Дипломатическое убежище: что это и как его получают

Современные проблемы дипломатического убежища

Младший научный сотрудник Аналитического центра МГИМО Шарбатулло Содиков объясняет, почему, по его мнению, дипломатическое убежище должно быть запрещено.

Функции дипломатических представительств и консульских учреждений по дипломатической защите перечислены в Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. и в Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г., которые закрепляют положения о возможности этого вида защиты при нарушении прав граждан и организаций в рамках международно-правовых отношений.

Вместе с тем, эти конвенции не разъясняют пределы и условия применения дипломатической защиты, как и то, чем вызывается ее необходимость. Согласно ряду исследований, к дипломатической защите может быть отнесено и право территориального убежища, когда убежище лицу предоставляет не дипломатическое или консульское учреждение, а государство на своей территории. О предоставлении убежища доводится до сведения МИДа страны, откуда появился беженец. Естественно, между государствами вопрос о беженце решается путем переговоров. Беженец, получивший убежище (в государстве или в дипломатической миссии), не должен совершать действия, противоречащие общественной безопасности и законодательству государства, которое предоставило ему убежище.

Относительно права убежища в нашей Конституции имеет место ст.63, в п.1 которой говорится: «Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным лицам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права». Кроме того, 21.07.1997 г. было принято Положение о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища.

В Европе наиболее либеральным государством, которое последние два века предоставляет убежище лицам вне зависимости от их политических и прочих взглядов, является Великобритания. Причем в отличие от общемировой практики, Соединенное Королевство может предоставить убежище даже лицам, обвиняемым в общеуголовных преступлениях или осужденным по ним, а также лицам, дезертировавшим из вооруженных сил, и военным преступникам.

Здесь надо отметить, что Великобритания, а также Франция и США формально не допускают на своей территории дипломатического убежища, не признают права предоставлять убежище за другими государствами, но сами его предоставляют. Для Запада вообще в этом смысле характерно признание не столько нормы права, сколько политической целесообразности.

Не могут считаться дипломатической защитой такие действия государства, которые тем или иным образом нарушают нормы международного права.

Универсальная позиция отражена в Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. В п.3. ст.41 этого документа сказано вполне определенно: «Помещения представительства не должны использоваться в целях, несовместимых с функциями представительства, предусмотренными настоящей конвенцией или другими нормами общего международного права, или же какими-либо специальными соглашениями, действующими между аккредитующим государством и государством пребывания». Что следует из этого положения? Предоставление дипломатического убежища не входит в состав функций дипломатической миссии. Значит, его предоставлять нельзя. Однако стороны могут заключить между собой специальное соглашение — и тогда ситуация меняется. Институт дипломатического убежища действует, главным образом, в странах Латинской Америки. Такое право предоставляется, в основном, лицам, преследуемым в своем государстве по политическим или религиозным мотивам.

Практика не проясняет проблемы дипломатического убежища, хотя она и очень обширна. Вопросы решались по-разному. Примеров можно было бы привести много, но сошлемся на один, поскольку он поучителен и интересен. В 1936—1939 гг. в Испании шла гражданская война. С её начала противники республиканского правительства разбежались по иностранным посольствам в поисках убежища. В мае 1937 г. число этих беженцев составило 6000 человек. Испанское правительство не признавало права дипломатического убежища и настаивало на их выдаче. Возникла проблема, которой занялась Лига Наций. Проблема эта рассматривалась на 95-й чрезвычайной сессии в январе 1937 г. Никакого решения принято не было, а было лишь высказано пожелание, чтобы проблема была урегулирована путем прямых переговоров между заинтересованными сторонами.

Проблема дипломатического убежища давала о себе знать и позже. Споры в этой связи доходили даже до Международного суда ООН, но окончательное решение так и не было найдено. Получается, в конечном итоге, что государство, рассматривая вопрос, предоставлять какому-то лицу или группе лиц дипломатическое убежище или нет, руководствуется исключительно политическими интересами. Так, скажем, в годы «холодной войны» посольство США неоднократно давало в своих стенах приют разным «антисоветчикам», хотя официально на всех уровнях США оспаривали право государств на убежища подобного рода. С переходом России в иное политико-правовое качество проблема подобного рода в российско-американских отношениях исчезла.

Но она остается на универсальном уровне. Её необходимо урегулировать совместными усилиями всех государств, например, в рамках ООН. Это представляется необходимым потому, что укрывательство кого-либо в посольстве или консульстве очень осложняет отношения между государствами, что в международных отношениях никогда не бывает желательным. В 1967 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о территориальном убежище. Однако универсальная конвенция о праве территориального убежища заключена не была.

Читайте также:
Кирена, Ливия — подробная информация с фото

Представляется, что дипломатическое убежище должно быть запрещено, поскольку иммунитет посольству предоставляется для отправления общепризнанных функций, обозначенных в Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. Ни одна из этих функций не предполагает дипломатического убежища.

В современных условиях, как видно, дипломатическая защита осложнена разными условиями, которые выходят за рамки до сих пор признанного понятия института дипломатической защиты. Запад на различного рода уровнях пытается расширить это понятие. Особенно это заметно в работе Комиссии международного права. Представляется, что к настоящему моменту, когда ведется деятельность по подготовке и принятию соответствующей конвенции, российская сторона лишь ограниченно определилась со своей позицией относительно проекта статей по дипломатической защите, подготовленного в КМП и одобренного Генеральной Ассамблеей ООН. Этот проект представляется достаточно спорным, как и тенденция все большего сближения дипломатии с бизнесом. Да, для бизнеса подобная тенденция кажется правильной, но следует иметь в виду, что отношения бизнеса не всегда сближают государства; часто они могут становиться фактором, осложняющим межгосударственные отношения.

Право убежища: понятие, виды

Право на убежище и его законодательное регулирование

Право убежища в международном праве рассматривается в 14 статье Всеобщей декларации прав человека. Ее принятие происходило зимой 1948 года в рамках третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Статья гласит, что любой человек вправе осуществлять поиск убежища от преследований в другом государстве, включая использование этого убежища. Подобное право нельзя применять в случае преследования, которое в действительности основано на совершении не политических преступлений или деяний, противоречащих принципам и целям ООН.

Право предоставления убежища лицам, которые преследуются по одному из мотивов (религиозному, политическому, этническому, национальному, расовому), представляет собой важнейшее суверенное право любого государства.

Виды убежища

Принято выделять 2 вида убежища — территориальное и дипломатическое. Первое из них заключается в обеспечении убежищем преследуемых лиц на территории зарубежной страны.

Принятие Декларации о территориальном убежище произошло в 1967 году в рамках Генеральной Ассамблеи ООН. Никакое лицо, совершившее военное преступление, преступление против мира, не вправе ссылаться на поиск убежища и его использование. Это соответствует смыслу международных актов, выработанных для того, чтобы предусматривать нормы в отношении данных преступлений. Оценка оснований для предоставления убежища лежит на стране, которая его предоставляет.

Дипломатическое убежище представлено убежищем на территории консульств, посольств, на борту одного из военных кораблей или воздушного суда, на территории военной базы или лагеря.

Двусторонние договоры и законы многих стран не признают дипломатическое убежище. Отношение мировых государств к дипломатическому убежищу классифицируется на 3 группы:

  1. страны, не признающие и не использующие его (большинство мировых государств);
  2. страны, не допускающие его на своей территории, но предоставляющие (Англия, Франция, США);
  3. страны, предоставляющие и разрешающие его на своей территории (большинство латиноамериканских государств предоставляют убежище на основе Гаванской конвенции 1928 года о дипломатическом убежище).

Замечание 2

Важно принять ко вниманию, что помещения представительств нельзя использовать для целей, которые несовместимы с функциями представительства (Венская конвенция, п. 3 ст. 41).

Современная наука не рассматривает общепризнанную норму о предоставлении убежища на самолете или военном корабле. Так, в соответствии с отечественным законодательством командиры военного корабля не могут предоставлять на корабле убежище для зарубежных граждан, не имея на это разрешения командования и посла РФ. Если со стороны иностранного гражданина поступает такая просьба, то командир военного корабля докладывает о ней послу РФ и командованию, действуя впоследствии по их указанию.

Противоправным считается предоставление политического убежища на территории одного из военных лагерей и баз.

Международное право характеризуется ростом количества договорных, обычных норм, которые обязывают страны не предоставлять политическое убежище некоторым лицам. В их число включены лица, обвиняемые в совершении преступления против человечества, уголовных преступлениях, которые включены в перечень о выдаче по международному договору (например, террористы). Убежище может предоставляться только в экстренных ситуациях и на тот период времени, который требуется для обеспечения безопасности лица. МИД государства, гражданином которого является человек, должно быть проинформировано о предоставлении убежища.

Убежище, которое предоставлено страной определенному человеку, должно уважаться всеми странами. Человек, который получил убежище, не может быть выдан. Он получает право на защиту от страны, предоставившей убежище.

Читайте также:
Акт приема передачи дачи (передаточный) - в 2022 году

Субъект, получающий право убежища, не вправе совершать действия, вступающие в противоречие с безопасностью в обществе и законами страны, которая дает убежище.

Убежище запрещено давать людям, которые обвиняются в общих уголовных преступлениях и осуждены по ним. Его нельзя предоставлять и лицу, дезертировавшему из вооруженных сил страны, военным преступникам.

Конституционное положение (ст. 63) гласит, что политическое убежище Российской Федерации может быть предусмотрено для иностранных граждан и лиц без гражданства. Данные действия должны соответствовать общепризнанным положениям международного права. В РФ недопустима выдача другим странам лиц, преследование которых происходит за политические убеждения или действия (бездействие), не признаваемые преступлениями в России. Выдача лица, обвиняемого в определенном преступлении, как и передача осужденных лиц для отбывания наказания в других странах, происходит на основе ФЗ или международного договора РФ.

Порядок предоставления нашей страной политического убежища иностранным лицам и лицам без гражданства определяется в Положении о порядке предоставления РФ политического убежища. Он утвержден президентским Указом № 746 в июле 1997 г.

Данное Положение гласит, что политическое убежище предоставляется Россией иностранным гражданам и лицам без гражданства при учете интересов страны. В основе этого лежат общепризнанные принципы и нормы международного права. РФ предоставляет политическое убежище лицам, которые его ищут, защищая от преследования или реальных угроз стать жертвой преследования в государстве их гражданской принадлежности или в государстве их обычного местожительства. Преследование может осуществляться за общественно-политическую деятельность и убеждения, не противоречащие нормам международного права и демократическим принципам, которых придерживается мировое сообщество.

Такое преследование может быть направлено непосредственно против лиц, которые обращаются с ходатайством о предоставлении политического убежища. В РФ предоставление политического убежища осуществляется посредством указа Президента. Оно распространяется и на членов семьи человека, получившего политическое убежище. В этом случае необходимо их согласие с ходатайством. Не требуется согласие детей, которые не достигли возраста 14 лет.

Лица, желающее получить политическое убежище в рамках территории нашей страны, лично обращаются в территориальный орган ФМС РФ в течение 7 дней по прибытию или с момента возникновения обстоятельств, не позволяющих им вернуться в государство своей гражданской принадлежности (государство обычного местожительства). Для этого по месту пребывания направляется письменное ходатайство, которое при наличии достаточных оснований отправляется в ФМС России.

Лица, которым предоставлено нашим государством убежище, включая членов их семьи, получают свидетельство установленного образца по месту обращения с ходатайством. Человек, получивший политическое убежище, на территории нашего государства пользуется правами и свободами и несет обязанности, равные тем, которые используют и несут граждане РФ. Исключением являются случаи, установленные для иностранных граждан и лиц без гражданства федеральными законами или международными договорами РФ.

В РФ политическое убежище не может предоставляться:

  • если человека преследуют за действия (бездействие), которые в нашей стране признаны преступлением;
  • если человек виновен в совершении действий, которые противоречат целям и принципам ООН;
  • когда лицо привлекается как обвиняемое по уголовному делу или если в отношении него имеется приговор суда, который вступил в законную силу и подлежит исполнению на территории России;
  • если человек прибыл из третьей страны, в которой ему не грозило преследование;
  • когда лицо прибывает из государства, для которого характерны развитые и устоявшиеся демократические институты в сфере защиты прав человека;
  • если человек прибыл из государства, с которым наша страна имеет соглашение о безвизовом пересечении границ (в этом случае не должно быть ущерба для права этого лица на убежище по Закону РФ «О беженцах»);
  • если человек представил заведомо ложную информацию;
  • если лицо уже имеет гражданство третьей страны, где оно не подлежит преследованию.

Особенности утраты политического убежища

Человек, которому наша страна предоставляет политическое убежище, может утратить право на убежище в нескольких ситуациях:

  • возврат в государство своей гражданской принадлежности (государство обычного местожительства);
  • выезд в третью страну на жительство;
  • добровольный отказ от политического убежища в рамках территории РФ;
  • приобретение гражданства нашей страны (гражданства других государств).

Комиссия по проблемам гражданства при Президенте РФ в соответствии с представлением ФМС России определяет утрату политического убежища на основе заключения МИД РФ, МВД РФ, ФСБ РФ. Решение Комиссии должно быть доведено до сведения человека, который утрачивает политическое убежище. Он может лишиться убежища в Российской Федерации по соображениям государственной безопасности.

Читайте также:
Виза в Россию для граждан Палестины - Как получить дешево?

Также это предусмотрено для случаев, когда человек ведет деятельность, противоречащую целям и принципам ООН или совершает преступление и в отношении него есть обвинительный судебный приговор, который вступил в законную силу и подлежит исполнению. Человек лишается политического убежища посредством Указа Президента РФ.

В качестве предметного доказательства заявленной приверженности нашего государства добросовестному выполнению своих международных обязательств (в первую очередь, в сфере прав человека) выступают федеральные законы: № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ», № 320-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «, «О правовом положении иностранных граждан в РФ». По факту их принятия осуществляется рационализация внутригосударственного законодательства в области снятия искусственных препятствий на пути легализации на территории страны иностранных граждан. В режиме признанных всеми мировых стандартов регистрационный учет производится в уведомительном, а не разрешительном порядке. Это может происходить как по месту работы, так и по месту временного проживания.

Право убежища

В международном праве закреплено право убежища.

В соответствии со ст. 14 Всеобщей декларации прав человека, принятой на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г., каждый человек имеет право искать убежища от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем. Это право не может быть использовано в случае преследования, в действительности основанного на совершении неполитического преступления или деяния, противоречащего целям и принципам ООП. Следовательно, право предоставления убежища лицам, преследуемым по политическим, национальным, расовым, религиозным или этническим мотивам, является одним из важных суверенных прав государства.

Различают территориальное и дипломатическое убежище.

Территориальное убежище — это предоставление убежища преследуемому лицу на территории иностранного государства.

В 1967 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о территориальном убежище. В соответствии с этой Декларацией убежище, предоставляемое каким-либо государством в осуществление своего суверенитета лицам, имеющим основание ссылаться на ст. 14 Всеобщей декларации прав человека, включая лиц, борющихся против колониализма, должно уважаться всеми другими государствами. На право искать убежище и пользоваться убежищем не может ссылаться никакое лицо, п отношении которого существуют серьезные основания полагать, что оно совершило преступление против мира, военное преступление или преступление против человечества по смыслу тех международных актов, которые были выработаны для того, чтобы предусмотреть нормы относительно этих преступлений. Оценка оснований для предоставления убежища лежит на предоставляющем это убежище государстве.

Дипломатическое убежище — это убежище на территории посольства, консульства, на борту военных кораблей и воздушных судов, па территории военных баз и лагерей.

Законодательства некоторых стран, а также ряд двусторонних договоров не признают дипломатического убежища. Отношение всех стран мира к дипломатическому убежищу условно можно разделить на три группы:

  • а) государства, которые не признают и не практикуют его (большинство стран мира);
  • б) государства, которые не допускают дипломатического убежища на своей территории, но сами его предоставляют (Франция, США, Англия);
  • в) государства, которые сами предоставляют дипломатическое убежище и разрешают его предоставление на своей территории (многие латиноамериканские страны на основании Гаванской конвенции о дипломатическом убежище 1928 г.).

При этом следует иметь в виду, что помещения представительства не должны использоваться в целях, несовместимых с функциями представительства (п. 3 ст. 41 Венской конвенции о дипломатических сношениях).

Современное международное право не содержит общепризнанной нормы о предоставлении убежища на военных кораблях и самолетах. Так, в соответствии с законодательством Российской Федерации, командиру военного корабля запрещается предоставлять на корабле убежище иностранным гражданам без разрешения на то командования и посла Российской Федерации. В случае поступления такой просьбы от иностранного гражданина командир военного корабля должен доложить об этом командованию и послу Российской Федерации и действовать по их указанию.

Предоставление политического убежища на территории военных баз и военных лагерей является противоправным.

В международном праве растет число договорных, обычных норм, обязывающих государства не предоставлять политическое убежище определенным категориям лиц. К ним относятся, в частности, липа, обвиняемые в совершении преступлений против человечества, уголовных преступлений, включенных в перечень о выдаче в соответствии с международными договорами (например, террористы). Убежище предоставляется только в экстренных случаях и только на период времени, необходимый для обеспечения безопасности лица. О предоставлении убежища уведомляется МИД государства, гражданином которого является соответствующее лицо.

Убежище, предоставленное государством какому-либо лицу, должно уважаться всеми остальными государствами. Лицо, получившее убежище, не может быть выдано и получает право на защиту со стороны государства, предоставившего убежище.

Читайте также:
Фото Ярославского зоопарка (19 фото)

Получившее право убежища лицо не вправе совершать действия, противоречащие общественной безопасности и законодательству государства, предоставившего убежище.

Убежище не предоставляется лицам, обвиняемым в общеуголовных преступлениях и осужденным по ним, а также лицам, дезертировавшим из вооруженных сил государства, и военным преступникам.

В соответствии со ст. 63 Конституции РФ Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права. В Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением. Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляются на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации.

Порядок предоставления Российской Федерацией политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства определяется Положением о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища, утвержденным Указом Президента РФ от 21 июля 1997 г. № 746.

В соответствии с данным Положением политическое убежище предоставляется Российской Федерацией иностранным гражданам и лицам без гражданства с учетом государственных интересов Российской Федерации на основании общепризнанных принципов и норм международного права. Российская Федерация предоставляет политическое убежище лицам, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права. При этом принимается во внимание, что преследование направлено непосредственно против лица, обратившегося с ходатайством о предоставлении политического убежища. Предоставление Российской Федерацией политического убежища производится указом Президента Российской Федерации. Предоставление политического убежища распространяется и на членов семьи лица, получившего политическое убежище, при условии их согласия с ходатайством. Согласия детей, не достигших 14-летнего возраста, не требуется.

Лицо, желающее получить политическое убежище на территории Российской Федерации, обязано в течение семи дней по прибытии на территорию России или с момента возникновения обстоятельств, не позволяющих этому лицу вернуться в страну своей гражданской принадлежности либо страну своего обычного местожительства, обратиться лично в территориальный орган Федеральной миграционной службы России по месту своего пребывания с письменным ходатайством, которое при наличии достаточных оснований для его рассмотрения направляется в Федеральную миграционную службу России.

Лицу, которому предоставлено Российской Федерацией политическое убежище, а также членам его семьи выдается свидетельство установленного образца по месту обращения лица с ходатайством. Лицо, которому предоставлено политическое убежище, пользуется на территории Российской Федерации правами и свободами и несет обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных для иностранных граждан и лиц без гражданства федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Политическое убежище Российской Федерации не предоставляется, если:

  • – лицо преследуется за действия (бездействие), признаваемые в Российской Федерации преступлением, или виновно в совершении действий, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций;
  • — лицо привлечено в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда на территории Российской Федерации;
  • — лицо прибыло из третьей страны, где ему не грозило преследование;
  • — лицо прибыло из страны с развитыми и устоявшимися демократическими институтами в области защиты прав человека;
  • – лицо прибыло из страны, с которой Российская Федерация имеет соглашение о безвизовом пересечении границ, без ущерба для права данного лица на убежище в соответствии с Законом Российской Федерации “О беженцах”;
  • — лицо представило заведомо ложные сведения;
  • — лицо имеет гражданство третьей страны, где оно не преследуется.

Лицо, которому Российской Федерацией предоставлено политическое убежище, утрачивает право на предоставленное политическое убежище в следующих случаях:

  • — возврата в страну своей гражданской принадлежности или страну своего обычного местожительства;
  • – выезда на жительство в третью страну;
  • — добровольного отказа от политического убежища на территории Российской Федерации;
  • — приобретения гражданства Российской Федерации или гражданства другой страны.

Утрата политического убежища определяется Комиссией но вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации по представлению Федеральной миграционной службы России на основании заключений Министерства иностранных дел РФ, Министерства внутренних дел РФ, Федеральной службы безопасности РФ. Решение Комиссии по вопросам гражданства при Президенте РФ доводится до сведения лица, утратившего политическое убежище. Лицо может быть лишено предоставленного ему Российской Федерацией политического убежища по соображениям государственной безопасности, а также если это лицо занимается деятельностью, противоречащей целям и принципам Организации Объединенных Наций, либо если оно совершило преступление и в отношении пего имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда. Лишение политического убежища производится Указом Президента РФ.

Читайте также:
Достопримечательности Гуантанамо

Предметным доказательством заявленной приверженности России добросовестному выполнению своих международных обязательств (и, в частности, в области прав человека) является вступление в силу в 2007 г. Федеральных законов от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ “О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации” и от 30 декабря 2012 г. № 320-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “”О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации””. По факту принятых законов была осуществлена рационализация внутригосударственного законодательства в части снятия искусственных препятствий на пути легализации иностранных граждан на территории России. В режиме общепризнанных мировых стандартов регистрационный учет стал осуществляться в уведомительном, а не разрешительном порядке, причем как по месту временного проживания, так и по месту работы.

Пора валить: как получить политическое убежище в другой стране

  • Дешевые авиабилеты
  • Блог
  • Визы
  • Куда и как свалить, если на родине вас притесняют

Хотелось бы, чтоб где родился, там и пригодился, но реальность обычно прозаичнее. Часто на родине тебя могут не понимать, не принимать и даже преследовать за твои мысли, высказывания, мировоззрение и даже за то, что вот не нравишься ты нам и всё тут. Поэтому у вас всегда есть возможность не подставлять вторую щёку, а уехать в другую страну , где вам будут больше рады (и если повезёт — дадут гражданство ).

С чего всё началось

Так называемое «право убежища» — не новомодное веяние, им пользовались ещё в Древней Греции и во времена Римской Империи. Тогда невинно гонимые жертвы, беглые рабы (и настоящие преступники, что таить) искали спасение в храмах и у статуй императоров (из-за их обожествления) — уважение к религии не позволяло арестовать беглеца на священной территории (хотя были исключения).

В средневековье «неприкосновенной территорией» стали также дома епископов, монастыри, кладбища, богадельни и даже некоторые города (скажем, в Ройтлингене скрывались те, кто совершил убийство в состоянии аффекта). Преступников оттуда если и выдавали, то только с условием, что они не будут подвергнуты увечьям и смертной казни (иначе исполнители могли быть преданы анафеме).

В разных странах «право убежища» работало по-разному. Скажем, в России оно официально не действовало, но преступник мог укрыться на территории монастыря — если «отказался от мирского», покаялся и сам стал монахом. В современном обществе, благодаря ряду конвенций, было принято право на политическое убежище : территориальное (на территории другой страны) и дипломатическое (грубо говоря — в стенах посольства родной страны, находящегося в другом государстве).

Кто может рассчитывать на политическое убежище

  • Каждый человек имеет право искать убежища от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем.
  • Это право не может быть использовано в случае преследования, в действительности основанного на совершении неполитического преступления, или деяния, противоречащего целям и принципам Организации Объединённых Наций.

Коротко — вы можете получить убежище в другой стране, если на родине вам угрожают, вы подвергаетесь гонению или репрессиям на основе:

  • Политической деятельности или взглядов
  • Религиозного инакомыслия
  • Национальной нетерпимости

Политического убежища также часто просят беженцы из стран, где проходят военные действия . А ещё — представители ЛГБТ-сообщества , которых в принципе пока, к сожалению, мало где адекватно принимают (особенно в Средней Азии).

А что нужно для его получения?

Подать запрос на получение убежища в большинстве стран (в том числе США) можно только в том случае, если вы уже находитесь на их территории . То есть — вам заранее нужно продумать, как вы туда попадёте (и в случае необходимости оформить визу, хотя бы туристическую). Также разумно будет ехать туда, где лояльно относятся не только к иммигрантам, но и конкретно к гражданам вашей родины.

Что ещё нужно знать:

  • Вы должны лететь прямым рейсом из государства, гражданином которого являетесь, в страну, где планируете просить убежище;
  • В случае с Европой решение будет принимать та страна, которая выдала вам визу, а не та, куда вы направляетесь;
  • Подать запрос нужно как можно скорее — желательно в первый день пребывания и, если есть возможность, сразу на пограничном контроле.
Читайте также:
Отдых в Иллинойсе 2022 – цены и достопримечательности

В каждой стране есть учреждение, которое занимается вопросами беженцев, но называются они по-разному. В Америке это Иммиграционная служба, в Англии Национальная служба поддержки беженцев, в Испании — Управление по убежищу и защите. Вам нужно заранее понять, куда обращаться.

Сама процедура может разниться, но чаще всего состоит из подачи заявления, интервью и ожидания решения . Вместе с заявлением вам нужно предоставить доказательства того, что вас действительно притесняли или ваша жизнь была в опасности. Никаких собственных домыслов, только конкретика:

  • Судебные решения и повестки
  • Медицинские справки
  • Письменные показания свидетелей
  • Фото- и видеоматериалы
  • Статьи из СМИ

Хорошим бонусом будет рекомендация медийной персоны, например, известного правозащитника.

У меня всё это есть, что дальше?

Вы прилетели, нашли необходимый вам госорган, подали заявку с доказательствами притеснения и даже прошли интервью — замечательно! Далее всё зависит от страны — например, в Испании вам придётся ждать решения от месяца до полугода, в это время вас обеспечат жильём, бытовым обслуживанием, а ещё выделят 50 евро на расходы. В Канаде решение принимается в течение 60 дней, но на этот период государство должно обеспечить вам компенсацию: 490 канадских долларов на жильё, 220 — на питание и 130 — на транспорт (если вы ходите на языковые курсы).

Если решение будет вынесено в вашу пользу, то дальше вас ожидают более солидные льготы (пока не встанете на ноги): бесплатное обучение в некоторых ВУЗах, медицинская и правовая помощь, кредиты по сниженной ставке, помощь в трудоустройстве, возможность перевезти своих родственников, социальные пособия и так далее. В большинстве стран у вас будет возможность со временем получить ВНЖ и даже гражданство — если, конечно, не выкинете чего-нибудь эдакого.

Популярные страны, в которых можно найти политическое убежище:

  • США
  • Канада
  • Финляндия
  • Германия
  • Великобритания
  • Франция
  • Израиль
  • Швейцария
  • Дания

А можно запросить политическое убежище в Казахстане?

Как ни странно, да. Если вы являетесь гражданином другой страны или лицом без гражданства и хотите стать политическим беженцем в Казахстане, то вам нужно проделать всё то же самое — здесь есть подробный гайд .

Политическое убежище в Америке, Германии, Франции, Испании и Швейцарии

Просить политическое убежище могут те иностранцы, которые у себя на родине подвергались политическим преследованиям, у них имеются документальные подтверждения, и при этом они выявили желание найти более безопасное место для своего обитания. Самыми популярными странами, куда обращаются украинцы и россияне для получения статуса беженца являются: Германия, США, Франция, Испания и Швейцария.

Политическое убежище в Германии

Право на политическое убежище в этой федеративной республике в новой редакции, признанной после 2005 года, получают иностранцы на ограниченное по срокам время (до этого такое право предоставлялось на неограниченный период).

Ограниченное право на нахождение в Германии дает возможность человеку устроиться на работу, а после трех лет проживания — получить постоянный ВНЖ в Германии.

Процедура предоставления убежища в Германии

  • Переезд в федерацию. Просить укрытия в Германии могут те иностранцы, которые легально пересекли границу. То есть, если для украинцев, россиян предусмотрен визовый режим, то отметка обязательно должна быть поставлена и не где-либо, а только в немецком посольстве или консульстве. Еще одной особенностью при переезде является то, что иностранцы должны напрямую попасть в эту федерацию. Если же человек ехал поездом и был проездом в Польше, то никакого права на политическое убежище в Германии у него не будет.

Мост через реку в Берлине

Также нельзя подавать прошение и в том случае, если попытка поиска убежища уже была в другом государстве ЕС;

  • Обращение в нужную инстанцию. Прилетев в Германию, иностранец обязан указать в соответствующих органах причины своего прибытия и сообщить о своем намерении укрыться в этой стране. Человек может обратиться в полицию, а оттуда его направят в одно из представительств ведомства по делам иммигрантов. Прошение подается в произвольной форме;
  • После подачи заявления человека фотографируют, берут отпечатки пальцев, вносят всю необходимую информацию о нем;
  • После всех предварительных процедур иностранцу остается ждать письма-приглашения из Службы по иммиграции. На время ожидания человеку дают жилье (имеются специальные лагеря для беженцев), деньги на самое необходимое, снабжают едой. Работать в этой стране до вынесения вердикта запрещено;
  • Когда придет письмо, что нужно явиться в Службу по иммиграции, человек обязан прийти туда вовремя, взяв с собой адвоката (по возможности);
  • После собеседования иностранцу предлагают подписать протокол. Особа должна внимательно ознакомиться с его текстом и, если с какими-то его пунктами она не согласна, то имеет право внести туда свои поправки;
  • Решение принимает Федеральное ведомство по работе с иммигрантами. Сроки рассмотрения дела могут варьироваться от двух месяцев до нескольких лет. Уведомляют иностранца о принятом решении по почте;
  • Итог решения может быть следующим:
    • Человеку предоставляется убежище, что дает ей право жить в Германии три года, работать, учиться;

    Бранденбургские ворота в Германии

    Особенности предоставления убежища в Испании

    Украинцев, подавших прошение о политическом убежище в Испании, в 2022 году было около 800 человек. И они оказались на втором месте после сирийцев, желающих остаться здесь после притеснения и политических гонений на родине. Однако получают убежище далеко не все особы: только 20 % из 100 % обретают возможность остаться в этой стране в качестве беженцев.

    А причины вполне ясны: люди, приехав в Испанию, не имеют достаточных письменных доказательств того, что на родине их жизни грозила опасность. Поэтому прежде, чем ехать в эту страну и просить политическое убежище, следует подготовить письменные доказательства (фотографии, медицинские справки, бумаги из правоохранительных органов и т. д.).
    Для получения политического убежища нужно выполнить такие требования:

    1. В отличие от Германии, где запрос нужно подавать в самой стране, здесь заявление можно подать на границе. Также человек заполняет анкету и проходит краткий допрос, его фотографируют.
    2. Дальше запрос с необходимой документацией направляется в Территориальную комиссию по вопросам беженцев. После этого человеку нужно дождаться сообщения о том, что его приглашают прийти на слушание.
    3. На слушании человек рассказывает, каковы причины выезда из своей страны.
    4. После окончания слушания в течение трех дней выносится решение: человеку предоставляется политическое убежище в Испании либо нет.

    Социальные условия для людей, подавших запрос на убежище в Испании

    • Имеют право получать денежное пособие на период вынесения решения;
    • В отличие от Германии, в Испании иностранцы могут работать до периода вынесения вердикта;
    • Таким людям предоставляется место в общежитиях;
    • Люди, ждущие вынесения решения, имеют право пройти бесплатные курсы испанского языка;
    • Они имеют возможность бесплатного получения медицинской помощи.

    Особенности предоставления убежища в Швейцарии

    1. Подать прошение о своем намерении обрести статус беженца можно еще в аэропорту или на границе страны.
    2. Если человеку дали добро на въезд, то он обязан в течение суток посетить один из приемных центров лиц, подавших заявку на обретение статуса беженца.
    3. После прибытия в приемный центр начинается идентификация личности человека, биометрия. Человека просят детально рассказать про истинные причины его отъезда из родной страны.
    4. Дальше дело отправляется в Федеральный совет для детального анализа. Сроки рассмотрения обычно составляют 10 дней. За этот период иностранцу выделяется временное жилье и предоставляются все необходимые условия для нормального существования.

    временное жилье для беженцев

    Социальная поддержка на время слушаний

    Поскольку слушаний может быть несколько и пауза между ними долгая, для украинцев, россиян и других иностранцев в течение всего периода оказывается поддержка со стороны разных организаций.

    • Если человек не знает языка, ему бесплатно будет предоставлен переводчик на время слушаний. Также человек может пойти на бесплатные курсы по изучению иностранного языка;
    • На время рассмотрения дела иностранцу ежемесячно выплачивается пособие в размере 1200 швейцарских франков (или примерно 750 американских долларов);

    Так выглядят деньги в Швейцарии

    Получение убежища во Франции

    В этой стране вопросом политического убежища занимается организация OFPRA. Это аббревиатура, которая расшифровывается как Офис защиты беженцев и лиц без гражданства.

    Предоставление политического убежища дает иностранцу следующие привилегии:

    • Он легально живет в стране;
    • Человеку предоставляется удостоверение его личности на целых 10 лет;
    • У иностранца появляется право посещать все государства, кроме родины;
    • Человек имеет право официально работать.

    Как получить политическое убежище в этом государстве? Для этого человек может пойти в представительство Франции в своей стране (что бывает редко) либо же самостоятельно приехать во Францию.

    Подробная карта Франции с указаний всех провинций

    Прибыть в эту страну можно как легальным, так и нелегальным путем, власти не обращают на это никакого внимания.

    Но, если человек прилетает сюда в качестве нелегала, то ему немедленно нужно доложить о себе и о цели своего приезда, иначе положение его дел может ухудшиться и его даже могут отправить в ту страну, откуда он приехал.

    Для получения убежища нужно пойти в префектуру и взять у них специальную форму — ходатайство и заполнить ее.

    После этого специалисты OFPRA назначают следующую явку (обычно проходит два-три месяца). На нее нужно принести дополнительные документы, фотографии, а также краткое письмо о том, почему человек просит политическое убежище во Франции, в какой стране он преследовался и т. п. Не нужно писать длинный текст, как это бывает с беженцами, приехавшими в США.

    Министерство иностранных дел во Франции

    После подачи всех документов человеку остается только ждать, когда его вызовут на интервью. Ждать приходится, порой, долго: доходит иногда до двух лет — но обычно этот срок составляет один год. На интервью приглашается лишь переводчик, даже адвокат не имеет права там присутствовать. После интервьюирования выносится положительный или отрицательный вердикт.

    Украинцев, мечтающих получить убежище во Франции, в 2014 году стало больше в несколько раз: всему виной критическое положение, которое складывается на юго-востоке Украины. Однако получить такой статус смогли пока лишь единицы, поскольку наплыв беженцев в эту страну огромен, и соответствующие организации просто не в силах обрабатывать все заявки.

    Получение убежища в США

    Многих украинцев с юго-востока Украины интересует такой вопрос: «Можно ли получить политическое убежище в США из-за событий, происходящих в стране?».

    По законодательству Америки, а также остальных стран, гражданские войны или нестабильная политическая ситуация в стране не могут стать причинами подачи ходатайства. Чтобы особе предоставили политическое убежище в США, необходимо, чтобы ситуация, складывающаяся в стране, касалась конкретного человека. Человек должен преследоваться со стороны своего правительства или общества.

    Для получения статуса беженца в США нужно выполнить такие требования:

    1. Прилететь в Америку со всеми необходимыми документами и доказательствами, а также с историей.
    2. Заполнить форму I-589 — это своего рода заявление — и отправить ее в Службу по гражданству и иммиграции того штата, в котором временно обитает человек.
    3. Пройти биометрию.
    4. Пройти интервью.
    5. Дождаться ответа.


    Предоставление политического убежища в США стоит огромного терпения, нервов и бессонных ночей. В Америке к этому вопросу относятся намного серьезнее, чем в Европе. Здесь очень важно правильно написать историю и успешно пройти интервью, на котором офицеры будут задавать вопросы для того, чтобы понять истинную причину приезда в эту страну.

    Основные принципы и задачи дипломатического убежища

    В практике государств имеются случаи, когда убежище предоставляется не только на территории государства, но и вне ее: в зданиях дипломатических миссий и консульств, на борту военных кораблей и воздушных судов, на территории военных баз и лагерей. Предоставление убежища дипломатическим или консульским учреждением называется дипломатическим убежищем. Эта форма убежища применяется в практике государств только после появления института постоянных дипломатических учреждений и наделения их привилегиями и иммунитетами. Широкое распространение этот вид убежища получил в практике всех государств в течение XVI–XVIII веков. По отношению к дипломатическому убежищу все государства можно разделить на следующие группы:

    • – Государства, которые не признают и не практикуют его. Это наиболее многочисленная группа государств, к которой относится и Республика Казахстан.
    • – Государства, которые не допускают дипломатического убежища на своей территории, но сами его предоставляют. К таким государствам относятся Франция, Великобритания, США.
    • – Государства, которые сами предоставляют дипломатическое убежище и разрешают предоставлять его на своей территории. К этой группе относятся латиноамериканские государства.
    • – Государства, которые сами убежище не предоставляют, но разрешают его предоставлять на своей территории — например, Греция.

    Таким образом, только латиноамериканские страны признают этот вид убежища, т. е. можно утверждать о существовании региональной нормы в этом вопросе.

    В соответствии с Гаванской Конвенцией о дипломатическом убежище 1928 года, этот вид убежища предоставляется при наличии следующих условий:

    • – дипломатическое убежище может предоставляться только в той стране, которая признает такое право;
    • 1. оно предоставляется лишь в экстренных случаях, когда необходимо обеспечить безопасность лица;
    • 2. о факте предоставления дипломатического убежища дипломатический агент, командир военного корабля, лагеря или самолета обязаны сообщить местной власти;
    • 3. правительство данного государства может потребовать немедленного удаления укрывшегося из страны, а дипломатический агент, в свою очередь, гарантий безопасности для данного лица;
    • 4. укрывшихся нельзя высаживать на территории данной страны или близко от ее границ;
    • 5. при пользовании убежищем укрывшемуся не будет разрешаться совершать действия, противоречащие общественной безопасности;
    • 6. государство не несет расходов по предоставлению убежища.

    Лица, пользующиеся личными дипломатическими привилегиями и иммунитетами, указанные в Венской конвенции о дипломатических сношениях. К ним относятся дипломатические агенты и члены семьи дипломатического агента, если они проживают вместе с ним и не являются гражданами государства пребывания (с. 31, ч. 1 ст. 37).

    Особую категорию составляют лица, не являются дипломатическими агентами, но обладают некоторым объемом личных дипломатических привилегий и иммунитетов. Согласно Венской конвенции о дипломатических сношениях это прежде члены административно-технического персонала дипломатического представительства и члены их семей, живущие вместе с ними, если они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно.

    Такие лица имеют личную неприкосновенность, неприкосновенность жилища, иммунитетом от уголовной юрисдикции, фискальные привилегии и иммунитеты, иммунитеты от повинностей, некоторые таможенные привилегии. Иммунитет от гражданской и административной юрисдикции распространяется на этих лиц при исполнении служебных обязанностей. Далее, это члены обслуживающего персонала, пользуются иммунитетом в отношении действий, совершенных ими при исполнении служебных обязанностей. Эти лица освобождаются от налогов, пошлин и сборов с получаемого ими заработка. Наконец, домашние работники дипломатического и административно-технического персонала представительства, если они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно, освобождаются от налогов, пошлин и сборов с получаемого ими заработка.

    Личная неприкосновенность является важнейшим дипломатическим иммунитетом. Любое посягательства власти на лицо посла с древнейших времен расценивалось как направленное непосредственно против государя или страны, которую он представлял.

    Правда, в прошлом это не всегда было гарантией безопасности для самих послов. По действующим международным правом гарантии личной неприкосновенности составляют сердцевину правового статуса дипломатического агента, а посягательства на личную дипломатическую неприкосновенность квалифицируются как серьезное правонарушение.

    Понятие личной неприкосновенности довольно сложно. В общем виде оно сформулированное в ст. 29 Венской конвенции о дипломатических сношениях: «Лицо дипломатического агента неприкосновенна. Он не подлежит аресту или держанию в какой форме ». Как видно, эта норма формулирует широкие меры защиты. В то же время это не означает, что власти страны пребывания бессильна против дипломатического агента случае нарушения им законов. В комментарии Комиссии международного права ст. 29 указано, например, что наличие личной неприкосновенности не исключает по дипломатического агента «ни мер самообороны, ни мер предупреждения, за исключительных обстоятельствах, осуществления им преступлений или проступков ». Некоторые авторы, учитывая практику, считают, что возможна даже временная задержка иностранного дипломата, но без взятия его под стражу, для предотвращения преступления или ликвидации последствий совершенного им тяжкого правопорушення3. Естественно, что такие исключение из права на личную неприкосновенность могут возникнуть только при чрезвычайных обстоятельствах.

    Согласно Положению о дипломатических представительствах и консульских учреждениях иностранных государств в Украине личная неприкосновенность распространяется на голову дипломатического представительства, членов дипломатического персонала (п. 12), членов их семей, проживающих вместе с ними, за исключением членов семей граждан Украина (п. 14), сотрудников административно-технического персонала и членов их семей, проживающих вместе с ними, за исключением граждан Украины и лиц, постоянно проживают в Украине (п. 15).

    Городской налог в Чехии: как его платить в 2022 году

    Опытные туристы знают, что основные сложности путешествий связаны не с дорогой, а с налогами и незапланированными тратами. Отдыхающим нередко приходится платить налоги, но одним из самых малоизвестных остается городской налог в Чехии. Этот сбор иногда озадачивает гостей страны, которые приехали, чтобы насладиться красотами города, а в отеле от них требуют деньги сверх платы за проживание. Разберемся, что это за налог, куда и зачем его платить в 2022 году, и что он дает туристу.

    1. Что такое городской налог и в таких городах его нужно платить
    2. Пройдите социологический опрос!
    3. Как оплачивается City Tax
    4. Список отелей, не включающих City Tax в цену проживания
    5. Заключение
    6. Советы туристам. Как путешествовать по Чехии: Видео

    Что такое городской налог и в таких городах его нужно платить

    Туристические налоги – давно не новшество для многих стран. Бывалые туристы готовы к тому, что помимо стоимости путевки нужно будет оплачивать походные расходы, связанные с налогами государства, где они отдыхают. Не стала исключением и Чехия, которая также взимает с приезжающих туристический налог.

    Это один из тех видов сбора, что должен заплатить каждый турист, желающий остановиться в гостинице или другом предназначенном для проживания месте. Одна из особенностей туристического городского налога — то, что он платится только на месте. Средства вносятся после прибытия – нельзя оплатить налоговый сбор на момент бронирования гостиничного номера, хотя иногда туроператоры утверждают обратное.

    Деньги платятся на месте вне зависимости от того, останавливаетесь вы в шикарном отеле в номере люкс или покупаете койко-место в дешевом хостеле. Налог отправляется в бюджет города, где отдыхающий планирует провести отпуск.

    В 2022 году сбор составляет до 1 евро за ночь пребывания в гостинице. Собранные средства используются для развития туристической отрасли — на улучшение условий проживания гостей города.

    Хотя сбором средств занимаются в отелях, процесс контролирует городской муниципалитет. Он же и устанавливает тарифы и сроки их действия. Цены индивидуальны для страны и города, но в Чехии сумма не превышает 15 крон в сутки. Тем не менее в ближайшее время тариф может возрасти.

    Городов в Чехии, где требуют налоговый сбор, не так много. На сегодня деньги нужно платить в каждом седьмом городе страны, и в основном это крупные туристические центры. Однако правительство планирует сделать налог обязательным для всех населенных пунктов вне зависимости от того, курортный это город или нет. Пока что необходимо заранее готовить деньги, если едете в Прагу, Карловы Вары, Брно, Кутна-гора, Терезин, Пльзень и другие города.

    Пройдите социологический опрос!

    Как оплачивается City Tax

    Главное правило для приехавших в Чехию туристов — иметь при себе сотню евро, чтобы оплатить непредвиденные налоги, о которых умолчали или не знали в турагентстве. Налог для туристов на проживание в Чехии относится к непредвиденным видам трат, хотя и предусмотрен во многих странах Европы.

    Туристы вносят плату при заселении в гостиницу, но выставляет счет не сам отель, а городские власти. Плата рассчитывается в зависимости от количества проведенных в гостинице ночей. К примеру, если за ночь нужно платить 17 крон (0,80 евро), то за неделю турист за одного человека должен будет заплатить около 120 крон.

    Оплата налога происходит при поселении в номер, но если ночлег бронировался онлайн, гости выплачивают City Tax при выезде из отеля. Налоговый сбор прибавляется к плате за пользование мини-баром и подобными услугами.

    Список отелей, не включающих City Tax в цену проживания

    Для примера рассмотрим гостиницы Праги, самого популярного туристического города страны. В таблице указаны названия отелей и размер городского налога при проживании в них.

    Цена Количество звезд Гостиницы
    0,90 евро 3 Adler, Brixen, Charles Central, Merkur, Metropolitan,
    Wenceslas Square
    4 Galerie Royal, Louis Leger, U Divalda
    0,80 евро 3 Olympik Tristar
    4 Ambiance, Central Hotel, Olympik Hotel
    5 Boscolo Hotel, The Grand Mark Prague
    0,60 евро 3 Bologna Residence, Jasmin, Jeleni dvur, Populus, Residence La Fenice, Residence Leon D´Oro, Tosca
    4 Artemis, Beseda, Caesar Hotel, Praga, Ramada Prague City Centre,
    Charles Bridge Palace, Rokoko, Roma, Royal Esprit, Sonata, Crystal Palace, Downtown, Embassy Prague, Galileo Hotel, Juliš, Manes
    5 International

    От налогового сбора в Праге освобождаются:

    • туристы, которые приехали в город дольше, чем на три месяца;
    • люди, остановившиеся в гостиницах по работе;
    • постояльцы младше 18 лет;
    • туристы старше 70 лет;
    • гости города с тяжелой формой инвалидности.

    При освобождении от налога могут потребовать написать специальное заявление, но это практикуется не везде.

    Заключение

    Оплачивая сбор, турист поддерживает туристическую инфраструктуру страны. Деньги идут на развитие этой отрасли, поэтому при посещении города в следующий раз можно рассчитывать на еще более интересную программу. Например, появление новых городских праздников и других мероприятий, способных заинтересовать туристов. Собранные средства направляются на улучшение условий проживания гостей города, а не остаются в гостинице, как считают некоторые путешественники.

    Советы туристам. Как путешествовать по Чехии: Видео

  • Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: