именно здесь проводили время монахи во время пения мантр. В 26-й пещере находятся наиболее интересные скульптуры. Так, взору туристов предстаёт скульптурная композиция, рассказывающая о моменте, когда Будду искушают соблазнительные женщины, демоны и животные. Практически рядом с этой композицией находится лежащая скульптура буддистского бога, рассказывающая всем о его уходе в нирвану.
К слову, довольно часто именно здесь можно встретить людей, находящихся в медитации, даже несмотря на присутствие большого числа путешественников. Самый крупнейший храм Аджанты находится в пещере под номером 4. Популярными среди туристических групп считаются пещеры под номерами 1 и 2. Построенные позже всех, они лучше всего сохранились, позволяя гостям этой достопримечательности Индии в деталях рассмотреть древние наскальные рисунки, фрески и скульптуры. Обойти все пещеры Аджанты за один день под силу не каждому путешественнику, однако и увиденная за время экскурсии часть буддистского храмово-монастырского пещерного комплекса оставит самые яркие воспоминания.
Индуистские пещеры Эллоры
Индуистские монастыри Эллоры представляют собой совершенно отличные от буддистских пещеры как в плане стиля, так и в плане украшения. Эти пещеры вырезались сверху вниз, а форма придавалась им в несколько этапов. Всего насчитывается 17 пещер, высеченных в период между 600 и 870 годами. Они занимают центральную часть скалы, сгруппировавшись вокруг знаменитого храма Каиласа. В отличие от торжественных и безмятежных буддистских пещер, стены индуистских монастырей покрыты живыми барельефами, изображающими события священных писаний индуизма. Все они посвящены богу Шиве, но встречаются также и изображения Вишну и различных его перевоплощений.
Тут создается впечатление, что весь храм был выдавлен в скале одной большой печаткой.
Кстати, на вершине гор Кайласа (в Индии) есть ещё один огромный храм — шиваитский, называется он Кайласанатха. Он также отнесён к комплексу пещер Эллоры. Так вот, по преданиям древних индусов считается, что именно этот храм ведёт на небо, и именно в нём обитает сам Шива. Это святилище высечено из монолитной скалы и украшено резьбой, красоту которой практически невозможно описать словами; повторить работу древних мастеров, пожалуй, не решится даже огромная строительная компания, обладающая самыми ультрасовременными инструментами.
К слову, Кайласанатху сделали под руководством человека, а не бога или представителя инопланетной цивилизации. Об этом говорит табличка из меди, найденная в одном из тайников шиваитского храма. Она гласит примерно следующее: «О Великий Шива, как же мне удалось без волшебства построить такое чудо?». После расшифровки обращения мастера к богу Шиве становится понятно, что Кайласанатху построили самые обычные люди. Как же тогда в глубокой древности удалось в буквальном смысле слова вырезать этот храм? На этот вопрос ответа пока, увы, не существует: есть предположения археологов, строителей и архитекторов, однако, они остаются лишь теориями, которые ещё только предстоит объяснить нашим потомкам.
В настоящий момент можно лишь удивляться работе древних мастеров, которые явили миру одно из самых значимых чудес Индии — загадочные пещеры Эллоры. Какие всё-таки смешные наши историки «Пещеры освещались с помощью каких-то металлических экранов или белых простыней, и таким образом в пещеры попадал солнечный свет». «Скорее всего, это была стихийная постройка, и сделали её буддистские монахи» — это притом, что сами монахи всем открыто говорят, что всё это построили боги.
Экскурсии из Тель-Авива в Иерусалим
Наши экскурсии на русском языке проводятся лучшими лицензированными гидами в мини-группах, что позволяет вам получить максимум впечатлений от поездки.
Ознакомиться с описаниями и ценами экскурсионных туров в Иерусалим из Тель-Авива на конкретную дату и сделать заказ можно прямо сейчас!
Заполните заявку на экскурсию и мы свяжемся с вами в ближайшее время
Однодневные экскурсии в Иерусалим из Тель-Авива на русском языке – отличная возможность отдохнуть от шумного мегаполиса и зарядиться атмосферой святости и умиротворенности. Иерусалимские земли являются сокровищницей израильских достопримечательностей и местом переплетения трех мировых религий. Здесь хранятся древнейшие археологические находки, важнейшие исторические памятники и библейские святыни – вот почему Иерусалим является одним из самых почитаемых городов в мире.
История становления современного Иерусалима
Маршруты экскурсий по Иерусалиму почти всегда пролегают через Старый город. Беспорядочное нагромождение здешних зданий свидетельствует о бурной истории этих земель – на протяжении многих веков здесь проходили битвы во имя веры. Новые районы города по уровню культурного и архитектурного развития немногим уступают современному Тель-Авиву.
На протяжении столетий иерусалимским святыням поклонялись разные народы и религии, что сказалось на сегодняшнем положении города: он стал святым местом для трех крупных конфессий. Но прежде чем на Святой Земле воцарилось спокойствие, она не раз становилась объектом вожделения завоевателей и эпицентром битв:
- В 1004 году до н. э. город завоевал царь Давид.
- В 586 году до н. э. – вавилоняне.
- В 63 году до н. э. – римляне во главе с царем Иродом.
- В 638 году – арабы.
До XX века иерусалимские земли принадлежали Оттоманской империи. В этот период они были разделены на 4 квартала, сохранившиеся по сей день: христианский, арабский, армянский, еврейский. В 1920-х годах в этом уголке Израиля бушевали мятежи, в 1930-х – арабское восстание, а в 1948 – началась арабо-израильская война.
Сегодня между иерусалимскими конфессиями сохраняется мир, каждая религиозная группа управляет принадлежащими ей святынями. Местные жители доброжелательны и сдержанны, среди паломников и туристов много русскоязычных людей. Расположение города также радует: до него легко добираться из любого уголка страны, поэтому цена экскурсий в Иерусалим из Тель-Авива, Нетании или иного города приемлема для большинства путешественников.
Какие места стоит посетить в Иерусалиме
Планировка Старого города хаотична. Резкие переходы от шумных рыночных улиц к уединенным церквям, от тихих жилых кварталов к людным площадям оставляют неизгладимое впечатление. Но в таких лабиринтах легко заблудиться, поэтому лучше не путешествовать по Старому городу самостоятельно – лучше купить экскурсию в Иерусалим из Тель-Авива в сопровождении опытного русскоговорящего гида. Узнать стоимость таких экскурсионных туров можно в каталоге на нашем сайте.
В Иерусалиме много достопримечательностей и памятных мест, которые можно осмотреть, направляясь на экскурсию. Но самыми достойными посещения являются следующие:
- Горница Тайной Вечери, где Христос и его ученики устроили ночную пасхальную трапезу.
- Скорбный путь, храм Гроба Господня, гора Голгофа.
- Масличная гора, откуда виден весь Иерусалим.
- Гефсиманский сад – место, где Иисус был предан Иудой.
- Гробницы Пресвятой Богородицы и царя Давида.
- Храм Успения Пресвятой Богородицы.
- Стена Плача.
- Церковь Всех Наций.
Где купить экскурсию
Чтобы поездка из Тель-Авива в Иерусалим была наполнена только хорошими впечатлениями, надо выбрать достойного туроператора. Компания LaiSa Tours организует однодневные и более длительные экскурсии, привлекая только опытных русскоговорящих гидов и задействуя комфортабельный транспорт. Наши преимущества:
- Организация индивидуальных, авторских и групповых экскурсий с выездом из отелей Тель-Авива, Нетании и иных городов.
- Проведение экскурсий только в мини-группах, что обеспечивает лучший обзор, более тесный контакт с гидом и удобство передвижения.
- Адекватные цены и скидки для детей.
- Разнообразный выбор экскурсионных программ.
Сколько стоит экскурсия из Тель-Авива в Иерусалим на русском языке
Чтобы узнать, сколько стоит выбранный вами тур, воспользуйтесь формой поиска, указав точное количество участвующих в поездке взрослых и детей. Мы предлагаем вам самую конкурентную стоимость экскурсии из Тель-Авива в Иерусалим – от 85 $. Для детей предусмотрена скидка в размере 10% от суммы. Не откладывайте поездку на Святую Землю до лучших времен – величайшие в истории святыни ждут вас!