Экстремальный аэропорт Луклы

Страшный аэропорт Луклы с обрывом под взлетной полосой

Горы Непала — территория смелых. Потому что здесь находится не только гора-убийца Эверест, но и самый страшный на земле аэропорт. Расположен он на высоте 2860 метров, в деревеньке Лукла. Сюда прилетают желающие покорять горы из столицы Непала Катманду, ну и, соответственно улетают обратно. Если повезет.

  1. Взлеты и посадки у края пропасти
  2. Когда пилот промахнулся
  3. Авиасервис деревни Лукла — все по-настоящему

Взлеты и посадки у края пропасти

Аэропорт назван в честь первых покорителей Эвереста — «Тенцинг и Хиллари». Конечно, аэровокзал очень маленький — но народу здесь полным-полно. Дело в том, что путь пешком очень долгий, а полет на вертолете очень дорогой. Поэтому туристы и готовы рискнуть, и купить билеты на маленький самолетик, который срывается с взлетной полосы в пропасть.

Площадь, куда может сесть самолет — всего 527 метров. При этом уклон полосы — 12%. Все это похоже на адский аттракцион — сначала самолет скатывается с полосы и разгоняется, потому что катится с горы. Далее он просто соскальзывает в пропасть. И лишь потом появляется в небе — если все прошло удачно.

Посадка не менее экстремальна — нужно посадить самолет практически вслепую, никакие приборы и диспетчерские здесь не работают. Очевидцы видели, как пилоты молятся перед посадкой. А ведь самолет еще должен и затормозить за счет того, что при посадке покатится в гору.

Когда пилот промахнулся

Конечно же, в голову приходит мысль о том, насколько часто пилоты совершают ошибки в таких тяжелых условиях. За 54 года существования аэропорта несчастных случаев было не более 10 — это крайне мало. Самая страшная катастрофа случилась в 2008 году — имена погибших тогда людей — 18ти человек — записаны на импровизированном памятнике.

А вот жители деревеньки Лукла относятся к происшествиям с циничным спокойствием. Некоторые дома имеют входные двери и окна от самолетов.

А еще жители деревни неплохо зарабатывают — ведь когда случается непогода, а в горах это частое явление, самолеты перестают летать, и застрявшие в Лукле туристы вынуждены платить немалые деньги за то, чтобы где-то пожить несколько дней.

Авиасервис деревни Лукла — все по-настоящему

На самом деле самолеты в Лукле только выглядят игрушечными. На линии Катманду — Лукла работает несколько авиакомпаний — Sita Air, Авиалинии Непала, Tara Airlines, и еще авиакомпания со смешным названием Yeti.

В деревне есть офисы продаж авиабилетов, хотя иногда здесь хитрят местные перекупщики. Билет в одну сторону до Катманду стоит 170$. В условиях такого аэропорта могут летать только определенные модели самолетов — немецкая модель Dornier 228 и канадская модель DHC-6 Twin Otter.

Самолеты очень маленькие и крайне шумные — иногда пассажирам выдают специальные беруши, чтобы рев двигателей не повредил перепонки. Но в самолете есть настоящая стюардесса. А вот багаж с собой практически брать нельзя — только рюкзак, и держать его придется на коленях.

Впрочем, туристы в аэропорту Луклы выглядят вполне счастливыми, особенно если погода летная. Если самолет взлетел благополучно, не врезался в гору и не упал в пропасть, то пассажирам открывается завораживающий вид снежных вершин, в том числе и Эвереста, бесконечных рисовых террас и в конце полета — непальской столицы.

Такое приключение стоит пережить хотя бы раз в жизни, ведь горы гостеприимны только к отважным.

Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен и ставьте палец вверх!

Непал: горный экстрим – аэропорт Tenzing-Hillary (Лукла)

15.07.2013 от Северин Северин © в ГЕОГРАФИЯ + // 0 Комментариев

Есть 2 видео: аэропорт городка Лукла получил название Тенцинг-Хиллари. Находится в Кхумбу, в районе Solukhumbu, зоны Сагарматха. Это в восточном Непале. Он стал одним из участников телепрограммы о наиболее экстремальных аэропортах мира на телеканале History Channel, транслировавшейся в 2010 году. По результатам программы он был признан самым экстремальным аэропортом планеты.

Основанный в 1965 году (почти полвека назад), в 2008 году он получил имя двух первопроходцев, первыми покоривших высочайшую точку мира – Эверест (Джомолунгма). Их имена – сэр Эдмунд Хилари и шерп Тенцинг Норгей. Они приложили усилия для строительства данного аэропорта, который теперь используется для приема альпинистов, желающих начать восхождение к величайшей вершине.

Читайте также:
Кухня Канады — подробная информация

Ежедневные рейсы между аэропортом столицы страны Катманду и Tenzing-Hillary осуществляются только при наличии хорошей погоды и в светлое время. При этом чаще всего пока в Катманду светит яркое солнце, в Лукла идет сильный дождь. Кроме того, для этого места обычны облачность и плохая видимость, так что часть самолетов возвращается обратно, так и не осуществив посадку.

Аэропорт строго охраняется вооруженными полицейскими правительства Непала. Так же на нем присутствуют представители гражданской полиции. Используется аэропорт только для посадки вертолетов и самолетов с неизменяемой геометрией крыла, относящихся к классу малой авиации. Наиболее часто используются легкие маневренные транспортные модели DHC-6 Twin Otter, Pilatus PC-6 Porter Turbo и Dornier Do 228.

Технические характеристики аэропорта включают взлетно-посадочную полосу длиной всего 460 метров. При этом ее ширина не выходит за пределы 20 метров. Несомненным плюсом является уклон 12 градусов. То есть, при приземлении самолет движется вверх, а при разгоне – ускоряясь вниз. Это очень важно, так как за пределами ВПП самолет ожидает резкий обрыв – то есть, нет никаких факторов, стимулирующих остановку в случае неудачного взлета.

Аэропорт в Лукла находится на высоте 2800 метров над уровнем моря. Он окружен высокими горами, причем сразу после взлета пилот должен увести самолет влево, так как перед ним находится горный склон. Несмотря на эти факторы в Тенцинг-Хиллари произошло не та уж и много трагических инцидентов. Наверное, потому, что летать сюда могут только самые высококлассные пилоты.

