Дома, построенные в виде кораблей

«Средневековый корабль»: Дом архитектора Сергея Мишина в Вырице Что получится, если архитектор построит дом для своей семьи, а не для чужих людей

Алвар Аалто возвел на острове Мууратсало в Финляндии летний дом, где экспериментировал с материалами и технологиями. Оскар Нимейер построил в Рио-де-Жанейро Casa das Canoas — образец лирического модернизма. Ле Корбюзье придумал и воплотил на острове Сен-Мартен Cabanon — деревянную хижину, самый маленький из домов архитекторов.

Это хрестоматийные зарубежные примеры из ХХ века. У современных российских архитекторов почти нет шансов актуализировать подобные списки: мало у кого из наших зодчих есть собственные дома. Пожалуй, самое заметное исключение — постройка Тотана Кузембаева в Московской области, которую автор сравнивает с самолетом-невидимкой «Стелс».

The Village нашел еще один красивый пример под Петербургом. В поселке Вырица (Гатчинский район Ленобласти), в начале ХХ века ставшем идиллической дачной окраиной, архитектор Сергей Мишин построил дом для собственной семьи. The Village попросил Сергея рассказать, не мокнет ли дом с деревянной крышей, почему постройку можно сравнить со средневековым кораблем и что сложнее — проектировать для частного заказчика или для родных.

Интервью: Юлия Галкина

Прапорщик и забор

В книге Андрея Барановского об истории Вырицы я вычитал, что в лесу напротив нашего дома раньше стоял драматический театр. Я вычислил на карте примерное расположение этого театра, купил неодимовый магнит: хочу походить с ним по лесу — может быть, нащупаю контуры здания.

С этим участком связан забавный сюжет. Земля окружена таким монументальным забором с бетонными шариками, похожими на кладбищенские. Он у меня сразу вызвал неприятие: эта стилистика, на мой взгляд, совершенно не вязалась с моим домом. Только я собрался сносить забор, как зашел местный житель и рассказал историю этого забора.

Раньше участок принадлежал некоему прапорщику, который работал на аэродроме Сиверский. Когда началась перестройка, военная часть развалилась, наступил хаос. Этот прапорщик снял со всех самолетов авионику, загрузил Ил-76, угнал его в Германию, там продал груз и получил мешок валюты. На эти деньги он решил построить здесь дворец с колоннами. Он успел только возвести забор — и тут афера раскрылась, а прапорщика посадили. Я теперь смотрю на этот забор и понимаю, что не в силах его снести, что это нарратив, история преступления и наказания, которая многого стоит.

Вид из окна

После приобретения участка мы с женой пару лет ходили и думали, что именно хотим тут построить. Потом собрались всей семьей и каждый высказал свои пожелания. Мы решили, что будем проводить здесь семейные праздники: новый год, дни рождения, поэтому нам нужно большое пространство.

Строить дом для семьи намного сложнее, чем для постороннего заказчика. Для близких людей хочется сделать что-то по-настоящему хорошее: если они недовольны, это ранит. А заказчик — человек чужой: если он недоволен — ну и ладно, может быть, не понимает чего-то. Хотя в идеале и с заказчиком надо бы работать как с близким человеком.

Я взял айфон, примотал его к спиннингу (тогда еще не было дронов): ходил и снимал на уровне второго этажа, так как именно там располагаются все спальни. Для меня очень важно то, что я вижу из окна. Я могу стоять и долго смотреть в окно, за которым ровно ничего не происходит, впадаю в подобие анабиоза, и это состояние мне очень нравится. Один член нашей семьи сказал: «Я люблю смотреть на закат». А другой сказал: «А я люблю, чтобы меня будили солнечные лучи». И так далее.

В общем, я сделал несколько сотен фото и видео, проанализировал виды и выбрал из них те, которые устроили всех. В 3D-модели выставил положение и размер окон, а телом дома облепил их. Дом родился как набор живописных рам, видов из окон — и это был главный принцип проектирования.

Читайте также:
Каков потенциал голландского рынка недвижимости?

Знаете, чем мне нравятся средневековые города — итальянские, испанские? Тем, что там практически не видна рука архитектора. Окна и двери человек прорубал там, где ему было удобно. Они расположены, на первый взгляд, хаотично, спонтанно. Поэтому лучшие города Средиземноморья очень милые. И этот дом в какой-то степени средневековый: он повиновался сумме воль жильцов и череде жизненных обстоятельств.

Финны и дождливое лето

Потом я сочинял проект. Строили дом на маленькой фабрике в Финляндии: это был их единственный российский заказ. Несколько месяцев длилась переписка, шел обмен чертежами. Примерно через полгода они сделали дом, потом он некоторое время лежал на заводе, потому что у меня не хватало денег, чтобы его привезти. Потом все же доставили: каждое бревнышко пронумеровано, все расписано, дом-конструктор, как в IKEA, потрясающе.

Дом полностью построили за лето 2016 года. Правда, нам не повезло: в тои период постоянно шли дожди, все пропиталось влагой. Я подумал, что дом погиб. Но финны славятся тем, что очень хорошо сушат древесину: если говорят, что семь процентов влажности, значит, так и есть. Видимо, из-за хорошей сушки влага ушла. По крайней мере, сейчас дом сухой, нет плесени.

«Правило стеныша»

В свое время я придумал «правило стеныша». У современной архитектуры другое отношение к гравитации: научные достижения привели к тому, что дом осмысливается иначе. Возьмем, к примеру, Дом музыки Рема Колхаса в Порту: это монокристалл, у которого разные наклонные поверхности облицованы одним материалом. Или Музей Гуггенхейма в Бильбао, который облицован титаном: там нет разделения на фасад и крышу. Размышляя над этим, я понял, что и не должно быть разделения. Что такое дом? Это оболочка, которая отделяет нас от внешней среды: холода, дождя, хулиганов — враждебности мира. Стена и крыша служат этой функции, так почему они должны быть разными?

Я изучил вопрос и выяснил, что жилые дома с деревянной крышей существуют, так строили и в Норвегии, и на Руси. Выбрал доску из сибирской лиственницы — хорошую, толстую. Мне хотелось, чтобы это был темный дом, но при этом некрашеный (иначе со временем его пришлось бы перекрашивать, а я ленив). Тогда мы со строителями взяли горелку и обожгли доски, а потом обшили ими дом.

На границе стены и крыши принято устраивать карнизы, но я их не выношу. В принципе, бескарнизный срез, когда стена переходит в крышу, — известный в архитектуре прием. Но в этом случае обычно делают скрытый водосток, что тоже проблема: он забивается хвоей и мусором. Опять же, лень мне подсказала: «Сережа, ты же не будешь его чистить». Я пересмотрел кучу номеров моего любимого немецкого журнала Detail и решил вовсе не делать водостоков. Вода стекает под досками (они с щелями) по водозащитной мембране, попадает в землю, а там закопана дренажная труба. Элементарная конструкция, не требующая никакого ухода. Доски вентилируются и не гниют, все работает. Доски со временем сереют. Ну и славно. Все мы со временем сереем.

Внутри мы решили оставить как есть прекрасные брусья, из которых построен дом, только немного помазали белой краской, чтобы создать эффект дымчатости. Получилось, что дом снаружи закопченный, а внутри — дымчатый.

nordtravel.art

Скандинавия, Фенноскандия, Север

Архитектура Исландии. На службе у природы

от Nordic

О современной исландской архитектуре

Архитектура Исландии — краткий экскурс в современную действительность архитектурных решений страны.

Исландия — ещё один северный участник, страна, не являющаяся, как таковая, частью скандинавского архитектурного движения, но придерживающаяся многих его принципов, замечательна тем, что приняла главную скандинавскую архитектурную заповедь — быть на службе у природы, натуральных ландшафтов, и развила эту идею до максимума.

Читайте также:
Аэропорт Цюриха: официальный сайт, схема пересадки

Архитектура Исландии. Современное здание кирхи в Стиккисхоульмюр. Исландия. Фото: © Ed Francissen | Dreamstime.com

Полную независимость от Дании Исландия получила лишь в июне 1944 года, это послужило причиной полного отсутствия в стране, вплоть до двадцатого века, своих, местных, хорошо обученных архитекторов. Но они быстро навёрстывают упущенное.

Архитектура Исландии. Исландские архитекторы, архитектурные объекты и решения

Первым из исландских архитектурных гигантов был Гудьоун Самуэльссон (Guðjón Samúelsson). Его проект Национального театра, завершённый в 1950 году, а также крупнейшая церковь страны — Хадльгримскиркья (Hallgrímskirkja), на постройку которой потребовался сорок один год (1945-1974), выполнены из бетона особого типа — он имитирует ценные породы вулканической базальтовой лавы, которыми так дорожит островное государство.

Национальный театр Исландии в Рейкьявике. Исландия. Архитектор Гудьоун Самуэльссон. Фото: © Glenn Nagel | Dreamstime.com

Церковь — Хадльгримскиркья (Hallgrímskirkja). Рейкьявик:

Архитектура Исландии. Церковь Хадльгримскиркья (Hallgrímskirkja) в Рейкьявике. Фото: © Anton Petrus | Dreamstime.com

Внутренние интерьеры церкви Хадльгримскиркья:

Орган в церкви Хадльгримскиркья (Hallgrímskirkja) в Рейкьявике. Фото: © Wieslaw Jarek | Dreamstime.com

Два других, более современных, здания, также заслуживающих внимания — это здание мэрии Рейкьявика 1992 года постройки, и здание Верховного суда, построенного в 1996г. Оба — результат совместной работы архитектурной команды Маргрет Хардардоттир и Стива Кристера (Studio Granada).

Здание мэрии Рейкьявика. Архитекторы Маргрет Хардардоттир и Стив Кристер. Фото: © Fotokon | Dreamstime.com

Архитектура современного Рейкьявика:

Здание мэрии Рейкьявика. Архитекторы Маргрет Хардардоттир и Стив Кристер. Фото: © (null) (null) | Dreamstime.com

Но, скорее всего, самым ярким примером современной исландской архитектуры, который также является настоящим символом результата взаимодействия художников, архитекторов всего скандинавского мира, можно будет назвать концертный зал и конференц-центр Харпа (Harpa) 2011 года.

Харпа в Рейкьявике

Экстерьер здания представляет собой каркас из стальной сетки, в ячейки которой вставлены панели из цветного стекла со светодиодной подсветкой, подчеркивающей текстуру и кристальный блеск базальтовой лавы — имитацией из исландского бетона, окрашенного вулканическим пеплом. Частично вынесенное в океан (по причине нехватки места на берегу), здание сливается с водой, отражая небо и противоположную сторону залива. Природа действительно вдохновляет исландцев!

Харпа в Рейкьявике. Фото: © F11photo | Dreamstime.com

Детали внутреннего интерьера и дизайна Харпа:

Харпа. Концертный зал. Детали интерьера. Рейкьявик. Исландия. Фото: © Magdalena Warmuz Dent | Dreamstime.com

Более всего поражает истинная кросс-культурность характера этого проекта. Команда, работавшая над созданием Harpa являет собой коллаборацию датско-исландского художника Олафура Элиассона (Ólafur Elíasson), и копенгагенского архитектурного бюро «Henning Larsen Architects». Это «перекрёстное опыление» культур народов Северной Европы и Скандинавии наглядным образом демонстрирует, что их совместная деятельность способна давать результаты, намного превосходящие достижения каждой страны, работающей по-отдельности.

Концерт-холл Харпа в Рейкьявике. Интерьер. Фото: © Pramote Seemak | Dreamstime.com

Страны Северной Европы. Исландия.

Рубрика статей об Исландии здесь: Исландия

Архитектура Исландии

На архитектуру Исландии значительное влияние оказал суровый климат – бесконечные полярные ночи, скудная растительность, снежные зимы и ледяные ветра. В таких условиях здания вряд ли могли отличаться изяществом и легкостью линий. Самым первым строительным материалом на острове стал торф — его здесь всегда было в избытке. Также использовались древесина и камень, однако ценное дерево, которое привозили в Исландию из Европы, требовалось для строительства кораблей, а каменные дома, без должного утепления, не могли сохранять тепло так, как это требовалось.

Дома в Исландии

Традиционные дома из торфа, покрытые сверху дерном, не только обеспечивали хорошую теплоизоляцию, но и защищали от частых летних дождей. Фундамент древних исландских зданий складывался из крупных камней, затем строилась деревянная рама, которая брала на себя основной груз торфа. На двускатных крышах исландцы высаживали траву, которая также помогала сберечь тепло. Одной из немногих деревянных деталей были двери.

Как правило, длина дома была около 17 метров, а ширина – около 6 метров. Обычно внутреннее пространство не делилось на комнаты: внутри располагался центральный зал – просторное помещение с земляным полом и очагом посреди. Спален в доме не было, поэтому хозяева и гости спали на скамьях, расположенных по периметру зала.

Читайте также:
Зачем нужно путешествовать по миру

В таких «длинных домах», углубленных в земле, обитатели острова жили вплоть до середины 18 века. Позже, в связи с ростом городского населения, возникла новая мода – в исландской столице Рейкьявике выросли улицы с каменными зданиями, построенными по проектам датских архитекторов. В связи с активизацией торговли в Исландии появились новые материалы – привозной лес, туф, базальт, металл. В стране постепенно сложился новый тип жилого дома, напоминающего традиционные дома других скандинавских стран. Такой архитектуре чужда торжественность, нарядность: здания крайне просты и утилитарны. В них все предназначено для удобства обитателей этого сурового края.

С началом 20-го века облик исландских городов стал меняться: в Исландию пришли новые, современные формы, конструкции, материалы и методы строительства. Стали привычно смотреться 4-5 этажные дома, а также новые общественные и административные здания из железобетона. После Второй мировой войны Исландия стала независимой, на острове начался строительный бум. Исландские архитекторы изучали опыт современной мировой архитектуры, но при этом не забывали о традиционных формах.

Шедевры исландской архитектуры

Среди шедевров исландской архитектуры 20 века – самая большая в Исландии церковь с труднопроизносимым названием Хатльгримскиркья, которая строилась 38 лет. Ее силуэт виден из любой точки Рейкьявика. По мысли архитектора Гудйоуна Самуэльсона, вдохновленного природой родной страны с ее гейзерами и вулканами, образ здания напоминает нам о потоках лавы, привычных для ландшафта Исландии. Строительные работы начались в 1945 году и закончилось в 1986-м. Церковь также используется в качестве смотровой башни: наблюдатели могут подняться на лифте на смотровую палубу, чтобы с 75-метровой высоты насладиться видом на столицу и окружающие горы.

Среди других достопримечательностей Рейкьявика выделается Перлан – это необычная постройка высится над столицей на большом холме. Некогда это было промышленное сооружение, теперь же это развлекательный центр с изумительным рестораном. Над огромными цилиндрическими емкостями, которые некогда использовались для хранения горячей воды для обогрева города, был построен стеклянный купол. Под ним расположены вращающийся ресторан, выставочные площади и искусственный гейзер, а выше – смотровая площадка, откуда открывается панорамный вид на город и океан. В одном из металлических цилиндров теперь находится музей восковых фигур викингов.

Еще один архитектурный шедевр – концертный зал Харпа, визитная карточка нового Рейкьявика. Он расположен в гавани столицы, на берегу моря. Архитекторы сооружения – датская студия «Хеннинг Ларсен Архитектс» и известный художник Олафуро Элиассон – подчеркивают, что при разработке дизайна этого невероятно красивого здания они также искали вдохновения в необычной природе Исландии. Открытие концертного зала Харпа состоялось в 2011 году. Его площадь составляет 31 тыс. кв. м, квадратных метров, это уникальная площадка для проведения концертов, вернисажей, конференций и официальных встреч. Внутри размещаются конференц-залы, рестораны, террасы для отдыха, сувенирные лавки, а также четыре огромных концертных зала, в которых проходят спектакли Исландской оперы.

Снаружи здание, облицованное великолепными стеклянными панелями со встроенными цветными светодиодами, напоминает сверкающий драгоценный камень, который отражается на поверхности моря. Особенно эффектный вид концертный зал имеет в вечерние часы, здесь собирается множество туристов из разных стран.

В 2013 году концертный зал Харпа получил одну из наиболее престижных наград Европы в области архитектуры – «Mies van der Rohe».

Всё об исландских дерновых домах, и какие из них можно посетить

Исландские дома с дерновыми крышами, несомненно, являются частью имиджа и наследия страны. В суровом климате и изоляции дерновые дома согревали викингов на протяжении 11 столетий, пока не начали строить более современные конструкции. В Исландии не так много древних и величественных зданий, которыми можно было бы похвастаться, как в большинстве европейских стран, но если хорошо поискать, то можно найти несколько старинных домиков и даже посетить их.

Читайте также:
Как выглядит пенсионное удостоверение в 2022 году

Этот пост посвящён истории и современному состоянию исландских домов с дерновыми крышами.

История дерновых домов Исландии

Приехав в Исландию сегодня, довольно трудно поверить, что когда-то здесь росло много деревьев. Исследования показали, что более 30% территории страны в годы её заселения было покрыто лесами. В основном, как и сегодня, здесь росли берёзы. Поэтому, несмотря на то, что наши скандинавские соседи использовали для строительства своих домов дуб, исландцам приходилось строить из своей любимой берёзы.

Однако ресурсы были ограничены, а люди в те времена не смотрели далеко в будущее, и в результате все деревья быстро оказались вырублены, а на исцеление почвы острова уходят столетия. Тем не менее, люди всё ещё должны были как-то строить безопасные убежища для себя и своих семей. Заглянем поглубже в традиции и выясним, как же они это сделали.

В те времена про дерновые крыши уже знали в Норвегии, откуда прибыло большинство поселенцев. Следовательно, это было нечто такое, в чём они были уверены. Кроме того, в Исландии не было недостатка в подходящем дёрне, который и стали использовать для строительства домов.

Мало того, что дёрн обеспечивал первоклассную изоляцию, лучше, чем у древесины или камня, его также было намного легче добывать. Благодаря этому почти каждая ферма в Исландии состояла из дерновых домов. По вечерам люди собирались в самой большой комнате, единственной, отапливаемой огнём, и рассказывали истории, вязали и делали изделия из шерсти и кожи. Другие пели или читали стихи, и всем было тепло в этой комнате. Её называли baðstofa (бадстофа), что-то вроде «ванная-гостиная».

Как строили дерновые дома?

Дерновые дома, или торфбайр (torfbaeir), как их называют по-исландски, в основном состояли из плоских камней, древесины, дёрна и почвы. Из дерева строили только каркас, что значительно сокращало потребность в этом материале. Каркас затем покрывали дёрном, укладывая его ёлочкой в два слоя, чтобы обеспечить хорошую изоляцию. Единственное, что дополнительно делали из древесины, – это двери и дверные проёмы, которые также служили декоративными элементами, а в богатых домах на них вырезали узоры. Кроме того, более состоятельные семьи покрывали свой пол камнем или деревом.

При строительстве дернового дома большой акцент делали на той самой большой комнате бадстофа, где все собирались по вечерам, ужинали, общались и спали. В комнате была труба, через которую выходил дым от единственного в доме источника тепла.

Живут ли исландцы в дерновых домах сегодня?

Сразу отвечу – нет. Исландцы больше не живут в дерновых домах. Иногда можно встретить траву на крышах, но это всё, скорее, современная архитектурная задумка хозяев, которые хотят быть ближе к традициям, нежели острая необходимость.

В 1890 году свыше 87% населения страны жило в дерновых домах сельской местности. Однако с тех пор люди стали активнее переезжать в более крупные поселения, из деревень в города, и всё чаще стали вырастать пёстрые дома, отделанные гофролистом и деревом, которые вы можете видеть сегодня в Рейкьявике.

К началу XX века наступил конец 11-вековой истории исландских дерновых домов.

Тем не менее, их всё ещё можно найти сохранившимися в нескольких местах страны. Во многих дерновых домах были открыты музеи или выставки, где можно получить представление о жизни в Исландии с IX по XVIII век. Итак, с большим удовольствием представляю вам следующую главу этого поста:

Удивительные дерновые дома, которые можно посетить сегодня

Арбайр в Рейкьявике

Для многих детей, выросших в Рейкьявике, это ближайшая для посещения дерновая ферма. Она представляет собой небольшую группу превосходно сохранившихся домов с артефактами внутри, которые рассказывают удивительную историю когда-то живших здесь людей. Персонал часто одевается в традиционную одежду, а посетителям можно свободно бродить по домикам и исследовать их. До фермы легко добраться на общественном автобусе из центра Рейкьявика.

Читайте также:
Собор Святого Николая в Праге, Старе-Место

Это идеальное место для посещения всей семьёй и для всех, кто интересуется историей. Музей открыт круглый год (за исключением 25 декабря и 1 января).

Кельдур на юге Исландии

На этой ферме вас ждут оригинальные, самые старые дерновые дома в Исландии, которые превосходно сохранились и выглядят ухоженными. Именно здесь жил один из персонажей знаменитой «Саги о Ньяле» (Ингьяльдур Хоскульдссон), что только добавляет месту исторической ценности. Позже на ферме поселилась семья Одди, включая Йоуна Лофтссона, который воспитал знаменитого Снорри Стурлусона.

На ферме Кельдур строилось много необычных дерновых домов, и по прошествии лет здесь были обнаружены остатки около 18 усадеб. Ферма расположена недалеко от грозного вулкана Гекла, и для постройки домов иногда использовали даже камни, оставшиеся после его извержений.

Одним из наиболее интересных объектов для изучения в Кельдуре считается старейшее из сохранившихся сооружений в Исландии. Это древний подземный ход, который, как полагают, был построен для укрытия во времена жестокой эпохи Стурлунгов!

Этот музей открыт только летом. Обязательно посетите его!

Дерновый дом Скоугар у Скоугафосса

Скоугар – это великолепно выстроенная ферма на южном побережье вблизи Скоугафосса, одного из самых популярных среди туристов водопадов. Отличный способ убить двух зайцев: посмотреть на великолепный водопад и посетить отлично отреставрированные дерновые дома.

Скоугар уникален тем, что состоит из нескольких дерновых домов, перевезённых из других районов. Эти дома были отреставрированы и закреплены здесь и дают посетителям великолепное представление об архитектурных различиях дерновых домов из разных регионов. Вы можете войти внутрь и побродить по комнатам, где стоят кровати и другие домашние вещи, и погрузиться в ту жизнь, которая протекала в этих стенах.

Скоугар стал музеем в 1949 году, и здесь есть что посмотреть. Отличный повод сделать ещё одну остановку во время поездки по южному побережью!

Стонг или Тьёдвельдисбайринн

Фанаты «Игры престолов» наверняка узнают это место, поскольку здесь снималась сцена нападения одичалых на деревню, после которого выжил только один мальчик.

Эта фантастическая отреставрированная ферма была построена ещё во времена заселения острова. Исследователи полагают, что её забросили из-за извержения вулкана Гекла в 1104 году. Тогда люди покинули 22 фермы, оставив фьорд в опустении.

Музей открыт для посещение с 1 июня по 31 августа с 10:00 до 17:00.

Глёймбайр в Скагафьордюре (Северная Исландия)

В потрясающем Скага-фьорде есть дерновая ферма Глёймбайр и два деревянных дома XIX века. Музей открылся в 1952 году, и многие считают его дерновые домики самыми очаровательными в Исландии. В их стенах вы увидите удивительные предметы быта, которыми пользовались в стародавние времена на севере страны.

Я помню, как в детстве бродила по музею и просто поражалась тому образу жизни, который вели мои предки. Но больше всего я любила в конце каждого посещения отведать исландские вафли с кремом и джемом. Хоть я и выросла уже, но до сих пор рекомендую попробовать их!

Часы работы
1 апреля – 19 мая: 10:00 – 16:00, Пн-Пт
20 мая – 20 сентября: 9:00 – 18:00, ежедневно
21 сентября – 20 октября: 10:00 – 16:00, Пн-Пт
21 октября – 31 марта: Пн-Пт по предварительной договорённости

Лёйфаус в Эйя-фьорде (Северная Исландия)

Ферма в Лёйфаусе – это прекрасный пример богатой резиденции священника конца XIX века в Исландии. Постройка состоит из пяти домиков, соединённых между собой дерновыми кирпичами. Прямо рядом с домами стоит церковь – гордость и радость жителей того времени.

У этой фермы долгая история, которая уходит корнями в Средневековье, и некоторые экспонаты музея также имеют похожую историю. Часть из них из Лёйфауса, а другие привезены из соседних ферм. Ферма Лёйфаус примечательна тем, что она не подвергалась реставрации, а только ремонтировалась. Это, вероятно, связано с богатством её бывших владельцев, у которых была возможность строить из качественного материала и хорошо ухаживать за домом.

Читайте также:
Гренобль, Франция — все о городе с фото

Музей открыт с 13 мая по 1 октября, ежедневно с 9:00 до 17:00.

Литлибайр Скотюфьордюр в Вестфирдире

Если бы давали награду за самый очаровательный дерновый домик, её бы, несомненно, выиграл Литлибайр. Ферма была построена в 1895 году двумя семьями, которые тогда жили в разных концах дома. Членом одной из тех семей был мой прадед, поэтому у меня особая связь с этим местом.

Когда видишь размер этого дома, невольно задаёшься вопросом: «Как там могли поместиться две семьи?» Снаружи были две уличные кухни, а в соседнем фьорде фермеры ловили рыбу. Этот дом был жилым вплоть до 1969 года.

Вы можете приехать сюда сегодня и познакомиться с жизнью в сельской местности Вестфирдира. Литлибайр открыт в летнее время ежедневно с 10:00 до 17:00.

Архитектура Исландии – Architecture of Iceland

Архитектура Исландии черпает из скандинавских влияний и традиционно находился под влиянием отсутствия родных деревьев на острове. В результате появились дома, покрытые травой и дерном. Позже швейцарский стиль шале стал преобладающим влиянием в исландской архитектуре, поскольку многие деревянные здания были построены таким образом. Камень , а затем бетон были популярны строительные материалы, последние особенно с приходом функционализма в стране. Современная архитектура в Исландии находится под влиянием многих источников, стили которых сильно различаются по стране.

Архитектура Исландии в основном малоэтажная, с преобладанием множества невысоких многоэтажек и двух- или трехэтажных зданий с скатными крышами. Дома и небольшие муниципальные здания традиционно были деревянными и облицованы деревянными досками или гофрированным металлом. Часто их раскрашивали в традиционные яркие цвета. Многие архитектурные влияния можно увидеть, особенно в столице, например, когда-то популярный швейцарский стиль шале.

Содержание

  • 1 Дома с газоном
  • 2 церковных здания
  • 3 каменных здания
  • 4 Урбанизация
  • 5 Современная архитектура
  • 6 Известные здания
  • 7 См. Также
  • 8 ссылки
  • 9 Внешние ссылки

Дома из газона

Оригинальные дерн дома , построенные по оригинальным поселенцам из Исландии (от западного побережья Норвегии ) были основаны на Викинг длинного доме ( Langhus ). Наружные торфяные стены изнутри были облицованы деревянным каркасом, который затем был обшит панелями, а крыша опиралась на два ряда колонн, делявших внутреннее пространство. Главная комната дома была известна как скали и состояла из центрального открытого очага и двух приподнятых платформ, известных как гарнитур . Подобные конструкции длинных домов были обнаружены в Скандинавии, на Фарерских островах и на шотландских островах , а также в Гренландии .

Более поздние дома включали дополнительную жилую площадь, стофу , и были бы дополнены небольшими пристройками. Эта планировка также включала кладовую и уборную . С годами планировка стала более разделенной, и в конечном итоге в нее вошла ба́стофа (отапливаемая сауна ). В связи с более холодным исландским климатом спальная зона в конечном итоге была перенесена в банстофу . Дизайн менялся по мере того, как вход перемещался между гостиной и главной комнатой; все комнаты в доме были соединены центральным переходом, эта планировка была известна как gangabr . Возможно, это было ответом на ухудшение климата, и по мере того, как запасы древесины истощились, люди вернулись к жизни в однокомнатной планировке ба́стофа .

Примерно в 1791 году под влиянием датских интересов Гулаугур Свейнссон предложил дизайн с фронтоном ( burstabær ) , который получил широкое распространение на юге Исландии, где климат более теплый. Примером такого дизайна является фермерский дом с газоном Glaumbr в Народном музее Скагафьордура, который был открыт в 1952 году на ферме Glaumbr.

К 20-му веку дизайн все еще развивался, в него были добавлены такие дополнения, как framhús , своего рода деревянное крыльцо у главного входа в здания. Сегодня газоны в Исландии больше не строятся (строительство остановлено в середине 20-го века), а несколько оставшихся примеров обычно открыты для публики в качестве музеев под открытым небом. Есть некоторые свидетельства того, что кельтское влияние на раннюю исландскую архитектуру проявилось в виде каменных круглых домов и овчарок, однако многое из этого до сих пор остается в тени.

Читайте также:
Сколько лететь до Вашингтона из Москвы

Церковные постройки

С приходом христианства в Исландию в 1000 году нашей эры началось строительство множества впечатляющих церквей. Большинство из них, вероятно, были построены из дерна, но было также множество церквей с деревянным каркасом, однако сегодня от этих зданий осталось немногое. Первые каменные церкви появились примерно в 18 веке, довольно поздно, учитывая значительную нехватку древесины на острове (даже доступ к корягам не был широко распространен).

Каменные постройки

В 18 веке было возведено множество высококачественных каменных зданий, первым из которых был особняк на Виэе , полностью сделанный из исландского камня. Это были одни из первых зданий в Исландии, построенные архитекторами из Дании, поскольку эти здания были построены для датских властей. Мастера, задействованные в строительстве этих зданий, также были иностранными. Исландские каменные здания этого периода по своей сути были похожи на те, что были в Дании, за исключением того, что для облицовки крыш использовалась древесина, а не шифер . Этот тип здания считался очень дорогим и его можно увидеть во многих официальных зданиях, таких как Бессастадир (президентская резиденция) и Алкингишуси в Рейкьявике .

Многие исландцы узнали ремесло кладки во время каменного строительства в период бума, что привело к созданию множества каменных домов , которые имитировали дизайн исландского дерна домов.

Урбанизация

Урбанизация начала проявляться примерно в 18 веке, когда датские купцы открыли для себя постоянные торговые посты . Древесина для строительства жилых и коммерческих помещений была в основном сборной и импортной. Эти здания с деревянным каркасом имели высокие скатные крыши и низкие стены, а снаружи они были просмолены, что делало их темными.

С движением к независимости от Дании и введением исландской свободной торговли на остров были принесены более разнообразные архитектурные стили и влияния. В деревянных постройках 19 века прослеживаются элементы классики. Эти здания часто были двухэтажными и имели более высокие стены. Такие детали, как план оконного проема на здании, взяты из классических традиций. Несколько построек в этом стиле сохранились и сегодня.

На заре 20-го века архитектура в стиле швейцарского шале косвенно попала в Исландию под норвежским влиянием. Сборные дома были доставлены и возведены в населенных пунктах Восточного региона и Вестфьорда . Здания, как правило, были выше и с большими окнами, в отличие от всех стилей, преобладавших в Исландии до этого. Примечательными особенностями этих зданий были фризы над дверями и окнами, а также карнизы, выступавшие над стенами. Здесь родилось особенное исландское использование гофрированного железа (импортированного из Англии) вместо внешней облицовки . Швейцарский стиль шале был доминирующей силой в исландской архитектуре в начале 20 века.

Использование древесины было запрещено в городских районах после сильных пожаров в Рейкьявике и Акюрейри примерно в это время.

Бетон впервые стал широко использоваться в качестве строительного материала в этот период и стал чрезвычайно популярным как простой и экономичный строительный материал. С этого периода материал сформировал исландскую архитектуру. С появлением бетона появился первый квалифицированный исландский архитектор Рёгнвальдур Олафссон , который сначала проектировал в стиле швейцарского шале, но вскоре перешел к работе с бетоном. Его первые работы из бетона очень напоминали каменные постройки прежних времен.

Типично городские здания стали появляться, например, Austurstræti 16 ( по проекту Gudjón Самуэльсон ) , которые были бетонные конструкции. Гуджон стал ведущим исландским архитектором того времени. Ссылаясь на традиционные исландские архитектурные стили, он возродил дизайн дома с фронтоном из бетона. Это влияние можно увидеть в стилизованной форме, например, в здании Национального театра Исландии . Гуджон Самуэльссон также был проектировщиком Хатльгримскиркья , одного из самых высоких построек в Исландии, построенного по образцу скал.

Читайте также:
Штраф за утерю загранпаспорта (потерянный) - в 2022 году, документ, обратиться за восстановлением

Современная архитектура

Функционализма архитектурный стиль прибыл в Исландию в 1930 году , принесла более молодых архитекторов , которые позже оказали большое влияние на городское планирование страны. Как ни странно, функционализм не вызвал таких споров, как в других странах в то время. Ранние функционалистские здания в этой стране напоминали здания в других частях Европы, но их отличительной чертой была традиционная внутренняя планировка. Многие кварталы были построены с использованием эстетики функционализма в качестве ориентира. Здания были сделаны отчетливо Исландскими с использованием местных минералов и ракушек , как лихие . Таким образом были разбиты целые микрорайоны. После Второй мировой войны начали появляться более крупные дома с более высокими крышами с разнообразными декоративными элементами, которые отмечали отход от эстетики функционализма.

Следующей волной архитектурного стиля стал модернизм , появившийся после обретения страной независимости от Дании. Влиятельные архитекторы создавали модернистские здания с низкими крышами, большими окнами и большими гладкими цветовыми пространствами (в отличие от популярного ранее лихого стиля). Модернистская архитектура требовала модернистского интерьера, поэтому здесь зародилась сильная мебельная промышленность. Новые строительные технологии привели к возведению бетонных высоток в Рейкьявике. Здесь начали появляться новые движения, такие как рост популярности интерьеров с открытой планировкой .

В дополнение к появлению новых стилей и влияний, было основано стремление к сохранению существующих старых зданий с новым интересом к традиционным ремеслам. Критика современной исландской архитектуры появилась в это время, указывая на энергоемкие конструкции и опираясь на традиционные строительные методы, такие как крутые скатные крыши, для поиска решений.

В последние годы было выдвинуто много более масштабных планов по обоим проектам в Рейкьявике и Копавогуре . Многие из этих проектов были предложены в период бума до финансового кризиса , в том числе первые небоскребы Исландии, башни Höfatorg и Smáratorg . Многие из более высоких зданий в районе Рейкьявика выглядят неуместно по сравнению со своими соседями, например, традиционные деревянные дома соседствуют с башней Хёфаторг 1. Среди других проектов – Харпа , завершенная в 2011 году, в амбициозные планы которой изначально входил всемирный торговый центр. . Финансирование концертного зала стало ненадежным из-за экономического кризиса, хотя правительство Исландии позже пообещало, что проект будет завершен при государственном финансировании.

Дома в Исландии: особенности исландской частной архитектуры

Островное государство Исландия известно своими ледниками, большим количеством снега зимой, вулканами (многие из которых до сих пор извергаются) и гейзерами. Гейзеры и вовсе получили свое название от исландского слова geysir, geysa – что означает “хлынуть”. Первый в истории гейзер был описан в Исландии в 13 веке. Многие думают, что Исландия – холодная арктическая страна, где живут эскимосы. Однако это не так: Исландия лежит на 65° северной широты – это широта нашего Архангельска. Но Исландия имеет более мягкий климат за счет теплых вод течения Гольфстрим с которым, правда, борется холодное Восточно-Гренландское течение. Однако среднегодовая температура в Исландии составляет +4 °C, что всего на 1 градус ниже среднегодовой температуры в Санкт Петербурге. Эскимосов в Исландии тоже нет: исландскую певицу Бъорк в детстве голубоглазые и светловолосые исландские детишки дразнили “азиаткой”. И это не случайно: исландцы действительно светловолосы и голубоглазы – ведь свою родословную они ведут от норвежских викингов (60-80% населения) и кельтов (из Ирландии и Шотландии). Открыли Исландию ирландские монахи около 795-го года, а в 867 году остров посетили норманны Над-Од и Флоке и назвали Исландией, то есть “страной льдов”. Исландия является древней родиной скандинавского парламентаризма. Здесь на территории нынешнего национального парка Тингвеллир викинги провели свое первое народное вече (годар), с большой пирушкой около 1000 лет тому назад. Поскольку мероприятие викингам понравилось, подобное вече стало собираться постоянно – так и родился первый в истории Северной Европы парламент.

Читайте также:
Фотографии острова Ла-Диг

С 1380 года и по 1944 год Исландия находилась под контролем Дании, последние 26 лет являясь личной унией короля Дании. 24 мая 1944 года в Исландии успешно прошёл референдум о независимости страны, и 17 июня 1944 года было провозглашена независимость в той самой долине Тингвеллир, где собирались когда-то викинги. Дания, находясь под гитлеровской оккупацией не смогла противопоставить воле народа военную силу и королю Дании Кристиану Х оставалось лишь поздравить Исландию с независимостью.

Современная Исландия – одна из самых комфортных для жизни, безопасных и экономически развитых стран – уровень жизни в Исландии один из самых высоких в мире, несмотря на регулярно переживаемые Исландией экономические кризисы. В 2007 году Исландия заняла первое место в мире по индексу развития человеческого потенциала. Две пятых экономики Исландии – это рыба и ее переработка. Туризм является существенной статьей дохода для Исландии. Также в Исландии развито производство алюминия и гидроэнергетика – Исландия занимает 1 место в мире по выработке электроэнергии на душу населения. В отличие от многих стран, повышающих цены на электроэнергию, Исландия последние годы понижает ее стоимость, чтобы сделать производство более рентабельным и конкурентоспособным. Многие города Исландии отапливаются за счет бесплатных геотермальных источников. В отличии от многих европейских государств, Исландия практически этнически однородна, а исландцы тщательно оберегают древние народные традиции, не стремятся осовременить свой язык, который является языковым памятником – по сути, это древненорвежский язык. Исландцы без труда читают древние норвежские саги на оригинальном языке. Поскольку миссионерам было далековато плыть в суровый северный край, то исконную языческую религию в Исландии никто не уничтожал огнем и мечом. До сих пор многие исландцы, посещая лютеранскую церковь, в душе хранят веру в древних исландских богов и троллей, что прослеживается в их повседневной жизни, фольклере, домах и топонимике.

Обретение независимости от Дании дало толчок к развитию всех сфер жизни и экономики в Исландии. Более 4/5 имеющихся в настоящее время домов в Исландии были построены после 1944 года, когда находившиеся в составе оккупационных войск британские и американские военные инженеры привнесли в Исландию все преимущества быстровозводимых каркасных домов. Если до 1940-х годов лишь половина исландцев владела собственными домами, то к 1960-м годам количество домовладельцев увеличилось до 70%, а к 1990-м годам почти 90% всех исландцев владели собственными домами. Причем, очень многие исландцы строили свои самостоятельно, пользуясь кредитной поддержкой государственного ипотечного агентства, основанного в 1950-х годах. В 1999 году агентство было реорганизовано в ипотечный фонд-банк. Хотя рынок недвижимости Исландии изрядно пострадал после банковского кризиса 2008 года, арендуют социальное жилье в Исландии в основном социальные маргиналы, находящиеся на попечении исландского “собеса”. Частное жилье арендуют в основном студенты. Цены на недвижимость в Исландии растут быстрее инфляции – примерно на 3-4% в год. Квартиры растут в цене быстрее – на 5-7% (данные на 2013 год). Государственный Исландский ипотечный фонд выдал после кризиса 2008 года ипотечные кредиты 1/4 всего населения Исландии. Видимо сказывается стабильный рост исландской экономики на 2% в год. Многие докризисные ипотечные долги населения были списаны, чтобы не обрушивать экономику страны. И страна удивительно быстро встала на ноги.

Исландские дома несут характерные черты других скандинавских домов, основанных на протестантском мировоззрении, которому чужды помпезность, “позолоченные лилии” и прочие излишества неуемной человеческой гордыни. “Лучше быть хозяином в коттедже, чем слугой в замке” – так говорят исландцы. Исландские дома просты снаружи и удобны для жизни внутри. Пожалуй, исландские дома чуть больше своих скандинавских собратьев – традиционные инфляционные циклы в экономике Исландии побуждали людей вкладывать больше денег в строительство больших домов, чтобы сохранить свои средства. Посмотрим, как выглядят дома в Исландии:

Читайте также:
Как поступить на аспирантуру в Германию в 2022 году

На церковный налог содержатся церкви в Исландии и теологический факультет университета. Отдельно оплачивается и налог на кладбища.

Внутри церкви находится огромный механический орган работы немецкого мастера Йохансена Клайса. Орган имеет 4 клавиатуры и 72 «голоса». Он состоит из 5275 труб и весит 25 тонн. Высота его 15 метров.

Вулканы и Неоготика. Современная архитектура Исландии

Вулканы и Неоготика.

Современная архитектура Исландии

В столице Исландии, в городе Рейкьявик находится уникальное сооружение, представляющее поистине великолепный образец архитектуры — собор Хадльгримскиркья. Архитектрура с удачным совмещением экспрессивных форм и духовной составляющей.

Объект: собор Хадльгримскиркья (исл.Hallgrímskirkjaцерковь Хадльгримюра)
Архитектор: Гудйоун Самуэльссон / Guðjón Samúelsson
Строительство: 1937 — 1986 г.
Официальный сайт: www.en.hallgrimskirkja.is

Собор Хадльгримскиркья !

В Рейкьявике, среди низкотажной городской застройки шпиль собора можно увидеть с любой точки города. Высота собора составляет 74,5. (Высота среднего 20—ти этажного здания)

Внутри здания стандартный набор католических соборов — высокие сводчатые потолки, готические окна, органная музыка. Здание собора — действующая церковь, поэтому ощутить эффект храмовой архитектуры и послушать звуки органа можно каждый день в рабочее время.

Усилить эффект от посещения можно поднявшись на смотровую башню на высоте 73 метра, из башни открывается прекрасный 360-градусный обзор всего Рейкьявика, гор вокруг и океана, простирающегося на запад до Гренландии и Америки. Из-за этого башня является одним из самых посещаемых туристических направлений в Рейкьявике.

Собор строился достаточно долго, и его история начинается ещё в 30-х годах 20-го века. Архитектурный проект здания был подготовлен государственным архитектором Гудйоуном Самуэльссоном в 1937 году, строительство началось 9 лет спустя — в 1945 году. При этом, достроен собор был только в 1986 году. 38 лет велись работы над зданием, которое сейчас является узнаваемым символом не только Рейкьявика, но и всей Исландии.

Современная архитектура Исландии

Особенность здания в необычной архитектуре, в которой сочетается образ классической готики, характерной для строительства соборов и архитектура экспрессионизма.

  • Считается, что собор спроектирован так, чтобы внешний вид здания напоминал извержение вулкана;
  • За основу здания был взят Католический собор Christ the King Cathedral, построенный в нео-готическом стиле в Рейкявике ранее, в 1929-ом году.
  • Christ the King Cathedral

Вулканы и Неоготика.

Пытаясь найти сходство с вулканами мы начали исследовать особенности природы Исландии и нашли базальтовые скалы на юге Исландии — скалы состоящие из базальтовых колонн, возникшие после извержения вулкана. Размеры этих колонн от нескольких сантиметров до метров в сечении зависит скорости извержения и застывания лавы.

На фасадах здания со всех сторон наблюдаем имитацию форм базальтовых колонн, с увеличением высоты колонн с 5 до 72 метров на самом выразительном элементе — на фронтальной части у входной группы.

Зная особенности происхождения базальтовых колонн и сравнивая это природное явление с зданием — не остается сомнений в задумке архитектора.

В то же время вызывает восхищение статус этого здания — со дня постройки и по сегодняшний день это здание лютеранской церкви. По догматическим особенностям лютеранства — церковь, как здание, не является местом соединяющим адепта веры с всевышними силами, поэтому в этой конфессии нет строгих требований к архитектуре здания.

Его необычный и загадочный вид привлекает массу людей, и если вы любите путешествовать и смотреть на красоты мира, то собор Хадльгримскиркья – это одно из красивейших и оригинальных современных зданий.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: