masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
На самом деле многие давно говорят о том, что если бы не военно-политическая обстановка, то поехать в отпуск в Афганистан было бы одним из незабываемых исторических путешествий. Вот один из примеров.
Джамский минарет (Minar of Jam) был построен еще в XII веке на территории нынешнего Афганистана в древнем городе Фирузкух. Из-за постоянных военных конфликтов и труднодоступности мест, где он расположен, очень мало людей могут похвастаться, что видели его собственными глазами. Затерянный в горах Этот памятник архитектуры скрыт в горах на северо-западе Афганистана. Если точнее — в 10 км северо-восточнее кишлака Джам в провинции Гор, в месте, где ручей Джамруд впадает в реку Герируд. Это хорошо сохранившийся минарет XII века высотой 65 м, второй по высоте памятник истории среди минаретов из обожженного кирпича после Кутуб-Минара в Дели (подорбнее про нее ТУТ).
Археологи предполагают, что Джамский минарет является единственной уцелевшей постройкой города Фирузкух – столицы династии Гуридов, которая существовала в в 1148 -1206 гг. и на пике своего расцвета контролировала огромную территорию от города Нишапура на востоке Ирана до Бенгальского залива в Индии.
Давайте узнаем об этой цивилизации
Открыт минарет был в 1886 г. во время работы русско-афганской пограничной комиссии, которую возглавлял английский полковник сэр Томас Хангерфорд Холдич. В 1943 г. губернатор Герата Абдулла Хан Малекяр сделал первые фотографии минарета и сообщил о нем в Афганское историческое общество. Спустя год в журнале «Anis» появилась первая публикация об этом памятнике древности. Первым из современных европейцев добрался до минарета в августе 1957 г. французский археолог Андре Марик, и опубликовал доклад в «Записках французской делегации в Афганистане».
Фото 3.
В 1960 г. два представителя Французской археологической делегации в Афганистане — Ле Бер и его ассистент Маршаль — сфотографировали декоративные панели минарета и провели первоначальное исследование его архитектурной структуры и обнаружили вход в минарет. С 1961 по 1969 гг. минарет обследовал итальянский архитектор Андреа Бруно, который предложил план по укреплению памятника, которому грозило обрушение, а также открыл руины дворца, военных укреплений, мусульманское и еврейское кладбища, на котором сохранились надписи на иврите.
Однако труднодоступность памятника и нестабильная политическая обстановка в Афганистане, периодически вспыхивающие боевые действия, не позволили провести серьезные археологические исследования Джамского минарета. В то же время, землетрясения, часто случающиеся в этой местности, наводнения, подмывающие основание памятника, и незаконные раскопки «черных» археологов, ищущих ценности, угрожают сохранности памятника архитектуры.
Фото 4.
Джамский минарет является одним из немногих хорошо сохранившихся памятников, представляющих образец художественного творчества и мастерства строительной техники того времени. Минарет высотой 65м и диаметром 9м в восьмиугольном основании сложен из обожженного кирпича, связанного между собой известковым раствором.
Широкое нижнее основание минарета имеет крепкие толстые стены, которые обертывают две винтовые лестницы в центре, поднимающиеся на высоту 38м, где ранее находился балкон. Минарет изящен и как бы парит в воздухе. Практически вся его поверхность покрыта узорами, а вершина — украшена синей терракотовой плиткой.
Фото 5.
В список Всемирного наследия ЮНЕСКО этот памятник архитектуры и прилегающее неисследованное городище были включены в 2002 году: минарет с его инновационной архитектурой и отделкой сыграл значительную роль в развитии искусства и архитектуры не только Индийского субконтинента, но и за его пределами. Также Джамский минарет и связанные с ним археологические памятники являются исключительным свидетельством силы и качества цивилизации Гуридов, которая доминировала в регионе в XII-XIII вв.
Кроме того, минарет является выдающимся примером исламской архитектуры и орнамента в регионе. Эксперты признают его подлинными архитектурными и декоративными шедевром. К северу от минарета, высоко на скале, можно увидеть остатки замков и башен древнего города, с восточной стороны минарета были обнаружены остатки укреплений, от чего создается впечатление, что он был окружен не поселением, а военным лагерем. На восточной стороне минарета можно увидеть имя архитектора — Али ибн Ибрагим Нишапур.
Фото 6.
Из-за труднодоступности местности, в которой расположен Джамский минарет, и неспокойной военной обстановки, только горстка отважных ученых отважилась побывать в тех местах и провести исследования. В 2003 г. группа западных археологов при поддержке Национального института Археологии Афганистана и ЮНЕСКО попыталась оценить, как повлияет на памятник запланированное строительство дорог и мостов. Ученые тогда обнаружили и раскопали около десятка траншей, которые оставили после себя охотники за древними сокровищами.
Оказалось, что «черные» археологи в поисках археологических ценностей даже пробили кирпичные стены в коренных породах в надежде добраться до подземелий! В ходе изысканий археологи обнаружили большие каменные стены, расположенные перпендикулярно склонам гор, и стены поменьше — параллельно склону горы. Эти сооружения свидетельствуют, что здания в древнем городе располагались по склону террасами, были также обнаружены стены, покрытые разноцветной штукатуркой — очевидно, остатки жилищ.
Фото 7.
В 90м от минарета в шурфе, вырытом когда-то охотником за сокровищами, ученые наткнулись на тротуар, выложенный из обожженного кирпича, но кладка была схожей с той, которую можно увидеть во Дворцах империи Газневидов. Предположительно, это остатки пятничной мечети города, о которой летописец Гуридов пишет, что она была смыта паводком незадолго до 1200 г. Вместе с тем, ученые обнаружили признаки того, что мечеть, возле которой стоял сам Джамский минарет, была весьма скромных размеров, непропорциональна высоте минарета.
Во время экспедиции в 2005 г. археологи уже вооружились детальными снимками местности, сделанными со спутника. Тогда было решено оценить масштабы ущерба, нанесенного «черными» археологами, но эта работа оказалась столь неподъемной, что для исследований была выбрана только узкая полоска местности шириной 50м и длиной 225м. К концу сезона археологи только на этом участке нашли 121 шурф, пробитый охотниками за сокровищами. Масштабы работы «черных» археологов поражали — 11% территории были покрыты шурфами, тогда как обычно грабители могут перелопатить только 2-3%, и то — в течение нескольких сезонов. Если они возвращались в эти места снова и снова, то, очевидно, было за чем. Можно только себе представить, сколько интересного и ценного для науки было попросту украдено и продано на черном рынке! Однако самой большой бедой для Джамского минарета стало безразличное отношение местных жителей — малограмотные афганцы не научились ценить подобные памятники истории, даже если они являются национальным сокровищем.
Фото 8.
В ходе раскопок ученые обнаружили мощеные обожженным кирпичом дворы, которые, по всей видимости, располагались возле общественных зданий, остатки крепости, которая защищала подходы к городу с востока, а также большую цистерну для воды, расположенную в 400м выше Джамского минарета. Этот искусственный водоем размерами 8,2*4,95м и глубиной более 4,5м, окруженный метровой толщины стенами, вмещал не менее 85т воды и был построен для сбора снега и льда, чтобы обеспечивать жителей Фирузкуха холодной водой в летнее время.
Однако только полевыми изысканиями ученые не ограничились. Археологические образцы были вывезены в Европу для более глубокого исследования, по результатам которого можно составить хотя бы приблизительное представление о том, как жили 800 лет назад жители древнего города: чем питались, что выращивали и каких животных разводили, какими ремеслами занимались и какими технологиями овладели, а также с какими странами торговали. Это принесло свои свои плоды: например, ботаники установили, что жители Фирузкуха выращивали ячмень и пшеницу, нут и чечевицу, а также виноград, инжир, яблоки, груши и фисташки. А исследование черепков показало, что посуда, изготавливавшаяся в Джаме, содержала мотивы восточных и западных традиций, в частности, Ирана и Китая.
Фото 9.
Сегодня в Афганистане редко кто рискнет отправиться в путешествие, даже если его целью будет увидеть редкостную жемчужину архитектуры и истории. Однако смельчаки все же находятся. Вот как описывал свою поездку и ощущения от нее историк архитектуры Ден Крюикшенк, который в составе съемочной группы ВВС в 2007 г. побывал в Джаме: «После десяти лет неудачных попыток совершить это путешествие я, наконец, смогу увидеть одно из архитектурных чудес света. Я в пути уже 14 часов, мы продвигаемся по бездорожью и скалистым руслам. Вдруг, через щель в нависшей скале, я на миг увидел сам минарет! Он находится так далеко от цивилизации, что слухи о его существовании достигли Запада только в 1944 г…
Фото 10.
Путешествие к Джамскому минарету считается слишком опасным — похищения людей бандитами или местными повстанцами здесь не редкость. Поэтому нужно тщательно подготовиться и вести себя осторожно. Наше путешествие было сложным, трудным, но удивительным. Когда мы, наконец, прибыл в Герат из Кабула, пришлось получать от афганских властей множество различных разрешений, а также ставить в известность о наших планах военных. Начальник полиции взял нас под свое личное покровительство и дал нам в сопровождение 60 полицейских.
Такой «эскорт» льстил и был больше, чем мы рассчитывали, но это было необходимостью, ведь в Афганистане полиция — мишень для боевиков. Мы также встретились с представителями итальянской армии, отвечающей за безопасность в провинциях Герат и Гор — они были поражены нашей дерзостью, поскольку сами никогда не посылали патрули в Джам. В самом деле, ни один из афганцев, которых мы встретили в Герате, не бывал там! Нам это удалось, и это того стоило. Поверхность минарета покрыта виртуозной кирпичной кладкой… Внутри минарета я нашел две винтовые лестницы, которые поднимались вверх, обвивая друг друга. Удивительно, но эта прочная конструкция в сочетании с тонкой кирпичной кладкой сохранилась, несмотря на землетрясения и безнадзорность.
Фото 11.
Надписи на минарете и археологические находки убедительно свидетельствуют, что в городе жили мусульмане, христиане и евреи. Рядом с минаретом есть еврейское кладбище, что является еще одним доказательством, что люди разных религий жили мирно.
Этот потерянный город был оплотом средневековой толерантности. Пока мы снимали видео, полицейские нервничали все больше, опасаясь вооруженного налета, поэтому нам пришлось уехать гораздо раньше, чем мы хотели».
Фото 12.
Внутри башни расположены две спиральные лестницы, уходящие на балкон первого уровня. Отсюда через узкие окна открывается изумительный вид на долину. Но интересно и то, что лестницы ведут и куда-то вниз. По преданию местных жителей раньше минарет Джам соединялся с расположенным на другой стороне реки Герируд мечетью и дворцом подземным тоннелем. Веру в это предание и усиливает то, что входа в минарет обнаружено не было. Сейчас его роль исполняет пробитый уже в наше время проход, так что подземные тоннели могли реально существовать.
Вызывает споры и происхождение башни. Некоторые считают, что ее построили в столице Гуридов городе Фирузкуха. Теорию подтверждает название одного из местных племен – «фирузкухи». Но у этой, казалось бы, замечательной гипотезы есть и свои минусы. Площадь местности, труднодоступный регион, отсутствие найденных достойных археологических объектов не могут не заставить сомневаться, что именно здесь находился древний крупный город.
У некоторых возникают мысли, что минарет вовсе не был таковым, а являлся всего лишь башней, на подобии возводимых в Римской империи памятных арок и колонн. Возможно, Джам увековечивает закрепление ислама в этой местности. Под эту теорию подходит смысл написанного здесь текста Корана, угрожающего неверным и восхваляющего всякого обратившегося на путь Мухаммеда.
Фото 13.
Еще одной интересной находкой 1962 года стали разбросанные по округе камни с высеченными надписями. Скорее всего, они свидетельствуют о находившемся здесь ранее кладбище, а значит и мусульманской общины.
Так и стоит минарет Джам по наши дни в гордом одиночестве, храня тайны Гуридов. С каждой новой находкой перед исследователями встают новые задачи, но, возможно, когда-нибудь череда этих загадок откроет смысл послания древних.
Фото 14.
Фото 15.
Фото 16.
Фото 17.
Фото 18.
Фото 19.
Фото 20.
Вот еще уникальные памятники архитектуры древности: посмотрите например как выглядит Пизанская башня внутри, а вот Лептис Магна — древнейший город Ливии. Вспомним еще про Саксайуаман — цитадель инков, а так же что это за Босра: город из черного камня.
Минарет Джам в Афганистане – забытый и одинокий
В одном из удаленных и запустелых уголков Афганистана расположена таинственная башня. Минарет Джам, расположенный в скалистом районе, сейчас считается одним из значимых памятников ислама, сохранившегося со средних веков. По мнению местных жителей, каждый, кто был в Афганистане, обязан увидеть этот минарет.
История одинокого минарета
Минарет Джам расположен в провинции Гур, некогда бывшей крупным Гуридским государством. Высота более 1500 метров и скалы сделали его посещение труднодоступным, именно это и позволило ему сохраниться до наших дней.
На долгое время об этой башне позабыли, пока в 1957 году не произошло ее открытие заново историком из Афганистана А. Кохзадом. Им было проведено первое описание найденного памятник, им же было дано и название по имени местного кочевого племени. Находка сразу же привлекла множество историков, ведь это был чуть ли не единственный из сохранившихся памятников времен правления Гуридской династии середины XII века.
Во времена своего могущества Гуриды захватили обширную территорию, включая некоторые области Индии. Но после столкновения с Хорезмшахами их влияние начинает спадать, и в 1206 году империя распадается.
Время не щадило постройки этой империи, и полное изучение истории этого народа затруднительно. Поэтому найденный минарет стал настоящим сокровищем для исследователей этой эпохи.
Минарет Джам – интересные детали
Высота минарета Джам 65 метров. В прошлом, вероятно, он был еще больше, сейчас его купольная часть разрушена. Основание диаметром 14 метров имеет форму восьмиугольника. В структуре минарета выделяется три яруса, напоминающих телескопическую трубу. Первый ярус возвышается на 35 метров. Внимание привлекает изысканная отделка этого яруса. Каждая из сторон украшена правильными геометрическими узорами и цветочным орнаментом. Другие уровни украшены в меньшей степени.
Вершина первого яруса содержит текст из Корана. Здесь же имеется и другая надпись, свидетельствующая, что этот минарет был построен Гияс-уд-Дин Мухаммедом ибн Сама, являющегося одним из ведущих правителей времен Гуридской империи. По этой же надписи считается, что Джамский минарет был построен в 1194 году.
Очередные тайны истории
Внутри башни расположены две спиральные лестницы, уходящие на балкон первого уровня. Отсюда через узкие окна открывается изумительный вид на долину. Но интересно и то, что лестницы ведут и куда-то вниз. По преданию местных жителей раньше минарет Джам соединялся с расположенным на другой стороне реки Герируд мечетью и дворцом подземным тоннелем. Веру в это предание и усиливает то, что входа в минарет обнаружено не было. Сейчас его роль исполняет пробитый уже в наше время проход, так что подземные тоннели могли реально существовать.
Вызывает споры и происхождение башни. Некоторые считают, что ее построили в столице Гуридов городе Фирузкуха. Теорию подтверждает название одного из местных племен – «фирузкухи». Но у этой, казалось бы, замечательной гипотезы есть и свои минусы. Площадь местности, труднодоступный регион, отсутствие найденных достойных археологических объектов не могут не заставить сомневаться, что именно здесь находился древний крупный город.
У некоторых возникают мысли, что минарет вовсе не был таковым, а являлся всего лишь башней, на подобии возводимых в Римской империи памятных арок и колонн. Возможно, Джам увековечивает закрепление ислама в этой местности. Под эту теорию подходит смысл написанного здесь текста Корана, угрожающего неверным и восхваляющего всякого обратившегося на путь Мухаммеда.
Еще одной интересной находкой 1962 года стали разбросанные по округе камни с высеченными надписями. Скорее всего, они свидетельствуют о находившемся здесь ранее кладбище, а значит и мусульманской общины.
Так и стоит минарет Джам по наши дни в гордом одиночестве, храня тайны Гуридов. С каждой новой находкой перед исследователями встают новые задачи, но, возможно, когда-нибудь череда этих загадок откроет смысл послания древних.
Видео про Минарет Джам
Джамский минарет
Всемирное наследие ЮНЕСКО, объект № 211 рус. • англ. • фр. |
Джамский минарет — уникальный хорошо сохранившийся минарет XII века на северо-западе Афганистана . Высота — более 60 метров. Второй по высоте исторический минарет из обожжённого кирпича в мире после Кутуб-Минара в Дели.
Предположительно является единственной уцелевшей постройкой города Фирузкух, который был столицей султанов династии гуридов, до переноса её в Газни. Город был разрушен войском Чингисхана, и даже место его расположения было надолго забыто.
В 2002 минарет и прилегающее неисследованное городище включено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Содержание
Место расположения
Минарет расположен в 10 км северо-восточнее кишлака Джам (Jam) в афганской провинции Гор при впадении ручья Джамруд в реку Гарируд. Ущелье окружают непроходимые горные массивы. Крупные населённые пункты в районе отсутствуют. Расстояние до Герата — 200 км.
История
- В 1194, как гласит надпись на минарете, он был построен гуридским султаном Гияз-ад-Дином в честь окончательной победы над газневидами в 1192.
- 1221Фирузкух разрушен войском Чингисхана.
Последующие 700 лет судьба минарета неизвестна.
- 1943 Абдулла Хан Малекяр, губернатор Герата, впервые сделал фотографии минарета и сообщил о нём Ахмеду Али Коазаду, президенту Афганского исторического общества. В 1944 была опубликована статья о памятнике в журнале «Anis».
Исследование. Современное состояние
- 19 августа 1957 французский археолог Андре Марик первым из европейских учёных добрался до минарета, и в 1958 опубликовал доклад в «Записках французской делегации в Афганистане».
- 1960 два представителя Французской археологической делегации в Афганистане — Ле Бер и его ассистент Маршаль, сфотографировали декоративные панели и провели первоначальное исследование его архитектурной структуры, обнаружив вход с двумя винтовыми лестницами приблизительно на 4 м ниже современного уровня.
- 1961—1969 Итальянский архитектор Андреа Бруно обследовал минарет и предложил план по укреплению, так как памятнику грозило обрушение. Местными жителями были проведены работы по укреплению берега и построен деревянный мост через Герируд, позже разрушенный во время боевых действий. Были открыты руины дворца, укреплений, мусульманское и еврейское кладбища. Последнее содержит надгробия с надписями на иврите.
Серьёзных научных исследований памятника пока не проводилось из-за труднодоступности и сохраняющейся нестабильной политической обстановки. Сохранности минарета по-прежнему угрожают наводнения, подмывающие основание, землетрясения, часто бывающие в регионе и незаконные раскопки искателей ценностей. Разрабатывается план по укреплению береговой линии и реставрации памятников.
См. также
- Минарет в Газни
- Герат
Ссылки
- Минарет Джам. Статья Андреа Бруно, фотографии (рус.)
- Фотографии, статья (англ.)
Всемирное наследие ЮНЕСКО в Афганистане | ||
---|---|---|
Объекты | Минарет и археологические объекты в Джеме • Культурный ландшафт и археологические находки в долине Бамиан | |
Кандидаты | Герат • Балх • Банде-Амир • Багх-е Бабур |
Wikimedia Foundation . 2010 .
- Жаке
- Жилинский
Полезное
Смотреть что такое “Джамский минарет” в других словарях:
Теджен (река) — У этого термина существуют и другие значения, см. Теджен. [[Категория:Википедия:Реки без указанных географических координат устья Ошибка выражения: неожидаемое число]] Теджен / Герируд перс. تجن, перс. هریرود … Википедия
Херируд — Теджен (Гари Руд) перс. هریرود Джамский минарет на берегу реки Протекает по территории Афганистана, Ирана, Туркмен … Википедия
Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в Афганистане — В списке объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в Афганистане значится 2 наименования по культурным критериям, что составляет около 0,2 % от общего числа (962 на 2012 год). Оба объекта занесены в список объектов Всемирного наследия, находящихся … Википедия
Персидская архитектура — Развалины Персеполиса, столицы Ахеменидкого Ирана Персидская архитектура или Иранская архитектура разнообразие архитектурных стилей, существовавших … Википедия
Бамианские статуи Будды — Культурный ландшафт и археологические находки в долине Бамиан* Cultural Landscape and Archaeological Remains of the Bamyan Valley** Всемирное наследие ЮНЕСКО … Википедия
Афганистан — Исламская Республика Афганистан пушту د افغانستان اسلامي جمهوریت (Da Afġānistān Islāmī Jomhoriyat) дари جمهوری اسلامی افغانستان (Jomhuri ye Eslāmi ye Afġānestān) … Википедия
Айван — Входной айван Гробницы Хумаюна в Дели … Википедия
211 (число) — 211 двести одиннадцать 208 · 209 · 210 · 211 · 212 · 213 · 214 Факторизация: простое Римская запись: CCXI Двоичное: 11010011 Восьмеричное: 323 Шестнадцатеричное: D3 … Википедия
Архитектура Тегерана — Тегеран основан в 6 тысячелетии до н.э. Столица Ирана с 1795 года. Современная городская планировка принята в 20 30 х годах XX века. До этого город имел радиально кольцевую структуру с узкими улицами и нагромождёнными практически друг на… … Википедия
Пештак — дворца Худояр хана в Коканде Пештак (пиштак) в странах Ближнего и Среднего Востока портал в средневековых мечетях, медресе, мавзоле … Википедия
Афганистан. За три месяца до краха. Часть третья
Цикл материалов “Афганистан. За три месяца до краха”
В рассказах про Афганистан почему-то редко упоминается, что продолжительное время страна была населена преимущественно буддистами. Буддизм пришел в эти места из Индии в III–IV веках до нашей эры и, наряду с различными языческими верованиями, вплоть до конца VI века уже нашей эры стал главенствующей религией. Дальше последовало завоевание территории современного Афганистана арабами и постепенное, временами аккуратное, временами жестокое, обращение местного населения в ислам. В конечном итоге ислам приняло подавляющее большинство населения страны и на сегодняшний день приверженцами этой религии является 99% населения.
Одним из самых известных памятников периода доминирования в Афганистане буддизма являлись статуи Будды, построенные в долине Бамиан, в VI веке н. э.
Два больших изваяния, высотой 55 и 37 метров, выдолбленные в скале.
Простояв почти полторы тысячи лет, статуи были уничтожены талибами, в 2001 году. Изображение чужих богов, с точки зрения Талибана*, плохо коррелирует с канонами ислама, как они их трактуют, и поэтому они должны уничтожаться. Ну и, конечно, это был демонстративный жест, которым талибы в очередной раз говорили всему миру: «Нам абсолютно наплевать на вашу веротерпимость, мировую историю и все это ваше всемирное наследие! Мы уничтожим все, что противоречит Корану и суннам!». Артиллерийский обстрел не привел к серьезному разрушению статуй, поэтому фанатикам пришлось применить все свое саперное мастерство и много взрывчатки, чтобы статуи уничтожить. Такая жирная и мерзкая точка, которая ознаменовала к тому же конец их правления в Афганистане…
Но одно очень интересное и не заезженное туристами место, связанное с буддизмом, мы все же нашли — Ступа Топдара, расположенная недалеко от столицы провинции Парван и построенная аж во II веке н. э.! И до нее еще можно было добраться
Ступа — это, обычно сферическое, сооружение, установленное в память о каком-либо уважаемом человеке. Очень часто ступа выполняет роль хранилища каких-либо реликвий, как раз как в случае со ступой, которую предстояло посетить нам. После кремации Будды, его несгоревшие останки были разделены последователями и разнесены по всей Азии. И, как принято считать, один из его зубов был захоронен именно в ступе Топдара. Проверить так ли это на самом деле представляется делом крайне затруднительным, поскольку ступа является монолитным сооружением, не имеющим никого внутреннего пространства. Поэтому понять, где именно находится зуб, а уж тем более раскопать его не представляется возможным. Ну, мы собственно и не ставили перед собой такой цели:-)
Пять лет назад там начались реставрационные работы, а до этого времени она постепенно разрушалась и скорее всего через десяток-другой лет развалилась бы совсем.
Какая ее ждет судьба сейчас, при талибах, я не берусь предсказать. Но что-то мне подсказывает, что финансирование ее реставрационных работ будет расположено очень далеко в списке приоритетов новых правителей Афганистана. Поэтому, думаю, что еще какое-то время она простоит в таком состоянии, как застали ее мы, а потом опять продолжит разрушаться.
Такая же незавидная судьба, наверняка, ждет еще один очень интересный исторический объект, который мы собирались посетить — Джамский минарет — колоритнейшее сооружение, построенное в XII веке нашей эры.
Расположен минарет в горах, на высоте почти 2000 метров! Вы нигде не найдете никакой информации о посещении этого места какими-либо путешественниками из России — слишком далеко в горах и вдали от более-менее серьезных дорог оно расположено. Но мы готовы были рискнуть, потратить сколько понадобиться времени, но добраться-таки до него. И опять слышим отрицательный ответ: «Местность еще более труднодоступная, чем Бамиан, гарантировать и обеспечить вашу безопасность мы не можем»… Твою ж мать…
А этому минарету осталось, возможно, еще меньше времени, чем ступе Топдара. Он и сейчас находится в очень плачевном состоянии. Даже несмотря на то, что включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. И главная угроза состоит в том, что его фундамент активно подмывается рекой, что уже сейчас привело к заметному наклону минарета, сделав его «младшим братом» Пизанской башни. Но если за башню чуть ли не весь мир переживает и что-то там придумано, чтобы избежать ее обрушения, то до Джамского минарета никому не было дела ни раньше, ни сейчас.
Если я когда-нибудь еще поеду в Афганистан, то в значительной мере потому, что хочу до этого сооружения все же добраться.
Нас же в этот день ждала еще одна необычная встреча — мы были приглашены в гости к Губернатору провинции Парван Фазлуддину Айяру. И это была, пожалуй, одна из самых необычных встреч за всю нашу поездку. Не так чтобы очень часто нас звали к себе в гости такие высокопоставленные люди, поэтому, мы с радостью и любопытством приняли это предложение и поехали к нему в офис.
Уже после знакомства с Губернатором я немного погуглил информацию о нем и выяснил, что вообще-то господин Айяр является генералом, начинавшим свою карьеру еще в рядах моджахедов, которые боролись с советскими войсками.
Встреча оказалась абсолютно протокольной во всех смыслах этого слова. Мы рассказали о наших впечатлениях от увиденного в Афганистане.
Поскольку в этой стране действительно есть чего посмотреть, нам не пришлось даже напрягаться, чтобы передать наши самые положительные эмоции от увиденного. Губернатор же со своей стороны также рассказал что-то о «большом туристическом потенциале» Афганистана и что они очень рады видеть туристов именно из России. Но при этом все мы (по крайней мере мы точно!) понимали, что ни о каком серьезном туристическом потоке в Афганистан в каком-то обозримом будущем говорить не приходится. После этого состоялся обмен подарками. После обмена подарками распрощались, удовлетворив совместное любопытство — мы общением с высокопоставленным чиновником, хозяева — созерцанием диковинного нынче на афганской земле явления — путешественников, да еще и из России.
История создания и легенды Бруклинского моста (Brooklyn Bridge)
Ольга Белинская & Ольга Суворова
Эта гордость Америки, и один из самых старых висячих мостов в мире, длиной в 2 километра, расположен в штате Нью-Йорк, в городе Нью-Йорк, примерно 363 км от Вашингтона. Мост и история его создания до сих пор вызывают восхищение!
Мост перекинут через пролив Ист-Ривер и соединяет два района города: Манхеттен и Бруклин. После постройки он стал одним из символов Нью-Йорка и дважды получал название национального памятника США.
3 января 1869 года Джон Реблинг инженер проектировщик, родом из Германии, начал работу над подвесным мостом (сегодня он называется Бруклинский мост), который должен был впервые соединить Манхэттен и Бруклин.
Желание соединить эта два берега пролива и соединить два района было уже давно, но никто не мог предложить достойный проект. Джон Реблинг уже построил несколько висячих мостов к тому времени и имел репутацию хорошего инженера. Его новое предложение в этом проекте было использовать в конструкции моста стальные прутья вместо чугунных. Ничего подобного прежде никто не делал!
«Для строительства Бруклинского моста Рeблинг впервые применил в качестве несущей конструкции моста стальные канаты, а ведь в то время сталь была новым материалом — современники Джона Реблинга не доверяли этому материалу, считая идею применения стали почти утопичной. Все знали, что сталь подвержена коррозии, а, следовательно, мост с использованием этого материала не мог бы служить длительное время. Но Джон Реблинг предложил попросту гальванизировать несущие тросы, которые, в результате, до сих пор успешно поддерживают дорожное полотно над проливом Ист-Ривер».1
Этот проект реализовывался более 13 лет и стоил жизни почти 30 работникам, многими неприятностями семье создателя.
Джон не дожил до открытия моста. Вскоре после начала строительства он работал на краю причала, когда подошедший паром раздавил ему стопу. Через несколько недель после ампутации, Джон пытался лечиться самостоятельно, поливая рану проточной водой. В результате, скончался от столбняка.
Управление проектом перешло к старшему сыну – Вашингтону. Но всего несколько месяцев спустя, Вашингтон пострадал в результате несчастного случая под водой, который надломил его здоровье и сделал инвалидом до конца жизни.
Управление проектом взяла на себя его жена – Эмили Реблинг. Эмили не была инженером по образованию. Она стала инженером по стечению обстоятельств. Вашингтон был единственным, кто обладал достаточными знаниями для продолжения работы. Поэтому, лёжа вдали от стройплощадки, он обучал жену высшей математике, анализу напряженного состояния прочности материалов и мелким деталям строительства с использованием стальных прутьев.
«Их квартира находилась на берегу напротив строящегося моста. И из окна спальни Вашингтон мог в бинокль наблюдать за строительством, его так и прозвали «человек в окне». Из всех пальцев на руках у него шевелился лишь один. И прикасаясь им к руке Эмили, он выстукивал ей то, что хотел сказать, используя изобретенный им самим код, который Эмили понимала. Все указания и поручения мужа она передавала инженерам и рабочим на стройке. Под руководством мужа Эмили выучила высшую математику, сопромат, мостостроение. В результате ее на самом деле стали воспринимать, как настоящего авторитетного руководителя».2
Ко времени окончания строительства Эмили исполнилось 40 лет и она стала героиней самого масштабного проекта. Она не только помогла соединить Манхэттен и Бруклин, она проложила новую тропу для других женщин на их дороге к равенству.
Сегодня на мемориальной доске моста надпись «. Посвящается памяти Эмили Реблинг (1843—1903) чья преданность и отвага помогли её раненому мужу закончить строительство».
Сейчас, даже трудно представить, насколько смелым и инновационным был проект моста.
Ведь в то время сталь была новым, мало известным материалом, американцы с недоверием отнеслись к стальным опорам. Чтобы доказать прочность конструкции, в день открытия моста Эмили первая отважно шагала по мосту, держа в руках птицу — любимого петуха. За ней шли несколько слонов из соседнего зоопарка. Мост выдержал всех!
Как ни странно это звучит в наше время, но ранее на острове Манхэттен жили индейцы племени алгонкины.
У них существовало предание, одна древняя легенда о камне поглощавшем животных и людей. Этот огромный камень, в форме головы змея, выступал из воды как раз в том месте, где и появился Бруклинский мост. Индейцы считали, что он требовал жертвоприношений. «Приход белых людей, как считали индейцы, потревожил «голову великого Змея», и камень ушел под воду. Но некоторые алгонкины, по прежнему, тайком от пришельцев, бросали ему по ночам связанных людей и животных».3
Реблинги услышав легенду, отнеслись к ней очень серьезно. Джон и Вашингтон (отец и сын) признались друзьям, что в последнюю ночь перед сдачей моста они едва не попали в беду. Необъяснимая сила, внезапно потянула их к перилам, им показалось, что внизу в темной воде шевелиться какое-то огромное существо. «Реблингов вдруг охватил ужас, а затем непреодолимое желание прыгнуть в Ист-Ривер, и стать жертвами неведомого чудовища. Джон и Вашингтон, медленно, не сговариваясь, начали влезать на перила моста. Но тут их окликнули строители. Наваждение кончилось».4
А у гангстеров Нью-Йорка того времени появился особый шик – сбрасывать своих врагов с этого моста. История умалчивает, как им удавалось проносить свои жертвы мимо полицейского поста и сбрасывать их в воду. После этого открывалась бутылка виски, там же выпивалась, но не до конца. Бутылку швыряли с моста и приговаривали: «Камень, голова великой змеи», жратву ты уже получил, а теперь промочи глотку. И нас никогда не беспокой и не призывай к себе!”.
Сейчас можно пройти пешком или взяв, где-нибудь возле Уолл-стрит, напрокат велосипеды прокатиться по Бруклинскому мосту по отличной выделенной велодорожке. Проехав по Бруклинскому мосту, можно вспомнить известного поэта Маяковского, сказавшего, что «Бруклинский мост — да… это вещь!». С бруклинской оконечности моста можно насладиться шикарными видами небоскребов.
В наше время бруклинский мост «исполняет сразу две важные роли: не только соединяет два нью-иорских острова, но и ИСПОЛНЯЕТ ЖЕЛАНИЯ. Современные американцы знают, что за мечтами нужно идти на Бруклинский мост. Тому, кто перейдет его целиком мысленно повторяя свою заветную мечту ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОВЕЗЕТ!».5
Возможно эту легенду придумали американские психологи, для концентрации человека на своей цели – но это работает! И привлекает как местных жителей, так и туристов! 6
1 Источник: http://lifeglobe.net/entry/1172
2 Источник: https://kulturologia.ru/blogs/040318/38063/
3 Бурлак Вадим Николаевич НЕИЗВЕСТНЫЙ НЬЮ-ЙОРК. История. Легенды. Предания. Издательство «Вече 2000», 2006 г. стр. 37
4 Бурлак Вадим Николаевич НЕИЗВЕСТНЫЙ НЬЮ-ЙОРК. История. Легенды. Предания. Издательство «Вече 2000», 2006 г. стр. 39
5 Слука, Ирина Михайловна. Места исполняющие желания / Слука И.М. – Москва: Эксмо. 2015. – 252 с. – (Подарочные издания. Туризм).
6 Photography by Norman Parkinson: Lunch break on the bridge https://www.independent.co.uk/arts-entertainment/art/features/photography-by-norman-parkinson-lunch-break-on-the-bridge-8524886.html
Так же использованы некоторые фотографии Эдуарда Гавайлера.
Бруклинский мост
Бруклинский мост (Brooklyn Bridge)
Бруклинский мост – одна из визитных карточек Нью-Йорка. Он проложен над рекой Ист-Ривер и служит для соединения южной оконечности Манхэттена с Бруклином. Ширина моста достигает 26 м, высота над водой в самом высоком месте – 41 м, а длина – 1828 м.
Этот мост – один из семи мостов города, проложенных над проливом, и один из старейших подвесных мостов, сохранившихся в США. Он входит в число главных национальных достопримечательностей страны и стал символом индустриального прогресса Америки. С момента строительства прошло уже более 130 лет, но старый мост продолжает впечатлять всех, кто его видел.
Сэкономь на путешествии!
Видео: Бруклинский Мост
Основные моменты
Прогулка по Бруклинскому мосту — священный ритуал как для жителей Нью-Йорка, так и для гостей города. Помня об этом, идите осторожно: вы рискуете столкнуться с бегунами и несущимися на большой скорости велосипедистами. С моста и гладкой дорожки для пешеходов и велосипедистов, берущей начало с восточной стороны здания мэрии, открываются превосходные виды на Нижний Манхэттен и Бруклин. На смотровых площадках под двумя каменными мостовыми опорами есть изображения панорам прибрежной части города в разные периоды истории. Превосходным окончанием прогулки со стороны Бруклина могут стать строящийся Парк Бруклин Бридж и рестораны Дамбо.
Панорама Нью-Йорка Бруклинский мост на закате
Вас ожидает завораживающее зрелище, если вы соберетесь ближе к вечеру дойти до Бруклинского моста и поймать закат. Бруклинский мост и по сей день считается одним из самых красивых в мире. Ему посвящают стихи и песни, его рисуют на картинах и снимают в кино.
Бруклинский мост – такая же неотъемлемая часть Нью-Йорка, как Эйфелева башня в Париже, Красная площадь в Москве, Биг-Бен в Лондоне. Прогуляйтесь по пешеходной дорожке моста, и перед вами откроется великолепная панорама Нью-Йорка. Если настроение и погода позволяют, можете взять напрокат велосипед и насладиться видами окрестностей из фильма «Однажды в Америке».
История строительства
В XIX веке Нью-Йорк переживал период расцвета. Количество людей, населяющих Манхэттен и Бруклин, росло очень быстро, поэтому местные власти были всерьез озадачены проблемой соединения двух частей большого города. Они организовали конкурс и предложили архитекторам представить свои проекты. Какие только решения ни предлагались: большие подземные тоннели под проливом, громоздкие дорогостоящие мосты… Но все они город не устраивали.
Предупреждение рабочим во время возведения Бруклинского моста: “Безопасно только для 25 человек одновременно. Не ходить рядом друг с другом. Нельзя бегать, прыгать или идти быстрым шагом. Идти не в ногу!
Одним из последних на конкурс попал революционный по тем временам проект подвесного моста из стальных тросов. Его автором был иммигрант из Германии Джон Август Роблинг. Он приехал в Америку в 1831 году, сменив имя Йохан на Джон. Роблинг не был новичком в мостостроении. За время жизни на новой родине он уже приобрел опыт возведения пяти подвесных мостов в нескольких американских штатах. Однако все они имели гораздо меньшие размеры.
Идея архитектора была уникальной. Он решил выстроить сооружение, состоящие их трех пролетов, которые бы разделились двумя башнями, высотой 83 м. Вместо дорогостоящего тяжелого чугуна Роблинг предложил использовать высокопрочную сталь.
Строительство башен Незаконченный Брулинский мост Художники на кабелях Брулинского моста, 1914 г. Стальной каркас моста
Власти сразу одобрили необычный проект, хотя у него нашлось и немало противников. Дело в том, в XIX веке сталь являлась новым строительным материалом, и опыт ее использования был еще небольшим. Скептики утверждали, что стальные тросы со временем заржавеют и потеряют прочность. По этим причинам Роблинг предложил предварительно гальванизировать стальные изделия, чтобы уберечь их от естественной коррозии.
Однако, еще до начала строительства в 1869 году произошла трагедия. Джон Роблинг, производил заключительные измерения канала. Паром, с которого забивали сваи, неожиданно столкнулся с его лодкой, и архитектор сильно повредил ногу. Травма была очень серьезной, и стопу пришлось срочно ампутировать. Это, в свою очередь, привело к заражению крови, от которого Роблинг и умер.
История Бруклинского моста – это история превращения трагедии в триумф!
Несмотря на эту трагедию, в начале 1870 года огромная стройка стартовала. Возглавил ее сын Роблинга – Вашингтон, уже имевший опыт строительства мостов, полученный в совместных работах с отцом. На дно пролива были опущены огромные герметичные кессоны, из которых откачали воду и ил. И внутри них строители начали возведение каменных опор. Работа эта была сложной, так как люди находились в условиях разреженного воздуха. Кроме того, в кессонах происходили пожары и взрывы, и несколько рабочих погибло.
Мемориальная доска, посвященная семье Роблинг: Вашингтону, его жене Эмили и отцу Джону
Младший Роблинг также подолгу участвовал в тяжелых кессонных работах. Но однажды в огромном ящике-кессоне случилась авария, и молодой порывистый Вашингтон спустился туда, где находился до полной ликвидации опасности. Естественным следствием таких спусков была кессонная болезнь (кислород туда подается под давлением, и при быстром подъеме «закипает» азот в крови). Вашингтона парализовало из-за прогрессирующей болезни, и он не мог больше непосредственно руководить строительством.
На бруклинском берегу семья Роблинг сняла квартиру с видом на строящийся мост, и прикованный к постели Роблинг наблюдал за работой через подзорную трубу. А его расчеты, указания, распоряжения исправно последующие 11 лет относила на стройку его жена Эмили. Все имена членов семьи Роблинг, благодаря упорству которых стройка все-таки состоялась, увековечены на мемориальной доске, установленной на Бруклинском мосту.
На строительные работы город выделил огромную для XIX века сумму – 15,1 млн дол. Их потратили на оплату труда рабочих, высокопрочные стальные канаты, гранит, известняк и бетон. К сожалению, по разным причинам эта уникальная стройка унесла жизни 27 человек.
Гальванизированные стальные троссы моста Первая полоса газеты Frank Leslie’s Illustrated с новостью об открытии Бруклинского моста, 1883 год
Торжественное открытие Бруклинского моста было приурочено ко дню рождения королевы Виктории – 24 мая 1883 года (она пользовалась авторитетом и уважением во всем мире). В этот день по первой сухопутной переправе с Манхэттеном проехало около 1900 повозок и прошло свыше 150 тыс. человек. Открытие перехода между Бруклином и Манхэттеном было столь значимым для страны, что его посетил президент США Алан Артур Честер. А право первой пересечь новый мост доверили Эмили Роблинг. Торжество сопровождалось игрой оркестра из 75 музыкантов, а в воздух взлетали ракеты праздничного фейерверка. Когда Бруклинский мост открыли для всех, толпа повалила через его пешеходную часть, приподнятую над дорогой. Сам Вашингтон Реблинг в слезах наблюдал за торжеством с постели, у окна, через подзорную трубу. Через некоторое время в дверь постучали, и тесную спальню заполнили ликующие гости: президент страны, губернатор, мэры, строители. Все горячо поздравляли Вашингтона Реблинга и добрым словом вспоминали его гениального отца.
Бруклинский мост в тумане после фейерверков, запущенных на День независимости США
Спустя неделю, во время сильных порывов ветра люди на мосту устроили панику. Они испугались, что конструкция обрушится, и в толпе образовалась давка, в результате которой погибло 12 человек. Жители города никак не могли привыкнуть к необычному подвесному сооружению, и еще несколько раз на мосту возникала паника.
Чтобы предотвратить возможные трагедии, городские власти приняли нестандартное решение. Через год после открытия моста по нему провели длинный караван, состоящий из 21 слона. Огромных животных, как нельзя кстати, привез в город один из гастролирующих цирков. Такая необычная процессия убедила горожан, что пользоваться мостом безопасно. И трагедий больше не было.
Бруклинский мост (на заднем плане Манхэттенский мост)
Инженерные особенности моста
Во времена, когда строился мост, еще не задумывались над аэродинамическими особенностями конструкций, поэтому многие старые мосты быстро приходили в негодность или их приходилось перестраивать. Но в случае с Бруклинским мостом этого не произошло. Его прочность в 6 раз превосходит ту, которую заложил в своих расчетах автор проекта Джон Роблинг. Во многом это случилось, благодаря уникальным способам плетения и связки стальных тросов, которые были изобретены талантливым мостостроителем.
Вид на арку моста снизу вверх Дорога под Бруклинским мостом
Дорожное полотно удерживают 4 кабеля диаметром 0,4 м. Каждый из них сплетен из 5434 стальных жил. Фактически дополнительные диагональные кабели, поддерживающие конструкцию от двух башен-пилонов до основного полотна, не несут нагрузки и сделаны «для подстраховки» главной опорной системы. Они играют скорее эстетическую роль и сохраняются для того, чтобы мост выглядел оригинальнее.
Бруклинский мост в деталях
Пешеходы на Бруклинском мосту
Раньше Бруклинский мост использовался для общественного транспорта, и по нему были проложены маршруты троллейбусов и трамваев. Но сейчас здесь разрешено путешествовать только легковым автомобилям, пешеходам и велосипедистам.
Для организации движения мост поделен на три части. Машины едут по нему в одностороннем порядке по отдельным автотрассам, занимая 6 полос. Над ними, на возвышении в несколько метров выделена прогулочная зона, которую используют пешеходы и велосипедисты. Разделение зон движения пешеходов и автомобилей в значительной мере способствует безопасности. Кроме того, по краям пешеходного тротуара установлены перила, ограждающие от плотного потока машин даже самых неосторожных пешеходов.
3 моста в Бруклин: Бруклинский мост на переднем плане, Манхэттенский мост в центре и Уильямсбургский мост сверху.
Интересные факты о Бруклинском мосте
Советы для фотолюбителей
С моста открывается потрясающая панорама города, особенно если двигаться по нему от Бруклина в сторону Манхэттена. Чтобы запечатлеть ее, лучше пользоваться широкоугольными объективами.
Не менее прекрасен Бруклинский мост при вечернем освещении, когда включается оригинальная подсветка, которая была установлена здесь еще в 1980 году. Искусственное освещение в темное время суток подчеркивает архитектурное изящества самого старого моста Нью-Йорка. А фотографии Бруклинского моста с подсветкой получаются очень интересными, независимо от выбранной точки съемки.
Вид на Манхэттен с Бруклинского моста Часть моста, открытая для проезда транспорта Парк Бруклинский мост ночью
Как добраться
Первое знакомство с Бруклинским мостом лучше начать от Гудзона. Вид на него со стороны залива производит неизгладимое впечатление. Для этого, чтобы подъехать к мосту, необходимо воспользоваться катером, который курсирует вдоль Манхэттена до статуи Свободы и обратно. Сесть на такой катер удобно от пирса «West 44 st». Но до самого моста он не дойдет, и нужно будет немного пройти пешком.
Бруклинский мост во время снегопада Бруклинский индустриальный пейзаж
Если пользоваться городским общественным транспортом, с обеих сторон к мосту можно подъехать на метро. Со стороны Манхэттена, необходимо доехать на станции до «Brooklyn Bridge – Chambers St» (поезда 4, 5, 6, J, Z). Выйдя из метро, нужно просто продолжить движение в направлении моста.
Из Бруклина дорога чуть сложнее. На метро нужно ехать до станции «Brooklyn Bridge – High St» (поезда А и С). Выход из метро находится в «Кэдман Плаза» парке – в северо-западной части Бруклина. По парку необходимо пройти на юго-восток, поэтому вначале придется двигаться в направлении от Бруклинского моста, который хорошо виден за городскими зданиями. В углу парка стоит большое здание Окружного суда (District Court), за которым находится перекресток Тиллари-стрит и Бруклин Бридж Променад. Это и есть начало пешеходной прогулки к мосту, которая проходит на уровне 20 этажа, над улицами Нью-Йорка.
Здесь говорят: “Если однажды ты стал частью Бруклина, Бруклин навсегда останется частью тебя. “
Бруклинский мост в США
” class=”wp_ulike_btn wp_ulike_put_image wp_post_btn_12732″>
Бруклинский мост — одно из самых известных сооружений Нью-Йорка. Его особенностью является то, что это старейший висячий мост во всем США. И он принес до наших дней ту самую атмосферу старой Америки, которая существовала еще до времен перестройки. Сегодня это место все так же функционирует на благо города, а толпы туристов все время норовят сфотографироваться на его фоне.
Мост возвышается над проливом Ист-Ривер, и соединяет Манхэттен и Бруклин. Его ширина равна 26 метрам, а сам мост разделен на три полосы движения. Общая длина сооружения — 1828 метров, а наибольшая высота — около 41 метра. Он используется, как для автомобильной переправы, так и в качестве пешеходного моста, для чего выделено несколько огражденных линий. Такой шаг позволяет препятствовать несчастным случаям и предоставляет возможность свободного передвижения по мосту.
История создания
Бруклинский мост был возведен в далеком 1883 году, являясь крупным проектом по соединению двух берегов пролива. В то время это была важная мера, ведь городу был необходим прямой путь между Бруклином и Манхэттеном, способный выдержать огромный вес. Но он имел не только практическую ценность, но и символическую, отражая величие и мощь Нью-Йорка.
Его создателем по праву считается Джон Роблинг — начинающий, но уже добившийся известности мостостроитель. Когда власти города попросту не могли подобрать подходящий вариант для соединения двух районов города, он предложил инновационную идею висячего моста. Хотя идея была рискованна, власти согласились на нее, ведь мост был попросту необходим. Так началось его строительство.
Над строительством неустанно трудились три члена семьи Роблингов. По нелепой случайности Джон, автор проекта, погиб на строительстве, так и не завершив свое детище. Однако работы не свернули, а продолжать труд своего отца продолжил сын Роблинга, Вашингтон. Он проделал колоссальный труд, но вскоре и его жизнь оказалась под риском, в результате чего он сильно подорвал свое здоровье. Работу продолжила Эмили Роблинг, супруга Джона. Под ее руководством мост был завершен, а вся семья мостостроителей была увековечена на сооружении.
Открытие моста
Также в Нью-Йорке можно увидеть:
Торжественное мероприятие по его открытию было знаменательным днем для всей Америки. На нем присутствовали все влиятельные люди города, его мэр, а также тогдашний президент страны — Честер Артур. В тот день Бруклинский мост единовременно пересекло более 2000 машин и 150 тысяч человек, доказав колоссальную прочность сооружения.
Но народ всегда трудно принимает инновационные проекты, что случилось и с Бруклинским мостом. Такой демонстрации было недостаточно для людей. Через одну неделю пошел слух о слабой конструкции и множестве недочетов висячего моста. Из-за чего-то в один момент возникла паника, в результате которой под огромной толпой, несущейся с перехода, погибло 12 человек. Однако еще одна демонстрация успокоила толпу — власти решили провести по мосту 21 слона, размер которых действительно внушал. Этот шаг навсегда уверил народ в прочности сооружения.
Сегодня Бруклинский мост считается индустриальным чудом света. Это главная достопримечательность Нью-Йорка, за которой ежедневно приезжают огромные толпы туристов, желающих навсегда запечатлеть посещение этого сооружения на фотоаппарате.
Башни Бруклинского моста
Одно из наиболее интересных мест на мосту — две башни, которые построены в своеобразном готическом стиле. Они создают общую картину сооружения, также являясь и основным элементом конструкции. Именно на них крепятся все три пролета моста, а также тросы, которые их поддерживают. Эти сооружения имеют величественный вид, который действительно впечатляет. И именно за ними сюда сбегается столько приезжих туристов.
Интересный факт, именно в одной из башен (а, вернее, ее опор) в 2006 году рабочими был обнаружен вход в особое бомбоубежище. Оно предназначалось для влиятельных лиц на случай войны с СССР. В нем были найдены все необходимые для жизни вещи (вода, продовольственный запас, медикаменты), а также средства защиты на случай радиационного загрязнения.
Именно башни Бруклинского моста так заинтересовали кинопродюсеров, что здесь снимались десятки различных кинолент. Среди них «Я – легенда», «Монстро» и знаменитая «Годзилла».
Тайны и загадки сооружения
Все великие сооружения несут с собой толику мистики. Истории и легенда начинают появляться одна за другой, притягиваясь к этому памятнику человеческого величия. И эта неизбежная судьба постигла и Бруклинский мост.
Одна из историй, связанных с ним, относится к большому количеству смертей на мосту. Ведь именно это место является главной целью всех Нью-Йоркских самоубийц, которые хотят свести счета с жизнью красивым способом. Прыжки в воду отсюда стали уже классикой, ведь даже охрана неспособна остановить тех, кто желает умереть с помощью Бруклинского моста.
Существует легенда, что это сама река противится мосту, заставляя людей на нем умирать. Так погиб Джон и Вашингтон Роблинги, а также множество других людей. К примеру, самый первый прыгун с моста, инструктор по плаванью Роберт Олдум, решился на этот шаг еще в 1885 году. Хотя он лишь хотел поставить рекорд по прыжкам в воду, эта попытка стала для него роковой. С тех пор многие люди приходят сюда в поисках смерти, ведь никто не может выжить после падения с такой высоты.
Но стоит помнить, что у любой достопримечательности есть темная сторона. Это касается и Бруклинского моста, величественного памятника человеческой находчивости. Однако его атмосфера заставляет забыть об этом, ведь любой, кто ступил на платформу башен, начинает наслаждаться этим старым творением прогресса. Вопреки многим другим достопримечательностям прошлых веков, Бруклинский мост не умер. Он до сих пор работает в качестве переправы, выполняя свои прямые функции. Именно поэтому он остается жить, создавая все новые слухи и легенды о своем существовании.
И за пределами городских проспектов можно отыскать примечательные места в США: Гранд-Каньон, Карлсбадские пещеры, Колодец Тора. – читаем в наших статьях.