Взлет самолета:

Инциденты в экстрим – аэропорту

1. В 1973 году (15 октября) самолет DHC-6 непальской авиакомпании Royal был поврежден при посадке настолько, что не подлежал восстановлению. Справедливости ради следует отметить, что никто из трех членов экипажа и трех пассажиров не пострадал.

2. В 1991 году (9 июня) такой же самолет той же авиакомпании разбился при попытке приземления в плохую погоду. И снова – три члена экипажа и 14 пассажиров не пострадали.

3. В 1992 году самолет все той же непальской Royal Air, но китайского производства Y-12-11-9N, был поврежден во время взлета без возможности восстановления. О ранениях данных нет – известно лишь, что все члены экипажа и 12 пассажиров выжили.

4. В 2004 году (24 мая) самолет DHC-6 авиакомпании Yeti Airlines врезался в гору на подлете во время плохой видимости (облачность). Трое членов экипажа погибли, в самолете не было ни одного пассажира. Причина аварии – неточность сведений о своем местонахождении, которые представил капитан воздушного корабля диспетчеру.

5. В 2004 году (1 октября) самолет Dornier Do 228 во время посадки сломал переднее шасси и блокировал ВПП на двое суток. Все выжили.

6. В 2005 году (30 июня) Dornier Do 228 был вынужден выйти за пределы ВПП при попытке приземления. Трое членов экипажа и 9 пассажиров получили незначительные травмы.

7. В 2008 году самолет DHC-6 авиакомпании Yeti Airlines разбиля, все члены экипажа и пассажиры (3 и 18) разбились. Единственный выживший – капитан самолета. Причина трагедии – плохая видимость.

8. В 2010 году (25 августа) Dornier Do 228 компании Agni Air разбился, не долетев до аэропорта из-за плохой погоды. Число погибших – 3 члена экипажа и 11 пассажиров.

9. В 2010 году (12 октября) самолет Dornier Do 228 не смог включить торможение при посадке, в результате чего пострадал его нос. Никто из людей не пострадал.

Аэропорт Лукла (Непал)

Аэропорт Лукла – главные воздушные ворота Эвереста. Именно через этот крошечный аэропорт прибывают к старту маршрута практически все туристы отправляющиеся на треккинг к базовому лагерю Эвереста а также альпинисты, мечтающие о вершине Джомолунгмы. Расхожим штампом стало именование Луклы “самым опасным аэропортом мира”. Не думаю, что это в самом деле так – наверняка должны быть места и по-жёстче. Тем не менее Лукла – действительно экстремальное место. Длина взлётной полосы всего 520 метров. С одной стороны она обрывается в пропасть, с другой – упирается в скалу.

Читайте также:
Карта Танзании, где находится Танзания на карте мира

Более того, уклон взлётной полосы составляет 10-12 градусов. Поэтому приземлятся тут надо только в одном направлении и только с первого раза. Пилоты говорят, что после того как самолёт пересекает реку, пути назад нет – он должен приземлиться, второй заход невозможен.

История аэропорта Лукла

29 мая 2014 года аэропорту Лукла исполнилось 50 лет. Его строительство началось в 1964 году при поддержке “Himalayan Trust” – фонда Эдмунда Хиллари. Этот фонд активно занимался обустройством школ и медицинских учреждений в регионе и аеропорт изначально предназначался именно для доставки грузов связанных с этой деятельностью. Ведь до появления взлётной полосы в Лукле, на то чтобы добраться сюда из Катманду уходило около 3 недель. Значительную часть пути надо было идти пешком и соответственно все грузы переносились портерами.

Со временем значительно возросло значение этого аэропорта, как гаранта развития туризма в регионе Кхумбу. Сейчас ежегодный поток туристов через Луклу составляет около 25000 человек.

С одной стороны такой наплыв туристов угрожает экологии национального парка Сагарматха, но с другой производит тут настоящую экономическую революцию, даёт возможность шерпам и другим жителям края поднять свой уровень жизни до невиданных ранее высот.

В 1997 году прошли массовые протесты местного населения против идеи развития альтернативного аэропорта в Сянгбоче, рядом с Намче-базаром. Ведь это могло бы снизить прибыли лоджей расположенных ниже Намче. Поэтому проект заморозили и продолжили развивать Луклу. Долгое время взлётная полоса в Лукле оставалась грунтовой, слегка присыпанной щебнем. И только в 2001 году её заасфальтировали и построили новое здание терминала.

В 2008 году аэропорт получил имя Тэнцинга и Хиллари – первых покорителей Эвереста. В Лукле до сих пор нет навигационного оборудования, пилоты осуществляют взлёт и посадку ориентируясь исключительно визуально. И когда на ВПП опускается туман (тучи, облака) вероятность крушения самолёта крайне велика.

Крупные авиакатастрофы с летальным исходом происходили в Лукле в 1991 (14 человек), 2004 (3 человека), 2008 (20 человек). Все они произошли при посадке. На взлёте крушения тоже случались не раз – в 1973, 1992, 2005. Но их последствия были гораздо менее трагическими – повреждение корпуса или шасси самолёта и последующее его списание.

Самолёты-маршрутки

Из-за крайне малой длины взлётно-посадочной полосы в Лукле тут могут работать только специальные самолёты с укороченным взлётом и посадкой. Это канадские DHC-6 Twin Otter и немецкие Dornier 228. Их легко отличить – у Dornier более длинный нос, в котором прячется дополнительное багажное отделение, а у Twin Otter не прячется шасси и есть подпорки под крыльями. Но и те и другие это эдакие самолёты-маршрутки вместительностью до 20 человек и стоимостью в 7 миллионов долларов за штуку.

Собственный вес такого самолёта около 3,5 тонн, грузоподъёмность – от 1,5 до 2 тонн. Если 2 тонны разделить на 20 пассажиров то получится всего 100кг на человека. Это очень мало, в такую норму тяжелеющие с каждым годом туристы (человечество жиреет и обрастает гаджетами) уже не вписываются. Поэтому на большинстве рейсов в Лукле загрузку ограничивают 15-18 пассажирами.

Кроме того с каждым годом непальские авиакомпании ужесточают нормы провозки багажа. На данный момент разрешенная масса зарегистрированного багажа всего 10 кг на человека. Плюс пару килограмм ручной клади. Пока что ручную кладь контролируют спустя рукава, но стоит случиться очередной аварии из-за перегрузки и авиакомпании, не заинтересованные в потере дорогостоящих самолётов и собственной репутации, возьмутся за контроль безразмерных карманов и прочие ухищрения пассажиров. Либо увеличат и без того высокие цены ($260 в одну сторону), чтобы иметь возможность сажать на рейс еще на пару человек меньше.

Кстати, в салоне нет багажных полок. Там вообще очень мало места – не пытайтесь протащить туда слона в рюкзаке. Зато и дверей в кабину пилотов в самолётах-маршрутках тоже нет, наверное чтобы было удобней передавать за проезд :) Можно смотреть как работают пилоты (их всегда двое) и пугаться глядя на посадочную полосу через лобовое стекло (в остальное время там ничего не показывают).

Из-за переменчивости погоды дорога каждая минута ясного неба, поэтому высадка и посадка пассажиров происходят без каких либо пауз на уборку и техническое обслуживание. Все происходит молниеносно – самолёт приземляется, съезжает с поля в “карман” (его место тут занимает другой), пассажиры выскакивают из “маршрутки” и бегут к терминалу, улетающие уже стоят наготове, тем временем грузчики перекидывают багаж на ручные тележки. Порядок на поле поддерживает непальская армия. В горячий сезон, когда открывается “окно” в облаках, самолёты заходят на посадку непрерывной чередой. Это завораживающее зрелище, фантастический конвейер, гимн эффективности.

Читайте также:
Фото замка Дракулы (109 фото)

Погода в Лукле

Даже при нормальной погоде аэропорт Тэнцинга и Хиллари принимает самолёты только в промежутке с 6:30 до 15:30. Если же погода портится, то аэропорт Луклы перестаёт принимать рейсы вне зависимости от времени суток и количества недовольно орущих пассажиров. Эта пауза может длиться от нескольких часов, до недели.

При сколь либо длительной задержке в Лукле начинают накапливаться спускающиеся с гор туристы. Лоджи переполняются, цены растут, народ нервничает и штурмует офисы авиакомпаний чтобы хоть что-то выяснить. Постоянно составляются некие бестолковые списки. Созерцание погодных сайтов становится самым популярным развлечением (в другое время все развлекаются наблюдая за посадкой самолётов).

Прелесть ситуации в том, что даже если погода наладится, то для того чтобы вывезти всех собравшихся в Лукле людей может понадобится несколько дней. А ведь время поджимает – у большинства туристов не более одного запасного дня перед отлётом домой из Катманду. Терять билеты на дорогущие международные рейсы и опаздывать на работу никому не хочется. И тогда начинаются метания – ждать ли дальше своей очереди на вылет или пробовать альтернативные способы вернуться в Катманду?

Альтернатива Лукле

Если самолёты не летают, а вам очень надо выбраться, то можно воспользоваться одним из двух запасных вариантов. Первый из них – вертолёт. Вертолёты летают почти в любую погоду, туманы их почти не пугают. Цена вопроса – примерно 500 долларов. По возвращении в Катманду можно будет сдать свои авиабилеты и тем самым как бы сэкономить 180-200 баксов.

Второй вариант – бежать пешком в какой-нибудь другой поселок и искать там транспорт. Обычно бегут в Jiri, Phaplu или Salleri. Но по времени такой спуск займёт как минимум 2-3 дня. И это в лучшем случае – если идти быстро и напряженно. Достигнув намеченной деревни надо будет найти джип и еще 8-12 часов трястись в нём до Катманду.

Врядли вы сможете принять сложное решение (не ждать самолёт) мгновенно. Скорее всего этому будет предшествовать некоторый период раздумий и драгоценное время будет утеряно. Да и вообще, как показывает практика, у современного человека свободных денег в среднем больше, чем свободного времени. Поэтому оптимальным вариантов эвакуации, на мой взгляд, всё таки является вертолёт.

Советы тем, кто летит в Луклу

  • Если хотите видеть в иллюминатор Гималаи, то садитесь по левому борту самолёта (для рейса Катманду-Лукла). На обратном пути в Катманду белоснежные вершину будут интересовать вас в гораздо меньшей степени.
  • Лучше покупать обратные билеты с фиксированной датой (а не с открытой). У них выше приоритет при регистрации на рейс – больше шансов улететь вовремя.
  • Если есть выбор, то покупайте билеты на самые ранние рейсы (не позже 8 утра). Утром погода значительно лучше.
  • Возьмите в салон куртку. В Катманду то обычно жарко, а вот на подлёте к Лукле в самолёте заметно холодает. Нередко случаются и ощутимые сквозняки в салоне (он не герметичный, запасные выходы закрываются не очень плотно).
  • Чтобы вписаться в органичения по весу багажа, наденьте на себя как побольше одежды (ботинки!) и распихайте по карманам тяжелую мелочевку.
  • В самолёте нет туалета, сходите туда заранее. Полёт длится около 40 минут.
  • Если вас укачивает в транспорте, заранее выпейте таблетку от укачивания. Если делать это в самолёте, она может не успеть подействовать – рейс очень короткий.
  • Ярко и крупно подпишите ваш багаж, укажите на нём номер телефона. Возможна ситуация, когда из-за перегрузки ваш багаж полетит другим рейсом и из-за этого отстанет от вас на день (если погода внезапно испортится).
  • Сдайте в багаж ножи и треккинговые палки. Хоть в аэропорту Катманду и разгильдяйничают частенько, но сканер проходить всё-таки заставляют.
Читайте также:
Фото острова Пелелиу (36 фото)

Советы тем, кто улетает из Луклы

  • Начните интересоваться погодой в Лукле еще за 2-3 дня до прихода туда (т.е. еще в Горакшепе). При некоторых обстоятельствах (надвигающийся циклон) имеет смысл кидать всё и на полных парах бежать в Луклу, дабы не застрять там впоследствии.
  • По возвращении в Катманду любые билеты, даже просроченные, можно легко сдать обратно в кассу. Поэтому, если того требует момент, не останавливайтесь перед покупкой новых, более удачных билетов.
  • Имеет смысл не заниматься регистрацией (пропихиванием) своих билетов самостоятельно, а поручить это вашему гиду, носильщику или администратору вашего лоджа.
  • Запасные 500 долларов должны быть у каждого!
  • Запасной день тоже не помешает.

При планировании своих туров к Эвересту мы стараемся закладывать в программу как минимум 3 запасных дня (промежуток времени между приходом в Луклу и вылетом из Катманду). В случае удачного стечения обстоятельств мы используем их для поездки в заповедник Читван, рафтинга и шоппинга.

Видео: взлёт и посадка самолёта в Лукле

Аэропорт Лукла

В непальском городе Лукла имеется аэропорт имени Тэнцинга и Хиллари (LUA или Tenzing-Hillary Airport), который считается одним из самых опасных на планете. Он соединяет столицу страны с главной точкой, откуда стартует восхождение на Эверест и другие горные вершины Гималаев.

Общая информация

Свое современное название аэропорт получил в 2008 году в честь первых покорителей Джомолунгмы: Тенцинга Норгея (шерп из Непала) и Эдмунда Персиваля Хиллари (альпиниста из Новой Зеландии). До этого воздушные ворота носили имя города, в котором находятся.

Здесь до сих пор нет никакого навигационного оборудования, кроме радиостанции, поэтому пилоты при осуществлении посадки и взлета могут ориентироваться только визуально. Во время тумана или непогоды очень высокая вероятность крушения лайнера, и самолеты в такое время пассажиров не перевозят.

Описание аэропорта Лукла

Взлетно-посадочная полоса имеет протяженность всего 527 м, ширину 20 м и располагается под крутым уклоном (в 12%) на высоте 2860 м над уровнем моря. Ландшафт здесь довольно сложный, поэтому взлеты выполняются с торца 24, а приземления – с 06. Разница между ними составляет 60 м.

С одной стороны находится хребет, высота которого достигает 4000 м, а с другой – пропасть, глубиной до 700 м. Она заканчивается горной рекой Дудх Коси, являющейся самой труднопроходимой в мире. Приземляться и взлетать здесь необходимо с первого раза, ведь второй заход просто невозможен. В 2001 году в аэропорту Лукла заасфальтировали взлетно-посадочную полосу и построили новое здание терминала, а также оборудовали вертолетную площадку и 4 стояночные платформы.

Авиакомпании, обслуживающие воздушную гавань

Добраться в аэропорт Лукла можно только из Катманду. Посадки и взлеты здесь выполняются на маленьких самолетах Twin Otter и Dornier 228, которые не имеют багажных полок в салоне. Грузоподъемность лайнеров составляет максимум 2 т, поэтому могут вмещать до 20 человек.

Один пассажир может провезти не больше 10 кг багажа, ручной клади – до 2 кг. Каждый год правило ужесточают и всё больше контролируют различные ухищрения пассажиров. Стоимость билета составляет около 260 долларов в одну сторону. Обслуживают аэропорт несколько авиакомпаний:

  • Yeti Airlines;
  • Nepal Airlines;
  • Goma Air;
  • Tara Air;
  • Gorkha Airlines;
  • Sita Air.

Собираясь воспользоваться услугами данного аэропорта, стоит учитывать тот факт, что полеты совершаются только в светлое время суток: с 06:30 и до 15:30 при хорошей видимости. Погода в горах довольно непредсказуемая и обманчивая, поэтому рейсы часто отменяют, а задержка может длиться от пары часов до нескольких дней.

Ежегодно услугами воздушной гавани пользуется примерно 25000 человек.

Что необходимо знать, собираясь в полет?

Из-за переменчивой погоды во время высадки и посадки нельзя терять ни минуты, поэтому самолеты летают непрерывной чередой. Между рейсами не производят ни техническое обслуживание, ни уборку. Всё происходит очень быстро: после приземления лайнера его отправляют в «карман», а на его место сразу заезжает другой. Пассажиры должны успеть освободить терминал, чтобы грузчики выгрузили и загрузили багаж. В аэропорту Лукла за порядком строго следит местная армия.

Собираясь лететь в Луклу или из нее, путешественники должны знать следующие нюансы:

Читайте также:
Как лучше всего добраться из Мадрида в Малагу

  1. В салон самолета необходимо брать теплую куртку, чтобы не замерзнуть, так как лайнер не герметичный, и запасные выходы закрываются не плотно.
  2. Покупать билеты из Луклы лучше всего на раннее утро (до 08:00). В это время погода более ясная.
  3. Если вы желаете наблюдать за Гималаями из иллюминатора самолета, то занимайте места в салоне на левом борту (это касается рейсов из Катманду в Луклу).
  4. Свой багаж необходимо подписывать крупными и яркими буквами, указывая номер телефона. Бывают ситуации, когда самолет перегружен, и груз может отправиться другим рейсом.
  5. Приобретайте билеты из Луклы с фиксированной, а не с открытой датой. Они имеют более высокий приоритет во время регистрации, что увеличивает ваш шанс на вылет.
  6. Обычно в самолетах туалетов нет, поэтому учитывайте данный факт перед взлетом. Если вас укачивает, то таблетку следует выпить за 20 минут до взлета, чтобы она успела подействовать.
  7. Для того чтобы избежать перевеса багажа, надевайте на себя максимальное количество одежды и ботинки, а по карманам разложите «мелочевку».
  8. За пару дней до вылета из Луклы поинтересуйтесь погодой. Если на город надвигается циклон, то имеет смысл улететь на пару дней раньше, чтобы не застрять здесь на неопределенное время.
  9. В Катманду можно сдать билеты даже те, которые просрочены. В этом могут помочь гиды, администраторы или носильщики.
  10. Собираясь отправиться в Луклу, нужно иметь в запасе не меньше 500 долларов и 2-3 дня до вылета из страны, чтобы не менять билеты на международные рейсы.

Многие опытные альпинисты часто говорят, что не так страшно покорить Эверест, как благополучно приземлиться в аэропорту города Лукла. Если вам очень нужно вылететь, а самолеты не ходят, то воспользуйтесь услугами вертолетов, которые также совершают рейсы отсюда.

Как устроен самый опасный в мире аэропорт

Более подробно о том, как всё там устроено — читайте ниже!

Высоко, высоко в горах.

Во времена первовосходителей на Эверест, до Луклы, небольшой деревеньки на высоте 2860 метров, добирались из Катманду пешком за 3 недели. Все грузы, естественно, несли на себе портеры. Экспедиции на Эверест затягивались на долгие месяцы. Первый покоритель высочайшей на планете вершины Эдмунд Хиллари отблагодарил эти края, создав фонд, на средства которого и начал развиваться горный Непал. Над реками перекидывались мосты, в деревнях строились больницы и школы, обустраивались горные тропы. Строительный материал нужно было сюда чем-то завозить, поэтому в 1964 году в наиболее ровном и подходящем месте отсыпали гравийную взлётку, которая начала принимать легкие самолёты из Катманду. В 2001 году гравий залили битумом, положили сверху асфальт и построили новое здание терминала. А сам аэропорт переименовали из “Луклы” в “Тенцинга и Хиллари”.

В чём же экстремальность этого аэропорта, о которой везде говорят и пишут? Всё просто: представьте, что вам нужно посадить самолёт с 18-ю пассажирами на палубу авианосца, с одной стороны которой 700-метровая пропасть с речкой на дне, а с другой — отвесная стенка “четырёхтысячника”. И между ними — всего 527 метров. Представили? А теперь дополните картину тем, что этот авианосец тонет, и его корма поднялась над носом на 60 метров. Да-да, именно таков перепад высот между торцами взлётной полосы — целых 12%. Наблюдая из окна терминала за самолётами, уходящими на взлёт, кажется, что они съезжают прямиком в Преисподнюю.

Но, нет: еще несколько секунд, и они вновь предстают взору, взмывающими в небо над пропастью.

Торцы полосы пронумерованы цифрами: 24 — для взлёта, 6 — для посадки, чтобы, не дай бог, не перепутать. Уклон полосы сделан специально, чтобы облегчить взлёт и посадку. Взлетаешь — катишься под горку и набираешь дополнительную скорость, садишься — въезжаешь в гору и тормозишь.

Здесь не работают никакие системы навигации и помощи при посадке. Ну, кроме радиосвязи с диспетчером. Все взлёты и посадки пилоты осуществляют исключительно визуально. Без права на ошибку, которую, как известно, горы не прощают. Подход к ВПП зажат высокими горами, поэтому развернуться тут крайне непросто. А после пересечения реки Дудх-Коси на дне ущелья, и вовсе невозможно делать какие-либо маневры, вроде второго захода — сажай или умри. По наблюдениям туристов, которые находятся в полёте близко к открытой кабине, перед заходом на посадку пилоты молятся — прикладывают руку к губам, к голове и приборной доске.

Читайте также:
Фотографии Коста-Рики

Наверняка вы спросите про “несчастные случаи на стройке”. Конечно же они были, и не раз. В основном, катастрофы с жертвами случаются при посадке — либо от сильного удара о взлётку, либо от удара о скалу. Случалось это в 1991-м (погибло 14 человек), 2004-м (3 человека), 2008-м (18 человек) и в 2017-м (1 человек). На взлёте тоже были крушения: в 1973-м, 1992-м и 2005-м. Но тогда обходилось без жертв — было повреждение корпуса или шасси самолёта, с последующим его списанием. О том, что не всё так просто в этом аэропорту, говорят двери самолётов, которыми местные огораживают свои садовые участки.

Еще одна крупная катастрофа 2010 года, в которой погибло 14 человек, произошла не в самой Лукле, но по её “вине”. Самолёт, вылетевший из Катманду, из-за неблагоприятных погодных условий в Лукле развернулся обратно и вследствие отказа генератора упал в 24 километрах к югу от Катманду.

Испугались? Но вы не приняли во внимание то, что все эти катастрофы произошли за 54 года работы аэропорта! Такой низкий процент аварийности объясняется высоким мастерством пилотов, выполняющих регулярные рейсы из Катманду в Луклу. А за год этими рейсами перевозят около 25000 туристов, идущих к Эвересту или на него.

Посадка в аэропорту Луклы — аттракцион не для слабонервных. В сети можно найти массу видеозаписей, на которых в момент соприкосновения шасси с полосой слышны крики испуга. В том числе и мужские.

“Девушка, когда следующий самолётик до Катманду?”

Аэропорт Тэнцинга и Хиллари принимает самолёты только в светлое время суток с 6:30 до 15:30 часов. Но не подумайте, что работает он по расписанию. Как я уже говорил, взлёт и посадка осуществляется только визуально, поэтому при плохих погодных условиях полёты прекращаются. Порою, туристы могут неделю сидеть в Лукле, в ожидании синего неба над головой. Цены на жильё в это время взлетают до небес, люди теряют билеты на рейсы из Катманду к себе домой, опаздывают на работу, молятся богам и погодным сайтам. Но когда появляется погодное окно, и полёты возобновляются, то требуется еще пара дней, чтобы вывезти отсюда скопившуюся толпу. Составляют списки, графики, все ругаются, кричат, плачут.

Можно, конечно, плюнуть на всё и купить билет на вертолёт до Катманду за 500$, что в 3 раза дороже билета на самолёт. “Вертушки” летают и при плохих погодных условиях, кроме сильного тумана. В Катманду вам вернут деньги за авиабилет, тем самым как-то возместив затраты. Есть еще один вариант добраться из Луклы до цивилизации — пройтись пешком за 3-4 дня в ближайший населённый пункт (Jiri, Phaplu или Salleri), откуда можно уехать наземным транспортом. Но путь этот не из лёгких, учитывая общую усталость после эверестовского трека. Мы должны были вернуться в Phaplu (откуда и пришли) пешком, но отказались, купив билеты на самолёт.

Совет улетающим: имейте с собой запасные 400-500$ и закладывайте лишних 2-3 дня на поездку. И не берите билеты из Катманду впритык к прибытию из Луклы. Даже при хорошей погоде можно просидеть день в ожидании своего рейса, как это сделали мы. Вылететь должны были в 9, а по факту получилось только в 13 часов — рейсы задержали из-за высокой загрузки аэропорта Катманду.

Первым делом самолёты!

Авиалиния Катманду—Лукла обслуживается четырьмя авиакомпаниями: Sita Air, Nepal Airlines, Tara Airlines, и Yeti Airlines. Их офисы есть в Лукле — там же можно купить билеты. В некоторых населённых пунктах, вроде Намче Базар, есть агентства, которые за небольшую комиссию могут купить вам билеты по телефону. Стоимость билета в одну сторону — $170. Если вас много, то могут дать групповую скидку.

В Лукле могут сесть и взлететь только самолёты с с укороченным взлётом и посадкой. К примеру, немецкие Dornier 228 и канадские DHC-6 Twin Otter. Dornier легко узнать по длинному носу, в котором размещается дополнительное багажное отделение. Самолёты не новые, но поддерживаются в исправном состоянии, иначе аварии могут создать плохую репутацию, что убьёт всю экономику этих мест.

Читайте также:
Фото Острова Роттнест (87 фото)

Грузоподъёмность этих самолётов — 1,5-2 тонны. А на борт по паспорту они берут 20 человек. Несложно посчитать, сколько груза может взять с собой каждый пассажир, разделив 2 тонны на 20 и убавив результат на средний вес человека в одежде и с ручной кладью. Получившиеся 20-30 килограмм совсем ни о чём, ведь для восхождения необходимо везти большое количество снаряжения. Перегрузка для такого самолёта очень чувствительна — из-за неё на взлёте совсем недавно в Катманду разбился самолёт с туристами. Поэтому количество пассажиров сейчас ограничивают 15-18 пассажирами.

В цену билета включен провоз 10 кг груза и 2-3 кг ручной клади. Если вес багажа проверяют, то на ручную кладь часто не обращают внимания.

Терминал аэропорта — небольшое помещение, в котором постоянно толпы народа, шум, гам и толкотня. Компании требуют приходить на регистрацию за час, но не обещают вам своевременного отлёта. Если рейс задерживается, то в одном помещении скапливаются люди на несколько рейсов вперёд.

Багаж взвешивают и забирают грузчики, спуская сумки и рюкзаки по металлической горке в тележки. А пассажиры с ручной кладью проходят раздельный для женщин и мужчин контроль — рамка металлоискателя и быстрое ощупывание.

“Чистая зона” находится на первом этаже терминала и там очень холодно. Если просидеть несколько часов в ожидании рейса, можно основательно замёрзнуть. Поэтому лучше всего будет взять пару тёплых вещей с собой.

Есть буфет, где можно подкрепиться чипсами, батончикамии и фруктами.

В хорошую погоду высадка и посадка пассажиров происходят моментально, без перерывов на дозаправку и обслуживание. Самолёт приземлился, заехал в “карман”, подъехал к терминалу, высадил людей, выгрузил багаж, и вот уже возле него стоит новая очередь на погрузку.

Пока пассажиры рассаживаются, прилетает следующий самолёт, который подруливает и встаёт за первым. А тот уже начинает рулёжку на полосу. И так по кругу, как карусель.

Бывает, что прилетает “грузовой” рейс, доверху забитый коробками с баночным пивом “Everest” и бутылками с водой, “Фантой”, “Колой” и “Спрайтом”. Отсюда этот ценный груз и начинает своё многодневное путешествие на мулах и яках к самому подножью Горы.

Мы как раз и летели на таком рейсе, дождавшись, когда его разгрузят.

В салоне самолёта довольно тесно — туда не возьмёшь крупные сумки, так как их просто некуда будет ставить. Всё своё можно держать только на коленях.

Даже в таком маленьком самолёте есть стюардесса, которая приглашает на посадку, проверяет ремни и иногда раздаёт тампоны для ушей, чтобы не оглохнуть от шума двигателей.

И вот самолёт стоит на отметке “24”, двигатели переходят на полные обороты.

Самолёт катится, разгоняется и у самого края пропасти отрывается от полосы. Дух захватывает!

В замызганных стёклах иллюминаторов открываются потрясающие виды на лесистые горы и заснеженные вершины.

Если хотите увидеть Эверест, нужно садиться на правую сторону, когда летите из Луклы и на левую, если из Катманду.

Но даже если не увидите Эверест, то рассматривание террас — уже эстетическое удовольствие :)

Время полёта — всего 45 минут. Всё это время самолёт летит на небольшой высоте, облетая крупные скопления облаков — потрясающее зрелище!

В Катманду вы попадаете в терминал для внутренних авиарейсов. Что тут творится на выдаче багажа — не передать словами! Нужно пробиваться через толпу, выискивать глазами свои сумки и кричать, указывая на них. А потом еще выходить с ними обратно, держа багаж над головой.

Но при всех сложностях и страхах, полёт в Луклу на самолёте или обратно — хорошая возможность увидеть Катманду сверху, и это практически отдельный пункт программы знакомства с Непалом.

Аэропорт имени Тенцинга и Хиллари — Chaurikharka — Непал — VNLK — LUA — Lukla

Развитие туризма в Непале

Многие мечтают побывать в такой стране, как Непал. Это таинственная горная страна, затерянная между Индией и Китаем на самой «Крыше Мира», в Гималаях. В этом месте сочетается экзотичность восточноазиатских городов с суровыми природными условиями и прекрасными пейзажами высочайших горных вершин, увенчанных ледовыми шапками. Непал подойдёт в качестве отличного места отдыха для любителей таких активных видов спорта как рафтинг, треккинг, а также для любителей экстрима, в большей части, альпинизма. Всемирно известные горы, чья высота превышает 8 тысяч метров над уровнем моря каждый год привлекают в страну тысячи туристов. Непал поражает своими контрастами. Здесь тропические леса сменяются с высотой хвойными породами, а местные реки либо протекают через узкие ущелья, либо разливаются на несколько километров в ширину в долинах.
Природные и культурные особенности страны

Читайте также:
Путешествие в Португалию на машине

В этой стране наблюдается чрезвычайное разнообразие растительного и животного мира. До здешних краёв ещё не добралась рука цивилизации, поэтому возможен экологический туризм. Говоря про культурные особенности Непала стоит отметить, что жители страны живут практически традиционным образом, не меняющимся в течение многих веков. Религиозные традиции очень важны для культуры страны. Лишь в Непале индуизм является официальной религией, однако это не мешает местным исповедовать также буддизм, ислам или же другие религии.

Столицей страны является город Катманду, в котором проживает около миллиона человек. Всего же в Непале насчитывается примерно 30 миллионов человек. Государственным языком страны является непали, который считают родным примерно половина населения страны. Непал – страна множества различных народов, таких как таманги, гурунги, магары, невары, сунвары, шерпы и другие. Множества из местных народов имеют свой язык с письменностью на основе хинди.

Туристические сезоны и виды туризма

Большинство туристов посещает Непал весной (в марте и апреле) и осенью (в октябре и ноябре). Для фотографов лучшими месяцами являются май и сентябрь, поскольку в это время года природа Непала испытывает переходное состояние от муссонных дождей к сухому сезону. В это самое время здесь быстро меняется освещение и облачность.
Весна в Непале обычно тёплая, однако выпадает много осадков. Осенью наоборот прохладно, а на небе мало облаков, поэтому это лучший сезон для треккинговых прогулок в горах, различных видов экотуризма и штурма горных вершин альпинистами. Зимой температура может опускаться ниже нуля, что зависит от высоты над уровнем моря, однако по ночам холодно на всей территории страны. В горах выпадает много снега, а восхождения на горные пики практически не производятся ввиду морозов и лавиноопасной обстановки. Тем не менее, туристы зимой любят посещать долину Катманду (столичный регион), а также долину Покхару. Возможно побывать и в предгорьях страны, таких как хребты Сивалик и Махабхарат.
Круглый год в Непале можно заниматься рафтингом. Стоит помнить, однако, о местных климатических и гидрологических особенностях. Дело в том, что местные реки после сезона муссонных дождей значительно замедляют течение и представляют для рафтеров меньший интерес. К тому же, в это время года затрудняется в целом передвижение по стране на автомобиле, поскольку многие дороги просто размывает.

Возможные проблемы туристов в Непале

Туризм в Непале начал стремительно развиваться с девяностых годов прошлого века, поэтому имеет пока небольшую историю. В связи с этим, у гостей страны могут возникнуть ряд трудностей. Во-первых, в этой стране не всегда возможно изъясняться с собеседником, используя только английский язык, особенно, если туристы едут вглубь Непала, чтобы, например, заниматься альпинизмом или экотуризмом. Не так мало непальцев знакомо и с русским языком, поэтому возможны и экскурсии на родном языке граждан России. Во-вторых, не стоит ожидать здесь высокого уровня сервиса, поскольку туристическая отрасль лишь начинает своё развитие. В-третьих, в стране в последнее время наблюдается нестабильная политическая обстановка, возможны локальные конфликты.

Путь из поселка Лукла до базового лагеря у подножия Эвереста

Все путешественники, которые собираются совершить восхождение на Эверест, знают о поселке Лукла. Попасть в него можно в том числе и из Катманду, совершив перелет на самолете или наземным транспортом.
Здесь в этом месте начинается тропа, ведущая к базовому лагерю у подножия Эвереста. Это окраина Луклы, высота 2800 метров над уровнем моря. На тропе помещен специальный знак и это не просто нагромождение камней. Если внимательно приглядеться, то можно увидеть, что все камни испещрены буквами, это главная буддистская молитва «Ом мани бадмэ хум». На этой тропе можно встретить очень много таких каменных символов. Так что эта дорога, как бы дорога к Богу. И проходя мимо, огибать камни нужно оставляя их справа от человека, турист как бы произносит про себя эту молитву «Ом мани бадмэ хум».

Читайте также:
Рынок Эль Халили в Каире, Египет: фото и описание

В поселке Лукла можно запланировать полет на вертолете к базовому лагерю, но местная погода редко позволяет его осуществить. Облако очень плотно закрывают окрестные горы. При определенной доле везения подготовка к полету начинается ранним утром. В придавленной плотной облачности вертолет буквально проскребается по дну ущелья до ближайшего перевала. Если облака рассеиваются, то взору предстанет тропа на Эверест.
Подъем к базовому лагерю представляет собой, как бы череду ступенек, перевалив через один хребет, приходится спускаться и подниматься на еще более высокий. Кто-то подсчитал, что суммарная высота подъемов на этой дороге составляет 9 тыс. метров. Это и есть почти высота Эвереста, если считать от уровня моря.

По пути вертолет пролетает над Намчи-Базаром, знаменитой столицей шерпов. Она живописно раскинулась амфитеатром на склоне горы на высоте 3400-3600 метров.
Вертолет совершает промежуточную посадку неподалеку от поселка под названием Сянг Бочи. Лучи солнца здесь вызолачивают снежные шапки окрестных вершин. Местечко Сянг Бочи, высота 3800 метров, здесь уже ощущается недостаток кислорода. Здесь находится самая высокогорная гостиница, пятизвездочный люкс со всеми удобствами и даже с кислородом. Из поселка прекрасно просматривается вершина Эвереста.

Вертолет продолжает путь дальше, и путешественники забираются все выше и выше. С набором высоты вершины окружающих пиков не становятся ближе, настолько они огромные. Цвет неба на высоте 6 тыс. метров меняется с голубого на темно-синий. Вертолет высаживает туристов на площадке у базового лагеря.

Gulfstream Aerospace представил два новых бизнес-джета – G400 и G800

Lufthansa продолжает замену A340 на Airbus A350-900

IATA объявила об амбициозных планах авиационной отрасли по достижению углеродной нейтральности

Какой срок действия у загранпаспорта должен быть до окончания для выезда за рубеж?

Загранпаспорт – это официальный документ удостоверяющий личность граждан, выезжающих за пределы своего государства и находящихся за границей определенное время.

Каждому владельцу такого документа необходимо знать его срок действия, ведь для разных стран он разнится. Это позволит избежать неприятных ситуаций. Например, заграничный паспорт станет недействительным в период нахождения гражданина за рубежом или непосредственно перед отбытием из родной страны.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 350-29-87 . Это быстро и бесплатно !

Есть ли разница между старым и новым документом?

Большинству граждан уже известен паспорт нового образца (биометрический). Но гражданам не запрещено пользоваться загранпаспортом старого образца. Первый тип документа служит владельцу на протяжении 10 лет со дня выдачи, а второй – в 2 раза меньше, только 5 лет.

Однако для въезда в различные страны период пригодности загранпаспорта отличается. При этом нет отличий между традиционным паспортом и паспортом нового поколения. Нет таких государств, которые не впускают граждан по старому типу загранпаспорта.

Поэтому перед отправлением в какую-либо страну требуется обязательно выяснить в консульстве ограничения по времени действия загранпаспорта. Иначе есть риск получить отказ на визу.

В статье мы подробнее рассмотрим, до какого срока окончания загранпаспорта можно выезжать за рубеж и сколько он должен действовать для разных стран.

За какой период до окончания можно выезжать в различные страны?

Проверить информацию для выезда за рубеж лучше за ранее, чтобы потом не было проблем при переходе на таможне. Ниже мы рассмотрим за сколько до окончания срока можно выезжать.
Минимальный срок действия загранпаспорта не менее 1 месяца до убытия из страны установлен для государства ЮАР.

Срок годности паспорта не менее 90 дней (3 месяца) после окончания пребывания в стране актуален для следующих государств:

  • Австрия;
  • Австралия;
  • Андорра;
  • Армения;
  • Бельгия;
  • Венгрия;
  • Германия;
  • Греция;
  • Грузия;
  • Дания;
  • Исландия;
  • Испания;
  • Италия;
  • Кипр;
  • Коста-Рика;
  • Латвия;
  • Литва;
  • Нидерланды;
  • Новая Зеландия;
  • Норвегия;
  • Польша;
  • Португалия;
  • Румыния;
  • Финляндия;
  • Франция;
  • Хорватия;
  • Чехия;
  • Швеция;
  • Эстония.
Читайте также:
Как быстро добраться из Малаги в Лиссабон

Срок годности загранника не менее 3 месяцев с момента въезда на территорию страны справедливы для государств:

  • Тунис;
  • Эфиопия.

Минимальный период действия заграничного документа не менее 91 календарного дня после убытия из страны установлен для Болгарии.

105 дней (3,5 месяца) – минимальный срок пригодности заграничного паспорта по возвращению домой из следующих стран:

  • Словакия;
  • Словения;
  • Турция;
  • Швейцария.

Ряд стран требует не менее 6 месяцев (180 дней) действия паспорта на момент въезда на территорию:

  • Аргентина;
  • Великобритания;
  • Венесуэла;
  • Израиль;
  • Индия;
  • Египет;
  • Камбоджа;
  • Кения;
  • Куба;
  • Мьянма;
  • ОАЭ;
  • Оман;
  • США;
  • Филиппины;
  • Чили;
  • Ямайка.

Установлен минимальный срок пригодности загранпаспорта не менее 6 месяцев после окончания поездки государствами:

  • Вьетнам;
  • Индонезия;
  • Иордан;
  • Ирландия;
  • Канада;
  • Китай;
  • Малайзия;
  • Мексика;
  • Марокко;
  • Перу;
  • Сейшелы;
  • Сингапур;
  • Таиланд;
  • Шри-Ланка.

Часть стран не ограничивает иностранных граждан во въезде на их территорию. Важно чтобы паспорт на дату прибытия был действительным (должен быть годен до прилета/ приезда домой включительно).

Это подходит для государств:

  • Бразилия;
  • Доминиканская республика;
  • Мальдивы;
  • Черногория;
  • Япония.

Как проверить?

Срок можно проверить тремя способами:

  1. При личном обращении в отделение ГУВМ МВД проверить сроки действия может только владелец документа, написав соответствующее заявление. Проверка паспорта занимает до 30 дней. Полученная информация имеет правовую силу.
  2. Самостоятельное изучение документа: на странице с фотографией указаны даты выдачи и окончания его действия вплоть до дня. Наличие повреждений, пятен, иных изъянов на страницах может послужить признанием документа недействительным.
  3. Проверяя документ через сайт ГУВМ МВД нужно открыть вкладку «сервисы» и выбрать раздел «Проверка недействительных заграничных паспортов старого образца сроком 5 лет», ввести серию и номер документа и отправить запрос. Если будет получен ответ, что данных не найдено – загранпаспорт еще действует. База недействительных документов пополняется ежедневно.

Время на изготовление

Такое понятие, как «продление» загранпаспорта, отсутствует. Т. е. придется подавать полный пакет документов для оформления. При обращении в ГУВМ МВД по месту регистрации изготовление нового документа займет 1 месяц. По месту пребывания, согласно ФЗ №28 от 19.02.2018г., внесшему изменения в ст.10 ФЗ №114 «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», до 3 месяцев.

При этом ещё действующий паспорт можно не аннулировать, а изготовить второй документ. При этом второй загранпаспорт может быть выпущен только в новом формате (биометрический). А можно признать недействительным имеющийся паспорт и заказать выпуск нового (в любой форме по желанию: на 5 или 10 лет).

Так же нужно уточнить у сотрудников управления по вопросам миграции о возможности выезда из страны по имеющемуся документу. Минимальное время действия паспорта уточняются в посольстве нужного государства. Вполне вероятно, что оставшегося времени годности паспорта хватит на поездку.

И последний вариант действий – подобрать ту страну, въезд в которую будет возможен. Многие страны лояльно относятся к длительности действия заграничного документа. Можно рассмотреть страны, для въезда в которые и вовсе не понадобится загранник (только паспорт гражданина РФ). О странах, куда можно поехать россиянину без загранпаспорта, читайте здесь.

Таким образом, отправляясь за рубеж нужно учитывать не только срок действия загранпаспорта, но и требования различных государств.

Всегда есть возможность выпустить второй загранпаспорт или оформить новый взамен старого. Сейчас эти процедуры упрощены и могут осуществляться прямо из дома.

  • Каковы требования к загранпаспорту для поездок в разные страны и нужно ли брать свидетельство о рождении, если имеется загранник?
  • Использование загранпаспорта для внутренних поездок: можно ли летать и ездить по России по этому документу?
  • Для въезда в какие страны нужен биометрический загранпаспорт?

Полезное видео

Ниже на видео рассказывается о сроках действия загранпаспорта.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

8 (800) 350-29-87 (Москва)
8 (800) 350-29-87 (Санкт-Петербург)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: